Содержание

Фома Аквинский биография кратко и интересные факты

Фома Аквинский биография кратко и интересные факты из жизни итальянского теолога, основателя томизма изложены в этой статье.

Фома Аквинский краткая биография

Фома Аквинский появился в семье графа Аквинского около 1225 года в городке Роккасекка, Королевство Сицилия. Он был самым младшим, девятым ребенком в семье. Интересно, что его родители походили из императорских родов  Генриха VI и Фредерика I, но принадлежали к сословию низших дворян.

В те времена господствовала традиция, когда ребенку исполнялось 5 лет, его отправляли на учебу в аббатство. Фома попал в Монте Кассино к монахам ордена св. Бенедикта и учился там до 13 лет. В монастыре мальчик изучал труды Аристотеля.

В 1239 году Аквинский получает образование в Неапольском университете. Около 1243 года он тайно вступает в доминиканский орден и принимает постриг в 1244 году. Его родители, когда узнали об этом, похищают сына из монастыря и год держат дома как пленника.  В 1245 году Фома возвращается в доминиканский приют.

В период 1245 – 1252 годов продолжает обучение в Неаполе, Кельне и Париже. После учебы Аквинский посвятил свою жизнь философским трудам, странствиям, публичным проповедям и речам, преподаванию.

Мыслитель совершил революцию в средневековой мысли теологии и философии: он опровергнул господствующую теорию двойной правды и выдвинул идею, что знания божественного откровения и знания ума совместимы друг с другом, а также дополняют друг друга. Бог для него всемогущий образ. Его перу принадлежат больше 60 трудов.

В июне 1272 года ему предлагают работать в Неаполе в качестве учителя для монахов-доминиканцев. Через год Фоме является видение, отрешающее его от работы. И в 1274 году Аквинский отправился во Францию паломничать. Но в пути он заболевает и вынужден был остановиться в фоссановском цистерцианском монастыре (Италия). Здесь он и умер 7 марта 1274 года. Его канонизировали в 1323 году.

Фома Аквинский интересные факты

Томас был из обеспеченной семьи в Италии. У него было трое братьев и пять сестер.

Его матери перед рождением Фомы святой отшельник сделал предсказание, что ее сын будет членом  Ордена братьев-проповедников, а также  великим  ученым.

 

В школе его не считали умным, так как он был тихим и молчаливым.

У него был страх перед бурями. В детстве его младшая сестра была убита молнией, когда они оба спали в одной комнате. Всю жизнь он всегда носил реликвию святой Агнес и молился ей о защите во время штормов.

Аквинский был очень высокого роста, неповоротлив и грузный.

Будучи студентом, учителя редко слышали его высказывания. И сокурсники прозвали Фому Сицилийским Быком. После смерти его называли «всеобщим наставником», «князем философов» и «ангельским наставником».

Он имел отличную память. Еще в школе он дословно запоминал все, что говорил учитель, а позже сам развивал свою память

В 1879 году его признали наиболее авторитетным философом-католиком. Он был первым, кто связал идеи Аристотеля с христианским вероучением.

Он был основателем нового течения – томизма.

У него был ужасный почерк. Все его работы записывали секретари.

Он никогда не критиковал людей; он только критиковал идеи.

kratkoe.com

Фома Аквинский: биография, творчество, идеи

В статье поговорим о биографии Фомы Аквинского. Это известнейший философ и теолог, которому мир обязан важными знаниями. Мы подробно рассмотрим жизненный путь и достижения этого великого человека.

Первое знакомство

Рассмотрение биографии Фомы Аквинского начнем с беглого знакомства с ним. Это выдающийся ученый, который является теологом и философом. Более того, он канонизирован католической церковью. Является крупнейшим систематизатором ортодоксальной схоластики и учителем церкви. Отличается тем, что впервые нашел связующие нити между философией Аристотеля и христианской верой.

Жизнь

Биография Фомы Аквинского начинается с его появления на свет приблизительно 25 января в 1225 году. Мальчик родился возле Неаполя в замке Рокказекка. Он стал седьмым сыном известного и богатого графа Ландольфа. Мать Фомы звали Теодорой, она была богатой и завидной неаполитанской невестой. Известно, что отец мальчика мечтал, что тот станет аббатом в обители, расположенной близ родового замка.

Когда мальчику исполнилось 5 лет, его отдали в бенедиктинскую обитель, где он находился в течение 4 лет. В 1239 году поступил в университет Неаполя, который успешно закончил в 1243 году. Во время обучения молодой человек сильно сблизился с доминиканцами и даже решил стать членом их ордена. Но против этого решительно выступила вся семья, и родные братья заточили Фому в крепость Сан-Джовани.

Свобода

Краткую биографию Фомы Аквинского продолжаем тем фактом, что свободу он обрел лишь в 1245 году. Тогда же он, вопреки воле всего семейства, стал монахом Доминиканского ордена. Чтобы меньше пересекаться с близкими и начать свой путь, он отправился в Парижский университет. Там учителем и наставником молодого человека стал сам Альберт Великий. В период с 1248 по 1250 года Фома обучался в Кельнском университете, в который он подался по следам своего наставника. В 1252 году вернулся в Доминиканский университет. Спустя 4 года его назначили преподавателем теологии благодаря возможности доминиканцев предлагать свои кандидатуры. Фома стал преподавать в Парижском университете.

Первые работы

Именно здесь, на свободе, молодой мужчина написал свои первые труды, а именно «О существовании и сущности», «Комментарий к «Сентенциям»», «О началах природы». Далее случается невероятный виток судьбы: его к себе, в Рим, вызывает папа Урбан IV. Следующие 10 лет своей жизни Фома посвящает преподавательской ниве в Италии, а именно в Риме и Ананьи.

Одновременно с этим теолог пишет большой философско-богословский труд. Большую часть времени в Италии мужчина провел как советник по делам богословским при папской курии.

В 1269 году исследователь возвращается в Париж для того, чтобы начать борьбу с арабскими толкователями трудов Аристотеля и очистить его учение. Кстати, очень резкий трактат героя нашей статьи, «О единстве интеллекта против аверроистов», был написан как раз в 1272 году. Он напрямую касался работ Аристотеля и их неверного истолкования.

Краткую биографию Фомы Аквинского продолжаем тем, что в том же году его отзывают в Италию для создания школы доминиканцев в Неаполе. К сожалению, из-за плохого самочувствия, мужчине пришлось прекратить преподавательскую деятельность и оставить на время писательство. Но не суждено ему было вернуться к своим трудам. Так, в 1274 году краткая биография и творчество философа Фомы Аквинского прерываются, так как он умирает по дороге в Лион. В это время он находился в монастыре Фоссанова. В дороге закончилась жизнь выдающегося теолога.

Биография Фомы Аквинского по Г. К. Честертону

В этой книге автор прибегает к беллетристике для того, чтобы лучше проиллюстрировать жизнь героя нашей статьи. Он сочетает публицистический и исповедальный жанры для того, чтобы лучше передать атмосферу. Говоря буквально, Гилберт Кит просто трансформировал жанр биографии в его классическом понимании. Несмотря на использование художественных приемов, он полностью сохраняет достоверность исторических фактов, и на основе некоторых данных даже отрицает неверную информацию или толкования, которые возникли из легенд об Аквинате.

Влияние

Как формировалось мнение героя нашей статьи? Биография и философия Фомы Аквинского неразрывно связаны с упомянутым выше Аристотелем. Дело в том, что этот великий человек оказал значительное влияние на творческое переосмысление Фомы. При этом в работах прослеживаются мысли арабских и греческих комментаторов, неоплатоников: Цицерона, Августина, Авиценны, Маймонида и т. д.

Труды

Биография, теология и философия Фомы Аквинского невозможны без его двух основных работ, а именно трактатов «Сумма против язычников» и «Сумма теологии». Также он комментировал трактаты Аристотеля, Псевдо-Дионисия, Боэция, П. Ломбардского. Известно, что своё мнение теолог высказывал на счет некоторых книг Библии и анонимную книгу «О причинах». Он интересовался алхимией, стихотворными текстами для богослужений и религиозными сочинениями других авторов.

Во многом все эти мнения строились на его преподавательской деятельности, так как в то время чтение религиозных книг и диспуты о них неизменно сопровождались комментариями.

Идеи

Биография и учения Фомы Аквинского очень тесно переплетаются, так как он поддавался влиянию своего окружения. Рассмотрим его ключевые идеи. Во-первых, надо сказать, что он четко разделял философию и теологию, считая, что в первой господствует разум, а во второй - откровение. Фома считал, что философия находится в строгом подчинении теологии, которую он ставил куда выше.

Заметим, что Аристотель выделял 4 основные ступени познания истины, а именно - опыт, искусство, знание и мудрость. У Аквината мудрость стала независимой величиной, которая представляла собой знание о Боге. При этом он выделял три её типа: на уровне благодати, богословья и метафизики.

Именно Фома предложил идею о том, что разум человека не может постигнуть мудрость полностью, так как некоторые истины просты и понятны (существование Бога), а некоторые – нет (триединство, воскрешение). Аквинат выдвинул мысль о том, знаний природные и теологические не могут находится в конфликте, так как они гармоничны и дополняют друг друга. Если под мудростью он понимал желание понять Бога, то под наукой – способы этого понимания.

Бытие

Мы рассмотрели кратко биографию и философию Фомы Аквинского, но некоторые его идеи требуют детального рассмотрения. Под бытием Фома понимал самое сокровенное, что скрыто в глубине души каждого живого существа. Он делал акцент на том, что существования какой-либо вещи куда важнее её сущности. Это исходило из того, что сущность не является актом творения, в отличии от существования.

Мир Аквинат понимал, как совокупность различных существований, которые зависят от Бога. Только в нём он виде единство сущности и существования, как тождественных понятий. При этом теолог предлагал рассмотреть две формы жизни: случайную, или зависимую, и самостную - безусловную.

При этом истинным бытием был только сам Бог, а всё остальное имело лишь иллюзию его. Фома не отрицал существования ангелов и прочих существ и считал, что чем ближе по ступени иерархии они стоят к Богу, тем больше свободы имеют.

Форма и материя

Сущность бытия исследователь видел в формах и материи. Последнюю он рассматривал так же, как Аристотель, то есть как пассивный элемент, необходимый для проявления индивидуальности других объектов. Сложность человеческого существа заключалась в его двойственности. Если духовные создания могли жить в одной из форм (случайная и безусловная), то люди при этом должны были существовать в материи и форме.

Фома считал, что сама по себе форма не может быть значима, так как какое-то значение она приобретает только тогда, когда отражает духовную сущность своего носителя. Совершенная форма означала некое подобие Богу.

Доказательства существования Бога

Первое доказательство существования высшей силы Аквината строится на факте движения. Это означает, что в мире всё движется, а всё движимое имеет какую-то силу, которая заставляет его это делать. Но при этом изначальная сила не может быть движима чем-либо, значит, она существует сама по себе.

Второе доказательство основывается на том, что всё в мире имеет свою причину, а это значит есть какая-то связь. При этом все они основываются на первопричине, которую называют Богом, ведь из неё исходит само бытие.

Третье доказательство строится на том, что в мире есть вещи, в которых есть необходимость, а есть те, в которых её нет. Всё создаётся и разрушается, но если бы на этом процесс и заканчивался, то уже давно не было бы ничего. Но раз что-то есть, значит есть нечто необходимое, из которого проистекает необходимость всего другого.

Четвертое доказательство базируется на степени бытия. Дело в том, что есть вещи хорошие, лучшие, плохие, нейтральные и т. д. Все они равняются на определённый идеал, то есть на высшую степень чего-то. Значит, существует нечто великое, которое является причиной и первой степенью всего сущего.

Последнее доказательство касается целевой причины. Фома заметил, что немыслящие живые существа, например животные, двигаются к тому, что для них лучше. Так, они действуют одинаково и выбирают для себя наилучшие пути развития. Но немыслящие существа, не имеющие познавательной способности, могут двигаться намеренно только в том случае, если их направляет нечто мыслящее, то есть Бог.

Этика

Мы заканчиваем рассмотрение биографии Фомы Аквинского, его идей и трудов, но остановимся на этике, которой он уделял достаточно внимания. В своих взглядах Фома опирался на принцип свободы человеческой воли, благом учении. По мнению Аквината, зло – это лишь не такое совершенное добро, которое происходит намеренно для того, чтобы проходились все ступени совершенства.

Главная цель в этических воззрениях Фомы касается того, что целью всех устремлений человека является высшее благо, которое заключается в мыслительной деятельности и в познании истины, а значит, самого Бога. Аквинат считал, что люди делают добро и правильно поступают не потому, что их так учат, а потому, что в сердце у каждого человека есть негласный сокровенный закон, которому надо следовать.

Подводя итоги статьи скажем о том, что биография Фомы Аквинского очень насыщенна и разнообразна. Ему пришлось пойти против воли отца и не оправдать его надежд для того, чтобы следовать велению своего сердца. Этот великий человек сделал огромный вклад в развитие теологии и философии, подарив миру невероятные и глубокие идеи о Боге и существовании.

fb.ru

Философия Фомы Аквинского: кратко и понятно

Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.

Биографические факты

Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.

Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.

Основные труды Фомы Аквинского — «Сумма теологии» и «Сумма философии». Также философ известен рецензиями на трактаты Аристотеля и Боэция. Он написал 12 церковных книг и «Книгу о притчах».

Основы философского учения

Фома разграничивал понятия «философия» и «теология». Философия изучает вопросы, доступные разуму, и затрагивает только те сферы познания, которые относятся к человеческому бытию. Но возможности философии ограничены, познавать Бога человек может только через теологию.

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Виды бытия

Жизнь человека или любого другого существа подтверждает факт его бытия. Возможность жить важнее истинной сути, поскольку такую возможность предоставляет только Бог. Всякая субстанция зависит от божественного желания, а мир — это совокупность всех субстанций.

Существование может быть 2 видов:

  • самостоятельное;
  • зависимое.

Истинное бытие — Бог. Все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии. Чем сложнее природа существа, тем выше его положение и тем больше свободы действия.

Сочетание формы и материи

Материя — субстрат, не имеющий формы. Появление формы создает предмет, наделяет его физическими качествами. Единство материи и формы являет собой сущность. Духовные существа имеют сложную сущность. У них нет физических тел, они существуют без участия материи. Человек создан из формы и материи, но он также имеет сущность, которой его наделил Бог.

Поскольку материя однообразна, все созданные из нее существа могли бы быть одинаковой формы и стать неразличимыми. Но, по желанию Бога, форма не определяет существо. Индивидуализация предмета формируется его личностными качествами.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Виды познания

В концепции Фомы Аквинского было 2 вида интеллекта:

  • пассивный — нужен для накопления чувственных образов, в процессе мышления участия не принимает;
  • активный — отделен от чувственного восприятия, формирует понятия.

Чтобы познать истину, нужно обладать высокой духовностью. Человек должен неустанно развивать свою душу, наделять ее новым опытом.

Есть 3 вида познания:

  1. разум — наделяет человека способностью формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;
  2. интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;
  3. ум — совокупность всех духовных компонентов человека.

Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.

Этика

Фома считал, что Бог является абсолютным благом. Стремящийся к благу человек руководствуется заповедями и не допускает зла в свою душу. Но Бог не принуждает человека руководствоваться только добрыми намерениями. Он наделяет людей свободой воли: возможностью выбирать между добром и злом.

Человек, познавший свою суть, стремится к благу. Верит в Бога и главенство его замысла. Такой индивид преисполнен надежды и любви. Его стремления всегда благоразумны. Он миролюбив, смиренен, но в то же время храбр.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Доказательства бытия Бога

Отвечая на вопрос о существовании Бога, Фома приводит 5 доказательств Его непосредственного влияния на окружающий мир.

Движение

Все природные процессы — результат движения. Плоды не созреют, пока на дереве не появятся цветы. Каждое движение подчиняется предыдущему, и не может начаться, пока оно не закончится. Первым движением было появление Бога.

Производящая причина

Каждое действие происходит в результате предыдущего. Человек не может знать, какой была первоначальная причина действия. Допустимо предположить, что ей стал Бог.

Необходимость

Некоторые вещи существуют временно, разрушаются и появляются вновь. Но части вещей необходимо существовать постоянно. Они создают возможность для появления и жизни других существ.

Степени бытия

Все вещи и всех живых существ можно разделить на несколько ступеней, в соответствии с их стремлениями и уровнем развития. Значит, должно существовать нечто совершенное, занимающее верхнюю ступень иерархии.

Всякое действие имеет цель. Это возможно только в том случае, если индивида направляет кто-то свыше. Из этого следует, что высший разум существует.

mystroimmir.ru

«Фома Аквинский» доклад | Kratkoe.com

Сообщение о Фоме Аквинском, о жизни итальянского теолога и самого влиятельного представителя схоластической мысли Средневековья, основателя в теологии школы фомизма изложено в этой статье.

«Фома Аквинский» доклад

Фома Аквинский родился около 1225 года в семье графа Аквинского  в городке Роккасекка, Королевство Сицилия. Он был самым младшим, девятым ребенком в семье. Интересно, что его родители походили из императорских родов  Генриха VI и Фредерика I, но принадлежали к сословию низших дворян.

Уже в 5 лет, его отправляли на учебу в аббатство. Фома попал в Монте Кассино к монахам ордена св. Бенедикта и учился там до 13 лет. В монастыре мальчик изучал труды Аристотеля.

В 1239 году Аквинский получает образование в Неапольском университете. Около 1243 года он тайно вступает в доминиканский орден и принимает постриг в 1244 году. Его родители, когда узнали об этом, похищают сына из монастыря и год держат дома как пленника.  В 1245 году Фома возвращается в доминиканский приют.

В период 1245 – 1252 годов продолжает обучение в Неаполе, Кельне и Париже. После учебы Аквинский посвятил свою жизнь философским трудам, странствиям, публичным проповедям и речам, преподаванию.

Мыслитель совершил революцию в средневековой мысли теологии и философии: он опровергнул господствующую теорию двойной правды и выдвинул идею, что знания божественного откровения и знания ума совместимы друг с другом, а также дополняют друг друга. Бог для него всемогущий образ. Его перу принадлежат больше 60 трудов.

В июне 1272 года ему предлагают работать в Неаполе в качестве учителя для монахов-доминиканцев. Через год Фоме является видение, отрешающее его от работы. И в 1274 году Аквинский отправился во Францию паломничать. Но в пути он заболевает и вынужден был остановиться в фоссановском цистерцианском монастыре (Италия).

Аквинский умер 7 марта 1274 года. Его канонизировали в 1323 году.

Фома Аквинский интересные факты
  • Его матери перед рождением Фомы святой отшельник сделал предсказание, что ее сын будет членом  Ордена братьев-проповедников, а также  великим  ученым.
  • Аквинский был очень высокого роста, неповоротлив и грузный.
  • Будучи студентом, учителя редко слышали его высказывания. И сокурсники прозвали Фому Сицилийским Быком. После смерти его называли «всеобщим наставником», «князем философов» и «ангельским наставником».
  • В 1879 году его признали наиболее авторитетным философом-католиком. Он был первым, кто связал идеи Аристотеля с христианским вероучением.
  • Он был основателем нового течения – томизма.

kratkoe.com

биография Аквината, жизнь и учения святого философа — кто такой и что сделал в католической церкви — perstni.com

Он родился в аристократическом многодетном семействе, средств в котором едва хватало, чтобы содержать все голодные рты. Еще до того, как он появился на свет, это было предсказано бродячим мудрецом. Судьбой его была священническая ряса, а жизненной дорогой – воля Христа. Фома Аквинский, итальянский философ и систематизатор схоластики, богослов и основатель томизма, канонизирован в католицизме в качестве святого. В конце девятнадцатого века его признали одним из самых авторитетных христианских ученых, что сумел связать философию Аристотеля и общепринятое вероучение церкви.

Ученый-монах Фома Аквинский: биография седьмого сына

Чтобы лучше понимать, в какой момент истории пришлось жить этому человеку, стоит обратиться к записям путешественников и свидетельствам очевидцев. В тринадцатом веке итальянские города стали играть колоссальную роль в торговле Европы, а также становились центрами средневековых ремесел. Однако каждый из них старательно перетягивал «одеяло на себя», из-за чего постоянно вспыхивали вооруженные конфликты. Венеция, Королевство двух Сицилий, Пиза, Генуя, Неаполь и особенно Флоренция со своими вольнолюбивыми гражданами, регулярно находились в состоянии войны. Эти противоречия осложнялись еще и борьбой папства и королевской власти, а после смерти Генриха VI сицилийские земли оказались под жестким контролем Ватикана.

Важно

В юном возрасте философ и теолог отличался высоким ростом, неповоротливостью и некоторой грузностью, потому соученики прозвали его Сицилийский Бык. На это учитель Альберт Великий отвечал, что он «взревет так громко, что его рык оглушит весь мир». Его слова полностью сбылись позже.

Кратко о жизни первого схоластического учителя церкви

У бедных аристократических семейств Европы в тринадцатом веке был небогатый выбор, куда отправить учиться детей, тем более, если в семействе их было достаточно много. Для девочек была одна надежда выбраться из вечных долгов – выгодно выскочить замуж, а мальчикам следовало либо воевать, либо проповедовать. Фома Аквинат выбрал путь веры, но не учел, что его происхождение и близкое родство с противником установления папской власти Фридрихом II Штауфеном сослужит ему плохую службу. Именно потому первые тезисы богослова были осуждены церковью и только позже стали общепринятыми.

К середине тринадцатого века стала понятно, что от учения Аристотеля никуда не скрыться, и папа решил как-нибудь «привязать» его к канонам веры. К тому моменту Фома уже славился своими богословскими трактатами, потому он и был избран на роль защитника католической веры. Именно на это он и положил всю свою жизнь. Ему принадлежит разработка пяти основных доказательств бытия Господа (существования Бога), которые в восемнадцатом веке с треском разрушит немецкий философ Кант, но взамен создаст свое, шестое доказательство. Несмотря на это, именно он положил начало фомизму, или томизму – теистического учения о способах постижения веры посредством разума.

Семья будущего богослова

Знатный граф Ландольф Аквинский принадлежал к древнему роду, но был низшего дворянского сословия. Он имел собственное родовое гнездышко – замок Роккасекка, неподалеку от Неаполя в местности, ныне принадлежащей к региону Лацио. Супругу его звали Теодора, она умела красиво вышивать гобелены. Ранее подарив мужу шестерых отпрысков, приблизительно в январе 1225 года она произвела на свет еще одного мальчика, которого и решено было назвать Томас (Фома) Аквинат (Thomas Aquinas).

Существует легенда, будто Теодора во время беременности ездила к святому отшельнику, имя которого не называется. Только увидев женщину, он сразу же упал на колени и стал истово молиться. Только после этого он объяснил испуганной матери, что она родит мальчика, который станет великим проповедником и достигнет невероятного уровня святости. Насколько это правда, выяснить не удастся.

Детство и юность Фомы

Сперва воспитанием детишек занималась мать, она выучила их читать, считать и писать, затем подключился и отец. Нанимать гувернеров и преподавателей семейство не имело возможностей, тем более что у них и так был учитель хороших манер для девушек, которым необходимо было удачно выйти замуж. Родители изначально, после предсказания монаха, собирались определить младшего сына в духовную школу, а в идеале – сделать его аббатом. Поблизости имелось и подходящее заведение – бенедиктинский монастырь Монтекассино, куда и отправила сорванца в возрасте пяти лет. Там он пробыл долгие девять лет и уже подростком изучил все, что ему преподать на том уровне, который имелся в наличии.

В тридцать девятом году тринадцатого века Томас отправился в Неаполь, где с успехом поступил в университет (ныне Неаполитанский университет имени Фридриха II). Там обучались разные люди, но больше всего было монахов-доминиканцев, с которыми у парня завязалась крепкая дружба. Он проникся их взглядами и после завершения учебы мечтал вступить именно в этот орден, а не к бенедиктинцам, как того желала семья.

На это были особые причины, так как он был племянником графа и великого юстициария Сицилии Томмазо д’Ачерра, а по совместительству еще и троюродным братом Фридриха II Штауфена, который давно противился папскому засилью. Братья насильно заперли юношу в крепости Сан-Джованни (ныне коммуна Монте-Сан-Джованни-Кампано), где он штудировал науки и много писал. Такой «урок» ему никак не помог. Надежда на то, что он одумается, у родственников таяла на глазах. Как только ему удалось выбраться из заточения, она сразу же вступил в Доминиканский орден, приняв все его монашеские обеты.

Становление Фомы Аквинского – философа и богослова

После принятия пострига и вступления в Орден, будущий философ еще больше вникает в изучение научных трудов, к примеру, штудирует Аристотеля. Он отправляется в Парижский университет, чтобы получить так недостающие ему знания, в 1245 году. Именно там он приобрел такие связи и знакомства, которые открыли ему глаза на многие вещи в богословии.

Влияние на мировоззрение

В столице на тот момент никто еще даже не догадывался, кто такой Фома Аквинский, но вскоре его узнает весь мир. Он тщательно изучил труды древних античных авторов и даже вывел для себя некоторые закономерности, найденные у Аристотеля. Ему чрезвычайно повезло, так как он попал на курс к самому Альберту Великому, выдающемуся немецкому философу и теологу, признанным впоследствии Учителем Церкви. Огромное впечатление на него произвели сочинения неоплатоников (Августина, Цицерона, Боэрция и прочих), которые он прочёл под его чутким руководством.

К сорок восьмому или пятидесятому году, завершив обучение в Париже, он отправился в Кёльн, куда чуть ранее переехал и его учитель. Как протекала его жизнь в этот период, доподлинно неизвестно, зато точно в пятьдесят втором году он собрал свои вещи и вернулся в монастырь Святого Иакова в столице, который принадлежал доминиканцам. Через три или четыре года молодой человек уже был полностью готов к преподавательской работе, потому был назначен учителем теологии. Именно в этот период Фоме удалось полностью завершить свои первые научные трактаты: «Комментарий к „Сентенциям“», «О сущности и существовании», «О началах природы».

В пятьдесят пятом году Жак Панталеон Кур-Пале стал Патриархом Иерусалима, а в августе шестьдесят первого он становится папой Урбаном IV. Слава про ученого-богослова Томаса к тому моменту уже докатилась и до него, потому он вызывает мужчину к себе в Вечный город. На протяжении восьми-десяти лет Фома занимается преподавательской деятельностью в Риме и Ананьи, а также работает над собственными теологически-философскими сочинениями. Основными же его должностями становятся места чтеца в папской курии и главного советника по богословским вопросам.

К концу шестидесятых годов ребром становится проблема аристотелизма, привнесенного в Европу арабским философом Аверроэсом (Абуль-Валидом Мухаммадом ибн Ахмад аль-Куртуби, известного также как Ибн Рушд). Учение античного философа подавалось с точки зрения, что противоречила мнению церкви. С этим следовало срочно что-то делать, так как многие европейские ученые, к примеру, Сигер Брабантский, начали склоняться к тому, что философия может противоречить богословию. Это могло привести к тотальному расколу церкви и утрате абсолютной власти, потому папа Урбан вызвал Фому и дал ему своего рода персональное задание – примирить эти две науки и найти общее у Аристотеля и учения католицизма.

Суть теологической философии

Изучая труды древних мыслителей, Фома предпочел разграничить теологию и философию. Он назвал первую истиной откровения, в то время как вторую обозначил истиной знания. Причем богословие он всегда ставил превыше любой науки, так как она передает людям премудрость Бога, постичь которую человеку не дано. Однако, чтобы максимально донести ее до умов, одна вполне может использовать другую.

По Аристотелю истина выражается в основных четырех постулатах, идущих последовательно: опыт, искусство, знание и мудрость. Аквинат пошел дальше: у него мудрость считается совершенно отдельной ступенью познания, возможной исключительно посредством божественных откровений. Давайте вкратце рассмотрим основные идеи ученого.

  • Мир вокруг нас, это совокупность субстанций, которые напрямую зависят от Бога и его воли.
  • Мудрость можно разделить на три составляющие – благодать, веру и разум. Некоторые доступны для понимания сами по себе, но далеко не все. Остальные можно осмыслить только путем откровения.
  • Сущность всего телесного заключается в единстве материи и формы, которые друг без друга являются пассивными субстратами (ничего собой не представляют).
  • Индивидуальность каждого – это единство его души (формы) и тела (материи). Душа же – субстанция нематериальная и абсолютно самосущная, является животворящей силой организма.
  • Познание – единственная цель любого человека и человечества в целом. Ведь познавая истины, люди познают и Бога.

Не преминул Томас уделить внимание также этике вопроса, так как нравственность и мораль во все века были главными постулатами католичества в частности, а также христианства в целом. При этом он вполне допускает, что зло необходимо для достижения совершенства, потому пороки приветствуются, если в итоге они будут подавлены и выброшены из жизни.

Подтверждение существования всемогущего Господа

Наиболее известным трактатом философа стал труд «Сумма теологии», в которой и можно отыскать те самые доказательства реальности существования Всевышнего, которые впоследствии так легко и просто разгромил Кант и над которыми слегка посмеивался Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита».

  1. Prima autem et manigestior via est, quae sumitur ex parte motus, что переводится, как «самый простой путь проявляется в движении».
  2. Secunda via est ex ratione causae efficientis, что значит «вторая дорога лежит через первопричину».
  3. Tertia via est sumpta ex possibili et necessario – «третий путь рождается из надлежащего и явно возможного.
  4. Quarta via sumitur ex gradibus qui in rebus inveniuntur, что можно перевести как «четвертая дорога базируется на совершенстве вещей и существ.
  5. Quintia via sumitur ex gubernatione rerum – «пятое доказательство в управлении универсумом (совокупностью вещей)».

За основу собственных умозаключений Фома взял постулаты отрицания, потому все его выкладки математически можно назвать правилами от противного. По сути, они сводятся к тому, что нет совершенно никакого смысла доказывать, что Бог существует, так как само по себе бытие и есть самое лучшее доказательство данного факта.

Рассуждение церковного мыслителя о государстве

Жизнь Фомы Аквинского протекала в постоянных трудах, он никогда не останавливался, а его умозаключения касались не только возвышенных сфер, но также обычной жизни и государственного устройства. Он воспринимал закон, как лучшее проявление разума тех, кто действительно заботится о гражданах – правителей. При этом сами монархи должны опираться исключительно на высший закон – божий. Общественная (мирская) жизнь и положение человека в обществе считается им, как Аристотелем, вполне естественным явлением. Он не считает это чем-то суетным или недостойным.

Согласно суждениям философа, справедливыми вариантами государственного устройства могут считаться только монархия, полисная система и власть аристократии, а вот тоталитаризм, тирания, олигархия и демократия – сами по себе несправедливы. При этом церковную власть он ставил гораздо выше светской, то есть, по его мнению, она имела полное моральное право вмешиваться в любое деяние правителя, даже если речь идет об абсолютном монархе.

Отношение к взглядам Томаса Аквината

На отношение католичества к теологии и философии труды мудреца оказали колоссальное влияние, хотя не удалось избежать и противодействия со стороны закоренелых традиционалистов. К примеру, в семьдесят седьмом году святой отец Этьен Тампье выступил с резкой критикой и неприятием выкладок богослова. Однако, несмотря на это, возникло течение, называемое томизмом, по имени великого ученого-теолога. Наиболее сильно оно развернулось в Неаполе, Париже, а затем в Авиньоне. Этому способствовало признание этого человека одним из величайших богословов в истории, а также канонизация в 1323 году. Самыми известными и яркими томистами можно считать кардинала Фому Каэтана и философа Франсиско Суареса.

Однако не удалось избежать и критической оценки учения. Традиционалисты уверяли, что мысли о разуме и познании являются еретическими, так как всемогущество Бога – его воля – стоит гораздо выше любого осмысления. Главными «противниками» томизма можно считать английского философа Уильяма Оккама, французского схоласта Николая из Отрекура, а также логика Жана Буридана.

Смерть пса господнего и память о нем

 

Каков бы ни был земной путь человека, а Святой Фома Аквинский являлся, как и все другие, именно им, он имеет свойство заканчиваться. Он прошел большую дорогу и с самого детства посвятил все свои устремления и мечты в сторону достижения божественной истины – познания Бога. Удалось ли ему достичь результатов в полной мере, нам неизвестно, однако титанический его труд точно не остался незамеченным человечеством.

Последние годы и похороны

В семьдесят втором году выдалось очень жаркое и засушливое лето. Как раз тогда Фома принял приглашение от монастыря доминиканцев в Неаполе. Поддавшись на долгие уговоры папы, он решает оставить на время философские труды и заняться преподавательской деятельностью, вкладывая в головы студентов прописные истины. В следующем году он получает видение, которое заставляет его бросить работу и отправится в паломничество во имя Второго Лионского собора, что проводился во Франции.

По дороге Фоме неожиданно становится плохо. Он решает остановиться на короткий срок в монастыре цистерцианцев в итальянском городке Фоссанова, так и не добравшись до своей цели. Какая болезнь уложила могучего монаха в постель, доподлинно неизвестно, однако он так никогда более не поднялся. Мужчина умер в начале 1274 года, возможно, в январе или в феврале, даже не разменяв шестой десяток – ему было всего сорок девять.

В память об Аквинате

Несмотря на резкую критику противников, труд Фомы не остался безрезультатным, и потомки этого не забыли. В парке Католического университета в венгерском городке с удивительным названием Пилишчаба, установлен монумент в его честь. Там он держит в руке путеводную звезду, чтобы осветить путь тем, кто блуждает в темноте. В скульптурной композиции Карлового моста, что в Праге, тоже изображена персона великого теолога.

Итальянский художник Беноццо Гоццоли в сорок седьмом году пятнадцатого столетия нарисовал картину «Триумф св. Фомы Аквинского», которая в наши дни хранится в Лувре (Париж). Существует множество документальных фильмов, повествующих о его жизненном пути и мировоззрении, которые интересно будет посмотреть всем, кто интересуется этим.

perstni.com

Фома Аквинский - биография, фото, видео

Фома Аквинский (1225 г., около Аквино — 7 марта 1274 г., монастырь Фоссануова, близ Рима) — теолог, философ, систематизатор ортодоксальной схоластики, член ордена доминиканцев, основатель томизма.

Жизненный путь

Фома был 7-м сыном графа Ландольфа Аквинского. Отец мечтал, чтобы младший сын стал аббатом бенедиктинской обители Монте-Кассино. Когда Фоме исполнилось 5 лет, его отдали в бенедиктинскую обитель. Здесь он жил до 9 лет. Но, как он превратился в одного из самых известных католических теологов?

1239-1243 гг. – учился в университете Неаполя. Здесь молодой Фома сблизился с доминиканцами и принял решение присоединиться к их ордену. Семья была против его решения, поэтому Фому заточили в крепости Сан-Джовани.

1245 г. – получил свободу и вступил в Доминиканский орден. Затем он отправился в Парижский университет. Здесь Фома учился у Альберта Великого. Он также обучался в Кельнском университете.

1252 г. – вернулся в доминиканский монастырь св. Иакова (Париж).

1256 г. – стал преподавать теологию в Парижском университете. В это время он создает свои первые сочинения: «О началах природы», «О сущности и существовании», «Комментарий к «Сентенциям»».

1259 г. – вызван папой Урбан IV в Рим. Здесь около 10 лет он преподает богословие в Ананьи и Риме, а также пишет философско-богословские труды. Также Фома занимает должность «чтеца» при папской курии и является советником папы по богословским вопросам.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

1269 г. – возвращается в Париж и начинает борьбу за «очищение» философии Аристотеля от арабских толкований.

1272 г. – написал труд «О единстве интеллекта против аверроистов». В этом же году был отозван в Италию для учреждения в Неаполе школы доминиканцев.

1274 г. – умер во время поездки на церковный собор, который должен был состояться в Лионе.

Труды

Обширные трактаты — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

Дискуссии – «Вопросы на различные темы» и «Дискуссионные вопросы».

Комментарии на:

  • библейские книги;
  • 12 трактатов Аристотеля;
  • трактаты Боэция;
  • анонимную «Книгу о причинах»;
  • «Сентенции» П. Ломбардского;
  • трактаты Псевдо-Дионисия;
  • несколько трактатов об алхимии.

Идеи Фомы Аквинского

Влияние на философию Фомы Аквинского оказал Аристотель, неоплатоники, греческие и арабские комментаторы Цицерона, Ансельма Кентерберийского, Августина, Боэция и Иоанна Дамаскина. Рассмотрим несколько известных идей Фомы.

Теология — это наука и священное учение, основанное на знании, которым обладает Бог, а также те, кто был удостоен блаженства.

Часть истин Откровения доступны для разума человека. К примеру, что Бог существует и что Он един. Другие же невозможно понять. Например, божественное триединство.

Истины веры и науки не противоречат друг другу, наоборот, между ними существует настоящая гармония. В частности, если мудрость является стремлением постичь Бога, то наука помогает в этом.

Душа — это субстанция, которая обретает полноту только в единстве с телом, В единстве тела и души рождаются мысли и чувства.

Конечная цель человека — блаженство, обретаемое в созерцании Бога.

Человек отличается от животного способностью к познанию и возможностью совершать свободный выбор.

Существует 3 вида познания:

  • ум — сфера духовных способностей;
  • разум — способность к рассуждениям;
  • интеллект — способность к умственному познанию.

Существует 6 форм правления. Справедливые — аристократия, монархия и полисная система, несправедливые — олигархия, тирания и демократия. Лучшей является монархия, ведь движение к общему благу более эффективно, если направляется из единого источника.

Доказательства бытия Бога:

  1. Доказательство через движение (все, что движимо, движимо чем-то иным).
  2. Доказательство через производящую причину (ничто не было причиной в отношении самого себя, поэтому можно допускать существование первой действующей причины – Бога).
  3. Доказательство через необходимость (всегда существует нечто, что является причиной необходимости всего прочего).
  4. Доказательство от степеней бытия (среди вещей существуют более и менее благие и истинные, поэтому должно быть и нечто наиболее истинное и благороднейшее).
  5. Доказательство через целевую причину (часто нечто, лишенное любых познавательных способностей, действует ради определенной цели, поэтому ясно, что оно движется не случайно, а намеренно).

Интересные факты

В одном из своих сочинений Фома Аквинский провозгласил, что карой за ересь может быть не только отлучение от церкви, но и смерть. Данный постулат был подтвержден папской энцикликой. Таким образом, идеи Ф. Аквинского поспособствовали бесчинствам инквизиции, выставляя их «богоугодным делом».

Часть томистских положений были осуждены архиепископом Этьеном Тампье в последней четверти 13 века.

В 1879 г. Фома Аквинский был признан самым авторитетным католическим философом. Ведь именно он связал христианское вероучение с идеями Аристотеля.

После смерти названному теологу присвоено звание второго Августина и «ангельского доктора». В 1323 г. Фому причислили к лику святых.

Идеи Аквинского продолжили свое развитие в рамках «томизма». Ярчайшими его представителями являются Т. де Вио и Ф. Суарес. Томизм оказал некоторое влияние на Г. В. Лейбница. С конца XIX в. учение Фомы снова вызывает широкий интерес, возникает «неотомизм».

stories-of-success.ru

Фома Аквинский основные идеи | Kratkoe.com

Суть взглядов Фомы Аквинского, итальянского теолога и самого влиятельного представителя схоластической мысли Средневековья, основателя в теологии школы фомизма изложены в этой статье.

Фома Аквинский основные идеи 

Фома Аквинский систематизатор средневековой схоластики. Свои главные идеи ученый изложил в следующих трудах —  «Сумма теологии»,  «Сумма против язычников», «Вопросы на различные темы»,  «Дискуссионные вопросы», «Книга о причинах», а также многочисленные комментарии к трудам других авторов.

Жизнь Фомы Аквинского полна непредсказуемости. Он вступил в тайное общество, родители его похищали и держали дома под замком. Но Фома не отрекся от своих идей и взглядов, несмотря на окружающие протесты. На него особое влияние имели труды Аристотеля, неоплатоников, арабских и греческих комментаторов.

Основные философские идеи Фомы Аквинского:
  • Истина науки и веры не противоречивы касательно друг друга.  Между ними есть гармония и мудрость.
  • Душа  является субстанцией, которая едина с телом. И в этом тендеме рождаются чувства и мысли.
  • Согласно Фоме Аквинскому конечная цель существования человека – это блаженство, которое обретается в созерцании Бога.
  • Выделил 3 типа познания. Это ум, как область духовных способностей. Это разум, как способность рассуждать. Это интеллект, как умственное познание.
  • Выделил 6 форм правления, которые разделены на 2 вида. Справедливые формы правления – монархия, полисная система, аристократия. Несправедливые – тирания, олигархия и демократия. Фома Аквинский считал,  что лучшей является монархия, как движение к благу из одного источника.
  • Человек отличен от животного свободным выбором и способностью к познанию.
Без чего по словам философа Фомы Аквинского невозможно существование человека?

На самом деле, он был сильно верующим человеком. И без веры в Бога, жизнь теряет смысл. Поэтому, Аквинский выдвинул свои неоспоримые доказательства существования Бога через:

  • Движение. Все, что движется в мире, движимо кем-то. Кем-то свыше.
  • Производящую причину. Первая действующая причина в отношении к самому себе это причина Бога.
  • Необходимость. Всегда есть нечто, являющееся причиной необходимости для всего прочего.
  • Целевую причину. Все в мире действует ради некой цели. Поэтому все движение не случайное, а намеренное, хотя и лишенное познавательных способностей.
  • Степени бытия. Бывают вещи благие и истинные, поэтому в мире существует нечто более благороднейшее и истинное свыше.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какое философское учение Фомы Аквинского.

kratkoe.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о