Содержание

Жан Дюбюффе в галерее Барбикан. 5 интересных фактов о художнике

Photo Edward Quinn © edwardquinn.com

Жан Дюбюффе: Брутальная красота / Jean Dubuffet: Brutal Beauty — это первая крупная выставка-ретроспектива работ французского художника в Великобритании за более чем 50 лет. В послевоенном современном искусстве Дюбюффе стал одной из самых провокационных фигур, позволивших себе восстать против традиционных представлений о красоте и нормальности, чтобы передать поэзию жизни более жестким и аутентичным образом. 

Экспозиция Brutal Beauty, представленная в галерее Барбикан, объединяет более 150 работ художника из государственных и частных коллекций: от ранних портретов, литографий и фантастических статуй до картин из крыльев бабочек и гигантских красочных полотен. Купить билеты на выставку можно здесь, но, перед тем как отправляться в Барбикан, предлагаем вам больше узнать о судьбе и творчестве художника. Вот 5 необычных фактов из его биографии. 

1

Жан Дюбюффе стал художником после 40 лет и быстро получил признание публики

Жан Дюбюффе появился на свет в Нормандии, в 1901 году, в буржуазной семье виноторговцев. В возрасте семнадцати лет он отправился изучать живопись в Париж, где познакомился с такими ключевыми фигурами художественной сцены, как Хуан Грис и Фернан Леже. Однако уже к 1924 году Дюбюффе разочаровался в выбранной профессии и бросил творчество на следующие восемь лет, начав развивать собственный винный бизнес. К занятиям живописью он вернулся лишь в середине 1930-х годов, после чего вновь отказался быть художником, долгое время искал себя и только в 1942 году принял окончательное решение.

Вернувшись к живописи, Дюбюффе нашел индивидуальный творческий метод, который позволил ему отразить привычную повседневную жизнь в новом свете. Его работы произвели огромное впечатление на коллег из круга парижских авангардистов, с которыми его познакомил друг детства — поэт Жорж Лимбур. Первая персональная выставка Дюбюффе состоялась в галерее Рене Друэна в Париже уже в 1944 году. С одной стороны, она шокировала критиков, с другой — укрепила его репутацию в мире авангардизма.

2

Жан Дюбюффе был народным художником и создавал работы в наивном стиле

«Чем банальнее может быть вещь, тем больше мне она подходит, — сказал Дюбюффе в 1945 году. — К счастью, я ни в коем случае не считаю себя исключительным. В своих картинах я хочу восстановить видение обычного человека».

Le Métro, 1943

Серия работ «Метро», созданная в 1943 году, демонстрирует приближенность Жана Дюбюффе к повседневной жизни и ту первобытную энергию, которую он вкладывал в процесс живописи. Люди на его полотнах изображены при помощи ярких красок, в отчасти грубой, но характерной для Дюбюффе манере рисования. При этом художник сознательно придерживался наивного стиля живописи. Считается, что частично на него повлияло доисторическое искусство, частично — детские рисунки, а также граффити, которые он видел на парижских улицах.

3

Он стал отцом направления Art Brut и собрал коллекцию из 5000 работ

Дюбюффе назвал свой отказ от академического искусства «антикультурным», а поиски альтернативного творчества привели его к художникам, манера рисования которых была далека от общепринятых понятий красоты. Исследуя их работы во Франции и Швейцарии, он обнаружил, что многие из таких картин были созданы художниками, у которых не было специального образования и которые часто оказывались психически нездоровыми. Этому искусству Дюбюффе присвоил название Art Brut, которое он объяснил следующим образом:

«Под Art Brut мы понимаем произведения, выполненные людьми, не тронутыми художественной культурой, — писал он, — в которых мимика, в отличие от того, что происходит с интеллектуалами, играет незначительную роль или не играет никакой роли, так что их авторы рисуют все, исходя из их собственных глубин, а не из клише классического искусства или того, что является модным».

Compagnonnage, 1956

Дюбюффе собрал необыкновенную коллекцию Art Brut, и к тому времени, когда он подарил ее Лозанне в 1971 году, она насчитывала порядка 5000 работ от 133 художников. Именно эти работы легли в основу музея Art Brut, который открылся там же в 1976 году.

4

Дюбюффе был неутомимым экспериментатором и работал с разными материалами

Художник часто изобретал новые техники. В 1940-х годах Дюбюффе создал то, что называл Haute Pâtes («высокие пасты»), используя для работы гудрон, асфальт и все — от угольной пыли до гальки и стекла, что совершенно не предназначалось для живописи. С помощью инструментов он выцарапывал простые формы на этой липкой поверхности, а затем перешел к Pâtes Battues («битые пасты») — рисовал темными красками грунт, на который наносил толстый слой белой пасты штукатурным ножом.

The Exemplary Life of the Soil (Texturology LXIII), 1958 © Tate Images

Позже он даже создал серию «Текстурология» — абстрактные картины, в процессе работы над которыми он адаптировал традиционную тирольскую технику, используемую штукатурами.

5

Жан Дюбюффе изобрел несколько уникальных техник живописи

В начале 1950-х годов, используя технику ассамбляж, Дюбюффе создал серию коллажей «Маленькие картинки из крыльев бабочек» (1953), которые назвал assemblages d’empreintes («сборка отпечатков»). Термин Дюбюффе укрепился, и ассамбляжем стали называть произведения искусства, выполненные из обломков естественных материалов, предметов или их фрагментов.

Photo Luc Joubert © jeannebucherjaeger.comSite Inhabited by Objects © Tate Images

Еще одна техника живописи, с которой работал художник, называлась hourloupe. Она родилась из почеркушек во время телефонного разговора, когда сознание никак не участвует в процессе рисования. Удивительным образом они напоминают работы тех самых представителей направления Art Brut, которые тоже любили обилие мелких деталей.

рисунки душевнобольных как новый жанр в живописи

Updated:

В конце 40-х годов прошлого века произошло немыслимое. Художник и скульптор из Франции Жан Дюбюффе (Jean Philippe Arthur Dubuffet), создавший десятки тысяч работ, которыми сегодня гордятся лучшие галереи мира, преподнес публике весьма неоднозначный сюрприз. Впечатленный книгой психиатра Принцхорна «Живопись душевнобольных», он организовал выставку работ постоянных обитателей психлечебниц.

До него никто кроме психиатров не собирал рисунки клиентов «желтых домов», но мастер пошел еще дальше — он объявил о создании нового жанра в искусстве. Жанра, имеющего сходные черты с дадаизмом, примитивизмом, сюрреализмом, а также получившего с легкой руки живописца название «арт брют» или «дикое, сырое искусство».

Позднее к этому названию добавился еще один эпитет — «искусство аутсайдеров», обозначивший феномен произведений, игнорирующих общепринятые рамки. Французский живописец стал не только одним из первооткрывателей сложного и неоднозначного арт брюта, но также его верным вассалом — с 40-х годов прошлого столетия его картины более всего походят на детские рисунки или каракули психически больного человека. Но вернемся к коллекции Дюбюффе.

Маргинальное творчество

Он тщательно и скрупулезно подбирал работы для своего собрания. Среди них были рисунки маньяков и убийц, насильников, обычных чудаков, людей, страдающих сильнейшими душевными расстройствами, а также представителей экзотических малочисленных этносов — всех тех, кто подпадает под определение «аутсайдер». Почему эта живопись заинтересовала художника? Он утверждал, что понятие красоты и уродства неприменимы к ней, что это — подлинное свободное искусство, которое существует вне рамок культуры. Оно восхищало художника.

Адольф Вёльфли

Дюбюффе стал одним из «родителей» многих классиков жанра. Среди них швейцарец Адольф Вёльфли (Adolf Wölfli). Будущая звезда жанра появилась на свет в 1864 году, а уже с 1895-го бывший камнетес безотлучно проживал в психиатрической лечебнице Вальдау, где десятью годами позднее и начал рисовать. Работы Вёльфли отличаются великолепной детализацией и геометричностью. В 1948 году часть их стала экспонатами знаменитой выставки в Париже.

Алоиза Корбаз

Стоявшая у истоков швейцарского примитивизма, Алоиза Корбаз (Aloïse Corbaz) была совершенно заурядной частной учительницей, пока сразу после Первой мировой, в 1918-м, у нее не диагностировали шизофрению. Спустя два года она — уже постоянная пациентка сумасшедшего дома. Там же Корбаз и начала рисовать.

Будучи в юности страстно влюбленной в последнего прусского короля, Алоиза сделала частыми героями своих произведений романтичные пары. Любила она изображать исторических персонажей, театральная тематика тоже была ей близка.

Дюбюффе нашел душевнобольную художницу в 1947 году и был поражен яркой экзотичностью ее полотен. До конца жизни гениальной сумасшедшей художник продолжал скупать ее работы. Интересно, что Алоиза совершенно не выбирала на чем ей рисовать — холстом ей служили картон и газеты, обрывки оберточной бумаги, которые она аккуратно сшивала.

Кого еще вдохновлял арт брют

Было и множество других авторов, работы которых вошли в коллекцию Дюбюффе и послужили для самого художника источником вдохновения. К слову, он — не единственный, кого восхитило и поразило маргинальное аутсайдерское искусство. Среди поклонников также числятся Макс Эрнст, Клас Олденбург, Джим Дайн, авангардистка Ники де Сен-Фаль, Жан Тэнгли и Сальвадор Дали.

La Closerie Falbala Жана Дюбюффе • Интерьер+Дизайн