Содержание

Либретто к опере Иван Сусанин (Жизнь за царя)

 

Действующие лица.

Иван сусанин, крестьянин села Домнина ………. бас

Антонида, его дочь ………. сопрано

Ваня, приемный сын Сусанина ………. контральто

Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды ………. тенор

Русский воин ………. бас

Польский гонец ………. тенор

Сигизмунд, король Польский ………. бас

Крестьяне и крестьянки, ополченцы, польские паны и паненки, рыцари. Действие происходит в 1612 году.

 

Действие первое.

Крестьяне села Домнина, среди которых Иван сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну — «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет». Все расходятся, остается одна Антонида. Она тоскует о своем женихе Богдане, который ушел сражаться с поляками. Сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. И в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов — это Богдан Собинин со своей дружиной. Собинин привез радостные вести: нижегородский крестьянин Минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. Однако, Сусанин печален — враги все еще хозяйничают на родной земле.. На просьбы Собинина и Антониды об их свадьбе он отвечает оказом: «Нынче не до свадеб. Время боевое!»

 

 

Действие второе.

Пышный бал у польского короля Сигизмунда III. Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал против врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит. Танцы прекращаются, однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное было веселье возобновляется.

 

 

Действие третье.

Ваня, приемный сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названный отец пожалел и приютил его. Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился в бору. Ваня поверяет отцу заветные мечты — поскорее стать воином и пойти защищать отчизну. Между тем. в семье Сусанина готовяться к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать добра Антониде. Оставшись одни, Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своей радости — пришел, наконец, это долгожданный день. Затем уходит и Собинин.

Внезапно в избу врываются поляки, угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина. Вначале Сусанин отказывается: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь», — гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план — завести врагов в лесную глушь и погубить. Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков в стан Минина. Тихо говорит он Ване. чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов. Поляки уводят Сусанина, горько плачет Антонида. Тем временем приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает им о случившемся, крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами.

 

 

Действие четвертое.

Картина первая. Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня, чтобы сообщить Минину о приходе поляков. Выбиваясь из сил, стучится он в тяжелые ворота, но все спят. Наконец Ваню услышали, в стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу.

Картина вторая. Все дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега. бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его ждет неминуемая расправа. Смело он смотрит в глаза смерти: «Чуют правду! Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я.» Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга, в её завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Просыпаются враги, они начинают допытываться куда завел их русский крестьянин. «Туда завел я вас… где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!» — с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.

 

 

Эпилог

Картина первая. У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола, все славят царя, великую Русь, русский народ и родную Москву. Здесь же Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос одного из воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин».

Картина вторая. Красная площадь в Москве заполнена народом, можно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются воины к детям Сусанина. Появляются Минин и Пожарский, народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица.

 

 

 

operaguide.ru

Либретто оперы Иван Сусанин | Педагог

Опера в четырех действиях с эпилогом (семи картинах).

Действующие лица.

Иван сусанин, крестьянин села Домнина ………. бас

Антонида, его дочь ………. сопрано

Ваня, приемный сын Сусанина ………. контральто

Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды ………. тенор

Русский воин ………. бас

Польский гонец ………. тенор

Сигизмунд, король Польский ………. бас

Крестьяне и крестьянки, ополченцы, польские паны и паненки, рыцари.

Действие происходит в 1612 году.

Иван Сусанин

Действие первое.

Крестьяне села Домнина, среди которых Иван сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну — «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет». Все расходятся, остается одна Антонида. Она тоскует о своем женихе Богдане, который ушел сражаться с поляками. Сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. И в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов — это Богдан Собинин со своей дружиной. Собинин привез радостные вести: нижегородский крестьянин Минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. Однако, сусанин печален — враги все еще хозяйничают на родной земле.. На просьбы Собинина и Антониды об их свадьбе он отвечает оказом: «Нынче не до свадеб. Время боевое!»

Действие второе.

Пышный бал у польского короля Сигизмунда III. Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал против врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит. Танцы прекращаются, однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное было веселье возобновляется.

Действие третье.

Ваня. применый сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названный отец пожалел и приютил его. Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился в бору. Ваня поверяет отцу заветные мечты — поскорее стать воином и пойти защищать отчизну. Между тем. в семье Сусанина готовяться к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать добра Антониде. Оставшись одни. Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своей радости — пришел, наконец, это долгожданный день. Затем уходит и Собинин. Внезапно в избу врываются поляки, угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина. Вначале Сусанин отказывается: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь», — гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план — завести врагов в лесную глушь и погубить. Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков в стан Минина. Тихо говорит он Ване. чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов. Поляки уводят Сусанина, горько плачет Антонида. Тем временем приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает им о случившемся, крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами.

Действие четвертое. Картина первая.

Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня, чтобы сообщить Минину о приходе поляков.Выбиваясь из сил, стучится он в тяжелые ворота, но все спят. Наконец Ваню услышали, в стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу.

Картина вторая. Все дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега. бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его ждет неминуемая расправа. Смело он смотрит в глаза смерти: «Чуют правду! Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я.» Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга, в её завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Просыпаются враги, они начинают допытываться куда завел их русский крестьянин. «Туда завел я вас… где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!» — с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.

Эпилог. Картина первая.

У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола, все славят царя, великую Русь, русский народ и родную Москву. Здесь же Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос одного из воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин«.

Картина вторая. Красная площадь в Москве заполнена народом, можно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются воины к детям Сусанина. Появляются Минин и Пожарский, народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица.

pedagog39.ru

Опера «Иван Сусанин»: краткое содержание

Опера «Иван Сусанин»: краткое содержание которой описано ниже, повествует о событиях начала 17 века, происходящих во время российско-польской войны. Главным героем ее является человек, ставший настоящей легендой.

«Иван Сусанин»: опера, краткое содержание

В первом акте оперы автор показывает деревню Домнино. Ее жители радуются, так как к ним пришли ополченцы. Солдат все встречают очень гостеприимно. В печали лишь дочь Сусанина Антонида. Ее возлюбленный Богдан Собинин еще не вернулся, и она очень переживает, ожидая его.

Иван Сусанин прекрасно понимает, что чувствует его дочь. Однако он считает мысли о любви и свадьбе несвоевременными, ведь идет война и нужно быть готовым к любым лишениям и испытаниям. Через время Собинин возвращается вместе с дружиной. Они несут радостную весть землякам.

У русского войска новое руководство, и теперь все будет хорошо. Победа будет за нами. Крестьяне очень рады. Они с нетерпением ждут момента освобождения. Богдан планирует свадьбу. Сусанин сначала против, но затем, узнав, что поляки окружены под Москвой, благословляет молодых.

Во втором акте нам показан шикарный замок польского короля Сигизмунда Третьего. Здесь все купаются в роскоши и веселятся, считая, что победа над русскими не за горами. Однако тут радостные танцы прерываются появлением гонца. Он принес печальную для шляхты весть. Наемная армия разгромлена, а отряд поляков в Москве осажден. Все ошеломлены, но уверены, что легко усмирят смердов.

В третьем акте раскрывается подготовка к свадьбе Антониды и Богдана, после которой Собинин снова отправится на войну. Вместе с ним собирается идти и Ваня, являющийся Сусанину приемным сыном. В избе царит радостная атмосфера, с поздравлениями стучатся гости.

Все это прерывается звуком лошадиных копыт. На пороге возникают поляки. Они ищут человека, который провел бы их к Москве. Сусанин сначала категорически отказывается даже за вознаграждение, но внезапно соглашается. У него возникает идея завести врага в лесную глушь.

Ваня, по просьбе Сусанина, предупреждает русский отряд во главе с Мининым о надвигающейся опасности. Узнав о случившемся, на помощь своим спешит Собинин. В четвертом акте Сусанин заводит врагов в лесную глушь. Они оглодали, замерзли и устали. На следующий день поляки поняли, что Сусанин их обманул, и из леса им не выбраться. Они убивают его.

Эпилог – это народное гулянье в честь победы. Спасен царь, родные Сусанина – в трауре. Они скорбят о своем отце. Таково краткое содержание оперы «Иван Сусанин» (7 класс).

Опера «Иван Сусанин»: краткое содержание

4.9 (98.21%) 156 votes


На этой странице искали :
  • дэ либретто оперы иван сусанин кратко
  • краткое содержание оперы иван сусанин глинка
  • опера иван сусанин краткая характеристика

Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

Содержание оперы ивана сусанина кратко

Картина вторая В захваченном поляками русском монастыре, польские и шведские аристократы встречают юного королевича Владислава, объявленного московским царем. Но внезапная весть об избрании молодого Романова на Русский Престол омрачает общее веселье. Спасая положение, польские воины решаются тайно выкрасть нового царя и клянутся в верности оскорбленному королевичу. ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ Изба Сусанина. Хозяин дома, его приемный сын Ваня, Антонида и Собинин полны радости о предстоящей свадьбе. Сусанин благословляет молодых и отправляет Собинина за дружками. Внезапно в избе появляются поляки и требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу к Царю. Не в силах сопротивляться, он решает обмануть их, заманив в непроходимую чащу, и тайно посылает Ваню уведомить Царя. Пришедшие на свадьбу девушки находят Антониду в отчаянии и созывают народ.

Краткое содержание оперы иван сусанин глинки для читательского дневника

Оперы. Краткие содержания произведений

  • Беллини — Норма
  • Бизе — Кармен
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Гершин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Иисус Христос — суперзвезда
  • Иоланта
  • Кристоф Глюк — Орфей и Эвридика
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Мусоргский — Хованщина
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Рыбников — Юнона и Авось

Картинка или рисунок Глинка — Иван Сусанин Другие пересказы для читательского дневника

  • Васильев
  • Краткое содержание Дубов Мальчик у моря В произведениях Николая Дубова можно встретить самых разных персонажей, добрых и злых, умных и глупых, веселых и хмурых.

«иван сусанин»: краткое содержание оперы и история создания

Содержание четвертого действия В глухом лесу Собинин с крестьянами ищут Сусанина. В это время Ваня стучит в монастырские ворота, спеша предупредить царя о грозящей ему опасности. Услышав рассказанное, бояре вместе с мальчиком отправляются к царю.

Внимание

Сусанин блуждает с поляками в глухом лесу. Они измучены, поэтому клянут своего проводника, но пока ещё верят ему. Враги останавливаются на ночлег. Сусанин понимает, что его смертный час близок. Скорбные раздумья мучают его. В кратком содержании оперы «Иван Сусанин» это самый трагический момент.

Мысленно попрощавшись с семьёй, крестьянин ложится спать. Сильнейшая вьюга. Поляки, проснувшись, понимают, что хитрый крестьянин заведомо завел их сюда, чтобы они нашли здесь свою погибель. Сусанин рассказывает им о своём вероломном плане. Разгневанные поляки решают убить Сусанина.
Эпилог Массовая сцена. Народ славит царя. Входят Антонида, Собинин и Ваня.

One more step

Его ждут лютые пытки и смерть. Сусанин вспоминает свою семью. Не пировать ему на свадьбе Антониды, не миловать и не растить внучат. Родная дочь не найдет пути к его костям. Увидит ли он Русь, освобожденную от иноземцев? Не дожить Сусанину до этого счастливого дня.

Важно

Томительно тянется зимняя ночь. Стонет и гудит темный бор. Сусанин забылся в недолгом сне. Поляки просыпаются, будят Сусанина, требуют ответа: куда он их завел? «Туда, где вам от лютой вьюги погибать, — отвечает Сусанин, — где вам голодной смертью помирать». С именем родины на устах погибает под ударами вражеских сабель народный герой.

Эпилог Красная площадь у Фроловских (Спасских) ворот Кремля. Ликует народ. Звучит могучий хор. «Славься, славься ты, Русь моя,Славься ты, русская наша земля!Да будет во веки веков сильнаЛюбимая наша страна!» Из Кремля выезжают Минин и Пожарский.

Diafon.ru

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) — основатель русской композиторской школы, сочинения которого оказали огромное влияние на становление русской классической музыки и творческий путь своих последователей-композиторов, среди которых — А. П. Бородин, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский и многие другие. Выдающийся музыкальный критик В. Стасов сравнивал значимость творчества Глинки для русской музыки со значением творчества А. С. Пушкина в литературе. История создания Опера Глинки «Иван Сусанин» — одна из первых русских опер. Писать патриотическое произведение композитор начал по совету поэта В.
Жуковского. В основе содержания – подвиг, который совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Под образом Сусанина подразумевался русский народ, героически сражавшийся с наполеоновскими войсками.

Опера «иван сусанин»: краткое содержание

Они тоскуют об Иване Сусанине. Воинский отряд, заметивший их, замедляет шаг и интересуется, почему они грустят, когда все радуются? Когда воины узнают, что это семья Сусанина, спасшего царя, то выражают и свою скорбь по поводу его гибели. Из либретто оперы «Иван Сусанин» можно узнать, что воины сполна отомстили врагам за смерть главного героя. Торжествующий народ поёт во славу царю на Красной площади в Москве, повсюду слышен колокольный звон.

Инфо

Царский поезд направляется в Спасские ворота Кремля. Герои оперы «Иван Сусанин» несут в своих образах характерные черты русского народа: мужественность и способность пожертвовать собой ради высоких целей (Сусанин), отвага и решительность (Собинин), верность и покорность (Антонида), преданность и бесстрашие (Ваня). Патриотический сюжет и замечательная музыка Михаила Глинки обеспечили этой опере всероссийское и мировое призвание.

Краткое содержание оперы «иван сусанин», что писать?

Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москве на Красной площади Краткое содержание Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година.

Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село.

Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

М.глинка «жизнь за царя»

Сюжет оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (первое название — «Жизнь за царя») имеет реальную историческую основу, отнесенную к 1613 г., когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, однако отдельные отряды противника еще блуждали по нашей земле, надеясь изменить ход войны. Один из таких отрядов поставил своей целью пленить царя Михаила Федоровича, жившего недалеко от Костромы. Тогда и совершил свой подвиг крестьянин села Домнино Иван Осипович Сусанин.
Враги хотели сделать его проводником, но он завел их в непроходимый лес и этим погубил, однако погиб и сам. Действие первого акта происходит в селе Домнино. Крестьяне радостно встречают ополченцев. Печальна только дочь Сусанина Антонида, которая ждет из военного похода Богдана Собинина — своего жениха. Он с дружиной отправился громить шляхту.

Либретто оперы иван сусанин кратко

Опера «Иван Сусанин»: краткое содержание которой описано ниже, повествует о событиях начала 17 века, происходящих во время российско-польской войны. Главным героем ее является человек, ставший настоящей легендой. В первом акте оперы автор показывает деревню Домнино.

Ее жители радуются, так как к ним пришли ополченцы. Солдат все встречают очень гостеприимно. В печали лишь дочь Сусанина Антонида. Ее возлюбленный Богдан Собинин еще не вернулся, и она очень переживает, ожидая его. Иван Сусанин прекрасно понимает, что чувствует его дочь. Однако он считает мысли о любви и свадьбе несвоевременными, ведь идет война и нужно быть готовым к любым лишениям и испытаниям. Через время Собинин возвращается вместе с дружиной. Они несут радостную весть землякам. У русского войска новое руководство, и теперь все будет хорошо. Победа будет за нами. Крестьяне очень рады.

Краткое содержание оперы ивана сусанина

Сусанин сочувствует Антониде, но все-таки хочет подготовить ее к испытаниям тяжелого времени. Не до свадьбы сейчас. И тут с реки слышится песня. Это идет Собинин с дружиной, несет радостную весть: русское войско возглавлено Мининым и Пожарскими и теперь активно пополняется. Народ радуется: враг осажден, недалек час освобождения. Но Собинина огорчает решение Сусанина отложить свадьбу: ведь ради нее он приходит в село. Сусанин же, узнав хорошие новости, соглашается. Место второго действия — Польша. В старинном замке короля Сигизмунда III пирует надменная, не сомневающаяся в своей победе шляхта. Неожиданно появляется гонец с вестью о разгроме наемных войск и осаде польского отряда. Все в смятении. Рыцари собираются в бой. Бряцая оружием, они клянутся победить «ненавистных смердов». Действие третьего акта происходит в доме Сусанина. Идет подготовка к свадьбе.

Содержание оперы ивана сусанина кратко

В последнем для него свисте ветра сквозь метель мерещатся ему голоса любимых дочери и сына, ведь и ради них он здесь и сейчас, — разве может быть иначе… Наутро полякам торжествующий Сусанин открывает шляхтичам ужасную правду о том, что им суждено сгнить в лесной чаще, потому что Иван не поведёт их в Москву! Разъярённые поляки в бешенстве убивают Сусанина и только потом осознают, что им без крестьянина из местных лесов не выбраться, — они обречены… А на Красной площади в Москве с особым ликованием народ встречает русские дружины. Все разделяют эту радость: и Ваня, И Антонида, и Собинин, — нет рядом только Ивана Сусанина… Москва отмечает освобождение от польских захватчиков и прославляет народных героев, не пожалевших жизни ради победы над неприятелем. Читать краткое содержание Глинка — Иван Сусанин. Краткий пересказ.

Краткое содержание оперы ивана сусанина для 4 класса по музыке

В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов». В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков.

Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем.

Тогда поляки предлагают Сусанину золото.

yuridicheskaya-praktika.ru

Очень краткое но понятное содержание «Иван Сусанин»

Короче, шли поляки и литовцы и подумали — а че б на царя российского не напасть, пока он в селе отдыхает? Поди найди его только. И встретив по дороге мужика, старосту сельского, Сусанина, они спросили его — мол, царь-то где? Но тот был парень не промах и быстро просёк намерения недруга. Он тайно заслал своего зятька к царю об опасности предупредить, а сам завел войско в леса и болота, где войско вычислило обман и казнило Сусанина, но выбраться назад из болот никто не смог. Царь же спасся в монастыре потом.

<a rel=»nofollow» href=»http://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00558741370433420959/» target=»_blank»>http://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00558741370433420959/</a>

куда ты завел нас проклятый старик,
да шли бы вы лесом, я сам заблудился….

И вот здесь-то выясняется, что не все так просто. Обычно для историков не представляет особой сложности восстановление жизнеописания более или менее известных деятелей новейшей эпохи. Сложнее обстоят дела с уточнением подробностей событий более ранних эпох, поскольку ни документов, ни материальных свидетельств в достаточном количестве, как правило, не сохранилось. А Иван Сусанин вовсе не был важной персоной
Сегодня мы можем восстанавливать события из жизни средневековых царей и полководцев, сопоставляя их с реформаторской деятельностью, военными походами и другими деяниями, оставившими след в истории. Но кого в конце XVI века интересовали отдельные крестьяне? Довольно долго единственным документом, в котором упоминалось это имя, была грамота царя Михаила Федоровича. В ней упоминался сам Иван Сусанин, биография краткая этого человека, а также общее описание его подвига. Бумага датирована 1619 годом. Тогда же она была вручена родственникам героя. Существовали и другие, более поздние грамоты, но они лишь повторяли текст первой, ничего нового не привнося.
Интересно, что героизация образа этого крестьянина началась лишь на заре XIX века. Композитор Сергей Глинка, историк и литератор Дмитрий Бантыш-Каменский, известные поэты того времени описали его в своих произведениях как настоящего спасителя русского царя и национального героя. Вместе с тем рядом исследователей подвергалась и подвергается сомнению даже реальность личности Сусанина. Одним из таких скептиков, например, был российский историк Николай Карамзин. Дело в том, что подобный «сусанинскому» сюжет известен и во время войны, в которой участвовал Богдан Хмельницкий. Тогда украинский казак Никита Галаган завел польских шляхтичей в непроходимые дебри, обеспечив таким образом победу своему войску в битве под Корсунем в 1648 году. Есть мнение, что легенда об Иване Сусанине навеяна именно этим эпизодом. Однако с XIX века началось неудержимое создание того образа, который нам известен сегодня. Сусанину начали посвящать стихи, пьесы, повести и драмы. Ему досталось почетное место в творчестве знаменитых деятелей культуры: Рылеева, Полевого, Глинки. В 1838 году по велению императора Николая I был поставлен первый в России памятник Сусанину. Таким образом, пребывавший в забвении в течение двух веков после своего вероятного подвига крестьянин стал уже к началу XX века настоящим национальным героем.

Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.
В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов».
В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.
Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.
Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.
В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.

Крестьянин Иван Сусанин узнает, что его боярина Михаила Романова собор ставит на Царство. Тем временем поляки вынашивают коварный план покорить Россию, захватив царя Михаила Романова в плен. Поляки появляются у дома Ивана Сусанина и требуют, чтобы их проводили к царю. Иван Сусанин притворно соглашается. А про себя думает: «Пойду, пойду. Их заведу в болото, в глушь, в трясину, в топь». Среди болот, когда поляки поняли, что их обманули, они забили Ивана Сусанина до смерти, но и сами не смогли выбраться. Эпилог. Толпы народа в праздничных платьях медленно проходят по сцене. Звучит знаменитый гимн «Славься, славься, Святая Русь».Михаил Романов находился как раз в Костроме в Ипатьевском монастыре, а погубил Иван Сусанин захватчиков в костромских болотах. Теперь это Сусанинский район Костромской области.» Как бы по волшебному действию вдруг создался план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — всё это разом вспыхнуло в голове моей». М. И. Глинка

Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие. В старинном польском замке короля Сигизмунда IIIбеспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов». В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами. Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу. Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его. В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.

touch.otvet.mail.ru

Ответы@Mail.Ru: Либретто «Иван Сусанин»

В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ народного героя, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показам на широком фоне русской народной жизни и природы.

СЮЖЕТ

Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов» .

В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.

Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.

В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.

otvet.mail.ru

Опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») (A Life for the Tsar)

A Life for the Tsar

Отечественная
героико-трагическая опера в четырех действиях с эпилогом
Михаила Ивановича Глинки на либретто барона Георгия
(Егора) Федоровича Розена.

Действующие лица:

ИВАН СУСАНИН, крестьянин села Домнина (бас)
АНТОНИДА, его дочь (сопрано)
ВАНЯ, его приемный сын (контральто)
БОГДАН СОБИНИН, ратник, жених Антониды (тенор)
НАЧАЛЬНИК ПОЛЬСКОГО ОТРЯДА (бас)
ВЕСТНИК (тенор)
НАЧАЛЬНИК РУССКОГО ОТРЯДА (бас)

Время действия: 1612 — 1613 годы.
Место действия: село Домнино, Полета, Москва (в эпилоге).
Первое исполнение: Санкт-Петербург,
Мариинский театр, 27 нoябpя (9 декабря) 1836 года.

«Неизгладимыми буквами начертано 27 ноября 1836 года в истории
русского искусства, — писал выдающийся русский композитор и
музыкальный критик Александр Николаевич Серов. — На долю гениальных
произведений в музыке весьма редко достается сочувствие публики
тотчас, с первого же раза. С оперою «Жизнь за царя» случилось
именно такое исключение». На премьере присутствовал император
Николай I; в знак своего чрезвычайного одобрения оперы он пожаловал
Глинке бриллиантовый перстень.

С первой русской «классической» оперой связана масса обстоятельств,
весьма любопытных. Начнем с названия. Хотя, как известно,
аутентичным является «Жизнь за царя» (под таким названием
состоялась премьера оперы), ее первоначальным названием было все же
«Иван Сусанин». Оно сохранялось весь репетиционный период и только
за неделю до представления оперы по просьбе Глинки и с высочайшегo
е.и.в. соизволения была переименована в «Жизнь за царя» (название
это было придумано поэтом Нестором Кукольником). Но это не все.
Фигурировало еще одно ее название — «Смерть за царя».

Далее. Глинка был не первым, кого история домнинского крестьянина
вдохновила на создание оперы: до Глинки на этот сюжет написал оперу
Катерина Альбертович (как его звали в Петербурге) Кавос, итальянец,
долгие годы живший в России, а во времена работы Глинки над.«Жизнью
за царя» бывший директором музыки Петербургских императорских
театров. Ходили слухи, что он интриговал против Глинки, но сам
Глинка в своих «Записках» с благодарностью вспоминает о том, что
тот сделал для него: «Он более всех других убеждал директора
поставить мою оперу, а впоследствии вел репетиции усердно и
честно».

Следующее. История Ивана Сусанина как-то особенно притягивала
обрусевших иностранцев. Сначала Кавоса, а затем барона Розена (из
немцев). Этот барон, с весьма ощутимым акцентом говоривший
по-русски, каким-то странным образом плел на неродном языке стихи
(сейчас мы сказали бы — «тексты»), которые удовлетворяли Глинку
более, чем опусы Жуковского. Последний говорил в насмешку, что «у
Розена, — это высказывание Жуковского приводит Глинка в
«Записках»,— по карманам были разложены впредь уже заготовленные
стихи, и мне стоило сказать, какого сорта, т.е. размера, мне нужно
и сколько стихов, он вынимал столько каждого сорта, сколько
следовало, и каждый сорт из особенного кармана». Любопытно, что
многое Розеном было написано для уже сочиненной Глинкой музыки,
иными словами, было им подтекстовано. Это обстоятельство
примечательно в том отношении, что когда столетие спустя, уже в
советское время, встал вопрос о новой постановке оперы Глинки, то
возникла потребность, продиктованная жесткими идеологическими
требованиями этого времени, перетекстовать оперу и сделать из нее
сугубо народно-патриотическую, вместо промонархической, как это у
Глинки. Тогда этот малоблагодарный труд взял на себя поэт Сергей
Городецкий. С его текстом — и теперь, естественно, под названием
«Иван Сусанин» — опера Глинки шла на всех оперных сценах Советского
Союза. Одним словом, оба варианта текста малопривлекательны: первый
— в силу своего елейно-промонархического духа, второй — ввиду того,
что вообще не имеет отношения к создателю оперы.

УВЕРТЮРА

Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и
динамичность ее основного быстрого раздела предвосхищают
драматические события оперы.

ДЕЙСТВИЕ I

Улица села Домнина. Вдали река; на авансцене группа крестьян.
Звучит их хор «В бурю, во грозу». В хоре запевала поет соло:
«Страха не страшусь! Смерти не боюсь!» Хор славит воинский подвиг.
За сценой слышится хор крестьянок. Они славят приход весны («Весна
свое взяла, красна весна пришла», в постановках, основанных на
литературной редакции С. Городецкого, действие происходит осенью,
повидимому, по причине того, что движение, поднятое Мининым,
началось осенью 1611 года; музыка, однако, действительно передает
весеннее настроение) и приход (на царство) Михаила Федоровича. Все
вместе крестьяне величают его.

Крестьяне постепенно расходятся. Медленно выходит Антонида, она с
грустью глядит в сторону реки. Она ждет возвращения домой своего
суженого, Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить
польскую шляхту (каватина «Во слободке за рекою ждут голубчика
домой»). Постепенно к концу каватины крестьяне вновь заполняют
сцену. Входит Сусанин, возвратившийся из города. Свадьбе, которую
так ждет Антонида, не бывать: страна в опасности, поляки наступают,
«горе русским людям, коль опять Москва под власть врагам попадет!»
— говорит он. За сценой слышится хор гребцов. На реке появляется
лодка; из нее выходит Собинин. С горячим приветствием он обращается
к Антониде: «Радость безмерная! Ты ли, душа моя, красная девица!»
Сусанин спрашивает его, с какими новостями он пожаловал. Что в
Москве? Наша ли она? Собинин рассказывает о победе войска
Пожарского над поляками. Крестьяне с ликованием слушают его
рассказ, подхватывая его реплики. Старик Сусанин, однако, сдержан:
«Не настала еще пора! Нет, не время еще не тужить о стране родной,
о несчастной Руси!» Антонида смотрит на Сусанина, видит
озабоченность на его лице. «Нам.чего же ждать?» — спрашивает она
отца, думая все время о свадьбе с Собининым. Теперь Собинин сам
подходит к Антониде; они о чем-то тихо разговаривают, пока
несколько голосов затягивают песню — «песню удалую». «Князь
Пожарский молвил слово…» Говорят же Антонида и Собинин,
по-видимому, о запрете Сусанина сыграть им свадьбу. И вот Собинин
быстрым движением прерывает исполнение песни и прямо задает вопрос
Сусанину: «Как? Ужель не бывать моей свадьбе?» Сусанин непреклонен:
«Что за веселье в это безвременье!» И тогда Собинин и Антонида
очень сердечно упрашивают старика (звучит их терцет «Не
томи,родимый»).Сусанин решительно заявляет, что свадьба будет
тогда, когда Бог даст Руси царя. Но со слов вернувшегося из Москвы
Собинина оказывается, что великий собор уже ставит (выбирает) царя.
И кто же он? «Наш боярин» (то есть Михаил Федорович Романов).Коли
так, говорит Сусанин,-свадьбе быть. Все ликуют. Сусанин с дочерью и
женихом идет к своему двору; народ расходится.

ДЕЙСТВИЕ II

Роскошный бал в Польше. По бокам сцены сидят пирующие паны и панны.
В глубине сцены духовой оркестр; в середине танцы. Хор поет: «Бог
войны после битвы живую радость нам дарит». Все предвкушают скорую
победу над Москвой. Пение сменяется танцами — исполняется
знаменитая танцевальная сюита из оперы: торжественный полонез,
энергичный стремительный краковяк, плавный легкий вальс,
темпераментная мазурка.

Танцы прекращаются и входит вестник. у него плохие новости: «Судьба
разразилась грозою!» «Что, разве король (вернее, королевич
Владислав) не в Кремле?» — раздаются возгласы. Группа удальцов
выделяется из толпы и выходит на авансцену. Они вызываются
отправиться на Москву и захватить Михаила. Все уверены в успехе
этого плана, и танцы возобновляются. Оркестр играет, а хор поет
мазурку.

ДЕЙСТВИЕ III

Внутренний вид избы Сусанина. Посередине дверь; сбоку еще одна
дверь, ведущая во внутренние покои. С противоположной стороны окно.
Ваня сидит занятый работой и поет свою песню: «Как мать убили у
малого птенца». Это грустный рассказ о его собственном сиротстве.
Входит Сусанин; он прислушивается к песне Вани. Теперь время более
веселые песни петь, рассуждает Сусанин и сообщает Ване об избрании
Михаила Федоровича — ведь это их барин! – на царство. Вскоре Ване
приходит на ум, что худо будет, если ляхи явятся сюда, чтобы
захватить в плен Михаила Федоровича. Но тут же оба — Сусанин и
Ваня-решительно заявляют, что постоят за царя. Они полны отваги
служить царю и сообщают об этом в своем дуэте.

Входят крестьяне, отправляющиеся на работу в лес и хором поющие об
этом. Потом они намереваются прийти к Сусанину пожелать счастья. По
знаку Сусанина Ваня угощает крестьян вином. Те славят Сусанина.
Крестьяне уходят.

Сусанин зовет Антониду. Она приходит. Теперь вся семья в сборе
(Сусанин, Антонида, Ваня и, Собинин). Сусанин благословляет
молодых. Все радуются. Возносится хвала Богу. Все молят Бога любить
царя, взывают о милости к земле русской. Вечереет — пора готовиться
к девичнику.

Неожиданно слышится конский топот. Поначалу Сусанин думает, что это
царские полчане. Но нет, это оказываются поляки. Они без лишних
слов требуют, чтобы их проводили к царю, поскольку они уверены, что
он где-то здесь. Сусанин отвечает им с притворным радушием, скрывая
негодование: «Как нам-то знать, где царь изволит поживать!» Сусанин
— опять-таки притворно (и, быть может, в надежде потянуть время) —
приглашает их попировать на свадьбе, к которой готовятся в его
доме.Поляки резко отказываются — их интересует только царь. Сусанин
всеми силами старается тянуть время, но поляки выказывают
нетерпение и обращаются к нему с все возрастающим гневом и в конце
концов даже замахиваются на него саблями. Сусанин с бесстрашием
обнажает грудь. Решимость Сусанина озадачивает поляков. Они не
знают, что с ним делать. Совещаются. Тут Сусанину приходит на ум
(он обращается к Ване-решительно и таинственно): «Пойду, пойду. Их
заведу в болото, в глушь, в трясину, в топь». Ване он наказывает
скакать верхом самой короткой дорогой прямо к царю, чтобы до утра
уведомить его об опасности. Ваня незаметно уходит. Поляки хотят
подкупить Сусанина и предлагают ему золото. Сусанин делает вид, что
золото его соблазняет, и дает согласие отвести польский отряд к
царю. Антонина зорко следит за действиями отца. Она думает, что
отец и впрямь собирается проводить поляков к царю. Она выбегает к
нему и молит его не делать этого, не покидать их. Сусанин
успокаивает Антониду. Он благословляет ее и просит сыграть свадьбу
без него, так как не сможет скоро возвратиться. Антонина опять
бросается к отцу с настойчивым вопросом: «Куда твоя дорога?» Поляки
отрывают Антониду от отца и поспешно уходят с ним. В изнеможении
она бросается на скамью и, закрыв руками лицо, горько рыдает.

За сценой слышится свадебный хор «Разгулялася, разливалася вода
вешняя». Но тяжело на душе у Антониды. Она поет свой романс — одна
из наиболее популярных арий оперы — «Не о том скорблю,
подруженьки».

Входит Собинин. Он только что узнал, что поляки взяли Сусанина. Он
недоумевает, откуда появился враг. Антонида рассказывает ему, как
было дело: «Налетели злые коршуны, набежали поляки, взяли в плен
они родимого, сотворят беду над ним!» Крестьяне успокаивают
Антониду («Ты не плачь, он придет!»). Собинин полон решимости
освободить Сусанина из польского плена. С Антонидой он поетдуэт
«Сколько горя в этот день избранный». Постепенно собираются
вооруженные крестьяне и ратники; к концу дуэта их уже целое
ополчение. Собинин еще раз уверяет Антониду, что спасет Сусанина.
Ратники торопят его отправляться в поход. Мужественно и решительно
звучит их хор «На врага!». Собинин и крестьяне поспешно уходят.

ДЕЙСТВИЕ IV

Четвертое действие делится на две сцены. Оно начинается оркестровым
вступлением — симфоническим антрактом, рисующим ночной зимний
пейзаж. Глухой лес. Ночь. Входят вооруженные крестьяне и с ними
Собинин (эта сцена в постановках оперы обычно опускается).
Крестьяне (они поют хором) размышляют, каким путем идти им на
поляков. Крестьян подбадривает Собинин. Он поет свою арию «Братцы,
в метель, в неведомой глуши». К концу арии все опять воодушевлены и
готовы отправиться дальше на поиски Сусанина. Собинин и крестьяне
уходят. Происходит смена декораций.

Сцена представляет собой часть леса у монастырской усадьбы. Вбегает
Ваня. Звучит его большая героическая ария «Бедный конь в поле пал»
(этот номер был сочинен композитором уже после постановки оперы на
сцене и исполняется обычно вместо предыдущей сцены Собинина с
крестьянами в глухом лесу). Итак, Ваня бегом добежал сюда, к
царскому двору. Он стучится в ворота монастыря. Ему никто не
отвечает. Он сокрушается, что он не витязь и не богатырь — он
сломал бы тогда ворота и вошел бы в монастырь и предупредил бы царя
с царицей об опасности. Он снова стучится и кричит, чтобы открыли
ворота. Наконец за воротами слышатся голоса. Это проснулась
боярская прислуга. Они удивлены, кто это к ним ломится, ведь это не
вьюга воет, не птица кричит, не мертвец в ворота добивается. «Нет,
то горе-беда у ворот стоит. Выходить ли нам?» — колеблются они.
Наконец, они отпирают ворота, видят Ваню. Он рассказывает им обо
всем, что произошло: как пришли поляки, как потребовали они, чтобы
Сусанин отвел их к царю, как мужественный крестьянин повел их
ложной дорогой и завел в непроходимый лес. Рассказ Вани побуждает
бояр скорее отправляться к царю (его, как оказалось, здесь, куда
пришел Ваня, нет). Бояре посылают Ваню вперед: «Ты, как Божий
посол, впереди ступай!». Ваня не без гордости соглашается: «Я, как
Божий посол, впереди пойду». Все уходят.

Финал оперы составляет самая драматичная ее сцена, ее кульминация —
сцена Сусанина с поляками в глухом лесу, куда этот мужественный
крестьянин завел их, чтобы погубить. В глубине сцены показываются
поляки, измученные, еле идущие в сопровождении Сусанина. Они клянут
«проклятого москаля». Они выходят на прогалину: хотя бы здесь
отдохнуть. Они собираются развести огонь. Пока они думают, что он
случайно сбился с пути. «Путь мой прям, но вот причина: наша Русь
для ваших братьев непогодна и горька!» Поляки устраиваются спать у
разведенного огня. Сусанин остается один на авансцене. Он поет свою
самую известную арию «Чуют правду!..» (ее текст значительно
отличается от того, что вложил в уста героя С.Городецкий). После
скорбных размышлений и мольбы к Господу подкрепить его в смертный
час Сусанин вспоминает о семье. Он мысленно прощается с Антонидой,
Собинину поручает заботу о ней, сокрушается о Ване, который опять
осиротеет. В конце концов он со всеми с ними прощается. Сусанин
осматривается: все кругом спят. Он тоже ложится («Да и я
вздремну-усну, сном-дремотой подкреплюсь: сил для пытки надо
много»). Завертывается в тулуп.

В оркестре звучит музыка, изображающая вой ветра. Вьюга
усиливается. Поляки просыпаются, буря затихает. Они собираются
дальше в путь. Но теперь им становится ясно, что Сусанин нарочно
завел их в эту глушь, чтобы они здесь погибли. Они подходят к
Сусанину, будят его и допытываются, хитрит он или нет. И тут он
открывает им правду: «Туда завел я вас, куда и серый волк не
забегал!». Поляки приходят в бешенство:,«Бейте до смерти врага!» —
кричат они и убивают Сусанина.

ЭПИЛОГ

Грандиозная массовая сцена. Звучит оркестровое вступление. Занавес
поднимается. Сцена представляет собой одну из улиц Москвы. Толпы
народа в праздничных платьях медленно проходят по сцене. Звучит
знаменитый хор «Славься, славься, святая Русь». Народ славословит
царя: «Празднуй торжественный день царя, ликуй, веселися: твой царь
идет! Царя-государя встречает народ!»

Медленно входят Антонида, Ваня и Собинин. Они грустны, ведь до
этого торжественного дня не дожил Сусанин. По сцене проходит
небольшой воинский отряд, который, заметив эту печальную группу,
замедляет шаг. К ним обращается начальник отряда. Он спрашивает,
почему они грустны, когда все ликуют? Он изумлен, когда вдруг
узнает, что они родственники Сусанина, о котором «в народе молва,
что спас он царя!» Он вместе с воинами своего отряда выражает
скорбные чувства по поводу смерти Сусанина и сообщает, что они
сполна отплатили полякам.

И вот снова — еще более мощно — звучит заключительный хор
«Славься», который весь народ поет уже на Красной площади в Москве,
под ликующий звон колоколов. Вдали виден торжественный царский
поезд, направляющийся в Спасские ворота Кремля.

А. Майкапар


История создания

Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в
Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он
излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал
мелодии будущих арий и ансамблей. В то время Глинка предполагал
писать оперу по повести В. А. Жуковского «Марьина роща», однако
поэт предложил иную тему — тему подвига русского крестьянина Ивана
Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью для спасения родины от
врагов. Подвиг костромского крестьянина был созвучен беззаветному
героизму русских людей в борьбе с наполеоновскими полчищами. В 1815
году образ Сусанина попытался воплотить на оперной сцене композитор
К. А. Кавос. В 1823 году появилась стихотворная поэма К. Ф. Рылеева
«Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на образ главного героя
глинкинской оперы. Мысль, поданная Жуковским, всецело захватила
воображение композитора: «…как бы по волшебному действию, —
вспоминал он, — вдруг создался и план целой оперы, и мысль
противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и
даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове
моей».

По рекомендации двора либреттистом стал Г. Ф. Розен (1800—1860). В
ходе работы план оперы менялся: задуманная вначале как трехактная,
она превратилась в пятиактную, а затем — в четырехактную с
эпилогом. Весной 1836 года начались репетиции. Премьера состоялась
27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре.
Опера была с восторгом принята передовой частью общества «С оперой
Глинки, — писал его современник, музыкальный критик В. Ф.
Одоевский, — является то, чего давно ищут и не находят в Европе —
новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период:
период русской музыки». Аристократическая публика, близкая к
придворным кругам, отнеслась к опере холодно.

Еще в период репетиций по настоянию Николая I название оперы было
изменено на «Жизнь за царя», что должно было придать ей
монархическую направленность. Под этим названием опера шла вплоть
до Великой Октябрьской социалистической революции. В 1939 году поэт
С. М. Городецкий подверг коренной переработке малохудожественный,
пропитанный верноподданическими мотивами текст либретто Розена.

В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с
походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела
всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во
главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы
явился подвиг крестьянина села Домнино Ивана Сусанина, о котором
рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ
народного героя, ставшего символом героизма и патриотической
верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен
богатством мысли, глубиной чувств, показам на широком фоне русской
народной жизни и природы.

Музыка

Глинка назвал свое творение «отечественной героико-трагической
оперой», сделав главным героем произведения, активным участником
событий народ, придав опере эпический размах, насытив ее действие
массовыми хоровыми сценами. Личные судьбы отдельных героев
предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины
жизни народа, быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким
раскрытием многогранных характеров.

Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и
динамичность ее основного, быстрого раздела предвосхищает
драматические события оперы.

В первом акте значительное место занимают хоры. Интродукция «Родина
моя» — величавая народная сцена; основная мелодия хора, словно
подсказанная широким раздольем русских просторов, напоминает
народную песню. Каватина и рондо Антониды «Ах ты, поле, поле»,
отмеченные то мечтательной грустью, то шаловливой грацией, создают
поэтичный образ девушки. Мягким лиризмом проникнут терцет «Не томи,
родимый».

Второй акт резко контрастирует с первым. Здесь основное место
занимают блестящие бальные танцы. За торжественным полонезом
следует энергичный, стремительный краковяк; плавный, легкий вальс
сменяется темпераментной мазуркой.

Третий акт делится на две части. Первая — лирическая, интимная по
настроению, отличается светлым колоритом, спокойным, медленным
течением действия; здесь преобладают сольные номера и ансамблевые
сцены. Второй половине акта свойственно стремительное развитие
действия, резкие контрасты, драматические столкновения; музыка
выражает волнение, печаль, гнев, тревогу. Светлая и ясная мелодия
песни Вани «Как мать убили у малого птенца» и дуэт Сусанина и Вани
передают чувства неомраченной радости и покоя. Эти чувства
развиваются в большом ансамбле главных действующих лиц («Милые
дети»). Сцена Сусанина с поляками — центральный и наиболее
драматичный эпизод акта. Композитор использует здесь ритмы полонеза
и мазурки, в партии же Сусанина звучат широкие напевы хоровой
интродукции. Свадебному хору подруг Антониды «Разгулялися,
разливалися» с его мягкими мелодическими оборотами присущ ярко
выраженный народно-песенный склад. Полон душевного волнения романс
Антониды с хором «Не о том скорблю, подруженьки».

Четвертый акт предваряется симфоническим антрактом, рисующим ночной
зимний пейзаж.

Первая картина в постановках обычно выпускается.

Вторую картину составляет большая героическая ария Вани с хором
«Бедный конь в поле пал».

Центральный эпизод третьей картины — ария Сусанина «Ты взойдешь,
моя заря»; в ней слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же
время мужество.

Эпилог оперы — грандиозная массовая сцена, среднюю часть которой
составляет терцет Антониды, Вани и Собинина, оплакивающих гибель
Сусанина. Оперу завершает величественный хор «Славься» — светлый
гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник
беззаветному народному патриотизму.

М. Друскин


Сюжет оперы основан на популярной в 19 веке литературной теме о подвиге народного героя Ивана Сусанина. Наибольшую популярность приобрели в начале века повесть Н. Полевого «Костромские леса» и опера «Иван Сусанин» Кавоса (1815).

Опера Глинки — первая национальная опера всемирного значения. Отныне, весь предыдущий период развития русской оперы стали называть доглинкинской эпохой.

В сочинении композитор сумел выразить дух русского народа. Основу оперы составляют отдельные номера. В них ярко обрисованы действующие лица и сценические ситуации. Среди лучших эпизодов: романс Антониды «Не о том пою, подруженьки» (3 д.), ария Сусанина «Чуют правду» (4 д.), хор «Славься» из эпилога.

Композитор использует в опере принцип «сквозного» тематизма. Сочинение сразу завоевало популярность, хотя и было временами ареной борьбы разных критических школ.

Среди лучших исполнителей заглавной партии были О. Петров, Шаляпин. С партии Антониды началась карьера Неждановой. В советское время опера получила название «Иван Сусанин», была осуществлена новая редакция (С. Городецкий), в тексте сделаны изменения, выхолащивающие монархические элементы либретто.

Среди важнейших постановок — спектакль в Мариинском театре (1860, в новом здании театра), версия 1939 года (там же, дир. Пазовский, реж. Баратов). Часто ставится за рубежом. Среди последних постановок — спектакль 1996 в Цюрихе (дир. Федосеев).

Дискография: CD — Teldec. Дир. Лазарев, Иван Сусанин (Нестеренко), Антонида (Мещерякова), Ваня (Заремба), Собинин (Ломоносов) — EMI. Дир. Маркевич, Иван Сусанин (Христов), Антонида (Штих-Рэндалл), Ваня (Бугаринович), Собинин (Гедда).

Е. Цодоков

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

вам может быть интересно

Записи

Публикации

Главы из книг

www.belcanto.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о