Жанр пьесы «Горе от ума» Грибоедова: жанровое своеобразие и особенности произведения |LITERATURUS: Мир русской литературы

Пьеса «Горе от ума» является выдающимся произведением русской классической драмы.

В этой статье представлен анализ особенностей жанра пьесы «Горе от ума» Грибоедова, мнение критиков о жанровом своеобразии и особенностях произведения.

Смотрите: 
Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»

Жанр пьесы «Горе от ума» Грибоедова: особенности произведения


А. С. Грибоедов о жанре «Горе от ума»:

«Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его. Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание, сколько можно было». (А. С. Грибоедов о «Горе от ума» )

Н. И. Надеждин о жанре «Горе от ума»:

«Надобно видеть “Горе от ума” на сцене, чтобы удостовериться решительно, как мало в этой пьесе драматического. …Совершенное отсутствие действия в пьесе… …содержание и ход ее не приковывают к себе никакого участия, даже не раздражают любопытства.

Акты сменяют друг друга…, доставляя удовольствие собою, каждый порознь, но не производя никакого цельного эффекта. <…>

Коротко сказать, явление “Горя от ума” на сцене показывает, что оно писано совсем не для сцены!

Но… мы в то же время признаемся, что представление “Горя от ума” видели с удовольствием. Отчего ж это происходит? Оттого, что эта пьеса имеет другие достоинства, развлекающие беспрестанно внимание и не допускающие соскучиться драматическою ее пустотою. “Горе от ума” не есть комедия, но живая сатирическая картина, вставленная в сценические рамы. <…>

Это панорама гостиных Москвы, неподвижная, но выразительная, яркая, живописная! … вот где корень удовольствия, с коим “Горе от ума” принималось, принимается и будет приниматься!

Произведение сие, несмотря на свою сценическую несообразность, может долго держаться и иметь зрителей как
живой документ из летописей общественной жизни


(Н. И. Надеждин, критическая статья ««Горе от ума». Комедия в четырех действиях, А. Грибоедова», 1831 г.)

Н. К. Пиксанов о жанровом своеобразии «Горе от ума»:

«… сатирическая комедия «Горе от ума» стала поэтической декларацией декабризма… <…> Читатели того и более позднего времени воспринимали «Горе от ума» как смелый памфлет, сатиру. <…> 

Литература стремилась глубже отразить современность и историю. На запросы жизни Грибоедов и Пушкин одновременно ответили гениальными созданиями художественного реализма — комедией «Горе от ума» и романом «Евгений Онегин».

Реализм «Горя от ума» — это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный. <…>

По существу «Горе от ума» следовало бы называть

не комедией, а драмой…»

В «Горе от ума», как в социальной драме, воссоздано борение социальных сил в русском обществе перед 14 декабря. <…>

«Горе от ума» — также и реалистическая бытовая пьеса. Жизнь большого барского дома в Москве, от раннего утра…  и до поздней ночи… изображена с удивительной полнотой и правдивостью. 

Произведение Грибоедова драгоценно и как психологическая драма. Психологический реализм в «Горе от ума» проявляется постоянно и многообразно: в характеристике Фамусова, в диалоге Чацкого с Натальей Дмитриевной Горич, в говорливости Репетилова и т.д. <…> Грибоедов первый в русской литературе создал психологическую драму

Изобилие художественно-сатирических элементов дает «Горю от ума» место в первом ряду художественных достижений раннего критического реализма… <…> Взамен прежней книжности в комедию врывается поток живой разговорной речи. <…> 


Крупнейшей стилистической особенностью «Горя от ума» является его стиховая форма. Это как бы музыкальная драма со своим неизбежным ритмом, не допускающим произвольных остановок и пауз.»

(«А. С. Грибоедов. «Горе от ума»» под ред. Н. К. Пиксанова, серия «Литературные Памятник», изд-во «Наука», М. 1969 г.)

В. Н. Орлов о жанре «Горе от ума»:

«В сущности, «Горе от ума», конечно, вовсе не комедия в обычном значении этого слова,а патетическая драма о горестной судьбе умного, передового человек в фамусовско-молчалинско-скалозубовской России.»

(В. Н. Орлов, послесловие к книге «Горе от ума», Москва, «Детгиз», 1949 г.)

Это был анализ особенностей жанра пьесы «Горе от ума» Грибоедова, мнение критиков о жанровом своеобразии и особенностях произведения.

Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»

www.literaturus.ru

Жанр и стиль комедии «Горе от ума» Грибоедова / Грибоедов А.С.

Жанр «Горе от ума» — общественная комедия, то есть комедия, которая высмеивает социальные пороки и дурные нравы общества. В комедии «Горе от ума» Грибоедов развивает традиции этого жанра, заложенные ещё Д.И. Фонвизиным в комедиях «Бригадир» и «Недоросль» и продолженные другими комедиографами-предшественниками Грибоедова, например В.В. Капнистом в комедии «Ябеда». Вместе с тем Грибоедов создаёт комедию нового типа, впоследствии ставшую ориентиром для комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (1835) и комедии А.Н. Островского «Лес» (1871).

В комедии «Горе от ума» соединяются разные литературные стили. Она создавалась в тот период, когда в русской литературе шёл интенсивный процесс образования жанров и формирования стилей: до XVIII века русская литература была прежде всего церковной и её становление как светской литературы пришлось на XVIII и первую половину XIX века. Поэтому комедия «Горе от ума» выполнила историческую роль, объединив в себе три ведущих стиля эпохи: классицизм, романтизм и реализм. В ней проявилось характерное для классицизма чёткое разделение на отрицательное и положительное в жизни и многие приёмы классицизма. Так, в комедии отражён закон трёх единств: соблюдаются единство времени (события происходят в течение суток) и единство места (события происходят в доме Фамусова), однако третье единство — единство действия — не выдержано, поскольку конфликт разделён на любовный и общественный. Главный герой комедии — Чацкий — воплощает основной принцип романтизма: он выделен из общей массы и противостоит всему обществу. В сюжете присутствуют и основные романтические мотивы в судьбе героя: мотив бегства и изгнанничества. Вместе с тем «Горе от ума» — первая русская реалистическая комедия, поскольку все принципы предшествующих стилей в ней переосмыслены. Это прежде всего относится к конфликту произведения, изменению классицистического любовного треугольника, системе персонажей, развязке комедии, её языку.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

classlit.ru

Горе от ума | Русская Литература вики

Клякса!!!

Эта статья содержит неполные или устаревшие факты, и её следует дописать.


Го́ре от ума́ — хрестоматийная русская комедия в стихах, написанная разговорным языком и вольным ямбом. Неисчерпаемый источник пословиц и коллекция бессмертных русских типажей. Также «Горе от ума» стало первым произведением, массово тиражировавшимся в самиздате. Полностью и без купюр комедия была напечатана только в 1862 году.

    Сюжет

    В начале 1820-х годов, «спустя десять лет после войны 1812 года, то есть в 1822», Александр Чацкий — молодой остроумный дворянин и пылкий гражданин — после трёхлетнего отсутствия возвращается в Москву, где он вырос в доме крупного чиновника Фамусова, и спешит к любимой девушке — дочери Фамусова, Софье. Но культурная дистанция оказывается непреодолимой: Софья полюбила лицемера и карьериста Молчалина, а самого Чацкого за неуместные проповеди объявляют сумасшедшим.

    [1]

    Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы ум у нас, грешных, был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека)

    Чацкий же презирает Молчалина за старание угодить каждому, за чинопочитание. Узнав, что именно такой человек покорил сердце Софьи, Чацкий разочаровывается в своей возлюбленной.

    Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество, выразителем мнений которого выступает отец Софьи Павел Фамусов. Однако в обществе проходят слухи о сумасшествии Чацкого, пущенные раздосадованной Софьей. В конце пьесы Чацкий решает покинуть Москву.

    История создания

    Написания

    Пьеса была задумана в 1820 году в Персии, где Грибоедов служил по дипломатической линии. Свидетельства современников о том, что замысел был у Грибоедова уже в 1816 считаются литературоведами недостоверными.
    Первые два действия Грибоедов писал 1821-23 годах. Осенью 1821 года Грибоедов служил в Тифлисе, где впоследствии сделал карьеру при генерале Ермолове.
    Летом 1823 года в селе Дмитровском Тульской губернии Грибоедов пишет действия III и IV. Оставив на время службу весной 1823 года Грибоедов в это время гостит у своего старинного друга Степана Бегичева. Считается, что на московских балах, которые он посещал в это время, он активно собирал для комедии новый материал.
    Первый вариант комедии был закончен в июне 1824 года. По дороге в Санкт-Петербург Грибоедов придумывает новую развязку и уже в Петербурге сильно перерабатывает комедию

    russianliterature.fandom.com

    «Горе от ума» главные герои

    В отечественной классике Грибоедов известен, как автор первой комедии, сочетающей в себе примеры классицизма и реализма, хотя у него были и другие комедии, созданные раньше. Ранее созданные пьесы включали в себя зачатки сочетания различных стилей для основания нового, но истинным результатом новаторского жанра, стало произведение Грибоедова «Горе от ума». Идея пьесы возникла у автора в 1820 году, значимую помощь в описании образов, писателю оказали рассказы его давней подруги, Греховой Е. Б. Комедия Грибоедова считается верхом поэтической драматургии, реплики из пьесы моментально превратились в цитаты, до сих пор используемые в нашей жизни.

    В «Горе от ума» герои, один из которых Чацкий, показывают конфликт поколений. Также в этой пьесе присутствуют внесценические персонажи, в список которых входят представители московского общества. Главные герои «Горе от ума», кроме Чацкого, не имеют прототипов, в некоторых второстепенных персонажах выражены черты современников автора из литературного общества. Эта таблица, в которой дана характеристика героев, может помочь в изложении краткого содержания пьесы.

    Чацкий

    Положительный герой комедии. Воспитывался в семье Фамусова, достигнув совершеннолетия, стал жить отдельно. Молодой дворянин, обладающий острым умом и проницательностью, у него благородная душа и высокие помыслы. Осуждает взгляды Фамусова, а значит, всего дворянского общества. Горячо любит свою Родину и свой народ, его гордость задевает насмешливое отношение иностранцев ко всему русскому. Влюблен в Софью, узнав о ее любви к ничтожному Молчалину, разочарован и в ней, и в обществе, покидает Москву.

    Фамусов

    Богатый помещик, вдовец, воспитывает дочь Софью. Сторонник старинного уклада жизни. Основные черты его характера – раболепство и чинопочитание. Щепетильно относится к общественному мнению о своей особе и о своей семье. Является противником Чацкого в спорах о взглядах на жизнь. Мечтает выдать дочь замуж за Скалозуба. Заигрывает со служанкой.

    Софья

    Наивная и доверчивая дочь Павла Афанасьевича. Она воспитана и образована в лучших традициях дворянского общества Москвы. Не поняла настоящего чувства Чацкого, влюблена в Молчалина. Играет на фортепиано, читает французские повести. Софья – это образ смелой и решительной девушки, у нее сильный характер.

    Молчалин

    Характеристика героя содержит лишь отрицательные эпитеты. Служит секретарем Фамусова, человек с мелкой, подлой душонкой. Холодный лицемер, беспринципный и глупый лизоблюд. Расчетливый и трусоватый. Родился в бедной семье, мечтает попасть в «высшее» общество. Влюблен в служанку Лизу. Боготворит Татьяну Юрьевну.

    Скалозуб

    Не слишком умный человек, состоятельный холостяк, еще не старый. Служит полковником, обычный «солдафон», мечтает о карьере генерала, вся его жизнь – в армии. Известен в московских кругах.

    Лиза

    Ветреная девушка, прислуга в доме Фамусова, игривая, веселая. Ей нравится буфетчик Петруша. К ней благосклонно относится Фамусов. Покрывает свою госпожу Софью.

    Репетилов

    Старинный приятель Чацкого, его пародийное отображение. Простодушный, глуповатый, заурядный человек.

    Загорецкий

    Вхож в дом Фамусова, светский человек, поверхностный, глуповатый, мошенник и плут.

    Хлестова

    Свояченица Павла Афанасьевича, зловредная одинокая старуха, от одиночества завела свору собачек и кучу приживалок.

    Платон Михайлович Горич

    Приятель Чацкого, разочарован в женитьбе на молодой женщине, покорно ей подчиняется. Отставной военный.

    Наталья Дмитриевна Горич

    Молодая супруга Горича, любительница балов, до назойливости заботится о муже.

    Князь Тугоуховский

    Глуховатый старичок, приятель Фамусова, цель жизни – выгодно пристроить своих шесть дочерей.

    Княгиня Тугоуховская

    Супруга князя, поддерживает взгляды Фамусова, противница образования, мечтает о выгодной партии для дочек.

    Графини Хрюмины

    Имена их неизвестны, роль незначительна. Престарелая бабка ездит с внучкой по балам, надеясь выдать ее замуж.

    Максим Петрович

    Покойный дядя Павла Афанасьевича, его яркий пример для подражания.

    Петрушка

    Слуга, знает азы грамоты, помогает хозяину делать записи, неопрятный.

    obrazovaka.ru

    Жанр “Горе от ума” — Сочинения по русской литературе

    При анализе комедии “Горе от ума” жанр произведения и его определение вызывает немало сложностей. Являясь новаторской, комедия “Горе от ума” А. С. Грибоедова разрушила и отвергла многие принципы классицизма. Как и традиционная классицистическая пьеса, “Горе от ума” имеет в своей основе любовную интригу. Однако параллельно с ней развивается общественный конфликт. Здесь поднимаются вопросы взяточничества, чинопочитания, лицемерия, презрения к уму и образованности, карьеризма. Поэтому не представляется возможным четко обозначить

    разновидность комедии “Горе от ума”. В ней переплетаются черты и комедии характеров, и бытовой комедии, и общественной сатиры.

    Нередко возникаю даже споры о том, а комедия ли “Горе от ума”. Как определяет жанр пьесы “Горе от ума” ее создатель? Грибоедов назвал свое творение комедией в стихах. Но ведь ее главный персонаж отнюдь не комичен. Тем не менее “Горе от ума” обладает всеми признаками комедии: здесь есть комические персонажи и комические ситуации, в которые

    они попадают. Например, Софья, застигнутая отцом в комнате с Молчалиным, говорит, что секретарь Фамусова оказался там случайно: “Шел в комнату, попал в другую”. Глупые шутки Скалозуба демонстрируют его внутреннюю ограниченность, несмотря на внешнюю солидность: “Мы с нею вместе не служили”. Комичным является несоответствие мнения персонажей о себе и тем, что они представляют собой на самом деле. К примеру, уже в первом действии Софья называет Скалозуба глупым, заявляет, что в разговоре он не может связать двух слов. Сам же Скалозуб так говорит о себе: “Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы, об них как истинный философ я сужу”.

    Современники называли пьесу “Горе от ума” высокой комедией, потому что в ней подняты серьезные нравственные и общественные проблемы.

    Однако традиционные возможности этого жанра не были способны в полной мере решить творческий замысел писателя. Поэтому Грибоедов вносит существенные корректировки в традиционное понимание комедии.

    Во-первых, Грибоедов нарушает единство действия. В его пьесе впервые появляются два равноправных конфликта: любовный и социальный. Кроме того в классицизме в развязке порок должен быть побежден добродетелью. В пьесе “Горе от ума” этого не происходит. Чацкий, если и не побежден, то вынужден отступить, так как он в меньшинстве и не имеет шансов на победу.

    Во-вторых, изменяется и подход к персонажам комедии. Грибоедов делает их более реалистичными, отказываясь от традиционного деления на положительных и отрицательных героев. Каждый персонаж здесь, как и в жизни, наделен как положительными, так и отрицательными качествами.

    Также можно говорить о присутствии в пьесе элементов драматического жанра. Чацкий не только не смешон, он еще и переживает душевную драму. Находясь три года за границей, он грезил встречей с Софьей, строил в мечтах счастливое будущее с ней. Но Софья холодно встречает бывшего возлюбленного. Она увлечена Молчалиным. Мало того, что надежды Чацкого в любви не оправдались, он еще и чувствует себя лишним в фамусовском обществе, где ценятся только деньги и чины. Теперь он вынужден осознать, что навсегда оторван от людей, среди которых был воспитан, от дома, в котором вырос.

    Личную драму переживает и Софья. Она была искренне влюблена в Молчалина, рьяно защищала его перед Чацким, находила в нем положительные черты, но оказалась жестоко преданной своим возлюбленным. Молчалин был с ней только из почтения к ее отцу.

    Таким образом, жанровое своеобразие “Горя от ума” заключается в том, что пьеса представляет собой смешение нескольких жанров, ведущим из которых является жанр общественной комедии.

    home-task.com

    Какой жанр, род, какая композиция произведения «Горе от ума»?

    Особенности сюжета и композиции комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    А. С. Грибоедов много работал как драматург — и один, и в соавторстве со многими известными в то время писателями, но для читателей он остался на всю жизнь автором одной комедии, самой яркой и веселой — «Горче от ума» . Это произведение необычно для своего времени: в нем сочетаются черты уходящего в прошлое классицизма и завоевывающего свои права реализма. От классицизма в пьесе осталось строгое соблюдение «трех единств» : места, времени и действия. События происходят в доме Фамусова в течение одного дня, нет никаких героев и эпизодов, не относящихся к главному конфликту комедии. Классическими можно считать характеры некоторых героев: добродушного «отца семейства» Фамусова, бойкую на язык служанку Лизу — верную подругу своей госпожи.
    Но в сюжете комедии уже появляются особенности, отличающие ее от привычных классических канонов. Прежде всего, в ней две сюжетные линии, которые тесно взаимосвязаны: общественный конфликт Чацкого и фамусовского общества и личные взаимоотношения Чацкого и Софьи. Обе линии связаны так тесно, что все композиционные моменты: завязка, кульминация, развязка — в них точно совпадают.
    Экспозицией — событиями, происходящими до начала развития действия, — можно назвать в комедии обстановку в доме Фамусова до приезда Чацкого. Из слов Лизы, из ее бесед с Фамусовым и Софьей мы узнаем о свиданиях Молчалина и Софьи, о желании Фамусова выдать дочь замуж за Скалозуба, о том, что Чацкий прежде был другом Софьи, воспитывался в этом доме, но потом уехал путешествовать и за три года не написал ни строчки. Понятно, что Софья оскорблена его отъездом: «Ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко! » И наверное, в отместку уехавшему Чацкому избрала она Молчалина — скромного, во всем с ней согласного, полную противоположность строптивому Чацкому. В то же время Софья вовсе не разделяет мнения отца, который считает Скалозуба лучшим женихом для дочери: «Он слова умного не выговорил сроду, — мне все равно, что за него, что в воду» .
    Но завязка комедии — в приезде главного героя. Только с его появлением начинают развиваться обе сюжетные линии. Чацкий горяч, порывист, весь в движении, от первой своей реплики: «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног» —идо последней: «Карету мне, карету!» . Он сразу же обращает внимание на холодность Софьи и пытается понять причину такого невнимания: кто теперь герой романа? Перечисляя всех старых знакомых и расспрашивая о них, он дает каждому меткую, язвительную характеристику, и Софье забавно его слушать, пока он так же язвительно не высмеивает Молчалина. Софья чувствует себя оскорбленной и начинает избегать Чацкого, стараясь не выдать свои чувства к Молчалину. Так начинается личная драма героя. Параллельно с нею развивается общественный конфликт: ведь Чацкий смело и страстно высказывает свои взгляды на устройство общества, на крепостное право, на необходимость служения государству. Это пугает Фамусова, этого не может принять Молчалин, этого не понимает Скалозуб, и, наконец, этим Чацкий восстанавливает против себя всех гостей в доме Фамусова. Сцена бала — кульминация обеих сюжетных линий. Оскорбленная Софья, пользуясь случайной оговоркой, убеждает господина N в том, что Чацкий «не в своем уме» , тот передает новость господину D, а там уже сплетня разрастается, как снежный все права защищены 2001-2005 ком, обогащаясь все новыми подробностями. Гости, которых Чацкий неосторожно настроил против себя, радостно клевещут, отыскивая причину его сумасшествия: то ли это наследственное, то ли пил много, то ли от «учености» . И когда во время одного монолога Чацкий оглядывается вокруг себя, то видит, что его никто не слушает — «все в вальсе кружатся с величайшим усердием» . Показное усердие танцующих и одиночество героя — вот кульминация пьесы, высшая точка развития действия для обеих сюжетных линий.
    http://soch.n

    sprashivalka.com

    Проблема жанра. Основные приемы комического (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

    Проблема жанра. Основные приемы комического (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

    В комедии «Горе от ума» две сюжетные линии: любовная и социально-политическая, они абсолютно равнозначны, и центральным героем обеих является Чацкий.

    В драматургии классицизма действие развивалось в силу внешних причин: крупных переломных событий. В «Горе от ума» таким событием становится возвращение Чацкого в Москву. Это событие дает импульс действию, становится завязкой комедии, но не определяет ее ход. Все внимание автора, таким образом, сосредоточено на внутренней жизни героев. Именно духовный мир персонажей, их мысли и чувства создают систему взаимоотношений героев комедии и определяют ход действия.

    Отказ Грибоедова от традиционной сюжетной развязки и благополучного финала, где добродетель торжествует, а порок наказан,- важнейшее свойство его комедии. Реализм не признает однозначных финалов: ведь в жизни все слишком сложно, у каждой ситуации может быть непредсказуемое завершение или продолжение. Поэтому «Горе от ума» не закончено логически, комедия как бы обрывается в самый драматический момент: когда открылась вся правда, «спала пелена» и все главные герои поставлены перед тяжким выбором нового пути.

    Жанр пьесы критика определяла по-разному (политическая комедия, комедия нравов, сатирическая комедия), но нам важнее другое: грибоедовский Чацкий — не классицистический персонаж, а «один из первых в русской драматургии романтических героев, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи, которые рождает и пропагандирует эта среда; с другой — глубоко и эмоционально «проживает» обстоятельства, связанные с его любовью к Софье» (Энциклопедия литературных героев. М., 1998).

    Грибоедов создал комедию с обширной проблематикой. Она затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и современные в любую эпоху нравственные вопросы. Писатель осмысляет те социальные и нравственно-психологические конфликты, которые делают пьесу истинно художественным произведением. И все же он адресовал «Горе от ума» прежде всего своим современникам. Театр А. С. Грибоедов рассматривал в традициях классицизма: не как увеселительное заведение, но как кафедру, трибуну, с которой мог произнести важнейшие мысли так, чтобы их услышала Россия, чтобы современное общество увидело свои пороки — мелочность, пошлость — и ужаснулось им, и посмеялось над ними. Поэтому Грибоедов стремился показать Москву прежде всего смешной.

    Согласно правилам приличия, обратимся вначале к хозяину дома — Павлу Афанасьевичу Фамусову. Он ни на минуту не может забыть о том, что он отец дочери-невесты. Ее необходимо выдать замуж. Но, конечно, не просто «сбыть с рук». Достойный зять — вот главная проблема, которая его мучает. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» — вздыхает он. Его надежды на хорошую партию связаны со Скалозубом: ведь он «золотой мешок и метит в генералы». Как беззастенчиво лебезит Фамусов перед будущим генералом, льстит ему, шумно восторгается каждым словом этого откровенно глупого «воина», во время боевых действий отсидевшегося «в траншее»!

    Комичен и сам Скалозуб — его ума не хватает даже на то, чтобы усвоить основные правила приличного поведения. Он постоянно громогласно острит и хохочет, рассуждает о «многих каналах» добывания чинов, о счастье в товариществе — это когда товарищи перебиты и ему достаются звания. Но вот интересно: Скалозуб, персонаж чисто фарсовый, смешон всегда одинаково. Гораздо более сложен образ Фамусова: он глубже проработан психологически, он интересен автору как тип. И Грибоедов делает его смешным по-разному. Он просто комичен, когда лебезит перед бравым полковником, заигрывает с Лизой или прикидывается святошей, читая нравоученье Софье. Но его рассуждения о службе: «подписано, так с плеч долой», его восхищение дядюшкой Максимом Петровичем, его гнев на Чацкого и униженный страх перед судом «княгини Марьи Алексевны» уже не только смешны. Они и страшны, страшны своей глубокой безнравственностью, беспринципностью. Страшны тем, что свойственны отнюдь не только Фамусову — это жизненные установки всего фамусовского мира, всего «века минувшего». Именно поэтому Грибоедову было важно, чтобы его герои прежде всего вызывали смех — смех зрителей над теми недостатками и пороками, которые свойственны им самим. И «Горе от ума» — это воистину смешная комедия, это созвездие комедийных типов.

    Вот, например, семейство Тугоуховских: чванливая супруга, муж на посылках, не произнесший за время своего сценического присутствия ни одной членораздельной реплики, и шесть дочерей. Бедный Фамусов у нас на глазах из кожи лезет вон, чтобы одну-единственную дочку пристроить, а тут шесть княжон, да к тому наверняка отнюдь не блистающих красотой. И не случайно, увидев на балу новое лицо,- а им, конечно же, оказался Чацкий (всегда некстати!) — Тугоуховские тут же принялись за сватовство. Правда, узнав, что потенциальный жених небогат, моментально ретировались.

    А Горичи? Разве не комедию они разыгрывают? Наталья Дмитриевна превратила своего мужа, молодого военного, вышедшего недавно в отставку, в неразумное дитя, о котором необходимо постоянно и назойливо заботиться. Платон Михайлович иногда впадает в некоторое раздражение, но, в общем, стоически сносит этот присмотр, давно уже смирившись со своим унизительным положением.

    Итак, перед нами комедия из светской жизни современной Грибоедову Москвы. Какую черту, характерную особенность ее автор постоянно подчеркивает? Мужчины находятся в странной зависимости от женщин. Они добровольно отдали свою мужскую привилегию — быть главными — и вполне довольствуются жалкой ролью. Замечательно формулирует это Чацкий:

    Муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей —

    Высокий идеал московских всех мужей.

    Считают ли они ненормальным подобное положение вещей? Отнюдь нет, они вполне довольны. Причем, обратите внимание, как последовательно проводит Грибоедов эту идею: ведь женщины правят не только на сцене, но и за сценой. Вспомним Татьяну Юрьевну, о которой упоминает Павел Афанасьевич в монологе «Вкус, батюшка, отменная манера…», покровительство которой так дорого и Молчалину; вспомним и финальную реплику Фамусова:

    Ах! Боже мой! что станет говорить

    Княгиня Марья Алексевна?

    Для него — мужчины, барина, государственного чиновника не из мелких — суд какой-то Марьи Алексеевны страшнее Божьего суда, ибо ее слово определит мнение света. Она и ей подобные — Татьяна Юрьевна, Хлестова, графини бабушка и внучка — создают общественное мнение. Женская власть — вот, пожалуй, главная комическая тема всей пьесы.

    Комедия неизменно взывает не к неким абстрактным представлениям зрителя или читателя о том, как должно быть. Она апеллирует к нашему здравому смыслу, поэтому мы и смеемся, читая «Горе от ума». Смешно то, что неестественно. Но что же тогда отличает смех веселый, радостный от смеха горького, желчного, саркастического? Ведь то же общество, над которым мы только что смеялись, вполне серьезно считает нашего героя безумным. Приговор московского света Чацкому суров: «Безумный по всему». Дело в том, что автор свободно пользуется в рамках одной пьесы разными видами комического. От действия к действию комизм «Горя от ума» приобретает все более ощутимый оттенок сарказма, горькой иронии. Все герои — не только Чацкий — шутят по ходу пьесы все меньше и меньше. Атмосфера столь близкого когда-то герою дома Фамусовых становится душной и невыносимой. К финалу Чацкий уже не тот шутник, который высмеивает всех и вся. Потеряв эту способность, герой просто перестает быть самим собой. «Слепец!» выкрикивает он в отчаянье. Ирония — это способ жизни и отношение к тому, что изменить не в твоей власти. Поэтому умение шутить, возможность в каждой ситуации увидеть нечто забавное, высмеять самые священные ритуалы жизни — это не просто особенность характера, это важнейшая черта сознания и мировоззрения. А единственный способ борьбы с Чацким и прежде всего с его злым языком, ироничным и саркастическим, — сделать из него посмешище, отплатить ему той же монетой: теперь он — шут и паяц, хотя о том не подозревает. Чацкий по ходу пьесы меняется: переходит от достаточно безобидного смеха над неизменностью московских порядков и представлений к едкой и пламенной сатире, в которой обличает нравы тех, кто «сужденья черпают из забытых газет // Времен очаковских и покоренья Крыма». Роль Чацкого, по замечанию И.А. Гончарова, — «страдательная», в этом нет сомненья. Драматический мотив все более нарастает к финалу, а комический постепенно уступает свое главенство. И в этом также состоит новаторство Грибоедова.

    С точки зрения

    mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *