Презентация по биологии на тему «Координация и регуляция»

Подготовила:

Учитель биологии

МБОУ «СОШ№4»

г.Каспийск

Идрисова М.М.

Рис. 4

Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7

у лещей высокое и сильно сжатое

с боков

у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении

у акул — торпедообразное

В связи с чем могли развиться такие особенности строения?

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

РЕГУЛЯЦИЯ

КООРДИНАЦИЯ

Движения простейших

Та́ксис 

(от древнегреческого  τάξις — строй, порядок, расположение по порядку) — двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам. Источниками раздражения могут быть свет, температура, влага, химические вещества и другие. Раздражители (стимулы) любого типа могут вызывать как отрицательную, так и положительную двигательную реакцию организмов.

Тропизмы  (от греческого τροπος — поворот, направление) — реакция ориентирования клетки, то есть направление роста или движения клеток относительно раздражителя (химического, светового и др.).

Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы .

Нервная система

Сигнал из внешней среды

Нервная клетка

Нервный импульс

раздражение

Другие клетки организма

Нейрон (от греч. néuron — нерв) – это структурно-функциональная единица нервной системы.

тело нейрона

отростки

Значение нервной системы.

  • Регулирует функции организма;
  • Обеспечивает согласованную работу всех частей организма;
  • Устанавливает взаимосвязь организма с окружающей средой.

Что происходит у вас при

мысли или виде лимона?

НАЙДИТЕ В §17 УЧЕБНИКА ИНФОРМАЦИЮ О РЕФЛЕКСАХ;

— ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСОВ, КОТОРЫЕ ВЫ ЗНАЕТЕ.

Виды рефлексов

Безусловные

Условные

  • Врождённые, наследственно передающиеся реакции

— Рефлекторные центры находятся на уровне спинного мозга и в стволе головного

  • — Приобретённые в процессе жизнедеятельности, не наследуемые реакции организма
  • — Возникают на основе жизненного опыта организма
  • — Рефлекторные центры находятся в коре головного мозга

Пищевой, половой, оборонительный и пр.

Слюноотделение на запах пищи

Значение: помогают выживанию, это применение «опыта предков» на практике

Значение: помогают приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды

videouroki.net

Координация и регуляция — биология, презентации

Координация и регуляция

Способность организма отвечать на воздействие окружающей среды называют раздражимостью или чувствительностью. Раздражимостью обладают все живые организмы

Работу всех органов, у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы

Если в каплю с амебами поместить кристаллик поваренной соли, то тело амебы сжимается,

а инфузории устремляются в ту част воды, где концентрация соли меньше.

У амебы нет специальных структур, которые руководят ее деятельностью

Впервые нервные клетки появились у кишечнополостны. Клетки соприкасаясь друг с другом образуют сетчатую нервную систему

Это самый простой тип нервной системы — сетчатый

Нервные клетки обладают чувствительностью. Коснувшись иглой, возбуждение быстро распространяется по все нервной сети. Дошло до кожно-мускульных клеток- и щупальца начали сжиматься

рефлекс

Условный- приобретенный в течении жизни

Безусловный

(врожденные)-передается по наследству.

рефлекс — Ответная реакция организма на раздражение

Среди многоклеточных организмов сложная система появляется у дождевого червя

Самый крупный узел находится над глоткой -надглоточный – головной мозг, соединяясь с подглоточным образует окологлоточное нервное кольцо, от него отходит брюшная нервная цепочка, состоящая из нервных узлов

нервная система членистоногих

У насекомых хорошо выражен надглоточный нервный узел. Это связано с развитием органов чувств и сложным поведением

Такие дома сооружают муравьи. В их семьях установлено разделение труда: одни охотятся. Другие защищают дом от непрошенных гостей

нервная система позвоночных

Располагается на спинной стороне, а не на брюшной, как у кольчатых червей и членистоногих.

Она состоит из головного, спинного мозга и нервов. Головной мозг находится в черепе. В нем различают передний, средний и задний мозг. У различных животных все отделы развиты по — разному

нервная система рыб

У раб хорошо развит задний и средний мозг и мозжечок (отвечает за координацию движений) .

У хариуса развиты зрительные доли, итак как он обитает в прозрачной воде

У линя и карася, задний мозг, так как обитает в мутной водя и это связано с осязанием

Рыбам присуще сложная форма поведения

Угри в период размножения проходят тысячи километров до места откладки икры- и находят его безошибочно

Лососевые при нересте собираются в стаи и устремляются по встречному течению. Ими движет инстинкт размножения

инстинкт-это врожденный комплекс реакций

От рефлексов инстинкты отличаются степенью сложности

Поведение птиц сложнее, чем поведение рыб или земноводных. они строят гнезда, насиживают яйца и образуют семейные пары. Перелетные птицы совершают далекие путешествия

наивысшего развития нервная система достигла у млекопитающих

Головной мозг развит сильнее. Самый крупный отдел- большие полушария. Поверхность состоит из миллиарда клеток и образует многочисленные борозды и извилины

Кора полушарий регулирует работу всех органов, с ней связаны сознание, память, мышление, трудовая деятельность

Эндокринная система регулирует работу всего организма

В ее основе лежит действие активных химических веществ-гормонов, выделяемые железами внутренней секреции

Гормоны влияют на изменение окраски тела, на обмен веществ, рост и развитие

от избытка Гормона роста который выделяет гипофиз человек вырастает до 2м и более, при недостатке всего 70-80 см

растения не имеют нервной системы. регуляция жизнедеятельности происходит с помощью химических веществ — ростовые вещества

Это сложные органические соединения, которые влияют на обмен веществ, усиливают или замедляют рост влияют на закладку и развитие почек, образование новых корней. Особенно много и образуется в растущих тканях- в кончиках корня, на верхушке побега

Если удалить кончик верхнего побега, рост растения прекратиться. Но боковые почки, быстро тронуться в рост. Обрезая ветви можно придать кронам самые разнообразные формы

kopilkaurokov.ru

Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция.

Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция.

Цель урока:  изучить основные механизмы нервной регуляции, основные элементы и принцип работы рефлекторной дуги, сформировать понимание о безусловных и условных рефлексах, уметь называть основные отличия гуморальной регуляции от нервной. Задачи: Называть основные элементы рефлекторной дуги, виды безусловных и условных рефлексов.

Приводить примеры биологически активных веществ, осуществляющих гуморальную регуляцию.

Описывать вклад И.П. Павлова в развитие отечественной науки.

Сравнивать нервную и гуморальную регуляцию.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений и презентаций о научной деятельности И.П. Павлова Оборудование: ИКТ. Понятия: рефлекторная дуга, рецептор, чувствительный центростремительный путь, нервный центр рефлекса, двигательный центробежный путь, исполнительный орган.

Структура урока: 1. Организация 2. Целевая установка 3. Актуализация опорных знаний 4. Изучение новой темы 5. Итоговое закрепление 6. Домашнее задание 7. Комментирование оценок

В основе деятельности нервной системы организма лежит рефлекторный принцип.

Целостную реакцию организма на раздражение, происходящую при участии центральной нервной системы, называют рефлексом.

Рефлекс  – непроизвольный акт, быстрая ответная реакция организма на действие раздражителя, осуществляемая с участием центральной нервной системы и под ее контролем.  

Структурная основа любого рефлекса рефлекторная дуга. Она состоит из пяти звеньев:

  • Рецептор — особое образование или нервное окончание, способное преобразовывать энергию раздражителей в нервные импульсы электрической природы.
  • Чувствительный центростремительный путь – это отростки чувствительных нейронов, передающие возбуждение (нервные импульсы) в нервные центры.
  • Нервный центр рефлекса – область передачи импульса от чувствительных нейронов сразу на двигательные или на вставочные нейроны, а потом на двигательные. Вставочные нейроны обрабатывают поступающую информацию, а двигательные – дают команды.
  • Двигательный центробежный путь – это волокна двигательных нейронов, проводящие нервные импульсы к исполнительному органу.
  • Исполнительный орган (железа, скелетная или гладкая мышца), работающий по заданию нервной системы.

Деятельность ЦНС не ограничивается только управлением. Между ЦНС и рабочими органами существует прямая и обратная связь .

При действии раздражителя на рецепторы возникает двигательная реакция – прямая связь .

В рабочих органах есть рецепторы, возбуждающиеся при рефлекторном акте, поэтому у них тоже возникают нервные импульсы, которые поступают в ЦНС, — обратная связь.

Вторичные импульсы сигнализируют нервным центрам о состоянии двигательного аппарата. В ответ на эти сигналы из ЦНС к мышцам поступают новые импульсы, усиливающие или ослабляющие ответную реакцию.

Связи

Прямые

Сигналы от нервного центра к исполнительному органу, вызывающие его работу

Обратные

«Сообщения» исполнительного органа о своем состоянии нервному центру

Обратная связь важна в механизмах координации, которую осуществляет нервная система. Благодаря этому человек может исправлять допущенные ошибки.

В деятельности нервной системы важную роль играет процесс торможения, уменьшающий возбуждение нейронов. Таким образом рефлекс не заканчивается реакцией рабочего органа.

Благодаря обратной связи рефлекс осуществляется не по рефлекторной дуге, а по рефлекторному кольцу. В результате рефлекторной деятельности организм приспосабливается к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Демонстрация опыта.

Сядьте, согнув ноги под углом 90 градусов и скрестив руки на груди. Попытайтесь встать не нагибая корпуса вперед. Это невозможно.

Рефлекс вставания – сложный акт, включающий два этапа:

  • наклон туловища с перемещением центра тяжести;

2) разгибание ног и вставание.

Встать, пропустив первый этап, невозможно, пока в отвечающий за вставание центр не придет обратная связь о том, что корпус наклонился, т.е. первый этап завершен.

Поэтому при осуществлении рефлекса справедливо говорить не о рефлекторной дуге, а о  рефлекторном кольце (круге).

Виды рефлексов

Безусловные

Условные

  • Врожденные
  • Видовые
  • Неизменные
  • Сохраняются в течение всей жизни
  • Приобретенные
  • Индивидуальные
  • Изменяются в зависимости от условий среды
  • Могут затухать
  • Вырабатываются на основе безусловных

Павлов начал свои исследования, используя пищу и лампочку. В комнате, где собак ничто не отвлекало, он установил лампу. Пускать ее в ход, а также выдвигать миску с едой можно было снаружи, снаружи же находился и наблюдатель, который мог видеть происходящее в комнате через отверстие. Собака, не знакомая с лампой, обращала на нее внимание, когда она включалась. После этого сразу появлялась миска с аппетитной едой, и собака ела, первое время не связывая эти события между собой. Постепенно естественный безусловный рефлекс (выделение слюны, когда еда оказывается в пасти собаки, или когда миска просто стоит перед ней) превратился в условный. Это выражалось в том, что зажигание лампы начинало вызывать слюнотечение еще до того, как появится миска с едой.

Затем Павлов сделал собаке небольшую операцию — он провел проток слюнной железы под щекой наружу. Таким образом, ученый получил возможность наблюдать, как слюна стекает и собирается в пробирку.

Потом он пошел еще дальше — ушил часть желудка, из образовавшегося слепого желудочка вывел трубку, с помощью которой он мог проводить наблюдения. Так Павлов обнаружил, что при зажигании лампочки выделяется не только слюна, но и желудочный сок. Труды Павлова были дополнены исследованиями американского ученого Д.Б. Уотсона, который ввел понятия условного и безусловного рефлекса.

Коленный рефлекс возникает при ударе молоточком или ребром ладони по сухожилию четырехглавой мыщцы бедра ниже надколенника. От удара в рецепторах мышцы возникает возбуждение. Оно передается в спинной мозг сразу на двигательный нейрон, который посылает к мышце нервные импульсы и в результате нога в коленном суставе разгибается. Сгибательные рефлексы более сложные, в их рефлекторных дугах участвуют еще вставочные нейроны. (см. анимацию в учебнике)

Это примеры врожденных, или безусловных рефлексов. Их можно наблюдать даже у плода и новорожденного ребенка. Они одинаковы у всех людей и являются результатом эволюции человека как биологического вида. Формирование безусловных рефлексов не требует никаких дополнительных усилий.

Рефлексы, приобретенные в результате жизненного опыта, называют условными. Условные рефлексы лежат в основе обучения и воспитания. Пример условного рефлекса — выделение слюны у человека при виде лимона.

Виды бузусловных рефлексов

Рефлекс

(по функциям)

Примеры

Пищевые

Сосательный, глотательный, слюноотделения, сокоотделения: желудочного и кишечного

Дыхательные

Чередование вдоха и выдоха, чихание, кашель

Защитные

Мигательный, сужение зрачка, отдергивание руки от горячего, острого

Ориентировочные

Рефлекс «Что такое?» проявляется при появлении нового раздражителя: поворот глаз и головы в сторону данного раздражителя

Половые

Связаны с размножением. У животных проявляются в постройке гнезд, заботе о потомстве

Регуляция функций через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ называется гуморальной . Выделяют несколько групп таких веществ:

— вещества, участвующие в обмене веществ, например, кислород, углекислый газ;

— гормоны желез внутренней секреции.

Биологически активные вещества разносятся кровью во все ткани и, действуя на клеточном уровне, изменяют работу органов и систем.

Домашнее задание:

П.12 – учить, пересказывать

multiurok.ru

Презентация урока «Координация и регуляция»

Тема: Координация и регуляция в живом организме. 6 класс

Тип урока: Изучение нового материала.

Образовательная цель: Сформировать представление о координации и регуляции в живых организмах, раскрыть понятие «рефлекс», добиться понимания различия раздражимости и рефлексов.

Развивающая цель: Создать условия для развития логического мышления через сравнение, обобщение, выделение главного; развития речевой деятельности, внимания и фантазии.

Воспитательная цель: Создать условия для воспитания культуры общения.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник-навигатор «Биология. Живой организм» Н.И.Сонина, мультимедийное учебное пособие, дирижёрская палочка, милицейский жезл, свисток, листы с заданиями, «таинственная шкатулка», банка сгущённого молока, песочные часы на 1 минуту.

Ход урока

I. Вызов.

Учитель демонстрирует учащимся 2 предмета – дирижёрскую палочку и милицейский жезл и обращается к ученикам с заданием: «Дирижёрская палочка и милицейский жезл помогают представителям двух разных профессий выполнять свои профессиональные обязанности. Ваша задача – подобрать как можно больше слов-ассоциаций, которые характеризуют функции этих предметов». Учащиеся выполняют задание на «мыслительном листе»; затем обсуждают в парах, четвёрках, совместно. Учитель выписывает на доске все слова-ассоциации.

Ассоциативный ряд может быть примерно таким:

II. Осмысление.

1. После обсуждения учитель вместе с учениками определяет тему урока: «Координация и регуляция функций в организме» и задаёт вопрос: «Какие системы органов выполняют в организме животных роль «дирижёра» и « регулировщика»? Учитель записывает на доске названия этих систем: «Нервная» и «Эндокринная» и демонстрирует слайды «Нервная и эндокринная системы» (основной материал)

2. Учитель предлагает учащимся выбрать из перечня ассоциаций функции систем органов, которые обеспечивают координацию и регуляцию функций. Одному из учеников предлагается подчеркнуть на доске эти функции.

3. На интерактивную доску проецируется страница учебника-навигатора «Регуляция: нервная и эндокринная системы». Учащимся предлагается прочесть определения понятий «координация» и «регуляция», найти разницу, а также записать определения этих понятий в словарь, формулируя их кратко, своими словами.

Возможные формулировки:

  • Координация – согласование работы всех частей организма.

  • Регуляция – Взаимодействие между отдельными частями организма.

4. Живые организмы и окружающая их среда. Учитель обращает внимание учащихся на изображения нервной и эндокринной систем животных и человека, делает акцент на их роли в обеспечении связи организма с окружающей средой: Живые организмы неразрывно связаны с окружающей их средой. Любое изменение в окружающей среде тотчас влияет на живые организмы, и они отвечают на него своей деятельностью.

На интерактивную доску проецируется слайд «Живые организмы и окружающая их среда» (основной материал).

Учитель задаёт вопросы:

5.Раздражимость. Учитель задаёт вопрос:

  • Как называется способность живых организмов реагировать на изменения окружающей среды?

  • Всем ли организмам присуща раздражимость?

На интерактивную доску проецируется слайд «Раздражимость» (основной материал)

Учащиеся знакомятся с анимацией «Раздражимость у амёбы и инфузории туфельки». После просмотра учитель беседует с учащимися:

Почему сжимается тело амёбы, а инфузория туфелька устремляется подальше от кристаллика соли?

6. Рефлекс. Учитель демонстрирует анимацию «раздражимость у гидры»

Как реагирует гидра на укол?

Почему, говоря о реакции амёбы и инфузории, обычно используют понятие «раздражимость», а характеризуя реакцию гидры, используют понятие «рефлекс»?

Найдите в учебнике на стр. 110 определение понятия «рефлекс» и запишите его в словарь:

Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.

Какой существенный признак отличает рефлекс от раздражимости? (Пока учащиеся делают записи и в классе тишина, учитель свистит, проявляется ориентировочный рефлекс; выясним, можно ли эту реакцию назвать рефлексом?)

Как доказать, что ответная реакция гидры действительно является рефлексом? (беседа по рисунку учебника на стр. 111).

7. Условные и безусловные рефлексы. Учащимся предлагается в тексте учебника на стр.117 найти существенные признаки безусловных и условных рефлексов. Записать определения этих понятий в словарь

Безусловные рефлексы – это врождённые рефлексы.

Условные рефлексы – это приобретённые рефлексы.

Просмотр слайдов «Безусловные и условные рефлексы» (основной материал).

Учитель просит привести примеры проявления рефлексов у домашних животных, подчёркивает значение выработки условных рефлексов при дрессировке животных.

Проводится проверочная работа на интерактивной доске «Безусловные и условные рефлексы»

Учитель предлагает решить изобретательские задачи. (По книге «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ». СПб.: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1996.)

Задача №1 Во время съёмок одного фильма свинья Мотя, валяясь в грязной луже, должна была сжевать бумагу. Мотя с радостью выполняла полдела (валялась в луже), но категорически отказывалась жевать бумажный лист. Какой выход нашла известная дрессировщица Наталья Дурова? (Бумага была облита сгущёнкой)

Учитель объявляет, что в «таинственной шкатулке» находится предмет, который помог дрессировщице. Приз – банка сгущёнки достаётся тому, кто отгадает.

Задача №2 По сценарию французского фильма «Чёрная луна» змея должна была заползти под балахон лежащего на ковре актёра. Как удалось заставить змею ползти по пути, наиболее удобному для съёмки? (Была использована любовь змеи к теплу: дрессировщик спрятал под ковёр металлическую плиту, охлаждаемую льдом, а путь, по которому должна была ползти змея, обогревался с помощью электрического нагревателя.)

Задача №3 Лисята очень пугливы и обычно не подпускают к себе близко людей. В российском фильме о животных Аляски есть уникальные кадры: пятеро лисят буквально бросаются на камеры. Какие хитрости применили операторы во время этой съёмки? (Один из самых желанных звуков для лисиц – писк мыши. Операторы подзывали лисят, маскируясь белым халатом под цвет снега и подражая писку полевых мышей.)

Какая общая идея используется в решении этих трёх задач?

8. Инстинкты.

Учитель:

О какой реакции идёт речь в следующем примере?

Американские тропические муравьи атта имеют подземные «грибоводческие фермы». Они приносят на свои «плантации» листья, тщательно разгрызают их на мелкие части. Листья смачиваются выделениями муравьёв и превращаются в своеобразный компост, на котором муравьи разводят грибы, тщательно за ними ухаживая.

Можно ли это поведение назвать рефлексом? Почему?

Давайте обратимся к тексту учебника на стр. 114 и найдём более точное название столь сложного поведения животных. Учащиеся находят в тексте определение понятия «инстинкт» (инстинкт – это врождённый комплекс определённых, особых для каждого вида реакций на воздействия окружающей среды) и примеры инстинктивного поведения животных.

Учитель предлагает посмотреть слайды «Сложные формы поведения» (Инстинкты размножения у рыб) и видео «Поведение птиц. Забота о потомстве» (дополнительный материал).

Задания для закрепления и осмысления материала. (Учащиеся читают вслух текст на карточках)

1–ое задание — предлагается выполнить на « мыслительном листе».

Вниманию учащихся предлагается три примера инстинктивного поведения животных, их задача — обобщить их и сделать вывод.

Пример 1 Енот-полоскун, прежде чем съесть свою добычу, тщательно прополаскивает её в воде. Если в его лапы попадает кусочек сахара, он поступает с ним точно также.

Пример 2 Хищных птиц добыванием пищи для своей семьи занимается отец, он кидает добычу в гнездо, где самка разрывает её на куски и даёт птенцам. Если мать погибнет, то поведение отца не изменится: он будет кидать пищу в гнездо. Заваливая умирающих от голода птенцов.

Пример 3 Крыса, строя гнездо, инстинктивно хватает все предметы, похожие на прутики. Однажды крыса, рыская по клетке, наткнулась на свой собственный хвост. Она сразу же схватила его в зубы и понесла в гнездо. Затем вышла на новые поиски. Хвост, естественно, пополз за ней. Крыса ещё раз «нашла» его и вновь понесла в гнездо. Эта история повторялась целых двенадцать раз подряд!

В этих примерах учащиеся должны увидеть «слепоту инстинктов», понять, что инстинктивное поведение всегда неизменно, даже если условия изменились.

2-ое задание — тест на нахождение соответствия — выполняется в парах на листах-опросниках. (Кто быстрее?)

Учащиеся находят соответствие, расставляют значки:

А — раздражимость

Б – рефлекс

В – инстинкт

  • Услышав стук дверцы холодильника, пёс прибежал на кухню в надежде получить что-нибудь вкусненькое.

  • Растение перед дождём закрывает цветки.

  • При попадании пищи в рот у человека выделяется слюна.

  • Водоросль хламидомонада плывёт по направлению к свету.

  • Пауки плетут ловчие сети, муравьи строят муравейники, пчёлы делают соты.

  • Песчанки – грызуны, обитающие в пустынях, делают запасы сена на зиму: подгрызают стебли трав, хорошо сушат их на солнце, а затем складывают сено в стожки или уносят его в свои норы.

  • Инфузория-туфелька плывёт к местам скопления бактерий.

  • Лососевые рыбы в период размножения плывут против течения, преодолевая пороги и водопады.

  • Хомячки заботятся о своём потомстве: делают гнёзда, кормят детёнышей молоком.

  • Увидев яркую вспышку света, человек обычно зажмуривается.

Правильные ответы:

А-2, 4, 7.

Б –1, 3,10.

В-5, 6, 8, 9.

III. Рефлексия. Подведение итогов урока. Возвращение к ключевым словам:

  • Координация

  • Регуляция

  • Нервная система

  • Эндокринная система

  • Раздражимость

  • Рефлекс

  • Условный рефлекс

  • Безусловный рефлекс

  • Инстинкт.

Учащимся предлагается оценить урок, подчеркнув на листе одно из слов в каждой паре:

Трудный – лёгкий

Скучный – интересный

Непонятный – понятный

Обычный – необычный

Ненужный – полезный

Нелюбимый – любимый.

IV. Домашнее задание. Повторить материал в учебнике на стр. 110-111 и на стр.118, выполните задания №81-83 в рабочей тетради.

infourok.ru

Презентация по биологии на тему «Нервная и гуморальная регуляция функций организма» (8 класс)

Физиологические процессы в организме человека протекают согласованно   благодаря существованию определенных механизмов их регуляции.

     Регуляция различных процессов в организме осуществляется с помощью нервного и гуморального механизмов.

     Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гуморальных факторов (гормонов), которые разносятся кровью и лимфой по всему организму.

       Нервная регуляция осуществляется с помощью нервной системы.

Нервный и гуморальный способы регуляции функций тесно связаны между собой.

На деятельность нервной системы постоянно оказывают влияние приносимые с током крови химические вещества, а образование большинства химических веществ и выделение их в кровь находится под постоянным контролем нервной системы.

Регуляция физиологических функций в организме не может осуществляться с помощью только нервной или только гуморальной регуляции — это единый комплекс нейрогуморальной регуляции функций.

Нервная регуляция — это координирующее влияние нервной системы на клетки, ткани и органы, один из основных механизмов саморегуляции функций целостного организма.

                      Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов. Нервная регуляция является быстрой и локальной, что особенно важно при регуляции движений, и затрагивает все(!) системы организма.

В основе нервной регуляции лежит рефлекторный принцип. Рефлекс является универсальной формой взаимодействия организма с окружающей средой, это ответная реакция организма на раздражение, которая осуществляется через центральную нервную систему и контролируется ею.

Гуморальная регуляция — это координация физиологических и биохимических процессов, осуществляемая через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ (гормонов), выделяемых клетками, органами и тканями в процессе их жизнедеятельности.

Гуморальная регуляция возникла в процессе эволюции раньше, чем нервная. Она усложнялась в процессе эволюции, в результате чего возникла  эндокринная система (железы внутренней секреции).

Гуморальная регуляция подчинена нервной регуляции и составляет совместно с ней единую систему нейрогуморальной регуляции функций организма, которая играет важную роль в поддержании относительного постоянства состава и свойств внутренней среды организма (гомеостаза) и его приспособлении к меняющимся условиям существования.

 

       

infourok.ru

Конспект урока по биологии в 8 классе по темам: «Координация и регуляция. Анализаторы» — VEKOR.RU

Конспект урока по биологии в 8 классе по темам: «Координация и регуляция. Анализаторы»

Часть А.

  1. *Пример железы смешанной секреции

  1. печень

  2. гипофиз

  3. поджелудочная железа

  4. щитовидная железа

  1. Железы внутренней секреции выделяют гормоны, которые поступают в:

  1. кровь

  2. кишечник

  3. нервные клетки

  4. половые клетки

  1. *Для лечения тяжелых форм сахарного диабета больным необходимо вводить:

  1. гемоглобин

  2. антитела

  3. инсулин

  4. гликоген

  1. Рефлекс – это:

  1. ответная реакция организма

  2. ответная реакция организма на воздействие внешней среды или изменение внутреннего состояния, с участием нервной системы

  3. ответная реакция организма на воздействие внешней среды

  4. ответная реакция организма на изменение внутреннего состояния

  1. Спинной мозг – это часть:

  1. центральной нервной системы

  2. позвоночника

  3. головного мозга

  4. периферической нервной системы

  1. В головном мозге полушария и кору имеют:

  1. средний мозг и полушария большого мозга

  2. мозжечок и промежуточный мозг

  3. полушария большого мозга и мозжечок

  4. промежуточный мозг и полушария большого мозга

  1. Прозрачная передняя часть белочной оболочки (склеры) – это:

  1. радужка

  2. желтое пятно

  3. сетчатка

  4. роговица

  1. Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза – это:

  1. хрусталик

  2. роговица

  3. стекловидное тело

  4. склера

  1. *В какой оболочке глаза находятся рецепторы в виде палочек и колбочек?

  1. белочной (склере)

  2. сосудистой

  3. сетчатке

  4. радужной

  1. Обонятельные рецепторы расположены в:

  1. обонятельном тракте

  2. обонятельной области носовой полости

  3. ноздрях

  4. обонятельной зоне коры большого мозга

  1. В состав внутреннего уха входят:

  1. слуховые косточки

  2. барабанная перепонка

  3. улитка

  4. стремечко

  1. Человек способен чувствовать вкус веществ:

  1. только сухих

  2. только летучих

  3. только растворенных в воде (слюне)

  4. только твердых

Часть В 13. *Установите соответствие между заболеванием и дисфункцией железы.

Заболевание:

  1. Акромегалия (сопровождается увеличением кистей, стоп, особенно лицевой части черепа)

  2. кретинизм

  3. микседема

  4. гигантизм

  5. сахарный диабет

  6. базедова болезнь

Железа:

А) гипофиз

Б) щитовидная железа

В) поджелудочная железа

    1. Что такое мышечное чувство?

    2. Что такое дальнозоркость, близорукость, дальтонизм

    3. и катаракта?

    1. *Установите последовательность событий, вызванных движением звуковой волны через слуховой анализатор человека.

А) раздражение слухового рецептора

Б) колебание слуховых косточек

В) передача нервных импульсов

Г) колебание барабанной перепонки

Д) колебания перилимфы и эндолимфы

Е) колебания перепонки овального окна

    1. *Установите соответствие между функцией нейрона и его видом.

Функция

А) преобразует раздражения в нервные импульсы

Б) передает в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов

В) осуществляет передачу нервных импульсов с одного нейрона на другой в спинном мозге

Г) передает нервные импульсы мышцам, железам и другим исполнительным органам

Вид нейрона

  1. чувствительный

  2. вставочный

  3. двигательный

Часть С.

    1. Чем образовано серое вещество головного мозга?

vekor.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *