Цицерон – биография, фото, личная жизнь, творчество и цитаты

Цицерон: биография

Политический деятель, философ и оратор Марк Туллий Цицерон жил в Древнем Риме. Римлянин не происходил из знатного рода, но ораторским талантом сумел достичь небывалых высот в политической карьере. Марк Туллий до последнего оставался сторонником республиканского строя, за что поплатился жизнью. До нашего времени дошли некоторые литературные, философские и ораторские труды деятеля. Современники Цицерона считали, что у философа эталонный стиль повествования.

Портрет Цицерона

Творчество Марка Туллия оказало влияние на формирование древнеримской культуры. Трактаты, речи Цицерона восхищали историков разных времен. Исследователи делают важные выводы, основываясь на произведениях философа.

Детство и юность

Рождение Марка Туллия Цицерона пришлось на 3 января 106 года до н.э. Будущий философ редко вспоминал день рождения, так как считал неправильным праздником. По мнению Плутарха, роды прошли легко, после чего мальчика передали кормилице, которой привиделось, что Цицерон станет «благом для римлян».

Цицерон в детстве

Марк Туллий родился в усадьбе деда, расположенной рядом с рекой Фибрен, в непосредственной близости от Арпина. Позже молодой человек переехал в город, где получил начальное образование. Критики того времени считали Цицерона недостойным и постоянно упоминали о «деревенском рождении».

Родственники Марка Туллия входили в круг уважаемых людей. К примеру, муж тети Гай Акулеон тесно общался с оратором Луцием Лицинием Крассом. Цицерон вдохновлялся дядей, считая деятеля человеком тонкого ума. Акулеон разбирался в гражданском праве.

Цицерон

В детском возрасте Цицерон вместе с двоюродным братом приезжал в Рим для общения с Крассом. Резиденция отца Марка Туллия была в городе. Дом располагался в квартале Карины. Современники философа утверждали, что Цицерон обучался легко и ненасытно. Подростком выучил греческий язык, постигал науки у учителей из Греции.

Литература и философия

Ораторское искусство — отдушина для Цицерона, поэтому неудивительно, что оратор регулярно писал сочинения на связанные темы. Философ повествовал о теоретических и практических вопросах выступления на публике. Известны истории трактаты Цицерона по теме «Об ораторе», «Оратор», «О построении речи», «Бруте», «О нахождении материала».

Статуя Цицерона

Риторическое образование в те годы не устраивало Марка Туллия, поэтому оратор пытался достучаться до молодых умов творчеством. Цицерон установил высокую планку, которую невозможно было достичь, но благодаря этому начинающие ораторы приближались к этим представлениям.

Цицерон считал, что оратору необходим широкий кругозор: необходимо ориентироваться в риторике, философии, истории и гражданском праве. Для оратора важно быть образованным и искренним, обладать чувством такта. Молодым людям философ дал немало советов. К примеру, в речи использование риторических фигур допустимо, но перегружать ими высказывания не следует. Последовательность – одна из основ ораторского искусства.

Оратор Цицерон

Неологизмы могут быть использованы в речи, но при этом новые слова должны быть понятны слушателям. Избегать изобразительно-выразительных средств не следует, но метафоры нужно подбирать естественные и живые. Практиковать рассуждения можно при помощи философских тем. Цицерон советовал заниматься правильностью и четкостью произношения. Речи пожилых римлянок нравились оратору.

Политические и судебные речи должны обладать определенной структурой, отличной от повседневных выступлений. Пафос и шутки не помогут в восприятии изложения мыслей, но в некоторых ситуациях сделают речь живой. Оратору необходимо тонко чувствовать эти грани. По мнению Марка Туллия, эмоции лучше оставлять на заключительную часть выступления. Так можно добиться максимального эффекта.

Статуя Цицерона

Во время речей Цицерон замечал пользу литературы как для писателя, так для читателей. Нередко создатели литературных произведений рассказывают обывателям в биографиях и поэмах о доблести и героизме известных правителей, великих людей. Оратор советовал всем гражданам, обладающим поэтическим или писательским даром, активно развивать талант, так как природа не способна подарить максимальный уровень владения словом.

Когда речь заходила о поэзии, Цицерон становился консерватором. Оратору нравились традиционные варианты стихосложения, а поэты-модернисты подвергались критике. Философ считал, что современная поэзия — цель, а не инструмент для прославления родины, воспитания патриотов. По душе Марку Туллию были эпическая поэзия и трагедия.

Цицерон перед аудиторией

Интересно, что Цицерон считал историю не наукой, а видом ораторского искусства. Философ пытался сподвигнуть соотечественников на изложение исторических событий, произошедших недавно. По мнению Марка Туллия, анализ древних времен не нужен. Перечисление произошедших событий не интересует обывателей, так как увлекательнее читать, что подтолкнуло деятелей на совершение тех или иных действий.

Политические взгляды

Цицерон в политике предстал теоретиком и практиком. Специалисты утверждают, что Марк Туллий внес вклад в теорию государства и права. Некоторые отмечают двуличность в суждениях на бумаге и на словах у Цицерона. Несмотря на это, советский ученый С. Л. Утченко выразил иное мнение – в трактатах философ предлагает познакомиться со взглядами на политическую теорию, которые находят применение в публичной деятельности. Марк Туллий искренне считал, что государственные деятели должны в обязательном порядке изучать философию.

Цицерон

Публичные выступления стали привычными для Цицерона уже в 25-летнем возрасте. Первую речь оратор произнес в честь диктатора Суллы. Несмотря на всю опасность суждений, римские власти не стали подвергать гонениям Марка Туллия. Вскоре философ переезжает в Афины для изучения любимых наук. Только после смерти диктатора Цицерон вернулся на родину. Философа приглашают в качестве защитника на судебных разбирательствах.

В основе политических суждений Цицерона лежат греческие мысли. Но при этом Марку Туллию было ближе римское государство, философ старался делать акцент на устройстве и специфике. Существование Римской республики и ее отличие от греческих полисов стали главной темой исследования и рассуждений оратора. В книге «О государстве» Цицерон заявлял, что государство принадлежит народу. При этом между людьми должно быть согласие как в интересах, так и в вопросах права.

Политический деятель Цицерон

По мнению философа, Римской республике требуется лидер. На правителя будет возложена обязанность решения проблем и противоречий народа. Цицерону не нравилась система власти, внедренная Октавианом Августом. Оратор относил себя к республиканцам, взгляды которых противоречили принцепсу. Тезис о надклассовом лидере до сих пор вызывает жаркие споры в среде историков и исследователей. Доподлинно неизвестно, к какому решению по этому вопросу пришел Цицерон, так как до современности книги философа дошли фрагментарно.

Политический деятель в течение продолжительного времени искал идеальные законы, которые помогли бы сохранить государство. Цицерон считал, что страна развивается двумя путями — гибнет или процветает. Для последнего и нужна идеальная законодательная база. При этом Марк Туллий скептически относился к судьбе.

Статуи Цицерона

Из-под пера Цицерона выходит трактат «О законах». В издании философ полно раскрывает теорию естественного права. Закон одинаков и для людей, и для богов. Этим оратор пытался сказать, что за действия отвечает высший разум, заложенный природой, тогда как человеческие законы, создаваемые посредством общения, – это отличный от природных предмет.

Цицерон считал, что право – сложная наука, которую не смогли постичь даже судебные ораторы. Для улучшения ситуации необходимо использовать философские методы и теории в изучении и классификации принципов гражданского права. Тогда законы станут искусством.

Юлий Цезарь

По мнению Цицерона, в мире отсутствует справедливость. Политический деятель считал, что на смертном одре каждому воздастся за прожитое время и поступки. Марк Туллий не рекомендовал в точности следовать закону, потому что это приводит к яркой несправедливости. Это сподвигло оратора к требованию справедливого отношения с рабами, которые ничем не отличаются от наемных трудяг.

Цицерон выказывал отношение к политическому строю на словах и на деле. После смерти Цезаря Марк Туллий издает диалог «О дружбе» и трактат «Об обязанностях», в которых делится мыслями и случившимся после падения республиканского строя в Риме. Эти произведения разобрали на цитаты уже после смерти Цицерона, так как в них кроется сама жизнь.

Личная жизнь

Личная жизнь Цицерона оказалась непростой. Философ женился дважды. До старости Марк Туллий прошел с первой супругой – Теренцией. Девушка происходила из уважаемого рода. Теренция родила Цицерону двух детей. Девочка Туллия умерла в юном возрасте. Позже появился сын Марк. Спустя 30 лет брак распался.

Бюсты Цицерона

В 60-летнем возрасте Цицерон вновь женился. Супруга Публия была младше мужа, но это не помешало. Ревнивую девушку не устраивали отношения философа с дочерью, поэтому вскоре Цицерон уходит из семьи.

Ходили слухи, что сестра Клодия стремилась выйти замуж за политического деятеля. Оратор — старший ребенок в семье. Брат — Квинт.

Смерть

После смерти Цезаря за постоянные нападки на Антония Цицерона помещают в проскрипционные списки. Таким образом, философ становится врагом государства. Имущество конфисковали. Кроме того, за убийство или выдачу правительству Цицерона объявили награду.

Марк Антоний

Оратору о случившемся удалось узнать в момент общения с Квинтом. Сначала Цицерон вместе с братом отправился в Астуру, а потом хотел остановиться в Македонии. Братья не успели запастись вещами для такого путешествия. В итоге Квинт решил задержаться и собрать чемоданы, а Цицерон должен был ехать дальше.

Догнать политического деятеля Квинт не сумел, так как был убит. Цицерон поспешил скрыться на судне. Позже Марк Туллий сошел на землю и стал метаться, ища спасения. В итоге возвращается в Формию, на личную виллу. Неожиданно в окнах появились вороны, которые стащили с лица философа плащ. Рабы попытались помочь мужчине и донесли на носилках до моря.

Смерть Цицерона

Подоспели убийцы – центурион Геренний и военный трибун Попиллий. Работник рассказал, куда понесли Цицерона. Увидев это, оратор приказал рабам остановиться. Марк Туллий смотрел на убийц в излюбленной позе, а потом позволил умертвить себя. Философа зарезали, отрубили голову и руки за написание речей против Антония.

Библиография

  • «О нахождении»
  • «Об ораторе»
  • «Построение речи»
  • «О наилучшем роде ораторов»
  • «О государстве»
  • «Брут»
  • «Оратор»
  • «Топика»
  • «О дружбе»
  • «Об обязанностях»

Цитаты

  • Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.
  • О времена, о нравы!
  • Лицо — зеркало души.
  • Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.
  • Ведь нужно не только овладеть мудростью, но и уметь пользоваться ею.

Фото

24smi.org

Сообщение о Цицероне

Фото Цицерона

Цицерон Марк Туллий являлся во время своей жизни величайшим римским оратором, философом, прекрасным государственным деятелем, поэтом, писателем, теоретиком красоречия, сохранившиеся учения которого пользуются огромным интересом и в современной жизни. Особое значение в своих работах он уделял проблемам и вопросам государства и права.

Цицерон — оратор биография

Он родился в городе Арпина в семье всадников. Родители его отдали на обучение красоте и технике речи в Рим, где он и проживал. Далее Цицерон четко шел на повышение по карьерной лестнице. Изначально он становится членом Сената, далее наместником провинции Киликия.

Всю свою жизнь Цицерон выступал перед широкой аудиторией со своими текстами, содержащими политический и судебный уклон. И постепенно завоевал статус самого лучшего оратора.

Позднее, он начинает заниматься вопросами государственной деятельности. Наиболее известные сочинения «О государстве», «О законах». С 49 до 44 г.до н.э. он не проживает в Риме, а занимается активной деятельностью в сельской местности. Этот период жизни Цицерона отмечен самыми грандиозным сочинениями в области философии, теории красноречия, и других гуманитарных наук. С течением времени возникла необходимость более углубленно познать греческий язык, поэтому он три раза надолго уезжал жить в Грецию.

Рим был любимым городом Цицерона и в 44 году, после смерти Цезаря, Цицерон возвращается, чтобы защищать существовавший на тот момент республиканский строй, от попыток изменения его наследниками Цезаря. Но все было бессмысленно, его включили в черный список, после чего, в 43 г.до н.э., был убит.

Но несмотря на такое отношение к нему на тот момент, труды его почитаются и до сих пор. Многие учения современных философов строятся на основе записей Цицерона. Его умение красиво и четко доносить информацию было смыслом жизни, и ее целью.

Цицерон политическая деятельность

В Римской империи кодекс морали был основан на верности традициям и обычаям, на подчинении существующим законам, на уважении. И Цицерон, как истинный почитатель этих норм, всегда старался им следовать. Но иногда, ему все же приходилось писать тексты для речи не для того, чтобы защитить моральные нормы, а получить какую-либо выгоду.

Исследуя традиции древнегреческой идеи, Цицерон старался выявить наиболее правильную форму государственного правления. Привлекали его учения Платона, Аристотеля и других великих философов. А государство он расценивал как всеобщее достояние народа.

Понравилась статья? Поделитесь!

interesnie-fakti.net

Детство и юность Марка Туллия Цицерона: VIKENT.RU

«Марк Туллий Цицерон родился 3 января 106 г. до н. э. в поместье своего отца вблизи города Арпина, уже прославленного в римской истории тем, что в этом же небольшом городе появился на свет знаменитый полководец Гай Марий, Прозвище рода Туллиев Cicero, что означает «горох», возникло, по одной версии, вследствие того, что кто-то из предков Цицерона имел широкий, приплюснутый нос с бороздкой на его кончике, как на горошине; по другой же версии, потому, что один из предков великого оратора был хорошим огородником и выращивал отменный горох. Как бы то ни было, но молодой Цицерон гордился своим родовым прозвищем, и когда в начале его политической карьеры друзья советовали ему переменить имя, он наотрез отказался.

Семейное окружение Цицерона было довольно специфичным, и некоторые черты характера будущего оратора и государственного деятеля возникли, по всей вероятности, не без воздействия этого окружения. Его дед — землевладелец и земледелец староримского закала, сторонник неприхотливой сельской жизни — выступал в своё время против проекта введения в их муниципии тайного голосования, за что и удостоился похвального слова в сенате, произнесённого одним из вождей оптиматов — консулом Марком Эмилием Скавром. Мать Цицерона Гельвия происходила из рода, давшего ещё во II в. двух преторов. Цицерон потерял её в раннем детстве. Отец Цицерона принадлежал к всадническому сословию. Вследствие слабого здоровья он предпочитал мирную сельскую жизнь жизни в городе; к политической карьере, по всей вероятности, не стремился и уделял много времени литературным занятиям.

Однако, придавая серьёзное значение воспитанию сыновей, он отправился вместе с ними — семилетним Марком и трёхлетним Квинтом — в Рим, где у него был собственный дом, расположенный на западной стороне Эсквилинского холма, в городском квартале, который именовался Карины (Carinae).

Мальчиком Цицерон прошёл хорошую школу. Под руководством знаменитого оратора Красса он вместе со своим братом обучался у греческих учителей. Блестящие способности молодого Марка уже тогда обратили на себя внимание. Следуя указаниям поэта Архия, защитником которого в суде он выступал позднее, Цицерон занимался поэзией; сохранились сведения о написанных им в юношеские годы стихотворном произведении «Главк Понтийский», эпической поэме в честь Мария, а также о переводах из греческих поэтов и т. д. Он не оставлял поэтических занятий и в более зрелом возрасте, в особенности в тех случаях, если представлялась возможность воспеть собственные выдающиеся деяния. Иногда Цицерон горделиво сообщал о том, что в течение той или иной бессонной ночи он сочинил целых пятьсот стихов.

Ещё в совсем юном возрасте Цицерон обнаружил особый интерес и склонность к ораторскому искусству. Он усердно посещал Форум, где слушал выступления выдающихся ораторов того времени — Красса и Антония, занимался искусством декламации под руководством знаменитого актёра Росция, который ставил ему голос и учил его ораторским жестам.

Когда молодой Цицерон получил право одеть мужскую тогу (toga virilis), т. е. достиг, по римским понятиям, совершеннолетия (это произошло в 90 г.), отец поручил его попечениям знаменитого законоведа — авгура Квинта Муция Сцеволы, беседы с которым считались наилучшим введением в изучение права. В кругу слушателей почтенного авгура — ему к этому времени исполнилось 80 лет — Цицерон познакомился с тем, кто оставался всю жизнь его лучшим другом, — Титом Цомпонием Аттиком. Когда же Муций Сцевола в 87 г. скончался, Цицерон стал слушателем и учеником другого знаменитого юриста, представителя того же самого рода — великого понтифика Квинта Муция Сцеволы.

Видимо, ещё в 90 г. Цицерон оказался на военной службе и принял участие в Союзнической войне сначала в частях Помпея Страбона, а затем под командованием Суллы. Но в армии он пробыл недолго, около года; военная карьера его мало прельщала, и он при первой же возможности вернулся в Рим — к Форуму, к своим научным штудиям.

На сей раз он с особым увлечением занялся философией. К его римским наставникам в этой области следует отнести главу академической школы Филона Ларисского, который, бежав из Афин вследствие восстановления там демократического режима, обосновался в Риме, и стоика Диодота, который даже жил у Цицерона в доме. С последним Цицерон занимался преимущественно диалектикой, а также ораторскими упражнениями как на латинском, так и на греческом языке. К этому же времени относится знакомство Цицерона со знаменитым ритором Молоном Родосским, который дважды посещал Рим.

Сам Цицерон неоднократно говорил впоследствии, что его юность была целиком отдана занятиям, что он посвящал им «дни и ночи» напролёт. Интересно отметить, что, несмотря на свое полудетское восхищение личностью Мария и даже на отдалённое родство с ним (тётка Мария была родной бабкой Цицерона), он все годы господства марианцев хотя и находился в Риме, но держался в тени, не принимал никакого участия в общественной жизни и именно в эти годы усиленно занимался изучением философии, права и риторики. Примерно к этому же времени следует отнести его первый «научный труд» — учебное пособие по риторике, называемое обычно «О подборе материала» («De inventione») и дошедшее до нашего времени.

Эта работа носила чисто компилятивный характер и была построена по образцу (и на основе!) аналогичных греческих руководств и пособий. В последующие годы сам Цицерон отзывался о своем юношеском труде как о произведении незрелом и незавершенном.

Первая из дошедших до нас судебных речей Цицерона относится к 81 г. Молодой, 25-летний адвокат защищал в этой речи интересы некоего Публия Квинкция, который был шурином актёра Росция, бывшего в свою очередь в близких отношениях с Цицероном».

Утченко С.Л., Цицерон и его время, М., «Мысль», 1986 г., с. 104-106.

vikent.ru

Цицерон Марк Туллий: творчество, определения : VIKENT.RU

«Блажен, кто посетил сей мир 

В его минуты роковые!»

Ф.И. Тютчев о Цицероне

 

 

Римский государственный деятель, выдающийся оратор.

«Занимал последовательно все государственные посты. В должности консула (63 до н. э.) раскрыл и ликвидировал заговор Катилины, за что удостоился гражданского венка и — первым из римских граждан — титула «отца отечества»».

Краткая Литературная Энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков, Том 8, М., «Советская энциклопедия», 1975 г., с. 402.

 

В политическую жизнь Рима вошёл во многом благодаря своему ораторскому дару. Цицерон не брал денег за свои выступления и не любил обвинительные речи (подавляющая часть его речей — речи защиты).

«Схоластическая латынь была дурна не тем, что была уродлива, а тем, что была безлична; Цицерон научил людей тому, чего они раньше не знали — ставить форму своих произведений в соответствие со своей личностью».

Зелинский Ф.Ф., «Возрожденцы», СПб, «Алетейя», 1997 г., с. 44.

 

Ввёл в европейский научный оборот несколько понятий, среди которых:

«Определение» (definitio) — «дефиниция есть краткое и исчерпывающее разъяснение отличительных признаков той вещи, которую мы хотим определить»;

«Прогресс» (от латинского «progressio» — восхождение).

 

«Одним из первых слово «культура» в значении «cultura animi» — «культивирование», «возделывание души» — применил Цицерон. Он писал об этом в тяжелый период жизни, потеряв жену и любимую дочь. Вкладывая в свой текст ностальгический смысл, он назвал «культурой» любовь к мысли и философствованию — то, что было у греков и чего он не находил у римлян».

Сироткина И.Е., Свободное движение и пластический танец в России, М., «Новое литературное обозрение», 2011 г., с. 15.

 

«Гуманисты Ренессанса из всех античных авторов выбрали своим «вождём» именно

Цицерона.
Мыслители Возрождения искали философа-руководителя, который освободил бы их от духовного рабства не для того, чтобы сделать их своими рабами, а для того, чтобы обеспечить им священное право личности — право выбора. Ведь в своей философии Цицерон никогда не жертвовал этим правом; он следовал не какой-либо философской системе, а собственным мыслям, духовным критериям своей личности.
Воспользовавшись правом выбора в полной мере, он предоставил это право своим последователям».

Быстрова С.П., Истоки философии культуры, СПб, «Алетейя», 2010 г., с. 124.

 

 

 

vikent.ru

Цицерон | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106—43 до н. э.) — древнеримский философ, оратор и политический деятель. Как философ  сформировался под воздействием идей  синкретической философии эллинизма,  испытав влияние практически всех ее школ. Главная заслуга Цицерона как мыслителя в том, что он  популярно изложил римлянам греческую философию и привил им вкус к ее плодам, выразил в своей философии римскую самобытность, особое самосознание, отличное от  самосознания греков, но такое же  античное. Затрагивая проблемы  онтологии и натурфилософии, Цицерон обращается к потомкам и находит происхождение мира от богов, а времени от вечности. Критикуя антропоморфный взгляд на богов, рассматривает их как  олицетворение и обожествление природных сил и человеческих  потребностей. Мир предстает как  порождение единого разумного начала. Отвергая стоическую идею  божественного промысла, Цицерон находит мироуправляющую силу в природном законе, который сродни человеческому разуму. Критериями истинной религии выдвигаются вера в разумный миропорядок и уважение к  государственному богослужению. В вопросах гносеологии  Цицерон, оставаясь последовательным сторонником академиков,  отстаивает идею непосредственной  достоверности и всеобщей  врожденности моральных понятий,  которые принадлежат бессмертной  душе. Философ призывает следовать заложенной в душе природе,  истинная сущность которой  раскрывается только в деятельности.  Однако римский мыслитель остается и на твердой почве рассудка и  фактов, рациональная организация которых определяет знание («Об обязанностях»). Цицерон обосновывает гуманную сущность и  высокое социальное значение  философской деятельности, отстаивает  принцип единства философской теории в реалиях фажданской жизни («Об ораторе», «Тускуланские беседы»). Особое внимание Цицерон  уделяет вопросам этики, изложенным в сочинениях «О границах добра и зла», «Катон старший, или О  старости», «Лелий, или О дружбе»,  «Тускуланские беседы», «Об  обязанностях» и др. В основу этических взглядов философ кладет, с одной стороны, стоический принцип, что жить должно согласно природе, а с другой — перипатетический  принцип меры, благодаря которым,  руководствуясь разумом, достигается совершенство. Это состояние  связано с четырьмя основными  добродетелями: мудрости, мужества, умеренности и справедливости,  которых достаточно для счастья как высшего блага. К высшим благам Цицерон относит также дружбу и славу, в основе которых лежит  добродетель, способная победить  старость, боль и смерть. Римский  философ выступает против  стоического фатализма и дивинации, полагая, что в ход мировых событий  постоянно вмешивается свободная  воля человека как результат его  самоопределения. В политической теории Цицерон был близок к идее естественного права, считая наилучшей формой  государственного правления  «смешанную», которая соединяла бы  элементы демократии,  аристократии и монархии, видя ее  прообраз в устройстве  республиканского Рима. Эстетические  вопросы не выделялись Цицероном в отдельную проблему, однако  античное сознание автора  органично включает их в свое  мировоззрение, где символом красоты выступает весь космос как  универсальное государство, а такие категории, как закон,  государственное устройство, правители, граждане и др. выступают для Цицерона категориями  одинаково и юридически, и  космологическими, и эстетическими.  Идейное наследие Цицерона прочно связано с такими именами  латинской патристики, как Лактанций, Амвросий, Иероним, Августин. Его философия находила отклик в свободолюбивых взглядах эпох Возрождения и Просвещения.

platona.net

ЦИЦЕРОН — это… Что такое ЦИЦЕРОН?

  • ЦИЦЕРОН — (Cicero) Марк Тулий (106 43 до н.э.) рим. оратор и государственный деятель, теоретик риторики, классик лат. художественной и филос. прозы. Как философ сформировался под воздействием идей синкретической философии эллинизма, испытав влияние… …   Философская энциклопедия

  • ЦИЦЕРОН —     ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106^43 до н. э.), римский государственный деятель, оратор и писатель, впервые сделавший латинский язык полноправным средством выражения философских идей. Не будучи оригинальным мыслителем, основателем философской …   Античная философия

  • ЦИЦЕРОН — Марк Туллий (106 43. до н. э.) «Новый человек» из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал величайшим оратором своего времени. Будучи консулом, он подавил заговор Катилины, и это было лучшее время в его политической… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • ЦИЦЕРОН — Марк Туллий (106 43. до н. э.) «Новый человек» из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал величайшим оратором своего времени. Будучи консулом, он подавил заговор Катилины, и это было лучшее время в его политической… …   Список древнегреческих имен

  • Цицерон — I. Цицерон, Марк Туллий; Cicero, Marcus Tullius, 106 43 гг. до н. э., римский оратор, философ, политик. Родился в Арпине в Лациуме, происходил из зажиточной всаднической семьи. Вместе с младшим братом Квинтом (см. здесь же ниже Квинт Туллий… …   Античные писатели

  • цицерон — См …   Словарь синонимов

  • Цицерон — Цицерон. ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106 43 до нашей эры), римский оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политический речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Цицерон — (Marcus Tullius Cicero) Цицерон Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (106 43 до н.э.) Римский политический деятель, оратор, философ, писатель. Родом из Арпины. Образование получил в Риме и в Афинах. Довольно быстро стал величайшим оратором своего… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ЦИЦЕРОН — (Cicero) Марк Туллий (106 43 до н.э.) римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения: ‘Тускуланские беседы’ в 5 книгах, ‘О государстве’ (54 51), ‘О законах’ (52),… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЦИЦЕРОН — (Cicero) Марк Туллий (106 43 до н.э.) римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения: «Тускуланские беседы» в 5 книгах, «О государстве» (54 51), «О законах» (52),… …   Новейший философский словарь

  • dic.academic.ru

    Большой энциклопедический словарь — цицерон

    (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н. э.), римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона — источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме. ЦИЦЕРОН Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3 января 106, Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., близ Кайеты, ныне Гаэта), римский оратор, политический деятель, философ. Автор многочисленных философских и юридических трактатов, писем и судебных речей, по которым учились красноречию многие поколения юристов древности, средних веков и нового времени. Происхождение и воспитаниеОтец Цицерона принадлежал к всадническому сословию; вместе с детьми он переселился в Рим, где они под наблюдением оратора Красса получили греческое образование. Большое влияние на воспитание Цицерона оказали поэт Архий, ораторы Марк Антоний, Сульпиций Руф, Аврелий Котта, философ-эпикуреец Федр, философ-стоик Диодот. Право Цицерон изучал под руководством братьев Муциев Сцевол — понтифика и авгура. Первую судебную речь «В защиту Росция» он произнес в 81 в деле против Хрисогона — любимого вольноотпущенника диктатора Суллы. В период разгула проскрипционных казней Суллы это был рискованный шаг со стороны Цицерона. Тем не менее он выиграл процесс и, спасаясь от гнева Суллы, удалился в Афины, где изучал греческую философию и ораторское искусство. Вернувшись после смерти Суллы в Рим, Цицерон в 76 получает должность квестора. Снабжая Рим во время дороговизны дешевым сицилийским хлебом, он своей умеренностью и честностью добивается любви сицилийцев. В 70 произносит знаменитую «Речь против Верреса», обвинив наместника Сицилии во взяточничестве, вымогательствах и прямом грабеже сицилийцев. Эта речь принесла Цицерону громкую славу, и в 69 народ избирает его курульным эдилом, а в 63 — консулом. В этот период были произнесены многие судебные речи; Цицерон никогда не брал денег за свои выступления, однако весьма неохотно брался за обвинительные речи (подавляющая часть его речей — речи защиты, а не обвинения). За всю свою долгую жизнь он составил более 100 речей, 56 из которых сохранились полностью, от 20 уцелели только фрагменты, еще 35 мы знаем лишь по заглавиям. Заговор КатилиныКонсульство 63 года стало апогеем политического успеха Цицерона. Ему удалось раскрыть заговор Катилины, стремившегося захватить в Риме власть, устроив предварительно поджоги и расправу над политическими противниками. Убить Цицерона заговорщикам не удалось, сам же консул в нескольких сенатских речах против Катилины, ставших хрестоматийными примерами политического ораторского искусства, добился осуждения и казни заговорщиков. Раскрытие заговора принесло Цицерону громкую славу, даже неподкупный Катон назвал его «отцом отечества». Однако чрезмерное тщеславие Цицерона, вынуждавшее его во всех своих речах превозносить самого себя, вызывало у многих недовольство. Этим недовольством воспользовались политические противники Цицерона, в частности сторонники Юлия Цезаря. В апреле 58 ставленник Цезаря плебейский трибун Клодий добился принятия направленного против Цицерона закона, который осуждал всякого магистрата, казнившего римского гражданина без суда, на изгнание. Не дожидаясь обвинения, Цицерон удалился в добровольное изгнание. Имущество его было конфисковано. Уже в сентябре 57 Цицерон был возвращен из изгнания, однако силы его были надломлены. Он сознает бессилие сената перед триумвирами и ищет благосклонности Помпея и Цезаря. В 51 он был назначен наместником Киликии, где, одержав победу над разбойничими племенами Амана, получил от войска почетный титул «императора». Во время гражданской войны он присоединяется к Помпею, после битвы при Фарсале возвращается в Италию, получив в октябре 47 прощение Цезаря. В этот период Цицерон удаляется от общественных дел и, занимаясь философией, пишет многочисленные трактаты. ТрактатыСамый ранний трактат «Риторика» был написан Цицероном еще в юношестве (83). Его трактат в 3 книгах «Об ораторе» (55) до настоящего времени служит учебным пособием судебной риторики. К 46 относится книга «Брут» по истории ораторского искусства. Из трактатов по философии права особое значение имеют 6 книг «О государстве» (53), 6 книг «О законах» (51), 3 книги «Об обязанностях» (44). В 46-45 были написаны философские трактаты «О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О старости», «О дружбе», религиозно-философские сочинения «О природе богов», «О дивинации», «О судьбе» и др. Из несохранившихся сочинений известны его труды «О гражданском праве», «Об авгурах», «О славе», «О философии», «Об укреплении государства» и т. д. Гибель ЦицеронаУбийство Цезаря 15 марта 44 пробуждает в Цицероне надежды на возрождение республики, и он возвращается в Рим к активной политической деятельности. Приняв сторону Октавиана, он с сентября 44 по апрель 43 произносит в сенате и народном собрании свои знаменитые «Филиппики» — обвинительные речи против Антония. Однако Октавиан предает своего сторонника, и при заключении его триумвирата с Антонием и Лепидом (октябрь 43) Цицерон вместе с 16 другими видными республиканцами попадает в проскрипционные списки. При попытке к бегству в начале декабря он был убит. Его голова и правая рука были доставлены обрадованному Антонию, который поместил их на ораторской трибуне римского форума. Слава Цицерона-оратора не померкла в веках: у него учились и ему подражали отцы Церкви Лактанций, Амвросий Медиоланский, Августин, писатели Возрождения Петрарка и Боккаччо, французские просветители Дидро, Вольтер, Монтескье, Ж. Ж. Руссо и многие другие. Сочинения: Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975. Философские трактаты. М., 1985. Речи. М., 1993. Т. 1-2. Письма. М., 1994. Т. 1-3. Литература: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1964. Т. 3. С. 158-192. Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972. Gelzer M. Cicero. Wiesbaden, 1969. Л. Л. Кофанов

    www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *