какие проблемы, волновавшие русское общество, поднимала литература первой половины девятнадцатого века? очень надо!
Первая половина XIX в. —» золотой век» русской литературы. На протяжении нескольких десятилетий произошла смена трех ведущих художественных стилей. Сентиментализм с его интересом к душе и переживаниям отдельного человека («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина) уступил место романтизму, культивировавшему возвышенные чувства любви к свободе, независимость и готовность к жертвам, воспевавшему идеального героя, недовольного и собой, и обществом (баллады В. А. Жуковского, ранние произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова идр.) — Увлечение романтизмом прошло «как сон, как утренний туман» : в литературе утвердился реализм, вдохновлявшийся не вымышленными ситуациями и романтическими страстями, а реальной жизнью, реальными людьми, любящими, ищущими себя и свое место среди других людей. Реализм пришел в русскую литературу вместе с «Евгением Онегиным» , «Повестями Белкина» , «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина. За ними последовали «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского, «Мертвые души» и «Ревизор» Н. В. Гоголя.На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX века огромное влияние оказали два события в стране:
Отечественная война 1812 г.
Движение декабристов1825г.
Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры. Эпоха 1812 года – важный этап в развитии национального самосознания. С ростом национального самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в это время. Фактом огромного культурного значения стала ‘ История государства Российского ‘ Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818г. Карамзин был первым историком, которого стала читать публика.
Путь русской художественной культуры, начинаясь с классицизма, пролегал в первой половине века через романтизм к реализму. Это была общая закономерность, которая проявилась в области литературы, театра, живописи, графики, скульптуры. Литература играла в этом движении авангардную роль.
Основное направление в художественной литературе первых десятилетий XIX века- романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.
Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы ‘’ за угнетенную свободу человека’, было характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении.
Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни –общепризнанная особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей ‘ натуральной школы’ ( ранние произведения Гончарова, Некрасова, Тургенева, Достоевского и др. ) был ‘ маленький человек’ с его нелегкой житейской судьбой.
Предметом пристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина ( повести Д. В. Григоровича, очерки из крестьянской жизни В. И. Даля, цикл рассказов ‘Записки охотника’ И. Тургенева) . Новый невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А. Н. Островский.
otvet.mail.ru
§ Общественная жизнь во второй половине XIX в.
Поиски исторического пути России, проблемы реформ и контрреформ, методов и темпов преобразований – все это в своей совокупности обусловливало напряженные идейные искания российского общества. В пореформенный период получают окончательное оформление три направления в общественном движении – консерваторы, либералы, революционеры.
Взгляды консерваторов оставались в рамках теории «официальной народности» и патерналистской доктрины (монарх действует с позиций «отеческой заботы» по отношению к населению, менее защищенному в социальном и экономическом отношениях). Идеологи монархизма (К.П. Победоносцев, М.И. Катков) критически относились к тому, что именовалось «прогрессом», отождествляя его с разлагающейся, по их мнению, Европой. Столь же отрицательно они отзывались об идее парламентаризма, называя его «великой ложью нашего времени» (К.П. Победоносцев). Они говорили об особом пути России и необходимости избежать капиталистического развития, делая ставку на сохранение крестьянской общины, патриархального образа жизни, безусловного подчинения власти. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма – единения славянских народов вокруг России.
Идеологи русского либерализма – ученые, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.В. Долгоруков и др.) – отстаивали идею общего с Западной Европой пути исторического развития. Они мечтали о конституционном правлении, но при этом их отличала вера в монархию как гаранта и главное орудие прогрессивного реформирования страны. Либералы были готовы к сотрудничеству с самодержавной властью, большие надежды возлагали на «просвещенных бюрократов», развитие законодательства, обеспечение личных прав граждан. Организационной опорой либералов были научные общества, журналы («Вестник Европы»). Важным источником либерализма стало земское движение. Земства воспринимались либералами, как начало представительного правления, поэтому они стремились к расширению прав и функций местных органов самоуправления.
В истории революционного направления второй половины ХIХ в. исследователи выделяют три этапа: 60-е годы – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы – оформление народнического направления и деятельность организаций революционных народников; 80-90-е годы – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы. Общественный подъем на рубеже 50-60-х гг. ХIХ в. в атмосфере начавшихся реформ вызвал к жизни целое поколение, отрицавшее идеалы и образ жизни предшествовавшего поколения. Юные «нигилисты» (студенты, гимназисты, семинаристы) протестовали против светских манер и приличий, бесправия, казенной системы преподавания. Именно из этого круга разночинной образованной молодежи вышло новое поколение революционеров. Подобно движению декабристов, выраставшему из дворянского свободолюбия, народничество в нравственном и эстетическом плане опиралось на нигилизм разночинцев. В идеологическом плане народничество отличала вера в особенность исторического развития России, соединенная с идеями европейских социалистов (Фурье, Прудон, Оуэн и др.). Результатом была теория «русского крестьянского социализма»: возможность некапиталистического развития и перехода к справедливому обществу – социализму через социальную революцию, опираясь на крестьянскую общину и артели в городах. Ее родоначальниками были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. В 1861 г. в Петербурге было создано тайное общество «Земля и воля». Не дождавшись крестьянского восстания, как ответа на тяжелые для масс условия крестьянской реформы, организация через два года самораспустилась. Сам Чернышевский разочаровался в народе («народ невежествен, исполнен грубых предрассудков»), отказался от многих своих взглядов и в дальнейшем признавал, что единственной надеждой России являются либеральные реформы.
В 60-е гг. в среде русских революционеров царил идейный и организационный разброд. Член московского кружка Ишутина и террористической группы «Ад» Д. Каракозов 4 апреля 1866 г. совершил первое покушение на Александра II. Стало набирать силу крайнее направление, поставившее себе целью тотальное (полное) разрушение государства. Ярчайшим его представителем стал бывший учитель С.Г. Нечаев, создавший в 1869 г. тайную организацию «Топор, или Народная расправа». Деятельность этого кружка –пример того, куда может завести аморальность, возведенная в принцип. Нечаев составил «Катехезис революционера», в котором насилие рассматривалось как главный способ достижения победы революции. Члены общества должны были во имя революции отказаться от всех моральных норм, исповедуя правило: «Цель оправдывает средства». Отвергая общественный порядок, они отказывались от родственных чувств, дружбы и любви ради идеи революции. В их глазах лишалась цены сама человеческая жизнь (убийство студента Иванова, отказавшегося подчиниться Нечаеву). Этим стиралась граница между революционной борьбой и преступлением. Помимо подлогов, шантажа единомышленников, беспринципности, убийств, нечаевцы внесли в революционное движение нечто действительно новое – строгое и безоговорочное подчинение всех членов организации приказам руководителей. Закончилась эта деятельность вполне закономерно: убийство Иванова было раскрыто полицией. Нечаев скрылся за границу, но был выдан русским властям Швейцарией, как уголовный преступник. Нечаевское дело потрясло Россию (Ф.М. Достоевский написал на материалах суда роман «Бесы»), оказало большое влияние на общественное движение, поставив перед ним нравственные проблемы.
В 70-е гг. многочисленные группы и кружки объединяла идеология революционного народничества, внутри которого обычно выделяют три направления: бунтарское (М.А. Бакунин), пропагандистское (П.Л. Лавров) и заговорщическое (П.Н. Ткачев). Первой проверкой идеологии революционного народничества на практике стало предпринятое в 1874 году массовое «хождение в народ». Этот поход закончился неудачей, т.к. крестьяне не стремились к революции. Напротив, они сами часто помогали арестовывать «смутьянов», «врагов царя». Провал «хождения в народ» (были арестованы 4 тыс. человек) заставил народнические кружки и группы объединиться. В 1876 г. была создана вторая «Земля и воля», члены которой перешли к «долгосрочной пропаганде» среди крестьян и образованию поселений в Поволжье. Но и эта тактика оказалась неудачной. В результате общего кризиса народничества и внутренних разногласий «Земля и воля» в 1879 г. распалась на две организации: «Народную волю» (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская) и «Черный передел» (Г.В. Плеханов, В.Н. Игнатов, Л.Г. Дейч). Народовольцы переместили революционную деятельность из деревни в город и приступили к систематическому политическому террору, Они организовали «охоту» на Александра II (серия покушений в 1879-1880 гг.), внесли панику в ряды правительства, но достигнуть своих политических целей не смогли. После убийства Александра II народнические организации были практически разгромлены, а идеология народничества находилась в глубоком кризисе.
На смену бунтарям и заговорщикам в 80-е гг. ХIХ в. пришли либеральные народники (Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов). Отказавшись от организации восстаний и покушений, они полагали, что русское крестьянство все же может избежать капитализма мирным путем при государственной и общественной поддержке общин и артелей (сокращение платежей, наделение казенной землей, выдача кредитов и т.д.)
Влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. Участие рабочих в народнических организациях, появление в 70-х гг. первых рабочих организаций (Южнорусский союз рабочих в Одессе, Северный союз русских рабочих в Петербурге) говорили о потенциальных возможностях этой новой силы в политической борьбе. В 80-е гг. начинаются массовые стачки рабочих. Наиболее значительная из них произошла в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова. Поэтому закономерным стало обращение части интеллигенции к марксизму. Первой марксистской организацией стала группа «Освобождение труда», созданная бывшим народником Г.В.Плехановым в 1883 г. в Женеве. Вместе со своими товарищами он занимался изучением и переводом трудов Маркса. За 20 лет своей деятельности группа издала свыше 250 марксистских работ. Уже в 1885 г. Плеханов четко сформулировал основную цель: «Возможно более скорое образование рабочей партии есть единственное средство разрешения всех экономических и политических противоречий современной России». Деятельность группы «Освобождение труда» оказала значительное влияние на образование марксистских групп и кружков в России (Благоева и Бруснева в Петербурге, Федосеева в Поволжье и др.). Новыми лидерами русского марксизма вскоре стали В.И. Ульянов-Ленин, Ю.О. Мартов. В 1895 г. в Петербурге был основан социал-демократический «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Все эти группы были немногочисленны и состояли, главным образом, из интеллигенции и студенчества. Вскоре к марксизму потянулись и рабочие, которым он импонировал острой критикой капитализма и горячими надеждами на построение общества социальной справедливости. Зимний дворец и его охранительные органы пока что мало интересовались движением социал-демократии. Их тревожили призраки народовольческого террора, кипение либеральных земств, крестьянское антипомещичье движение. Мало кто подозревал, что главные неприятности самодержавия вскоре будут связаны с людьми, занимающимися философией, политэкономией и социологией марксизма.
Проверьте себя
Русско-турецкая война проходила: а) в 1853-1856 гг.; б) в 1877-1878 гг.; в) в 1882-1883 гг.; г) в 1891-1893 гг.
С именем М.Т. Лорис-Меликова связано: а) Создание корпуса жандармов; б) проект включения выборных от земств в состав Государственного совета; в) проект созыва Государственной думы; г) меры по укреплению общины?
Теория «русского», «крестьянского» социализма А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского включала положения: а) русский крестьянин не привык к общинной собственности; б) крестьянская община – готовая ячейка социализма; в) России необходимы условия для развития капитализма; г) для строительства социализма крестьянству надо дать землю и волю.
Что из перечисленного ниже относилось к судебной реформе 1864 г.: а) несменяемость судей; б) право помещиков судить крестьян; в) гласность, состязательность судебного процесса; г) введение военных судов для революционеров; д) участие в судебном процессе адвоката, обвинителя, присяжных заседателей?
studfiles.net
39. Общественное движение во второй половине XIX в.
Причины подъема общественного движения.
Главная — сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина — нерешенность аграрно-крестъянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны. К прежним социальным противоречиям (между крестьянами и помещиками) добавились новые, вызываемые развитием капитализма, — между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи.
Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии.
В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.
Консерваторы.
Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.
Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.
Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. В социально-экономической сфере они ратовали за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционных моральные принципы. (Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» обнажил безнравственность их деятельности.)
Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье- бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. М.Н. Катков в газете «Московские ведомости» доступно для народа формулировал основные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное мнение.
Либералы.
Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).
Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия.
Во внутриполитической области либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности России. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предлагали ликвидировать сословные привилегии, понизить выкупные платежи, провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. Признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие было основой их морально-этических взглядов.
Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» — ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников.
Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Ро- дичев, П.А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества.
Радикалы.
Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).
Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы крестьян и рабочих. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвятившие себя служению народу.
Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций). Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.
В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма».
В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа: 60-е годы — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы — оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников; 80-90-е годы — активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.
«Шестидесятники».
Подъем крестьянского движения в 1861-1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьянское восстание.
В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один — вокруг редакции «Колокола», издаваемого А.Г. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Онтакже критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И. Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.
На основе идей Н.Г. Чернышевского образовалось несколько тайных организаций: кружок «Великорусе» (1861-1863), «Земля и воля» (1861- 1864). В них входили Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Г.Е. Благосветлов, Н.И. Утин и др. «Левые» радикалы поставили задачу подготовки народной революции. Для этого землевольцы развернули активную издательскую деятельность в своей нелегальной типографии. Они разъясняли народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия и демократического преобразования России, справедливого решения аграрного вопроса. Своим программным документом землевольцы считали статью Н.П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». Статья предостерегала народ от преждевременных, неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил.
Первые тайные организации просуществовали недолго. Спад крестьянского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима — все это привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций (в том числе Н.Г. Чернышевский) были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов (М.Н. Катков и др.).
Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г.Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравственные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил покушение на царя Александра II.
В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством. После разгрома кружка С.Г.Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию «Народная расправа». Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников слепого подчинения своим распоряжениям. За отказ подчиниться диктатуре студент И.И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. «Нечаевщина» на некоторое время стала серьезным уроком для следующих поколений революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма.
На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.
Революционные народники.
Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны — в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом.
М.А. Бакуниным, П.Л. Лавровым и П.Н. Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества — бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического. М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции — идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин.
ПЛ. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» — передовая часть интеллигенции.
П.Н. Ткачев, так же как и ПЛ. Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.
В 1874 г., опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.
«Земля и воля» (1876-1879).
В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название «Земля и воля». Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.
Было предпринято второе «хождение в народ» — для длительной агитации крестьян. Землевольцы также занимались агитацией среди рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед собравшимися выступил Г.В. Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приговорили к каторге или ссылке. Г.В. Плеханову удалось скрыться от полиции.
В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. В 1878 г. В.И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества было таково, что суд присяжных оправдал ее, а Ф.Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку. Среди землевольцев начались дискуссии о методах борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу.
«Черный передел».
В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию «Черный передел» (1879-1881). Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.
«Народная воля».
В том же году другая часть землевольцев создала организацию «Народная воля» (1879-1881). Ее возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет — центр и главный штаб организации.
Программа народовольцев отражала их разочарование в революционной потенции крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством. Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик — рабочим. (Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX-XX вв. их последователи — партия социалистов- революционеров.)
Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе СЛ. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II бьш смертельно ранен и через несколько часов скончался.
Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усилению реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное раз- витие России.
Либеральные народники.
Это направление, разделяя основные теоретические взгляды революционных народников, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества и ликвидации помещичьего землевладения. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения. С этой целью они использовали печатные органы (журнал «Русское богатство»), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов.
Первые марксистские и рабочие организации. В 80-90-е годы XIX в. в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной оппозиционной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй — увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.
Группа «Освобождение труда».
Бывшие активные участники «Черного передела» Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европейской теории их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.
В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение труда». Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда социализма; борьба с самодержавием; опора на рабочий класс; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества. В этом проявилась узость и односторонность их взглядов.
Пропагандируя марксизм в русской революционной среде, они развернули резкую критику народнической теории. Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.
В самой России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др.). Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения.
Деятельность группы «Освобождение труда» за рубежом, марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской социал-демократической партии.
Организации рабочих.
Рабочее движение в 70-80-х годах развивалось стихийно и неорганизованно. В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов. «Южно-российский рабочий союз» (1875) и «Северный союз русских рабочих» (1878-1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер. Рабочие выдвигали лишь экономические требования — повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т.С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. («Морозовская стачка»). Рабочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами. В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной платы. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за выполнением закона. Закон усилил уголовную ответственность за участие в стачках.
«Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
В 90-е годы XIX в. в России наметился промышленный подъем. Это способствовало увеличению численности рабочего класса и созданию более благоприятных условий для развития его борьбы. Упорные стачки в Петербурге, Москве, на Урале и в других районах страны приобрели массовый характер. Бастовали текстильщики, горняки, литейщики и железнодорожники. Стачки имели экономический и слабо организованный характер.
В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию — «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.Ю. Цедербаум (Л. Мартов) и др. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново-Вознесенске и Киеве. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди пролетариата. Под влиянием «Союза борьбы» в Петербурге начались стачки текстильщиков, металлистов, работников писчебумажной фабрики, сахарного и других заводов. Забастовщики требовали сократить продолжительность рабочего дня до 10,5 ч, повысить расценки, своевременно выплачивать заработную плату. Упорная борьба рабочих летом 1896 и зимой 1897 г., с одной стороны, заставила правительство пойти на уступки: был издан закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. С другой, оно обрушило репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь.
Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй половине 90-х годов начал распространяться «легальный марксизм». П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др., признавая некоторые положения марксизма, отстаивали тезис об исторической неизбежности и незыблемости капитализма, критиковали либеральных народников, доказывали закономерность и прогрессивность развития капитализма в России. Они выступали за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении.
Под влиянием «легальных марксистов» часть социал-демократов России перешла на позиции «экономизма». Главную задачу рабочего движения «экономисты» видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и отказывались от политической борьбы.
Общественное движение во второй половине XIX в., в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России. В общественном движении второй половины XIX в. еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны, но были заложены основы для формирования в будущем политических партий.
studfiles.net
29. Общественная мысль и общественные движения в России во второй половине XIX века.
Крестьянская реформа 1861 г. требовала больших жертв от помещиков, но при этом не удовлетворяла полностью желаний крестьян. Обществу предстояло решить, что делать с той относительной свободой, которой оно теперь пользовалось. Ни ожидание предстоящего освобождения крестьян, ни издание манифеста об освобождении не принесли с собой ни успокоения, ни оптимистических настроений в обществе. Это разочарование имело гораздо более глубокие корни, чем нарушение чьих-либо интересов.
Напряженность была вызвана в первую очередь всеобщей духовной атмосферой, которая являлась прямым следствием распространения революционного образа мышления. В кругах интеллигенции возобладало движение с ярко выраженным рационализмом, сторонники которого не боялись довести свою теорию до самых крайних и радикальных последствий. Тогдашнее поколение интеллигенции было обуреваемо неограниченной верой в прогресс и полностью убеждено, что Россия — это белый лист, на котором легко можно записать все то, что диктует наука. Реальное мышление и автономная личность — вот гвоздь их философской программы.
Политическое мышление этих кругов соединяло веру в рациональное устройство мира с верой в духовный потенциал русского народа в том смысле, как понимали его славянофилы. В основе этой веры лежало представление, что крестьянин — простой, т.е. неиспорченный, чистый человек, что он — носитель особых нравственных и духовных ценностей. Недостаточно обеспечить его материальное существование, надо сохранить и его духовную сущность.
Вначале сторонникам радикализма казалось второстепенным, каким образом Россия пойдет по пути реформ и освобождения: по воле самодержца или народной революции. В этом смысле показательно отношение к реформе А.И. Герцена, который на страницах выходившего в Лондоне журнала «Колокол» с 1857 г. прямо обращался к царю и ожидал, что тот осуществит освобождение так, как этого желал сам Герцен. Так же планы реформы приветствовались журналом «Современник» и Н.Г. Чернышевским. Но поскольку доверие к власти не имело под собой политических оснований, путь мирных реформ, исходящих от правительства, начали отвергать. В 1858—1859 гг. наметилось ставшее впоследствии непримиримым расхождение между властью и общественным мнением. Русская интеллигенция, лишенная политического опыта, склонилась к представлению о том, что освобождения можно достичь лишь насильственным разрушением существующего. В то же время ее революционный пафос послужил поводом к тому, что власть со своей стороны фактически отстранила ее от политической деятельности вообще и от подготовки и проведения в жизнь реформ, в частности.
Образ мышления, выработавшийся при крепостном праве, продолжал существовать и проявлялся во всем. Заслуга западников состояла в том, что они уже тогда увидели, что для развития России в либеральном направлении главным препятствием было не только крепостное право, а остатки того умственного склада, который возник благодаря крепостничеству. Этот умственный склад, будучи последствием рабства, устранял всякую способность к самостоятельной жизни, склоняло слепому послушанию и подчинению, твердой дисциплине, столь характерной для всей эпохи крепостничества. Он-то и порождал стремление к восстанию, замене прежней власти на новую, более жесткую власть революционной диктатуры.
studfiles.net
Россия в первой половине XIX века.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 13Следующая ⇒
Правление Александра I.
В 1801 г. на престол в результате заговора и последнего в истории России дворцового переворота взошёл Александр 1.
Можно выделить 3 основных направления деятельности нового монарха в первые годы царствования: 1) Необходимость реформирования «безобразного» здания государственной администрации – т.е. реформа органов гос. управления. 2) Предоставление населению страны гражданских прав. 3) Решение проблемы крепостного права.
Крестьянский вопрос. А1 и его сподвижники понимали какое решительное сопротивление вызовут даже незначительные меры по улучшению положения крестьянства в дворянской среде. Поэтому вопрос об общей крестьянской реформе был отвергнут, и вся крестьянская политика свелась к частным «косметическим» мерам. В частности, помещикам было запрещено продавать крестьян на ярмарках, давать объявление о продаже крестьян в газетах, самовольно ссылать их в Сибирь. Указом 12 декабря 1801 г. разрешалась покупка земли недворянами – купцами, мещанами, гос. крестьянами. Нарушалась вековая монополия дворян на владение землёй.
20 февраля 1803 г. вышел указ о «вольных хлебопашцах», по которому помещик по своему желанию мог освобождать крестьян с землёй за выкуп. Размер земельного участка и выкупа устанавливался по обоюдной договорённости освобождаемых крестьян и их хозяев. Несмотря на незначительные практические результаты этой меры (всего до 1825 г. по этому закону освободилось ок. 47 тыс. д.м.п. – 0,5 % крепостных), этот шаг был очень важен, поскольку он создавал новую юридическую категорию свободных крестьян и впервые продемонстрировал намерение правительства отменить крепостное право.
Более широкие реформы были проведены в сфере государственного управления. В один день 8 сентября 1802 г. были обнародованы 2 указа: 1) о создании министерств и 2) реформировании Сената.
Вместо старых коллегий было учреждено 8 министерств (военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, финансов, коммерции, юстиции и народного просвещения), в которых отменялся принцип коллегиальности и устанавливалось единоначалие. Все министры назначались лично императором и были ответственны перед ним. Для координации работы министерств учреждался Комитет министров. Многие члены Негласного комитета заняли высокие посты в министерствах.
Одновременно произошла и реструктуризация Сената, который объявлялся высшим административным, судебным и контролирующим органом империи. Он получал право контролировать деятельность министерств и даже «делать представления» императору в случае не совпадения указов с предшествующими узаконениями.
В 1810 г. был создан Гос. Совет, в который вошло 35 высших сановников, назначаемых императором. В этом учреждении обсуждались все наиболее важные государственные вопросы. Однако власть монарха так и не была ограничена.
Эти меры стали дальнейшим шагом на пути бюрократизации управления страной, они укрепили и усовершенствовали государственный аппарат России, усилили могущество и численность бюрократии.
Просвещение.
В 1802-1804 гг. была создана 4-х ступенчатая система учебных заведений — Между ступенями существовала преемственность, что давало возможность представителям всех сословий получить полное образование. Было открыто 5 новых университетов – в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. В СПб. Был открыт Педагогический институт, в 1819 г. преобразованный в университет. На правах университетов были открыты лицеи, где учились исключительно дворяне. Наиболее известным из них был Царскосельский лицей. Появлялись и специальные высшие школы – Московское коммерческое училище, Институт путей сообщения и т.д. На развитие образования выделялись большие средства, качество образования заметно выросло. В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам широкую автономию.
В 1807 – 1812 г. ближайшим советником А1 был выдающийся представитель русской бюрократии XIX в. — М.М. Сперанский.Онсчитал, что внутренние проблемы России могут быть разрешены только путём глобального преобразования всего государственного строя. По поручению А1 к концу 1809 г. М. М. Сперанский подготовил «Введение к уложению государственных законов», которое представляло собой по сути проект конституционного преобразования государственного строя России. В этом документе предлагалось расширить гражданские права населения, ввести принцип разделения властей, создать избираемый законодательный орган власти – Государственную Думу. Принятие этого проекта уже в начале XIX в. превратило бы Россию в конституционную монархию.
В годы правления Александра I Россия вела чрезвычайно активную внешнюю политику.
1 направление – Закавказье и Ближний Восток.В ходе войн с Персией (1804 – 1813) и Турцией (1806 – 1812) в состав России входит Грузия, Азербайджан, Восточная Армения. Россия укрепляется в Закавказье.
2 направление – Европейское. Россия вступает в борьбу против Франции, которую вели Австрия, Пруссия, Англия. В 1805 – 1807 гг. Россия входит в состав 2 антифранцузских коалиций. Обе эти коалиции были разгромлены, и в 1807 г. Россия вынуждена была заключить с Францией Тильзитский мир, согласно которому признавала все французские завоевания и присоединялась к континентальной блокаде Англии. Примирение с Наполеоном и запрет на торговлю с Англией вызвали резкое недовольство в дворянской среде, авторитет А1 значительно упал. Мир с Францией однако был временным. Решающее столкновение между державами произошло в 1812 г, когда Наполеон предпринял грандиозный поход на Россию.
Во второй половине царствования А1 в действиях правительства всё сильнее проявляются консервативно-охранительные тенденции, происходит отказ от идеи преобразований. Разорение, вызванное войной, расходы на заграничные военные походы, содержание огромной армии – всё это вызывало большие финансовые затруднения, заставлявшие власть также отказываться от новых преобразований и ужесточать внутреннюю политику.
Наиболее доверенным и близким к императору лицом после Отечественной войны становится А.А. Аракчеев. Наиболее яркими чертами этого человека была страсть к военной дисциплине, порядку, отсутствие придворного лоска, слепое повиновение старшему. Военные порядки он стремился распространить на многие другие сферы жизни общества.
Одной из наиболее острых проблем, стоящей перед царским правительством в послевоенный период был финансовый вопрос. Поиск новых форм комплектования армии и разрешения острых финансовых проблем привёл к возникновению идеи перевести часть армии на «самоокупаемость». Так появилось одно из наиболее реакционных явлений дореформенной России – военные поселения. Жители мест, отводимых под поселения (чаще всего государственные крестьяне) объявлялись «военными поселянами-хозяевами». К ним подселялись солдаты регулярных войсковых подразделений (по 2 человека на семейство), которые оказывались фактически в положении батраков. Военные поселяне должны были совмещать хозяйственную деятельность с военной службой. Обыденная жизнь военных поселян была строго регламентирована, за малейшие провинности они подвергались жестоким телесным наказаниям.
Репрессивно-охранительная политика стала проводиться и в области просвещения и печати. Отказ от реформаторской деятельности, сохранявшееся крепостничество, административный произвол и бесправие населения, а также патриотический подъём в обществе после Отечественной войны 1812 г. привели к возникновению в просвещённых кругах общества идеи силового переустройства общественного строя в России. В 10 – 20-е гг. XIX в. в России складывается первое революционное движение, получившее название «движение декабристов».
В феврале 1816 г. в СПб. возникает первое тайное общество Союз Спасения. Это была замкнутая организация заговорщицкого типа, в которую входило в общей сложности не более 30 человек. Инициатором её создания был 23-летний полковник Генштаба А. Муравьёв. Целями этой организации были 1) ликвидация крепостного права, 2) ограничение самодержавия, 3) введение конституции и представительного правления. Выдвигалось также требование немедленной ликвидации военных поселений. В 1818 г. Союз спасения был преобразован в Союз Благоденствия. В состав этих обществ входили исключительно дворяне, большинство из которых были военными, участниками Отечественной войны 1812 г., понимавшими необходимость модернизации политического и социального строя России. Наиболее радикально настроенным деятелем движения был П. Пестель, который в январе 1820 г. заявил о необходимости борьбы за установление в России республиканского строя. Наиболее приемлемым методом борьбы признавалась «военная революция» — военный переворот силами армии, руководимой военачальниками – членами тайных обществ. Такое развитие событий, по мнению декабристов, позволяло избежать всех ужасов народной революции и имело большие шансы на успех, поскольку армия в России традиционно играла большую политическую роль. В 1820 – 1821 гг. единая декабристская организация разделилась на Северное и Южное общества.К 1824-1825 гг. были созданы два проекта социально-политического переустройства России – «Русская правда» П. Пестеля и «Конституция» Н. Муравьёва.
Военный переворот был запланирован на лето 1826 г., однако неожиданная смерть А1 19 ноября 1825 г. и начавшийся после этого период междуцарствиязаставили декабристов ускорить своё выступление.14 декабря 1825 г. в СПб.состоялось первое в истории России организованное антиправительственное выступление, имеющее своей целью радикальную модернизацию политического и социально-экономического строя России. Из-за нерешительности и несогласованности действий план восставших провалился: большая часть армии поддержала нового монарха Николая I, вышедшие на Сенатскую площадь войска (около 3 тыс. чел), были блокированы и не предпринимали никаких решительных действий. После неоднократных предложений сложить оружие на площадь была подтянута артиллерия, которая несколькими залпами рассеяла восставших. Всего в ходе подавления восстания по разным данным было убито и ранено от 700 до 1000 чел. 29 декабря на Украине состоялось восстание Черниговского полка, которым руководили члены Южного общества во главе с С. Муравьёвым-Апостолом. Надежда на то, что восстание поддержат другие воинские части, не оправдалась и 3 января 1826 г. полк был окружён и разгромлен.
После восстания в течение полугода работала правительственная Следственная комиссия. К следствию было привлечено 579 чел., из которых виновными были признаны 289 чел. Пятеро: П. Пестель, С. Муравьёв-Апостол, К Рылеев, М. Бестужев-Рюмин и П. Каховский были отнесены к высшей категории обвинения и приговорены к смерти, более 30 чел были приговорены к «бессрочной» каторге, остальные – к различным наказаниям (от каторги, до разжалования в рядовые и отправки на Кавказ).
Первое в отечественной истории революционное выступление произвело глубокое впечатление на всю Россию. Значение его заключалось в том, что оно вскрыло накопившиеся в обществе недуги, продемонстрировало стремление части общества к радикальной модернизации политического строя страны. Декабристы стремились вооружённым путем решить те проблемы, которые были поставлены самим правительством и, тем самым «ускорить» развитие страны, предотвратить её отставание от ведущих европейских держав. После декабристского восстания в русской политической прочно укрепилась революционная традиция.
Правление Николая I.
Годы правления императора Николая I (1825-1855) стали временем наивысшего утверждения российского абсолютизма в его военно-бюрокракратической форме. Это был период жёсткой внутренней политики, милитаризации многих сфер жизни общества, усиления централизации власти. И, тем не менее, модернизация страны в этот период не прекращалась, в социально-экономической сфере происходили глубинные процессы, готовившие российское государство и общество к последующим преобразованиям.
Первостепенной задачей внутриполитического курса Н1 было усиление политической централизации власти и регламентация всех сторон общественной жизни.
Характерной чертой николаевского правления стала широкая бюрократизация как центральных, так и провинциальных органов управления. Численность бюрократии за 30 лет правления Н1 выросла почти в 4 раза. После декабристского выступления Н1 испытывал определённое недоверие к дворянству, и стремился опереться, прежде всего, на чиновную бюрократию. Н1 стремился к тому, чтобы на ответственных государственных постах находились не инициативные самостоятельные деятели, а послушные чиновники – исполнители. Всё это привело к чрезмерной централизации власти и полной утрате высшими государственными органами – министерствами и Гос. Советом – своей самостоятельности. Николаевское правление стало апогеем бюрократизма, эпохой невиданного чиновничьего произвола, коррупции бюрократической волокиты.
Важнейшим достижением правления Н1 было упорядочивание российского законодательства, путём его всеобщей кодификации. В 1828 – 1830 гг. было издано 45-томное «Полное собрание законов Российской империи», куда в хронологическом порядке вошли все законы и указы начиная с Уложения 1649 г. до 1825 г. Из этого собрания были извлечены все действующие положения, которые и составили 15-томный «Свод законов Российской империи», опубликованный в 1832 г. Таким образом, впервые с XVII в. в России появился полное собрание действующего законодательства, что было важным шагом в деле построения в нашей стране правовых отношений.
Восстание декабристов поставило перед правительством задачу существенного расширения полицейского аппарата страны, создания системы надзора за умонастроением общества.
В 1826 г. функции тайной политической полиции были изъяты из ведения МВД и переданы III отделению императорской канцелярии, при котором был создан особый жандармский корпус. Т.о. все тайные политические дела Н1 брал под свой контроль. В функции 3-го отделения входил сбор информации о настроениях в обществе, надзор за «политически неблагонадёжными» лицами, верховная цензура, наблюдение за иностранными подданными, пресечение любой антиправительственной деятельности.
Несмотря на общее консервативное направление внутренней политики, правительство Н1 чётко осознавало необходимость решения наиболее острого внутреннего вопроса – крестьянского. Наиболее активным деятелем в сфере крестьянского вопроса был либеральный представитель окружения Н1 граф П. Киселёв, бывший сторонником постепенной отмены крепостного права. Сам Н1 также понимал, что «крепостничество – есть зло», осознавая, однако, что немедленное его упразднение будет злом ещё большим. В 30-40 гг. правительство приняло более 100 законов, ограничивавших власть помещика над крепостными крестьянами (больше, чем при всех его предшественниках). Отныне запрещалось отдавать крестьян на заводы или ссылать их в Сибирь по своему усмотрению, продавать крестьян с раздроблением семей, дарить их или отдавать ими долги, были юридически определены нормы наказаний. С 1848 г. крепостные получали право приобретать недвижимую собственность.
Важной практической мерой стал указ «Об обязанных крестьянах» вышедший 2 апреля 1842 г. Согласно ему помещик получал право освобождать крестьян, давая им земельный участок, за который они были обязаны (откуда название указа) нести в пользу хозяина определённые повинности. При этом помещик сохранял право вотчинной собственности на данную крестьянам землю. Этот указ был даже более ограниченным, чем указ о вольных хлебопашцах 1803 г., поскольку не закреплял за крестьянами право земельной собственности. Практическое значение указа было ничтожно – до 1861 г. на его основе освободилось около 27 тыс. чел. мужского пола.
Наиболее значительным мероприятием правительства стала реформа государственной деревни, которая была проведена в 1837 – 1841 г. Основной целью реформы было поднятие благосостояния государственных крестьян, которые были основными налогоплательщиками и составляли около 35 % податного населения.
В ходе реформы были осуществлены следующие полезные мероприятия: 1) Была пересмотрена система взимания оброка с учётом доходности крестьянского хозяйства и доходов от земледельческих промыслов. 2) Малоземельные крестьяне наделялись землёй из специально созданного фонда. 3) Создавалась сеть хлебных запасов на случай неурожая. 4) Принимались меры по созданию в деревнях медицинских и ветеринарных пунктов, учебных заведений. 5) Распространялись новые с.х. культуры (картофель), новые агротехнические методы, агрономические знания. Однако, основным недостатком проводимой реформы был её бюрократический характер. Содержание чиновничьего аппарата, осуществлявшего руководство гос. деревней усиливала податной гнёт, а мелочная регламентация сковывала крестьянскую инициативу. Государственная деревня ответила на реформу массовыми волнениями, пик которых пришёлся на середину 40-х гг.
Проведению широких преобразований мешало и тяжёлое финансовое положениеРоссии в 20-30 гг. Постоянный дефицит бюджета покрывался усиленным выпуском бумажных ассигнаций, что неизбежно вело к инфляции. Для преодоления этих негативных явлений в 1839 – 1843 гг. в России была проведена денежная реформа, автором которой был министр финансов Е. Канкрин. Для преодоления финансового дефицита Канкрин проводил политику жёсткой экономии, увеличения таможенных тарифов, ввёл в 1826 г. винные откупа, сумев, таким образом, к концу 30-х гг. накопить необходимые для реформы финансовые запасы. В 1839 г. в стране вводился твёрдый кредитный рубль, который свободно обменивался на серебряные деньги (из расчёта 1 к 1). Эта реформа существенно укрепила финансовую систему страны и способствовала активизации внутренней торговли. Тем не менее, постоянно растущие затраты на армию и бюрократический аппарат, ведение войн не способствовали полному преодолению финансового дефицита.
Внутриполитическая система, созданная Н1, к концу его царствования показала свою полную несостоятельность, что наглядно продемонстрировала неудачная Крымская война. Ни одна из многочисленных социальных проблем не была разрешена властью. Практически во всех сферах общественной жизни назрели широкие преобразования, которые уже нельзя было решить исключительно бюрократическим путём, в условиях отчуждения власти от общества.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX века
Во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьянской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений. Все общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства. Однако процесс реализации реформы, ее итоги обострили и углубили идейно-политическое противостояние в обществе.
Причины подъема общественного движения
Главная — сохранение старой социально-политической системы и в первую очередь самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина — нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны. Половинчатость реформ 60—70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий) также активизировали общественное движение. Особой причиной были разнообразие и острота социальных противоречий. К прежним — между крестьянами и помещиками — добавились новые, вызываемые развитием капитализма, — между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи.
Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. было отсутствие мощных антиправительственных выступлений широких народных масс. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Народ сохранял царистские иллюзии. Политическую инертность проявляла и буржуазия. Все это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обусловливало крайне узкую социальную основу для деятельности революционеров.
В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.
Консерваторы
Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.
Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.
Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60—70-х годов, а в последующие десятилетия добивались ограничения их результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины. В социальной области они настаивали на укреплении позиций дворянства — основы государства и сохранении сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы. (Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» обнажил безнравственность их деятельности.)
Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. М. Н. Катков в газете «Московские ведомости» подталкивал деятельность правительства в реакционном направлении, формулировал основные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное
Консерваторы были охранителями-государственниками. Они отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок, спокойствие и традиционность.
Либералы
Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).
Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.
Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была Конституционная монархия. Либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности, призывали провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества.
В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие были основой их морально-этических взглядов.
Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации Poccии. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» — ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников.
Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев, Д. И Шаховской, Ф. И. Родичев, П. А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.
Особенности российского либерализма: его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии и готовность к сближению с консерваторами. Их объединяла боязнь народного «бунта» и действий радикалов.
Радикалы
Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).
Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы трудящихся (крестьян и рабочих). В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу.
Радикализм во многом провоцировался реакционной политикам правительства и условиями российской действительности: полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций. Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.
В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма».
В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа: 60-е годы — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы — оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности организаций революционных народников; 80—90-е годы — активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы; в середине 90-х годов — ослабление популярности народничества и непродолжительный период широкого увлечения марксистскими идеями демократически настроенной интеллигенцией.
«Шестидесятники»
Подъем крестьянского движения в 1861— 1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьянское восстание.
В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один — вокруг редакции «Колокола», издаваемого А. И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но в отличие от А. И. Герцена видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. В 1862 г. Н. Г. Чернышевский был арестован, приговорен к каторге и ссылке в Сибирь.
Поэтому сам он не мог принимать активного участия в общественной борьбе, но на основе его идей в начале 60-х годов образовалось несколько тайных организаций. В них входили Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, Г. Е. Благосветлов, Н. И. Утин и др. «Левые» радикалы поставили задачу подготовки народной революции и для этого развернули активную издательскую деятельность. В прокламациях «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», «К молодому поколению», «Молодая Россия», «Что нужно делать войску?» и др. они разъясняли народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия, демократического преобразования России, справедливого решения аграрного вопроса.
«Земля и воля» (1861—1864)
Своим программным документом землевольцы считали статью Н. П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». Она предостерегала народ от преждевременных неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил. В качестве главных требований выдвигались передача земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям для преобразования страны.
«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократической организацией. В нее входило несколько сотен членов из разных, социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты.
Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к «Земле и воле» примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.
Первые тайные организации просуществовали недолго
Спад крестьянского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима — все это привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить нагиск радикалов первой половины 60-х годов. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов (М. Н. Катков и др.).
Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н. Г. Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравственные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н. А. Ишутина Д. В. Каракозова совершил неудачное покушение на царя Александра II.
В 1869 г. учитель С. Г. Нечаев и журналист П. Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством. После разгрома кружка С. Г. Нечаев на время уехал зет границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию «Народная расправа». Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников беспрекословного подчинения. За несогласие с методами С. Г. Нечаева студент И. И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С. Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. «Нечаевщина» на некоторое время стала серьезным уроком для следующих поколений революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма.
На рубеже 60—70-х годов, во многом на основе идей А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX в., считавших своим долгом служение народу. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.
Революционные народники
Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русском почве не имеет социальных корней; будущее страны — в общинном социализме, так как крестьяне могут воспринять социалистические идеи; преобразования должны осуществляться революционным методом, силами крестьянства, руководимого организацией революционеров. Их идеологами — М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым — были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества—бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического.
М. А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции — идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. Эта идея стала основой теории анархизма.
П. Л. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» — передовая часть интеллигенции.
П. Н. Ткачев, так же как и П. Л. Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом но инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.
В 1874 г., опираясь на идеи М. А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров предприняли массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.
«Земля и воля» (1876—1879)
В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название «Земля и воля». Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах. Во главе организации стояли Г. В. Плеханов, А. Д. Михайлов, С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер и др.
Было осуществлено второе «хождение в народ» — с целью длительной агитации среди крестьян. Землевольцы также занимались агитацией рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек. К 1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед собравшимися выступил Г. В. Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие се участники были ранены. Арестованных приговорили к каторге или ссылке. Г. В. Плеханову удалось скрыться от полиции.
В 1878 г. В. И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества и обстоятельства дела были таковы, что суд присяжных оправдал ее, а Ф. Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку.
Часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу «Земли и воли».
«Черный передел»
В 1879 г. часть землевольцев (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод) образовали организацию «Черный передел» (1879—1881). Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и золи» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.
«Народная воля»
В том же году другая часть землевольцев создала организацию «Народная воля» (1879—1881). Ее возглавили A. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, B. Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет — центр и главный штаб организации.
Программа народовольцев отражала их разочарование в революционном потенциале крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с государством. Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик — рабочим. (Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX—XX вв. их последователи — партия социалистов-революционеров.)
Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе С. Л. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.
Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усилению реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила возможность эволюционного преобразования России.
Либеральные народники
Это направление, разделяя идею революционных народников об особом, некапиталистическом пути развития России, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. В 80—90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества, ликвидации помещичьего землевладения и недопущения в Россию «язв» капитализма. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения (теория «малых дел»), С этой целью они использовали печатные органы (журнал «Русское богатство»), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н. К. Михайловский, Н. Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов.
Радикалы в 80—90-х годах XIX в. В этот период в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной антиправительственной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.
Группа «Освобождение труда»
Бывшие активные участники «Черного передела» Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европейской теории, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX в., их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.
В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение труда». Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда марксизма; борьба с самодержавием; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества, как политический антипод пролетариату.
Пропагандируя марксизм в русской революционной среде, они развернули резкую критику народнической теории об особом некапиталистическом пути развития России. Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.
В самой России в 1883—1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д. И. Благоева, Н, Е. Федосеева, М. И. Бруснева и др.). Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения.
Идейно-теоретическая деятельность группы «Освобождение труда» за рубежом и марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской политической партии рабочего класса.
Организации рабочих
Рабочее движение в 70—80-х годах развивалось стихийно и неорганизованно. Рабочие выдвигали лишь экономические требования — повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов. «Южно-российский рабочий союз» (1875) и «Северный союз русских рабочих» (1878—1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер.
Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т. С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. (Морозовская стачка). Рабочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами.
В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной платы. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за выполнением закона. В то же время закон усилил уголовную ответственность рабочих за участие в стачках. Отныне правительство не могло не считаться с так называемым рабочим вопросом, который постепенно приобретал такую же остроту, как и аграрно-крестьянский.
«Союз борьбы за освобождение рабочего класса»
В 90-е годы XIX в. в России наметился промышленный подъем. Это способствовало увеличению численности рабочего класса и созданию более благоприятных условий для его борьбы. Начались забастовки рабочих, занятых в разных отраслях: текстильщиков, горняков, литейщиков, железнодорожников. Стачки в Петербурге, Москве, на Урале, в других районах страны сохраняли экономический и стихийный характер, но становились более массовыми по количеству участников.
В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию — «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В. И. Ульянов (Ленин), Ю. О. Цедербаум (Л. Мартов) и др. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново-Вознесенске и Киеве. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди пролетариата. Под влиянием «Союза борьбы» в Петербурге начались стачки текстильщиков, металлистов, работников писчебумажной фабрики, сахарного и других заводов. Забастовщики требовали сократить продолжительность рабочего дня до 10,5 ч, повысить расценки, своевременно выплачивать заработную плату. Упорная борьба рабочих летом 1896 и зимой 1897 г., с одной стороны, заставила правительство пойти на уступки: был издан закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. С другой — оно обрушило репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь.
Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй половине 90-х годов начал распространяться «легальный марксизм». П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский и др., признавая некоторые положения марксизма, отстаивали тезис об исторической неизбежности к незыблемости капитализма, критиковали либеральных народников, доказывали закономерность и прогрессивность развития капитализма в России. Они выступали за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении.
Под влиянием «легальных марксистов» часть социал-демократов России перешла на позиции «экономизма». Главную задачу рабочего движения «экономисты» видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и считали, что рабочие не должны тратить силы на политическую борьбу, так как ее плодами воспользуется буржуазия.
В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни (во главе с В. И. Ульяновым-Лениным) выступали за сездание политической партии, которая повела бы рабочих на осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), другие, отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда трудящихся России.
Общественное движение во второй половине XIX в. в отличие от предшествующего времени стало важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России. В общественном движении второй половины XIX в. не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны. Однако обозначились социально-политические силы, которые сыграли главную роль в революционных событиях начала XX в., и были заложены основы для формирования в будущем политических партий.
histerl.ru