Содержание

Волго-Вятский район

  • Состав: Кировская и Нижегородская области, республики Марий Эл, Мордовия, Чувашия.
  • Главные города: Нижний Новгород — 1,4 млн. чел., Киров, Чебоксары.

Этот небольшой по площади и населению район, единственный, не выходящей к границе России не имеющий крупных природных ресурсов, создал развитую экономику, опираясь на свое чрезвычайно выгодное географическое положение — в географическом центре Восточно-Европейской равнины, в месте слияния Волги и Оки и между главными районами России — Центральным, Поволжским и Уральским. Используя научно-технические достижения Москвы, металл Урала, нефть Поволжья, г. Нижний Новгород стал третьим промышленным, торговым и научно-техническим центром России.

Основой промышленности стало машиностроение, возникшее в начале XX века из местного судостроения, а позже дополненное автомобильными, авиационными, военными и другими заводами. Это самый «машиностроительный» район страны: доля машин в выпуске промышленной продукции района превышает 40%. Его главная специализация — транспортная техника. Ведущая отрасль — автомобильная, представлена заводом «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, где производят 20% легковых автомобилей России, а также грузовые машины, в т.ч. типа «Газель». В районе выпускают также автобусы, автосамосвалы, автофургоны, вездеходы, моторы и дизельные двигатели, запасные части. Важное значение имеет выпуск тракторов, бульдозеров, тягачей, экскаваторов (13 производства страны) и другой движущейся техники.

Судостроение представлено несколькими заводами, среди которых крупнейший — Сормовский в Нижнем Новгороде. Он строит суда на подводных крыльях, дизель-электроходы, морские паромы, суда типа «река — море», суда военного назначения. Сейчас, в связи с конверсией, начинается выпуск более современных судов, в конструкции которых широко использованы достижения военного судостроения.

В Нижнем Новгороде работает авиационный завод. С ним связано развитие точного и тонкого машиностроения — производство станков, приборов, инструментов, электро- и радиотехники, средств автоматики. Во многих городах размещаются предприятия ВПК. Наиболее известен из них город Арзамас, около которого в «закрытом» городе были созданы первые атомные и водородные бомбы и другие виды ядерных вооружений (город Саров).

Машиностроение тесно взаимодействует со второй отраслью района — химической, которая производит автомобильные шины, искусственные кожи, смолы и пластмассы и другие изделия, нужные в машиностроении. Для земледелия выпускают азотные и фосфорные удобрения. Главный центр — г. Дзержинск.

Третья отрасль специализации — лесная промышленность, но лесные ресурсы уже истощены и сохранились лишь на севере Кировской обл. Однако в г. Балахне на Волге действует крупный целлюлознобумажный комбинат, производящий 1/3 газетной бумаги в стране. Различные деревообрабатывающие предприятия размещаются практически во всех городах района.

Развитие этих отраслей обеспечивается энергетикой, работающей на привозных нефти и газе, а также гидроресурсах Волги, на которых работают Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Нефтепереработка, передельная металлургия, цементное производство, легкая, в т. ч. крупная обувная, промышленность дополняют хозяйственный комплекс.

Сельское хозяйство района работает устойчиво, в основном на землях южной части района, где выращивают пшеницу, крупяные культуры, хмель (Чувашия), рожь, картофель, овес, лен-долгунец (Заволжье). Мясомолочное животноводство развито повсюду, но сильнее — в северной части района. В южной больше разводят свиней и овец. Развитие сельского хозяйства опирается на традиции многонационального населения, хорошо сохранившиеся в местных селах.

В целом район имеет стабильное население и равномерную заселенность (кроме Кировской области) — около 30-40 чел./км Фактором стабильности являются благоприятные экономические и природные условия района, а также высокая доля в сельском населении чувашей, марийцев, мордвы, которые менее склонны к переселениям по сравнению с русскими.

Нижний Новгород — четвертый по величине город России — является центром городской агломерации с 2 млн. населения и 20 городскими поселениями. Среди других городов выделяются г. г. Чебоксары, Киров, Саранск, Волжск, Дзержинск, где работают современные заводы квалифицированного машиностроения, военные, химические и другие предприятия. Но все они сильно уступают Нижнему Новгороду по производственному и людскому потенциалу.

Период реформ, сопровождающийся спадом в экономике, сильнее затронул периферийные области — заволжские территории и национальные республики. Район выживает за счет автомобилестроения, спад в котором существенно ниже, чем в других отраслях.

Экологическая ситуация в районе в целом достаточно благополучная, за исключением крупных городов и центров химической и целлюлозно-бумажной промышленности — Нижнего Новгорода, Дзержинска, Балахны и др. Здесь население страдает от загрязнения воздуха и водоемов, в т.ч. и самой Волги. Наличие в районе двух крупных водохранилищ с их плотинами вызывает подтопление земель, эвтрофикацию мелководий, гибель рыбы и другие волжские проблемы.

Перспективы района связаны, прежде всего, с развитием отраслей специализации, с возрождением авто-, судо- и авиастроения с их переходом на спрос среднего и мелкого потребителя. Поэтому будет развиваться серийное производство разнообразных по назначению и параметрам транспортных средств, использование которых может быть и индивидуальным, и мелкокорпоративным (в малом и среднем бизнесе). Район по своей технической подготовленности может развить и другие современные производства, в т.ч. разработку малоотходных экологичных технологий и образцов такой техники, а также может возродиться как крупный торгово-распределительный центр с комплексом посреднических услуг.

geographyofrussia.com

Волго-Вятский экономический район — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 января 2018; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 января 2018; проверки требуют 4 правки.
Федеральный округ РФ
Волго-Вятский экономический район
Территория — площадь 265,4 тыс. км²
(1,55 % РФ)
Население 8,444 млн чел. (2014)
(5,28 % РФ), в том числе:
• городского — 70,5 %
• сельского — 29,5 %
Плотность 31,5 чел./км²
Количество субъектов 5
Количество городов 65
Волго-Вятский район

Во́лго-Вя́тский экономи́ческий райо́н (ВВЭР) — один из 12

ru.wikipedia.org

характеристика, состав, природные ресурсы. ЭГП Волго-Вятского экономического района России

В состав Волго-Вятского экономического района входит 5 административных образований. Центральным из них считается Нижегородская область. На ее территории действуют различные крупные промышленные предприятия. Кроме Нижегородской области, в состав Волго-Вятского экономического района включены Республики Марий Эл, Чувашская и Мордовская, а также Кировская область.

Объемы промышленности

Как выше было сказано, Нижегородская область выступает как производственный центр региона. Здесь работают станкостроительные, автостроительные, дизелестроительные, судостроительные и другие промышленные предприятия. Вместе с этим отмечается снижение доли области в хозяйственном секторе региона. Это обуславливается опережающими темпами развития промышленности республик. Так, в Чувашии интенсивно формировались электротехника и приборостроение, в Мордовии – резинотехническое, цементное, светотехническое производство, в Марий Эл – радиоэлектроника. Второе место в регионе по объему промышленного производства занимает Кировская обл. Ключевыми отраслями специализации здесь выступают машиностроение, электронное в том числе, станкостроение. В области хорошо развиты пищевая, химическая, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, лесная промышленность, работают заводы по изготовлению бытовой техники.

Марий Эл

В этой республике центральное место в хозяйственном комплексе занимает промышленность. Доля машиностроения составляет 1/4 от всего производственного объема. В этой отрасли наибольший вес имеют наукоемкие и сложные направления. К ним, в частности, относят радиоэлектронику, приборостроение. Республика Марий Эл производит более 60 % всего российского торгово-холодильного оборудования. Лесная, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая промышленность в совокупности занимают около 13 % от всего промышленного объема.

Мордовия

Эта республика считается индустриально-аграрной. Наряду с промышленными отраслями, здесь широкое распространение получило сельское хозяйство. Ключевой производственной отраслью считается машиностроение. Оно составляет более половины всего объема промышленности. К наиболее развитым отраслям машиностроения следует отнести светотехнику, приборостроение, полупроводниковое производство. Большие производственные объемы дает пищевая промышленность.

Чувашия

Машиностроение в республике занимает более 1/3 от всего производства. В Чувашии выпускаются ткацкие станки, бульдозеры, электропогрузчики. К наиболее крупным предприятиям относят АО «Промтрактор». Это единственный в РФ и всей Европе завод по выпуску мощных многопрофильных тракторов. Техника используется в газовой, угле- и золотодобывающей отраслях. Хорошо развиты в Чувашии химическое, пищевое производство, легкая промышленность.

Волго-Вятский экономический район: характеристика

По плану развития на предстоящие годы предполагается активное инвестирование в промышленные узлы региона. Один из них, в частности, успешно работает в Мордовии. Саранско-Рузаевский узел образовался в республике на базе приборостроительных, светотехнических и прочих предприятий. В Чувашии формирование комплекса было обусловлено строительством Чебоксарской ГЭС, химического комбината и тракторного завода. В Марий Эл развитие получил Волжский узел на базе разных видов машиностроения и деревообработки.

Иностранные инвестиции

Несмотря на значительное развитие промышленности республик, входящих в Волго-Вятский экономический район, характеристика социальной сферы оставляет желать лучшего. Имеет место существенный отрыв хозяйственного развития крупных центров от качества жизни национальных образований, Кировской и Нижегородской областей. Недостаточно активно проходит формирование рыночных структур. Однако отмечается положительное влияние иностранных инвестиций и расширение сферы экспорта и импорта. Сотрудничество Чувашии с Германией, например, способствовало сооружению нового завода по производству ремней безопасности для автомобилей. Это предприятие располагается в г. Алатыре. Производство считается сегодня единственным не только в РФ, но и во всех странах СНГ. Этот завод позволил ликвидировать зависимость отечественных автомобилестроителей от зарубежных поставщиков. Иностранные инвестиции способствовали развитию Чебоксарского завода по производству стройматериалов (АО «САНТЭК»). Сотрудничество с зарубежными предприятиями стимулировало расширение хозяйственной сферы не только в отдельной республике, но и во всем регионе.

ЭГП Волго-Вятского экономического района

По плану западной части региона можно установить ее сходство с центром РФ. Климат южной части похож на условия Центрального Черноземья. Площадь всей территории — 263 тыс. кв. км. Волго-Вятский экономический район находится в центре европейской части страны. Регион расположен в бассейнах крупных рек. Ими являются Волга и Вятка. Отсюда, собственно, название региона. ЭГП Волго-Вятского экономического района на пересечении железнодорожных путей, которыми связываются Северо-Запад и Центр, Урал и Поволжье, обеспечивает благоприятные условия для активного развития хозяйственной отрасли.

Природные ресурсы Волго-Вятского экономического района

Климат региона умеренно-континентальный. По всей территории распространен лес. Собственные природные ресурсы Волго-Вятского экономического района не отличаются большими объемами. В Кировской области, например, присутствуют стройматериалы, торф, фосфориты. Территория покрыта массивами лесов, что способствует активному развитию деревообрабатывающей промышленности. Водные ресурсы Волго-Вятского экономического района имеют огромное значение для развития производства и сельского хозяйства.

Жители

Волго-Вятский экономический район населяет порядка 5.7 % людей. Общая численность на 2001 г. – 8.2 млн. Демографическая ситуация в 2000 году характеризовалась естественным уменьшением (около 8 чел/1000). Особенно высокой убыль была в Нижегородской области. Кроме этого, имела место положительная миграция. В Нижнем Новгороде в период с 2007-го по 2009 гг. благодаря уменьшению смертности и увеличению рождаемости естественная убыль населения снизилась на 30 %. Плотность составляет 32 чел/кв. км. Внутри региона отмечается неравномерное расселение. Большая часть людей проживает в Чувашии и Нижегородской области. В Кировской обл. плотность населения минимальна. Около 70 % граждан проживает в городах. Кировская и Нижегородская области отличаются наиболее высоким уровнем урбанизации (порядка 71 %). На остальной территории ее показатель достигает 60 %.

Особенности занятости населения

Рассматривая географическое положение Волго-Вятского экономического района, необходимо отметить специфику расселения в зависимости от развитости той или иной хозяйственной сферы. Так, сельское население преимущественно проживает в Марий Эл, Чувашии, Мордовии. Оно формирует резерв проходящего в регионе процесса урбанизации, обеспечивая перераспределение занятости в промышленность и прочие сосредоточенные в городах отрасли материального и нематериального производства.

Отрасли специализации

Ключевые отрасли хозяйства формируются за счет выгодного ЭГП Волго-Вятского экономического района. К основным отраслям специализации следует отнести машиностроение, лесную и химическую промышленность. Ключевое значение имеет автомобиле- и судостроение. Большой вклад в развитие хозяйства региона вносят неметаллоемкое машиностроение (электротехника) и станкостроение. Кроме удобной позиции, которую занимает Волго-Вятский экономический район, характеристика развития региона складывается из исторически сформированной индустриальной базы Нижнего Новгорода. В частности, Сормовский завод считался одним из крупнейших в стране еще до революции. Несомненно, это результат влияния значительных трудовых резервов, больших запасов воды и леса. Вместе с этим ЭГП Волго-Вятского экономического района не позволяет сформировать достаточную сырьевую и энергетическую базу. Производственный объем и ассортимент продукции существенно уступают показателям Центрального региона. Волго-Вятский экономический район, кратко говоря, ориентируется на привозное топливо и сырье с Поволжья, Западной Сибири и Урала.

Машиностроение

Оно представлено судо- и автомобилестроительными предприятиями, заводами по производству радиотехнических изделий, инструментов, приборов, оборудования для деревообрабатывающей и химической промышленности. В машиностроении занята половина трудоспособного населения региона. Автозавод в Нижнем Новгороде взаимодействует со смежными предприятиями и имеет филиалы в Павлове и Саранске. Созданы машиностроительные заводы в Чебоксарах и Кирове. Они выпускают тяжелые тракторы, тягачи, вездеходы, бульдозеры. Предприятия Саранска производят электрические, кварцевые, дуговые, ртутные лампы. Нижегородский завод «Красное Сормово» ранее выпускал речные ледоколы, суда с подводными крыльями. Поскольку Волго-Вятский экономический район России небогат собственным сырьем, машиностроение обслуживается в большей степени за счет поставок материалов с Урала.

Химическая отрасль

ЭГП Волго-Вятского экономического района России позволяет активно развивать в регионе эту промышленную сферу. Химическое производство считается одной из ключевых отраслей хозяйства. Основным центром производства является Дзержинск. Здесь выпускаются азотные удобрения, пластмассы, синтетические смолы, серная кислота и прочая продукция. Крупный завод по переработке нефтепродуктов располагается в Кстово. К городу подведен трубопровод из Альметьевска.

Деревообрабатывающая промышленность

Удачное ЭГП Волго-Вятского экономического района формируется за счет наличия огромных массивов леса. Предприятия, занятые в сфере деревообработки, выпускают пиломатериалы, мебель, спички. На Волге работают целлюлозно-бумажные комбинаты. Крупнейшим из них считается предприятие в Балахне. ЦБК работают также в Волжске и Правдинске.

АПК

Агропромышленный комплекс представлен сельским хозяйством и животноводством. С\х производство считается многоотраслевым, однако оно в состоянии лишь частично обеспечить потребности региона. Ключевая роль принадлежит животноводству. Для разведения поголовья скота используются естественные пастбища и луга по речным долинам. Здесь выращивают КРС, свиней, овец. Хорошо в регионе развито и земледелие. В Волго-Вятском районе выращивают картофель, зерновые и технические культуры.

ТЭК

В топливно-энергетическом комплексе используются собственные ресурсы – вода и торф. В регионе действуют две ГЭС – Чебоксарская и Нижегородская. Однако ключевое значение для региона имеют газ и нефть. Они поступают на территорию с Западной Сибири и Поволжья. Немаловажное значение имеют и угольные ресурсы. Их поставляет Кузнецкий и Печорский бассейны. Большая часть электроэнергии вырабатывается на ТЭЦ. Самые крупные станции располагаются в Дзержинске, Нижнем Новгороде, Балахне.

Транспорт

Нельзя сказать, что в регионе действует густая сеть. Однако через территорию района проходят важнейшие автомобильные и железнодорожные магистрали. Они соединяют восточные и западные части страны. Крупной транспортной артерией региона является р. Волга. Здесь развито пассажирское и грузовое судоходство.

fb.ru

Центральные районы СССР (центральный, центрально черноземный, Волго-Вятский). Экономическая карта


Центральные районы СССР (центральный, центрально черноземный, Волго-Вятский). Экономическая карта

Географический атлас для учителей средней школы. Четвёртое издание. — М.: Главное управление геодезии и картографии при совете министров СССР. Ответственный редактор атласа Л.Н. Колосова. 1982.

  • Центр европейской части РСФСР. Физическая карта
  • Среднее Поволжье СССР. Физическая карта

Смотреть что такое «Центральные районы СССР (центральный, центрально черноземный, Волго-Вятский). Экономическая карта» в других словарях:

  • Все карты — Физическая карта полушарий Антлантический океан. Физическая карта Арктика. Физическая карта Тихий и Индийский океаны. Физическая карта …   Географический атлас

  • ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ — Атлас включает группу карт разнообразной тематики, состоя­щую из карт природных явлений и социально экономических: ми­ра, материков, зарубежных стран, СССР и его частей. Одновре­менное использование общегеографических и тематических карт на… …   Географический атлас

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

geography_atlas.academic.ru

Волго-вятский район — это… Что такое Волго-вятский район?


  • Волго-Донский канал
  • Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина

Смотреть что такое «Волго-вятский район» в других словарях:

  • Волго-Вятский экономический район — Для улучшения этой статьи желательно?: Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей. Викифицировать статью. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтв …   Википедия

  • Волго-Вятский экономический район —         СССР, один из крупных экономических районов СССР. Включает Горьковскую и Кировскую области, Марийскую, Мордовскую и Чувашскую АССР. Площадь 263,3 тыс. км2. Население (1970) 8348 тыс. чел. В. В. э. р. один из многонациональных в РСФСР. 3/4 …   Большая советская энциклопедия

  • ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН — ВОЛГО ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН, включает Марийскую Республику (Марий Эл), Республику Мордовия, Чувашскую Республику, Кировскую и Нижегородскую области. Пл. 263,3 тыс. км2 (1,5% территории России). Население 8375,6 тыс. человек. (5,7% населения …   Русская история

  • Волго-Вятский экономический район — Волго Вятский экономический район, включает Марийскую Республику, Республику Мордовия, Чувашскую Республику, Кировскую и Нижегородскую области. Площадь 263,3 тыс. км2 (1,5% территории России). Население 8443,8 тыс. человек (1996; 5,7% населения… …   Словарь «География России»

  • Список городов Волго-Вятского экономического района с населением более 20 тысяч человек — В Волго Вятском экономическом районе имеется 34 города с населением более 20 тысяч человек, из них: 1 миллионер более 1 млн жителей 3 крупных от 250 тыс. до 500 тыс. жителей 4 больших от 100 тыс. до 250 тыс. жителей 8 средних от 50 тыс. до 100… …   Википедия

  • Поволжский экономический район — на карте России …   Википедия

  • Экономический район —         территориальная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся определённым экономико географическим положением, территориально хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся… …   Большая советская энциклопедия

  • Северо-Западный экономический район — на карте России Северо Западный экономи …   Википедия

  • Уральский экономический район — на карте России Уральский экономический район  один из 11 …   Википедия

  • Прибалтийский экономический район — историч.  один из 19 экономических районов СССР, состоял из трёх прибалтийских союзных республик (Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР) и Калининградской области РСФСР[1]. в экономико географическом анализе мирохозяйственного… …   Википедия

dic.academic.ru

Волго-Вятский экономический район

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Геолого-географический факультет

Кафедра краеведения и туризма

Волго-Вятский экономический район

Выполнили:

студентки 266гр.

Пастухова Я.И

Тюркина Д.И
Томск 2010

Экономико-географическое положение

S=265, 4 тыс. км2 или 1,5% территории России.

Волго-Вятский экономический район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Район с юго-запада на северо-восток вытянулся почти на 1000 км. Граничит: на востоке с Уральским эк.р. на юго-востоке с Поволжским эк.р. на западе с Центральным эк.р. и на севере с Северным эк. районом.

В состав района входят: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская и Нижегородская области.

Волго-Вятский район на карте РФ

В настоящее время это индустриально-аграрный район. В нем представлены трудоемкие и наукоемкие отрасли машиностроения, обеспеченные квалифицированными кадрами, материалоемкие отрасли лесной промышленности. Важное значение имеет обеспеченность района минерально-сырьевыми ресурсами. Промышленное значение имеют ресурсы фосфоритов.

Известен Волго-Вятский район и залежами торфа. Из топливных ресурсов район располагает также запасами горючих сланцев, разработка которых в настоящее время не ведется.

Территория района признана высокоперспективной по запасам нефти, газа и кимберлита.

Район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень. К важнейшим природным богатствам района относят лесные ресурсы. Также Волго-Вятский экономический район выделяется среди европейских экономических районов обеспеченностью водными ресурсами. Главным источником является Волга с ее притоками. Немаловажное значение имеют запасы подземных вод, которыми богат район.

Сельское хозяйство здесь типичное для Нечерноземья. Для него характерна многоотраслевая структура при относительно большой доле молочно-мясного животноводства. Издавна этот край знаменит кустарными промыслами – хохломской росписью по дереву, металлическими изделиями Павлова и др.

Численность населения региона составляет 8,4 млн. чел., или 5,7% численности населения Российской Федерации. Средняя плотность населения 31,7 чел. на 1 км2 , но территория заселена неравномерно: Правобережье почти в 3 раза плотнее, чем Заволжье. Индустриализация региона и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения.

Эколого-географическое положение не очень благоприятное, так как на территории района развивается химические, машиностроительные, лесопромышленный и др. комплексы которые загрязняют воздух и воду.

Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта — железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта.

Удобное географическое положение, устойчивые транспортные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых промышленных объектов, высококвалифицированных кадров, создают благоприятные предпосылки для наращивания экономического потенциала региона.

Природные условия и ресурсы

Рельеф территории района представлен холмисто-увалистой равниной с ярко выраженными ледниковыми формами, территория расчленена многочисленными речками в заволжской части, а на юге балками и оврагами. Сложный рельеф затрудняет развитие сельского хозяйства и строительства.

Климат района — континентальный. Континентальность нарастает с юго-запада на северо-восток. Средняя температура января колеблется от -11°С до -16°С, а июля — от 17°С до 19,5°С. Годовое количество осадков убывает с запада на восток с 600 мм до 350 мм в год. Продолжительность безморозного периода от 190 до 140 дней. Южная часть района подвержена влиянию засухи, а северная избыточно увлажнена и заболочена.

Почвы преимущественно подзолистые, а в заболоченных районах представлены торфяниками, поэтому требуют внесения органических и минеральных удобрений и проведения мелиоративных работ. В поймах рек почвы плодородные аллювиальные, занятые разнотравными лугами, которые служат кормовой базой для развития животноводства. Южнее Волги преобладают плодородные серые лесные почвы и деградированные выщелоченные черноземы.

Район с юго-запада на северо-восток вытянулся почти на 1000 км и находится в различных природных зонах. Большая часть его территории лежит в пределах лесной зоны, а юг — в лесостепной. Леса покрывают почти половину площади района.

Среди многообразия факторов, влияющих на экономическое развитие региона, немаловажное значение имеет обеспеченность его минерально-сырьевыми ресурсами. По запасам полезных ископаемых и их многообразию Волго-Вятский экономический район значительно уступает большинству экономических районов России. Среди полезных ископаемых промышленное значение имеют ресурсы фосфоритов Вятско-Камского месторождения Кировской области.

Балансовые запасы их превышают 2 млрд. т, что составляет более 20% общероссийских запасов. Около 60% запасов фосфоритов относится к числу лучших. Неглубокое залегание пластов (от 3 до 30 м) позволяет вести разработку сырья открытым способом с низкой себестоимостью добычи. Однако поскольку рудник расположен в самой холодной, суровой и многоснежной части Кировской области, добыча руд носит сезонный характер.

Известен Волго-Вятский район и залежами торфа. Геологические запасы его оцениваются почти в 2,0 млрд. (1,3% всех запасов России). Более половины всех запасов составляет торф с повышенной теплотворной способностью, использующийся в качестве топлива. Широкое применение находит торф в сельском хозяйстве. Большая часть запасов торфа приходится на Кировскую область. Его запасы имеются также в Нижегородской области и

Республике Марий Эл. Из топливных ресурсов район располагает также запасами горючих сланцев, разработка которых в настоящее время не ведется.

Территория района признана высокоперспективной по запасам нефти, газа и кимберлита.

Район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень. На долю Волго-Вятского района приходится свыше 9% запасов гипса России.

Важное значение для развития промышленности строительных материалов имеют значительные ресурсы цементного сырья. Запасы их сконцентрированы в Мордовии и Кировской области. Среди месторождений большими промышленными запасами мергельно-меловых пород выделяется Алексеевское (Республика

Мордовия). К важнейшим природным богатствам района относят лесные ресурсы с запасами древесины 1,3 млрд. м3, что составляет около 2% всех запасов древесины Российской Федерации. Лес покрывает почти половину территории

Волго-Вятского экономического района. 80% покрытой лесом площади занимает эксплуатационный лес, 4/5 запасов древесины приходится на Кировскую область и север Нижегородской. В видовом составе лесов преобладают хвойные породы: ель, сосна, пихта; из мелколиственных — береза, осина, ива; на юге района представлены липа и дуб. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района, особенно хвойных пород, значительно истощены и вывозка древесины из района сокращается. Важным резервом являются лиственные породы деревьев, пока еще слабо разрабатываемые в районе. Поэтому одними из главных задач являются рационализация эксплуатации лесных богатств и развитие глубокой переработки древесины.

Волго-Вятский экономический район выделяется среди европейских экономических районов обеспеченностью водными ресурсами.

Поверхностных водных источников достаточно для удовлетворения потребности хозяйства и населения. Главным источником является Волга с ее притоками. Немаловажное значение имеют запасы подземных вод, которыми богат район. Несмотря на высокую обеспеченность водными ресурсами в целом по району, условия водоснабжения в нем существенно отличаются даже в пределах небольшой территории. Недостаток воды ощущается в пунктах, расположенных в верховьях малых рек или на водоразделах. В последнее время возрастание водного дефицита обусловливается не только ограниченностью запасов поверхностных вод, но и их загрязнением, а также загрязнением подземных вод промышленными стоками и неочищенными стоками сельскохозяйственных объектов.

Население

Численность населения региона составляет 8,4 млн. чел., или 5,7% численности населения Российской Федерации. За период экономических реформ численность населения региона сократилась на 36 тыс. чел., что объясняется отрицательными показателями естественного прироста и миграционными потоками в другие регионы страны. Средняя плотность населения 31,7 чел. на 1 км2, что почти в 4 раза превышает среднюю заселенность России. Однако территория заселена неравномерно. Так, плотность населения Чувашской Республики составляет 74,4 чел. на 1 км2, а в Кировской области — 13,5 чел. на 1 км2.

Индустриализация региона и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения. 70,1% населения региона проживает в городах. Наиболее высокий уровень городского населения в Нижегородской (77,9%) и Кировской (70,4%) областях. Менее урбанизированы республики

Мордовия, Марий Эл, Чувашская; в них на долю городского населения приходится 58,3; 62,6 и 60,6% соответственно. Основная часть городского населения проживает в 8 городах региона. Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города — спутники, прилегающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и другие, а также тяготеющие к нему поселки городского типа. Тенденция концентрации населения в немногочисленных точках региона при обезлюдении основной территории получила здесь широкое распространение. Воспроизводство населения в регионе в последние годы осуществлялось замедленными темпами. Многие показатели демографической ситуации (половозрастной состав, брачность, рождаемость, смертность, естественный прирост) свидетельствуют об отрицательных тенденциях в развитии демографических процессов. Отток населения из сельской местности, особенно молодежи, крайне осложнил демографическую ситуацию на селе. Показатели естественной убыли на 1,1%0 пункта превышают средние по стране и составляют —6,4%о в районе против —5,1%0 в стране.

Отрицательный прирост населения характерен для всех административно- территориальных единиц, однако показатели выше среднерайонного отмечаются в Нижегородской и Кировской областях.

Население региона многонационально. Большую часть его представляют русские (95% жителей Нижегородской и 90% Кировской областей, 61% в Мордовии, 48 в Марий-Эл и лишь 27% в Чувашии), из других национальностей преобладают чуваши (11%), мордва (4,4%), марийцы (4,5%) а также татары (2,7%), расселившиеся по всей территории района. Пестрота национального состава обусловила существенные различия в быте и навыках жителей отдельных местностей района, особенно сельских.

К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность региона трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион относился к районам, имеющим избыток трудовых ресурсов, и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Однако отнесение Волго-Вятского региона к трудоизбыточным в настоящее время следует пересмотреть. Численность экономически активного населения в районе за 1992— 1996 гг. снизилась на 203,1 тыс. чел., или на 4,6% и составила 4 063,6 тыс. чел., а занятых в экономике уменьшилась на 8,6%, что связано с дальнейшим сокращением работающих в сфере материального производства. Уровень безработных возрос за этот же период с 5,3 до 9,3%.

Трудоспособное население составляет 4,0 млн. чел., из них в общественном производстве занято 90,7%, в том числе в материальном производстве занято

69,6%, в непроизводственной сфере — 30,4%. В связи с развитием рыночных отношений, банкротством нерентабельных предприятий, сокращением рабочих мест возрастает удельный вес безработных, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства. Поэтому в этих городах необходимо широкое развитие малого бизнеса, непроизводственной сферы, что способствовало бы дополнительному привлечению рабочей силы и смягчению уровня безработицы и социальной напряженности в регионе.

Специализация района.

Ведущая отрасль хозяйства Волго — Вятского района – промышленность. В ее составе резко выделяется машиностроительный комплекс, в первую очередь определяющий специализацию района в системе территориального разделения труда. Межрайонные функции выполняют также лесопромышленный и химический комплексы. ТЭК, строительный и АПК имеют внутрирайонное значение. Основу межотраслевых комплексов составляют следующие ЭРЦ: машиностроительный, лесохимический, нефтеэнерго — химический, горно — химический, текстильно (кожевенно) – промышленный, индустриально- строительный, индустриально- аграрный.

В отраслевой структуре промышленности ведущее место занимают машиностроение и металлообработка— 41% от объема промышленной продукции. Далее:

Электроэнергетика (14%)

Пищевая (12%)

Химическая и нефтехимическая(11%)

Лесная, деревообрабатывающая и ЦБ (6%)

Черная металлургия (3%)

Топливно – энергетический комплекс базируется в основном на привозном угле, природном газе, поступающем из других районов, и местном мазуте. Топливно — энергетический баланс района остродефицитен, и это ограничивает развитие в нем энергоемкий производств. Основную часть электроэнергии дают тепловые электростанции сравнительно небольшой мощности (крупнейшая ТЭЦ – «Чебоксарская – 2» мощность – 460МВт)

На Волге две крупные ГЭС: Горьковская (520МВт) и Чебоксарская (1379МВт) Район не удовлетворяет собственных нужд в электроэнергии поэтому недостающее количество поступает из ОЭС Центра, Поволжья и Северо – Запада.

Машиностроительный комплекс, формировавший долгое время, отличает сложная структура, высокая концентрация производства, развитые связи по кооперации. Ведущие его отрасли: транспортное машиностроение, электротехника и приборостроение.

Судостроение — одна из старейших и традиционных отраслей в районе. Его крупнейшее предприятие «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, основанное в середине ХIХ в. В настоящее время он выпускает суда различного класса – от теплоходов типа «река — море», пассажирских лайнеров, судов на подводных крыльях до ледоколов и мощных морских железнодорожных паромов. Судостроительные и судоремонтные заводы сосредоточены в основном в Нижегородской обл. на р. Оке( Навашино) и на Волге ( Чкаловск, Городец) . Развитое судостроение обслуживают смежные производства: нижегородский завод «Двигатель революции»( сейчас АООТ «РУМО) выпускает мощные судовые дизели, завод «Теплоход» в г.Боре – судовое оборудование, портовые краны. Комплекс судостроительных, судоремонтных и обслуживающих их предприятий в районе – один из крупнейших в стране.

Автомобилестроение возглавляет Горьковский автозавод (ГАЗ), построенный в 1932г. Он выпускает грузовые автомобили малой и средней грузоподъемности, легковые автомобили среднего класса « Волга» и микроавтобусы. На его базе создано несколько автомобильных заводов: в Павловске (автобусы), Заволжье (гусеничные тягачи), Шумерле в Чувашии (автофургоны) Саранске (автосамосвалы).

Транспортное машиностроение дополняется крупным авиационным заводом «Сокол» в Нижнем Новгороде, на котором производят истребители МиГ – 29 и МиГ – 31, легкие самолеты. Также есть и другие предприятия авиационной промышленности, производящие комплектующие детали в Нижнем Новгороде. Павлове, Кирове, Кирово – Чепецке.

Важные составные части машиностроительного комплекса района — электротехническая промышленность и приборостроение. Электротехника наиболее развита в Мордовии и Чувашии, где выделяются Чебоксарский электроаппаратный завод, саранский завод «Электровыпрямитель» и электротехнические заводы ОАО «ЛИСМА» в Рузаевке и Ардатовском районе. Здесь же расположены и заводы кабельных изделий. В Мордовии сформировалось мощное электроламповое производство ( ОАО «ЛИСМА» и «Саранский электроламповый завод»). Центрами приборостроениястали также Йошкар – Ола ( завод «Электроавтоматика»), Чебоксары ( заводы электроизмерительных и электроисполнительных приборов и др.) и Саранск (ОАО «Саранский приборостроительный завод»). Промышленность средств связи представлена АО «Лайме» в Саранске.

Приборостроение и электронная промышленность размещены главным образом в крупнейших городах района: Нижнем Новгороде (выделяются радиопромышленность), Арзамасе, Правдинске, Чебоксарах, Йошкар – Оле. В Нижнем Новгороде на заводе «Зефс» производят фрезерные станки. Также по размерам и значению выделяют завод автоматических линий для листовой штамповки в Рузаевке и группа инструментальных заводов в Павловске. В Нижегородской обл. и Мордовии развита медико- инструментальная отрасль. В районе производят также технологическое оборудование для химической ( Дзержинск, Рузаевка) и пищевой (Нижний Новгород, новый комплекс в Волжске) промышленности, дробильно- размолочное оборудование, а также тракторостроение ( Выкса).

Машиностроительный комплекс работает в основном на привозном металле. Частично его потребности удовлетворяет собственная металлургия. Постепенно на всех заводах было ликвидировано доменное производство, и они изменили свой профиль. В настоящее время черная металлургия представлена предельными заводами в Выксе, Нижнем Новгороде, Кулебаказ, Омутнинске, Песковским чугунолитейным, Саранским литейным заводам «Центролит» малой металлургией на крупных машиностроительных предприятиях («Красное Сормово», «Красная Этна»), а также трубным заводам в г. Боре.

Химический комплекс включает совокупность производств нейте – энергохимического и горно — химического ЭПЦ. Его развитию способствует выгодное экономико – географическое положение района, наличие значительных водных ресурсов, местное потребление химической продукции, особенно в машиностроение. Нефтеэнергохимический цикл не имеет начальной стадии: нефть поступает из Сибири и Поволжья. Средняя стадия – нефтепереработка – размещена в Кстово (АО «НОРСИ»). Конечная стадия цикла сосредоточена в Дзержинске (четыре крупных завода). Резинотехническое производство тесно связано с автостроением и представлено Кировским шинным заводом и предприятиями в Саранске и Чебоксарах. Саранск стал также центром химико- фармацевтической отрасли ( АООТ «Биохимик»). В Вурнарах (Чувашия).

Горно — химический цикл «разорван» технологически и территориально. Добыча верхнекамских фосфоритов (Рудничный) формирует начальную стадию цикла, однако в пределах района их перерабатывают только на фосфоритную муку. Производство продуктов основной химии – мин. удобрений, неорганических кислот, каустической соды – развивается на привозном сырье.

Леснопромышленный комплекс – один из ведущих в структуре хозяйства района – базируется на собственных лесных ресурсах, имеет квалифицированные кадры. Его основа – лесоэнергетический цикл, представленный достаточно полно. Заготовки леса ведут главным образом в Кировской и Нижегородской областях. Предприятия по механической обработке древесины тяготеют к районам лесозаготовок. Мебельные предприятия имеются в Нижегородской и Кировской областях, а также в республиках, особенно в Чувашии. НА изготовлении лыж специализированны нововятский и ветлужский комбинаты, музыкальные инструменты выпускают предприятия Кирова и Шумерли. Развито производство целлюлозы, бумаги, картона и разнообразных продуктов лесохимии. ПО выпуску бумаги район – третий в стране. В Балахне работает целлюлозно – картонный комбинат, в Волжске и Правдинске – целлюлозно-бумажные комбинаты. Лесохимические предприятия размещены в основном в Нижегородской области. В Кировской области работает моломский завод. Развивается биохимия, использующая в качестве сырья отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности. Кировский биохимический завод – одно из ведущих предприятий отрасли – выпускает кормовые дрожжи. Кормовые добавки производит также гидролизно – дрожжевой завод в Волжске.

Строительный комплекс развит в районе непропорционально, хотя имеющиеся здесь месторождения гипса и другого минерально – строительного сырья создают для него определенную базу. Предприятия по производству стройматериалов размещены в основном в пределах Нижегородской области и Мордовии (АООТ «Мордовцемент» в Чамзинском районе). Стекольный завод в г. Боре, выпускающий техническое и оконное стекло, обеспечивает местные потребности и поставляет свою продукцию другим районам.

Легкая промышленная. Ее основное центры – Нижний, Киров, Чебоксары, Богородск, Слободской. Текстильно (кожевенно) — промышленный цикл здесь имеет структуру такую, что кожевенный цикл здесь развит более, чем текстильная. Кожевенно-обувное и овчино – шубное производства связаны с давней специализацией сельского хозяйства и развитием в районе деревенских кожевенных промыслов. Сложились два «гнезда» кожевенного производства: в Богородске вблизи Нижнего Новгорода и и Киров – Слободском. Богородск выделяется многочисленными кожевенными заводами. Слободской специализирован на меховом и овчинно- шубном производстве. В Кирове имеется крупный кожевенно – обувной комбинат. В Богородске, Кирове, Йошкар – Оле производят также искусственную кожу, часть которой используют в автомобильной промышленности.

Текстильная промышленность вначале развивалась на местном сырье – льне и конопле. Здесь действуют пенько- и льнозаводы, вырабатывающие волокнистое сырье, канатно- шпагатные фабрики ( Горбатов, Саранск) имеется производство льняных тканей (Нижегородский льнокомбинат). Хлопок производят на крупнейшем предприятии района – Чебоксарском хлопчатобумажном комбинате. Другой комбинат в Цивильске.

Особое место занимают трудоемкие художественные деревянные промыслы. Широкой известностью пользуются яркие, расписанные киноварью и золотом деревянные изделия Семеновского ХПО «Хохломская роспись», вятские поделки из капана (наплыв на стволах, ветвях и корнях деревьев), деревянные игрушки, производимые в Кирове, изделия из бересты народного художественного промысла « Полен» в республике Марий Эл.

Агропромышленный комплекс района по своей специализации типичен для нечерноземной зоны России. Сельскохозяйственные угодия занимают 40% территории района, из них ¾ — пашня, ¼ луга и пастбища. Распаханность земель Правобережья вдвое выше, чем Заволжья. Пахотные массивы, как и во всей Нечерноземной полосе, мозаичны, пестры: в северной части они перемежаются с лесами и болотами, в южной изрезаны оврагами.

Структуре посевных площадей близка к среднероссийской: на зерновые приходится 50%, на кормовые — 43%, на картофель и овощи — 6%. Незначительна доля технических культур (менее 1%). Земледелие специализируется в основном на производстве фуражного и продовольственного зерна, картофеля, некоторых технических культур. Овощеводство развито в пригородных зонах крупных городов и по долинам рек Волги и Камы. Как и в РФ в целом, более 80% картофеля и овощей выращивают в личных хозяйствах.

Для выпаса скота используют разнотравные луга на пойменных землях и лесных полянах. На этой базе развивается животноводство. Его доля в валом объеме продукции сельского хозяйства более 55%. Поголовья крупного рогатого скота составляет 2, 2 млн голов, свиней – 1, 2 млн, овец и коз – 660 тыс. В Заволжье вблизи городов организовано животноводство молочно- мясного направления, а в Правобережье – мясо – молочного, сочетающегося со свиноводством. В Мордовии и Чувашии издавна занимаются пчеловодством. Основные сельскохозяйственные территории АПК: 1) сильно распаханная часть Правобережья Волги и Вятки; здесь преобладают посевы зерновых культур, картофеля, конопли, махорки, хмеля, развиты садоводство, пчеловодство; 2) менее распаханное Заволжье с льно – молочной специализацией хозяйства; 3) северная часть района, незначительно распаханная с отдельными очагами сельскохозяйственного производства; 4) пригородные зоны овоще — молочного хозяйства, крупнейшая из них размещена вокруг Нижегородского промышленного узла.

Пищевая промышленность не имеет в районе крупной сырьевой базы и, следовательно, в какой- то мере зависит от привозного сырья. Большую часть ее продукции вырабатывают предприятия Нижегородской и Кировской областей. Издавна развито мукомольное производство.
Транспорт Волго – вятского района.

Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта — железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным.

Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина и строительные материалы. Система широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами.

России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России.

Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский водно — транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо — Кавказского, Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования.

Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.

Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.

Экономические связи.

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности определило превышение ввоза продукции над вывозом.

Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внешнеэкономическую деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невысокий уровень научно-технического развития производства, несовершенство форм и методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных поставок региона приходится на машиностроение, что соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем выпускаемая продукция машиностроительных предприятий района в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отвечает высоким требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.

100-bal.ru

Волго-Вятский экономический район — это… Что такое Волго-Вятский экономический район?

        СССР, один из крупных экономических районов СССР. Включает Горьковскую и Кировскую области, Марийскую, Мордовскую и Чувашскую АССР. Площадь 263,3 тыс. км2. Население (1970) 8348 тыс. чел. В.-В. э. р. один из многонациональных в РСФСР. 3/4 его населения составляют русские, живут также чуваши (в Чувашской АССР), марийцы (в Марийской АССР и пограничных районах Кировской и Горьковской областей), мордва (в Мордовской АССР и Горьковской области), татары. Средняя плотность населения 31,7 человек на 1 км2. Наиболее плотно заселены правобережные низовья Оки и Чувашской АССР. Городское население 53%. Район обладает значительными трудовыми ресурсами, часть которых он отдаёт другим районам страны.

         Расположен в восточной половине Восточно-Европейской равнины, на стыке лесной и лесостепной зон. Имеются небольшие возвышенности: на С. — отроги Северных Увалов, на С.-В. — Верхнекамская и на Ю.-В. — Приволжская (высшая точка 338 м). Почти весь район принадлежит бассейну Волги. Волга делит территорию на две неравные части: большую левобережную — Заволжье и меньшую — Правобережье. Основные природные богатства — лес (1,8% общесоюзных запасов) и фосфориты (Вятско-Камское месторождение — 18,8% общесоюзных запасов по категориям А+В+С1 и 28% общесоюзных балансовых запасов). Топливно-энергетические ресурсы представлены торфом (1,0% общесоюзных разведанных запасов) и гидроэнергией (0,4% общесоюзных потенциальных ресурсов). Имеются крупные залежи гипса (9,2% общесоюзных запасов).

         Географическое положение района благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны и районами потребления. В.-В. э. р., занимая 1,2% территории, сосредоточивает 3,5% населения и 4,4% промышленно-производственного персонала СССР. Это часть старопромышленного Центра страны, одна из основных баз обрабатываемой промышленности, в особенности машиностроения и металлообработки (их удельный вес в промышленности 37%). В районе сложился крупнейший в стране комплекс автомобильной промышленности, на долю которого приходится 45% общесоюзного выпуска грузовых автомобилей, 1/5 легковых, около 1/4 автобусов, свыше 85% автонормалей. Головное предприятие автостроения — Горьковский автозавод. Кроме того, район выделяется в народном хозяйстве страны другими видами машиностроения (производство судов, моторов, дизелей, газомотокомпрессоров, металлорежущих станков, электротехнического оборудования и приборов, кабеля, электроламп и светотехнических средств, радиоприборов и аппаратуры и др.), химической промышленностью (автомобильные шины, фосфоритная мука, основная химия, синтетические материалы), а также вывозкой древесины, производством бумаги, картона, пиломатериалов. В 1969 вывозка древесины составила 30,2 млн. плотных м3, производство пиломатериалов 8,5 млн. м3, бумаги 519,9 тыс. т, картона 147,3 тыс. т. На долю района приходится свыше 8% общесоюзной добычи топливного торфа. Производство электроэнергии составило 14456 млн. квт·ч (1969). На металлоломе и привозной мартеновской шихте работают металлургические заводы (Горький, Выкса, Кулебаки, Омутнинск). В.-В. э. р. — район старинных промыслов, возникших на базе переработки металла и древесины. Особенно развиты художественные и декоративные промыслы (хохломская роспись, дымковская игрушка, павловские металлоизделия и др.).

         Крупнейший промышленный узел района — Горьковский: г. Горький с городами-спутниками Дзержинск, Бор, Кстово, Балахна, Городец, Заволжье, Богородск и др.; здесь расположены Горьковский автозавод, заводы «Красное Сормово», фрезерных станков, Горьковский телевизионный им. В. И. Ленина, «Красная Этна», Новогорьковский нефтеперерабатывающий, Чернореченский химкомбинат, Ба-лахнинский целлюлозно-бумажный комбинат, Заволжский моторный завод, Горьковская ГЭС, Балахнинская ГРЭС и др. Другой крупный промышленный узел — Кировский: г. Киров с городами-спутниками Нововятск, Кирово-Чепецк, Слободской (металлообрабатывающая, химическая, кожевенно-обувная, деревообрабатывающая промышленность). В послевоенные годы сформировались новые крупные промышленные узлы: Чебоксарский (электротехника, текстиль), Саранско-Рузаевский (производство светотехнических изделий, экскаваторов, самосвалов, резинотехнических изделий), Йошкар-Олинский (радиодеталей, приборов и др.). В Саранске вошли в строй крупный резиновый комбинат, литейный завод, в Новочебоксарске мощный химкомбинат. На Волге строится Чебоксарская ГЭС. Развивается промышленность в небольших и средних городах, расположенных вне крупных промышленных узлов, — Арзамасе, Павлове, Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Вятских Полянах, Котельниче, Волжске, Алатыре, Канаше, Шумерле. Валовая продукция промышленности района за 1960—69 выросла более чем в 2 раза.

         Сельское хозяйство специализируется на производстве продовольственного и фуражного зерна, картофеля, технических культур — льна-долгунца (в Заволжье), конопли (на Правобережье), хмеля (в Чувашии), молочно-мясном животноводстве; развивается пригородное хозяйство вблизи крупных промышленных центров. С.-х. угодья составляют 10,8 млн. га (41% территории района), в том числе пашня 7,8 млн. га, сенокосы и пастбища 2,8 млн. га. Площадь земель с осушительной сетью 118,3 тыс. га (1969). Посевные площади занимают (1969) 6,5 млн. га, из них 59% под зерновыми, 30,3% — кормовыми культурами. Сеют рожь (один из самых высоких удельных весов в посевах по сравнению с другими районами РСФСР), пшеницу, гречиху, зернобобовые, из технических — лён, коноплю, сахарную свёклу, хмель, махорку. По берегам Волги и Оки развито товарное садоводство. На начало1970 в районе было 2,9 млн. голов крупного рогатого скота (в том числе 1,4 млн. коров), 1,5 млн. свиней и 2,4 млн. овец и коз. Удельный вес района в РСФСР составляет (1969, в %): по производству зерна — 3,2, картофеля — 12, овощей — 5,8, молока — 7,1, мяса —6,0.

         Железнодорожный и речной транспорт благодаря положению района на важнейших транзитных путях страны является одной из отраслей общесоюзной специализации. Транспортная сеть района радиальная с центром в г. Горьком. Судоходство по Волге, Оке, Вятке, Ветлуге. Развивается трубопроводный транспорт (нефте- и газопроводы из Поволжья).

         В В.-В. э. р. ввозится большое количество топлива и промышленного сырья, в особенности угля (из Кузбасса, Донбасса, а также месторождений Урала), нефти и газа (из Волго-Уральской нефтегазоносной области), чёрных металлов (с Урала и Юга). Вывозятся машины и металлоизделия, промышленные товары широкого потребления, химические продукты, картофель, хмель. В Центральное Поволжье, на Украину и Северный Кавказ отправляются лесоматериалы.

         Лит.: Матвеев Г. П., Приваловская Г. А., Хорев Б. С., Волго-Вятский район. Экономико-географическая характеристика, М., 1961; Волго-Вятский район. Экономико-географический обзор, [Горький], 1964; Хорев Б. С., Волго-Вятский район. Экономико-географический очерк, М., 1964; Хорев Б. С., Узловые вопросы развития и размещения производительных сил Волго-Вятского экономического района, в сб.: Развитие и размещение производительных сил экономических районов СССР, М., 1967; Средняя полоса Европейской части СССР, М., 1967.

         Б. С. Хорев.

        

        Волго-Вятский экономический район.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *