Ответы@Mail.Ru: назавите разряды прилагательных

1)Качественные прилагательные, от которых можно образовать степени сравнения: умный-умнее-умнейший, самый умный 2)Относительные—от них нельзя образовать степени сравнения: железный, стальной, деревянный, лунный 3)Притяжательные (чей? чья? чьё? чьи? ) медвежья берлога, птичье гнездо, лисья нора

Качественные и относительные

В русском языке три разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.

качественные, относительные и притяжательные.

Разряды прилагательных по значению Выделяются три разряда прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные. Качественные прилагательные обозначают качество, свойство предмета: его размер (большой) , форму (круглый) , цвет (синий) , физические характеристики (холодный) , а также склонность предмета к совершению действия (болтливый) . Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение этого предмета к другому предмету (книжный) , действию (читальный) или другому признаку (вчерашний) . Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий; наиболее распространенными суффиксами относительных прилагательных являются суффиксы -н- (лес-н-ой) , -ов- (еж-ов-ый) , -ин- (топол-ин-ый) , -ск- (склад-ск-ой) , -л- (бег-л-ый) . Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному и образуются от существительных суффиксами -ин- (мам-ин) , -ов- (отц-ов) , -ий- (лис-ий) . Эти суффиксы стоят в конце основы прилагательного (ср. притяжательное прилагательное отц-ов и относительное прилагательное отц-ов-ск-ий) . Качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных на всех языковых уровнях: 1) только качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени; 2) качественные прилагательные могут иметь антонимы (глубокий — мелкий) ; 3) только качественные прилагательные могут быть непроизводны, относительные и притяжательные всегда производны от существительных, прилагательных, глаголов; 4) от качественных прилагательных образуются существительные со значением абстрактного признака (строг-ость) и наречия на -о (строг-о) , а также прилагательные с суффиксом субъективной оценки (син-еньк-ий, зл-ющ-ий) ; 5) только качественные прилагательные имеют полную / краткую форму и степени сравнения; 6) качественные прилагательные сочетаются с наречиями меры и степени (очень большой, но не *очень читальный) . Таким образом, мы видим, что качественные прилагательные грамматически противопоставлены относительным и притяжательным прилагательным, которые, в свою очередь, грамматически очень похожи. Различие относительных и притяжательных прилагательных проявляется только в типе их склонения (см. склонение прилагательных) , что дает основание многим исследователям объединять их в одну группу относительных прилагательных, в которую при последовательном грамматическом выделении частей речи попадают также порядковые числительные и местоименные прилагательные.

Качественные, относительные, притяжательные

1)Качественные прилагательные, от которых можно образовать степени сравнения: умный-умнее-умнейший, самый умный 2)Относительные—от них нельзя образовать степени сравнения: железный, стальной, деревянный, лунный 3)Притяжательные (чей? чья? чьё? чьи? ) медвежья берлога, птичье гнездо, лисья нора

1)Качественные прилагательные, от которых можно образовать степени сравнения: умный-умнее-умнейший, самый умный 2)Относительные—от них нельзя образовать степени сравнения: железный, стальной, деревянный, лунный 3)Притяжательные (чей? чья? чьё? чьи? ) медвежья берлога, птичье гнездо, лисья нора

Качественные, относительные, притяжательные.

качественные (есть степень сравнения, есть кр. форма) относительное (деревянный-сделан из дерева) притяжательные (отв. на вопр. чей? и тд есть суфф. ов ев ин ын ий й)

1)Качественные прилагательные, от которых можно образовать степени сравнения: умный-умнее-умнейший, самый умный 2)Относительные—от них нельзя образовать степени сравнения: железный, стальной, деревянный, лунный 3)Притяжательные (чей? чья? чьё? чьи? ) медвежья берлога, птичье гнездо, лисья нора

Качетсвенные относительные и притяжательные

Качественные относительные и притяжательные.!.

touch.otvet.mail.ru

Какой разряд имён прилагательных охарактеризован в каждом столбике таблицы ? Запишите название разря

Вопрос задан 22.04.2018 в 10:11. Предмет Математика. Спрашивает Разоков Рустам.

дов. 1 столбик Обозначают свойство, качество, которое которое может быть у предмета в большей или меньшей степени 2 столбик Указывают на отношение предмета к другому предмету или признаку 3 столбик Указывают на принадлежность предмета лицу или животному По этой таблице )

Ответы на вопрос

Отвечает Гаврин Данил.

На вопрос «Какой разряд имён прилагательных охарактеризован в каждом столбике таблицы ? Запишите название разря» ответ был предоставлен пользователем Гость по предмету «Математика». Чтобы ознакомиться с ответом нажмите кнопку «Показать ответ»

Показать ответ

Последние заданные вопросы в категории Математика

Ответов: 0

Ответов: 0

Ответов: 0

Ответов: 0

Ответов: 0

Ответов: 0

Ответов: 0

Ответов: 0

Ответов: 0

Ответов: 0

uznavalka.pro

Разряды имён прилагательных — урок. Русский язык, 6 класс.

По лексическому значению и грамматическим признакам имена прилагательные делятся на разряды: качественные, относительные и притяжательные.

 

1. Качественные имена прилагательные обозначают признак предмета, определяющий его качество.

Пример:

красивый цветок, сладкая ягода, жаркий день.

 

Лексическое значение качественных прилагательных разнообразно: они могут обозначать цвет, физические свойства, вкус, запах и т. д.


Качественные прилагательные могут употребляться:

  • с уменьшительно-ласкательными суффиксами -еньк, -ёньк, -иньк, -оньк: зелёный — зелён-еньк-ий;
  • с наречиями меры и степени весьма, очень, гораздо, совершенно и т. п.: очень холодный, весьма приятный.

  

От качественных прилагательных можно образовать:

  • наречия на -о(-е).

Пример:

горячий — горячо, певучий — певуче;

  • отвлечённые имена существительные.

Пример:

красный — краснота, белый — белизна, молодой — молодость и т. д.

 

2. Относительные имена прилагательные называют признак по отношению к материалу, месту, действию, отвлечённому понятию.

Пример:

железная дверь, золотое кольцо, морской воздух, городская площадь.

 

Относительные прилагательные можно заменить существительными.

Пример:

каменный дворец — дворец из камня; серебряный шар — шар из серебра; институтское здание — здание института.

Обрати внимание!

Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения и кратких форм!

 

3. Притяжательные имена прилагательные обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу или животному.

Пример:

отцов дом, бабушкины очки, лисий хвост.

Притяжательные прилагательные образуются только от одушевлённых существительных с помощью суффиксов -ий, -ов(-ев), -ин(-ын), -овск(-евск),  -инск(-ынск).

Пример:

лисий, отцова, мамина, курицын, отцовский, материнский.

Источники:

Гольцова Н. Г., Мищерина М. А., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы. — 8-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС»», 2011. — с. 126-128.

www.yaklass.ru

Разряды имён прилагательных — Документ

Выделяются три разряда прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные — обозначают такой признак (качество) предмета, который может проявляться в этом предмете в большей или меньшей степени.

Тот хлеб мягкий, а этот мягчайший.

К качественным именам прилагательным можно подставить слова более, менее, самый.

Самый мягкий.

Качественные прилагательные
обозначают признак
предмета по

— форме (прямой, угловатый)

— размеру (узкий, низкий)

— цвету (красный, лимонный)

— свойству (прочный, вязкий)

— вкусу (горький, соленый)

— запаху (пахучий, ароматный)

— температуре (теплый, прохладный)

— звуку (громкий, тихий)

— общей оценке (важный, вредный)

и др.

Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы: 

узкий — узок, широкая — широка

Полная форма изменяется по падежам,:

узкий (И.п.)

по узкому (Д.п.)

на узком (П.п.) и т.д.

 

числам и родам:

узкий — м.р

узкая — ж.р.

узкое — ср.р.

узкие — мн.ч.


Прилагательные в краткой форме изменяются по числам и родам. Краткие прилагательные не склоняются; в предложении употребляются как сказуемые.
 

Качественные прилагательные могут сочетаться с наречием ОЧЕНЬ, иметь антонимы:

Очень красивый.

Толстый — тонкий

ИТОГ:

К качественным именам  прилагательным:

-можно подставить слова: более, менее, самый;

-они имеют полную и краткую форму

Задания:

1.Найти качественные прилагательные. Докажи првильность выбора:

Деревянная (походка), классный (пловец) , чужой, рыжий , чуждый, пушкинская (квартира), ситцевый (платок), классная (комната), босой , крокодиловы (слезы),человеческие (слабости), куриный , стальная (проволока), волчий (аппетит) , детские (забавы),отцовский (дом) ,(брат проявил) отцовскую (заботливость), хромой, недавний , детское (время), университетский (товарищ) , дочерняя (комната), одинаковый , театральный (жест), клеверные (поля) , волчий (хвост), угловатый , внимательный, допотопное (животное) , дочернино (платье), театральный (сезон).

2.Найти качественные прилагательные. Докажи првильность выбора:

Умный, дружеский, выдающийся, босой, выгодный, колкий, дикий, страдальческий, скорбный , живой (не умерший), сдержанный, аналогичный, гордый, живой (подвижный), глухой (неясный), янтарный (цвет) , могучий, немой, глухой (лишенный слуха), непонятный, сладкий, деловой, гнедой, полый, мятый, комический, одинаковый, кофейный (цвет).

gigabaza.ru

Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных

Тема: Имя прилагательное

Урок: Разряды прилагательных по значению

1. Отличительные признаки имен прилагательных

Мы знаем, что каждое слово в языке относится к той или иной части речи. По каким же признакам можно отличить имя прилагательное от других частей речи?

1. Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? чей?

2. Имена прилагательные обозначают признак предмета

3. Имена прилагательные относятся к именам существительным и согласуются с ними в числе и падеже, а в единственном числе – и в роде

Сейчас мы назвали общие признаки имен прилагательных.

2. Разряды имен прилагательных

Есть у имен прилагательных такие свойства, которые позволяют нам разделить их на три большие группы. Или, как мы говорим, разряды.

Подберем прилагательные к слову карандаш.

Тонкий,

маленький,

красивый

деревянный,

пластмассовый.

Если карандаш мы попросили у сестры Маши, то мы можем сказать, что он Машин или сестрицын.

Посмотрите на последние прилагательные. Они отвечают на вопрос чей? Такие прилагательные называются притяжательными. Они обозначают принадлежность предмета кому-либо.

Прилагательные, которые мы назвали первыми (тонкий, маленький, красивый),  – качественные. Они обозначают качества предмета, то есть те признаки, которые могут проявляться в предмете в большей или меньшей степени. Это может быть цвет, размер, форма и так далее.

Прилагательные второй группы (деревянный, пластмассовый)  называются относительными. Они обозначают признак предмета, который не может быть выражен в большей или меньшей степени. Эти прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, признак предмета по времени или месту его существования, признак предмета по назначению и другое. При употреблении таких прилагательных в словосочетаниях мы легко можем заменить их существительными.

Например:

Деревянный дом – дом из дерева

Зимний день – день зимы

3. Как определить разряд прилагательного?

Определить, к какому разряду относится имя прилагательное, достаточно просто. Для этого надо выполнить следующий алгоритм:

1. Задайте вопрос:

Если имя прилагательное отвечает на вопрос чей?, перед нами притяжательное прилагательное.

А вот если прилагательное отвечает на вопрос какой?, перейдите к следующему шагу.

2. Образуйте от имени прилагательного краткую форму или любую степень сравнения.

Если у вас это получается, то перед нами качественное имя прилагательное.

А если нет, то относительное.

Попробуем определить разряды имен прилагательных из четверостишья:

От злого волка –

В земляную щелку.

По холодной росе –

К хитрой лисе.

Для удобства мы можем ставить прилагательные в именительный падеж единственного числа.

Злой(какой?). Пробуем образовать степени сравнения:  злее, самый злой.

Значит, перед нами качественное прилагательное.

Земляная (какая?). Пробуем образовать степени сравнения. Не может быть одна норка более земляной, чем другая. Да и краткую форму от этого прилагательного образовать не получится. Перед нами относительное прилагательное.

Прилагательные холодной и хитрой тоже качественные, потому что отвечают на вопрос какой? и от них можно образовать степени сравнения (самый холодный, самая хитрая).

Можно ли определить разряд имен прилагательных по морфемному составу? Иногда можно. Дело в том, что суффиксы ан, ян, енн используются в том случае, когда мы образуем прилагательные от существительных, обозначающих материал, вещество. Это будут относительные прилагательные: кожаный.

А вот если в прилагательном вообще нет суффиксов, то перед нами качественное прилагательное. Например, быстрый.

Прилагательные всех трех разрядов могут переходить из одного разряда в другой. Но только в том случае, когда они употребляются в переносном значении. Например:

Золотое кольцо. В данном случае прилагательное золотое относительное. А вот в словосочетании золотой характер прилагательное золотой будет качественным, так как обозначает качество человека.

Волчья пасть. В данном случае перед нами притяжательное прилагательное. А вот в словосочетании волчья шуба это прилагательное выступает в роли относительного, потому что указывает на материал, из которого сделан предмет.

Некоторые относительные прилагательные так часто употреблялись в речи в значении качественных, что постепенно окончательно утратили свое первоначальное значение и сейчас в современном русском языке воспринимаются нами только как качественные. Такой путь, например, прошли прилагательные бурный, возмутительный и многие другие.

4. Качественные имена прилагательные

Качественные имена прилагательные отличаются от относительных и притяжательных на всех языковых уровнях.

1. Обозначают признак, который может проявляться в предмете в большей или в меньшей степени

2. Могут иметь антонимы: злой/добрый

3. Всегда непроизводны

А вот притяжательные и относительные всегда производны, т. е. образованы от существительных, прилагательных, глаголов.

4. От качественных прилагательных можно образовать существительные абстрактного значения: строгость

И наречия на —острого.

Прилагательные с суффиксами субъективной оценки: синенький, злющий.

5. Только они могут иметь степени сравнения и краткую форму

6. Только они могут сочетаться с наречиями меры и степени: очень большой, очень строгий

5. Образование относительных и притяжательных прилагательных

Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий. Самыми распространенными суффиксами для их образования являются суффиксы –л-, например, беглый-ск-, например, людской; —ин— – тополиный; —ов— – ежовый; —н- – лесной.

Притяжательные прилагательные образуются только от существительных. С помощью суффиксов  —ий— – лисий, —ов— – отцов, —ин— – мамин.

www.svetlanavladimirovna.ru

Разряды прилагательных — Методическая работа — Каталог статей

 

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1. Сформировать умение распознавать разряды прилагательных по значению.

2. Сформировать умение применять правило по разграничению разрядов прилагательных.

3. Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умения работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

 

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

— Здравствуйте. Сядьте на своих местах удобнее, успокойтесь, прислушайтесь к тишине. Наш урок мне хотелось бы начать с прочтения эпиграфа: “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”.

— Ребята, как вы думаете, какую мысль хотел выразить французский писатель Франс Анатоль в этих строках?

— Вы с ним согласны?

— Как вы будете поглощать знания?

— Так давайте сегодня на уроке мы проявим интерес к новому материалу. А чтобы разогреть ваш аппетит, мы повторим то, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 На доске задание. Выберите правильные утверждения.

Прилагательное  — это

1)      Самостоятельная часть речи

2)      Служебная часть речи

3)      Обозначает предмет

4)      Обозначает действие предмета

5)      Обозначает признак предмета

6)      Отвечает на вопросы какой, какая, какие, какое.

7)      Отвечает на вопросы  как, где, куда, зачем, какой.

8)      Отвечает на вопрос чей?

Учащиеся в парах обсуждают верные утверждения, представляют свои варианты, проверяют с образцом.

Образец: 1,5,6,8

Эталоны

1.Прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая, какие, чей.

 

—  Следующее задание на внимательность: найдите лишнее слово в каждой строке и объясните свой выбор:

1.      Белый, синий, красный, желтый, сильный.

2.      Деревянный, железный, добрый, серебряный.

3.      Папин, мамин, дядюшкин, холодный, заячий.

4.      Добрый, терпеливый, сегодняшний, злой, аккуратный, честный.

 

Задание выполняется фронтально. Ученики по очереди выходят к доске, подчеркивают лишнее слово, объясняют свой выбор.

1  сильный, остальные прилагательные обозначают цвет

2  добрый, остальные прилагательные обозначают материал

3  холодный – остальные прилагательные обозначают  принадлежность  к кому-либо

сегодняшний, остальные  прилагательные обозначают качество человека

 

 

— Молодцы! Что вы повторили? (Значение слов)

 

Последнее задание. На доске три столбика слов для каждого ряда. Нужно быстро и безошибочно от прилагательных образовать степени сравнения, если это возможно.

 

 

Светлый

Яркий

Тонкий

Глубокий

Красный

Широкий

Хороший

Плохой

Тёмный

Чёрный

Узкий

Бедный

Холодный

Высокий

Хитрый

Весёлый

Кривой

Толстый

Маленький

Смелый

Горячий

Дети поочерёдно ведут диалог между рядами, образуя цепочки прилагательных

Эталон.

 

Простая сравнительная  степень образуется с помощью суффиксов ЕЕ, ЕЙ, Е, ШЕ

Составная  сравнительная степень образуется  при помощи слов БОЛЕЕ, МЕНЕЕ

 

Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов АЙШ, ЕЙШ

Составная превосходная степень образуется  с помощью слов САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ

 

-Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить задание на пробное действие, которое поможет нам понять, что мы не знаем?)

 

 

Пробное действие

На слайде  записаны прилагательные. Задание —  распределите данные слова на три группы:

Хитрый, умный, майский, новый, бабушкин, птичий, воронье, стеклянный, городской.

 

—  У кого нет ответа? Что вы не можете сделать? (Я не могу объяснить, как нужно распределить данные слова на группы)._

— У кого есть ответ? Вы можете назвать эталон, который помог вам ответить на поставленный вопрос? (Я не могу назвать эталон, который помог мне ответить на поставленный вопрос.)

— Как вы поступаете, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? (Нужно остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)

—  Верно! Вам обязательно поможет это в работе.

 

3. Выявление места и причины затруднения.

—  Какое задание вы должны были выполнить? (Распределить слова на три группы)

— Почему у вас возникло затруднение? (Мы не знаем правило распределения прилагательных на группы)

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

—  Сформулируйте цель своей деятельности? (Узнать правило распределения прилагательных на 3 группы)

—  А тема нашего урока? (Группы имен прилагательных)

—  Или иначе будем их называть разряды.

-Сегодня при открытии нового правила вам потребуется умение находить закономерности. Я вам предлагаю расставить в правильной последовательности шаги плана, по которому вы будете достигать поставленной цели.

 На доске шаги плана:

Сделать вывод

Установить закономерность

Создать эталон

 

   После согласования на доску вывешивается план:

 

1. Установить закономерность.

2. Сделать вывод.

3. Создать эталон.

 

5. Реализация построенного проекта.

  Учащиеся работают в группах, реализуя план. Розданы  листы с разрядами прилагательных. Задание  по плану.

Качественные

Относительные

Притяжательные

Сильный – сильнее

Мудрый – мудрее

Звонкий – звонче

Красный – более красный

 

Вывод:

 

 

 

 

Железный (из железа), стальной (из стали), деревенский (из деревни),  сентябрьский (в сентябре)

 

 

  Вывод:

 

 

 

 

 

Мамин

Папин

Лисий

Сестрицын

Верблюжий

 

 

Вывод:

 

 

 

 

Устанавливаем закономерность, делаем вывод

Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени

Относительные прилагательные могут указывать на материал, на время, на место

Притяжательные прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? Могут указывать на принадлежность предмета человеку или животному.

Откройте учебник. Прочитайте внимательно правило и проанализируйте тот вывод, который сделали вы.Проверка по учебнику.

Выводим эталон

Качественные

Относительные

Притяжательные

Обладают таким качеством, которое может быть в большей или меньшей степени.

 

Соотносятся с каким-либо материалом, из которого сделан предмет (деревянный дом, кирпичная стена), указывают на признак предмета по месту (школьный кабинет), по времени его существования (зимний день), по назначению предмета (спортивная обувь) и т. д. Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени. При употреблении в словосочетании их можно заменить именами существительными: деревянный дом – дом из дерева, зимний день – день зимы.

.Обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (мамино пальто, собачья будка, лисий хвост). Эти прилагательные отвечают на вопросы чей? чья? чье?, имеют суффиксы –ин- (-ын-), -ов- (-ев-), -ий- (-й-). Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени.)

 

-Теперь мы можем выполнить пробное действие? (да)

 

6. Первичное закрепление во внешней речи.

-Что вы должны теперь сделать? (Научиться применять правило)

—  В этом вам поможет следующее задание: вставьте пропущенные буквы и графически объяснить написание.

 

 

Найди «лишнее» прилагательное в каждой строчке

1.      Зелёная, тёмная, деревянная, вкусная

2.      Книжный, вечерний, мамин, стеклянный

3.      Волчий, Машин, учительский, еловый

4.      Бабушкин, сильный, правильный, прекрасный

 

   Первых две строчки разбираются у доски, а остальные — выполняются в парах.

   После работы учащиеся проверяют задание по образцу для самопроверки, при необходимости проводится коррекция.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

—    Как проверить, усвоили правило или нет? (Нужно выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

     Ученики выполняют самостоятельную работу, пользуясь построенным правилом. После работы проверяют себя по образцу.

     После самопроверки проводится обсуждение, почему и где возникли затруднения.

На доске карточка со словосочетаниями. Задание: распределите данные прилагательные по разрядам.

 

  • лисий хвост
  • длинные волосы
  • серебряная цепочка
  • золотые руки
  • заячья избушка
  • вчерашний суп
  • серебряная седина
  • гладильная доска
  • мамина сумочка
  • шёлковое платье
  • сильный человек

Образец для самопроверки

  • лисий хвост — притяж
  • длинные волосы — качеств
  • серебряная цепочка — относит
  • золотые руки — качест

заячья избушка — притяж

  • вчерашний суп — относит
  • серебряная седина — качест
  • гладильная доска- относит
  • мамина сумочка — притяж
  • шёлковое платье — относит
  • сильный человек – качест

 

8. Включение в систему знаний и повторение.

— Дети, скажите, пожалуйста, где мы будем применять новые знания?  (Этот материал войдет в нашу  копилку знаний.)

—  Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение изученного и включить в него материал сегодняшнего урока.)

Выполните задание. Запишите предложения. Найдите прилагательное, графически обозначьте, определите разряд.

1)Поздней осенью поля опять зеленеют. 2) Наверху слышен журавлиный крик. 3) Снежные горы похожи на волны. 4) Над долиной спустились тёмные тучи. 5) Над дорогой поднималась жёлтая пыль. 6) Городской житель приехал в деревню.

 

9. Рефлексия учебной деятельности.

—   Что нового узнали на уроке?

—   Какую цель поставили в начале урока?

—  Вы достигли поставленной цели?

—    В чем было затруднение?

– У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая карточка означает положительный ответ, желтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

 

− Я знаю три разряда прилагательных.

− Я могу объяснить отличия каждого разряда.

− В самостоятельной работе у меня все получилось.

− Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).

− Я сегодня был в учебной деятельности.

− Я доволен своей работой на уроке.

kozlovaanna.ucoz.net

Разряды имен прилагательных

Разряды имен прилагательных

Качественные имена прилагательные обозначают качества, свойства, которые могут проявляться в большей или меньшей степени и восприниматься органами чувств. Могут быть непроизводными (высокий, умный, печальный) и производными (отдаленный, задиристый, заботливый). Качественные прилагательные обладают грамматическими и лексико-словообразовательными особенностями. За некоторыми исключениями они могут иметь:

– полную и краткую формы: умный – умен, краткий – краток;

– степени сравнения: добрый – добрее – добрейший; светлый – более светлый – самый светлый;

– формы субъективной оценки:  зеленый – зелененький, тяжелый – тяжелехонек;

– способность сочетаться с наречиями меры и степени: очень красивый, весьма неприятный;

– возможность образовывать наречия меры и степени: легкий   легко, далекий – далеко;

– возможность образовывать абстрактные существительные: новый – новизна, красивый – красота.

Относительные прилагательные указывают на признак через отношение к другому предмету, действию, обстоятельству и т.д. Это неизменный, постоянный признак, который не может проявляться в большей или меньшей степени, обозначается опосредованно, через мотивацию другим словом. Относительные прилагательные не обладают грамматическими и лексико-словообразовательными особенностями, характерными для качественных прилагательных. Они всегда производные и мотивируются производящим словом: сосновый (имеющий отношение к сосне), тройной (состоящий из трех).

Притяжательные прилагательные обозначают различные значения принадлежности лицу или животному: лебединый, отцов, мамин. По словоизменительным и словообразовательным признакам они представлены двумя группами: 1) прилагательные с суффиксами –ов (-ев), -ин (-ын): отцов, мамин, сестрицын; 2) прилагательные на  -ий, -ья, -ье, -иный, — ский: собачий нюх, медвежья берлога, лебединый крик, Тургеневская усадьба.

Границы между лексико-грамматическими разрядами прилагательных проницаемы — прилагательные могут при изменении значения переходить из одного разряда в другой: волчий хвост (притяжательное) — волчий аппетит (качественное), железный гвоздь (относительное) железная леди (качественное), бобровый домик (притяжательное) бобровый воротник (относительное).

При изменении лексического значения могут приобретаться некоторые дополнительные грамматические характеристики. Например, сердечная мышца (мышца сердца) относительное прилагательное не имеет степеней сравнения; сердечный человек (добрый, отзывчивый) качественное прилагательное, может иметь степени сравнения: сердечнее него не было человека, сердечнейший прием оказали нам. 

ebooks.grsu.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *