СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ — 4 класс

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам: я делаю — они делают.

В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению.
Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с Е или И, например: пишет, но видит.

Так обозначаются лица и числа:

Местоимение

Лицо и число

Возможные окончания I спряжение

Возможные окончания II спряжение,

я

1 лицо ед. число

-у, -ю

-у, -ю

ты

2 лицо ед. число

-ешь

-ишь

он, она, оно

3 лицо ед. число

-ет

-ит

мы

1 лицо мн. число

-ем

-им

вы

2 лицо мн. число

-ете

-ите

они

3 лицо мн. число

-ут, -ют

-ат, -ят

Посмотри внимательно на таблицу и скажи, в каком числе и лице окончания не зависят от спряжения.

Запомни! Глаголы во 2-м л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак,
глаголы во 2-м л. мн. ч. (вы) всегда заканчиваются на Е.

К первому спряжению относятся

  • Многие глаголы на -еть и -ать (-ять).
  • Все глаголы на -овать.
  • Два глагола на -ить: брить и стелить.

Проверочная форма:

Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ут/-ют, то в окончаниях остальных форм пиши Е, например:
он чита?т => они читают => он читает

Я

читаю

пишу

Ты

читаешь

пишешь

Он

читает

пишет

Мы

читаем

пишем

Вы

читаете

пишете

Они

чита

ют

пишут

Нач. форма

читать (lesen)

писать (schreiben)

К второму спряжению относятся

  • Все глаголы на -ить, кроме брить и стелить.
  • Семь глаголов на -еть, и четыре на -ать (см. стихотворение).
  • Некоторые другие глаголы -ать (-ять), у которых ударение падает на окончания, например лежать — он лежит, стоять — мы стоим.

Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ат/-ят, то в окончаниях остальных форм пиши И, например:
он спеш?т => они спешат => он спешит

Я

говорю

лежу

Ты

говоришь

лежишь

Он

говорит

лежит

Мы

говорим

лежим

Вы

говорите

лежите

Они

говорят

лежат

Нач. форма

говорить (sagen)

лежать (liegen)

Это стихотворение поможет тебе запомнить исключения:

Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомне

нья
Все глаголы, что на «-ить»,
Кроме слов «стелить» и «брить».
А ещё: «смотреть», «обидеть»,
«Слышать», «видеть», «ненавидеть»,
«Гнать», «дышать», «держать», «терпеть»
И «зависеть» и «вертеть».

  • смотреть:
    я смотрю — он смотрит — они смотрят
  • видеть:
    я вижу — он видит — они видят
  • слышать:
    я слышу — он слышит — они слышат
  • ненавидеть:
    я ненавижу — он ненав
    и
    дит — они ненавидят
  • дышать:
    я дышу — он дышит — они дышат
  • держать:
    я держу — он держит — они держат
  • обидеть:
    я обижу — он обидит — они обидят
  • терпеть:
    я терплю — он терпит — они терпят
  • — зависеть:
    я завишу — он зависит — они зависят

Особые спряжения глаголов

Глагол «хотеть» называют разноспрягаемым, т.к. он в единственном числе спрягается, как глагол I спряжения, а во множественном числе, как глагол II спряжения:

Я

хочу

Ты

хочешь

Он

хочет

Мы

хотим

Вы

хотите

Они

хотят

Infinitiv

хотеть (wollen)

А какой глагол в в одной из форм состоит только из окончаний первого спряжения? Назови его начальную форму?

Я

ем

Ты

ешь

Он

ест

Мы

едим

Вы

едите

Они

едят

Начальныя форма

????

А теперь проспрягай глагол «дать». Назови в каком ряду названы все формы правильно:

  • даю, даёшь, даёт, даём, даёте, дают
  • дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут
  • дам, даешь, даст, дадим, даёте, дают

В первом ряду спрягается глагол «давать», а в третьем ряду формы глагола «давать» и «дать» перемешаны. Правильный ответ — во втором ряду.

Интерактивные тесты онлайн

 

Как правильно написать безударные окончания глаголов?

Безударные окончания глаголов определить сложнее, что там писать — Е или И. Для этого надо поставить глагол в начальную (неопределенную) форму. Глаголы, заканчивающиеся на АТЬ или ЕТЬ, то они относятся к 1 спряжению, если ИТЬ — то ко 2 спряжению.

Например:

Чита…м.

Ставим в неопределенную форму (что делать?) — читать. Это 1 спряжение. Смотрим в памятку: 1 спряжение — окончание «ЕМ», значит читаем.

2 способ: можно поставить в 3 лицо (подставить местоимение «они»).

Например:

Пиш…те.

Подставляем местоимение «они пишут»- окончание -УТ в 1 спряжении, значит писать надо — пишете.

Но есть глаголы, у которых все наоборот. Их называют глаголами-исключениями.

Наверняка, ваши папы и мамы знают стишки, которые помогают запомнить эти слова.

Итак, исключения 1 спряжения: БРИТЬ и СТЕЛИТЬ (оканчиваются на ИТЬ, но относятся к 1 спряжению).

 Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Кроме слов «стелить» и «брить».

А ещё: «смотреть«, «обидеть«,
«Слышать«, «вид

еть«, «ненавидеть«,
«Гнать«, «дышать«, «держать«, «терпеть«
И «зависеть» и «вертеть«.

А когда я училась в школе, мы запоминали стишком не очень культурным, но запоминающимся:

Захочу тебя ОБИДЕТЬ, 

Буду я тебя ВЕРТЕТЬ.

Будешь ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

Но ЗАВИСЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.

 

А еще покажем руками:

ГНАТЬ — ДЕРЖАТЬ,

СЛЫШАТЬ — ДЫШАТЬ.

 

Вот еще стишок со смыслом:

 

Очень хочется
Через стеклышко смотреть
Целый мир зеленым видеть,
Лук и слезы ненавидеть.

Научиться боль терпеть,
Чтоб не мог никто обидеть,
Чтоб от сильных не зависеть,
Чтобы слабым не вертеть.

Как же хочется: все слышать,
Птицу синюю держать,
Чистым воздухом дышать,
Целый мир зеленым видеть…

Не спешите мысли гнать,
Надо просто помечтать!

Выбирайте любой, который вам легче всего запомнить. А может, ваши родители помнят другой?

Упражнения


Задание 1.  Задание 2. Задание 3. Задание 4. Задание 5. Задание 6. Задание 7.

Тесты

Тест 1

Источники:

http://www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/schule/texte.php?auswahl=konjugation

http://vesn.blogspot.ru/2013/11/blog-post_4241.html#more

klass1-4.ru

Памятка по русскому языку «Спряжение глаголов» 4 класс

Памятка. Как определить спряжение глагола.

1. Укажи ударение, выдели окончание.

2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение;

–ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение.

3.Если окончание безударное, определи вид глагола.

4.Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид!

5.Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

6.Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения(исключения):

— 7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;

— 4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать.

7.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

Памятка. Как определить спряжение глагола.

1. Укажи ударение, выдели окончание.

2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение;

–ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение.

3.Если окончание безударное, определи вид глагола.

4.Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид!

5.Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

6.Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения(исключения):

— 7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;

— 4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать.

7.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

Памятка. Как определить спряжение глагола.

1. Укажи ударение, выдели окончание.

2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение;

–ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение.

3.Если окончание безударное, определи вид глагола.

4.Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид!

5.Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

6.Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения(исключения):

— 7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;

— 4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать.

7.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

Памятка. Как определить спряжение глагола.

1. Укажи ударение, выдели окончание.

2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение;

–ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение.

3.Если окончание безударное, определи вид глагола.

4.Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид!

5.Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

6.Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения(исключения):

— 7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;

— 4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать.

7.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

infourok.ru

Памятка «Спряжение глаголов» 4 класс

1 правило

Спряжение сразу определим по ударной гласной в личном окончании:

идёшь – 1 спр.

стоишь – 2 спр.

2 правило

Спряжение сразу определим у глаголов — исключений

3 правило

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определим по суффиксу:

-и- указывает на 2 спр.,

не –и- -на 1 спр.

1 спряжение

2 спряжение

лицо

ед.ч.

мн. ч.

лицо

ед.ч.

мн. ч.

1

-у, -ю

-ем

1

-у, -ю

-им

2

-ешь

-ете

2

-ишь

-ите

3

-ет

-ут, -ют

3

-ит

-ат,-ят

Неопред. форма

Глаголы на –ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть

+

брить, стелить

Неопред. форма

Глаголы на –ить

+

Слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, обидеть и зависеть, и терпеть, и ещё смотреть, вертеть

1 правило

Спряжение сразу определим по ударной гласной в личном окончании:

идёшь – 1 спр.

стоишь – 2 спр.

2 правило

Спряжение сразу определим у глаголов — исключений

3 правило

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определим по суффиксу:

-и- указывает на 2 спр.,

не –и- -на 1 спр.

1 спряжение

2 спряжение

лицо

ед.ч.

мн. ч.

лицо

ед.ч.

мн. ч.

1

-у, -ю

-ем

1

-у, -ю

-им

2

-ешь

-ете

2

-ишь

-ите

3

-ет

-ут, -ют

3

-ит

-ат,-ят

Неопред. форма

Глаголы на –ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть

+

брить, стелить

Неопред. форма

Глаголы на –ить

+

Слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, обидеть и зависеть, и терпеть, и ещё смотреть, вертеть

infourok.ru

Урок по русскому языку «Спряжение глаголов» (4 класс)

Тема урока: Спряжение глагола.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели урока: Обеспечение глубокого, осознанного усвоения программного содержания темы урока, через формирование УУД:

Задачи:

– познакомить с понятием спряжение, формировать умение определять спряжение глаголов, совершенствовать умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения, отработать алгоритм определения спряжения глаголов; умения определять число глагола и знания правописания мягкого знака после шипящих в глаголах;

– развивать орфографическую зоркость, мышление и речь учащихся, умение делать выводы; обогащать словарный запас, развивать умение видеть изученные орфограммы.

– воспитывать аккуратность, гигиенические навыки письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества.

Личностные УУД:

Формирование интереса к изучению родного языка.

Формирование креативного мышления учащихся.

Нравственно-этическая ориентация, самооценка своих возможностей

Познавательные УУД:

Определить наличие у глаголов двух спряжений на основе различий , проявляющихся в наборах личных окончаний глаголов.

Наблюдать за личными окончаниями глаголов.

Разработать алгоритм определения спряжения глаголов с ударными личными окончаниями.

Устанавливать связи на основе аналогии свойств.

Определять спряжение глагола по его ударному окончанию.

Определять грамматические признаки глаголов.

Строить рассуждения, делать и формулировать выводы.

Поиск и выделение необходимой учебной информации, использование имеющихся знаний.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге, общей беседе.

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, учителем, присутствующими гостями, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Развитие культуры коллективного общения.

Планирование учебного сотрудничества.

Ориентирование в своей системе знаний, обоснование своего ответа.

Регулятивные УУД:

Обучение умению:

планировать и контролировать свою деятельность, оценивать свои результаты.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Выделение и осознание того, что усвоено.

Определение целей учебных заданий.

-познакомить с наличием двух спряжений глаголов;

-упражнять в определении спряжения;

-вести работу по запоминанию личных окончаний глаголов;

— развитие способностей обучающихся к рефлексии;

Планируемые результаты:

1. Личностные: активное и сознательное усвоение нового материала, способность к самооценке.

2. Предметные: научиться определять спряжение глагола по его ударному окончанию.

3. Метапредметные: учитывать мнение партнёра в сотрудничестве с целью успешности диалога.

Методы: словесные, наглядно-иллюстративные, наблюдения, работа с книгой, метод упражнений, метод активизации познавательной деятельности, самостоятельная работа, работа в паре, проблемная ситуация.

Используемые технологии:

Информационно-компьютерная;

Здоровье-сберегающая;

Личностно-ориентированная;

Обучение в сотрудничестве.

Вид урока — открытие нового знания

Средства: мультимедийная презентация, листки заданий, учебники.

Оборудование:

1. компьютер, мультимедийный проектор,

2. презентация

3. Карточки для индивидуальной работы, карточки со словами,

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

По предмету

Формируемые УУД и приемы их формирования

1.

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

-Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.

Улыбнемся друг другу.

Ведь мир с улыбкой становится добрее и теплее. Пройдите пальчиками по руке соседа до его плеча и скажите ему: «Если будет трудно – я помогу». Давайте с хорошим настроением начнем урок, и пронесем это настроение до конца дня.

Показать наше настроение нам помогут наши смайлы подставки.

Перед тем, как приступить к работе отметьте на ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА свое отношение к предстоящей деятельности на уроке.

Дети приветствуют учителя, друг друга.

Дети выполняют

Личностные

-Самоопределение.

-Установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности: одноклассникам, учителю, всем присутствующим.

П2.

Актуализация знаний и фиксация проблемы.

— Девизом нашего урока будет очень известное выражение
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

— Как вы понимаете смысл этого выражения?

А) проверка д/з

— Давайте проверим, смогли ли вы справиться с домашней работой.

— Что нужно было сделать дома? МОЛОДЦЫ!

Б) оформление работ

— А сейчас приступим к оформлению работ, но для этого вспомним правило:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою —

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь.

За работу я возьмусь.

Девятнадцатое марта.

Классная работа.

В)Минутка чистописания

Дд Дд

До ду До ду

Дорогу осилит идущий. (найти орфограммы)

Г) Словарная работа

Р *ботать ж * лаю

Т *традь а ** лея

П *нал вч* ра

(Ребятам желаю: работать старательно

Все будет в тетрадях тогда замечательно.

Слова без ошибок пишите всегда:

Аллея, пенал и конечно вчера)

— Проверим. «Принцип 3 К»

МОЛОДЦЫ

Дети объясняют.

Проверка дом. работы

письмо минутки чистописания

Словарная работа, объяснение написания

Грамматические признаки глагола, изменение глагола по лицам и числам.

Коммуникативные УУД

-Договариваться с другими детьми, сотрудничать в совместном решении поставленной задачи.

Регулятивные УУД

-Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

3.

Постановка учебной задачи.

— Я задумала слово, которое имеет непосредственное отношение к нашей теме урока, угадайте его, задавая мне вопросы.

А сейчас мы с вами проведем игру «Мои друзья», использую карточки с глаголами, которые находятся на ваших столах. МОЛОДЦЫ

— Давайте составим паспорт глагола в виде многоэтажного дома.


Ребята, какое понятие из данных слов нужно нам для составления паспорта глагола? (спряжение или склонение)

— Почему склонение мы не можем внести в таблицу?

— А знаете ли вы, что такое Спряжение?

-Сформулируйте тему нашего урока. (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)

-Какую цель поставим на урок?

1.узнать о спряжении глагола;

-определить способ написания безударных личных окончаний глаголов.

2. Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы; уметь доказывать, аргументировать своё мнение;

3. Способствовать умению работать самостоятельно, в паре, в группе, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

Регулятивные УУД

-Самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения.

4.

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения

Физминутка

А) Наблюдение за изменением глаголов по лицам и числам

— Как изменялись глаголы? (по лицам и числам)

— В каком времени употреблены глаголы?

— Какая часть слова изменялась? (окончание)

— Какую особенность окончаний заметили?

— Обратите внимание на правописание окончаний глаголов во 2 лице ед. ч.:

— ешЬ, — ёшЬ, — ишЬ, во 2 лице мн. ч.: — етЕ, — ётЕ, — итЕ.

Б) Работа с учебником с. 80 у. 163 (УСТНО)

ПУНКТ – ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Работа с таблицей с. 81 у. 164 (УСТНО)

— На какие две группы можно разделить глаголы?

Вывод: Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением.

Как живешь? – Вот так!

А плывешь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Как жуешь? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

Как сидишь? – Вот так!

А учится, будешь как?

Проанализируйте таблицу

Работа по вариантам и у доски:

— Измени по лицам и числам глаголы, выдели окончания:

1в. – читать – наст. время.

2 в. – пробегу – буд. время

Дописывают:

  • Какие глаголы изменяются по лицам и числам?

  • По какому признаку различают глаголы I и II спряжения?

  • Как личные окончания глаголов зависят от спряжения?

Делают вывод .

Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения.

Делают вывод: спряжение — это изменение глагола по лицам и числам.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предлагают, что нужно для выхода из этой проблемы.

Коммуникативные УУД

-Сотрудничать в совместном решении учебной задачи.

Коммуникативные

-умение делать вывод на основе обобщения знаний.

5.

Реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи

Работа с комментированием у доски и в тетрадях. Упр. 165 с. 81

Проговаривают , пользуясь презентацией.

Проговаривают типы спряжения

Регулятивные

-Принятие учебной задачи.

6.

Работа в парах с проверкой по эталону.

— Определите спряжение глаголов, разместив их в нужные столбики. «Принцип 3К»

Работа в паре.

Проверка с помощью презентации

Записывают глаголы.

Регулятивные

-Установка на воспитание волевой саморегуляции (не бояться преодолевать трудности).

-Контроль (проверка выполненной работы по образцу и по алгоритму).

-Оценка

7.

Включение в систему знаний и повторение

  1. Составим алгоритм действий, как определить спряжение глагола.

Алгоритм:

1. Поставь глагол в Н.Ф.

2. Определи спряжение.

3. Если гл. I спр. –

пиши — ет, — ете,- ем, ешь — ут, ют.

4. Если гл.II спр.-

пиши -ит, — ите, — им, — ишь, — ат,- ят.

  1. Игра «Я возьму в свою команду»

  2. работа с карточками – глаголами.

  3. Дополнительно:

«Верное/неверное утверждение»

— Я считаю, глаголы изменяются по временам…

-Я считаю, что глаголы с частицей не пишутся слитно…

— Я считаю, что глаголы склоняются…

Я считаю, что глаголы обозначают действие предмета…

Я считаю, что глаголы изменяются по лицам и числам…

Я считаю, что все глаголы изменяются по родам…

Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Коллективное обсуждение.

Выполняют задание. Отвечают на вопросы.

Алгоритм:

1. Поставь глагол в Н.Ф.

2. Определи спряжение.

3. Если гл. I спр. –

пиши — ет, — ете,- ем, ешь — ут, ют.

4. Если гл.II спр.-

пиши -ит, — ите, — им, — ишь, — ат,- ят.

Познавательные УУД

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую, представить информацию в виде схемы.

8.

Рефлексия

Оценивание

— Подведем итог нашего урока. Что нового мы узнали на уроке?

— Что такое спряжение? На какие две группы делятся глаголы? Нужно ли продолжить работу над этой темой?

— Этому будут посвящены наши следующие уроки. Мы будем изучать правописание безударных личных окончаний глаголов. Скажите, девиз нашего урока помог нам в работе.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

– Выберите для себя нужное утверждение.

А теперь на ЛЕСЕНКЕ УСПЕХА отметьте вашу деятельность на уроке.(СЛАЙД22)

Кого из ребят вы хотели бы поблагодарить на уроке?

Кому пожелали бы быть более активным?

Регулятивные

-Учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности.

-Определяют степень успешности выполнения своей работы

-Учатся планировать свою деятельность.

Домашняя работа

Проспрягать глаголы бежать, думать. Составить предложение с одним из глаголов

infourok.ru

Памятка 4 класс Спряжение глаголов.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам: я делаю — они делают.

В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению.
Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с Е или И, например: пишет, но видит.

Так обозначаются лица и числа:

Местоимение

Лицо и число

Возможные окончания I спряжение

Возможные окончания II спряжение,

я

1 лицо ед. число

-у, -ю

-у, -ю

ты

2 лицо ед. число

-ешь

-ишь

он, она, оно

3 лицо ед. число

-ет

-ит

мы

1 лицо мн. число

-ем

-им

вы

2 лицо мн. число

-ете

-ите

они

3 лицо мн. число

-ут, -ют

-ат, -ят

Посмотри внимательно на таблицу и скажи, в каком числе и лице окончания не зависят от спряжения.

Запомни! Глаголы во 2-м л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак,
глаголы во 2-м л. мн. ч. (вы) всегда заканчиваются на Е.

К первому спряжению относятся

  • Многие глаголы на -еть и -ать (-ять).

  • Все глаголы на -овать.

  • Два глагола на -ить: брить и стелить.

Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ут/-ют, то в окончаниях остальных форм пиши Е, например:
он чита?т = они читают = он читает

Я

читаю

пишу

Ты

читаешь

пишешь

Он

читает

пишет

Мы

читаем

пишем

Вы

читаете

пишете

Они

читают

пишут

Нач. форма

читать (lesen)

писать (schreiben)

К второму спряжению относятся

  • Все глаголы на -ить, кроме брить и стелить.

  • Семь глаголов на -еть, и четыре на -ать (см. стихотворение).

  • Некоторые другие глаголы -ать (-ять), у которых ударение падает на окончания, например лежать — он лежит, стоять — мы стоим.

Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ат/-ят, то в окончаниях остальных форм пиши И, например:
он спеш?т = они спешат = он спешит

Я

говорю

лежу

Ты

говоришь

лежишь

Он

говорит

лежит

Мы

говорим

лежим

Вы

говорите

лежите

Они

говорят

лежат

Нач. форма

говорить (sagen)

лежать (liegen)

Это стихотворение поможет тебе запомнить исключения:

Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Кроме слов «стелить» и «брить».
А ещё: «смотреть», «обидеть»,
«Слышать», «видеть», «ненавидеть»,
«Гнать», «дышать», «держать», «терпеть»
И «зависеть» и «вертеть».

  • смотреть:
    я смотрю — он смотрит — они смотрят

  • видеть:
    я вижу — он видит — они видят

  • слышать:
    я слышу — он слышит — они слышат

  • ненавидеть:
    я ненавижу — он ненавидит — они ненавидят

  • дышать:
    я дышу — он дышит — они дышат

  • держать:
    я держу — он держит — они держат

  • обидеть:
    я обижу — он обидит — они обидят

  • терпеть:
    я терплю — он терпит — они терпят

  • — зависеть:
    я завишу — он зависит — они зависят

Особые спряжения глаголов

Глагол «хотеть» называют разноспрягаемым, т.к. он в единственном числе спрягается, как глагол I спряжения, а во множественном числе, как глагол II спряжения:

Я

хочу

Ты

хочешь

Он

хочет

Мы

хотим

Вы

хотите

Они

хотят

Infinitiv

хотеть (wollen)

А какой глагол в в одной из форм состоит только из окончаний первого спряжения? Назови его начальную форму?

Я

ем

Ты

ешь

Он

ест

Мы

едим

Вы

едите

Они

едят

Начальныя форма

????

А теперь проспрягай глагол «дать». Назови в каком ряду названы все формы правильно:

  • даю, даёшь, даёт, даём, даёте, дают

  • дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут

  • дам, даешь, даст, дадим, даёте, дают

В первом ряду спрягается глагол «давать», а в третьем ряду формы глагола «давать» и «дать» перемешаны. Правильный ответ — во втором ряду.

Интерактивные тесты онлайн

 

Как правильно написать безударные окончания глаголов?

Безударные окончания глаголов определить сложнее, что там писать — Е или И. Для этого надо поставить глагол в начальную (неопределенную) форму. Глаголы, заканчивающиеся на АТЬ или ЕТЬ, то они относятся к 1 спряжению, если ИТЬ — то ко 2 спряжению.

Например:

Чита…м.

Ставим в неопределенную форму (что делать?) — читатьЭто 1 спряжение. Смотрим в памятку: 1 спряжение — окончание «ЕМ», значит читаем.

2 способ: можно поставить в 3 лицо (подставить местоимение «они»).

Например:

Пиш…те.

Подставляем местоимение «они пишут»- окончание -УТ в 1 спряжении, значит писать надо — пишете.

Но есть глаголы, у которых все наоборот. Их называют глаголами-исключениями.

Наверняка, ваши папы и мамы знают стишки, которые помогают запомнить эти слова.

Итак, исключения 1 спряжения: БРИТЬ и СТЕЛИТЬ (оканчиваются на ИТЬ, но относятся к 1 спряжению).

 Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Кроме слов «стелить» и «брить».

А ещё: «смотреть«, «обидеть«,
«Слышать«, «видеть«, «ненавидеть«,
«Гнать«, «дышать«, «держать«, «терпеть«
И «зависеть» и «вертеть«.

А когда я училась в школе, мы запоминали стишком не очень культурным, но запоминающимся:

Захочу тебя ОБИДЕТЬ, 

Буду я тебя ВЕРТЕТЬ.

Будешь ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

Но ЗАВИСЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.

 

А еще покажем руками:

ГНАТЬ — ДЕРЖАТЬ,

СЛЫШАТЬ — ДЫШАТЬ.

 

Вот еще стишок со смыслом:

 

Очень хочется
Через стеклышко смотреть –
Целый мир зеленым видеть,
Лук и слезы ненавидеть.

Научиться боль терпеть,
Чтоб не мог никто обидеть,
Чтоб от сильных не зависеть,
Чтобы слабым не вертеть.

Как же хочется: все слышать,
Птицу синюю держать,
Чистым воздухом дышать,
Целый мир зеленым видеть…

Не спешите мысли гнать,
Надо просто помечтать!

multiurok.ru

Спряжение глаголов (общее представление) — урок. Русский язык, 4 класс.

Здравствуй! Ты знаешь, что такое спряжение? Думаю, нет. Раньше ты изучал такое понятие, как склонение. Давай вспомним.

Склонением называется изменение именных частей речи (существительных, прилагательных и др.) по падежам.

Чем же спряжение отличается от склонения?
Во-первых, спрягаются только глаголы.
Во-вторых, спрягаются только глаголы в настоящем и будущем временах.

 

«Почему  так?» — задашь ты вопрос. Да потому что именно глаголы в настоящем и будущем временах могут изменяться по лицам и числам.
Вот пример:

 

1 лицо
Я рису–ю и нарису–ю, буд–у рисовать (единственное число).
Мы рису–ем и нарису–ем, буд–ем рисовать (множественное число).

 

2 лицо
Ты рису–ешь и нарису–ешь, буд–ешь рисовать (единственное число).
Вы рису–ете и нарису–ете, буд–ете рисовать (множественное число).

 

3 лицо
Он (она, оно) рису–ет и нарису–ет, буд–ет рисовать (единственное число).
Они рису–ют и нарису–ют, буд–ут рисовать (множественное число).

 

Обрати внимание!

Во-первых, при изменении глаголов по лицам изменяются и их окончания. Такие окончания называются личными окончаниями глаголов.
Во-вторых, в каждой форме при глаголе употребляются слова, которые указывают на его лицо и число: я, мы (первое лицо), ты, вы (второе лицо), он, она, оно, они (третье лицо).
В-третьих, в прошедшем времени глаголы не изменяют окончаний при этих словах (я, ты, он рисовал — единственное число; мы, вы, они рисовали — множественное число), поэтому и не имеют личных окончаний.
Четвёртое: по лицам и числам изменяются как глаголы будущего простого (состоят из одного слова), так и будущего сложного (состоят из двух слов) времён.

 

Ну а теперь постараемся ответить, что такое спряжение.

Спряжением называется изменение глаголов настоящего и будущего времён по лицам и числам.

www.yaklass.ru

Учимся определять спряжение глаголов 4 класс

Тема: Учимся определять спряжение глагола. Повторение.

Цель:

  1. Создать условия для обучающихся грамотно определять спряжение глагола, показать зависимость безударного личного окончания глагола от неопределенной формы, формы 2 лица ед.ч. и формы 3 лица мн.ч.

  2. Формировать умение образовывать глаголы соответствующих видов.

  3. Развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, наблюдательность.

  4. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

1 Организационный момент

Солнышко ясное встало:

«Доброе утро» сказало.

«Доброе утро» — кричу я прохожим.

Весёлым прохожим, на утро похожим.

Но если проснёшься, а дождик в окно

Стучит да стучит и без солнца темно.

«Доброе утро, друзья, всё равно»

Придумано мудро: «Доброе утро»

Повернулись к гостям.

«Доброе утро»

2. Повторим 3 позы ученика:

«Внимание»

«Пишу»

«Хочу отвечать»

3. «Внимание»

Скажи одним словом, чем мы будем заниматься:

«Возобновлять в памяти известное» — ПОВТОРЯТЬ

Чтобы узнать, что мы будем повторять, вы должны решить кроссворд.

В каком лице даны глаголы? (1 л., ед.ч)

Вы впишите в клетки данные глаголы в неопределённой форме. Кто быстро и правильно выполнит задание, тот в выделенном вертикальном столбике прочтёт то, что мы будем повторять.

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

Какие формообразующие суффиксы у глаголов в неопределённой форме?

Просить, терпеть, собирать, понимать, бежать, тереть, поднимать, ловить, беречь.

Итак, сформулируйте тему урока: «Сегодня на уроке мы повторим спряжение глаголов»

Для чего нужно повторить, хорошо запомнить спряжение глаголов?

Что такое спряжение глаголов?

(Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.)

В каком времени у глаголов не определяем спряжение?

(У глаголов в прошедшем времени спряжение не определяем.

Спряжение определяем только у глаголов настоящего и будущего времени.)

Ф/м. Какую физминутку может предложить глагол? (действие)

Встаньте. Присядьте. Поднимитесь. Попрыгайте. Улыбнитесь. Похлопайте. Сядьте.

Кто помнит, какой формы были глаголы в данной физминутке?

Повелительной. Об этой форме мы подробно поговорим на следующем уроке. Дома составите Памятки, употребив в них глаголы в повелительной форме.

1 ряд — «Экологическую памятку», например,

2 ряд — «Кулинарную памятку», например,

3 ряд – «Памятку по культуре поведения за столом», например,

Приняли позу «Пишу»

Работа в тетради.

Восьмое ноября.

Классная работа.

Четверг.

Ит – повторите упражнение до середины строки, ет – до конца строчки

Дождик вымоч.т, а солнышко ……… (высушит)

— Какие личные окончания глаголов напишите?

(вымочит – вымочить, глагол на –ить, к глаголам исключения не относится, ты вымочишь, они вымочат, значит глагол 2 спряжения, пишем окончание — ит)

(высушит – высушить, глагол на – ить, к глаголам исключения не относится, ты вымочишь, они вымочат, значит глагол 2 спряжения, пишем окончание — ит)

Вы упомянули глаголы исключения, давайте их вспомним.

(Ко 2 же спряженью …)

Какие помощники есть у нас?

(Нач. форма, 2 лицо ед.ч (ты что делаешь?), и 3 л. мн.ч. (они что делают?))

Встаньте парами друг за другом. Напишите пальчиком на спине товарища букву, которая пишется в личных окончаниях глаголов 1 спряжения. Назовите её: Е, а ещё (в 3 л. мн.ч.) – у, ю

Поменяйтесь. 1 – буква Е, У, Ю.

Поменяйтесь. 2 спряжение – И, А, Я.

Поменяйтесь. 2 спряжение – И, А, Я.

Развитие речи.

Образуйте глаголы с приставками неопределённой формы от существительных:

Луч – излучать,

Крыло – окрылить,

Свет – осветить,

Колесо – заколесить,

Торжество – торжествовать,

Хвала – хвалить.

Какое задание можно придумать к этим словам?

Запишите в столбики

1 столбик – неопределённая форма

2 столбик – 2 л. ед.ч.

3 столбик – 3 л.мн.ч.

Выделите окончания, понаблюдайте, проанализируйте и

4 столбик – укажите спряжение данного глагола.

-ешь -ишь

Кто напишет, составьте текст на черновике, используя данные глаголы.

излучать

излучаешь

излучают

1 спр.

окрылить

окрылишь

окрылят

2 спр.

осветить

осветишь

осветят

2 спр.

заколесить

заколесишь

заколесят

2 спр.

торжествовать

торжествуешь

торжествуют

1 спр.

хвалить

хвалишь

хвалят

2 спр.

Самопроверка:

Если нет ни одной ошибки, нарисуйте на полях солнышко. Оценка в журнал «5»

Если есть 1 ошибка, нарисуйте солнышко за тучкой. Оценка в журнал «4»

Если больше 2 ошибок, нарисуйте тучку и повторите тему «Спряжение глагола» ещё раз с помощью консультантов. Выполните подобную работу на следующем уроке и получите хорошую оценку.

Эмоциональный настрой:

Встаньте парами. Приготовили указательный и средний пальчики.

«Идём» по руке своего друга, доходим до плеча, похлопываем и говорим

«Если что, я помогу!»

Солнышко излучает много энергии, которая освещает мой путь и окрыляет. Я торжествую. Мне хочется колесить по миру, многое узнать. Спасибо тебе, Солнышко! Хвалю тебя!

Знаете ли вы?

Все мы видим, что Солнце жёлтое, красное или оранжевого цвета, но на самом деле, оно белое. Что даёт солнцу цвет?

Поищите в энциклопедиях.

Какую тему мы повторили?

Для чего необходимо умение определять спряжение глаголов?

Что нового вы узнали?

Сказка Пономарёвой Кати.

Если солнышка нет, и дождик в окно, в вашей душе пусть будет тепло.

В сердечке пусть солнышко вашем живёт.

Добром согревает, лучи рассылает.

Подарить всем по солнышку.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *