Древний Рим

Вопросы занятия

 

·        Географическое положение и природные условия Древнего Рима

·        Предшественники римлян

·        Легенда об основании города Рим

·        Повседневная жизнь римлян

·        Управление в Древнем Риме

 

Мы с вами продолжаем путешествовать по странам Древнего мира. Вы уже познакомились с Египтом и Двуречьем, Финикией, Ассирией, Персидской державой, Индией и Китаем. Узнали о Древней Греции.

«Белым пятном» на карте осталась еще одна страна. Именно туда мы и направимся – в Древний Рим. Знаете ли вы что-нибудь о Древнем Риме? Должно быть многие слышали о «Вечном городе», восстании Спартака, Цезаре, римских легионах… Но римская история не ограничивается только этим коротким списком. Она гораздо длиннее и насчитывает более 1300 лет – от первого упоминания Рима в 753 году до нашей эры до падения «Вечного города» под натиском варваров в 476 году.

За это время произошло огромное число разных событий, с которыми нам и предстоит познакомиться. Но обо всем по порядку.

Географическое положение и природные условия Древнего Рима.

Цивилизация Древнего Рима зародилась в Италии – стране, расположенной на Апенни́нском полуострове. С трех сторон она омывается морями. На Севере – отделена от остальной Европы горами Альпами.

Свое название полуостров получил от горной цепи – Апеннин, которая тянется через всю Италию. Но точное происхождение слова «Италия» неизвестно. Скорее всего, это название пришло из Греции. Переводится оно как «страна телят».

Климат Италии – мягкий и теплый. В древности итальянские реки изобиловали рыбой. В лесах водилось много дичи. Плодородных земель и пригодных пастбищ здесь было гораздо больше, чем в Греции. В горах можно было добыть железо, медь, олово, золото и серебро, строительный камень. Все это создавало благоприятные условия для жизни людей.

Предшественники римлян.

В I тысячелетии до нашей эры Италию населяли многочисленные племена. На Севере проживали лигу́ры – самый древний народ Италии. В центральной части полуострова – этру́ски.

Задолго до римлян они создали высокоразвитую цивилизацию. Этруски были прекрасными земледельцами и ремесленниками, их изделия из бронзы до сих пор восхищают своей красотой. Этруски – отважные мореплаватели. Долгое время они были самым культурным народом Италии.  

Рядом с этрусками, на Юге Италии, проживали ита́лики. Среди них выделялись лати́ны – одно из самых крупных и развитых племен.

Легенда об основании города Рима.

Именно латины основали на берегу реки Тибр город Рим, выросший в столицу одной из самых могущественных древних цивилизаций.

Легенда связывает начало римской истории с потомками троянского героя Эне́я. После падения Трои он по воле Богов оказался в землях Италии. Здесь он женился на дочери царя племени латинов – Лави́нии. Вскоре сын Энея, Аска́ний, основал город А́льба-Ло́нгу. Асканий, а после его потомки, мудро правил своими землями. Одним из них был царь Нуми́тор. Его младшим братом был злой и завистливый Аму́лий. Он сверг Нумитора, а его дочь – Ре́ю Си́львию сделал веста́лкой – жрицей богини огня и домашнего очага Весты.

Отныне девушка должна была поддерживать священный огонь в храме Весты. Ей, как и другим весталкам, запрещалось выходить замуж и иметь детей. Но бог войны Марс полюбил Рею Сильвию. Вскоре весталка родила близнецов. Амулий был в ярости. Он приказал утопить детей и их мать в Ти́бре. Царский слуга бросил корзину с братьями в реку. Но она не утонула. Ее прибило к берегу. На детский плач прибежала волчица и накормила близнецов своим молоком.

Вскоре пастух Фау́стул увидел корзину с младенцами и принес ее домой. Фаустул и его жена, дав найденышам имена Ро́мул и Рем, воспитали их отважными и сильными.

Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они свергли Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора. Возвратив власть законному правителю, братья решили основать новое поселение в том месте, где были вскормлены волчицей. Но вскоре они поссорились. Ромул выбрал для постройки города один из прибрежных холмов, а Рем – другой.

Когда Ромул начал возводить на своем холме оборонительный вал, Рем в насмешку перепрыгнул через него и сказал, что «никогда не видел столь мощных укреплений». Взбешенный Ромул вскричал: «

Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города!» и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво.

Раскаявшись в убийстве брата, Ромул основал город, которому дал свое имя, ведь Рим по-латински произносится «Рома». Это произошло в 753 году до нашей эры. По праву основателя Ромул стал первым римским царем. Теперь он появлялся в одежде пурпурного цвета и с жезлом, украшенным фигуркой орла. Орел был для римлян символом власти, подлинной смелости и победы.

Царя сопровождали 12 воинов. Они назывались ли́кторами. На плечах они несли связки прутьев с воткнутыми в них топорами – фа́сции.

Фасции были символом царской власти. Ведь царь мог приказать своим охранникам выпороть провинившегося римлянина, а совершившего тяжкое преступление – казнить.

Повседневная жизнь римлян.

Постепенно Рим становился больше. Его жители заселили семь холмов по берегу Тибра. Главными из них были:

·        Палатин.

·        Авентин.

·        Капитолий.

По легенде, именно на Палатине волчица вскормила Ромула и Рема. Поэтому в дальнейшем здесь селились самые знатные и богатые римляне. На Авентине – семейства победнее. Капитолий, самый неприступный холм, стал крепостью для всей округи.

Из-за такого расположения Рим также стали называть «город на семи холмах». Но не только Рим имеет такое второе название. Например, на 7 холмах расположены: Москва, Смоленск, Нижний Новгород, Уфа. Столица Турции – Стамбул. Столица США – Вашингтон и ряд других городов. И это не случайность. Во многих культурах число 7 священно. С глубокой древности люди верили в его способность оберегать от зла. Древние римляне не стали исключением.

Первые римские поселенцы жили в хижинах, построенных на деревянном каркасе, укрепленном глиной или камнями. Крышу такого жилища покрывали соломой или тростником. Обстановка хижины была очень бедной. Главное место отводилось очагу, на котором готовили пищу. Он же обогревал живших в таком доме людей.

За пределами города были поля и пастбища. Римляне выращивали ячмень и пшеницу. Капусту и бобы. Разбивали виноградники, держали фруктовые сады. Римляне были хорошими скотоводами. Они разводили рогатый скот (коров, овец, коз), свиней, лошадей и ослов.

Главными видами ремесла в Древнем Риме были: кузнечное дело, ткачество, изготовление глиняной посуды.

Покровителем и хранителем Рима являлся бог войны Марс (отец Ромула и Рема). В его честь даже была названа часть города – Марсово поле. На нем римляне тренировались в военном искусстве. Там же находился алтарь покровителя Рима. Военные тренировки были необходимы, так как Рим постоянно враждовал с соседними городами. В основном войны велись за скот (в те времена его часто использовали вместо денег), рабов, пастбища и пашни.

Римские владения неуклонно росли. Уже к VI веку до нашей эры Рим превратился в многолюдный город. Потомки самых первых жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых главная роль принадлежала отцу. Поэтому детей воспитывали в духе уважения к предкам, подчинения отцовской воле.

Римляне считали, что хороший гражданин в первую очередь должен быть послушным сыном и дисциплинированным воином (как и в Древней Греции, полноправными гражданами Рима были только мужчины).

Кроме патрициев в Риме жили переселенцы из завоеванных земель, выходцы из других областей Италии. Всех их называли плебеями.

Власть в Древнем Риме принадлежала только патрициям. Старейшины родов (в которые были объединены семьи) заседали в совете, который назывался

сенат. Сенат следил за сохранением древних обычаев.

Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему только из мужчин-патрициев:

·        оно решало вопросы войны и мира;

·        принимало новые законы;

·        избирало царя (в Древнем Риме царская власть не наследовалась).

Согласно преданию, Ромул был первым из семи царей Рима. Последним стал Таркви́ний Гордый. Он захватил власть, убив своего предшественника. После – начал преследовать сторонников прежнего правителя. Одних патрициев Тарквиний казнил, других выселил из Рима, захватив их имущество. Но недовольные римляне восстали и в 509 году до нашей эры изгнали Тарквиния. Этими событиями завершился Царский период в истории Древнего Рима.

А теперь давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали.

·        Цивилизация Древнего Рима зародилась на Апеннинском полуострове.

·        Рим – один из древнейших городов Италии, был основан племенем латинов.

·        Легендарными основателями Рима были братья Ромул и Рем. Это произошло в 753 году до нашей эры.

·        Римское общество делилось на патрициев, в руках которых была вся власть, и плебеев.

·        До 509 года до нашей эры Римом правили цари.

videouroki.net

Краткая история Древнего Рима в датах для школьников. Кратко и только основные события

­Краткая история Древнего Рима

­

Древний Рим был одной из самых могущественных цивилизаций за всю историю человечества. Его история берет начало с момента основания Рима в VIII веке до н.э. и длится до падения Римской империи в V веке н.э. Этот многовековой период делится на три части: царский, республиканский и императорский.

Сам Рим был основан италийскими племенами у реки Тибр и был вначале маленькой деревушкой. К северу от нее жили племена этрусков. По легенде там жила весталка Рея, которая волею случая родила двух сыновей от бога Марса — Ромула и Рема. По приказу брата и отца Реи дети в корзине были выброшены в реку и прибились к Палатинскому холму, где их вскормила волчица. Впоследствии на этом холму в

753 году до н.э. Ромул возвел Рим, а волчица стала священным для города животным.

Во времена Царского периода (VIII век до н.э. — VI век до н.э.) Древним Римом поочередно правили семь царей. В VIII веке римляне сдружились с сабинянами и их царь Таций правил совместно с Ромулом. Однако после смерти Тация царем объединенных народов стал Ромул. Он создал сенат и укрепил Палатин. Следующим царем был Нума Помпилий. Он славился своей набожностью и справедливостью, за что и был избран сенатом. Третий царь Тулл Гостилий отличался воинственностью и часто воевал с соседними городами.

После его смерти к власти пришел сабинянин Анк Марций, который значительно расширил город до морского побережья. В Царский период Римом попеременно правили латины, сабины или этрусские правители. Одним из наиболее мудрых правителей был Сервий Туллий из Корникула. Когда-то он попал в плен к римлянам, стал преемником царя Тарквиния Древнего и женился на его дочери. После смерти царя он был единогласно избран сенатом. В начале VI века до н.э. стараниями латино-сабинских патрициев царская власть в Риме пала и наступил Республиканский период, продлившийся примерно до 30 года до н.э.

Этот период был довольно длительным, поэтому его принято разделять на две части: Ранняя Римская Республика и Поздняя Римская Республика. Ранний период был ознаменован борьбой патрициев (родовой аристократии) и плебеев (потомков побежденного народа). Патрициям от рождения присваивались привилегии высшей касты, а плебеям не разрешалось даже заключать законные браки или носить с собой оружие. Республикой правили два консула из касты патрициев. Такое положение дел не могло длиться долго, поэтому плебеи организовали бунт.

Они требовали отмены долгового процента, права на участие в сенате и прочих привилегий. В связи с тем, что их военная роль в стране возросла, патрициям пришлось пойти на уступки и к концу III века до н.э. у плебеев были те же права и возможности, что и у «высшей касты». В этот же период римляне участвовали в серии войн, результатом которых стало завоевание Италии. К 264 году до н.э. Рим стал ведущей державой Средиземноморья. Поздний период формирования республики был ознаменован серией Пунических войн, в ходе которых римляне взяли Карфаген.

см. также: Все краткие истории государств, городов, событий
Рефераты по истории

www.sdamna5.ru

§ 40. Начало Римской истории. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

§ 40. Начало Римской истории

Природные особенности и древние жители Италии

Италия – полуостров, с трех сторон окруженный морями. На севере Италию отделяют от остальных земель Европы высокие горы Альпы. От Альп ответвляется горная цепь – Апеннины, которая тянется через всю Италию. Поэтому полуостров называют также Апеннинским. Климат Италии – мягкий и теплый. Реки и прибрежные морские воды в древности изобиловали рыбой, а густые леса – дичью. Плодородной земли здесь гораздо больше, чем в Греции.

Древняя Италия в VIII–III веках до н. э.

Видимо, самым древним народом Италии, название которого сохранилось, были лигуры, жившие на севере полуострова. Наиболее многочисленными были племена италиков, к которым принадлежали латины и умбры, расселившиеся в центральных областях. Самым культурным был загадочный народ этрусков, или тирренов. Древние названия морей (Тирренское, Лигурийское) и исторических областей Италии (Лаций, Умбрия, Этрурия) доныне хранят память об этих народах.

Объясните, какое море римляне называли «Африканским» и почему; откуда идут названия Лигурийского и Тирренского морей. Как называется река, на которой стоит Рим?

Легенды об основании Рима

Древняя история Италии известна как история Древнего Рима – по имени города-государства, которому удалось подчинить себе все племена и земли Апеннинского полуострова. Сохранилось множество древних легенд о возникновении города. Но наибольшей популярностью пользовались предания об основании города потомком троянского героя Энея Ромулом, который и дал городу свое имя. Ромул и его брат-близнец Рем принадлежали к царскому роду, правившему в одном из городов Лация. По приказу их жестокого сородича, захватившего власть в городе, новорожденные близнецы были брошены в реку Тибр на погибель. Но волны прибили корзину с детьми к отмели, а нашедшая их волчица вскормила близнецов своим молоком.

Волчица выкармливает Ромула и Рема. Древнеримская скульптура

Воспитали братьев простые пастухи. Возмужав, юноши свергли власть коварного царя, но не остались в родном городе, а решили основать новый. Однажды в ссоре Ромул убил Рема и стал единоличным правителем города-государства – первым римским царем. По преданию, Ромул учредил совет старейшин, разделил народ на благородных и простолюдинов. Основание города Ромулом легенды относят к 753 году до н. э.

Закладка городских стен. Древнеримский рельеф

Древние обычаи и предания римлян

По преданию, вскоре после основания города Ромул замыслил дерзкое похищение женщин из племени сабинян. Ведь жители нового города были бедны, за них никто не хотел выдавать достойных невест. Под предлогом празднеств Ромул пригласил в гости соседей. Пока те пировали, его воины стали похищать девушек. Сабиняне начали воевать с народом Ромула, но похищенные сабинянки, успевшие полюбить своих мужей, примирили враждующих. С тех пор, как считают, жены римлян пользовались уважением, были полноправными хозяйками в доме. По обычаю, они не исполняли никакой тяжелой работы, а лишь пряли шерсть. Это рукоделие считалось благородным занятием, приличествующим свободной женщине. Римляне, даже самые знатные и богатые, ходили в домотканых одеждах, изготовленных руками их жен и дочерей.

Какой причиной была вызвана война между римлянами и сабинянами? Чем она завершилась?

Постепенно жители Рима заселили семь холмов по берегу Тибра. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий. Именно на Палатине, по преданию, волчица вскормила Ромула и Рема. В дальнейшем здесь селились самые богатые и почитаемые люди, а на Авентине – семейства победнее. Капитолий, наиболее высокий холм, самой природой был предназначен стать общей крепостью для всей округи. Но однажды во время войны с сабинянами воины Ромула отступили с Капитолия на Палатин. Здесь Ромул воззвал к богу Юпитеру, и к его воинам вернулось мужество. Впоследствии на том месте в честь Юпитера был воздвигнут храм, который стал главным в Риме.

Похищение сабинянок. Французский художник Н. Пуссен. XVII век

Римские цари

После Ромула в Риме правили, сменяя друг друга, шесть царей. Они научили римлян поклоняться новым богам, богине верности Клятве и богу границ Термину, охранявшему пределы города и собственность каждого из его жителей. Почитание этих божеств воспитывало в гражданах уважение к честности, порядку и дисциплине. Римляне научились вести календарь. Само это слово происходит от названия первых чисел месяца у римлян – «календ».

Цари расширили границы Римского государства и самого города Рима. Все жители в соответствии с достатком были разделены на шесть разрядов. На их основе стало набираться войско и созываться Народное собрание. В первый разряд вошли самые состоятельные граждане. Они стали главной силой римского войска, им же принадлежал решающий голос в Народном собрании. Предания говорят, что седьмой царь Тарквиний по прозванию Гордый нарушил согласие, в котором жили римляне и их цари. Он жестоко притеснял жителей государства. В 510 году до н. э. римляне восстали и прогнали Тарквиния.

Подведем итоги

Одним из древнейших городов-государств Апеннинского полуострова был Рим. Первоначально Римом правили цари, а народ высказывал свою волю в Народном собрании.

• 753 год до н. э. Основание Рима.

• 510 год до н. э. Изгнание царей из Рима.

«Никакие другие занятия не внушают так быстро горячую любовь к миру, как земледельческий труд. Он воспитывает в нас воинственный дух для защиты родины».

Плутарх

Вопросы и задания

1. Какие народы жили в древности на территории Италии?

2. Какие события древности отражают легенды об основании Рима?

3. Расскажите о правлении римских царей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древний Рим. Рим от возникновения до установления господства над Италией. 5 класс. История Древнего мира. — Древнейший Рим.

Комментарии преподавателя

К западу от Балканского полуострова, почти в самом центре Средиземного моря располагается Апеннинский полуостров.


На этой богатой во всех отношениях земле зародилась одна из величайших цивилизаций – Древний Рим. Выросшая из небольшого поселения, расположенного в устье реки Тибр и превратившаяся в мировую, по меркам своего времени, империю, она за 12 веков существования подчинила все побережье Средиземного моря и большую часть континентальной Европы.

Как гласит легенда, в незапамятные времена после гибели Древней Трои, некоторым ее защитникам удалось спастись. Корабль беглецов после долгого скитания по Средиземному морю прибыл в Италию, в область Лаций.

Один из троянцев, по имени Эней женился на дочери местного царя, а со временем и сам стал царем. Прошло много десятилетий, пока, наконец, престол не достался потомку Энея — царю Нумитору. Но был у него коварный и завистливый брат Амулий, который сверг Нумитора и занял его место. Опасаясь в будущем лишиться власти, повелел он убить сына Нумитора, а его дочь Рею Сильвию посвятил в весталки, жрицы богини Весты, хранительницы священного огня. Весталки приносили священный обет безбрачия, за нарушение которого полагалась жестокая кара.

Но уже через год Рея Сильвия родила двух близнецов, названных Ромулом и Ремом. Она клялась, что родила их от бога войны Марса. Узнав об этом, Амулий заточил племянницу в темницу, где она впоследствии скончалась, а младенцев приказал бросить в реку.

 

 
 


Произошло это событие весной, во время разлива Тибра, поэтому слуги, отправленные Амулием, испугались заходить далеко в реку, оставив корзинку с младенцами на мелководье. Речной поток подхватил корзину и понес, а вскоре она зацепилась за ветку растущего на берегу дерева. На крик голодных детей из соседнего леса прибежала волчица, напоившая их своим молоком, а через какое-то время корзину обнаружил пастух и принес ее домой.

Выросли Ромул и Рем сильными и смелыми.

Долгое время занимались они пастушеством.

Но со временем открылась тайна их рождения, и близнецы задумали отомстить. Вооружив своих друзей, они ворвались в царский дворец, убили Амулия и вновь возвели на трон своего деда, Нумитора. Затем Ромул и Рем вернулись в места, где прошли их детские годы и решили основать там город.

Братья долго не могли выбрать место для строительства. Ромул предлагал расположить его на холме, называемом Палатин, а Рем убеждал занять холм, называемый Авентин. Между братьями вспыхнула ссора, Ромул убил Рема и основал на Палатине город, который назвал в честь себя Римом.

 

 

Легендарной датой основания города считалось 21 апреля 753 г. до н.э. Долгое время к этой легенде относились как к красивой сказке, не воспринимая всерьез.

Но в XX веке, благодаря археологическим раскопкам было установлено, что первое поселение на месте города действительно появилось в IX-VIII вв. до н.э.


С основания города начинается первый период римской истории, названный царским. Он продолжался с 753 по 509 гг. до н.э.

За это время в Риме правило семь царей. Первым из них был легендарный Ромул, а последним – Тарквиний Гордый, изгнанный из города за чрезмерную жестокость.

В царский период были заложены основы социального и государственного устройства Рима. Все население государства делилось на два сословия. Первое – патриции – потомки коренных жителей Рима, т.е. Ромула и его приверженцев. Вторые – плебеи, потомки людей, переселившихся в Рим из других областей Италии.

В управлении Римом в царский период принимали участие лишь патриции. Главы трехсот старейших родов входили в сенат, т.е. совет старейшин, который совместно с царем управлял государством.

Рим в раннюю свою историю был традиционным полисом, мало отличавшимся от полисов классической Греции. Каждая патрицианская семья получала участок земли, на которой она занималась пахотой или отводила под пастбища. Члены фамилии (так римляне называли свои семьи) сами занимались обработкой земли. Продуктами земледелия являлись ячмень, пшеница, виноград и лен. Семьи жили вместе, в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Глава семьи обладал огромной властью. Даже взрослых своих сыновей, которые обзавелись своими семьями, глава рода мог продать в рабство.

Подведем итоги урока:

  1. В 753 г. до н.э. братьями Ромулом и Ремом был основан город Рим;
  2. С 753 по 509 гг. до н.э. Римом правили цари совместно с сенатом;
  3. В 509 г. до н.э. из Рима был изгнан последний царь – Тарквиний Гордый.

К занятию прикреплены файл  «Это интересно!» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:  

  • http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Drevneyshiy-Rim
  • http://www.youtube.com/watch?v=N1djUf89s38
  • http://www.youtube.com/watch?v=GIteL34FvbQ
     

www.kursoteka.ru

История Древнего Рима — История

4


Урок истории Древнего мира в 5-м классе по теме «Древнейший Рим»

Цели: — познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима; какое влияние оказали эти особенности на развитие экономики Рима;

— познакомиться с легендой об основании Рима;

— выяснить, каким был политический строй в Риме

— развивать умение работать картой, находить нужную информацию;

Оборудование: Карта “Древний Рим”, презентация, компьютер.

Основные понятия урока :

Плебеи – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.
Патриции – потомки основателей Рима.

Марс – бог войны.

Веста – богиня семьи и хранительница очага.

Весталка – жрица богини Весты.

Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.

Дата : 753 год до н. э. – основание Рима.

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы с вами начнём изучать ещё одну древнюю цивилизацию, которая называется Рим. В наши дни Рим – это столица государства Италии, а в древности он был главным городом, в котором процветало очень сильно рабовладение. Это государство, как и его главный город, называлось Рим.

Вас ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную вам до этого урока, но знания, полученные на этом уроке, будут необходимы вам продолжительное время – и для изучения новых тем по истории во всех последующих классах, и на уроках литературы и ИЗО, да и просто в обычной жизни. Многие слова и термины, изученные на этом уроке, вы уже слышали, так как они используются в повседневной жизни, в средствах массовой информации, но значение этих слов вы узнаете сегодня.

— Если мы из Греции сядем на корабль выплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы — Рим . Покажите этот путь на карте.

3. Изучение нового материала.

Рассказ учителя сопровождается составлением таблицы

— Ребята, а что вы знаете об этой стране? (Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, правил Нерон)

План урока ( сл. 3)

1. Местоположение Рима и его природные особенности.
2. Легенда об основании Рима.

3. Город на семи холмах и его обитатели.
4. Управление в древнейшем Риме.

( сл. 4)

Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

— Какой полуостров мы с вами изучали на Средиземном море? ( Балканский)

— Какое государство на нём находится?

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

— Вспомните, чем занимались греки? ( выращивали оливки, виноград, разводили овец).

( сл. 5 ) сделаем вывод:

Греция Рим

На Балканском полуострове

На Апеннинском полуострове

Климат жаркий

Климат тёплый, благодатный

Омывается Эгейским и Ионическим морями

Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

Горы Олимп

Горы Альпы

Рельеф горный, мало равнинных мест

Рельеф — долины, равнины, холмистые местности

Выращивали виноград и оливки, ремесло, выращивали коз и овец, занимались ремеслом.

виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов

— Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)

— Скажите, как вы думаете, кто является основателем данного государства? (человек, народ)

— Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?

2) работа по учебнику:

-( сл. 6) Прочитаем легенду об основании Рима ( стр. 204-206, почитание Весты и Марса)

— Запишем термины ( сл. 7)

Марс – бог войны.

Веста – богиня семьи и хранительница очага.

Весталка – жрица богини Весты.

Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.

3) Город на семи холмах и его обитатели.

— Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом.

“Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, — гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.

— Задолго до даты основания Рима на холмах левобережья Тибра жило много поселений. Они постепенно объединялись.

— Чем же занималось население? ( сл. 8)

1) осушали болотистые низины между холмами,

2) возводили укрепления

3) строили храмы богов

4) выбирали общих правителей

— ( сл. 9) Что же представляли собой дома римлян? ( стр. 205) Они жили в круглых хижинах , стены которых были сделаны из прутьев, а затем обмазаны глиной. Возле каждого дома находились сад и огород, а за пределами города были общие пастбища и поля.

-( сл. 10) Римляне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, лён.

-( сл. 11) А каких животных они разводили? ( рогатый скот, свиней, коней, ослов)

— У римлян развивалось и ремесло: кузнечное дело, ткачество, изготовление гончарных изделий)

— А ещё римляне воевали, и возвращаясь домой, они угоняли скот, захватывали оружие, пригоняли рабов, а также отвоёвывали новые земли. И очень скоро владения римлян выросло во много раз.

4) легенда о подвиге Муция.

До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали этруски. Об их происхождении учёные спорят до сих пор. Предполагают, что этруски пришли из Малой Азии в начале 1 тысячелетия до н. э. Сохранившиеся их надписи свидетельствуют, что они пользовались греческим алфавитом. Однако их язык до конца не расшифрован.

( сл. 12) Этруски были прекрасными земледельцами, но еще больше они славились как отважные и опытные мореплаватели Их корабли бороздили воды Средиземного моря, они торговали с Египтом, Финикией, Грецией, городами Пиренейского полуострова. Этрусские пираты наводили страх на все Средиземноморье. В греческом мифе повествуется, что однажды тирренские (этрусские) разбойники рискнули похитить даже бога Диониса. Захваченных людей продавали в рабство.

Этруски владели искусством обработки железа, бронзы, драгоценных металлов. Они построили много городов, окруженных мощными стенами и башнями. При закладке города этруски вспахивали плугом, запряженным белой коровой и белым быком, борозду вокруг того места, которое предназначалось для заселения.

Городами этрусков правили цари. Этрусские аристократы во главе вооруженных отрядов совершали набеги на соседние земли. Победы над врагами отмечали специальными торжествами — триумфами.

Но уже к VIII веку до н.э. на территории Апеннинского полуострова проживало достаточно много племен разных народов.

Стр. 227- легенда

5) работа по учебнику:

Римский народ делился также на ( сл. 13) патрициев ( древнейшие жители Рима) и плебеев ( переселенцы из других областей Италии) Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Из них он составил совет старейшин — сенат. ( сл. 14) Сенат стал важным органом управления, а его члены стали называться сенаторами. Иногда сенаторов также называли отцами — по-латыни «патрес», отсюда произошло название «патриции», то есть «потомки отцов». Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.

— Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи — это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.

— Высшая власть принадлежала Народному собрания, которое состояло только из мужчин – патрициев. Функции : ( сл. 15)

1) объявляло войну,

2) заключало мир,

3) выбирало царя, правившего пожизненно

— НО однажды произошёл случай, после которого римляне перестали выбирать себе царя. По легенде, однажды в Риме правил царь Тарквиний, по прозвищу гордый. Он не был избран на Народном собрании, а сам завоевал власть, убив при этом своего предшественника. Одних патрициев он казнил, других – выселил из Рима. Тогда римляне восстали против него и изгнали его вместе с семьёй из Рима. И с тех пор они больше никогда не выбирали себе царя. Произошло это в 509 году до н.э. Но об этом событии мы с вами будем говорить на следующем уроке.

6. Подведение итога урока.

Вопросы на стр. 218

7. Домашнее задание:

параграф 44.

multiurok.ru

Урок истории по теме «Древний Рим». 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: повторить и обобщить изученный ранее материал по истории древнего Рима.

Оборудование: презентация и мультимедийный проектор.

Ход урока

В игре участвуют две команды по два (возможно большее число членов команд) человека, а также все присутствующие на уроке.

В ходе игры каждая команда может использовать две подсказки:

1. Помощь зала (все присутствующие на игре голосуют поднятием руки за тот ответ, который они считают правильным, а команда принимает решение).

2. “Палочка-выручалочка” (лучше всех знающий историю ученик).

Вопросы для команд (правильные ответы подчеркнуты):

1. В 753 г. до н.э. на берегу реки Тибр в Италии возник город Рим. Существует легенда, в которой говорится, что Рим был основан одним из двух братьев. Как его звали?

а) Ромул б) Рем

2. Первых римских царей всегда сопровождала охрана из 12 воинов. На плечах у них были связки прутьев с воткнутыми в них топорами. Как называли этих охранников древние римляне?

а) преторианцы б) ликторы

3. Жители Рима делились на две группы: потомки древнейших жителей Рима и переселенцы из завоеванных Римом территорий. Как назывались эти группы?

а) патриции и плебеи б) патриции и демос

4. В 509 г. до н.э. римляне изгнали царя Тарквиния, самовольно захватившего власть, и стали выбирать из числа патрициев правителей Рима. Как их называли?

а) трибуны б) консулы

5. В результате непрерывных войн римляне создали большое боеспособное войско. Как оно называлось?

а) фаланга б) легион

6. Какое событие изображено на карте?

а) война Рима с Карфагеном б) восстание Спартака

7. Консул, одержавший победу, получал право на триумф. Как называли такого консула в дни триумфа?

а) триумфатор б) император

8. Римский ученый Варрон разделял все орудия труда на три группы: говорящие, мычащие и немые. К какой группе он относил рабов?

а) немые б) мычащие в) говорящие

9. Сильные и ловкие рабы становились гладиаторами. Они должны были сражаться на потеху публике. Как назывались специальные сооружения для гладиаторских боев?

а) цирки б) амфитеатры

10. В 133 г. до н.э. в Риме был принят такой закон: “Излишки земли следует отобрать и небольшими участками без права их продажи раздать бедным гражданам. Кто предложил такой закон?

а) Юлий Цезарь б) Тиберий Гракх

11. В 71 г. до н.э. вдоль дороги от города Капуя до города Рим было установлено 6 тысяч крестов с распятыми на них рабами. За что они были так жестоко наказаны?

а) за участие в восстании б) за попытку бегства

12. Откуда был родом предводитель восставших рабов Спартак?

а) из Фракии б) из Спарты

13. В 49 г. до н.э. правитель провинции Галлия Юлий Цезарь подошел со своим войском к реке и сказал: “Жребий брошен!” Как называлась эта река?

а) Рубикон б) Граник

14. Захватив Рим Цезарь получил от Сената почетное звание и стал обладать неограниченной властью. Какое звание пожизненно даровал Цезарю Сенат?

а) император б) диктатор

15. Этот римский император не пожелал называться диктатором. Он правил Римом 44 года и получил прозвище — “Август” (Священный). Как звали этого императора?

а) Траян б) Октавиан

16. Этот римский император считал себя великим поэтом и актером. Он читал в театре свои стихи, выступал в ролях героев греческих трагедий. Римляне обязаны были посещать эти представления. Как звали этого императора?

а) Нерон б) Траян

17. При этом императоре в Риме прекратились казни по ложным доносам, велось большое строительство. Как звали этого императора?

а) Константин б) Траян

18. Проведя день в духоте тесных улиц под знойным южным солнцем, римляне испытывали потребность вымыться с головы до ног. Поэтому они ежедневно посещали общественные бани. Как называли римляне эти бани?

а) термы б) портики

19. В 330 г император Константин перенес столицу Римской империи в один из городов в восточной части империи и назвал его в свою честь – Константинополь. Как прежде назывался этот город?

а) Стамбул б) Византий

20. В 410 г. германское племя готов захватило и разрушило город Рим.

Как звали вождя этого племени?

а) Аларих б) Гонорий

17.04.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Разработка урока истории по теме «Древнейший Рим»; 5 класс — К уроку — История и обществознание

Михайлова Светлана Петровна

учитель истории и обществознания

МКОУ Еманжелинская СОШ Етульского района Челябинской области

Разработка урока истории в 5 классе по теме «Древнейший Рим»

Тема: Древнейший Рим

Задачи: 1. Сформировать представления учащихся о Древнем Риме (положение,

основание, занятия, управление).

2. Продолжить работу над формированием основных компетенций:

получать информацию из различных источников (карта, учебник),

устанавливать причинно — следственные связи, сравнивать народы и

государства, делать выводы, оперировать историческими терминами,

систематизировать знания по теме.

3. Давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических

нравственных ценностей

Основные понятия: 753 г до н.э., плебеи, патриции, весталка, ликтор, сенат

Оборудование: карта «Древний Рим», учебник Годер, Вигасин «ИДМ 5 кл»,

презентация

Тип урока: изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

Ход урока

  1. Организационный этап

Приветствие.

Мы с вами покидаем гостеприимную Грецию и отправляемся на запад, (настенная карта или слайд № 1), к берегам Италии.

Нас интересует её главный город — Рим.

Тема урока «Древнейший Рим» (слайд №2). Учащиеся записывают тему.

Как вы думаете, почему на слайде размещена фотография скульптуры волчицы и детей? (Учащиеся высказывают предположения). В процессе урока мы проверим правильность ваших предположений.

  1. Объяснение нового материала

План урока (слайд № 3).

  1. ……..

  2. Основание Рима

  3. ….

  4. Управление Римом

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на слайд, прочитайте план урока и сформулируйте самостоятельно недостающие пункты.

Дети предлагают свои формулировки.

Учитель демонстрирует Слайд № 4 с полным планом урока.

  1. Где находится Рим (географическое положение), природные условия

  2. Основание Рима

  3. Занятия древних римлян

  4. Управление Римом

1. Географическое положение, природные условия .

Учитель: История Рима насчитывает более 12 веков. Он возник как маленькое поселение, которое затем превратилось в огромную державу.

-Где же возникло поселение Рим?

Для ответа на этот вопрос вам поможет карта в учебнике на стр 213 и карта на слайде №5. Внимательно изучите её и запишите в тетрадях, где находился древний Рим.

Кому трудно может воспользоваться подсказкой на слайде № 6

(Текст с пропусками: Где? – в Европе, на ……. п-ове, на берегу реки …..)

Дети работают с картой и записывают ответ в тетрадь.

Учитель: Где же находится Рим? Заслушиваются ответы 2-3 учеников. Демонстрация слайда с правильным ответом.

Задание : Пойти к доске показать на карте и описать словами где находится Рим. (2-3 ученика).

Беседа по вопросам, дети дают ответы с помощью карты на стр 213.

— Что напоминает Апеннинский полуостров по форме?

— Недалеко от Апеннинского п-ова находится остров, который греки называли «треугольным». Как он называется?

— Какие моря омывают полуостров?

— На севере Апеннинский п-ов отделяют от Европы высокие горы. Как они называются?

— Какой климат будет на территории полуострова?

Выслушав ответы, учитель добавляет информацию о дождях и плодородных почвах.

— А почему Апеннинский полуостровов так называется?

Выслушав ответ, учитель добавляет информацию об Апеннинских горах (невысокие, богаты строительным камнем и металлом)

-А часто ли мы в обыденной речи называем эту территорию «Апеннинский полуостров»?

— Какая страна здесь находится?

— Италия – в переводе «страна телят». Почему?

Сравните природные условия Италии и Греции (климат, реки, ландшафт) и сформулируйте вывод об основных занятиях жителей Италии.

Задание «Найди ошибки в тексте и справь их» (слайд № 7 )

Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.

Дети работают в тетрадях, затем осуществляют взаимопроверку с помощью слайда №8.

Правильный ответ: Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском полуострове. В Италии — теплый климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы Апеннины.

2. Основание Рима.

Учитель:

-Какие племена населяли Италию? (Дети отвечают с помощью карты на стр213)

Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима. (слайд № 9)

Задание: прочитайте легенду об основании Рима п.1, стр. 214-216 и запишите в тетрадь ключевые слова.

Проверка записей (2-3 ученика зачитывают )

Вопрос к классу: Где мы уже встречали подобные события:

А) два брата, младший завидует старшему (Египет — Осирис и Сет)

Б) брошенные в реку дети (ребенок) (Египет — Моисей)

Задание: Глядя на список ключевых слов, давайте по цепочке воспроизведем легенду об основании Рима. (Прием «Продолжи» — каждый ученик говорит только одно предложение).

— Какие новые слова вам встретились при чтении учебника? Что они означают?

Запишите в словарь их расшифровку (Слайд № 10): весталка — жрица богини Весты, ликторы — воины, сопровождающие царя .

— Почему Амулий сделал Рею Сильвию весталкой?

Ответить с помощью текста учебника на стр 215 «Почитание Весты и Марса»

3. Занятия древних римлян

Учитель: Рим был основан в 753 г. до н.э. (слайд №11) Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени», сколько лет Риму? (2768)

Дата основания считается условной, т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим — город на семи холмах: Палатин, Капитолий…….

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сплетены из прутьев и обмазаны глиной . А чем занимались жители древнейшего Рима? Вспомните о природных условиях Италии, посмотрите внимательно, как мог выглядеть Рим в те времена (слайд № 12 или рис на стр216) и озвучьте схему «Занятия римлян» (слайд №13) (прием «Дешифровщик»)

Вопросы классу:

-Какие сельскохозяйственные культуры выращивали римляне?

-Какие породы скота они разводили?

— Какими ремеслами занимались?

— Посмотрите на план урока, какие вопросы нам еще надо обсудить?

4. Управление Древним Римом.

Все население древнего Рима делилось на две группы: патриции и плебеи. Запишите в словарь определения. (слайд №14)

Задание (Слайд № 15) Прочитайте текст на стр 218, п.3 «Управление Римом», 2 абз и ответьте на вопросы:

— Кто участвовал в управлении Римом?

— Какие органы управления были?

-Кому принадлежала высшая власть?

Назовите функции Народного собрания.(заменить на тест или задание)

— Чем отличаются патриции от плебеев?

Учитель: По легендам Римом правили семь царей. А как звали первого?

Последнего царя звали Тарквиний Гордый. Но он сам захватил власть, убив своего предшественника. Он был очень жестоким, и римляне восстали и изгнали Тарквиния из города. И решили царей больше не выбирать. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

III. Закрепление:

  1. Греки говорили на греческом, а римляне ?

2. Слайд № 16

-Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима:

а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров

г) река Тибр д) Апеннинский полуостров е) река По

3. Слайд № 17

Кто из перечисленных людей является героем легенды об основании города Рима:

а) Тесей б) Рея Сильвия в) Нумитор г) Ариадна д) Ромул е) Эгей ж) Амулий з) Ром

4. Слайд №18

Вставьте пропущенные слова .

а) В управлении Римом принимали участие только…..

б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался……

в) Высшая власть принадлежала …..

г) По легендам, Римом правили …..царей, последнего звали…..

д) Знаками царской власти были …..

IV. Рефлексия (подведение итогов урока):

А) Давайте вспомним начало нашего урока, чьи же предположения насчет волчицы и детей оказались верными или наиболее близкими к истине?

Б) составьте синквейн по теме «Древнейший Рим».

V. Домашнее задание: §44, вопросы к §, рабочая тетрадь зад. 55-57, слова и дата (Слайд19)

pedsovet.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *