фильмография, фото, биография. Актер, Сценарист.

Краткая биография

Будущий мастер родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье (Костромская область) в семье литератора Марии Вишняковой и известного поэта Арсения Тарковского. Андрею всегда не хватало отца. Он бросил сына, когда мальчику было всего три года, возложив воспитание двоих малышей на плечи бывшей жены. Великая Отечественная война застала маленького Андрея во втором классе столичной школы. Семье пришлось вернуться на Волгу, в Юрьевец, к родным матери. Впоследствии именно дом в Юрьевце станет для художника образом его отчего дома в фильме «Зеркало» (там же потом откроют дом-музей Тарковского). В 1943-м Тарковские возвращаются в столицу. Андрей учится в средней школе (весьма посредственно), занимается рисованием и играет на фортепиано. В 1951-м 19-летний Тарковский поступает на арабское отделение ближневосточного факультета Московского Института Востоковедения. Но уже через два года бросает учебу. «Я пережил трудный момент… попал в дурную компанию... Мать меня спасла очень странным образом - устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни», - вспоминал Тарковский. По возвращении в Москву 22-летний Тарковский поступает во ВГИК в мастерскую режиссера Михаила Ромма (по его словам, «выбор был скорее случайным, чем осознанным»). В 24 года ставит первый курсовой короткометражный фильм «Убийцы». Его совместная с Андроном Кончаловским дипломная работа «Каток и скрипка», созданная под влиянием работы французского классика Альбера Ламориса «Красный шар», получает первую награду на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке. «Главная правда - в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное: камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки», - вспоминает Кончаловский представления о кино, с которыми они выпустились из ВГИКа.

Уже первая полнометражная работа «Иваново детство» приносит 30-летнему начинающему советскому режиссеру Тарковскому мировую известность. В 1962-м картина получает «Золотого Льва» на Венецианском фестивале. В 1966-м году режиссер ставит историческую драму «Андрей Рублев», которая становится классикой мирового кинематографа. Последующие ленты Андрея Тарковского также являются одними из лучших фильмов за всю историю российского кинематографа – «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Но в Советском Союзе на него обрушивается град критики и ненависти. Творческая свобода Тарковского раздражает Госкино – режиссеру практически не дают снимать. А за рубежом Тарковским восхищаются легенды кино, такие как Федерико Феллини, Ингмар Бергман. Ленты советского режиссера удостаиваются престижных кинематографических премий: «Солярис» получает спецприз Каннского кинофестиваля, «Ностальгия», снятая режиссером в Италии, также награждается в Каннах.

В 1984-м 52-летний мастер, будучи в Италии, решает не возвращаться в СССР. Через год ему ставят страшный диагноз: рак легких. Тяжело больной, он снимает в Швеции свой последний фильм – притчу «Жертвоприношение». Лента получает гран-при Каннского кинофестиваля, премию Британской академии кино и телевизионных искусств. На пике профессионального триумфа, 29 декабря 1986 года 54-летний Андрей Тарковский умирает в Париже. Он похоронен на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа.

www.ivi.ru

Андрей Тарковский - биография, личная жизнь, фото, фильмы, слухи и последние новости

Андрей Тарковский: биография

Имя режиссёра Андрея Тарковского золотыми буквами вписано в историю советского кинематографа. Несмотря на маленькое количество работ, Андрей Арсеньевич по праву стал одним из величайших деятелей советского кинопроизводства. Ещё при жизни великий режиссёр получил признание не только на Родине, но и во всём мире, что было совершенно не характерно для закрытого мира искусства СССР. И даже несмотря на то, что последние годы жизни знаменитый режиссер провёл не в Советском Союзе, его, в отличии от множества других деятелей искусства, не забыли в родном государстве. Посмертно режиссёра наградили Ленинской премией за неоценимый вклад в киноискусство.

Режиссер Андрей Тарковский

Андрей Тарковский родился в маленьком селе Завражье, где молодая семья режиссера гостила у родственников его матери Марии Ивановны. Отцом Андрея был поэт, сценарист и переводчик Арсений Александрович Тарковский, к началу тридцатых годов - уже состоявшийся и известный деятель искусств. Спустя несколько месяцев после рождения сына Тарковские вернулись в Москву. В 1934 у Андрея родилась сестра, которую назвали Мариной.

Андрей Тарковский с сестрой Мариной

Детство мальчика было безрадостным. Когда ребенку исполнилось 4 года, отец ушел из семьи к другой женщине. Мать Мария Ивановна осталась в одиночку тянуть двоих детей. Сестра режиссёра в интервью вспоминала, что жить приходилось впроголодь, а сам Андрей Тарковский рассказывал, что ему очень не хватало отца, несмотря на то, что поэт старался не забывать о первой семье. 

Во время Великой Отечественной войны Мария Ивановна с детьми была эвакуирована к родственникам в Юрьевец, однако скоро Тарковские вернулись в Москву. Андрея отдали в музыкальную школу, где мальчик учился играть на фортепиано. С подросткового возраста он также посещал художественные курсы, на которых учился академическому рисунку. После выпуска из общеобразовательного учебного заведения юноша поступил в институт востоковедения, где изучал арабскую культуру.

Андрей Тарковский в детстве

Едва закончив первый курс, юноша забрал документы из вуза, аргументировав это решение тем, что поторопился с выбором профессии. Будучи неуверенным в выборе собственного пути, молодой Тарковский связался с сомнительными личностями. Жизнь будущей знаменитости начала идти под откос. Из этой ситуации Андрея спасла мать, в 1953 году устроившая сына коллектором во ВНИИ цветных металлов и золота. В составе геологической экспедиции Тарковский отправился в глубины тайги, где почти год провёл в изоляции от остального мира, работая и делая наброски с натуры.

Фильмы

Вернувшись из экспедиции, Андрей без колебаний подал документы во ВГИК на факультет режиссуры. Куратором Тарковского стал признанный мэтр кинорежиссуры, обладатель многочисленных Сталинских премий Михаил Ильич Ромм. Ко всем своим ученикам Ромм относился с отцовской любовью и вниманием, всегда умел распознать в работе молодого поколения будущие шедевры, даже если взгляды на кино противоречили его собственным. Так было и с Тарковским.

Андрей Тарковский

Молодому человеку повезло дважды: в первый раз в том, что он попал к Ромму, а второй в политических и социальных течениях того периода. На тот момент прошел год после смерти Сталина. Железная хватка режима несколько ослабилась, в связи с чем появилась возможность обмениваться опытом с зарубежными коллегами и прикоснуться к западному кинематографу. Было принято решение увеличить количество снимаемых фильмов. Кинопроизводства СССР коснулись новые веяния, которые Андрей Тарковский сумел ассимилировать и воплотить в своих творениях. Но это было позже.

Андрей Тарковский на съемочной площадке

В 1956 году Тарковский дебютировал как кинорежиссёр, сняв короткометражный фильм по рассказу Хемингуэя, затем было создано ещё несколько картин такого формата. Уже тогда студента характеризовали как необычайно одарённого и предрекали ему большое будущее. А знакомство с Андреем Кончаловским, поступившего во ВГИК в 1956 году, оказалось чрезвычайно плодотворным и полезным для обоих студентов. Вместе они создали ряд киносценариев и в будущем активно обменивались опытом друг с другом.

В институте окончательно сформировались основные черты Тарковского-режиссёра: иносказательность, стремление поднимать и оставлять без однозначного ответа важные социальные и этические вопросы, тщательное внимание к свету и звуку, задача которых заключалась в том, чтобы погружать зрителя в реальность картины.

Андрей Тарковский снимает "Сталкер"

В 1960 году Тарковский закончил обучение в вузе, получил диплом с отличием и почти сразу же принялся за работу. Режиссёр задумывался о постановке фильма "Андрей Рублёв" и подавал запрос на разрешение в художественный совет СССР, однако там вчерашнего студента осадили и предложили предварительно набраться опыта, а потом уже воплощать такие сложные темы. 

Сценарий картины был отложен в ящик, а сам Тарковский принялся за другой проект, фильм "Иваново детство", которому суждено было сделать своего создателя знаменитым. Режиссеру предстояло создать фильм в условиях нехватки денег и времени. За неполный год вчерашний выпускник снял настолько потрясающую картину, что она завоевала около 20 наград по всему миру, в том числе и "Золотого льва" на знаменитом Венецианском кинофестивале.

Режиссер Андрей Тарковский

После громкого успеха "Иванового детства" Андрей Тарковский смог приступить к работе над кинокартиной "Андрей Рублёв". На этот раз художественный совет одобрил смелую заявку молодого режиссёра. Тарковский работал с оператором Вадимом Юсовым и композитором Вячеславом Овчинниковым. Их творческое трио сохранилось почти до самой смерти режиссёра. 

Также в работе над сценарием активно участвовал Андрей Кончаловский. Этот фильм, повествующий о монахе-иконописце, стал культовой работой для Советского Союза. И снова картина молодого режиссёра собрала множество наград как на Родине, так и за её пределами.

За свою короткую жизнь Андрей Тарковский снял всего чуть больше десятка фильмов, часть из них - документальное кино. Влияние Тарковского заметно в творчестве многих мастеров современного кино, вплоть до Ларса фон Триера.

Личная жизнь

С первой женой, актрисой и, будущий режиссёр познакомился на первом курсе ВГИКа. Их роман вспыхнул очень быстро, через пару недель после знакомства Андрей начал ухаживать за девушкой, и она охотно ответила взаимностью. В конце третьего курса пара сыграла свадьбу, в браке родился сын, но супруги разошлись меньше чем через 10 лет.

Андрей Тарковский с женой

Второй женой режиссёра стала Лариса Кизилова, коллега Тарковского. С ней мэтр прожил до самой смерти, удочерив дочь Ларисы Ольгу. В браке у них также появился общий сын Андрей.

Смерть

Последние годы жизни режиссёр провёл в Италии, где снял легендарное "Жертвоприношение". За решение остаться на Западе власти СССР решили вычеркнуть Андрея Арсеньевича из истории советского кинематографа, однако изменили решение, узнав о болезни мэтра.

Могила Андрея Тарковского

Уже в Италии режиссёру поставили страшный диагноз - рак лёгких. После этого Андрей Тарковский прожил чуть больше года. 29 декабря 1986 года известный режиссер скончался.

Фильмография

  • Иваново детство
  • Андрей Рублёв
  • Солярис
  • Зеркало
  • Сталкер
  • Ностальгия
  • Жертвоприношение

Фото

24smi.org

Биография Андрея Тарковского - РИА Новости, 04.04.2017

В 1982 году Андрей Тарковский уехал в Италию, где в процессе поисков натуры для своего нового фильма снял документальную ленту "Время путешествия" (1982). В 1983 году он осуществил постановку оперы "Борис Годунов" в Ковент-Гардене (Лондон).

В 1983 году вышел фильм "Ностальгия" (Италия-Франция, Гран-при, приз экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1983), который рассказывает о русском поэте, умершем в Италии от тоски по Родине.

В 1984 году, не получив от советских официальных органов разрешения на продление пребывания за границей, Тарковский заявил, что остается на Западе.

В 1986 году в Швеции режиссер снял фильм "Жертвоприношение" (специальная премия, премия экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1986; приз Британской академии киноискусства и телевидения, 1988).

В начале 1970-х годов, когда приступил к созданию "Соляриса", Андрей Тарковский начал вести дневниковые записи и продолжал писать их вплоть до своей кончины.

В 1994 году дневники Андрея Тарковского получил премию салона кинокниги в Париже за лучшую книгу, написанную кинематографистом. В 2001 году в итальянском издательстве "Меридиана" дневники были изданы под названием "Мартиролог".

В 2008 году дневники Андрея Тарковского вышли в России.

29 декабря 1986 года Тарковский скончался от рака легких и был похоронен на Русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже.
В 1990 году он стал посмертно лауреатом Ленинской премии.

Через десять лет после смерти Тарковский был награжден Итальянской премией "Навичелла-96", учрежденной ведомством Общественных зрелищ при правительстве Италии и журналом "Ревиста дель чинематографо". Премия была вручена сыну режиссера Андрею.

В 2002 году Тарковскому была присуждена премия Национальной академии кинематографических наук "Золотой орел".

В 1992 году в городе Юрьевце, где жил режиссер, появилась улица Андрея Тарковского. На этой улице сохранился дом, где в 1941-1943 годах и в 1963 году жила семья режиссера. В 1996 году в Юрьевце был открыт музейный центр Андрея Тарковского.

В 1989 году был организован Фонд Андрея Тарковского, который в стране и за рубежом проводит фестивали и выставки, посвященные творчеству режиссера, ведет архивную работу. С 1993 года в рамках Московского международного кинофестиваля присуждается премия имени Тарковского.

С 2007 года в Иванове проходит международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского "Зеркало".

Андрей Тарковский был дважды женат. С первой женой Ирмой Рауш они были однокурсниками, учились вместе во ВГИКе в мастерской Ромма. Их сын Арсений Тарковский (1962 года рождения) — кандидат медицинских наук, хирург.

Вторая жена — Лариса Кизилова работала ассистентом режиссера на картине "Андрей Рублев". Она умерла вскоре после смерти Андрея Тарковского. Их сын Андрей родился в 1970 году, занимается археологией и филологией Ближнего Востока. Он возглавляет Международные институт и фонд имени своего отца, отделения которых действуют в Париже, Флоренции и Москве. Снял документальный фильм об отце — "Андрей Тарковский. Воспоминание".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 

 

ria.ru

Андрей Тарковский биография, фото, личная жизнь

Биография Андрея Тарковского

Андрей Тарковский – настоящая легенда советского кинематографа. Его вклад в мировое искусство сложно переоценить. Фильмы «Иваново детство», «Солярис», «Жертвоприношение» до сих пор являются классикой советского и европейского кино. Тарковский-режиссер известен во всех уголках планеты. Его фильмы переведены на десятки языков. И порой, пересматривая их, кажется, что мы знаем об их авторе абсолютно все, ведь в каждом из них живет частичка его души.

Но что нам известно о Тарковском как о человеке? Каким был его путь к искусству и какой вклад он оставил в советском и мировом кинематографе? Разобраться в этом мы и попытаемся сегодня.

Детство и юность Андрея Тарковского

Андрей Тарковский родился в небольшом селе Завражье, недалеко от города Юрьевец Ивановской области. Его отец – Арсений Тарковский - был известным советским поэтом, а мама работала корректором в одной из типографий. Отец будущего режиссера оставил семью, когда Андрею было всего три года. Их семья жила достаточно бедно. В деревянном доме постоянно было холодно, а денег ни на что не хватало.

«Это было тяжелое время», - вспоминал те годы известный режиссер. – «Не хватало отца. […] Жизнь была необычайно трудной во всех смыслах. Но все же я много получил от жизни. Всем лучшим я обязан матери».

Когда началась война, семья Тарковских была эвакуирована в Юрьевец. Мама режиссера – Мария Юрьевна каждое утро перебиралась через реку по тонкому льду, чтобы достать в близлежащем селе немного картошки. Однако в провинциальном городке семья Тарковских прожила недолго. В скором времени мама будущего режиссера устраивается на работу в московскую Первую Образцовую типографию, и вся семья переезжает в столицу СССР.

Здесь Андрей Тарковский начинает посещать среднюю школу. Однако естественные науки его практически никогда не интересовали. Намного большее усердие Тарковский проявлял, когда речь заходила о художественных дисциплинах. С раннего детства он постигал азы игры на фортепиано в районной музыкальной школе, с четырнадцати лет начал посещать еще и уроки рисования в художественной школе.

В 1951-м Андрей поступил в Московский институт востоковедения на «арабский» факультет. Однако уже год спустя оставил занятия, отмечая, что выбрал профессию несколько поспешно.

В 1952-м Тарковский вступает в геологическую партию и отправляется работать коллектором на реку Курейку. Год, проведенный в тайге, по словам самого Андрея Арсеньевича, стал лучшим в его жизни. Здесь, наедине с природой и самим собой, Тарковский окончательно укрепится в своем решении стать режиссером.

Карьера режиссера Андрея Тарковского

В 1954-м Тарковский поступил во ВГИК, где и стал постигать все премудрости режиссуры. Еще будучи студентом, Андрей Арсеньевич снимет ряд короткометражных фильмов, которые будут отмечены многими известными критиками. Однако настоящий его кинодебют произошел лишь в 1962 году, когда на экраны Советского Союза вышел фильм «Иваново детство». Картина принесла Тарковскому первый успех в качестве режиссера, а также была удостоена многих престижных кинематографических наград (в том числе «Золотого льва» Венецианского фестиваля). Подобный успех вмиг сделал Тарковского знаменитым, и позволил режиссеру начать работу над некоторыми новыми проектами. Уже осенью 1964 года он вместе с Кончаловским начинает работу над картиной «Страсти по Андрею», которая выйдет на экраны в 1966-м году под новым названием – «Андрей Рублев».

Успех новой картины окончательно упрочил Тарковского в ранге одного из самых популярных режиссеров того времени. В период с 1967 по 1979-й режиссер снимает еще несколько знаковых фильмов. Наиболее популярными из них

становятся ленты «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Вместе со съемками кинофильмов Тарковский работает над театральными и радиопостановками.

Позднее творчество Андрея Тарковского

В начале восьмидесятых режиссер начинает все чаще бывать в Европе. В 1982-м в Италии вместе со сценаристом Тонино Гуэрра он работает над фильмом «Ностальгия». Вскоре здесь же начинает снимать и другую свою «итальянскую» картину - «Время путешествий». В 1983-м Тарковский наведывается в Лондон. Здесь на сцене знаменитого театра «Ковент-Гарден» он ставит оперу «Борис Годунов». Практически сразу после премьеры режиссер отправляется в другое путешествие – в Стокгольм. В 1984-м в Швеции начинается работа над сценарием последнего фильма Тарковского – «Жертвоприношение». 10 июля того же года он ненадолго заглянет в Милан, где на одной из пресс-конференций объявит о том, что не желает возвращаться назад в Советский Союз.

Весной 1985-го года Тарковский закончит работу над своим последним фильмом – «Жертвоприношение», действие которого происходит в Швеции. Данная лента получит Гран-при Каннского кинофестиваля, приз Британской киноакадемии, а также огромное количество других наград. Однако о многих из них режиссер уже не узнает.

В конце 1985-года у него был обнаружен рак. Стараясь зацепиться за жизнь, Тарковский отправляется в Париж, где проходит длительный курс химиотерапии. Но лечение оказывается безуспешным.

Двадцать девятого декабря 1986 года Тарковский умирает.

Личная жизнь Андрея Тарковского

Еще будучи студентом ВГИКа Тарковский познакомился с девушкой по имени Ирма Рауш. Именно она и стала его первой женой. Как признавался сам режиссер, Ирма была первой женщиной, которая всегда его понимала и поддерживала. Она отметилась в двух картинах Андрей Тарковского и даже получила несколько наград за свои роли в кино, однако в скором времени также стала работать в качестве режиссера.

От первого брака у известного автора есть сын Арсений. Первый брак Тарковского распался в 1970-м году. Как отмечают друзья режиссера, причиной тому стал его роман с молодой девушкой Ларисой Кизиловой, которая работала с ним над картиной «Андрей Рублев». Их общение было весьма странным: всю свою жизнь она называла Тарковского на «вы» и была буквально без ума от него. Когда режиссер умер, она умерла вслед за ним.

Однако последние годы жизни Тарковского нередко полнились ссорами с женой. Причиной (или следствием) того, стала внебрачная связь режиссера с норвежской танцовщицей по имени Берит, которая родила режиссеру сына. Весьма примечательно, что ребенок появился на свет уже после смерти великого мэтра.

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

uznayvse.ru

фильмография, фото, биография. Актер, Сценарист.

Краткая биография

Будущий мастер родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье (Костромская область) в семье литератора Марии Вишняковой и известного поэта Арсения Тарковского. Андрею всегда не хватало отца. Он бросил сына, когда мальчику было всего три года, возложив воспитание двоих малышей на плечи бывшей жены. Великая Отечественная война застала маленького Андрея во втором классе столичной школы. Семье пришлось вернуться на Волгу, в Юрьевец, к родным матери. Впоследствии именно дом в Юрьевце станет для художника образом его отчего дома в фильме «Зеркало» (там же потом откроют дом-музей Тарковского). В 1943-м Тарковские возвращаются в столицу. Андрей учится в средней школе (весьма посредственно), занимается рисованием и играет на фортепиано. В 1951-м 19-летний Тарковский поступает на арабское отделение ближневосточного факультета Московского Института Востоковедения. Но уже через два года бросает учебу. «Я пережил трудный момент… попал в дурную компанию... Мать меня спасла очень странным образом - устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни», - вспоминал Тарковский. По возвращении в Москву 22-летний Тарковский поступает во ВГИК в мастерскую режиссера Михаила Ромма (по его словам, «выбор был скорее случайным, чем осознанным»). В 24 года ставит первый курсовой короткометражный фильм «Убийцы». Его совместная с Андроном Кончаловским дипломная работа «Каток и скрипка», созданная под влиянием работы французского классика Альбера Ламориса «Красный шар», получает первую награду на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке. «Главная правда - в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное: камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки», - вспоминает Кончаловский представления о кино, с которыми они выпустились из ВГИКа.

Уже первая полнометражная работа «Иваново детство» приносит 30-летнему начинающему советскому режиссеру Тарковскому мировую известность. В 1962-м картина получает «Золотого Льва» на Венецианском фестивале. В 1966-м году режиссер ставит историческую драму «Андрей Рублев», которая становится классикой мирового кинематографа. Последующие ленты Андрея Тарковского также являются одними из лучших фильмов за всю историю российского кинематографа – «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Но в Советском Союзе на него обрушивается град критики и ненависти. Творческая свобода Тарковского раздражает Госкино – режиссеру практически не дают снимать. А за рубежом Тарковским восхищаются легенды кино, такие как Федерико Феллини, Ингмар Бергман. Ленты советского режиссера удостаиваются престижных кинематографических премий: «Солярис» получает спецприз Каннского кинофестиваля, «Ностальгия», снятая режиссером в Италии, также награждается в Каннах.

В 1984-м 52-летний мастер, будучи в Италии, решает не возвращаться в СССР. Через год ему ставят страшный диагноз: рак легких. Тяжело больной, он снимает в Швеции свой последний фильм – притчу «Жертвоприношение». Лента получает гран-при Каннского кинофестиваля, премию Британской академии кино и телевизионных искусств. На пике профессионального триумфа, 29 декабря 1986 года 54-летний Андрей Тарковский умирает в Париже. Он похоронен на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа.

www.ivi.tv

Андрей Тарковский - биография, жизнь и судьба кинорежиссера

4 апреля 1932 года родился Андрей Тарковский.

В 1974 г. на международном кинофестивале в Каннах был впервые вручен «Приз экуменического жюри», учрежденный Международным Евангелическим Центром. Целью этого нововведения было привлечение внимания к фильмам религиозной и нравственной тематики. С тех пор этого приза удостоились почти сорок режиссеров. Но есть один, все фильмы которого, снятые после 1974 г., получали эту награду — Андрей Тарковский.

Страсти по Тарковскому

Безотцовщина

Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в семье, которую иначе как литературной не назвать. Отец, Арсений Тарковский, был известным советским поэтом и переводчиком с восточных языков. Мать, Мария Вишнякова, также была поэтом и прозаиком, но известность ее ограничивалась лишь литературными кругами. Позже она уничтожила все свои рукописи. В дневниках она писала, что сделала это ввиду «отсутствия таланта». И отцовское увлечение восточной культурой, и материнская самокритичность позже заметно отразятся на жизни их первенца Андрея.

Место рождения будущего кинорежиссера — небольшой город Юрьевец в Ивановской области. Там он жил вместе с матерью и младшей сестрой почти до самой войны. Отец к 1935-му году окончательно оставил семью, что стало первым сильным потрясением в жизни маленького Андрея. Тема отца и расставания с ним крайне важна для понимания всего творчества Андрея Тарковского.

В 1939 году Мария Вишнякова вместе с детьми перебирается в Москву, где Андрей идет в школу. Но уже спустя два года семья вынуждена вернуться в Юрьевец — началась война. Отец, которого так не хватает подрастающему Андрею, отправляется добровольцем на фронт, где теряет ногу. Пока Арсений Тарковский переносит одну операцию за другой, его бывшая жена Мария в одиночку поднимает двоих детей в голодной российской глубинке. Позже Тарковский напишет о тех годах: «Это было тяжёлое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссёром, — всем этим я обязан матери».

В 1943 году семья снова едет в Москву. Андрей возвращается в свою школу, где его одноклассником становится Андрей Вознесенский. Мать продолжает работу в типографии. И хотя жизнь начинает налаживаться, Андрей сильно скучает по родному деревянному дому в Юрьевце. Все эти мотивы позже лягут в основу кинофильма «Зеркало».

В школе к наукам Андрей особого интереса не проявляет, зато с увлечением занимается музыкой и рисованием. По окончании средней школы юноша не имеет никаких конкретных устремлений и решает пойти по стопам отца: Андрей поступает в Московский Институт Востоковедения.

Проучившись без особого энтузиазма около года и получив сотрясение мозга на занятиях по физкультуре, Андрей оставляет институт и, не имея определенной цели, связывается с уличной компанией молодых людей крайне сомнительного свойства.

Весьма показателен такой случай из жизни молодого Тарковского: Андрей, одетый в новенький свитер, купленный матерью, шел по двору, на котором местная шпана играла в футбол. Андрею предложили присоединиться и стать вратарем. Дабы не обидеть «друзей», Андрей согласился.

Он занял место в импровизированных воротах и начал ловить грязный кожаный мяч руками. Мяч, попадая в Андрея, оставлял огромные грязные пятна на белоснежном свитере. Но чувство собственного достоинства не позволяло прекратить игру, и Андрей терпел до тех пор, пока она не закончилась. Свитер к тому времени пришел в негодное состояние.

В будущем уже кинорежиссера Тарковского не раз будут подвергать аналогичному испытанию на различных художественных советах и цензурных комиссиях. Не раз еще ему придется терпеть унижения и доказывать свою состоятельность уже как художника.

«В свое время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом — она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет…»—так сам Тарковский вспоминает то время.

Вернувшись из годового путешествия по Сибири, набравшись жизненного опыта, увидев, что есть и другая жизнь, отличная от жизни московской уличной шпаны, летом 1954 года Тарковский подает документы на режиссерский факультет ВГИКа. Мастерскую в тот год набирал Михаил Ильич Ромм, славившийся умением разглядеть «будущих режиссеров» в еще совсем молодых ребятах и девушках. Не подвело чутье прославленного педагога и в тот год. Василий Шукшин, Александр Гордон, Андрей Тарковский, Ирма Рауш, Марика Бейку — известность многих из них позже выйдет далеко за рамки чисто профессиональных кругов.

Авторитетные источники

С началом учебы у Тарковского началась новая жизнь. Необходимо понимать, что доступ к информации в то время был крайне затруднен, а для людей, не принадлежащих к творческой элите, и вовсе невозможен. И если литературу спасал самиздат, то посмотреть классику мирового кино, кроме ВГИКа, было просто негде. Поэтому неудивительно, что Тарковский так много говорит о том, какое значение имело для него знакомство с фильмами Куросавы, Мидзогути, Довженко, Бунюэля.

Особняком в списке любимых режиссеров Тарковского стоит фигура Робера Брессона. Тарковский буквально боготворит французского мэтра. И если внимательно сопоставить творчество обоих художников, становится понятно, почему. Во-первых, Брессон — убежденный христианин, причем совсем не важно, что он — католик (почему, мы поймем чуть позже). Во-вторых, кинематограф Брессона — это крайне чистая материя, не обремененная ни актерской игрой, ни операторской работой, ни монтажом. В этом смысле кинематограф Брессона даже не столько материя, сколько дух.

Когда в 1951 году Брессон снял «Дневник сельского священника», весь кинематографический мир застыл в изумлении. От простого воссоздания обыденной действительности Брессон сделал решительный шаг к созданию действительности собственной. В «Дневнике» молчание важнее слов, неподвижность важнее действий, состояние важнее сюжета. Если мы вспомним труд великого православного богослова и ученого Павла Флоренского «Иконостас», то можем прийти к выводу, что кинофильмы Брессона имеют одну очень важную черту, схожую с православными иконами: они не отражают падающий на них свет, а словно сами его излучают. (Можно утверждать, что таким же свойством обладают «Земля» Александра Довженко и «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини.)

Именно все вышеуказанные свойства кинематографа Брессона увлекли молодого Тарковского, дали ему мощный толчок, показали, что кинематограф, мыслимый всегда как развлечение, на самом деле имеет огромный потенциал именно возвышенного, оторванного от суеты выражения.

Страсти по Тарковскому

В самом начале хрущевской «оттепели» Тарковский вместе с сокурсниками Александром Гордоном и Марикой Бейку снимают на учебной киностудии короткометражку «Убийцы» по одноименному рассказу Эрнеста Хемингуэя. Фильм, безусловно, крайне ученический, но в силу молодого и, как следствие, нового подхода к предмету кино вообще, картина заметно выделяется на фоне того, что снимали в ту пору «большие советские режиссеры». Мастер курса, Михаил Ильич Ромм, высоко оценил проделанную студентами работу.

В 1957 году в личной жизни Тарковского происходят важные изменения: он женится на сокурснице Ирме Рауш и знакомится с первокурсником Андреем Кончаловским. С последним они вместе пишут сценарий дипломного фильма Тарковского — «Каток и скрипка». Фильм был снят в 1960 году на киностудии «Мосфильм». Так как идеологически разнообразить картину по причинам цензуры было затруднительно, Тарковский решил взять сентиментальную историю дружбы юного скрипача и водителя катка и педалировать изобразительную составляющую. Ориентировался режиссер на нашумевший в то время фильм Альбера Ламориса «Красный шар»—трогательную историю взаимоотношений маленького мальчика и красного воздушного шарика. Так же, как и во французской ленте, в короткометражке Тарковского уделяется внимание игре цветов, в чем немаловажная заслуга оператора — Вадима Юсова. «Каток и скрипка» был удостоен первого приза на кинофестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке.

Страсти по Тарковскому

Вскоре состоялся и первый полнометражный дебют Тарковского — фильм «Иваново детство», по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван». Фильм был поставлен в 1962 году на киностудии «Мосфильм». В этом же году Ирма Рауш родила Тарковскому сына Арсения. Начало работы над первым большим серьезным проектом, равно как и рождение сына, стали для Тарковского первыми большими испытаниями в его жизни. И если на первых порах и здоровье, и относительное семейное благополучие позволяли Тарковскому преодолевать эти испытания, то позже проблем становилось все больше, а сил, чтобы их решать — все меньше.

Ирма Рауш – исполнительница роли матери Ивана в фильме “Иваново Детство”, жена Андрея Тарковского

Фильм «Иваново детство» повествует о судьбе 12-летнего разведчика Ивана. Рано лишившись матери, мальчик решает уйти на фронт, чтобы сражаться с врагом, отобравшим его детство. Детство, которое возвращается к Ивану лишь во снах. Сны в этой картине являются чем-то большим, нежели просто художественным приемом. Они образуют ткань фильма, они, по сути, и есть фильм. К тому же, под сцены сна Тарковский сумел замаскировать ту художественную свободу, что никогда не была бы пропущена пресловутым худсоветом как описание обычной жизни пусть и маленького, но все же солдата Советской Армии. Именно эта неслыханная по тем временам свобода самовыражения и принесла фильму мировую известность.

Картина получила главный приз на кинофестивале в Венеции и вдохновила целый ряд режиссеров: например, Сергей Параджанов, посмотрев «Иваново детство», воскликнул: «Теперь я знаю, как снимать кино!». Также высоко оценил фильм и один из кумиров самого Тарковского — Ингмар Бергман. И если мы помним, что Брессон — католик, сам Тарковский — православный, нужно отметить, что Бергман — протестант. Но настоящие христианские ценности понимаются и принимаются людьми любых конфессий.

В 1964 году Тарковский начинает работу над масштабным проектом — «Страсти по Андрею». Цель проекта — показать всю ту внутреннюю работу, которую совершает художник при работе над своими произведениями. В качестве главного героя Тарковский не случайно выбрал великого русского иконописца Андрея Рублева. Получается, что страсти эти не только по Андрею Рублеву, но и по самому Андрею Тарковскому. Это, пожалуй, и есть начало того процесса, в ходе которого режиссер в качестве материала берет свои собственные переживания, а сюжет фильма является своего рода обрамлением. Разумеется, советская цензура в корне пресекает такого рода автобиографичность, и Тарковскому приходится переименовать фильм в «Андрей Рублев». В 1966 году фильм вышел в советский прокат очень ограниченным количеством копий и в крайне обрезанном виде. К счастью, сегодня мы имеем возможность смотреть полную версию фильма.

Фильм «Страсти по Андрею» разделен на 8 новелл, каждая из которых рассказывает о том или ином периоде в жизни Андрея Рублева. Главную роль в фильме исполнил Анатолий Солоницын. Сыграла в картине и жена Тарковского Ирма Рауш. Она исполнила роль юродивой девушки, что следовала за иконописцем по пятам. Весьма примечательна концовка фильма — после двух часов черно-белого повествования о жизни иконописца, мы видим яркие красочные произведения мастера — его иконы. Цветовые возможности кино использованы на самом высоком уровне.

На съемках фильма Тарковский знакомится с Ларисой Кизиловой, которая сыграет значительную роль в его дальнейшей жизни. В 1969 году картину удается отправить на Каннский кинофестиваль, где фильм демонстрируется вне конкурса и получает главный приз Международной Федерации Кинопрессы.

Зазеркалье

После завершения работы над «Андреем Рублевым» Тарковский берется сразу за два сценария: «Солярис» и «Исповедь». Первый, основанный на одноименном романе Станислава Лема, пишется Тарковским вместе со сценаристом Фридрихом Горенштейном. «Исповедь» же, полностью автобиографический проект, создается режиссером в одиночку (лишь много позже к работе подключится Александр Мишарин).

Вообще иметь в голове сразу несколько проектов Тарковский считал необходимым для режиссера. Так, в его дневниках мы можем прочесть, что всегда есть, по крайней мере, десять фильмов, каждый из которых он может начать снимать прямо сейчас. Среди них «Доктор Фаустус», «Игра в бисер», «Достоевский», жизнеописание Иисуса. Другое дело, что возможности, предоставляемые режиссеру государством, были куда меньше возможностей самого режиссера.

В 1972 году Тарковский заканчивает работу над фантастическим фильмом «Солярис». Фильм раскрывает тему этических, нравственных и религиозных проблем человечества посредством взаимоотношений последнего с внеземными цивилизациями. В том же году Тарковский сдает фильм на худсовет. В ответ режиссер получает список замечаний, состоящий из 35(!) пунктов. Среди них: «Изъять концепцию Бога», «Изъять концепцию христианства», «Убрать сцену с матерью». Есть среди замечаний и совсем абсурдные: «Не надо, чтобы Хари становилась человеком», «Зритель ничего не поймет».

Зритель же оказался куда проницательнее чиновников, и очереди в четыре кольца окружили советские кинотеатры. Многие жители больших городов ехали смотреть «Солярис» в провинцию, поскольку там он шел в менее обрезанном виде. Большой приз Каннского кинофестиваля 1972 года стал на этом фоне ожидаемым явлением. Несмотря на это, Тарковский тяжело переживал такое отношение со стороны своего «отечества». В дневниках за 1973 год мы находим: «<…>ты никому не нужен, ты совершенно чужд своей культуре, ты ничего не сделал для нее, ты ничтожество».

В следующем году Тарковский возвращается к работе над «Исповедью», прерванной из-за съемок «Соляриса», и подключает к работе Александра Мишарина. Рабочее название «Исповедь», уже успевшее стать и «Белым днем», и «Белым-белым днем», в итоге становится «Зеркалом», и под этим названием фильм снимается в том же году.

«Зеркало» для многих любителей кино — центральная работа Тарковского. Для такой точки зрения достаточно оснований: фильм полностью автобиографичен, сюжета как такового нет — фильм как бы «плавает» от одного образа к другому, от детства к взрослой жизни, от взрослой жизни к юности. Ярко проявляется образ отца, а точнее образ его отсутствия: стихотворения Арсения Тарковского, прочитанные самим автором, напоминают нам о том расстоянии, что еще в раннем детстве разделило главного героя (режиссера) и его отца. К этому времени Тарковский уже развелся со своей первой женой Ирмой Рауш и женился на Ларисе Кизиловой, которая родила ему сына Андрея. Таким образом, Тарковский стал для своего первого сына Арсения тем, кем стал для него в свое время его отец Арсений.

Также очень важно фактическое отсутствие самого главного героя. То есть мы видим мир его глазами, мыслим его категориями. Роль матери исполнила Маргарита Терехова, физическое сходство которой с матерью Тарковского отрицать довольно трудно.

Однако на фильм обрушилось и немало критики — как раз за его автобиографичность, за излишний символизм. Единственный аспект фильма, превосходность которого никто, кажется, не отрицает — это операторская работа Георгия Рерберга. Мы оставим все мнения и точки зрения на совести их авторов. Все, что мы можем сказать наверняка, — в этой картине полностью отражен ее автор, со всеми своими плюсами и минусами, со всеми благодарностями и обидами. И если мы хотим составить свое собственное мнение о человеке и режиссере Андрее Тарковском, необходимо смотреть в первую очередь «Зеркало».

«На восстановление нет сил»

Сталкер. Кадр из фильма

После «Зеркала» Тарковский несколько лет готовится к съемкам и снимает еще один фантастический фильм — «Сталкер». Сценарий был написан братьями Стругацкими по мотивам их же повести «Пикник на обочине».

Фильм рассказывает о путешествии Писателя и Профессора, сопровождаемых Сталкером, в Зону — место, пораженное странной катастрофой. В Зоне есть некая Комната, где исполняются любые желания. Но дойдя до Комнаты, путники понимают, что желают они на самом деле совсем не того, что задумали. Возвратившись обратно, казалось бы, с пустыми руками, они стали совсем другими людьми.

На съемках фильма, точнее, уже после съемок, с Тарковским приключилась катастрофа, масштабы которой сопоставимы разве что с масштабами катастрофы в Зоне: то ли из-за ошибки проявщика, то ли по чьему-то специальному поручению рабочий негатив был проявлен неверным образом — фильм был фактически смыт с пленки. Тарковский пережил инфаркт.

Немного оправившись, он полностью переснимает фильм. Во время монтажного периода происходит еще один приступ, во время которого Тарковский судорожно записывает в своем дневнике: «Боже! Чувствую приближение Твое. Чувствую руку Твою на затылке моем. Потому что хочу видеть Твой мир, каким Ты его создал, и людей Твоих, какими Ты стараешься сделать их. Люблю Тебя, Господи, и ничего не хочу от Тебя больше». К счастью, приступ оказался не смертельным, и Тарковский закончил фильм. В 1980 году фильм с большим успехом был показан на Каннском кинофестивале.

“Ностальгия”. В главной роли – Олег Янковский

К этому времени Тарковский обзаводится знакомствами за рубежом, в частности, большая дружба завязывается с итальянским сценаристом Тонино Гуэрра. И в 1980 году Тарковский отправляется в Италию, где вместе с Гуэрра начинает работу над сценарием фильма «Ностальгия».

Во время путешествий по Италии, связанных с выбором натуры для «Ностальгии», Тарковский снимает документальную картину «Время путешествия». В одной из сцен этого фильма Тарковский, отвечая на письма итальянских студентов, рассказывает о своих предпочтениях в искусстве: Леонардо да Винчи, Лев Толстой, Иоганн Себастьян Бах, Робер Брессон — все они, по мнению Тарковского, достигли гениальной простоты в своих произведениях. Высоко ценит Тарковский фильмы Параджанова, Феллини, Антониони.

При просмотре «Времени путешествия» складывается ощущение, что Тарковский ищет в Италии что-то особенное, что-то, чего в Италии нет. А не Россию ли ищет в Италии Тарковский? Россию, которой в социалистической державе больше нет, которую у режиссера украли, оставив только деревянный сруб в Юрьевце? Вот и герой фильма «Ностальгия» писатель Горчаков ищет в Италии следы творчества русского крепостного композитора Сосновского. Ищет русского композитора, а находит местного сумасшедшего — блаженного Доменико.

В 1983 году Тарковский везет «Ностальгию» на кинофестиваль в Канны. Уже известно, что в Каннах со своим последним фильмом «Деньги» (по мотивам «Фальшивого купона» Толстого) будет 82-летний Робер Брессон. И вот он, исторический момент — большой приз за лучшую режиссерскую работу получают сразу два фильма: «Ностальгия» и «Деньги». На пресс-конференции Тарковский и Брессон сидели рядом, не более чем в полуметре друг от друга. Для Тарковского Брессон, конечно, находился на абсолютно недосягаемом уровне, но для всех собравшихся было ясно, что фигуры этих двух режиссеров вполне сопоставимы. И никто из них не лучше и не хуже — не в этом дело. Дело в том, что каждый из них сумел показать мир так, как видят все — и не видит никто.

В 1984 году Тарковский объявляет о своем решении не возвращаться в Советский Союз. В том же году режиссер едет в Швецию, где договаривается о съемках фильма «Жертвоприношение». Оператором на картине становится Свен Нюквист — бессменный оператор Ингмара Бергмана, фильмами которого так восхищался Тарковский.

Через год Тарковский узнает, что болен раком легких. Однако без промедлений начинает съемки «Жертвоприношения», вероятно, понимая, что это его последний фильм. Картина рассказывает о жизни семьи в преддверии конца света, связанного с атомной войной. Глава семьи, атеист Александр, вопрошает, что же ему надо сделать, какое совершить жертвоприношение, чтобы сохранить жизнь своим детям.

Сам Тарковский так объяснял идею фильма: «Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву».

Андрей Тарковский эту жертву принес. Всего себя он вложил в свои фильмы. В мае 1986 года, будучи уже тяжело больным, Тарковский получает сразу несколько призов на кинофестивале в Каннах. Все кинематографическое сообщество помогает Тарковскому в борьбе с болезнью, но одна химиотерапия за другой лишают организм последних сил. Запись в дневнике от 15 декабря гласит: «<…> на восстановление нет сил», и чуть ниже последняя фраза, записанная рукой Андрея Тарковского: «Негатив, разрезанный почему-то во многих случайных местах…».

Спустя две недели, 29 декабря 1986 года Андрей Тарковский скончался от рака легких в одном из парижских госпиталей. Похороны состоялись 3 января 1987 года на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа недалеко от Парижа. На памятнике, выполненном Эрнстом Неизвестным, выгравирована надпись «Человеку, который увидел ангела».

Опубликовано в журнале “Виноград”, июль-август 2011 г.

Читайте также:

Два Андрея

Мария Дегтярева

один итальянец, влюбленный в Россию, заметил: «Я не знаю, чему мы – запад – можем вас учить: у вас есть Андрей Рублев и Андрей Тарковский. Что после этого еще можно делать в искусстве?»

www.pravmir.ru

Тарковский, Андрей Арсеньевич — википедия орг

Детство и юность

Родился в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской Промышленной области (ныне — село Завражье Кадыйского района Костромской области)[6], на Волге, где жили родственники матери. Отец, Арсений Александрович Тарковский, был поэтом и переводчиком, уроженцем Елисаветграда (в 1907 году этот город входил в состав Херсонской губернии Российской империи, в настоящее время — Кропивницкий, Украина). Мать, Мария Ивановна Вишнякова, принадлежавшая к старинному дворянскому роду Дубасовых[8], окончила московский Литературный институт[9], выпускником которого был и её муж. В сентябре 1932 года мать с маленьким Андреем вернулась в Москву. С 1934 года Тарковские жили в квартире № 2 в двухэтажном доме (каменный низ, деревянный верх) в 1-м Щипковском переулке в Замоскворечье. В 1934 году у Андрея родилась сестра Марина. В 1935 году Арсений Тарковский оставил семью, а в 1941 году ушёл добровольцем на фронт, где после ранения потерял ногу[9]. Мария Ивановна устроилась корректором в Первую образцовую типографию в Москве и проработала там до пенсии[9].

В 1939 году Андрей поступил в московскую школу № 554 (ныне — школа № 1060). В начале войны мать увезла его с сестрой к родственникам в Юрьевец[9]. И хотя свою жизнь Тарковский прожил в основном в Москве, образом отчего дома остался для него дом его детства в Юрьевце, где сейчас находится Музейный центр Тарковского. Таким он предстал в фильме «Зеркало», где были отражены многие впечатления детства — уход отца, мать с двумя детьми на руках, эвакуация, школа, трудности быта.

Это было тяжёлое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушёл из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И всё-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссёром, — всем этим я обязан матери.

В 1943 году Тарковские вернулись в Москву. Андрей продолжил учебу в своей старой школе, где он учился в одном классе с Андреем Вознесенским[9]. Судя по аттестату, который хранится в архиве ВГИКа, в школе Андрей не отличался прилежанием и не проявлял интереса ни к естественным, ни к гуманитарным наукам[9]. Его воспитание было традиционно художественным. С семи лет он посещал районную музыкальную школу (по классу фортепиано), а в седьмом классе поступил в художественную школу имени 1905 года, где занимался рисованием[9].

В 1951—1952 годах Тарковский учился на арабском отделении Московского института востоковедения, однако оставил учёбу, получив сотрясение мозга на занятиях по физкультуре[9]. В автобиографии для поступления во ВГИК он писал:

Во время обучения я часто думал о том, что несколько поспешно сделал выбор профессии. Я недостаточно знал ещё жизнь[9].

В мае 1953 года Тарковский устроился коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото в далёкий Туруханский район Красноярского края, где проработал почти год на реке Курейке, пройдя пешком по тайге сотни километров. Свой альбом зарисовок он сдал потом в архив Нигризолота[9].

В своё время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом — она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет… Всё это укрепило меня в решении стать кинорежиссёром[9].

ВГИК

По возвращении из экспедиции в 1954 году Тарковский подал документы во ВГИК и был принят на режиссёрское отделение в мастерскую Михаила Ромма[9]. «Выбор этот был скорее случайным, чем осознанным», — признался он позднее.

Годы учёбы и раннего творчества Тарковского совпали с периодом обновления в искусстве. В 1953 году было принято решение об увеличении производства фильмов. В 1954 году, когда Тарковский поступил во ВГИК, было снято 45 фильмов, а через год — уже 66[9]. Важную роль в становлении Тарковского сыграло и то обстоятельство, что незадолго до него в институт пришло военное поколение, которому предстояло обновить в кино как темы, так и образные средства выразительности[9]. В 1955—1956 годах молодые режиссёры сняли около 50 фильмов[9]. В этот период также дебютировали многие молодые сценаристы, операторы, актёры.

Лучшие десять фильмов по Тарковскому

Это было время «хрущёвской оттепели», начало которой положило разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС в 1956 году. Веяние «оттепели» принесло в среду молодёжи западную литературу и музыку, зарубежный авторский кинематограф, итальянский неореализм и французскую «новую волну». В западной кинокритике появился термин «отёр» (от французского auteur), обозначавший единого автора фильма, под контролем которого находились все аспекты кинопроизводства, от сценария до монтажа. Всё это подтолкнуло Тарковского к идее авторского кино[11]. В эти годы большое влияние на него оказали Бунюэль и Бергман, а позже к ним прибавились Куросава и Феллини[9].

Главным педагогом и наставником Тарковского в годы учёбы был Михаил Ромм, воспитавший целую плеяду талантливых кинорежиссёров. Представитель повествовательного и жанрового кино 1930-х годов, которое многие его ученики отрицали и критически переосмыслили, Ромм тем не менее развивал в них творческую индивидуальность и верность своей правде. Он также выручал их в случае неприятностей, давал им взаймы деньги, покровительствовал им на киностудиях, защищал их работы, порой опровергавшие его собственные[9].

Первой курсовой работой Тарковского стал короткометражный фильм «Убийцы», поставленный осенью 1956 года совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку по рассказу Хемингуэя. Эта работа получила высокую оценку Ромма. За ней последовал короткометражный фильм «Сегодня увольнения не будет» (1957). На третьем курсе Тарковский познакомился с Андроном Кончаловским, в то время первокурсником режиссёрского отделения. С этого момента началась их творческая дружба. А. Кончаловский вспоминал:

Мы с Тарковским росли под знаком отрицания многого из того, что было в кинематографе. Нам казалось, что мы знаем, как делать настоящее кино. Главная правда — в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное — камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки, скрывающей живую фактуру кожи. Костюмы должны быть неглаженые, нестираные. Мы не признавали голливудскую или, что было для нас то же, сталинскую эстетику. Ощущение было, что мир лежит у наших ног, нет преград, которые нам не под силу одолеть[12].

В соавторстве друзья написали сценарий «Антарктида, далёкая страна» (1959), отрывки из которого были опубликованы в газете «Московский комсомолец». Тарковский предложил сценарий киностудии «Ленфильм», но получил отказ. Свой следующий совместный сценарий «Каток и скрипка» (1960) они успешно продали только что созданному на «Мосфильме» объединению «Юность». Это был сентиментальный сюжет о короткой дружбе мальчика-скрипача и водителя катка.

Получив разрешение поставить «Каток и скрипку» в качестве дипломной работы, Тарковский привлёк к съёмкам молодого оператора Вадима Юсова. Концепция сложилась под влиянием короткометражного фильма французского режиссёра Альбера Ламориса «Красный шар», удостоенного в 1956 году Гран-при Каннского кинофестиваля и Оскара. Эта первая совместная работа Тарковского и Юсова, отмеченная раскрепощённостью камеры и цветовой выразительностью, получила первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году. В связи с «Катком и скрипкой» Майя Туровская писала:

Никогда Андрей Тарковский не будет относиться к искусству как к ремеслу, развлечению или источнику дохода. Всегда оно будет для него не только делом собственной жизни, но и вообще делом для всей жизни, деянием. Это высокое уважение к искусству впервые он выразил в короткометражном детском сюжете[9].

В 1960 году Тарковский с отличием закончил ВГИК.

Карьера в Советском Союзе

Тарковский — величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон.

— И. Бергман[13].

В 1961 году Тарковский подал заявку на фильм «Андрей Рублёв», который требовал большой подготовительной работы[9]. Поэтому его первой полнометражной постановкой стал фильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван». Пронзительно-трагическая история подростка (Николай Бурляев), в которой светлый мир детства противопоставлялся мрачным реалиям войны, произвела настоящую сенсацию в мировом кино. Фильм был удостоен «Золотого льва святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции (1962) и многих других кинопремий. При очевидном тяготении к стилистике Брессона и Куросавы молодой советский режиссёр показал самостоятельный талант оригинально мыслящего художника.

Тем временем Тарковский приступил к работе над фильмом об Андрее Рублёве. В сценарии, написанном совместно с А. Михалковым-Кончаловским, проглядывала двойственность костюмно-исторического эпоса и авторского фильма-проповеди. Съёмки начались в 1964 году и продолжались больше года[9]. В это время в стране наметился переход от либеральной оттепели к консервативному застою. Работа над фильмом продвигалась медленно и сложно. Советские чиновники от искусства усмотрели в нём невыгодные параллели с современной действительностью, многих из них раздражала и его непривычная форма. «Андрей Рублёв» (первоначальный вариант названия — «Страсти по Андрею») подвергся проработкам и цензурным поправкам.

В 1969 году французская фирма, получившая права на зарубежный прокат «Андрея Рублёва», показала его вне конкурса на Каннском кинофестивале, где он был удостоен приза ФИПРЕССИ[9]. 19 октября 1971 года фильм был наконец выпущен в отечественный прокат ограниченным числом кинокопий и с тех пор практически не сходил с экрана[9]. Майя Туровская писала:

Фильмы Тарковского всегда ошеломляли трудной для среднестатистического восприятия новизной. Их не понимали чиновники, казалось, что их не поймут и зрители. На самом деле у Тарковского был всегда «свой», верный ему и преданный зритель, как бывает «свой» читатель у поэзии[9].

В 1970 году после почти пятилетнего перерыва Тарковский приступил к съёмкам фильма «Солярис». Герои этой философско-фантастической драмы по одноимённому роману Станислава Лема — представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мире космической станции, исследующие планету Солярис. Однако Тарковский и здесь раскрыл свою идею изначальной «божественной» духовности человека, выведя её за пределы национальных и культурных границ: рублёвская «Троица» равноправно уживалась с музыкой Баха и картинами П. Брейгеля, а композиция финального кадра была буквальной цитатой «Возвращения блудного сына» Рембрандта. В 1972 году «Солярис» был показан на Каннском кинофестивале и, кроме Специального приза жюри, получил также Приз экуменического жюри. В 1973 году фильм вышел в советский прокат.

В православном смысле Тарковский не был верующим человеком, у меня нет в этом сомнений. Он был свободным философом. Философом не в том смысле, что знал философию или у него было особое образование, нет. Я думаю, он был философом по своей природе, а не по образованию или склонности ума.

В 1974 году режиссёр снял свой самый исповедальный фильм «Зеркало». В нём он не стал сковывать себя рамками традиционного сюжета и предложил богатый набор визуальных ассоциаций и воспоминаний художника — автора и героя. Смысловая структура фильма оказалась удивительно многомерной — наряду с философско-поэтическими «кодами» в некоторых эпизодах читался антитоталитарный подтекст (эпизод в типографии и др.). На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов «Зеркало» признали непонятным, немассовым и в общем неудачным фильмом[9]. Тарковский высказал на этот счёт своё мнение:

Поскольку кино всё-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства… Я не вижу в массовости никакого смысла… Родился какой-то миф о моей недоступности и непонятности. Утвердить себя личностью своеобразной невозможно без дифференциации зрителя[9].

Фильм «Зеркало» вышел в ограниченный прокат и обострил скрытое противостояние режиссёра и власти. Готовясь к новому проекту, Тарковский писал сценарии, читал на Высших курсах сценаристов и режиссёров лекции по режиссуре (1977—1978), поставил в Театре Ленинского комсомола спектакль «Гамлет» (1977). Об этой работе режиссёр так рассказывал на встрече с казанскими кинолюбителями:

Ставил я «Гамлета» не из-за того, чтобы освоить профессию театрального режиссёра, а из-за самой пьесы, так как очень её люблю. И ещё хотел увидеть в роли Гамлета своего любимого актера А. Солоницына. Мечтаю поставить «Гамлета» в кино, но пока этому не время, так как из памяти не изгладилась постановка Г. Козинцева, режиссёра, которого я уважаю. Но когда-нибудь я надеюсь поставить «Гамлета» в кино. Работа в театре была для меня полезной, так как дала мне понять специфику работы театрального режиссёра, которая отличается от специфики работы в кино[15].

Снятый в 1979 году по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» фильм «Сталкер» выглядел своего рода компромиссом: угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний Зона воспринималась и как намёк на кризис технократической (то есть «капиталистической») цивилизации, в том же ключе можно было истолковать и смысл диалогов писателя (Анатолий Солоницын) и профессора (Николай Гринько). В 1980 году «Сталкер» был показан на Каннском кинофестивале и получил Приз экуменического жюри. В советский прокат фильм вышел в количестве 196 копий[16].

В эмиграции

Меня поражает логика, согласно которой Андрей, этот самый русский из всех русских кинематографистов, оказался перед лицом Запада, принеся ему в своем искусстве то, чего тому более всего не хватало, — духовное измерение мира, трансцендентность, ощущение бесконечности.

В 1980 году Тарковскому было присвоено звание Народного артиста РСФСР. В том же году режиссёр поехал в Италию для работы над сценарием фильма «Ностальгия». Контракт с итальянцами на съёмки был подписан в марте 1982 года[18]. Сразу после этого Тарковский уехал в Италию[19]. 4 апреля 1982 года ему исполнилось 50 лет, однако на родине не было опубликовано юбилейных текстов, не было организовано формальных торжеств в Доме кино[18]. В ходе поиска натуры режиссёр снял документальный фильм «Время путешествия» (1982). В 1983 году фильм «Ностальгия» был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил Приз за режиссуру, Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри. После окончания срока командировки Тарковский с женой Ларисой продолжал оставаться в Италии. Из Рима он отправил письмо на имя председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша с просьбой предоставить ему, его жене, тёще и 12-летнему сыну Андрею возможность в течение трёх лет жить в Италии, после чего он обязывался вернуться в СССР. 29 июня 1983 года Ермаш направил в ЦК КПСС секретную докладную записку:

Рассмотрев обращение Тарковского А. А., Госкино СССР считает, что его решение остаться за рубежом едва ли является только следствием эмоциональной неуравновешенности и определённой неудачи на Каннском фестивале, откуда Тарковский А. А. рассчитывал вернуться с главным призом. Сосредоточившись на собственном эгоцентрическом понимании нравственного долга художника, Тарковский А. А., видимо, надеется, что на Западе он будет свободен от классового воздействия буржуазного общества и получит возможность творить, не считаясь с его законами. (…) В любом случае Госкино СССР не считает возможным принимать условия Тарковского А. А., имея при этом в виду, что удовлетворение его просьбы создаст нежелательный прецедент[20].

  Мемориальная доска на доме на виа Сан Никколо, 91 во Флоренции, где жил А. Тарковский

16 сентября 1983 года Тарковский писал отцу:

Мне очень грустно, что у тебя возникло чувство, будто бы я избрал роль «изгнанника» и чуть ли не собираюсь бросить свою Россию… Я не знаю, кому выгодно таким образом толковать тяжёлую ситуацию, в которой я оказался «благодаря» многолетней травле начальством Госкино, и, в частности, Ермаша — его председателя. Может быть, ты не подсчитывал, но ведь я из двадцати с лишним лет работы в советском кино — около 17 был безнадёжно безработным. Госкино не хотело, чтобы я работал! Меня травили всё это время и последней каплей был скандал в Канне, где было сделано всё, чтобы я не получил премии (я получил их целых три) за фильм «Ностальгия». Этот фильм я считаю в высшей степени патриотическим, и многие из тех мыслей, которые ты с горечью кидаешь мне с упрёком, получили выражение в нём[21].

В ноябре 1983 года на сцене Королевского театра Ковент-Гарден в Лондоне состоялась премьера оперы Мусоргского «Борис Годунов» в постановке Тарковского.

10 июля 1984 года на пресс-конференции в Милане режиссёр объявил о своём решении остаться на Западе[22], то есть стал невозвращенцем. На родине запретили показывать его фильмы в кинотеатрах, упоминать его имя в печати. Однако на радикальные меры — лишение Тарковского советского гражданства — так и не решились[23]. Мэрия Флоренции подарила ему квартиру и присвоила звание почётного гражданина города. Снятый в Швеции фильм «Жертвоприношение» (1985) стал последней работой режиссёра. 13 декабря 1985 года врачи диагностировали у него рак лёгких[23].

Когда известие о болезни Тарковского достигло СССР, власти наконец разрешили его сыну Андрею вылететь к отцу. В это же время был снят запрет с имени Тарковского — его фильмы снова допустили к демонстрации в кинотеатрах.

Тарковский умер в Париже 29 декабря 1986 года в возрасте 54 лет. 31 декабря 1986 года радиостанция «Маяк» передала некролог, а 1 января 1987 года он был напечатан в газете «Советская культура» — официальное извещение от Госкино и Союза кинематографистов СССР. В нём были такие слова:

Последние годы — трудное, кризисное для него время — А. Тарковский жил и работал за пределами Родины, о чём приходилось думать с горечью и сожалением. С этим невозможно было ни согласиться, ни примириться…

Похороны состоялись 5 января 1987 года после отпевания в храме Св. Александра Невского и гражданской панихиды на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем[24]. Сначала Тарковского похоронили в чужую могилу — есаула Владимира Григорьева (1895—1973). Через год нашлись необходимые средства, и 29 декабря 1987 года прах перенесли на новое место. Лариса Тарковская заплатила за могилу на 200 лет вперед[25]. В 1994 году по её эскизу был выполнен надгробный памятник[26]. На нём надпись: «Человеку, который увидел ангела». В основании креста высечены семь ступенек по числу фильмов Тарковского.

Многие проекты режиссёра остались нереализованными, в том числе «Гофманиана», «Мой Достоевский», «Гамлет» Шекспира, «Обломов» Гончарова, «Смерть Ивана Ильича» Толстого, «Идиот» и «Подросток» Достоевского, «Жизнь Клима Самгина» Горького, «Очерки бурсы» Помяловского, «Степной волк» Гессе, «Пятое Евангелие» Рудольфа Штейнера, «Волшебная гора», «Иосиф и его братья», «Доктор Фаустус» Томаса Манна[27].

В 1990 году Андрей Тарковский был посмертно удостоен Ленинской премии.

«Есть вещи, которые ты просто обязан знать — и в их числе, разумеется, Тарковский. Для западных режиссёров это Бог кинематографии», — сказал британский кинорежиссёр Дэнни Бойл[28]. Многие современные кинематографисты с гордостью считают себя если не учениками и последователями, то по крайней мере поклонниками Тарковского, который действительно оказал огромное влияние на мировое кино.

Самый наглядный пример последнего времени — фильм мексиканского режиссёра Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший», в котором критики и внимательные зрители нашли целый ряд цитат и заимствований из Тарковского. При этом Иньярриту никогда не скрывал любви к фильмам Тарковского, а готовясь к cъёмкам «Выжившего», даже передал художнику-постановщику Джеку Фиску диск с «Андреем Рублёвым», и тот сразу понял, какой это будет фильм[28].

«Главным учеником» Тарковского на Западе считается датчанин Ларс фон Триер, посвятивший мэтру свой фильм «Антихрист». На прямую связь «Антихриста» с наследием Тарковского указал режиссёр Андрей Звягинцев, сославшись на запись в «Мартирологе», ставшую как бы истоком фильма фон Триера: «„Новая Жанна д’Арк“ — история о том, как один человек сжёг свою возлюбленную, привязав её к дереву и разложив костер под её ногами. За ложь»[29]. Отсылки к Тарковскому можно найти и во многих других фильмах Триера, а одна из глав «Нимфоманки» даже названа «Зеркало».

Турецкий режиссёр Нури Бильге Джейлан, обладатель «Золотой пальмовой ветви» за «Зимнюю спячку», оценивает «Зеркало» выше всех остальных фильмов мирового кинематографа. На втором месте в списке его личных пристрастий — «Андрей Рублёв». О Тарковском Джейлан сказал[28]:

После просмотра его фильмов вы не можете больше смотреть на мир так, как делали это раньше. У вас сразу меняется мировоззрение — столько там разных нюансов, новых деталей… Тарковский открывал новое видение на жизнь во всех аспектах — в языке, в манере повествования. Это было его собственное послание миру, которое оказалось близко очень многим.

Влияние этого послания заметно в каждом фильме Джейлана. Все они близки Тарковскому и по изобразительному решению, и по интонации, и по смыслам.

Американский режиссёр Стивен Содерберг даже осмелился бросить Тарковскому вызов в виде ремейка. Свою версию «Соляриса» (2002) он представил не как самостоятельную экранизацию романа Станислава Лема, а как переосмысление культового фильма Тарковского, как творческий диалог через три десятилетия[28].

Критики отмечали также явную связь с «Солярисом» фильма «Интерстеллар» Кристофера Нолана. Это касается как общих мотивов (например, сопоставление космоса и отчего дома), так и манеры повествования[28].

В любви к Тарковскому объясняется и Тарсем Сингх, работающий в Америке режиссёр индийского происхождения, детство которого прошло в Иране. Рассказывая про свой фильм «Белоснежка: Месть гномов» (в оригинале — «Mirror Mirror», то есть «Зеркало Зеркало»), он признавался, что при создании заснеженного леса вдохновлялся кадрами берёзовой рощи из «Иванова детства»[28]. Но ещё до прихода в большое кино Сингх откровенно процитировал «Жертвоприношение» в поставленном им для американской рок-группы R.E.M. клипе Losing My Religion (1991).

В России «наследником Тарковского» критики с первых фильмов считают Александра Сокурова, а Андрей Звягинцев заслужил у них титул «наш Тарковский сегодня»[28]. Константин Лопушанский признавался, что опыт работы ассистентом Тарковского на «Сталкере» помог ему сформироваться как художнику[30].

  Памятник Андрею Тарковскому у входа во ВГИК   Памятный крест Андрею Тарковскому рядом с могилой отца на Переделкинском кладбище

В 1987 году в Париже был основан Международный институт имени Тарковского. Основателями были Мстислав Ростропович, Робер Брессон, Лариса Тарковская и Максимилиан Шелл.

В 1988 году Союз кинематографистов СССР рекомендовал создать в доме 26, стр. 1 в 1-м Щипковском переулке музей Андрея Тарковского. В 2004 году в обветшавшем доме начала обваливаться крыша. По инициативе Кинофонда, входившего в СК России, дом разобрали. Затем его следы потерялись[39]. В 2008 году в ответ на письма кинематографистов правительство Москвы приняло постановление № 586, где говорилось о решении создать Государственное учреждение культуры города Москвы Культурный центр «Дом Тарковских»[39]. В 2014 году Департамент культуры Москвы включил будущий «Дом Тарковских», строительство которого так и не началось, в сеть кинотеатров «Московское кино» в качестве филиала. Строительство дома должно было завершиться в 2017 году. Однако строительные работы так и не начались[39].

В 1988 году именем Андрея Тарковского была названа малая планета № 3345, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной[40].

В 1988 году во Львове состоялся Всесоюзный круглый стол «Взгляд» по проблемам философского кино, посвящённый творчеству Тарковского. В работе круглого стола приняли участие свыше 300 делегатов — критики, киноведы, философы, культурологи, члены его съёмочной группы, представители киноклубов. Это были первые в СССР и за рубежом чтения по творчеству Тарковского. Тогда же было учреждено научное Общество Андрея Тарковского, которое существовало до сентября 1991 года.

В 1989 году был учреждён «Фонд Андрея Тарковского», который существовал до 2002 года и проводил фестивали и выставки, посвящённые творчеству режиссёра.

В 1993 году на Московском международном кинофестивале был учреждён приз имени Андрея Тарковского «лучшему фильму конкурсной или внеконкурсной программы».

В 1996 году в городе Юрьевце Ивановской области открылся Музейный центр Андрея Тарковского.

В 2000 году в Москве на доме, где Андрей Тарковский прожил последние девять лет перед эмиграцией, была открыта мемориальная доска. Автор мемориальной доски — скульптор Анатолий Васильев[41].

В 2002 году в Москве в Большом Афанасьевском переулке был открыт бюст Андрея Тарковского. Памятник установлен перед зданием государственного музея «Дом Бурганова» в день 70-летия со дня рождения режиссёра. Бюст выполнен из бронзы и установлен на полутораметровом постаменте из черного камня. На нём надпись: «Андрей Тарковский». Автор памятника — скульптор Александр Бурганов[42].

В 2004 году в селе Завражье открылся Историко-культурный музей, посвящённый творчеству Андрея Тарковского.

В 2006 году в Париже была открыта мемориальная доска на доме, где Андрей Тарковский провёл последние месяцы своей жизни[43].

В 2006 году во Флоренции состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски на доме по виа Сан Никколо, где Тарковский жил и работал с 1983 по 1986 год. Решение об установлении памятного знака было принято городским советом по случаю 20-летия со дня смерти режиссёра[44].

В 2007 году в честь 75-летия со дня рождения режиссёра был учреждён Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского, который проводится в Ивановской области.

В 2009 году у входа во ВГИК была открыта скульптурная композиция, посвященная трём известным выпускникам — Тарковскому, Шукшину и Шпаликову. Три бронзовые фигуры расположились на ступеньках в главный корпус института: Шукшин сидит, а Тарковский и Шпаликов стоят рядом. Автор памятника — скульптор Алексей Благовестнов.

С 2012 года в Таллине ежегодно проводятся «Встречи с Тарковским».

С 2013 года в посёлке Мясной Путятинского района Рязанской области ежегодно проводятся Тарковские чтения по теории и практике киноискусства, организованные в рамках открытого культурно-просветительского проекта «В сторону Тарковского».

В 2017 году в Суздале был открыт памятник Андрею Тарковскому, скульптор — Мария Тихонова[45].

В городах Юрьевец, Сергиев Посад есть улицы, а в Москве — бульвар Андрея Тарковского[46].

Фильмы, посвящённые Андрею Тарковскому

www-wikipediya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *