Содержание

Маленькие секреты глаголов русского языка или три важных времени

Добрый день, уважаемый студент! С моими студентами мы приступили к изучению, пожалуй, одной из сложных тем русского языка - глаголов и их времен. Дело в том, что в некоторых языках мира бывает всего несколько времен, в русском же их 3 - это прошедшее время, настоящее и будущее. Чтобы правильно разобраться и употреблять их в своей речи и письме, рассмотрим все три времени более детально.

Настоящее время


Глаголы настоящего времени в русском языке означают реальное действие, которое происходит в данный момент, сейчас, более того, они могут спрягаться,т.е. изменять свою форму. Глаголы в настоящем времени одни из самых изменяемых глаголов, при этом в несовершенном виде, необходимо отметить,что у глаголов совершенного вида не бывает настоящего времени, ведь действие уже совершено!

Глаголы настоящего времени в русском языке отвечают на вопрос: что делает? Например,

Катя спешит на учёбу [Katya spishit na rabotu] Kate is in hurry on her way to work.

Катя что делает? - спешит - она сейчас, в данный момент спешит, значит, время настоящее.

Каждую неделю родители

едут на дачу [Kazhduyu nidelyu raditeli edut na dachu] Every week parents go to dacha.

Родители что делают? - едут, каждую неделю нам показывает,что действие происходит регулярно, т.е в настоящем времени. Обращайте, пожалуйста, всегда внимание на ключевые слова, они могут служить вам подсказкой, какое время употреблять в тот или иной момент.

В форме настоящего времени окончания в спряжении зависят от их спряжения. Если вы забыли, что такое спряжение и стоит ли его учить, рекомендую почитать эту тему. Она поможет вам разобраться в сложностях при употреблении глаголов настоящего времени. 

Будущее время


Очень часто мои студенты путаются и не понимают, почему в будущем времени столько разных глаголов и как все это запомнить. Дело в том,что будущее время в русском языке показывает нам, что действие не совершилось, мы планируем что-то сделать в будущем, не важно, в скором или далеком. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы:

Что сделаете? Что будем делать? Что сделаем? Что будешь делать? Например:

Когда начнутся каникулы, я поеду в Москву [Kagda nachnutsya kanikuly, ya paedu v Maskvu] I will go to Moscow, when the holidays will come.

Каникулы что сделают? - начнутся, они пока не начались, это время не настало, значит, мы понимаем, что разговор идет о будущем времени.

Я что сделаю? - поеду, человек пока никуда не едет, но он уже планирует свою поездку в Москву, значит, мы говорим о будущем времени.

В русском языке будущее время бывает двух видов, вы можете встретить, например, такой глагол:

Я нарисую эту картину и подарю маме [Ya narisuyu ekhtu kartinu i padaryu mame] I will draw this picture and will present it to my Mom. Что сделаю? - нарисую, подарю

Но вы также можете увидеть и такую фразу, при этом она тоже будет стоять в будущем времени:

Я буду рисовать эту картину завтра и подарю ее маме [Ya budu risavat' ekhtu kartinu i padaryu eyo mame] I am going to draw this picture tomorrow and will present it to my Mom.

Что буду делать? - буду рисовать, действие не произошло, он планирует сделать, поэтому и это будущее время.

Но как же тогда разобраться, какую форму стоит употреблять в том или ином случае? Дело в том, что глаголы будущего времени бывают простыми и сложными. Простые глаголы в будущем образуются от глаголов совершенного вида ( которые отвечают на вопросы что сделаю? Что сделаешь?)

Накрашу, уберу, отнесу, скажу, спою - все они отвечают на вопросы совершенного вида. Где характерной чертой, которая вам поможет запомнить эту форму, является добавление буквы -с в начале вопроса:

что сделаю? Уберу

Сложные же глаголы будущего времени образуются от глаголов несовершенного вида с помощью глагола быть + инфинитива или начальной формы глагола - это та форма, которая стоит в словаре, отроете словарь русского и увидете,что глагол: я угадала, стоит в форме инфинитива: угадать.

Давайте рассмотрим примеры со сложными глаголами:

Иван будет смотреть сериал каждый день, ведь он планирует сдавать экзамен по русскому языку [Ivan budet smatret' siryal kazhdyj den', vid' on planiruet zdat' ehkzamin pa ruskamu yazyku] Ivan is going to watch a serial every day, as he is planning to pass Russian language exam.

Глагол "быть" в свою очередь изменяется по лицам:

Я буду (красить)
Ты будешь (красить)
Они будут (красить)
Он/Она будет (красить)
Мы будем (красить)

Вы будете (красить)

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам, но род в будущем времени определить нельзя!
Существует ряд глаголов, которые форму 1 лица единственного числа не образуют. Вот некоторые из них:

Победить [Pabedit'] To win
Убедить [Ubedit'] To convince
Ощутить [Asshutit'] To feel
Очутиться [Achutit'sya] To find oneself in

При их употреблении слово полностью меняется в будущем времени, например:

Могу очутиться - Я окажусь [Ya akazhus'] I will find myself in..
Могу убедиться - Я хочу убедиться [Ya khachu ubiditsya] I want to convince
Могу победить- Я стану победителем [ Ya stanu pabeditelem] I will be the winner

Прошедшее время


В предыдущих статьях я уже писала про времена глагола, здесь хочу отметить только главные черты, которые мы не затронули на начальном этапе. Давайте вспомним, что прошедшее время отвечает на вопросы: что делал? Что сделал? Что сделали? Что делала?

В основном глаголы прошедшего времени образуются от неопределенной формы глагола (которая стоит в словаре) и добавления суффикса -л, например:

Чистить - чистиЛ (что делал?) [Chistit' - chistil] to clean - was cleaning

Смотреть - смотреЛ (что делал?) [Smatret' - smatrel] to look - looked

Зная это правило, у вас уже будет подсказка и вы сможете образовать глагол прошедшего времени без проблем. В зависимости от рода, на конце может появиться то или иное окончание:

Смотрел- смотрела - смотрели [Smatrel - smatrela- smatreli] He looked- she looked- they looked

Но существуют глаголы, которые образуются в прошедшей форме не по такому правилу, к примеру, без добавления суффикса -л в мужском роде:

Нести - нёс (мужской род, прошедшее время) [Nesti - nyos] to carry - was carrying, но в остальных формах рода: несли, несла [nisla, nesli] they were carying, she was carrying.

Когда в слове идет чередование ( когда буквы взаимозаменяют друг друга), например, при образовании прошедшей формы могут чередоваться буквы ч//г, ч//к в тех глаголах, которые оканчиваются на -чь:

Стеречь - стерёг (мужской род, прошедшее время: что делал?) [Stirech'- stiryog] to watch over - was watching over, но в женском роде и множественном числе добавляется окончание в зависимости от лица: стерегла, стерегли [stiregla, stiregli] she was watching over, they were watching over.

Запомните, пожалуйста, что у глаголов прошедшего времени мы не можем определить лицо, только род и число.

www.ruspeach.com

Cпряжение глаголов в Русском языке. Глаголы русского языка

Если Вас спросят: «Какие наиболее важные части речи в русском языке?», в Вашем ответе обязательно будет фигурировать глагол.

Русский глагол – одна из самых важных, но, при этом, и одна из самых сложных частей речи. Вспомните все деепричастия, причастия, отглагольные прилагательные, виды, наклонения, спряжения глагола, наконец. Несмотря на это, обойтись без глаголов – ни в языке, ни в жизни – мы не можем.

Глаголы обозначают действие или состояние – в этом нет секрета. Человек запрограммирован природой на это самое действие – оттого так много глаголов вокруг нас: вспомните, сколько действий Вы упомянули только утром!

Ни для кого не тайна, что, несмотря на богатейший словарь, в русском языке не все предметы действительности имеют свои названия, отметим, что среди глаголов такое явление довольно редко – хотя действия, да и слова, их обозначающие, иногда бывают по меньшей мере странные!

Отметим, что глаголы русского языка являются одной из наиболее древних категорий языка: история русского глагола длится уже несколько веков.

Глагол в русском языке выполняет не только свои прямые функции – также он, по выражению Ю. Бондарева, обозначает «действенность характера», т.е. делает любое действие эмоционально окрашенным. Может быть, именно поэтому русская проза считается самой выразительной прозой в мире. А. Югов же считал глагол «самой огнепышущей, самой живой частью речи», в которой «струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка». И ведь не зря А. Пушкин призывал «жечь сердца людей» именно «глаголом», хотя слово и употреблено в несколько ином значении.

Несмотря на простоту обозначаемого, глагол таит в себе много подводных камней; и очень важно уметь обходить их, ведь, как правило, незнание мелочи в глаголе может привести к серьезным ошибкам.

В первую очередь это касается спряжения глагола. Спряжений у русского глагола всего 2, но, бывает, сложно определить, к какому спряжению относится наш глагол. Нельзя забывать и о малочисленных разноспрягаемых глаголах русского языка. Тем не менее, заполнить содержание спряжений можно – при помощи стихотворения (я приведу наиболее популярные из них):

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на "-ить",
Исключая "брить", "стелить".
А еще: "смотреть", "обидеть",
"слышать", "видеть", "ненавидеть",
"гнать", "дышать", "держать", "терпеть",
И "зависеть", и "вертеть"!

***
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А еще смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

***
Смотреть, терпеть, обидеть,
Зависеть, ненавидеть,
Видеть, слышать, гнать,
Вертеть, дышать, держать.

Почему же так важно знать спряжение русского глагола? Именно спряжением определяется написание окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Да, нет сомнения, что слова типа читаЮт не вызвают у нас сомнения. А как же быть со словами

ла…т, бор…тся, колыш…ся и брызж…т, где написание не столь очевидно?

Здесь и приходит к нам на помощь спряжение: мы помним, что в единственном числе мы пишем -е- (I спр.) и -и- (II спр.), а во множественном -ут / -ют (I спр.) и -ат / -ят (II спр.). Думаю, теперь у нас не будет проблем со «сложными» словами, правда?

Итак, глагол в русском языке – важная и нужная часть речи, которая выполняет несколько функций в языке. И главное – нельзя игнорировать правила, относящиеся к глаголу, т.к. от них многое зависит.

Желаем успехов Вам в изучении глагола!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Как правильно использовать глаголы в русском языке

Психологи установили, что 25 % впечатления о нас складывается благодаря нашей речи

. Говорить могут практически все, но вот правильно доносить весь смысл, верно излагать мысли, подбирать нужные формы и выражения под силу далеко не каждому.

Некоторые ошибки допускаются столь часто, что уже сам не знаешь, как правильно говорить. Особенно это касается глаголов, которые являются камнем преткновения номер один в русском языке. Иногда народ выдумывает такие их формы, что диву даешься, как вообще такое могло прийти в голову. Варианты настолько разнообразные, что часто сам уже путаешься, как правильно.

Поэтому «Так Просто!» публикует топ-10 глаголов, которые не дают покоя всем, кто хочет научиться правильно и чисто говорить. Прочитав это, ты больше никогда не будешь путать, какую форму выбирать. Расставь для себя все точки над «и» раз и навсегда!

Как правильно использовать глаголы в русском языке

  1. Прийти или придти?Этот глагол, если он написан в тексте неправильно, способен стать раздражителем номер один. Именно он входит в стандартный набор ошибок, которые, с точки зрения многих, сразу определяют уровень грамотности. Так вот, заруби себе на носу: «придти» — неправильно.

    Правильная форма только одна — «прийти». Такое написание утверждено Правилами русской орфографии и пунктуации от 1956 года. Правда, как отмечают в некоторых источниках, до 1956 года во многих изданиях можно было встретить и вариант «придти». Видимо, многие люди живут еще в тех далеких временах.

  2. Ехать.
    Даже самый плохой ученик начальной школы знает, что «ехай» — это страшная безграмотность. Но каким тогда должно быть повелительное наклонение этого глагола: «едь» или, может, «езжай»? На самом деле, форма «ехай» даже менее страшна, чем «едь». «Ехай» — такое себе просторечие, а вот формы «едь» вообще не существует в словарях. «Езжай» — уже ближе к правде, но все же только разговорная форма.

    «Поезжай» — еще одна формулировка. До сих пор ни одна из них не считается абсолютно правильной! «Езжай» и «поезжай» — равноправные формы и обе просторечные, просто вторая больше закрепилась в языке. А главное — обе формы считаются не совсем правильными в литературном смысле, т. к. глаголы «зиждиться», «брезжить», «основать», «ехать» — не имеют по правилам повелительного наклонения.

  3. Сажать или садить?
    Садить огурцы, помидоры, капусту и прочие дачные дары можно, но осторожно. Всё потому, что «садить» — это народно-разговорный стиль, именно такая пометка есть в словарях. Глаголы «садить» и «сажать» относятся к так называемым параллельным формам, которые соответствуют нейтральным стилям русского литературного языка. Глагол «сажать» имеет более широкое распространение в речевом общении. Глагол «сажать» не может иметь приставки; глагол «садить» образует приставочные формы.
  4. Жжет или жгет?
    В глаголах «печь», «жечь» и «стричь» ошибки встречаются довольно часто. То и дело слышишь слова «жгет», «пекет» или «стригет». Возьми себе на заметку, что, например, у глагола «жечь» есть только одна форма с буквой «г» — «жгут». Во всех же остальных формах слова этой буквы нет и быть не может. Так автор жгет или всё же жжет?
  5. Нагибаться или нагинаться?
    Употребление формы «нагинаться» исключено, это неправильный вариант, не допускающий никаких стилевых «но». Только «нагибаться». Запомни это раз и навсегда.
  6. Пылесошу или пылесосю?
    Есть лишь один нормативный вариант — «пылесошу», он и зафиксирован в словарях. Правда, многим он кажется ошибочным. Вероятнее всего, это связано с неблагозвучностью формы. Именно поэтому многие стараются ее избегать и искать альтернативные варианты. А делать этого не стоит.
  7. Двигается или движется?
    А вот тут возможны оба варианта, они абсолютно равноправны. Такое в русском языке редко, но всё же бывает.
  8. Залезать или залазить?
    Глагол «залазить» — просторечие, и поэтому лучше его не употреблять. Старайся всегда использовать литературную форму «залезать».
  9. Машет или махает?
    Варианты «махает» и «помахай» допускаются некоторыми словарями как разговорные, но если ты следишь за чистотой речи, лучше их избегать. Вместо этого употребляй формы «машет», «помаши».
  10. Класть или ложить?
    Шутки шутками, но часто в школах звучит вопрос: «Скажите наконец, как правильно: ложИть или лОжить?» Запомнить, что такого глагола не существует, легко. В литературном языке глагол «ложить» не употребляется, только с приставками, а вот глагол «класть» — БЕЗ приставок. Именно поэтому «покласть» или «перекласть» — это так же безграмотно, как и «ложить». Впредь никогда не путай!

Надеюсь, ты больше никогда не будешь допускать таких глупых ошибок. Ведь умение правильно и грамотно говорить чудесно характеризует тебя как личность. То, какие слова и формы ты употребляешь в устной и письменной речи, расскажет о тебе больше, чем ты бы даже мог подумать. Поэтому не дай себе упасть лицом в грязь!

Срочно поделись с друзьями этими правилами — учиться никогда не поздно!

Автор статьи

Редакция «Так Просто!»

Это настоящая творческая лаборатория! Команда истинных единомышленников, каждый из которых специалист в своем деле, объединенных общей целью: помогать людям. Мы создаем материалы, которыми действительно стоит делиться, а источником неиссякаемого вдохновения служат для нас любимые читатели!

takprosto.cc

Группы глаголов в русском языке, правила и примеры

Непродуктивные группы глаголов. Глаголы с непродуктивным соотношением основ делятся на десять групп.

Деление глаголов на группы

Группа

Исход основы прошедшего времени

Исход основы настоящего времени

I

-[а]-

нуль

II

-[е]-

нуль

III

-[и]-, нуль

IV

нуль

-[н]-

V

нуль

-[д]-

VI

нуль

-[в]-

VII

-[о]-

нуль

VIII

-[ва]-

-[j]-

IX

-[у]-

-[уj]-

X

[-к-, -г-, -б-, -з-, -с-, -р-]

[-к-, -г-, -б-, -з-, -с-, -р-]

Группа I включает глаголы с показателем [а] — нуль: писа-ла, пиш-ут, ворча-ла — ворч-ат, рва-ла — рв-ут, бра-ла — бер-ут, сме[]-ла-сьсме[j-у]т-ся, [м'а]-ла —мн-ут. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -ать (-ять). По признаку конца основы настоящего времени выделяется четыре подгруппы.

Подгруппа 1 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [а] — нуль. В зависимости от качества конечной согласной, а также наличия беглых гласных в основе настоящего времени в подгруппе 1 выделяются пять разновидностей.

а) Глаголы с чередованием конечных согласных основ прошедшего и настоящего времени [к — ч], [г — ж], [хш], с[к] [`ш'], з[к] [ж], [с — ш], [з — ж], с[т] [`ш'], [n] — n[л'], [б] — б[л'], [м] — м[л'], [р —р']: алкать (устар.), блистать, бормотать, брехать (прост.), брызгать, вязать, глодать, гоготать, грохотать, двигать, дремать, с компонентом -имать: внимать, изымать, подымать, а также глаголы, не образующие форм от основы прошедшего времени: объемлют, приемлют, разъемлют, искать, с компонентом -казать (за-, на-, при-, о-, до-, по-, с-, от-, у-, вы-), казать (устар. показывать), капать, клеветать, клекотать, клепать, кликать, клокотать, клохтать (разг.), колебать, колыхать, крапать (разг.), кудахтать, курлыкать, лепетать, лизать, лопотать (разг.), мазать, махать, метать, метаться, мурлыкать, низать, обязать, пахать, писать, плакать, плескать, плясать, полоскать, с компонентом -поясать (о-, под-, рас-), прыскать (разг.), прятать, пыхать (разг.), резать, рокотать, роптать, рыскать, свистать, скрежетать, слать, слыхать, стлать, стрекотать, сыпать, тесать, топтать, трепать, трепетать, тыкать, хлестать, хлопотать, хлыстать (прост.), хныкать, хохотать, чесать, шептать, щебетать, щекотать, щепать, щипать. Особенности отдельных глаголов: в глаголах клеветать, роптать, скрежетать, трепетать имеет место чередование [т —`ш']: трепетала — трепещ-ут; у глагола слать чередование с[л] [шл']. слала — ш[л'-у]т; у глагола стлать в основе настоящего времени беглая е стла-ла — сте[л'-у] т.

Глаголы группы I, 1а подвергаются воздействию глаголов I класса, в результате чего появляются вариантные словоформы. Глаголы группы I,1а принадлежат к I спряжению.

б) Глаголы с основой настоящего времени на шипящую: бренчать, брюзжать, бурчать (разг.), верещать, визжать, ворчать, держать, дребезжать, дрожать, дышать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать (прост.), шуршать, два глагола с основой настоящего времени на [j] (бояться, стоять), а также гнать с основой настоящего времени на [н'] и спать с основой настоящего времени на [п']. Особенности отдельных глаголов: у спать в форме 1 л.ед.ч. имеет место чередование [п'] — [пл']: с[п'-а]т, но сп[л'-у]; у гнать в основе настоящего времени беглая о: гна-ла, но го[н'-а]т.

Глаголы группы I,1б принадлежат ко II спряжению.

в) Глаголы с основой настоящего времени на [j]: баять (устар.), блеять, веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться (прост.), надеяться,реять (высок.), сеять, смеяться, таять,хаять (прост.), чаять (устар., прост.), чуять (прост.), а также деять, деяться (устар. и прост.).

Глаголы группы I, 1г принадлежат к I спряжению.

г) Глаголы с основой настоящего времени на твердую согласную: врать, жаждать, ждать, жрать (прост.), лгать, орать (прост, кричать), попрать (высок.), рвать, ржать, сосать, стонать, ткать.

Глаголы группы I, 1г принадлежат к I спряжению.

д) Глаголы с основой настоящего времени на твердую согласную и с беглыми о, е в основе: брать, драть, звать (зва-лазов-ут).

Глаголы группы I, 1д принадлежат к I спряжению.

Подгруппа 2 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [а —yj]: живописатьживописа-лаживопис[уj-у]т (I спр.).

Глаголы I класса испытывать, истязать, наказывать, обязывать, связывать, указывать обладают вариантными словоформами настоящего времени, основа которых оканчивается на [уj] подобно основе настоящего времени глагола живописать.

Подгруппа 3 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [ан.]: жать (жнут), мять, распять, начать, зачать, почать (прост.).

Глаголы группы I, 3 принадлежат к I спряжению.

Подруппа 4 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [ам]. В этой подгруппе выделяются три разновидности.

а) Глаголы с инфинитивом на -ать (-ять): жать (жмут), взять.

б) Глаголы с инфинитивом на -пять и чередованиями [а] — нуль, [н'-j]: донять — до[н'а]-ла — до[j]м-ут, занять, нанять, перенять, понять, пронять, унять.

в) Глаголы с инфинитивом на -пять и чередованием [а — и]: внять — в[н'а]-ла — вним-ут, обнять, отнять, поднять, разнять, снять.

Особенности отдельных глаголов: у принять имеют место чередования [аи], [н'] — нуль и совмещение приставки и корня: при[н'а]-лаприм-ут; у изъять имеют место чередования [аи], [j] — нуль: из[]-лаизым-ут.

Глаголы группы I, 4 принадлежат к 1 спряжению.

Группа II включает в себя глаголы с показателем [е] — нуль: блесте-лаблес[т'-а]т, реве-ларев-ут, пе-лаno[j-y]m. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -ешь. По признаку конца основы настоящего времени выделяются две подгруппы.

Подгруппа 1 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [е] — нуль. В зависимости от качества конечной согласной в основе настоящего времени в подгруппе 1 выделяются две разновидности.

а) Глаголы с основой на парно-мягкую согласную и с чередованием [т' — ч], [д' — ж], [с' — ш], с[т'] [`ш'], [п'] — п[л'] [б'] —б[л'], [м'] — м[л'] в форме 1 л. ед.ч.: блесте-ла — блес[т'-а]т, но бле[`ш']-у. В эту разновидность входят глаголы: бдеть (устар.), блестеть, болеть (испытывать боль), велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть (разг.), гореть, греметь, гудеть, дудеть (разг.), зависеть, звенеть, зреть (устар. видеть), зудеть (разг.), кипеть, коптеть, корпеть (разг.), кряхтеть (разг.), лететь, ненавидеть, обидеть, пыхтеть, свербеть (прост.), свиристеть (разг.), свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть (высок.), скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть (разг.), терпеть, храпеть, хрипеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь, а также кишеть с основой на шипящую (кишела — киш-ат).

Глаголы группы II, 1а принадлежат ко II спряжению.

б) Глагол реветь (I спр.) с основой настоящего времени на твердую согласную: реве-ларев-ут.

Подгруппа 2 — глагол петь с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [еоj]: пе-лаno[j-y]m (I спр.).

Группа III включает в себя глаголы с показателем [и] — нуль: билаб[j-y]m, вы-лаво[j-y]m, гни-лагни[j-y]т, бри-лабре[j-y]т. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -ить (-ыть). По признаку конца основы настоящего времени выделяется четыре подгруппы.

Подгруппа 1 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [иj] и нулем гласного в основе настоящего времени: бить, вить, лить, пить, шить (ши-лаш[j-у-у]т).

Подгруппа 2 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [иoj]: выть, крыть, мыть, ныть, рыть (ры-лаpo[j-y]m).

Подгруппа 3 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [иuj]: гнить, почить (высок., устар.) — почи-ла, noчu[j-y]m.

Подгруппа 4 — глагол брить с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [иej]: бри-лабpe[j-y]m.

Все глаголы группы III принадлежат к I спряжению.

Группа IV включает глаголы с показателем нуль — [н]: сохласохн-ут, ста-ластан-ут. В этой группе различают две разновидности.

а) Глаголы с инфинитивом на -нуть: -бегнутъ (из-, при-), блекнуть, брюзгнуть, бухнуть (набухать), -вергнуть (в-, с-, из-, по-, под-, низ-, от-, ниспро-, опро- книжн. и высок.), -вергнутъся (в-, под-, из-, низ-, по-, ниспро-, с-), виснуть, воскреснуть, -выкнуть (об-, при-, от-, с-...-ся), вязнуть, вянуть, гаснуть, гибнуть, глохнуть, горкнуть, грузнуть, -грязнуть (по-), -двигнуть (воз-, по-; высок.), дохнуть (прост.), дрогнуть, дрыхнуть (прост.), дрябнуть (разг.), дряхнуть, жухнуть, заскорузнуть (разг.), зябнуть, иссякнуть, исчезнуть, киснуть, крепнуть, липнуть, мерзнуть, меркнуть, мокнуть, молкнуть, мякнуть, никнуть, обрыднуть (прост.), пахнуть, промозгнуть (разг.), пухнуть, разверзнуть (книжн.), сипнуть, склизнуть (разг.), слабнуть (разг.), слепнуть, сохнуть, -стигнуть (до-, на-, за-, по-), стынуть, стихнуть, -торгнуть (в-...-ся, ис-, от-, рас-), тускнуть, тухнуть (гаснуть), тухнуть (портиться), хрипнуть, чахнуть.

Глаголы группы IVa подвергаются воздействию глаголов IV класса, в результате чего появляются вариантные словоформы.

б) Глаголы с отсутствием -ну- в инфинитиве: деть, стать, стыть, -стрять (в-, за-), а также глагол клясть: к[л'а]-лаклянут.

Все глаголы группы IV принадлежат к I спряжению.

Группа V включает глаголы с показателем нуль — смычный зубной [д] или [т]: бре-лабред-ут, цве-лацвет-ут. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -сти(-сть). В зависимости от качества конечного согласного основы настоящего времени выделяются две подгруппы.

Подгруппа 1 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени нуль — [д]: блюсти, брести, вести, класть, красть, пасть, прясть, сесть. Особенности отдельных глаголов: у сесть в основах прошедшего и настоящего времени имеет место чередование [е — а]: се-ла — [с'а]д-ут.

Подгруппа 2 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени нуль — [т]: гнести (устар.), мести, обрести (высок.), плести, рассвести, цвести, с компонентом -честь (с-, рас-, об-, вы-, у-, за-, на-, по-, предпо-), а также расти. Особенности отдельных глаголов: у расти основа прошедшего времени оканчивается согласным с, в основах прошедшего и настоящего времени имеет место орфографическое чередование [оа]: рос-лараст-ут.

Все глаголы группы V принадлежат к I спряжению.

Группа VI включает глаголы с показателем нуль — [в]: плылаплыв-ут. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -ишь (-ыть): жить, плыть, слыть.

Глаголы группы VI принадлежат к I спряжению.

Группа VII включает глаголы с показателем [о] — нуль: пололапо[л'-у]т. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -оть: бороть (устар. и прост.), бороться, колоть, молоть, полоть, пороть. Конечные согласные основы прошедшего времени [р], [л] чередуются с [р'], [л'] в основе настоящего времени. Особенности отдельных глаголов: у молоть в основах прошедшего и настоящего времени имеет место чередование [о — е] моло-ламе[л'-у]т.

Глаголы группы VII принадлежат к I спряжению.

Группа VIII включает глаголы с показателем [ваj]: давалада[j-y]m. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -вать(ся) (давать, создавать) и все глаголы на -давать, -знавать, -ставать (в сочетании с приставками и постфиксом -ся выдавать, узнавать, оставаться).

Глаголы группы VIII принадлежат к I спряжению.

Группа IX включает глаголы с показателем [уyj]: ду-ладу[j-y]m. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -уть: дуть, обуть, разуть.

Глаголы группы IX принадлежат к I спряжению.

Группа X включает глаголы с совпадающими основами прошедшего и настоящего времени: вез-лавез-ут, берег-лаберег-ут. В зависимости от суффикса инфинитива и качества конечного согласного основы выделяются две подгруппы.

Подгруппа 1 — глаголы с основой на [к], [г] и инфинитивом на -чь, имеющие чередование [к — ч], [г — ж] в формах 2 л., 3 л. ед.ч. и 1 л., 2 л. мн.ч.: беречь, влечь, волочь (прост.), жечь, лечь, мочь (изнемочь, помочь, превозмочь), облечь (книжн.), печь, печься, пренебречь, с компонентом -прячь (вы-, за-, от-, при-, пере-), напрячь (сделать упругим), -речь (изречь, наречь, обречь, заречься, отречься), а также сечь, стеречь, стричь, жечь, толочь (толк-латолк-ут, тол-ч-ешъ, толч-ет, толч-ем, толч-ете). Особенности отдельных глаголов: у жечь и толочь в форме прошедшего времени м.р. беглая гласная о, отсутствующая в других формах прошедшего времени (жег, но жгла, жгло, жгли; толок, но толкла, толкло, толкли).

Подруппа 2 — глаголы с основой на согласные [б], [з], [с], [р].

В зависимости от суффикса инфинитива и качества конечного согласного основы выделяется четыре разновидности.

а) Глаголы с инфинитивом на -сти (сть), -зти (-зть) и основой на [з], [с]: везти, грызть, лезть, нести, пасти, ползти, трясти (тряслатряс-ут).

б) Глаголы с инфинитивом на -сти и основой на [б]: грести, погрести (книжн.), скрести (скреб-ласкреб-ут).

в) Глаголы с инфинитивом на -ешь, а также с беглой гласной [о] (орфогр. ё) в формах прошедшего времени: мереть, переть (прост.), простереть (книжн.), тереть (тёр-латр-ут).

г) Глаголы с инфинитивом на -ить, -шибить (за-, от-, под-, пере-, у-, o-...-ся) и все возвратные глаголы с этим корнем: ошибласьошиб-утся.

Все глаголы группы X принадлежат к I спряжению.

www.fio.ru

Окончания глаголов. Правописание глаголов в русском языке :: SYL.ru

Глагол - одна из самых непростых в изучении и написании частей речи, имеющихся в русском языке. Самой сложной орфограммой в данной теме считается правописание окончаний глаголов в безударной позиции. Их правильное написание зависит от такого понятия, как спряжение.

Что такое спряжение?

Спряжение - это лингвистический термин, обозначающий изменение лица и числа глагола. Иными словами, это тот набор личных окончаний, который приобретает слово при изменении лица и числа. К счастью обучающихся, в русском языке всего два типа спряжения. Какой бы глагол из нескольких миллионов существующих ни был взят для примера, при изменении он будет приобретать флексии:

  • У/Ю, ЕШЬ, ЕТ в единственном числе и ЕМ, ЕТЕ, УТ/ЮТ во множественном.
  • У/Ю, ИШЬ, ИТ, в единственном числе и ИМ, ИТЕ, АТ/ЯТ во множественном.

Проспрягаем глагол спать: я спл-ю, мы сп-им, ты сп-ишь, вы сп-ите, он сп-ит, они сп-ят. Его окончания при изменении показывают, что он относится ко второму спряжению. Другое слово - жить. Я жив-у, мы жив-ем, ты жив-ешь, вы жив-ете, он жив-ет, они жив-ут. Следовательно, это глагол первого спряжения.

Приставка вы- и спряжение глагола

Глаголы, имеющие приставку, относятся к тому же спряжению, что и однокоренные к ним бесприставочные. Эта информация очень важна для слов с приставкой вы-, которая имеет свойство "оттягивать" на себя ударение. Например, чтобы определить спряжение слова вылетит, нужно убрать приставку, и получится глагол летит с ударным личным окончанием, который относится ко второму спряжению.

Таким образом, на принадлежность к тому или иному спряжения указывают окончания глаголов в личных формах, находящиеся под ударением. Но как поступить, если ударным оказывается не окончание, а основа слова? Ведь в этом случае нужная буква слышна неотчетливо, она находится в слабой позиции, и можно допустить ошибку. На помощь приходит правило.

Как определить спряжение, если личное окончание безударно?

Чтобы определить, к какому из двух имеющихся в русском языке типов спряжения относится глагол, если ударение падает не на окончание, а на основу, нужно образовать начальную форму слова. Эта форма называется инфинитивом и к ней можно задать вопросы что делать? (совершенный вид) и что сделать? (несовершенный вид). Далее следует посмотреть, на что оканчивается полученное слово, и применить правило. Иными словами, безударные окончания глаголов можно написать правильно только в том случае, если определить их спряжение.

Ко 2 спряжению принадлежат глаголы, имеющие безударные личные окончания, которые в форме инфинитива оканчиваются на -ить.

К 1 спряжению принадлежат глаголы с личными окончаниями в безударной позиции, которые в инфинитиве оканчиваются на любые буквы, кроме -ить. Это могут быть комбинации -еть, -ать, -оть, -ть, -чь и многие другие.

Например, слово мечтаешь. Ударение падает не на окончание, а на основу слова. Для определения спряжения ставим глагол в форму инфинитива: что делать? - мечтать. Оканчивается на -ать. Значит, этот глагол относится к 1 спряжению, и, изменяясь по лицам и числам, он будет принимать соответствующие окончания.

Пилишь. Образуем начальную форму - пилить. На конце слова -ить, следовательно, это глагол второго спряжения, и набор личных окончаний будет соответствующим.

Итак, чтобы правильно написать гласные в окончаниях глаголов в безударной позиции, нужно поставить слово в форму инфинитива и в зависимости от того, на что оно оканчивается, определить спряжение. Кажется, все просто. Но если бы в русском языке на каждое правило не приходился бы десяток исключений, он не считался бы одним из сложнейших в изучении языков мира. И в простом правиле о спряжении тоже есть коварные слова-исключения.

Глаголы-исключения

Исключения - это те слова, которые не подчиняются общему правилу. В правиле о спряжении есть 14 глаголов-исключений, которые необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок в написании.

Есть 7 слов на -еть, которые, изменяясь по лицам и числам, принимают окончания глаголов 2 спряжения: это слова обидеть, зависеть,терпеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, видеть. Например, слово терпеть принимает такие окончания: я терплЮ, мы терпИМ, ты терпИШЬ, вы терпИТЕ, он терпИТ, они терпЯТ.

4 глагола на -ать, которые тоже спрягаются не в соответствии с правилом и имеют личные окончания 2 спряжения: гнать, слышать, держать, дышать. Я слышУ, мы слышИМ, ты слышИШЬ, вы слышИТЕ, он слышИТ, они слышАТ.

И наконец, 3 глагола на -ить - стелить, брить и зиждиться - имеют личные окончания глаголов 1 спряжения: я стелЮ, мы стелЕМ, ты стелЕШЬ, вы стелЕТЕ, он стелЕТ, они стелЮТ.

Окончания этих 14 глаголов нужно знать на память, потому что они не подчиняются общему правилу.

Разноспрягаемые глаголы

Примечательно, что есть в русском языке 2 интересных глагола, которые называют разноспрягаемыми, потому что, при изменении лица и числа, они приобретают в некоторых формах окончания первого спряжения, а в других - второго, не подчиняясь никаким правилам. К счастью, их личные окончания ударны, поэтому ошибок в их написании не возникает. Но все же их нужно запомнить. Это глаголы хотеть и бежать. При их спряжении получается следующая картина.

Хотеть: я хочУ, мы хотИМ, ты хочЕШЬ, вы хотИТЕ, он хочЕТ, они хотЯТ (в единственном числе глагол изменяется по типу 1 спряжения, во множественном - по типу второго). Бежать: я бегУ, мы бежИМ, ты бежИШЬ, вы бежИТЕ, он бежИТ, они бегУТ (в форме 3 лица множественного числа глагол имеет окончание 2 спряжения, во всех остальных формах - окончания, свойственные 1 спряжению).

Алгоритм выбора окончания глаголов

Итак, правописание окончаний глаголов подчиняется довольно простому и логичному правилу, важно просто понять его. Чтобы правильно писать окончания глаголов, необходимо уметь определять их спряжение. Для этого следует использовать четкий алгоритм.

1. Посмотреть, куда падает ударение: на окончание или на основу слова (не забываем про коварную приставку вы: если она есть, необходимо определять спряжение по бесприставочному синониму).

2. Если ударение падает на личное окончание, то по нему и определяется спряжение, в соответствии с правилом.

3. Если ударной оказывается основа, то необходимо поставить глагол в форму инфинитива. Важными будут три последние буквы образованной формы.

  • Глагол оканчивается на -ить (кроме трех исключений), значит, он второго спряжения. Сюда же отнесем 7 глаголов, оканчивающихся на -еть, и 4 глагола на -ать.
  • Глагол в начальной форме оканчивается на любые другие буквы (кроме вышеперечисленных 11 глаголов), значит, он спрягается по типу первого спряжения. Добавим сюда 3 глагола-исключения на -ить.

4. Глаголы хотеть и бежать - разноспрягаемые, их нельзя отнести ни к первому спряжению, ни ко второму, и эту особенность нужно просто запомнить.

Подведем итоги

Правописание окончаний глаголов требует знания правил и применения четкого алгоритма. Главное - правильно определить, к какому из двух спряжений относится слово, и в зависимости от этого написать нужную букву в безударном личном окончании. Глаголы коварны, среди них есть множество исключений, которые не желают подчиняться общим правилам, но внимание к слову и применение несложного правила помогут избежать многих ошибок!

www.syl.ru

Правописание глаголов спряжения, правила и примеры

Спряжение — это изменение глагола по лицам, числам, временам, наклонениям, а в прошедшем времени и сослагательном наклонении — по родам. Спряжением называют также тип словоизменения глагола в настоящем или будущем времени, характеризующийся общностью гласных в составе личных окончаний. В зависимости от системы окончаний в формах настоящего или будущего времени все глаголы (за небольшим исключением) делятся на глаголы I и II спряжения. Глаголы совершенного вида, образующие формы будущего простого времени, имеют те же окончания, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида, но отличаются своим значением; в словоизменении формы будущего простого описываются, как формы настоящего времени.

К I спряжению относятся глаголы, имеющие окончания, показанные в табл. (в орфографической записи).

Глаголы I спряжения

Лицо

Единственное число

Множественное число

1

-у, -ю (веду, играю)

-ем, -ём (ведём, играем)

2

-ешь, -ешь (ведешь, играешь)

-ёте, -ете (ведёте, играете)

3

-ёт, -ет (ведёт, играет)

-ут, -ют (ведут, играют)

Комментарий. Основа настоящего времени глаголов I спряжения оканчивается на парно-твердую согласную, шипящую, мягкие [р'], [л'] или [j]. При образовании форм 2 и 3 л. ед.ч. и 1 и 2 л. мн.ч. конечные твердые согласные основы (кроме шипящих [ш], [ж]) чередуются: парно-твердые — с соответствующей мягкой, заднеязычные [к], [г] — с шипящими [ч], [ж]: ве[д]-утве[д'-о]шь, не[с]-утне[с'-о]м, пе[к]-утпе[ч-о]шь, стри[г]-утстри[ж]-ошь. В нормированной речи только глагол ткать не имеет чередования [к — ч] (ткутткёшь, ткёт, ткём, ткёте), в просторечии словоформы с отсутствием чередования заднеязычного с шипящим встречаются чаше.

Ко II спряжению относятся глаголы, имеющие окончания, показанные в табл. (в орфографической записи).

Глаголы II спряжения

Лицо

Единственное число

Множественное число

1

, (молчу, хвалю)

-им (молчим, хвалим)

2

-ишь (молчишь, хвалишь)

-ите (молчите, хвалите)

3

-от (молчит, хвалит)

-am, -ят (молчат, хвалят)

Комментарий. Основа настоящего времени II спряжения оканчивается на парно-мягкую согласную, шипящую или [j]. При образовании формы 1 л. ед.ч. происходят чередования [o'] — в[л'], [ф] —ф[л'], [б'] — б[л'], [п] — п[л'], [м] — м[л'], с[т'] (`ш'), [т' — ч], [д' — ж], [з' — ж], [с' — ш]: вдохно[в'-а]твдохно[вл'-у], гра[ф'-а]тгра[фл'-у], скор[б'-а]тскор[бл'-у], ле[п'-а]тле[пл'-у], гре[м'-а]тгре[мл'-у], кру[т'-а]ткру[ч-у], xo[д'-а]тхо[ж-у], вон[з'-а]твон[ж-у], но[с'-а]тно[ш-у]. В некоторых глаголах при образовании формы 1 л. ед.ч. конечный [т'] чередуется с [`ш']: возвра [т'-а]т — возвра [`ш'-у], превра [т'-а]т — превра[`ш'-у], сокра[т'-а]т — сокра[`ш'-у].

Наконец, в русском языке есть так называемые изолированные глаголы, не относящиеся ни к I, ни ко II спряжению и объединяющие в своей парадигме окончания разных спряжений. Изолированные глаголы характеризуются особым соотношением основ или особыми системами окончаний: зиждиться, зыбить(ся), хотеть, бежать, чтить, есть, надоесть, дать, создать, быть (а также забыть, добыть, сбыть и другие глаголы с компонентами -есть, -дать, -быть), ехать, идти. Спряжение изолированных глаголов дано в табл.

Спряжение изолированных глаголов

Инфинитив

Настоящее время

Прошедшее время

Число

Лицо

Форма

Число

Род

Форма

зиждиться

ед.

1

ед.

м.

зижди-л-ся

2

ж.

зижди-л-а-сь

3

зижд-ет-ся

ср.

зижди-л-о-сь

мн.

1

мн.

зижди-л-и-сь

2

3

зижд-ут-ся

зыбить(ся)

ед.

1

ед.

м.

зыби-л-ся

2

ж.

зыби-л-а-сь

3

зыбл-ет-ся

ср.

зыби-л-о-сь

мн.

1

мн.

зыби-л-и-сь

2

3

зыбл-ют-ся

бежать

ед.

1

бег-у

ед.

м.

бежа-л

2

беж-ишь

ж.

бежа-л-а

3

беж-ит

ср.

бежа-л-о

мн.

1

беж-им

мн.

бежа-л-и

2

беж-ите

3

бег-ут

хотеть

ед.

1

хоч-у

ед.

м.

хоте-л

2

хоч-ешь

ж.

хоте-л-а

3

хоч-ет

ср.

хоте-л-о

мн.

1

хот-им

мн.

хоте-л-и

2

хот-ите

3

хот-ят

чтить

ед.

1

чт-у

ед.

м.

чти-л

2

чт-ишь

ж.

чти-л-а

3

чт-ит

ср.

чти-л-о

мн.

1

чт-им

мн.

чти-л-и

2

чт-ите

3

чт-ят (и чт-ут)

есть

ед.

1

е-м

ед.

м.

е-л

2

е-шь

ж.

е-л-а

3

е-ст

ср.

е-л-о

мн.

1

ед-им

мн.

е-л-и

2

ед-ите

3

ед-ят

дать

ед.

1

да-м

ед.

м.

да-л

2

да-шь

ж.

да-л-а

3

да-ст

ср.

да-л-о

мн.

1

дад-им

мн.

да-л-и

2

дад-ите

3

дад-ут

быть

ед.

1

буд-у

ед.

м.

бы-л

2

буд-ешь

ж.

бы-л-а

3

буд-ет

ср.

бы-л-о

мн.

1

буд-ем

мн.

бы-л-и

2

буд-ете

3

буд-ут

ехать

ед.

1

ед-у

ед.

м.

еха-л

2

ед-ешь

ж.

еха-л-а

3

ед-ет

ср.

еха-л-о

мн.

1

ед-ем

мн.

еха-л-и

2

ед-ете

3

ед-ут

идти

ед.

1

ид-у

ед.

м.

ше-л

2

ид-ешь

ж.

ш-л-а

3

ид-ет

ср.

ш-л-о

мн.

1

ид-ем

мн.

ш-л-и

2

ид-ете

3

ид-ут

Комментарий. Глаголы зиждиться и зыбиться не употребляются в формах 1 и 2 л. Глаголу быть, кроме форм будущего простого времени, принадлежат также формы настоящего времени 3 л. ед. и мн.ч. — соответственно есть и суть. Форма есть широко употребляется не только в значении 3 л. ед.ч., но и в значении всех других лиц ед. и мн.ч. Форма суть употребляется в научной, официальной или архаизированной речи: Преподавание и учение суть средства образования (Л. Толстой).

Вариантные формы глаголов появляются в результате взаимодействия глаголов разных классов и групп. В одних случаях они характеризуются как нормативные и стилистически одинаковые, в других — как нормативные, но обладающие стилистическими или семантическими различиями, в третьих — как не соответствующие нормам русского литературного языка. Глаголы с продуктивным соотношением основ чаще воздействуют на глаголы непродуктивных групп, однако возможно и воздействие глаголов с непродуктивным соотношением основ на глаголы продуктивных классов.

Глаголы I класса оказывают воздействие на глаголы группы 1,1а, в результате чего появляются вариантные формы глаголов этой группы с основой настоящего времени на [aj]: алкать (алч-у, алчут и алка[j-у], алка [j-y]m), блистать, брызгать, внимать, глодать, двигать, капать, клепать, кликать, колыхать, крапать, кудахтать, курлыкать, махать, метать, метаться, мурлыкать, мыкать, плескать, полоскать, прыскать, пыхать, рыскать, свистать, тыкать, хлестать, хныкать, черпать, щепать, щипать.

У многих глаголов группы I, 1а формы, образованные по образцу глаголов I класса, являются разговорными. В ряде случаев вариантные формы различаются семантически. Например, глагол двигать в значении "перемещаться с места на место, шевелить" образует формы с основой настоящего времени на [aj], а в значении "приводить в движение, побуждать" — с основой на шипящую. Семантическими различиями обладают также вариантные формы глаголов брызгать, капать, клепать, метать. За пределами литературной нормы находятся формы с основой настоящего времени на [aj] глаголов кликать, кудахтать, метаться, хлестать.

Глаголы IV класса оказывают воздействие на глаголы группы IVa, в результате чего в глаголах этой группы в основах прошедшего времени может сохраняться -ну- (крепнутькреп и крепнул). Такое воздействие испытывают почти все глаголы группы IVa, но наиболее последовательно сохраняют суффикс -ну- в основе прошедшего времени бесприставочные глаголы группы IVa в форме м.р. (горкнул, грузнул). Стилистически не различаются вариантные формы м.р. следующих глаголов группы IVa: с компонентами -бегнуть (из-, при-), -блекнуть, -вергнуть (в-, под-, из-, по-, опро-, ниспро-, с-, от- и все возвратные глаголы с этим корнем), виснуть, вязнуть, вянуть, гаснуть, гибнуть, глохнуть, грязнуть, дохнуть, дрогнуть, дрыхнуть, дрябнуть, жухнуть, зябнуть, киснуть, крепнуть, липнуть, мерзнуть, меркнуть, мокнуть, молкнуть, мякнуть, никнуть, пахнуть, пухнуть, разверзнуть, сипнуть, слабнуть, слепнуть, сохнуть, стынуть, тихнуть, -торгнутъ (ис-, от-, рас- и все возвратные глаголы с этим корнем), тухнуть в значении "гаснуть", тухнуть в значении "портиться", хрипнуть, чахнуть. Вариантные формы с суффиксом -ну- в прошедшем времени ж.р. возможны, но преобладают формы без -ну-.

Вариантные формы настоящего времени по образцу глаголов группы II, 1а образуют глаголы II класса ржаветь (и приставочные заржаветь, проржаветь), выздороветь, обессилеть, опостылеть, опротиветь, ста́ретъ(ся): ржаветь —ржавеет и ржавит. Формы этих глаголов, образованные по образцу непродуктивной группы, являются устаревшими, разговорными или ненормативными.

Глаголы I класса испытывать, истязать, наказывать, обязывать, связывать, указывать также могут образовывать вариантные формы с основой настоящего времени на [yj] (как у глагола группы 1, 2 живописать): испытыватьиспытываю и испытую, обязыватьобязываю и обязую. Вариантные формы глаголов I класса с основой настоящего времени на [yj] употребляются в высоком или книжном стиле.

Как правило, глаголы, образующие вариантные спрягаемые формы, имеют и вариантные атрибутивные формы.

www.fio.ru

Русский язык: глагол неопределенной формы

Инфинитив — это неопределенная или начальная форма глагола. Казалось бы, какая простая вещь! Но и у этого языкового явления есть свои особенности и даже «подводные камни», о которых и пойдет речь далее в этой статье.

Краткая характеристика инфинитива в русском языке

Глагол неопределенной формы — это то, что мы видим написанным в словарной статье. Он не имеет наклонения, лица, числа, времени, то есть не изменен в зависимости от того, кто выполняет действие, так как такого субъекта попросту нет. Однако такой глагол все же имеет некоторые признаки - вид (совершенный или несовершенный) и спряжение (первое или второе). Кроме того, он характеризуется возвратностью или невозвратностью, а также переходностью или непереходностью.

Как понять, что глагол стоит в инфинитиве

Чтобы определить, что данная форма слова, обозначающего действие, на самом деле является инфинитивом, нужно задать к ней вопросы неопределенной формы глагола. К таковым относятся: «что делать?» (например, «читать» или «разговаривать») или «что сделать?» (например, «подарить» или «выпить»). Если глагол отвечает на них, значит, он стоит в начальной форме.

Кроме того, в инфинитиве в русском языке всегда есть суффиксы: -ть-, -ти-, -чь-, -сть- и -сти-. Стоит отметить, что некоторые лингвисты утверждают, что это окончания глаголов неопределенной формы, так как данная морфема подлежит изменению. Впрочем, споры не утихают до сих пор.

Для чего используют неопределенную форму глагола

Достаточно богат на различные возможности использования инфинитива именно русский язык. Неопределенная форма глагола может быть в предложении подлежащим, сказуемым, определением, дополнением, а также являться составной частью глагольного сказуемого, выражать повелительное наклонение или будущее время. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из перечисленных случаев на примерах.

Конкретные синтаксические роли глагола в начальной форме

Итак, глагол в неопределенной форме — подлежащее, если он как-либо характеризуется. Например:

  • Рисовать было смыслом его жизни.
  • Быть матерью — это смысл жизни Светланы.

В этих предложения «рисовать» и «быть (матерью)» являются подлежащими, так как это отдельные, независимые действия.

Кроме того, в предложении могут стоять два инфинитива, один из которых характеризует другой:

  • Жить, значит, любить.

Тогда здесь «жить» — подлежащее, а «любить» — сказуемое. Определяется член предложения в этом случае легко: подлежащее идет до сказуемого. Также вместо "значит" может стоять тире или слова «это», «есть» и подобные.

Инфинитив может быть определением, если он стоит в таком виде, например:

  • Он лег спать с твердым решением почитать завтра книгу.

Получается, что глагол «почитать» здесь отвечает на вопрос «каким?» С каким решением он лег спать? Почитать (завтра книгу). То есть глагол неопределенной формы — это определение, если он относится к существительному, которое означает необходимость, решение, желание, изъявление воли и тому подобное.

Неопределенная форма глагола также бывает дополнением, если, например, используется в такой фразе:

  • Папа попросил Лену поднять карандаш.

То есть глагол «попросил» имеет здесь полноценное лексическое значение. Оба глагола относятся к разных людям («попросил» — к папе, а «поднять» — к Лене).

Инфинитив является составной частью глагольного сказуемого, если используется с глаголом, который обозначает начало, продолжение или завершение действия, то есть имеет вспомогательное значение. Например:

  • Щенок быстро начал засыпать.
  • Учитель продолжил вести урок.

"Начал" и "продолжил" — именно такие глаголы, поэтому "засыпать" и "вести" будут частями сказуемого.

Инфинитив выражает повелительное наклонение, если используется в приказном тоне. Например, командир отряда может приказать: «Молчать!», а капитан корабля прокричать: «Свистать всех наверх!»

Начальная форма глагола выражает будущее время в предложениях, подобных такому:

  • Да, не быть Ивану летчиком!

То есть в нем должен содержаться некий оттенок досады или сожаления.

Распространенные ошибки в написании

В большинстве случаев глагол неопределенной формы — это легкая в правописании вещь, однако иногда люди все же путаются. Это происходит, когда глагол является возвратным. Попросту забывается мягкий знак перед суффиксом -ся-, поэтому получается, что глагол стоит в третьем лице и единственном числе. И иногда это очень затрудняет понимание при чтении.

Для того чтобы избежать ошибок и правильно писать суффиксы (или окончания глаголов неопределенной формы), нужно каждый раз к ним задавать мысленно вопросы: «что делать?» или «что сделать?» Если глагол явно отвечает именно на них, необходимо поставить мягкий знак. Например, в последнем слове в предложении "Петя собирается сегодня выспаться" ставится мягкий знак, так как Петя собирается что сделать? Выспаться.

Таким образом, глагол неопределенной формы — это достаточно интересная и важная часть языка, которую можно использовать в разных случаях, главное — их хорошо усвоить.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о