характер — это… Что такое образ-характер?


образ-характер
образ-характер, образа-характера

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая. 1998.

  • образ-тип
  • образец-документ

Смотреть что такое «образ-характер» в других словарях:

  • Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… …   Литературная энциклопедия

  • ОБРАЗ —         в философии, результат отражения объекта в сознании человека. На чувств. ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления понятия, суждения и умозаключения. О. объективен по своему источнику… …   Философская энциклопедия

  • ОБРАЗ ЖИЗНИ —         системная и нормированная совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования, Как правило, в понятие О.ж. не включается специализир. (производств, трудовая) деятельность человека. О.ж.… …   Энциклопедия культурологии

  • образ — Икона, лик. Образ складень. .. См. вид, изображение, икона, способ, стиль главным образом, другим образом, коренным образом, никоим образом, по образу, по образу и подобию, принять ангельский образ, равным образом… Словарь русских синонимов и… …   Словарь синонимов

  • характер — Нрав, норов, натура, темперамент, вид, тип, фасон, форма, покрой, облик, обличье. У него такая натура. Девица, в которую я влюбился, была свойства молчаливого. Нрав буйный, кроткий, крутой, тихий. .. Ср …   Словарь синонимов

  • образ — 1. ОБРАЗ, а; мн. образы; м. 1. Внешний вид, облик; наружность, внешность. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Мне часто вспоминается её нежный о. О. молодого Чехова запечатлён на фотографиях. Это был настоящий дьявол в образе… …   Энциклопедический словарь

  • характер — Ограниченная, скованная, ригидная структура поведения, мешающая творческому приспособлению, достижению необходимой приспособительной гибкости (Смотри также: личный стиль). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понятие О. используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОБРАЗ

    — 1. ОБРАЗ1, образа, мн. образы, муж. 1. Облик, вид, подобие (книжн.). «Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма.» Гончаров. «Напьется он там до звериного образа, что хорошего?» А.Островский. Потерять образ… …   Толковый словарь Ушакова

  • ОБРАЗ — 1. ОБРАЗ1, образа, мн. образы, муж. 1. Облик, вид, подобие (книжн.). «Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма.» Гончаров. «Напьется он там до звериного образа, что хорошего?» А.Островский. Потерять образ… …   Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Ярославский характер, Смирнов Ярослав, Ермолин Евгений. Современные процессы глобализации стирают разницу между людьми, живущими на разных континентах, в разных странах, разных регионах и городах. Однако`свое`остается все равно и становится от… Подробнее  Купить за 2707 грн (только Украина)
  • Ярославский характер, Смирнов Ярослав, Ермолин Евгений. Современные процессы глобализации стирают разницу между людьми, живущими на разных континентах, в разных странах, разных регионах и городах. Однако «свое» остается все равно и становится от… Подробнее  Купить за 2113 руб
  • Языческий календарь. Миф, обряд, образ, Марина Грашина, Максим Васильев. В языческом календаре почти каждый день был праздником, и каждый день Солнце, восходя над землей, по представлениям наших предков, приглашает на свой день рождения. Но среди дней выделяются… Подробнее  Купить за 141 руб
Другие книги по запросу «образ-характер» >>

dic.academic.ru

Характер человека. Основные черты и типы характера

Говоря о таком понятии как «характер человека», большинство из нас подразумевает реакции человека на те или иные события в его жизни, а также окружающих его людей. На самом деле данное понятие является куда более сложным. Сегодня вы узнаете об особенностях человеческого характера, основных его типах и чертах.

Содержание статьи

О характере человека

Понятие, проявление характера

Понятие «характер» в психологической терминологии подразумевает собой (в переводе с греч. – «печать») совокупность личностных особенностей человека, формирующихся в процессе взросления и ярко проявляющихся в жизни человека (как личной, так и общественной). В результате происходит формирование стабильного и однотипного поведения в тех или иных ситуациях.

На деле же далеко не все психологические особенности личности можно считать ее постоянными чертами характера. Простой и яркий пример: человек в достаточно стрессовой ситуации проявил себя как грубый и несдержанный. Разве это говорит о том, что подобное поведение свойственно ему ввиду такого характера? Отнюдь. Лишь регулярное проявление подобного поведения может говорить о черте характера.

Основу человеческого характера формирует его нервная деятельность, а точнее ее тип; динамику же его проявления – окружающая среда.

Существует очень много глубоких определений и расшифровок совокупности понятий, включаемых в слово «характер». Говоря доступным языком, характер человека чаще всего понимается как:

  • система устойчивого типа поведения, формирующая тип личности;
  • грань между внутренним миром человека и внешним миром, в котором он живет или же способ адаптации индивида к окружающей среде;
  • четко выраженная система поведенческих реакций человека на те или иные раздражители.

Стоит отметить, что характер нельзя назвать окончательно сформированным до тех пор, пока человек живет, растет и развивается. Формирование характера человека напрямую зависит от особенностей его образа жизни, включающих в себя не только физическую оставляющую, но и духовную: мысли, чувства, побуждения и т.д.

Характер человека по своему содержанию представляет собой сложную взаимосвязь между общественным влиянием и направленностью личности, состоящую из духовных/материальных потребностей, убеждений, интересов и пр.

Черты характера

Стоит отметить, что непосредственно формирование характера происходит под влиянием тех или иных социальных подгрупп, в которые входит человек (например, семья, друзья, рабочий коллектив и т.д.). В зависимости от того, какая из групп является для человека доминантной, такие черты характера и будут у него развиваться. Кроме того, немалую роль в данном процессе будет играть положение индивида в группе и степень его взаимодействия с ней.

В целом, можно выделить несколько групп-черт характера в зависимости от отношений человека с окружающим миром:

  1. Отношение человека к другим индивидам. Подразумевается восприятие индивидуумом собственной семьи, коллег, друзей, просто чужих посторонних людей. Здесь налицо стремление человека к активному общению и, соответственно, сопутствующие данному стремлению черты характера, такие как уважение к другим, коллективизм, чуткость, доброта по отношению к окружающим. Возможно также и противоположное проявление – стремлению к ограниченному общению и, соответственно, связанные с ним черты – бездушность, сдержанность, презрение к окружающим и т.д.
  2. Отношение человека к собственному труду, достижениям. Как и в предыдущем случае, человеку свойственно проявлять в отношении собственной работы кардинально разные эмоции. Все зависит от свойственных ему черт: трудолюбие, творческое начало, организованность, ответственность – при положительном отношении к собственному труду и лень, недобросовестность, неаккуратность и пр. – при отрицательном/безразличном отношении к труду.
  3. Отношение человека к самому себе. Немаловажная составляющая в характере – это собственное «Я» человека. Подразумеваются такие черты характера как чувство собственного достоинства, гордость (здоровое чувство), скромность или же противоположные черты характера: самомнение, заносчивость, обидчивость, эгоизм.
  4. Отношение человека к вещам. Здесь все просто: человек либо заботится о состоянии своих (и не только) вещей (аккуратность, бережное обращение), либо нет (неряшливость, небрежность и пр.).

Взаимосвязь характера и темперамента

Многие ошибочно полагают, что темперамент человека изначально сродни характеру и поэтому отождествляют эти два понятия. В научной среде официально приняты 4 основных взгляда на взаимодействие характера и темперамента:

  • Отождествление (характер и темперамент считают равными по смыслу понятиями).
  • Противопоставление понятий, подчеркивание принципиальной разницы между ними.
  • Признание темперамента частью характера, иногда даже его ядром.
  • Признание темперамента фактическим фундаментом для развития характера.

Несмотря на кардинально различные научные взгляды на понятие характера и темперамента, можно выделить их общую зависимость от физиологических особенностей человека, а именно особенностей его нервной системы. Стоит также отметить, что темперамент более прочно связан с нервной системой индивида, поэтому фактически является основой для характера. Темперамент оказывает решающее влияние на формирование таких черт как уравновешенность, адекватное восприятие той или иной ситуации, спокойность реакции и пр.

Тем не менее темперамент еще не является предопределяющим фактором при формировании характера. Так, довольно частым явлением считается формирование кардинально разного характера при одном и том же темпераменте.

Основные типы характера

Существует множество различных теорий, согласно которым характер человека можно разделить на несколько типов. Вашему вниманию несколько наиболее распространенные в научной среде.

Типы характера согласно Кречмеру

Согласно известному немецкому психологу Кречмеру все индивидуумы, живущие на Земле, относятся к одной из трех основных групп/типов характера (основную роль в определении человека в тот или иной тип являются его физиологические данные):

  • Астеники. Люди худощавого телосложения с тонкими длинными руками и ногами, слабой грудной клеткой. Чаще всего у людей из этой группы наблюдается слабо развитая мускулатура. В психологическом отношении данному типу соответствует шизотимический тип характера: людям с подобным типом характера присуща замкнутость, упрямство, плохая адаптация к изменениям в окружении.
  • Атлетики. Люди достаточно крепкие, с хорошо развитой мускулатурой. Данному типу соответствует иксотимический тип характера: людям с подобным типом характера присущи спокойствие, практичность, сдержанность, властность и пр.
  • Пикники. Люди достаточно плотные или даже имеющие лишний вес, голова большая, шея короткая, лицо с мелкими чертами лица. Соответствующий тип характера – общительность, эмоциональность, быстрая адаптация к новым условиям.

Классификация характеров согласно Карлу Густаву Юнгу

Знаменитый психиатр и психолог из Швейцарии создал простую на первый взгляд, но достаточно глубокую классификацию характеров, поскольку речь идет о взаимодействии сознательного с бессознательным. Итак, К.Г. Юнг выделил три основных типа характера: экстраверт, интроверт, амбоверт.

Так, реакции и деятельность экстраверта в большей степени зависит от внешних впечатлений от событий, людей и т.д. У интроверта же все наоборот: он в большей степени руководствуется собственными переживаниями, ощущениями и т.д.

Экстраверты – люди общительные, приятные собеседники, открытые, веселые, имеют большое количество друзей. Всегда пытаются брать от жизни все, мало заботятся о собственном здоровье

Интроверты же – особый тип человека, которого довольно сложно понять. Он всегда замкнут, малообщителен, стремится все анализировать, довольно мнителен, имеет мало друзей.

Ну, и, наконец, амбиверт – человек, который почерпнул, так сказать, все самое лучше от первых двух типов. Это человек – прекрасный аналитик с тонкой душой, склонный к периодическим «приступам» одиночества и при этом способный «расшевелить» большую компанию своим остроумием, юмором и харизмой.

Виды характеров согласно Гиппократу

Гиппократ считается основоположником одной из ключевых теорий человеческой сущности. Правда, в далекие античные времена под созданной им типологией темперамента понималась, скорее, физическая составляющая человека. И лишь пару веков назад разработанную им концепцию четырех темпераментов начали изучать с психологической точки зрения.

Так, существует 4 основных типа характера/темперамента:

  • Холерик; довольно страстный, вспыльчивый, иногда агрессивный человек, которому довольно сложно контролировать свое эмоциональное состояние и реакции на раздражающие внешние факторы. Для холерика характерны частые вспышки гнева, смена настроения и прочие резкие перемены в поведении. Быстро расходует энергию, истощая запас сил.
  • Сангвиник. Очень подвижный и веселый человек, для которого, как и для холерика свойственный резкие перепады настроения, но при этом быстрая и устойчивая реакция на внешние факторы. Сангвиник – человек продуктивный и целеустремленный.
  • Флегматик. Человек очень сдержанный, практически не проявляет эмоций. Неспешен, обладает уравновешенной психикой, настойчив и упорен в работе.
  • Меланхолик. Очень впечатлительный и легкоранимый человек, остро переживающий собственные неудачи. На внешние раздражители реагирует довольно резко.

Вот, пожалуй, и все, что вам следует знать о характере человека, его основных типах, особенностях и проявлении в окружающем мире. Из всего вышеописанного можно сделать простой вывод: каждый человек очень индивидуален, личность сложная, многогранная и необычная.

 

womanvip.ru

Характер – черты, качества характера человека

Автор:
Владимир Мананников

Как говаривал Виктор Гюго, у человека есть целых три характера: один приписывает ему окружение, другой он приписывает себе сам, а третий – настоящий, объективный.

Черт характера человека насчитывается более пятисот, причем не все они однозначно положительные или отрицательные, многое зависит от контекста.

Поэтому любая личность, собравшая в себе те или иные качества в индивидуальных пропорциях, является уникальной.

Характер человека – это конкретное, присущее только ему сочетание персональных, упорядоченных психологических черт, особенностей, нюансов. Он формируется, между тем, целую жизнь и проявляется во время труда и социального взаимодействия.

Трезво оценить и описать характер выбранного человека – задача не из простых. Ведь не все его свойства демонстрируются окружению: некоторые черты (хорошие и плохие) остаются в тени. Да и самим себе мы кажемся несколько иными, чем видно в зеркале.

Можно ли изменить характер? Да, есть версия, что это возможно. Путем долгих усилий и тренировок вы способны присвоить себе полюбившиеся качества, став немного лучше.

Характер человека проявляется в поступках, в общественном поведении. Он виден по отношению личности к труду, к вещам, к иным людям и по ее самооценке.

Кроме того, качества характера подразделяются на группы – «волевые», «эмоциональные», «интеллектуальные» и «социальные».

Мы не рождаемся с конкретными чертами, а приобретаем их в процессе воспитания, образования, исследования окружения и так далее. На формирование характера влияет, конечно, и генотип: яблоко зачастую падает крайне близко от яблони.

По своей сути характер близок к темпераменту, но это не одно и то же.

Чтобы относительно трезво оценивать себя и свою роль в  социуме, психологи советуют выписать свои положительные, нейтральные и отрицательные черты на листочек и проанализировать.

Попробуйте сделать это и вы, примеры качеств характера вы найдете ниже.

Положительные черты характера (список)

    • Альтруистичный, адекватный, активный.
    • Бережливый, бесстрашный, благородный, благоразумный.
    • Вежливый, великодушный, веселый, внимательный, волевой, высоконравственный, воспитанный.
    • Галантный, гармоничный, гуманный.
    • Дальновидный, деликатный, деловой, дипломатичный, джентльмен, добродушный, добрый, добросовестный, дружелюбный, дисциплинированный.
    • Естественный.
    • Жизнерадостный, женственный, жизнелюбивый.
    • Заботливый, запасливый, зрелый.
    • Искренний, инициативный, интеллигентный, изобретательный, исполнительный.
    • Коммуникабельный, компетентный, компанейский, корректный, коллективный, культурный, креативный, красноречивый.
    • Ласковый, легкий, лидер, любознательный.
    • Миролюбивый, мечтательный, мужественный, мудрый.
    • Наблюдательный, надежный, находчивый, нежный, независимый.
    • Обаятельный, общительный, образованный, объективный, одаренный, опрятный, опытный, осторожный, отзывчивый, ответственный.
    • Позитивный, порядочный, понимающий, приветливый, практичный.
    • Радушный, решительный, романтичный.
    • Самокритичный, самостоятельный, скромный, совестливый, сообразительный.
    • Творческий, тактичный, терпеливый, трудолюбивый.
    • Уважительный, улыбчивый, усидчивый, упорный, учтивый, уравновешенный.
    • Харизматичный, хозяйственный, храбрый.
    • Целеустремленный, целомудренный.
    • Честный, чуткий, чистосердечный.
    • Шутливый, щедрый.
    • Экономный, эмпатичный, энтузиаст, энергичный, эрудированный.

Отрицательные качества характера (список)

  • Агрессивность, алчность, апатичность.
  • Безволие, бездуховность, безжалостность, бесчувствие, безответственность, брезгливость, бесстыдность.
  • Ветреность, властолюбие, вульгарность, высокомерие.
  • Гневливость, гордыня, грубость.
  • Двуличность.
  • Ехидность.
  • Жадность, жестокость.
  • Завистливость, задиристость, злопамятность, злость.
  • Избалованность, инертность, инфантильность, истеричность.
  • Капризность, коварство, конфликтность.
  • Лживость, лицемерие, льстивость.
  • Малодушие, меркантильность, мнительность, мстительность, мрачность.
  • Наглость, надменность, невежество, нервозность, неопрятность, неуравновешенность.
  • Обидчивость, ограниченность.
  • Плаксивость, поверхностность, подозрительность, прижимистость.
  • Равнодушие, развратность, раздражительность, ревнивость.
  • Самовлюбленность, сварливость, склочность.
  • Тревожность, тщеславие.
  • Хвастливость.
  • Черствость.
  • Эгоистичность.
  • Язвительность.

Вместе с тем, некоторые качества трудно отнести к хорошим или плохим, да и нейтральными их не назовешь. Так, любая мать желает, чтобы ее дочь была застенчивой, молчаливой и стыдливой, но полезно ли это для девушки?

Опять же, мечтательный человек может быть симпатичным, но совершенно непутевым из-за того, что вечно витает в облаках. Напористый индивид для кого-то выглядит упорным, для кого-то – несносным и настырным.

Плохо ли быть азартным и беззаботным? Далеко ли хитрость ушла от мудрости и находчивости? Амбициозность, честолюбие, целеустремленность ведут к успеху или к одиночеству? Вероятно, все будет зависеть от ситуации и контекста.

А каким быть вам, решаете вы сами!

dobro.pw

Образ художественного характера

Под художественными образами в литературе надо понимать, прежде всего, художественные характеры, то есть, «образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью». Очень часто художественный характер становится литературным архетипом. Степень типизации характера может быть настолько сильна, что получает все предпосылки называться архетипом.

Архетип (греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа) — понятие, восходящее к традициям философии Платона и играющее главную роль в психологии К.Юнга. Это первичный образ, оригинал, то есть древнейшие общечеловеческие символы, прообразы, лежащие в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом, которые переходят из поколения в поколение. Таким образом, термин «архетип» применяется для обозначения наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем и представлений, лежащих в основе любых художественных структур. Например, понятие и бессознательная память человечества об универсальных сюжетах, таких, как сотворение мира, падение человека (первородный грех), мировой разум или злая мачеха, добрая и прекрасная падчерица, благородный разбойник и тому подобное, то есть в этом случае дело касается сюжетов и характеров, которые хранят в себе историческое ценностно-смысловое ядро. Архетипами в классической русской литературе XIX века можно считать образ Обломова из романа И.А.Гончарова «Обломов», образы героев повести Н.В.Гоголя «Мертвые души» (Плюшкин, Коробочка, Собакевич, Манилов и др.), образ «тургеневской барышни» в романах И.С.Тургенева («Начало», «Дворянское гнездо», «Новь», «Дым»).

 

Образ событий

Образы событий представляют собой те динамические моменты, которые развернуты во времени и связывают все событийные и предметные подробности повествования. Отдельное историческое событие, имеющие непосредственное влияние на судьбы народов, становится художественным образом, в котором проявляются все характерные признаки, причинно-следственные связи, социальные особенности и индивидуальные черты, присущие данному образу в контексте исторической эпохи и литературного текста, в котором этот образ воплощен. Например, Константин Симонов в романе «Солдатами не рождаются» пишет о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов так: «Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем на локтях и коленях, и с хриплым «ура», с матерщиной, с шепотом «мама», проваливаясь в снегу, шла и бежала вперед, оставляя после себя пятна полушубков и шинелей на дымном растоптанном снегу».

К образам событий могут относиться любые достаточно большие и значимые исторические события: войны, революции, восстания, масштабные празднования, традиции, космические явления, научные открытия, великие достижения искусства и культуры.

 

Образ деталей

Образ деталей – это статичные описательные фрагментарные детали, такие, как пейзаж, портрет, интерьер. Другими словами, образ-деталь – это выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. К художественным деталям относят подробности быта, природы, характеристики внешности, описания наружности, внутреннего убранства жилища, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи. Например, деталь-образ в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», описывающая прекрасные ухоженные руки Павла Петровича Кирсанова, несет в себе важную смысловую и идейную нагрузку. Этим образом-деталью автор дает понять, что личность Кирсанова принадлежит к поколению тех «отцов», которые не только чуждались какого-либо физического труда, но и выражали крайнее пренебрежение к людям, стоящим ниже их по положению в обществе: иной раз Павел Петрович и руки таким людям не подавал, а, напротив, прятал ее в карман, брезгуя прикосновением с неугодным ему человеком. Таким образом, деталь-образ рук героя становится важным и ярким воплощением типичных социальных проявлений того времени. В пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад», образом-деталью стали, например, конфеты-леденцы, которые беспрестанно поглощал Леонид Андреевич Гаев. Подобная деталь в пьесе Чехова призвана подчеркнуть необыкновенный инфантилизм, рассеянность и неприспособленность взрослого человека к реальной жизни. За этим образом стоит целая социальная группа людей, не сумевших найти свое место в жизни.

 

Вопросы и задания

1. Рассказать о главных и второстепенных героях произведения.

2. Рассказать о внесценических и эпизодических героях произведения.

3. Перечислить и охарактеризовать категории образов литературного текста.

4. Что такое архетип? Привести примеры литературных архетипов.

5. Найти и перечислить категории образов, содержащихся в следующих отрывках:

Отрывок №1.

«В четыре часа, чувствуя свое бьющееся сердце, Левин слез с извозчика у Зоологического сада и пошел дорожкой к горам и катку, наверное зная, что найдет ее там, потому что видел карету Щербацких у подъезда.

Был ясный морозный день. У подъезда рядами стояли кареты, сани, ваньки, жандармы. Чистый народ, блестя на ярком солнце шляпами, кишел у входа и по расчищенным дорожкам, между русскими домиками с резными князьками; старые кудрявые березы сада, обвисшие всеми ветвями от снега, казалось, были разубраны в новые торжественные ризы.

Он шел по дорожке к катку и говорил себе: «Надо не волноваться, надо успокоиться. О чем ты? Чего ты? Молчи, глупое», — обращался он к своему сердцу. И чем больше он старался себя успокоить, тем все хуже захватывало ему дыхание. Знакомый встретился и окликнул его, но Левин даже не узнал, кто это был. Он подошел к горам, на которых гремели цепи спускаемых и поднимаемых салазок, грохотали катившиеся салазки и звучали веселые голоса. Он прошел еще несколько шагов, и пред ним открылся каток, и тотчас же среди всех катавшихся он узнал ее.

Он узнал, что она тут, по радости и страху, охватившим его сердце. Она стояла, разговаривая с дамой, на противоположном конце катка. Ничего, казалось, не было особенного ни в ее одежде, ни в ее позе; но для Левина так же легко было узнать ее в этой толпе, как розан в крапиве. Все освещалось ею. Она была улыбка, озарявшая все вокруг. «Неужели я могу сойти туда, на лед, подойти к ней?» – подумал он. Место, где она была, показалось ему недоступною святыней, и была минута, что он чуть не ушел: так страшно ему стало. Ему нужно было сделать усилие над собой и рассудить, что около нее ходят всякого рода люди, что и сам он мог прийти туда кататься на коньках. Он сошел вниз, избегая подолгу смотреть на нее, как на солнце, но он видел ее, как солнце, и не глядя».

( Л.Толстой. Анна Каренина)

Отрывок №2.

«Усадьба, в которой жила Анна Сергеевна, стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшею «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе. Особенно замечателен своими округленными контурами был распростертый на первом плане смуглый воин в шишаке. За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом. Губернский архитектор воздвигнул оба здания с одобрения покойного Одинцова, не терпевшего никаких пустых и самопроизвольных, как он выражался, нововведений. К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду.

Приятелей наших встретили в передней два рослых лакея в ливрее; один из них тотчас побежал за дворецким. Дворецкий, толстый человек в черном фраке, немедленно явился и направил гостей по устланной коврами лестнице в особую комнату, где уже стояли две кровати со всеми принадлежностями туалета. В доме видимо царствовал порядок: все было чисто, всюду пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных.

– Анна Сергеевна просят вас пожаловать к ним через полчаса, –доложил дворецкий. – Не будет ли от вас покамест никаких приказаний?

– Никаких приказаний не будет, почтеннейший, – ответил Базаров, – разве рюмку водочки соблаговолите поднести.

– Слушаю-с,– промолвил дворецкий не без недоуменья и удалился, скрипя сапогами.

– Какой гранжанр! – заметил Базаров, – кажется, это так по-вашему называется? Герцогиня, да и полно.

– Хороша герцогиня, – возразил Аркадий, – с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой.

– Особенно я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук… Ведь ты знаешь, что я внук дьячка?..

– Как Сперанский, – прибавил Базаров после небольшого молчания и скривив губы. – А все-таки избаловала она себя; ох, как избаловала себя эта барыня! Уж не фраки ли нам надеть?

Аркадий только плечом пожал… но и он чувствовал небольшое смущение.

Полчаса спустя Базаров с Аркадием сошли в гостиную. Это была просторная, высокая комната, убранная довольно роскошно, но без особенного вкуса. Тяжелая, дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами; покойный Одинцов выписал ее из Москвы через своего приятеля и комиссионера, винного торговца. Над средним диваном висел портрет обрюзглого белокурого мужчины – и, казалось, недружелюбно глядел на гостей. «Должно быть, сам, – шепнул Базаров Аркадию и, сморщив нос, прибавил: – Аль удрать?» Но в это мгновенье вошла хозяйка. На ней было легкое барежевое платье; гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу.

– Благодарствуйте, что сдержали слово, – начала она, –погостите у меня: здесь, право, недурно. Я вас познакомлю с моей сестрою, она хорошо играет на фортепьяно. Вам, мсье Базаров, это все равно; но вы, мсье Кирсанов, кажется, любите музыку; кроме сестры, у меня живет старушка тетка, да сосед один иногда наезжает в карты играть: вот и все наше общество. А теперь сядем.

Одинцова произнесла весь этот маленький спич с особенною отчетливостью, словно она наизусть его выучила; потом она обратилась к Аркадию. Оказалось, что мать ее знавала Аркадиеву мать и была даже поверенною ее любви к Николаю Петровичу. Аркадий с жаром заговорил о покойнице; а Базаров между тем принялся рассматривать альбомы»

(И.С.Тургенев. Отцы и дети)

6. Проанализировать систему образов характеров в следующих текстах.

 

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

 

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте.

Софья Павловна, его дочь.

Лизанька, служанка.

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.

Александр Андреевич Чацкий.

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич.

Наталья Дмитриевна Горич, молодая дама.

Платон Михайлович Горич, муж ее.

Князь Тугоуховский и

Княгиня, жена его, с шестью дочерями.

Графиня бабушка и

Графиня внучка Хрюмины.

Антон Антонович 3агорецкий.

Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова.

Г. Н.

Г. Д.

Репетилов.

Петрушка и несколько говорящих слуг.

Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде. Официанты Фамусова.

 

А.Н.Островский «Гроза»

Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе.

Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.

Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.

Катерина, жена его.

Варвара, сестра Тихона.

Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикова.

Шапкин, мещанин.

Феклуша, странница.

Глаша, девка в доме Кабановой.

Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.

Городские жители обоего пола.

А.П.Чехов «Вишневый сад»

Раневская Любовь Андреевна, помещица.

Аня, ее дочь, 17 лет.

Варя, ее приемная дочь, 24 лет.

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.

Трофимов Петр Сергеевич, студент.

Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.

Шарлотта Ивановна, гувернантка.

Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.

Дуняша, горничная.

Фирс, лакей, старик 87 лет.

Яша, молодой лакей.

Прохожий.

Начальник станции.

Почтовый чиновник.

Гости, прислуга.



infopedia.su

Образ и Характер

Автор: Денис Панчул Дата: 05.06.2012 Просмотров: 1006 Комментарии : 3

Образ и характер в спортивных бальных танцах как оказалось не то же самое что  образ и характер в бальных танцах. Композиция, которая не имеет практически никакого контекста – это поле, где образ и характер становится выбором, ввиду отсутствия четко определенной сюжетной линии. Наговорил так, что сам не сразу все понял(!), но сейчас я постараюсь максимально просто объяснить Вам полет моей мысли и солидарность в этом мнении с другими авторами, танцорами, тренерами. Вот, представьте, Вы, как зритель, пришли на Чемпионат Мира по версии WDC (профессионалы) в латиноамериканской программе бальных танцев. Аббревиатура «WDC» уже предполагает то, что соревнования обещают быть яркими и красочными. Заняв место согласно купленного билетика(!), Вы с нетерпением ожидаете появления на паркете конкурсных пар. И вот, Вы наблюдаете, как на паркете появились танцоры в нарядных костюмах, стройные как на подбор, загорелые и блестящие, невероятно технически точно выполняющие фигуры своей хореографии под знакомую или довольно приятную Вашему слуху музыку. Иными словами, уже через минуту Вы поглощены состязательным процессом. Почему так произошло?! Ваше внимание, стало быть, сосредоточено именно на состязательном моменте. А где же образ? Где характер?

Именно по причине того, что танцоры теряют именно эти моменты образа и характера, бальные танцы превращаются в спортивное состязание. От многих, знающих, опытных и понимающих эту причину ценителей искусства бального танца можно услышать слова о том, что характер и образ, целостность которых теряется все чаще – это главная проблема процесса трансформации искусства в спорт. Но есть и другая сторона медали. В том случае, если будет отсутствовать четкая систематизация, а также конкретные критерии оценки танца, само понятие «спортивные бальные танцы» утратит свой изначальный смысл, а спорт в этом случае потеряет всякое влияние на бальный танец. Подводя небольшой итог сказанному, напрашивается вопрос: а почему спорт, собственно, должен влиять на бальный танец?! И здесь рядом ответ: а потому, что бальные танцы однажды признаны одним из видов спорта! На самом деле это тема длиною в вечность, и, на мой взгляд, здесь каждый вопрос порождает ответ и в ответ на ответ уже существует вопрос! Тема достаточно обширная и мнения разделятся на два лагеря, но суть не изменится, и мы снова выйдем на паркет! Главное, не допустить того, чтобы бальные танцы утратили свой изначальный, благородный и становившийся годами титул искусства. В тот момент, когда бальные танцы перестанут существовать, как искусство, нам с Вами никогда не увидеть больше ни образ, ни характер в нем. Именно эта мысль и должна быть зерном в работе преподавателей бальных танцев. Процесс передачи характера и образа танцором невероятно увлекательный и сложный. Как я и говорил, не существует конкретного, шаблонного сценария, нет в природе бального танца неприкасаемого и общеобязательного, единого теста хореографии и логической цепочки воспроизведения упорядоченных событий. Если, в армии и существует наставление по стрелковому делу, в котором указана последовательность разборки и сборки автомата Калашникова (где только так и никак иначе), то в бальных танцах алгоритма подачи своих творческих способностей нет! Вот здесь играет не малую роль Ваш тренер, или, если Вы им являетесь – помните об этом! Преподаватель, который занимается постановкой Вашей композиции, не руководствуется своим настроением и фантазией, нет. Этот процесс предусматривает определенную последовательность, но итоговый результат – это не пункты! Вы можете по определенным ступеням прийти к результату, но каким он будет и в каком свете – это уже непосредственно Ваша работа. Путь подготовки предусматривает наличие (или возможность) определенных фигур в каждом конкретном классе, уровень Вашей подготовки как танцоров, сложность выполнения возможных фигур и так далее. Ну, а после того, начинается самое интересное – работа над композицией, эмоции, характер, образ и выход на паркет. Работа тренера с танцевальной парой должна изначально протекать в русле развития этой пары наряду с развитием ее творческого потенциала и актерского мастерства. К примеру, мне, это понятно, но, несмотря на то, что я это понимаю, для меня этот процесс еще сложнее, чем выполнить в технику Шаги Крузадос! В общем, преподаватель себя так и называет – «преподаватель», потому,  что умело разбирается в талантах, характерах, способностях, искренности и желании учиться. Другое дело, если Вы попали в руки к человеку, который нацелен лишь «брить». Здесь о спасении искусства бального танца и творческого развития Вашей личности разговоров и быть не может. Каждое очередное занятие должно сопровождаться погружением в мир бального танца. Звучит как сектантский призыв(!), но на самом деле этот процесс протекает сам по себе, и, Вы при условии искреннего и добровольного нахождения на занятиях, и сами не замечаете, как погружаетесь в это состояние, находите подходящие для себя образы и формируете характер в каждом отдельном танце. Изначально Вы должны постараться найти эти образы, а уже затем поселиться в них. Бывают случаи, когда танцоры, минуя процесс поиска, сразу находят себя в каких-то образах. Это случаи и они бывают! А бывают еще и такие случаи, когда танцор эмоционален до безграничности, но он не испытывает и не переживает искреннего наслаждения танцем. В некоторых (своих же) словах я даже себя узнаю! Радует, что понимаю это и есть к чему стремиться для качественных перемен.

В других видах искусства и спорта образ и характер – это практически результат сопутствующих основное действо моментов. Так, например, в балете (всем известное «Лебединое Озеро») это определенная схема, которую знает даже зритель(!), которая в нужный момент в нужном месте усиливается поддержкой оркестра. Бальные танцы – это непредсказуемое поведение на паркете. Это непредсказуемые ситуации между танцующими парами. Бальные танцы – это возможность импровизации. Все это позволяет нам с Вами сделать еще один вывод о том, что отсутствие определенного сюжета – это наш с Вами конек! Это возможность что-то изменить в нужный нам момент, не подав виду, что это не по плану! Ведь плана в идеале – нет! Есть композиция. Есть основа, если угодно – скелет, из которого мы сами лепим необходимый и понравившийся нам образ с соответствующим характером.

В завершение своей статьи, отмечу также и тот момент, что для создания и воплощения образа и характера в танце, пара должна совершенствоваться не только в рамках искусства танца. Не стоит забывать о нашем огромнейшем человеческом наследии в области всего, что именуется искусством. Это и театр, и музыка, и кино, и все-все-все, что только может быть талантом и примером в создании образа и характера. В том случае, когда Вы будете практиковать весь спектр и всю многогранность способов развития Вас как творческой личности, Ваш тандем неизбежно достигнет того момента, когда Вы с легкостью сумеете передать необходимое Вам душевное состояние, образ и характер. Когда Вы достигнете такого уровня, музыка, оформление, овации, фразы, свет, блеск и все что сопутствует  Вам на паркете – станет дополнением, а не основой Вашего выступления!

В пример тому, хочу предложить Вам видео одного из самых ярких танцев в исполнении мировых супер звезд бального танца в латиноамериканской программе Сергея Суркова и Агнешки Мельницкой (Россия). Я однажды уже презентовал Вам это видео, но, на мой взгляд, будет глупостью не закрепить все выше сказанное наглядным примером в затронутой теме…

step-for-step.com

Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов

Персонаж (от французского personage — личность, лицо) — действующее лицо художественного произведения. Как правило, персонаж принимает активное участие в развитии действия, но о нем также может рассказывать автор или кто-нибудь из литературных героев. Персонажи бывают главные и второстепенные. В некоторых произведениях основное внимание уделяется одному персонажу (например, в «Герое нашего времени» Лермонтова), в других внимание писате-ля привлекает целый ряд персонажей («Война и мир» Л. Толстого).

Характер (от греческого character — черта, особенность) — образ человека в литературном произведении, который соединяет в себе общее, повторяющееся и индивидуальное, неповторимое. Через характер раскрывается авторский взгляд на мир и человека. Принципы и приемы создания характера отличаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображения жизни, от литературного рода произведения и жанра.

Следует отличать литературный характер от характера в жизни. Создавая характер, писатель может отражать и черты реального, исторического человека. Но он неизбежно использует вымысел, «домысливает» прототип, даже если его герой — историческое лицо.

«Персонаж» и «характер» — понятия не тождественные. Литература ориентирована на создание характеров, которые часто вызывают споры, воспринимаются критиками и читателями неоднозначно. Поэтому в одном и том же персонаже можно увидеть разные характеры (образ Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети»). Кроме того, в системе образов литературного произведения персонажей, как правило, гораздо больше, чем характеров. Далеко не каждый персонаж — характер, некоторые персонажи выполняют только сюжетную роль. Как правило, не являются характерами второстепенные герои произведения.

Тип — обобщенный художественный образ, наиболее возможный, характерный для определенной общественной среды. Тип — это такой характер, в котором содержится социальное обобщение. Например, тип «лишнего человека» в русской литературе при всем своем многообразии (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов) имел общие черты: образованность, неудовлетворенность реальной жизнью, стремление к справедливости, невозможность реализовать себя в обществе, способность к сильным чувствам и т. д. Каждое время рождает свои типы героев. На смену «лишнему человеку» пришел тип «новых людей». Это, например, нигилист Базаров.

Лирический герой — образ поэта, лирическое «я». Внутренний мир лирического героя раскрывается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, через переживание определенной жизненной ситуации. Лирическое стихотворение — конкретное и единичное проявление характера лирического героя. С наибольшей полнотой образ лирического героя раскрывается во всем творчестве поэта. Так, в отдельных лирических произведениях Пушкина («Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «Пророк», «Желание славы», «Я вас люблю…» и других) выражены различные состояния лирического героя, но, взятые вместе, они дают нам достаточно целостное представление о нем.

Образ лирического героя не следует отождествлять с личностью поэта, точно так же не следует переживания лирического героя воспринимать как мысли и чувства самого автора. Образ лирического героя создается поэтом так же, как художественный образ в произведениях других жанров, с помощью отбора жизненного материала, типизации, художественного вымысла.

Система образов — совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т. д.

Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог — авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.)

При создании образов используются следующие художественные средства:

1. Речевая характеристика героя, которая включает в себя монолог и диалог. Монолог — речь персонажа, обращенная к другому персонажу или к читателю без расчета на ответ. Монологи особенно характерны для драматургических произведений (один из самых знаменитых — монолог Чацкого из «Горя от ума» Грибоедова). Диалог — речевое общение между действующими лицами, которое, в свою очередь, служит способом характеристики персонажа и мотивирует развитие сюжета.

В некоторых произведениях персонаж сам рассказывает о себе в форме устного рассказа, записок, дневников, писем. Этот прием, например, используется в повести Толстого «После бала».

2. Взаимохарактеристика, когда один персонаж рассказывает о другом (взаимохарактеристики чиновников в гоголевском «Ревизоре»).

3. Авторская характеристика, когда автор рассказывает о своем герое. Так, читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в прямых оценках-характеристиках, и в авторской интонации.

Портрет — изображение в литературном произведении внешности героя: черт лица, фигуры, одежды, позы, мимики, жеста, манеры держаться. В литературе часто встречается психологический портрет, в котором через внешность героя писатель стремится раскрыть его внутренний мир (портрет Печорина в «Герое нашего времени» Лермонтова).

Пейзаж — изображение картин природы в литературном произведении. Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и его настроения в определенный момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало ясно, что пугачевцы Гринева не казнят).

«Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе

«Вечные» темы — это те темы, которые всегда, во все времена интересуют человечество. В них заложено общезначимое и нравственное содержание, но каждая эпоха вкладывает в их трактовку свой смысл. К «вечным» темам относятся такие, как тема смерти, тема любви и другие.

Мотив — минимальный значимый компонент повествования. Также мотивом называют постоянно повторяющийся в разных произведениях художественный сюжет. Он может содержаться во многих произведениях одного писателя или у нескольких писателей. «Вечные» мотивы — такие мотивы, которые веками переходят из одного произведения в другое, поскольку содержат в себе общечеловеческий, общезначимый смысл (мотив встречи, мотив пути, мотив одиночества и другие).

В литературе есть и «вечные» образы. «Вечные» образы — персонажи литературных произведений, которые вышли за их рамки. Они встречаются в других произведениях писателей разных стран и эпох. Их имена стали нарицательными, часто употребляются в роли эпитетов, указывают на какие-то качества человека или литературного персонажа. Это, например, Фауст, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот. Все эти персонажи утратили свое чисто литературное значение и приобрели общечеловеческое. Они созданы очень давно, но снова и снова появляются в произведениях писа-телей, потому что в них выражено общезначимое, важное для всех людей.

Примеры заданий ЕГЭ по темам 1.5.-1.8.

Часть 1

Ответом к заданиям В1—В12 является слово или сочетание слов. Запишите ответ без пробелов, знаков препинания и кавычек.

В1. Как называется метод художественного построения, который заключается в изображении явно неправдоподобных, невероятных предметов и явлений?

В2. Назовите государство, в котором в конце XVTJ.I века сформировался классицизм как художественное направление?

ВЗ. Что лежит в основе творческого метода сентиментализма?

В4. Какое понятие является очень важным для понимания сущности романтизма как художественного метода?

В5. Как называется творческий метод, сформировавшийся в XIX веке и предполагающий художественное постижение сложного взаимодействия человека с его окружением — ближним (бытовым, семейным, сословным) и дальним (время, эпоха, культурная традиция, народ, мироздание)?

В6. Назовите первое и самое значительное из модернистских течений, возникших в России.

В7. Кто был автором статьи «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», опубликованной в 1893 году и ставшей первым манифестом русского символизма?

В8. Каким термином обозначается группа жанров, обладающих сходными структурными признаками?

В9. Какие литературные роды вы знаете?

BIO. Как называется лирический жанр, представляющий собой стихотворение, проникнутое настроением грусти и печали?

В11. Как называется вид драмы, произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев?

В12. Каким термином обозначается основная мысль художественного произведения?

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С1. Что такое художественный вымысел?

С2. Охарактеризуйте основные художественные средства создания образов.

Деталь. Символ. Подтекст

Деталь — это выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. Деталь помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.

В рассказе Чехова «Хамелеон» выразительной деталью является, например, шинель полицейского надзирателя Очумелова. На протяжении повествования герой несколько раз то снимает шинель, то надевает вновь, то запахивается в нее. Эта деталь подчеркивает, как меняется поведение полицейского надзирателя в зависимости от обстоятельств.

Символ — художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями. Символ говорит о том, что существует некий другой смысл, который не совпадает с самим образом, не тождественен ему.

Символ, подобно метафоре и аллегории, образует переносные значения на основе связи между предметами и явлениями. Но в то же время символ резко отличается от метафоры и аллегории, потому что имеет не одно, а безграничное количество значений. Например, «весна» может символизировать (обозначать) начало жизни, время года, наступление нового этапа в жизни, пробуждение любви. Символ отличает от метафоры и то, что метафору обычно связывают с конкретным предметом, а символ стремится обозначить вечное и ускользающее. Метафора углубляет понимание овальности, а символ уводит за ее пределы, стремясь постичь «высшую» реальность. Так, Прекрасная Дама в лирике Блока — не только возлюбленная, но и Душа Мира, Вечная женственность

Каждый элемент художественной системы может быть символом — метафора, сравнение, пейзаж, художественная деталь, заголовок и литературный герой. Например, такие библейские персонажи, как Каин и Иуда, стали символом предательства. Символично название пьесы Островского «Гроза»: гроза стала символом отчаяния и очищения.

Подтекст — не выраженный явно, скрытый смысл текста. Подтекст может быть обнаружен читателем на основании соотнесения данного фрагмента текста с предшествующими ему фрагментами как в рамках этого текста, так и за его пределами — в созданных ранее текстах. Разнообразные намеки и реминисценции в тексте — все это проявления подтекста.

Так, в романе Л. Толстого «Анна Каренина» первое и последнее появление Анны связано с железной дорогой и поездом: в начале романа она слышит о раздавленном поездом мужике, в конце — сама бросается под поезд. Гибель железнодорожного сторожа кажется самой героине дурным предзнаменованием, и по мере движения текста романа вперед оно начинает сбываться.




infopedia.su

Ответы на вопрос «9. Образ, тип и характер в художественной …»

Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Образом также называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.

Художественный образ не только отражает, но прежде всего обобщает действительность,раскрывает в единичном, преходящем сущностное, вечное. Спецификахудожественного образаопределяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. При помощи своей фантазии, вымысла автор преобразует реальный материал: пользуясь точными словами, красками, звуками, художник создает единичное произведение.

Вымысел усиливает обобщенное значение образа. 

 

Тип — обобщенный художественный образ, наиболее возможный, характерный для определен­ной общественной среды. Тип — это такой характер, в котором содержится социальное обобщение. Например, тип «лишнего человека» в русской литературе при всем своем многообразии (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов) имел общие черты: образованность, неудовлетворенность реальной жизнью, стремление к справедливости, невозможность реализовать себя в обществе, способность к сильным чувствам и т. д. Каждое время рождает свои типы героев. На смену «лишнему человеку» пришел тип «новых людей». Это, например, нигилист Базаров.

 

Характер (от греческого character — черта, особенность) —образ человека в литературном произведении, который соединяет в себе общее, повторяющееся и индивидуальное, неповторимое. Через характер раскрывается авторский взгляд на мир и человека. Принципы и приемы создания характера отличаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображе­ния жизни, от литературного рода произведения и жанра.

Следует отличать литературный характер от характера в жизни. Создавая характер, писатель может отражать и черты реального, исторического человека. Но он неизбежно использует вымы­сел, «домысливает» прототип, даже если его герой — историческое лицо.

 

 

Слова «образность», «образный» используются в стилистике в разных значениях. Образность в широком смысле этого слова — как живость, наглядность, красочность изображения — неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала, образность речи — частное ее проявление.

Стилистика рассматривает образность речи как особую стилевую черту, которая получает наиболее полное выражение в языке художественной литературы. Попадая в художественный контекст, слово включается в сложную образную систему произведения и неизменно выполняет эстетическую функцию. «Слово в художественном произведении, — писал акад. В.В. Виноградов, — совпадая по своей внешней форме со словом соответствующей национально-языковой системы и опираясь на его значение, обращено не только к общенародному языку и отражающемуся в нем опыту познавательной деятельности народа, но и к тому миру действительности, который творчески создается или воссоздается в художественном произведении. (…) Поэтому оно [слово] двупланово по своей смысловой направленности и, следовательно, в этом смысле образно».

Более узкое понимание образности речи основано на использовании слов в переносном значении, с измененной семантикой. При этом слова, получающие образное значение, в художественном контексте в какой-то степени теряют свою номинативную функцию и приобретают яркую экспрессивную окраску. Изучение образного значения слова в этом смысле направлено на исследование лексических приемов, придающих речи эстетико-художественное значение.

www.konspektov.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *