«Личность и общество». 8 класс
Контрольная работа по теме: «Личность и общество».
1 – вариант.
8 класс
Часть I.
А1. Человек как один из людей:
1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность
А2 . Фаза становления личности, во время которой человек усваивает образцы поведения группы:
1) адаптация 2) индивидуализация
3) интеграция 4) дезинтеграция
А3. Верны ли суждения о социализации:
А) Семья составляет формальное окружение человека;
Б) К агентам социализации относят только самое ближнее окружение человека?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А4. Верны ли суждения о глобализации:
А) Глобализация проявляется во всех сферах жизни общества;
Б) Глобализация приводит к изоляции государств Европы от остального мира?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А5. Какое положение из названных, не относится к общественным отношениям:
1) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации
2) проведение забастовки работниками предприятия
3) прогулка по лесу с собакой
4) оформление документов при приёме на работу
Часть II.
В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «личность».
Темперамент, характер, способности, мотивация, физиология.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ _______________
В2. Установите соответствие между данными примерами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
примеры сферы общественной жизни
А) выборы главы государства 1) духовная
Б) съезд правящей партии 2) политическая
В) церковное богослужение 3) экономическая
Г) предоставление кредита 4) социальная
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
Г
В3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Для определения уровня прогрессивности какого – либо___________(1) социология использует два основных критерия: уровень производительности_____________(2) и степень ___________(3) личности в обществе. Первый отражает, прежде всего, состояние экономической сферы жизни общества, которая, как известно, оказывает прямое воздействие на остальные сферы общественной жизни. При этом учитывается не только физический, но и интеллектуальный труд, труд в сфере социального обеспечения и обслуживания и др. Второй критерий __________(4) — уровень свободы личности – является показателем уровня развития социально – политических средств, помогающих обеспечить__________(5) всех членов общества в свободе и __________(6)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) общество Д) потребность
Б) прогресс Е) природа
В) свобода Ж) ответственность
Г) труд
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1
2
3
4
5
6
Часть III.
С1. Дайте определение понятия «личность». Составьте два предложения, содержащие информацию о личности.
С2. Что такое глобальные проблемы? Приведите три примера глобальных проблем.
С3. Что такое социализация? Назовите агентов первичной социализации.
С4. Что такое реформа? Назовите три отличия реформаторского и революционного развития общества.
Контрольная работа по теме: «Личность и общество».
2 – вариант.
8 класс
Часть I.
А1. Характеристика человека в обществе:
1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность
А2. Фаза становления личности, когда человек становится частью общества:
1) адаптация 2) индивидуализация
3) интеграция 4) дезинтеграция
АЗ. Верны ли суждения о мировоззрении:
А) Разнообразие мировоззрений обогащает общество;
Б) Мировоззрение — это одновременно продукт и выражение духовной личности?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А4. Проявление преемственности в развитии общества служит примером:
1) резкого скачка в развитии общества 2) эволюции
3) глобальной проблемы развития общества 4) революции
А5. Изменение какой – либо части системы без затрагивания существующих основ – это:
1) реформа 2) прогресс 3) революция 4) эволюция
Часть II.
В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «глобализация».
Транснациональные корпорации, национализация, информационное пространство, интеграция, унификация.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ _______________
В2. Установите соответствие между этапами развития общества и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
характеристика этапы развития общества
А) главный фактор производства – 1) аграрный (традиционный)
научно – технический прогресс 2) индустриальный
Б) преобладание промышленного 3) постиндустриальный
производства (информационный)
В) господство натурального хозяйства
Г) преобладание сферы услуг в экономике
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
Г
В3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Словарь русского языка СИ. Ожегова определяет человека как «живое существо, обладающее____________(1) и ____________(2), способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного____________(3)». Такое определение объединяет в этом понятии две сущности человека – его биологическое начало и его социальную сущность. Человек с одной стороны. часть _________(4), и его формирование подчиняется всем природным____________(5). Он, как и другие природные существа , должен постоянно удовлетворять свои физиологические _____________(6) (есть, пить спать и т.д.), должен защищать своё тело от холода одеждой. Но человек не только биологическое существо, он еще и социальное (иными словами — общественное)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) сознание Д) природа
Б) речь Е) потребность
В) труд Ж) мышление
Г) закон
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1
2
3
4
5
6
Часть III.
С1. Дайте определение понятия «индивидуальность». Составьте два предложения, содержащие информацию об индивидуальности.
С2. Что такое глобализация? Приведите три последствия глобализации в современном мире.
СЗ. Что такое социальные номы? В каких формах они существуют, приведите примеры каждой из форм.
С4. Какие ступени в развитии общества выделяют ученые? Приведите три признака одной из этих ступеней.
Контрольная работа по теме: «Личность и общество».
3 – вариант.
8 класс
Часть I.
А1. Самой общей характеристикой человека является термин:
1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность
А2. Фаза становления личности, когда человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности:
1) адаптация 2) индивидуализация
3) интеграция 4) дезинтеграция
АЗ. Верны ли суждения о социализации:
А) К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека;
Б) Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А4. Верны ли суждения о реформе:
А) Реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей;
Б) Чаще всего реформы проводят верхи общества?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А5. Процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации – это:
1) идентификация 3) глобализация
2) персонализация 4) монополизация
Часть II.
В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальные нормы».
Дозволение, мораль, семь, запрет, традиции, право.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ _______________
В2. Установите соответствие между глобальными проблемами и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
глобальные проблемы виды глобальных проблем
А) проблема мирового терроризма 1) экологические
Б) проблема стран «третьего мира» 2) политические
В) исчерпание природных ресурсов 3) социальные
Г) демографическая проблема 4) экономические
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
В3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Общество возникло на определённом этапе развития _________(1). Оно – часть природы и вместе с тем качественно отличается от неё. Общество представляет собой сложную _________(2), все элементы которой постоянно взаимодействуют между собой. условно общество можно подразделить на четыре сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную, взаимосвязанные но в то же время обладающие определённой самостоятельностью. Все эти четыре большие сферы общественной жизни взаимодействуют между собой. Они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга. Действительно, хотя _______(3) выполняет важную роль в жизни общества, всё же основой является __________(4). В свою очередь экономическая сфера не смогла бы существовать без людей, носителей классовых, групповых и иных отношений. в то же время те же люди являются носителями форм общественного _________(5) . Таким образом, все указанные __________(6) жизни общества составляют единое целое, то есть конкретное общество с определённым обликом».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) структура Д) сфера
Б) природа Е) сознание
В) политика Ж) свобода
Г) экономика
В данной таблице указаны номера пропусков. запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1
2
3
4
5
6
Часть III.
С1. Дайте определение понятия «человек». Составьте два предложения, содержащие информацию о человеке.
С2. Перечислите основные фазы становления личности.
СЗ. Что такое прогресс общества. Приведите три примера общественного прогресса.
С4. Что такое революция? Назовите три отличия реформаторского и революционного развития общества.
Контрольная работа по теме: «Личность и общество».
ключ
8 класс
часть I
1 – вариант
2 — вариант
3 — вариант
А1
1
4
1
А2
1
3
2
А3
4
3
2
А4
1
2
2
А5
3
1
3
часть II
В1
физиология
национализация
семья
В2
2213
3213
2413
В3
АГВДЖ
ЖБВДГЕ или БЖВДГЕ
БАВГДЕ
часть III
С1
Дайте определение понятия «личность». Составьте два предложения, содержащие информацию о личности.
Дайте определение понятия «индивидуальность». Составьте два предложения, содержащие информацию об индивидуальности.
Дайте определение понятия «человек». Составьте два предложения, содержащие информацию о человеке
С2
Что такое глобальные проблемы? Приведите три примера глобальных проблем.
Что такое глобализация? Приведите три последствия глобализации в современном мире.
Перечислите основные фазы становления личности.
С3
Что такое социализация? Назовите агентов первичной социализации
Что такое социальные нормы? В каких формах они существуют, приведите примеры каждой из форм.
Что такое прогресс общества. Приведите три примера общественного прогресса.
С4
Что такое реформа? Назовите три отличия реформаторского и революционного развития общества.
Какие ступени в развитии общества выделяют ученые? Приведите три признака одной из этих ступеней.
Что такое революция? Назовите три отличия реформаторского и революционного развития общества.
Начало формы
multiurok.ru
Контрольная работа по теме «Личность и общество» (8 класс)
Часть 3.
Прочитайте текст и выполните задания 11-14.
ЭКОЛОГИЯ
Контрольная работа по теме «Личность и общество»
Вариант 2
Часть 1.
1. В узком смысле общество – это
А) часть природного мира
Б) население всего мира
В) жители отдельной страны
Г) формы объединения людей
2. Какая из указанных характеристик относится только к обществу, а не к природе?
А) существует и развивается по своим законам
Б) имеет духовное развитие
В) развивается со временем
Г) изменяется под воздействием человека
3. Какой признак характерен для индустриального общества?
А) основа производства – информация
Б) преобладает ручной труд
В) используется машинная техника
Г) развивается сфера услуг
4. Человек как один из людей
А) индивид
Б) индивидуальность
В) гражданин
Г) личность
5. Верны ли суждения о социализации: 1) семья составляет формальное окружение человека; 2) к агентам социализации относят только самое ближнее окружение человека
А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны
6. Характерной чертой революции как формы общественного развития является
А) организованное развитие
Б) эволюционное развитие
В) изменения, проводимые «снизу»
Г) изменения, проводимые «сверху»
7. Система взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности:
А) адаптация
Б) быт
В) мировоззрение
Г) интеграция
Часть 2.
8. В приведённом списке указаны черты сходства, а также черты отличия деятельности человека от поведения животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.
1) активность 2) целеустремлённость 3) осознанность 4) приспособляемость
9. Установите соответствие между сферами жизни общества и примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры.
10. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Общество включает в себя формы взаимодействия людей. (Б) В отличие от природы, общество создает мир культуры. (В) Многие думают, что общество влияет на природу только отрицательно.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Часть 3.
Прочитайте текст и выполните задания 11-14.
ЭКОЛОГИЯ
Вариант 1.
Вариант 2.
- 11.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) Связь экологии с другими науками;
2) Особенности экологической науки;
3) Главная цель экологии;
4) Понятие экологии.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия(пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.
2
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.
ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста
1
Не выделены основные фрагменты текста.
ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.
ИЛИ Ответ неправильный
0
- 12.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Физиология, биогеография, генетика, климатология, гидрология и др.
Могут быть названы другие науки.
Правильно названы три науки
2
Правильно названы одна-две науки
1
Ответ неверный или отсутствует
0
- 13.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Главная цель экологии – понять, почему биосфера устроена так, а не иначе. Человечество – неотъемлемая часть современной биосферы, и его место в ней также исследуется экологами.
Правильно указана цель, приведён фрагмент из текста
2
Правильно указана цель, или приведён фрагмент из текста
1
Ответ неверный или отсутствует
0
- 14.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе могут быть приведены такие примеры:
— загрязнение Мирового океана;
— уничтожение редких видов растений и животных;
— осушение болот;
— орошение земель и др.
Могут быть приведены другие примеры.
Приведены по два примера положительного и отрицательного влияния
3
Приведено два примера положительного влияния и один пример отрицательного влияния, либо один пример положительного влияния и два примера отрицательного влияния
2
Приведено один пример положительного влияния и один пример отрицательного влияния
1
Приведён один пример, либо ответ неверный или отсутствует
0
- 11.
infourok.ru
Контрольная работа по обществознанию в 8 классе по теме: «Личность и общество»
Контрольная работа по обществознанию в 8 классе
по теме: «Личность и общество»
Вариант – 1
Часть 1.
А1. Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в
1. Самореализации
2. самопознании
3. самосохранении
4. самообразовании
А2 Обмен информацией, мыслями, чувствами с помощью различных средств учёные обозначают понятием
1.Общение
2. учение
3.творчество
4.познание
А3 Группа учащихся под руководством педагога осуществила экологический проект. Были изготовлены скворечники и размещены на пришкольной территории. Данный пример иллюстрирует деятельность
1.игровую
2.просветительскую
3. трудовую
4. познавательную
А 4. Верны ли следующие суждения о формировании личности:
А) Формирование личности завершается с окончанием трудовой деятельности
Б) Личность формируется под влиянием различных факторов
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Оба суждения верны
4. Оба суждения не верны
А 5. Верны ли суждения о глобализации:
А) Глобализация проявляется во всех сферах жизни общества;
Б) Глобализация приводит к изоляции государств Европы от остального мира?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
Часть 2.
В1. Установите соответствие между примерами и видами (формами) деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ (ФОРМЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. уборка квартиры
2 обучение на курсах иностранного языка А) познание
3. приготовление обеда
4. выполнение домашнего задания по математике Б) труд
5. наблюдение за поведением птиц
В2. Установите соответствие между глобальными проблемами и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
глобальные проблемы виды глобальных проблем
А) проблема мирового терроризма 1) экологические
Б) проблема стран «третьего мира» 2) политические
В) исчерпание природных ресурсов 3) социальные
Г) демографическая проблема 4) экономические
Часть 3.
С1. Чем характеризуется традиционное (аграрное общество)?
С2. Дать определение понятию «агенты социализации» . Приведите примеры первичных и вторичных агентов социализации.
С3. Глобальные проблемы человечества
С4. 2004 и 2014 гг. учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В стране Z у некоторых граждан есть специальные контейнеры для сортировки мусора.
2. Граждане страны Z мало информированы об экологически целесообразных способах переработки мусора.
3. За 10 лет граждане страны Z стали более сознательно относится к вопросу переработки мусора.
4. Всегда есть те, кто не связывают своё поведение с экологическими потребностями современного общества.
5. Граждане страны Z не осознают необходимости сохранения природной среды.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Доля тех, кто уже сортируют мусор, возросла за 10 лет.
2. Доля тех, кто обязательно стали бы сортировать мусор, за 10 лет сократилась
3. Доля тех, кто считают, что скорее стали бы сортировать мусор, осталась неизменной в 2014 г. в сравнении с 2004 г
4. Равные доли опрошенных в 2014 г. считают, что скорее не стали бы и безусловно не стали бы сортировать мусор.
5. Доля тех, кто безусловно не стали бы сортировать мусор, увеличилась за 10 лет.
Контрольная работа по обществознанию в 8 классе
по теме: «Личность и общество»
Вариант – 2.
Часть 1.
А1. Какая потребность присуща как человеку, так и животным?
в самореализации
в самосохранении
в познании мира
в успехе
А2. Что характеризует человека как личность?
тип темперамента
черты внешнего облика
принадлежность к определённой расе
качества, проявляющиеся в общении
А3. Какой пример иллюстрирует формальные межличностные отношения?
Директор школы встретился со своими бывшими учениками.
Директор школы вызвал родителей ученика для разговора о его поведении
Директор школы дал соседям дубликат ключей от своей квартиры.
Директор школы согласился играть роль в школьном спектакле.
А 4. Выполняя поручение главы государства, правительство приняло постановление о повышении пенсий. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни в первую очередь иллюстрирует этот пример?
экономической и духовной
политической и социальной
экономической и правовой
социальной и духовной
А 5. . Верны ли суждения о социализации:
А) К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека;
Б) Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
Часть 2.
В1. Установите соответствие между примерами и видами (формами) деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ (ФОРМЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. участие в городской олимпиаде по физике А) учение
2. уборка квартиры Б) труд
3. выполнение домашнего задания
4. приготовление обеда
5. посещение курсов иностранного языка
В2. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни:
к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ФАКТЫ СФЕРЫ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А)обсуждение предвыборной программы политической партии 1. политическая
Б).создание фильма о жизни главы государства
В) принятие закона парламентом 2. духовная
Г)написание мемуаров известным учёным
Д) выборы главы государства
Часть 3.
С1. Чем характеризуется постиндустриальное (информационное)общество.
С2. Назовите и охарактеризуйте 3 основные фазы становления личности.
С3. Глобальные проблемы человечества
С4. Учёные опросили совершеннолетних граждан стран Z и Y. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Доля тех, кто уже сортируют мусор, выше среди граждан страны Z, чем среди граждан страны Y.
2. Среди граждан страны Y больше тех, кто обязательно стали бы сортировать мусор, чем тех, кто не стали бы этого делать.
3. Равные доли граждан страны Z считают, что скорее всего стали бы сортировать мусор и безусловно не стали бы это делать.
4. Большинство граждан страны Z обязательно стали бы сортировать мусор.
5. Равные доли опрошенных каждой группы считают, что они безусловно не стали бы сортировать мусор.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. У некоторых граждан в как в стране Z, так и в стране Y есть специальные контейнеры для сортировки мусора.
2. Граждане страны Y мало информированы об экологически целесообразных способах переработки мусора.
3. Большинство опрошенных в каждой стране осознают важность экологичной переработки мусора.
4. Граждане страны Y не осознают необходимости сохранения природной среды.
5. Всегда есть те, кто не связывают своё поведение с экологическими потребностями современного общества.
infourok.ru
Проверочная работа по теме «Личность и общество» (8 класс)
Проверочная работа по 1 главе «Личность и общество»
Вариант 1
Одним из проявлений экологической проблемы является
бедность людей в Южном полушарии; 2) наличие ядерного оружия;
рост народонаселения; 4) истощение природных ресурсов.
Нравственное отношение к природе определяется
принципом господства над природой;
принципом отделения деятельности людей от природы;
принципом сотрудничества с природой;
равнодушием к экологическим нарушениям.
Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
А) глобальные проблемы – результат деятельности человека;
Б) решение глобальных проблем является общечеловеческой задачей.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
4. Отношения между социальными группами относятся к
1) политической сфере; 2) социальной сфере; 3) экономической сфере; 4) духовной сфере.
5. Правительство страны приняло решение об учреждении нового театра. Взаимосвязь каких сфер общества представлена в примере?
1) политической и социальной; 2) политической и экономической
3) политической и духовной 4) социальной и духовной.
6. Верны ли следующие суждения об экономической сфере?
А) экономическая сфера охватывает отношения людей на производстве;
Б) экономическая сфера – основа жизнедеятельности людей.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
7. Важной социальной чертой человека является
1) общительность 2) прямохождение 3) наличие активности 4) работа внутренних органов.
8. Алёна 13 лет посещает курсы английского языка, занимается в студии бального танца. Это характеризует её как
1) ученицу 2) личность 3) дочь 4) индивида.
9. Верны ли следующие суждения о социализации?
А) социализация завершается с окончанием школы;
Б) школа активно участвует в социализации подростков.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
10. Какой из приведенных признаков характеризует обществ?
1) постоянное развитие 2) многообразие проявлений живой природы
3) способы осуществления власти 4) изолированные индивиды.
11. В стране Z наблюдается упадок, возврат к прежним формам общественного устройства. Это явление называется
1) кризисом 2) возрождением 3) регрессом 4) прогрессом.
12. Верны ли следующие суждения о социальных революциях?
А) в результате революции может меняться политический и общественный строй;
Б) революция – это социальный взрыв, массовый протест.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
13. В ходе обсуждения ученики выяснили значение социальных норм в жизни общества. Сравните формы социальных норм — нормы – дозволения и нормы-запрета. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) разрешение человеку поступать определенным образом;
2) регулирование отношений между людьми;
3) требование жёстких санкций за неисполнение нормы;
4) сохранение целостности общества.
Черты сходства
Черты отличия
14. Установите соответствие между характеристиками и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИП ОБЩЕСТВА
А) ориентация на особую роль знаний 1) аграрное
Б) развитие заводов и фабрик 2) индустриальное
В) ориентация на традиции 3) постиндустриальное
Г) особая роль информации
Д) рост численности городского населения
А
Б
В
Г
Д
15. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.
(А) Личностью является конкретный человек как носитель сознания. (Б) Очевидно, что формирование сознания длительный процесс. (В) С появлением признаков сознания начинают складываться черты личности.
Определите, какое(ие) положение (я) тексты
отражает(ют) факты
выражает(ют) мнения
Запишите под каждой буквой, обозначающей положение, цифру, отражающую его характер.
Ответ:
А
Б
В
16. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Треть участников опроса считают, что личное участие граждан способно обеспечить охрану природы.
2) Половина участников опроса считают, что государственные меры наиболее эффективны.
3) Наибольшая часть участников опроса не видят возможности эффективной охраны природы.
4) Пятая часть участников опроса считают, что организации граждан в стране Z обеспечат охрану природы.
5) Наименьшая доля участников опроса не считают нужным охранять природу.
Государственные меры (51%)
Организации граждан (21 %)
Личное участие граждан (15 %)
Нет необходимости охранять природу (10 %)
Затруднились ответить (3%)
17. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
1) Государственные органы должны принимать меры для обеспечения охраны природных ресурсов в стране Z.
2) Среди граждан страны Z много равнодушных к проблемам экологии.
3) У граждан страны Z высокий уровень экологической культуры.
4) В стране Z граждане обращают серьёзное внимание на экологические проблемы и охрану природы.
5) В стране Z созданы экологические организации и граждане осведомлены об их деятельности.
Прочитайте текст и выполните задания 18-23
Что такое общество? На этот вопрос даются самые разные ответы. Например, «человеческое общество есть реальная совокупность людей». Но это не есть определение общества, ибо оно не несёт никакой научной и теоретической нагрузки, не раскрывает сущность общества. Совокупностями людей могут быть любые группы людей: студенческие, рабочие, профессиональные, спортивные, политические и т. д. и т. п. Но совершенно ясно, что их нельзя назвать обществами в научном смысле слова.
Некоторые исследователи понятие общества применяют к животному и растительному миру. На мой взгляд, это ошибочное утверждение. Распространение понятия общества на растительный и животный мир может привести к исчезновению качественной разницы между человеком и органическим миром. А это абсолютно недопустимо, если хотим адекватно отражать реальную действительность. Нет общества без сознательной деятельности людей. Ни в растительном, ни в животном мире нет такой сознательной деятельности.
Общество возникло на определённом этапе эволюции природы. В его основе лежит труд, который носит коллективный, т. е. общественный, характер. В процессе совместного производства ценностей люди не могут не взаимодействовать, не могут не вступать в определённые производственные отношения (первобытный человек не мог охотиться в одиночку, нельзя производить в одиночку и современную сложнейшую технику).
В процессе совместной деятельности людей складываются определённые материальные и духовные отношения, без которых ни одно общество не может существовать. Поэтому общество ещё можно определить как совокупность материальных и духовных отношений. Конечно, данные отношения меняются на протяжении всего исторического процесса.
(Текст адаптирован по cm. М.Н. Марченко и др.)
18. Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
19. Какие определения понятия «общество» приводит автор? Назовите три определения.
20. Автор считает ошибочным мнение о том, что растительный и животный мир можно считать обществом. С опорой на текст приведите три причины ошибочности такого подхода.
21. Назовите общее понятие для материальных и духовных отношений. С опорой на текст и знания из курса обществознания проиллюстрируйте конкретными примерами материальные и духовные отношения людей.
22. С опорой на личный социальный опыт и знания курса обществознания и истории докажите, что только взаимодействие людей рождает общественные отношения. Приведите три доказательства.
23. Почему важен научный анализ общества? С опорой на обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Проверочная работа по 1 главе «Личность и общество»
Вариант 2
Деятельность людей, которая направлена на разумное использование и воспроизводство природных ресурсов называется
добыча ископаемых 2) охрана природы 3) браконьерство 4) экологическое правонарушение.
В результате лесного пожара выгорела деревня. Это пример
1)воздействия природы на общество 2) деятельности людей
3)взаимодействия природы и человека 4) глобальной экологической проблемы.
3. Верны ли следующие суждения о проблеме «Север-Юг»?
А) богатые страны используют природные ресурсы бедных стран.
Б) бедные страны Южного полушария в ближайшее время не могут догнать развитые страны.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
4. Деятельность правительства, парламента, партий относится к
1) социальной сфере 2) экономической сфере 3) духовной сфере 4) политической сфере.
5. Предприниматель тратит часть прибыли на поддержку лицея. Взаимосвязь каких сфер общества представлена в примере?
1) политической и социальной 2) политической и экономической
3) экономической и духовой 4) экономической и социальной.
6. Верны ли следующие суждения о духовной сфере?
А) духовная сфера обеспечивает культурное развитие человека и общества.
Б) духовная сфера может существовать автономно от других сфер.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
7. Формирование человека происходит под воздействием природы и общества. Это нашло отражение в том, что человек
1) биологический вид 2) биосоциальное существо 3) индивид 4)ученик.
8. Антон 12 лет занимается музыкой и хореографией, активен в школьной жизни. Это характеризует его как
1) личность 2) сына 3) индивидуальность 4) певца
9. Верны ли следующие суждения о подростковом возрасте?
А) в подростковом возрасте главным для человека является общение со сверстниками.
Б) подросток не подчиняется влиянию старших.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
10. Исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми является
1) окружающим миром 2) социальным институтом
3) обществом 4) территорией расселения людей.
11. В стране Z большинство населения занято в сельском хозяйстве, господствуют традиции. Какой тип общества сложился в стране Z?
1) аграрное общество 2) индустриальное общество
3) промышленное общество 4) постиндустриальное общество.
12. Верны ли следующие суждения о глобализации?
А) в наибольшей степени глобализация свойственна политической сфере.
Б) всё человечество рассматривает глобализацию как положительное явление.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
13. В приведенном ниже списке казаны черты сходства и черты отличия революции и реформы. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) влияние на общественное развитие
2) участие широких народных масс
3) использование правовых механизмов для достижения цели
4) направленность на преобразование общества.
Черты сходства
Черты отличия
14. Установите соответствие между объектами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ОБЪЕКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕНОЙ ЖИЗНИ
А) учреждения культуры 1. экономическая
Б) производство товаров и услуг 2. политическая
В) торговля 3. социальная
Г) деятельность парламента 4. Духовная
Д) семья
А
Б
В
Г
Д
15. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.
(А) Глобальные проблемы исследуются многими естественными, техническими и общественными науками. (Б) Однако, глобальные проблемы представляют сложнейшую проблему. (В) Они воздействуют на каждого человека, на систему общества.
Определите, какое(ие) положение (я) тексты
отражает(ют) факты
выражает(ют) мнения
Запишите под каждой буквой, обозначающей положение, цифру, отражающую его характер.
Ответ:
А
Б
В
16. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Треть участников опроса считают, что личное участие граждан способно обеспечить охрану природы.
2) Половина участников опроса считают, что государственные меры наиболее эффективны.
3) Наибольшая часть участников опроса не видят возможности эффективной охраны природы.
4) Пятая часть участников опроса считают, что организации граждан в стране Z обеспечат охрану природы.
5) Наименьшая доля участников опроса не считают нужным охранять природу.
Государственные меры (51%)
Организации граждан (21 %)
Личное участие граждан (15 %)
Нет необходимости охранять природу (10 %)
Затруднились ответить (3%)
17. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
1) Государственные органы должны принимать меры для обеспечения охраны природных ресурсов в стране Z.
2) Среди граждан страны Z много равнодушных к проблемам экологии.
3) У граждан страны Z высокий уровень экологической культуры.
4) В стране Z граждане обращают серьёзное внимание на экологические проблемы и охрану природы.
5) В стране Z созданы экологические организации и граждане осведомлены об их деятельности.
Прочитайте текст и выполните задания 18-23
Определяющими факторами развития личности (её существенным основанием) являются не её природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые — взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.
Понятие «личность» знаменует собой факт наиболее полного выделения человека из природы. В качестве личности человек относится к природе не как тело природы, а через призму социальных установок. Подчёркивается, что «индивидом рождаются, а личностью становятся». Появляясь на свет как индивид, человек «постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью». Индивид с момента рождения постепенно включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застаёт уже готовой.
Дальнейшее развитие человека в обществе создаёт такое переплетение отношений, которое формирует его как личность. Происходит неизбежный, но довольно разный для каждого человека процесс социализации. В наиболее общем виде понятие социализации есть процесс объединения элементов социальной среды с индивидуальными началами личности с целью формирования у неё социальных и духовных качеств, способствующих её адаптации в обществе, с одной стороны, и воспроизводства личностью социальной среды — с другой.
(По А.Е. Озерову)
Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Какие факторы формирования личности называет автор?
Какое определение социализации дано в тексте? С опорой на знания обществоведческого курса назовите два любых агента социализации.
Используя знания из обществоведческого курса, приведите три примера малых групп, которые в наибольшей степени влияют на социализацию подростка.
По мнению ученых, важным для становления личности является выбор профессии. Назовите три позиции, которые нужно учитывать при выборе профессии.
Автор утверждает, что «понятие «личность» знаменует собой факт наиболее полного выделения человека из природы». Приведите два аргумента (объяснения) в подтверждение авторской позиции.
infourok.ru
«Личность и общество» 8 класс
Самостоятельная работа по обществознанию для 8 класса по теме «Личность и общество»
Часть А (цена ответа — 1 балл)
1. Человек как один из людей ?
а) гражданин б) личность в)индивид г) патриот
2. Человек как обладатель определенных ценностей, качеств, которые общество признает значимыми?
а) индивидуальность б) индивид в) гражданин г) личность
3. Освоение действующих в группе норм и приспособлений к ним?
а) мировоззрение б) адаптация в) индивидуализация г) привыкание
4. Система взглядов на мир, на место человека в ней и на смысл его жизни и деятельности?
а) консультация б) быт в) мировоззрение г) приспособление
5. Верны ли суждения о социализации: 1. социализация — процесс становления личности; б) социализация заканчивается получением профессии?
а) верно только 1 б) верно только 2 в) верны оба суждения г) оба суждения неверны
6. Верны ли суждения об агентах социализации: 1. агенты социализации делятся на первичных и вторичных; 2. агенты социализации помогают человеку усвоить нормы поведения?
а) верно только 1) б)верно только 2 в) верны оба суждения г) оба суждения неверны
7. Верны ли суждения о выборе профессии: 1. выбрав профессию, каждый человек должен стать знаменитым; 2. выбор профессии всегда ошибочен?
а) верно только 1) б)верно только 2 в) верны оба суждения г) оба суждения неверны
8. К какой сфере жизни общества относятся государственная власть, деятельность политических партий?
а) экономической б) духовной в) политической г) социальной
9. Верны ли суждения об обществе: 1. общество непрерывно развивается; 2. человек может входить в различные группы общества?
а) верно только 1) б)верно только 2 в) верны оба суждения г) оба суждения неверны
10. Загрязнение окружающей среды является примером?
а) экологической проблемы б) возникновение ядерной войны в) демографической проблемы
11. Усиление связей и взаимозависимости людей, народов и государств?
а) эволюция б) глобализация в) реформация г) революция
12. Верны ли суждения о глобализации: 1. глобализация проявляется во всех сферах жизни общества; 2. глобализация приводит к изоляции стран
а) верно только 1) б)верно только 2 в) верны оба суждения г) оба суждения неверны
13. Традиция праздновать Новый год как социальная норма имеет форму?
а) дозволения б) запрета в)закона г) предписания
14. Верны ли суждения о реформе: 1. реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей; 2. чаще всего реформы проводят верхи общества?
а) верно только 1) б)верно только 2 в) верны оба суждения г) оба суждения неверны
Часть В (цена ответа 2 балла)
15.Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «духовная сфера». Укажите термин, не связанный с этим понятием
а) наука б) производство в) религия г) искусство д) нравственность
16. Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого
1. индивид 2. индивидуальность 3. личность | а) человек как носитель определенных свойств, качеств, которые общество признает важным б) отдельный представитель человечества в) признаки, свойственные конкретному человеку |
17. Заполните схему:
Фазы становления личности
адаптация
индивидуализация
18. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «становление личности». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
а) адаптация б )индивидуализация в) социализация г) девальвация д) интеграция
19. Какие из приведенных примеров соответствуют постиндустриальному обществу?
а) преобладание сельского хозяйства
б) большое количество товаров
в) промышленный переворот
г) главный фактор производства — информационные технологии
20. Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого
1. эволюция 2. революция 3. реформа | а) радикальное, коренное, глубокое качественное изменение, скачок в развитии б) преобразование, изменение, переустройство общественной жизни , порядков в) процессы изменения(преимущественно необратимые) в природе и обществе |
Оценка за набранные баллы: 24-26 б. — «5» 15-23 б. — «4» 9- 14 б. — «3» 0-8 — «2»
multiurok.ru
Контрольная работа по обществознанию Человек и общество 8 класс
Контрольная работа по обществознанию Человек и общество 8 класс с ответами. Контрольная работа включает 2 варианта, в каждом варианте 3 части. В части 1 — 20 заданий, в части 2 — 5 задний, в части 3 — 6 заданий.
Вариант 1
Часть 1
А1. В широком смысле общество — это
1) добровольное объединение людей по интересам
2) часть мира, отличающаяся от природы
3) все человечество в целом
4) часть природной среды
А2. Выберите понятие, характеризующее и общество, и природу.
1) развивающаяся система
2) способы взаимодействия людей
3) весь окружающий мир
4) этап исторического развития человечества
А3. Какой признак характерен для аграрного общества?
1) основа производства — сельское хозяйство
2) используется машинная техника
3) развивается наука и образование
4) создаются компьютерные технологии
А4. К духовной сфере жизни общества относятся
1) классы, группы
2) мораль, наука
3) государство, партии
4) производство, распределение
А5. Правительство страны П. ввело запрет на производство алкогольной продукции. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?
1) политической и экономической
2) политической и духовной
3) социальной и духовной
4) экономической и социальной
А6. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является
1) быстрое развитие общества
2) постепенное развитие общества
3) качественные изменения
4) скачкообразные изменения
А7. К глобальным проблемам не относится(-ятся)
1) угроза ядерной войны
2) нехватка природных ресурсов
3) загрязнение Мирового океана
4) религиозные конфликты
А8. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Глобализация — это процесс усиления международных контактов.
Б. Благодаря глобализации, современный мир является целостным.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
А9. Какая потребность относится к социальной потребности человека?
1) творческой деятельности
2) самосохранении
3) продолжении рода
4) физическом развитии
А10. Человек, в отличие от животного
1) использует предметы, данные природой
2) приспосабливается к окружающей среде
3) действует согласно инстинктам
4) осуществляет осознанные действия
А11. И человеку, и животным свойственно наличие
1) инстинктов
2) мышления
3) речи
4) сознания
А12. Активность человека, выражающаяся в преобразовании внешнего мира, называется
1) творчеством
2) деятельностью
3) обучением
4) поведением
А13. Одним из признаков, отличающих игру от труда, является
1) действие согласно правилам
2) то, что игра осуществляется группой друзей
3) наличие яркого воображения
4) то, что игра осуществляется индивидуально
А14. Садовник разводит новые сорта цветов. Какую деятельность он выполняет?
1) социальную
2) духовную
3) практическую
4) познавательную
А15. К духовным относят потребность человека в
1) отдыхе
2) деятельности
3) творчестве
4) пище
А16. Участие человека в общественной жизни характеризует его как
1) индивидуальность
2) индивида
3) творца
4) личность
А17. Неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку, отражает понятие
1) индивид
2) индивидуальность
3) личность
4) гражданин
А18. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Социализация — процесс познания личностью самой себя.
Б. Социализация — это усвоение социального опыта, накопленного человечеством.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
А19. Какую группу терминов объединяет, обобщает понятие «способности»?
1) потребность, мотив, деятельность
2) задатки, одарённость, талант
3) цель, средства, результат
4) человек, индивид, личность
А20. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека является синонимом раскованности.
Б. Свобода человека невозможна в современных условиях.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
Часть 2
В1. В приведенном списке указаны черты сходства, а также черты отличия потребностей человека от потребностей животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) питание
2) общение
3) деятельность
4) сон
Черты сходства | Черты отличия | ||
В2. Установите соответствие между понятиями и примерами, их иллюстрирующими к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую: позицию из второго столбца.
Примеры
А. Уникальность и своеобразие человека
Б. Единичный представитель человеческого рода
В. Реализует себя в общественной жизни
Понятия
1) Индивид
2) Личность
3) Индивидуальность
В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Человеком рождаются, личностью становятся. (Б) Процесс становления личности называется социализацией. (В) Некоторые специалисты считают, что становление личности завершается к 14-15 годам.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания В4 и В5.
В ходе социологических опросов 2009 и 2011 годов респондентам предложили ответить на вопрос: «Как часто вы читаете книги?» Были получены следующие результаты:
Варианты ответов | % от числа опрошенных | |
2009 | 2011 | |
Постоянно | 26 | 19 |
От случая к случаю | 40 | 37 |
Очень редко, никогда | 34 | 44 |
В4. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Сокращается число россиян, которые постоянно или периодически читают книги.
2) Выросло количество граждан России, периодически читающих книги.
3) Уменьшилось количество россиян, никогда не читающих книги.
4) Более половины опрошенных не смогли определить свое отношение к проблеме.
5) Печатные издания в настоящее время не столь актуальны.
В5. Результаты опроса, отраженные в таблице, были прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Интернет и телевидение вытесняют привычные формы досуга.
2) В обществе начинают преобладать западные культурные ценности.
3) Число людей, читающих книги в бумажном варианте, уменьшается из-за увеличения числа электронных книг.
4) Падает интерес к книге как к источнику информации.
5) Большинство граждан объясняют падение интереса к чтению уменьшением свободного времени.
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания С1-С6.
ФАКТОРЫ СРЕДЫ
Экологу важно разобраться, почему в одном и том же местообитании одни организмы чувствуют себя хорошо, другие — не очень, а третьи вообще не могут жить? Для этого необходимо различить в окружающей среде отдельные факторы, воздействующие на организмы, и постараться понять, какие из них имеют решающее значение. Среди множества факторов среды особенно важны условия и ресурсы. Условия — важные физические факторы, на которые сам организм, как правило, повлиять не может. Примерами условий могут служить температура, продолжительность светового дня, солёность воды. Ресурсы в отличие от условий активно потребляются организмом, и на их количество в среде влияет жизнедеятельность тех или иных существ.
Иногда одни организмы отнимают ресурсы у других, именно поэтому ресурсы часто служат объектом ожесточенной конкуренции. Для растений ресурсы — это содержащиеся в почве азот, фосфор и другие элементы минерального питания. Свет — тоже ресурс, за который растения часто борются, и победу одерживают сумевшие обогнать других в росте. Вода для растений — тоже важный ресурс, хотя общая влажность — это часто и условие.
Температура, влажность, свет и некоторые другие факторы — важнейшие условия и для всех животных. В водной среде важен состав и количество растворенных солей. Для морских животных нередко даже небольшое изменение солёности оказывается решающим. Так, многие иглокожие и кишечнополостные, обычные в Средиземном море, не могут жить в Чёрном море, потому что там вода менее соленая.
(Энциклопедия для детей. Биология)
С1. Составьте план текста, для этого выделите последовательно основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
С2. В чём, по мнению автора, заключается основное назначение деятельности эколога?
С3. Что автор понимает под условием? С опорой на текст приведите два примера условий.
С4. Что автор понимает под ресурсами? С опорой на текст приведите два примера ресурсов.
С5. Назовите четыре условия, влияющие на живые организмы. Приведите фрагмент текста, помогающий подтвердить ответ на этот вопрос.
С6. С опорой на текст и обществоведческие знания назовите три фактора, которые могут повлиять на развитие домашних животных.
Вариант 2
Часть 1
А1. В узком смысле общество — это
1) часть природного мира
2) население всего мира
3) жители отдельной страны
4) формы объединения людей
А2. Какая из указанных характеристик относится только к обществу, а не к природе?
1) существует и развивается по своим законам
2) имеет духовное развитие
3) развивается со временем
4) изменяется под воздействием человека
А3. Какой признак характерен для индустриального общества?
1) основа производства — информация
2) преобладает ручной труд
3) большинство населения предпочитает жить в городе
4) развивается сфера услуг
А4. К социальной сфере жизни общества относятся следующие понятия:
1) сырье и материалы
2) образование и культура
3) род, племя
4) власть, государство
А5. В Государственной Думе обсуждался вопрос о снижении налогов. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?
1) политической и экономической
2) политической и социальной
3) социальной и духовной
4) экономической и социальной
А6. Характерной чертой революции как формы общественного развития является
1) организованное развитие
2) эволюционное развитие
3) изменения, проводимые «снизу»
4) изменения, проводимые «сверху»
А7. К глобальным проблемам относится(-ятся)
1) терроризм
2) безработица
3) нравственное развитие общества
4) религиозные конфликты
А8. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. В условиях глобализации возможно разрешение всех существующих глобальных проблем.
Б. Глобализация способствует развитию научно-технического прогресса.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
А9. К биологическим потребностям человека относится потребность в
1) самореализации
2) саморазвитии
3) самосохранении
4) самоуважении
А10. Человек, в отличие от животного
1) имеет членораздельную речь
2) способен передавать информацию
3) заботится о потомстве
4) имеет наследственные признаки
А11. И человеку, и животным свойственно(-а)
1) деятельность
2) внимание
3) мышление
4) активность
А12. Человек существо не только биологическое, но и
1) творческое
2) деятельное
3) активное
4) социальное
А13. Одним из признаков, отличающих труд от игры, является
1) наличие партнера
2) наличие цели
3) результат
4) активность
А14. Писатель работает над новым романом. Какой вид деятельности он выполняет?
1) политическую
2) экономическую
3) духовную
4) социальную
А15. К социальным относят потребность человека в
1) воде
2) тепле
3) познании
4) общении
А16. Социальная направленность деятельности присуща
1) всем людям
2) индивиду
3) индивидуальности
4) личности
А17. Человек как представитель человеческого рода является
1) индивидуальностью
2) индивидом
3) личностью
4) гражданином
А18. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Социализация -это стремление к поставленной цели.
Б. Социализация -это процесс, свойственный только подросткам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
А19. Что не относится к понятию «личность»?
1) трудолюбие
2) порядочность
3) выносливость
4) доброта
А20. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека -это отсутствие всяких ограничений.
Б. Свобода человека в обществе предполагает ответственность за свои действия.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
Часть 2
В1. В приведенном ниже списке указаны черты сходства, а также черты отличил деятельности человека от поведения животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) активность
2) целеустремленность
3) осознанность
4) приспособляемость
Черты сходства | Черты отличия | ||
В2. Установите соответствие между сферами жизни общества и примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры
А. Государственная Дума приняла новый закон о полиции.
Б. В 2010 г., по сравнению с 2009 г., инфляция снизилась на 2 %
В. Россия и Франция подписали договор о проведении фестиваля документального кино.
Г. К празднику Победы ветераны получили новое жилье.
Сферы жизни общества
1) Политическая
2) Социальная
3) Экономическая
4) Духовная
В3. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Общество включает в себя формы взаимодействия людей. (Б) В отличие от природы, общество создает мир культуры. (В) Многие думают, что общество влияет на природу только отрицательно.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания В4 и В5.
В ходе социологических опросов 2007 и 2011 годов респондентам предложили ответить на вопрос: «Знаете ли вы, что такое компьютер, и умеете ли вы им пользоваться?» Были получены следующие результаты:
Варианты ответов | % от числа опрошенных | |
2007 | 2011 | |
Умею пользоваться | 46 | 67 |
Знаю, что это, но пользоваться не умею | 52 | 32 |
Не знаю, что это | 2 | 1 |
В4. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Сократилось число россиян, которые умеют пользоваться компьютером.
2) Сократилось количество россиян, знающих, что такое компьютер, но не умеющих им пользоваться.
3) Уменьшилось количество россиян, не знающих, что такое компьютер.
4) Более половины опрошенных не смогли определить свое отношение к проблеме.
5) Увеличилось количество россиян, не знающих, что такое компьютер.
В5. Результаты опроса, отраженные в таблице, были прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Компьютерная грамотность россиян возросла.
2) Возросло количество россиян, знающих, что такое компьютер, но не умеющих им пользоваться.
3) За последние четыре года возросли продажи компьютерной техники.
4) Вдвое возросло число россиян, посещающих курсы по освоению компьютерных технологий.
5) Уменьшилось количество россиян, не умеющих пользоваться компьютерной техникой.
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания С1-С6.
ЭКОЛОГИЯ
Современная экология теснейшим образом связана с физиологией, биогеографией, генетикой и эволюционным учением, а также с науками о Земле, такими как климатология, гидрология, геология и почвоведение. Однако есть у экологии и свои особенности. Имея дело с организмами, ученые экологи изучают не столько процессы, происходящие внутри организма, сколько их результаты. Экологи стараются разобраться в том, почему в разных местах Земли встречаются такие непохожие организмы, почему они имеют разную численность, как они взаимодействуют между собой, как в результате их жизнедеятельности осуществляется круговорот веществ. Главная цель экологии — понять, почему биосфера устроена так, а не иначе.
Человечество — неотъемлемая часть современной биосферы, и его место в ней также исследуется экологами. Иногда экологию сводят только к изучению взаимоотношений человека с окружающей природой или понимают под экологией просто качество окружающей среды. И наконец, под экологией понимают науку, познающую живой облик биосферы.
(Энциклопедия для детей. Биология)
С1. Составьте план текста, для этого выделите последовательно основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
С2. С какими науками связана экология? Назовите четыре науки.
С3. В чем, по мнению автора, заключается особенность экологии? Назовите четыре особенности.
С4. Как автор определяет главную цель экологии? Приведите фрагмент из текста.
С5. Что автор понимает под экологией? (Приведите не менее двух определений.)
С6. Приведите по два примера положительного и отрицательного влияния человека на экологию.
Ответы на контрольную работу по обществознанию Человек и общество 8 класс
Вариант 1
А1-3
А2-1
А3-1
А4-2
А5-1
А6-2
А7-4
А8-3
А9-1
А10-4
А11-1
А12-2
А13-1
А14-3
А15-3
А16-4
А17-2
А18-2
А19-2
А20-4
В1. 1423
В2. 312
В3. 112
В4. 15
В5. 14
C1.
Смысловые фрагменты
1) Особенности деятельности эколога.
2) Понятия «условия» и «ресурсы».
3) Факторы, влияющие на развитие организма.
C2.
Направления
— Экологу важно разобраться, почему в одном и том же местообитании одни организмы чувствуют себя хорошо, другие не очень, а третьи вообще не могут жить.
— Эколог должен знать и различать в окружающей среде факторы, которые воздействуют на организмы.
— Эколог должен уметь выделять те факторы, которые имеют решающее значение.
C3.
Определение
Условия — важные физические факторы, на которые сам организм, как правило, повлиять не может.
Примеры условий:
— температура;
— продолжительность светового дня;
— соленость воды.
C4.
Определение
Ресурсы — это факторы, на которые реагирует сам организм и которые влияют на жизнедеятельность тех или иных существ.
Примеры ресурсов:
— азот;
— фосфор;
— свет;
— вода и др.
C5.
Условия:
— температура;
— влажность;
— свет;
— количество растворенных солей в воде и др.
Для морских животных нередко даже небольшое изменение солёности оказывается решающим. Так, многие иглокожие и кишечнополостные, обычные в Средиземном море, не могут жить в Чёрном море, потому что там вода менее солёная.
C6.
Факторы:
— уход за домашними животными;
— прогулка на свежем воздухе;
— полноценное питание и др.
Вариант 2
А1-3
А2-2
А3-3
А4-3
А5-1
А6-3
А7-1
А8-3
А9-3
А10-1
А11-4
А12-4
А13-3
А14-3
А15-4
А16-4
А17-2
А18-4
А19-3
А20-2
В1. 1423
В2. 1342
В3. 112
В4. 23
В5. 15
C1.
Смысловые фрагменты
1) Связь экологии с другими науками.
2) Особенности экологической науки.
3) Главная цель экологии.
4) Понятие экологии.
C2.
Науки:
— с физиологией;
— биогеографией;
— генетикой;
— климатологией;
— гидрологией и др.
C3.
Особенности экологии:
— экологи изучают процессы и результаты, происходящие внутри организма;
— экологи стараются разобраться в том, почему в разных местах Земли встречаются такие непохожие организмы;
— почему они имеют разную численность;
— как они взаимодействуют между собой;
— как в результате их жизнедеятельности осуществляется круговорот веществ.
C4.
Главная цель экологии — понять, почему биосфера устроена так, а не иначе.
Человечество — неотъемлемая часть современной биосферы, и его место в ней также исследуется экологами.
C5.
Определения:
— экология — наука о взаимоотношениях человека с окружающей природой;
— экология — это качество окружающей среды;
— экология — это наука, познающая живой облик биосферы.
C6.
Примеры:
— загрязнение Мирового океана;
— уничтожение редких видов растений и животных;
— осушение болот;
— орошение земель и др.
testytut.ru
Контроль знаний в 8-м классе по теме «Личность и общество»
Разделы: История и обществознание
Контроль знаний — важный этап обучения. Урок данного типа предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста.
Содержание заданий включает все основные понятия, знания, необходимые для усвоения.
Разработанный педагогический тест по обществознанию — это система заданий разного уровня сложности, позволяющего качественно оценить структуру и измерить уровень знаний.
Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе (с включением регионального компонента).
Время выполнения работы — 40 минут.
Подготовка в контрольной работе предполагает работу по следующим вопросам:
- Чем человек отличается от животных?
- Что такое индивид, индивидуальность, личность?
- Основные виды человеческой деятельности.
- Ступени развития общества.
- Основные сферы жизни общества.
- Чем революция отличается от реформы?
- Повторите определения: классы, общество, нация, глобализация, революция, реформа.
- В чем своеобразие экологической обстановки в Кузбассе?
Личность и общество
Вариант № 1
1. Человек от животного отличается тем, что он :
а) имеет природные инстинкты
в) не зависит от природных условий
б) обладает наиболее совершенным слухом
г) обладает членораздельной речью.
2. Рождаясь, человек является:
А) личностью б) индивидом в) членом большой группы г) социальным существом.
3. Определите фазу социализации. Освоение действующих в той или иной группе норм, приемов и средств деятельности:
А) индивидуализация б) адаптация в) интеграция г) оптация.
4. Напишите слово, пропущенное в схеме:
5. О какой ступени развития общества идет речь? Характерно господство натурального хозяйства, сословной иерархии, решающей роли церкви и армии.
А) аграрное общество б) индустриальное в) постиндустриальное г) капиталистическое.
6. К каким сферам жизни общества можно отнести?
А) открытие закона всемирного тяготения
Б) возникновение христианства.
В) создание предприятий нового типа.
Г) учреждение ООН.
7. Соотнесите, что относится к реформам, а что относится к революциям.
События | Пути развития общества |
А. Приватизация жилья, законодательно
разрешённая в России. Б. Введение налоговых льгот отечественными предпринимателями. В. Юридическая отмена крепостного права в 1861 г. в России. Г. Гражданская война в Англии в XVII веке. |
Реформа Революция |
8. Соотнесите понятия и определения.
Понятия | Определения |
А. система совместной деятельности и
взаимоотношений между людьми, обусловленных
потребностями производства и воспроизводства
жизни и регулируемых обычаями, нормами и
ценностями. Б. человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми, обществом, государством. В. усовершенствование в определённой сфере жизни, которое носит постепенный характер, не затрагивающий основ существующего строя. Г. большие группы людей, отличающиеся по своему месту в производстве и распределении его результатов. |
Личность Классы Общество Реформа |
9. Напишите эссе «Экология Кузбасса». Предложите в нем пути решения экологической проблемы.
Личность и общество
Вариант № 2
1. И человеку и животному свойственны потребности :
а) социальной активности в) заботе о потомстве
б) целенаправленной деятельности г) изменении среды обитания
2. Рождаясь, человек не является:
А) личностью б) индивидом в) индивидуальностью г) членом семьи.
3. Определите фазу социализации. Поиск наилучшего применения своим индивидуальным свойствам, становление частью группы.
А) индивидуализация б) адаптация в) интеграция г) оптация.
4. Напишите слово, пропущенное в схеме:
5. О какой ступени развития общества идет речь? Особое значение уделяется квалификации, творческому потенциалу, личным качествам людей, активно внедряются информационные технологии, сфера услуг преобладает над производством товаров.
А) аграрное общество б) индустриальное в) постиндустриальное г) феодальное..
6. К каким сферам жизни общества можно отнести?
А) принятие закона об образовании.
Б) меры помощи пенсионерам.
В) внедрение машин в производство.
Г) покупка акций предприятий.
7. Соотнесите, что относится к реформам, а что относится к революциям.
События | Пути развития общества |
А. Изменение системы судопроизводства в
60-е гг. XIX в., в соответствии с которыми введён суд
присяжных, состязательность процесса и проч. Б. События 1917 года в России, повлекшие за собой изменения политического строя (монархия - республика), ликвидация буржуазии, уничтожение частной собственности. В. Технологический, промышленный подъём западноевропейских государств XVIII-XIX вв., в результате которого машинное производство вытеснило старую мануфактуру. Г. Введение Конституции РФ в 1993 г. |
Реформа Революция |
8. Соотнесите понятия и определения.
Понятия | Определения |
А. отдельно взятый представитель
человеческого рода. Б. комплексное изменение большинства сторон жизни, выводящее на качественно новый уровень развития общество. В. стадия планетарного развития, характеризующаяся возрастанием взаимовлияния стран и народов. Г. историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности территории, экономических связей, языка, этнических особенностей культуры и характера. |
Нация Индивид Революция Глобализация |
9. Напишите эссе «Экология Кузбасса». Предложите в нем пути решения экологической проблемы.
13.02.2012
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai