Содержание

Урок 25. Интонация сложного предложения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Серноводское»

Сунженского муниципального района

Урок по русскому языку на тему:

«Интонация сложного предложения»

9 класс

Учитель русского языка и литературы: Заруева З.Х.

Урок 25. Интонация сложного предложения

Цель: развивать навыки и умения соблюдать правильную интонацию в сложных предложениях.

Планируемые результаты: владеть навыками выразительного чтения; понимать значение интонации в сложном предложении; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка

— Сделайте синтаксический разбор предложения, укажите функции знаков препинания, определите художественные средства создания образа в поэтическом фрагменте.

Протрубили журавли, пролетели, прокричали про снега, про метели. (Ю. Левитанский)

2. Проверка домашнего задания

(Упр. 55 — обсуждение вопросов и заданий, выполнение схем предложений на доске.)

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (с. 32—33).

2. Упр. 56 — отработка правильной интонации (устно).

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 57 — отработка правильной интонации, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение на доске и в тетрадях.

2. Упр. 58 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, самостоятельное выполнение с последующим обсуждением; определение функции знаков препинания.

2. Выполнение задания

— Подумайте, как изменится смысл предложения из произведения Н. А. Некрасова, если опустить первую запятую? Как изменится при этом интонация предложения?

Вчера, утомлённый ходьбой по болоту, забрёл я в сарай и заснул глубоко.

(Изменится время действия.)

— Определите функции знаков препинания.

3. Подготовка к сочинению

(Обсуждение задания упр. 59.)

V. Подведение итогов урока

— Как различаются по интонации простые и сложные предложения?

— Какую роль играет интонация в разных видах сложных предложений?

Домашнее задание

1. § 10.

2. Упр. 59.

infourok.ru

Конспект урока в 9 классе по теме «Интонация сложного предложения»

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Интонация сложного предложения».

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать знания об особенностях интонации в простых и сложных предложениях.

Задачи урока:

1) Обучающие:

— актуализировать знания учащихся о сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях, их средствах связи;

— сформировать умение интонационно правильно читать простые и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения; интонационно правильно строить сложные предложения из простых; составлять графические интонационные схемы сложных предложений.

2) Воспитательные:

— воспитывать у учащихся интерес к изучаемому предмету;

— воспитывать трудолюбие, высокую работоспособность школьников.

3) Развивающие:

— содействовать развитию речи учащихся, обогащать их словарный запас;

— совершенствовать навыки анализа и систематизации языкового материала;

— развивать логическое мышление, память, воображение, способность к саморегуляции и самоконтролю;

Учебно-методическое и техническое обеспечение:

1) Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2014.

2) Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская. Русский язык: учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2013.

3) Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. — М.: ВАКО, 2008.

4) Ноутбук, проектор.

5) Раздаточный материал.

План урока.

1). Организационный момент (1-2 мин.)

2) Опорное повторение (5-6 мин.)

3) Объяснение нового материала (5-6 мин.)

4) Первичное закрепление знаний, умений (5-6 мин.)

5) Формирование умений (10 мин.)

6) Контроль первичного уровня сформированности знаний и умений (5-6 мин.)

7) Задавание на дом (1-2 мин.)

8) Подведение итогов (2-3 мин.)

Методическое обоснование урока.

Урок проводится в системе уроков русского языка в 9 классе, является продолжением в изучении раздела «Сложное предложение». Учащиеся научились различать функции знаков препинания между частями сложного предложения. Большинство учащихся усвоили, что в СПП знаки препинания (запятые) выполняют только выделительную функцию, в БСП и ССП — разделительную. Урок нацелен на формирование умений и навыков правильно расставлять пунктуацию в сложных предложениях, употреблять знаки препинания в различных функциях (выделение и разделение) между частями сложного предложения. При изучении темы следует обратить внимание учащихся на то, что интонация в простых и сложных предложениях различна. Наиболее сложным для учащихся является составление графических интонационных схем. На уроке планируется использование мультимедиа (схемы, таблицы, упражнения проецируются на экране), привлечение раздаточного материала, чередование различных видов учебной деятельности, прослушивание аудиозаписи простых и сложных предложений. В ходе проведения урока учитываются индивидуальные особенности обучающихся класса (30 % учащихся имеют низкие учебные способности, недостаточную учебную мотивацию), поэтому урок построен на совместной работе учителя и учеников. В результате выполнения определенных действий планируется достижение главной цели урока — сформировать знания об особенностях интонации в простых и сложных предложениях.

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное, ведущее слово учителя (приветствие, выявление отсутствующих в классе, запись в тетради даты и вида работы)

Метод: списывание

Прием: неосложненное списывание

2

Опорное повторение

I. Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Материал для беседы:

1. Назовите средства связи частей в ССП и СПП.

2. Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных?

3. В каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких — выделяют части сложного?

4. Как выражается интонация завершения (конца предложения)?

I. Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

3

Объяснение нового материала.

Метод: слово учителя

Прием: вводное, сообщающее слово учителя

Что такое интонация? Это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса, К интонации относится и темп речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания. То есть интонация проявляется в живой устной речи, в говорении. На письме, при передаче разговорной речи или в художественном тексте на интонацию могут указывать ремарки, пояснения автора.

Какую роль в предложении играет интонация? Интонация организует ритмомелодику предложений и выражает их конкретный смысл. Одно и то же предложение может иметь больше одного смысла в зависимости от интонации. Примеры: “Молодец!”, “Я очень рад” — в устной речи подобные предложения могут выражать прямой смысл (похвалу, радость) и прямо противоположный ему (неодобрение, недовольство), если интонация ироническая.

Каковы особенности интонации различных типов предложений? Повествовательные предложения имеют восходяще-нисходящую интонацию. В вопросительном предложении в зависимости от места логического ударения интонация бывает нисходящей, восходящей, восходяще-нисходящей. Побудительные предложения произносятся с повышением тона, особенно если они выражают приказ, а не просьбу.

Метод: слушание

Прием: глобальное, оценочное слушание

4

Первичное закрепление знаний и умений

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее, сопровождающее слово учителя (материал учебника на стр. 32)

Сравните по интонации простые предложения и сложные. Прочитайте их в соответствии с графическим обозначением. Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Н. Рубцова. Понаблюдайте за тем, как произносится сложное предложение в соответствии со знаками , показывающими паузу, повышение или понижение тона.

Метод: наблюдение.

Прием:: наблюдение за текстовым материалом (, п. 10, стр. 32)

.

Аудиозапись простых и сложных предложений.

5

Формирование умений

Метод слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

(Упр. 56. Проследить за повышением и понижением голоса при построении сложных предложений из данных простых. Запишите сложные предложения, образовав их с помощью нужного по смыслу союза, без помощи союза.

Метод: упражнение

Упр. 56

6

Контроль первичного уровня сформированности знаний и умений

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

( Упр. 57. Прочитайте с интонацией сложного предложения. Запишите предложения, составляя схему каждого и показывая особенности интонации графически)

I. Метод: упражнение

Упр. 57

7

Задавание на дом

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

п. 9, упр. 59

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное слушание

8

Подведение итогов

Метод: слово учителя

Прием: комментирующее, обобщающее слово (выставление отметок за урок, подведение итогов урока, выявление учащихся, усвоивших и неусвоивших новый материал)

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное слушание

РЕЗЕРВНЫЙ МАТЕРИАЛ

I. Синтаксический разбор сложного предложения:

Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюет.)

II. Найдите «четвертое лишнее»:

1. Дом невелик, да скучать не велит.

2. Хлеб да каша — пища наша.

3. Маленький, да удаленький.

4. Хороша Маша, да не наша.

(Лишнее предложение —2: да=и, в остальных случаях да=но.)

Самоанализ проведенного урока.

Урок по теме «Интонация сложного предложения» состоялся, был рассчитан на один учебный час. Урок прошел по плану. Учащиеся активно работали, отвечали на вопросы, проявили интерес к выполнению упражнения 57. В конце урока осталось немного времени, поэтому удалось использовать резервный материал, играли в игру «Четвертое лишнее», в ходе которой анализировали каждое предложение по отдельности. Сделала вывод, что при составлении календарно-тематического планирования нужно было не выделять целый учебный час на изучение данной темы. можно было объединить ее с темой «Разделительные и выделительные знаки препинания».

infourok.ru

Интонация сложного предложения — СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ — РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 класс К УМК Л. А. Тростенцовой

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 13. Интонация сложного предложения

Цель: развивать навыки и умения соблюдать правильную интонацию в сложных предложениях.

Планируемые результаты: владеть навыками выразительного чтения; понимать значение интонации в сложном предложении; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка

— Сделайте синтаксический разбор предложения, укажите функции знаков препинания, определите художественные средства создания образа в поэтическом фрагменте.

Протрубили журавли, пролетели, прокричали про снега, про метели. (Ю. Левитанский)

2. Проверка домашнего задания

(Упр. 55 — обсуждение вопросов и заданий, выполнение схем предложений на доске.)

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (с. 32—33).

2. Упр. 56 — отработка правильной интонации (устно).

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 57 — отработка правильной интонации, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение на доске и в тетрадях.

2. Упр. 58 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, самостоятельное выполнение с последующим обсуждением; определение функции знаков препинания.

2. Выполнение задания

— Подумайте, как изменится смысл предложения из произведения Н. А. Некрасова, если опустить первую запятую? Как изменится при этом интонация предложения?

Вчера, утомлённый ходьбой по болоту, забрёл я в сарай и заснул глубоко.

(Изменится время действия.)

— Определите функции знаков препинания.

3. Подготовка к сочинению

(Обсуждение задания упр. 59.)

V. Подведение итогов урока

— Как различаются по интонации простые и сложные предложения?

— Какую роль играет интонация в разных видах сложных предложений?

Домашнее задание

1. § 10.

2. Упр. 59.

compendium.su

Простые и сложные предложения. Значение и интонация сложного предложения

УРОК № 61

Тема. Простые и сложные предложения. Значение и интонация сложного предложения

Цель: формировать умение учащихся различать простые и сложные предложения; учить применять правила при расстановке знаков препинания в сложных предложениях; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся вычленяют предложения в тексте; выделяют грамматическую основу; различают простые и сложные предложения; правильно ставят знаки препинания, находят в тексте изученные пунктограммы и объясняют их; обнаруживают и исправляют пунктуационные ошибки.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, схема “Простое и сложное предложение”.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Выделите

грамматическую основу в предложениях. Если возникли трудности, объясните, почему.

К концу апреля пробиваются свежие зеленые травинки, набухают почки деревьев. Везде лужи стоят, бегут ручейки.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

– Проверка домашнего задания.

– Объяснительный диктант.

Запишите текст. Подчеркните грамматические основы предложений.

Определите, чем выражены члены предложения.

С севера потянул слабый ветерок. В воздухе чувствовалась сырость. Вдали раздавались раскаты грома. Появилось большое подвижное облако. Из мохнатых туч бесконечным потоком полил ледяной дождь.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 271-272, 273 (теория В), с. 289.

– Работа со схемой.

– Вопросы учащимся.

– Какие предложения называются простыми, а какие – сложными?

– С помощью чего связываются простые предложения в сложные?

– Что вы знаете о

постановке знаков препинания в сложном предложении?

– Тренировочные упражнения*.

1. Подчеркните основы предложений. Найдите простые и сложные предложения. Составьте их схемы.

Туча закрыла солнце. Небо затянулось облаками, и пошел тихий, серый дождь. Прошел лед, и речка широко отблескивала желтой водой. (К. Паустовский) Природа украшает нашу жизнь. Она несет нам много радости. (З. Клепинина).

2. Из данных простых предложений составьте сложные, используя подходящие по смыслу союзы. Расставьте знаки препинания.

Летом я отдыхаю в лагере. Каждый год у меня появляются новые друзья. Я часто пишу своему другу в Киев. Он мне всегда отвечает. Я знаю. Он ждет моих писем.

– Творческая работа.

Закончите предложения так, чтобы образовалось сложное. Подчеркните грамматические основы.

Выглянуло солнце, и… . Дверь тихонько отворилась, но… . Я знаю, что… . Пришел апрель, а… .

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Тренировочные упражнения.

1. Запишите предложения, правильно расставив знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Составьте схемы предложений. Иногда дул ветер но, он не проникал даже в открытые окна. Скрипнула дверь и Чайковский вышел на крыльцо. Дорога шла через поляну где росла, одинокая сосна. Вершина сосны качнулась дерево наклонилось, и вдруг рухнуло.

2. Переведите с украинского языка на русский.

Ми жили в старому заповідному лісі, і мені ходити до школи було далеченько. Доводилося вставати рано, коли ще на небі мерехтіли холодні зорі. Учителі мене ніколи не лаяли, коли я запізнювався до школи. Вони знали, що живу я далеко в лісі.

3. Составьте предложения к данным схемам.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] §55, 60.

2. Выполнить упражнение: [1] 589; [2] 88 (из текста выписать сложные предложения, подчеркнуть основы, объяснить постановку знаков препинания).

VI. ИТОГ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Чем отличается сложное предложение от простого?

______________________________________________________________

* Здесь и далее учитель также может воспользоваться пособием: Говердовская И. Б. Русский язык. 5 класс: Подбери слово. Поставь знаки препинания. – Х.: Веста: Издательство “Ранок”.

predmety.in.ua

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении

·                   Сегодня мы познакомимся с бессоюзным сложным предложением.

·                   Выясним, в чем особенности бессоюзного сложного предложения.

·                   И получим немного дополнительной информации о бессоюзном сложном предложении.

Мы уже знаем, что сложные предложения состоят из простых. Причем, в сложном предложении должно быть две или более предикативные части. Сложные предложения могут быть бессоюзными и союзными. Союзные предложения, в зависимости от типа связи, делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Мы успели подробно познакомиться со сложносочиненными предложениями и сложноподчиненными. И каждый раз мы много времен уделяли средствам связи в таких предложениях.

Если мы увидим предложение «Прозвенел звонок, и урок начался», − мы сразу же зададим себе вопрос: союз и – соединительный, противительный или разделительный?

А если предложение будет таким: «Пора надевать шапку, потому что похолодало»? Мы будем вспоминать: потому что – это союз или союзное слово? И если союз – то что он обозначает?

Но зато средства связи помогают нам определить, какие отношения существуют между частями предложения.

В сложносочиненном предложении мы легко определяем отношения последовательности. А в сложноподчиненном предложении видим отношения причины.

Но насколько нам вообще необходимы союзы в сложных предложениях?

Прозвенел звонок, и урок начался.

Пора надевать шапку, потому что похолодало.

Мне сказали, что вы играете в шашки.

Эврика! Ведь из многих предложений союзы можно просто удалить! Прозвенел звонок, урок начался.

Пора надевать шапку: похолодало.

Мне сказали, вы играете в шашки.

Получаются вполне осмысленные предложения. Однако в таком случае, при помощи чего связываются части сложного предложения?

Но ведь в союзных предложениях средством связи являются не только союзы.

В сложноподчиненных предложениях части связываются при помощи сочинительных союзов и интонации.

В сложноподчиненных предложениях части связываются при помощи подчинительных союзов и интонации.

И если мы убрали из наших предложений союзы, все равно какие… то что осталось? Правильно, интонация.

И предложение в таком случае будет бессоюзным.

В бессоюзных сложных предложениях части связываются при помощи интонации.

Но ведь если мы будем связывать простые предложения при помощи только одной интонации – у нас может получиться что-то очень странное…

Простые предложения выглядят нормально. А вот сложное… получается настоящая нескладушка. Вы с ними наверняка встречались в детстве.

В таком предложении нам сразу же не хватает смысла!

Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это предложение, части которого связаны только при помощи смысла и интонации (без помощи союзов и союзных слов).

На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются при помощи знаков препинания.

Считается, что бессоюзные предложения возникли раньше, чем союзные. Посмотрите на бессоюзные предложения из древних памятников письменности.

Доказательством того, насколько популярны были бессоюзные предложения, служат пословицы и поговорки:

Поспешишь – людей насмешишь,

Тише едешь – дальше будешь.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Но почему же тогда возникли союзные предложения?

Дело в том, что смысловые отношения между частями предложений продолжали развиваться. Такое количество смысловых отношений уже нельзя было выразить только при помощи бессоюзия.

И вот тогда-то появились сначала сложносочиненные, потом сложноподчиненные предложения.

А теперь давайте сравним союзные предложения и бессоюзные.

Прозвенел звонок, и урок начался.

Прозвенел звонок, потому что урок начался.

Прозвенел звонок, поэтому урок начался.

Мы сходу можем сказать, какие отношения возникают между частями этих предложений: в первом случае – отношения последовательности, во втором – причины, в третьем – следствия.

А если союзов не будет?

Прозвенел звонок, урок начался.

Прозвенел звонок: урок начался.

Прозвенел звонок – урок начался.

Чтобы определить отношения между частями предложения, нам придется приложить усилия.

В союзных предложениях отношения между частями выражены ярче, четче, чем в бессоюзных.

Рассмотрим основные типы интонации в бессоюзном сложном предложении и их особенности.

Сначала поговорим о бессоюзных предложениях, между частями которых возникают отношения перечисления.

Между частями в таких предложениях делаются небольшие, равные между собой паузы. В каждой части интонация повышается к концу. И только в конце самого предложения интонация понижается. Между частями в таком случае ставится запятая.

Олег читает, Мария пишет, Николай отвечает у доски.

В первых двух частях интонация повышалась. К концу предложения интонация понизилась.

Теперь поговорим о бессоюзных предложениях, между частями которых возникают отношения сопоставления.

В таких предложениях делаются логические ударения на словах, которые особенно важны, актуальны для сопоставления. В первой части предложения голос повышается, создается интонация незаконченности. Делается пауза – обычно значительная. Во второй части предложения тон понижается. Между частями ставится тире.

Олег читает – Николай отвечает у доски.

В первой части мы логически подчеркиваем сказуемое «читает». Повышение голоса. Во второй части также подчеркиваем сказуемое, но уже с понижением голоса.

Схема будет очень похожа на схему первого предложения, только между частями на этот раз мы поставим тире.

Поговорим теперь о бессоюзных предложениях, между частями которых возникают отношения причины или пояснения.

Между частями в этом случае создается значительная пауза. Первая часть произносится с серьезным, так называемым, предупредительным понижением голоса. Вторая часть тоже произносится с понижением голоса, но уже с обычным. Между частями в таком случае ставится двоеточие.

Ученики слушают: учитель объясняет новое правило.

Как видите, мы дважды понизили тон голоса.

В речи для понимания отношений между частями бессоюзного предложения большое значение приобретает контекст.

Контекст – это законченный отрывок текста или речи, достаточный для понимания слова, фразы, предложения.

В разговоре потерять контекст – значит перестать понимать то, на что опирается собеседник.

Проще говоря, мы иногда можем не понять смысл изолированного предложения. Тогда нужно посмотреть на предложения, которые окружают наше. И смысл сразу станет понятен.

Что же нам требуется запомнить?

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого связаны только при помощи смысла и интонации (без помощи союзов и союзных слов).

На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются при помощи знаков препинания.

videouroki.net

Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Интонация в бессоюзном сложном предложении»

Интонация в бессоюзном сложном предложении. ( Слайд 1)

Тип урока: Урок изучения нового материала

Место урока в теме: первый урок в теме «БСП»

Ценности: активная деятельная жизнь, красота, общение.

Цель урока

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

    • Познакомить обучающихся с определением БСП.

    • Уяснить, что смысловые отношения между частями в устной речи выражаются при помощи интонации, в письменной речи — при помощи знаков препинания.

    • научить определять особенности интонации БСП, произносить БСП с нужной интонацией, передавать с её помощью различные смысловые отношения между частями БСП, определять эти смысловые отношения в зависимости от интонации

  2. РАЗВИВАЮЩАЯ:

    • Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

    • Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

    • Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

    • Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.

    • 3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

    • прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина,

    • наблюдательность,

    • настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.

    Оборудование: учебник «Русский язык» 9 класс Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О.М. Александровой, раздаточный материал, презентация, портрет А.С.Пушкина, цветные фигуры для оформления кластера на доске.

    Ход урока

    I . Создание эмоционального настроя. Введение в работу.

    Слайд 2.

    Легко и радостно играет в сердце кровь,

    Желания кипят – я снова счастлив, молод,

    Я снова жизни полн-… («Осень»)

    Учитель: Мы начинаем урок строками А.С.Пушкина. Впереди — открытие новых знаний. Я уверена: прозвучавшие строки описывают ваше внутреннее состояние: радость от нашей встречи, желание постигать новое и кипучая молодая энергия. А это бесспорные предпосылки для удачной и плодотворной работы. Вы согласны со мной?

    Обучающиеся соглашаются или не соглашаются.

    Учитель: Как вы думаете, почему мы обратились к строкам А.С.Пушкина на уроке русского языка?

    Обучающиеся выдвигают свои версии.

    Учитель: А.С.Пушкин внёс существенный вклад в развитие современного русского литературного языка, в формирование его нынешнего облика.

    Вспоминаем мы имя А.С.Пушкина в этот период еще потому, что 8 февраля (по новому стилю), 27 января (по старому)1837 года на Чёрной речке разыгралась драма: самая известная дуэль, унесшая впоследствии жизнь гения русской поэзии А.С. Пушкина.

    Словно зеркало русской стихии,

    Отслужив назначенье своё,

    Отразил он всю душу России!

    И погиб, отражая её… («О Пушкине» Н.Рубцов)

    Учитель: Мы снова обращаемся к строкам, прозвучавшим ранее.

    Слайд 2.

    Легко и радостно играет в сердце кровь,

    Желания кипят – я снова счастлив, молод,

    Я снова жизни полн-… («Осень»)

    I I .Стадия «Вызов»

    1. Мозговой штурм (Реализация д.з.)

    Учитель: — В какую синтаксическую структуру заключена фраза А.С.Пушкина?

    Обучающиеся: Сложное предложение

    Учитель: Дайте определение Сложного предложения.

    Обучающиеся отвечают на вопрос.

    Учитель: Чтобы систематизировать имеющиеся знания, напишем словарный диктант, который будет состоять из терминов, относящихся к разделу «Сложные предложения». Термины называете по одному вы сами, чётко проговаривая, одновременно отрабатываем встретившиеся орфограммы.

    Синтаксис (от греч. ‘строй, порядок’), сложносочинённые, сложноподчинительные, бессоюзные, придаточная часть, обстоятельственные, изъяснительные, определительные, интонация, пунктуация однородное соподчинение, неоднородные, знаки препинания, присоединяются, выражение, смысловые отношения, указательные слова, грамматическая основа (греч. grammatike — от gramma — буква, написание),,

    (Термины называют обучающиеся)

    1. Актуализация знаний и смыслов в связи с изучаемым материалов по теме «Сложное предложение»

    КЛАСТЕР

    Учитель: Давайте структурируем отдельные термины в форме кластера (синтезатор изученного материала).

    I I I . Создание проблемной ситуации .

    1. Использование приема «ИНСЕРТ»

    Учитель: Поставьте знак «V», около той фигуры, где материал изучен, понят.

    Поставьте «?», около той фигуры, где есть вопросы, трудности, где материал еще

    не изучен.

    Действительно, мы изучили ССП, СПП и знак «?» появляется на БСП.

    Проверим себя, так ли мы хорошо умеем определять структуру предложения.

    Учитель: На листах записано шесть предложений.Вам нужно записать в тетради аббревиатурой вид каждого предложения. (предложения даются без знаков препинания) На доске проверка.

    1. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.- БСП

    2. Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал. — ПП

    3. Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал. — ПП

    4. Пробудился воздух, и свежие ветерки взвихрились над тайгою.- ССП

    5. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. – БСП

    6. Они сидели в том саду, где играла музыка. — СПП

    1. уч-ся записывает на развороте доски

    Поставьте «V» напротив того предложения, где вы безошибочно можете объяснить знаки препинания. Знак «?», где вы затрудняетесь, не уверены, или еще не знаете.

    Учитель: Помогло бы вам в расстановке знаков препинания мое прочтение. Почему?

    Обучающиеся: Услышали ИНТОНАЦИЮ

    1. Тема урока. Цели урока

    Учитель: Проанализируйте работу. Назовите тему нашего урока. Слайд 3

    Запишите в тетрадь. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях

    сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:

    1)Познакомиться с …

    2)Учиться …

    Обучающиеся: Называют цели.

    Учитель: корректирует СЛАЙД 4

    Цели урока

    1. Познакомиться с определением БСП.

    2. Уяснить, что смысловые отношения между частями в устной речи выражаются при помощи интонации, в письменной речи — при помощи знаков препинания.

    3. Научиться определять особенности интонации БСП, произносить БСП с нужной интонацией, передавать с её помощью различные смысловые отношения между частями БСП, Определять эти смысловые отношения в зависимости от интонации

    IV.Стадия «Осмысления»

    Учитель: Вернемся еще раз к словам А.С.Пушкина Слайд 5

    Легко и радостно играет в сердце кровь,

    Желания кипят – я снова счастлив, молод,

    Я снова жизни полн-… («Осень»)

    Учитель: Назовите количество частей в этом предложении. (4)

    Имеется ли смысловая связь частей?

    Как связаны простые предложения (предикативные части)?.

    Обучающиеся: Дают ответы

    Учитель: Сформулируйте сами определение БСП.

    1. Работа в парах

    Задание: Анализ предложений

    Работа в парах

    Задание:

    1. Определите смысловые отношения между частями сложного предложения. (Определите вид придаточных в СПП, а также порядок следования действий в ССП (последовательность или одновременность действий). Выразите смысловые отношения именем существительным)

    2. Что участвует в установлении отношений между простыми предложениями в составе СПП, ССП?

    3. Являются ли смысловые отношения четкими и определенными?

    Вывод записать в тетрадь одним сложноподчиненным предложением.

    Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что ее чернота просвечивается самой густой и сильной зеленью. _______________

    Раздается выстрел, а волк продолжает бежать._______________

    Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок.___________________

    Множество темных тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя. ___________________

    ВЫВОД. В смысловых отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие _________, поэтому смысловые отношения (какие?)_______.

    __________________________________________________________________________

    Ответ

    — Определите смысловые отношения между частями.

    — Что принимает участие в установлении отношений между простыми предложениями в составе СПП, ССП?

    — Являются ли смысловые отношения чёткими? Вывод записать одним СПП.

    1. Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что её чернота просвечивается самой густой и сильной зеленью.

    (СПП, причины)

    1. Раздается выстрел, а волк продолжает бежать.

    (ССП, противопоставление)

    1. Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок.(ССП, одновременность)

    2. Множество темных тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя. (ССП последовательность)

    ВЫВОД. В смысловых отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения достаточно четкие и определенные.

    Учитель: А теперь пришло время для более сложной и организованной работы

    VI. Стадия «Размышление»

    1. Работа в группах:

    Учитель: Вы получили задание на листах. Предложения, в основном, из произведений АС.Пушкина. Вам необходимо проанализировать предложения, ответить на вопросы и сделать вывод.

    Вопросы:

    1. Что объединяет все предложения?

    2. Какая связь между простыми предложениями в составе СП?

    3. Перестройте БСП в ССП в СПП, используя союзы, союзные слова?

    4. Какие смысловые отношения вы увидели между частями?

    5. Легко ли определить смысловые отношения в БСП?

    6. Какие знаки препинания используются в БСП?

    7. Как вы думаете, с одинаковой ли интонацией читаются предложения? Попробуйте это доказать.

    8. Зависит ли интонация, знак препинания и смысловые отношения?

    Предложения

    1. Все было готово к нашему отъезду, я не хотел медлить.

    2. Раздался бой полночи – внезапный гость в чертог царя предстал.

    3. Он засмеется – все хохочут, нахмурит брови- все молчат.

    4. Отец мой потупил голову: всякое слово, напоминающее мнимое преступление сына, было ему тягостно и казалось колким укором.

    5. У зайцев шерсть побелела – зима близко.

    ВЫВОДЫ озвучивают группы.

    Алгоритм ответа

    1. Данные предложения объединяет одинаковая структура. Это ___________ предложения

    2. Простые предложения соединены ____________________ связью.

    3. В 1-ом предложении можно использовать союз «_______». Структура предложения изменится на _________ предложение . Во 2-ом предложении возможен союз «_______». По структуре будет________ предложение. В 3-ем предложении по смыслу подходит союз _______. И это уже ________предложение. В 4-ом предложении вторая часть раскрывает ___________ того, что происходит в первой части, значит, вставляем союз _______. Получилось ______ предложение. В 5-ом предложении наблюдается ___________. Уместен союз ___.По структуре это_______предложение.

    4. Мы увидели __________________________________ смысловые отношения.

    5.

    6. В БСП используются разные знаки препинания: ___ __ ___ ___

    7. ________________________________________________________

    8. _________________________________________________________

    Учитель давайте установим связь между перечисленными терминами





    Физминутка Слайд 6.

    Под Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» обучающаяся читает наизусть стихотворение А. Дементьева «Встреча Пушкина с Анной Керн»

    А было это в день приезда.

    С ней говорил какой-то князь.

    «О боже! Как она прелестна!» –

    Подумал Пушкин, наклонясь.

    Она ничуть не оробела.

    А он нахлынувший восторг

    Переводил в слова несмело.

    И вдруг нахмурился.

    И смолк.

    Она, не подавая вида,

    К нему рванулась всей душой,

    Как будто впрямь была повинна

    В его задумчивости той.

    – Что сочиняете вы ныне?

    Чем, Пушкин, поразите нас? –

    А он – как пилигрим в пустыне –

    Шел к роднику далеких глаз.

    Ему хотелось ей в ладони

    Уткнуться. И смирить свой пыл.

    – Что сочиняю?

    Я… не помню.

    Увидел вас –

    И все забыл.

    Она взглянула тихо, строго.

    И грустный шепот, словно крик:

    – Зачем вы так? Ну, ради Бога!

    Не омрачайте этот миг…

    Ничто любви не предвещало.

    Полуулыбка. Полувзгляд.

    Но мы-то знаем –

    Здесь начало

    Тех строк,

    Что нас потом пленят.

    И он смотрел завороженно

    Вслед уходившей красоте.

    А чьи-то дочери и жены

    Кружились в гулкой пустоте

    .

    Учитель: Чувства А.С.Пушкина к А.П.Керн подарили два неповторимых поэтических шедевра

    « Я помню чудное мгновенье…» и « Я Вас любил». Обратите внимание на структуру – это БСП. Сколько частей?. Что раскрывает вторая предикативная часть… (поясняет , раскрывает содержание первой части, хочется употребить «А именно»)

    Интонация в бессоюзных сложных предложениях

    1. Страница 124-125 Чтение с приемом ИНСЕРТ

    2 . Работа по учебнику (по группам) страница 124-125.

    Выполнение упражнений 186, 187,188 по группам.( устно)

    Обучающиеся демонстрируют особенность интонации в своих предложениях.

    3. СЛАЙД 7 Создание проблемной ситуации.

    Молодежь ушла: на вечере стало скучно.

    Молодежь ушла — на вечере стало скучно.

    Молодежь ушла, на вечере стало скучно.

    Можно ли однозначно расставить знаки препинания? Почему? Что необходимо знать для этого? КОНТЕКСТ Работа по учебнику (страница 125)

    -Так ли важно рассматривать подробно каждый вид СП?

    Где это может пригодиться в жизни? Используете ли вы, ваши близкие, знакомые такие структуры в речи? Все ли структуры одинаково мы можем использовать в той или иной ситуации?

    4. Исследовательская работа обучающихся. Результаты работы

    Учитель: Нам доказали, что каждый человек по-разному использует в речи СП? Даже один и тот же человек в различных ситуациях применяет их по-иному.

    5. Эксперимент

    СЛАЙД 8 А.П. Чехов «Вишневый сад»

    « Я так думаю, ничего у нас не выйдет. У него дел много, ему не до меня, и внимания он на меня не обращает. Все говорят о нашей свадьбе, все поздравляют — на самом деле ничего нет…»

    Учитель: Попробуем простые предложения связать с помощью союзов.

    Слайд 9

    Я так думаю, что ничего у нас не выйдет. У него дел много, так что ему не до меня, и внимания он на меня не обращает. Все говорят о нашей свадьбе, поэтому все поздравляют, хотя на самом деле ничего нет…

    Учитель: Что изменилось в речи?

    Учитель: Такие конструкции для эмоциональной сценической речи неестественны, а также в обстановке непринужденной беседы. ЕЕ характер передает БСП. Это не говорит, что в художественной и разговорной речи мы не представлены СПП. Они есть, но ресурс их небогат.

    VII.Рефлексия

    1. Слово учителя:

    Мы говорили о новом виде СП. Дайте его толкование, что вы узнали о БСП. С чем может быть связано активное использование в речи БСП? Согласны ли вы, что бессоюзное предложение позволяет сделать текст динамичным, настроение стиха напряженным

    Учитель: Я благодарю за работу на уроке.

    Слайд 10.

    Есть имена, как солнце! Имена —

    Как музыка! Как яблони в расцвете!

    Я говорю о Пушкине : поэте,

    Действительном в любые времена.

    («Пушкин» Игорь Северянин)

    2. «Незаконченные предложения»

    Я считаю…; В моем представлении….,

    Сегодня на уроке…

    3. Запишите Д.З. Слайд 11

        1. Выписать из литературы 8 БСП с разными знаками препинания. П.31,32

        2. Составить текст (7-8 предложений) по теме «Зимний день», используя БСП. П.31,32

    7

    kopilkaurokov.ru

    Виды сложных предложений: союзные и бессоюзные. Знаки препинания. Интонация в сложных предложениях — СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС — конспекты уроков — конспекты уроков русский язык — План урока — Конспект урока — Планы уроков

    СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

     

    УРОК № 9

    Тема. Виды сложных предложений: союзные и бессоюзные. Знаки препинания. Интонация в сложных предложениях

     

    Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении; научить различать виды сложных предложений (союзные, бессоюзные), правильно расставлять знаки препинания; уметь пользоваться интонационным богатством русского языка; воспитывать культуру речи, любовь к чтению и художественной литературе.

    Оборудование: учебник, раздаточный материал.

    ХОД УРОКА

    Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

    М. Горький

     

    I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

     

    II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

    Чтение эпиграфа, работа с ним.

     

    III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

    1. Проверка домашнего задания.

    (Учащиеся читают выписанные дома предложения.)

    2. Творческий диктант.

    • Нибудь запишите слова-синонимы в столбик; установите различие в оттенках значения синонимов.

    Большой, громадный, огромный, гигантский, колоссальный. Знаменитый, известный, крупный, видный. Обыкновенный, обычный, будничный, рядовой, заурядный, ординарный, обыденный.

    Прошлый, прошедший, прошедшая, былой.

    — К каждому из синонимов подберите соответствующее существительное; из данных словосочетаний на выбор составьте одно сложное предложение.

    3. Беседа с учащимися.

    1) Что такое сложное предложение?

    2) Чем простое предложение отличается от сложного?

    3) Как простые предложения соединяются в сложные?

     

    IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    1. Работа со статьей учебника.

    (Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

    2. Объяснение учителя с опорой на таблицу.

     

    Виды сложных предложений

     

    Виды сложных предложений

    Союзные

    Бессоюзные

    Сложносочиненные

    Сложноподчиненные

    Строение

    ,

    Способы связи простых предложений в сложном

    1) по смыслу;

    2) при помощи сочинительных союзов;

    3) при помощи интонации

    1) по смыслу;

    2) при помощи подчинительных союзов;

    3) при помощи интонации

    1) по смыслу;

    2) при помощи интонации.

    Примеры

    Шел густой снег, и сквозь снежную пелену мягко светились окна домов.

    Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.

    Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

     

    Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

    1) При помощи интонации и союзов или союзных слов. Такие предложения называются союзными.

    2) При помощи интонации (без союзов и союзных слов). Предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными.

    Предложения с союзами и союзными словами (союзные) делятся на:

    1) Сложносочиненные предложения. Сложносочиненными называются такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываться сочинительными союзами.

    2) Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненными называются такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.

     

    V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

    1. Работа с учебником.

    (Учащиеся выполняют упражнение по выбор учителя.)

    2. Анализ языковых явлен.

    • Расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки, выпишите предложения в следующем порядке: а) простые предложения; б) сложные предложения с союзами; в) сложные предложения без союзов. В каждом предложении укажите грамматические основы; союзе, соединяющие простые предложения в составе сложных, заключите в овал.

    1) Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман.

    2) Комната была просторная и светла.

    3) Я сказал мальчикам что заблудился и подсел к ним.

    4) И кинул взоры я кругом: тот край казался мне знаком.

    5) С неба свет лился прямым потоком и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми говорились вершины леса (с)верху с обрыва.

    6) Освеще..ая полуночным солнцем нависла густая лиловая туча…

    7) (Не)скоше..ые луга так душисты что с (не)привычки туманы(т,ть)ся и тяжеле..т голова.

    — Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.

    3. Работа в парах.

    Предложения записаны на доске или на карточке. (Осуществляется взаимопроверка работ.)

    • Определите, каким способом простые предложения соединены в сложное (при помощи союза; Б — при помощи союзного слова; В — при помощи интонации).

    I вариант

    1) В искусстве слова все являются учениками друг друга, но каждый идет своим собственным путем.

    2) Мудрено пишут только о том, чего не понимают.

    3) Мой отец над сетью труб хлопочет — я стихов вызваниваю сеть.

    4) Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово.

    5) Хочу, чтобы звук прямо выражал слово.

     

    II вариант

    1) Даль подернулась туманом, чешет тучи лунный гребень.

    2) Есть в реках места такие, где в заводях спит вода.

    3 Ночи не приносили прохлады, хотя и были великолепны.

    4) Дымилась роща над горою и вместе с ней горел закат.

    5) Такая чудесная погода, какая редко бывает в апреле.

     

    Правильные ответы для взаимопроверки

     

    I вариант

     

    1

    2

    3

    4

    5

    А

    Бы

    В

    Бы

    Бы

     

     

    II вариант

     

    1

    2

    3

    4

    5

    В

    Бы

    Бы

    А

    Бы

     

    4. Работа с текстом.

    • Прочитайте и озаглавьте текст.

    В неповторимый мир прошлого вводят нас былины. Красуются славные города с белокаменными храмами, бушует народное вече, стучат острые мечи и свистят каленые стрелы, стоят на страже родной земли заставы богатырские, звенят гусли, и сказитель поет славу времени. В былинах отражены события и воссозданы характеры, которые вызывают восхищение и по сей день: Илья Муромец и Святогор, Василий Буслаев и Алеша Попович, Микула Селянинович и Добрыня Никитич. Любовь к родине, осознание красоты и большой будущности отчизны — все это есть в устной эпической народной поэзии. Но былины раскрывают не только исполинские характеры и героические события — они содержат свидетельства о жизни людей в ту эпоху, и перед нами довольно полно предстают их быт, нравы, обычаи.

    (По А. Глухову)

    — Опираясь на таблицу (Виды сложных предложений), составьте сообщение на тему «Виды сложных предложений», проиллюстрировав его примерами из текста.

     

    VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

    Ролевая игра «Микрофон».

    • Закончите предложения, записанные на доске.

    Сегодня на уроке я научился…

    Мне очень понравилось…

     

    VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    1. Выучить теоретический материал.

    2. Выписать из художественной литературы сложные предложения (два бессоюзных и два союзных предложения), подчеркнуть грамматическую основу и союзе.

    3. Выполнить упражнение из учебника по выбор учителя.

    schooled.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *