Содержание

Биология (6 класс)/Побег — Викиверситет

Побег — это стебель с расположенными на нем листьями и почками.

Каждый побег развивается из почки. Листья располагаются на стебле в определённом порядке, в соответствии с типом листорасположения, а участки стебля на которых развиваются листья, называются узлами. Если основание листа полностью окружает стебель, узел называется закрытым, в противном случае — открытым. Участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега называются междоузлиями.

Многие растения обладают побегами двух типов. У таких растений одни побеги имеют длинные междоузлия(узлы находятся на большом расстоянии друг от друга). На этих побегах развиваются другие побеги, уже с короткими междоузлиями.

Угол, образованный листом (черешком листа) и вышерасположенным междоузлием стебля, называется пазухой листа. В пазухе листа может образоваться почка (которая в этом случае называется пазушной почкой), цветок (называется пазушным цветком

), соцветие (называется пазушным соцветием).

Для того, чтобы иметь оптимальный доступ к свету, листья на стебле располагаются в определённом порядке. Это называется листорасположением. Обычно листорасположение описывается при помощи следующих терминов:

  • Очерёдное (последовательное) листорасположение — листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочередно по спирали.
  • Супроти́вное — листья растут по два в узле — один лист против другого.
  • Муто́вчатое — листья располагаются по три и более на каждом узле стебля — мутовке.
  • Розе́точное — листья, расположенные в розетке (все листья находятся на одной высоте и расположены по кругу).

Почка обычно образуется у растения в пазухе листа (пазушная почка), либо на вершине побега (верхушечная почка), либо на взрослых органах (междоузлии, листе, корне) — придаточная почка. После опадания листа, пазушная почка будет располагаться над листовым рубцом.

Верхушечная почка

Расположение пазушных почек повторяет расположение листьев на стебле. Если листорасположение на стебле, например, супротивное, почки расположены тоже по две, одна против другой, то есть супротивно.

ru.wikiversity.org

Побег: стебель, лист и почки. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс): уроки, тесты, задания.

1. Определи растение по стеблю

Сложность: лёгкое

2
2. Типы листорасположения

Сложность: лёгкое

1
3.
Строение стебля

Сложность: лёгкое

2
4. Классификация стеблей

Сложность: среднее

3
5. Видоизменения побегов

Сложность: среднее

2
6. Строение и функции листьев растений

Сложность: среднее

2
7. Съедобные части растений

Сложность: среднее

1
8. Почки растений

Сложность: среднее

4

www.yaklass.ru

Побеги и почки. Видеоурок. Биология 6 Класс

На сегодняшний день самыми высокими деревьями мира считаются секвойи парка Редвуд в США. Их высота – более 113 метров. Вернее, высота их побегов, которые когда-то, тысячу лет назад, развились из маленькой почки. И теперь, продолжая жизнь, сами несут на себе огромное множество почек. Но как же маленькой почке удалось дать жизнь такому огромному побегу? Как устроена эта система, поддерживающая жизнь тысячелетиями? Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете в ходе данного урока..

Побег – наземный вегетативный орган растения, стебель с расположенными на нем листьями и почками.

Стебель – осевой орган растения.

Листья  – боковые органы растения.

У мхов нет настоящих стеблей и листьев, а только сходные с ними органы. Поэтому понятие побега ко мхам неприменимо.

У спорофитов, плаунов и хвощей листья имеют отличное от папоротников и семенных происхождение. Но их надземные части также называют побегами.

К гаметофитам плаунов, хвощей и папоротников понятие побега не применяется.

Узлы (см. Рис. 1) – участки стеблей, к которым прикрепляются черешки листьев.

Рис. 1. Узлы

Междоузлия (см. Рис. 2) – участки стебля между 2 ближайшими узлами одного побега.

Рис. 2. Междоузлие

Типы побегов:

  • С длинными междоузлиями – растут быстро.
  • С короткими междоузлиями – растут медленно.

Пазуха листа (см. Рис. 3) – угол между листом и находящимся выше междоузлием.

Рис. 3. Пазуха листа

Очередное (спиральное)  листорасположение (см. Рис. 4)  – расположение, при котором листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочередно по спирали (береза, ива). Листья минимально затеняют друг друга.

Рис. 4. Очередное месторасположение у черемухи

Супротивное листорасположение – из одного узла отходит 2 листа, расположенные друг напротив друга (сирень, гвоздика, мята).

Мутовчатое листорасположение (см. Рис. 5) – из одного узла отходят 3 и более листа (вороний глаз, элодея).

Рис. 5. Мутовчатое листорасположение у подмаренника

При прорастании семени первый побег развивается из почечки зародыша семени. У многолетних растений умеренного климата каждый год из почек развиваются новые побеги.

Верхушечная почка (см. Рис. 6) – почка, расположенная на верхушке побега.

Рис. 6. Верхушечная почка

Пазушная почка (см. Рис. 7)  – почка, расположенная в пазухе листа. Их расположение повторяет расположение листьев на стебле.

Рис. 7. Пазушная почка

Придаточная почка (см. Рис. 8) – почка, развивающаяся на междоузлие, листе.

Рис. 8. Придаточная почка

У тополя, березы очередное расположение почек. У сирени, жимолости, фуксии, бузины почки расположены супротивно.

После опадания листьев на побегах остаются листовые рубцы (см. Рис. 9), над которыми расположены пазушные почки.

Рис. 9. Листовой рубец (выделен красным)

Почка – зачаточный побег. Строение почки зависит от ее вида.

Строение почек и их расположение на стебле

Возьмите несколько побегов деревьев или кустарников. Рассмотрите их. Определите расположение почек. Зарисуйте.

Отделите несколько почек от стебля. Рассмотрите их наружное строение. Какие приспособления помогают зимующим почкам переносить неблагоприятные условия?

Разрежьте вегетативную почку вдоль и рассмотрите ее под лупой. С помощью рисунка (см. Рис. 10) найдите почечные чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листки, конус нарастания.

Рис. 10. Внутреннее строение почки

Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия ее частей.

Изучите форму и внутреннее строение генеративной почки. Чем ее строение отличается от строения вегетативной почки?

Сравните строение почки и побега в целом.

Почечные чешуи – это преобразованные наружные листья. Чешуи часто пропитаны смолянистыми веществами. Это защищает почки от проникновения грибков, высыхания, температурных колебаний.

На верхушке зачаточного стебля  находится конус нарастания, состоящий из клеток меристемы. На стеблях расположены зачаточные листья, в пазухах которых находятся зачаточные почки.

Развитие побегов

Проращивание зимующих побегов деревьев и кустарников. Зимой возьмите 2 побега кустарника или дерева. Поставьте 1 побег в воду, а другой  –  в 3% раствор сахара. Наблюдайте за распусканием почек и развитием побегов. Результаты записывайте: отмечайте время опадания почечных чешуек, распускания листьев, смерти растения.

Вегетативные почки – почки, несущие только зачаточные листья. Из них прорастают вегетативные побеги.

Генеративные почки – почки, не имеющие в себе зачаточные побеги с бутонами на конце. Крупнее вегетативных, отличаются от них по форме.

Ветвление побега

Вырастите 2 растения. По достижению ими 7-10 см в высоту, у одного отрежьте верхушку.  Наблюдайте за дальнейшим ростом и развитием растений.

Обрежьте верхушку растущего побега фикуса или гибискуса. Наблюдайте за последующим ветвлением растения.

Развитие растения начинается с распускания почек. При опадании почечных чешуй скорость развития побега становится максимальной. Новые клетки образуются за счет деления клеток конуса нарастания. Удлинение побега происходит, в основном, за счет роста отдельных клеток, происходящего при увеличении их вакуолей. По мере  удаления от верхушечной точки роста, способность клеток к делению ослабевает.

Вставочный рост – рост, происходящий за счет удлинения междоузлий.

Новые молодые клетки превращаются в клетки покровной, основной, проводящей или механической ткани стеблей, в зависимости от места их расположения.

При срезании верхушечной почки прекращается рост побега в длину, что приводит к развитию боковых побегов из боковых почек. Так можно регулировать форму кроны, от которой зависит урожайность плодовых деревьев.

Типы ветвления побега:

  • Дихотомическое – точка роста вилкообразно делится на 2, в результате чего от оси первого порядка отходят 2 оси второго порядка
  • Моноподиальное – главный стебель сохраняет верхушечную точку роста и обеспечивает рост в высоту, от него отходят побеги последующих порядков
  • Симподиальное – точка роста главного побега отмирает, его рост продолжается за счет ниже расположенной боковой почки, дающей побег второго порядка, которая также отмирает, и рост продолжается из боковой почки
  • Ложнодихотомическое – точка роста главного побега отмирает, его рост продолжается за счет ниже расположенных 2 боковых почек

Рис. 11. Типы ветвления побегов (Источник)

 

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.   Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Scienceland.info (Источник). 
  2. Phytology.ru (Источник). 
  3. Activestudy.info (Источник). 

 

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.   Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 110, задания и вопросы 7, 8 (Источник).
  2. Какие существуют типы листорасположения?      
  3. Какие существуют типы почек по их расположению на стебле? Охарактеризуйте каждый из типов.  
  4. Выберите 2 растения разных видов, растущие возле вашего дома. Опишите характерные особенности их почек. Сравните эти особенности между собой.  

interneturok.ru

Побег — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс).

Побег, как и корень — основной орган растения.

Стебель с листьями и почками называют побегом.

 

Стебель — осевая часть побега, листья — боковые.

 

Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега — междоузлиями.

 

Многие растения имеют побеги двух типов: одни с длинными, а другие с короткими междоузлиями. Побеги с хорошо заметными междоузлиями называют удлинёнными.

Если междоузлия очень короткие, такие побеги называют укороченными.

 

 

Угол между листом и находящимся выше междоузлием называется пазуха листа.

 

Ещё на побеге обязательно есть зачатки новых побегов — почки.

 

Для каждого вида растений характерно определённое расположение почек на побегах, их форма, величина, окраска, опушение.

По этим и некоторым другим признакам можно определить название дерева или кустарника даже зимой.

 

Расположение пазушных почек повторяет расположение листьев на стебле (подробнее о листорасположении мы поговорим в разделе «Типы листорасположения»).


Пример:

тополь, вишня, берёза, черёмуха, орешник имеют очерёдное расположение почек.
Почки расположены супротивно на побегах сирени, бузины, жасмина, жимолости и комнатных растений фуксии, пилеи, колеуса, для которых характерно такое же листорасположение.

Развёртывание побега из почки

При прорастании семени побег образуется из почечки зародыша семени.

У многолетних растений побеги развиваются из почки.

 

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко B. C. Биология. 6 класс // ИЦ ВЕНТАНА-ГРАФ.

Викторов В. П., Никишов А. И. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 7 класс // Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

www.yaklass.ru

§8 Гдз по биологии 6 класс учебник Пономарёва, Корнилова, Кучменко

Авторы: ⁠Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.

Гдз к учебнику Пономарёва И.Н. по биологии для 6 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные к итоговым вопросам каждой главы (подведём итоги).

Издательство: ⁠Вентана-Граф

Серия: «Алгорим успеха»

Параграф 8. Побег, его строение и развитие.

 

Вопрос 1. Охарактеризуйте функции побега.

 

Благодаря образованию и росту новых побегов осуществляется ветвление растения, увеличивается масса ветвей и масса листьев, а растение приобретает большую поверхность соприкосновения с солнечным светом. То есть основная функция – фотосинтез. Однако части побега могут служить также для вегетативного размножения, накопления запасных продуктов и воды.

 

Вопрос 2. Почему почку можно назвать зачаточным побегом?

 

Потому что внутри почки находится побег. Таким образом, почка представляет собой зачаточный, но ещё не развернувшийся побег. Именно из почки в дальнейшем начнёт расти побег.

 

Вопрос 3. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются?

 

Общее то, что они оба являются зачатками побега растения.

 

Основное отличие вегетативных и цветочных почек заключается в исполняемых ими функциях. Вегетативные почки отвечают за рост вегетативных побегов. А цветочные отвечают ещё и за рост цветов и бутонов.

 

Вопрос 4. Объясните, почему при весенней посадке молодых деревьев рекомендуется проводить их обрезку.

 

Потому что при удалении верхушечной почки или прищипки верхушки побега, растение начинает сильнее ветвиться и даёт хороший урожай.

 

Вопрос 5. Проведите исследование строения побега домашнего растения.

 

Проведя исследование, я заметил, что годичные побеги вырастают из почек и начинают развиваться из листовых зачатков и роста междоузлий. Надземные побеги достигают высоты 50 см, но чаще 30-40 см.

gdzznaniya.ru

Видоизменения побегов — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс).

Наряду с типичными у растений часто развиваются видоизменённые побеги, что связано с выполнением ими других функций.

Видоизменения побегов — это видоизменения частей стебля — приспособления, которые помогают растениям выжить и приспособиться к неблагоприятным обстоятельствам.

Своеобразные подземные кладовые имеют некоторые многолетние травянистые растения. Надземные части этих растений ежегодно к осени отмирают. В почве остаются корни и видоизменённые подземные побеги — корневища, клубни и луковицы. Вот в них-то и откладываются на зиму запасы органических веществ.

 

1. Корневище — многолетний подземный побег, после зимовки дающий новые побеги. Корневище имеет большое значение при вегетативном размножении, так как у него имеются почки, из которых может вырасти новое растение.

Пример:

корневище есть у многих растений, в том числе у крапивы, пырея, ириса, ландыша.

У ландыша имеется корневище. 

Все части растения ядовиты. 

Печеночница обыкновенная

может расцветать ранней весной, так как использует накопленные в корневище питательные вещества.

 

 

Ирисы — широко распространённые декоративные растения, которые размножаются при помощи корневищ.

 

2. Клубень — это утолщённая часть стебля, в которой накапливаются питательные вещества.

Пример:

клубни встречаются, например, у картофеля, хохлатки, кормового растения топинамбура (земляной груши).

 

Подземные побеги, на которых развиваются клубни картофеля, отрастают от оснований надземных стеблей; эти побеги называют столонами.

 

Клубни — это верхушечные утолщения столонов. На клубнях находятся почки, которые называют «глазка́ми».

 

Глазков больше на той стороне клубня, которую называют верхушкой. Противоположной стороной — основанием — клубень соединён со столоном.

 

Из листьев картофеля через стебли в столоны постоянно оттекают органические вещества и в виде крахмала откладываются в верхушках. Верхушки столонов растут, утолщаются и к осени превращаются в крупные клубни.

 

3. Луковица состоит из основания луковицы и множества близко расположенных листьев и придаточных корней.

 

В нижней части луковицы репчатого лука расположен почти плоский стебель — донце (если луковицу посадить в землю, на нижней стороне донца формируется мочковатая корневая система).

 

На донце имеются видоизменённые листья — чешуи. Наружные чешуи сухие и кожистые, а внутренние — мясистые и сочные. В них находятся запасы воды с растворёнными в ней сахаром и другими веществами. Наличие на донце почек, расположенных в пазухах чешуй, подтверждает, что луковица — это видоизменённый побег.


Пример:

луковицы образуют многолетние растения — лук репчатый, лилия, тюльпан, нарцисс, дикорастущий гусиный лук.

Из верхушечной почки луковицы развивается надземный побег, например, стебель, листья и цветок тюльпана.

 

Иногда из почек развиваются молодые луковички, называемые детками. Из каждой луковички-детки может вырасти самостоятельное растение. На рисунке изображено образование новых луковиц гиацинта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  

 

Надземными видоизменениями побега являются колючки дикой яблони, груши, боярышника, защищающие растения от поедания животными.

 

 

У кольраби имеется надземный видоизменённый побег, представляющий собой утолщение междоузлий стебля.

 

Усики

образуются из различных наземных частей растения.

Пример:

усики винограда, огурца, тыквы, дыни — видоизменённые побеги.

У гороха и горошка в усики видоизменяются некоторые листочки сложных листьев (их усики — это видоизменённые листья).

При помощи усиков горох прикрепляется к опоре и «карабкается» вверх.

 

www.yaklass.ru

Урок биологии в 6 классе по теме: «Побег. Строение и значение побега».

Тема урока: «Побег. Строение и значение побега»

Учитель: Талахан А.Д.

Цель: ознакомление с основными органами растений,  изучение строения и значение побега.

Задачи:

Образовательные:

— повторение вегетативных и генеративных органов растений;

— раскрыть содержание понятия «побег»

— научить отличать различные питы побега.

Развивающие:

— развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;

— развивать коммуникативные умения и навыки.

— научить распознавать питы побега.

Воспитательные:

— продолжить работу по формированию научного мировоззрения.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

— установление связи между учебной деятельностью и мотивом.

Регулятивные УУД:

— учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;

— учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы.

Коммуникативные УУД:

— развивать внимание учащихся;

— обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;

— учить постановке вопроса.

Познавательные УУД:

  1. Работать над формированием логических умений:

— анализ синтеза;

— сравнение;

— обобщения и классификации;

— доказательства;

— выдвижение гипотез и их обоснование;

— построение цепочек рассуждения.

2. Чтение и работа с текстом.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник, мультимедийная доска, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент – 2 мин. Приветствие учителя.

2. Проверка домашнего задания

2.1. Фронтальный опрос

Последние несколько уроков, ребята, вы изучали особенности строения органов растений.

— На какие две группы делятся все органы цветкового растения? (вегетативные, генеративные)

Какие органы относятся к вегетативным? (корень, побег, стебель, лист)

— А какие к генеративным? (цветок, плод, семя)

Выбрать правильные утверждения

Какие утверждения верны?

1. Корень – специализированный орган почвенного питания

2. Существуют корневые системы: стержневая, мочковатая и придаточная.

3. Боковые корни отходят от придаточных.

4. Придаточные корни образуются на боковых корнях.

5. Удаление верхушки корня усиливает рост корня.

6. Кончик корня покрыт корневым чехликом.

7. В корне за зоной всасывания находится зона поглощения.

8. Корнеплоды – плоды, образующиеся на корнях.

9. Корень моркови называют корневой шишкой.

10. Корни дышат кислородом.

(Правильные утверждения: 1, 3, 6, 10.)

Проверка устно задания 4 стр. 26 в Р. тетр.

2.2. Выполняется тест в рабочем листе.

Ответы:

1 – 1

2 – 2

3 — 1

4 – 4

5 – 4

Проверку правильности выполнения задания провести в парах.

  1. Подведение учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач урока

Я вам предлагаю отгадать загадку:

Один в земле копается,

Другой – в свету купается.

И хотя они друзья

поменяться им нельзя.

О каких друзьях идет речь в этой загадке?

— Мы с вами уже хорошо знаем особенности подземной части растения, сегодня нам предстоит узнать много о надземной части растения.

— Что трогается в рост после корня? (стебель)

— А что располагается на стебле? (листья и почки)

— Как будет называться стебель с листьями и почками? (побег)

А что такое корень и побег?

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Ребята, а какую цель мы поставим на уроке?

— А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать?

— познакомится с понятием побег и его строением;

— узнаем какие бывают типы побега.

4. Изучение нового материала

Побег – это один из основных органов высших растений. Побег состоит из оси – стебля – и отходящих от него листьев и почек.

Побег строится из повторяющегося структурного элемента, метамера. Метамер – это узел из листьев с почками и междоузлие.

Листья и почки на стебле находятся в пазухах. Расположение листьев на стебле бывает разное.

Ребята, как вы думаете побеги все одинаковые? (нет)

Предлага заполнить таблицу «Разнообразие побегов» (работа с учебником на стр. 71-72, гербарием, слайдами презентации).

Разнообразие побегов

Тип побега

Примеры растений

Прямостоячий

Ползучий

Приподнимающийся

Лианы

Цепляющийся

Вьющийся

5. Закрепление

1. Почему можно утверждать, что у всех побегов общий план строения?

Закончите предложения:

Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и ________

Листья и почки на стебле находятся _________

6. Рефлексия

Подводим итог нашего урока

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • у меня получилось …

  • я попробую…

  • меня удивило…

7. Домашнее задание параграф 18, рабочая тетрадь праграф 18 задание 3,4

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *