Презентация по биологии на тему «Координация и регуляция»
Подготовила:
Учитель биологии
МБОУ «СОШ№4»
г.Каспийск
Идрисова М.М.
Рис. 4
Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7
у лещей высокое и сильно сжатое
с боков
у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении
у акул — торпедообразное
В связи с чем могли развиться такие особенности строения?
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
РЕГУЛЯЦИЯ
КООРДИНАЦИЯ
Движения простейших
Та́ксис
(от древнегреческого τάξις — строй, порядок, расположение по порядку) — двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам. Источниками раздражения могут быть свет, температура, влага, химические вещества и другие. Раздражители (стимулы) любого типа могут вызывать как отрицательную, так и положительную двигательную реакцию организмов.Тропизмы (от греческого τροπος — поворот, направление) — реакция ориентирования клетки, то есть направление роста или движения клеток относительно раздражителя (химического, светового и др.).
Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы .
Нервная система
Сигнал из внешней среды
Нервная клетка
Нервный импульс
раздражение
Другие клетки организма
Нейрон (от греч. néuron — нерв) – это структурно-функциональная единица нервной системы.
тело нейрона
отростки
Значение нервной системы.
- Регулирует функции организма;
- Обеспечивает согласованную работу всех частей организма;
- Устанавливает взаимосвязь организма с окружающей средой.
Что происходит у вас при
мысли или виде лимона?
— НАЙДИТЕ В §17 УЧЕБНИКА ИНФОРМАЦИЮ О РЕФЛЕКСАХ;
— ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСОВ, КОТОРЫЕ ВЫ ЗНАЕТЕ.
Виды рефлексов
Безусловные
Условные
- Врождённые, наследственно передающиеся реакции
— Рефлекторные центры находятся на уровне спинного мозга и в стволе головного
- — Приобретённые в процессе жизнедеятельности, не наследуемые реакции организма
- — Возникают на основе жизненного опыта организма
- — Рефлекторные центры находятся в коре головного мозга
Пищевой, половой, оборонительный и пр.
Слюноотделение на запах пищи
Значение: помогают выживанию, это применение «опыта предков» на практике
Значение: помогают приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды
videouroki.net
Координация и регуляция — биология, презентации
Координация и регуляция
Способность организма отвечать на воздействие окружающей среды называют раздражимостью или чувствительностью. Раздражимостью обладают все живые организмы
Работу всех органов, у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы
Если в каплю с амебами поместить кристаллик поваренной соли, то тело амебы сжимается,
а инфузории устремляются в ту част воды, где концентрация соли меньше.
У амебы нет специальных структур, которые руководят ее деятельностью
Впервые нервные клетки появились у кишечнополостны. Клетки соприкасаясь друг с другом образуют сетчатую нервную систему
Это самый простой тип нервной системы — сетчатый
Нервные клетки обладают чувствительностью. Коснувшись иглой, возбуждение быстро распространяется по все нервной сети. Дошло до кожно-мускульных клеток- и щупальца начали сжиматься
рефлекс
Условный- приобретенный в течении жизни
Безусловный
(врожденные)-передается по наследству.
рефлекс — Ответная реакция организма на раздражение
Среди многоклеточных организмов сложная система появляется у дождевого червя
Самый крупный узел находится над глоткой -надглоточный – головной мозг, соединяясь с подглоточным образует окологлоточное нервное кольцо, от него отходит брюшная нервная цепочка, состоящая из нервных узлов
нервная система членистоногих
У насекомых хорошо выражен надглоточный нервный узел. Это связано с развитием органов чувств и сложным поведением
Такие дома сооружают муравьи. В их семьях установлено разделение труда: одни охотятся. Другие защищают дом от непрошенных гостей
нервная система позвоночных
Располагается на спинной стороне, а не на брюшной, как у кольчатых червей и членистоногих.
Она состоит из головного, спинного мозга и нервов. Головной мозг находится в черепе. В нем различают передний, средний и задний мозг. У различных животных все отделы развиты по — разному
нервная система рыб
У раб хорошо развит задний и средний мозг и мозжечок (отвечает за координацию движений) .
У хариуса развиты зрительные доли, итак как он обитает в прозрачной воде
У линя и карася, задний мозг, так как обитает в мутной водя и это связано с осязанием
Рыбам присуще сложная форма поведения
Угри в период размножения проходят тысячи километров до места откладки икры- и находят его безошибочно
Лососевые при нересте собираются в стаи и устремляются по встречному течению. Ими движет инстинкт размножения
инстинкт-это врожденный комплекс реакций
От рефлексов инстинкты отличаются степенью сложности
Поведение птиц сложнее, чем поведение рыб или земноводных. они строят гнезда, насиживают яйца и образуют семейные пары. Перелетные птицы совершают далекие путешествия
наивысшего развития нервная система достигла у млекопитающих
Головной мозг развит сильнее. Самый крупный отдел- большие полушария. Поверхность состоит из миллиарда клеток и образует многочисленные борозды и извилины
Кора полушарий регулирует работу всех органов, с ней связаны сознание, память, мышление, трудовая деятельность
Эндокринная система регулирует работу всего организма
В ее основе лежит действие активных химических веществ-гормонов, выделяемые железами внутренней секреции
Гормоны влияют на изменение окраски тела, на обмен веществ, рост и развитие
от избытка Гормона роста который выделяет гипофиз человек вырастает до 2м и более, при недостатке всего 70-80 см
растения не имеют нервной системы. регуляция жизнедеятельности происходит с помощью химических веществ — ростовые вещества
Это сложные органические соединения, которые влияют на обмен веществ, усиливают или замедляют рост влияют на закладку и развитие почек, образование новых корней. Особенно много и образуется в растущих тканях- в кончиках корня, на верхушке побега
Если удалить кончик верхнего побега, рост растения прекратиться. Но боковые почки, быстро тронуться в рост. Обрезая ветви можно придать кронам самые разнообразные формы
kopilkaurokov.ru
Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция.
Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция.
Цель урока: изучить основные механизмы нервной регуляции, основные элементы и принцип работы рефлекторной дуги, сформировать понимание о безусловных и условных рефлексах, уметь называть основные отличия гуморальной регуляции от нервной. Задачи: Называть основные элементы рефлекторной дуги, виды безусловных и условных рефлексов.
Приводить примеры биологически активных веществ, осуществляющих гуморальную регуляцию.
Описывать вклад И.П. Павлова в развитие отечественной науки.
Сравнивать нервную и гуморальную регуляцию.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений и презентаций о научной деятельности И.П. Павлова Оборудование: ИКТ. Понятия: рефлекторная дуга, рецептор, чувствительный центростремительный путь, нервный центр рефлекса, двигательный центробежный путь, исполнительный орган.
Структура урока: 1. Организация 2. Целевая установка 3. Актуализация опорных знаний 4. Изучение новой темы 5. Итоговое закрепление 6. Домашнее задание 7. Комментирование оценок
В основе деятельности нервной системы организма лежит рефлекторный принцип.
Целостную реакцию организма на раздражение, происходящую при участии центральной нервной системы, называют рефлексом.
Рефлекс – непроизвольный акт, быстрая ответная реакция организма на действие раздражителя, осуществляемая с участием центральной нервной системы и под ее контролем.
Структурная основа любого рефлекса – рефлекторная дуга. Она состоит из пяти звеньев:
- Рецептор — особое образование или нервное окончание, способное преобразовывать энергию раздражителей в нервные импульсы электрической природы.
- Чувствительный центростремительный путь – это отростки чувствительных нейронов, передающие возбуждение (нервные импульсы) в нервные центры.
- Нервный центр рефлекса – область передачи импульса от чувствительных нейронов сразу на двигательные или на вставочные нейроны, а потом на двигательные. Вставочные нейроны обрабатывают поступающую информацию, а двигательные – дают команды.
- Двигательный центробежный путь – это волокна двигательных нейронов, проводящие нервные импульсы к исполнительному органу.
- Исполнительный орган (железа, скелетная или гладкая мышца), работающий по заданию нервной системы.
Деятельность ЦНС не ограничивается только управлением. Между ЦНС и рабочими органами существует прямая и обратная связь .
При действии раздражителя на рецепторы возникает двигательная реакция – прямая связь .
В рабочих органах есть рецепторы, возбуждающиеся при рефлекторном акте, поэтому у них тоже возникают нервные импульсы, которые поступают в ЦНС, — обратная связь.
Вторичные импульсы сигнализируют нервным центрам о состоянии двигательного аппарата. В ответ на эти сигналы из ЦНС к мышцам поступают новые импульсы, усиливающие или ослабляющие ответную реакцию.
Связи
Прямые
Сигналы от нервного центра к исполнительному органу, вызывающие его работу
Обратные
«Сообщения» исполнительного органа о своем состоянии нервному центру
Обратная связь важна в механизмах координации, которую осуществляет нервная система. Благодаря этому человек может исправлять допущенные ошибки.
В деятельности нервной системы важную роль играет процесс торможения, уменьшающий возбуждение нейронов. Таким образом рефлекс не заканчивается реакцией рабочего органа.
Благодаря обратной связи рефлекс осуществляется не по рефлекторной дуге, а по рефлекторному кольцу. В результате рефлекторной деятельности организм приспосабливается к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Демонстрация опыта.
Сядьте, согнув ноги под углом 90 градусов и скрестив руки на груди. Попытайтесь встать не нагибая корпуса вперед. Это невозможно.
Рефлекс вставания – сложный акт, включающий два этапа:
- наклон туловища с перемещением центра тяжести;
2) разгибание ног и вставание.
Встать, пропустив первый этап, невозможно, пока в отвечающий за вставание центр не придет обратная связь о том, что корпус наклонился, т.е. первый этап завершен.
Поэтому при осуществлении рефлекса справедливо говорить не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце (круге).
Виды рефлексов
Безусловные
Условные
- Врожденные
- Видовые
- Неизменные
- Сохраняются в течение всей жизни
- Приобретенные
- Индивидуальные
- Изменяются в зависимости от условий среды
- Могут затухать
- Вырабатываются на основе безусловных
Павлов начал свои исследования, используя пищу и лампочку. В комнате, где собак ничто не отвлекало, он установил лампу. Пускать ее в ход, а также выдвигать миску с едой можно было снаружи, снаружи же находился и наблюдатель, который мог видеть происходящее в комнате через отверстие. Собака, не знакомая с лампой, обращала на нее внимание, когда она включалась. После этого сразу появлялась миска с аппетитной едой, и собака ела, первое время не связывая эти события между собой. Постепенно естественный безусловный рефлекс (выделение слюны, когда еда оказывается в пасти собаки, или когда миска просто стоит перед ней) превратился в условный. Это выражалось в том, что зажигание лампы начинало вызывать слюнотечение еще до того, как появится миска с едой.
Затем Павлов сделал собаке небольшую операцию — он провел проток слюнной железы под щекой наружу. Таким образом, ученый получил возможность наблюдать, как слюна стекает и собирается в пробирку.
Потом он пошел еще дальше — ушил часть желудка, из образовавшегося слепого желудочка вывел трубку, с помощью которой он мог проводить наблюдения. Так Павлов обнаружил, что при зажигании лампочки выделяется не только слюна, но и желудочный сок. Труды Павлова были дополнены исследованиями американского ученого Д.Б. Уотсона, который ввел понятия условного и безусловного рефлекса.
Коленный рефлекс возникает при ударе молоточком или ребром ладони по сухожилию четырехглавой мыщцы бедра ниже надколенника. От удара в рецепторах мышцы возникает возбуждение. Оно передается в спинной мозг сразу на двигательный нейрон, который посылает к мышце нервные импульсы и в результате нога в коленном суставе разгибается. Сгибательные рефлексы более сложные, в их рефлекторных дугах участвуют еще вставочные нейроны. (см. анимацию в учебнике)
Это примеры врожденных, или безусловных рефлексов. Их можно наблюдать даже у плода и новорожденного ребенка. Они одинаковы у всех людей и являются результатом эволюции человека как биологического вида. Формирование безусловных рефлексов не требует никаких дополнительных усилий.
Рефлексы, приобретенные в результате жизненного опыта, называют условными. Условные рефлексы лежат в основе обучения и воспитания. Пример условного рефлекса — выделение слюны у человека при виде лимона.
Виды бузусловных рефлексов
Рефлекс
(по функциям)
Примеры
Пищевые
Сосательный, глотательный, слюноотделения, сокоотделения: желудочного и кишечного
Дыхательные
Чередование вдоха и выдоха, чихание, кашель
Защитные
Мигательный, сужение зрачка, отдергивание руки от горячего, острого
Ориентировочные
Рефлекс «Что такое?» проявляется при появлении нового раздражителя: поворот глаз и головы в сторону данного раздражителя
Половые
Связаны с размножением. У животных проявляются в постройке гнезд, заботе о потомстве
Регуляция функций через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ называется гуморальной . Выделяют несколько групп таких веществ:
— вещества, участвующие в обмене веществ, например, кислород, углекислый газ;
— гормоны желез внутренней секреции.
Биологически активные вещества разносятся кровью во все ткани и, действуя на клеточном уровне, изменяют работу органов и систем.
Домашнее задание:
П.12 – учить, пересказывать
multiurok.ru
Презентация урока «Координация и регуляция»
Тема: Координация и регуляция в живом организме. 6 класс
Тип урока: Изучение нового материала.
Образовательная цель: Сформировать представление о координации и регуляции в живых организмах, раскрыть понятие «рефлекс», добиться понимания различия раздражимости и рефлексов.
Развивающая цель: Создать условия для развития логического мышления через сравнение, обобщение, выделение главного; развития речевой деятельности, внимания и фантазии.
Воспитательная цель: Создать условия для воспитания культуры общения.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник-навигатор «Биология. Живой организм» Н.И.Сонина, мультимедийное учебное пособие, дирижёрская палочка, милицейский жезл, свисток, листы с заданиями, «таинственная шкатулка», банка сгущённого молока, песочные часы на 1 минуту.
Ход урока
I. Вызов.
Учитель демонстрирует учащимся 2 предмета – дирижёрскую палочку и милицейский жезл и обращается к ученикам с заданием: «Дирижёрская палочка и милицейский жезл помогают представителям двух разных профессий выполнять свои профессиональные обязанности. Ваша задача – подобрать как можно больше слов-ассоциаций, которые характеризуют функции этих предметов». Учащиеся выполняют задание на «мыслительном листе»; затем обсуждают в парах, четвёрках, совместно. Учитель выписывает на доске все слова-ассоциации.
Ассоциативный ряд может быть примерно таким:
II. Осмысление.
1. После обсуждения учитель вместе с учениками определяет тему урока: «Координация и регуляция функций в организме» и задаёт вопрос: «Какие системы органов выполняют в организме животных роль «дирижёра» и « регулировщика»? Учитель записывает на доске названия этих систем: «Нервная» и «Эндокринная» и демонстрирует слайды «Нервная и эндокринная системы» (основной материал)
2. Учитель предлагает учащимся выбрать из перечня ассоциаций функции систем органов, которые обеспечивают координацию и регуляцию функций. Одному из учеников предлагается подчеркнуть на доске эти функции.
3. На интерактивную доску проецируется страница учебника-навигатора «Регуляция: нервная и эндокринная системы». Учащимся предлагается прочесть определения понятий «координация» и «регуляция», найти разницу, а также записать определения этих понятий в словарь, формулируя их кратко, своими словами.
Возможные формулировки:
Координация – согласование работы всех частей организма.
Регуляция – Взаимодействие между отдельными частями организма.
4. Живые организмы и окружающая их среда. Учитель обращает внимание учащихся на изображения нервной и эндокринной систем животных и человека, делает акцент на их роли в обеспечении связи организма с окружающей средой: Живые организмы неразрывно связаны с окружающей их средой. Любое изменение в окружающей среде тотчас влияет на живые организмы, и они отвечают на него своей деятельностью.
На интерактивную доску проецируется слайд «Живые организмы и окружающая их среда» (основной материал).
Учитель задаёт вопросы:
5.Раздражимость. Учитель задаёт вопрос:
Как называется способность живых организмов реагировать на изменения окружающей среды?
Всем ли организмам присуща раздражимость?
На интерактивную доску проецируется слайд «Раздражимость» (основной материал)
Учащиеся знакомятся с анимацией «Раздражимость у амёбы и инфузории туфельки». После просмотра учитель беседует с учащимися:
Почему сжимается тело амёбы, а инфузория туфелька устремляется подальше от кристаллика соли?
6. Рефлекс. Учитель демонстрирует анимацию «раздражимость у гидры»
Как реагирует гидра на укол?
Почему, говоря о реакции амёбы и инфузории, обычно используют понятие «раздражимость», а характеризуя реакцию гидры, используют понятие «рефлекс»?
Найдите в учебнике на стр. 110 определение понятия «рефлекс» и запишите его в словарь:
Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.
Какой существенный признак отличает рефлекс от раздражимости? (Пока учащиеся делают записи и в классе тишина, учитель свистит, проявляется ориентировочный рефлекс; выясним, можно ли эту реакцию назвать рефлексом?)
Как доказать, что ответная реакция гидры действительно является рефлексом? (беседа по рисунку учебника на стр. 111).
7. Условные и безусловные рефлексы. Учащимся предлагается в тексте учебника на стр.117 найти существенные признаки безусловных и условных рефлексов. Записать определения этих понятий в словарь
Безусловные рефлексы – это врождённые рефлексы.
Условные рефлексы – это приобретённые рефлексы.
Просмотр слайдов «Безусловные и условные рефлексы» (основной материал).
Учитель просит привести примеры проявления рефлексов у домашних животных, подчёркивает значение выработки условных рефлексов при дрессировке животных.
Проводится проверочная работа на интерактивной доске «Безусловные и условные рефлексы»
Учитель предлагает решить изобретательские задачи. (По книге «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ». СПб.: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1996.)
Задача №1 Во время съёмок одного фильма свинья Мотя, валяясь в грязной луже, должна была сжевать бумагу. Мотя с радостью выполняла полдела (валялась в луже), но категорически отказывалась жевать бумажный лист. Какой выход нашла известная дрессировщица Наталья Дурова? (Бумага была облита сгущёнкой)
Учитель объявляет, что в «таинственной шкатулке» находится предмет, который помог дрессировщице. Приз – банка сгущёнки достаётся тому, кто отгадает.
Задача №2 По сценарию французского фильма «Чёрная луна» змея должна была заползти под балахон лежащего на ковре актёра. Как удалось заставить змею ползти по пути, наиболее удобному для съёмки? (Была использована любовь змеи к теплу: дрессировщик спрятал под ковёр металлическую плиту, охлаждаемую льдом, а путь, по которому должна была ползти змея, обогревался с помощью электрического нагревателя.)
Задача №3 Лисята очень пугливы и обычно не подпускают к себе близко людей. В российском фильме о животных Аляски есть уникальные кадры: пятеро лисят буквально бросаются на камеры. Какие хитрости применили операторы во время этой съёмки? (Один из самых желанных звуков для лисиц – писк мыши. Операторы подзывали лисят, маскируясь белым халатом под цвет снега и подражая писку полевых мышей.)
Какая общая идея используется в решении этих трёх задач?
8. Инстинкты.
Учитель:
О какой реакции идёт речь в следующем примере?
Американские тропические муравьи атта имеют подземные «грибоводческие фермы». Они приносят на свои «плантации» листья, тщательно разгрызают их на мелкие части. Листья смачиваются выделениями муравьёв и превращаются в своеобразный компост, на котором муравьи разводят грибы, тщательно за ними ухаживая.
Можно ли это поведение назвать рефлексом? Почему?
Давайте обратимся к тексту учебника на стр. 114 и найдём более точное название столь сложного поведения животных. Учащиеся находят в тексте определение понятия «инстинкт» (инстинкт – это врождённый комплекс определённых, особых для каждого вида реакций на воздействия окружающей среды) и примеры инстинктивного поведения животных.
Учитель предлагает посмотреть слайды «Сложные формы поведения» (Инстинкты размножения у рыб) и видео «Поведение птиц. Забота о потомстве» (дополнительный материал).
Задания для закрепления и осмысления материала. (Учащиеся читают вслух текст на карточках)
1–ое задание — предлагается выполнить на « мыслительном листе».
Вниманию учащихся предлагается три примера инстинктивного поведения животных, их задача — обобщить их и сделать вывод.
Пример 1 Енот-полоскун, прежде чем съесть свою добычу, тщательно прополаскивает её в воде. Если в его лапы попадает кусочек сахара, он поступает с ним точно также.
Пример 2 Хищных птиц добыванием пищи для своей семьи занимается отец, он кидает добычу в гнездо, где самка разрывает её на куски и даёт птенцам. Если мать погибнет, то поведение отца не изменится: он будет кидать пищу в гнездо. Заваливая умирающих от голода птенцов.
Пример 3 Крыса, строя гнездо, инстинктивно хватает все предметы, похожие на прутики. Однажды крыса, рыская по клетке, наткнулась на свой собственный хвост. Она сразу же схватила его в зубы и понесла в гнездо. Затем вышла на новые поиски. Хвост, естественно, пополз за ней. Крыса ещё раз «нашла» его и вновь понесла в гнездо. Эта история повторялась целых двенадцать раз подряд!
В этих примерах учащиеся должны увидеть «слепоту инстинктов», понять, что инстинктивное поведение всегда неизменно, даже если условия изменились.
2-ое задание — тест на нахождение соответствия — выполняется в парах на листах-опросниках. (Кто быстрее?)
Учащиеся находят соответствие, расставляют значки:
А — раздражимость
Б – рефлекс
В – инстинкт
Услышав стук дверцы холодильника, пёс прибежал на кухню в надежде получить что-нибудь вкусненькое.
Растение перед дождём закрывает цветки.
При попадании пищи в рот у человека выделяется слюна.
Водоросль хламидомонада плывёт по направлению к свету.
Пауки плетут ловчие сети, муравьи строят муравейники, пчёлы делают соты.
Песчанки – грызуны, обитающие в пустынях, делают запасы сена на зиму: подгрызают стебли трав, хорошо сушат их на солнце, а затем складывают сено в стожки или уносят его в свои норы.
Инфузория-туфелька плывёт к местам скопления бактерий.
Лососевые рыбы в период размножения плывут против течения, преодолевая пороги и водопады.
Хомячки заботятся о своём потомстве: делают гнёзда, кормят детёнышей молоком.
Увидев яркую вспышку света, человек обычно зажмуривается.
Правильные ответы:
А-2, 4, 7.
Б –1, 3,10.
В-5, 6, 8, 9.
III. Рефлексия. Подведение итогов урока. Возвращение к ключевым словам:
Координация
Регуляция
Нервная система
Эндокринная система
Раздражимость
Рефлекс
Условный рефлекс
Безусловный рефлекс
Инстинкт.
Учащимся предлагается оценить урок, подчеркнув на листе одно из слов в каждой паре:
Трудный – лёгкий
Скучный – интересный
Непонятный – понятный
Обычный – необычный
Ненужный – полезный
Нелюбимый – любимый.
IV. Домашнее задание. Повторить материал в учебнике на стр. 110-111 и на стр.118, выполните задания №81-83 в рабочей тетради.
infourok.ru
Презентация по биологии на тему «Нервная и гуморальная регуляция функций организма» (8 класс)
Физиологические процессы в организме человека протекают согласованно благодаря существованию определенных механизмов их регуляции.
Регуляция различных процессов в организме осуществляется с помощью нервного и гуморального механизмов.
Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гуморальных факторов (гормонов), которые разносятся кровью и лимфой по всему организму.
Нервная регуляция осуществляется с помощью нервной системы.
Нервный и гуморальный способы регуляции функций тесно связаны между собой.
На деятельность нервной системы постоянно оказывают влияние приносимые с током крови химические вещества, а образование большинства химических веществ и выделение их в кровь находится под постоянным контролем нервной системы.
Регуляция физиологических функций в организме не может осуществляться с помощью только нервной или только гуморальной регуляции — это единый комплекс нейрогуморальной регуляции функций.
Нервная регуляция — это координирующее влияние нервной системы на клетки, ткани и органы, один из основных механизмов саморегуляции функций целостного организма.
Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов. Нервная регуляция является быстрой и локальной, что особенно важно при регуляции движений, и затрагивает все(!) системы организма.
В основе нервной регуляции лежит рефлекторный принцип. Рефлекс является универсальной формой взаимодействия организма с окружающей средой, это ответная реакция организма на раздражение, которая осуществляется через центральную нервную систему и контролируется ею.
Гуморальная регуляция — это координация физиологических и биохимических процессов, осуществляемая через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ (гормонов), выделяемых клетками, органами и тканями в процессе их жизнедеятельности.
Гуморальная регуляция возникла в процессе эволюции раньше, чем нервная. Она усложнялась в процессе эволюции, в результате чего возникла эндокринная система (железы внутренней секреции).
Гуморальная регуляция подчинена нервной регуляции и составляет совместно с ней единую систему нейрогуморальной регуляции функций организма, которая играет важную роль в поддержании относительного постоянства состава и свойств внутренней среды организма (гомеостаза) и его приспособлении к меняющимся условиям существования.
infourok.ru
Конспект урока по биологии в 8 классе по темам: «Координация и регуляция. Анализаторы» — VEKOR.RU
Конспект урока по биологии в 8 классе по темам: «Координация и регуляция. Анализаторы»
Часть А.
*Пример железы смешанной секреции
печень
гипофиз
поджелудочная железа
щитовидная железа
Железы внутренней секреции выделяют гормоны, которые поступают в:
кровь
кишечник
нервные клетки
половые клетки
*Для лечения тяжелых форм сахарного диабета больным необходимо вводить:
гемоглобин
антитела
инсулин
гликоген
Рефлекс – это:
ответная реакция организма
ответная реакция организма на воздействие внешней среды или изменение внутреннего состояния, с участием нервной системы
ответная реакция организма на воздействие внешней среды
ответная реакция организма на изменение внутреннего состояния
Спинной мозг – это часть:
центральной нервной системы
позвоночника
головного мозга
периферической нервной системы
В головном мозге полушария и кору имеют:
средний мозг и полушария большого мозга
мозжечок и промежуточный мозг
полушария большого мозга и мозжечок
промежуточный мозг и полушария большого мозга
Прозрачная передняя часть белочной оболочки (склеры) – это:
радужка
желтое пятно
сетчатка
роговица
Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза – это:
хрусталик
роговица
стекловидное тело
склера
*В какой оболочке глаза находятся рецепторы в виде палочек и колбочек?
белочной (склере)
сосудистой
сетчатке
радужной
Обонятельные рецепторы расположены в:
обонятельном тракте
обонятельной области носовой полости
ноздрях
обонятельной зоне коры большого мозга
В состав внутреннего уха входят:
слуховые косточки
барабанная перепонка
улитка
стремечко
Человек способен чувствовать вкус веществ:
только сухих
только летучих
только растворенных в воде (слюне)
только твердых
Часть В 13. *Установите соответствие между заболеванием и дисфункцией железы.
Заболевание:
Акромегалия (сопровождается увеличением кистей, стоп, особенно лицевой части черепа)
кретинизм
микседема
гигантизм
сахарный диабет
базедова болезнь
Железа:
А) гипофиз
Б) щитовидная железа
В) поджелудочная железа
Что такое мышечное чувство?
Что такое дальнозоркость, близорукость, дальтонизм
и катаракта?
*Установите последовательность событий, вызванных движением звуковой волны через слуховой анализатор человека.
А) раздражение слухового рецептора
Б) колебание слуховых косточек
В) передача нервных импульсов
Г) колебание барабанной перепонки
Д) колебания перилимфы и эндолимфы
Е) колебания перепонки овального окна
*Установите соответствие между функцией нейрона и его видом.
Функция
А) преобразует раздражения в нервные импульсы
Б) передает в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов
В) осуществляет передачу нервных импульсов с одного нейрона на другой в спинном мозге
Г) передает нервные импульсы мышцам, железам и другим исполнительным органам
Вид нейрона
чувствительный
вставочный
двигательный
Часть С.
Чем образовано серое вещество головного мозга?
vekor.ru