Ответы@Mail.Ru: эгоизм печерина

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1837—1840-х гг. В этом произведении М. Ю. Лермонтов воссоздал тип человека — представителя современного ему поколения, т. е. поколения эпохи 30-х гг. XIX в. Печорин становится «героем своего времени» , в нем воплотились «пороки всего поколения» . Основным качеством Печорина является эгоизм. Все его поступки пронизаны эгоизмом. На людей он смотрит только лишь в отношении себя любимого. Печорин — это умный, хорошо образованный молодой офицер, приехавший служить на Кавказ, человек, который устал от светской жизни, сильно испортившей его.

Характер Печорина очень противоречив. Печорин является типичным продуктом своего общества. В нем есть душа, однако она, как и его характер, испорчена светом. Печорин наделен умом, который отличает его от всей толпы, окружающей его. Он полон чувств, но не может их реализовать.

Но самое главное, Печорин — эгоист, и эгоист без цели в жизни. Эгоизм его очень хорошо освещен в повести «Бэла» . Печорин устраивает похищение Бэлы, дочери князя, а на вопрос Максима Максимыча о том, зачем он это сделал, с недоумением отвечает, что совершил этот поступок, потому что Бэла ему нравится. Но Печорин, похищая девушку, не задумывается о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома, не задумывается о чувстве Бэлы, ее отца, ее родных и даже чувствах Казбича. Печорину безразличны чувства других. Его отношение к любви показано в повести, служит доказательством этому главное — удовлетворить свою прихоть непроходимого эгоиста. Похитив Бэлу и удовлетворив этим свою прихоть, Печорин ставит перед собой новую задачу: добиться любви Бэлы. И чтобы добиться этого, он делает все возможное и невозможное: не скупится на подарки, на нежные, красивые слова, играет на жалости Бэлы, уверяя ее в том, что он будет искать смерти, если она не ответит на его любовь. Начинается жестокая игра эгоиста с ранимой душой Бэлы. И Печорин опять добивается своего. Но любовь Бэлы становится скучна ему. Он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с нею скучно» .

Отличает Печорина знание жизни, кроме того, он очень хорошо разбирается в людях. Но он пользуется этим опять же для удовлетворения своего эгоизма. Он анализирует каждое слово, каждый взгляд и каждый поступок окружающих его людей. Глядя в глаза своим собеседникам, Печорин заранее знает, что тот ответит и как себя поведет, и использует это в свою пользу, даже не задумываясь о других. Так, Печорин играет на чувствах своего приятеля Грушницкого, легко убивает его на дуэли. При этом ни разу Печорин не подумал, что Грушницкий хоть и порядочная дрянь, но все-таки человек со своими чувствами, переживаниями, и он тоже хочет жить. «Доказательств против вас никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете…» , — пишет Печорину после убийства Грушницкого пораженный печоринским эгоизмом доктор Вернер. И Печорин действительно спал спокойно, его нисколько не беспокоил тот факт, что он лишил жизни человека. Эгоизм Печорина заставляет его закрыть глаза на совершенное преступление. Просто Печорин в силу своего эгоизма не умеет и не обращает внимания на чувства других людей, заставляет их резко и остро реагировать на себя: «В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая» , — так характеризует Печорина Вера в своем письме к нему. У Печорина просто нет времени думать о ком-то, кроме себя. В его исповеди в «Журнале Печорина» постепенно присутствует самоанализ. Он пытается понять себя, свои поступки. И это хорошо. Но, с другой стороны, замыкаясь исключительно на самом себе, Печорин даже не пытается проанализировать чувства, поступки других, ему просто некогда и незачем.

otvet.mail.ru

Любовь и эгоизм Печорина. Вера — единственная, кто сумел понять Печорина

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Любовь и эгоизм Печорина. Вера — единственная, кто сумел понять Печорина!!! =>>>

Для меня роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — это прежде всего произведение о безумно одиноком человеке. История жизни Печорина состоит из потерь и разочарований: его покидают друзья, приятели, любимые. В первую очередь это происходит потому, что никто не понимает героя. Есть только один человек, который осознает, что творится в душе Печорина. Это по-настоящему любящая его женщина, Вера. Кто она? Почему, за что так любит Печорина? Ответ на этот вопрос дан в последнем письме Веры главному герою.

Строки из послания героини удивительно совпадают с откровениями в дневнике Печорина. Вот что пишет Вера: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно; без которых жизнь скучна и однообразна…»

А это строки из дневника Печорина: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил, я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья…»

Слова разные, но смысл один и тот же. Обе записи — об эгоизме Печорина. С одной стороны, это чувство породили и взлелеяли среда и воспитание. Но есть и другое. Эгоизм героя особого рода: за ним, я думаю, стоит нежелание Печорина открыть свою душу любящему сердцу, стремление всегда контролировать собственные эмоции. Происходит это оттого, что герой очень раним, а окружающее его общество слишком жестоко. Ошибок оно не прощает, слабость — тоже, вот Печорин и стал «сильным». Его прекрасные чувства, помыслы, порывы, страсти давно перегорели в душе, не найдя себе выхода, и что же осталось? Пустота. А жизнь продолжается, каждый день приносит новое, и Печорину все сложнее отстаивать свои принципы, противоречащие человеческой природе.

Вера, полюбив, пыталась разобраться в характере Григория. Героиня жалеет его, по этой причине жертвует собою, лишь бы только Печорин понял, что ее «глубокая нежность» не зависит «ни от каких условий» и ей ничего не нужно, кроме его любви. Вера стремилась сделать Григория счастливым, более открытым, возродить в нем доверие к людям. Но «то была надежда напрасная». К сожалению, рядом с Печориным находились и другие люди, не только Вера. Вероятно, их поведение показалось герою более убедительным. Если Вера сумела понять Печорина, то он смотрел на нее точно так же, как и на других женщин и не трудился заглянуть глубже. Здесь, конечно, виною самомнение героя. Он слишком уверен, что постиг законы светского общества и ничего нового, оригинального для себя в его представителях уже не откроет. Как же он ошибался! Как поздно узнал истину!

Вера продолжала любить Печорина, даже осознав тщетность своих стремлений. Почему? Ответ один: настоящая любовь не может исчезнуть. Героиня осталась верна своему чувству: «…моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла».

Вера объясняет, что до сих пор влечет ее к Печорину: «…в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное: в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая…» Так героиня формулирует одно из важнейших качеств характера возлюбленного — волю, которая видна не только в поступках, но и в голосе, во взгляде, во внешнем облике.

Вера отмечает также огромную жажду любви Григория:

«…Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым».

Безусловно, это свойство Печорина возникает из борьбы светской маски и естества в душе героя. Отсюда все противоречия Григория: привлекательность его «зла» и обещание «блаженства» во взоре, умение прекрасно «пользоваться своими преимуществами» и поразительное при этом ощущение собственной «несчастливое™». Конечно, разве может человек быть доволен собой, если постоянно «играет» и уже не осознает, где жизнь, а где «театр». Это же колоссальное напряжение! Я искренне сочувствую Печорину, он очень много страдал, гораздо больше, чем Вера, которая также вызывает сочувствие.

Героиня умна и наблюдательна, хотя несколько наивна, но благодаря ей мы понимаем, насколько точнее, глубже, острее нее воспринимает жизнь, нравы людей Печорин, и как тяжело ему с этим знанием. Получается, что болея душой за Веру, мы еще сильнее переживаем за Григория. В этом значение письма героини.

Послание Веры Печорину автор создает также с другой целью. Оно заканчивается, по словам Белинского, «изъявлением сомнительной уверенности», что Григорий «не любит Мери и не женится на ней». Я думаю, здесь не только ревность. Героиня пытается Предотвратить очередную ошибку своего возлюбленного. И, возможно, ее письмо способствовало тому, что Григорий действительно отказался от

«счастья» с Мери.

Таким образом, послание Веры — один из важных фрагментов романа «Герой нашего времени», потому что в нем любящая Печорина женщина со всей откровенностью и прямотой раскрывает главные свойства его характера, причины противоречивости его стремлений и поступков. Героиня дополняет наши знания о Григории, полученные из дневниковых записей. К сожалению, письмо Веры производит драматическое впечатление, наводит на мысль об обреченности Печорина.

Похожие записи

Сочинение опубликовано: 20.10.2015 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Любовь и эгоизм Печорина. Вера — единственная, кто сумел понять Печорина

www.getsoch.net

«Эгоизм умерщвляет великодушие…» (Ф. М. Достоевский)

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1837—1840-х гг. В этом произведении М. Ю. Лермонтов воссоздал тип человека — представителя современного ему поколения, т. е. поколения эпохи 30-х гг. XIX в. Печорин становится «героем своего времени», в нем воплотились «пороки всего поколения».

Основным качеством Печорина является эгоизм. Все его поступки пронизаны эгоизмом. На людей он смотрит только лишь в отношении себя любимого.

Печорин — это умный, хорошо образованный молодой офицер, приехавший служить на Кавказ, человек, который устал от светской жизни, сильно испортившей его.

Характер Печорина очень противоречив. Печорин является типичным продуктом своего общества. В нем есть душа, однако она, как и его характер, испорчена светом. Печорин наделен умом, который отличает его от всей толпы, окружающей его. Он полон чувств, но не может их реализовать.

Но самое главное, Печорин — эгоист, и эгоист без цели в жизни. Эгоизм его очень хорошо освещен в повести «Бэла». Печорин устраивает похищение Бэлы, дочери князя, а на вопрос Максима Максимыча о том, зачем он это сделал, с недоумением отвечает, что совершил этот поступок, потому что Бэла ему нравится. Но Печорин, похищая девушку, не задумывается о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома, не задумывается о чувстве Бэлы, ее отца, ее родных и даже чувствах Казбича. Печорину безразличны чувства других. Его отношение к любви показано в повести, служит доказательством этому главное — удовлетворить свою прихоть непроходимого эгоиста. Похитив Бэлу и удовлетворив этим свою прихоть, Печорин ставит перед собой новую задачу: добиться любви Бэлы. И чтобы добиться этого, он делает все возможное и невозможное: не скупится на подарки, на нежные, красивые слова, играет на жалости Бэлы, уверяя ее в том, что он будет искать смерти, если она не ответит на его любовь. Начинается жестокая игра эгоиста с ранимой душой Бэлы. И Печорин опять добивается своего. Но любовь Бэлы становится скучна ему. Он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с нею скучно».

Отличает Печорина знание жизни, кроме того, он очень хорошо разбирается в людях. Но он пользуется этим опять же для удовлетворения своего эгоизма. Он анализирует каждое слово, каждый взгляд и каждый поступок окружающих его людей. Глядя в глаза своим собеседникам, Печорин заранее знает, что тот ответит и как себя поведет, и использует это в свою пользу, даже не задумываясь о других. Так, Печорин играет на чувствах своего приятеля Грушницкого, легко убивает его на дуэли. При этом ни разу Печорин не подумал, что Грушницкий хоть и порядочная дрянь, но все-таки человек со своими чувствами, переживаниями, и он тоже хочет жить. «Доказательств против вас никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете…», — пишет Печорину после убийства Грушницкого пораженный печоринским эгоизмом доктор Вернер. И Печорин действительно спал спокойно, его нисколько не беспокоил тот факт, что он лишил жизни человека. Эгоизм Печорина заставляет его закрыть глаза на совершенное преступление. Просто Печорин в силу своего эгоизма не умеет и не обращает внимания на чувства других людей, заставляет их резко и остро реагировать на себя: «В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая», — так характеризует Печорина Вера в своем письме к нему. У Печорина просто нет времени думать о ком-то, кроме себя. В его исповеди в «Журнале Печорина» постепенно присутствует самоанализ. Он пытается понять себя, свои поступки. И это хорошо. Но, с другой стороны, замыкаясь исключительно на самом себе, Печорин даже не пытается проанализировать чувства, поступки других, ему просто некогда и незачем.

В повести «Максим Максимыч» эгоизм Печорина поражает до слез, до возмущения. Добрый Максим Максимыч, узнав, что через крепость должен проезжать Печорин, вне себя от радости. Он с нетерпением ждет приезда Печорина, уверенный, что Печорин с радостью встретится со старым знакомым. И вот встреча произошла. Максим Максимыч «… хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел…» Нет, Печорин не мог радоваться этой встрече. Ведь эгоизм убил в нем все человеческие чувства: любовь, дружбу, понимание, тепло души. Этот поступок Печорина сильно изменил Максима Максимыча: «Добрый Максим Максим сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин с рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею… Поневоле сердце очерствеет и душа закроется». Это и понятно нам, читателям. Но Печорин не понял тогда, да и никогда не понимал, не замечал даже, до какой степени ранит его эгоизм других людей.

В этой повести Максим Максимыч говорит о Печорине: «А право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!..» Эгоизм Печорина убил его, он не давал ему понять других людей, быть снисходительным. Но он забыл, что за все последует наказание. И смерть в пути — это было наказанием за эгоизм, судьба по отношению к Печорину тоже оказалась эгоистической.


< Предыдущая   Следующая >

Еще сочинения автора:


vsesoch.ru

«Эгоизм умерщвляет великодушие…» (Ф. М. Достоевский)

Новые рефераты:

  • Повышение пенсионного возраста.

  • Безработица и её социально-экономические последствия.

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.

  • Колебательные реакции.

  • Предмет формальной логики.

  • Роль и значение времени в управлении.

  • Античная философия.

  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).

  • Рыночные структуры.

  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.

  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.

    Главная » Сочинения на свободные темы по русской литературе 19-20 веков. » 21. «Эгоизм умерщвляет великодушие…» (Ф. М. Достоевский)

    21. «Эгоизм умерщвляет великодушие…» (Ф. М. Достоевский)

    Роман «Герой нашего времени» был написан в 1837-1840-х гг. В этом произведении М. Ю. Лермонтов воссоздал тип человека — представителя современного ему поколения, т. е. поколения эпохи 30-х гг. XIX в. Печорин становится «героем своего времени», в нем воплотились «пороки всего поколения».

    Основным качеством Печорина является эгоизм. Все его поступки пронизаны эгоизмом. На людей он смотрит только лишь в отношении себя любимого.

    Печорин — это умный, хорошо образованный молодой офицер, приехавший служить на Кавказ, человек, который устал от светской жизни, сильно испортившей его.

    Характер Печорина очень противоречив. Печорин является типичным продуктом своего общества. В нем есть душа, однако она, как и его характер, испорчена светом. Печорин наделен умом, который отличает его от всей толпы, окружающей его. Он полон чувств, но не может их реализовать.

    Но самое главное, Печорин — эгоист, и эгоист без цели в жизни. Эгоизм его очень хорошо освещен в повести «Бэла». Печорин устраивает похищение Бэлы, дочери князя, а на вопрос Максима Максимыча о том, зачем он это сделал, с недоумением отвечает, что совершил этот поступок, потому что Бэла ему нравится. Но Печорин, похищая девушку, не задумывается о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома, не задумывается о чувстве Бэлы, ее отца, ее родных и даже чувствах Казбича. Печорину безразличны чувства других. Его отношение к любви показано в повести, служит доказательством этому главное -удовлетворить свою прихоть непроходимого эгоиста. Похитив Бэлу и удовлетворив этим свою прихоть, Печорин ставит перед собой новую задачу: добиться любви Бэлы. И чтобы добиться этого, он делает все возможное и невозможное: не скупится на подарки, на нежные, красивые слова, играет на жалости Бэлы, уверяя ее в том, что он будет искать смерти, если она не ответит на его любовь. Начинается жестокая игра эгоиста с ранимой душой Бэлы. И Печорин опять добивается своего. Но любовь Бэлы становится скучна ему. Он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с нею скучно».

    Отличает Печорина знание жизни, кроме того, он очень хорошо разбирается в людях. Но он пользуется этим опять же для удовлетворения своего эгоизма. Он анализирует каждое слово, каждый взгляд и каждый поступок окружающих его людей. Глядя в глаза своим собеседникам, Печорин заранее знает, что тот ответит и как себя поведет, и использует это в свою пользу, даже не задумываясь о других. Так, Печорин играет на чувствах своего приятеля Грушницкого, легко убивает его на дуэли. При этом ни разу Печорин не подумал, что Грушницкий хоть и порядочная дрянь, но все-таки человек со своими чувствами, переживаниями, и он тоже хочет жить. «Доказательств против вас никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете…»,-пишет Печорину после убийства Грушницкого пораженный печоринским эгоизмом доктор Вернер. И Печорин действительно спал спокойно, его нисколько не беспокоил тот факт, что он лишил жизни человека. Эгоизм Печорина заставляет его закрыть глаза на совершенное преступление. Просто Печорин в силу своего эгоизма не умеет и не обращает внимания на чувства других людей, заставляет их резко и остро реагировать на себя: «В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая», — так характеризует Печорина Вера в своем письме к нему. У Печорина просто нет времени думать о ком-то, кроме себя. В его исповеди в «Журнале Печорина» постепенно присутствует самоанализ. Он пытается понять себя, свои поступки. И это хорошо. Но, с другой стороны, замыкаясь исключительно на самом себе, Печорин даже не пытается проанализировать чувства, поступки других, ему просто некогда и незачем.

    В повести «Максим Максимыч» эгоизм Печорина поражает до слез, до возмущения. Добрый Максим Максимыч, узнав, что через крепость должен проезжать Печорин, вне себя от радости. Он с нетерпением ждет приезда Печорина, уверенный, что Печорин с радостью встретится со старым знакомым. И вот встреча произошла. Максим Максимыч «… хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел…» Нет, Печорин не мог радоваться этой встрече. Ведь эгоизм убил в нем все человеческие чувства: любовь, дружбу, понимание, тепло души. Этот поступок Печорина сильно изменил Максима Максимыча: «Добрый Максим Максим сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин с рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею… Поневоле сердце очерствеет и душа закроется». Это и понятно нам, читателям. Но Печорин не понял тогда, да и никогда не понимал, не замечал даже, до какой степени ранит его эгоизм других людей.

    В этой повести Максим Максимыч говорит о Печорине: «А право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!..» Эгоизм Печорина убил его, он не давал ему понять других людей, быть снисходительным. Но он забыл, что за все последует наказание. И смерть в пути -это было наказанием за эгоизм, судьба по отношению к Печорину тоже оказалась эгоистической.


    Лекция, реферат. 21. «Эгоизм умерщвляет великодушие…» (Ф. М. Достоевский) — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги
    открыть
    закрыть

    1. Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования Сочинение по произведениям русской литературы XIX в.
    2. «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность…» (Ф. М. Достоевский) . Сочинение по литературе.
    3. «Человек — целый мир…» (Ф. М. Достоевский) . Сочинение по литературе.
    4. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера…» (Н. М. Карамзин) . Сочинение по литературе.
    5. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная…» (Н. М. Карамзин) . Сочинение по литературе.
    6. «Воспитание — великое дело: им решается участь человека…» (В. Г. Белинский) . Сочинение по литературе.
    7. «Человек — это… живая загадка» (Ф. М. Достоевский). Сочинение.
    8. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский) . Сочинение по литературе.
    9. «Великие истины понятны и доступны каждому…» (Д. И. Писарев) . Сочинение по литературе.
    10. «Родник поэзии есть красота» (Н. В. Гоголь). Сочинение по литературе. Образы природы в творчестве Тютчева и Фета.
    11. Образ Печорина в романе «Герой нашего времени». «Ум — способность только материальная, душа живет тем, что нашептывает ей сердце…» (Ф. М. Достоевский)
    12. «Человек — существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать» (Н. А. Бердяев) . Сочинение по литературе.
    13. «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его» (Л. Н. Толстой). Сочинение по литературе.
    14. «Мещанство — ползучее растение. Оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге…» (М. Горький). Сочинение по литературе.
    15. «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым чувством» (В. П. Ключевский) . Сочинение по литературе.
    16. «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н. В. Гоголь) . Сочинение по литературе.
    17. «Нет счастья в бездействии…» (Ф. М. Достоевский) . Сочинение по литературе.
    18. «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех» (Н. Федоров) (По произведениям русской литературы XIX в.)
    19. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно…» (А. С. Пушкин) . Сочинение по литературе.
    20. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведения русской литературы XIX в.)
    21. «Эгоизм умерщвляет великодушие…» (Ф. М. Достоевский)
    22. «Настоящее зло… ходит всегда на костылях добродетели» (М. М. Пришвин)
    23. «Человек ловится на мелочах, в крупном — можно притвориться, мелочь — всегда выдает истинную „суть души
    24. «Искусство — одно из средств различения доброго от злого…» (Л. Н. Толстой) (Петербург в освещении Пушкина, Гоголя и Достоевского)
    25. «У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец» (В. Г. Белинский)
    26. «Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь» (Л. Н. Толстой)
    27. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н. Г. Чернышевский)
    28. «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А. П. Чехов)
    29. «Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет, — сердце, добрые чувства…» (Ф. М. Достоевский)
    30. «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом…» (В. Г. Белинский)
    31. «Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на земле» (А. П. Чехов)
    32. «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М. С.<br />Салтыков-Щедрин)
    33. Общественное значение писателя в том именно заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы…» (М. С. Салтыков-Щедрин)
    34. «Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…» (А. И. Солженицын)
    35. «Честь нельзя отнять, ее можно потерять… (А. П. Чехов) (По повести А. С. Пушкина „Капитанская дочка
    36. «Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге» (А. А. Блок) . Сочинение по литературе.
    37. «Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования» (Л. Толстой)
    38. «Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете…» (И. А. Гончаров)
    39. «Душно! Без счастья и воли…» (Н. А. Некрасов) (по пьесам А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка» и «Бесприданница»)
    40. «Без страстей и противоречий нет жизни…» (Н. К. Некрасов)
    41. «И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия…» (Н. А. Некрасов) . Сочинение по литературе.
    42. Правда о войне в отечественной прозе (По произведению одного из писателей) . Сочинение по литературе.
    43. Нравственная проблематика одного из произведений отечественной прозы . Сочинение по литературе.
    44. Нравственная проблематика произведений конца XX в. (по повести В. Распутина «Живи и помни»)
    45. Тема русской деревни в современной прозе (По повести В. Белова «Привычное дело»)
    46. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов (по творчеству И. Бродского)
    47. Кто он, «герой нашего времени»? (По одному из произведений современной отечественной литературы)
    48. Каковы особенности лирики одного из современных поэтов? (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    49. Природа и человек в современной отечественной прозе (На примере 1-2 произведений)
    50. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора…» (И. С. Тургенев) (По произведениям В. Распутина)
    51. «Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир…» (И. С. Никитин) (По роману Ч. Айтматова «Плаха»)
    52. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи…» (В. Г. Белинский) (По роману В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»)
    53. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    54. «Искусство стремится непременно к добру…» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    55. «Школа несчастья есть самая лучшая школа…» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    56. «Любить истинно может только вполне созревшая душа…» (В. Г. Белинский). Сочинение по произведениям русской литературы XX в
    57. «Мещанство — большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов). Сочинение по произведениям русской литературы XX в.
    58. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А. П. Платонов) (По творчеству В. Быкова)
    59. «Поэзия — плуг, взрывающий время…» (О. Э. Мандельштам) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    60. «Мужество есть великое свойство души» (Н. М. Карамзин) (По роману Б. Васильева «В списках не значится»)
    61. «Сильные люди всегда просты» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    62. «Счастье и радость жизни… в правде…» (А. П. Чехов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    63. «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала…» (Ф. М. Достоевский) (По произведениям В. М. Шукшина)
    64. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский) . Сочинение по литературе.
    65. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека…» (В. Г.Белинский)
    66. «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него сделаться собой…» ( В. Г. Белинский)
    67. «Революция обнаруживает высоту человеческой природы и истребление духовных ценностей» (Н. А. Бердяев)
    № 68. «Общество находит в литературе свою действительную жизнь…» (В. Г. Белинский) (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    № 69. «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В. Г. Белинский) (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    № 70. «Болезнь любви неизлечима…» (А. С. Пушкин)
    № 71. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    72. «Настоящий писатель то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А. П. Чехов) (По рассказу А. И. Солженицына «Раковый корпус»)
    73. «Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» (Ф. М. Достоевский) (По повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»)
    74. «Избавиться от мысли люди не могут…» (К. С. Аксаков)
    75. «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг» (Л. Н. Толстой) (По повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»)
    76. «Хорош божий свет. Одно только не хорошо — мы (А. П. Чехов) (Размышления о чести и совести)
    77. «То, что у нас зовется искусством, в сущности не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все (В. Набоков) (По роману А. И. Солженицына „Архипелаг ГУЛАГ
    78. «Просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни» (Л. Н. Толстой)
    79. «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе — мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький)
    80. «Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать» (В. Г. Белинский)
    81. «Совесть, благородство, достоинство — вот оно, святое наше воинство»
    82. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…»
    83. Тема судьбы и рока в произведениях В. А. Жуковского
    84. Тема природы в лирике Жуковского
    85. Патриотическая лирика Лермонтова
    86. Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
    87. Значение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»
    88. Человек в трагических испытаниях эпохи в произведениях советских писателей
    89. Мой любимый поэт В. С. Высоцкий
    90. Национальный характер в произведениях А. И. Солженицына
    СОДЕРЖАНИЕ









    « назад


    Оглавление


    вперед »

    20. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведения русской литературы XIX в.) « | » 22. «Настоящее зло… ходит всегда на костылях добродетели» (М. М. Пришвин)



     

     

referatwork.ru

«Эгоизм умерщвляет великодушие…» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Самолюбие — это соль жизни», — утверждает Гончаров в своем романе «Обломов». Действительно, это чувство, которое очень часто путают с себялюбием, много значит для человека, для его судьбы. Чаще всего, для того, чтобы изменить свою жизнь, нам необходимы какие-то сильные эмоции, взрыв чувств, ураган.

Но ведь и для повседневной жизни, для того, чтобы не потеряться в ее беспросветной серости, в лабиринтах ее однообразности, люди нуждаются в постоянном движении, в соревновании. И именно самолюбие подталкивает нас, заставляет постоянно меняться, незаметно, но достаточно ощутимо в сравнении с прошлым. Самолюбие не позволяет человеку превратиться в безвольное существо, которому ни до чего нет дела. Самолюбие, безусловно, помогает человеку в достижении цели, в самосовершенствовании.

Но, к сожалению, часто случается так, что человек, какими бы благородными ни были его намерения, из самолюбия забывает о ближних. И тогда такое важное и порой необходимое чувство тратиться лишь на мелкие пошлости жизни, на ничего не стоящие глупости, да мало ли еще способов рассыпать соль. Но и не это самое страшное. Гораздо хуже, когда ко всему прочему прибавляется эгоизм. Именно это низкое, отвратительное чувство является следствием себялюбия, растраченного самолюбия.

«Если ты ее не любишь, то зачем же ее преследовать, тревожить, волновать ее воображение?.. О, я тебя хорошо знаю!» — говорит княжна Вера Печорину в повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Она действительно прекрасно знала этого человека, до крайности эгоистичного, самовлюбленного и себялюбивого. И она вновь доказывает это в своем прощальном письме: «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразно».

Печорин не может любить, это человек, все действия которого направлены лишь на удовлетворение собственных потребностей. Никто не поспорит с тем, что он личность необыкновенная и сильная. Но нужна ли эта сила, когда она лишь для себя и ни кому дарить ее он не желает?

«В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так истинно привлекательно», — продолжает изобличать своего возлюбленного княжна. Да, слова эти из ее уст равносильны признанию в любви, но от этого не теряют они своей правдивости. Человек, в ком столько противоречий, ненависти к окружающим, не может быть великодушным, хотя бы потому что у него нет времени думать о ком-то, кроме себя. Такие люди и любить-то не умеют, потому что, любовь — это, прежде всего, самопожертвование, которое возможно лишь при великодушии.

Жизнь его сосредоточена на себе самом, на анализе собственных поступков и самосовершенствовании. Нередко Печорин наблюдает и за другими людьми. Но делая выводы из своих «опытов», этот человек лишь каждый раз убеждает себя, что мало на земле людей достойных. Он не утруждает себя вопросами нравственности. Зачем? Ведь все можно подчинить все разуму и подробному анализу.

«Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если можете… Прощайте…» –пишет доктор Вернер в последней своей записке Печорину после убийства Грушницкого. А «героя» нисколько не беспокоит тот факт, что он лишил человека жизни. По крайней мере, на страницах дневника это не находит отражения. Эгоизм его простирается настолько, что, боясь, побеспокоить свою совесть, он вполне спокойно закрывает глаза на свой грех. Без сомнений грех, пусть даже это и была дуэль.

Описывая встречу Печорина и Максима Максимыча, Лермонтов не только показывает нам сущность его «героя», но также и то, на что эгоизм этот способен: «Он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить».

«Мы простились довольно сухо. Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею… Поневоле сердце очерствеет и душа закроется».

А ведь при встрече со старым другом необходимо было не столько великодушие, сколько человеческая любовь и понимание, тепло души. Нет, Печорин не способен на такие чувства. Его эгоизм убил в нем все это.

«Герой нашего времени» — это повесть о крайне эгоистичном человеке, не способном на нечто человеческое. Печорин изучает людей, словно подопытных животных. И смеется над их слабостями, не понимая, что они-то и есть их главное оружие.

«Я давно уж живу не сердцем, а головою, Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия — пишет Печорин в своем дневника. И возможно, в этом и заключается причина его жесткости и неумения любить и сострадать людям. Человек, не испытывающий элементарного сочувствия к самому себе, не может быть великодушным к другим, потому что себя нисколько не жалеет.

«А право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!..» пророчествует Максим Максимыч. Действительно, эгоизм Печорина не оставляет ему надежды ни на понимание других людей, ни на снисхождение судьбы к его грехам. Он другим не прощал великодушно, ему также не простят.

school-essay.ru

Трагедия Печорина Герой нашего времени Лермонтов М.Ю. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Трагедия Печорина

    Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема стала центральной в романе в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина.

    В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в “Евгении Онегине” (“Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”), Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример. Автор подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человек, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала XIX века.

    В романе Лермонтова “Герой нашего времени” показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей.

    Печорин — офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам “жалкостью действий”, пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.

    Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…” Каковы причины этой раздвоенности?

    “Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…” — признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин — эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл “страдающим эгоистом” и “эгоистом поневоле”. То же самое можно сказать и о Печорине. Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он находится в постоянной раздвоенности духа.

    В общественно-политических условиях 30-х годов XIX века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие любовные похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви.

    Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка рассеяться. Его преследуют скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью. На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть “на страдания, радости других только в отношении к себе” как на “пищу”, поддерживающую его душевные силы. Именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования.

    И все же Печорин — натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник — не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость — маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”. И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное.

    Во всех новеллах, которые Лермонтов объединил в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч, страдают княжна Мери и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич.

    Белинский видел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Трагедия Печорина

Смотрите также по
произведению «Герой нашего времени»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

«Эгоизм умерщвляет великодушие…» (Достоевский) | Лермонтов Михаил

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1837—1840-х гг. В этом произведении М. Ю. Лермонтов воссоздал тип человека — представителя современного ему поколения, т. е. поколения эпохи 30-х гг. XIX в.

Печорин становится «героем своего времени», в нем воплотились «пороки всего поколения». Основным качеством Печорина является эгоизм. Все его поступки пронизаны эгоизмом. На людей он смотрит только лишь в отношении себя любимого. Печорин — это умный, хорошо образованный молодой офицер, приехавший служить на Кавказ, человек, который устал от светской жизни, сильно испортившей его.

Характер Печорина очень противоречив. Печорин является типичным продуктом своего общества. В нем есть душа, однако она, как и его характер, испорчена светом. Печорин наделен умом, который отличает его от всей толпы, окружающей его. Он полон чувств, но не может их реализовать.

Но самое главное, Печорин — эгоист, и эгоист без цели в жизни. Эгоизм его очень хорошо освещен в повести «Бэла». Печорин устраивает похищение Бэлы, дочери князя, а на вопрос Максима Максимыча о том, зачем он это сделал, с недоумением отвечает, что совершил этот поступок, потому что Бэла ему нравится. Но Печорин, похищая девушку, не задумывается о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома, не задумывается о чувстве Бэлы, ее отца, ее родных и даже чувствах Казбича.

Печорину безразличны чувства других. Его отношение к любви показано в повести, служит доказательством этому главное — удовлетворить свою прихоть непроходимого эгоиста. Похитив Бэлу и удовлетворив этим свою прихоть, Печорин ставит перед собой новую задачу: добиться любви Бэлы. И чтобы добиться этого, он делает все возможное и невозможное: не скупится на подарки, на нежные, красивые слова, играет на жалости Бэлы, уверяя ее в том, что он будет искать смерти, если она не ответит на его любовь. Начинается жестокая игра эгоиста с ранимой душой Бэлы. И Печорин опять добивается своего. Но любовь Бэлы становится скучна ему. Он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с нею скучно».

Отличает Печорина знание жизни, кроме того, он очень хорошо разбирается в людях. Но он пользуется этим опять же для удовлетворения своего эгоизма. Он анализирует каждое слово, каждый взгляд и каждый поступок окружающих его людей. Глядя в глаза своим собеседникам, Печорин заранее знает, что тот ответит и как себя поведет, и использует это в свою пользу, даже не задумываясь о других. Так, Печорин играет на чувствах своего приятеля Грушницкого, легко убивает его на дуэли.

При этом ни разу Печорин не подумал, что Грушницкий хоть и порядочная дрянь, но все-таки человек со своими чувствами, переживаниями, и он тоже хочет жить. «Доказательств против вас никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете…», — пишет Печорину после убийства Грушницкого пораженный печоринским эгоизмом доктор Вернер. И Печорин действительно спал спокойно, его нисколько не беспокоил тот факт, что он лишил жизни человека.

Эгоизм Печорина заставляет его закрыть глаза на совершенное преступление. Просто Печорин в силу своего эгоизма не умеет и не обращает внимания на чувства других людей, заставляет их резко и остро реагировать на себя: «В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая», — так характеризует Печорина Вера в своем письме к нему. У Печорина просто нет времени думать о ком-то, кроме себя. В его исповеди в «Журнале Печорина» постепенно присутствует самоанализ. Он пытается понять себя, свои поступки. И это хорошо. Но, с другой стороны, замыкаясь исключительно на самом себе, Печорин даже не пытается проанализировать чувства, поступки других, ему просто некогда и незачем.

В повести «Максим Максимыч» эгоизм Печорина поражает до слез, до возмущения. Добрый Максим Максимыч, узнав, что через крепость должен проезжать Печорин, вне себя от радости. Он с нетерпением ждет приезда Печорина, уверенный, что Печорин с радостью встретится со старым знакомым. И вот встреча произошла. Максим Максимыч «… хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку.

Штабс-капитан на минуту остолбенел…» Нет, Печорин не мог радоваться этой встрече. Ведь эгоизм убил в нем все человеческие чувства: любовь, дружбу, понимание, тепло души. Этот поступок Печорина сильно изменил Максима Максимыча: «Добрый Максим Максим сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин с рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею… Поневоле сердце очерствеет и душа закроется». Это и понятно нам, читателям. Но Печорин не понял тогда, да и никогда не понимал, не замечал даже, до какой степени ранит его эгоизм других людей.

В этой повести Максим Максимыч говорит о Печорине: «А право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!..» Эгоизм Печорина убил его, он не давал ему понять других людей, быть снисходительным. Но он забыл, что за все последует наказание. И смерть в пути — это было наказанием за эгоизм, судьба по отношению к Печорину тоже оказалась эгоистической.

school-essay.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о