Презентация «А. Белый. Жизнь и творчество «

Слайд 1

Андрей Белый (настоящее имя Бори́с Никола́евич Буга́ев ; 14 (26) октября 1880 год, Москва, Российская империя —8 января 1934, Москва, РСФСР, СССР) — русский писатель, поэт, критик, стиховед ; один из ведущих деятелей русского символизма.

Слайд 2

Родился в семье профессора Николая Васильевича Бугаева (1837—1903), известного математика и философа, президента Московского математического общества (1891—1903), наиболее яркого представителя Московской философско-математической школы. Николай Васильевич Бугаев Александра Дмитриевна Бугаева Боря Бугаев (1885)

Слайд 3

До двадцати шести лет Борис жил в самом центре Москвы, на Арбате. В квартире, где он провёл детские и юношеские годы, в настоящее время действует мемориальная квартира.

Слайд 6

С 1891 по 1899 год он учился в знаменитой гимназии Л. И. Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. Особое влияние на Бориса оказывали тогда Достоевский, Ибсен, Ницше. Будучи гимназистом, сблизился с братом философа Вл. Соловьёва, издателем его трудов Михаилом Сергеевичем. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним “Андрей Белый” (белый — священный, утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов — любимый цвет Владимира Соловьева)

Слайд 7

В 1899 году поступил на физико-математический факультет Московского университета(естественное отделение). В студенческие годы знакомится со «старшими символистами». С юношеских лет пытался соединить художественно-мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к точным наукам. В университете он работает по зоологии беспозвоночных, изучает Дарвина, химию, но не пропускает ни одного номера «Мира искусства». В 1990 году Б. Бугаев окончательно решает стать писателем. В этом году создана первая из четырех его “симфоний” — “Северная” или “Героическая”. Писатель впоследствии признался, что, называя свои первые прозаические опыты “симфониями”, он и сам толком не знал, что это такое. “Симфонии” А. Белого больше схожи с сонатами. Слово “симфония” было для Белого своего рода символом Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты». В нашем кружке не было общего, отштампованного мировоззрения, не было догм: от сих пор до сих пор соединялись в исканиях, а не в достижениях, и потому многие среди нас оказывались в кризисе своего вчерашнего дня и в кризисе мировоззрения, казавшегося устарелым; мы приветствовали его в потугах на рождение новых мыслей и новых установок, — вспоминал Андрей Белый.

Слайд 8

В 1904 году «аргонавты» собирались на квартире у Астрова. На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно-философский сборник под названием «Свободная совесть», и в 1906 году вышли две книги этого сборника. В 1903 году Белый вступил в переписку с А. А. Блоком, в 1904 году состоялось личное знакомство. До этого, в 1903 году он с отличием окончил университет, но осенью 1904 года поступил на историко-филологический факультет университета, выбрав руководителем Б. А. Фохта; однако в 1905 году прекратил посещать занятия, в 1906 году подал прошение об отчислении и стал сотрудничать в «Весах» (1904—1909). Первый поэтический сборник А. Белого “Золото в лазури” выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце — предмет почти что языческого поклонения: Солнцем сердце зажжено. Солнце — к вечному стремительность. Солнце — вечное окно В золотую ослепительность.

Слайд 9

А. А. Блок В то время самым близким другом для Белого был Блок, который мало времени уделял своей молодой жене Любови Менделеевой. Андрей Белый стал так близок Менделеевой, что она неожиданно влюбилась в него и однажды открыла свои чувства. Юноша ответил взаимностью, признавшись в самой пылкой любви. Тонко чувствующая и глубоко переживающая женщина не могла оставить равнодушным такого человека, как Андрей Белый. Они стали любовниками Любовь Менделеева .

Слайд 10

Их страстные отношения продолжались два года, а в 1906 году Блок создал знаменитую пьесу о любовном треугольнике, назвав её «Балаганчик». Тогда же Любовь Менделеева, окончательно запутавшись в своих отношениях с мужем и возлюбленным, приняла решение на время расстаться с любовником и подумать о дальнейшей жизни. Так прошло десять трудных месяцев, когда Белый даже подумывал о самоубийстве, а Менделеева не могла определиться окончательно, разрываясь между чувствами и здравым рассудком. Наконец она сообщила поэту, что остаётся с мужем, а его хочет навсегда вычеркнуть из жизни. Расставшись со своей мечтой, подавленный и покинутый, Белый отправился за границу. В эти годы огромное влияние на А. Белого оказывает творчество Н. Некрасова. Памяти этого поэта посвящается сборник стихотворений “Пепел” (1908). Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в продуманном порядке. В него не вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами “Пепла”, — из них А. Белый составил следующий сборник “Урна” (1909). Идея “Пепла” точнее всего сформулирована самим Белым: “Пепел” — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем”. Сборник выстроен по принципу все большего и большего просветления “горизонта” (недаром один из последних разделов сборника называется “Просветы”).

Слайд 11

Пространство “Пепла” — это система вписанных друг в друга кругов, сжимающихся по мере приближения к “центру”. Первый “круг”, самый большой, — почти что безграничные, “пустые”, “страшные”, голодные пространства России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ: Туда — где смертей и болезней Лихая прошла колея… Или: Пролетают за селами села, Пролетает за весями весь… Там — убогие стаи избенок, Там — убогие стаи людей… В этом разделе особенно явно звучит тема хаоса — сквозная тема сборника. Естественная реакция человека на встречу с хаосом — первобытное чувство священного ужаса. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи (“Где по полю оторопь рыщет,// Восстав сухоруким кустом…”), смерти: От голода, холода тут И мерли, и мрут миллионы… Там Смерть протрубила вдали В леса, города и деревни…

Слайд 12

Пространство следующего “круга” — “Деревни” — имеет более четкие контуры. Оно уже не пусто, а насыщено предметами. В контексте общего замысла сборника и высунутый “красный язык” висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь, свищущая пеной “из-под красной рукоятки”, — символы безысходной, тупиковой, совершающейся в одномерном пространстве смерти: Красною струею прыснул Красной крови ток. Ножик хрястнул, ножик свистнул, — В грудь, в живот и в бок.

Слайд 13

Пространство следующего раздела “Город” еще конкретнее: Москва “пира во время чумы”. Ритуальная пляска Смерти перенесена в “Городе” с открытых пространств России в замкнутый мирок квартир: …Здесь хозяин гостье рад. Звякнет в пол железной злостью Там косы сухая трость, — Входит гостья, щелкнет костью, Взвеет саван: гостья смерть. В этом мирке живут беспечные богатые люди, которые не видят ничего вокруг себя. Среди участников “пиров” только один поэт — арлекин знает о том, что творится за окнами. Поэт-пророк выступает не только в маске шута — арлекина, но и в облике великомученика: Вы мечи На меня обнажали. Палачи, Вы меня затерзали.

Слайд 14

Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе “Безумие”: где появляются венок из “колючей крапивы”, приложенный к “челу пучок колючего чертополоха”, бегущая с чела кровавая струя. Надежда же лишь слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела “Друзьям”, зато укрепится и усилится в следующем разделе — “Просветы”: Кто зовет благоуханной клятвою, Вздохом сладко вдаль зовет идти, Чтобы в день безветренный над жатвою Жертвенною кровью изойти? “Пепел” является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого. Следующий его сборник — “Урна” (1909) — посвящен Брюсову. Большинство стихотворений сборника носит элегический характер, хотя в “Урне” содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме: Год минул встрече роковой, Как мы, любовь лелея, млели… “Урна” — последнее, что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие (1905—1908)

Слайд 15

Вернувшись в Россию, в апреле 1909 года поэт сблизился с Асей Тургеневой(1890—1966) и вместе с ней в 1911 году совершил ряд путешествий через Сицилию — Тунис — Египет — Палестину (описано в «Путевых заметках»). В 1912 в Берлине он познакомился с Рудольфом Штейнером, стал его учеником и без оглядки отдался своему ученичеству. Фактически отойдя от прежнего круга писателей, работал над прозаическими произведениями. Когда разразилась война 1914 года, Штейнер со своими учениками, в том числе и с Андреем Белым, перебрались в Дорнах, Швейцария. Там началось строительство Иоанова здания — Гётеанума . Этот храм строился собственными руками учеников и последователей Штейнера. 23 марта 1914 года в швейцарском городе Берне был заключен гражданский брак Анны Алексеевны Тургеневой с Борисом Николаевичем Бугаевым. В 1916 году Б. Н. Бугаев был призван на военную службу и кружным путём через Францию, Англию, Норвегию и Швецию прибыл в Россию. Ася с ним не последовала

Слайд 16

Его состояние отражено в стихотворении: Асе (При прощании с ней) Лазурь бледна: глядятся в тень Громадин каменные лики: Из тёмной ночи в белый день Сверкнут стремительные пики. За часом час, за днями дни Соединяют нас навеки: Блестят очей твоих огни В полуопущенные веки. Последний, верный, вечный друг,- Не осуди моё молчанье; В нём — грусть: стыдливый в нём испуг, Любви невыразимой знанье. (Август 1916, Дорнах)

Слайд 17

В сентябре 1916-го А. Белый возвращается на родину. Россия ожидает его. Вместе с Россией А. Белый переживает ее самое трагическое время: Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия, — Безумствуй, сжигая меня!.. Россия, Россия, Россия, — Мессия грядущего дня! Это написанное в августе 1917 года стихотворение “Родине”, самое знаменитое из стихотворений Белого, точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма. После Октябрьской революции он вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей. С конца 1919 г. Белый думал об отъезде за границу, чтобы вернуться к жене в Дорнах. Но выпустили его только в начале сентября 1921 г. Он встретился с Асей, которая предложила ему разойтись навсегда. По стихам того времени, по его поведению («христопляски Белого», по выражению Марины Цветаевой) можно почувствовать, что он очень переживал это расставание. Ася решила навсегда расстаться с мужем и осталась жить в Дорнахе, посвятив себя служению делу Рудольфа Штейнера. Белый остался совершенно один. Он посвятил Асе большое количество стихов. Её образ можно узнать в Кате из «Серебряного голубя».

Слайд 18

АСЕ Уже бледней в настенных тенях Свечей стекающих игра. Ты, цепенея на коленях, В неизреченном — до утра. Теплом из сердца вырастая, Тобой, как солнцем облечен, Тобою солнечно блистая В Тебе, перед Тобою — Он. Ты — отдана небесным негам Иной, безвременой весны: Лазурью, пурпуром и снегом Твои черты осветлены. Ты вся как ландыш, легкий, чистый, Улыбки милой луч разлит. Смех бархатистый, смех лучистый И — воздух розовый ланит. О, да! Никто не понимает, Что выражает твой наряд, Что будит, тайно открывает Твой брошенный, блаженный взгляд. Любви неизреченной знанье Во влажных, ласковых глазах; Весны безвременной сиянье В алмазно-зреющих слезах. Лазурным утром в снеге талом Живой алмазник засветлен ; Но для тебя в алмазе малом Блистает алым солнцем — Он. Сентябрь 1916 Москва

Слайд 19

АСЕ Те же — приречные мрежи, Серые сосны и пни; Те же песчаники; те же — Сирые, тихие дни; Те же немеют с отвеса Крыши поникнувших хат; Синие линии леса Немо темнеют в закат. А над немым перелеском, Где разредились кусты, Там проясняешься блеском Неугасимым — Ты! Струями ярких рубинов Жарко бежишь по крови: Кроет крыло серафимов Пламенно очи мои. Бегом развернутых крылий Стала крылатая кровь: Давние, давние были Приоткрываются вновь. В давнем — грядущие встречи; В будущем — давность мечты: Неизреченные речи, Неизъяснимая — Ты! Сентябрь 1916 Москва

Слайд 20

В октябре 1923 года Белый вернулся в Москву; Ася навсегда осталась в прошлом. Но в его жизни появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы. Клавдия Николаевна Васильева ( урожд . Алексеева; 1886—1970) стала последней подругой Белого, к которой он не испытывал любовных чувств, однако держался за неё, словно за спасительницу. Тихая, покорная, заботливая Клодя , как называл её писатель, стала 18 июля 1931 года супругой Белого. До этого они с марта 1925 по апрель 1931 г. снимают две комнаты в Кучино под Москвой. Клавдия Николаевна Васильева

Слайд 23

Писатель умер у неё на руках 8 января 1934 года в Москве. Могила Андрея Белого на Новодевичьем кладбище Москвы

Слайд 24

Библиография http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_% D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9 http://beliy.ouc.ru / http://www.litra.ru/composition/get/coid/00045501184864029509/

nsportal.ru

Презентация на тему «Андрей Белый»

Презентация на тему: Андрей Белый

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Андрей Белый

№ слайда 2 Описание слайда:

Борис Николаевич Бугаев, больше известный как Андрей Белый, родился 26 октября 1880 года в семье профессора, известного математика Николая Васильевича Бугаева, и прожил первые свои годы в самом центре Москвы, на Арбате. В профессорском доме часто бывали знаменитости: научные деятели, люди богемы, композиторы и писатели. Мальчик с детства впитывал атмосферу красоты и гармонии искусства.

№ слайда 3 Описание слайда:

В 1891-1899 Белый учился в московской частной гимназии Л. И. Поливанова. В конце 1895 — начале 1896 знакомится и сближается с семьей Соловьёвых, поселившихся в том же доме на углу Арбата и Денежного пер. Соловьёвы стимулировали тяготение Белого к литературному творчеству, способствовали его знакомству с новейшим искусством, философией (Белый интересуется буддизмом и особенно А. Шопенгауэром).

№ слайда 4 Описание слайда:

Но особенно Борис увлекался поэзией, писал стихи, а в двадцать три года, будучи студентом физико-математического факультета Московского университета, опубликовал свой первый сборник — «Северная симфония». Естествознание будущего поэта интересовало мало, все свободное время он уделял любимой поэзии. О талантливом молодом человеке вскоре заговорили в литературных кругах, он познакомился с известными литераторами того времени, а о своей настоящей специальности вскоре совершенно забыл.

№ слайда 5 Описание слайда:

В 1901-1902 Белый знакомится с B.Я. Брюсовым (от которого получает уроки литературного мастерства), Д. С. Мережковским и 3.Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом и др., в 1903 расширяет литературные связи. Являясь приверженцем «нового» искусства, он не приемлет «декадентского» мироощущения. Религиозно-мистические искания сближают Белого с Мережковским и 3. Гиппиус, он публикует статьи в их религиозно-философском журнале «Новый путь» .Статьи программного характера печатает также в журнале «Мир искусства».

№ слайда 6
Описание слайда:

В то же время юноша взял себе литературный псевдоним — Андрей Белый. Цвет, который он выбрал для своей новой фамилии, символизировал чистоту, духовность и успокоение. Все, кто знал Белого, отмечали его удивительную, словно бы неземную красоту, глубокие, синие глаза, обрамленные темными, густыми ресницами, и светлые, белокурые волосы, с которыми поэт казался еще совсем мальчишкой.

№ слайда 7 Описание слайда:

Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты» «В нашем кружке не было общего, отштампованного мировоззрения, не было догм: от сих пор до сих пор соединялись в исканиях, а не в достижениях, и потому многие среди нас оказывались в кризисе своего вчерашнего дня и в кризисе мировоззрения, казавшегося устарелым; мы приветствовали его в потугах на рождение новых мыслей и новых установок», — вспоминал Андрей Белый.

№ слайда 8 Описание слайда:

С 1904 Белый переживает постепенное угасание мистических надежд.Разочаровывается Белый и в «аргонавтизме», ставшем идейной основой возникшего в сентябре 1904 кружка Астровых. Во 2-й половине 1904 происходит сложная психологическая «умственная дуэль» между Белым и Брюсовым; это духовное противостояние отражено во многих стихотворениях Белого и Брюсова, а также в романе Брюсова «Огненный ангел» .

№ слайда 9 Описание слайда:

В 1903 году Белый вступил в переписку А.А.Блоком, в 1904 году состоялось личное знакомство. До этого, в 1903 году он с отличием окончил университет, но осенью 1904 года поступил на историко-филологический факультет университета; однако в 1905году прекратил посещать занятия, в 1906 году подал прошение об отчислении и стал сотрудничать в «Весах» (1904—1909).

№ слайда 10 Описание слайда:

В 1906 Белый испытывает мучительную личную драму, вызванную его любовью к Л.Д. Блок, жене Блока, отношения с которым осложняются до того, что в августе 1906 он вызывает Блока на дуэль (поединок не состоялся). В октябре 1906 Л.Д. Блок сообщает Белому о прекращении общения с ним из-за публикации его рассказа «Куст», в котором она увидела отображение их отношений. После этого Белый еще долгое время находится во власти своего чувства. Год работы над окончательной редакцией «четвертой симфонии» «Кубок метелей» (лето 1906 — лето 1907) он характеризует: «самый болезненный период моей жизни».

№ слайда 11
Описание слайда:

Важнейшее творческое достижение Белого в 1904-1908 — книга стихов «Пепел», посвященная памяти Н. А. Некрасова и во многом навеянная его творчеством. Основу книги составляют стихи о трагическом положении современной России, социальная проблематика раскрывается сквозь призму авторского лирического «я». Стихи Белого, объединенные в книге «Урна», отразили безысходные настроения, вызванные неразделенным чувством к Л.Д. Блок, тему трагического разочарования в юношеских исканиях.

№ слайда 12 Описание слайда:

Октябрь и ноябрь 1906 Белый проводит в Мюнхене, где напряженная мыслительная работа связывается с повышенным интересом к живописи. 1 декабря выезжает в Париж по приглашению Мережковских, остается там до марта 1907, выступает с лекцией в пользу парижской эмигрантской кассы. Вернувшись в марте 1907 в Москву, активно включается в полемику между московскими и петербургскими символистами по поводу «мистического анархизма» . Цикл статей-памфлетов Белого «На перевале», печатавшийся в «Весах» (1906-1909), и многие другие критико-полемические фельетоны и рецензии посвящены борьбе за «чистоту» символизма как литературной школы.

№ слайда 13 Описание слайда:

С 1909 в мироощущении Белого обозначается переход от пессимизма и «самосожжения» к исканию «пути жизни», «второй заре». Эти настроения отразились в стихах 1909-1911 — книга «Королевна и рыцари». Духовному возрождению Белого способствовало сближение в 1909-1910 с начинающей художницей Анной Алексеевной Тургеневой (Асей), которая становится его женой. 

№ слайда 14
Описание слайда:

Выходят книги Белого «Символизм» и «Арабески»— итог его деятельности как критика и теоретика литературной школы за 1900-е гг. В «Символизм», кроме работ философско-эстетического характера, вошли стиховедческие труды Белого, заложившие основы современных принципов разработки этой дисциплины. В «Арабески» и в книгу «Луг зеленый» Белый включил критические и полемические статьи, очерки о русских и иностранных писателях. 

№ слайда 15 Описание слайда:

С декабря 1910 по апрель 1911 Белый с женой совершает заграничное путешествие (Сицилия — Тунис — Египет — Палестина), открывает для себя новый культурный мир, в котором ищет живые духовные ценности, противопоставляя их одряхлевшему «европеизму». Восточное путешествие знаменует один из наиболее светлых и творчески продуктивных периодов в жизни Белого. Литературный итог его — два тома «Путевых заметок». Осенью 1911 Белый, по предварительной договоренности с журналом «Русская мысль», приступает к работе над романом «Петербург», первоначально задуманным как продолжение «Серебряного голубя». Название было предложено Вяч. Ивановым, у которого Белый жил в феврале 1912. В марте 1912 он уехал за границу, где продолжал работать над романом. «Петербург» был закончен в ноябре 1913.

№ слайда 16 Описание слайда:

В апреле-мае 1912 Белый с женой живет в Брюсселе, в мае 1912 в Кёльне они встречаются с Р. Штейнером — создателем антропософского религиозно-мистического учения .  В августе 1916 Белый, призванный на военную службу, возвращается на родину (через Париж, Лондон, Норвегию), в сентябре получает отсрочку и до января 1917 попеременно живет в Москве и Сергиевом Посаде, возобновляет литературные знакомства, читает лекции, перерабатывает стихи из книги «Золото в лазури», готовит собрание сочинений, пишет статью «Поэзия Блока». 

№ слайда 17 Описание слайда:

 Ася с ним не последовала. Его состояние отражено в стихотворении:            АСЕ    (При прощании с ней)Лазурь бледна: глядятся в теньГромадин каменные лики:Из темной ночи в белый деньСверкнут стремительные пики.За часом час, за днями дниСоединяют нас навеки:Блестят очей твоих огниВ полуопущенные веки.Последний, верный, вечный друг,-Не осуди мое молчанье;В нем — грусть: стыдливый в нем испуг,Любви невыразимой знанье.(Август 1916, Дорнах)

№ слайда 18 Описание слайда:

Октябрьскую революцию Белый встречает с большим подъемом, принимает безоговорочно, приветствует в революции мятежную очистительную стихию, «святое безумие», противостоящее мещанской умеренности и трезвости, высвобождение активных творческих сил, обретение Россией подлинного пути, отвечающего ее духовному предназначению. Максималистский революционный пафос Белого отразился в его поэме «Христос воскрес» — произведении, идейно созвучном «Двенадцати» Блока. В последующие годы Белый деятельно участвует в строительстве новой культуры, работает в советских учреждениях. В своем творчестве Белый стремится к живому контакту с современностью, к пересмотру некоторых прежних мировоззренческих представлений и творческих принципов.

№ слайда 19 Описание слайда:

Ася навсегда осталась в прошлом. Но в жизни Белого появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы, Клавдия Николаевна Васильева. С 1925 по апрель 1931 г. они снимали две комнаты в Кучино под Москвой. Писатель умер  8 января 1934 года в Москве. 

№ слайда 20 Описание слайда:

В историю русской литературы Белый вошел как один из самых значительных представителей «второй волны» символизма. Творчество Белого, отразившее отдельные кризисные явления культуры предреволюционных десятилетий, примечательно стремлением к преобразованию действительности под знаком гуманистического идеала; его отличает смелый поиск новых сложных форм художественной выразительности, внутренне созвучных изменившейся исторической эпохе, изменившемуся внутреннему миру человека. 

№ слайда 21 Описание слайда:

Решетняк Л.А., МБОУ СОШ № 3 г. Костомукша Республика Карелия

ppt4web.ru

Презентация «Андрей Белый»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Андрей Белый

Слайд 2

Борис Николаевич Бугаев, больше известный как Андрей Белый, родился 26 октября 1880 года в семье профессора, известного математика Николая Васильевича Бугаева, и прожил первые свои годы в самом центре Москвы, на Арбате. В профессорском доме часто бывали знаменитости: научные деятели, люди богемы, композиторы и писатели. Мальчик с детства впитывал атмосферу красоты и гармонии искусства.
Борис Николаевич Бугаев
Александра Дмитриевна, урожденная Егорова 
Николай Васильевич Бугаев

Слайд 3

В 1891-1899 Белый учился в московской частной гимназии Л. И. Поливанова. В конце 1895 — начале 1896 знакомится и сближается с семьей Соловьёвых, поселившихся в том же доме на углу Арбата и Денежного пер. Соловьёвы стимулировали тяготение Белого к литературному творчеству, способствовали его знакомству с новейшим искусством, философией (Белый интересуется буддизмом и особенно А. Шопенгауэром).

Слайд 4

Но особенно Борис увлекался поэзией, писал стихи, а в двадцать три года, будучи студентом физико-математического факультета Московского университета, опубликовал свой первый сборник — «Северная симфония». Естествознание будущего поэта интересовало мало, все свободное время он уделял любимой поэзии. О талантливом молодом человеке вскоре заговорили в литературных кругах, он познакомился с известными литераторами того времени, а о своей настоящей специальности вскоре совершенно забыл.
Дом на Арбате, где жил А. Белый

Слайд 5

В 1901-1902 Белый знакомится с B.Я. Брюсовым (от которого получает уроки литературного мастерства), Д. С. Мережковским и 3.Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом и др., в 1903 расширяет литературные связи. Являясь приверженцем «нового» искусства, он не приемлет «декадентского» мироощущения. Религиозно-мистические искания сближают Белого с Мережковским и 3. Гиппиус, он публикует статьи в их религиозно-философском журнале «Новый путь» .Статьи программного характера печатает также в журнале «Мир искусства».

Слайд 6

В то же время юноша взял себе литературный псевдоним — Андрей Белый. Цвет, который он выбрал для своей новой фамилии, символизировал чистоту, духовность и успокоение. Все, кто знал Белого, отмечали его удивительную, словно бы неземную красоту, глубокие, синие глаза, обрамленные темными, густыми ресницами, и светлые, белокурые волосы, с которыми поэт казался еще совсем мальчишкой.

Слайд 7

Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты» «В нашем кружке не было общего, отштампованного мировоззрения, не было догм: от сих пор до сих пор соединялись в исканиях, а не в достижениях, и потому многие среди нас оказывались в кризисе своего вчерашнего дня и в кризисе мировоззрения, казавшегося устарелым; мы приветствовали его в потугах на рождение новых мыслей и новых установок», — вспоминал Андрей Белый.

Слайд 8

С 1904 Белый переживает постепенное угасание мистических надежд.Разочаровывается Белый и в «аргонавтизме», ставшем идейной основой возникшего в сентябре 1904 кружка Астровых. Во 2-й половине 1904 происходит сложная психологическая «умственная дуэль» между Белым и Брюсовым; это духовное противостояние отражено во многих стихотворениях Белого и Брюсова, а также в романе Брюсова «Огненный ангел» .
Валерий Брюсов

Слайд 9

В 1903 году Белый вступил в переписку А.А.Блоком, в 1904 году состоялось личное знакомство. До этого, в 1903 году он с отличием окончил университет, но осенью 1904 года поступил на историко-филологический факультет университета; однако в 1905году прекратил посещать занятия, в 1906 году подал прошение об отчислении и стал сотрудничать в «Весах» (1904—1909).
Александр Блок

Слайд 10

В 1906 Белый испытывает мучительную личную драму, вызванную его любовью к Л.Д. Блок, жене Блока, отношения с которым осложняются до того, что в августе 1906 он вызывает Блока на дуэль (поединок не состоялся). В октябре 1906 Л.Д. Блок сообщает Белому о прекращении общения с ним из-за публикации его рассказа «Куст», в котором она увидела отображение их отношений. После этого Белый еще долгое время находится во власти своего чувства. Год работы над окончательной редакцией «четвертой симфонии» «Кубок метелей» (лето 1906 — лето 1907) он характеризует: «самый болезненный период моей жизни».
Любовь Блок

Слайд 11

Важнейшее творческое достижение Белого в 1904-1908 — книга стихов «Пепел», посвященная памяти Н. А. Некрасова и во многом навеянная его творчеством. Основу книги составляют стихи о трагическом положении современной России, социальная проблематика раскрывается сквозь призму авторского лирического «я». Стихи Белого, объединенные в книге «Урна», отразили безысходные настроения, вызванные неразделенным чувством к Л.Д. Блок, тему трагического разочарования в юношеских исканиях.

Слайд 12

Октябрь и ноябрь 1906 Белый проводит в Мюнхене, где напряженная мыслительная работа связывается с повышенным интересом к живописи. 1 декабря выезжает в Париж по приглашению Мережковских, остается там до марта 1907, выступает с лекцией в пользу парижской эмигрантской кассы. Вернувшись в марте 1907 в Москву, активно включается в полемику между московскими и петербургскими символистами по поводу «мистического анархизма» . Цикл статей-памфлетов Белого «На перевале», печатавшийся в «Весах» (1906-1909), и многие другие критико-полемические фельетоны и рецензии посвящены борьбе за «чистоту» символизма как литературной школы.

Слайд 13

С 1909 в мироощущении Белого обозначается переход от пессимизма и «самосожжения» к исканию «пути жизни», «второй заре». Эти настроения отразились в стихах 1909-1911 — книга «Королевна и рыцари». Духовному возрождению Белого способствовало сближение в 1909-1910 с начинающей художницей Анной Алексеевной Тургеневой (Асей), которая становится его женой. 

Слайд 14

Выходят книги Белого «Символизм» и «Арабески»— итог его деятельности как критика и теоретика литературной школы за 1900-е гг. В «Символизм», кроме работ философско-эстетического характера, вошли стиховедческие труды Белого, заложившие основы современных принципов разработки этой дисциплины. В «Арабески» и в книгу «Луг зеленый» Белый включил критические и полемические статьи, очерки о русских и иностранных писателях. 

Слайд 15

С декабря 1910 по апрель 1911 Белый с женой совершает заграничное путешествие (Сицилия — Тунис — Египет — Палестина), открывает для себя новый культурный мир, в котором ищет живые духовные ценности, противопоставляя их одряхлевшему «европеизму». Восточное путешествие знаменует один из наиболее светлых и творчески продуктивных периодов в жизни Белого. Литературный итог его — два тома «Путевых заметок». Осенью 1911 Белый, по предварительной договоренности с журналом «Русская мысль», приступает к работе над романом «Петербург», первоначально задуманным как продолжение «Серебряного голубя». Название было предложено Вяч. Ивановым, у которого Белый жил в феврале 1912. В марте 1912 он уехал за границу, где продолжал работать над романом. «Петербург» был закончен в ноябре 1913.

Слайд 16

В апреле-мае 1912 Белый с женой живет в Брюсселе, в мае 1912 в Кёльне они встречаются с Р. Штейнером — создателем антропософского религиозно-мистического учения . 
Рудольф Штейнер. 1910-е гг.
«Гетеанум» — Антропософский центр в Дорнахе (Швейцария). 1922 г.
В августе 1916 Белый, призванный на военную службу, возвращается на родину (через Париж, Лондон, Норвегию), в сентябре получает отсрочку и до января 1917 попеременно живет в Москве и Сергиевом Посаде, возобновляет литературные знакомства, читает лекции, перерабатывает стихи из книги «Золото в лазури», готовит собрание сочинений, пишет статью «Поэзия Блока». 

Слайд 17

 Ася с ним не последовала. Его состояние отражено в стихотворении:            АСЕ     (При прощании с ней) Лазурь бледна: глядятся в тень Громадин каменные лики: Из темной ночи в белый день Сверкнут стремительные пики. За часом час, за днями дни Соединяют нас навеки: Блестят очей твоих огни В полуопущенные веки. Последний, верный, вечный друг,- Не осуди мое молчанье; В нем — грусть: стыдливый в нем испуг, Любви невыразимой знанье. (Август 1916, Дорнах)

Слайд 18

Октябрьскую революцию Белый встречает с большим подъемом, принимает безоговорочно, приветствует в революции мятежную очистительную стихию, «святое безумие», противостоящее мещанской умеренности и трезвости, высвобождение активных творческих сил, обретение Россией подлинного пути, отвечающего ее духовному предназначению. Максималистский революционный пафос Белого отразился в его поэме «Христос воскрес» — произведении, идейно созвучном «Двенадцати» Блока. В последующие годы Белый деятельно участвует в строительстве новой культуры, работает в советских учреждениях. В своем творчестве Белый стремится к живому контакту с современностью, к пересмотру некоторых прежних мировоззренческих представлений и творческих принципов.

Слайд 19

Ася навсегда осталась в прошлом. Но в жизни Белого появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы, Клавдия Николаевна Васильева. С 1925 по апрель 1931 г. они снимали две комнаты в Кучино под Москвой. Писатель умер  8 января 1934 года в Москве. 

Слайд 20

В историю русской литературы Белый вошел как один из самых значительных представителей «второй волны» символизма. Творчество Белого, отразившее отдельные кризисные явления культуры предреволюционных десятилетий, примечательно стремлением к преобразованию действительности под знаком гуманистического идеала; его отличает смелый поиск новых сложных форм художественной выразительности, внутренне созвучных изменившейся исторической эпохе, изменившемуся внутреннему миру человека. 

Слайд 21

 
Решетняк Л.А., МБОУ СОШ № 3 г. Костомукша Республика Карелия

lusana.ru

Планета по имени Андрей Белый 11 класс

Презентация на тему: Планета по имени Андрей Белый 11 класс

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Планета по имени Андрей Белый Урок литературы в 11 классе Автор: Карпова С.Н. Учитель литературы МОУ «СОШ №5 г.Суворова»

№ слайда 2 Описание слайда:

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) появился на свет в Москве 14 октября 1880 года в семье профессора Николая Васильевича Бугаева, человека блестящего ума, всесторонней образованности и большой доброты. Бугаеву было уже за сорок, когда он пленился одной из первых московских красавиц Александрой Дмитриевной Егоровой. Мать , прекрасная музыкантша, с раннего возраста вводит его в прекрасный мир звуков. Бетховен, Шопен, Шуман оказывали гипнотическое действие на мальчика. Более позднее увлечение театром – тоже от нее. Ну, и конечно, литература – Майн Рид, Фенимор Купер, Диккенс.

№ слайда 3 Описание слайда:

Одиннадцати лет Борю отдают в одну из лучших московских школ – гимназию Поливанова. В нем пробуждается любовь к русской поэзии. И уже тогда он начинает строить свой особый мир – таинственный и мистический. Пишет лирические стихи, фантастическую повесть, в которой выступает убивающий взглядом йог, но пока только  для себя.

№ слайда 4 Описание слайда:

В 1899 году Борис с блеском заканчивает гимназию и поступает на естественный факультет Московского университета. Однако юноша не оставляет и литературных занятий. 1901 год считается началом биографии Андрея Белого. Этим псевдонимом он подписывает свое первое самостоятельное произведение – «Северную Симфонию». Весной 1903 года Белый заканчивает университет с дипломом первой степени. Выполнив сыновний долг, Борис уходит из естествознания. Наука потеряла Бориса Бугаева, зато литература приобрела Андрея Белого.

№ слайда 5 Описание слайда:

Начало девятисотых годов стало временем первых побед нового искусства, в том числе символизма. Все большую известность получает творчество М.Волошина, З.Гиппиус, А.Блока. К этой когорте присоединяется и А.Белый. Чем был символизм для молодого литератора? Белый полагал, что правильно выбранные и использованные языковые средства могут воздействовать не только на сознание, но и, подобно музыке, на воображение и эмоции человека. Более того, для него символизм являлся не просто литературным направлением, а способом существования.

№ слайда 6 Описание слайда:

В1901-1902 Белый знакомится с символистами: B.Я. Брюсовым (от которого получает уроки литературного мастерства), Д. С. Мережковским и 3.Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом и др., расширяет литературные связи

№ слайда 7 Описание слайда:

С января 1903 начинает переписку с А.Блоком(личное знакомство с 1904), с которым его связали годы драматической «дружбы-вражды». Осенью 1903г. становится одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка «аргонавтов»

№ слайда 8 Описание слайда:

Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце — предмет почти что языческого поклонения:  Солнцем сердце зажжено.     Солнце — к вечному стремительность.     Солнце — вечное окно     В золотую ослепительность.

№ слайда 9 Описание слайда:

1905 год — начало нового периода творчества Андрея Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока, Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство перевернуло всю жизнь А. Белого. К весне 1906 года отношения людей, составляющих роковой треугольник, достигли крайнего напряжения. Резко и безжалостно отвергнутый, Андрей Белый оказывается на грани умопомрачения. Белый уезжает за границу

№ слайда 10 Описание слайда:

В эти годы огромное влияние на А. Белого оказывает творчество Н. Некрасова. Памяти этого поэта посвящается сборник стихотворений «Пепел» (1908). «Пепел» является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого. Следующий его сборник — «Урна» (1909) — посвящен Брюсову.

№ слайда 11 Описание слайда:

Еще задолго до разрыва с Любовью Блок на одном из концертов певицы Олениной-Д’Альгейм Белый был представлен ее молоденькой племяннице Асе Тургеневой. Тонкая красота девушки поразила Белого. Но тогда он и подумать не мог, что Ася станет его женой. В 1909 году он сближается с Асей, а в следующем году они вступают в гражданский брак (Ася была против венчания в церкви) и уезжают за границу. Вернувшись в Россию, Белый много работает, посвящая стихи своей «королевне». Летом 1912 года они снова уезжают за границу и становятся преданными учениками профессора Штейнера, создателя  антропософии, который жил в Швейцарии в небольшом городке Дорнахе. Ася все больше отдаляется от Белого. Когда в 1916 году Белый вынужден вернуться в Россию (его призывают в армию), Ася остается в Дорнахе. Перед расставанием они дают друг другу полную свободу.

№ слайда 12 Описание слайда:

В России его тепло встречают друзья. Лекции и выступления Белого пользуются популярностью. От призыва его освобождают, и он рад этому. Война внушает ему ужас своей жестокостью и непримиримостью. Он становится противником всякого насилия. Революцию Белый встретил почти восторженно, хотя подобно Блоку и Есенину понимал ее совсем не так, как большевики. Из-за этого многие бывшие друзья, в том числе Мережковский и Гиппиус, рвут с ним отношения. Он сближается с футуристами и Есениным.

№ слайда 13 Описание слайда:

Жизнь Белого в послереволюционную пору был мучительна трудна и неустроенна. Он читал лекции и вел семинары с рабочими поэтами. Целыми днями просиживал в Румянцевском музее, где от холода замерзали чернила, выполняя поденную литературную работу. Ютился в квартире знакомых, где температура редко поднималась выше 7 градусов.Белый продолжал болезненно переживать разрыв с Асей. Все острее становилась потребность встретиться с нею, объясниться. Осенью 1921 года он уезжает в Германию, где проводит почти два года, преимущественно в Берлине. Встреча с Асей приносит ему новые страдания.

№ слайда 14 Описание слайда:

Асе    (При прощании с ней)Лазурь бледна: глядятся в теньГромадин каменные лики:Из тёмной ночи в белый деньСверкнут стремительные пики.За часом час, за днями дниСоединяют нас навеки:Блестят очей твоих огниВ полуопущенные веки.Последний, верный, вечный друг,-Не осуди моё молчанье;В нём — грусть: стыдливый в нём испуг,Любви невыразимой знанье.

№ слайда 15 Описание слайда:

Отчаяние Белого было неподдельным. Он начал пить. Никогда прежде крепкими напитками не увлекавшийся, оказался чрезвычайно чувствителен к алкоголю.Инстинктивно он чувствовал, что погибнет, если не вернется в Россию. И все же решение вернуться  далось ему непросто. И если бы не преданная поклонница его таланта Клавдия Ивановна Васильева, приехавшая за ним в Берлин, неизвестно, как повернулась бы его судьба.

№ слайда 16 Описание слайда:

Жизнь в России складывалась для Белого непросто. Печатали его мало, хотя он по-прежнему работал над новыми произведениями. И все же благодаря усилиям Клавдии Ивановны, которая становится его женой и преданным литературным секретарем, Белый наконец-то обретает долгожданный покой. Здоровье его, однако, оставляло желать лучшего – хроническая усталость, частые простуды, мигрени… Андрей Белый ушел из жизни 8 января 1934 года в возрасте пятидесяти трех лет.

№ слайда 17 Описание слайда:

Поэтический мир Андрея Белого

№ слайда 18 Описание слайда:

Сборник «Пепел»Идея “Пепла” точнее всего сформулирована самим Белым: “Пепел” — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем”. Сборник выстроен по принципу все большего и большего просветления “горизонта” (недаром один из последних разделов сборника называется “Просветы”).

№ слайда 19 Описание слайда:

Пространство “Пепла” — это система вписанных друг в друга кругов, сжимающихся по мере приближения к “центру”. Первый “круг”, самый большой, — почти что безграничные, “пустые”, “страшные”, голодные пространства России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ:Туда — где смертей и болезней Лихая прошла колея… Или: Пролетают за селами села, Пролетает за весями весь… Там — убогие стаи избенок, Там — убогие стаи людей…

№ слайда 20 Описание слайда:

В этом разделе особенно явно звучит тема хаоса — сквозная тема сборника. Естественная реакция человека на встречу с хаосом — первобытное чувство священного ужаса. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи (“Где по полю оторопь рыщет,// Восстав сухоруким кустом…”), смерти:От голода, холода тут И мерли, и мрут миллионы… Там Смерть протрубила вдали В леса, города и деревни…

№ слайда 21 Описание слайда:

Пространство следующего “круга” — “Деревни” — имеет более четкие контуры. Оно уже не пусто, а насыщено предметами. В контексте общего замысла сборника и высунутый “красный язык” висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь, свищущая пеной “из-под красной рукоятки”, — символы безысходной, тупиковой, совершающейся в одномерном пространстве смерти:Красною струею прыснул Красной крови ток. Ножик хрястнул, ножик свистнул, — В грудь, в живот и в бок.

№ слайда 22 Описание слайда:

Пространство следующего раздела “Город” еще конкретнее: Москва “пира во время чумы”. Ритуальная пляска Смерти перенесена в “Городе” с открытых пространств России в замкнутый мирок квартир:Здесь хозяин гостье рад. Звякнет в пол железной злостью Там косы сухая трость, — Входит гостья, щелкнет костью, Взвеет саван: гостья смерть.

№ слайда 23 Описание слайда:

В этом мирке живут беспечные богатые люди, которые не видят ничего вокруг себя. Среди участников “пиров” только один поэт — арлекин знает о том, что творится за окнами. Поэт-пророк выступает не только в маске шута — арлекина, но и в облике великомученика:Вы мечи На меня обнажали. Палачи, Вы меня затерзали.

№ слайда 24 Описание слайда:

Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе “Безумие”: где появляются венок из “колючей крапивы”, приложенный к “челу пучок колючего чертополоха”, бегущая с чела кровавая струя. Надежда же лишь слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела “Друзьям”, зато укрепится и усилится в следующем разделе — “Просветы”:Кто зовет благоуханной клятвою, Вздохом сладко вдаль зовет идти, Чтобы в день безветренный над жатвою Жертвенною кровью изойти?

№ слайда 25 Описание слайда:

Отчаянье  Довольно: не жди, не надейся —Рассейся, мой бедный народ!В пространство пади и разбейся,За годом мучительный год! Где по полю Оторопь рыщет,Восстав сухоруким кустом,И в ветер пронзительно свищетВетвистым своим лоскутом,Века нищеты, безволья.Позволь же, о родина-мать,В сырое, в пустое раздолье,В раздолье твое прорыдать: —Где в душу мне смотрят из ночи,Поднявшись над сетью бугров,Жестокие, желтые очиБезумных твоих кабаков, —Туда, на равнине горбатой, —Где стая зеленых дубовВолнуется купой подъятой,В косматый свинец облаков.Туда, где смертей и болезнейЛихая прошла колея, —Исчезни в пространство, исчезни,Россия, Россия моя!Июль 1908, Серебряный Колодезь

№ слайда 26 Описание слайда:

      1. Какой и почему именно такой предстает в стихотворении Россия?      2. Чем обусловлено представление об исторических путях России, которое вызывает чувство отчаяния?      3. Охарактеризуйте образную и стилевую систему стихотворения, которая служит реализации основной его мысли.      4. Как сказывается на ритмико-интонационной структуре стиха воздействие Некрасова?

ppt4web.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *