Содержание

Архитектура Китая — особенности и древние памятники

Из чего состоит архитектура Китая? Недра Китая богаты многочисленными породами мрамора, гранита, известняка. Строевым лесом – лиственница, ель, сосна, дуб и т.д. Наибольшее применение в строительстве нашли корейский кедр, веймутова сосна, бамбук.

Поскольку в древнем Китае зодчие акцент ставили на дерево, чем другим материалам, поэтому до настоящего времени сохранилось сравнительно немного памятников древнейших эпох. О характере архитектуры эпох Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань (до 25 года н. э.) можно судить в основном по изображениям на погребальных плитах, моделям и останкам каменных конструкций. Все что ни делается в Китае — все делается по Фен-Шую.

Архитектура Древнего Китая

Архитектура жилых зданий древнего Китая.

Модели зданий, а также сохранившиеся изображения построек на каменном рельефе периода Хань показывают, что китайские зодчие уже 2000 лет назад сооружали многоэтажные здания

, увенчанные многоярусными крышами, покрытыми цилиндрической черепицей, которая по краям скатов кровли украшалась кругами с различными изображениями и надписями.

Тип жилья, создаваемый китайцами в течение тысячелетий, мало чем отличается от своих древнейших прототипов. Строились они из дерева, кирпича-сырца и камня. Стены дома, как правило, не являлись несущими конструкциями. Они заполняли пролеты между деревянными опорными столбами, защищая помещения от холода. Главный фасад – южный. Он имел вход и окна, заполняющие всю плоскость стены. На севере окон не предусматривалось. Южная стена выполнялась в виде деревянной решетки, заклеенной промасленной бумагой (изобретена в III веке до н. э.). Крыша имела характерные широкие свесы, защищающие стены от осадков и прямого солнечного света. Перед главным фасадом часто устраивалась крытая галерея (япон. энгава – «серое пространство»). Галерея служила внешним коридором, связующим все комнаты в доме, местом приема гостей, промежуточным пространством между внутренним и внешним миром.

Происхождение китайской крыши

Существует множество версий о происхождении этой чисто китайской формы крыши:

  • желание зодчих преодолеть, визуально облегчить массу высокой крутой кровли;
  • фиксация естественного прогиба длинных стропильных балок, имеющих шарнирные опоры на концах;
  • уподобление кровли изогнутым ветвям деревьев, силуэту горной гряды;
  • обеспечение более пологой траектории стоков, предохранение поверхности стен от смачивания.

 Внутренняя планировка китайского дома

Внутренняя планировка китайского дома подчинялась установкам основоположника даосизма – философа Лао-Цзы (V в. до н. э.): «Реальность здания заключается не в четырёх стенах и крыше, но во внутреннем пространстве, предназначенном для жизни в нем…».

Согласно китайской традиции, дом является неотъемлемой деталью окружающего пейзажа, своего рода ширмой, сквозь которую природа вторгается внутрь здания, дополняет и обогащает его. Здание – лишь временный приют на долгом пути человеческой жизни. Его тонкие стены и перегородки легко ломаются под напором урагана, но решётчатый каркас остается целым. После урагана легкие стены и перегородки быстро собираются и монтируются.

Особенности архитектуры Китая

Визуальная связь с внешним миром осуществляется с помощью деревянных решёток и бумажных трансформируемых перегородок. Если в доме были прочные стены из камня, то их поверхность обязательно украшалась живописным пейзажем. Этот прием получил особую популярность  в XI-XII веках (сунская школа). В глинобитных или каменных стенах прорезали дверные и оконные проемы в форме листьев, цветов или ажурных ваз. Иногда в доме устраивали миниатюрные сады с деревьями — лилипутами.

Обязательной принадлежностью китайского дома, бедного или богатого, был внутренний двор с садом. Усадьба окружалась высокой стеной. Обычно сразу же за входом с улицы, во дворе, возводилась дополнительная стенка. По поверью, она преграждала путь злым духам, которые не догадывались свернуть и обогнуть её.

В древнем Китае считали, что духи могут передвигаться только прямо либо сворачивать в сторону под прямым углом. Именно поэтому во дворце императора Цинь Ши-хуанди (III в. до н. э.) все подъезды, внутренние переходы в здании, тропинки в парке были криволинейными.

Формы дверных и оконных проемов в китайских усадьбах

 Дворцовая архитектура Китая

Края дворцовой крыши делали изогнутыми, чтобы злые духи не могли продвигаться вдоль них. Нередко их украшали фигурки животных, выполнявших роль оберегов от злых духов.

Дополнительная стенка закрывала внутреннее пространство двора от «злого глаза». Кстати, у нас также встречаются люди знающие это, которые ставят в окна куклы, игрушки от злого глаза.

Посетителя встречали или перед ней, или в специальном помещении для гостей. Поверхность стен белилась, украшалась рисунками и иероглифами (иногда именами владельцев усадьбы, благопожеланиями в адрес хозяев и гостей и т.п.). На фасадах, выходящих на улицу, обычно не было окон — старинная традиция стран Древнего Востока. Как правило, окна смотрят во двор или в сад.

Садово-парковая архитектура в Китае

Главный принцип композиции китайского сада – естественность, «случайность» в размещении

всех его компонентов. Во всем господствует живописная криволинейность объемов и силуэтов – берега водоемов, переправы из полузатопленных валунов, контуры деревьев, криволинейные очертания горных массивов и холмов.

Изогнутые силуэты построек дополняют рукотворный и естественный пейзажи. У зрителя ни в коем случае не должно было сложиться впечатления о целенаправленной деятельности художника.

Другой немаловажный композиционный принцип – это достижение эффекта постепенного «сгущения» растительной массы от центра усадьбы к её периметру. По мере удаления от дома деревья и кустарники увеличиваются в размерах становится более густой их крона. Из-за этого при взгляде со стороны усадьбы теряется условная граница между естественным лесным массивом и садом. Сад как бы устремляется навстречу дикому лесу и горным вершинам.

В древнем Китае очень популярны были каменные сады

. Считалось, что в камнях скрываются души выдающихся отшельников-даосов. С камнем связывали также идею душевной частоты, благородства и вечности. Поэтому очень ценились камни, омываемые прозрачными водяными струями и покрытые седым мхом – символом старости, долголетия.

В Китае верили, что камень остается живым до тех пор, пока не подвергнется обработке. Поэтому камни крайне редко использовались в строительстве. Иное дело – дерево! Оно не только не «умирает», но и одушевляет здание.

Большое внимание уделялось извилистым дорожкам, инкрустированным мелкими камешками и цветным песком. Дорожки украшались узорами в форме иероглифов, сюжетами народных сказок и легенд. Чаще просто имитировали чешую гигантской змеи или дракона, извивающегося между холмами. Изогнутые мостики в сочетании со своим собственным отражением в воде образовывали причудливую рамку вокруг живописной – группы деревьев или изящной беседки.

Тихие сады с водоемами, перекрытыми горбатыми мостиками, глубокий цвет красных лакированных колонн и резных решеток, легкий и разноголосый звон колокольчиков, подвешенных к углам изогнутых черепичных крыш, создавали картину совершенной гармонии природы и человеческих чувств.

Это впечатление еще более усиливается за счет искусного подбора растений, учитывающего не только их форму и размеры, но и смену окраски в течение года, включение в композицию серебристого снега, инея.

Деревья, как и камни, создавали определенное настроение:

  • кипарис – величественное, возвышенное;
  • бамбук – уединенность, грусть;
  • сакура (японская вишня) – мечтательность, умиротворенность.

Как говорят китайцы: «Зодчие всеми силами добиваются естественности, в которой не было бы видно ни малейших губительных следов человеческих рук…».

Декоративные элементы в китайской архитектуре

Наиболее древние постройки отличались простотой объемов, преобладанием конструктивных форм над декорацией. Китайцы умели ценить красоту конструкции и не старалисъ маскировать её орнаментом или скульптурными украшениями.

Все декоративные элементы несли определенную смысловую нагрузку:

  • стрекоза – «возрождение»,
  • цветок – «чистота и невинность»,
  • черепаха – «долголетие»,
  • обезьяна – «слух, зрение, обоняние».

Изображение  животных или растений носило характер благопожелания обитателям дома и его гостям. Символы феникса, тигра, дракона и черепахи, например, обозначали четыре стороны горизонта. Летящий или танцующий журавль – знак счастья и удачи.

Культ сил природы и отдельных животных процветал в Китае во все времена. Особым уважением пользовались божества Солнца и Луны, духи пяти планет, Полярной звезды. Китайскими «божествами вод» считались

драконы Лун-Ваны. Они отвечали за водный режим страны, за засухи и наводнения. Кроме дракона, китайцы почитали тигра, феникса, черепаху, лису. Изображения этих животных украшают многие китайские дворцы и храмы. Скульптурами слонов, верблюдов, львов оснащались погребальные комплексы, «дороги процессий», «дороги духов».

 Особенности градостроительства Древнего Китая

В основу градостроительной практики древнего Китая легли народные строительные традиций, синтезированные в даосском учении Фэн-шуй. Согласно этому учению, наиболее благоприятной считалась меридиональная планировочная ось: «Господин Солнце всегда смотрит на юг». На юг обращались главные фасады зданий, что обеспечивало оптимальный температурный режим во внутренних помещениях.

Даоссы разработали целую науку – геомантию, которая связывала особенности рельефа местности с положением небесных тел, с магнитными полями, с космическими силами и символами (Небо, Земля, пять первоэлементов и пр.). Для этих целей были изобретены

компас, карты звездного неба и сейсмограф. Только при благоприятном сочетании небесных сил и «пульсов духа» земли участок считался подходящим для строительства. Особое внимание уделялось сочетаниям геометрических символов, чаще всего – круга и квадрата.

В Тибете с древних времен существовало искусство гармоничного расположения своего жилища «Са Че» — анализ Земли. Полное название Са Чу Ме Лунг Шинг Ги Че Па означает анализ 5 элементов. Эта древняя наука рассказывает, как окружающий ландшафт, форма и расположение зданий, планировка и интерьер помещений, освещение влияют на наше благосостояние, здоровье, настроение, отношения с людьми и энергию. Са Че – это, прежде всего, здравый смысл. Мы живем на земле и сильно зависим от нее, и, анализируя помещения, здание, земельный участок, прилегающие территории мы можем определить насколько гармоничное или дисгармоничное влияние они оказывают на нас и наших близких, бизнес и здоровье, а также скорректировать это воздействие.

Особенность древнекитайских городов – регламентированная высота зданий. Она определялась в соответствии с социальным положением домовладельцев, которые в согласии со своим рангом селились ближе или дальше от центра города – императорского дворца, храмового комплекса. Простой народ имел право строить только одноэтажные здания.

Особо регламентировался цвет крыш:

  • золотисто-желтые  – дворец «солнцеликого» императора
  • ярко-голубые «небесная чистота» – культовые постройки
  • зеленые «древесная листва» – жилища вельмож, высших чиновников, отдельные храмы и пагоды невысокого ранга;
  • серые «земной прах» – жилища рядовых горожан. Особо выделялись административный, торговый и жилой районы, парковые зоны.

Культовая архитектура Древнего Китая

Наиболее интересным типом культовых построек Китая является пагода. Она утвердилась в Китае с появлением буддизма (III-II вв. до н. э.). Идея пагоды была заимствована в Индии. Однако вертикаль сооружения с многочисленными, загнутыми вверх, карнизами национальна.

Крыши пагод воспроизводят листву, вертикальный силуэт – гигантское дерево. Концы балок торчат наружу подобно сучьям. Центральная мачта держит на себе всю конструкцию. Над пагодой возвышается металлический шест с девятью зонтами (имитация индийской ступы). На конце шеста – двухметровая надставка в форме языков пламени. Каждая деталь башни имела символическое значение – девять ступеней нирваны Будды, четыре стороны света и др.

Если пагода строилась из дерева, то её крыша окрашивалась в зеленый цвет, несущие конструкции – в красно-оранжевый. Этим достигалось гармоничное единство здания с растущими рядом елями. Не случайно многие китайские поэты именовали пагоду «Дом-дерево». Строились первые пагоды из «одушевлённых» строительных материалов – кедра, бамбука, ели. С помощью пропитки древесины особыми смолами зодчие научились продлевать жизнь постройкам до нескольких столетий.

Ставили пагоды на вершинах гор и холмов. Это полностью отвечало постулатам чань-буддизма о ничтожности и суетности земной жизни, о величии Природы. Начиная с V века н.э., пагоды строят из более прочных материалов – кирпич, камень и т. п.

Памятники архитектуры Китая

Дяолоу — укреплённые многоэтажные особняки, числом до 1400, характерные для уезда Кайпин в провинции Гуандунна юге Китая.

 

Анья́н  — городской округ в провинции Хэнань КНР, чуть к северу от средней части бассейна Хуанхэ. В районе города обнаружено большое количество предметов, которые относят к периоду династии Шан(1562—1027 гг. до н. э.). Считается, что здесь располагалась столица этого царства — Инь. Территория древнего города (Иньсюй, «останки Инь») включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сиди  и Хунцунь — два старинных села в китайской провинции Аньхой, которые лучше других сохранили традиционную планировку и деревянную застройку эпох династий Мин и Цин. Построены в традиционном стиле архитектурной школы Хой. Представляют собой уникальные туристические достопримечательности и обладают большой исторической ценностью.

Существует ряд других архитектурных памятников в Китае:

Современная архитектура Китая

Современная архитектура Китая – это роскошные небоскребы и замысловатые телебашни, уникальные стадионы и театры, продуманные и комфортные жилые комплексы, просторные аэропорты, созданные с удивительной фантазией и представляющие собой шедевры современного зодчества.

Современные здания в китайских мегаполисах отличаются разнообразием и свободой форм и стилей, смелым полетом фантазии архитекторов, воплотивших в жизнь даже самые немыслимые проекты. Так, в Пекине особого внимания заслуживает стадион «Птичье гнездо», Большой национальный театр в виде огромной капли, Центральный офис CCTV, Национальный водный стадион «Водный куб» и др.

Шанхай и Гонконг порадуют путешественников самыми высокими в мире небоскребами, контрастирующими на фоне колониальных построек. Каждый небоскреб неповторим: на крыше одного расцветает красочный лотос из стекла и бетона, верхушка другого меняет цвет в зависимости от времени дня, третий напоминает по форме космический корабль.

Архитектура и Древний Китай видео

Архитектура Китая не похожа ни на какую-либо другую в мире, она уникальна и неповторима, взаимосвязана с наукой фен-шуй, красива и умиротворена. 

azialand.ru

Древний Китай – архитектура. Религиозные постройки и дворцы

Древний Китай архитектура

За долгое время существования Срединного Государства (так называют китайцы свою Родину) были созданы многочисленные, уникальные объекты архитектурного искусства, по сей день вызывающие восхищение. В их числе такие шедевры, как пышные дворцы и разнообразные обычные жилые постройки, прекрасные своим колоритом, башни и исполненные поэзии беседки, искусные пагоды и потрясающие воображение даже современных инженеров мосты.

Храмы, монастыри, религиозные постройки

Исконно китайской религией считается даосизм, однако китайцы исповедовали и другие религии, такие как ислам, буддизм и даже христианство. Культовые сооружения у каждой религии значительно отличаются друг от друга и называются по-разному в китайском языке. Тем не менее, именно буддистские храмы можно встретить в любой точке страны и, несомненно, являются высокой культурной, религиозной и архитектурно-художественной ценностью.

Архитектура Древнего Китая. Храм Путошань

Буддизм был привнесен в Китай из Индии, но вот буддистская архитектура щедро впитала в себя национальные китайские традиции. При постройке храмов в древности использовался один и тот же принцип или план: по центру передней стены располагались главные ворота «шаньмэнь», а во дворе храма, по обе стороны от ворот, строили две колокольни. Если следовать дальше, то по центральной оси располагался «Павильон Небесного бога», затем «Павильон главных сокровищ», и «Хранилище сутр» в третьем дворе. По бокам от дворов располагались кельи и трапезная. По своему архитектурному облику буддистские храмы Китая близки к императорским дворцовым застройкам, они так же блистательны и великолепны – в этом важное отличие китайских буддистских храмовых комплексов.

Древний Китай — архитектура. Храмовый комплекс Утайшань

Как правило, подобные сооружения возводились в удалении от шумных поселений, часто такие постройки можно встретить в горах. Среди таких храмов наиболее известны четыре: Утайшань, Цзюйхуашань, Эмэйшань, Путошань.

Китайские пагоды

Впервые пагоды появились в индийской архитектурной традиции. Первоначально пагоды ставили в Индии на местах захоронений высокопоставленных монахов, в таких сооружениях хранили прах умерших.

Древний Китай — архитектура. Пагода в Шаньси

Китайские пагоды поначалу имели форму квадрата, позже стали использоваться шестиугольные, восьмиугольные и даже круглые формы, возводили их из всевозможных материалов: от дерева до камня и даже есть пагоды из железа и меди, а так же из обливного кирпича. Количество Древнекитайские пагоды обычно имеют нечётное количество уровней, наиболее распространены постройки 5-13 уровней.

Наиболее известные пагоды Китая: Деревянная пагода в провинции Шаньси, Пагода «Больших Журавлей» в Сиане, Железная пагода в Кайфэне, Пагода в Ароматных горах в Пекине, Пагода в монастыре Кайюаньси в уезде Цзиньсянь.

Деревянная 9-уровневая пагода в провинции Шаньси построена почти тысячу лет тому назад и имеет высоту 70 метров. Это самая древняя сохранившаяся деревянная башня в мире, при этом она построена по уникальной анти-сейсмической технологии, за все эти годы ни одно землетрясение её не разрушило.

Дворцы

Дабы акцентировать внимание на высоком положении императора, в стилистике дворцовых построек обязательно присутствует особое величие и пышность.

Старинные китайские дворцы как правило разделяются на две части –парадную или официальную, и повседневную или жилую. План дворца выстраивался вокруг оси, которая определяла принцип расположения всех остальных построек.

Древний Китай — архитектура. Дворец Гугун

Крыши дворцов часто делали многоуровневыми, с загнутыми вверх углами, которые часто украшали фигурками птиц и зверей. Такие крыши придавали контуру постройки изящество и одновременно несли защитные функции – под такими крышами внутренние сооружения были долговечнее. Дождевую воду, стекавшую с крыш, отводили подальше от стен и фундаментов, за счет чего деревянные стены не портились от влаги. Императорские дворцы накрывали жёлтой черепицей, что было символом императорской власти.

На протяжении многих тысячелетий императоры не жалели человеческого труда и материальных затрат на возведение дворцов, поражающих своей масштабностью. К великому сожалению, большинство из них стали жертвами огня, поскольку такие постройки традиционно возводились из дерева. По сей день полностью уцелел лишь Дворец Гугун в центре Пекина (другое название дворцового ансамбля – «Запретный город»). Его вы можете часто видеть в китайском историческом кино. Сейчас там находится государственный музей. В Запретном городе жили императоры Миньской и Цзиньской династий. Парадный павильон Тайхэцзянь во дворце Гугун – крупнейший подобный павильон в Китае.

Древняя архитектура Китая. Дворец Гугун — внутренний двор

Читайте также: Древний Китай — архитектура. Парковое искусство и мосты

www.orientalica.com

Архитектура Китая

Развитие китайской архитектуры находило свое проявление в строительстве дворцов, монастырей, храмов. Материалами кроме камня были дерево, бамбук, тростник, глина, а также терракота, фаянс, фарфор.

Приход к власти первого императора из династии Хань (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) имел большое значение не только для объединения огромной империи, границы которой с тех пор не изменялись, но и для развития китайской культуры, ставшей основой китайского мировоззрения вплоть до сегодняшнего времени.

В произведениях искусства отображаются славные моменты прошлой истории, превозносятся добродетели, осуждаются пороки. Одновременно создатели произведений искусств часто черпают свое вдохновение у природы.

Эпоха Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) знаменита своими погребальными комплексами, к которым вели «дороги духов», обрамленные статуями мифологических животных. Подземные погребения, оформленные рельефами и росписями, отмечались также наземными постройками, которые внутри были украшены плоскими рельефами. Если в целом для развития искусства характерна тенденция к абстрагированию от реальности, то в период Хань особое внимание сосредоточивается на изображении окружающей действительности.

В результате проникновения из Индии буддизма, в Китае появляются и новые типы культовых сооружений. Это прежде всего пагоды, представляющие собой башни из кирпича или камня, имеющие несколько ярусов с выступающими крышами, а кроме того, пещерные храмы, подобные индийским.

Так же как и в Индии, в Китае, под влиянием сооружений из бамбука некоторые архитектурные формы принимали своеобразный характер, например углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.

В начале нашего летоисчисления возникают новые большие города, и важной задачей опять становится строительство дворцов, которые представляли собой целые комплексы построек с павильонами, воротами и бассейнами посреди архитектурно проработанных парков. Для китайцев характерна особая любовь к природе, проявляющаяся в чутком к ней отношении и восприятии ее как важной составной части жизненной среды. Это выражается в сооружении храмов, объединяемых в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садами, в которых стоят отдельные пагоды.

Кроме городов, храмов и дворцов строились гидротехнические сооружения, каналы и плотины.

 

Храм Неба (кит. трад. 天壇, упр. 天坛, пиньинь: Tiāntán, палл.: Тяньтань) — храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе — Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба). Занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечетва. Площадь комплекса составляет 267 га. Тяньтань является одним из символов города.

Комплекс построен в 1420 г во время правления под девизом «Юнлэ» династии Мин. Изначально назывался Храмом Неба и Земли, но после строительства в 1530 году отдельного Храма Земли стал выполнять функцию поклонения Небу.

Храм неба расположен к юго-востоку от императорского дворца. Появился он в то же время, что и Запретный город, и первоначально действовал как храм Неба и Земли. Этим объясняется необычная форма территории храмового комплекса (южная часть постройки имеет форму квадрата, а северная округла): согласно китайской традиции, круг символизирует Небо, а квадрат — силы Земли; с тех пор в стенах Тяньтаня возносились молитвы исключительно Небу.

В течение почти 500 лет раз в году, в день зимнего солнцестояния, императоры прибывали сюда, чтобы после трехдневного строгого поста принести Небу щедрые дары. Считалось, что у владыки Поднебесной божественное происхождение, поэтому только император имеет право обращаться к Небесам с молитвами о процветании государства. Властитель заклинал ветер, дождь, жару и холод, чтобы они появлялись именно тогда, когда назначено вековечным природным циклом, — это было залогом хорошего урожая.

 

Храм Тяньнин (Пекин) — буддийский храм в районе  Сюаньу , Пекин , КНР. В храме стоит Пагода храма Тяньнин, построенная в 12-м веке. Возведённая при киданьской династии Ляо в 1100—1119/1120 годах, пагода была достроена незадолго до падения этой династии. Это 13-этажное строение, 57.8 м (189 фт) высотой, на восьмиугольном основании, обычном в китайских пагодах, сделанном из камня и кирпича. Пагода имитирует стиль старинных деревянных пагод, отличающихся деревянным доугуном (декоративное крепление балок). Она стоит на широкой платформе, которая олицетворяет гору Сумеру. Пагода имеет веранду с перилами, хотя они декоративные. Стоит отметить декоративные порталы и изображения буддийских небесных стражей (Локапала), выполненых в китайском стиле. Дизайн пагоды вдохновил строителей эпохи Мин на постройку Пагоды храма Цышоу в 1576 году. 

Историк архитектуры Лян Сычэн (1901—1972) — основоположник изучения древнекитайской деревянной архитектуры называл пагоду храма Тяньнин чистым примером средневековой китайской архитектуры.

 

 

Пагода Шести Гармоний или пагода Люхэта ) — 13-ярусная 60-метровая пагода в южной части города Ханчжоу, Китай, является одним из ярких памятников архитектуры Китая периода династии Сун.

Восьмиугольная пагода, названная в честь шести гармоний буддизма, расположена на берегу реки Цяньтан, у подножья холма Юэлунь. В первый раз она была построена в период Северной империи Сун (960—1127 гг.), затем уничтожена в 1121 году и полностью восстановлена в 1165 г, в период Южной империи Сун (1127—1279). В 1900 была проведена серьёзная реконструкция пагоды.

В соответствии с историком Джозефом Нидхемом, пагода ранее служила маяком, помогала морякам определить место стоянки ночью, а также защищала от приливных волн.

С высоты пагоды открывается хороший вид на долину реки Цяньтан и двухъярусный мост через неё, который был построен китайским инженером Лао Ишенем в 1934-1937 годах.

 

Храм Истинного Единства 

 даосский храм у подножья горы Лунхушань 

 вниз по реке Луси, в 5 км от города Шанцин. Находиттся в 20 км к югу от города Интань в провинции Цзянси, автобусом можно доехать до деревни в 1 км по другую сторону моста, добраться можно также на плотах по реке. Это один из центральных храмов Школы Небесных Наставников, храм получил название по имени Школы Истинного Единства

В этом месте основатель даосизма Чжан Даолин выплавлял эликсир бессмертия. Чжан Шэн, четвёртый Небесный Наставник, в последние годы династии Хань построил этот храм, который раньше назывался Храмом Небесных Наставников, позднее храмом Яньфа. В современном виде храм был достроен во время династии Мин, название Храм Истинного Единства дал ему император.

 

 

Пагода Баочу в Ханчжоу — яркий пример китайского каменного зодчества Эпохи пяти династий и десяти царств (907—978). Девятиярусная 45-метровая пагода была возведена на Холме драгоценного камня (северный берег Западного озера) в 963 году как залог благополучного возвращения из Кайфына царевича Чу, последнего правителя местного княжества У-Юэ.

Будучи поставленной на весьма узкое основание, башнеобразная пагода без внутренних лестниц отличается стройностью и изяществом. На макушке пагоды — декоративный фонарь. К XX веку сооружение обветшало, однако предпринятая в 1933 году реставрация не отличалась добросовестностью: два верхних яруса были снесены вовсе, вследствие чего высота постройки сократилась на 15 метров.

 

 

Пагода Дацинь (кит. 大秦塔) в районе Чжоучжи (кит. 周至县) китайской провинции Шэньси около города Сиань — древнейшая христианская церковь на Дальнем Востоке. Воздвигнута христианами-несторианами (представители Ассирийской церкви) приблизительно в 640 году Первоначально входила в состав монастыря.

В VIII веке получила название «Дацинь» — так древние китайцы именовали Римскую империю и Византию. Во время преследований христиан в Китае (ок. 845 г.) храм пришёл в запустение. В XIV веке сооружение облюбовали буддистские монахи, которые покинули его вслед за землетрясением 1556 года, завалившим подземные переходы и нанёсшим большой ущерб зданию. В 1998 году китайское правительство признало пагоду одним из немногих сохранившихся памятников несторианского христианства в Китае и взяло её под охрану, присвоив статус объекта национального достояния Китая.

На стенах памятника по сей день можно разглядеть изображения Рождества Христова и Ионы под стенами Ниневии. Также сохранились отдельные надписи на сирийском языке. В настоящее время сохранности пагоды угрожают не столько землетрясения, сколько периодические наводнения. В 1999 году была проведена косметическая реставрация; в ходе новых работ предполагается расчистить погребённые в XVI веке подземные залы.

У пагоды установлена на черепахе-биси копия так называемой «Несторианской стелы», возведенной в 781 году представителями той же Ассирийской церкви. Оригинал стелы находится в музее «Лес стел». В трёх километрах к востоку от пагоды находится знаменитый храмовый комплекс Лоугуаньтай.

 

 

Дворец Высшей Чистоты

Согласно традиции, дворец построил основатель даосизма, первый Небесный Наставник Чжан Даолин во II векен. э..

Название Шанцин означает Выcшая чистота, этот термин часто употребляется в китайской традиции, так называется даосская школа. 

 

В состав комплекса входят два дворца, 12 павильонов и 24 двора, здесь Чжан Даолин организовывал основные ритуальные церемонии. Этот комплекс называли также «Столицей бессмертных» и «Городом духов».

В комплексе почти отсутствуют типичные для даосских храмов жертвенники и алтари, считается, что именно здесь духи получают своё назначение и ранг в божественной иерархии.

Территория дворца занимает большую площадь над рекой Луси к востоку от основного города, местность неровная, включает в себя холмы. Весь комплекс окружён каменной стеной, внутри комплекса — живописный парк. Дворец призван всей своей формой выражать основные идеи даосизма, показывать высшее совершенство, развивать духовность и высшие моральные качества даосов. Весь дворец является священной территорией, на нём практически не было расположено жилых и административных зданий, основные ежедневные церемонии проводятся в другом месте, сам же дворец предназначен для прогулок, медитаций, отдыха, высших ритуалов и является местом единения с природой для старых даосов.

Дворец называется также «столицей бессмертных» и «местом, где сотни духов получают задания». Дворец повёрнут к югу, а с севера упирается в гору Сихуа (西华山).

После разрушений дворец был восстановлен в сунском архитектурном стиле.

Беседка в парке

При входе во дворец — трёхэтажный павильон с аркой, на верхнем этаже расположены алтари, который называется Ворота Фуди (Ворота Счастливой Земли). Далее дорога, окружённая стеной с двух сторон, ведёт к Павильону Спешивания, где полагается спуститься с лошади и подготовиться ко входу на основную территорию дворца, освободясь при этом от оружия.

Далее предстояло пройти через Зал Девяти Дворцов и Восьми Триграмм, в котором изображена схема Восьми Триграмм Ицзина, распределённым по девяти дворцам, двадцать восемь колонн, соответствующие 28 лунным стоянкам китайского зодиака. За этим залом начиналась территория духов.

Проход в мир духов

 

Далее через окружённую каменными стенами Улицу Драконов через ступени путь идёт в большой двор перед воротами Линсян (Ворота Волшебной Звезды).

 

За воротами находится двор, на котором выложен символ Великого Предела (Тайцзи), с двух сторон двор замыкают Колокольная башня и Барабанная Башня.

Барабанная башня 

В следующем дворе расположен священный пруд, около которого следует отпустить на волю животных и птиц, к этому месту приезжали также императоры, чтобы отпускать на волю пойманых зверей. Здесь четвёртый небесный наставник Чжан Шэн посадил акацию. Далее располагается павильон, в котором обитали старики-даосы (Небесные Наставники и настоятели храмов), они накапливали энергию ци и готовились к возрождению в мире бессмертных. К этому павильону примыкает священный колодец c посеребрённой водой, отводящей несчастье.

Далее следует обширный парк, в котором спрятан Павильон заточённых злых духов.

 

Наньюэ Дамяо

 крупный храмовый комплекс, расположенный в посёлке Наньюэ в провинции Хунань, у подножия горы Хэншань. Название храма переводиттся как «Великий Храм Наньюэ» или «Великий Храм Южного Пика»; Южным Пиком (Наньюэ) называют гору Хэншань. Располагается недалеко от городаХэншань, находится в 50 км к северу от города Хэнъян и в 110 км к югу от города Чанша, административно входит в территорию муниципалитета города Хэнъян.

Наньюэ Дамяо является местом массового паломничества, при этом паломники начинают отсюда начинают восхождение на гору Хэншань. Большинство храмов комплекса посвящено даосским божествам. Храм включает в себя также буддийский монастырь и конфуцианский алтарь.

 

 

Резиденция Небесных Наставников (кит. 天師府, Тяньшифу) — даосский храмовый комплекс в городе Шанцин, в горах Лунхушань. Административно подчинённ муниципалитету города Интань. Находится на расстоянии 20 км к юго-востоку от Интаня, связан с Интанем автобусом. Первоначально назывался Обитель Великого Истинного Мужа, занимал площадь 24000 кв. м.

Здесь находился административный центр Школы Небесных Наставников, известной позже как Школа Истинного Единства (正一道), место обитания патриарха и даосская община.

Комплекс построил основатель даосизма, первый Небесный Наставник Чжан Даолин во II веке н. э..

После революции комплекс пришёл в упадок. В апреле 1983 Госсовет КНР расширил список охраняемых объектов, туда вошла также Резиденция Небесных Наставников.

Постепенно были выделены средства для реставрации храмовых комплексов, которые были открыты для туризма. Резиденция Небесных Наставников находилась в запущенном состоянии, многие храмы и павильоны были разрушены, территория была расширена и реставрирована, но реальное восстановление храмов и даосской общины можно отнести к середине 90-х годов. Храмовый комплекс был расширен, на его территории раскинут декоративный парк, общая площадь стала 50000 кв. м.

 

 

 

Пайлоу (кит. 牌楼), или Пайфан

 резные орнаментированные триумфальные ворота из камня или дерева, возводившиеся в Китае в честь правителей, героев, выдающихся событий. Перекрыты одной или несколькими крышами в зависимости от числа пролётов. 

Пайфан изображается в различных формах. Одна из форм включает в себя размещение деревянных столбов на каменные основания, и связать их друг с другом деревянными балками. Этот тип всегда красиво оформлен, колонны обычно окрашены в красный, украшенная сложная конструкция и китайская каллиграфии. Крыши покрыты цветными изразцами, в комплекте с мифическими чудовищами — так же, как и китайские дворцы.

Другая форма Пайфана заключается в форме арок из камня или кирпича, стены которых могут быть окрашены в белый или красный цвета, или украшенне цветными изразцами; в верхней части арки украшаются, как и их деревянные аналоги.

Еще одна форма Пайфана, построена в основном на религиозных могильники, состоит из простых белых каменных столбов и балок, без черепицы, без цветных украшений, но с особенной разработкой резьбы, созданная мастером каменщиком.

 

Ворота в деревне Сиди

 

Храм Цонгченг

 

Гробницы императоров династии Мин (кит. упр. 明十三陵, пиньинь: Ming shisan ling, «Тринадцать минских гробниц») — комплекс мавзолеев тринадцати императоров китайскойдинастии Мин (XV—XVII вв.) (начиная с третьего императора этой династии, Чжу Ди). Комплекс расположен на склонах гор Тяньшоу в Чанпинском районе Пекинской области, в 50 км к северу от центра Пекина.

Этот мавзолейный комплекс — один из основных компонентов памятника Всемирного наследия «Гробницы императоров династий Мин и Цин», в который также включен мавзолейСяолин первого императора этой династии Чжу Юаньчжана (вблизи его столицы, Нанкина), гробницы некоторых других минских деятелей, а также мавзолеи династии Цин вМаньчжурии и под Пекином. Заметим, что второй минский император, Чжу Юньвэнь, мавзолея не имеет в связи с обстоятельствами его смещения третьим императором, Чжу Ди.[1]

Место для захоронения было выбрано императором Чжу Ди после того, как он перенёс столицу Китая из Нанкина в Пекин. Ему пришлось по душе то, что участок защищён от «губительных влияний севера» горной цепью. Расположение императорских могил также является классическим воплощением принципов фэншуя. Тринадцать мавзолеев расположены на одном участке, отгороженном от посторонних глаз высокой стеной, и имеют общую «священную дорогу» (шэньдао), уставленную статуями реальных и мифических животных.[1]

В XX веке три гробницы были вскрыты и исследованы археологами, однако в 1989 г. археологические изыскания на территории комплекса были прекращены и с тех пор не возобновлялись.

 

Павильон с черепаховой стеллой у входа в погребальный комплекс 

 

Парк Бэйхай 

императорский сад к северо-западу от Запретного Города в Пекине.

Бай Та (Белая ступа) — 40-метровая ступа, размещенная на вершине острова Цхунхуа. Сделана из белого камня. Гравюры солнца, луны и пламени украшают поверхность башни. Уничтожена землетрясением в 1679 и отстроена в следующем году и снова восстановлена в 1976 после землетрясения в городе Таньшаньнедалеко от Пекина. Гробница внутри хранит буддийские писания, монашеские мантии, сосуды для милостыни и кости монахов(остатки после кремации).

На территории парка находится пара восстановленных буддийских храмов, такие как Юйнань (Храм Вечного мира) и Чаньфу.

На северном берегу размещен Павильон 5 драконов : 5 соединенных павильонов со шпилями и традиционными китайскими карнизами, построенные во времена династии Мин.

Один из павильонов 5-ти драконов

Стена 9 драконов — размещена к северу от Павильона 5 драконов. Была построена в 1756 и является одной из 3 подобных стен в Китае. Сделана из семицветного глазурированного кирпича. 9 драконов, играющих в облаках, украшают обе стороны стены.

Стена 9-ти драконов

 

Также на северном берегу существует зал Дзинсинь (зал успокаивающегося сердца). Из себя она представляет сад в саду площадью более 4 000 м².

Круглая стена (Tuancheng) вмещает в себя холл Получения света (Chengguangdian) — просторное здание с двойной карнизной крышей, сделанной из желтой, окаймленной зеленым цветом, глазированной черепицы. Внутри находится Будда высотой 1.6 м, подаренный императору Гуансюю кхмерским королем Камбоджи. Статуя высечена из монолита чистого белого нефрита; украшена драгоценными камнями. Войска Альянса восьми держав повредили левую руку статуи во время грабежей, последовавших за взятием Пекина в 1900 году.

В парке можно найти камни Тайху, привезённые из провинции Хэнань, и разнообразные коллекции, начиная от нефритовых сосудов эпохи Юань, заканчивая коллекцией из 495 стел со следами погибших сотни лет назад деревьев.

 

Летний императорский дворец (кит. трад. 頤和園, упр. 颐和园, пиньинь: Yíhé YuánПарк Ихэюань) — летняя резиденция императоров Цинской династии на окраинеПекина. Парк с более чем 3000 строений занесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. К западу до 1860 года находились обширные Императорские сады.

Создание «Сада чистой ряби» началось в 1750 году по приказу императора Цяньлуна с устройства рукотворного озера Куньмин (прообраз — Дяньчи). Из вырытой при строительстве озера земли возведён холм Долголетия, на вершине которого выстроены несколько буддийских храмов.

Вдоль берега идет Длинный коридор, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса как «самый длинный в мире расписанный коридор» — 728 метров. На стенах висит около 8 тысяч картин. Вокруг стоят бронзовые фигуры драконов и львов — символов императорского могущества. Здесь же на берегу стоит знаменитая Мраморная ладья, где любила обедать императрица Цыси, потратившая на создание Летнего дворца деньги, собранные на строительство китайского военно-морского флота — 30 миллионовлян серебра (937,500 кг).

Парк неоднократно перестраивался, его общая площадь — около 290 гектаров. Расположенная в северной части парка гора Ваньшоушань («Гора долголетия») занимает четверть этой площади, а лежащее к югу от горы озеро Куньминху — примерно три четверти.

Мост из 17 пролётов

Мраморная ладья

 

Самый длинный расписной коридор

 

Лунный мост

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

art.mirtesen.ru

Архитектура Древнего Китая

Внешний облик построек может быть самым различным, однако, архитектура Древнего Китая объединена общими эстетическими устремлениями и строительными идеями, присущими только этой нации. Наиболее типичная конструкция дома – каркасно-столбовая, для ее создания использовалась древесина. На глинобитную платформу устанавливались столбы из дерева, затем на них крепились поперечные балки. Сверху дом покрывала черепичная крыша. Прочность построек обеспечивалась благодаря столбам, поэтому многие постройки выдержали многочисленные землетрясения. К примеру, в провинции Шаньси до сих пор сохранился деревянный буддийский храм, высота которого превышает 60 метров. Эта пагода построена почти 900 лет назад, но сохранилась до наших дней.

Архитектура Древнего Китая отличается целостной композицией
построек, которые объединяются в единый комплекс, состоящий из множества
сооружений. Отдельно стоящие здания в этой стране до сих пор большая редкость:
дворцы и частные дома всегда окружены вспомогательными строениями. Причем
дворовые постройки абсолютно симметричны и равномерно удалены от главного
здания.

Многие образцы древней архитектуры внесены в Фонд мирового культурного наследия. К ним относится древний город Лицзян, который находится в провинции Юньнать, пекинский парк Ихеюань, Храм Неба и дворец Гугун. Архитектура Древнего Китая имеет характерные черты, присущие только этой стране. Например, крыши зданий всегда выполнялись вогнутой формы. На карнизах и балках обычно вырезали рисунки растений и животных. Подобные узоры и орнаменты украшали также деревянные столбы, двери и окна.

Архитектура Древнего мира широко использует для украшения жилищ различные естественные красители, Китай также не является исключением. Крыши дворцов, как правило, покрывали золотистой глазурованной черепицей, карнизы красили сине-зеленой краской, стены и столбы — с красноватым оттенком. Полы в древних дворцах устилали белым и темным мрамором, что придавало им величественность и монументальность.

Своего расцвета архитектура Древнего Китая достигла во времена правления династий Сунн и Тан (VII—XIII вв). Города строились в те времена согласно четкому плану с четкой геометрией. Поселения были окружены глубокими рвами и высокими стенами и представляли собой хорошо укрепленные крепости.

Сохранилось множество пагод тех времен, которые округлостью форм напоминают индийские храмы. В древних буддийских монастырях пагоды являлись хранилищами канонических книг, статуй и реликвий. Скульптура Древнего Китая во многом перекликается с индийской. Высота некоторых статуй составляет до 10 метров. В соразмерных формах и математической точности изваяний воплотились стремления китайских мастеров к гармонии.

Первые памятники культуры Древнего Китая были обнаружены в 20-х годах прошлого столетия. Это были артефакты времен династии Яншао (середина III тысячелетия до н.э.). Для них характерен особый художественный стиль, непохожий на все остальные. Необычайно декоративный и в тоже время очень торжественный художественный стиль отражает тот философский дух, который присущ всему китайскому народу.

Архитекторы Китая были одновременно строителями, мыслителями и поэтами с обостренным и возвышенным чувством природы и всего живого. Все дворцы и жилые комплексы были построены так, как будто они являются продолжением ландшафта. Естественная взаимосвязь архитектуры и пейзажа даже описывалась в многочисленных трактатах, которые были свойственны тому времени. В древних памятниках китайской архитектуры запечатлена вся история этой удивительной страны. Уникальные шедевры зодчества, созданные много столетий назад, поражают своим совершенством и гармоничностью.

fb.ru

Архитектура Древнего Китая

Наивысших достижений китайская архитектура достигла во время правления династий Тан и Сун (VII—XIII вв.). Монументальную архитектуру отличали ясная гармония, праздничность и спокойное величие форм. Города строились по четкому плану. Они представляли собой мощные крепости, окруженные высокими стенами и глубокими рвами.

(1)В древнем Китае наиболее типичной конструкцией дома считалась каркасно-столбовая, использующая для этого древесину. На глинобитной платформе устанавливались деревянные столбы, на которых крепились продольные поперечные балки, а на них — крыша, покрываемая черепицей. Такая каркасная система не только позволяла китайским архитекторам свободно проектировать стены дома, но способствовала предотвращению разрушения дома при землетрясениях. (2)Например, в северной провинции Китая Шаньси находится буддийский храм высотой более 60 метров, каркас которой был деревянным. Этой пагоде уже 900 с лишним лет, но она очень хорошо сохранилась до сегодняшнего дня.

(3)По сравнению с дворцами жилые помещения в южной части Китая очень скромны. Дома покрыты темно-серыми черепичными крышами, их стены перекрыты белыми цветами, а деревянные каркасы — темно — кофейным цветом. Вокруг домов растут бамбук и бананы. Подобные помещения существуют и в настоящее время в южных провинциях страны Аньхуэй, Чжэцзян, Фуцзянь и других.

Гробницы

Прекрасно сохранились созданные на рубеже нашей эры многочисленные комплексы гробниц знати, представляющие собой большие подземные сооружения, к которым вели так называемые аллеи духов, охраняющих могилы. Они были обрамлены скульптурами зверей и каменными пилонами. В комплекс входили и наземные святилища — цытаны. Рельефы на стенах погребальных сооружений изображают стражей в длинных халатах, фениксов, драконов, черепах, тигров. Рельефы погребения Ульянцы в Шаньдуне (II в.) рассказывают о создателях земли и неба, о легендарных героях, о торжественных процессиях, о борьбе между царствами.

Рельефы идут фризами. На каждой плите показана новая сцена, а рядом помещена надпись, поясняющая изображение. Боги и люди одеты одинаково, но боги и цари даны крупнее, чем простые люди. (4, 5)Примером иного стиля могут служить рельефы из Сычуани, которые отличаются простотой и живостью образов, вниманием к бытовым сюжетам (сцены жатвы, охота на диких уток, театральные и цирковые представления и др.). Все большее значение придается изображению природы.

Великая Китайская стена

(6)Великая китайская стена — уникальный памятник крепостной архитектуры. Ее начали сооружать в IV—III вв. до н.э., когда китайские государства были вынуждены защищаться от набегов кочевых народов Центральной Азии. Великая стена, словно гигантский змей, вьется по горным хребтам, вершинам и перевалам Северного Китая. (7)Ее длина превышает 3 тыс. км, примерно через каждые 200 м стоят четырехугольные сторожевые башни с отверстиями-амбразурами. Расстояние между башнями равно двум полетам стрелы, оно легко простреливалось с каждой стороны, что обеспечивало безопасность. Верхняя плоскость стены представляет собой широкую защищенную дорогу, по которой могли быстро передвигаться воинские части и обозы.

Пагоды

(8, 9)Пагода как тип сооружения восходит к индийскому зодчеству. Ранние пагоды мягкой кривизной и округлостью линий напоминают индийские башнеобразные храмы. В буддийских монастырях пагоды служили хранилищами реликвий, статуй, канонических книг. Многие китайские пагоды отличаются огромными размерами и достигают в высоту 50 м. Лучшие из них поражают почти математически точными и соразмерными пропорциями, в них как бы воплощен дух конфуцианской мудрости. Более поздние башни-пагоды, возведенные в честь буддийских святых, характеризуются слегка изогнутыми вверх заостренными краями кровли. Считалось, что благодаря такой форме они надежно защищают от злых духов.

Более благоприятные условия для развития архитектуры сложились в XV—XVIII вв., когда она заняла лидирующее положение среди искусств. К этому времени относится окончание строительства Великой китайской стены. (10, 11)Были возведены такие крупные города как Пекин и Нанкин, сооружены замечательные дворцы и храмовые ансамбли. По древним правилам все сооружения были обращены фасадом к югу, а город с юга на север пересекала прямая магистраль. Вырабатываются новые формы архитектурных ансамблей и городов. В минских пагодах начинают преобладать черты декоративности, дробность форм, перегрузка деталями. С переносом столицы в 1421 г. из Нанкина в Пекин город укрепляется, строятся дворцы, храмы и монастыри. Крупнейшим архитектурным сооружением этого времени является дворцовый ансамбль, возведенный в Запретном городе.

Запретный город

Интересна планировка древней части города — Старого Пекина. Он был разделен на Внутренний (Северный) и Внешний (Южный) город, каждый из которых огораживала крепостная стена. Внутренний город заселяли приближенные императора, Внешний — ремесленники и прочая беднота.

Вся территория Внутреннего города покрыта садами, парками, искусственными речушками и каналами с островами и полуостровами.

(12)В древние времена в центре Внутреннего города за особой крепостной стеной был воздвигнут Запретный город, где жили император, члены императорской фамилии, а также чиновники и наложницы. Попасть туда простому смертному было практически невозможно. (13)В этот город ведут великолепные Лунные ворота.

Стены Запретного города окрашены в пурпурный цвет, за что его иногда называют Пурпурным. Считалось, что такой цвет имеет Полярная звезда, являвшаяся, по представлениям древних китайцев, центром вселенной. Ширина стены, опоясывающей запретный город, превышает 10 м, т.е. на ней свободно могут разъехаться две повозки. (14)Мощь стены подчеркивают четыре изящные угловые башни, причудливая архитектура которых породила множество легенд. Согласно одной из них, император вызвал к себе мастеров и приказал им под страхом смерти построить угловые башни самой оригинальной формы. Но вдохновение оставило архитекторов, и они никак не могли придумать что-нибудь необыкновенное. В отчаянии один из них отправился в город, где повстречал старика — продавца цикад. Плетеная клетка с цикадой навеяла архитектору представление о конструкции будущего сооружения. Жизнь мастеров была спасена, а в водах широкого канала, окружающего Запретный город, вот уже много веков отражаются необычные башни.

(15)Во многих местах Запретного города стояли огромные бронзовые чаны с водой, являвшиеся сами по себе великолепными декоративными элементами. На самом деле чаны имели сугубо практическое значение: они служили для противопожарных целей, так как большинство построек были деревянными.

Императорский дворцовый ансамбль состоял из нескольких частей — центральной парадной (площадей и залов для приемов) и боковых, отделенных коридорами. Монументальность дворцу придавали не размеры отдельных сооружений, а укрупнение всех масштабных пространственных соотношений. Основная магистраль Пекина включала в себя расположенные в Запретном городе в стройном порядке приемные залы, парадные покои, театры, сады и беседки. Каждое здание имело поэтическое название.

(16)Тронный зал Тайхедянь (зал Высшей Гармонии) вобрал в себя наиболее характерные особенности дворцовой архитектуры. Нарядность и торжественность сочетаются в нем с благородной простотой форм.

Храм Неба

(17)Утонченный вкус и чувство прекрасного воплотились в знаменитом шедевре китайского зодчества — Храме Неба. В древнем и средневековом Китае большое значение придавалось обрядам жертвоприношения, связанным с почитанием Неба и Земли как дарителей урожая. Священным правом совершать жертвоприношения обладали только императоры — «сыновья Неба». Вот для этого ритуала и был построен в 1420 г. Храм Неба (впоследствии неоднократно перестраивался и достраивался). В своих величавых формах он воплотил древние символические образы и представления о вселенной.

Храм Неба представлял собой целый комплекс сооружений — дворцов, храмов и парков. Это был целый мир, таинственный и прекрасный. Обширная территория, на которой расположен ансамбль храма, обнесена двумя рядами глухих стен, окрашенных в красный цвет, и образует в плане квадрат, символизирующий землю. Округлые очертания беломраморного резного алтаря и храмов, увенчанных синими коническими крышами, символизируют небо (круг — знак солнца или неба). Такое сочетание квадрата и круга обозначает союз Земли и Неба. Беспрерывно варьируясь и повторяясь, знаки круга и квадрата вместе с остроконечными синими вершинами конических крыш — символами неба — напоминают о беспрерывном круговороте природных стихий.

Дважды в год император покидал свой дворец, чтобы отправиться на богослужение в Храм Неба, который располагался на южной окраине Пекина, во Внешнем городе. Он был построен за городской стеной, в уединенном и тихом месте, вдалеке от суеты. Следуя из дворца в Запретном городе в Храм Неба, император не должен был касаться ногами земли. И он ее действительно не касался, так как его несли в паланкине над мраморными ступенями лестницы, обрамленной изваяниями драконов. Несущие паланкин слуги проходили по ступеням из простого камня. Сразу за воротами внешней стены начинался густой лес из могучих темно-зеленых кипарисов и кедров, сквозь который пролегала прямая, вымощенная камнем дорога. Уже само шествие по темному хвойному лесу создавало особое настроение.

(18)Главные сооружения всего комплекса — Храм Молений об урожае, Храм Небесного Свода и Алтарь Неба расположены по одной оси с севера на юг в пределах внутренних стен. Их соединяет Дорога духов, выложенная ровными светлыми плитами. Она олицетворялась с образом Дао, который пронизывает все средневековое китайское искусство: это образ пути вселенной.

(19, 20)Внешне храм не кажется очень большим. Но размеры внутреннего зала потрясают. В этом храме нет ни одной случайной детали, все подчинено символике, уходящей корнями в традиционные верования китайцев. Колонны окрашены в красный цвет — цвет огня, символизирующего союз неба и земли. Четыре центральные колонны храма высотой около 20 м обозначают четыре времени года, 12 колонн среднего ряда — месяцы года, 12 колонн наружного ряда — 12 двухчасовых отрезков времени суток. Все вместе 28 колонн символизируют 28 созвездий.

В Храме Молений об урожае нет ни алтаря, ни статуй, характерных, например, для буддийских храмов. Человек, приходящий в храм, обращался с мольбами непосредственно к небу.

В Храме Небесного Свода хранились ритуальные таблицы неба. Достопримечательность храма — круглая «Стена, возвращающая звук» (или, как ее еще называют, Шептальная стена), — сложена из тщательно пригнанных друг к другу кирпичей. Повернувшись к ней лицом, человек слышит слова, произнесенные от него на любом расстоянии. Эффект достигается благодаря многократному эху, секрет которого заключается в особой кладке кирпичей. Говорят, что в былые времена так осуществлялся контроль над мыслями и настроениями подданных.

(21)Храмовый комплекс завершается Алтарем Неба, где приносились жертвенные дары небу. Это круглая ступенчатая трехъярусная пирамида, сооруженная из белого, искрящегося на солнце мрамора. Четыре ведущие на вершину лестницы, многочисленные уступы алтаря окружены мраморными балюстрадами, украшенными резными рельефными изображениями драконов и фениксов. Всего балюстрада имеет 360 фигурных столбиков, что соответствует числу градусов, на которые астрономы разделяют небесный свод.

Летний дворец

(22, 23)Традиционные представления китайцев о гармонии души человека, природы и искусства отражены в устройстве Летнего дворца — паркового ансамбля с жилыми зданиями, храмами и павильонами, раскинувшимися на огромной территории по берегам искусственного озера. Первые павильоны для отдыха возникли еще в XII столетии, а новый храм был построен в начале XVI в.

Удивительно поэтичны названия построек и укромных уголков Летнего дворца: Сад Гармонии и Добродетели, Пагода Духов и Будды, Сад Гармоничной Радости, Павильон Нефритовых Волн. В ветреную погоду в парке слышен тихий мелодичный перезвон колокольчиков, украшающих скаты крыш павильонов.

(24, 25)Влияние на китайскую художественную культуру буддизма нашло отражение в известной достопримечательности Пекина — ламаистском храме. Он был воздвигнут на северо-востоке Старого города в 1694 г. как резиденция принца, а в 1744-м превращен в ламаистский монастырь, где поселились 500 монахов. В огромном павильоне находятся три огромные статуи Будды. У выхода из павильона привлекает внимание вырезанное из сандалового дерева изображение горы с фигурками 500 учеников Будды, выполненными из золота, серебра, бронзы, олова и железа.

(26)Выдающиеся образцы древней китайской архитектуры, такие как дворец «Гугун», храм «Неба», парк «Ихэюань» в Пекине, древний город «Лицзян» в провинции Юньнань, древние жилые помещения в южной части провинции Аньхуэй и другие уже вошли в «Каталог мирового культурного наследия”.

studfiles.net

Архитектура Китая. Современные и исторические памятники архитектуры Китая :: SYL.ru

Перцепция космоса в китайской традиционной культуре (древней и современной) настолько значительна и всеобъемлюща, что она, естественно, не могла не найти отражения в формировании искусств и архитектуры. Традиционные значимые китайские постройки в точности копируют структуру космогонической системы мироздания.

Взаимосвязь традиционного искусства и культуры

Архитектура Китая сочетается с окружающей природой. Из-за климатических особенностей и преизбытка дождей в стране издревле применялась высокая кровля с относительно крутыми скатами. О знатности и положении в обществе владельца свидетельствовал дом, имеющий несколько ярусов с кровлей одна над другой. Для создания оригинальных форм криволинейных скатов с заметно приподнятыми углами китайцы применяли выгнутые стропила. Под ними выводились короткие бруски, которые создавали ступенчатые консоли-выступы. После чего к ним надежно крепились доски с заранее нанесенным резным орнаментом, обязательным элементом которого был силуэт дракона. Вырезанный рисунок покрывался черным или же ярко-красным лаком, часто с позолотой, реже — с инкрустацией перламутром. Архитектура Древнего Китая не перестает удивлять современников: пагоды органично сочетаются с пейзажем, очертания тибетских храмов схожи с формой невысоких холмов или пологих гор. Все постройки прекрасны, это не просто строительство как способ укрытия от стихии, это созидание посредством искусства идеальных условий для умиротворенного созерцания природы.

Особенности Китайской архитектуры

Архитектура средневекового Китая тесно связана с развитием и всего искусства, но в особенности — живописи. Представление о мире и общие идеи, которые сложились ещё в глубокой древности, выражались в живописи и архитектуре этой эпохи. Но архитектура отличается подчинением традициям и правилам, которые сложились значительно раньше, чем в живописи. Основные правила не только не потеряли своего значения в период Средневековья, но и образовали особый художественный стиль. Этот необычный декоративный жанр совсем не похож на стили других стран. Он отражает философский дух и жизнелюбие, которые свойственны всему искусству Китая. Китайский живописец-пейзажист и архитектор схожи своим обостренным и возвышенным чувством природы, как и мыслители и поэты. Работа зодчего в Китае похожа на работу художника. Он, пытаясь не нарушить гармонию природы, выбирает место будущего строительства и словно вписывает одно сооружение в другое. Зодчий никогда не станет строить здание, если оно не будет гармонировать с окружающим массивом.

Особенности китайского жилого дома

К сожалению, в Китае, в отличие от древних и средневековых цивилизаций ближнего Востока, практически не сохранились памятники далекого прошлого. Дело в том, что древние китайцы выстраивали свои дома из глиняных кирпичей и дерева. Как известно, эти материалы весьма быстро уничтожаются временем. Именно поэтому памятников древней и ранней архитектуры до нашего времени дошло крайне мало. Поселения и города, состоявшие преимущественно из легких деревянных построек, разрушались и сгорали, каждый новый правитель, пришедший к власти, уничтожал старые дворцы и на их месте возводил новые. Сейчас достаточно тяжело воссоздать и систематизировать последовательную картину поэтапного развития архитектуры Китая до танской эпохи.

От периода правления Хань и от феодальной эпохи до современников не дошло никаких сооружений, за исключением некоторых, которые были скрыты под могильными курганами или гробницами. Великая стена, возведенная всем известным Цинь Ши Хуан-ди, настолько часто реставрировалась и ремонтировалась, что ее самый верхний слой был выложен гораздо позже. Там, где вальяжно располагались танские дворцы Чанъани и Лояна, остались только аморфные холмы. Самые первые буддийские сооружения — монастыри Баймасы в Лояне и Даяньсы (недалеко от Чанъани) — хотя и находятся в данный момент там, где расположились изначально, довольно часто перестраивались.

Глиняные образцы и барельефы доказывают, что, за некоторыми незначительными исключениями, архитектура древнего Китая по планировке и стилю похожа на современную. Все те же орнаменты и барельефы дают ученым-архитекторам некоторое представление о ханьских постройках и домах, а вот о шикарном великолепии императорских дворцов все любопытствующие могут узнать лишь из письменных источников. Совсем недавно обнаружено место, на котором располагался дворец Цинь Ши Хуан-ди в Сяньяне (Шэньси), но археологические раскопки еще не начинались.

Культовые сооружения

Китайская пагода, считающаяся наиболее характерной постройкой для данного государства, имеет индийское происхождение. Тем не менее, между высокой пагодой и индийским ступенчатым монументом, имеющим низкое основание, очень мало сходства. Скорее всего, их подлинной предшественницей является добуддийская многоэтажная башня, которая часто изображена на ханьских барельефах. Только такие башни были двухэтажными, с заметно выступающими крышами, очень схожими с крышами нынешних пагод. Самая известная китайская пагода — Даяньта (Большая пагода диких гусей), которая построена в 652-704 годах в пределах современной Сиань (тогдашней столицы Чанъань). Размещенная на фоне внушительной горной гряды, которая буквально составляет обрамление всему городу, Даяньта видна на большие расстояния и величаво возвышается над всеми окрестностями. Она настолько массивная и тяжелая, что в близи напоминает крепость. В основании пагода имеет 25 м и простирается ввысь на 60 метров.

Два стиля китайской архитектуры

Ученые доказали, что архитектура Китая имеет два стиля: южный и северный, причем распространение их в стране не всегда соответствует географическим широтам и границам. Например, в Манчжурии достаточно часто встречается южный стиль, а в Юннани решительно преобладает северный. Эти закономерности обусловлены историческими причинами, а различия двух архитектурных стилей чрезвычайно четко проявляется в пагодах и храмах.

Главное отличие данных архитектурных видов — в орнаментации карниза, конька и изогнутости кровли. В южном направлении зодчества крыши максимально изогнуты, при этом выступающий карниз буквально вздымается ввысь подобно горну. Практически все коньки кровли украшены маленькими фигурками разнообразных даосских мифических животных и божеств. Их настолько много, что линия крыши теряется. Каждая опора и карниз щедро декорированы орнаментацией и резьбой, пустой и гладкой поверхности совсем не остается. Самые удивительные образцы такой страсти к украшению повлияли на европейский архитектурный стиль XVIII века.

А вот северный стиль все ученые-архитекторы единодушно называют дворцовым, так как его наилучшими образцами являются роскошные строения Запретного города, императорские гробницы цинской и минской династий. У них завитки кровли смягченные, сдержанные и напоминают форму шатра. Бытует мнение, что данный стиль ведет историю от шаров императоров Монголии. Орнаментация и декор более скромны и не столь пышны. Более стилизованные и маленькие в сравнении с южным архитектурным направлением фигурки можно лицезреть лишь на самых коньках кровли. Удачный компромисс между декоративной загруженностью южного направления и выверенной стилизацией дворцовых построек Пекина наглядно просматривается в Шаньси.

«Запретный город»

Логическая ясность и символизм явно ощущается в планировке абсолютно всех городских ансамблей и в самой архитектуре городов. Наглядным примером, подтверждающим данное утверждение, может послужить Пекин – столица государства, которой удалось сохранить памятники архитектуры Китая. Старая часть столицы имеет название «Внутренний город», она отделена воротами и стеной от так называемого «Внешнего города». В самом центре «Внутреннего города» находится основной архитектурный ансамбль, растянувшийся на несколько километров, — «Императорский город», который словно замкнут кольцом нескольких стен и массивными воротами. Внутри него располагается «Запретный город» — в настоящее время музей. Это и есть величественный Императорский дворец. Все это благолепие — настоящий город в городе: с разноцветными крышами домов, тенистыми двориками и садами, беседками и коридорами, бесконечными переходами с бесчисленными боковыми ответвлениями. В его таинственной глубине скрывались покои жен императора, увеселительные сооружения, обширная театральная сцена и множество других построек.

Дворцовый ансамбль Гугун

Особенности архитектуры Китая особенно ярко представлены в дворцовом ансамбле Гугун, который был резиденцией императора во время правления династий Цин и Мин. Данное архитектурное творение было возведено примерно в период 1406-1420 гг. и более известно всему миру как «Пурпуровый запретный город». На его территории располагаются десятки дворцовых ансамблей разной величины, в целом они имеют 9 000 комнат. Это самый впечатляющий, грандиозный и прекрасно сохранившийся архитектурный ансамбль страны, в котором вершили дела целых 24 императора в период до революции 1911 года. Гугун, согласно постулатам, которые диктует архитектура Китая, делится на две основные части: внешний двор и внутренние покои. Основными постройками внешнего двора считаются три павильона внушительных размеров: Чжунхэдянь (Павильон полной гармонии), Тайхэдянь (Павильон высшей гармонии), Баохэдянь (Павильон сохранения гармонии).

Храмы

Храмовая архитектура Древнего Китая представлена большими комплексами:

  • Величавый Тяньтань («Храм неба») был возведен во «Внешнем городе» в 1420–1530 годах. Он представляет собой ряд зданий, выстроенных друг за другом и тесно окруженных кольцом зелени. Ритм ансамблю задают ступенчатый алтарь из белого мрамора и два величественных храма.
  • Циняньдянь («Храм молитвы за богатый урожай») поражает своими размерами, это самое высокое здание, которое увенчано трёхъярусной густо-синей конусообразной крышей.
  • Погребальный комплекс минских императоров Шисаньлин («13 гробниц») удивляет своим пространственным размахом. Сооружение включает в себя, помимо могильного кургана с прилагающимся подземным дворцом, храмы, арки, башни, которые живописно включаются в окружающий пейзаж.

Величайшее творение рук человека

Великая китайская стена — один из величайших памятников мирового зодчества, строившийся в период с IV — III веков до н.э. Она до сих пор потрясает воображение и более чем достойна возглавить рейтинг «Шедевры архитектуры Китая». Выстроенное по северной границе страны, данное сооружение изначально предназначалось для защиты от набегов кочевников и попутно для прикрытия от песков пустыни крестьянских полей. Первоначально длина стены составляла 750 км, но, неоднократно достраиваясь, она достигла протяженности в 3000 км. Причем построена Китайская стена именно по самым крутым склонам хребтов, из-за этого она имеет много резких поворотов. Средняя ширина стены колеблется от 5 до 8 метров, а высота — от 5 до 10 метров. Через каждую сотню метров по всему периметру выстроены башни, предназначенные для светового оповещения о нападении врага. Основа стены собиралась из утрамбованной древесины вперемешку с камышом, после чего все облицовывали серым кирпичом.

Нарастающая тяга к пышности

Архитектура Китая 15–17 веков полна величия. В зодчестве последующих столетий оно также сохранялось, однако постепенно брала верх тяга к помпезности, пышности и неумолимому изобилию декоративного убранства. Неотъемлемой составляющей частью многочисленных архитектурных комплексов становятся парковая скульптура, резные ворота, вазы и курильницы. Наглядное доказательство данной тенденции – загородный императорский дворец Ихэюань (в дословном переводе — «Сад безмятежного отдыха»), который отличает изощрённая затейливость оформления: причудливо изгибающиеся сквозные галереи, арочные мосты, тенистые беседки и пагоды, возведенные из фарфора, дерева, камня и меди.

Традиции и современность

Современная архитектура Китая продолжает развивать традиции далекого прошлого, вместе с этим отличаясь более строгим духом. Слияние монументальных и декоративно–прикладных форм постепенно подготовило отход от характерных особенностей зодчества прошлых исторических периодов.

www.syl.ru

Архитектура Древнего Китая

Самобытность архитектуры Китая

Архитектура Китая имеет ряд присущих только ей традиционных особенностей, а характер декорирования позволяют узнавать китайские здания во всем мире.

Большая часть строений Древнего Китая возводилась из дерева, что было характерно и для жилых домов и для императорского дворца. Конструкция состояла из деревянных столбов, которые соединялись меду собой балками, что в свою очередь служило основанием здания, завершала конструкцию кровля, покрываемая черепицей. Заполнение проемов производилось с использованием бамбука, глины, кирпичей.

Одними из первых, кто использовал «поточный метод» в архитектуре, стали древние китайцы. Особенность метода заключалась в том, что исходя из стандартного размера конструкции, можно было точно определить размер остальных ее деталей, что позволяло строителям изготавливать отдельно от общей конструкции здания, а затем на месте собирать детали. Данный способ строения позволял китайским строителям значительно сокращать время на возведение здания.

Замечание 1

Примерами тому может служить Запретный город в Пекине – императорская резиденция, 720 тысяч квадратных метров которой были построены всего за 13 лет, тогда как только на возведение купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции понадобилось около трех десятков лет.

Обладая гибкостью и упругостью, деревянные постройки, в отличие от каменных, были более устойчивы к землетрясениям. Однако на многие достоинства, конструкции из дерева оказались сравнительно недолговечными и пожароопасными. Множество памятников архитектуры были повреждены или вовсе не сохранились в результате ударов молний или пожаров.

Архитектура Китая отличается яркой самобытностью. Основные ее принципы и стилистика сложились в третьем веке до нашей эры. Аналогично другим странам Востока, она характеризуется приверженностью к единожды найденным и закрепленным традицией формам, известной консервативностью.

Здания в Китае могли периодически перестраивать, точно воспроизводя формы предшествующего сооружения. Основным материалом для строительства служило дерево. Хотя Китай – большая страна с разнообразными климатическими зонами, в различных его регионах могли использовать разнообразные строительные материалы. Для влажных южных регионов были характерны свайные конструкции, на севере же бытовал кирпич. Зависело это от назначения здания (пагоды строили из камня), а также от социального статуса владельца. Император в Китае возводился в ранг божества, а светская власть была наделена большой силой. В отличие от Индии, храмовые постройки в архитектуре Китая встречались редко.

Традиционные китайские сооружения представляют собой стоечно-балочные конструкции с деревянным заполнением. Стена представляет собой незначительную по толщине перегородку и не несет тектонической нагрузки. Несмотря на наличие стоечно-балочного каркаса, выявленного во внешних формах сооружения, китайская архитектура атектонична: для традиционных китайских дворцов и храмов характерны высокие крыши с сильным выносом. Но именно это и составляет одну из главных особенностей традиционной архитектуры Китая и является одной из наиболее привлекательных ее черт.

Такие формы крыши связаны с любовью к декоративной трактовке форм, а также с климатическими условиями – обилием дождей. Здания отличались живописным причудливым силуэтом, с расположенными в несколько ярусов крышами. Для пагод это являлось характерной особенностью. В светских зданиях несколько ярусов крыш говорило о высоком социальном положении их владельца.

Замечание 2

Для архитектуры Древнего Китая характерна цветность в сочетании с декоративными элементами.

Архитектурные формы динамичны, доугуны перекликаются с силуэтами кровель. Живописные и скульптурные изображения драконов считались символами обновления, защитника китайской земли и императорской власти. Мастера Китая любили образность, уподобление и сравнения, что характерно и для искусства других народов Востока. Так, форму кровли можно сравнить с раскрытыми крыльями летящего журавля. При этом природный мотив подвергается откровенно декоративной трактовке.

Переход от балок к кровле осуществлялся с помощью сложной системы резных кронштейнов, расположенных в несколько ярусов – доугунов являющихся важным и самобытным элементом традиционной архитектуры Китая. Легкие, ажурные также снимали ощущение тяжести архитектурных масс, давления перекрытий. Доугуны, ярко раскрашенные и покрытые резьбой, выполняли не только конструктивную, но и чисто декоративную функцию (Рис. 1).

Рисунок 1. Архитектурная живопись Хэ си в Запретном городе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В основе своей структура китайских зданий крайне проста. Как правило, это правильной формы четырехугольник с балочными перекрытиями. Из отдельных ячеек подобного типа и складывались более сложные структуры. Их могли дополнять наружные портики. Наряду с упомянутой выше формой кровли они способствовали связыванию построек с природным окружением. Такая взаимосвязь, также как и значительная роль пространства в архитектурном образе, – важная составляющая стиля китайской архитектуры.

В дворцовом ансамбле обширные свободные пространства создают атмосферу торжественности, их мощеные поверхности контрастируют с нарядными дворцовыми зданиями. Наиболее значимые постройки выделяются своими масштабами и формой кровель (двухъярусные четырехскатные крыши, которые полагались только самым важным сооружениям). Главные покои дворцового комплекса Гугун (Рис. 2) – зал Высшей гармонии, зал Полной гармонии и зал Сохранения гармонии.

Рисунок 2. Запретный город в Пекине (Гугун). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Архитектурные достопримечательности Китая

Богатство и неповторимый стиль архитектурных сооружений Китая весьма многообразен, среди них:

  • Дворцовая архитектура (Запретный город, Горное убежище от летнего зноя)
  • Храмы и алтари (Храм Таймяо, Храм Неба, Алтарь Земли и Злаков, Резиденция Небесных Наставников, пещерные храмы Лунмэнь, Пещерные храмы Фэнсяньсы, пещеры Могао, Юньган, Путоцзунчэн, Наньюэ Дамяо, Дворец Высшей Чистоты, Пагода Дацинь, Пагода Баочу, Храм Истинного Единства, Пагода Шести Гармоний, Фарфоровая Пагода, Железная Пагода, Храм Тяньнин).
  • Мемориальные сооружения (Храм Конфуция, Храм Баогуна, Пайлоу, Стелы (на черепахе-пьедестале)
  • Гробницы (Гробницы императоров династии Мин, Висячие гробы, Минская гробница Чанлин, Могила Цинь Ши Хуана)
  • Мосты (Мост Аньцзи, Мост Лугоу, Мост Баодай, выгнутые мостики «лунный мост»)
  • Фортификационные сооружения (Великая Китайская стена, Крепостные стены городов – Пекина (снесена), Нанкина (отчасти сохранена), Крепость Ваньпин в Пекине)
  • Жилые постройки (Жилой комплекс сыхэюань, жилые комплексы крепостного типа – тулоу (Фуцзянь), укрепленные особняки дяолоу (Гуандун), типичный крестьянский дом северного Китая – фанза, обогреваемая лежанка – кан).

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *