собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые
Имена существительные – это слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопрос кто? или что?
Предметы – это общее название всех вещей, растений, названий, животных, людей, явлений природы и так далее. Все предметы, так же как и имена существительные, отвечают на вопрос кто? или что? Например:
комар, стол, врач, дом
Для связи с другими словами у имён существительных изменяются окончания, например:
лежит ручка, нет ручки, ищу ручку, рассказываю о ручке
Собственные и нарицательные имена
Имена существительные делятся на нарицательные и собственные. Нарицательные имена – это существительные, называющие однородные предметы, например:
город, собака, мальчик
Собственные имена – это существительные, обозначающие индивидуальные названия, выделяющие предмет из группы однородных, например:
Москва, Дружок, Пётр
Все собственные имена пишутся с большой буквы.
Одушевлённые и неодушевлённые существительные
Все существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые. К одушевлённым относятся существительные, обозначающие людей и животных. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Например:
КТО? комар, слон, врач, Женя
К неодушевлённым относятся существительные, обозначающие всё кроме людей и животных – вещи, явления, чувства и так далее. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что? Например:
ЧТО? чашка, стол, грусть, отъезд
Разряды существительных
Существительные, в зависимости от того, что они выражают, делятся на конкретные, отвлечённые, вещественные и собирательные.
Конкретные существительные называют конкретные предметы, которые можно посчитать. Большинство из них имеют форму единственного и множественного числа:
стол – столы, цветок – цветы, конфета – конфеты
Исключением являются слова, имеющие только форму множественного числа:
сливки, кле́щи, вилы
Отвлечённые существительные называют не конкретные предметы, а отвлечённые понятия, связанные с чувствами, состояниями, явлениями и не поддающиеся счёту:
радость, покой, любовь, страх, счастье
Вещественные существительные называют различные вещества:
нефть, соль, масло, кислород
Собирательные существительные обозначают множество однородных предметов как единое целое:
толпа, братство, бельё, стая
naobumium.info
Существительное
Имя существительное
Примечание. Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?
По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду.
Примечание. Имена существительные по родам не изменяются.
Имена существительные изменяются по падежам и по числам. Начальная форма имени существительного — именительный падеж единственного числа. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, а так же несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого.
Имена существительные собственные и нарицательные.
Собственные имена существительные — это названия отдельных лиц, единичных предметов. К собственным именам существительным относятся:
- фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, а также клички животных.
- географические названия
- астрономические названия
- названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, заводов, кораблей и др.
Примечание. Следует отличать собственные имена существительные от собственных наименований.
Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные (например: Ампер — французский ученый, ампер — единица силы электрического тока
Нарицательные имена существительные — это общее название для всех однородных предметов и явлений. Имена существительные нарицательные могут переходить в собственные (например: земля — суша, Земля — планета Солнечной системы).
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные одушевленные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто? Неодушевленные имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что?
Число имен существительных.
Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов. Некоторые имена существительные употребляются ли только в единственном, или только во множественном числе.
Существительные, которые имеют только форму единственного числа:
- Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные): молодежь, детвора, студенчество, человечество и др.
- Названия предметов с вещественным значением: асфальт, железо, земляника, молоко, сталь, свёкла, керосин и др.
- Названия качества или признака: белизна, злоба, ловкость, молодость, свежесть, синева, темнота, чернота и др.
- Названия действия или состояния: косьба, рубка, выполнение, внушение, горение и др.
- Собственные имена в качестве наименований единичных предметов: Москва, Волга и др.
- Слова: бремя, вымя, пламя, темя
Существительные, которые имеют только форму множественного числа:
- Названия составных и парных предметов: брюки, весы, перила, тиски, щипцы, грабли, ножницы, вилы, качели и др.
- Названия материалов или их отходов, остатков: белила, дрожжи, макароны, сливки, отруби, опилки и др.
- Названия промежутков времени, игр: прятки, жмурки, шахматы, каникулы, сутки, будни и др.
- Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, переговоры, всходы, заморозки, дебаты и др.
- Некоторые географические названия: Карпаты, Фили, Горки, Афины, Альпы, Сокольники и др.
Падежи имен существительных.
В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам. Именительный — кто? или что? Родительный — кого? или чего? Дательный — кому? или чему? Винительный — кого? или что? Творительный — кем? или чем? Предложный — о ком? или о чем?
Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно:
- найти слово, к которому относится данное существительное;
- поставить от этого слова к имени существительному вопрос.
Склонение имен существительных.
Изменение слов по падежам называется склонением. Существует три склонения имен существительных.
Первое склонение. К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля), а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя).
Второе склонение. Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день), а также с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание).
Третье склонение. К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.
Разносклоняемые имена существительные. Десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-го склонения -и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем (-ём).
Несклоняемые имена существительные. Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму. Среди них имеются как имена нарицательные (кофе, радио, кино, жюри), так и имена собственные (Гёте, Золя, Сочи).
Морфологический разбор имени существительного.
I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.
Другие заметки по русскому языку и литературе
edu.glavsprav.ru
Существительные одушевленные и неодушевлённые, собственные и нарицательные Напишите правило, плиз
1.К одушевленным относятся существительные, отвечающие на вопрос кто? и называющие живые существа (человек, учитель, щука, кошка, бабочка) . В основном это слова мужского и женского рода. Одушевленных существительных среднего рода очень мало (дитя, животное, чудовище, млекопитающее) .
Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы (класс, школа, дерево, тетрадь) .
Одушевленность и неодушевленность существительных — это понятия чисто грамматические, и их отличие друг от друга не всегда соответствует различению живого и неживого в природе. Поэтому не всегда легко определить одушевленность и неодушевленность существительных по вопросам кто? или что? В трудных случаях необходимо прибегать к помощи грамматического показателя одушевленности и неодушевленности — форме винительного падежа множественного числа. У одушевленных имен существительных всех трех родов винительный падеж множественного числа совпадает с родительным, а у неодушевленных — с именительным; Вижу цветы, поля, народы, толпы — винительный падеж множественного числа совпадает с именительным падежом множественного числа (цветы, поля, народы, толпы) — имена существительные неодушевленные; Вижу котят, животных, кукол — винительный падеж множественного числа совпадает с родительным падежом (нет котят, животных, кукол, цыплят (живых и жареных) — существительные одушевленные. Это же совпадение у существительных мужского рода с основой на согласную наблюдается и в формах единственного числа (вижу шар, галстук, но: пионера, певца) .
2.
По значению существительные делятся на собственные и нарицательные.
Нарицательные существительные — это общие названия всех однородных предметов, лиц, событий и так далее (город, человек, отец, книга) .
Собственные, существительные — это наименования единичных предметов и лиц, отличающие их от других однородных предметов и лиц.
Любое нарицательное существительное или сочетаний слов, использованное в качестве названия, становится именем собственным (площадь Победы, созвездие Большой Медведицы, город Орел) . Вместе с тем собственное существительное может получить обобщающее значение и стать нарицательным: Ампер — фамилия французского физика, ампер — единица силы тока, названная по Имени Ампера (геркулес, наган, матрешка, катюша) .
Некоторые существительные могут одновременно употребляться и как собственные и как нарицательные: солнце, земля, луна (планета Земля).
otvet.mail.ru
Одушевленные и неодушевленные имена существительные: примеры слов
Приходилось вам слышать слова, которые ставились в несоответствующих падежах? Этим грешит суржик — смешанная речь из русских, украинских и еврейских слов. Происходит это из-за того, что правила склонения в разных языках отличаются.
Чтобы правильно выбрать падеж существительных, нужно знать, к какому виду они принадлежат.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Слова, неправильно употребляемые, режут слух. Для их грамотного использования существуют определенные правила, не такие уж и сложные. На Руси издревле по-разному изменяли по падежам живое и неживое. Когда язык систематизировали, определили, что бывают имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Причем самостоятельно не всегда удается определить, к какому виду относится то или иное слово. Покойник неживой, не имеет души, но слово это грамматически одушевленное. А вот растения живые — растут, дышат. Но неодушевленные. Почему?
Есть один аспект этого вопроса, который уходит корнями в мифологию. В древности люди придерживались других представлений о живом и неживом. Отсюда множество устоявшихся выражений, показывающих неодушевленность солнца (оно выглядывает, встает, садится, просыпается, в сказках у него спрашивают совета, и оно отвечает) и куклы (в играх она ест, спит, ходит, говорит, плачет). Ранее действительно считали их живыми и это отразилось в языковых формах. Слово «труп» же всегда считали неодушевленным, потому что под ним рассматривается лишь оболочка существа, личность же отсутствует. Как же идентифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные?
Правило
Поскольку живое и неживое отвечают на разные вопросы, хорошо воспользоваться этим способом. Потом осуществить проверку полученного результата. После можно уточнить наше исследование в соответствии с исключениями, которые лучше запомнить.
1. Итак, сначала стоит выяснить, кто или что перед нами. Так в большинстве случаев можно понять, к какому виду относится нужное нам слово.
Кто? | Что? |
Щенок | Игрушка |
Птичка | Кресло |
Животное | Игра |
Цыпленок | Нос |
Рекс | Кличка |
2. В дальнейшем множественное число нужного слова ставят в винительный падеж (для простоты его можно обозначить ВП) и выясняют, с каким падежом оно совпадает. Если с именительным (ИП) — это неодушевленность.
- Игрушки.
- Кресла.
- Игры.
- Носы.
- Клички.
Если с родительным (РП) — одушевленность.
- Щенков.
- Птичек.
- Животных.
- Цыплят.
- Друзей.
Часто этого бывает достаточно, чтобы определить одушевленные и неодушевленные имена существительные. Правило имеет исключения.
Живые неодушевленные
Это куклы, мишки Тедди, собачки, зайчики, роботы и тому подобные. То есть те игрушки, с которыми производят действия, как с живыми. Сложившиеся формы слов будут выглядеть так:
- Кукол.
- Мишек.
- Зайчиков.
- Собачек.
- Роботов.
Некоторые обозначения в играх тоже считаются одушевленными. Это следует запомнить:
- Королей.
- Вальтов.
- Ферзей.
- Дам.
Люди, которые умерли или погибли, считаются одушевленными: самоубийца, усопший, преставившийся, погибший.
- Самоубийц.
- Усопших.
- Преставившихся.
- Погибших.
Есть много таких слов, но все они одушевленные. Когда же речь идет о бренной оболочке (труп, тело, падаль, туша) — это уже неживое.
Сказочные и нематериальные персонажи (ангелы, демоны, нимфы) тоже одушевленные. Наблюдается закономерность: если в представлении народа что-то является живым — в склонении такого слова ВП = РП.
Живые неодушевленные
Группу, какое-либо множество, совокупность людей, животных или причисляемых к живым существ принято считать неодушевленными. Это толпа, армия, народ, стадо, стая, сонм. Правильно говорить: «Вижу толпы, армии, народы, стада, стаи, сонмы».
Все растения и грибы — неодушевленные. Их издавна рассматривали как пищу, а не как часть живой природы. Интересно, что некоторые виды морепродуктов (лангусты, устрицы, омары) сначала появились в России как экзотические блюда. Поэтому в рецептах встречается их склонение по неодушевленному принципу: кальмары отварить и нарезать в форме лапши.
То, что не видно взглядом, считается неодушевленным.
Это микроорганизмы, вирусы, эмбрионы, дрожжи, бактерии. Хотя здесь тоже есть интересные исключения. Например, отношение к эмбриону меняется, когда он становится видимым – в пробирке.
Когда нельзя определить одушевленные и неодушевленные имена существительные
Примеры, показывающие невозможность отнесения слова к тому или иному делению:
- чинить автоматику,
- увидеть меч-рыбу.
Эти слова не склоняются по числам. При изменении по падежам у них находится своя форма окончаний. Поэтому они стоят вне одушевленности.
Прилагательные-помощники
По форме винительного падежа согласующихся прилагательных определяются одушевленные и неодушевленные имена существительные. Примеры:
- Увидели нового ученика – увидели новый стол.
- Погладили красивого щенка – погладили красивую блузку.
- Получили крупных телят – получили крупные неприятности.
Сначала стоит словосочетание, где винительный падеж равен родительному (ВП = РП), а потом – именительному (ИП).
Эти прилагательные облегчат определение одушевленных и неодушевленных имен существительных.
Собственные и нарицательные
Все собственные имена существительные потому и получили такое название, что являются единственными в своем роде. Обычно это имена, но могут быть и клички, и прозвища. Если находится им совпадение – это скорее нонсенс. Для таких случаев есть слово «тезка», к примеру. Даже если это кличка неживой игрушки – это все равно одушевленное. Есть и неодушевленные имена собственные. Это названия, данные какому-либо учреждению, произведению искусства или сочинению. Есть и географические наименования.
Нарицательные – от старославянского «нарицать» (называть) – это названия групп предметов или понятий.
Правильно изменять их по падежам поможет таблица.
собственные | нарицательные | |
одушевленные | ВП = РП | ВП = РП |
неодушевленные | ВП = ИП | ВП = ИП |
Хорошо развиваются навыки при заполнении такой таблицы. Можно заполнить ее, ставя все слова в винительном падеже, хотя это и не обязательно. Можно просто разделить лист на четыре части и выписать предложенные слова по группам.
Иван Иванович Жучка Мурка Мальчиш Кибальчиш Золушка | Директор Собака Кошка Персонаж Падчерица |
Волга «Белый клык» «Апассионата» Эрмитаж Каспийское море | Река Повесть Соната Бетховена Музей Море |
Еще лучше разобраться с этой темой помогут специальные упражнения.
Упражнения
Помогут закрепить навыки, как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные, упражнения. Нужно подставить правильное слово, подобрать нужный падеж или проверить грамотность записанного словосочетания.
Упражнение 1
Подставьте правильные слова в следующих предложениях.
- Приходя в школу, ученики видят (учителя, директор, новые парты, плакатов, друзей, дежурный, старых дверей, школьных мелков).
- Для городского парка приобрели (певчих птиц, каруселей, скамеек, посетителей).
- Опаздывая на работу, пришлось догонять (троллейбуса, трамвая, знакомого таксиста).
Упражнение 2
Подберите нужный падеж в следующих предложениях.
- Мы пристроили (котята) и впридачу подарили (пакетики с кормом) для них.
- Выйдя на полянку, мы увидели (мальчики и корзины с грибами).
- В зоопарке служители кормят (птицы) и поливают (деревья).
Упражнение 3
Приведите примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных, подходящих в следующих случаях:
- За столом сидит … и мечтает.
- Врачи сказали, что … уже не дышит.
- Наш … совсем раскрошился.
- Как ярко горит этот … сегодня.
- Старый … совсем развалился.
Урок
Чтобы учащиеся хорошо запомнили вышеприведенные правила, педагог может посвятить урок одушевленным и неодушевленным именам существительным. Хорошо использовать схему, обозначающую равенство падежей.
Одуш. | Неодуш. |
ВП = РП | ВП = ИП |
Напомнив, что проверяется множественное число, в качестве упражнения можно предложить назвать пять одушевленных и пять неодушевленных имен существительных, глядя на картинку. Подойдет фото щенка с игрушечным цыпленком в зубах.
Получающиеся словосочетания не всегда будут правильные, это естественно. Но особо смешные учитель может подчеркнуть. Такой метод «от противного» поможет запомнить неправильное употребление падежей.
Хорошо понять правило помогут примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных, которые подставляют вместо пропущенных слов. Для этого упражнения заранее выписываются на листок предложения с пропущенными словами. На их место следует вставить одно из предложенных слов, записанных на доске. Учитель следит, чтобы перед учениками были разные варианты: на одной стороне доски одушевленные, на другой – нет.
Как один из вариантов может быть использован такой набор слов:
Мальчик Девочка Кукла Мама Папа Жучка | Машинка Скакалка Мяч Игра Двор Дом |
Текст, который подойдет для этого упражнения:
В выходной день стояла прекрасная погода. Ребята выбежали во двор. (?) кормили и наряжали своих (?). (?) не привлекали такие игры, они запускали (?) с горы. (?) и (?) радовали старые (?). «Где еще найдешь такие (?), — говорили они и не торопились звать своих (?) и (?) домой. А ребята уже взяли (?) и (?) и устроили шумные (?).
Такой урок ребятам очень понравится. Главное – хорошо подготовить наглядный материал и схемы. Успехов!
fb.ru
Одушевленные и неодушевленные имена существительные, правило и примеры
Одушевлённые имена существительные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто? (студент, наставник, конферансье, ровесник).Неодушевлённые имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? (президиум, конференция, пейзаж, рябина). Сюда же относятся имена существительные типа группа, народ, толпа, стая, крестьянство, молодёжь, детвора и т.д.
Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые в основном зависит от того, какой предмет это существительное обозначает – живые существа или предметы неживой природы, но полностью отождествлять понятие одушевлённости-неодушевлённости с понятием живого-неживого нельзя. Так, с грамматической точки зрения берёза, осина, вяз – существительные неодушевлённые, а с научной точки зрения это живые организмы. В грамматике названия умерших людей – мертвец, покойник – считаются одушевлёнными, и только существительное труп – неодушевлённое. Таким образом, значение одушевлённости-неодушевлённости – категория чисто грамматическая.
Грамматически категория одушевлённости-неодушевлённости выражается в том, что
- у одушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа:
(в.п. мн.ч. = р.п. мн.ч.)р.п. (нет) людей, птиц, зверей
в.п. (любить) людей, птиц, зверей
- у неодушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой именительного падежа множественного числа:
Кроме того, у одушевлённых существительных мужского рода II склонения винительный падеж совпадает с родительным также и в единственном числе, у неодушевлённых – с именительным: вижу студента, лося, журавля, но отряд, лес, полк.(в.п. мн.ч. = им.п. мн.ч.)и.п. (есть) леса, горы, реки
в.п. (вижу) леса, горы, реки
Чаще всего одушевлёнными бывают существительные мужского и женского рода. Среди существительных среднего рода одушевлённых мало. Это – дитя, лицо (в значении «человек»), животное, насекомое, млекопитающее, существо («живой организм»), чудище, чудовище, страшилище и некоторые другие.
Одушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, склоняются: восхищаться «Спящей красавицей».
Неодушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, получают значение лица и становятся одушевлёнными: турнир собрал всех звёзд настольного тенниса.
Названия игрушек, механизмов, изображений человека относятся к одушевлённым существительным: она очень любила своих кукол, матрёшек, роботов.
Названия фигур в играх (шахматах, картах) склоняются, как одушевлённые существительные: пожертвовать коня, взять туза.
Название богов, мифических существ (леший, русалка, чёрт, водяной) относятся к одушевлённым существительным, а названия планет по имени богов – к неодушевлённым: глядя на Юпитер, они молили Юпитера о помощи.
У ряда существительных наблюдаются колебания в выражении категории одушевлённости-неодушевлённости (в названиях микроорганизмов, у существительных образ, тип, характер и др.): рассматривать инфузории и инфузорий, убивать бактерии и бактерий; создать яркие образы, особые характеры.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | |
Одушевлённые | Неодушевлённые |
названия предметов живой природы | названия предметов неживой природы |
названия растений | |
названия богов | названия планет по именам богов |
названия мифических существ | |
названия фигур в играх | |
названия игрушек, механизмов, изображений человека |
|
мертвец, покойник | труп |
названия микроорганизмов | |
образ, характер |
www.fio.ru
Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Творческая работа с. 64 — 65
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные и контрольные работы. Максимова Т.Н.
ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ, СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Творческая работа
Ответы к стр. 64
1. Приведи примеры имён собственных.
Москва, Байкал, Сергей, Илья, Елена, Ольга, Есенин, Россия, Волга.
2. Измени число имён существительных, если возможно.
дорога — дороги ножницы — —
берёза — берёзы пальто — —
моря — море кольца — кольцо
иней — — деньги — —
роса — —
3. Подбери и запиши к именам существительным синонимы.
путь — направление
облик — внешность
строй — шеренга
инъекция — укол
гнев — ярость
табун — стадо
чутьё — нюх
бабочка — мотылёк
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные и контрольные работы. Максимова Т.Н.
Ответы по русскому языку. 3 класс
Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Творческая работа с. 64 — 65
5 (100%) 11 votes Vash@dminvolzsky-klass.ru
Собственные и нарицательные имена существительные Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
задача урока —
1) повторить, что такое имя существительное, какие признаки оно имеет;
2) дать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных;
3) выработать навыки определения собственніх и нарицательных имен существительных
Просмотр содержимого документа
«Собственные и нарицательные имена существительные Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Собственные и нарицательные имена существительные Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Цели:
1) повторить, что такое имя существительное, какие признаки оно имеет;
2) дать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных;
3) выработать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных;
4) повторить средства выразительности.
Тип урока: углубления и систематизации знаний
Ход урока
Оргмомент
Актуализация опорных знаний
Проверка дом.задания
476. Озаглавьте текст. Спишите, деля его на абзацы. Расставьте пропущенные запятые. Подчеркните дополнения, выраженные именами существительными в винительном падеже. • Назовите близкие по значению глаголы, с помощью которых объединены в тексте второе и третье предложения.
Сначала мы любим то место, где родились и выросли.
Человек прежде всего узнаёт свой дом сад, в котором запоминает каждую яблоню каждую стё(ж, ш)ку. Сер(?)це никогда не забудет3 дом матери игры детства дорогу в школу. 4
Мы любим берёзу, которая р..стёт2 у родно..
дома, тих..ю речку свою городскую улицу. Так начинает(?)ся любовь к родной стране.
(прочитать по абзацам со знаками препинания, 1 уч. – синт. Разбор) морфолог., фонет — устно)
Беседа по кластеру
Повторение теоретических знаний
для того, чтобы вы всегда могли правильно определить одушевленное или неодушевленное перед вами таблица
Имена существительные
Одушевленные Неодушевленные
Обозначают
Людей, животных, игрушки
(Женщина, корова, робот)
Существ, похожих на людей
(русалка, водяной, черт)
Названия неживых предметов
(Город, лес, ромашка)
Названия групп живых существ
(Толпа, народ, армия)
Словарный диктант (н/О)
Ш…фер ап…льсин Тр…нер в…кзал К…смонавт г…рбарий Г…рой зд…ровье
Оф…цер к…лекция Ж…кей к…стюм
А как определить, О или Н слова кукла, труп. Мертвец?
Р. учеников, коров
В. учеников, коров
Р. столы, толпы
В. столы, толпы
Применение знаний в стандартных условиях
486. Спишите, вставляя буквы на месте пропусков и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Какими пунктуационными
правилами вы для этого пользовались? Над одушевлёнными существи
тельными поставьте букву о, над неодушевлёнными — н.1. Зайчик идёт да плачет. Ему н..встречу медведь:«О чём зайчик плачешь?» А зайчик говорит: «Отстань медведь! Как мне не плакать? Была (у)меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная: попросилась она (ко)мне п..греться, да меня и выгнала3».
2. И стал тут конь Ивана молить: «0..пусти ты меня Иванушка а я тебе великую сослужу службу». 3. Солнце п..сылает: «Лети ветер за тридевять земель, в тридесятое царство, достань живой и мёртвой воды». 4. «Избушка, избушка п..вернись комне лицом!» —
Повторение теоретических знаний
На доске записаны слова:
(И, и)мя (Л, л)ермонтов
(О, о)тчество (М, м)ихаил
(Ф, а)милия (Ю, ю)рьевич
(С, с)обака (Р, р)екс
(Р, р)ека (Т, т)амбов
(О, о)зеро (И, и)талия
(Г, г)ород (Б, б)айкал
(С, с)трана (В, в)олга
Работа с учебником (с. 52: прочитать. Пересказать)
В мире людей, великое животных, множество рек, гор, самыхзаводов. разных Рек предметов: много,и они различны. Есть множество различных книг, а всётаки о каждой из них мы можем сказать: это — книга.О любой кошке мы говорим: это — кошка. Река, книга,кошка -это существительные нарицательные. Они являются названиями однородных предметов.Для того чтобы отличить какой-либо отдельный предмет от других однородных предметов, ему даётся
своё название.Существительные собственные и являются названиями
единичных предметов.Так, каждая река имеет своё название (Волга, Енисей),
у каждого человека есть имя, отчество и фамилия.Александр Сергеевич Пушкин — имя великого русского поэта. Одна из поэм А. С. Пушкина называется «Руслан и Людмила». Свои собственные заглавия есть у всех книг.VК существительным собственным принадлежат не только имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, но и названия исторических событий, картин, кинофильмов, спектаклей, предприятий, клички животных. Для обозначения единичных предметов, выделенных из ряда однородных, используются не только отдельные слова (имена собственные), но и устойчивые словосочетания
Применение знаний в измененных условиях
Комментированное письмо
Упражнение 1. Прочитайте упражнение. Найдите в каждом ряду лишнее имя собственное. Обоснуйте свой выбор. Остальные имена собственные запишите. Орфограммы обозначьте графически.
1. Лев Николаевич Толстой, Николай Николаевич Носов, Агния Львовна Барто, Виталий Валентинович Бианки
2. Великая Отечественная война, Мурманск, Куликовская битва, Ледовое побоище.
3. «Московский комсомолец», «Мурзилка», «За рулём», «Вокруг света».
4. Памир, Селигер, Джомолунгма, Эверест.
Словарный диктант
Упражнение 2.
(М, м)агазин, (С, с)моленск, (Л, л)ист, (Е, е)нисей, (Г, г)итара, (Б, б)инокль, (Ю, ю)питер, (Н, н)адежда, (О, о)рёл, (А, а)рктика, (К, к)осмонавт, (О, о)гонёк, (М, м)осквич, (З, з)намя, (Г, г)реция, (К, к)абинет, (С, с)оня.
Осложненное списывание
492. Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания и подчёркивая имена собственные. Прочитайте вслух записанный диалог, выделяя его реплики интонацией. Придумайте и запишите фамилии, связанные с вашими делами, за
нятиями, играми. Придуманные фамилии, как и прозвища, могут быть смешными, но не должны быть обидными
У нас какая фамилия? — спросил Ваня.
Как какая? Ты что, не знаешь? Державины.
А вот и нет! — воскликнул хитро Ваня.
А какая же?- удивился брат Коля.
У нас у всех разные фамилии. Мы с дедушкой копали картошку -мы были Картошкиными. А бабушка вязала носки, она была Вязалкина. А теперь дедушка будет читать газеты. Он будет Газеткин. А ещё дедушка за день был Пчеловодов, Топоров , Дровосеков, Печников, Землекопов, Столяров.
Все засмеялись, и игра в фамилии продолжалась целый вечер.
(По В. Крупину)
Списывание (для Терещенко, Чуприна, Семененко)
495. Спишите текст. Подчеркните имена собственные. Что называет каждое из имён собственных и все они вместе?
Арктика — северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки,почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающиечасти Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундр.Творческая работа
500. Вставьте подходящие по смыслу слова, выбрав их из взятых
в скобки.1. Город, птица, теплоход («Орёл», Орёл, орёл).
2. Журнал, яркий (огонёк, «Огонёк»).
3. Добросовестный, газета (труд, «Труд»).
Домашнее задание
Учить параграф 90,91, упр. 501.
Запишите ответы на вопросы. Подчеркните однородные члены.
1. Какие газеты, журналы читают в вашей семье?
2. Какие кинофильмы тебе особенно понравились?
3. Какие спектакли ты видел в театре?4. Какие телепередачи ты смотришь регулярно?
5. Какие компьютерные игры ты предпочитаешь?
Вывод
multiurok.ru