Содержание

«Человек в футляре» — анализ произведения А.П. Чехова

Анализ «Человека в футляре» способствует пониманию художественного произведения, помогает проникнуться идеей автора и ясно определить его позицию.

Антон Павлович Чехов в рассказе рисует картину обыденной мещанской жизни, разоблачает ничтожную сущность маленьких людей.

Писатель вызывает в душе читателя массу противоречивых чувств и впечатлений.

История создания произведения А.П. Чехова «Человек в футляре»



Опубликованный в 1898 г. в июньском номере «Русской мысли» рассказ «Человек в футляре» не остался незамеченным в среде критиков и обыкновенных читателей.

Сочинение открывает «Маленькую трилогию», включающую «Крыжовник» и «О любви». Эту серию Антон Павлович написал летом 1898 г. в Мелихове.

Далее у Чехова наступил творческий спад. Затем ухудшение состояния здоровья, вызванное туберкулезом.

Главные герои и их характеристика


В произведении нет героев в полном смысле этого слова, людей, выражающих авторские взгляды, раскрывающих авторский смысл.

Главный герой – преподаватель греческого Беликов, прозванный учениками Антропосом.

Другие действующие лица:

  • Чимша-Гималайский – врач ветеринар, принадлежащий к дворянству;
  • Буркин – рассказчик, преподаватель, сослуживец Беликова;
  • Михаил Саввич Коваленко – персонаж повести Буркина, молодой преподаватель;
  • Варенька – незамужняя сестра Михаила Саввича около тридцати лет;
  • Повар Афанасий – шестидесятилетний старик, состоящий в прислугах у Беликова;
  • Мавра – супруга старосты, ни разу в жизни не выезжавшая из села. А в последние десять лет она покидает свой дом лишь по ночам. Воспоминание о Мавре наводит Ивана Иваныча и Буркина на разговор о футлярности.

Автор дает персонажам краткие, но точные характеристики, рисующие перед читателем яркий реальный образ.

Беликов – это человек, заключенный в несколько футляров. Это чехол, выражающийся не только наружно, состоящий из характерных атрибутов одежды, но и внутренний футляр. Жизнь Антропоса наполнена самоограничениями и ограничениями для других.

Часто повторяемая им фраза «как бы чего не вышло» служит откликом на любое несоответствие установившимся стереотипам. Жизненные принципы этого человека сводятся к защите от окружающей жизни, к постоянной осторожности, предчувствию опасности и навязывании своих ограничений окружающим.

Чимша-Гималайский – сухощавый рослый старик с длинными усами. По мнению окружающих ему абсолютно не подходит странная фамилия Чимша-Гималайский. Поэтому все величают его просто Иван Иваныч. Судьба Беликова наталкивает Ивана Иваныча на размышления о социальном зле, несправедливости и невозможности открыто высказывать свою позицию.

В противоположность врачу Чимше-Гималайскому Чеховым изображается наружность учителя Буркина. Это лысый толстяк небольшого роста с черной длинной бородой. Он смотрит с иронией на историю Беликова, являясь в то же время типичным представителем мещанского провинциального общества.

И лишь один Коваленко, человек энергичный, открытый, откровенно презирает Антропоса, в лицо обвиняя его в фискальстве. Он не понимает, как могут окружающие педагоги существовать в таких условиях, в атмосфере «удушающей, поганой».

Сестра Михаила Саввича Варвара обладает чертами яркими, выразительными. Автор рисует ее шумной хохотушкой, которая не прочь выйти замуж за Беликова.

Афанасий предстает постоянно нетрезвым, полоумным стариком, который по обыкновению стоит у двери со скрещенными руками и невнятно бурчит одну и ту же непонятную фразу.

Очень краткий пересказ



«Человек в футляре» – это короткое литературное произведение. В нем чуть более 10 страниц печатного текста. Рассказ не разделяется по главам, являя собой цельное повествование.

Это своеобразный рассказ в рассказе, случай из жизни, поведанный между делом на охоте. Сокращенно сюжет «Человека в футляре» умещается в несколько строк.

В первом абзаце идет описание места для ночевки двух запоздавших охотников: Ивана Ивановича и Буркина. Им не спалось. Вспоминались различные истории. Разговор заходит о людях, прячущихся в защитную оболочку, выбирающихся одиночество.

Преподаватель вспомнил о почившем около двух месяцев назад Беликове. Он был примечателен тем, что на протяжении жизни старался «окружить себя оболочкой».

Настоящее Беликову было отвратительно, он не выносил отступлений от правил и весь город терроризировал. Преподаватель греческого опасался всего и во всем осторожничал. Питался судаком на коровьем масле, в страхе быть обвиненным в несоблюдении постов.

Размеренное течение жизни города нарушает приезд преподавателя географии и истории Коваленко с сестрой. Это новые люди «из хохлов». Обывателей от скуки захватывает идея поженить Варвару Коваленко и Беликова. Внушение делает свое дело, и Антропос склоняется к мысли, что «жениться надо». Но вся эта ситуация действует на учителя греческого угнетающе, он осторожничает.

Тут следуют два решающих случая. В гимназии появляется карикатура «влюбленный антропос», изображающая Беликова с зонтом в калошах и подсученных брюках под руку с Варенькой. Однажды незадачливый влюбленный видит Варвару Саввишну и ее брата на велосипедах.

Зрелище это до глубины души поражает его и приводит в негодование. Он решает объясниться с Коваленко. Беседа перерастает в ссору, и Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Варваре. Девушка, видя смущенного и помятого учителя, полагая, что он упал нечаянно, заливается громким смехом. Этим завершается для Беликова все земное существование.

Он слег в постель и уже больше не встал. Умер Антропос через месяц. После похорон все жители испытывают чувство большого удовольствия. Но через некоторое время жизнь возвращается в прежнее русло.

В заключении следует рассуждение охотников на тему футлярности. Но история наводит их на разные мысли и выводы. Каждый, думая о своем, ложится спать.

Анализ произведения

Анализ сочинения Чехова поможет выявить особенности произведения, исследовать способы выражения замысла автора.

Главная идея — что значит «человек в футляре»

Основная мысль рассказа – это протест против футлярности и призыв к простой открытой жизни.

Чехов расширяет значение понятия «футляр». Защитный чехол можно разделить на несколько слоев. Главный персонаж укрывается не только во внешнем футляре: в любую погоду он одет в теплое пальто на вате с поднятым воротником и калоши, носит зонт в чехле, темные очки. Он оберегает свое пространство, закрывается на все задвижки, затворяет ставни.

Беликов защищается от внешних влияний, испытывает страх ко всему новому, неоднозначному. Он понимает лишь циркуляры и газетные статьи, содержащие запреты. Внутренний слой призван спрятать Беликова от раздражающей действительности.

Почему Беликова боялся весь город? Обратимся к цитате, в которой Буркин описывает Антропоса:

Беликов угнетает всех своей осторожностью, давит на людей, заставляет их бояться всего и вся. Таким образом, имя Беликова становится нарицательным, характеризующим явление человеческой футлярности. В этом заключается смысл названия рассказа.

Композиция

Произведение отличает необычный композиционный прием. Повествование представляет собой один рассказ, вмещающийся в другой. Причем основная часть «Человека в футляре» принадлежит Буркину. Его стиль не чеховский, он публицистичен и отличается патетикой.

Жанр

Произведение «Человек в футляре» относится к жанру рассказа.

Ему присущи характерные черты этого жанра:

  • малый объем — около 13 страниц;
  • немногочисленные действующие лица;
  • описывается один значительный эпизод из жизни;
  • большая роль отводится деталям;
  • повествование ведется от лица рассказчика;
  • в названии заложен ключевой смысл.

Направление

Литературное направление произведения Чехова – реализм. Автор воспроизводит типичные черты жизни своего времени, изображает характерные личности.

В «Человеке в футляре» отражается историческая эпоха. А в образе главного героя воплощаются типические социальные качества.

Особенности сюжета

В основе сюжета произведения лежит столкновение двух несхожих людей одной профессии Беликова и Михаила Саввича. Конфликт разворачивается на фоне повседневной жизни. А повествование обрамляется в лирическую оболочку.

Неслучайно по окончании повести о жизни Антропоса звучит лирическое описание окружающей природы, тишины и безмятежности ночи.

Проблематика

В рассказе Чехов поднимает важные проблемы, касающиеся личности, ее места в обществе и роли в социальной жизни. Писатель рисует образ Беликова, как человека, отгородившегося от людей, спрятавшегося в футляр условностей и страхов.

И здесь скрывается множество проблем: проблема одиночества и враждебности по отношению к прогрессу, бессмысленности жизни, страх перед любовью и поиск счастья.

Заключение

Критика высказывала неоднозначные отзывы о рассказе «Человек в футляре». Большинство современников писателя отмечали живой образ Беликова, явившийся «художественным откровением» и выражающий собою «целую общественную среду». И лишь немногие критики не увидели глубины произведения, назвав его плохим и бессодержательным.

Читателю рекомендуется ознакомиться с полным содержанием рассказа, чтобы, основываясь на приведенном анализе произведения, сложить независимое мнение о «Человеке в футляре».

1001student.ru

Описание рассказа «Человек в футляре», прототипы главного героя / Чехов А.П.

«Человек в футляре» — рассказ А.П. Чехова. Рассказ написан и опубликован в 1898 г. («Русская мысль», №7). Впоследствии вошел во второе собрание сочинений писателя, изданное А.Ф. Марксом. Комментаторы А.П. Чехова указывают на принадлежность рассказа «маленькой трилогии» Чехова (наряду с «Крыжовником» и «О любви»). Образ «футлярного человека» возникает, однако, еще раньше в записных книжках Чехова: «Человек в футляре, в калошах, зонт в чехле, часы в футляре, нож в чехле. Когда лежал в гробу, то казалось, улыбался: нашел свой идеал».

В этом рассказе, давно признанным шедевром Чехова (образ «человека в футляре» стал нарицательным), автор нашел чрезвычайно яркие, узнаваемые и лаконичные детали для изображения типичного, как считали современники, российского явления — рассказ безусловно связан как с темой мещанства, образом человека, из которого «ушла душа», так и с чеховской темой России — «страны казенной», где оказенено, «офутлярено» и приведено «в порядок», в согласие с циркулярами все даже в частной жизни человека. Продолжает Чехов и гоголевские мотивы «маленького человека», мании чина и чинопочитания. Футлярность чеховского «антропоса» (тяга к мертвым языкам, которые преподает учитель Беликов, — всегда у Чехова признак «живого мертвеца») тесно связана и с феноменом несвободного, табуированного сознания, выразившимся в стремлении регламентировать и цензуровать всю окружающую жизнь.

В чеховедении развернулась полемика о прототипах образа Беликова. Читатели-земляки Чехова (В.Г. Богораз-Тан) узнавали в образе инспектора таганрогской гимназии А.Ф. Дьяконова, что, однако, впоследствии оспаривалось. Ю. Соболев в своей книге о Чехове утверждал, что «живой моделью» для Чехова послужил ученый-гидрограф М.О. Меньшиков (состоявший одно время в переписке с Чеховым), о котором «Неделя» иронически писала, что он всегда носит с собой зонтик, боится умываться, в сушь носит калоши. Между тем научные комментаторы Чехова часто отрицают эту прототипичность, на основании того, что Меньшиков был человеком чести, стрелялся из-за оскорбительных публикаций, был отважным участником морских экспедиций и проч. В работе «Чехов и Розанов» В.Б. Катаев прослеживает сходство высказываний чеховского Беликова и статьи Меньшикова «О суевериях и правде любви».

Современная критика широко откликнулась на публикацию рассказа Чехова. Говорили о том, что тип, выведенный Чеховым, — такое же открытие, как Чичиков или Обломов (А.М. Скабичевский).

«Человек в футляре» — одно из наиболее популярных, «хрестоматийных» произведений Чехова. Он вошел в серию чеховских экранизаций режиссера И. Анненского. В заглавной роли одноименного фильма (1939 г.) выступил известный мастер психологического портрета, артист Московского Художественного театра Н.П. Хмелев.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

classlit.ru

Краткое содержание рассказа «Человек в футляре» Чехова: краткий пересказ, план произведения |LITERATURUS: Мир русской литературы

Беликов. «Человек в футляре».
Художник В. Милашевский
В этой статье представлено краткое содержание рассказа «Человек в футляре» Чехова: краткий пересказ и план рассказа.
В кратком содержании отражены основные факты и события из рассказа «Человек a футляре». Краткий пересказ условно разбит на пять частей для наглядности.

Краткое содержание рассказа «Человек в футляре» (краткий пересказ)

Повествование в рассказе ведется от лица Буркина, учителя гимназии. Буркин рассказывает историю о своем коллеге по фамилии Беликов.

1. Жизнь в футляре

Господин Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Его называют «человеком в футляре» за его замкнутый образ жизни. 

Беликов — одинокий мужчина за 40 лет. Он все время боится, как бы чего ни случилось. Беликов во всем видит опасность и всего боится: плохой погоды, общественного мнения и т.д. Строгий учитель Беликов держит в страхе всю гимназию. Его боятся все — даже директор. 


2. Знакомство с Варенькой

Однажды в гимназии появляется новый учитель Коваленко. У этого учителя есть одинокая сестра Варенька. Учителя в школе сводят его с Варенькой. Беликов ходит к ней в гости, но не делает предложение. Он боится, как бы чего не случилось, если он женится. 


3. История с велосипедами

Однажды Беликов видит, как Варенька с братом катаются на велосипедах. Ему это не нравится. Беликов приходит к Вареньке, чтобы высказать свою критику. Но дома он застает ее брата — учителя Коваленко. Беликов советует Коваленко и Вареньке не ездить на велосипеде, потому что ему это кажется неприличным. 

4. Падение Беликова

Коваленко терпеть не может зануду-Беликова. Он выгоняет Беликова и толкает его с лестницы. Тот скатывается по лестнице. Варенька видит это падение и хохочет. Беликов не может пережить позора. Он целый месяц лежит в постели и не встает. Через месяц он умирает. 

5. После смерти Беликова


После смерти Беликова вся гимназия чувствует облегчение: всем легче без неприятного зануды-Беликова. Но вскоре жизнь в школе снова становится серой. Всем ясно, что дело не в одном Беликове. Вокруг живет много других «людей в футлярах». Они, как и Беликов, мешают людям жить своей жизнью.

План рассказа «Человек в футляре»

Краткий план рассказа «Человек в футляре» можно представить так:

Вступление
1. Жизнь в футляре
2. Знакомство с Варенькой
3. История с велосипедами
4. Падение Беликова

5. После смерти Беликова
Заключение


Это было краткое содержание рассказа «Человек a футляре» Чехова: краткий пересказ основных фактов и событий произведения, а также план рассказа.

www.literaturus.ru

Главные герои произведений А. П. Чехова

Готовые Домашние Задания

Многие современники А. П. Чехова сетовали на то, что главная черта чеховских рассказов — это неопределенность и незавершенность, неясность того, что будет дальше, и отсутствие анализа причин того, что произошло. Один критик проницательно заметил, что «это не отсутствие художественного конца — это бесконечность, та победительная, жизнеутверждающая бесконечность, которая неизменно открывается нам во всяком создании подлинного искусства.. Очень часто Чехов обнаруживает в самых, казалось бы, заурядных людях неожиданные для читателей бесконечность, неисчерпаемость внутреннего мира. Именно так происходит, например, в рассказе «Душечка». Но непредсказуемость человека очень часто оборачивается разочарованием, когда человек вдруг, без каких-либо внешних причин, замыкается в себе и, как ни парадоксально, из-за этого себя теряет, тонет в мелкой, повседневной жизни. Именно этой теме посвящена трилогия, включающая рассказы «О любви», «Крыжовник» , «Человек в футляре», которые я и рассмотрю в этом сочинении.

В рассказе «О любви» герой Алехин повествует собеседникам о неудачной истории своей любви: живя в деревне, он познакомился со своими соседями Лугановичами — супружеской парой — и полюбил Анну Алексеевну, которая также ответила ему взаимностью. Но эта любовь ничем не заканчивается в итоге: герои расстаются в вагоне поезда, увозящего Анну Алексеевну на курорт, понимая, что все потеряли, попусту потратив данное им время.

На первый взгляд, тема «футлярности» — отнюдь не центральная в этом рассказе. Однако, присмотревшись к героям и их участию во всех событиях повнимательнее, читатель обнаруживает большую сложность проблемы. Так или иначе, «футлярными» оказываются все герои этого рассказа.

Так, Алехин предстает образованным, умным человеком, тонко чувствующим и умеющим размышлять. Однако на протяжении всех отношений с Анной Алексеевной он притворяется только ее другом, не может и не хочет найти нужные слова, чтобы прояснить истинную природу того, что происходит между ними. И не последнюю роль здесь играет тот факт, что Анна Алексеевна замужем, а значит, признание в любви неизбежно повлечет за собой необходимость что-то менять, брать на себя ответственность за себя и за нее, за принятое решение. Решение возникшей проблемы — как раз то, что Алехин не в состоянии сделать, все время опасаясь, «как бы чего не вышло». Замкнутость на себе и в себе не позволяет ему пойти на объяснение с любимой женщиной — легче оказывается потерять любовь, чем принять решение и выйти за границы своей «скорлупы», своего «футляра». Так, личность Алехина по природе своей неоднозначна: он действительно является человеком образованным и интеллигентным, но одновременно закрытым от мира и от другого человека. Его раздвоенность проявляется и в противоположных оценках Лугановича. Кроме того, Алехин оказывается не способен увидеть, что Луганович также «футлярный» человек, который отличается от героя рассказа «Человек в футляре» Беликова только тем, что когда-то решился жениться.

Герой рассказа «Крыжовник» долгие годы страстно стремился приобрести свое собственное имение, «есть на зеленой травке, спать на солнышке… глядеть на поле и лес». На это он кладет свою жизнь: служа чиновником, Николай Иванович Чимша — Гималайский всеми силами стремится накопить денег, чтобы приобрести свое собственное хозяйство. Его мечта в итоге сбывается, к несчастью для него: герой деградирует, перед этим сводит в гроб жену скупостью и экономией, теряет все, что имел когда-то.

Когда брат приезжает в имение повидать его, то герой уже стал похож на толстую, жирную свинью — «того и гляди хрюкнет в одеяло». И все вокруг него — и собака, и кухарка — похожи на свиней. Однако и Иван Иванович является своего рода «футлярным» человеком, он вглядывается в новый образ Николая Ивановича, как в зеркало. Будучи человеком достаточно внутренне богатым, он ясно видит за внешним совершенным довольством брата безграничную узость, ущербность и уродливость. Очень важным является тот факт, что не только брат Ивана Ивановича претерпевает фатальные изменения личности, глубинная причина которых в том, что он закрыт от всех, но и сам Иван Иванович является человеком, который этому миру неоткрыт. Как образец поведения и единственную возможность существования он провозглашает драматизм, невозможность гармонии. Герой принципиально не доверяет человеческой личности, возлагая надежды только на возможность какого-то абстрактного счастья. И читатель может предположить, что одна из причин того, что случилось с его братом, состоит в том, что когда-то сам Иван Иванович не захотел пойти на контакт с ним, услышать его, тем самым подтолкнув его к «футлярности».

Последним рассказом в трилогии является «Человек в футляре». В этом произведении масштабы закрытости, степень «футлярности» человека показана Чеховым как доведенная до своего апогея в образе главного героя — учителя словесности Беликова. Этот герой максимально ушел в себя — настолько, что парадоксальным образом стал тираном для всех окружающих, так что на его похоронах все внезапно чувствуют освобождение. Ситуация усугубляется тем, что Чехов делает своего героя учителем словесности. Такая профессия предполагает открытость к людям (иначе невозможно донести что-то до другого) и слову (или же человек никогда по-настоящему не поймет и не почувствует свой предмет), Беликов же отстранен от всех и всего настолько, насколько это оказывается в его силах. Герою предоставляется шанс изменить и себя, и свою жизнь, когда он знакомится с Варварой. Однако на такой кардинальный шаг герой не отваживается — его не хватает на это, он уже слишком глубоко и безвозвратно ушел в себя, замкнулся от всех и всего.

Исчезает близость между братьями, не складываются отношения влюбленных, гибнет от своей «футлярности» Беликов, нет настоящего понимания и между рассказчиками. Тема «футлярности» у Чехова — это тема отсутствия контакта и понимания между людьми, которые, замкнувшись в себе, уйдя в «футляр», оказываются не способными к близости с другим человеком и миром.

Сочинения по теме:

1soch.ru

Герои произведений А. П. Чехова и их судьбы («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

Готовые Домашние Задания

В девяностые годы в жизни страны происходят важные перемены. Глухая реакция сменяется общественным оживлением и подъемом. В эти годы с особой настойчивостью, на разных индивидуальных судьбах, писатель решает проблему равнодушия, “футляра”. Его рассказы и повести — своего рода художественные исследования души современного ему человека. Жив человек духовно или навеки уснул, погрузился в “сонную одурь”, лень, мертвое безразличие в погоне за чином и рублем? Есть ли еще в нем “искра” — отзывчивость к чужой беде, к чужому страданию, к народному горю, стремление к иной, лучшей жизни? Вот вопросы, над которыми бьется пытливая мысль художника. В 1898 году появляется знаменитая трилогия, состоящая из рассказов “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Три человека — учитель Буркин, врач Иван Иванович и помещик Алехин рассказывают по истории; одна вызывает в памяти другую. Мы узнаем о трех несхожих судьбах, внутренне связанных между собой.

Беликов, из рассказа “Человек в футляре”, с его постоянным, опасливым “как бы чего не вышло”,— человек, запуганный жизнью. Но, оказывается, его самого, опасающегося всего на свете, боялась вся гимназия, весь город. И здесь Чехов идет гораздо дальше изображения одного гротескового “уникального” персонажа. Беликова не стало. Все вздохнули с облегчением. Но… “прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне, не стало лучше. И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!”

В самых разных людях сидит кусочек “футляра”, люди заражены опаснейшим микробом равнодушия. Вот ведь учитель Буркин, рассказавший о Беликове, как будто понимает до конца смысл рассказанного. Но когда Иван Иванович, взволнованный услышанной историей, начинает говорить обо всей окружающей жизни — сонной, праздной, футлярной, Буркин спокойно перебивает его: “Ну, уж это вы из другой оперы… Давайте спать”.

Кончается рассказ так: “И минут через десять Буркин уже спал. А Иван Иванович все ворочался с боку на бок и вздыхал, а потом встал, опять вышел наружу и, севши у дверей, закурил трубочку”. Казалось бы, обыкновенный, спокойный, житейский конец. Но у Чехова ничего не бывает “просто так”. И не просто бессонницей страдает Иван Иванович. Его томит беспокойство, тревога, мучают мысли о напрасно прожитой жизни. На следующий день он рассказывает историю (которая навеяна рассказом Буркина и которую тот не захотел слушать) о своем брате и о кислом крыжовнике, ставшем венцом человеческих желаний. Но — опять кусочек “футляра” — Алехин не очень-то понял то, что услышал, как пишет Чехов, “он не вникал”.

Третью историю рассказывает Алехин, человек, замороченный хлопотами по хозяйству, заботами о крупе, сене, дегте. Казалось бы, все живое навсегда уснуло в его душе. Но он говорит о любви, которая едва не перевернула всю его жизнь. И может быть, в этом “едва” — смысл многих произведений Чехова 1890-1900 годов. Герои рассказа “О любви” любят друг друга, как будто созданы друг для друга, кажется, вот-вот и они перестанут скрывать любовь и соединят свои судьбы. Но проходит год за годом, жизнь идет своим чередом, обычная, бестревожная, а они все еще не делают решающего шага.

В ряде произведений зрелого Чехова сюжет — не цепь развивающихся события, но скорее ожидание главного события, действия, которое не происходит. Все снова течет по старому руслу. Алехин объясняется в любви только в момент расставания навсегда.

Никитин (“Учитель словесности”) хочет порвать с миром скучных, ничтожных людей, но еще не в силах сделать это.

В душе Ионыча загорелся было огонек любви — и тут же погас.

Тщетно стремятся в Москву три сестры.

Дядя Ваня, казалось, поднял бунт против ученой бездарности, но это не более чем короткая вспышка — она ничего не изменит.

Чеховские произведения строятся как своего рода испытание героя действием — испытание, которого он не выдерживает. Но писатель не теряет веры в героя, упрямо продолжает исследовать, испытывать его душу и характер. “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе”.

Сочинения по теме:

1soch.ru

Отношение автора к героям рассказа «Человек в футляре» (А. П. Чехов)

Готовые Домашние Задания

В 80-х годах, когда Чехов писал свои рассказы, казенщина в человеческих отношениях проникла во все слои общества и главным правилом стало механическое, бездушное исполнение предписанных правил и норм. Повседневная пошлость, серость и грязь калечат человеческие души, лишают человека божественной искры, непосредственности и готовности воспринимать жизнь в самых разнообразных формах.

Против этого омертвления и борется Чехов, выводя квинтэссенцию казенной бездумности в гениальном по предельной сжатости и глубине образе человека “в футляре”. Рассказ об учителе греческого языка Беликове читатель слышит не из уст автора, а одного из персонажей, и это не случайно, так как подобный композиционный прием позволяет читателю глубже прочувствовать и понять основную идею рассказа. “Футлярный” облик Беликова (очки в футляре, зонт в футляре и т.д.) превращается в “футлярный” образ мысли, чувства и в конечном итоге существования. Далее читатель узнает, что он является не просто казенно-бездушным существом, а давящей силой, угнетающей и уничтожающей любой источник живой жизни. Буркин замечает: “Вот подите же, наши учителя народ весь мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший в калошах и с зонтиком, держал в своих руках всю гимназию целые пятнадцать лет…” И это не случайно. Давление действенно там, где есть готовность ему подчиняться.

Весь самодержавно-бюрократический строй русской жизни таков, что в нем могут процветать только беликовы, только “беликовщина” — единственно возможное состояние русского общества, и потому русская интеллигенция задыхается в сетях “человечка в футляре”, который, подобно пауку, опутал все сферы общественной жизни.

Скучный, мелочный, пошлый быт провинциального города превращается в рассказе в бытие, отличающееся бесприютностью человеческих чувств и ненужностью живой жизни. “Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке”, — говорит обывателям губернского города герой этого рассказа — преподаватель Коваленко.

С появлением свежего источника жизни в гимназии ломается бездушный механизм, кончается век Беликова, подходит к логическому завершению. Теперь, “когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!”

Но с уходом Беликова “беликовщина” не исчезает, она живуча, так что и сама жизнь остается “не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне”.

Лейтмотивом рассказа является мысль: “Нет, так больше жить невозможно”. “Футлярность” жизни всепроникающа, и чеховское мастерство дает читателю возможность почувствовать ее на разных уровнях произведения.

После гневной и эмоциональной тирады Ивана Ивановича о невозможности такого бездуховного существования мы снова слышим глухие шаги крестьянки Мавры, этого народного варианта “беликовщины”, и равнодушную реплику собеседника Ивана Ивановича Буркина: “Ну, уж это вы из другой оперы … Давайте спать”. И минут через десять Буркин уже спал”. Но если все-таки в душах людей зреет желание изменить мир, стремление к добру, если люди осознают бесцветность и мерзость такой жизни, то мир рано или поздно избавится от “футлярности”. В этом смысле символичен финал рассказа, когда Иван Иванович восхищается звездным небом, его глубиной и бездонностью, ведь таким просторам нужны великаны, люди е русской широтой и размахом, а не Беликовы, Козявкины и Подзатыльниковы.

Сочинения по теме:

1soch.ru

«Футлярная жизнь» героев А.П. Чехова (по рассказу «Человек в футляре»)

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Раскрыть смысл понятия «футлярная жизнь» посредством анализа рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре».
  2. Формировать умение анализировать, развивать устную, письменную монологическую речь.
  3. Воспитывать активную жизненную позицию, стремление к самосовершенствованию

Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка книг, набор иллюстрированных картинок к рассказу А.П.Чехова.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята, откройте тетради, запишите число, тему урока, эпиграф

Жизнь даётся человеку один раз.
И надо прожить её бодро, осмысленно, красиво.
А.П.Чехов.

Вопрос: Что можно сказать о человеке, который смотрит таким взглядом на мир?

Каким должен быть по характеру автор этих слов?

Ответы учеников: целеустремлённым, трудолюбивым, решительным, неравнодушным, презирающим скуку и серость…

-А каким был сам Чехов?

Заслушать ответы. (Учащиеся приводят примеры из жизни писателя и делают вывод, что Чехов был человеком, обладающим такими же качествами)

Вопрос: Итак, коротко. Каков Чехов?

Отвечают дети: Чехов – человек деятельный, с огромной энергией, помогающий всем и ненавидящий равнодушие.

Учитель: Именно поэтому Чехова волнует проблема человеческой личности и именно эту проблему человеческой личности он поднимает в своей маленькой трилогии, в которую входят рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

— Дома вы прочитали рассказ «Человек в футляре»

Вопросы : Понравился ли вам рассказ? Понравился ли вам герой рассказа? Почему?

(Дети отвечают).

Вопрос: Скажите, ребята, похож ли герой рассказа Беликов на Чехова? Чем отличается? Встречались ли вам в жизни люди, похожие на Беликова? Затрудняетесь ответить?

Учитель сообщает цель урока: Сегодня на уроке мы должны узнать, что хотел сказать А.П.Чехов, когда писал рассказ «Человек в футляре», к чему хотел привлечь наше внимание и какой смысл вкладывал он в выражение « футлярная жизнь»?

Вопрос: Расскажите, когда в рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре» мы впервые встречаемся с Беликовым?

(О Беликове мы узнаём из разговора двух охотников)

Вопрос: Кто такой Беликов?

(Беликов – учитель греческого языка)

Учитель: Беликов – учитель, интеллигент. Каким же должен быть интеллигентный человек? Многие писатели 19в., в том числе и Чехов, возлагали большие надежды на интеллигенцию: учёных, врачей, учителей, прежде всего на людей образованных, мыслящих, мечтающих изменить жизнь, сделать её лучше.

Вопрос: Каким же рисует Чехов Беликова, учителя, представителя интеллигенции?

-Найдите в тексте портрет Беликова, зачитайте.

(Зачитывается отрывок из текста учениками)

Вопрос: Что в портрете Беликова кажется вам необычным, примечательным?

Вопрос; Футляр. Почему эта деталь повторяется?

Ответы учеников.

Вопрос: Ребята, а речь Беликова? В чём её особенности?

Вопрос: Почему Беликов повторяет одну и ту же фразу?

Делается вывод о речи Беликова: речь ограниченная.

Вопрос: Какие случаи из жизни Беликова употребил Чехов в рассказе?

  1. Отношение к действительности.
  2. О чём думал, мыслил Беликов?
  3. Отношение к службе.
  4. Посещение товарищей.

Учениками зачитываются и комментируются отрывки из текста, соответствующие этим положениям.

Вопрос: Итак, что это за человек Беликов?

Вывод: Беликов – человек с узким кругом интересов, ограниченный, боящийся всего, пытающийся отгородиться от мира, мыслящий только циркулярами, думающий только о греческом языке, к работе относился, как к тяжёлой обязанности.

Вопрос: Какой вы увидели жизнь Беликова, учителя, интеллигента? Запишите на левой части доски (один ученик пишет на доске), тетради.

Скучная, серая, неинтересная, страшная,
скрытная, ограниченная, бесполезная,
несвободная, пустая, бесцельная…

Вывод делают учащиеся.

Учитель: Ребята, людей, лишённых общественного кругозора, живущих только личными, мелкими интересами, называют обывателями.

Вопрос: Можно Беликова назвать обывателем? Почему?

Вывод: Беликова можно назвать обывателем, потому что он думает только о себе, круг интересов у него ограничен, да и мыслит он ограниченно.

Учитель: Существуют разные точки зрения на то, что или кто влияет на личность человека. Одни считают, что личность человека зависит только от самого человека. Другие считают, что на личность человека влияет среда.

Вопрос: В какой же среде жил Беликов? (До появления Коваленко) Расскажите об обществе.

Ответы детей.

Вопрос: Дайте характеристику этому кругу людей. Отличались ли окружающие Беликова люди от него самого?

Ответы детей.

Вопрос .:Какая это была среда?

Учитель: Среда пошлая, т.е. низкая в нравственном отношении, безвкусная, грубая.

Вопрос: Каково отношение Чехова к герою, его окружению?

-Порицание Чехова станет ещё более ясным, когда мы ещё раз обратимся к сюжету.

-С кем сравнивает Беликова Буркин, начиная историю о нём? Найдите в рассказе.

Зачитывается учениками.

Вопрос: Как вы относитесь к такому сравнению?

Вопрос: Каким делает такое сравнение Беликова, его окружение?

Учитель: Рассказ Чехова выглядел бы безысходно мрачной картиной, если бы в нём были нарисованы одни Беликовы.

Вопрос: С какими героями мы встречаемся в рассказе кроме Беликова? (Коваленко Варенька, Михаил Саввич).

Вопрос: Скажите, отличаются ли эти герои от учителей города, учителей гимназии?

Вопрос: Дайте краткую характеристику образу Коваленко-брату.

  1. Социальное положение.
  2. Портрет.
  3. Волнуют ли вопросы нравственные, общественные?
  4. Речь (О взглядах говорит открыто, не боится).
  5. Поступки.

Учениками зачитываются и комментируются отрывки из текста, соответствующие этим положениям.

Вопрос: Для чего Чехов вводит образ Коваленко в рассказ?

Ответ: А.П.Чехов вводит образ Коваленко для того, чтобы показать, что в России есть и другие учителя, которые живут другой жизнью, никого не боятся.

Вопрос: Какой вы увидели жизнь Коваленко? Запишите рядом с жизнью Беликова (справа)

Насыщенная, интересная,
открытая, полезная, свободная,
деятельная, идейная.

Вопрос: Сравните жизнь Беликова и Коваленко. Как вы думаете, на чьей стороне Чехов?

Вывод делают учащиеся.

Вопрос: И вот появление в городе таких людей, как брат и сестра Коваленко, всколыхнуло общественность. Что происходит?

Кратко расскажите, ребята, что происходит с Беликовым после приезда Вареньки и её брата в город. Чем завершается жизненный путь Беликова, какой смысл имеет такая развязка?

Ответ: Беликов решает жениться на Вареньке, но медлит. Он ничего не делает, только говорит об этом. И в конце концов однажды брат Вареньки спускает его с лестницы. Эту сцену видела Варенька. Такого унижения Беликов не мог выдержать и умер.

Вопрос: Обратимся к эпизоду похорон. Зачитайте.

Вывод: Чехов говорит, что хотя Беликов и умер, но беликовщина осталась.

Учитель: Вернёмся к эпиграфу. Перечитайте эпиграф ещё раз.

Вопрос: Можно ли отнести эти слова к образу Беликова?

Вопрос: Обратимся к названию рассказа. Что такое футляр?

Футляр – вместилище для хранения, предохранения чего-либо.

Человек в футляре – это человек, который замкнут в кругу своих узких интересов, боится всяких нововведений.

Вопрос: Вернёмся к теме урока. Как бы вы объяснили людям несведущим, какой смысл подразумевал Чехов под выражением «футлярная жизнь»?

Ответы учащихся.

Вопросы: А хотели бы вы прожить такую жизнь? От кого зависит? От чего зависит?

Кому из героев симпатизирует Чехов?

Хотелось бы, чтобы после прочтения этого рассказа и обсуждения его на уроке, мы с вами задумались о смысле жизни.

Оценивание ответов учащихся.

Д.З.: написать сочинение – рассуждение на тему: «В чём я вижу смысл жизни?»

2.05.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *