Содержание

Образ и характеристика Митрофанушки в «Недоросле» Фонвизина: описание Митрофана Простакова |LITERATURUS: Мир русской литературы

Скотинин и Митрофанушка.
Художник Б. В. Власов
Митрофан Простаков — один из центральных героев комедии «Недоросль» Фонвизина. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль», описание внешности, личности и характера Митрофана Простакова.

Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»

Образ и характеристика Митрофанушки (Митрофана Простакова)

Митрофанушка, или Митрофан Терентьевич Простаков — 15-летний подросток, недоросль:

«…шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы…» («зимний Никола» отмечается 19 декабря по новому стилю)
Митрофан Простаков — дворянин, сын помещиков господина Простакова и его жены, госпожи Простаковой:
«С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»
Митрофанушка — настоящий маменькин сынок:
«…Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!..»
Отец тоже обожает Митрофана и считает его «умным и разумным дитем», что, конечно, не соответствует действительности. Очевидно, отец слеп в своей любви к сыну:
«…то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын…»
Несмотря на свои 15 лет, Митрофанушка для своих родителей является «дитем» и «ребенком»:
«…Дитя, первое, растет…» 
«…дай позавтракать ребенку…» 

Митрофанушка любит поесть:

«… А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал […] Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню…» 
«…Да видно, брат, поужинал ты плотно…» (Скотинин о Митрофане) 
«…Квасу целый кувшинец выкушать изволил…»
Митрофанушка — избалованный, изнеженный человек:
«….пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится…»

«…Митрофан (разнежась)…»

Митрофанушка растет жестоким и бессердечным человеком. Так, во сне он жалеет не отца, которого бьют, а мать, которая избивает отца и устает от этого:
«…Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку […] Так мне и жаль стало […] Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…»
Митрофанушка обижает свою няню (кормилицу), которая ухаживает за ним с рождения:
«…Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю…»
«…Пострел их побери и с Еремеевной…»
Митрофан также обижает и «лается» на своих учителей:
«…Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать…»
«…Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите…»
Митрофан — глупый человек, с которым умные люди никогда не свяжутся:
«…Разумный человек никогда его не задерет, никогда с ним не заспорит; а он с умными людьми не связывайся, так и будет благоденствие Божие!..» (Вральман о глупости Митрофана)
Митрофанушка — человек с мелкой душой. Стародум с иронией говорит о «большой» душе недоросля:
«…Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу…» (Стародум о Митрофане)

Митрофанушка — подлый человек, ябеда и жалобщик:

«…я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…»
Несмотря на безграничную любовь матери, Митрофанушка в конце концов и с матерью обращается грубо:
«…Да отвяжись, матушка, как навязалась…»

Чтобы добиться своего, Митрофанушка угрожает матери:

«…Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали…» 
«…Ты ж меня взманила, пеняй на себя…»

Митрофан — тунеядец, лентяй:

«…Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски…» (Цыфиркин)

Митрофан понимает, что он глуп, но это его совсем не расстраивает:

«…Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше…»

Митрофанушка Простаков — посредственность, заурядный человек, каких миллионы:

«…таких на свете миллионы, миллионы. Как ему не выбрать себе компании?..» (Вральман)

Митрофан уже достиг предела своего развития, и на этом уровне останется на всю жизнь:

«…Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет…» (Софья)

Несмотря на свои 15 лет Митрофан уже давно хочет жениться:

«…Уж давно, дядюшка, берет охота…» (о женитьбе)
Митрофанушка любит свиней, как и его дядя, Тарас Скотинин. В этом нет ничего удивительного, так как по материнской линии Митрофанушка — тоже Скотинин:
«…Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости…» 
Митрофан Простаков уже 4 года учится разным наукам, но учеба не дает результатов:
«…Уж года четыре как учится […] Троим учителям денежки платим…»

Учитель Кутейкин преподает Митрофану грамоту уже 3 года, но недоросль до сих пор читает по слогам:

«…Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин…» 
«…Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам…» (Кутейкин о бездарном Митрофане)

Учитель Цыфиркин преподает Митрофану арифметику 2 года, но недоросль едва умеет считать до трех:

«…Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин …»  
«…Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет…» (Цыфиркин о глупом Митрофане)

Немец Вральман обучает Митрофана французскому языку и другим наукам. Разумеется, немец Вральман не может научить Митрофана французскому, которого сам не знает:

«…По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман…»
Учеба Митрофана не двигается вперед. Уже несколько лет он топчется на месте:
«…Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и Боже избави!..» (Простакова)
Учителя с сожалением отмечают, что Митрофан ничему у них не научился, не перенял:
«…а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял…» (Цыфиркин)
Беда Митрофана также в том, что его учителя сами невежды, малограмотные люди:
«…Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?..» 

Критика об образе Митрофана Простакова

«…сын Простаковой, Митрофанушка, которого она любила со всей силой своей страстной натуры, любила слепо, безотчетно, как может любить только невежественный человек, а потому приносила своему сыну больше вреда, чем пользы. <…>  
Семейная обстановка и особенно пример матери сделали то, что он не чувствует ни уважения, ни привязанности к своему отцу. <…> Но и привязанность его к матери не может быть прочна, потому что не имеет истинной нравственной основы. Эта любовь эгоиста, который проявляет чувство признательности до тех лишь пор, пока исполняются его прихоти. В сущности и матери своей он не уважает и даже не боится ее. <…>
…несмотря на свои шестнадцать лет, он отлично умеет командовать крепостными людьми… <…> … Митрофанушка смотрит на науку подобно матери, как на неизбежное зло. <…>
Состав учителей … таков, что не мог внушить ему уважения ни к науке, ни к ее представителям. … печальные жрецы науки, призванные победить традиционное невежество и природную лень Митрофанушки.  <…> было бы необычайным чудом, если бы, при подобных условиях, он хотя чему-нибудь научился…»  
(В. Н. Малинин, книга «Д. И. Фонвизин» под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)

www.literaturus.ru

Образ и характеристика Митрофанушки в комедии Недоросль с цитатами


Услышав название комедии «Недоросль» вырисовывается образ бездельника и неуча. Не всегда слово недоросль имело ироничный смысл. Во времена Петра I недорослями называли дворянских детей, не достигших 15 лет. Фонвизину удалось придать слову другое значение. После выхода комедии оно приобрело нарицательный характер. Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» являются отрицательными. Через этот персонаж Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства, когда человек перестает быть человеком, превращаясь в невежественную и глупую скотину.

Ключевую роль в комедии «Недоросль» занимает Митрофан Простаков, дворянский сын. Имя Митрофан означает «подобный», схожий с матерью. Родители, как в воду глядели. Назвав таким именем ребенка, получили полную свою копию. Бездельник и тунеядец, привыкший, что все желания выполняются с первого раза. Любимые занятия хорошо поесть и поспать. Митрофану всего 16 лет и когда у сверстников полно стремлений и желаний, у него они отсутствуют напрочь.

Митрофан и мать


Митрофан типичный маменькин сынок.

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»

Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.

Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:

«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»


Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.

«Не хочу учиться, хочу жениться»

Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.

Досуг


Любимый досуг еда и сон. Еда для Митрофана значила немало. Поесть парень любил. Набивал пузо так, что уснуть не мог. Его постоянно мучили колики, но от этого количество съеденного не становилось меньше.

«Да видно, брат, поужинал ты плотно…»

Плотно отобедав, Митрофан обычно шел на голубятню либо ложился спать. Если бы не учителя со своими занятиями, он бы вставал с постели только для того, чтобы заглянуть на кухню.

Отношение к учебе


Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь научить бестолкового парня, но результат был нулевой. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Главное деньги и власть, все остальное пустая трата времени.

«Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»

Указ Петра о том, что дворянские дети должны знать арифметику, божье слово и грамматику сыграли свою роль. Ей пришлось нанять учителей не из любви к наукам, а потому что так положено. Неудивительно, что с таким отношением к учебе Митрофан не понимал и не знал элементарных вещей.

Значение Митрофана в комедии


Через образ Митрофана Фонвизин хотел показать, что может стать с человеком, если он перестает развиваться, застревая в одной поре и забывая о человеческих ценностях, таких как любовь, доброта, честность, уважение к людям.

Другие материалы по комедии «Недоросль»


Краткое содержание

ЧИТАТЬ ОПИСАНИЕ…


frigato.ru

Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль»

Восемнадцатый век подарил русской (и мировой, разумеется) литературе множество выдающихся имен, талантливых деятелей. Один из них – Денис Иванович Фонвизин, писатель и драматург. Большинству обывателей он известен как автор комедии «Недоросль». Как создавалось самое знаменитое произведение автора, с кого он писал своих персонажей и что особенного в одном из героев пьесы – Митрофанушке?

Денис Фонвизин

Прежде чем говорить о самой комедии, необходимо хотя бы вкратце сказать о ее авторе. Денис Фонвизин прожил не слишком долгую (всего сорок семь лет), но яркую жизнь. Большинство знает его лишь как человека, написавшего «Недоросля», между тем его перу принадлежат пьеса «Бригадир», множество переводов и адаптаций, трактаты и очерки.

Несмотря на то что пьес он написал всего две (и то после «Бригадира» более десяти лет не обращался к драматургии), именно Фонвизин является «прародителем» так называемой русской бытовой комедии.

«Недоросль» Фонвизина: история создания

Несмотря на то что «Недоросль» был завершен писателем и политиком в начале восьмидесятых годов, есть основания полагать, что задумал свою сатирическую «комедию нравов» Фонвизин еще в шестидесятых: именно к этому времени относится пьеса, впервые увидевшая свет лишь в минувшем столетии – при жизни автора она так и не была опубликована. Ее персонажей можно назвать ранними прообразами героев «Недоросля»: в каждом из них достаточно легко улавливаются знакомые черты.

Трудясь над комедией, Денис Иванович использовал огромное многообразие источников – и статьи, и произведения различных авторов (как современных, так и прошлых столетий), и даже тексты, принадлежащие перу самой Екатерины Великой. Закончив работу над «Недорослем», Фонвизин, разумеется, решил поставить пьесу, хоть и понимал, что сделать это будет трудно – обилие новых идей и смелых высказываний перекрывало произведению дорогу к широкой аудитории. Тем не менее он сам взялся за подготовку спектакля и, хоть и медленно, хоть и со всевозможными задержками, «Недоросль» увидел свет в театре на Царицыном лугу и получил феноменальный успех у зрителей. Произошло это в 1782 году, а годом позже пьеса впервые была опубликована.

Кто такой недоросль

У многих вызывает искреннее недоумение название произведения. В самом деле, почему – недоросль? Что это вообще за слово? Все просто. В восемнадцатом веке (а именно тогда жил и работал Денис Фонвизин) «недорослем» называли молодого человека дворянского (то есть знатного) происхождения, который не получил образования. Человек ленивый, бестолковый, ни к чему не способный – вот кто такой недоросль. Подобные юноши не могли устроиться на службу, не выдавалось им и разрешение на брак.

Денис Иванович же назвал свое произведение «Недоросль» потому, что именно таков Митрофанушка, один из главных героев. Он вложил в это слово чуть больше сатиры, чем оно имело в реальности. Недоросль, с легкой руки Фонвизина, – не только необразованный, но еще и эгоистичный, и грубый юноша. Характеристика образа Митрофанушки более подробно будет представлена далее.

Краткое содержание произведения

Сюжет «Недоросля» закручивается вокруг скромной девушки Софьи, оставшейся без родителей и потому взятой на воспитание семьей Простаковых, людьми жадными и недалекими. Софья – богатая наследница, невеста на выданье, и заполучить супругу с таким приданым хотят и Простаковы, пытаясь выдать ее за своего шестнадцатилетнего сына Митрофанушку – недоросля, и брат Простаковой Скотинин, одержимый идеей о большом количестве скота в Софьином хозяйстве. У Софьи же есть любимый человек – Милон, за которого ее хочет отдать и ее единственный родственник – дядюшка Стародум. Он приезжает к Простаковым и очень удивляется, видя, как хозяева заискивают перед ним и его племянницей. Митрофанушку стараются выставить в лучшем свете, однако необразованный и ленивый увалень портит все попытки матери.

Узнав, что Стародум и Милон увозят Софью, ночью по приказу Простаковых ее пытаются выкрасть, однако Милон предотвращает похищение. Заканчивается же все тем, что Простаковы теряют не только выгодную невесту, но и свои имения – всему виной их жадность, злость и корыстолюбие.

Главные персонажи

Основными героями «Недоросля» являются уже упомянутые Митрофанушка, его родители (при этом следует отметить, что всем в этой семье заправляет мать, не считающая прислугу за людей, усиленно следующая моде того времени; отец же семейства находится полностью под каблуком у своей властной жены, которая даже поднимает на него руку), Софья, ее дядюшка Стародум, жених Милон, государственный чиновник Правдин, чьей целью является разоблачение злодеяний Простаковых (в этом он в итоге преуспевает). Нужно обратить особое внимание на то, что Фонвизин использовал для своих персонажей «говорящие» имена – ими наделены как положительные (Стародум, Правдин, Софья), так и отрицательные (Скотинин, Простаковы) персонажи. В характеристике Митрофанушки его имя также имеет огромное значение – с греческого «Митрофан» означает «маменькин сынок», что действительно полностью отражает характер героя. Лишь в самом конце пьесы Митрофанушка ругается с матерью и велит ей отстать от него.

Фонвизин сталкивает лбами в своем произведении совершенно разные социальные слои – здесь представлены и чиновники, и дворяне, и слуги… Он открыто высмеивает дворян с их воспитанием, осуждает таких, как Простаковы. С первых же слов пьесы легко понять, где положительные, а где отрицательные герои и каково отношение автора к каждому из них. Во многом именно благодаря прекрасно прописанным образам отрицательных персонажей (особенно характеристике Митрофанушки) «комедия нравов» и принесла своему создателю такой успех. Имя Митрофанушки вообще стало нарицательным. Пьесу, кроме того, разобрали на крылатые выражения с цитатами.

Характеристике Митрофанушки стоит уделить особое внимание. Однако прежде необходимо сказать еще о трех персонажах пьесы. Это учителя Митрофанушки – Цыфиркин, Кутейкин и Вральман. Их нельзя напрямую отнести ни к положительным, ни к отрицательным персонажам, они принадлежат к такому типу людей, в которых равным образом сочетается и хорошее, и дурное. Однако фамилии у них также «говорящие»: а говорят они о главном свойстве человека – например, у Вральмана это вранье, а у Цыфиркина – любовь к математике.

«Недоросль»: характеристика Митрофанушки

Персонажу, в чью «честь» названо произведение, почти шестнадцать лет. В то время как многие в его возрасте являются вполне самостоятельными взрослыми людьми, Митрофанушка не может и шагу ступить без матушкиной подсказки, не держась за ее юбку. Он из тех, кого называют «маменькин сынок» (и как уже упоминалось выше, прямое указание на это содержится даже в значении его имени). Несмотря на то что у Митрофанушки есть отец, мужского воспитания в полноценном понимании этого слова мальчик не получает – его батюшка и сам не славится подобными свойствами.

Для родителей Митрофанушка все еще маленький ребенок – даже в его присутствии они говорят о нем именно таким образом, называя его дитем, ребенком – и Митрофанушка беззастенчиво этим пользуется на протяжении всей комедии. Отца мальчик ни в грош не ставит, лишний раз доказывая тем самым, что он совершенный «маменькин сынок». Очень показательна в этом плане сцена, где Митрофан жалеет мать, уставшую от битья отца – так она, бедная, натрудилась, его избивая. О том, чтобы посочувствовать отцу, речи и не идет.

Кратко характеристику Митрофанушки в «Недоросле» дать не совсем возможно – столько всего можно сказать об этом персонаже. Например, он очень любит плотно покушать, а потом – всласть понежиться без дела (впрочем, дел-то у него особо и нет, кроме учебы, в которой, надо отметить честно, он вовсе не прилежен). Как и мать, Митрофан довольно бессердечный человек. Он любит унижать других, ставя их ниже себя, лишний раз «указывая место» людям, работающим на него. Так, постоянно обижает он свою няню, с рождения приставленную к нему, которая всегда при этом находится на его стороне. Это еще один показательный момент в характеристике Митрофанушки из комедии «Недоросль».

Митрофанушка – ябеда и наглец, но между тем и подхалим: уже в таком возрасте он чувствует, кому нельзя грубить, перед кем стоит «показать свои лучшие качества». Беда-то только в том, что с подобным маменькиным воспитанием лучших качеств у Митрофанушки просто не может быть. Даже ей, той, которая так слепо любит его и все ему дозволяет, он угрожает, шантажирует ее в попытках добиться желаемого для себя. Такие качества не делают чести характеристике Митрофанушки, говоря о нем как о дурном человеке, готовом идти по головам ради только себя самого и своих требований, как о человеке, который любит только до тех пор, пока выполняют его волю.

Интересно, что Митрофану присуща самокритичность: он отдает себе отчет в том, что ленив и глуп. Однако совершенно не огорчается по этому поводу, заявляя, что «не охотник до умниц». Вряд ли подобное качество перешло к нему от матери, скорее он перенял его от отца – хоть что-то он должен был от него унаследовать. Такова краткая характеристика Митрофанушки, героя, чьим именем вот уже несколько веков называют людей, обладающих подобными чертами характера.

А был ли мальчик?

Известно, что сценки для своего произведения Фонвизин «подсматривал» в жизни. А что же с героями? Придуманы ли они полностью или списаны с реально существовавших лиц?

Характеристика героя Митрофанушки дает основание полагать, что прототипом его был Алексей Оленин. Впоследствии он стал известен как государственный деятель и историк, а также художник. Но до восемнадцати лет его поведение являлось абсолютно сходным с характеристикой Митрофанушки: он не желал учиться, был груб, ленив, как говорится, впустую «прожигал жизнь». Считается, что «встать на путь истинный» Алексею Оленину помогла именно комедия Фонвизина: якобы, прочитав ее, он узнал себя в главном герое, впервые увидел свой портрет со стороны и был настолько потрясен, что обрел мотивацию для «перерождения».

Так это или нет, теперь достоверно узнать невозможно. А вот некоторые факты из биографии Оленина сохранились. Так, до десяти лет его воспитывали отец и специально нанятый гувернер, обучался он также на дому. Когда же он пошел в школу (причем не в какую-нибудь, а в Пажескую придворную), то вскоре был отправлен продолжать учебу за рубеж – выбрали с этой целью именно его, так как маленький Алеша демонстрировал прекрасные успехи в обучении. За границей он окончил два высших заведения – таким образом, говорить о том, что Оленин был лентяем и неучем, как Митрофанушка, не приходится. Вполне возможно, что некоторые качества, присущие Оленину, напоминали характеристику Митрофанушки, однако, скорее всего, утверждать, что Оленин – стопроцентный прототип фонвизинского героя, нельзя. Более вероятно все же, что Митрофан – некий собирательный образ.

Значение комедии «Недоросль» в литературе

«Недоросль» изучают на протяжении уже двух с лишним столетий – с самого выхода пьесы и по сей день. Ее значение переоценить трудно: она сатирически высмеивает социальный и даже государственный уклад общества. И делает это открыто, не боясь даже власти – а между тем Екатерина Великая именно из-за этого после публикации «Недоросля» запретила издавать что-либо, вышедшее из-под пера Фонвизина.

Его комедия подчеркивает острые вопросы того времени, но не менее актуальными они остаются и сейчас. Недостатки общества, существовавшие в восемнадцатом веке, никуда не делись и в двадцать первом. Пьесу с легкой руки Пушкина называли «народной комедией» – она имеет полное право именоваться так и в наши дни.

Интересные факты

  1. В первой версии пьесы Митрофанушку зовут Иванушкой.
  2. Начальный вариант комедии ближе к пьесе «Бригадир».
  3. Фонвизин работал над «Недорослем» около трех лет.
  4. Идеи для написания произведения Фонвизин черпал из жизни, однако рассказывал о создании только одной сцены – той, где Еремеевна защищает своего воспитанника от Скотинина.
  5. Когда Николай Васильевич Гоголь учился в гимназии, он играл в школьных постановках роль госпожи Простаковой.
  6. Фонвизин набрасывал продолжение «Недоросля» в письмах друг другу Софьи и Стародума: по задумке автора, после свадьбы Милон изменил Софье, на что она и жаловалась своему дяде.
  7. Впервые мысль о создании подобного произведения зародилась у Дениса Ивановича, когда он был во Франции.

С момента создания пьесы прошло уже более двух столетий, а она не теряет своей актуальности и по сей день. Все новые и новые исследования посвящаются изучению самой комедии и отдельных ее персонажей. А значит, Денису Фонвизину удалось подметить и осветить в своем произведении что-то такое, что во все времена будет приковывать внимание читателей и зрителей.

fb.ru

Характеристика героя Митрофанушка (Недоросль Фонвизин Д.И.) :: Litra.RU




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Характеристики героев / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Митрофанушка

-Вариант 1
-Вариант 2

    Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).
    Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.

    Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».
    В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» — идти служить («По мне, куды велят»). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.
     Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.
    Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.



/ Характеристики героев / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Митрофанушка


Смотрите также по произведению «Недоросль»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Характеристика Митрофана из комедии Недоросль

Митрофан – один из главных персонажей комедии, и именно ему посвящено название. Он считает себя уже очень взрослым, хотя совсем ещё ребенок, но не милый и наивный, а капризный и жестокий. Самовлюбленный, так как все его окружили любовью, но такой – ограничивающей.

Конечно, он смеётся над учителями. Понятно, что он хочет уже жениться на красавице Софье. Он ничего не боится, но очень труслив. То есть он боится всего, всегда готов позвать на помощь нянюшку и мамочку, но ведёт себя со всеми очень нагло, вызывающе…

И всё бы ничего! Но вот только мамочка его во всём поддерживает, никак не ограничивает.

Знакомимся мы с Митрофаном, когда он красуется в новом кафтане, а мама ругает портного. Митрофан уже вырос – высокий, довольно плотный парень. Лицо у него не очень умное, как и поступки. Он немного смеётся над всеми, играет, дурачится. Его точно хорошо кормят, он даже меры не знает, поэтому у него часто болит живот. Физически он вырос, а вот его сердцем и душой не занимались. А то, что его мозг просто не хочет запоминать информацию (года три азбуку учит), то это тоже капризы Митрофана. Ему кажется, что и без наук у него всё будет – стараниями мамочки. Она его почти пристроила за богатую наследницу Софью, которая ещё и очень красива и добра.

Часто Митрофан делает то, что ему говорят. Не учителя, конечно, а мама. Сказала, мол, целуй ручку незнакомому человеку, так он и делает. Но только ради выгоды. Никакой учтивости, доброты, уважения к другим у Митрофанушки нет.

В общем, Митрофан, может, и не такой плохой, но очень избалован. Недоросль верит в свою исключительность «без усилий». Он видит себя успешным помещиком, видит себя В его сердце нет любви даже к обожающей его маме, к верной няньке, ни к кому. Конечно, любит он только себя, но недостаточно. Иначе он бы хотя бы учился, развивался!

Образ и характеристика Митрофанушки с цитатами и примерами из текста
Митрофан Простаков — герой пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль», юноша, единственный сын дворян Простаковых. Недорослями в XIX веке называли юношей из дворянских семей, которые из-за своей лени и невежественности не могли окончить обучение, и как следствие, поступить на службу и жениться.

Ищете Youtube блогеров?
Бесплатный сервис для поиска и работы с блогерами. Более 70 000 площадок! Выбрать.
Узнать больше
ru.epicstars.com
Яндекс. Директ
Фонвизин в своей пьесе как раз и высмеивает таких молодых людей, воплощая их черты в образе одного из главных героев пьесы — сына Простаковых Митрофана.

Отец и мать очень любят своего единственного сына и не замечают его недостатков, более того, переживают за сына и заботятся, как будто он маленький ребенок, берегут от всех напастей, боятся, что он может переутомиться от работы:»….пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится…».

Митрофанушка не прочь вкусно отобедать: «… А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал […] Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню…» «…Да видно, брат, поужинал ты плотно…» «…Квасу целый кувшинец выкушать изволил…».

Митрофан – очень грубый и жестокий юноша: он мучает крепостных, издевается над своими учителями, не гнушается поднять руку даже на отца. В этом есть вина матери, которая взяла хозяйство в свои руки и ни во что ни ставит своего мужа. Её не любят ни крестьяне, ни родные, потому что она ругается и колотит всех почем зря.

За воспитание и обучение Митрофанушки также отвечает госпожа Простакова, однако не сильно вмешиваясь в эти процессы. Поэтому юноша жесток и груб, но не может постоять за себя, а прячется за мамину юбку. Дела с учёбой также обстоят не лучше. Мало того, что Митрофан глуп и ленив, ему ничто не интересно, он не любопытен, а на уроках ему очень скучно. К тому же учителя у него никудыш

otvet.mail.ru

Образ и характеристика Митрофанушки в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

По приезду из Франции Фонвизин написал комедию «Недоросль», в которой раскрыл главный порок того времени дворянских семей – детей, которые не стремились ни к чему, кроме как заниматься «ничем».

Главный герой комедии – Митрофанушка, молодой человек шестнадцати лет, которому давно пора служить, но он всё ещё находится в своём богатом дворянском доме. Из семьи у него отец, который не смеет и слова плохого сказать про сына, потому что боится матери, сама мать, которая души не чает в своём недоразвитом сыне и дядя, которого сам Митрофан и за человека не считает, собственно, как и почти всех, кто его окружает.

Митрофан означает «похожий на мать», вполне возможно, что автор этим хотел подчеркнуть, что мать и сын – два сапога пара. И Митрофан – это результат того воспитания, которое дала ему мать, потому что никто более не мог влиять на юношу.

Если говорить о воспитании, которое ему даёт мама, то для нормального человека это какой-то абсурд, потому что она говорит ему, чтобы тот учился лишь для вида, дабы в городе прознали, что он чем-то занимается, ведь в то время был указ Петра о том, что дворянские дети должны знать божье слово, арифметику и грамматику. Она говорила также, чтобы он ничего их тех наук в голову не брал, что если найдёт деньги, то себе в карман положить надо, ни с кем не поделиться и забыть. Мать поддерживала в нём лень, одобряла занятия по пинанию голубей. Она искренне любила его и позволяла всё, что ему хотелось, находила хорошим даже самые плохие вещи. На эту любовь Митрофан отвечал лишь использованием матери в своих целях, грубым отношением и наглостью, которая не знала границ.

Учителям, которые у него были, он только грубил и ничего не делал, ничего не учил, ничего не запоминал. Он не мог отличить даже существительное от прилагательного, да и не нужно ему это было. Единственным, кто его хвалил, был учитель Вральман, но по говорящей фамилии автор даёт понять, что и эта похвала была приторной, сделанной лишь для того, чтобы порадовать госпожу Простакову, мать Митрофана.

Для нас это действительно кажется абсурдным, но для 18 века это, увы, была реальность. Таких вот Митрофанушек было полным-полно, что и пытался показать Фонвизин.  

Сочинение про Митрофанушку

Имя одного из героев комедии Фонвизина вызывает у нас усмешку. И это верно, ведь автор в своем произведении смог показать нам яркий и живой образ молодого человека, которого по праву можно назвать болваном, входящего  в новую жизнь. Именно Митрофанушка становится ключевой фигурой, вокруг которого начинается  конфликтная ситуация в доме Простаковых.

Открывая первые сцены комедии, у нас сразу же происходит знакомство с Митрофанушкой, который был сыном семейства Простаковых. И сразу же он у нас вызывает смех. Как же можно не смеяться над человеком, который объелся вечером, а наутро страдает от излишеств пищи. Но и за завтраком он опять съедает несколько хлебобулочных изделий. Митрофанушка смешно выглядит в таком возрасте, имея при себе няньку, которая ему во всем помогает. Кроме того у него неразвитая речь, да глуп он совсем. Однако, когда ближе узнаешь юношу, то уже понимаешь, не так уж прост и бестолков он. И если мы улыбаемся, когда видим его на уроке или экзамене перед Стародубом, то потом просто становится страшно за наше будущее. Вот такой Митрофанушка вырастет и станет управлять государством, решать глобальные проблемы. И что же будет с нашей страной, если он и подобные ему, встанет у власти?

И конечно же, отчетливо видно, как этот невежа, плохо относится по отношению к окружающим его людям. Мать ,грубая женщина, не смогла дать ему достойного воспитания, и позже поплатилась с муже за это. Ее сын не считает их за людей. Свою няньку ,которая взрастила его, как своего родного ребенка, и готова пожертвовать своей жизнью, он постоянно наносит ей оскорбление. Отсутствие благодарности к родным людям, дерзость  вызывают омерзение. Можно уверенно сказать, что Митрофанушка приносит опасность для общества. Возможно, и оправдание таким его действиям по причине ненадлежащих воспитательных мер родителей. Однако, Митрофанушка был достаточно взрослым человеком, отвечающим сам за свои ошибки. Невозможно простить его за то, что он в самую трудную минуту предает мать и не может ее поддержать. А ведь она его родила, и отдавала всю себя для того, чтобы ее сын жил в хороших условиях.

В конце произведения  решающую точку в его судьбе ставит  Правдин. Он решает отправить недоросля на службу. Каждый из нас может представить, сколько горя доставит людям Митрофанушка. Это юноша навсегда потерян для общества, так как он страшен своим равнодушием и глупостью. И он никогда не станет лучше, так как ему так и не дали ума и душу отобрали.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Митрофанушки в комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

  • Основные проблемы романа Тихий Дон Шолохова сочинение

    В первую очередь в романе автор затронул проблему казачества. Он описал его как этнос (со своими традициями, бытом, взглядами на жизнь)

  • Образ и характеристика Лидии Михайловны в рассказе Уроки французского сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является учитель французского языка Лидия Михайловна, являющаяся классным руководителем в пятом классе школы, расположенной в небольшом сибирском районном центре.

  • Что случится с человеком, если у него отобрать мечту? Итоговое сочинение 11 класс

    В первую очередь все зависит от стойкости человека, если он силен духом, то сможет пережить эту потерю и найти в себе силы на реализацию нового проекта. А вот для слабых духом людей такая потеря мечты может привести к полной утрате смысла жизни.

  • Сочинение по картине Васнецова Северный край 5, 7 класс

    Картина «Северный край» была написана прекрасным художником-пейзажистом А.Васнецовым. Он мог удивительно четко изобразить прелесть русской природы. Примером этому служит его картина «Северный край».

  • Характеристика и образ Ивана Шатова в романе Достоевского Бесы сочинение

    Шатов Иван Павлович может кому-то показаться героем второстепенным, я же уверен, что мысли, которые Достоевский вложил в монологи и размышления Шатова, в саму его судьбу — чуть ли не главное, что есть в романе.

sochinimka.ru

характеристика и образ героя в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина – это комедия о недоросле Митрофанушке (от греч. «подобный своей матери»), о пороках его воспитания, превращающем юношу в избалованное и глупое создание. Ранее не было ничего дурного в этом слове и лишь со временем оно стало словом нарицательным. В те времена недорослями называли подростков, не достигших возраста пятнадцати лет, необходимого для вступления на службу.

Указ о вольности дворянской, подписанный Петром I, давал дворянам право выбора: служить или не служить. Но так или иначе обучение становилось обязательным. Госпожа Простакова старается следовать закону, но хочет удержать сына «при себе» еще лет на десять: «Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите».

Будучи единственным сыном помещиков Простаковых, Митрофан Терентьевич в шестнадцать лет живет с родителями, не зная забот. Всё за него решает властная маменька: кого в жены взять, кого в ручку целовать.

Характеристика героя

(Иллюстрация к комедии. Художник Т.Н. Кастерина, 1981)

Наш главный герой – избалованный маменькин сынок, который ведет себя так, как ему заблагорассудится. Однако безраздельная любовь матушки превратила его не только в эгоиста, но и в умелого манипулятора. Отца он и вовсе не признает и ни во что не ставит, потому что тот его прихотям не потакает. Родного дядю Митрофан не любит и всячески хамит.

Простаков на протяжении действия пьесы наслаждается домашним уютом и бездельем, вместо того, чтобы нести службу. Ничто его не заботит, ну разве что вкусная и обильная пища да веселье.

Митрофанушка не имеет ни жизненных целей, ни высоких стремлений. Нет у него и желания к учебе, которой он «отдал» целых четыре года, но ни грамоте, ни арифметике так и не смог обучиться. Оно и понятно, ведь не жил Простаков никогда своим умом, а заботливая мать не хотела «томить дите учебой», наняв учителей лишь потому, что так было принято в семьях дворян.

Любопытно, что Митрофану свойственна и некая самокритичность: он отдает себе отчет в том, что ленив и глуп. Однако этот факт его совершенно не огорчает. 

Жестокость по отношению к своим учителям и слугам была для него нормой поведения, ведь он был самовлюблен и заносчив, равно, как и госпожа Простакова, которая тоже не считалась ни с чьим мнением, кроме своего собственного. Няня молодого человека – Еремеевна, немало от него натерпелась. Митрофан постоянно жаловался матери на бедную женщину и ей перестали платить жалованье.  

Весь сюжет строится вокруг плана внезапной женитьбы Митрофанушки на бедной сиротке Софье, которая (вдруг!) оказывается богатой наследницей. Следуя материным указаниям, герой в итоге ее предает: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”.

Образ героя в произведении

Для своих родных Митрофан Простаков все еще маленький ребенок – даже в его присутствии они говорят о нем именно таким образом, называя его то дитем, то ребенком – и Митрофанушка бессовестно этим пользуется на протяжении всей комедии.

Через образ Митрофана, одного из главных отрицательных героев, автор показывает деградацию дворянского сословия того времени. Невежество и грубость, тупость и апатия – это лишь верхушка айсберга проблем неправильного воспитания и вседозволенности.

Мамочкин баловень, жизнь которого обременена сословными пороками вызывает смех сквозь слезы: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет». Он – раб своей матери, он – ее же тиран. Его сердце не ведает любви, жалости и сострадания.

Благодаря образу, созданному Фонвизиным, словом «недоросль» в наше время называют невежественных и глупых людей.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *