Содержание

Молчалины блаженствуют на свете Горе от ума Грибоедов А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Молчалины блаженствуют на свете

    Александр Сергеевич Грибоедов – выдающийся, на мой взгляд, драматург. Его знают не только в качестве драматурга, но и лирика, критика, а также дипломата. Этот талантливый человек был единодушен с взглядами декабристов. Также, как и они он желал для народа личной и политической независимости, отмены крепостного права, но в то же время считал, что декабристам не удастся перебороть самодержавие, и их план «тайного заговора с целью насильственного переворота» не принесёт того результата, на который они так надеются. Именно по этой причине, как мне кажется, Грибоедов и не вступил в тайное общество декабристов. Но он продолжал общаться с людьми в нём состоявшими. Одним из таких людей был В.К. Кюхельбекер. Общение с ним и подвигло Александра Сергеевича на написание своей комедии «Горе от ума». Позднее многие известные люди называли данное произведение «самым серьёзным политическим произведением русской литературы девятнадцатого века». При жизни писателя эта комедия так и не была полностью напечатана из–за резких политических взглядов, прописанных в ней. Грибоедов создал в своём труде множество героев, имевших определённые амплуа. Например, роль «ложного жениха», совмещённую с ролью «глупого любовника», автор комедии отдаёт такому герою как Молчалин.

    Молчалин служит в доме при Фамусове уже 3 года и является его секретарём. Свою работу он старается выполнять как можно лучше, чтобы ни чем не огорчать своего работодателя и наставника, благодаря которому Молчалин и попадает из Твери в Москву. За время своей службы при Фамусове он получает 3 награждения, которые вызывают у него гордость. Молчалин сам определяет свои таланты и идеалы. Своими талантами он считает: «умеренность и аккуратность». Его положительными качествами, по его же мнению, являются: молчаливость, неимение своего мнения, зависимостью от других, угождение всем. О последнем качестве он подробнее говорит в своей реплике: «Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведётся жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Эти его взгляды вызывают недоброжелательное отношение к нему Чацкого, но Молчалина нисколько не смущает этот факт, напротив, он становится по-настоящему открытым только с ним, потому что Чацкий не пользуется авторитетом, ни у самого Молчалина, ни у кого-либо другого в доме. Авторитетом у него могут быть только те люди, которые также как и он стремятся повыситься в чине и своём материальном состоянии. Именно это и является его целями жизни, ради выполнения которых он способен на что угодно, даже на аморальные, безнравственные поступки. Одним из таких поступков, на мой взгляд, является его обман Софьи. Он заключается в том, что Софья влюбляется в Молчалина, а он ради своей возможной выгоды (Софья – дочь Фамусова) принимает её любовь, заведомо любя Лизу (служанку Софьи). В присутствии Софьи он строит из себя без памяти влюблённого в неё, что ещё сильнее привлекает её к нему. При встречах с ней он сдержан, застенчив, бессловесен, робок, но когда он остаётся наедине с Лизой, то мгновенно меняется. У него появляются такие качества как красноречие, пылкость, грубость. Но как всегда происходит, что правда рано или поздно раскрывается, пусть даже это происходит неприятно и больно для сторон, вовлечённых в этот обман. Так и наигранная любовь Молчалина к Софье раскрывается, когда он объясняется, только уже в искренних чувствах, Лизе. Эту его речь полную красивых жарких слов слышит Софья и выгоняет его из дома, угрожая всё рассказать своему отцу. Молчалин сумел к себе расположить не только Софью и Фамусова, но и многих других, не менее, если не сказать более важных людей. Такими людьми можно считать: Хлёстову, некую Татьяну Юрьевну, Фому Фомича, с которыми Молчалин лично знаком. Благодаря его связям и успеху среди фамусовского общества, он оказался приглашённым на бал в доме Фамусова, на котором он очень учтиво со всеми (кроме Чацкого) обращался. Этот бал можно считать высшей ступенью в карьере Молчалина, так как приглашение на бал может получить только признанный в обществе человек.

    По-моему мнению, Молчалин является страшным человеком. Страшным в том плане, что когда не знаешь, что человек думает по тому или иному поводу, не можешь даже и предположить, как он поступит, при сложившихся обстоятельствах, не знаешь, какой удар этот человек может нанести. Всегда легче отбиться от недруга, если столкнулся с ним лицом к лицу, но очень сложно защититься, если враг бьёт в спину. Молчалина я считаю человеком, который нападает только со спины, чтобы нанести как можно сильный и болезненный удар, но самому при этом остаться невредимым. Молчалин является полной противоположностью Чацкому, он не привык говорить то, что думает на самом деле, так как считает, что наличие собственного мнения может только навредить при достижении поставленных перед собой целей. Молчалин – человек способный выкрутиться из любых обстоятельств, не в ущерб, конечно, своим интересам. Такие люди как Молчалин, при любых катастрофах всегда останутся в живых и даже извлекут из сложившейся ситуации пользу для себя, возможно, оставляя при этом в проигрыше честных, открытых, добрых людей. Пока на свете существуют такие люди, все остальные не смогут спокойно жить.

Добавил: belyaninatanyusha

4959 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Молчалины блаженствуют на свете

Смотрите также по
произведению «Горе от ума»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Сочинение на тему «Как Молчалин попал в дому Фамусовых»….

 Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».

    Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна. 

    Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу». 

    Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!

 

    На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага. 

    В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду: 

    Москва и Петербург – во всей России то,

    Что человек из города Бордо,

    Лишь рот открыл, имеет счастье,

    Во всех княжён вселять участье…

    Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин. 

    Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен

obrazovalka.ru

Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Горе от ума Грибоедов А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

    А. С. Грибоедов известен нам как автор комедии «Горе от ума», ставящей основные злободневные проблемы XIX в.: государственная служба, крепостное право, просвещение, воспитание. Именно этот русский писатель поднял тему «отцов и детей», продолженную потом Иваном Сергеевичем Тургеневым в романе «Отцы и дети». Он показал борьбу «века нынешнего» (сыны) и «века минувшего» (отцы), их идеалы, отношение к жизни, образованию, воспитанию.

    Итак, с одной стороны, перед нами Чацкий, с другой — Фамусов и все московское общество (Хлестаковы, Тугоуховские, Скалозубы). Но тем не менее, автор примечает и то, что некоторые «сыны» пошли по стопам своих «отцов». Таков Молчалин, пытающийся добиться благосклонности хозяина дома, — Фамусова.

    И Фамусов, и Молчалин — представители «века минувшего». Вследствие этого они живут по одним и тем же законам. Они очень сходны между собой. Если Фамусов привык, чтобы перед ним пресмыкались, то Молчалин считает, что добиться чего-то можно, лишь «стоя на коленях» пред хозяевами, господами. Об этом и других взглядах героев мы узнаем не только из их уст (хотя Фамусов почти все о себе рассказывает сам), но и из уст других героев. Так, Фамусова характеризует и его дочь Софья, и служанка Лиза, а вот о Молчалине мы узнаем еще также и из уст Чацкого, который ему дает меткие и яркие характеристики.

    Каковы же наши герои? Какими пожелал нарисовать их автор? Итак, перед нами хозяин дома — Фамусов — представитель московского общества. Он является примером для подражания и обладает всеми достоинствами дворянина: богатством и знатностью. Как наследник своих отцов, Фамусов и живет законами «минувшего века», считая своим идеалом Максима Петровича, который «пред всеми знал почет», «на золоте едал», «езжал-то вечно цугом». Как и все фамусовское общество, он восхищается умением Максима Петровича «сгибаться в перегиб», «когда же надо дослужиться», так как именно эта способность ценится в Москве и помогает «дойти до степеней известных». Не потому ли Фамусову так нравится Молчалин?

    Как и всякий дворянин, Фамусов, имеющий единственную дочь, хочет сделать ей удачную партию. Ну чем не хорош Скалозуб, например?

    «Кто беден, тот тебе не пара», — заявляет Фамусов Софье. И его словам вторит Лиза:

    Как все московские, ваш батюшка таков

    Желал бы зятя он с звездами да чинами.

    Фамусову неважно, какой человек внутренне: добрый ли, хороший, благородный. Главное — богатый и знатный. И здесь же слышится голос его отцов и дедов. Но, тем не менее, Фамусов ведь отец: он желает добра дочери и не заставляет ее делать выбор прямо сейчас. Он разрешает ей подумать, хотя искренне считает, что его дочь будет счастлива лишь с богатым и знатным человеком. Героя не волнует, умен он или глуп:

    И в чтенье прок-то не велик…

    Ученье — вот чума, ученость — вот причина.

    Он сам говорит, что знания приносят нам лишь беду; считает, что от ума лишь горе будет. И сам, следуя своим принципам, работает спустя рукава, считая это не самым главным в жизни:

    Обычай мой такой:

    Подписано, такс плеч долой.

    Вся жизнь Фамусова и всего общества — это балы, празднества, сплетни. Им не важны люди; главное для них — чины и звания. Вся их жизнь — бессмыслица. Чем они занимаются? Да ничем. А каков распорядок дня у Фамусова?!

    К Прасковье Федоровне в дом

    Во вторник зван я на форели…

    В четверг я зван на погребенье.

    Пиши: в четверг, одно уж к одному,

    А может, в пятницу, а может, и в субботу,

    Я должен у вдовы, у докторши, крестить.

    Смешно становится. Какова жизнь в Москве? Где смысл всего этого? Зачем нужна такая жизнь? Но, тем не менее, для Фамусова — это единственно верный путь. Он следует установленным принципам и нормам. Хотя иногда сам себе противоречит:

    Свободен, вдов, себе я господин…

    Монашеским известен повеленьем.

    А следом же идет описание его заигрывания с Лизой, что, он считает, является само собой разумеющимся, ибо она его служанка:

    Вот так Фамусов! Везде успеет:

    Брюзглив, неугомонен, скор.

    Правильно охарактеризовала его Софья, дочь.

    Вся его жизнь — неутомимый бег: на обеды, ужины, крестины; за званиями, чинами. И еще раз возникает вопрос: а в чем смысл такой жизни?

    Этот же вопрос возникает и при рассмотрении образа Молчалина: «Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора и взял в секретари; В Москву переведен — чем мое содейство; И будь не я, коптел бы ты в Твери».

    Так отзывается о Молчалине Фамусов. Не очень лестное определение. А все-таки, «Молчалины блаженствуют на свете!» Наш герой живет себе преспокойненько: ухаживает за дочкой хозяина, что сулит ему выгодную партию и возможность подняться, выбраться «из грязи в князи», а за ее спиной заигрывает с Лизой:

    Какое личико твое!

    Как я тебя люблю!

    А Лиза:

    А барышню?

    Он ей в ответ:

    Ее

    По должности, тебя…

    Хитрый, скрытный. Таким рисуется Молчалин уже в любовной коллизии. А в отношениях с Чацким, скорее, даже в отношении Чацкого к нему, образ Молчалина проявляется во всей своей красе. Именно Чацкий, думается, точнее и ярче всех характеризует Молчалина:

    Услужлив, скромненький, в лице румянец есть…

    Молчалин прежде был так глуп!

    Жалчайшее созданье!

    Уж разве поумнел?..

    Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей.

    Высокий идеал московских всех мужей.

    Верно, все верно! Но, как бы глуп и услужлив не был Молчалин, он выживет в этом обществе, ибо умеет пресмыкаться перед теми, кто может ему помочь. В какой-то мере герой похож на Фамусова: заигрывает с Лизой, глуп, идеал московских мужей. «Сын» стал подобием своего «отца»: усвоил все го уроки и заслужил благосклонность не только со стороны хозяина дома, но и со стороны дочери:

    Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел…

    И, между прочим,

    Веселостей искать бы мог;

    Ничуть: от стариков не ступит за порог…

    Конечно, нет в нем этого ума,

    Что гений для иных; а для других — чума…

    Да этакий ли ум семейство осчастливит.

    И наконец:

    … уступчив, скромен, тих…

    Заметим, что она перечислила все те же качества, что и Чацкий. Но если для Чацкого это отрицательные качества личности, то для Софьи — это идеальный муж, за это она его и любит. За его скромность и услужливость.

    «Ведь надобно зависеть от других, В чинах мы небольших», -вторит ей сам Молчалин.

    Пресмыкающееся существо — так можно охарактеризовать Молчалина. Но, тем не менее, это существо как раз и сможет выжить в этом мире, сможет всего добиться. Ибо он — порождение Фамусова, он его дитя. Молчалин понял, что выгоднее быть в союзе с «веком минувшим», нежели с «веком нынешним».

    И Фамусов, и Молчалин будут спокойно властвовать в этом мире: один открыто, другой — исподтишка. И это будет продолжаться до тех пор, пока общество не поймет всю хилость старых устоев, не сможет принять новое и дать дорогу новым людям, способным изменить мир, сделать его лучше.

    Так и в наше время: закоснелость старых устоев, пресмыкательство некоторых представителей бюрократического аппарата будут жить до тех пор, пока мы не поймем обязательность и необходимость преобразований, пока не осмелимся строить новый мир, мир будущего.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

www.litra.ru

ЕГЭ. Литература. А.С.Грибоедов. « Горе от ума» Алексей Степаныч Молчалин

«Молчалин за других себя забыть готов
Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело,
Ночь целую с кем можно так провесть!»
Софья. Ошибочное представление о Молчалине , о его застенчивости, уме, умении постоять за других.
«А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных»
Чацкий.Понимает, насколько Молчалин карьерист, не перечит начальству, послушен, исполнителен, лишь бы получить более высокий чин. 
 «Почему вы с барышней скромны, а с горничной повесы?»Лиза.Молчалин далеко не скромен, ведёт себя даже развязно с прислугой.
  «При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием своим обезоружит,
От доброты души простит.
И, между прочим,
Веселостей искать бы мог,
Ничуть: от старичков не ступит за порог;
Мы резвимся, хохочем,
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет…»
Софья.За поведением Молчалина не видит его корыстности, эгоистичности, чинопочитания ради достижения личной выгоды.
«…уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства
И на душе поступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит…»
Софья.Видит только положительные качества: скромность, уступчивость, спокойствие.
  «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть»Чацкий.Скромность и услужливость Молчалина, по мнению Чацкого, лишь внешние качества.
  «Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет…»
Чацкий.Отмечает подхалимство, двуличие Молчалина.
«В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь»
Молчалин.Хорошо знает своё место в обществе, понимает, что чин у него невысокий, поэтому нужно молчать.
«Свой талант у всех». Молчалин.Каждый находит свой путь в жизни, у каждого — свои достоинства.
«Ах! Злые языки страшнее пистолета» Молчалин.Как важно общественное мнение.
«…угождать всем людям без изъятья – хозяину, начальнику, слуге его, собачке дворника».Советы отца Молчалину, которым тот следует в жизни.
«Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — / Высокий идеал московских всех мужей».Чацкий о мужьях, подобных Молчалину.
«Безродного пригрел и ввел в мое семейство,Дал чин асессора и взял в секретари,В Москву переведен через мое содейство…»Фамусов о том, как Молчалин попал в Москву.
“Молчалины блаженствуют на свете”Чацкий.Любят таких покорных, бессловесных, как Молчалин. Они удобны начальству.

literatura-ege.ru

Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» — сочинения для 9 класса

План

  1. За что Фамусов ценит Молчалина?
  2. Взгляды Фамусова и Молчалина на поведение дворянина в обществе
  3. Чем опасен Молчалин для фамусовского общества?
  4. Выводы

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» – это сатира на нравы дворянского общества начала 19 века. Обличение консервативных взглядов аристократов происходит в процессе столкновения «века минувшего» с «веком нынешним». Прогрессивно настроенные дворяне, мыслящие по-новому, представлены в пьесе всего одним героем – Александром Андреевичем Чацким. Ему противостоит все московское светское общество того времени, во главе которого стоит Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят события комедии. За этим влиятельным дворянином стоит множество приспешников, одним из которых является Молчалин. В комедии «Горе от ума» Фамусов и Молчалин являются единомышленниками, людьми, объединенными общими взглядами и ценностями.

За что Фамусов ценит Молчалина?

Павел Афанасьевич Фамусов занимает высокий пост в Москве. Он управляющий в казенном доме. Вдовец, воспитывает семнадцатилетнюю дочь Софью. Как любящий отец, он желает для своей дочери наилучшего будущего. Поэтому он так возмущен, застав Софью в комнате наедине с Молчалиным.

Молчалин – безродный дворянин из Твери, которому Фамусов «дал чин асессора и взял в секретари». Конечно, по мнению Фамусова, он не годится в мужья Софье. Фамусов, как и все московские дворяне, предпочитает видеть в зятьях человека «с звездами и чинами». Однако он ценит деловые качества Молчалина, его способность «услужить».

Несмотря на то, что в дворянском обществе принято брать на хорошие места своих родственников, Молчалину все же удалось стать секретарем Фамусова, который в разговоре со Скалозубом признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой».

Взгляды Фамусова и Молчалина на поведение дворянина в обществе

Фамусов считает, что самое главное – хорошая репутация в свете. И не важно, какой ценой она завоевана. Он с восхищением вспоминает своего дядю Максима Петровича, который нарочно падал на приеме у императрицы, чтобы ее развеселить. Фамусов не считает это унижением, а, наоборот, называет «смышленостью».

Своими взглядами на то, как должен вести себя дворянин в свете, образы Фамусова и Молчалина в комедии «Горе от ума» очень схожи. На балу в доме Фамусова Молчалин старается выслужиться перед всеми гостями. Он гладит и расхваливает шерстку собаки Хлёстовой, которая взамен жалует его своим расположением: «Спасибо, мой дружок!» Это выглядит унизительно, но Молчалина это не смущает. Он не имеет высокого чина, а значит, ему «надобно зависеть от других». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», – вот принцип, по которому живет и действует этот герой.

Как и Фамусов, Молчалин гордится своими карьерными достижениями, хоть они и представлены у него в более мелком масштабе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил».
Гордится он и связями с известными московскими людьми, например, с княгиней Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче».

Чем опасен Молчалин для фамусовского общества?

Фамусов и Молчалин в комедии «Горе от ума» имеют совершенно одинаковые взгляды на карьеру и способы ее построения, на поведение дворянина в свете, у них идентичные жизненные ценности. Однако услужливость Молчалина, его двуличие сыграют злую шутку с Фамусовым – его дочь окажется обманутой этим человеком.

Заигрывая со служанкой Лизой, Молчалин ведет себя совсем не так, как с Софьей. Лиза говорит ему: «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы». Молчалин совсем не так прост, как кажется на первый взгляд.

Вся его романтическая история с Софьей – актерская игра с его стороны. Спектакль этот разыгрывается им для Фамусова. Отец молодой девушки напрасно опасается, что Молчалин, будучи небогатым и не имея высокого чина, попросит руки его дочери. Он и не собирается этого делать. Любовником Софьи он притворяется «в угоду дочери такого человека». А для женитьбы Молчалин не видит в дочери Фамусова «ничего завидного». Еще бы, ведь в отличие от Молчалина Софья не боится ни своих чувств, ни мнения света. Молчалин же опасается выдать чем-нибудь свои отношения с Софьей, ведь «злые языки страшнее пистолета».

Таким образом, московские дворяне, создав для себя мир с такими правилами игры, сами же становятся жертвами этих правил. Молчалин всего лишь выполняет завет своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику…»

Выводы

Очевидно, что характеристики Фамусова и Молчалина лишь незначительно отличаются друг от друга. Они оба представители «века минувшего», «страстные к чинам» и деньгам. Разница только в том, что Фамусов уже обладает желаемым весом в обществе, теперь ему остается просто держаться на плаву. Молчалин же только идет к этому. Но пути достижения целей у них одинаковые, ведь они люди одного круга, одних идеалов. Недаром Чацкий говорит о Молчалине, что он «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

И в наши дни актуальна проблема, затронутая Грибоедовым в комедии «Горе от ума», когда «Молчалины блаженствуют на свете». Ведь сейчас, как и во все времена, есть Фамусовы, которые убеждены в безграничной власти денег, которые уважают лишь себе подобных, а обездоленных презирают. И есть Молчалины, которые, чтобы дотянуться, дорасти до уровня Фамусовых, ни перед чем не останавливаются и ничем не брезгуют. Пьеса Грибоедова будет находить живой отклик в сердцах современных читателей, пока будут возводиться в ранг высших ценностей карьера и богатство, а не любовь, дружба, гражданственность, честь и совесть.

Проблема описанная в данной статье очень актуальна и сегодня. Поэтому приведённая характеристика образов Фамусова и Молчалина, схожесть и различие их взглядов пригодятся ученикам 9 классов при подготовке сочинения на тему «Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»»

Фамусов и Молчалин в комедии «Горе от ума» Грибоедова — характеристика образов для сочинения по теме | источник

sochinenie-o.ru

Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

Образы Фамусова и Молчалина среди остальных участников комедии занимают одно из основных мест наряду с главным героем Чацким.

Персонажи Фамусова и Молчалина, несмотря на внешние различия, разницу в возрасте, общественное положение, имеют внутреннее глубокое сходство, поскольку имеют одинаковые жизненные принципы и мировоззрение.

Павел Афанасьевич Фамусов, мужчина преклонных лет дворянского происхождения, обожающий свою дочь, имеющий высокое служебное положение и являющийся управляющим в казенном доме. Фамусов твердо придерживается консервативных жизненных убеждений и враждебно относится ко всякому, кто не разделяет его взгляды. Он ревностно охраняет мораль «века минувшего» и считает правильным жить так, как это делали в прошлом предки. Являясь любящим отцом, он мечтает, что его семнадцатилетняя дочь сделает хорошую партию, и он увидит в зятьях человека со звездами и чинами.

Алексей Степанович Молчалин, молодой провинциал из Твери, подчиненный Фамусова, которого последний осчастливил должность секретаря. Алексей тоже придерживается консервативных взглядов и свято исполняет отцовский наказ – угождать всем людям и следовать закону зависимости от других. Молчалин четко усвоил, что в жизни необходимо иметь близких покровителей, даже если приходится всецело зависеть от их воли. Самое главное, это не потерять расположение покровителя. Этому он готов даже на унижение перед сильными мира сего, лишь бы его принимали в свете, ведь он не имеет высокого чина и поэтому не может иметь своего суждения.

Оба героя – посредственные, недалекие личности и в умственном отношении, и по способностям, и по жизненным идеалам. Главный их талант – умение приспособиться к определенной ситуации и к нужным людям, достигнуть очередной ступеньки в карьерной лестнице, невзирая на откровенное злоупотребление служебным положением. Оба считают, что основная жизненная цель – это отличная репутация в светском обществе.

Двуличие Молчалина, которое так высоко ценит фамусовское общество, играют с Фамусовым злую шутку. Его дочь оказывается обманутой смышлёным Молчалиным, который решает влюбить в себя девушку в угоду начальнику, одновременно крутя роман с ее горничной.

Разница в героях совсем небольшая и состоит в том, что Фамусов уже достиг определенного положения в обществе, а Молчалин только на пути к достижению желаемой цели. Но и тот, и другой – представители века минувшего, презирающие обездоленных и уважающие лишь себе подобных, которых неукротимо влекут чины и безграничная власть денег. Молчалин и Фамусов существуют по законам лицемерия, подобострастия, лжи, низости и не считают порочными пьянство, разврат.

Таким образом, можно утверждать, что два человека, разных по возрасту, являются представителями одной культуры. Поэтому их разрыв, из-за возникшего в конце комедии недоверия Фамусова к Молчалину, по мнению Чацкого, будет временным и недолгим.

Сочинение Фамусов и Молчалин сравнительная характеристика

Произведение Грибоедова “Горе от ума” наполнено различными яркими образами, метафорами, персонажами, и прочими вещами, которые делают произведение более интересным для читателя, а главное, помогают донести до него его смысл.

Комедия “Горе от ума” является отличным примером донесения своей мысли до людской массы. С помощью сатиры автор передаёт нам очень тяжёлую проблему прошлого, настоящего, и будущего времён. Эта проблема – конфликт различных поколений. Суть произведения состоит в том, что старое поколение никогда не сможет примириться с новым, а новое, соответственно, со старым. Так было, есть, и будет всегда, что нам и пытается донести Грибоедов.

В произведении присутствует множество персонажей, которые представляют ту или иную эпоху, но интереснее всего из них Фамусов, Молчанин и Чацкий. Если Чацкий является поколением новым, старающимся преодолеть пережитки прошлых лет, то Фамусов и Молчанин являются обитателями прошлого поколения, которые живут в консервации, не пуская в свой мир ничего нового. Оба они придерживаются мнения, что главное в жизни это твоя репутация, и не важно как ты её заслужил, главное чтобы она была хорошая. Ни один, ни другой не побрезгуют унижениями ради своей репутации. За это один уважает другого.

Но есть в них пара тройка различий. Они находятся на разных личностных ступенях, так как Фамусов уже отслужившийся, отстоявший мужчина, а Молчанин же не имеющий чинов молодой человек, работающий у того же Фамусова. По данной причине Фамусов относится к Молчанину с пренебрежением, однако уважает того за его взгляды и убеждения.

В их отношениях явно проглядывается лёгкая нотка взаимного недопонимания, но если Фамусов и может что-то сказать Молчанину, то же, как аллегорично в его фамилии выразил его позицию Грибоедов, не говорит ни слова, из чего мы можем сделать вывод, что Молчанин привык подчиняться и выполнять приказы, нежели делать по своему, впрочем, как и Фамусов.

Грибоедову отлично удалось показать их характеры, а через них соответственно, и донести мысль произведения, раскрыв главную его проблему, которая была описана выше.

Вариант 3

«Горе от ума» является величайшем произведением и стоит на одном уровне комедий таких как «Ревизор», «Недоросль» и многих других. Александр Сергеевич Грибоедов разделил персонажей своей комедии на людей минувшего века и нынешнего. По взглядам на жизнь Фамусова и Молчалина можно отнести к персонажам минувшего века.

Фамусов уже не молодой мужчина, который заигрывает со служанкой Лизой. Жена Фамусова умерла и он остается с дочкой и говорит о том, что наймет ей вторую маму, но не понимает что это невозможно. Однако глядя на отца Софья все же учится у него притворяться, что даже Чацкий не заподозрил ее обмана.

Фамусов неординарный человек он то в одну минуту ругает, то в другую уже хвалит, не каждый может его понять и принять. Павел Афанасьевич всегда рад принимать у себя в доме гостей, он приветлив и любит веселиться. Все действия данного произведения происходят у него в доме. Фамусов ненавидит книги и говорит, если бы он смог собрать их все он бы их сжег без сожаления.

Павел Афанасьевич больше человек материальный, чем душевный и ему очень бы хотелось быть богатым и независимым. Фамусов хочет выдать свою дочь за богатого жениха и постоянно об этом ей говорит и неважно будет Софья его любить или нет. Фамусов не уважает своих слуг и не считает их за людей, для него они кто угодно, но только не люди. Ему нравится, когда ему прислуживают и постоянно перед ним лебезят, он считает что лишь так можно чего-то добиться.

Помощником Павла Афанасьевича Фамусова является Молчалин Алексей Степанович. Молчалин спокойный услужливый человек, которому проще склонить голову, чем отстоять свою честь и достоинство. Главной целью для него является карьера и положение в обществе, ради этого он готов на многое, даже ухаживать за дочкой Фамусова.

Алексей Степанович имея корыстные цели, убеждает Софью в том, что влюблен в нее, но на самом деле в его сердце живет любовь к служанке Лизе. Даже когда его план раскрывают, он никак не отреагировал на это и собирается продолжить службу, когда Фамусов отправит Софью в другой город. Молчалин потихоньку обзаводится знакомствами и связями именно поэтому он и терпит унижения со стороны гостей Фамусова. Он готов прислужить каждому из гостивших в доме лишь бы его заметили и обратили на него внимание. Алексей Степанович постоянно пытается угодить и говорит приятные вещи людям с высшего света.

Молчалин оказался лицемерным человеком, который ради своей карьеры и благосостояния готов обманывать и изворачиваться. Алексей Степанович являлся неким звеном в фамусовской цепи рабского молчания. В те времена хотели заставить всю Россию молчать и сделать рабами всех ее жителей. Грибоедов в своем произведении раскрыл много проблем, которые стоит искоренять. Ведь выбор для каждого человека свой, кто-то хочет прислуживать и готов идти по головам к благополучию, а кто-то добивается всего честным путем.

Другие сочинения:

Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума

Несколько интересных сочинений

  • Анализ повести Пиковая дама Пушкина 8 класс (суть, смысл и идея произведения)

    Произведение относится к литературному направлению повести, однако по мнению некоторых исследователей в связи с компактностью сюжетной линии и малочисленностью персонажей его можно определить, как рассказ.

  • Твір на тему Дон Кіхот

    Іспанська література на початку 17 століття подарувала нам образ Дон Кіхота – незграбного лицаря на охлялому коні. Проте цей образ навіки став уособленням шляхетності, чесності й людяності

  • Сочинение на тему Башкортостан мой родной край

    Башкортостан — это республика, лежащая на стыке Европы и Азии. Край, где сошлись горы, леса и степи.

  • Анализ произведения Твена Приключения Гекльберри Финна

    Описывая приключения мальчика из низов общества и беглого негра, Марк Твен в сатирической форме представил живую картину жизни рабовладельческого Юга США. В произведении широко используется разговорный язы

  • Сочинение по картине Шишкина Перед грозой 5 класс описание

    На этой картине изображён небольшой луг и пруд, а также небольшой лесок. Глядя на картину, становится сразу понятно, что вот-вот начнётся гроза и дождь.

sochinite.ru

краткое содержание первой реалистической русской пьесы

Комедия «Горе от ума» – единственное произведение Александра Сергеевича Грибоедова. Опубликованная в 1825 году, пьеса сделала 30-летнего драматурга популярным и навсегда вписала его имя в историю русской классической литературы.

«Горе от ума» принципиально отличалось от традиционных классицистических пьес XIX века по форме, содержанию и способу изображения действительности. Грибоедовское произведение вошло в историю как первая реалистическая русская пьеса. Эту традицию в дальнейшем успешно продолжил Александр Сергеевич Пушкин.

Со временем «Горе от ума» стало настоящим мифом, его герои – архетипами, а текст был разобран на афоризмы. На сегодняшний день единственная пьеса Грибоедова является одним из самых цитируемых произведений отечественной литературы.

Давайте вспомним основные сюжетные перипетии пьесы в четырех действиях «Горе от ума».

Действие первое

Софья и Молчалин. Отцовские наставления. Возвращение Чацкого

Царская Россия. Дом Павла Афанасьевича Фамусова. Действие начинается ранним утром в гостиной. Задремавшая служанка Лизанька просыпается от боя старинных часов и с ужасом понимает, что ее барышня Софья Павловна до сих пор проводит время Молчалиным. Алексей Степанович Молчалин – секретарь Павла Афанасьевича Фамусова – отца Софьи – с недавнего времени он живет в доме своего начальника и в тайне от главы семейства крутит роман с его дочерью.

Лизаньке приходится выгораживать парочку перед внезапно появившимся Павлом Афанасьевичем. Старик не прочь пофлиртовать с молоденькой служанкой и посетовать на французские романы, которые якобы ночь напролет читает его дочь.

Фамусов все же сталкивается с Софьей и Молчалиным и с отцовской подозрительностью принимается допрашивать секретаря, почему он в столь ранний час находится наедине с его дочерью. Софья наивно восклицает: «Я гнева вашего никак не растолкую… Шел в комнату, попал в другую!»

Павел Афанасьевич назидательно рассказывает дочке о том, как важно выбрать хорошую партию, а также не теряет возможности напомнить Молчалину о своем благодетельстве «дал чин асессора и взял в секретари… И будь не я, коптел бы ты в Твери».

Наконец, Софья с Лизой остаются наедине и принимаются за девичьи разговоры. В качестве отличной партии для барышни Лиза ставит в пример богатого и перспективного полковника Скалозуба. Однако Софья сетует на его ограниченность, «он слова умного не выговорил сроду». С таким супругом, восклицает невеста, только «в воду!» Другое дело – Молчалин – молодой, перспективный, внимательный – этот слушать может до зари.

Лиза напоминает барышне о ее первой любви Александре Андреевиче Чацком, который вот уже три года путешествует. Софья не отрицает достоинств своего бывшего избранника – Чацкий в самом деле умный, красноречивый, острый на язык, но «О себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него, Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?!»

По насмешке судьбы, именно в это утро на пороге дома Фамусова появляется не кто иной, как Александр Андреевич Чацкий! Он еще не знает, о том, что у Софьи новый избранник. Да еще какой! Молчалина Чацкий знает со школьной скамьи, тот никогда не блистал умом и постоянно списывал у одноклассника домашние задания. Зная ограниченность Молчалина, Александр Андреевич не исключает, что эта бездарность добьется в жизни успеха, «ведь нынче любят бессловесных».

Чацкий расспрашивает о Москве, столичной жизни и тут же с сарказмом замечает, что в городе вряд ли что-то изменилось: те же балы, пустые сплетни, свадьбы по расчету, стихи в альбомах. «Гоненье на Москву, – восклицает Софья – Что значит видеть свет? Где лучше?» Чацкий: «Где нас нет».

Действие второе

Спор Чацкого и Фамусова. Сергей Сергеевич Скалозуб. Двуличный Молчалин

Действие начинается с монолога Фамусова. Глава семейства отмечает в календаре предстоящие важные события на неделю: званый обед у Прасковьи Федоровны во вторник, похороны почтенного камергера в четверг, крестины у докторши в пятницу или субботу… она не родила, но, по расчетам Фамусова, вот-вот должна родить. Все привычно, степенно, спокойно, и только приезд ветреного Чацкого нарушает эту идиллию.

Непродолжительная беседа Фамусова с Чацким подтверждает полное несовпадение взглядов хозяина и гостя. Александр Андреевич как бы невзначай пытается затронуть тему сватовства к Софье, но Фамусов мягко указывает на то, что сумасбродный путешественник – далеко не лучшая партия для его дочери. И советует «поди-тка послужи», на что Чацкий парирует: «Служить бы рад, прислушиваться тошно».

Вскоре в доме появляется полковник Сергей Сергеевич Скалозуб, с которым мы уже знакомы заочно. Он беспросветно туп, его речь – это набор старательно заученных воинских штампов, ему не понятны ирония, юмор и даже простейшие человеческие добродетели не в силах пробиться сквозь военный мундир Скалозуба. Так, свои награды и чин Сергей Сергеевич выслужил не отвагой, а только лишь аккуратной лестью и чинопочитанием. Фамусов же считает Скалозуба отличной партией для Софьи и всячески перед ним заискивает.

Подозрения Чацкого

Чацкий в свою очередь замечает холодность бывшей возлюбленной. И начинает подозревать, что у нее есть жених. Кандидатуру Скалозуба Александр Андреевич даже не рассматривает – слишком тупоум. А вот Молчалин вызывает опасения. Повод для подозрений подала сама Софья, которая едва не лишилась чувств, когда Молчалин свалился с лошади во дворе фамусовского дома.

Что касается самого Молчалина, то в конце действия он окончательно компрометирует себя перед читателем, признаваясь в любви к служанке Лизе. Молчалин уверяет, что истинное чувство он испытывает только к ней, роман с Софьей Павловной – лишь выгодный расчет.

«Ну люди в здешней стороне! – восклицает Лиза, оставшись одна, – Она к нему, а он ко мне, А я… одна лишь я любви до смерти трушу, – А как не полюбить буфетчика Петрушу!»

Действие третье

Подозрения Чацкого. Мнимые добродетели секретаря Молчалина. Бал в доме Фамусова

Действие начинается со встречи Чацкого с Софьей. Молодой человек пытается выпытать у возлюбленной, кто ее истинный избранник. Молчалин? Скалозуб? Какой-то незнакомец? Софья описывает достоинства Молчалина, среди которых особенно выделяет уступчивость, скромность, простодушие, спокойный ровный нрав. Чацкий воспринимает эти сомнительные добродетели с присущей ему иронией, что не может не злить девушку.

Дабы подтвердить или опровергнуть свою догадку, Чацкий решает лично переговорить с Молчалиным. Александр Андреевич убеждается, что Молчалин – препротивнейшее, слабое, двуличное существо. Человеческие достоинства он измеряет чинами, а своими главными добродетелями считает «умеренность и аккуратность». Теперь Чацкий твердо уверен – Софья играет с ним, ей просто не может быть мил такой ничтожный человек, как Молчалин.

Вечером в доме Фамусова начинается бал. В гостиную стекается весь столичный бомонд: Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Горичи, князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерями, графини Хрюмины бабушка и внучка, старуха Хлестова и многие другие. В числе приглашенных уже известные нам Чацкий, Молчалин, Скалозуб.

Чацкий продолжает подтрунивать над Молчалиным в присутствии Софьи, разозлившись, девушка называет его сумасшедшим. Нечаянно брошенную фразу подслушивает один из гостей и воспринимает ее буквально. Софья не спешит реабилитировать Чацкого – раз он смеется над всеми, пусть сам узнает, какого это быть шутом!

К середине вечера уже вся гостиная сплетничает о безумстве Чацкого, добавляя от рассказа к рассказу все больше надуманных подробностей мнимого недуга Александра Андреевича.

Действие четвертое

Репетилов. Разоблачение Молчалина. Прочь из Москвы!

Последнее действие начинает разворачиваться в парадных сенях фамусовского дома: утомленные поздним гуляньем гости разъезжаются по домам. Только Чацкий не торопится покидать дом Павла Афанасьевича, он все еще надеется вызвать Софью на откровенный разговор.

Здесь же в сенях Александр Андреевич сталкивается с давним знакомым Репетиловым. Поздний гость очень возбужден, он рассказывает Чацкому о некоем Секретном союзе (по всей видимости, революционном), в котором состоит. Репетилов пытается сагитировать Чацкого немедленно ехать с ним, но Александр Андреевич не разделяет энтузиазма старого приятеля. Чацкий: «Да из чего беснуетесь вы столько?» Репетилов: «Шумим, братец, шумим!» Чацкий: «Шумите вы? И только?»

А затем, когда фамусовский дом практически опустел, Чацкий стал свидетелем прелюбопытной сцены. Лизанька отправилась к Молчалину с посланием от госпожи, а тот, по своему обыкновению, принялся флиртовать со служанкой, сетовать на то, что ему приходится прикидываться влюбленным женихом, и обсуждать свою невесту: «Я в Софье Павловне не вижу ничего… Любила Чацкого когда-то, Меня разлюбит, как его.»

Бедняга Молчалин и не подозревал, что все это время Софья находилась тут же, в темноте. Теперь она знает истинное лицо этого лжеца и корыстолюбца. Никакие мольбы не спасают Молчалина от гнева девушки, она грозится выдать его отцу, и тот с позором сбегает.

В гостиной остаются Лиза, Софья, Чацкий, все это время прятавшийся за колонной, и только что подоспевший Фамусов. Между героями завязывается эмоциональный полилог, в ходе которого выясняется, что именно Софья пустила слух о мнимом безумии Чацкого.
Теперь пришло его время негодовать и бичевать словами. Он сетует на то, что был так слеп, что мчался из-за границы и мечтал о той, которая не достойна любви и уважения. Ему ненавистен этот дом, фамусовское общество и вся Москва: «Прочь из Москвы! Сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!»

Много волнительных событий произошло за этот день в почтенном доме Павла Афанасьевича Фамусова, но глава семейства лишь хлопотливо восклицает: «Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума»: краткое содержание

5 (100%) 1 vote


r-book.club

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о