Экономическое развитие России в начале XXвека 9 класс

Конспект урока по истории России 9 класс

Тема урока «Экономическое развитие России в начале XX века»

Задачи:

Подвести учащихся к пониманию особенностей экономического развития

-продолжить формирование умений анализировать исторические документы,работать по карте,обобщать изученный материал

Оборудование: Карта Российская империя в конце XIX-начале XXвека

Атлас по истории России

Раздаточный материал(документы)

Портреты исторических деятелей

Ход урока:

Проверка домашнего задания (класс делится на группы:корреспонденты-5 человек,остальные учащиеся-жители России начала XX века)

А)вопросы на знание понятий

Б)Какие проблемы,на ваш взгляд,вы считаете самыми актуальными?

-А как их можно разрешить?(ответы «жителей»)

Учащиеся выделяют проблемы,стоявшие перед страной,называют одну из самых главных-экономика России отставала от стран Западной Европы,следовательно,наша задача на уроке

Выяснить причины отставания,пути выхода,особенности российской экономики.

План:

1.Российская экономика на рубеже веков.

2.Рольгосударства в экономике.

3Иностранный капитал.

4.Российский монополистический капитализм.

5.Сельское хозяйство.

Понятия:Инвестиции,картель,концерн,монополии,синдикат,трест

? Ребята,вспомните черты аграрного общества (учащиеся называют)

А в чем отличие индустриального общества?(Этот материал уже изучен в курсе обществознания,поэтому дети отвечают)

Докажем.что в начале XXв.в России фомируется индустриальное общество. Анализ карты

-бурное железнодорожное строительство

-увеличение производства металла,угля,леса,нефти.Т

Почему наблюдается рост производства?

(анализ документа,стр.113,из книги французского экономиста Э.Тэри «Россия в 1914 г.)

Но были и минусы в экономическом развитии

Задание:Найдите в тексте ответ (стр.13,3-4 абзац)

В чем вы видите особенности развития?

Ответы: 1)многоукладность экономики

(существование мелкотоварного производства,натурального хозяйства)

Следующая особенность-наличие крупного государственного сектора экономики

Задание:составим схему-опору «Роль государства в экономике» (можно кластер)

Учащиеся работают самостоятельно,выделяя особенности (стр.14,2-ой абзац)

Еще одна особенность-…Найдите в документе «Из доклада министра финансов С.Ю.Витте Николаю II

»стр.15.

-Почему государство не отказывалось от инвестиций? (ответ в документе.)Анализируем карту:

Какие страны вкладывали капитал и куда направлялись инвестиции?

-Как вы считаете,инвестиции играли только положительную роль?

(Ответы детей). (Часть прибыли уходила за границу)

3.Вспомните,что такое монополии?Какую роль они играли в странах Западной Европы?

-Какие формы монополий вы знаете?

Учитель:В началеXXв.монополии создаются и в нашей стране.Причина этому-мощный экономический кризис.Вспомните последствия кризиса Ученики называют,так как в курсе новейшей истории материал был изучен.

Задание:прочитайте 3-й абзац,стр.16,выпишите формы монополий. Расположите в правильной последовательности Трест,картель,концерн,синдикат

Объясните,почему так расположили?

Как вы думаете,какую роль играли монополии?

Учащиеся делают вывод.

5.Рассмотрите иллюстрацию,стр.17. Ваши выводы6:

-примитивные орудия труда-ручной труд

Задание:подготовьте доклад императору о состоянии сельского хозяйства

(дети работают парами)

Закрепление изученного,вопросы ,стр.18-19

Домашнее задание :пар.2,выучить понятия,сообщения (презентации) о Николае II,В.К.Плеве,С.Ю.Витте

kopilkaurokov.ru

Рабочий лист урока истории в 9 классе по теме «Экономическое развитие России в начале XX века»

Рабочий лист

Ученика (цы) 9 класса ………………………………………

Тема урока: Экономическое развитие России в начале XX века

Задание 1. Прочитайте пункт параграфа «Рост экономики на рубеже веков» (с.12-13) и выполните задания.

В чём особенности российской экономики на рубеже веков?

Ответ: ……………………………………………………………………………………….

Выберите правильный ответ:

Сосредоточение 2/3 производства в сельскохозяйственном секторе свидетельствовало о том, что в начале XX века Россия была страной:

А) Индустриальной В) Крепостнической

Б) Аграрной Г) Аграрно-индустриальной

О чём свидетельствовало наличие в российской экономики государственных и частных предприятий, мелкотоварного производства, патриархальных хозяйств?

А) о раннем начале процесса модернизации

Б) о многоукладности экономики

В) о незавершённости промышленного переворота

В начале XX века Россия занимала 1 место по:

А) уровню доходов населения

Б) производству продукции на душу населения

В) темпам роста промышленного производства

Задание 2. Прочитайте пункт параграфа «Роль государства в экономике» (с.13-14) и ответьте на вопрос:

Какова роль государства в экономике России начала XX века?

Ответ: …………………………………………………………………………………………

Сформулируйте положительные и отрицательные стороны такой роли государства в экономике.

Ответ: ………………………………………………………………………………………….

Задание 3. Прочитайте пункт параграфа «Иностранный капитал» (с.14-15) и выполните задания:

Каковы причины привлечения иностранного капитала в экономику?

Ответ: ……………………………………………………………………………………..

Выберите правильный ответ:

Для усиления притока иностранного капитала С.Ю.Витте:

А) отказался от политики протекционизма

Б) разрешил свободное хождение в России иностранных денег

В) провёл денежную реформу

Задание 4. Прочитайте пункт параграфа «Российский монополистический капитализм» (с.15) и выполните задания:

Назовите причины создания монополий?

Ответ: ……………………………………………………………………………………….

Какую роль играли монополии в экономике России?

Ответ: ……………………………………………………………………………………..

Объедините понятия одним словом: картель, синдикат, трест, концерн.

Ответ: ……………………………….

Задание 5. Прочитайте пункт параграфа «Сельское хозяйство» (с.16-17) и выполните задания:

Перечислите причины, мешавшие развитию сельского хозяйства?

Ответ: ……………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………

Задание 6. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Распределение земельного фонда между различными группами населения России начала XX века

Группы населения

Число владений (млн)

Число десятин земли (млн)

В среднем на одно владение (десятин)

А) Беднейшее крестьянство

10,5

75,0

7,0

Б) Среднее крестьянство

1,0

15,0

15,0

В) Крестьянская буржуазия и капиталистическое землевладение

1,5

70,0

46,7

Г) Помещичьи владения

0,003

70,0

2333,0

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) Капиталистическое и помещичье 1) более чем одно крестьянское и капиталис-

землевладение в целом составляло тическое владение, вместе взятые

Б) Одно помещичье землевладение в 2) более половины земельного фонда страны

целом составляло

В) Среди групп населения наибольшую 3) около одной трети земельного фонда

долю составляли страны

4) беднейшие крестьяне

5) помещики

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

infourok.ru

Экономическое развитие страны — Данилов, Косулина 9 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)

Задание 1. Что из нижеперечисленного являлось особенностью эко­номического развития России начала XX в. (возможно не­сколько вариантов ответа):

а) ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны

б) широкое привлечение иностранного капитала в страну

в) знчительные масштабы вывоза капитала из страны

г) выскоий уровень концентрации производства и рабочей силы

д) преобладание промышленного производства над сельским хозяйством

е) многоукладность экономики


Задание 2

1. Чем объяснялась особая заинтересованность России в привлечении иностранных капиталов:

а) чрезмерно йвеличиной непроизводительных расходов

б) преобладанием аграрного сектора в экономике

в) стремлением интеграции в мировую экономику

2. В какие отрасли вкладывали капиталы иностранные инвесторы:

а) в сельское хозяйство

б) в легкую и пищевую промышленность

в) в тяжелую индустрию

г) в железнодорожный транспорт

д) в оружейные заводы



Задание 3. На основе представленного ниже цифрового и фактического материала сформулируйте и запишите выводы о некоторых тенденциях экономического развития России в начале XX в.

1. В 1903 г. на крупных предприятиях с числом рабочих более 500 человек работало 48,7% всех рабочих России, в 1910 г.— 53%, в 1916 г.— 56,5%, что превышало показатели всех стран

2. В 1903 г. в России насчитывалось 207 металлургических заводов, а в 1912 г.— 167, но выплавка металла на них увеличилась в 1,5 раза

3. В 1912 г. на 9 металлургических заводах сосредоточилось 4/5 мощностей всех двигателей, 4/5 — рабочих-ме­таллистов. Они выплавляли половину российского чугуна

4. В 1902 г. 17 металлургических заводов Юга объединились в акционерное общество, называвшееся «Общество для продажи изделий русских металлургических заводов» («Продамет»), с основным капиталом в 900 тыс. р. Вскоре число входивших в синдикат объединений достигло 30

5. В начале века под покровительством Русско-Азиатского банка возник концерн И. И. Стахеева, контролиро­вавший 41 предприятие (металлургические заводы Урала и Подмосковья, хлебную торговлю, мукомольную промышленность, 8 текстильных фабрик и др.)

6. В начале века в Москве был образован концерн Н. А. Второва, возглавлявшего «Общество внутренней и внешней торговли». Сначала Второв действовал в контакте с Московским банком братьев Рябушинских, а затем создал свой Московский промышленный банк с капиталом 30 млн р., под эгидой которого были построены крупные заводы: «Электросталь», автомобильный — «АМО», химический, артиллерийские и т. д.

Россия в начале XX века по уровню экономического развития была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с многоукладной экономикой, имеющей значительный потенциал


Задание 4. Какие особенности экономики России начала XX в. сделали ее восприимчивой к монополистическим тенденциям (возможно несколько вариантов ответа)

а) возможность развития капитализма «вширь»

б) изначально высокий уровень концентрации производства

в) особо разрушительный характер экономических кризисов

г) широкое проникновение иностранного капитала

д) наличие огромного государственного сектора в экономике

е) преобладание в экономике аграрного сектора



Задание 5. Проанализируйте данные таблиц и письменно ответьте на вопросы

Производство хлеба в 1909-1913 гг.

Социальные группыВыловые сборыТоварный хлебПроцент товарности
млн пудов%млн пудов%

Помещики

Крестьяне

В том числе:

зажиточные

середняки и бедняки

600

4400

1900

2500

12,0

88,0

38,0

50,0

281,0

1019,0

650,0

369,0

21,6

78,4

50,0

28,4

47,0

23,2

34,0

14,7

5000 100,0 1300,0 100,0 26,0

Среднегодовые урожаи пшеницы накануне Первой Мировой войны

СтранаУрожайность(в центнерах с гектара)

Бельгия    

Германия    

Франция   

Канада    

США    

Австралия    

Россия    

28,7

24,1

13,3

13,3

10,2

8,1

8,5


1. О каких особенностях развития сельского хозяйства России начала XX в. можно узнать из данных, приведенных в таблицах?

Бурный подъем промышленности отразился на развитии сельского хозяйства, но значительных успехов не наблюдалось

2. Какие группы населения в России являлись основными производителями хлеба?

Основными производителями хлеба в России были Крестьяне

3. Чьи хозяйства давали наибольший процент товарного хлеба?

Помещичьи хозяйства давали наибольший процент товарного хлеба

4. Сравните процентное соотношение производства валового и товарного хлеба по различным категориям сель­ского населения. Как вы думаете, в чем заключались при­чины низкого процента товарности середняцких и бедняц­ких крестьянских хозяйств?

Причиной низкого процента товарности, являлось то, что бедняцкие хозяйства товарной продукции не производили, так как урожайность у них была низкой


Задание 6. Выберите правильный ответ

1. Для сельского хозяйства России начала XX в. было характерно:

а) преобладание общинного крестьянского землевладения

б) широкое развитие фермерских хозяйств

в) крестьянское малоземелье

г) рост товарности крестьянских хозяйств

д) аграрное перенаселение

е) быстрый переход помещичьих хозяйств на капиталистические рельсы

2. Какое явление в русской жизни начала XX в. Было названо современниками «оскудением Центра»:

а) отсутствие в Центральной России богатых залежей полезных ископаемых

б) низкий прирост населения в центральных районах России

в) понижение уровня товарности крестьянских хозяйств в центральных губерниях России


poistorii.ru

Параграф 2. Экономическое развитие страны



Вопрос 01. Каковы были особенности российской экономики начала XX в.?

Ответ. Особенности:

1) несмотря на бурно развивавшуюся промышленность Россия оставалась преимущественно аграрной страной;

2) темпы промышленного роста в России были самыми высокими в мире – 8,1%;

3) значительным толчком к развитию промышленности стало железнодорожное строительство;

4) несмотря на всё это Россия серьёзно отставала от ведущих промышленных держав по качественным показателям экономики;

5) Россия была страной многоукладной экономики, включавшей мелкотоварное производство и даже натуральное хозяйство.

Вопрос 02. Назовите важнейшие формы государственного вмешательства в экономику России. В чём заключались его отрицательные и положительные стороны?

Ответ. Формы государственного вмешательства:

1) значительную часть российской промышленности составляли казённые заводы;

2) государство было крупнейшим заказчиком ;

3) государство регулировало цены;

4) государство устанавливало высокие таможенные пошлины;

5) значительная часть кредитования производилась через Государственный банк.

Положительные стороны значительной роли государства в экономике:

1) государственные заказы стимулировали развитие промышленности (к таковым относилось, к примеру, железнодорожное строительство)

2) высокие таможенные пошлины охраняли экономику от иностранной конкуренции;

3) государственное кредитование помогало экономике развиваться;

4) государственное регулирование цен помогало многим отраслям выгодно сбывать продукцию.

Отрицательные стороны значительной роли государства в экономике:

1) мелкому бизнесу было сложно конкурировать с крупными государственными заводами, также и по этому в России такого бизнеса почти не было;

2) государственное регулирование цен препятствовало свободной конкуренции;

3) постоянное государственное вмешательство и отсутствие соответствующей правовой базы делало мелкий и средний бизнес практически незащищённым перед произволом властей и не давало ему нормально развиваться;

4) государственные заказы, стимулировало лишь некоторые отрасли промышленности, в то время как другие развивались мало.

Вопрос 03. Каковы причины широкого привлечения в страну иностранного капитала? Какое значение для развития российской экономики имели иностранные инвестиции?

Ответ. Причины:

1) бедность капиталов внутри страны;

2) необходимость тратить значительную часть ресурсов на увеличение обороноспособности страны.

Иностранный капитал оказал большую поддержку развитию российской промышленности (составляя 40% всех капиталовложений в стране). Однако российская экономика не попала в зависимость от него, также не привело это и к созданию особых экономических зон с иностранным влиянием. Приходя в Россию, иностранный капитал сращивался с местным. Однако именно из-за этого императорское правительство не искало резервов для развития экономики внутри страны. И именно из-за этого часть прибылей уходило за рубеж.

Вопрос 04. Какую роль играли монополии в экономике России?

Ответ. Монополии контролировали практически всё производство в соответствующих отраслях. Они устанавливали свои цены, свои правила в целом, окончательно лишая шансов на существование мелкий и средний бизнес.

Вопрос 05. Что мешало развитию сельскохозяйственного производства в России?

Ответ.

1) в Центральной России преобладали полусередняцкие и бедняцкие хозяйства, которые не производили товарной продукции;

2) большинство сельскохозяйственной продукции производилось с использованием старых способов;

3) помещичья земля использовалась экономически крайне неэффективно;

4) перенаселение Центральной России, которое приводило к тому, что «лишние руки» не находили применения в сельскохозяйственном производстве;

5) тормозило развитие сельскохозяйственного производства и постоянное перераспределение земли в крестьянской общине.

resheba.me

Trojden | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.

Основные вопросы изучения материала

1) Российская экономика на рубеже XIX—XX вв.

2) Роль государства в экономике.

3) Иностранный капитал.

4) Российский монополистический капитализм.

5) Сельское хозяйство

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 27; электронное приложение

Основные понятия и термины

Инвестиции, монополия, монополистический капитализм, картель, синдикат, концерн, трест

Основные даты

1897 г. — денежная реформа

Персоналии

С. Ю. Витте

Домашнее задание

Учебник, § 27.

На основе данных, приведённых в дополнительном материале, составьте диаграммы, отражающие место России в мировой экономике в начале XX в.

Мини-проект: соберите сведения о составе российского экспорта и импорта в начале XX в. Сделайте на основе этих данных выводы о характере экономики России того периода

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Вопрос к уроку: «Каковы были особенности российской экономики начала XX в.?»

Применять приёмы исторического анализа для раскрытия сущности явлений прошлого

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Расскажите об экономическом развитии России в 1890-е гг. Какие новые явления появились в экономическом развитии страны в этот период?

Прочитайте фрагмент книги французского экономиста Э. Тэри «Россия в 1914 г.» (см. дополнительный материал) и ответьте на вопросы к документу

Характеризовать особенности экономического развития России в конце XIX в.

Проводить поиск информации в историческом источнике

Беседа.

Работа с документом

Содержательно-операционный

Назовите важнейшие формы государственного вмешательства в экономику России. В чём заключались его отрицательные и положительные стороны? Прочитайте фрагмент доклада С. Ю. Витте (см. дополнительный материал) и ответьте на вопросы к документу. Каковы причины широкого привлечения в страну иностранного капитала? Какое значение для развития российской экономики имели иностранные инвестиции?

Какую роль играли монополии в экономике России?

Что мешало развитию сельскохозяйственного производства в России? Вспомните, что такое община. Какую роль она играла в русской деревне после реформы 1861 г.?

Считается, что большинство крестьян в начале XX в. мечтали о «чёрном переделе», т. е. разделе земель, находившихся в собственности помещиков, между крестьянами. Оцените эти требования крестьян. Насколько идея «чёрного передела» была справедливой? Не было ли в ней опасности для общества?

Группировать факты по различным признакам.

Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.

Излагать суждения о последствиях исторических событий. Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в начале XX в.

Определять своё отношение к наиболее значительным событиям в истории и давать им оценку

Беседа.

Работа с текстом.

Работа с документом

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Какие шаги вы бы посоветовали предпринять российскому правительству для развития российской экономики в начале XX в.?

Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности

Беседа

Дополнительный материал

1. Доля Российской империи в мировом производстве в начале XX в.

Производство железа и стали

Год

Мировое производство железа и стали, млн пуд.

Доля России, %

1903

2205,5

6,1

1906

3064,1

4,5

1909

3280,0

5,0

1911

3613,4

5,6

Касперович Г. Железоделательная промышленность России за последнее десятилетие (1903—1912). — СПб., 1913.

Производство и вывоз хлебов в 1913 г.

Страна

Население, тыс. чел.

Производство хлебов, тыс. пуд.

На душу, пуд.

Вывоз, тыс. пуд

% к произведённому

Остаток в стране всего, тыс. пуд.

На душу, пуд.

Аргентина

7988

742 936

93,0

529 609

71,3

213 327

26,7

Канада

7541

886 841

117,6

202 491

22,8

684 350

90,8

США

98 781

6 370 636

67,2

360 450

5,7

6 010 168

60,8

Итого

114 310

8 000 413

70,0

1 092 550

13,7

6 907 863

60,4

Россия

178 905

5 636 601

31,5

663 465

11,8

4 973 136

27,8

% к итогу 3 стран

156,5

70,5

45,0

60,7

72,0

46,0

Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств. — Пг., 1917.

Доходы и налоги на душу населения

Страна

Годовой доход, р.

Налог

Остаток, р.

р.

%

Россия

126,20

9,09

7,2

117,11

Франция

343,00

22,25

6,5

320,75

Германия

287,50

22,26

7,7

265,24

Англия

310,50

42,61

13,7

267,89

Прокопович С. Н. Народный доход в западноевропейских странах. — М., 1922.

2. Какими преимуществами обладала российская промышленность? Из курса Новой истории вспомните, какими техническими усовершенствованиями могла воспользоваться отечественная промышленность.

Из книги французского экономиста Э. Тэри «Россия в 1914 г.».

«Молодые страны имеют то преимущество, что могут немедленно воспользоваться плодами прогресса, добытыми долгими годами опыта в старых промышленных странах. Вот почему шахты и металлургические предприятия, созданные в пустынных степях южной России, были сразу оснащены по образцу наиболее усовершенствованных предприятий Западной Европы».

3. Почему, по мнению Витте, в Россию необходимо привлекать иностранный капитал?

Из доклада министра финансов С. Ю. Витте Николаю II.

«При нашей бедности капиталов внутри страны, при необходимости значительную часть народных сбережений расходовать на государственные потребности, особенно на усиление боевой готовности и на развитие железных дорог, необходимый рост нашей… промышленности может совершаться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов».



trojden.com

Проверочная работа по истории Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в 9 класс

Проверочная работа по истории Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в 9 класс с ответами. Работа включает 2 варианта. В каждом варианте по 8 заданий.

1 вариант

1. Промышленный переворот в России начался в

1) 1810-1820-е гг.
2) 1830-1840-е гг.
3) 1850-1860-е гг.
4) 1870-1880-е гг.

2. Что было характерно для российской промышленности первой половины XIX в.?

1) высокие темпы развития тяжёлой промышленности
2) преобладание доли машинного труда над ручным трудом
3) появление электротехнической промышленности
4) сохранение в промышленности крепостного труда

3. В результате денежной реформы 1839—1843 гг. основной денежной единицей, обеспечивающей кредитные билеты, стал

1) серебряный рубль
2) золотой рубль
3) золотой империал
4) золотой червонец

4. Государственный бюджет впервые стал бездефицитным в результате

1) реформы Е. Ф. Канкрина
2) реформы П. Д. Киселёва
3) создания военных поселений
4) деятельности Государственного совета

5. Что к середине XIX в. было одним из последствий отставания России в развитии капиталистических отношений?

1) отсутствие мануфактурного производства
2) неспособность страны обеспечить себя продовольствием
3) медленные темпы промышленного переворота
4) отсутствие железных дорог

6. Прочтите отрывок из исторического произведения и укажите социально-экономический процесс, о котором идёт речь.

«Аббат Осовецкий уже в 1805 г. применил в Санкт-Петербурге первый в России паровой двигатель, а жаккардова машинка появилась в 1823 г. и в Москве. Особенно радовало Прохорова, что благодаря Жаккарду фабриканты во Франции „сбили спесь» с ткачей и снизили их заработок в течение немногих лет с двадцати франков до шести. Нет, не зарастут Три Горы крапивою! Скоро и здесь зашипит паровой котёл, застучат машины, и подгоняемые этими машинами тысячи мастеровых будут обогащать ещё несколько поколений жадных стяжателей».

1) закрепощение крестьян
2) рост мелкотоварного производства
3) промышленный переворот
4) создание монополий

7. Какие положения относятся к характерным чертам социально-экономического развития России в первой половине XIX в.? Найдите в приведённом ниже списке три положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) лидирующие позиции России в мире по объёму промышленного производства
2) большая роль физического труда в производстве
3) создание торгово-промышленных монополий
4) большая роль труда крепостных крестьян в сельском хозяйстве
5) завершение в России промышленного переворота
6) слабое развитие железнодорожного транспорта

8. Запишите термин, о котором идёт речь.

Крестьяне, имевшие капитал и занимавшиеся предпринимательской деятельностью, торговлей, ростовщичеством.

2 вариант

1. В 1837 г. была построена железная дорога

1) Москва — Санкт-Петербург
2) Санкт-Петербург — Варшава
3) Санкт-Петербург — Царское Село
4) Москва — Нижний Новгород

2. Что из названного ниже характеризует экономическое развитие Российской империи во второй четверти XIX в.?

1) развитие ярмарочной торговли
2) преобладающее развитие сельского хозяйства
3) начало промышленного переворота
4) использование крепостного труда

3. Инициатором денежной реформы, сделавшей главным платёжным средством серебряный рубль, был

1) С. С. Уваров
2) П. Д. Киселёв
3) А. X. Бенкендорф
4) Е. Ф. Канкрин

4. Помещики, пытавшиеся вести хозяйство по-новому, для получения доходности хозяйства стремились

1) прибегать к вольнонаёмному труду
2) увеличивать барщину
3) освобождать крестьян от крепостной зависимости
4) распродавать своих крестьян

5. Укажите одну из особенностей промышленного переворота в России во второй четверти XIX в.

1) начался раньше, чем в ряде стран Западной Европы
2) проявлялся лишь в формировании новых классов — буржуазии и пролетариата
3) начался и завершился значительно позже, чем в ряде стран Западной Европы
4) отсутствие железных дорог

6. Прочтите отрывок из статьи помещика первой половины XIX в. и укажите, о каком виде труда идёт речь.

«…Какая разница войти в мануфактуру, истинно на коммерческой ноге устроенную! Как там (на барщинской работе) один перед другим боится переработать, так тут они друг друга одушевляют и подстрекают. Вычет заставляет каждого, строже всякого надсмотрщика, наблюдать за чистотой работы. Собственная выгода будит его до света и освещает ему вечером — охота пуще неволи».

1) крепостных крестьян
2) вольнонаёмных работников
3) приписных крестьян
4) обязанных крестьян

7. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.

1) начало денежной реформы Е. Ф. Канкрина
2) строительство первой в России железной дороги
3) Указ об обязанных крестьянах
4) начало промышленного переворота

8. Запишите термин, о котором идёт речь.

Система экономических и социально-политических изменений, в которых нашёл выражение переход от основанной на ручном труде мануфактуры к крупной машинной индустрии.

Ответы на проверочную работу по истории Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в 9 класс
1 вариант
1-2
2-4
3-1
4-1
5-3
6-3
7-246
8. капиталистые крестьяне
2 вариант
1-3
2-3
3-4
4-1
5-3
6-2
7-4213
8. промышленный переворот

testschool.ru

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в. — РОССИЯ В 1900—1916 ГГ. — К УЧЕБНИКУ «ИСТОРИЯ РОССИИ. ХХ ВЕК» — Поурочные разработки 9 класс — разработки уроков — авторские уроки

ТЕМА I. РОССИЯ В 1900—1916 ГГ.

 

Урок 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в.

 

Цель урока: сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX в., связанных со спецификой российского типа модернизации.

Основные знания: причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику; влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности; особенности российского монополистического капитализма; роль докапиталистических форм производства в российской экономике; особенности развития сельского хозяйства в начале XX в.; причины, обусловливающие низкую рентабельность сельскохозяйственного производства.

Основные понятия: многоукладная экономика; монополистический капитализм.

Оборудование урока: карта «Экономическое развитие России в начале XX в.»; рабочая тетрадь (вып. 1, § 2).

 

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задание 7 из рабочей тетради (вып. 1, с. 6), а также провести проверочное тестирование.

Российская армия была по численности самой большой в мире, так как (выберите правильный ответ):

а) Россия стремилась к новым территориальным захватам;

б) России постоянно угрожали соседние народы;

в) в силу уязвимого геостратегического положения страны.

В Российской империи в начале XX в. доля промышленности в общем объеме национального дохода составляла:

а) 28%;

б) 51%;

в) 9%.

Какой процент российского населения в начале XX в. проживал в городах?

а) 40%;

б) 25%;

в) 18%.

В каких из перечисленных ниже городов число жителей в начале XX в. превысило 1 млн. человек (возможно несколько вариантов ответа)?

а) Петербург;

б) Москва;

в) Киев;

г) Одесса.

Подводя итог ответам учащихся, учитель делает вывод о том, что Россия представляла собой среднеразвитую аграрно-промышленную страну, обладающую значительным экономическим потенциалом. При этом ее экономическое развитие имело целый ряд особенностей, о которых и пойдет речь на уроке.

 

План изучения нового материала

1. Роль государства в экономике России.

2. Влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности.

3. Особенности российского монополистического капитализма.

4. Роль докапиталистических форм производства в российской экономике.

5. Особенности развития сельского хозяйства в начале XX в. 

6. Многоукладный характер российской экономики.

 

1. Учитель дает классу задание прочитать первый раздел § 2 и ответить на вопросы: почему российское государство активно вмешивалось в экономику? Что включал в себя государственный сектор экономики? В чем была специфика государственных предприятий (чем они отличались от предприятий, принадлежавших частным лицам)? В чем отрицательные и положительные стороны активного вмешательства государства в экономику страны?

2. Далее учитель говорит, что еще одной особенностью экономического развития России является широкое привлечение иностранного капитала. Как вы думаете, в чем причины этого явления? Выслушав предположения учащихся, учитель суммирует все ответы и рассказывает о том, в каких формах и в какие отрасли шло проникновение в Россию иностранного капитала. Затем он сообщает, что активным сторонником привлечения в страну иностранного капитала был министр финансов С. Ю. Витте. Но у этой идеи было и много противников. Учащимся предлагается прочитать документ, помещенный в конце параграфа, и ответить на вопросы: какие доводы выдвигали противники привлечения иностранного капитала? Какие контрдоводы выдвигал С. Ю. Витте? Какая из этих точек зрения кажется вам наиболее предпочтительной?

3. Раскрытие данной проблемы целесообразно начать с повторения материала по новой истории, ответив на вопросы: какие новые черты в экономике стран Запада появились в конце XIX — начале XX в.? Что такое монополия? Чем монополистическая стадия капитализма отличалась от его классического образца?

Затем учитель рассказывает о появлении в России первых монополистических объединений, объясняет особенности российского монополистического и финансового капитализма.

В классах с более подготовленным составом учащихся данная проблема может быть рассмотрена путем выполнения задания 1 из рабочей тетради (вып. 1, с. 6—7).

4. Подводя итог первой части урока, учитель замечает, что речь до сих пор шла лишь об одном из секторов российской экономики, который хоть и определял лицо российской модернизации, но не являлся ведущим. Далее он предлагает прочитать раздел «Кустарная Россия» в § 2 и ответить на вопрос 5 в конце параграфа.

5. Проблема специфики развития сельского хозяйства объясняется учителем, исходя из текста учебника. При этом учащимся предлагается по ходу объяснения выделить и записать в тетрадях характерные особенности развития сельского хозяйства России в начале XX в. Для облегчения выполнения данного задания в объяснении учителя должны быть четко выделены ключевые фразы: «оскудение центра» — понижение уровня товарности крестьянских хозяйств в центральных губерниях России; неэффективное использование помещичьей земли; крестьянское малоземелье; аграрное перенаселение; преобладание общинного землевладения.

Рассказ об общинном землевладении можно проиллюстрировать выдержкой из официального отчета по итогам работы Землеустроительных Комиссий с 1907 по 1911 г., помещенной в хрестоматии.

6. Заключительная часть урока должна быть посвящена проблеме многоукладности российской экономики. Учитель подводит итог общему состоянию российской экономики и говорит о том, что часть современных историков характеризуют Россию начала XX в. как страну с многоукладной экономикой. Далее он объясняет термин «экономический уклад». В классах с более подготовленным составом учитель может предложить учащимся самим определить, какие уклады существовали в российской экономике и какое место они в ней занимали. Затем учитель делает общий вывод о неравномерности развития российской экономики и необходимости модернизации ее сельскохозяйственного сектора.

Для закрепления изученного материала можно предложить тесты 2, 4 из рабочей тетради (вып. 1, с. 8, 10).

 

Задание на дом. § 2 и вопросы к нему. Задания 3, 5 из рабочей тетради (вып. 1, с. 8—10).

compendium.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *