главные герои произведения М. Ю. Лермонтова

Меню статьи:

Михаил Лермонтов – известный путешественник по Кавказу. Писатель прожил короткую жизнь и опубликовал лишь один сборник – под названием «Стихотворения М. Лермонтова». Здесь же появилась и поэма «Мцыри», написанная в 1839 году. Главные герои «Мцыри» раскрывают суть романтической поэмы и передают атмосферу классической русской (именно русской, а не российской) поэзии.

«Мцыри»: несколько штрихов к общей картине

Нельзя давать характеристику героев поэмы «Мцыри», не обратившись перед этим к сюжету произведения. Основу произведения составляет повествование о горце – юном ребенке, который попал в плен к генералу русской армии.

Для самых умных наших читателей предлагаем ознакомиться с характеристикой Максима Максимовича в повести М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Генерал решил увезти мальчика с родины. Однако ребенок заболевает, и лечившие юношу монахи оставляют горца в монастыре. Мальчик – Мцыри – воспринимает жизнь в темной монашеской келье как заключение. Ребенок оказывается вдали от родины и от света Солнца, который он так любил.

Мальчик в чем-то похож на птенца кукушки: он тоже подкидыш, попавший в чужое гнездо. Впрочем, со временем врачуются не только физические, но и душевные раны Мцыри. Мальчик постепенно привыкает к чужим традициям, принимает инородные обычаи и становится «своим», приживается к новому обществу, адаптируется к этой культуре.

Дальше мы видим, как юноша взрослеет. И вот Мцыри уже не мальчик, а юный молодой человек семнадцати лет. Что-то в душе юноши ломается, переворачивается и Мцыри решает бежать из обители. Бунтарский дух – черта, которой автор наградил героя, словно отняв ее от себя. Мцыри бежит – в неведомую даль, в неизвестность. Побег и свобода возвращают юноше некогда отнятое чувство – детские воспоминания. Память снова оживает в голове и в сердце Мцыри: юноша вспоминает родную культуру и язык, родных сестер и братьев, место, где он жил мальчиком.

Мы рады что вы у нас, поэтому предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести М.Ю. Лермонтова “Княжна Мэри” из цикла “Герой нашего времени”

Три дня, проведенные на воле, кажутся Мцыри вечностью. За этот короткий срок юноша успевает вспомнить детство, увидеть природу Кавказа, узреть красоту кавказской женщины, набирающей воду около источника. Также Мцыри переживает сражения с барсом. Дальше читатель не знает, что происходит с юношей, но вскоре монахи находят его – недалеко от монастыря и без сознания.

В келье Мцыри приходит в сознание. Тело юноши истощено, и он совсем не ест. Братья в обители пытаются расспросить юношу о случившемся, но Мцыри молчит.

Горец осознает: попытка побега провалилась, а значит, он больше не увидит свободу, не почувствует дуновение ветра в степи. Юноша выбирает смерть и отказывается от еды, чтобы умереть быстрее.

Мцыри ощущает близость с иеромонахом, от которого юноша принял крещение. Лишь ему горец рассказывает о пережитом.

Ключевые персонажи поэмы «Мцыри»

Безусловно, основной герой поэмы Михаила Лермонтова «Мцыри» – это юный горец, именем которого и названо произведение русского писателя. Сперва обратимся к характеристике этого юноши.

Мцыри

Имя этого персонажа намекает читателю на то, что произойдет с героем дальше: с грузинского языка слово «мцыри» переводится, как «монах», «отшельник», «чужестранец», «чужой». Жизнь главного героя поэмы проходит между намеченными векторами.

Повествование начинается событием: юный мальчик, заболевший в дороге, оставляется на попечение монахов русским генералом. Теперь жизнь мальчика проходит здесь, в монашеской обители, вдали от родины. Читатель ничего не узнает из текста поэмы о случившемся с семьей мальчика. Однако автор намекает, что Мцыри мог остаться сиротой, а его родственники погибли в войне с русскими.

Генерал взял мальчика как военный трофей, но юноша заболел – в тоске по родной земле и семье. Мцыри не ел, постепенно слабел, силы оставляли мальчика, он умирал. Оставшись в обители монахов, Мцыри со временем привык к здешним порядкам и обычаям, а один из послушников даже привязался к мальчику. Горец выучил новый язык, адаптировался к жизни аскета, готовился стать монахом.

Читателю кажется, что эта история – одна из многих, а главные персонажи «Мцыри» просто воплощают известные события и сюжеты. Однако случается нечто неожиданное: в одну ночь, страшную, сверкающую молниями, монахи молятся, а Мцыри решается на побег. Юноше уже 17 лет, и он впервые ощутил свободу.

События повторяются: Мцыри проводит три дня в степи, а на третий день монахи находят юношу около обители. Послушник слаб и истощен, но, как в детстве, отказывается от еды, медленно умирая. Говорить о произошедшем Мцыри не хочет.

Накануне кончины к Мцыри приходит воспитавший мальчика монах. Пожилой аскет надеется, что юноша одумается и исповедается, чтобы умереть с легкой душой.

Но вопреки ожиданиям монаха, исповедь Мцыри полнится отнюдь не покаянием, но страстью. В последних словах юноши проявляются настоящие черты характера горца.

Старый монах

Это аскет, проживающий в обители, куда привозит Мцыри русский генерал. Монах проникается к мальчику искренними, родственными чувствами, ухаживая за Мцыри во время болезни. В конце, старых монах – единственный, кому Мцыри рассказывает о пережитом на свободе.

Старик воплощает образ слушателя, покорного, молчаливого. В монахе больше не бушует страсть, он усмирил ее. Читатель чувствует контраст между образом монаха и образом Мцыри.

Девушка-грузинка

Во время побега Мцыри встречает в степи, у источника, девушку, набирающую воду в кувшин. Красота грузинки очаровывает юношу. Этот образ является воплощением романтики, страсти и любви, недоступных юноше в монашеской жизни.

Барс

Также в три дня, проведенные на воле, Мцыри сражается с барсом. Гордое и сильное животное – олицетворение дикости жизни, преград, сложностей, из которых юноша выходит победителем.

Характеристика ключевых героев поэмы «Мцыри», между тем, не дает читателю полного представления о фигуре Мцыри, которого автор наделил многими личными чертами. Поэтому необходимо также обратиться к «точке невозврата» главного героя – к побегу.

Побег

Мцыри признается, что жизнь в монастыре не казалась ему настоящей жизнью. В душе юноши – вихрь страсти и буйство красок, желание ощутить остроту жизни, с ее опасностями и неожиданностями. Поэтому Мцыри совершает побег.

На воле юноша проводит всего три дня, однако этого оказывается достаточно, чтобы ощутить тот самый вкус жизни, которого мальчик так жаждал. Когда монахи снова спасают юношу от гибели, Мцыри задает лишь один вопрос: «Зачем?». В этом вопросе выражается вся сущность, истинная природа юноши: горец не способен предпочесть неволю монастырской обители смерти. Смерть оказывается освобождением.

Детство Мцыри не было привычным, ведь он не помнил матери, сестер и братьев. Лишь пребывая в степи, мальчик вспомнил лица родных. Судьба у мальчика – монашеская, а душа – детская, буйная, свободолюбивая. Мальчик жил мечтами снова увидеть родные края, вернуть себе – в воспоминаниях – то, что отняли у него в детстве.

Это объяснение причин, толкнувших Мцыри на побег. Решение мальчика – рискованное и опасное, ведь юноша осознает: за стенами обители он никому не нужен. Читатель замечает, что в степи, на воле Мцыри – не монах и не послушник, но романтик, настоящий горец. У юноши душа поэта.

Природа Кавказа с ее высокими горами, широкими степями, глубокими источниками и синим, ярким небом играет на контрасте с серостью жизни монаха, полной запретов и ограничений. Природа, деревья, трава становятся для Мцыри родственными «душами», ведь дают мальчику ощутить прикосновение к родной культуре, к потерянному детству. Мцыри постепенно вспоминает прошлое, аул, семью.

Романтизм как течение отводит природе ключевую роль: здесь читатель сталкивается не с ухоженными садами, но с заброшенными, дикими, буйными зарослями. Такая природа воплощает внутренний мир романтического героя, душа которого жаждет путешествий.

Михаил Лермонтов описывает Мцыри как персонажа действующего, а не созерцающего.

Испытания для главных героев «Мцыри»

Действующая роль персонажа предполагает, что герой борется с опасностями и препятствиями в жизни, преодолевая все барьеры. Итак, Мцыри в его коротком странствии ожидают три испытания.

Красота девушки

Первое испытание – это встреча Мцыри с грузинкой. Когда герой заглядывает в черные глаза девушки, то полностью забывается. Так читатель наблюдает, как в сердце Мцыри зажигается огонь первой, самой горячей любви, требующей немедленных действий. Девушка живет неподалеку, Мцыри узнает, где находится ее дом. Кажется, юноша мог бы войти в дом девушки и остаться с юной красавицей, однако стремление достичь родины – сильнее. Мцыри продолжает путь.

Сражение с барсом

На этот раз испытание героя – это встреча с дикостью природы, воплотившейся в устрашающем животном.

На первый взгляд, победа барса очевидна, ведь Мцыри – истощенный монашеской жизнью, аскезой, постами и непривычной дорогой хилый юноша. Но судьба распоряжается по-другому: Мцыри побеждает зверя.

Лес

Темнота и непролазная лесная чаща – последнее испытание на пути Мцыри. Юноша теряет путь в лесу: он заблудился. Продолжая дорогу, вдруг Мцыри осознает, что ходит кругами и не продвигается ни на шаг вперед. Отчаяние охватывает героя, и тот падает без сил. Последнее, что остается Мцыри, чтобы доказать право на свободу, – это смерть.

«Мцыри»: главные герои произведения М. Ю. Лермонтова

5 (100%) 1 vote

r-book.club

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»: описание, герои, анализ поэмы

Замысел о написании романтической поэмы о скитаниях свободного горца, обреченного на монашеское затворничество, возник у Лермонтова на пороге юности – в 17 лет.

Об это свидетельствуют дневниковые записи, наброски: юноша, который вырос в стенах монастыря и ничего, кроме монастырских книг и безмолвных послушников не видел, внезапно обретает кратковременную свободу.

Формируется новое мировоззрение…

История создания поэмы

В 1837 году 23-летний поэт оказывается на Кавказе, который полюбил еще ребенком (бабушка возил его на санаторное лечение). В сказочном Мцхете он встретил старого монаха, последнего служителя уже не существующей обители, рассказавшего поэту историю своей жизни. В семилетнем возрасте, горец, мусульманский мальчик, был пленен русским генералом и увезен из родного дома. Мальчик болел, поэтому генерал оставил его в одном из христианских монастырей, где монахи решили вырастить из пленника своего последователя. Парень протестовал, несколько раз сбегал, в ходе одной из попыток едва не погиб. После очередного неудавшегося побега, все-таки принял сан, так как привязался к одному из старых монахов. Рассказ монаха восхитил Лермонтова – ведь он до странности совпадал с его давними поэтическими замыслами.

Вначале поэт озаглавил поэму «Бэри» (с грузинского это переводится как «монах»), но затем он заменил название на «Мцыри». В этом названии символически слились значения «послушник» и «пришелец», «чужеземец».

Поэма была написана в августе 1839 года, издана в 1840 году. Поэтическими предпосылками к созданию этой поэмы стали стихотворения «Исповедь» и «Боярин Орше», в новом произведении Лермонтов перенес действие в экзотическую, а потому очень романтичную обстановку – в Грузию.

Считается, что в описании монастыря у Лермонтова проступает описание мцхетского собора Светицховели, одного из древнейших святынь Грузии.

Вначале Лермонтов намеревался использовать для поэмы эпиграф на французском «Родина бывает только одна». Потом передумал – эпиграфом к поэме служит библейская цитата, переводимая с церковнославянского, как «Вкушая, вкусил мало меда – и вот, умираю».  Это отсылка к библейской истории о царе Сауле.  Предводитель воинства, Саул напутствовал своих воинов на битву. Он пригрозил казнью любому, кто сделает перерыв в битве, чтобы поесть и восстановить силы. Царь не знал, что его собственный сын вкусит запретного меда и ринется в бой. После удачного сражения царь решил казнить сына, в назидание всем, и сын готов был принять наказание («Выпил мёду, теперь я должен умереть»), но народ удержал царя от расправы.  Смысл эпиграфа в том, что непокорный, свободный по своей природе человек не может быть сломлен, никто не вправе распоряжаться его правом на свободу, а если затворничество неизбежно, то подлинной свободой станет смерть.

Анализ произведения

Сюжет, жанр, тема и идея поэмы

Сюжет поэмы почти совпадает с изложенными выше событиями, но начинается не в хронологическом порядке, а представляет собой экскурс. Юноша, готовящийся к постригу в монахи, во время бури остается за стенами своего монастыря. Три дня свободы подарила ему жизнь, когда же его нашли больным и израненным, он рассказал старому монаху то, что ему довелось пережить. Юноша осознает, что непременно умрет, хотя бы потому, что после трех дней свободы он уже не сможет мириться с прежней жизнью в монастыре. В отличие от своего прототипа, Мцыри, герой поэмы, не мирится с монастырскими обычаями и умирает.

Почти вся поэма целиком – это исповедь юноши перед стариком-монахом (назвать исповедью этот рассказ можно только формально, так как рассказ юноши проникнут вовсе не стремлением к покаянию, а страстью к жизни, страстным желанием её). Напротив, можно сказать, что Мцыри не исповедуется, а проповедует , вознося новую религию – свободу.

Основной темой поэмы считается тема бунта как против формального затворничества, так и против обыденной, скучной, бездеятельной жизни. Также в поэме поднимаются темы:  

  • любви к родине, потребности в этой любви, потребности в собственной истории и семье, в «корнях»;
  • противостояния толпы и ищущего одиночки, непонимания между героем и толпой;
  • тема свободы, борьбы и подвига.

Первоначально критика восприняла «Мцыри» как революционную поэму, призыв к борьбе. Тогда её идею понимали как верность своей идеологии и важность сохранения этой веры, несмотря на возможное поражение в борьбе. Мечты о родине Мцыри критики рассматривали как потребность присоединиться не только к совей утраченной семье, но и как возможность присоединиться к армии своего народа и сражаться вместе с ней, то есть, добиваться свободы и для своей родины.

Однако позже критики усмотрели в поэме больше метафизических смыслов. Идея поэмы видится более широко, так как образ монастыря пересматривается.  Монастырь служит прообразом общества. Живя в обществе, человек мирится с определенными рамками, оковами для собственного духа, общество отравляет естественного человека, каким является Мцыри. Если бы проблема состояла в потребности сменить монастырь на природу, то Мцыри был бы счастлив уже за стенами монастыря, но и за пределами обители он не находит счастья. Он уже отравлен влиянием монастыря, и он стал чужим в мире природы. Таким образом, в поэме утверждается, что поиск счастья – сложнейший путь в жизни, где для счастья нет обязательных условий.

Жанр, композиция и конфликт поэмы

Жанр произведения – поэма, это жанр, наиболее любимый Лермонтовым, стоит на стыке лирики и эпоса и позволяет рисовать героя более детально, чем лирика, так как отражает не только внутренний мир, но и поступки, действия героя.

Композиция поэмы кольцевая – действие начинается в монастыре, переносит читателя в отрывочные детские воспоминания героя, в его трехдневные приключения и снова возвращается в монастырь. Поэма включает в себя 26 глав.

Конфликт произведения романтический, типичный для произведения в жанре романтизма: противопоставляется стремление к свободе и невозможность получить её, романтический герой в поиске и толпа, препятствующая его поиску. Кульминация поэмы – момент встречи с диким барсом и поединок со зверем, полностью вскрывающий внутренние силы героя, его характер.

Герои поэмы

(Мцыри рассказывает монаху свою историю)

В поэме всего два героя – Мцыри и монах, которому он рассказывает свою историю. Впрочем, можно сказать, что действующий герой только один, Мцыри, а второй безмолвен и тих, как и положено монаху. В образе Мцыри сходится множество противоречий, которые не позволяют ему быть счастливым: он крещенный, но иноверец; он монах, но бунтует; он сирота, но у него есть дом и родители, он «естественный человек», но не находит гармонии с природой, он из «униженных и оскорбленных», но внутренне свободнее всех.

Подробнее: Мцыри: характеристика и образ героя

(Мцыри наедине с собой и природой)

Это сочетание несочетаемого – трогательный лиризм в созерцании красот природы с могучей силой, мягкость и твердые намерения на побег – то, к чему сам Мцыри относится с полным пониманием. Он знает, что счастья для него нет ни в образе монаха, ни в образе беглеца;  он удивительно точно понял эту глубокую мысль, хотя не является ни философом, ни хотя бы мыслителем. Последняя ступень протеста не дает примириться с этой мыслью, потому что человеку чужд оковы и тюремные стены, потому что он создан для того, чтобы стремиться к чему-нибудь.

Мцыри умирает, сознательно не прикасается к еде, предложенной монахом (тот спасает его второй раз от смерти, да еще и является его крестителем), просто не хочет выздоравливать .Он видит смерть как единственное возможное избавление от оков навязанной религии, от того, кто походя, не задумываясь, написал его судьбу. Он смотрит в глаза смерти мужественно – не так, как смиренно должен опустить перед нею глаза христианин, — и в этом его последний протест перед землей и Небом.  

Художественные средства, значение поэмы в искусстве

Кроме типичных для романтических произведений средств художественной выразительности (эпитеты, сравнения, большое число риторических вопросов и восклицаний), роль в художественном своеобразии произведения играет поэтическая организация. Поэма написана 4-стопным ямбом, используется исключительно мужская рифма. В.Г. Белинский в отзыве о поэме подчеркнул, что этот настойчивый ямб и мужская рифма – словно могучий меч, рубящий врагов. Этот прием позволил нарисовать поистине страстные и яркие образы.

«Мцыри» стал источником вдохновения для множества поэтов и художников. Героические темы не раз пытались переложить на музыку, так как поэма стала настоящим символом неискоренимого стремления к свободе.  

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

характеристика и образ главного героя в одноимённой поэме М.Ю. Лермонтова

Юный послушник Мцыри, живущий в монастыре в одной из грузинских долин — главный герой одноименной романтической поэмы М.Ю. Лермонтова.

Разочарование в окружающей реальности и отсутствие людей сильных духом, Лермонтов создает свой собственный идеал, способный на настоящие поступки в нестандартных жизненных ситуациях. Ему хотелось описать сильного и мужественного человека с четкими жизненными принципами и целью, к которой он идет несмотря на все препятствия и готов отдать за неё свою жизнь.

Характеристика главного героя-монаха

Подросток оказывается в монастыре еще ребенком, здесь его оставляет проезжавший мимо русский генерал, который взял его в плен в далеком горном ауле. Мальчик всего пугается и дичится, находится в очень ослабленном физическом состоянии, но уже тогда его отличает сильная воля и огромное внутреннее достоинство. Монахи выходили его и он остался жить с ними, но его существование здесь было полно тоски и боли, он не был счастлив. Монастырские стены он считал тюрьмой и всего лишь досадным препятствием к осуществлению его цели — вернуться на Родину, в страну его предков.

Глухой ночью он совершает побег, спустя несколько дней монахи находят его израненного, истощенного, практически умирающего. И хотя они прилагают множество усилий чтобы вернуть его к жизни, выздоровление не наступает и юноша понемногу угасает. Всем кажется, что он потерял что-то настолько важное и ценное, что просто не видит смысла жить дальше. Перед смертью он открывает свою душу наставнику и перед читателем открывается его внутренний мир, который помогает лучше узнать юношу и понять причины его побега.

Имея дикий и необузданный нрав, Мцыри «дитя гор» страстно желал жизни «полной тревог», для него она была воплощением свободы, единения с окружающим миром, способом проверить свои способности и сильные стороны характера. Наделенный повышенным чувством собственного достоинства, гордый, как и все сыновья кавказского народа, бедняга мечтал попасть на свою Родину, чтобы стать там независимым и уважаемым членом общества, а не сиротой без роду и племени.

Каждый шаг, любое действие в этой новой жизни за пределами его приносили юноше только счастье и удовольствие, даже если они не всегда были простыми и радостными. И дикий восторг, и безмерное восхищение, и горькое разочарование — все они для неискушенного горца были одинаковы ценны и памятны, потому-что ничего подобного он никогда не испытывал.

Его путь не был прост и усыпан розами, его преследовали усталость, голод и отчаяние, но сила духа и стремление достичь цели помогли преодолеть все трудности и даже одержать победу над свирепым горным барсом. Истощенный голодом и измученный трудностями Мцыри, благодаря бесстрашию и горячей крови своих предков, сумел убить сытого и сильного хищника. Отравленный духом рабства мужественный и храбрый юноша возвращается в место своего заточения и умирает с мыслями о своей далекой и такой желанной Родине.

Образ главного героя в произведении

Образ главного героя Мцыри является одним из любимых у Михаила Лермонтова, в тех строках, где он описывается, чувствуется искреннее восхищение и любование ним, автору близки и понятны его сильный и стойкий моральный дух, гордый и независимый нрав. Лермонтов сочувствует судьбе главного героя, жалеет что тот не может вернуться в свой отчий дом.

Для Мцыри дни, которые он провел за монастырскими стенами — лучшие в его жизни, он ощутил вкус свободы и единство с природой. Тогда он мог рассчитывать только на себя, был частью огромного мира, который он так жаждал увидеть всю свою жизнь. Наконец то он стал самим собой и обрел ту частичку своего я, которую, как он думал, потерял навсегда. Он наконец перестал быть рабом и ощутил себя свободным человеком, имеющим прошлое и ставший хозяином своего будущего.

Создав образ Мцыри, Лермонтов таким образом откликается на сложившееся в то время положение вещей, когда в обществе всяческие мысли о свободе подавлялись и уничтожались, людям было страшно и они постепенно деградировали. На примере данного произведения автор показывает нам с одной стороны сильного и мужественного человека-бойца, с другой — всю опасность такого положения в обществе, которое в любую минуту может привести к его гибели.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Герои произведения Мцыри и их краткая характеристика

«Мцыри» -поэма романтическая.
В ней необычно все: обстановка, в которой происходит действие,
само действие и, конечно, герой.

Герой поэмы -Мцыри, неслужащий монах. Шес­тилетним мальчиком
попадает он в монастырь, где и проходит вся его жизнь, вдали от дома,
от близких, от мирских удовольствий.
Мцыри -человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям,
близким и родным по духу.
Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную
мятежной душой, могучим темпераментом.
Но в личности Мцыри живо и убедительно сочетаются черты силы
и слабости.
Огненная страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонная воля
Мцыри-неотделимы в нем от его физической хилости и болезненности-
наследства монастырского режима.. .
Лермонтов сразу же подчеркивает противоречивость героя —
он «пуглив и дик», «слаб и гибок», но «в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий слух
Его отцов».
Могущество внутреннего духа и слабость тела — вот характерное
противоречие Мцыри, объясняемое оторваностью от родных мест
и неясной тоской по родине.
Могучий дух возрос в чужой ему искусственной среде, он
питается воспоминаниями и неясными предчувствиями вольной жизни.
Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нём Мцыри
воспринимал как плен. Окружающие его люди были враждебны ему,
они не могли понять Мцыри.
У него отняли свободу, но стремление к ней убить не смогли.
Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его
сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет
причину его побега. Она проста.
Все дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”, юноша был одержим
“пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни, которая звала его
“в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы,
где люди вольны, как орлы”.
Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое
настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”, “для воли иль тюрьмы
на этот свет родимся мы”:

..Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!

Также Мцыри стремился познать самого себя.
И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была 6 печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек
рожден свободным,
что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”.
За несколько глотков свободы герой готов отдать две жизни
в монастыре.
Покой и тишина не могут заменить ему красоту мира и
разрушенные юношеские мечты.

tvoiznaniya.com

Главные герои Мцыри

Главный герой лермонтовской поэмы “Мцыри” живет в абсолютно чуждом ему мире – мире монастырских молитв, смирения и послушания. Но не для того он был рожден, чтобы просить бога о милости, падая ниц перед алтарем. В Мцыри бушует кровь горцев, гордого, свободолюбивого и независимого народа. И герой, чувствуя это, начинает воплощать в реальность свою самую заветную мечту – найти путь на свою родину, на свою отчизну.

Молодой послушник лелеет полузабытые воспоминания о седых вершинах Кавказа, об отце-воине с гордым взором, в звонкой кольчуге и с ружьем, о своих играх близ горной бурной речки, о песнях своих юных сестер и о рассказах стариков. Ночью в грозу юноша решается убежать из монастыря, чтобы прийти на родину и найти отчий дом. Для Мцыри бушующая в ночной мгле буря ближе и понятнее, чем монастырские

тишина и покой:

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой

Меж бурным сердцем и грозой?

Красота окружающего мира оставляет в душе Мцыри неизгладимое впечатление. Гармония природы восхищает его, дает почувствовать, что и он является частью этого удивительного мира. И усиленный грозой горный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья, тоже заводит “дружбу” с Мцыри, как и гроза.

“Могучий дух” юноши лучше всего проявляется в битве его с барсом. Сердце беглеца зажигается жаждой борьбы. Бешеный скачок зверя грозит ему смертью, но он предупреждает его верным ударом. Из этой схватки герой выходит победителем!

Ничто не может убедить Мцыри прекратить поиски своей родины. Даже встреча с грузинкой, пришедшей к реке набрать воды, не заставила послушника отказаться от своей цели:

И мрак очей был так глубок,

Так полон тайнами любви,

Что думы пылкие мои

Смутились. Помню только я

Кувшина звон, – когда струя

Вливалась медленно в него,

И шорох. больше ничего.

Находясь на пороге смерти, рассказывая о своем трехдневном путешествии старику-монаху, он говорит, что по-настоящему жил только на воле. Мцыри не боится смерти, он верит, что могила подарит ему покой. Однако юноше жаль расставаться с жизнью, ведь он жил всего лишь несколько дней.

Вместо призыва к покорности и смирению, молитвам и покаянию, звучит голос Мцыри, зовущий на волю:

От келий душных и молитв.

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Мцыри отказывается от рая и небесной отчизны во имя своей земной родины:

Увы! – за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял.

Молодой Мцыри стал воплощением безумной жажды свободы, стремления к безграничной воле. Его можно назвать тем, кто наравне с М. Ю.Лермонтовым, своим создателем, защищает человеческую волю и отстаивает земные права у небес.

schoolessay.ru

Мцыри — главный герой

Мцыри — главный герой

Автор: Лермонтов М.Ю.

Каждый писатель настойчиво ищет в окружающей жизни того героя, который стал бы его идеалом, воплотив лучшие черты передовых людей своего времени; Каких же героев могла породить мрачная действительность 30-х годов XIX века, эпоха «голубых мундиров»? Бездушных людей, «приличьем стянутых масок», которые уютно и легко чувствуют себя в атмосфере всероссийского маскарада, заставляющего каждого скрывать свои истинные взгляды и чувства. Или во всем разочаровавшихся и разуверившихся, скептически настроенных, разучившихся любить и ненавидеть пассивных созерцателей жизни, подобных героям «Думы». Неудивительно, что в поисках идеального героя Лермонтов обращается к литературе романтизма, продолжающей байроновские традиции и популярной в то время в России.
В романтическом образе Мцыри поэт воплотил свою мечту об «огненной душе», «исполинской натуре», свой идеал героя, видевшего смысл жизни в борьбе. Характерная для романтических произведений композиция поэмы ограничила рассказ о всей жизни героя одной небольшой главой. Внешние обстоятельства жизни Мцыри лишь слегка приоткрывают его душу и только намечают характер. Рассказ о «мучительном недуге» пленного ребенка, его физической слабости заставляет обратить внимание на его недетскую выносливость, гордость и одиночество среди монахов. Полностью характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет почти всю поэму.
Взволнованный монолог умирающего юноши вводит читателя в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Мцыри воспринимает жизнь в монастыре, как плен. Это размеренное, тусклое существование не может дать герою счастья, так как первым его условием является воля. Значит, монастырская жизнь не смогла убить в Мцыри его стремлений и порывов, наоборот, она разожгла в нем «пламенную страсть», которая звала его «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Эта страсть не кажется преувеличенной, ненатуральной, потому что юноша, попав в ненормальные жизненные условия, был лишен всего самого дорогого, без чего человек не может быть счастливым.
…Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Главная причина побега Мцыри — стремление обрести утраченную родину — не является единственной. Он хочет узнать, что такое настоящая жизнь, «прекрасна ли земля», «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», то есть задается философскими вопросами бытия. Кроме того, Мцыри стремится познать самого себя, ибо спокойное и безопасное течение жизни среди монастырских стен не может дать ему ответа на этот вопрос. И только дни, проведенные на воле, несмотря на подстерегающие героя опасности, дали ему полноту ощущения и понимания жизни.
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Трехдневные скитания Мцыри уверили его в том, что мир прекрасен, что человек рожден свободным, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Исключительность, сила духа, неистовость чувств Мцыри заставляют его смело идти навстречу своей мечте через трудности и соблазны.
Открывшийся мир ошеломил героя яркостью красок, многообразием звуков, наполнил его душу ощущением слияния с природой. Но этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. За три дня Мцыри пришлось испытать и страх «грозящей бездны на краю», и жажду, и «страданье голода», и смертельную схватку с барсом. Эти трудности и опасности символизируют те жизненные препятствия, которые встают на пути каждого человека, испытывая его физические и духовные силы. «Могучий дух» Мцыри помогает ему преодолеть физическую слабость. Особенно ярко раскрывается это в битве с барсом, которая стала его самым жестоким испытанием. Хрупкий и слабый, он становится богатырем. Им владеет не страх, а жажда победы, которая и помогает ему одолеть опасного противника, ощутить сладость битвы и восторг победы.
Жизнь, окружающая Мцыри, постоянно ставит его перед выбором, предлагая возможные пути. Встреча с грузинкой сулит ему радости любви;, спокойное и безмятежное человеческое счастье. Но у героя другая цель, более высокая и прекрасная. Ради ее достижения он находит в себе силы преодолеть «сладкую тоску».
Каким же страшным ударом стало для Мцыри его последнее открытие, когда он понял, что, заблудившись, вновь вернулся, теперь уже навсегда, к своей прежней тюрьме. Здесь им впервые овладевает отчаяние, так как он осознал безнадежность своего положения, когда «на родину следа не проложить уж никогда».
И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей;
Что бесполезно столько дней
Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал.
В горячечном бреду Мцыри возникает образ рыбки, которая шепчет ему о блаженстве покоя и сна, сладости небытия. Но, в сущности, это тот же отказ от настоящей жизни, полной и радостей, и страданий, который проповедовала монастырская братия. А такой путь неприемлем для Мцыри. Даже в свой предсмертный час он сохранил исполинскую мощь духа, не изменил себе, своей мечте о родине и свободе.
Невольно задаешься вопросом: почему же Мцыри, обладавший волей, отвагой, целеустремленностью, выносливостью, все же не смог «пройти в родимую страну»? Что помешало ему? Над этим вопросом задумывается и сам герой. Он не щадит себя, называя «цветком темничным», а свою «пламенную страсть» «жаром бессильным и пустым». Но, думается, герой не прав в своем резком самоосуждении. У него были все качества, необходимые для победы, но обстоятельства, в которых он оказался, лишили его связи с близкими людьми, обрекли на одиночество, не дали практического опыта, знания жизни. На первый взгляд, кажется, что Мцыри потерпел поражение под ударом судьбы. Но уже одно то, что он не побоялся бросить вызов року, обрекшему его на монастырское существование, и сумел прожить несколько дней именно так, как хотел — в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью, — говорит о том, что в поединке с судьбой он одержал нравственную победу.
Значит, смысл жизни и подвига Мцыри — в преодолении духовной тюрьмы, в том, что через всю свою короткую жизнь он сумел пронести могучую страсть к борьбе и свободе. Романтический герой Мцыри стал не только «любимым идеалом» Лермонтова — он заставлял его современников отказаться от пассивности, апатии и безразличия, утверждал смысл жизни в борьбе за достижение высоких и гуманных целей. Подвиг Мцыри внушает читателю мысль о необходимости изменить жизнь к лучшему, отважиться на «решительный шаг», попытаться стать хозяином, а не рабом своей судьбы.

coolreferat.com

Мцыри — герой поэмы Лермонтова

Книги

Data: 24.02.2012 01:55 | Автор:

Мцыри — в переводе с грузинского языка значит послушник, или монах, ещё не прошедший обряд посвящения. Мцыри — главный и единственный герой одноимённой поэмы Лермонтова.

Источник: поэма «Мцыри»

Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов

Вид: герои произведений Лермонтова

Поэма рассказывается от лица юноши, который вырос в монастыре, где был оставлен в детстве похитившим его генералом. Мальчик вырос нелюдимым юношей, ни разу в жизни не проронил ни одной слезы, отличался суровым нравом. Однако сбежав из монастыря на свободу перед постригом, он почувствовал вкус к жизни. Его воображение поразила бедная грузинка, набиравшая воду из горной реки, ему понравился породистый конь, сбежавший из-под неумелого седока, он сразился с диким зверем, барсом, вооружённый только заострённой деревяшкой.

Поняв, что жизнь намного богаче той, что он привык видеть, устав сожалеть, что находится в плену на чужбине, понимая, что у него нет возможности завладеть ни прекрасным скакуном, ни девушкой, он умирает, ощущая иссушающее бессилие. Юный мцыри испускает свой мятежный дух под стенами своего монастыря под звук колокола. Жизнь в монастыре наложила отпечаток на существование послушника: он обречён на гибель в чужом укладе, но и к воле оказывается неприспособенным. Двойная чужеродность оказывается губительной для героя.

Главный герой поэмы «Мцыри» связан с героями поэм Байрона «Шилонский узник», Руставели «Витязь в тигровой шкуре», поэзии Гёте «Лесной царь», «Рыбак».

Цитаты

Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.

Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».

Я лег в тени. Отрадный сон
Сомкнул глаза невольно мне…
И снова видел я во сне
Грузинки образ молодой.

www.fanbio.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *