Стихи про осенние цветы — читать
Интересные стихи про осенние цветы:***
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.
Что им сказала душа,
Что ей сказали они —
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!
Листья шумят под ногой…
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой —
И, как безумный, пою!
автор: А. Майков
***
Пойми же, я спутал, я спутал
Страницы и строки стихов,
Плащом твои плечи окутал,
Остался с тобою без слов…
Пойми, в этом сумраке — магом
Стою над тобою и жду
Под бьющимся праздничным флагом,
На страже, под ветром, в бреду…
И ветер поет и пророчит
Мне в будущем — сон голубой…
Он хочет смеяться, он хочет,
Чтоб ты веселилась со мной!
И розы, осенние розы
Мне снятся на каждом шагу
Сквозь мглу, и огни, и морозы,
На белом, на легком снегу!
О будущем ветер не скажет,
Не скажет осенний цветок,
Что милая тихо развяжет
Свой шелковый, черный платок.
Что только звенящая снится
И душу палящая тень…
Что сердце — летящая птица…
Что в сердце — щемящая лень…
автор: А. Блок
Осенняя роза
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
автор: Афанасий Фет
***
Цветы, холодные от рос
И близкой осени дыханья,
Я рву для пышных, жарких кос,
Еще не знавших увяданья.
В их ночи душно-смоляной,
Повитой сладостною тайной,
Они надышатся весной
Ее красы необычайной.
Но в вихре звуков и огней
С главы сияющей, порхая,
Они падут — и перед ней
Умрут, едва благоухая.
И, движим верною тоской,
Их усладит мой взор покорный, —
Благоговеющей рукой
Сберет любовь их прах тлетворный.
автор: А. Ахматова
Стихотворения о цветах осенью
***Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
автор: А. Плещеев
***
Осенние цветы, вы ярки и красивы,
И пышен ваш торжественный наряд.
Последние цветы и оттого так дивны,
Невольно останавливаешь взгляд.
Среди пожухлых трав вы пламенем горите
Как звездочки в безоблачную ночь.
И крикнуть хочется: « Скорей остановите
Вы время.» Но оно уходит прочь.
Осенние цветы, так скоро увяданье,
Уж ветер зло срывает лепестки.
А вам так хочется привлечь к себе вниманье
В последние хорошие деньки.
Стихотворения о цветах об осени
***Осень яркими цветами,
Всё раскрасила в саду,
Очень скоро за грибами,
Я с сестрёнкою пойду!
***
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
автор: К. Бальмонт
***
Бордовый, жёлтый, красный…
Осенние цветы по-своему прекрасны.
В садах уже давно пестреют георгины
И бархатцы ручьём
вдоль узеньких тропинок…
Последние цветы согрели душу светом
Природной доброты. Благодарю за это.
Осенние цветы — души очарованье,
В них – радость и печаль,
и осени дыханье.
Осенние цветы, прощальный всполох лета,
Трепещут на ветру с макушки до корней…
Пылают георгин роскошные букеты,
Ещё храня тепло ушедших летних дней.
Шары махровых астр – лиловых, красных, белых,
Надрывный лета стон, сорвавшийся на крик,
Всё чаще по утрам в слезах заиндевелых
Осенние цветы доверчивы, как дети!
Не ведая о том, что дни их сочтены,
Как радостны они, когда им солнце светит,
И как они в дожди несчастны и грустны!
Цветущих хризантем волшебные фонтаны,
Рудбекий страстный взгляд и бархатцев огонь…
Цветы сойдут тогда, когда пленять устанут,
Лишь холодом стеблей мне обожгут ладонь.
Наступят холода — безжалостны и грозны!
Прикосновеньем уст мертвенно-ледяным
Зима погубит их, дыхнёт на них морозом,
Накроет снегом их, как саваном льняным…
***
А вот осенние цветы,
Как островочек красоты,
Который в холод согревает,
И взгляд чарует и ласкает.
Шикарных хризантем букет,
Принцесс осенних нежный цвет.
Они, как для души бальзам,
Немножко счастья дарят нам.
Полыни терпкий аромат…
Пробрался в дом осенний сад!
Источник радости и красоты
Нам дарят на Земле цветы!
***
Последние, осенние цветы,
Что вас прибило первым же морозом,
Осенние последние цветы.
Вы красоту хотели подарить,
Хотели редкостью своей подняться,
Чтобы потом пред всеми красоваться,
Хотели очень долго жить.
Морозом сбило ваши лепестки,
Морозом изменило листьев цвет.
И вам не мил уж белый свет:
Увяли вы. А как цвели!
Последние, осенние цветы,
И все же вы – прекрасны.
Цветы, наверное, всем ясно:
Вы – признак вечной красоты.
***
Не дрожит уж лист осинки,
Лес окутан дремотой,
Только кустик октябринки
Всё ещё пока живой.
Им не дарит солнце ласки,
Но с надеждой, бросив взгляд,
Их сиреневые глазки
В высь молочную глядят.
Мне душа тихонько пела:
«Срежь цветы, поставь букет»,
Только сердце не велело
Заметать последний след!
Пусть растут для вдохновенья
Щедрой нежности кусты!
Поздней Осени творенье —
Синеокие цветы!
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.
автор: А. Пушкин
Осенние цветы
Пусть гора не сойдется с горой,
Но руины приходят к руинам.
Мы виток перед Черной Дырой
Совершим в хороводе едином.
Мы возьмем на последний виток
Черногорский осенний цветок.
автор: Д. Сухарев
www.stihomaniya.ru
Анализ стихотворения Фета Осенняя роза сочинения и текст
Анализ стихотворения Афанасия Фета «Осенняя роза»
8 сентября 2013
Великий русский поэт А.Фет написал в свое время достаточно много произведений на тему природы. Через описание природы он выражал свои мысли и чувства. Безответная любовь поэта к Марии Лазич оставила глубокий след в его воспоминаниях, поэтому тоску по этой женщине можно увидеть во многих его лирических произведениях.
Прочитав стихотворение А.Фета «Осенняя роза», сразу же попадаешь в период печальной поздней осени. Осень для Фета является временем ухода и прощания, а еще временем, когда можно спокойно предаться размышлениям. Но как ни крути, осень пуста. Именно поэтому, читая это стихотворение, невольно ловишь себя на мысли, что за пределами осени ничего нет, только лишь вечность и пустота. Но единственным проблеском надежды является роза, которая не желает прощаться с теплом, поэтому от нее так «веет весною».
Название стихотворения в полной мере отражает его сюжет.
В начале произведения Фет при помощи поэтического приема олицетворение рисует осеннюю пору («дохнул сентябрь» и так далее). Автор грустит по ярким краскам, которые с наступлением осени поблекли и почти пропали, их смыли проливные дожди.
Но чуть позже во всей красоте перед читателем предстает роза, которая символизирует жизнь, которая способна напомнить автору о тех теплых солнечных днях. Она приближает будущую весну. Именно так в произведении осуществляется резкая смена картин.
Фет воздвигает розу на высокий пьедестал, называя ее царицей, одной единственной и неповторимой.
Так, наконец, разрешается лирический конфликт, который имеет место быть в этом стихотворении. Именно великолепная роза радует поэта яркими весенними красками. Только она одна помогает ему не впасть в осеннюю хандру. Наперекор всем испытаниям, когда день катится к своему концу, именно роза веет будущей весной и дает надежду будущее.
Довольно часто А.Фет в своих стихах использует картины природы, чтобы выразить свои глубокие переживания. Природа в его произведениях играет одну из основных ролей, подчас помогая разрешить лирический конфликт героя.
А. А. Фет писал очень много стихов о природе, в которых пытался передать своё душевное состояние, мысли и чувства. Афанасия Афанасьевича посетила несчастная любовь (к Марии Лазич) и поэтому, как мне кажется, во многих стихотворениях прослеживается тоска по ней.
Читая это стихотворение, чувствуешь некоторую грусть на душе, так как описана печальная поздняя осень. Осень- время покоя, время ухода и прощания, время размышлений. Она наполнена пустотой. Складывается впечатление, что за пределами осени нет ничего кроме вечности. Но в тоже время радует то, что единственная роза не хочет отпускать тёплое время года, поэтому «веет весною».
В названии стихотворения отражён весь сюжет. Оно адресовано самому прекрасному и божественному цветку-розе.
Осыпал лес своивершины,
Сад обнажил своё чело.
В начале стихотворения автор показывает самую настоящую осень с помощью олицетворения: сад обнажил, дохнул сентябрь.
Сначала Фет выражает огромное сожаление, потому что с наступлением осени пропадают яркие краски, начинаются долгие проливные дожди, кругом сырость и грязь. Тоска. Но потом он как будто случайно замечает великолепное создание-розу:
Но в дуновении мороза Между погибшими одна, Лишь ты одна, царица роза, Благоуханна и пышна. И тут он понимает, что жизнь продолжается, что цветок будет напоминать ему о солнечных днях и уносить в будущее, ближе к весне. Таким образом, происходит смена картин в стихотворении.
Поэт воздвигает розу на пьедестал, называет её царицей, считает единственной и неповторимой:
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.
Так лирический конфликт находит своё разрешение. Поэту помогает не впасть в осеннюю хандру великолепная роза: Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты очертаньем и дыханьем Весною веешь на меня.
А. А. Фет писал очень много стихов о природе, в которых пытался передать своё душевное состояние, мысли и чувства. Афанасия Афанасьевича посетила несчастная любовь (к Марии Лазич) и поэтому, как мне кажется, во многих стихотворениях прослеживается тоска по ней.
Читая это стихотворение, чувствуешь некоторую грусть на душе, так как описана печальная поздняя осень. Осень- время покоя, время ухода и прощания, время размышлений. Она наполнена пустотой. Складывается впечатление, что за пределами осени нет ничего кроме вечности. Но в тоже время радует то, что единственная роза не хочет отпускать тёплое время года, поэтому «веет весною».
В названии стихотворения отражён весь сюжет. Оно адресовано самому прекрасному и божественному цветку-розе.
Осыпал лес своивершины,
Сад обнажил своё чело.
В начале стихотворения автор показывает самую настоящую осень с помощью олицетворения: сад обнажил, дохнул сентябрь.
Сначала Фет выражает огромное сожаление, потому что с наступлением осени пропадают яркие краски, начинаются долгие проливные дожди, кругом сырость и грязь. Тоска. Но потом он как будто случайно замечает великолепное создание-розу:
Но в дуновении мороза Между погибшими одна, Лишь ты одна, царица роза, Благоуханна и пышна. И тут он понимает, что жизнь продолжается, что цветок будет напоминать ему о солнечных днях и уносить в будущее, ближе к весне. Таким образом, происходит смена картин в стихотворении.
Поэт воздвигает розу на пьедестал, называет её царицей, считает единственной и неповторимой:
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.
Так лирический конфликт находит своё разрешение. Поэту помогает не впасть в осеннюю хандру великолепная роза: Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты очертаньем и дыханьем Весною веешь на меня.
«Осенняя роза» А.Фет
«Осенняя роза» Афанасий Фет
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Весною веешь на меня.
Анализ стихотворения Фета «Осенняя роза»
Личные переживания, связанные с трагической гибелью Марии Лазич, оставили глубокий след в творчестве Афанасия Фета. Чувство угнетения и раскаяния не смогли скрасить ни вполне благополучный брак поэта, ни финансовый достаток, к которому он стремился всю свою жизнь. После смерти Фета среди его рабочих бумаг нашли рукопись со стихами, посвященными возлюбленной, о существовании которых никто не подозревал. Даже законная супруга поэта не предполагала, что его пограничное состояние на грани помешательства связано с преждевременной кончиной девушки, которую Фет искренне полюбил много лет назад, но не решился связать с ней свою судьбу из-за меркантильных интересов.
Те немногие стихи, которые Фет публиковал в последние годы жизни, также были омрачены горечью утраты, глубину и тяжесть которой поэт осознал лишь спустя годы. Он понял, что нет ничего более ценного, чем любовь, заменить которую не в состоянии деньги, роскошь и положение в обществе. Однако, не догадываясь о том, что именно чувствует поэт, мало кто мог предположить, что те иносказания, к которым он нередко прибегал в своем творчестве, напрямую связаны с образом Марии Лазич. Это легко можно проследить на произведении под названием «Осенняя роза», которое было написано в 1886 году. Автор рассказывает о том, как резко произошла смена погоды, и однажды ночью ударили морозы, которые преобразили весь сад, превратив его в мертвую пустыню. Погибли так любимые Фетом георгины, которых «дыханьем ночи обожгло». Однако одинокая «царица-роза» под воздействием смертоносного холода не только осталась жива, но и расцвела, став «благоуханна и пышна». Не сложно догадаться, что в этом дивном цветке поэт увидел прообраз своей возлюбленной, которая ушла из жизни, но при этом продолжает присутствовать не только в сердце, но и в повседневной жизни Фета, даря ему надежду на скорую встречу. «Ты очертаньем и дыханьем весною веешь на меня», — отмечает поэт, обращаясь не только к благоухающей розе, но и к погибшей Марии Лазич. Впрочем, он не желает мириться с ее смертью и читает, что девушка незримо присутствует где-то поблизости. А значит, он еще может вернуть себе утраченное счастье и воскресить былые чувства «назло жестоким испытаньям». Стоит отметить, что подобные иллюзии весьма пагубно отразились на душевном состоянии поэта, который несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством, рассчитывая таким образом ускорить встречу с возлюбленной, перед которой испытывал вину за разрушенные надежды.
«Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
Осень у большинства людей ассоциируется с периодом умирания в природе. Да и поэты не слишком жаловали своим вниманием это время года. Гораздо чаще в русской поэзии появлялись стихотворения о весне или лете – таких временах года, когда в природе царит возрождение и расцвет.
Пожалуй, один Александр Сергеевич Пушкин считал осень «унылой порой, очей очарованьем». Только ему приятна была «прощальная краса» и «пышное природы увяданье». А лето как раз не было слишком желанным, ведь всем известны строки поэта о том, что он любил бы лето красное, «когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи» .
В стихотворении Афанасия Афанасьевича Фета описана поздняя осень, потому что «осыпал лес свои вершины». а «сад обнажил свое чело». Использование здесь олицетворений очень трогательно, как будто перед нами абсолютно одушевленные персонажи, которые прощаются со своими зрителями, как настоящие актеры, сняв перед ними шляпу.
Дальше на сцену вступает новое действующее лицо: «Дохнул октябрь». И вдруг – обезличенность: «Георгины дыханьем ночи обожгло». Словно автор не в силах поверить, будто октябрь способен на такую жестокость. И все-таки холодное дыхание осени вызывает соответствующее настроение: тоску по ушедшему лету, грусть от предстоящих долгих осенних вечеров, наполненных ожиданием далекой весны.
На первый взгляд, неожиданным оказывается противопоставление во втором четверостишии: «Но в дуновении мороза…» лишь одна роза «благоуханна и пышна» .
Действительно, по меньшей мере, странно видеть живую розу среди погибших цветов. Перед глазами возникает яркая картина: заледеневшие, почерневшие от «дуновения мороза» последние цветы осени — георгины, и яркая, наверняка, красная, как огонь во тьме, роза. Автор называет ее царицей. А герой, застывший, восхищенный, обращается к ней почтительно, как к персоне самых высоких кровей: «Царица роза» .
Что ж, вполне традиционно считать розу царицей цветов. Однако у Фета она действительно заслуживает высокого титула, ведь роза «между погибшими одна… благоуханна и пышна». Это ли не чудо? Поэтому герой, потерявший надежду на счастье, вновь ее обретает. Он как будто расправляет плечи и вместе с розой противостоит «жестоким испытаньям и злобе гаснущего дня» .
И опять вступает в силу традиционный для поэзии Фета параллелизм: для розы «гаснущий день» — осенняя ночь. Но и для героя гаснущий день означает наступление старости. Это достаточно распространенная аналогия в русской поэзии. А уж «жестоких испытаний» в жизни самого Афанасия Афанасьевича было немало.
Параллелизм последних строк тоже очевиден: роза, которая «очертаньем и дыханьем весною» веет, означает, что герой еще чувствует себя молодым, так как весна – время молодости и цветения.
В завершении анализа просто необходимо вспомнить, какое огромное значение придавал Фет концовке, считая, что она должна быть такой, чтобы ни одного слова к ней нельзя было прибавить. Именно таков финал стихотворения «Осенняя роза». Последнее четверостишие вновь построено на параллелизме героя и розы: наперекор всем несчастьям («жестоким испытаньям» ) и приближающейся старости («злобе гаснущего дня» ) роза своей красотой («очертаньем» ) и ароматом («дыханьем» ) напоминает ему о вечной молодости и красоте. Иными словами, герой – уже немолодой человек, но в «злобе гаснущего дня». т. е. в угасании собственной жизни, все-таки остается восприимчив ко всему доброму и прекрасному. В этом и заключается смысл финала.
Послушайте стихотворение Фета Осенняя роза
Темы соседних сочинений
Картинка к сочинению анализ стихотворения Осенняя роза
ostihe.ru
Розы. Стихи классиков о цветах
Александр Пушкин
«He стану я жалеть о розах (Виноград)»
***
He стану я жалеть о розах,
Увядших с легкою весной;
Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой,
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.
Александр Блок
«Старинные розы»
***
Старинные розы
Несу, одинок,
В снега и в морозы,
И путь мой далек.
И той же тропою,
С мечом на плече,
Идет он за мною
В туманном плаще.
Идет он и знает,
Что снег уже смят,
Что там догорает
Последний закат,
Что нет мне исхода
Всю ночь напролет,
Что больше свобода
За мной не пойдет.
И где, запоздалый,
Сыщу я ночлег?
Лишь розы на талый
Падают снег.
Лишь слезы на алый
Падают снег.
Тоскуя смертельно,
Помочь не могу.
Он розы бесцельно
Затопчет в снегу.
Марина Цветаева
«Мальчик с розой»
***
Хорошо невзрослой быть и сладко
О невзрослом грезить вечерами!
Вот в тени уютная кроватка
И портрет над нею в темной раме.
На портрете белокурый мальчик
Уронил увянувшую розу,
И к губам его прижатый пальчик
Затаил упрямую угрозу.
Этот мальчик был любимец графа,
С колыбели грезивший о шпаге,
Но открыл он, бедный, дверцу шкафа,
Где лежали тайные бумаги.
Был он спрошен и солгал в ответе,
Затаив упрямую угрозу.
Только розу он любил на свете
И погиб изменником за розу.
Меж бровей его застыла складка,
Он печален в потемневшей раме…
Хорошо невзрослой быть и сладко
О невзрослом плакать вечерами!
Майков Аполлон
«Розы»
***
Вся в розах –
на груди, на легком платье белом,
На черных волосах, обвитых жемчугами,–
Она покоилась, назад движеньем смелым
Откинув голову с открытыми устами.
Сияло чудное лицо живым румянцем…
Остановился бал, и музыка молчала,
И, соблазнительным ошеломленный танцем,
Я на другом конце блистательного зала,
С красавицею вдруг очами повстречался…
И – как и отчего, не знаю! – мне в мгновенье
Сорренто голубой залив нарисовался,
Пестумский красный храм
в туманном отдаленье,
И вилла, сад и пир времен горацианских…
И по заливу вдруг на золотой галере,
Плывет среди толпы невольниц африканских,
Вся в розах – Лидия, подобная Венере…
И что ж? обманутый блистательной мечтою,
Почти с признанием очнулся я от грезы
У ног красавицы… Ах, вы всему виною,
О розы Пестума, классические розы!..
Давыдов Денис
«Чиж и Роза»
***
Дочь юная весны младой,
Румяна Роза расцветала
И утреннею красотой
Сердца невольно привлекала.
И Чижик Розу полюбил;
Он путь к красавице направил,
Кочующих друзей оставил
И день и ночь при Розе жил.
Качаясь на зеленой ветке,
Где ждал награды для себя,
Хорошенькой своей соседке
Он говорил: «Люблю тебя!»
– «Уж многие любить клянутся, –
Сказала Роза, – так, как ты;
Когда ж лишусь я красоты,
Где верные друзья найдутся?»
– «Мне быть неверным? Никогда! –
Поет любовник легкокрылый. –
Напротив, страсть моя тогда
Еще усилится, друг милый!»
Амур тогда в саду летал;
Ему ль оставить это дело?
Он вдруг дыханье удержал –
И всё в природе охладело.
Бореи свищут, прах метут;
Листочки Розы побледнели,
Зефиры, мотыльки слетели –
И следу нет!.. А Чижик тут,
«Ах! если ты находишь счастье
В моей любви, – он говорил, –
Утешься! Я люблю в ненастье,
Как в утро красное любил!»
Бог удивился не напрасно;
Он щедро наградил чету:
Удвоил Розы красоту,
И Чиж один любим был страстно.
Смысл басни, кажется, найден;
Его ты знаешь, друг мой милый:
Я – тот любовник легкокрылый, –
Но как за верность награжден?
Афанасий Фет
«Осенняя роза»
***
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
Иван Мятлев
«Как хороши, как све́жи были розы»
***
Как хороши, как све́жи были розы
В моём саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берёг, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты,
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы.
И мне в венке цветы ещё казались
На радостном челе́ красивее, свежей,
Как хорошо, как мило соплетались
С душистою волной каштановых кудрей!
И заодно они цвели с деви́цей!
Среди подруг, средь плясок и пиров,
В венке из роз она была царицей,
Вокруг её вили́сь и радость и любовь.
В её очах — веселье, жизни пла́мень;
Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.
И где ж она?.. В погосте белый камень,
На камне — роз моих завянувший венок.
Мережковский Дмитрий
«Если розы тихо осыпаются… «
***
Если розы тихо осыпаются,
Если звезды меркнут в небесах,
Об утесы волны разбиваются,
Гаснет луч зари на облаках,
Это смерть,– но без борьбы мучительной,
Это смерть, пленяя красотой,
Обещает отдых упоительный,–
Лучший дар природы всеблагой.
У нее, наставницы божественной,
Научитесь, люди, умирать,
Чтоб с улыбкой кроткой и торжественной
Свой конец безропотно встречать.
Валерий Брюсов
«Белая роза… «
***
Белая роза дышала на тонком стебле.
Девушка вензель чертила на зимнем стекле.
Голуби реяли смутно сквозь призрачный снег.
Грезы томили все утро предчувствием нег.
Девушка долго и долго ждала у окна.
Где-то за морем тогда расцветала весна.
Вечер настал, и земное утешилось сном.
Девушка плакала ночью в тиши, — но о ком?
Белая роза увяла без слез в эту ночь.
Голуби утром мелькнули — и кинулись прочь.
Михаил Лермонтов
«Как луч зари, как розы Леля»
***
Как луч зари, как розы Леля,
Прекрасен цвет ее ланит;
Как у мадоны Рафаэля
Ее молчанье говорит.
С людьми горда, судьбе покорна,
Не откровенна, не притворна,
Нарочно, мнилося, она
Была для счастья создана.
Но свет чего не уничтожит?
Что благородное снесет,
Какую душу не сожмет,
Чье самолюбье не умножит?
И чьих не обольстит очей
Нарядной маскою своей?
Анна Ахматова
«Последняя роза»
***
Мне с Морозовою класть поклоны,
С падчерицей Ирода плясать,
С дымом улетать с костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять.
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить.
Все возьми, но этой розы алой
Дай мне свежесть снова ощутить.
Гумилев Николай
«Две розы»
***
Перед воротами Эдема
Две розы пышно расцвели,
Но роза — страстности эмблема,
А страстность — детище земли.
Одна так нежно розовеет,
Как дева, милым смущена,
Другая, пурпурная, рдеет,
Огнем любви обожжена.
А обе на Пороге Знанья…
Ужель Всевышний так судил
И тайну страстного сгоранья
К небесным тайнам приобщил?!
Романов Константин
«Розы»
***
Во дни надежды молодой,
Во дни безоблачной лазури
Нам незнакомы были бури,–
Беспечны были мы с тобой.
Для нас цветы благоухали,
Луна сияла только нам,
Лишь мне с тобою по ночам
Пел соловей свои печали.
– В те беззаботные года
Не знали мы житейской прозы:
Как хороши тогда,
Как свежи были розы!
То время минуло давно…
– Изведав беды и печали,
Мы много скорби повстречали;
Но унывать, мой друг, грешно:
Взгляни, как Божий мир прекрасен;
Небесный свод глубок и чист,
Наш сад так зелен и душист,
И теплый день, и тих, и ясен,
Пахнул в растворенную дверь;
В цветах росы сияют слезы…
Как хороши теперь,
Как свежи эти розы!
За все, что выстрадали мы,
Поверь, воздается нам сторицей.
Дни пронесутся вереницей,
И после сумрачной зимы
Опять в расцветшие долины
Слетит счастливая весна;
Засветит кроткая луна;
Польется рокот соловьиный,
И отдохнем мы от труда,
Вернутся радости и грезы:
Как хороши тогда,
Как свежи будут розы!
Иван Бунин
«Розы»
***
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись —
Две чаши, полные огня.
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зеленый знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжелый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчелы,
Звенели мухи — день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их —
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.
Северянин Игорь
«Классические розы»
Как хороши,как свежи были розы…
Мятлев, 1843 г***
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы…
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут – уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Сельвинский Илья
«Шиповник»
***
Среди цветов малокровных,
Теряющих к осени краски,
Пылает поздний шиповник,
Шипящий, закатно-красный.
Годные только в силос,
Качаясь, как богдыханы,
Цветы стоят «безуханны»,
Как в старину говорилось.
А этот в зеленой куще,
Лицом отражая запад,
Еще излучает ликующий
Высокомерный запах.
Как будто, ничуть не жалея
Тебя со всей твоей братией,
Сейчас прошла по аллее
Женщина в шумном платье.
Запах… Вдыхаю невольно
Это холодное пламя…
Оно омывает память,
Как музыкальные волны.
Давно уже спит в могиле
Та женщина в каплях коралла,
Что раз назвала меня:
«милый» –
И больше не повторяла.
Было ли это когда-то?
Прошли океаны
да рельсы…
Но вот
шиповник
зарделся,
Полный ее аромата,
И, алой этой волною
Рванувшись ко мне отчаянно,
Женщина снова со мною
С лаской своей случайной.
Юлия Старостина
«Нежные розы»
***
За окном моим ночь,
Тает снег, и идёт дождь.
На столе букет роз,
Их принёс мне ночной гость.
От свечи слезой – свет,
Между нами любви нет.
На руках лепестков дым.
Жаль, что в сердце моём не ты.
Разбежимся, замкнув круг.
Не согреет тепло рук.
Незаметно пройдёт грусть
Нежных роз и твоих чувств.
Птицей прочь улетит ночь,
И растает в душе дождь.
Хлопнет дверь. В суете дня
Позабуду тебя я.
Сайт автора: starostina-julya.ru
Игорь Кобзев
«Голубая роза»
***
Такая красавица прихоть любую
Могла повелеть, как закон непреклонный.
Хотелось ей розу иметь голубую!
Пускай похлопочет садовник влюбленный!..
Но роз голубых на земле не бывает.
Садовник работал умело и споро.
Да слишком стремительно век убывает,
А трудное дело дается не скоро!
С тоскою взирая, как старая дама
Проходит по саду — взглянуть на картину,
Садовник до гроба трудился упрямо
И муку свою заповедовал сыну…
А сын завещал эту тяготу внуку,
И внук лишь изведал ту гордость большую,
Когда, наконец, в свою дряхлую руку
Дрожащую розу он взял голубую.
Мы в жизни мечте своей верить могли бы—
Когда б за нее не вступались потомки?
Теперь эта роза цветет на могиле
Далекой, неведомой мне незнакомки…
Рыжий Борис
«Художник и розы»
***
Так прозрачен намек:
здесь цветы превратились в слонов —
эти розы на этом холсте
обернулись слонами.
Это детский букет
незатейливых ласковых снов.
Это — в вазе, в петлице,
на сердце, в бутылке, в стакане.
Это — в Грузию ехать,
такие и там не собрать.
Это — ветер июля,
ресницы колышащий плавно.
Это то, милый друг,
что — о как бы точнее сказать —
так в слезе искажается мир,
а цветок — и подавно.
krasivye-stihi-poetov.ru