Конспект урока по географии 5 класс ФГОС на тему «Методы географических исследований»

Технологическая карта урока «Методы географических исследований»

Предмет: география.

УМК: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. География. Начальный курс.

Класс: 5.

Тема урока: Методы географических исследований.

Цель урока: познакомить учащихся с методами географического исследования.

Планируемые результаты обучения:

Предметные – приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно — географический, аэрокосмический, статистический).

Личностные – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные – умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение.

Основные понятия: метод, описание, картография, аэрокосмический метод, сравнение, статистический метод.

Межпредметные связи: география, биология, астрономия,история.

Ресурсы: учебник «География. Начальный курс. 5 класс /И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин/, атласы, иллюстрации, рисунки, демонстрационная компьютерная техника.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формируемые УУД

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.)

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.

Заинтересовываются, улыбаются.

— Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки. Подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Личностные УУД (самоопределение).

2. Формулировка темы урока, постановка цели.

(5 мин.)

Цель: организовать формулировку темы урока детьми;

организовать постановку цели урока

Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь.

Мы с вами сейчас окунулись в волшебный сказочный мир. Но сказка на этом не заканчивается: представьте себе, что вам выпал чудный приз – путевка на неделю отдыха на Гавайские острова. Ваш отдых начинается через две недели.

— За это время вы должны выполнить какую-то задачу. Какую именно? (узнать как можно больше об этих островах – где находятся, каковы природа, климат, обычаи и традиции населения и пр., т.е. провести исследование).

Проводить исследование помогают различные методы. Значит, цель нашего урока – ознакомиться с методами географических исследований.

Регулятивныуе УУД (целеполагание).

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества).

3. Изучение нового («открытие новых знаний»)

Цель: создать условия для ознакомления учащимися методов географических исследований

3.1. Что такое метод

(3 мин.)

Цель: организовать формирование понятия «метод»

3.2. Методы географических исследований. (20 мин.)

Цель: организовать формирование знаний о методах географических исследований

4. Физминутка. (3 мин.)

Цель: дать возможность отдохнуть, удержать умственную работоспособность детей

Организует формулировку понятия «метод».

Организует формирование знаний о методах географических исследований.

Показывает движения.

Читают учебник, отвечают на вопрос, записывают в тетрадь.

Отвечают на вопрос, рассказывают.

Записывают в тетрадь основные методы.

Отвечают, приходят к выводу, что объяснить словами достаточно сложно, проще нарисовать план.

Рассказ ученика о природе Горномарийского района

Обсуждение вопроса.

Выполняют задания.

Выполняют упражнения.

— Прочитайте первые два абзаца § 4 (с.22).

— Что такое метод? (способы и приемы исследования)

География обладает специальными методами исследования, с которыми мы сегодня ознакомимся.

— Ходили ли вы в прошлом году, по окончании 4 класса, в поход? Куда? Расскажите про природу этого места.

1) Сейчас вы как раз использовали один из методов географических исследований – географическое описание.

Этим методом обычно пользовались землепроходцы, путешественники, мореплаватели, записывающие сведения об открытых землях. Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности? Сейчас этим методом широко пользуются участники исследований и экспедиций.

— Объясните мне, пожалуйста, как пройти к вашему дому (обращение к одному из ребят). (В результате обсуждения приходим к выводу, что проще всего нарисовать план).

2) Следующий метод географического исследования – картографический.

Картографический метод представляет собой использование карт как основного источника информации. Карта отражает информацию, полученную путем наблюдений и описаний. Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII-VI вв. до н.э. Конечно, на этих картах было много неточностей. Со временем карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.

— Один из ваших одноклассников некоторое время проживал в Горномарийском районе. Коля, расскажи, пожалуйста, какова там природа? Такая же, как у нас? (Обсуждение)

— Чем мы сейчас занимались? (Сравнивали природу Горномарийского и Сернурского районов Республики Марий Эл, т.е. проводили исследование).

3) Следующий метод географического исследования – сравнительно-географический. Слайд 5

Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.

— Нас очень интересует предстоящая погода. Каждый день мы смотрим прогноз погоды. Как, на основании чего, синоптики предсказывают погоду? (Обсуждение)

4) Значит, один из методов географического исследования – аэрокосмический. Слайд 6

5) Статистический метод – это анализ количественных и качественных данных (например, какова численность населения разных стран, какова площадь материков, стран и пр.). Слайд 7

Статистический материал представлен в виде диаграмм, таблиц, графиков.

— Поработаем со статистичесчким материалом учебника. (Анализ круговой диаграммы «Площадь материков и океанов Земли», с.24; таблицы «Площадь материков и океанов», с. 25).

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе)

Руки в сторону согнули

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Личностные УУД (смыслообразование).

Регулятивные (саморегуляция)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других).

Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации; уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, опираясь на жизненный опыт).

5. Проверка полученных результатов. Коррекция.

(6 мин.)

Цель: организовать фронтальную проверку и исправление ошибок

Организует фронтальную проверку.

Отвечают на вопросы учителя.

1. Какие методы географических исследований изображены на слайдах?

2. Какие из изученных нами методов вы используете, чтобы узнать о природе Гавайских островов?

Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка)

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

. (3 мин.)

Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания урока.

Отвечают на вопросы учителя.

— Какую цель ставили мы сегодня на уроке? Достигли ли цели?

— Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке:

Я узнал (а) …

Я не понял (а) …

Мне было …

Регулятивные УУД (самооценка, саморегуляция).

Коммуникативные УУД.

Личностные УУД (смыслообразование).

7. Домашнее задание.

(2 мин.)

Организует запись в дневник.

Записывают в дневник.

Прочитать §4. Рабочая тетрадь. Сделать географическое описание природы своего населенного пункта.

infourok.ru

Технологическая карта по географии 5 класс Методы географических исследований

Технологическая карта урока «Методы географических исследований»

Предмет: география.

УМК: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. География. Начальный курс.

Класс: 5.

Тема урока: Методы географических исследований.

Цель урока: познакомить учащихся с методами географического исследования.

Планируемые результаты обучения:

Предметные – приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно — географический, аэрокосмический, статистический).

Личностные – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные – умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение.

Основные понятия: метод, описание, картография, аэрокосмический метод, сравнение, статистический метод.

Межпредметные связи: география, биология, астрономия,история.

Ресурсы: учебник «География. Начальный курс. 5 класс /И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин/, атласы, иллюстрации, рисунки, демонстрационная компьютерная техника.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная.

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.)

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.

Включает музыку от песни «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот».

Заинтересовываются, улыбаются.

— Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки. Подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Личностные УУД (самоопределение).

2. Формулировка темы урока, постановка цели.

(5 мин.)

Цель: организовать формулировку темы урока детьми;

организовать постановку цели урока

Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь.

Мы с вами сейчас окунулись в волшебный сказочный мир. Но сказка на этом не заканчивается: представьте себе, что вам выпал чудный приз – путевка на неделю отдыха на Гавайские острова. Ваш отдых начинается через две недели.

— За это время вы должны выполнить какую-то задачу. Какую именно? (узнать как можно больше об этих островах – где находятся, каковы природа, климат, обычаи и традиции населения и пр., т.е. провести исследование).

Проводить исследование помогают различные методы. Значит, цель нашего урока – ознакомиться с методами географических исследований.

Регулятивныуе УУД (целеполагание).

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества).

3. Изучение нового («открытие новых знаний»)

Цель: создать условия для ознакомления учащимися методов географических исследований

3.1. Что такое метод

(3 мин.)

Цель: организовать формирование понятия «метод»

3.2. Методы географических исследований. (20 мин.)

Цель: организовать формирование знаний о методах географических исследований

4. Физминутка. (3 мин.)

Цель: дать возможность отдохнуть, удержать умственную работоспособность детей

Организует формулировку понятия «метод».

Организует формирование знаний о методах географических исследований.

Показывает движения.

Читают учебник, отвечают на вопрос, записывают в тетрадь.

Отвечают на вопрос, рассказывают.

Записывают в тетрадь основные методы.

Отвечают, приходят к выводу, что объяснить словами достаточно сложно, проще нарисовать план.

Рассказ ученика о природе Горномарийского района

Обсуждение вопроса.

Выполняют задания.

Выполняют упражнения.

— Прочитайте первые два абзаца § 4 (с.22).

— Что такое метод? (способы и приемы исследования) Слайд 2

География обладает специальными методами исследования, с которыми мы сегодня ознакомимся.

— Ходили ли вы в прошлом году, по окончании 4 класса, в поход? Куда? Расскажите про природу этого места.

1) Сейчас вы как раз использовали один из методов географических исследований – географическое описание. Слайд 3

Этим методом обычно пользовались землепроходцы, путешественники, мореплаватели, записывающие сведения об открытых землях. Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности? Сейчас этим методом широко пользуются участники исследований и экспедиций.

— Объясните мне, пожалуйста, как пройти к вашему дому (обращение к одному из ребят). (В результате обсуждения приходим к выводу, что проще всего нарисовать план).

2) Следующий метод географического исследования – картографический. Слайд 4

Картографический метод представляет собой использование карт как основного источника информации. Карта отражает информацию, полученную путем наблюдений и описаний. Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII-VI вв. до н.э. Конечно, на этих картах было много неточностей. Со временем карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.

— Один из ваших одноклассников некоторое время проживал в Горномарийском районе. Коля, расскажи, пожалуйста, какова там природа? Такая же, как у нас? (Обсуждение)

— Чем мы сейчас занимались? (Сравнивали природу Горномарийского и Сернурского районов Республики Марий Эл, т.е. проводили исследование).

3) Следующий метод географического исследования – сравнительно-географический. Слайд 5

Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.

— Нас очень интересует предстоящая погода. Каждый день мы смотрим прогноз погоды. Как, на основании чего, синоптики предсказывают погоду? (Обсуждение)

4) Значит, один из методов географического исследования – аэрокосмический. Слайд 6

5) Статистический метод – это анализ количественных и качественных данных (например, какова численность населения разных стран, какова площадь материков, стран и пр.). Слайд 7

Статистический материал представлен в виде диаграмм, таблиц, графиков.

— Поработаем со статистичесчким материалом учебника. (Анализ круговой диаграммы «Площадь материков и океанов Земли», с.24; таблицы «Площадь материков и океанов», с. 25).

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе)

Руки в сторону согнули

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Личностные УУД (смыслообразование).

Регулятивные (саморегуляция)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других).

Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации; уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, опираясь на жизненный опыт).

5. Проверка полученных результатов. Коррекция.

(6 мин.)

Цель: организовать фронтальную проверку и исправление ошибок

Организует фронтальную проверку.

Отвечают на вопросы учителя.

1. Какие методы географических исследований изображены на слайдах? Слайды 8-12

2. Какие из изученных нами методов вы используете, чтобы узнать о природе Гавайских островов?

Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка)

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.)

Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания урока.

Отвечают на вопросы учителя.

— Какую цель ставили мы сегодня на уроке? Достигли ли цели?

— Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке: Слайд 13

Я узнал (а) …

Я не понял (а) …

Мне было …

Регулятивные УУД (самооценка, саморегуляция).

Коммуникативные УУД.

Личностные УУД (смыслообразование).

7. Домашнее задание.

(2 мин.)

Организует запись в дневник.

Записывают в дневник.

Прочитать §4. Выполнить задания по электронному приложению. Сделать географическое описание природы своего населенного пункта. Слайд 14

infourok.ru

Конспект урока по географии 5 класс(фгос)

Урок № 2

Тема

Методы географических исследований. Практическая работа № 2 «Составление описания учебного кабинета географии»

Цель

Изучить особенности различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений. Формировать и корректировать навыки и умения работы с различными контрольно-измерительными материалами.

Задачи

1. Рассмотреть разнообразные источники географических знаний и методы географических исследований, выявить их отличительные черты.

2. Формировать умение воспринимать и интерпретировать географическую информацию, представленную в текстовом виде.

3. Формировать умение использовать иллюстративный материал для решения учебных задач.

4. Сформировать умения и навыки составления описания и классификации, организации наблюдений, работы с диагностическим материалом.

5. Развивать умение работать с разными источниками знаний, развивать познавательный интерес к предмету.

Тип урока

Комбинированный

Краткое содержание

урока

1. Какими методами исследования пользуются при изучении Земли.

2. Отличие методов географических исследований друг от друга.

3. Что такое картография.

4. Разнообразие источников географических знаний.

5. Обобщение, контроль и коррекция знаний, умений и навыков по теме раздела.

Опорные знания

Особенности изучения Земли в древности и на современном этапе

Понятия и термины

Метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литература

Средства обучения

Электронная презентация «Методы исследования», учебники, атлас по географии для 5 класса, рулетка, раздаточный материал (для работы с текстами – описаниями), инструктивные карточки по выполнению ПР №2, выставка литературы (книги, энциклопедии, словари, атласы), «Школьный словарь иностранных слов», шаблон для оформления «Дневника наблюдения»

Планируемые результаты

Предметные умения

УУД

Метапредметные

Личностные

Давать определение понятию «картография».

Называть методы географических исследований, распознавать их отличительные черты. Выявлять источники географических знаний, приводить примеры разных источников географических знаний.

Использовать географическую информацию, представленную в текстовом виде, для решения учебных задач.

Формулировать вывод о значении источников географических знаний, методов географических исследований.

Знать правила работы с контрольно-измерительными

материалами по географии

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Умение работать с различными

источниками информации.

Слуховое восприятие текстов.

Умение классифицировать объекты.

Умение составлять вербальное описание объекта по плану.

Умение определять цель учебной деятельности.

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Понимание смысла своей деятельности.

Понимание значимости

научного исследования

природы, населения и

хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний.

Формирование учебно-познавательного интереса к географии

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 ЭТАП. Организационный

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя, настраиваются на восприятие материала урока.

2 ЭТАП. Проверка домашнего задания

Предлагает вспомнить изученный на прошлом уроке материал.

Проводит фронтальный опрос учащихся по вопросам:

— Как переводится с греческого на русский язык слово «география»?

— С каким событием связано появление слова «география»?

— Почему географию называют древней наукой?

— Чем занимается современная география?

— Чем отличается география в древности от современной географии?

Проверяет выполнение задания тематического практикума из рабочей тетради (с.4-5)

Просматривают текст параграфа, настраиваются на беседу по изученному материалу.

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют взаимоконтроль во время ответов.

Зачитывают составленные вопросы, ответы на них и указывают источник географической информации. Другие учащиеся слушают, анализируют правильность выполненного задания.

3 ЭТАП. Актуализация знаний

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

— Как древние люди изучали Землю?

— Как современный человек изучает Землю?

Отвечают на вопросы, используя имеющиеся знания и представления.

4 ЭТАП. Создание проблемной ситуации

Предлагает вопросы для обсуждения

— Предположим, что вы получили задание – изучить озеро в окрестностях нашего города. Как вы поступите?

Итак, для выполнения поставленной задачи нам нужно выполнить

ИЗМЕРЕНИЕ

НАБЛЮДЕНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТ

— Как назвать все перечисленное одним словом?

— Что же такое метод?

Корректирует, уточняет ответы, дает правильный вариант определения

Метод – это способ достижения поставленной цели, способ исследования.

Измерение, наблюдение, эксперимент используются во многих науках, областях знаний.

— А как вы думаете, есть ли у географии «свои», специальные методы?

Верно. Как и другие науки, география обладает специальными методами исследования.

Обращение к детям с просьбой озвучить тему урока.

А как вы думаете, могут ли методы географических исследований быть применимы в других науках?

Что мы должны узнать, чтобы ответить на этот вопрос?

Высказывают свои предположения

Предполагаемый ответ: Измерим глубину, размеры озера, определим температуру и соленость воды, опишем растительность и животный мир озера, выясним, как изменяется озеро в течение года.

Предполагаемый ответ: МЕТОДЫ

Учащиеся пробуют сформулировать определение понятия. Проверяют себя по «Школьному словарю иностранных слов»

Выдвигают предположения.

Формулируют тему урока.

Записывают тему в тетрадь.

Высказывают предположения

Изучить методы исследования

4 ЭТАП. Целеполагание

Помогает учащимся в формулировке целей урока.

В случае затруднения предлагает обратиться к рубрике «Вы узнаете»

Формулируют цели урока

– с помощью учителя,

– рубрики «Вы узнаете»;

– глаголов-помощников: выяснить, выявить, определить, узнать, раскрыть, изучить, научиться, сравнить, распознать, обсудить, понять, проанализировать, найти объяснение, исследовать, обобщить.

5 ЭТАП. «Открытие» нового знания

5.1 Методы географических исследований

Проводит беседу с учащимися

— Вспомните, что означает понятие «география».

Название первого метода, который мы изучим, связано со словом «география».

— Как же называется этот метод?

— Что можно описывать в географической науке?

— На какие вопросы обычно отвечает исследователь, пользуясь этим методом?

— Кто впервые стал использовать этот метод?

— Как вы думаете, описательный метод используется в географии в настоящее время?

Подытоживает ответы учащихся. Обращает внимание на то, что описательный метод остается одним из основных методов современной географии

— Название следующего метода вы сможете определить, отгадав загадку:

Моря есть – плавать нельзя, 
Дороги есть – ехать нельзя, 
Земля есть – пахать нельзя,

В реках, морях воды нет. 

Карта – одно из величайших творений человеческого разума. Ни одна работа, связанная с изучением территорий, не обходится без карты.

Карта появилась намного раньше письменности. На камнях, костях животных древние люди изображали отдельные участки местности. Такие изображения были крайне примитивными и напоминали скорее рисунки, чем карты.

— Прочитайте второй пункт параграфа 2, выделите в нем три ключевых слова.

— Запишите эти слова в правильной последовательности. Объясните, почему именно в такой последовательности вы расположили слова.

Самые современные методы географических исследований – это дистанционные методы.

— Объясните, почему эти методы получили такое название.

— О каких методах, на ваш взгляд, идет речь?

— Какие важные источники информации получают с помощью этих методов?

— Как вы считаете, для чего необходимы аэрофотоснимки, снимки из космоса?

Дополняет, корректирует ответы детей.

Космические снимки используют при геологических исследованиях, разработке прогнозов погоды, изучении состояния почв, растительности, распространения пылевых бурь, дымовых шлейфов, лесных пожаров и т.д.

Обобщает ответы учащихся.

Подводит к первому выводу по уроку.

— Итак, о каких методах мы узнали на уроке?

— Какой из этих методов исследования самый древний?

— Какой метод относят к новейшим?

— Какая наука дала название методу, основанному на применении карт?

— Что такое картография?

Размышляют, отвечают на вопросы

Предполагаемый ответ: описательный

Любые географические объекты: моря, горы, равнины, реки, страны, города, народы

Где это расположено? На что это похоже? Какие имеет особенности?

Путешественники, мореплаватели, купцы, пираты.

Высказывают свои предположения

Отгадывают загадку, определяют, что речь идет о географической карте.

Читают текст пункта. Выделяют ключевые слова: картографический метод, карта, картография.

Карта → картография → картографический метод.

Сначала появились карты. Затем появилась наука о картах, позже карты стали важным источником информации для научных исследований.

Дистанционными эти методы называются потому, что Земля с их помощью изучается на значительных дистанциях, расстояниях. 

Об аэрокосмических методах

Аэрофотоснимки – изображения местности, полученные в результате фотографирования с самолета, вертолета или иного воздушного летательного аппарата.

Космические снимки – изображения территории, получаемые с помощью космических аппаратов (искусственных спутников, орбитальных станций, космических кораблей).  

Высказываются на основе имеющихся представлений.

Участвуют в обобщающей беседе.

5.2 Источники географических знаний

1. Составление перечня источников географической информации

Обращается к учащимся с просьбой перечислить источники географических знаний.

При необходимости помогает учащимся дополнить список, не называя источники, а лишь указывая на их признаки или демонстрируя источники на слайдах или организуя выставку имеющейся в кабинете литературы.

2. Классификация источников географической информации

Формулирует определение понятия «классификация»

Классификация – это процесс группировки объектов в соответствии с их общими признаками.

— Найдите в списке схожие источники. По какому признаку вы объединили их в одну группу?

Дает задание оформить результаты работы в виде таблицы.

Предлагает сделать вывод по вопросу.

Называют известные им источники знаний, записывают их названия на доске.

Учебник, энциклопедии, карты, словари, аэрофотоснимки, газеты, телепередачи, научно-популярная литература, научная литература, журналы, атласы, художественная литература, космические снимки, фильмы.

Находят в списке схожие источники. После анализа всех позиций из списка формулируют признак, на основании которого будет осуществляться деление источников на группы.

Оформляют результаты работы в виде таблицы.

Литера-турные

Картогра-фические

Аудио-визуальные

Список источников

учебник,

энцикло-педии, словари, научная литература, научно-популярная литература,

газеты, журналы, художест. литература

карты, атласы,

космич. снимки,

аэроснимки

теле-передачи, фильмы

Формулируют вывод об источниках географических знаний. Находят и читают вывод в учебнике.

6 ЭТАП. Учебные действия по формированию умений

6.1 Практическая работа № 2 «Составление описания учебного кабинета географии»

Распределяет учащихся по малым рабочим группам (5-6 человек в группе).

Организует проведение практической работы.

Знакомит с планом описания кабинета.

(Приложение Б)

План описания

1. Название и номер учебного кабинета.

2. Положение учебного кабинета в здании школы (обозначение кабинета на плане школы).

3. Положение учебного кабинета на этаже школьного здания.

4. Линейные размеры кабинета: длина, ширина, высота.

5. Положение отдельных предметов внутри кабинета.

Выполняют практическую работу.

Составляют описание кабинета географии по заданному алгоритму.

В ходе выполнения работы каждая рабочая группа с помощью рулетки или измерительной ленты проводит замеры длин.

Оформляют описание в тетради для практических работ.

Образец выполнения практической работы

Составление описания учебного кабинета географии МОАУ «СОШ № 3»

1. Кабинет географии – № 2.

2. Расположен в пристройке левого крыла школы.


3. Кабинет находится на втором этаже здания школы.

4. Линейные размеры кабинета:

Длина – …….. м, ширина – ……… м, высота — ………. м.

5. Впереди на стене магнитная доска. Над доской подвешен экран. Позади класса расположены два окна и слева – три окна. На стене справа висят стенды «Уголок безопасности», уголок класса, карта природных зон.

В переднем правом углу класса в горшке стоит финиковая пальма.

В простенках между окнами висят часы и картины.

В классе рядами расставлены парты: по 5 парт в каждом ряду. Возле каждой парты стоит по 2 ученических стула. Всего в кабинете 32 стула. Перед первым рядом парт находится учительский стол. На столе глобус. Возле стола стоит мягкий стул. Перед вторым рядом парт напротив доски стоит стол с компьютером, проектором и колонками.

Лаборатория расположена в левом крыле недалеко от кабинета географии. В лаборатории в специальном шкафу хранятся наглядные пособия по географии: карты, глобусы, приборы, коллекции, гербарии.

6.2 Работа с текстами, содержащими географические описания

Обеспечивает учащихся раздаточным материалом.

Организует работу с текстами.

(Приложение А)

Самостоятельно знакомятся с текстами.

Определяют вид географического описания в каждом тексте.

Отвечают на вопросы по каждому тексту.

6.3 Организация наблюдений за погодой

Распределяет задание между малыми рабочими группами.

Каждая группа будет проводить наблюдения в течение определенного временного отрезка (месяц)

В каждой группе выбирают «главного метеоролога», который распределяет поручения каждому ученику.

Знакомятся с формой заполнения «Дневника наблюдений за погодой». (Приложение В)

7 ЭТАП. Закрепление

Проводит беседу по вопросам

Вопросы на репродукцию знаний

1. В чем заключается особенность описательного метода исследования?

2. Что является основой картографического метода исследования?

3. Как называется самый современный метод исследования?

4. Назовите источники географической информации.

Устно отвечают на вопросы. Осуществляют взаимоконтроль.

8 ЭТАП. Диагностическая работа по теме раздела «Наука география»

Проводит итоговую работу по заданиям учебника (с. 13-14)

Выполняют тестовые задания, осуществляют самооценку и взаимооценку.

Ответы на итоговые задания

В

2

А

3

Б

4

В

5

В

6

Б

7

1Б, 2А, 3В

8

описательный

9

картография, XV век

10

космическое

9 ЭТАП. Итог урока

— Какую тему мы сегодня изучили?

— Какой проблемный вопрос стоял перед нами в начале урока?

— Как вы ответите на этот вопрос?

Обобщает ответы учащихся и говорит о том, что изученные методы являются специальными методами географии, но и в других областях знаний тоже находят применение.

Могут ли методы географических исследований быть применимы в других науках?

Высказываются по вопросу.

10 ЭТАП. Рефлексия

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели.

Предлагает закончить предложение:

Я знаю, что такое …

Я могу …

Я научился …

Участвуют в обсуждении.

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

11 ЭТАП. Информация о домашнем задании

Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание.

Обязательный минимум – § 2, задания в рабочей тетради (с. 5-6).

Повышенный уровень – § 2, задания в рабочей тетради (с. 5-7).

Индивидуальное задание 1 ученику – выучить или прочитать с выражением стихотворение М. Лукашкиной «Можно ли дойти до горизонта?» (Приложение Г)

Воспринимают информацию, выбирают уровень, фиксируют в дневнике.

Ответы на задания в рабочей тетради по § 2

1-А, 2-Б, 3-В, 4-Б, 5-А, 6-Б, 7-А, 8. 1Б-2В-3А

Т.П.

описательный; пустыня Гоби; Китай, Монголия;

караванная дорога, связывающая Восточную Азию и Средиземноморье.

К.П.

Китай – Пекин. Монголия – Улан-Батор

infourok.ru

Конспект учебного занятия в 5 классе на тему «Методы географических исследований»

Конспект учебного занятия в 5 классе

на тему «Методы географических исследований»

Эпиграф к уроку:

Географию, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука —
Это география!

Раздел 1. «Что изучает география» Место урока — четвертый урок в разделе. На изучение темы отводится один урок.

Тип учебного занятия – урок получения новых знаний.

Вид учебной деятельности – самостоятельная работа, беседа, использование презентации, составление описания методов.

Цель урока: ознакомление учащихся с основными методами географических исследований.

Задачи урока. 1.Выяснить понятие «метод», рассмотреть особенности географических методов. 2. Дать характеристику основных методов географических исследований. 3. Содействовать формированию умений учащихся анализировать особенности каждого метода и использовать полученные знания в жизни.

Планируемые результаты обучения:

Предметные приводить примеры методов географических исследований (метод географического описания, сравнительный, математический, аэрокосмический, статистический,картографический).

Личностные – овладение законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные – формирование умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение.

Основные понятия: метод, описание, картография, аэрокосмический метод, сравнение, статистический метод.

Межпредметные связи: математика, биология, астрономия, история.

УМК: учебник «География. Начальный курс. 5 класс /И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин/, атласы, иллюстрации, рисунки, демонстрационная компьютерная техника.

Этапы урока:

1.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Создание комфортного эмоционального фона на уроке. 3 минуты.

Личностные УУД (самоопределение)

Включение мелодии песни «Глобус крутится – вертится, словно шар голубой …»

Включаются в работу, готовят материалы к уроку, эмоционально настраиваются

2.Формулировка темы урока, постановка цели 5 минут.

Цель: Организация постановки темы и цели урока детьми.

Регулятивные УУД (целеполагание)

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества)

Представьте себе, что нам выпал ценный приз — путевка на неделю отдыха на Канарские острова. Ваш отдых начинается через неделю. За это время вы должны выполнить определенную задачу. Как вы считаете, какую? – Узнать как можно больше об этих островах, где они находятся, каковы природа, климат, обычаи и традиции населения; т.е. провести исследование. Проводить исследование помогают методы. Значит, цель нашего урока – ознакомиться с методами географических исследований.

С помощью учителя формируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь.

3. Изучение нового материала.

Цель: Создать условия для ознакомления учащимися методов географических исследований.

Регулятивные УУД (саморегуляция)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли,слушать и понимать речь других)

Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, умение ее перерабатывать, находить ответы на вопросы, опираясь на жизненный опыт)

Организует формулировку понятия «метод». География обладает специальными методами.

Организует формирование знаний о методах географических исследований.

После окончания 4 класса вы ходили в поход в Каштакский бор. Опишите природу этого места.

Вы сейчас использовали один из методов географических исследований. Как он называется?

Обращается с вопросом к учащимся – всегда ли удобно использовать этот метод? Когда вам необходимо узнать, в каком направлении нужно двигаться – какой метод будет наиболее правильным?

Какие новые виды карт появились в последнее время? Компьютерные карты. На спутниковой карте можно узнать подробное расположение любого участка местности.

Читают первые два абзаца §4 (стр.22), отвечают на вопрос , записывают в тетрадь.

Ученик рассказывает о б особенностях природы Каштакского бора.

Просматривают слайд №2, делают вывод, что используется метод географического описания.

Этим методом пользовались землепроходцы, путешественники, мореплаватели.

Приходят к выводу, что иногда объяснять словами сложно, проще нарисовать план.

По слайду №3 и после выступления учащегося определяют, в чем особенности картографичечкого метода.

Объясняют, какую информацию можно получить из карт.

Ученик демонстрирует фрагмент Яндекс – карты, где можно рассмотреть улицу Жукова, 16 – дом, где находится наша школа № 91 Челябинска.

Создает условия для формирования понятия «сравнительный метод». Предлагает рассказать о природе того района, в котором ученики побывали во время летних каникул.

Сравнивают природу мест отдыха и природу окрестностей Челябинска.

После просмотра слайда №4 называют сравнительно-географический метод исследования.

Каждый день всех нас интересует предстоящая погода. На каком основании синоптики предсказывают погоду?

Анализ данных о населении стран, площади материков и другие количественные характеристики дает статистический метод.

Обсуждают аэрокосмический метод. Слайд №5.

Анализируют круговые диаграммы «Площадь материков и океанов Земли» на стр.24. Выясняют упражнение на стр.25.

4. Физкультминутка. 3 минуты.

Цель: дать возможность отдохнуть, удержать умственную работоспособность детей

Регулятивные УУД (саморегуляция)

Показывает движения.

Выполняют упражнения.

5.Проверка полученных результатов. Коррекция.6 минут. Цель— организовать фронтальную проверку и исправление ошибок.

Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка)

Организует фронтальную проверку.

Отвечают на вопросы учителя.

1.Какие методы изображены на слайдах 7-10?

2. Называют методы, которые можно использовать для изучения природы Канарских островов?

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 3 минуты

Цель: Зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.

Регулятивные УУД (самооценка, саморегуляция)

Коммуникативные УУД,

Личностные УУД (смыслобразвание)

7.Домашнее задание (2 мин)

Организует фиксирование содержания урока.

Организует запись в дневник

Отвечают на вопросы учителя:

1.Достигли ли мы цели урока?

Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке?

Я узнал (а)…..

Я не понял (а)….

Записывают в дневник. Прочитать §4. Выполнить задания по электронному приложению. Сделать географическое описание природы окрестностей Металлургического района Челябинска.

infourok.ru

Урок географии в 5 классе » Методы географических исследований» — предметы естественного цикла — Конкурс Мой ФГОС — урок — Каталог файлов

1. Тема урока: Методы географических исследований.

2. Цели урока: Раскрыть отличительные особенности географических методов исследования. Уметь объяснять специфику методов исследования. Научиться вести наблюдения за погодой.

3. Задачи:
Образовательные: узнать какими методами исследования пользуются при изучении Земли, чем отличаются методы географических исследований друг от друга, что такое картография, какие существуют источники географических знаний;создать проблемную ситуацию для выхода на универсальный способ сравнения методов исследования в географии; провести практическую работу «Организация наблюдения за погодой».

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умений работать в группе, с учебником, дополнительной литературой.

Воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах, воспитывать уважительное отношение друг к другу, развивать умение слушать товарища.

4. Тип урока: изучение нового материала, практикум.

5. Планируемые результаты:
Личностные: Осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Предметные:
● Ученик научится выделять и структурировать необходимую информацию, анализировать и оценивать роль географических методов исследования Земли для человека
● Ученик получит возможность научиться пользоваться различными источниками информации на различных этапах освоения знаний.
Метапредметные: определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
развивать познавательную, эмоциональную и волевую сферы школьника;
формировать мотивацию к изучению географии;
формировать умение координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, атласом.).

6. Формируемые УУД:
Регулятивные: ставить и сохранять учебную задачу, искать средства ее решения.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество со сверстниками, формировать умения вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Познавательные: выделять и структурировать необходимую информацию;
определять методы решения поставленной задачи, выдвигать гипотезы и учиться их обосновывать.
7.Межпредметные связи: математика, история.

moi-rang.ru

Методы географических исследований. Урок в 5 классе

  1. Обсуждение и выдвижение гипотез.

— Выделив методы исследования, может ли человек это знание использовать?

Проводится обсуждение.

— Вы высказывали свои ГИПОТЕЗЫ о применении методов исследования на основании знаний о них.

— Выделите свойства понятия МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.

— Как по-другому можно назвать это понятие? (ряд действий)

— Назовите всё, что вы знаете о методах исследования в географии .

Учитель фиксирует знания на доске.

— Сможете ли вы сейчас назвать все методы исследования?

— Почему? (мало знаем о них)

— Где мы можем почерпнуть знания о методах исследования? (в учебнике)

— Попробуйте определить задачу на основе сказанного.

— НАША ЗАДАЧА: ВЫЯВИТЬ методы географического исследования.

— Что поможет нам или каким образом мы сможем выявить методы исследования? (предлагают провести опыт; провести эксперимент).

— Что означает слово ЭКСПЕРИМЕНТ?

Учащиеся вспоминают определение понятия ЭКСПЕРИМЕНТ.

На данном этапе возможны два варианта продолжения занятия:

  • Можно провести простой опыт. Например, подготовить стеклянную посуду разнообразной формы стеклянной посуды: узкую, широкую, плоскую и т.д.. Налить воду во все ёмкости. Задача: как узнать, равное ли количество воды в каждой посуде? Пусть ребята подают разные идеи (можно эту работу провести в группах в форме «Мозговая атака»). Учителю рекомендуется фиксировать не только идеи, но и автора идеи. Так же можно предложить измерить класс, его площадь. Измерять будут с помощью человеческого шага. ( работают три группы – сравниваем результаты)

  • Работают 2-3 группы детей.

2. Анализ результата.

— Что вы сейчас делали? (выдвигали гипотезы). Докажите (Мы только предполагаем).

— Какой будет следующий шаг, чтобы снять эти догадки? (Проверить).

— Каким образом?

Дети предлагают разные способы и выбирают наиболее рациональный, точный.

  1. Выход на новое знание.

После проверки учитель с помощью вопросов подводит учащихся к определению методов исследования:

— Что являлось толчком (побуждением) для выдвижения гипотезы? (создалась проблема)

— Обратите внимание, сколько версий, идей было выдвинуто. Почему?

— Можно ли вашу версию проверить? На что указывают ваши догадки? (ЧТО можно проверить и КАК можно проверить)

— Можно ли сразу определить чем воспользовался «грабитель» в игре «Сыщик»?

А сколько по вашему мнению , есть методов исследования?

Какие методы вы предполагаете есть?

Вопросы помогают выйти на следующие положения-свойства:

  1. Методы исследования помогают изучать нашу планету

  2. Некоторые методы исследования можно применить в быту

Учитель просит вернуться ребят к поставленной задаче.

— На все ли вопросы мы нашли ответ?

— Какие методы исследования вы можете назвать, зная их области применения?

Учитель подводит учащихся к следующему выводу:

Методы исследования в географии: описание, измерение, наблюдение, сравнение. Данные методы можно использовать для наблюдения за погодой, измерения расстояния от одного объекта до другого, сравнивать географические объекты..

— Хорошо это или плохо?

Делается вывод о ценности и значимости методов исследования в географии.

multiurok.ru

Методы географических исследований. Презентация. 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Методы географических исследований. Презентация. 5 класс»

Методы географических исследований

Подготовила:Задыляк Л.М.,

учитель географии первой категории МАОУ СОШ №26

г. Калининград

Цели и задачи:

  • Закрепить знания о ветвях географической науки
  • Познакомить с методами географических исследований

Самостоятельная работа

Р/Т стр. 9

1. Что такое метод?

У стр. 22

П Р О В Е Р К А С/Р

Задание 1 . Что такое метод?

Ответ:

Метод – это способ и прием, с помощью которого ученые собирают факты, а затем их систематизируют и устанавливают закономерности

П Р О В Е Р К А С/Р

Задание 2. Используя текст §4 учебника, заполните таблицу.

Географические методы исследования

Название метода

Объект исследования

Географическое описание

Открытые земли, народы, рельеф, Мировой океан, атмосфера, Арктика, Антарктида

Картографический метод

Климат, полезные ископаемые, объекты и явления

Сравнительно-географический метод

Общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах

Аэрокосмический метод

Месторождения полезных ископаемых, погода, деятельность человека, загрязнения земной поверхности, планеты Солнечной системы, Галактика, Вселенная

Статистический метод

Количественные и качественные данные

Р/Т стр. 9

Р/Т стр. 10

У стр. 26

Учимся читать карты

  • Какие географические объекты изображены на карте? Каково их взаимное расположение? Сопоставьте данную карту с картой атласа стр.25 . Каково современное название географических объектов?
  • Какие географические объекты изображены на карте?
  • Каково их взаимное расположение?
  • Сопоставьте данную карту с картой атласа стр.25 . Каково современное название географических объектов?

См. У стр. 23

Вид Земли по Эратосфену

Учимся читать аэрокосмические снимки

См. У стр. 24

Площадь океанов и материков Земли (без островов, млн км²)

См. У стр. 25

Учимся работать с диаграммами

  • Определите, чего на Земле больше по площади – суши или воды? Как вы это определили?
  • Назовите океаны в порядке уменьшения площади.
  • Назовите материки в порядке уменьшения площади.
  • Какова примерная площадь всех материков?

У стр. 25

Учимся работать с таблицами

  • Какие сведения можно получить из данной таблицы?
  • В какой последовательности расположены материки и океаны?
  • В каких единицах измерения дана площадь материков?
  • Какой географический объект самый большой по площади, а какой самый маленький?

У стр. 26

У стр. 26

Источники:

  • Учебник. География. Начальный курс. 5 кл. И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. М. Дрофа. 2016
  • Рабочая тетрадь к учебнику. Н.И.Сонин, С.В.Курчина. М. ДРОФА. 2015
  • Атлас. География. 5 класс.М. Издательствл ДИК. Дрофа. 2014

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *