Содержание

1.в чём проявляется самодурство Дикого? что даёт нам основание сказать о Диком словами русской пословицы «Молодец проти

В пьесе выступают две группы обитателей города. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства» . Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин. Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства» , угнетённые, одинаково ощущающие грубую силу «тёмного царства» , но по-разному выражающие свой протест против этой силы. Образ Дикого: В чужом пиру похмелье» так определяется значение слова самодур: «Самодур — это называется, коли вот человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он всё своё… Это — дикий, властный человек, крутой сердцем» .

Таким самодуром, поведением которого руководят только необузданный произвол и тупое упрямство, является Савёл Прокофьич Дикой. Дикой требует беспрекословного повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы какнибудь не прогневить его. Особенно тяжко приходится его домашним: дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках да в чуланах. Вконец затравил Дикой племянника! Бориса Григорьевича, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости.

Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно безнаказанно «покуражиться» . Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними. Особенно ярко черты самодурства проявляются у него в разгозоре с Кулигиным.

Дикой чувствует свою силу и власть — власть капитала. «Толстосумы» почитались тогда «именитыми людьми» , перед которыми бедняки вынуждены были заискивать и пресмыкаться. Деньги — это его страсть. Расстаться с ними, если уж они попали в его карман, для Дикого мучительно.

Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Раз на перевозе, на Волге, он не посмел связаться с проезжим гусаром, а после опять-таки выместил свою обиду дома, разогнав всех по чердакам да чуланам. Сдерживает он свой нрав и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе.

Власть денег была, однако, не единственной причиной, создававшей почву для необузданного произвола. Другой причиной, помогавшей процветанию самодурства, было невежество. Невежество Дикого особенно наглядно проявляется в сцене его разговора с Кулигиным относительно устройства громоотвода.

Язык человека, манера говорить и самая интонация речи обычно соответствуют характеру человека. Это в полной мере находит подтверждение в языке Дикого. Речь его всегда груба и насыщена бранными, оскорбительными выражениями и эпитетами: разбойник, червяк, дармоед, дурак, проклятый и т. п. А искажение им иностранных слов (езуит, елестричество) только подчёркивает его невежество.

Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость — вот те черты, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «тёмного царства» .

otvet.mail.ru

Методическая разработка урока «Нравы города Калинова и его обитателей» (по «Грозе» А.Н.Островского

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеяльчикская средняя общеобразовательная школа имени Г.Н.Волкова Яльчикского района Чувашской Республики»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Провела в 10 классе: учитель русского языка и литературы

Обручкова Зинаида Петровна

Большие Яльчики — 2011

Тема: «Гроза». Нравы города Калинова и его обитателей

Цель:

Образовательные

1. Проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей.

2. Определить круг действующих лиц, относящихся «к тёмному царству».

3. Определить место борьбы «старого» и «нового» мира в раскрытии идейного содержания произведения.

Развивающие

  1. Учить проводить исследовательскую работу по тексту.

  2. Учить высказывать своё мнение.

  3. Развивать память, логическое мышление, расширять кругозор учащихся материалом о жизни купечества во II половине XIX века.

Воспитательные

  1. Воспитывать культуру общения.

  2. Формировать потребность в коллективной и индивидуальной работе.

  3. Дать понятие о семейно-бытовой морали, нравственных ценностях семьи.

Оборудование:

Компьютер; мультимедийный проектор; учебник-хрестоматия для 10 кл.нац. школ Н.С.Русина, К.М.Нартова, Л.В.Тодорова; электронный учебник «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 10 класс»; смайлики, обозначающие эмоции каждого ученика.

Тип урока:

Урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Словарная работа: странники, самодур, ханжа, аспид.

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок литературы. Как вы уже, наверное, заметили, у нас есть и гости. Мне бы хотелось, чтобы вы все сели сейчас поудобнее и пожелали друг другу успехов для работы. А чтобы сформировать у вас чувство уверенности в своих возможностях, я хочу начать урок с древней притчи.

«Жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был один человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, — живая или мёртвая?» И тогда мудрец ответил: «Всё в твоих руках…»

  • Всё в ваших руках, ребята! Постарайтесь проявить сегодня максимум своих способностей. А я уверена в вашем успехе!

— А теперь определите, пожалуйста, своё внутреннее состояние, выбрав соответствующий рисунок, обозначающий эмоцию, или, другими словами, «смайлик», как принято говорить в Интернете.

Учащиеся поднимают смайлики

— Настроение, в целом позитивное, можем приступать к знакомству с темой нашего урока, которая оформлена в виде записи на доске. Запишите тему урока и эпиграф в тетради.

Запись на доске:

Пятое декабря.

Город Калинов и его обитатели.

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…

Кулигин. «Гроза» А.Н.Островского

Словарная работа: странники, самодур, ханжа.

План урока:

  1. «Прообраз» города Каликова.

  2. Поэзия города Калинова.

  3. «Жестокие нравы» города Каликова.

  4. Борьба «старого» и «нового» в калиновском мире.

— Итак, мы сегодня с вами должны будем проанализировать город Калинов с его обитателями, поговорим о нравах в купеческих семьях, затронем мы с вами также и вопрос о типичности жизни, изображённой Островским на страницах пьесы.

  1. Знакомство с историей создания пьесы «Гроза» .

— Какова же история появления пьесы «Гроза»? Какой приволжский город стал прообразом Калинова?

(Доклад учащегося )

«По заданию Его императорского высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами и реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.
Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.

В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы и Ржева. Пьеса была создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года.
В течение довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала 20 века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Показывали и дом , где она жила, — рядом с церковью Успения. А кода «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные.

А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».
Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.

Можно сделать вывод, что такие случаи в купеческой среде случались, так как патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью. Катерина Кабанова не смирилась, также как П.Клыкова.»

— Таким образом, любой приволжский город мог стать прообразом города Калинова. То есть мы видим типичный для второй половины 19 века приволжский провинциальный город.

( Просмотр видеофрагмента (из ЭУ «Кирилл и Мефодий». Слайд «Прообраз города Калинова»)

  1. Работа с текстом пьесы. Беседа (на основе проверки домашнего задания: заполнить следующую таблицу: )

Действующее лицо

Реплика о городе Калинове, нравах и образе жизни его жителей

— Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. На Волге гулянье. Красиво! Глаз не оторвать. Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов?

(Слайд «Поэзия города Калинова»)

— Давайте найдём в тексте слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе:

«Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и др. — это принципы жизни в городе.

-Итак, какие законы лежат в основе жизни города Калинова? Приведите пример из текста. (Д1, явл.3)

— Из каких источников черпают калиновцы знания о мире?

(Слайд «Борьба «старого» и « нового» в калиновском мире»)

Из рассказов странников.

-А кто такие странники, как вы думаете?

Словарная работа. Слово учителя.

Странники- распространённый на Руси род людей, отправляющихся на богомолье. Среди них немало было личностей целеустремленных, любознательных, трудолюбивых, много познавших и повидавших. Они не боялись трудностей, дорожных неудобств, скудной пищи. Были среди них интереснейшие люди, этакие философы со своим особым, оригинальным отношением к жизни, исходившие Русь пешком, наделенные зорким взглядом и образной речью. Многие писатели любили с ними поговорить, особенный интерес проявляли к ним Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, А.М.Горький. Знавал их и А.Н.Островский.

Во II и III действиях драматург выводит на сцену Феклушу. Эта странница распространяет по городам и весям суеверные слухи и фантастические россказни о людях с пёсьими головами, об огненном змее, об умалении времени… Феклушу охотно принимают в домах Калинова, потому что её вздорные истории помогают хозяевам города держать людей в страхе и поднимают их авторитет власти. Жители города темны и невежественны, потому и верят рассказам Феклуши.

-А теперь, ребята, давайте выделим из текста пьесы слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье калиновцев. (Д.3, явл.3)

      «Бульвар сделали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и др. — это принципы жизни в семье.

-Давайте, ребята, подытожим: если в Калинове так плохо, то почему в начале пьесы изображён чудесный вид, даётся прекрасная картина Волги?

Город Калинов противоречив. С одной стороны, это чудесное место, с другой — жизнь в этом городе ужасна. Красота сохраняется лишь в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе прекрасную природу. Ее видят только поэтические люди, способные на искренние чувства наподобие Кулигина. Безобразны отношения людей, их жизнь «за запорами и воротами».

-А чем отличается от жителей города Кулигин? Что он хочет построить? Способен ли он на высокие чувства?( Д.1, явл.3 — стр.189; Д.4, явл.2 – стр. 216-217)

Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком.

-Кого мы можем считать хозяевами города? Каких персонажей?

(Слайд «Жестокие нравы города Калинова: Дикой»)

-Расскажите о Диком. Кто он по своему материальному и общественному положению?

Купец, значительное лицо в городе.

-В чём сказывается его стремление к наживе? Каким способом он добывает деньги?

Обманывает всех, в том числе и родственников: не хочет отдавать положенное наследство Борису и его сестре (стр. 186 — Д.1, явл.3). Мужичков обсчитывает, не доплачивая им по копеечке каждому. А у него из этих копеек состояние складывается (стр.189 — Д.1, явл. 3).

-Какие поступки и суждения Дикого указывают на его грубость и невежество, суеверие? (Д.4, явл.2 –стр. 216-218)

Дикой груб со всеми. Когда Кулигин говорит ему, что хорошо бы поставить часы на бульваре, то Дикой обругал Кулигина. называя его дураком, разбойником и вором. Для него все люди- червяки: «Захочу- помилую, захочу- раздавлю». Когда Кулигин упоминает о громоотводе, то Дикой, обзывая его «фальшивым мужичонкой», «проклятым», говорит, что гроза людям в наказание за грехи посылается (стр.218 – Д.4, явл.2), что доказывает суеверность и невежество Дикого. А электричество он вообще называет «елестричество».

-Как в речи Дикого раскрывается его характер? Давайте выделим из текста слова и словосочетания Дикого, которые характеризуют его внутренний мир.

(Таблица записывается в тетради учащихся и на доске)

Дикой

Кабаниха

О нем:
«ругатель»; «как с цепи сорвался»

О ней:
«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»

Он сам:
«дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе — ровный, что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др.

Она сама:
«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.

Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Словарная работа: САМОДУР (объяснение слова даётся в слайде «Жестокие нравы города Калинова: Дикой»)

ХАНЖА –лицемер, прикрывающийся добродетелью и набожностью.

— Что позволяет Дикому властвовать над всеми? Почему ему удаётся тиранствовать? На чём держится его власть?

На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Он сознаёт силу денежного мешка. Поэтому он так дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы.

(Слайд « Жестокие нравы» города Калинова: Кабаниха»)

-А кто может противостоять Дикому?

Марфа Игнатьевна Кабанова. Только она может с ним «говорить». «Ты не очень-то горло распускай…а я тебе дорога».-говорит она ему.

-Расскажите о Кабанихе. Какого её материальное и общественное положение?

Это богатая купчиха, вдова.

-На чём, по её мнению, должны основываться семейные отношения?

По домостроевским порядкам, когда жена подчиняется мужу, дети преклоняются перед старшими и ни в чём не прекословят родителям…По «Домострою» глава семьи был единовластен. Кабаниха убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы: Не очень-то нынче старших уважают», « Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то…».

(Слайд « Домострой»)

домострой

СОДЕРЖАНИЕ

1. Поучение отца сыну.

2. Как христианам веровать во святую Троицу и пречистую Богородицу и в крест Христов и как поклоняться святым небесным силам бесплотным, и всем честным и святым мощам.

3. Как причащаться тайнам божьим и веровать в воскресение из мертвых и Страшного суда ожидать, и как прикасаться ко всякой святыне.

4. Как всею душой возлюбить Господа и ближнего своего, страх божий иметь и помнить о смерти.

22. Как детям любить и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

41. Как жене носить разную одежду и как шить ее.

-В чём проявляются ханжество и лицемерие Кабанихи?

-Какие поступки и высказывания Кабанихи свидетельствуют о её жестокости и бессердечии?

Каковы особенности речи Кабанихи?

(Идёт заполнение таблицы во II части)

Как относится к Кабанихе и её поучениям Тихон? Варвара? Катерина?

Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к её поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить её в своём послушании. Обращение в форме множественного числа и постоянно повторяемое слово « маменька» придают его речи уничижительный характер, и только реплика в сторону («Ах, господи!») выражает его истинное отношение к материнским поучениям. Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживёшь: на протяжении диалога вслух не промолвила ни одного слова, но про себя осуждает мать («Не уважь тебя, как же!», «Нашла место наставления читать»). И только Катерина открыто заявляет о своём человеческом достоинстве.(«Да хоть и к слову, за что же ты меня обижаешь»», « Напраслину-то терпеть кому ж приятно?»).

— Как вам кажется, кто из «хозяев» города страшнее? Дикой или Кабаниха? И почему? Объясните.

Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.

-Теперь давайте подведём итог: какое влияние оказали нравственные устои города Калинова на его жителей? Что вы можете сказать о Кулигине?

Кулигин талантлив, но считается чудаком. Он не противится патриархальным устоям Калинова и говорит: « Нечего делать, надо покориться»

-Тихон? Как он относится к нравам города?

Добрый, но безвольный Тихон пьёт и мечтает вырваться из дома: «…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь». Он полностью подчинён воле матери.

-Варвара?

Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: « И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

-Борис?

Образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.

-Так ломает «тёмное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

(Слайд « Борьба « старого» и «нового» в калиновском мире»)

-В чём, по-вашему, заключается позиция автора (Островского), показывающего такую жизнь города? Для чего он рисует нам такую жизнь? Что он хочет сказать?

Город Калинов — это типичный город России II половины XIX века. Жизнь в городе- это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать новому и подавляет волю окружающих. Деньги дают право диктовать свою волю «жертвам». И в правдивом показе такой жизни- позиция автора, призывающего изменить её.

IV. Коллективное выполнение заданий на тренажёре по электронному учебнику « Кирилл и Мефодий. Уроки литературы. 10 класс. Урок 03».

Слайд «Соотнесите реплики и персонажей»

Слайд «Вставьте в монолог Кулигина нужные слова».

V.Итог урока.

Слайд «Заключение»

Выставление оценок за работу на уроке.

Работа со смайликами.

  1. Домашнее задание: образ Катерины (подготовиться к беседе по следующим пунктам: жизнь в родительском доме, мечта, любовь, отношение к религии, самоубийство — в чём его смысл?).

Инд. зад.: подготовить сообщение «Положение женщины в первой половине 19 века».

.

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ «СООТНЕСИ РЕПЛИКИ И ПЕРСОНАЖЕЙ» (ПО ЭУ « КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ, ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС. УРОК «НРАВЫ ГОРОДА КАЛИНОВА»)

1-Кулигин

2- Кабанова

3- Кулигин

4- Феклуша

5- Варвара

6 – Катерина

7- Барыня

8- Катерина

9- Феклуша

10- Варвара

11- Тихон

12- Кабанова

13- Катерина

14- Феклуша

15- Дикой

16- Кулигин

17- Кудряш

18- Борис

19- Дикой

20- Кулигин

21- Барыня

22- Тихон

23- Катерина

Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики

АТТЕСТАЦИОННОЕ ДЕЛО

учителя русского языка и литературы МБОУ«Большеяльчикская средняя общеобразовательная школа им. Г.Н.Волкова Яльчикского района Чувашской Республики»

Обручковой Зинаиды Петровны

Большие Яльчики — 2011

infourok.ru

3 какие поступки и суждения дикого указывают на его грубость, самодурство, невежество, суеверия? ——— 4 как вел себя Дикой при столкновении с гусаром и после него ——— 5как в речи дикова раскрывается его характер? ——— 6 какие приёмы использует островский для создания образа дикого , вопросы по Литература , вопросы и ответы

3 какие поступки и суждения дикого указывают на его грубость, самодурство, невежество, суеверия? ——— 4 как вел себя Дикой при столкновении с гусаром и после него ——— 5как в речи дикова раскрывается его характер? ——— 6 какие приёмы использует островский для создания образа дикого , вопросы по Литература , вопросы и ответы — votvete.info

Категории вопросов

  • Авто, мото
  • Бизнес, Финансы
  • Города и Страны
  • Гороскопы, Магия, Гадания
  • Досуг, Развлечения
  • Еда, Кулинария
  • Животные, Растения
  • Знакомства, Любовь, Отношения
  • Искусство и Культура
  • Компьютерные и Видео игры
  • Компьютеры, Связь
  • Красота и Здоровье
  • Наука, Техника, Языки
  • Образование
  • Общество, Политика, СМИ
  • Программирование
  • Путешествия, Туризм
  • Работа, Карьера
  • Семья, Дом, Дети
  • Сплетни
  • Спорт
  • Стиль, Мода, Звезды
  • Товары и Услуги
  • Философия, Непознанное
  • Фотография, Видеосъемка
  • Юмор
  • Юридическая консультация
  • Домашние задания

Литература

3 какие поступки и суждения дикого указывают на его грубость, самодурство, невежество, суеверия? ——— 4 как вел себя Дикой при столкновении с гусаром и после него ——— 5как в речи дикова раскрывается его характер? ——— 6 какие приёмы использует островский для создания образа дикого

07.11.2018



Добавить свой вариант ответа


Похожие вопросы

Литература Напишите письмо одному из перечисленных ниже писателей. Упомяните его произведения, напишите о том, почему они вам нравятся или не нравятся. М. Ю. Лермонтов И. С. Тургенев У. Шекспир Д. Свифт М. Сааведра

Просмотр

Литература Подготовить кластер на тему образ Петра Гринёва

Просмотр

Литература Ребят, помогите…Заранее спасибо) Стихотворение И И Пущину Выписать из этого стихотворения строки в которых есть суждения по морально-философскому вопросу.. ДАЮ 50 БАЛЛОВ!!!

Просмотр

Литература Помогите пожалуйста!!!! срочно срочно!!! Петр Гринев как реалистический герой Черты реалистического героя Примеры Изображение глубин души героя, исследование обстоятельств жизни, мотивации и причин его поступков Показ взаимодействия героя со средой, влияния эпохи, общественных условий на его нрав и духовный мир Обусловленность поступков как социально-историческими обстоятельствами, так и психологией, нравственным выбором героя Исследование способности героя противостоять обстоятельствам, проявляя свободу воли Обобщенный тип человеческой индивидуальности, характерной для определенной общественной среды Показ героя в развитии: наличие у него прошлого, настоящего и будущего; изменение характера героя под влиянием обстоятельств Отсутствие одной, преобладающей черты характера, наличие разных, порой противоречивых черт личности

Просмотр

Литература Как завут детей пушкина

Просмотр

votvete.info

В чем проявляется самодурство Дикого?

Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе является купец Савел Прокофьевич Дикой. Основные черты Дикого — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет»,- говорит о нём Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на ругательстве. Ни денежные расчеты, ни поездки на базар-«ничего у него без брани не обходится». Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису. Вконец затравил Дикой племянника, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости. Дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках да в чуланах. Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно безнаказанно покуражиться . Благодаря деньгам он держит в своих руках обывателей и издевается над ними. Самодурство Дикого особенно резко выражает в том, что его отношения к людям и суждения о них не имеют никакого основания, кроме личного произвола и необузданности. Он, например, называет бедного мещанина Кулигина вором и сердится на его обиду. Дикой чувствует свою силу и власть — власть капитала. «Толстосумы» почитались тогда «именитыми людьми», перед которыми бедняки вынуждены были заискивать и пресмыкаться. Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Раз на перевозе, на Волге, он не посмел связаться с проезжим гусаром, а после опять-таки выместил свою обиду дома, разогнав всех по чердакам да чуланам. Сдерживает он свой нрав и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе. Власть денег была, однако, не единственной причиной, создававшей почву для необузданного произвола. Другой причиной, помогавшей процветанию самодурства, было невежество. Невежество Дикого особенно наглядно проявляется в сцене его разговора с Кулигиным относительно устройства громоотвода. Язык человека, манера говорить и самая интонация речи обычно соответствуют характеру человека. Это в полной мере находит подтверждение в языке Дикого. Речь его всегда груба и насыщена бранными, оскорбительными выражениями и эпитетами: разбойник, червяк, дармоед, дурак, проклятый и т. п. Характерно, что практически никто не оказывает Дикому активного сопротивления. Хотя утихомирить его не так уж и сложно: на перевозе его «обругал» незнакомый гусар, не робеет перед ним и Кабаниха. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься»,- прямолинейно заявляет ему Марфа Игнатьевна.

touch.otvet.mail.ru

Самодурство и Невежество в драме А. Н. Островского «Гроза» |

Самодурство и Невежество в драме А. Н. Островского «Гроза»

1. Реализм драмы «Гроза».

2. Портрет Савела Прокофьевича Дикого.

3. Кабаниха — глава «темного царства».

4. Завершение власти Самодурства и невежества в драме А. Н. Островского «Гроза»

Идея создания драмы «Гроза» появилась у Александра Николаевича Островского в 1859 году после длительного путешествия по волжским городам. Принято считать, что прототипом главной героини этой пьесы — Катерины Кабановой — стала реально существовавшая женщина, Александра Клыкова. История ее жизни была очень похожа на судьбу Катерины. Интерес вызывает тот факт, что Островский завершил свое произведение примерно за месяц до того, как Клыкова утопилась в Волге, не выдержав издевательств своих родственников. Данное обстоятельство, безусловно, свидетельствует о том, что автор очень ярко и реалистично показал в драме «Гроза» жесткий конфликт, происходящий между разными поколениями в одном купеческом семействе.

Самодурство и невежество в драме А. Н. Островского «Гроза» показаны автором при помощи двух очень ярких образов — Савела Прокофьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой («Кабанихи»), свекрови главной героини.

Дикой — один из типичных представителей провинциального богатого купечества. Это человек, имеющий определенные права в городе и считающий, что ему дозволено если не все, то многое. О данном обстоятельстве свидетельствует следующее его высказывание:

Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю…

Далее Островский указывает на то, что самодурство, недостойное поведение Дикого — вовсе не порочное качество, а природное свойство его «горячего своевольного сердца». Беда Савела Прокофьевича в том, что он не предпринимает никаких попыток обуздать свой неукротимый нрав, и поэтому он безнаказанно творит все, что хочет.

Окружающие люди воспринимают Савела Прокофьевича неоднозначно. Например, Кулигин утверждает, что Дикому следует во всем уступать, чтобы не нарваться на грубость, но Кудряш вполне резонно возражает ему: «…кто ж ему угодит, если у него вся жизнь на ругательстве построена? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится…».

Но никакой капитал, никакие средства не могут споспешествовать обогащению духовной жизни Дикого. Несмотря на непоколебимую убежденность в собственной правоте, он быстро поджимает хвост, сталкиваясь по воле случая с более значительной персоной. При этом ему вовсе не чужда самокритика: например, накричав во время великого поста на ни в чем не повинного крестьянина, который привез ему дрова, он публично извинился перед обиженным, чтобы не брать на душу греха. Но этот «добрый» поступок — лишь очередная причуда богатого самодура, а не искреннее покаяние.

Жизнь Савела Прокофьевича построена вокруг денег, капитала — по его мнению, все хорошее можно купить, а отдавать деньги «просто так» следует только в исключительных случаях. Сам он прямо говорит об этом: «Я отдать отдам, а обругаю».

В отличие от Дикого Марфа Игнатьевна Кабанова, которую окружающие именуют «Кабанихой», придерживается устоявшихся норм старой морали, точнее, ее худшей стороны. Соблюдая правила и законы «Домостроя», она скрупулезно отбирает только те, которые выгодны ей, не обращая внимания на остальные. К сожалению, она не соблюдает самый главный, ключевой закон — нельзя осуждать людей, случайно согрешивших, следует прежде всего подумать о собственных прегрешениях и позаботиться об этом. Кабаниха же находит негативные стороны во всем — даже в момент прощания Катерины с мужем, уезжающим по делам на дне недели, недобрая свекровь находит повод для ехидного иысказывания: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! 11е с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!» При этом к сыну Марфа Игнатьевна относится слишком сурово, навязывая свои м. чгляды, не давая ему жить самостоятельно.

Возможно, подобный деспотизм, стремление к безграничной власти над домочадцами и не были основной чертой характера Кабановой. Она пыталась всеми силами поддерживать строгий порядок в доме, руководить не только хозяйством, но и человеческими взаимоотношениями. К сожалению, в силу своего невежества она не в состоянии деликатно разрешать возникающие конфликты, своей диктатурой еще более усугубляя накалившуюся обстановку. Мне-ние чужих людей для нее безразлично, на собственных ошибках учиться она не умеет.

Трагическая развязка драмы «Гроза» — самоубийство Катерины, уставшей от постоянного гнета свекрови, эмоционального напряжения, постоянных оправданий из-за выдуманных прегрешений и «неправильных» поступков. Это не просто уход из опостылевшей жизни, но прежде всего неосознанный вызов той силе Самодурство и невежество, которая правит окружающим миром, протест против навязываемой фальшивой «нравственности». И даже забитый, подавленный матерью муж Катерины — Тихон — понимает это. Склонившись над телом утонувшей супруги, он говорит: «Хорошо тебе, Катя! А я — то зачем остался жить на свете да мучиться!» Он начинает понимать порочность и неискренность отношений, царящих в его семье, но его мягкий, безвольный характер не позволяет ему решиться па серьезный поступок, воспротивиться психологическому давлению.

Слова Тихона дают нам понять, что жизнь в «темном царстве», где правят самодурство и невежество, хуже, чем смерть. Иначе, разве могут живые люди завидовать ушедшим, тем более самоубийцам (ведь по законам православной церкви, добровольное «бегство» из жизни — один из самых тяжких грехов)? И само существование этого порочного круга близится к завершению. Нормальный человек не может существовать в атмосфере гнета, обид, невежества и фальшивой морали, значит, близится освобождение от власти Кабанихи и ей подобных.

historylib.net

А. Островский, «Гроза»: характеристика Дикого

Александр Островский в пьесе «Гроза» всех жителей города разделил на две большие группы: «темное царство» и угнетенные. К первой относятся властные, богатые и невежественные люди, подавляющие все современное и живое. Яркими представителями этой группы являются Дикой и Кабаниха. Им автор противопоставляет жертв «темного царства», угнетенных людей. К ним относятся Кулигин, Катерина, Борис, Тихон, Варвара, Кудряш. Несчастные герои одинаково страдают от представителей «темного царства», только вот свой протест показывают по-разному.

Деньги правят миром

Характеристика Дикого становится понятной после прочтения фамилии помещика, которая говорит сама за себя. Савел Прокофьич является богатым купцом и очень уважаемым человеком в городе Калинове. Это один из самых отрицательных персонажей в пьесе. Грубый, агрессивный, невежественный, упрямый – вот такая краткая характеристика Дикого. Этот человек чувствует свою безнаказанность, поэтому  им руководит необузданный произвол. Помещик позволяет себе обращаться с людьми как с ничтожеством, грубить, обзывать, обижать – все это доставляет ему несказанное удовольствие.

Дикого можно охарактеризовать одним словом – самодур. Савел Прокофьич запугал всех вокруг, от него нет покоя ни окружающим людям, ни родным. Характеристика Дикого у читателей вызывает отвращение. Каждый день его жена со слезами на глазах умоляет всех не гневить барина, но его невозможно не рассердить: он и сам не знает, каким у него будет настроение через минуту. Домашние от ярости Савела Прокофьича прячутся по чуланам и чердакам.

Чрезмерная жадность помещика

Характеристика Дикого будет более полноценной, если к самодурству добавить еще и жадность. Больше всего на свете он любит свои деньги, расставание с которыми для него словно нож в сердце. Прислуга и намекнуть не смела о жалованье. Хозяин и сам понимает, что нужно деньги отдать, и в конце концов он их отдаст, но перед этим обязательно обругает человека. Обидеть кого-то, уколоть побольнее барину ничего не стоило. Он нисколько не стыдится посторонних, употребляет крепкие словечки и без стеснения куражится над теми, кто слабее его.

Невежество и деспотизм толстосума

Трусость перед равными себе, неприятие всего нового – это тоже характеристика Дикого. Помещика не волнуют чувства окружающих людей, но он придерживает свой нрав перед теми, кто может дать отпор. Савел Прокофьич не посмел нагрубить проезжему гусару, но затем свою обиду выместил на домашних. Кабанихе он тоже не смеет показать свой характер, поскольку считает ее равной себе.

Островский очень хорошо показал невежество Дикого в разговоре помещика с Кулагиным. Савел искренне полагает, что гроза посылается в качестве наказания за грехи. Он обвиняет Кулагина в мошенничестве, ведь как можно от стихии обороняться рожнами да шестами. Характеристика Дикого показывает, какой он на самом деле глупый и отсталый человек. Его невежество прослеживается в манере говорить, в интонации, использовании бранных, оскорбительных выражений, искажении слов иностранного происхождения. Грубый, глупый, упрямый деспот – вот что можно сказать о Диком.

fb.ru

Характеристика героя Дикой, Гроза, Островский. Образ персонажа Дикой

Дикой

Одним из самых уважаемых представителей Калинова является предприимчивый и властный купец Савел Прокофьевич Дикой. Одновременно с этим данная фигура, наряду с Кабанихой, считается олицетворением «темного царства». По своей сути, Дикой – это самодур, который, на первое место, ставит лишь свои желания и капризы. Поэтому его отношения с окружающими можно охарактеризовать лишь одним словом – произвол. Люди привыкли ему уступать, и он, ощущая свою власть над ними, продолжает тиранить всех, кто его слабее. Кабанова, которую только и боится Дикой, комментирует его поступки следующим образом: «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься». Трусит Дикой только тех,­ кто может поставить его на место. Был случай, когда он спасовал проезжавшего мимо гусара, но зато потом с лихвой выместил всю накопившуюся злобу на домашних. Также он пасует и перед Кабанихой, зная, что она умнее и хитрее его. Естественно, что больше всего достается от Дикого близким купца. Супруга его каждое утро слезно просит всех, чтобы они не гневили ее мужа. Но если бы можно было предугадать, на что именно он будет сердиться в следующую минуту.­ ­
­ ­
За грубостью обычно всегда стоит невежество, и, самое главное, у Дикого полностью отсутствует любопытство и желание просвещения. Так всю свою дремучую темноту купец демонстрирует в разговоре в Кулигиным на бульваре, когда заявляет, что гроза посылается в наказание людям, поэтому устройство громоотвода не имеет смысла.­ Кроме того, груба сама речь Дикого, которая просто насыщена различными ругательствами.­­­ ­

Тирания, невежество, грубость, себялюбие, зачастую трусость – вот из таких черт складывается характер купца Дикого.

см. также:
Характеристики главных героев произведения Гроза, Островский

Краткое содержание Гроза, Островский

Сочинения по произведению Гроза, Островский

Краткая биография Александра Островского

­

www.sdamna5.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *