2. Марксистское учение о государстве и праве
С ростом численности и организованности класса наемных рабочих росло и число публицистов и теоретиков, притязавших на выражение и защиту интересов этого класса. Наиболее влиятельным и теоретически оформленным коммунистическим учением, оказавшим роковое влияние на классовую борьбу и пролетарскую идеологию во второй половине XIX и особенно в XX веке, было марксистское учение. Его основоположниками были использованы идеи французских историков об истории как борьбе классов, идеи французских социалистов и коммунистов о социализме и коммунизме, отмирании государства при коммунизме, их критика современного общества и государства, немецкая философия права, учения о государстве и праве Нового времени и др.
Домарксистские учения социалистов основывались на надежде коренных общественных преобразований с помощью мирной проповеди примера, образца нового строя, прямого народоправства (Т. Мор, Т. Кампанелла), «разумного строя общности» (Ш. Фурье), новой промышленной системы» (А. Сен-Симон), коммунистических общин (Р. Оуэн). Синтезировав коммунистические идеи своих предшественников, основоположники марксизма обосновали необходимость насильственной пролетарской революции, установление диктатуры пролетариата, отмирание государства и права.
272
Марксизм как самостоятельная доктрина сложился в конце 40-х — начале 50-х гг. XIX в. Его основоположниками выступили Карл Маркс (1818 —1883 гг.)1 и Фридрих Энгельс (1820 —1895 гг.)2.
Каковы основные положения марксистского учения о государстве и праве?
К.Маркс и Ф.Энгельс выступили с резкой критикой существовавших общественных порядков, считая их неразумными и не отвечающими духу времени. Их критике было подвергнуто и гегелевское учение о государстве, его государственно-правовые взгляды.
В основе жизни общества, утверждали основоположники марксизма, лежит производство материальных благ, необходимых для существования людей. Люди прежде всего должны есть, пить, иметь жилище, одеваться, только затем они уже могут заниматься политикой, искусством, науками и т.п. Поэтому производство материальных средств к жизни и экономический строй общества составляют основу, базис, на которых развиваются государственные, правовые и прочие учреждения и идеи — надстройка. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства.
Экономическая основа определяет исторический тип, характер и особенности общества, той или иной общественной формации. Абстрактного общества не бывает. История общества есть естественно-исторический процесс развития и смены общественно-экономической формации.
1Маркс Карл — философ и социолог, экономист и публицист, основатель учения, впоследствии названного его именем. Родился в г. Трире (Германия) в семье адвоката. В немецких ун-тах изучал право, философию, историю. Защитил диссертацию, став доктором философии (1841 г.), однако его надежды на академическую карьеру не оправдались. В 1842 г. стал редактором демократической «Рейнской газеты». После ее закрытия переехал в Париж (1843 г.), бывший тогда центром теорет. деятельности сторонников коммунизма и коллективизма. Здесь в 1844 г. началась совместная тео ретическая деятельность Маркса и Энгельса по выработке нового мировоззрения. Его решающие пункты были впервые научно изложены в работах «Святое семейство» (1845 г.), «Немецкая идеология» (1846 г.), «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.). С 1849 г. до конца жизни Маркс жил в Лондоне. Автор фундаментального тРУДа «Капитал». Сочинения Маркса и Энгельса были изданы в 50—60-х гг. XX в. в 39 томах.
2 Энгельс Фридрих — философ и социолог, экономист и публицист, один из осно воположников марксизма. Родился в г. Бармене (Германия), в семье фабриканта. В 1841—1842 гг., отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал ун-т. Сотруд ничал в «Рейнской газете», редактором которой был Маркс. В 1845 г. издал книгу «Положение рабочего класса в Англии», в 1848 г. вместе с Марксом — «Манифест Коммунистической партии». Перу Энгельса принадлежит большое количество ра бот по истории общественно-политического строя и классовой борьбы в Германии, Франции и др. странах, также философии и теории марксизма. Особое место среди них занимает книга «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.). Вместе с Марксом участвовал в организации рабочего движения, создании Международного товарищества рабочих (I Интернационала), социалистических пар тий в ряде стран Европы и в США.
273
представляет определенное звено в едином всемирно-историческом процессе развития общества по восходящей линии. Всеобщим законом общественного развития является закон борьбы антагонистических классов как движущей силы такого развития.
Происхождение государства, по Марксу и Энгельсу, обусловлено образованием антагонистических классов. «Родовой строй, — писал Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства», — был взорван разделением труда и его последствием — расколом общества на классы. Он был заменен государством». Оно — результат внутреннего социального развития и непримиримости классовых противоречий, сила, стоящая над обществом и умиряющая столкновения классовых интересов. Господствующий класс складывается из представителей новой «аристократии богатства», оттесняющей на задний план старую родовую знать.
Признаки государства: «по сравнению со старой родовой организацией, — писал Энгельс, — государство отличается: первое — разделением подданных государства по территориальным делениям… вторая отличительная черта — учреждение публичной власти…». Ее отличие от общественной власти, во-первых, в классовом характере; во-вторых, она обособлена, отделена от народа; в-третьих, она «состоит не только из вооруженных людей, но и из вещественных придатков, тюрем и принудительных учреждений всякого рода, которые были неизвестны родовому устройству»; в-четвертых, для содержания аппарата принуждения и управления, не принимающего участия в производстве материальных благ, «для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан — налоги»; в-пятых, обладая властью и правом взыскания налогов, особая группа лиц, особый аппарат управления и принуждения становится, как орган общества,
только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии».
К.Маркс и Ф.Энгельс утверждали, что капитализм уже в середине XIX в. стал тормозом общественного развития, гражданского общества. Силой, способной разрешить противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост капиталистическими отношениями, они считали пролетариат. Он «посредством насильственного ниспровержения буржуазии» осуществит всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное общество без классов и политической власти. «Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии». Пролетариат, указывали основоположники марксизма, использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках пролетарского государства, быстрее увеличить сумму производительных сил, что сделает возможным переход к бесклассовому, коммунистическому обществу.
Политическая власть рабочего класса — диктатура пролетариата, были убеждены Маркс и Энгельс, — высший тип демократии, выражающей интересы и опирающейся на поддержку огромного большинства народа. Пролетарская демократия будет соответствовать историческому периоду социализма — первой фазе коммунистического общества. Примером и формой такой демократии они называли Парижскую коммуну 1871 г. Отмечая ряд особенностей Коммуны Парижа, свойственных ей как традиционному органу городского самоуправления (право отзыва депутатов, их обязанность отчитываться перед избирателями, выборность и сменяемость должностных лиц, соединение в Совете Коммуны законодательной и исполнительной функций и др.), Маркс писал, что «Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией… она была, по сути дела, правительством рабочего класса… она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда». Маркс и Энгельс допускали возможность мирного, ненасильственного развития пролетарской революции в Англии, Франции и США, Энгельс в последние годы жизни писал о возможности использования рабочим классом представительных учреждений и всеобщего избирательного права для борьбы против буржуазии.
Коммунизм, подготовленный социалистическими преобразованиями, были уверены основоположники марксизма, навсегда покончит с эксплуатацией, социальным, национальным и колониальным гнетом, кровавыми войнами. Социалистический принцип «каждому По труду» он сменит принципом распределения «по потребностям». При коммунизме отпадает надобность в праве и государстве.
«Манифест Коммунистической партии» заканчивается словами: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунис-
тической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Свои надежды на будущую коммунистическую революцию Маркс и Энгельс связывали, главным образом, с основанным ими Интернационалом, новыми социалистическими партиями и растущими рабочим и национально-освободительным движением.
По марксистскому учению право тоже носит классовый характер. Обращаясь к буржуазии, авторы «Манифеста» писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Они утверждали: право было, есть и остается прежде всего оружием в руках экономически и политически господствующего класса.
Государство и право в марксистском учении — надстроечные явления, две стороны одного и того же феномена: политической власти. В «Немецкой идеологии» подчеркивается: «Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона…». Политическое господство, конституированное в государстве, должно получить и свое правовое закрепление, принять тем самым «форму господствующей воли».
Тезис о единстве государства и права, права и закона, об особой взаимосвязи политической и юридической надстроек конкретизирован у Маркса и Энгельса рядом важных теоретических положений. 1) Государство и право вместе появляются на исторической арене и вместе сойдут с нее. 2) Каждому историческому типу государства соответствуют свой, адекватный ему тип права. 3) Право не может развиваться и функционировать без государства, ибо государство есть тот политический организм, который переводит социальное в правовое и следит за тем, чтобы движение общественных отношений соответствовало праву. 4) Государство, в свою очередь, немыслимо без права. Во-первых, потому что «сама организация государственного механизма должна получить свое оформление в праве». Во-вторых, веления государственной власти должны быть обязательными для населения всей страны, а это невозможно, говорится в «Немецкой идеологии», если не выражать государственные веления в виде общеобязательных правил поведения, в нормах права. Именно государственная охрана, возможность государственного принуждения, стоящих за правовой нормой, и есть основная специфическая черта, отличающая правовые нормы от других социальных норм.
Основоположники марксизма делали вывод о все возрастающей роли правотворчества государства, особенно правотворчества как законодательства, судебного правотворчества.
276
рГ
Право защищает интересы господствующего класса от преступлений. Преступления, объясняется в марксизме, коренятся в материальных условиях жизни индивидов. Преступления в капиталистическом обществе — это борьба индивида против существующих капиталистических отношений, отношений частной собственности и гнета. Существующая система законов и наказаний не учитывают этих обстоятельств.
Переход от капиталистического к социалистическому обществу, по Марксу и Энгельсу, — переход от одного классового типа права к другому, более высокому типу и отмирание права, т.к. отпадает надобность в принудительной системе социальных норм. Отмирание права в будущем коммунистическом обществе не означает отказа этого общества от социального нормирования. Но оно станет всеобщим, гуманным, добровольным (со всеобщего согласия), основанным на принципах морали. Таким образом, отмирание права про-изводно от отмирания государства, политической власти.
Марксизм избежал судьбы других социалистических и коммунистических доктрин, ставших достоянием узкого круга единомышленников. В XX в. он станет мощным идейным оружием коммунистов по переустройству мира.
studfiles.net
Маркс и Энгельс о государстве
Ленин не раз говорил, что главным вопросом всякой революции является вопрос о власти. Трудно поэтому, размышляя о судьбе и уроках Русской революции, не сказать хотя бы кратко о тех первых шагах государственного строительства, которое пошло после Октября 1917 года совсем не по тому пути, который был намечен основоположниками марксистского социализма. Было бы, конечно, очень наивно упрекать в этом Маркса, Энгельса или Ленина. Подобно тому, как их высказывания о будущем социалистическом обществе носили в основном характер гипотезы, поиска и не могли еще принять характера развернутой научно-теоретической концепции, так и высказывания «отцов-основателей» о будущем государстве, о совместимости социалистических отношений и политической власти могли иметь также характер отдельных предположений и гипотез. Ни самый внимательный анализ уроков Парижской Коммуны 1871 года, проделанный Марксом, ни более богатый опыт первых лет Советской власти, который пытался осмыслить и обобщить Ленин, не могли еще стать достаточно прочной основой для новой науки — учения о социалистическом государстве. Ученым и юристам — сторонникам социализма -еще предстоит выполнить основную часть этой работы.
Маркс и Энгельс о государстве
Известно, что Маркс и Энгельс уделили немало сил и внимания изучению природы и происхождения государства [100] вообще и буржуазного государства в особенности. Работы Маркса и Энгельса можно оценивать по-разному. Доктор юридических наук Л. С. Мамут полагает, что «с исторической точки зрения учение Маркса о государстве является масштабным, весьма значительным явлением. …Марксистской теории государства уготована примерно та жизнь, которой живут в веках политические идеи Конфуция и Библии, Платона, Аристотеля, Цицерона, Августина и Фомы Аквинского, Мора, Макиавелли, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Бабефа, Канта, Гегеля, Прудона, Бакунина и др., ставшие неотъемлемой частью духовного достояния цивилизации»[1]. Некоторые из политологов более сдержанны в своих оценках. Так, например, президент Советской ассоциации политических наук Георгий Шахназаров не без основания утверждал, что Маркс и Энгельс не опирались в своих политических теориях на работы и идеи многих мыслителей прошлого и особенно тех философов и политиков XVIII — XIX веков, которые развивали идеи демократии, народовластия или разделения властей. По мнению Шахназарова, «основоположники марксизма до известной степени пренебрегли замечательным творческим наследием великих политических мыслителей, в первую очередь Монтескье и Руссо, Локка и Джефферсона»[2].
Известно, что молодой Маркс очень ярко и убедительно выступал в защиту демократических институтов. Из всех демократических свобод он выделял в первую очередь свободу слова и печати. «Призрачны все остальные свободы при отсутствии свободы печати. Закон, карающий за образ мыслей, это закон одной партии против другой»[3]. Цензура печати — это «тупые ножницы произвола». «Истинная цензура есть критика. Она тот суд, который свобода печати порождает изнутри себя»[4]. Маркс ненавидел бюрократию. «Бюрократия считает самоё… себя конечной целью государства… Государственные задачи превращаются в канцелярские или канцелярские задачи — в государственные. Бюрократия есть круг, из которого никто не может выскочить. Верхи полагаются на низшие круги во всем, что касается частностей; низшие же круги доверяют верхам во всем, что касается понимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение»[5]. Именно в [101] это время, высказываясь за радикальное преобразование немецкой действительности в «человеческий мир демократии», Маркс высказал впервые мысль об особом предназначении пролетариата. Сходные мысли высказывал в том же 1844 году и Энгельс, изучавший положение не в Германии, а в Англии. Энгельс отмечает многие элементы демократии в Англии. «Англия, бесспорно, самая свободная, т.е. наименее несвободная страна на земном шаре»[6] «Но эти свободы ограничены различными оговорками и доступны в основном образованным людям. Чтобы добиться подлинной демократии для всех, «должен развиться новый принцип, выходящий за пределы существующей политики. Этот принцип есть принцип социализма»[7].
В августе 1844 года состоялась встреча Маркса и Энгельса в Париже, положившая начало их 40-летнему сотрудничеству и дружбе. Оба они уже перешли в это время к материализму и коммунизму, правда еще утопическому. В 1847 — 1848 годах Маркс и Энгельс создают первые программные документы раннего коммунизма, в которых вопрос о демократии занимает важное место. Здесь же были высказаны и первые мысли о грядущей пролетарской революции, результатом которой будет победа справедливого общества, в котором «публичная власть потеряет свой политический характер», в котором не будет организованного насилия одного класса над другим, а на место классового общества «придет ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»[8].
В 50-60-е годы XIX века Маркс и Энгельс много раз возвращались к проблемам государства, но прежде всего к анализу природы и особенностей буржуазного государства. Итогом этого анализа был вывод о том, что непрерывно возраставшая на протяжении XIX века машина буржуазного государства на Европейском континенте должна быть сломана в ходе социалистической революции. На ее месте должны быть созданы новые органы государственного управления, которые будут способны навязать классу капиталистов волю рабочего класса, т.е. диктатуру пролетариата. «Рабочий класс, — писал Маркс, подводя уроки Парижской Коммуны, — не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить ее в ход для собственных целей». [102] «Не передать из одних рук в другие бюрократически-военную машину, как бывало до сих пор, а сломать ее… таково предварительное условие всякой действительной революции на континенте. Как раз в этом и состоит попытка наших геройских парижских товарищей»[9].
Но чем заменить разрушенное буржуазное государство? Должен ли пролетариат создавать на обломках старого государства новое, пролетарское государство? Что нужно сделать, чтобы оно не превратилось со временем в клику привилегированных чиновников? На этот счет высказывались разные точки зрения. Заметным течением социалистической мысли во второй половине XIX века были анархисты, провозглашавшие своей целью освобождение личности от всех видов не только экономической и духовной, но и политической власти. По их мнению, именно государство является в любом обществе главной консервативной силой, и поэтому социальная революция должна не только разрушить прежнее государство, но и воспрепятствовать созданию нового. Социализм и государство несовместимы, и государство должно быть отменено на второй же день революции. «Так как всякая государственная власть, — писал виднейший идеолог анархизма Михаил Бакунин (1814 — 1876), — всякое правительство, по существу своему и по своему положению поставленное вне народа, над ним, непременным образом должно стремиться к подчинению его порядкам и целям, ему чуждым, то мы объявляем себя врагами всякой правительственной, государственной власти, врагами государственного устройства вообще и думаем, что народ может быть только тогда счастлив, свободен, когда, организуясь снизу вверх, путем самостоятельных и совершенно свободных соединений и помимо всякой официальной опеки, но не помимо различных и равно свободных влияний лиц и партий, он сам создает свою жизнь. Мы враги всякой власти, ибо знаем, что власть действует столь же развратительно на тех, кто облечен ею, сколько и на тех, кто принужден ей покоряться»[10]. С этих позиций анархисты выступали и против создания пролетарского государства. «Что значит пролетариат, возведенный в господствующее сословие? — писал Бакунин, полемизируя с Mapксом. — Неужели весь пролетариат будет стоять во главе управления?.. Тогда не будет правительства, не будет государства… [103] Эта дилемма в теории марксистов решается просто. Под управлением народным они разумеют управление народа посредством небольшого числа представителей, избранных народом… Но это меньшинство, говорят марксисты, будет состоять из работников. Да, пожалуй, из бывших работников, но которые лишь сделаются правителями или представителями народа, перестанут быть работниками и станут смотреть на весь чернорабочий мир с высоты государственной; будут представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управление народом. Кто может усомниться в этом, тот совсем не знаком с природой человека»[11].
Проблема, которую здесь ставил Бакунин, не была надуманной. Она оказалась одной из центральных проблем всех социалистических революций XX века. Однако решение ее, которое предлагали сами анархисты, было явно утопичным и также плохо сочеталось с природой человека. Было наивно полагать, что сразу же после победы революции «работники» смогут построить свою жизнь на основе «самостоятельных и совершенно свободных соединений и помимо всякой официальной опеки». Наивно было полагать также, что все противники победившей революции сразу же смирятся с новыми порядками общественного устройства. Естественно, что Маркс и Энгельс решительно возражали Бакунину. «Социализм, — говорили они, — не может возникнуть в один день. Создание нового общества потребует многих лет борьбы и, в частности, подавления сопротивления свергнутых классов. Поэтому между капиталистическим и социалистическим обществом неизбежно будет существовать переходный период, и в этот период пролетариат не сможет обойтись без государства. Сломав и уничтожив старую государственную машину, пролетариат неизбежно должен будет создать свою собственную государственную машину, придав ей, однако, «революционную и преходящую форму»[12]. Ни Маркс, ни Энгельс не могли, однако, убедительно ответить на вопрос: как уберечь пролетарское государство от перерождения, от превращения из слуги в господина над обществом? Отдельные рекомендации на этот счет были высказаны Марксом только после Парижской Коммуны. Надо иметь также в виду, что марксисты исходили тогда из перспективы одновременной победы революции [104] в наиболее развитых странах Европы. Поэтому государство будет хотя и неизбежным, но кратковременным этапом в становлении социалистического общества. «В лучшем случае, — писал Энгельс, — государство есть зло, которое по наследству передается пролетариату… Победивший пролетариат, так же как и Коммуна, вынужден будет немедленно отсечь худшие стороны этого зла, до тех пор, пока поколение, выросшее в новых, свободных условиях, окажется в состоянии выкинуть вон весь этот хлам государственности»[13].
В этой полемике с анархистами и было развито весьма важное для марксизма положение об «отмирании» государства. «Пока пролетариат еще нуждается в государстве, — писал Энгельс, — он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников, а когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство перестает существовать»[14]. «Когда государство наконец-то становится представителем всего общества, тогда оно само себя делает излишним… Первый акт, в котором государство выступает как представитель всего общества, — взятие во владение средств производства от имени общества — является в то же время последним самостоятельным актом его как государства. Вмешательство государственной власти в общественные отношения становится тогда в одной области за другой излишним и само собой засыпает. Место правительства над лицами заступает распоряжение вещами и руководство процессами производства. Государство не «отменяется», оно отмирает»[15].[1] «Общественные науки сегодня», 1991, № 5, стр. 101.
[2] Г. X. Шахназаров. В поисках утраченной идеи. К новому пониманию социализма. М., 1990, стр. 22.
[3] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 2, стр. 83, 14.
[4] Там же, стр. 59.
[5] Там же, стр. 121.
[6] Там же, стр. 418.
[7] Там же, стр. 642.
[8] Сочинения, т. 4, стр. 447.
[9] Сочинения, т. 18, стр. 90. «Избранные письма». М.. 1953, стр. 263.
[10] М. А. Бакунин. Полн. собр. соч., т. 2. Санкт-Петербург, 1907, стр. 166.
[11] Там же, стр. 217.
[12] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 18, стр. 297.
[13] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 22, стр. 201.
[14] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 19, стр. 5.
[15] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 292.
www.illuminats.ru
Маркс, Энгельс. Философские идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса
Историю экономики невозможно представить без таких личностей, как Маркс, Энгельс. Они привнесли огромный вклад во многие области научного знания. При этом вклад их был довольно весомым, поэтому многие современные идеи и системы исходят из первоначальных мыслей этих великих учёных.
Карл Маркс
Карл Маркс родился в Германии. Он является философом, социологом, экономистом, политическим журналистом и активным общественный деятелем. Маркс, Энгельс были известны своей дружбой и схожими взглядами. Карл Маркс был уже третьим ребёнком в семье адвоката с еврейскими корнями. В юные годы мальчик занимался в гимназии Фридриха-Вильгельма, а уже в 17 лет окончил её. В одном из сочинений он писал, что только человек, который трудится на благо других, может стать действительно великим. Поскольку гимназию Карл окончил отлично, он без проблем поступил в Боннский университет, а затем продолжил обучение в Берлинском высшем учебном заведении. В 1837 году Карл втайне от родителей обручился с подругой своей старшей сестры – Женни фон Вестфален, которая в скором времени стала его женой. Окончив университет и защитив докторскую диссертацию, он переехал в Бонн.
В ранние годы Карл увлекался идеями Гегеля и был настоящим идеалистом. И повзрослев, он высоко оценивал труды Гегеля, утверждая, однако, что многое он слишком мистифицировал. Карл хотел стать профессором философии, а также планировал написать труд по христианскому искусству, но жизнь распорядилась иначе. Реакционная политика государства вынудила Маркса стать журналистом. Работа на этой должности показала молодому человеку, что он очень слаб в политической экономии. Именно это событие побудило его активно взяться за изучение данного вопроса.
Дальнейшая судьба Карла Маркса была связана с многими странами, так как правительство пыталось переманить его на свою сторону. Несмотря на все эти обстоятельства, он продолжал упорно работать над тем, что было ему интересно. Он писал свои работы, но не все мог публиковать. Большой опорой и поддержкой для него стал единомышленник Фридрих Энгельс.
Ф. Энгельс
Немецкий философ, один из главнейших основоположников марксизма, Фридрих родился в семье текстильного фабриканта. У него было 8 братьев и сестёр, но глубокую привязанность он питал только к сестре Марии. Мальчик посещал школу до 14 лет, а затем продолжил обучение в гимназии. По настоянию отца ему пришлось бросить гимназию, чтобы начать работать в сфере торговли. Несмотря на это, парень успешно подрабатывал корреспондентом. Также ему пришлось посвятить один год своей жизни службе в Берлине. Это был глоток свежего воздуха, ведь молодой человек мог посещать интересующие его лекции по философии. После этого Энгельс работал в Лондоне, на фабрике своего отца. Этот этап жизни послужил тому, что молодой человек глубоко проникся жизнью рабочих.
Помимо общих работ с Карлом Марксом Фридрих написал несколько трудов, которые также выражали теории марксизма: «Диалектика природы» и «Анти-Дюринг».
Первые совместные работы
Дружба и сотрудничество Маркса и Энгельса начинались постепенно, но продлились всю жизнь. Они успели создать множество качественных трудов, которые и по сей день не теряют своей актуальности. Более того, идеи учёных активно применяются во многих сферах жизни общества.
Первым общим трудом двух друзей стало сочинение «Святое семейство». В нём два друга символично порвали связь со своими вчерашними единомышленниками– младогегельянцами. Вторым совместным трудом стала «Немецкая идеология». В ней учёные рассматривали историю Германии с материалистической точки зрения. К превеликому сожалению, этот труд остался только в рукописном варианте. Именно в ходе написания этих и других работ учёные пришли к тому, что готовы создать новое учение – марксизм.
Марксизм
Учение Маркса и Энгельса зарождается в первой половине 40-х годов XIX века. Причин развития таких идей было несколько: это и разворачивание рабочего движения, и критика философии Гегеля, которая казалась слишком идеальной, и новые научные открытия в разных сферах знания. Маркс, Энгельс черпали свои доводы и мысли из английской политэкономии, немецкой классической философии, французского социализм-утопизма. Кроме того, не следует недооценивать роль научных открытий, которые происходили в это же время: открытие клетки, закон сохранения энергии, эволюционная теория Чарльза Дарвина. Естественно, самыми активными сторонниками марксизма были К. Маркс и Ф. Энгельс, но создали его на концентрате всех новейших идей своего времени, взяв только самое лучшее и приправив это мудростью прошлого.
«Манифест коммунистической партии»
Данный труд стал пиком, в котором идеи Маркса и Энгельса нашли самое яркое отображение. В рукописи рассказывается о том, какие цели ставит, какие методы использует и какие задачи преследует коммунистическая партия. Авторы произведения говорят о том, вся история прошлых времён построена на классовой борьбе населения. Также учёные открыто заявляют, что капитализм погибнет от рук пролетариата, который восстанет против несправедливости, чтобы создать общество вне классов и делений.
Большой раздел в книге посвящён критике противоположных и околонаучных теорий, которые не имеют под собой реального обоснования. Также авторы осуждают «грубых» коммунистов, которые, не вникая в суть идеи, просто распространяют идеи о частной собственности. Кроме того, Маркс и Энгельс акцентируют внимание на том, что коммунистическая партия не ставит себя выше других, но поддерживает любое движение, направленное против существующего общественного и политического строя.
Карл Маркс, «Капитал»
«Капитал» — это главный труд Карла Маркса, который раскрывает негативные стороны капитализма и критикует политэкономию. Эта работа была написана с использованием диалектико-материалистического подхода, который был разработан Марксом и Энгельсом ранее.
В труде Маркс обстоятельно объяснил, что капитализму придёт конец. Он также подробно описал причины, которые приведут этот строй к гибели. Учёный признал, что капитализм прогрессивен, он стимулирует развитие производительных сил. Кроме того, такое развитие происходит гораздо быстрее именно при капитализме, что несвойственно другим формам организации производства. При этом он указывает на то, что такой рост достигается путём ужасного расхищения ресурсов природы, а также посредством эксплуатации главнейшей производительной силы — ресурсов человека. Также он отмечает, что капитализм приводит к неравномерному развитию всех отраслей, задерживая многие отрасли.
Помимо этого капитализм вступает в противоречие с отношениями, построенным на частной собственности. Труд отдельного человека становится всё более малозначимым. Ведь развитие капитализма требует сосредоточенности на крупных предприятиях. Таким образом, пролетариат становится обычной зависимой силой, рабочей силой, которая не имеет иного выхода, как согласиться на условия работодателя. Такое положение вещей превращает человека в машину, которую используют для развития гигантского ненасытного зверя – капитализма.
Карл Маркс, «Капитал» которого был вопиюще дерзким на то время, возымел огромную власть на умы тысяч людей, которые стали его последователями.
Основные идеи
Фридрих Энгельс, труды которого повлияли на мировоззрение Маркса, создал совместно с последним общую теорию, согласно которой общество должно развиваться по определённым законам. В этой мировой идее нет места капитализму. Основные идеи всех философских трудов можно сформулировать так:
- идея о том, что о мире нужно не размышлять, как это делает философия, а менять его;
- акцентирование внимания на практической деятельности людей как на движущей силе;
- идея о том, что бытие определяет сознание;
- возможность соединения пролетариата и философов как взаимодополняющих элементов;
- идея экономического отчуждения человека;
- рьяная идея революционного свержения капиталистического порядка.
Материализм
Маркс, Энгельс сформулировали теорию диалектического материализма, которая гласит о том, материя первична и лишь после возникает сознание. Также учёные выделили три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных сдвигов в качественные, отрицание отрицания.
Также учёные говорили о том, что мир познаваем и мера его познаваемости определяется уровнем общественной жизни и производства. Принцип развития лежит в борьбе противоположных мнений и идей, в результате которых появляется истина. Большое внимание уделялось связи философии с внутренним миром человека, с одной стороны, и с социальным строем – с другой. Материализм Маркса, Энгельса оказывал и продолжает оказывать большое влияние на современных учёных. Изучение трудов этих учёных является обязательным во многих вузах, ведь понять историю и экономику прошлого века без идей Маркса и Энгельса невозможно.
Итоги
Подводя некоторые итоги, следует сказать, что теория Маркса и Энгельса не предполагала диктатуру пролетариата конечной целью, это должен был быть лишь переходной этап. Конечной идеей было освобождение от любой формы эксплуатации человека человеком. Марксизм прошёл длинный путь развития. Он помогает предвидеть и анализировать многие исторические и экономические события даже сегодня. Поэтому ценность идей Маркса и Энгельса неоценима для общества.
fb.ru
кратко и понятно о возникновении и основных положениях теории, кто такие марксисты
История 19 века богата на различные философские идеи, течения, которые впоследствии изменили все общественное устройство вплоть до современности. Среди выдающихся философских идей отдельным учением (особенно для нашей страны) стоят идеи марксизма. Влияние теорий и философии Карла Маркса на мировую историографию неоспоримо и среди многих видных исторических деятелей считается самым выдающимся в истории общества не только в 19 и 20 веках, но и за весь период существования цивилизации.
…
Вконтакте
Google+
Мой мир
Возникновение марксизма
Теория о новом экономическом способе производства возникла как естественное явление производственных процессов и экономического уклада тогдашней Европы.
Появление и значительное распространение нового класса – рабочих фабрик и заводов, в значительной мере изменило род социальных и общественных отношений.
Развитие капитализма выражалось в активной эксплуатации рабочих, начиная с 30 годов 19 века. Это явление сопровождалось не улучшением уровня жизни рабочего класса, а стремлением получение как можно большей прибыли и увеличения производительности производств. Капитализм, имея основной целью получение прибыли, не считался с правами и потребностями эксплуатируемого класса.
Сам общественный уклад и наличие неразрешимых противоречий между классами требовали появления новой теории взаимоотношений в обществе. Это марксизм. Последователей Маркса закономерно носили название — марксисты. К самым известными последователями данного движения являлись В.И. Ленин, И.В. Сталин, Мао Цзэдун, Ф. Кастро. Все эти политические деятели способствовали активному развитию идеи марксизма в обществе и строительству социализма во многих странах.
Внимание! Марксизм — это превалирование экономических отношений по сравнению со всеми другими аспектами развития общественных связей – материализмом.
Философия марксизма
Идеи Маркса получили свое закрепление в середине 19 века. Это была эпоха бурного развития капитализма, гигантского скачка промышленности Германии (Карл Маркс был немцем) и усложнения общественных отношений между различными слоями населения.
Как яркий и непревзойдённый философ, Маркс закрепил основные положения теории в своем произведении «Капитал».
Этот труд закрепил основные идеи материализма и экономическое обоснование нового общественного строя, впоследствии изменившего мир – коммунизма. Классический марксизм характеризовался особыми постулатами. Основные положения марксизма кратко и понятно:
- Учения мыслителя базировались на материализме общества. Эта теория означала первичность материи перед сознанием, и является чисто философской категорией понимания бытия. Однако, не исключая, а дополняя свои взгляды теориями диалектики в последующем, философия марксизма приобрела материалистически-диалектический характер.
- Разделение общества не на социальные группы и сословия, как было принято ранее в большинстве социологических учений, а на страты, то есть классы. Именно Карл Маркс первым, кто ввел это понятие, как вид разделения всего общественного устройства. Данный термин тесно связан с материализмом, и выражается в иной классификации общественных отношений между различными представителями общества. Социология марксизма в данном учении понимается, прежде всего, два основных вида – это класс рабочих (эксплуатируемый) и класс капиталистов (эксплуататоров) и взаимодействие между ними на основе товарно-денежных условий;
- Новый способ понимания экономических отношений между классами, основанный на диалектическом материализме, как применения производственных отношений новой формации (при непосредственном участии рабочих).
- Экономика образует общество. Именно экономические (производственные отношения) являются базисом для всего общества, первоисточником человеческих отношений. Проще говоря, товарно-денежные и производственные отношения между людьми (изготовление, распределение, продажа товаров и услуг) являются самым главным в отношениях между различными классами и слоями людей. Этот постулат в последующем был закреплен и активно развит в новом учении – экономическом коммунизме.
Разделение на экономические формации
Одним из важнейших постулатов в учении Маркса стало разделение всего исторического периода развития человечества на несколько основных экономических и производственных формаций.
Некоторые историки называли их классами, некоторые стратификацией.
Но смысл от этого не менялся — в основе экономических философий лежит деление людей на классы.
Также примечательно, что в основе формаций лежит принцип производства товаров, приспособлений на основе которых общество и развивалось. Принято выделять 6 таких формаций:
- Первобытно-общинный строй. Самый первый исторический период развития человеческого общества. С формированием начального периода накопления отсутствует разделение на какие-либо классы или сословия. Вся собственность общины (коллектива) всеобща, и не имеет определенного собственника. При этом учитывая лишь изначальный этап развития человеческого общества, орудия добычи и производства находились на сугубо примитивном уровне и не позволяли производить или собрать достаточно продукции, кроме необходимой лишь для выживания. Такая формация получила наименование примитивного коммунизма именно из-за того, что собственность находилась в руках общины и отсутствовала эксплуатация населения, в собирательстве участвовало все общество.
- Азиатская формация. Также такой период в истории иногда именуется государственно-общинным строем, так как в последующем при развитии инструментария добычи и совершенствованием способов производства людям удалось получать прибавочный продукт, то есть в обществе происходило накопительство и стали появляться излишки ценностей. Для того, чтобы распределять продукцию и осуществлять централизованный контроль в обществе стал выделяться управленческий класс, который осуществлял лишь управленческие функции и не занимался непосредственным производством продукции. В последующем он (знать, жрецы, часть воинства) образовал элиту государства. Данная формация также отличается от предшествующей наличием и появлением такого понятия, как частная собственность, в последствии именно при данной формации стали появляться централизованные государства и аппарат управления и принуждения. Это означало экономическое и впоследствии политическое закрепление расслоение населения и появление неравенства, что послужило предпосылками к появлению новой формации.
- Рабовладельческий строй. Характеризуется сильным общественным расслоением и дальнейшим совершенствованием орудий добычи. Накопление первоначального капитала закончилось, а размер добавочного продукта увеличился, что привело к появлению нового класса людей – рабов. В различных государствах положение рабов отличалось, однако общим было полное бесправие. Именно в эту эпоху сформировалось представление об эксплуатируемом классе, как о немых орудиях исполнения воли господ. При том, что производством в ту эпоху занимались именно рабы, они не имели никакой собственности и не получали никаких привилегий или дивидендов от выполняемой работы.
- Феодализм. Период в истории, который отличается появлением различных сословий, однако также главным образом разделение происходило уже не на рабов и господ, а на зависимых крестьян и представителей знати и духовенства. В этот период происходит законодательное закрепление зависимости крестьян, однако в период этой эпохи крестьяне обладали минимальным набором прав и получали небольшую часть производимого ими продукта.
- Капитализм – характеризуется существенным развитием средств производства и развитием общественных отношений. В это время происходит значительное расслоение общества и распределяемых благ в социальной структуре. Появляется новый класс – рабочие, которые обладая общественным сознанием, волей и самовосприятием не имеют социальных прав и отчуждены от распределения и пользования основными общественными благами. Класс капиталистов малочисленен, но при этом диктует свою волю и пользуется абсолютным большинством добавочного продукта. Власть реформируется и преобразуется от абсолютной власти монархии, как в период феодализма к различным формам выборной демократии. Также положение рабочих отличалось невозможностью накопления первоначального капитала без принудительного труда;
- Коммунизм – высшая форма развития общества. Суть данной формации заключалась в том, что средства производства должны достичь такого уровня, при котором вся собственность, вне зависимости от ее ценности, становится общественной (общей), однако уровень производства может обеспечить потребности всех граждан. Классы при такой формации исчезают, все люди имеют одинаковые права и социальное положение, выполняя при этом свою функцию. Это и были основные черты коммунистического строя.
Важно! Достичь коммунизма в истории никому не удалось, несмотря на многочисленные попытки различных государств, поэтому его часто называют утопией.
Что такое марксизм, кратко
Философия и подходы марксизма
Вывод
Появление и последующее развитие марксизма послужило одной из явных причин глобальных общественных изменений в жизни человечества. С появлением СССР теории Маркса получили свое прикладное значение, какие были усовершенствованы и в течении 70 лет наша страна двигалась к построению коммунизма, однако такие попытки не увенчалось успехом. В целом, идеи Маркса положительно повлияли на положение рабочих во всем мире, несмотря на общественный строй, и заставило капиталистов хоть и в незначительной степени улучшить социальный их статус.
uchim.guru
Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве и праве
.
Марксизм возник в 40-х гг. прошлого столетия. Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895) пытались выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от какой бы то ни было эксплуатации, от всяких форм социального угнетения, бесправия, неравенства. Они поставили перед собой задачу наметить контуры строя, который сможет преодолеть отчуждение труженика от собственности и власти, наиболее разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное гармоничное развитие личности.
Специфика марксистского подхода к изучению государства и права — анализ явлений политической и правовой жизни в первую очередь как органических составных частей (моментов) классовой общественно-исторической формации, отказ от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического и тому подобного порядка. Упомянутый подход зиждется на идее зависимости государства и права прежде всего и главным образом от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения классовых сил в обществе.
Суть историко-материалистического подхода к государству и праву состоит в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Уподобление государства и права надстройке — исследовательский прием, призванный доказать наличие того факта, что данные явления коренятся в «материальных жизненных отношениях», опираются на «реальный базис» и в своем бытие зависят от него.
“Реальный базис”, производственные отношения не только лежат в основании политической и юридической надстройки, но и образуют ее условие, определяют ее саму: “Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще”. К государству и праву от экономической структуры идет и линия причинно- следственной зависимости. Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм находит в экономическом развитии общества. По словам Энгельса, “ конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать… в изменениях способа производства и обмена…”.
Наряду с отмеченными отношениями детерминации политико-юридические институты связывают с экономической структурой и зависимость соответствия. “Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов — словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества” (Маркс). Объясняя архитектонику и развитие всякой общественной формации исключительно производственными отношениями, Маркс и Энгельс постоянно прослеживают соответствующие этим производственным отношениям надстройки. Указанное соответствие носит форму своеобразного повторения в надстройке некоторой суммы признаков, композиции, ритмов движения, присущих базису и “транслируемых” им “наверх”. Сходство, параллелизм, обнаруживаемые между базисом и надстройкой, не стирают, понятно, специфики каждого из этих явлений, не ведут к утрате ими собственного социального качества.
Марксизмом утверждается, что “реальный базис” (экономика) всегда остается первичным и определяющим моментом для политической и юридической надстройки. Это — всеобщий закон. Конкретные его воплощения от эпохи к эпохе меняются. Например, детерминация буржуазной государственности капиталистической экономикой не является по своим формам, методам, социально-психологическим рычагам и прочим факторам копией детерминации государств античного мира производственными отношениями того времени. Даже в границах одной общественно-экономической формации решающее воздействие производственных отношений на государственный строй осуществляется на ее начальных этапах по-другому, нежели тогда, когда она клонится к закату. Дело тут в историческом “перепаде” состояний самой экономики, вследствие чего один и тот же экономический базис обнаруживает в своем проявлении, в своем влиянии бесконечные вариации и градации.
Относительная самостоятельность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций. Вокруг указанных функций концентрируются автономизирующиеся области общественной жизни (в частности, государство и право). Эти сферы отличаются по содержанию, типическим признакам, занимаемому в обществе месту, поскольку различна природа лежащих в их основе социальных функций.
mirznanii.com
Карл Маркс – биография, фото, личная жизнь, работы, «Капитал», книги
Карл Маркс: биография
Карл Маркс — идеолог социализма, автор масштабного труда «Капитал», основоположник марксизма.
Будущий философ родился 5 мая 1818 года в семье этнических евреев Генриха Маркса и Генриетты Маркс в немецком городе Трире. Родители принадлежали двум крупным семействам раввинов. Отец Карла занимался юриспруденцией и ради карьеры стал приверженцем лютеранского вероисповедания. Мать вместе с детьми покрестилась через семь лет после мужа, в 1824 году. Карл Маркс был третьим ребенком в многодетной семье. Большое влияние на воспитание мальчика оказал отец, поклонник идей эпохи просвещения и кантовской философии.
Портрет Карла МарксаДруг Генриха Людвиг фон Вестфален познакомил юного Карла с философией античности, литературой Возрождения. В 1835 году юноша закончил Трирскую гимназию Фридриха-Вильгельма, в которой получил основы знаний математики, латинского, немецкого, греческого и французского языков. После чего поступил в университет города Бонна, а затем перевелся в Берлин. На лекциях студентам преподавали философию, юриспруденцию и историю. Самостоятельно изучив труды мыслителей прошлого, Маркс взял за основу собственного мировоззрения учение Гегеля, в котором юношу привлек атеистический и революционный аспекты.
Дом, в котором родился Карл МарксПод руководством Людвига фон Вестфалена Карл Маркс в 24 года создает диссертацию на тему изучения философских теорий Эпикура и Демокрита. Помимо классической философии Карл Марк особое внимание уделял работам Фейербаха, Смита, Рикардо, Сен-Симона и других мыслителей современности.
Общественно-политическая деятельность
В начале карьеры Маркс намеревался стать профессором Боннского университета, но реакционное правительство в конце 30-х годов уже начало чистку среди преподавательского состава вуза, чтобы уничтожить ростки левого движения на корню. Вслед за Людвигом Фейербахом был уволен профессор Бруно Бауэр, поэтому Маркс отказался от идеи преподавания.
Молодой Карл МарксЧерез год выходит книга Маркса «К критике гегелевской философии права». Молодой человек устраивается на работу в «Рейнскую газету», где ведет политическую колонку. Философ выступал с резкой критикой правящего режима. В конечном итоге со страниц издания Маркс стал призывать к свержению существующего режима, чем навлек на себя гнев правительства. Во время работы редактором газеты Карл понял, что слабо представляет себе структуру политической экономии, поэтому углубился в изучение интересующего вопроса.
Карл Маркс изучает экономикуМолодого журналиста-философа, который получает поддержку у населения Пруссии, правящая верхушка пытается привлечь на свою сторону. Но Маркс не соглашается на компромисс с полицейским режимом. За такое решение молодого мыслителя принуждают к депортации. Осенью 1843 года Карл Маркс вместе с родными в спешном порядке покидает родину и переселяется в столицу Франции.
В Париже философ знакомится с будущим соратником Фридрихом Энгельсом, а также с немецким поэтом Генрихом Гейне. Два года реформатор вращался в радикальных кругах Франции. Маркс знакомится с идеями основоположников анархизма П. Прудона и М. Бакунина.
Карл Маркс и Фридрих ЭнгельсПосле 1845 года Карл Маркс переезжает в Бельгию. Вместе с Энгельсом философ становится участником тайного международного общества «Союз справедливых», который был организован в Брюсселе гражданами Германии. Подпольщики поручили двум деятелям создать текст программы коммунистического общества. В результате совместного труда Маркса и Энгельса был написан «Манифест коммунистической партии», который выпустили ограниченным тиражом на лондонской типографии в начале 1848 года.
Карл МарксВ этом же году бельгийские власти вынуждают Маркса покинуть страну, и теоретик коммунизма на месяц переезжает в Париж, откуда отправляется обратно в Германию. В Кельне под руководством Маркса и Энгельса начинает работу революционное издание «Neue Rheinische Zeitung», но в течение года его выпуск прекращается в связи с поражением рабочих восстаний в Саксонском, Рейнском и Юго-западном округах Германии. Начинаются репрессии.
Лондонский период
Работа в политическом издании компрометирует Карла перед властями, и ученый вместе с семьей в начале 50-х эмигрирует в Лондон. Именно в Великобритании в 1867 году появился главный труд в биографии Маркса — «Капитал». Философ много работает над изучением различных областей науки, среди которых особое внимание Маркса привлекли социальная философия, политическая экономия, математика, агрохимия и минералогия. Первое время семья Маркса в Лондоне крайне бедствовала, но в скором времени на помощь философу пришел друг Энгельс, который безвозмездно финансировал большое семейство.
Карл Маркс за работойВ 1864 году под руководством Маркса открылась «Международная рабочая ассоциация» или Первый Интернационал. Первоначально костяк организации составляли анархисты, французские социалисты, итальянские республиканцы, тред-юнионисты. В связи с разгромом Парижской Коммуны в 1872 году организация Маркса переехала в Нью-Йорк, но через 4 года сообщество прекратило существование и в Америке. И только в 1889 году начал работу Второй Интернационал, продолжатель идей Первого Интернационала.
Марксизм
Идеологические принципы Карла Маркса сформировались в середине 40-х годов. В основу мировоззрения ученого легли идеи Людвига Фейербаха, с которым Маркс вначале был в согласии, а затем вступил в полемику. В собственном труде философ обобщил взгляды учений немецкой, английской и французской философско-политических школ. На основе изученного материала Карл Маркс создал последовательную, цельную систему взглядов на материализм, научный социализм и на рабочее движение.
Материалистическая история
Впервые понятие «материалистическая история» появилось в совместном труде Маркса и Энгельса «Немецкая идеология». Дальнейшие разработки этой теории развивались в «Манифесте Коммунистической партии» и «Критике политической экономии». Маркс логическим путем вывел знаменитую формулу: «Бытие определяет сознание». По мнению ученого, основой каждого общества являются производственные силы, на которых настраиваются остальные общественные институты: политика, юриспруденция, религия, искусство.
Карл Маркс объясняет свою теориюГлавная задача общества — сохранение баланса между производственными силами и производственными отношениями, которые при противоречии приводят к социальной революции. В теории материалистической истории Карл Маркс различает особенности рабовладельческого, феодального, буржуазного и коммунистического строя. Коммунизм делиться на две ступени, низшая из которых — социализм, а высшая — собственно коммунизм с упразднением всех финансовых институтов.
Научный коммунизм
Карл Маркс в рамках концепции прогресса истории человечества выделял классовую борьбу как движущую силу развития общества. Пролетариат Маркс и Энгельс считали тем классом, который свергнет капитализм и приведет к установлению нового международного бесклассового порядка. Для этого нужна будет мировая революция.
«Капитал» и социализм
Карл Маркс в труде «Капитал» наиболее полно раскрыл собственную концепцию экономики капитализма. Первый том вышел за 6 лет до смерти ученого, следующие два вышли только после кончины философа, при содействии друга Фридриха Энгельса. Четвертым томом труда Карла Маркса стала книга «Теории прибавочной стоимости», которая была написана за 5 лет до выпуска первого тома «Капитала».
Карл Маркс за работой над «Капиталом»В тексте сочинения раскрываются вопросы сферы производства капитала, закона стоимости. Формулируются понятия формулы капитала, рабочей силы, постоянного капитала, переменного капитала, абсолютной (количественной) и относительной (качественной) прибавочной стоимости. Согласно теории Карла Маркса капитализм постоянным несоответствием переменного и постоянного капитала провоцирует экономические кризисы, что в конечном итоге приводит к подрыву строя и постепенному упразднению частной собственности, которая заменяется общественной собственностью.
Личная жизнь
В студенческие годы Карл Маркс познакомился с молодой девушкой, первой красавицей города Трира. Графиня Женни фон Вестфален была старше молодого мыслителя на 4 года, но это не помешало бурному роману. Аристократка отвергла ряд представительных женихов ради юного студента. На протяжении 6 лет молодые люди были тайно обручены, так как немецкое аристократическое семейство, к которому принадлежала невеста, негативно относилось к начинающему философу и писателю еврейского происхождения. Но это не помешало влюбленным сыграть свадьбу в 1843 году в городе Кройцнахе.
Карл Маркс с женойВпоследствии сводный брат Женни, который прослужил на посту министра внутренних дел Пруссии 8 лет, преследовал семью Маркса и поспособствовал их окончательному выдворению из страны. К слову, внучатый племянник жены Карла Маркса Людвиг фон Крозиг был министром финансов, а затем последним премьер-министром Третьего рейха.
Карл Маркс со старшей дочерью ЖенниБрак Маркса оказался на редкость крепким и долгим. Супруга философа не только была ему верной женой, но и соратницей. Женни помогала Карлу Марксу в написании книг. В семье у любящих супругов родилось семеро детей, но четверо из них скончались в детстве. Известными стали три дочери писателя. Старшая Женни — политическая деятельница, журналистка, супруга Поля Лафарга. Лаура — французская социалистка, жена Шарля Лонге. Элеонора — супруга Эдуарда Эвелинга. Историки приписывают Карлу Марксу отцовство ребенка экономки семьи Елены Демут. После смерти философа опеку над мальчиком взял Энгельс.
Смерть
В 1878 году жена Маркса умерла после продолжительной болезни. Женни несколько лет боролась с раком. Потеря сломила Карла, и он скончался от плеврита 14 марта 1883 года. Маркса похоронили рядом с супругой на Хайгетском кладбище.
Могила Карла МарксаНа процессии присутствовало 10 человек, соратники Маркса. Большое влияние на распространение идей Карла Маркса оказал Фридрих Энгельс, который стал редактором неизданных трудов философа.
Память
Имя Карла Маркса было прославлено после победы Октябрьской революции 1917 года. На территории СССР в каждом населенном пункте появилась улица или проспект Карла Маркса. На родине идейного вождя международного пролетариата был основан округ Карл-Маркс-Штадт, во время образования ГДР. После падения Берлинской стены, когда Демократическая республика была упразднена, округ прекратил существование.
Памятник Карлу МарксуВ советское время практически в каждом населенном пункте открывались памятники Карлу Марксу. Первый монумент появился в городе Пенза в 1918 году. Некоторые библиотеки и научные центры посвящались имени Карла Маркса.
Библиография
- Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура — 1841
- К критике гегелевской философии права — 1843
- Экономическо-философские рукописи — 1844
- Тезисы о Фейербахе — 1845
- Немецкая идеология — 1846
- Наемный труд и капитал — 1847
- Заработная плата — 1847
- Манифест коммунистической партии — 1848
- К критике политической экономии — 1859
- Заработная плата, цена и прибыль — 1865
- Капитал, т. 1. — 1867
- Капитал, т. 2. — 1885
- Капитал, т. 3. — 1894
- Капитал, т. 4. — 1905
Фото
24smi.org
МАРКС, КАРЛ | Энциклопедия Кругосвет
МАРКС, КАРЛ (Marx, Karl) (1818–1883), создатель системы мышления, называемой марксизмом. Основные социальные и политические идеи Маркса получили широкое распространение после его смерти. Еще в конце 1980-х годов почти половина населения земного шара проживала в странах, режимы которых называли себя марксистскими.
Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 в семье среднего достатка в немецком городе Трире (в прирейнской Пруссии). Его предками по материнской и отцовской линии были целые поколения раввинов, его отец, хотя и был типичным рационалистом, согласился на крещение в евангелической церкви, чтобы не потерять должность (1824). Карл был крещен в шестилетнем возрасте. В 17 лет поступил в Боннский университет на юридический факультет и окунулся в атмосферу романтизма, особенно после помолвки с Женни фон Вестфален, отец которой, барон фон Вестфален, видный гражданин Трира, пробудил у Маркса интерес к литературе романтизма и утопическому социализму последователей Сен-Симона.
Спустя год отец Маркса направил его в более престижный Берлинский университет, где Карл проучился четыре года. В Берлине он оставил романтические взгляды и испытал влияние философии Г.В.Ф.Гегеля, а позднее Л.Фейербаха. Много времени Маркс проводил в компании левых гегельянцев во главе с Бруно Бауэром, стремившимся обратить мировоззрение Гегеля против религиозного, политического и философского status quo. Представив докторскую диссертацию о различии натурфилософии Демокрита и Эпикура, Маркс рассчитывал получить место преподавателя в университете (в 1841 он получил степень доктора в Йенском университете). Но когда Бауэра уволили за неортодоксию (1839), Маркс обратился к журналистике и сотрудничал в кёльнской «Рейнской газете» («Rheinische Zeitung»), оппозиционном издании, основанном рейнскими промышленниками-либералами. Вскоре Маркс стал редактором газеты, однако в мае 1843 она была закрыта властями после публикации статьи о бедственном положении виноделов долины Мозеля, что заставило Маркса (по свидетельству Энгельса) от чистой политики перейти к изучению экономики и далее к социализму. Летом 1843 он женился на Женни фон Вестфален. В том же году Маркс написал большую работу с решительной критикой гегелевского оправдания современного немецкого государства. Не найдя работы в Германии, он решил эмигрировать в Париж.
Этому способствовали интерес к проблемам социализма и перспектива издания журнала, соединяющего немецкую теорию с французскими политическими идеями («Немецко-французский ежегодник», «Deutsch-französische Jahrbücher»). Париж был идеальным местом для начинающего социалиста. Опубликовав две статьи, Маркс вскоре порвал с другом и соредактором журнала А.Руге, увлекшись коммунистическими идеями и общением с немецкими и французскими рабочими. За лето он написал несколько работ, известных как Экономическо-философские рукописи 1844 года (Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844, опубл. в 1932). В сентябре того же года Маркс познакомился с Ф.Энгельсом, который благодаря отцу – компаньону в текстильной фирме в Манчестере – снабжал Маркса практическими сведениями о капиталистическом производстве и оказывал постоянную финансовую поддержку. Прочная дружба с Энгельсом согревала Маркса всю его жизнь.
После высылки из Парижа осенью 1844 Маркс три года провел в Брюсселе и совместно с Энгельсом написал в 1844 изданное во Франкфурте-на-Майне Святое семейство (Die heilige Familie, 1845), содержавшее критику Б.Бауэра, и в 1845–1846 трактат Немецкая идеология (Die deutsche Ideologie, опубл. в 1932). В 1847 в Брюсселе вышла работа Маркса с критикой взглядов Прудона – Нищета философии (Misere de la philosophie). Там же Маркс организовал международную сеть комитетов для связи между немецкими, французскими и английскими коммунистами и социалистами и обмена информацией. В 1847 во время поездки в Англию он встретился с лидерами Лиги справедливых, полулегальной группы главным образом немецких эмигрантов-ремесленников, и вступил в члены этой организации. В 1847 на основе Лиги был образован международный Союз коммунистов, и его 2-й конгресс поручил Марксу и Энгельсу составить программу Союза.
Манифест коммунистической партии (Manifest der Kommunistischen Partei, 1847–1848) был только-только составлен, как начались революции во Франции, Италии и Австрии. Маркс был выслан из Бельгии и вернулся в Париж по приглашению либерального временного правительства. К марту 1848 революция достигла Пруссии, и Фридрих Вильгельм IV был вынужден даровать народу парламент, свободную прессу и созвать ассамблею для принятия конституции. Маркс выехал в Кёльн и начал энергичную журналистскую деятельность в «Новой рейнской газете» («Neue Rheinische Zeitung»), призывая к конституционной демократии и войне с Россией. После поражения революции Маркс был отдан под суд, а затем выслан из Германии. Он вернулся в Париж, однако в июле 1849 был вновь выслан и в августе отправился в Англию. Анализ революции был проведен в его блестящей работе 18 брюмера Луи Бонапарта (Der Achtzehnte Brumaire des Louis Napoleon, 1852) и в серии статей, написанных с 1848 по 1849 (опубл. в 1850 в «Новой рейнской газете»; расширенное издание было выпущено в 1895 Энгельсом под названием Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 (Die Klassenkämpfe in Frankreich 1848 bis 1850).
Первые годы в Лондоне были отмечены глубокой хронической бедностью: Маркс не только не имел необходимых средств к существованию, но и не умел распоряжаться деньгами, когда они появлялись. Вскоре после прибытия в Англию у Женни родился четвертый ребенок, а затем еще два малыша. Трое детей в семье умерли, и вырастить удалось только трех дочерей (кроме того, у Маркса был еще незаконнорожденный сын от служанки, что хранилось в тайне вплоть до кончины Энгельса). В 1856 Маркс писал Энгельсу: «Моя жена больна, моя маленькая Женни больна… я не могу вызвать врача, так как не имею денег на лечение. Восемь дней я кормил семью хлебом и картофелем…». Это было одно из многих писем о помощи. В 1856 благодаря небольшому наследству семья переехала в новый дом, однако упорное стремление Маркса поддерживать видимость благополучия вскоре вновь привело к финансовым затруднениям. В 1864 наследство, доставшееся от матери, и деньги, завещанные В.Вольфом, принесли облегчение семье. Однако тогда же ухудшилось здоровье Маркса.
По прибытии в Лондон Маркс присоединился к Союзу коммунистов и возобновил журналистскую деятельность. Изучение экономики убедило его, что «новая революция возможна только вследствие нового кризиса», и он отошел от активной политической деятельности и посвятил себя исследованию «законов движения капиталистического общества». Регулярным источником средств в 1850-х годах (кроме денежных переводов Энгельса) были статьи в «Нью-Йорк трибюн» («New York Tribune»), радикальной (фурьеристской) газете, выходившей в США (почти 500 статей). Однако сам он считал главной своей целью исследование экономики. Первой опубликованной работой по экономике была его книга К критике политической экономии (Zur Kritik der politischen Ökonomie, 1859), вышедшая в Берлине. Результаты всей работы по исследованию экономических отношений в виде многочисленных рукописей были опубликованы посмертно, но довести до конца удалось лишь опубликованный в Гамбурге первый том Капитала (Das Kapital, 1867, второй и третий тома, отредактированные Энгельсом, были опубликованы в 1885 и 1894, четвертый том – «Теории прибавочной стоимости» – был опубликован К.Каутским в 1902). Капиталу, по признанию Маркса, он принес в жертву здоровье, счастье и семью.
В 1864 Маркс начал энергичную деятельность в Международном товариществе рабочих (более известном как 1-й Интернационал). В течение восьми лет он был самым влиятельным членом Генерального совета, откликаясь на важнейшие события политической жизни: поддерживал стремление Польши к независимости и идею ирландского Гомруля, призывал к сокращению рабочего дня, выступал за передачу земли в общественную собственность. После кровавого подавления Парижской коммуны Маркс написал опубликованный в Лондоне памфлет Гражданская война во Франции (Civil War in France, 1871). Раскол в Интернационале между сторонниками Маркса и анархистами во главе с М.Бакуниным (которого Маркс считал русским агентом, а тот в свою очередь называл Маркса «авторитарным коммунистом») привел к ослаблению организации после переезда ее штаб-квартиры в Нью-Йорк (1872), а затем и к роспуску в 1876.
Последние десять лет жизни Марксу уже не нужно было заботиться о хлебе насущном. Проданная Энгельсом доля в манчестерском хлопчатобумажном бизнесе обеспечила Марксу приличное содержание. Однако после того, как в 1873 с Марксом случился удар, его творческие способности ослабли. Впрочем, он продолжал работать над новым изданием Капитала и внимательно следил за развитием немецкой социал-демократии (в частности, за деятельностью Ф.Лассаля). К этому периоду относится его работа Критика Готской программы (Kritik des Gothaer Programms, 1875). Смерть жены в 1881 и старшей дочери в 1883 лишила его всякого желания продолжать жизнь. Умер Маркс 14 марта 1883 в Лондоне.
Сам Маркс характеризовал свою концепцию как «материалистическое понимание истории» и утверждал, что ключом к постижению человеческой культуры и истории является производственная деятельность, труд. В Капитале суммирован взгляд на труд как инструмент самосозидания человека. Идеи и понятия – политические, философские или религиозные – вторичны. История – не результат случайности, не плод действий великих личностей или влияния сверхъестественных сил; история есть творение человеческой деятельности в целом и подчиняется вполне определенным законам. Стала классической принадлежащая Марксу краткая формулировка сути исторического материализма: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому способствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
Маркс особенно интересовался переходом от феодализма к капитализму. Некоторые из самых ярких страниц Капитала посвящены т.н. первоначальному накоплению, создавшему буржуазию – класс, который монополизировал собственность на общественно значимые средства производства. Ключ к пониманию капиталистической системы, по мнению Маркса, заключается в том, что обмен деньгами и услугами между капиталом и трудом является неравным обменом. Существенно то, что капиталист эксплуатирует рабочих, которые должны работать больше, чем требуется для простого возмещения стоимости жизни – пищи, одежды, жилища для них и их семей. Норма прибыли капиталистов тем не менее имеет тенденцию к понижению, так как конкуренция вынуждает их заменять человеческий труд машинами, которые обходятся дешевле, но не производят прибавочной стоимости. В результате усиленной эксплуатации доходы рабочих относительно (а возможно, и абсолютно) уменьшаются, а конкуренция постоянно угрожает безработицей. И наконец, предсказывает Маркс: «Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют».
Однако процесс разрушения капиталистической системы не является автоматическим, он требует революционного акта, в котором пролетариат свергнет существующее государство и упразднит частную собственность и классы. Существенную роль должна сыграть именно политическая революция, поскольку государство – главный институт капиталистического общества. Политическая власть, по Марксу, – организованная сила одного класса для подавления и угнетения другого. «Современная государственная власть – не что иное, как комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии». В ходе истории каждый способ производства – античный, феодальный и капиталистический – порождает соответствующие политические организации для защиты интересов правящего класса. Крупная промышленность и всеобщая конкуренция современного капитализма создали современное либерально-демократическое государство, позволившее буржуазии наиболее эффективно проводить в жизнь свои классовые интересы.
Сам Маркс ожидал, что пролетарская революция произойдет в индустриализованных странах Западной Европы, хотя в конце жизни предположил, что Россия может миновать капиталистическую стадию развития и построить коммунизм на базе традиционной крестьянской общины. Такая революция должна быть насильственной, хотя некоторые страны (Великобритания или США), по его мнению, могли бы прийти к социализму и мирным путем. Хотя Маркс неоднократно подчеркивал, что не намеревается писать «рецепты для кухни будущего», он все же набросал грубыми штрихами свою концепцию посткапиталистического общества. Коммунизм невозможно осуществить сразу после революции, поскольку «между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».
После смерти Маркса многие его произведения были подготовлены к печати и опубликованы Ф.Энгельсом. Взгляды основателя марксизма легли в основу социалистического движения и государственной политики многих стран и сохраняли влияние вплоть до конца 20 в.
www.krugosvet.ru