Барон в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание |LITERATURUS: Мир русской литературы

Барон в пьесе «На дне»
(актер В. И. Качалов)
Барон является одним из ярких действиующих лиц знаменитой пьесы «На дне» Горького.

В этой статье представлен цитатный образ Барона в пьесе «На дне»: характеристика, описание персонажа в цитатах.

Смотрите:
— Краткое содержание пьесы

Барон в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание


Барон является одним из обитателей ночлежки для бедных, которую содержит господин Костылев и его жена Василиса.

Возраст Барона — 33 года:

«Барон, 33 года…»

По происхождению Барон является дворянином, барином, из-за чего он и получил свое прозвище. Настоящее имя героя в пьесе не указано:

«Озорник! А еще – барин… » (Настя о Бароне)
«Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и всё такое…» (Пепел о Бароне)
По словам Барона, его предки были богатыми выходцами из Франции, а его дед занимал высокий пост во времена царствования Николая I:
«Это… напоминает наше семейство… Старая фамилия… времен Екатерины… дворяне… вояки!.. выходцы из Франции… Служили, поднимались всё выше… При Николае Первом дед мой, Густав Дебиль… занимал высокий пост… Богатство… сотни крепостных… лошади… повара…» 
«Дом в Москве! Дом в Петербурге! Кареты… кареты с гербами!» 
«Я говорю… десятки лакеев!..»
В прошлом Барон совершил много глупостей, которые привели его к нищете. Когда-то он служил чиновником в дворянской палате, неудачно женился и растратил весь капитал. Затем его поймали на растрате казенных денег, уволили и, судя по всему, отправили в тюрьму. В конце концов Барон оказался в ночлежке:
«Жили и лучше… да! Я… бывало… проснусь утром и, лежа в постели, кофе пью… кофе! – со сливками… да!»
 
«Барон. <…> Учился – носил мундир дворянского института… а чему учился? Не помню… Женился – одел фрак, потом – халат… а жену взял скверную и – зачем? Не понимаю… Прожил всё, что было, – носил какой‑то серый пиджак и рыжие брюки… а как разорился? Не заметил… Служил в казенной палате… мундир, фуражка с кокардой… растратил казенные деньги, – надели на меня арестантский халат… потом – одел вот это… И всё… как во сне… а? Это… смешно? 
Сатин. Не очень… Скорее – глупо… 
Барон. Да… и я думаю, что глупо…»
Барон является образованным человеком, по словам Сатина:
«Образованный человек, а карту передернуть не можете…»
Барон — неглупый человек, хотя и пьяница, по мнению Васьки Пепла:
«Они – поумнее тебя будут… хоть и пьяницы…» (Пепел о Сатине и Бароне)
По словам Насти, Барон — «пропащая душа» и «пустой человек»:
«Пропащая душа. Пустой человек! Где у тебя – душа?» 
По мнению Бубнова, Барон является неплохим человеком, несмотря на свои барские замашки:
«Он ничего все‑таки… Только так иногда брыкнется… вроде как насчет твоего паспорта…» (Бубнов)
Барон понимает, что «опустился» и стал чуть ли не хуже вора Васьки Пепла:
«Какое тебе от этого может быть удовольствие, если я сам знаю, что стал чуть ли не хуже тебя?» (Барон — Ваське)
Теперь у Барона даже нет документов (известно, что у него имеются «негодные» документы, то есть, вероятно, поддельные):
«Барон (сконфуженный). Ну, чего там? Я ведь… шучу, старик! У меня, брат, у самого бумаг нет… 
Бубнов. Врешь! 
Барон. То есть… я имею бумаги… но – они никуда не годятся…»
Живя в ночлежке для бедняков, Барон не может привыкнуть к нищенской жизни и порой «показывает из себя барина»:
«Барин, это верно… Он и теперь – нет‑нет, да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, еще. » (Бубнов)
Известно, что Барон помогает торговке Квашне в ее делах на базаре. Вероятно, за эту работу он получает какие-то деньги:
«Барон (выходя из кухни). Мне некогда убираться… я на базар иду с Квашней.» 
«Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них – корчаги, покрытые тряпками). Сегодня что‑то тяжело…»
Барон учится у своего приятеля, шулера Сатина, жульничать в карты, но это у него не очень получается и соперники замечают его уловки:
«Что мы – жулики, тебе известно. Стало быть, зачем играл?» (Сатин о себе и Бароне) 
«Сатин (Барону, смеясь). Вы, ваше вашество, опять торжественно сели в лужу! Образованный человек, а карту передернуть не можете…
 
Барон (разводя руками). Чёрт знает, как она…»


Судя по всему, Барон состоит в любовной связи с 24-летней девушкой Настей, которая также живет в ночлежке (судя по всему, девушка зарабатывает на жизнь «непристойной работой»):
«А на него – не сердись, на сожителя‑то…» (Лука — Насте о Бароне)
При этом Барон смеется над тем, что Настя читает любовные романы и верит в принцев:
«…(выхватив у Насти книжку, читает название). «Роковая любовь»… (Хохочет.)» 
«…(ударяя книгой по голове Настю)…»
«Ну и глупа же эта девица… добрая, но… глупа – нестерпимо!»
Он обращается с Настей довольно грубо, называет ее «дурой» и «дурехой» и т.д.:
«Брось… дуреха!» (Барон — Насте) 
«Это – дура…» (Барон о Насте)
Барон пренебрежительно относится к Насте из-за ее простого происхождения и образа жизни:
«Барон (Насте.) Ты должна понимать, что я – не чета тебе! Ты… мразь! 
Настя. Ах ты, несчастный! Ведь ты… ты мной живешь, как червь – яблоком!»
При этом он не стесняется брать деньги на пьянство у Насти. Это характеризует Барона как гордого, высокомерного и неблагодарного человека:
«А… надо мне к Настёнке мириться идти… не помиришься – на выпивку не даст…» (Барон) 
«Впрочем – я иду мириться с ней…» (Барон)
Вероятно, в глубине души Барон тепло относится к Насте, хотя и прикрывает свои чувства грубостью. Некоторые его фразы говорят о том, что он, судя по всему, испытывает привязанность к Насте:
«Эта… Настька!.. Убежала… куда? Пойду, посмотрю… где она? Все‑таки… она…» (Барон — Сатину)
По мнению Барона, у всех людей серые души, поэтому они «подрумянивают себя»:
«У всех людей – души серенькие… все подрумяниться желают…» (Барон)
Барон не ждет от жизни ничего хорошего и считает, что все хорошее уже в прошлом:
«Нечего ждать… Я – ничего не жду! Всё уже… было! Прошло… кончено!.. Дальше!» (Барон о себе)

Ему неловко за то, что он всю жизнь как будто «переодевался», а не был собой:

«Мне… как‑то неловко… мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… а зачем? Не понимаю!» 
Барон признается, что всю жизнь у него в голове стоит туман и он никогда ничего не понимал:
«Знаешь… с той поры, как я помню себя… у меня в башке стоит какой‑то туман. Никогда и ничего не понимал я.» (Барон о себе)
По словам самого Барона, у него нет характера и он не умеет рассуждать:
«Чёрт тебя возьми… ты… умеешь рассуждать спокойно… А у меня… кажется, нет характера…» (Барон — Сатину) 
«Ты рассуждаешь… Это – хорошо… это, должно быть, греет сердце… У меня – нет этого… я – не умею!» (Барон — Сатину)

Таков цитатный образ Барона в пьесе «На дне»: характеристика, описание персонажа в цитатах.

Смотрите:

www.literaturus.ru

Характеристика и образ Барона в пьесе Горького На дне

В пьесе Горького «На дне» много персонажей.  К каким-то из них я относился положительно, к каким-то отрицательно, но был и такой герой, отношение к которому у меня было только презрительное. Герой, который ни капли не поменялся, упав с верхушки общества на самое дно. Герой этот — Барон.

Барону тридцать три года, и единственное, чем он живёт — воспоминаниями о бывалом прошлом. Он вырос в очень богатой семье, был единственным ребёнком, которого окутывали максимальной заботой. О нём пеклись настолько сильно, что он совсем ничего не делал в своей жизни: за него всё делали слуги. Абсурдность такого воспитания доходила до того, что Барон был не в состоянии даже сам принять ванну.

После смерти своих родителей он унаследовал всё их владение, всё богатство, не унаследовал лишь умение распоряжаться этим богатством: он в кротчайшие сроки потратил все деньги, которые у него были, на дорогую еду в дорогих ресторанах, на игру в карты и на другие развлечения. Но это ещё не вся беда, ведь помимо своего неумения тратить деньги, он ещё и неудачно женился, но и это ещё не всё.

Он был чиновником, которого арестовали за растрачивание государственных денег. Теперь же он был бедняком, который зарабатывает на жизнь прискорбным образом — сутенёрством, а единственное развлечение для него — выпивка.

Жители ночлежки разного о нём мнения, многие из них просто смеются над глупой судьбой Барона, который сам потерял все блага, которые может только представить бедный человек, другие же считают его умным, третьи — пропащим. Барон и сам прекрасно понимает своё положение: теперь он никакой не дворянин, а человек, который по статусу достоин Васьки Пепла, здешнего вора. Однако даже осознание своего положения не заставляет Барона относится к людям иначе, у него всё ещё остались барские замашки: он не брезгует брать деньги у своей любовницы Насти, которая работает проституткой, чтобы выпить, обзывая её при этом дурой и говоря, что она ему не ровня.

Стоит отметить и самокритичность Барона: он признаётся, что всю жизнь он как будто бы переодевался, а не жил, а зачем переодевался — и сам не знает. Также он говорит, что всю жизнь у него в голове будто бы туман, что он ничегошеньки не понимает в жизни, живёт ради того, чтобы жить. И пусть некоторые жители ночлега считают его неглупым, сам он говорит, что у него нет характера, что он даже не умеет рассуждать, что является признаком интеллекта у человека.

Вариант 2

Барон является одним из героев произведения М. Горького «На дне». Он один из обитателей ночлежки. Его возраст 33 года. По происхождению он дворянин, поэтому его так называют Барон. Сам барон гордится своим происхождением, постоянно говорит о том, кем были его предки. До этого его жизнь была иной. Он служил чиновником, был женат, но его брак не удался.

В силу своего характера он растратил все свое имущество и остался на дне жизни. За растрату государственного имущества его посадили в тюрьму, после выхода из которой, он попал в ночлежку. Герою не повезло в жизни или, можно сказать, он сам виноват в том, что она сложилась именно так. Имея большие перспективы, он мог бы устроить свою жизнь по-другому. Имея семью, он мог бы ее сохранить. На примере Барона Горький показывает своему читателю пример того, как можно все потерять за какой – то отрезок времени.

В ночлежке все относятся к нему по-разному. Кому-то не нравятся его барские замашки. Сатин считает его умным человеком. Бубнов отзывается о нем, что он человек хороший. Все свободное время барон проводит в ночлежке, он играет в карты, помогает Квашне, за это получает какие –то копейки. Он состоит в отношениях с Настей, которая зарабатывает на жизнь проституцией. Можно сказать , что он в какой-то степени неблагодарный человек, так как без угрызений совести просит у Насти деньги на выпивку. Его недостатком является то, что он совсем не верит в свое светлое будущее, считает, что все хорошее осталось в его жизни далеко в прошлом. Это, конечно, тянет его назад и не дает возможности измениться, по-другому пересмотреть свои ценности. Трудности и испытания жизни потрепали героя, он обнищал и внешне и внутренне. Он не видит света в конце тоннеля.

Сам М Горький в своей жизни столкнулся со многими трудностями. Ему самому приходилось жить на дне жизни. Но он сумел выбраться и построить свою жизнь. Поэтому Горькому, как никому другому, известна вся жизнь обитателей ночлежки. На примере Барона Горький предупреждает всех, что каждый человек по воле судьбы может снизиться до этого уровня. Автор пытается донести до своего читателя, что человек не должен терять себя, не должен падать духом и должен идти вперед к светлому будущему

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Барона в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

  • Любовь и предательство в повести Иуда Искариот Андреева сочинение

    Уже больше двух тысяч лет для христиан всего мира слово «иуда» означает предатель. Человек с таким именем за тридцать серебренников предал Иисуса Христа

  • Что значит быть счастливым по рассказам Бунина, Чехова, Куприна сочинение

    Многие люди интерпретируют личное счастье по-разному. Для кого-то счастьем может стать изобилие денег в кошельке, для кого-то наличие близкого по душе человека рядом, а для кого-то исполнение цели всей жизни

  • Образ и характеристика Тараса Бульбы сочинение

    В своей повести « Тарас Бульба» Гоголь с высочайшим художественным совершенством создал картину борьбы украинского казачества против польской шляхты.

  • Сочинение на тему Красота природы

    На свежем воздухе мы проводим время с раннего детства. Когда гуляешь в парке, в лесу, очень любопытно смотреть на природу, насекомых. Естественная среда, для человека на первом месте, это что-то новое, неизвестное, то, что пробуждает сильное чувство

  • Анализ произведения Колокол Углича Солженицына

    Все творчество А. Солженицына постоянно находится на гребне читательского обсуждения. Оно никого не оставляет равнодушным. Один из немногих российских писателей, который был гоним и обласкан

sochinimka.ru

Образ и характеристика Барона в пьесе «На дне»

Ночлежка у М.Горького стала местом, где сошлись вместе люди разного происхождения, уровня образования и воспитания. Образ и характеристика Барона в пьесе «На дне» — пример попадания на социальное дно помещика.

Прошлое героя


Предками Барона были богатые дворяне. Семья славилась во времена Екатерины и Николая. Дед занимал высокие посты. Имение насчитывало сотни крепостных слуг. Десятки лакеев ходили вокруг «золотого мальчика». Проснувшись утром, лежа в постели, пил кофе со сливками. Удивительное время! Барон вспоминает о тех днях с сожалением. Остальную судьбу можно выстроить по ступеням:
  • Учился в дворянском институте. Не помнит только, чему учился.
  • Служил чиновником в дворянской палате.
  • Женился.
  • Разорился.
  • Попался на трате казенных денег.
  • Был уволен и отправлен в тюрьму.
  • Оказался среди постояльцев ночлежки.

Что стало причиной такого быстрого снижения социального статуса? Лень, отсутствие самостоятельности, привычка жить за счет чужого труда. Еще одна причина – неуважение к труду предков. Юноша не знает, как создавался капитал. Он надеется, что все пойдет само собой, но нажитое многими поколения проходит сквозь пальцы и исчезает в прошлом. Вся жизнь в богатстве проскочила как сон. Дни в ночлежке тянутся медленнее.

Характер


Барон забыл не только свое имя и фамилию, он потерял все, чему его учили. Осталось прозвище, напоминающее о возвышенном происхождении персонажа. Нет изысканных манер, культурных навыков. Остались барские замашки. Мужчине всего 33 года, а кажется, что это измученный судьбой старик. Бывший дворянин говорит, что его жизнь смешна. Сатин не согласен, нет веселого в судьбе, много глупого. Какие характеристики дают герою постояльцы костылевского подвала:
  • Пропащая душа;
  • Пустой человек.

Барон почти привык к нищете, но иногда прорывается наружу «барин». Хочется мужчине чему-то научиться. Он играет в карты, пытается мухлевать, но его быстро раскрывают. Уловки не даются Барону, не помогает и образованность. Избалованный в детстве Барон сохраняет надменность и высокомерие.

Смысл персонажа


Барон – сожитель доброй девушки из подвала Насти. Девчонка занимается проституцией, но увлеченно читает книги, придумывая себе настоящую любовь, надеется на истинные чувства. Дворянский предок смеется над женщиной, называет дурой или дурехой. Ему как будто нравится насмехаться, злить и обижать близкую ему женщину. Барон объясняет свое отношение:

«… я не чета тебе!…Ты мразь…».

Так может поступать только челок с пустой душой, злой и бессердечный.

Барон унижает Настю перед всеми постояльцами подвала. Девушка сравнивает его с червяком, поедающим яблоко (ее), называет несчастным. Автор помогает понять, как добрый, но бедный человек может оказаться выше и чище душой «разложившихся» дворян.

Потеряна и совесть у персонажа. Смеясь над увлечением женщины, он просит у нее денег на вино. Ему не стыдно пользоваться другими, проявляя к ним пренебрежение. Мужчина идет мириться,

«…не помиришься – на выпивку не даст…».

Появись в ночлежке другая, побогаче, Барон сразу к ней переметнется. Нет в нем привязанности и преданности. Хотя в некоторых сценах кажется, что какая-то привязанность все-таки есть.

Серость души


Барон не смог остаться в стороне от спора постояльцев о Луке. Он не согласен со стариком: нельзя ждать лучшей доли, если все потерял. Прошлое не вернуть. Барон растревожен мыслями и философскими рассуждениями Луки. Ему кажется, что он жил не свою судьбу. Переоделся под кого-то и сыграл ту роль, какая досталась. Неловко Барону от этих ролей. Где же тогда истинный Барон? Когда потерял свое лицо? Сколько помнит себя персонаж, у него в голове туман.

Классик подсказывает, такое состояние испытывало целое поколение дворян. Им все преподнесли на блюдечке с золотой каемочкой, оставили для пользования, а как не научили. Быстро разбилось блюдце, и заблудились молодые люди.

Не сформировался характер юноши, не сформировался мужчина. Барон не умеет даже спокойно рассуждать, как Сатин, ничто не греет сердце. Копится только обида, и растет злость из-за растраченного впустую наследства.

Барон не умеет ничего, но легко приспосабливается. Он носит на базар корзины Квашни. Бывший богач гордо вышагивает с коромыслом на плечах. В обращении к нему других жильцов чувствуется насмешка:

«…ваше вашество…».

ЧИТАТЬ ОПИСАНИЕ…

frigato.ru

Образ и характеристика Барона в пьесе На дне Горького сочинение

В произведении Горького “На дне” есть множество интересных персонажей со своей уникальной историей становления тем, кем они являются на момент повествования в произведении. В ночлежке место себе нашли люди самых разных кровей и происхождений, одним из которых стал бывший помещик Барон.

Барон – взрослый мужчина, один из жителей ночлежки, по совместительству работающий сутенёром. К такой жизни, по его словам, его привела череда несчастий, из-за которой он оказался без гроша, после чего, ему пришлось отправиться искать себе крышу над головой. Именно этим он и оправдывает своё нынешнее состояние.

Барон, по его рассказам, вырос в очень богатой дворянской семье, где он был единственным и любимым ребёнком, которому ни в чём не отказывали, потакая каждой его прихоти, из-за чего он вырос весьма избалованным мальчиком, за которого всё всегда делали другие, из-за чего он также стал весьма несамостоятельной персоной.

Его несамостоятельность доходила до абсурдного, вплоть до того, что он не мог сам принять ванну, о чём вечно просил слуг, а слуги же в свою очередь, боясь перечить золотому мальчику, подчинялись ему беспрекословно, делая всё, что тот им прикажет. Поэтому о и вырос человеком, который не в состоянии жить самостоятельно без чьей либо поддержки. Из-за этого, после смерти родителей он не смог справится с хозяйством, и правильно распорядиться деньгами, из-за чего всё потерял, и теперь живёт в ночлежке, только лишь грезя о былых временах, когда он мог позволить себе всё что угодно, а на данный момент, едва ли может позволить себе проживание в этой самой ночлежке.

Однако, даже потеряв всё своё состояние, он так и не изменился. Данный случай его ничему не научил, он так и не смог научиться самостоятельности, даже проживая в ночлежке. Характером он так и остался всё тем же избалованным мальчишкой, за которого когда то всё делали слуги. Также в его характере ясно прослеживается надменность и высокомерие, так как он считает, что если он родился в богатой аристократической семье, то его положения на порядок выше всех окружающих его людей на момент повествования. Он один из самых низко павших персонажей в произведении, который даже со своим новым положением смириться не в силах, продолжая уповать воспоминаниями о прошлой богатой жизни. Именно в этом и весь образ данного персонажа в произведении Горького “На дне”.

Вариант 2

Произведение Горького “На дне” даёт нам полное разнообразие персонажей и образов, дабы мы могли целиком и полностью проникнуть смыслом и целью произведения, сделать для себя выводы, дать полную характеристику того, что же описывается в произведении. Одним из решающих характеризующих образов стал образ Барона.

Барон – мужчина средних лет, который по своей глупости и неспособности к управлению потерял всё, что у него имелось, соответственно он и стал обитателем ночлежки, в которой находятся все персонажи произведения. Только благодаря своей безответственности он потерял всё то, что имел, а имел он немало, соответственно, можно сделать вывод, что Барон весьма жалкий человек.

По характеру Барон очень высокомерен и очень высокого о себе мнения, что уже может дать нам его характеристику, как не очень хорошего человека, и так оно и есть. Всю свою жизнь Барон был под присмотром родителей и слуг, так как он из весьма знатного рода, то всё для него делали окружающие, и он не знает каково это, когда ты предоставлен сам себе и сам управляешь своей жизнью. Соответственно, из-за данной неспособности к самостоятельной жизни, он и потерял всё, оставшись совсем один после смерти своих родителей.

Также в его характере можно выделить несколько отдельных черт, например его надменность и принижение окружающих. С самых малых лет ему внушали то, что нет никого лучше или выше его по положению в обществе, говоря ему о том, что все окружающие обязаны выслуживаться перед ним, давая ему всё, чего он пожелает, что сделало его таким, каков он стал. Основная проблема его характера заключается в его плохом воспитании. Его родители попросту не занимались этим, отдавая всю ответственность за мальчика на слуг, а те в свою очередь весьма и весьма льстили молодому Барону, дабы получить от него или от его родителей похвалу.

Таким образом, мы видим, что автор пытался донести до читателя мысль о том, что воспитание крайне важно, наряду с самостоятельностью, ведь не всегда рядом может быть человек, который тебе поможет, поддержит, или же подаст руку помощи в ответственный момент, и поэтому стоит чаще полагаться на самого себя, а не на кого-то другого. Примером данной оплошности в воспитании как раз таки стал Барон. Я считаю, что именно через его образ автор пытался передать именно эту мысль своему читателю.

Сочинение про Барона

Действие происходит в ночлежке для нищих, которую содержат супруги Михаил Иванович и Василиса Карповна Костылёвы. Эти люди лишились абсолютно всего, а некоторые даже собственного имени, автор называет только их клички: Клещ, Актёр, Татарин, Барон. Мы подробно рассмотрим образ Барона.

Барон, наверное, один из самых жалких персонажей пьесы. Он выходец из знатной дворянской семьи, поэтому за ним закрепилось такое прозвище. Сам он говорит, что предки его были «дворяне… вояки!.. выходцы из Франции…», а дедушка занимал высокий пост при Николае Первом. Однако, в свои 33 года он уже успел промотать всё своё состояние. В прошлой жизни остались кареты, множество слуг, роскошные дома. Он говорит, что был единственным ребёнком, который никогда не испытывал нужды, которому ничего не позволяли делать самому, потому что для этого существовали слуги. Он неудачно женился, и в короткий срок растратил всё наследство на шикарные рестораны и азартные игры. Поступив на службу, он растратил казённые деньги, за что попал в тюрьму, а оттуда – в ночлежку.

Из пьесы становится ясно, что Барон сожительствует с Настей – ещё одной обитательницей ночлежки. Настя зарабатывает на жизни проституцией, но любит читать книги о любви, за что её постоянно высмеивает Барон. Он также позволяет себе обзывать её «дура», «дурёха», высокомерно относится к её низкому происхождению и образу жизни. Но это не мешает ему выпрашивать у женщины деньги на выпивку. Такое поведение показывает его гордость, высокомерие и неблагодарность.

Трудности жизни полностью опустошили Барона, причём не только материально, но и духовно. Конечно же, ему предельно ясно, что богатая жизнь осталась в прошлом, но он постоянно вспоминает о ней и рассказывает всем обитателям ночлежки, пропуская мимо ушей их насмешки.

Пьеса Максима Горького «На дне» была написана в начале 1902 г, после 20 лет наблюдений автором жизни «бывших людей». Ещё десятилетним мальчиком будущему великому писателю пришлось отправиться «в люди». С самого детства он видел жизнь настоящего «дна» общества, что впоследствии нашло отражение в его произведениях. Ранние работы Горького окружают ореолом романтики жизнь бродяг, ему нравилась независимость этих людей, не привязанных к материальным ценностям. Однако, пьеса «На дне» показывает уже совершенно другую позицию автора, пугает беспощадной правдой жизни социальных низов общества.

Другие сочинения:

Образ и характеристика Барона в пьесе На дне

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Моя любимая сказка Пушкина 5 класс

    Мне нравиться читать поучительные, интересные сказки. Больше всего написанные в стихотворной форме А. С. Пушкиным. Самая поучительная из них – «Сказка о золотой рыбке».

  • Образ и характеристика Михея Тарантьева в романе Обломов Гончароваа сочинение

    Михей Андреевич Тарантьев первый раз появляется в доме Обломова в самом начале романа. О его предыстории не известно почти ничего. Читатель знает только, что деревня Тарантьева

  • Сочинение Чужих детей не бывает (Как вы понимаете выражение)

    Есть довольно известное выражение об отношении к другим людям. В идеальном обществе к старшим относятся также как относятся к родителям, к сверстникам относятся также как относятся к братьям и сестрам

  • Анализ рассказа Куприна Молох

    Повесть Молох А. Куприн написал, когда ему исполнилось только 26 лет. Этой повестью он заявил о себе, как о молодом талантливом писателе, входящем в русскую литературу.

  • Митя в поэме Бедность не порок Островского сочинение

    В произведении «Бедность не порок», автора Островського, Митя – положительный и обиженный жизнью герой. Он показан, как человек, который любит свободу и ценит право выбора.

sochinite.ru

Сатин, Барон и Бубнов (На дне Горький)

Одним из лучших произведений Горького является пьеса «На дне». Она социально-философского жанра и направлена к общечеловеческим ценностям. Горький впервые поднял вопрос о людях «дна», как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком. Все люди рождаются свободными и равноправными. Они должны поступать в отношении друг друга в духе братства. В пьесе «На дне» автор показывает нам бесчеловечность социальных отношений. В обычной бытовой ситуации он воплотил сложные жизненные проблемы. Автор показывает нам ту атмосферу, в которой находятся бедные люди. Ужасная бедность приводит в унизительное положение. Естественно, что обитатели «дна» хотят выбраться из этого положения, не хотят унижать свое человеческое достоинство. Они протестуют против жестокой жизни.

Все это непосредственно зависит от социальных условий, от царящего неравенства. Государство не давало возможности людям подняться из этого «дна», не принимало в общество бедных людей. Горький показывает бесправие низов.

Каждый человек противостоит многим отрицательным воздействиям. Обитатели «дна» мечтают о лучшей жизни и не быть униженными и оскорбленными. Они верят в чудо и борются с несправедливостью. Некоторые из них от безвыходности бросают борьбу и живут так, как жили раньше, или кончают жизнь самоубийством. У этих людей кончается надежда хорошо жить, уйти из «дна». Они не верят, что наступит время, когда не будет беззакония и все люди будут равны между собой.

Общественная жизнь сложна и многогранна. Она находится в изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными.

Общество устроено ненормально, и так не может продолжаться вечно. Мысли о приближении первой русской революции рождались среди обитателей «дна».
Горький восстает против пассивного взгляда на жизнь, удобного для тех, кто сам не страдает. Он отважился сказать своим современникам и потомкам жестокую правду. Тревожная дума о будущем России и о судьбах человечества никогда не оставляла Горького.

Сатин, Барон и Бубнов смирились со своим положением в ночлежке. Одновременно они спорят о жизни, о правде и о людях. Для Бубнова жизнь кажется бессмыслицей, все на земле лишнее. Все рождаются, чтобы умереть. Сатин произносит слова о человеке, о его призвании и о его красоте: «Человек — вот правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек — это великолепно! Это звучит гордо!..»

Приход Луки в ночлежку производит на всех хорошее впечатление. Он всех успокаивает, утешает, каждому дарит надежду. Лука заставляет Актера поверить в то, что есть лечебница для алкоголиков, вору Пеплу он обещает светлую жизнь в Сибири. Настя начинает верить, что она пережила настоящую любовь. Только Барон, Бубнов и Сатин не слушают советов старика. Лука исчезает тогда, когда начинается цепь трагедий. И тогда обитатели ночлежки поняли его ложь и жалость по отношению к ним. И снова началась для них привычная жизнь: игры в карты, споры, пьянство, стоны Анны. Обман Луки не возвышал людей, а унижал их, потому что основывался не на вере в силы человека, а на убеждении, что человек ничего не способен достичь и его можно только жалеть и утешать иллюзиями.

В IV действии Сатин произносит речь о гордом человеке. И даже когда Сатин спорит со стариком, тот соглашается с ним: «Надо уважать человека!».

М. Горький в своей пьесе «На дне» призывает любить человека, сделать так, чтобы это имя звучало гордо. Судьба персонажей пьесы свидетельствует о том, что при общественном строе нет выхода для людей, попавших на «дно».

Наиболее ярко в пьесе выражена проблема гуманизма. А гуманизм — это любовь к человеку, желание ему помочь. Лука, один из главных героев произведения, помогает несчастным людям, утешая их и подавая надежду на лучшее, сам будучи далеко не из счастливых.

Он приглядывает за Анной, выводит ее на улицу. Вовремя предостерегает Пепла от убийства Костылева и от других опрометчивых шагов, советует ему и Наташе уйти из дома Костылева, предупреждая, что дело может кончиться плохо. Актера хочет поставить на путь к новой жизни и уговаривает его бросить пить. Лука обладает редким даром сочувствия и соучастия, а это и сейчас редкость в людском общении. Кто же такие жители ночлежки? Это обездоленные существа, оказавшиеся у последней черты. Но удивление вызывает то, что они пытаются остаться людьми и не потерять человеческий облик. Их усилия не напрасны, они оказывают достаточно сильное сопротивление Костылеву и Василисе, среди них растет чувство солидарности. В конце концов Бубнов и Клещ проявляют сочувствие к своим товарищам по несчастью, даже в Бароне по отношению к Насте пробудилось нечто подобное на человеческое участие.
Костылев убит. Убит случайно. Это не самосуд, не расправа над стариком, а драка, в которой виноват сам же Костылев. Но босяки не разбежались, а остались в ночлежке и готовы дать свидетельские оправдательные показания в суде. Это говорит о том, что в них осталось чувство справедливости и сочувствия к другим, более или менее близким людям.
После смерти Костылева скрылся один Лука. За это его считают своего рода предателем. Да, здесь он поступил не самым лучшим образом, но вспомним, что еще до драки он собирался уйти из ноч лежки и сказал об этом Бубнову. Да к тому же он ничем не мог помочь Пеплу: свидетельские показания беспаспортных бродяг суд в расчет не принимал. Так что его явка в суд была бесполезной для Пепла и безрассудной для него самого. Думаю, что за этот поступок Луку нельзя обвинять в предательстве, но и нельзя сказать, что он герой. Но с них довольно того, что в нечеловеческих условиях они остаются людьми. Возникает другой вопрос: не явился ли Лука причиной смерти Актера? Думаю, что нет. Ведь Лука стремился помочь Актеру, но своими историями обострил боль человека, пробудил в нем чувство собственного достоинства. Актер, которого никто в ночлежке не воспринимал всерьез, не желает жить так и предпочитает смерть.
До встречи с Лукой Пепел смотрел на себя, как на конченого человека, вора и сына вора. Лука разжег в нем тоску по настоящей, чистой и честной жизни. И по самому развитию характера видно, что Васька Пепел рвется из «дна жизни». Мешают костылевы…
Вернувшись к своей мысли, я сделаю вывод, что Лука не только утешает и лжет. Он искренне сопереживает людям, будит в них человеческие чувства. «Что такое правда? Человек — вот правда! Он (Лука) понимал это…» — заключает Сатин. Думаю, что с ним нельзя не согласиться.

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Не в этом ли заключается смысл главного урока, данного нам произведением Горького, урока человечности, гуманизма?

www.allsoch.ru

Характеристика Барона На дне | Инфошкола

15 Ноябрь 2013       админ      Главная страница » Писатели. Критика      Просмотров:   22129

Барон, ЗЗ года. — Барон — носящий звание, достоинство баронства, низшей ступени именитого (титулованного) дворянства. Из наследственных баронских родов в Российской империи большинство было прибалтийского и иностранного происхождения.

Из-за широкого распространения этого титула и увеличения числа его носителей (зачастую не имевших никаких имений) он потерял общественном мнении всякое уважение Тем более что баронство жаловалось иногда  и купцам. Негативно насмешливо окрашенные выражения барон ские замашки, баронить уже в середине XI столетия имели значения «величаться, пускать пыль, корчить вельможу» . Отсюда — один шаг до пробаронить, пробарониться — разориться вчистую, спустил имение. Таким образом, прозвище этого персонажа отражает не только его прошлый социальный статус и не только одно из качеств его характера — стремление почваниться высоким происхождением.

Впрочем, кличка этого персонажа вызывает и ассоциацию со знаменитым вралем, увековеченным писателем Э.Распе — бароном Мюнхгаузеном. Подобная ассоциация заставляет отнестись ко всему, что рассказывает обитатель костылевской ночлежки, по меньшей мере с недоверием. его воспоминания о прошлом — слишком общие, из которых, кажется, самая запоминающаяся и чаще всего повторяемая деталь  — кофе со сливками, который барон пил лежа в постели — следует признать плодом фантазии. На подобные размышления наталкивает и относительно бедная и грубая речь персонажа.

Обращает на себя внимание точно указанный возраст персонажа — 33 года. И это символично. Спаситель именно в 33 года принял крестную муку во имя искупления рода человеческого. Именно поэтому традиционно считается, что к этому моменту человек должен состояться как личность и как член социума, прославить свое имя. Между тем Барон к 33 годам окончательно потерял себя — даже имя, без которого «нет человека». Не случайно, конечно, что в акте IV он, задав себе страшный вопрос: «Ведь зачем-нибудь я родился … а?» — не может дать ответа.

Характеристика Барона в пьесе «На дне»

4.8 (96%) 5 votes

    

info-shkola.ru

5.На дне

образ Бубнова

Картузник, один из обитателей ночлежки. Мы узнаем, что в прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на самое дно.       Позиция Б. — это скепсис, фатализм, он всегда принижает человека. Он жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В нем нет ни капли сострадания. На просьбу умирающей Анны вести себя потише, он отвечает: «шум — смерти не помеха…». Он считает, что «все люди на земле — лишние…». С точки зрения Б., именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека, с него слетает наслоение цивилизованной, культурной жизни: «…все слиняло, один голый человек остался». Видимо, тем самым он хочет сказать о животной сущности человека. Б. видит в нем лишь низкое, эгоистичное, не желая принимать во внимание развитие общественной, культурной жизни. В этом случае можно считать значительной такую его фразу: «Выходит — снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!» Опустившись на самое дно жизни, Б. уже не верит в человека, он занимает пассивную не только внешнюю, но и внутреннюю позицию.

Образ Насти

Настя – одна из жительниц ночлежки в пьесе «На дне», падшая женщина, мечтающая о романтической любви. Несмотря на то, что она занимается проституцией, она мечтает о чистой и преданной любви. Однако её окружают нищета, безысходность и унижения.

Для того чтобы как-то забыться и уйти из реальности, она придумала вымышленный персонаж, которого называет то Раулем, то Гастоном. Большая часть её мечты взята из бульварных романов, которые она постоянно читает. Она придумывает истории о своем якобы существующем возлюбленном и рассказывает другим постояльцам. Они лишь смеются и издеваются над ней. Единственные люди, которые верят ей, это Лука и Наташа.

Несмотря на все оскорбления и унижения в свой адрес, Насте удалось сохранить чуткость души. По натуре она наивна, трогательная и беспомощна. Она не отчаивается и продолжает верить в существование своего «принца».

Образ Барона

Обитатель ночлежки. Раньше он был бароном, имел достаточно крупное социальное положение. Со временем опустился на самое дно жизни, где все еще вспоминает прелести своего прошлого положения. Над ним часто смеются и издеваются по этому поводу остальные ночлежники.

Образ Луки

  Очень неоднозначный персонаж пьесы. Это пожилой странник, который на некоторое время появляется в ночлежке. Л. утешает людей. Но как можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее людей? Л. прибегает ко лжи. Но это ложь во спасение. Умирающей Анне, которой нечего вспомнить в жизни хорошего, Л. говорит, что на том свете ей будет очень хорошо. Проститутка Настя всем рассказывает, что в ее жизни была большая любовь. В ответ все смеются. Но Лука говорит, что если она верит, значит, эта любовь у нее действительно была. Вора Ваську Пепла Л. уговаривает поехать в Сибирь, потому что там он сможет честно работать. Алкоголику Актеру Л. рассказывает о бесплатной лечебнице, где лечат от пьянства. Он уговаривает его подготовиться к лечению, взять себя в руки. Обосновывая то, что нужно жалеть человека, Л. рассказывает, как когда-то сам пожалел грабителей, чем их спас. Иначе они убили бы его и сгинули на каторге. Также Л. рассказывает притчу о «праведной земле». Один бедный человек верил в существование такой земли. Но на карте у ученого ее не оказалось. Человек разочаровался во всем и повесился. Так Л. хочет показать необходимость жалости и надежды для каждого человека. Л. исчезает неожиданно, во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева. Такое исчезновение воспринимается неоднозначно. В последнем действии ночлежники вспоминают о Л., высказывая различные точки зрения на ложь утешительную.

Образ Актера

 Актер — один из обитателей ночлежки. Настоящее имя героя неизвестно; в одной из сцен он сокрушается, что «потерял имя». Сценический псевдоним А. в прошлом — Сверчков-Заволжский. А. — пьяница, постоянно вспоминающий актерское прошлое и цитирующий различные литературные произведения. Появившемуся в ночлежке Луке А. пытается прочитать стихи, но не может их вспомнить и кается, что «пропил душу». А. верит рассказу Луки о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Он вспоминает и декламирует отрывок из стихотворения Беранже, имеющий прямое отношение к поставленной в пьесе проблеме «утешительной лжи». А. пытается воздерживаться от пьянства, начинает работать и копить деньги на дорогу, чтобы вылечиться и начать жизнь заново. После исчезновения Луки А. понимает, что реальных надежд на спасение нет, и кончает жизнь самоубийством — вешается. Судьба А. явно ассоциируется с судьбой героя «притчи о праведной земле», которую рассказывает ночлежникам Лука.

Образ Наташи

Наташа  сестра жены хозяина ночлежки, девушка добрая и мягкосердечная. Ей выпала тяжёлая судьба – нищета и постоянные издевательства со стороны сестры с мужем. И все же она сумела сохранить душевную чистоту и невинность. Именно из-за этого в неё влюбляется вор Васька Пепел. Он зовет её уехать с ним в Сибирь. Но она честно признается, что не любит его настолько, не верит его намерениям. Василиса, узнав о том, что Пепел хочет её бросить и уехать с Наташей, начинает жестоко избивать сестру и окатывает её кипятком. Наташу вовремя спасают, но при этом погибает Костылев. В страшной истерике Наташа обвиняет в убийстве хозяина ночлежки Пепла и свою сестру. Позже становится известно, что Наташа попала в больницу. Потом она исчезает в неизвестном направлении, лишь бы не возвращаться в ночлежку.

Образ Пепла

Обитатель ночлежки, потомственный вор. П. — любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.

Образ Сатина

 Константин Сатин — один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. Это человек со своей жизненной философией. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д. Этот герой отличается от остальных обитателей «дна». О себе он говорит: «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…», «Я был образованным человеком…», «Я много книг читал…». Потом С. посадили в тюрьму почти на пять лет за убийство человека, который обидел его сестру. После тюрьмы он попал в ночлежку и стал сознательно губить свою жизнь. С. — скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию». «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто — обременяй землю!..». С. не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои возможности. Именно этот герой спорит с Лукой и его позицией «утешительной» лжи. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. С. считает унизительным сострадательный гуманизм Луки. «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…» С. осуждает и утешительную ложь: «Ложь — религия рабов и хозяев…» «Правда — бог свободного человека!» «человек — вот правда!» «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» Но что такое человек для С.? «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»

Автор в полифоническом произведении, по определению М. М.Бахтина, не присоединяется ни к одной из высказанных точек зрения: решение поставленных философских вопросов принадлежит не одному герою, но является результатом поисков всех участников действия. Автор, как дирижёр, организует многоголосый хор героев, «поющих» разными голосами одну и туже тему.

Всё-таки окончательного решения вопроса о правде — свободе — человеке в драме Горького нет. Впрочем, так и должно быть в пьесе, которая ставит «вечные» философские вопросы. Открытый финал произведения заставляет самого читателя задуматься над ними.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *