Содержание

Устное народное творчество. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (214,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: обобщить знания детей об изученных видах устного народного творчества, прививать любовь к истории своей Родины, закрепить умения школьников разбираться в различных жанрах устного народного творчества.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей возникло желание делиться друг с другом своими мыслями, чувствами и мечтами. Изучая жанры устного народного творчества, вы научились любить еще больше свою страну и прикоснулись к истории нашей Родины.

Давайте сегодня повторим все, что мы узнали на этих волшебных уроках, путешествуя по волнам чудесных открытий. Удачи вам!

2.Основной ход урока:

1) Какие виды устного народного творчества вы знаете?

Давайте проверим, что скажут нам волны синего океана.

(Учитель показывает Слайд 2 презентации.)

Конечно, вы правы. Мы знаем:

  1. Русские народные сказки.
  2. Потешки.
  3. Скороговорки.
  4. Загадки.
  5. Былины.
  6. Песни.

2) Следующая остановка – “ русские народные сказки”.

Учитель: “Народные сказки – это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях. Это сказки о людях, их поступках и отношении друг к другу. Также вы знаете и сказки о животных, которые сочинил наш народ.

(Показ Слайда 3.)

Какие сказки вы знаете?

Чему учат народные сказки?

Назовите любимую сказку.

А сейчас давайте поиграем, отгадывая названия сказок.

Игра “отгадай-ка”:

(Показ Слайда 4.)

А) Отгадай сказку:

Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
(Ответ: колобок.)

Б) Кто это?

(Показ Слайда 5.)

Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал.


(Ответ: Емеля.)

В) Еще одна загадка

(Показ Слайда 6.)

На кочке болотной
Невестушка ждет,
Когда же за нею
Царевич придет.
(царевна-лягушка)

3)Следующая остановка – “Потешки”.

(Показ Слайда 7.)

Для чего они создавались? (Рассмешить народ и в смешной форме показать отрицательные черты человека и его ошибки.)

Где можно было услышать потешки? (На ярмарках, народных гуляниях и праздниках.)

Вспомни наизусть свои любимые потешки.

4) Остановка – “Скороговорки”.

(Показ Слайда 8.)

Какие скороговорки ты знаешь?
Что такое скороговорка?
Какой темп речи нужен для скороговорки?

(Быстрый и четкий.)
Вспомни несколько скороговорок.

5)Остановка – “Загадки”.

(Показ Слайда 9.)

Что такое загадки?
Что развивает загадка в человеке?
Вспомни твои любимые загадки.

Блиц -турнир по загадкам:

1.Стоит чудо в семи шубах,
Кто его тронет – сам заплачет.
(Лук.)

2 – Стоит в горшке
На окне ежик.
(Кактус.)

3. Горбатый мост
На четырех столбах стоит.
(Верблюд.)

4. В пустом дупле по сто домов.
По сто котлов,
В середине – ярмарка.
(Улей.)

5. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник.)

6) Остановка “Былины”.

Герои былин – богатыри, которые обладали недюжинной силой, умом и отвагой.

(Показ Слайда 10.)

Что такое былина?

Былины – это произведения русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом.

Каких героев былин ты знаешь?

Добрыня Никитич, Илья Муромец и т.д.

Назови те былины, которые ты уже читал?

7) Остановка “Колыбельные песни”.

Учитель: Название песни “колыбельная” происходит от слова “колыбель”. Колыбель – это кроватка для младенцев, которую можно покачивать. Мама покачивала ребенка и пела песенку. Эта песенка помогала малышу засыпать.

– Прочитайте выразительно колыбельные песни, которые вы подготовили.

(Дети читают песни.)

3. Итог урока:

(Показ Слайда 11.)

Вопросы к уроку:

  1. Кто создал это творчество?
  2. Как передавалось устное народное творчество?
  3. Назовите жанры устного народного творчества.

12.01.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Читайлики.ru Электронная библиотека для детей

                Устное народное творчество

  В данном разделе представлены произведения устного народного творчества, изучаемые во 2 классе.

 

  Фольклор (с англ. – народная мудрость) –  чаще всего устное народное творчество.

  Это коллективная художественная творческая деятельность определенного народа, отражающая его повседневную жизнь, идеалы и мировоззрение.

  Фольклор бытует в народных массах в качестве народной музыки (инструментальные наигрыши, песни и пьесы), народного театра (сатирические пьесы, драмы и театры кукол), народных танцев, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, архитектуры и литературы.

   Само по себе народное творчество, зародившееся еще в глубокой древности, является исторической основой для всей художественной культуры в мире, выразитель всего народного самосознания, источник художественных национальных традиций.

   Устное народное творчество постоянно находится в развитии, в состоянии не прекращающейся эволюции.

 

                      Жанры фольклора

   Пословица – емкое и краткое изречение, оценивающее характер и поступки людей.

  Поговорка – точная фраза,  не имеющая законченного суждения, а лишь намекающая на него.

  Считалка – небольшое стихотворное произведение, имеющее прикладной характер – она помогает определиться с ролями во время игры.

  Загадка – фраза или стихотворение, описывающая признаки загаданного, учит образному мышлению и логике.

  Побасенка – небольшой рассказ поучительного характера.

  Небылица, шутка – небольшой рассказ с необычной, выдуманной, «перевернутой» картиной жизни, описание несуществующих событий.

  Потешка, пестушка, прибаутка – небольшие стихотворные произведения для маленьких детей.

  Колыбельная песня – песня, благодаря которой укладывают спать маленького ребенка.

  Календарные песни – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие календарные праздники и события.

  Игры – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие игру.

 Скороговорка – емкая фраза, основанная на сочетании звуков, сложных для произношения, развивает четкость дикции и правильную речь.

  Сказки – выдуманный рассказ о каких-либо событиях.


shitailiki.ru

Литературное чтение 2 класс. Устное народное творчество

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.

Задачи:

Образовательные:

• Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения;

• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.

• Познакомить с русскими народными песнями, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа.

Развивающие:

• Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских народных песен.

• Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.

Воспитательные:

• Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума

и чувств.

• С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине,

умение защищать ее.

• Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств, без которых немыслимы благородство и сердечная чуткость.

Место урока в серии других уроков: урок из раздела «Устное народное творчество».

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: ОНЗ.

Оборудование: Слайдовая презентация, цветок «Ромашка», записи на доске, запись темы на плакате.

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности

— Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того, чтобы выполнить эту работу хорошо?

Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке.

— Чтобы выполнить работу быстро и правильно нам нужно соблюдать определенные правила. Некоторые из них записаны на доске, прочитайте и скажите, что вы о них думаете.

Слайд 1.

Нам важно:

1. Доказать свою точку зрения.

2. Перебивать товарищей.

3. Видеть глубину и красоту авторского слова.

4. Выкрикивать свое мнение.

5. Внимательно выслушивать мнение товарищей.

6. Молчать, когда спрашивают.

7. Быть готовым протянуть руку помощи.

8. Бояться высказывать сое мнение.

9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках.

10. Обижаться и обижать товарищей.

11. Быстро и дружно работать в паре и группе.

12. Быть бесполезным для товарищей.

— Почему вы решили, что некоторые правила нам не подходят? Прочитайте, как же мы будем работать на уроке.

II. Изучение нового материала.

Слайд 2

— Прочитайте запись.

Коляда, коляда,

Приходи из далека,

Один раз в годок,

Полюбуемся часок.

С морозом трескучим,

Со стужей колючей,

Со снегами белыми,

С вьюгой, с метелями.

Самокаты — сани

Покатили сами —

От села до села,

Коляда весела.

— Что вы сейчас прочитали? Почему так решили?

— Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением.

— Прочитаем все вместе плавно и певуче.

— Прочитаем с ускорением.

1. Актуализация опорных знаний.

— Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?

— Правильно – это колядка. А что обозначает это слово?

Слайд 3

Коляда́— традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), торжественные колядные песни в честь хозяев дома с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая, счастья, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

— Кто придумал эту песню?

— Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке?

На доске записана тема: «Устное народное творчество».

Слайд 4

– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?

А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.

Словарная работа.

Устное — уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор

безымянен.

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. (Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы).

Слайд 5

Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, казахского, польского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.

— С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.

— С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

— Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.

Слайд 6

— К какому жанру можно отнести колядки? Почему?

— Теперь сорвем первый лепесток нашего цветка. На первом лепестке песенки.

3. Работа над русскими народными песнями.

1) Беседа о русских народных песнях.

– Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. (Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.)

— Прочитайте в учебнике о русских народных песнях на стр. 14.

— Приведите примеры русских народных песен, какие они бывают? Как вы понимаете название песен «потешки», «заклички», «плясовые», «колыбельные», «заклички», «шуточные»?

Слайд 7

— Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки. Все это и есть устное народное творчество.

4. Песенки.

Чтение стр. 14-15.

— Какие это песенки? Докажите. Какое настроение вызвали у вас песни?

— По исполнению, какие это песни?

— Когда исполнялись эти песни-заклички?

— К кому обращаются дети в песнях? Приведите примеры из текста.

— Прочитаем следующую песню. Чтение на стр. 15-16.

— Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.

— Кто подразумевался под образом лебёдушки?

— Когда молодая девушка покидает свой дом?

— Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?

III. Фикультминутка.

IV. Продолжение изучения темы.

  1. Чтение и обсуждение русской народной песни «Как на тоненький ледок»

Слайд 8

— Прочитайте песенку на стр. 17.

— Поделитесь впечатлениями от прочитанного.

— Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?

2. Повторное чтение.

3. Чтение-инсценирование.

4. Слушание русских народных песенок.

— Выскажите своё мнение о песенках. Какие понравились? Почему?

V. Итог урока.

— С чем мы знакомились на уроке?

— Какие бывают русские народные песни?

— С какими песнями познакомились?

— Как называется фольклорный народный ансамбль нашего села?

— Как вы думаете, нужно ли сохранять народные песни? Почему?

VI. Рефлексия.

— Мы знакомились с жанром устного народного творчества – песнями, читали и слушали русские народные песни. Нужны и полезны ли вам эти знания? Подумайте и выберите кружок со цветовым обозначением, прикрепите его на плакате. Да – зелёный. Не знаю – жёлтый. Нет – синий.

— Объясните свой выбор.

Слайд 9

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одной русской народной песни (по выбору), в библиотеке взять и прочитать книги с русскими народными песнями.

infourok.ru

Устное народное творчество стр. 12 — 17 / Рабочая тетрадь по литературному чтению

Отметь, какие из книг относятся к произведениям устного народного творчества.

1. Русские народные потешки и прибаутки.

2. Сборник народных потешек и прибауток «Радуга — дуга»

3. Заря-Заряница. Русские народные песенки-потешки и загадки 

Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку «Устное народное творчество». Воспользуйтесь тематическим каталогом.

1. Путешествие по русским народным сказкам

2. Курочка Ряба

3. Колобок

4. Народные русские сказки в обработке Афанасьева

5. Морозко

Собери пословицы

1. Какие труды, такие и плоды.

2. Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.

3. Маленькое дело лучше большого безделья.

4. Любишь кататься, люби и саночки возить.

5. Терпенье и труд все перетрут.

6. С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.

7. Пока железо в работе, его и ржа не берет.

Выпиши понравившуюся пословицу о труде, трудолюбии. Объясни ее смысл.

Мне понравилась пословица «Нужно наклониться, чтоб с ручья воды напиться».

В ней заложен глубокий смысл – чтоб чего-то добиться, надо приложить усилия.

Не нужно ждать манны небесной, нужно действовать!

Ведь только так можно достичь успеха.

Возможно, путь к цели будет долгим и трудным.

Но, даже передвигаясь маленькими шажочками, ты все-таки двигаешься вперед.

Как говорится в другой пословице: «Терпение и труд все перетрут». 

Поэтому нужно забыть о лени, не ждать, что кто-то сделает все за тебя. Чем сложнее будет путь, тем слаще победа.

В каких источниках информации ты мог бы найти другие пословицы о труде? Выбери ответ:

1. В интернете

2. В сборнике «Пословицы русского народа»

3. у мамы или бабушки.

Прочитай русские народные песни в учебнике «Литературное чтение» на странице 16. Подчеркни слова, которые описывают берёзу.

Белая и кудрявая

Прочитай стихотворение А. Прокофьева о берёзе. Подчеркни слова, которые помогают представить берёзу.

Опиши березу

Береза белая, плакучая, кудрявая, юная, молодая, нежная, романтичная, скромная, смущенная, прекрасная, задумчивая, нарядная, белоствольная, косматая, ветвистая, поникшая, белобокая.

Обсудите с другом, почему именно береза является символом России.

Есть несколько причин того, что береза – символ нашей любимой России.

Многие считают, что символом это дерево сделали именно поэты и живописцы, в особенности Сергей Есенин, который очень любил и воспевал березу.

Но есть и опровержения этого мнения.

Несомненно, культурные деятели сделали немало для прославления прекрасной березы, но символом она стала гораздо раньше.

Береза является одним из самых распространенных деревьев в России.

Насчитывается более сотни видов этого дерева.

Славянские народы веками использовали дерево для строительства различных зданий и изготовления бытовых предметов.

Востребованными были, как древесина, так и берест, кора, березовый сок.

Последний используется в медицине и имеет невероятный вкус.

Наши предки активно использовали лучину березы, ведь прекрасно знали, что она создает больше всего света и тепла.

К тому же, горит намного дольше других, не создавая копоти.

Березовые дрова лидеры по силе своего жара и дают ровное пламя. Д

аже, если береза сыровата, пламя ничуть не «стреляет».

Еще одно применение березы – веник для бани.

Слово «береза» походит от «обережа», а уже оно от «оберег».

Поэтому береза считалась берегиней человеческого духа.

Она всегда была символом юности, чистоты, красоты и возрождения.

В образ берез славяне закладывали то, к чему стремились.

Поэтому она и мила всем поистине русским сердцам.

Какие слова часто используют в колыбельных песенках? Допиши.

Спокойной ночи, спать пора, мой маленький, малыш, младенец (доченька, сыночек),  ангел, дитя родное, мамина радость, пора засыпать, глазки закрывай, ночька темная, настала ночь, поздний час, месяц ясный,  будет день, песенку спою, люли-люли.

Попробуй сам сочинить колыбельную песенку.

Люлю-люли-люленьки,

Спят уже Николеньки.

Улеглись и Машеньки,

Тетеньки и дяденьки.

И ты, маленький, усни.

Ведь погасли все огни.

Ночка темная настала,

Солнца красного не стало.

Поздний час уже настал.

Всем детишкам спать сказал.

И мы глазки закрываем,

Сладенькие сны встречаем.

Будут сниться нам зайчата,

И лесички, и утята.

Тетя-фея в сон придет,

Много счастья принесет.

Завтра будет новый день,

Засыпай малыш скорей.

А я песенку спою

Баю-баюшки-баю!

Маму слушает малыш,

Завтра будет он крепыш!

Найди информацию о потешках и прибаутках в разных источниках.

Потешки — это произведение устного народного творчества, короткие, рифмованные, предназначенные для того, чтобы играть с маленьким ребёнком. 

Прибаутки — произведения устного народного творчества, небольшие по размеру, имеющие рифму и ритм, произносятся во время каких-либо действий с маленьким ребёнком.

Придумай сам потешки про щенка задиристого, спящего, игривого

Наш задиристый щенок

Замолчать никак не мог.

Чем-то недоволен вечно,

На всех лает бесконечно.

Его надо воспитать –

В школу шкодника отдать!

 ***

Устал к вечеру щенок

Больше бегать он не мог.

Ослабел, много зевал,

То ложился, то вставал.

Теперь сны он наблюдает,

Сил на завтра набирает!

Миленько щенок сопит,

Сладенько он, видно, спит!

 ***

Наш щенок очень игривый,

Бегает такой счастливый

Он веселый и задорный,

Бойкий, умный  и проворный.

Радостно на всех он лает,

Поиграть с ним призывает.

Ищет маленьких друзей,

Подружись с ним поскорей!

Сначала подбери слова, которые помогают увидеть, например, игривого щенка.

Щенок игривый: … счастливый, умный, поиграть, подружись.

Щенок задиристый: недоволен, лает, надо воспитать, шкодник.

Щенок спящий: устал, ослабел, зевал, сны наблюдает, сил набирает, сопит, сладенько спит.

Вспомни, с какой целью сочиняются потешки. Начни потешку, например, со слов «Весёлый щенок громко косточку грызёт». Подбери к последнему слову рифму.

Весёлый щенок громко косточку грызёт,

И трогать ее никому не дает.

Жонглирует с ней, бросает и бежит,

На месте щенок никогда не сидит.

Найди информацию о небылицах. Что тебе раньше не было известно? Какие источники помогли тебе найти интересные факты?

Небылица – это один из жанров устного народного творчества.

Может быть, как в прозаическом, так и стихотворном виде.

Как правило, имеет небольшой объем.

В ее основе — события, которых на самом деле не было и даже не может быть.

Поэтому и название этого жанра походит от слова «небыль».

Написана в шуточной форме и направлена развивать логику и фантазию ребенка.

На различных Интернет-ресурсах я нашел интересную мне информацию о небылицах, которую раньше не знал.

Один из исследователей выделил интересный факт о небылицах – чтоб достичь юморного эффекта, авторы могли просто менять порядок слов.

Например, вместо «мальчик смотрит телевизор», говорится: «телевизор смотрит мальчика».

Также есть мнения, что небылицы являются своеобразными пародирующими произведениями на волшебные сказки. Но в этом жанре сказочные события характеризируется абсурдом и бессмыслецей.

Еще я узнал, что каждые 2 года одна из международных организаций проводит конкурс по ораторскому искусству.

Одним из этапов является рассказ небылицы.

На это участникам выделяется 2-3 минуты, затем жюри оценивают их.

В 20-м веке стало популярно изображать небылицы на почтовых открытках.

Многие известные писатели также включают небылицы в свои произведения.

Обсудите с другом, от какого слова произошло слово небылица.

Слово » небылица» произошло от слова «не бывает», потому что небылица — это то, чего не может быть в реальном мире.

Прочитай стихотворение Ю. Энтина. Является ли стихотворение небылицей? Приведи доказательства.

Я считаю, что это произведение является небылицей.

Ведь в нем рассказывается о событиях, которых на самом деле не происходило, они нереальны и абсурдны.

Ведь коты петь и разговаривать не умеют, да и покупают их не на птичьем рынке.

Марсиан не существует, а если и существуют, то мы этого не знаем.

И сидеть на небе тоже невозможно.

К тому же стихотворение имеет небольшой объем, что также характерно для небылиц.

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 2 класс. Устное народное творчество стр. 12 — 17

gdz-gramota.ru

Урок литературного чтения 2 класс- обобщение и систематизация материала по устному народному творчеству.

Краткосрочный план урока литературного чтения

Тема : повторение раздела « Устное народное творчество».

Класс: 2 «Б»

Учитель : Дудкина Светлана Викторовна.

Город Усть- Каменогорск.

21 октября 2014 года.

Краткосрочный план

Тема: Повторение раздела- «Устное народное творчество».

Учитель : Дудкина С.В.

Неделя 4

21 .10. 2014

урок 4

Тема урока

Повторение раздела : «Устное народное творчество».

Ссылка

Среднесрочное планирование и календарно-тематическое для 2-го класса.

Общие цели:

Знание малых жанров устного народного творчества. Умение передавать содержание сказок, называть их героев.

Знание видов сказок, основных частей сказки. Умение находить композиционные части сказки, сочинять произведения малых жанров

Результат обучения

Знают жанры устного народного творчества. Умеют дать понятие слова- «Фольклор». Понимают специфику разных жанров УНТ. Анализируют различные произведения УНТ, с целью соотнесения их с определённым жанром литературы. Синтезируют знания о композиции сказки, для выполнения творческих заданий. Умеют самостоятельно находить нужную информацию; Выполняют самооценку и взаимооценку своей работы.

Ученики будут осуществлять совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Основные идеи

1. Знать малые жанры устного народного творчества, рассказывать их наизусть.

2. Уметь различать виды сказок, основные части сказки ( композиции).

3. Понимать, как составить свою сказку, выполнить к ней рисунок.

4.Оценить свои достижения через выставку собственных сочинений и рисунков к малым жанрам.

Ресурсы

Компьютер, экран. Тренировочные упражнения. Презентация. Раздаточный материал, разноуровневые задания

Лист взаимооценки и самооценки.

Организационный момент

Этап побуждения

Этап осмысления

Последующее задание.

Ученик:

Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог. 
О жанрах устного народного
Творчества поговорим, 
То, что читали, повторим. 
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала. 
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.

Организую эмоциональный настрой на урок Подготовка к работе. Раздача лепестков от ромашки (красные и белые)

Уточняю рамки оценивания.

— Ребята, сегодня вы будете работать группами и постоянно оценивать работу своей группы. Для оценки работы вы будете использовать лепестки от ромашки. Белый лепесток – справились с заданием. Красный лепесток – были трудности в выполнении задания.

— Что такое устное народное творчество?

Оно создано не одним человеком и не сразу, а на протяжении жизни всех людей.

Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Устное – из уст в уста, народное – авторство народа, творчество – создание нового)

Мозговой штурм:

Какие малые фольклорные жанры мы изучили? 
• Загадки 
• Пословицы 
• Сказки 
• Поговорки 
• Песни 
• Приговорки 
• Считалки 
• Небылицы 
• Скороговорки (напечатать- рассказ, повесть)

1 задание:

Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.

Это загадка.

Тогда для вас, ребятки,
По одной загадке.- ещё 3 загадки- дети загадывают друг другу.

1 команде.

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (петух)

— А как вы догадались?

У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.

2 команде.

Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. (ёж)

А как вы догадались?

У него много иголок.

3 команде.

Два брюшка, четыре ушка (подушка)

— Объясните, как вы определили, что это подушка.

Вот и открылся 1 лепесток для 1,2,3 группы.

2задание- каждому ребёнку по 1 заданию.

Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях. Дома вы должны были нарисовать свою семью и подобрать пословицы о семье. Дети зачитывают приготовленные пословицы и объясняют их значение.

“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.

“Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.

“Вся семья вместе – так и душа на месте”.

“Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил да добру научил”.

Каждая команда называет свои пословицы и объясняет их.

Прочитайте теперь пословицы, записанные на карточках , и объясните их.

“Кто грамоте горазд, тому и не пропасть”.

Вы выполнили задание и открывается ещё один лепесток. (1 мин. )

(Комментарий. Выявление читательского опыта учащихся, индивидуальный опрос и оценка ответов учащихся, умение работать с учебной книгой и библиотечными книгами. Дети приносят в класс книги из городской библиотеки, школьной или домашней. Стараюсь отмечать таких детей, стимулировать их познавательную активность).

3 задание.

Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребят, 
Что в кружочке здесь стоят.

Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.

Каждая команда должна привести пример своей считалки.

Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.

4 задание.

Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?

Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.

Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором.

Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.

Попробуйте придумать свою небылицу. Я вам даю рифму: галка – палка- дать заранее 1 ребёнку.

Ответы детей.

Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.

(Комментарий. На уроке была продолжена творческая работа учащихся, которую начали на уроках изучения русского народного творчества. Небылицы сочиняли в классе, в группах и индивидуально, а книжки-самоделки оформляли на уроках изобразительного искусства. Данная форма работы позволяет каждому ребёнку показать свой уровень начитанности и литературного развития).

Пока открывается следующий лепесток, мы с вами проведём физкультминутку при помощи русской народной песни — электронная физминутка.

(Комментарий. Выявление читательского опыта учащихся, индивидуальный опрос и оценка ответов учащихся, умение работать с дополнительной литературой и учебной книгой. Данная форма работы позволяет каждому ребёнку показать свой уровень начитанности и литературного развития, проверить себя, что- то осмыслить и понять).

6 задание.

— Что такое сказка? Ответы детей.

— Найдите в учебнике определение одарённому ребёнку ) и скажите. Стр. 28.

Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и других писателей. (стр. 28)

— Вы нарисовали рисунки к сказкам, с которыми мы с вами уже познакомились. Скажите, пожалуйста, к каким сказкам вы нарисовали иллюстрации?

— А сможете ли вы назвать сказки, главные герои которых изображены на вот этих иллюстрациях.

Продемонстрировать иллюстрации, ответы детей.

.Мини-тест.

1.Присказка

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

2.Зачин

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

3.Концовка

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

7.Проверка.

— Посмотрите на доску и проверьте свою работу (ключ на интерактивной доске)

Поставьте оценку в свой тест.

Если:

все ответы верны – смайлик «улыбается»

один, два ответа не верны – смайлик «грустный»

Карточки с разноуровневыми заданиями. (Обосновать свой выбор)

Уровневое домашнее

1 уровень.

Задание: Прочитайте сказку и разделите её на композиционные части.

Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.

Как-то по весне жила на крыше одного дома сосулька, которая очень хотела иметь косынку.

И вот однажды утром мимо пробегала маленькая девочка. Малышка очень спешила в детский сад и не заметила, как косынка с ее плеч упала прямо на асфальт. Сосулька по молодости и неопытности подумала, что косынка оставлена в подарок для нее. Все утро она думала, как же добраться до косынки. Наступил день, солнышко засветило ярко и сильно. Сосулька, увлеченная своими мыслями, потихоньку таяла и по капельке капала вниз, прямо на косынку… Она и не заметила, как растаяла вся… Влажная от воды косынка к вечеру высохла под солнечными лучами. А вечером девочка, возвращаясь домой из садика, нашла ее на том самом месте, где оставила утром. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

2 уровень.

Карточки с разрезанным текстом.

Задание: Прочитайте сказку, собрав правильно её части.

В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…

В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.

Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибыглядючи, стал приказывать:- Приходите вы, белянки, ко мне на войну! Отказалися белянки:- Мы — столбовые дворянки! Не пойдем на войну!- Приходите вы, рыжики, ко мне на войну! Отказались рыжики:- Мы — богаты мужики! Не пойдем на войну!- Приходите вы, волнушки, ко мне на войну! Отказалися волнушки.- Мы, волнушки, — старушки! Не пойдем на войну!- Приходите вы, опенки, ко мне на войну! Отказалися опенки:- У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!- Приходите, грузди, ко мне на войну!- Мы, грузди, — ребятушки дружны! Пойдем на войну!

Так и победили грибы царя Гороха!

И я там был. За победу мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.

3 уровень (талантливые и одарённые)

Задание: Напишите сказку, используя все композиционные части.

Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества русского народа.

(Комментарий. Домашнее задание даётся в нескольких вариантах, чтобы каждый ребёнок мог выбрать работу по силам. )

Давайте повторим? О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня. Ответы детей. По ходу урока выставляются оценки.

Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?

Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.

(Комментарий. Домашнее задание даётся в нескольких вариантах, чтобы каждый ребёнок мог выбрать работу по силам. )

3.Рефлексия – приём «Незаконченные предложения»

По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Сегодня я узнал…..

Было интересно…..

Было трудно….

Я выполнял задания…..

Я понял, что…..Теперь я могу….

Я почувствовал, что….

Я приобрёл….

Я научился….

У меня получилось…

— развитие мотивов учебной деятельности

 

Групповая работа.

Групповая работа

формирование умения строить выступление с использованием графического сопровождения

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых процессов

— овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов

Групповая работа(диалоговое обучение)

Парная работа.

Индивидуальная работа.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

— использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых процессов

Формативное оценивание( комментирование учителя)

Презентация рисунков

обсуждение в группах.

Индивидуальная работа.

развитие этических чувств, доброжелательности и змоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказок, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев сказок

— готовность слушать собеседника и вести диалог

Работа в парах

Учет возрастных особенностей учащихся.

Взаимопроверка.

Самооценивание.

Критериальное оценивание.

Фронтальная работа

Работа в парах.

Взаимопроверка по образцу.

формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

— готовность слушать собеседника и вести диалог

— формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Работа в группах- каждая группа обосновывает свой выбор.

Индивидуальная работа.

infourok.ru

Литературное чтение во 2 классе «Устное народное творчество»

Тема: Устное  народное творчество

Цель: Развивать  личность  ученика, обеспечить  возможность его  самораскрытия,  самореализации.

Форма урока: Групповая  индивидуально-групповая, коллективная.

Тип урока : Урок-игра.

Оборудование: Опорные  схемы, иллюстрации к  сказкам,  магнитофон, перфокарты, дополнительная литература , атрибуты  каждого урока.

                                                      Ход урока.

1 и 2 урок-знакомство с  жанрами  устного  народного творчества .

Что узнать? Чему научиться?  Для чего это нужно? Ответы на эти вопросы даны в опорной схеме.

 

3 урок- диалогическая часть учебного  модуля. Каждой группе  дается  отдельное задание .

                                               1.Загадки, пословицы  и поговорки.

                                                2. Скороговорки, небылицы, народные  песни.

                                                3. Прибаутки,  потешки,  пестушки.

На выполнение  заданий   отводится  15-20  минут . Каждая группа  работает с дополнительной литературой.  По истечении времени  участники  каждой группы , меняясь  местами, должны  выступить  по 3 раза. Ученики оценивают  друг друга, и среди своих участников  каждая  группа выделяет  самого лучшего  знатока  и записывают  его фамилию  в специальную  графу — «Самый лучший ответ»-и передают  учителю  . Учитель в конце урока  определяет самую  лучшую группу  и  самого  лучшего  знатока .

4 урок. Игра «Умники и умницы».

Класс  делится на 3 группы  по таким  категориям  : технология работы с «трудными детьми», т.е. со слабыми ,  передовое обучение- работа со  средними и  технология  работы  с одаренными   детьми-   работа   с сильными учащимися . Участники  берут билеты – перфокарты . Билеты закрашены в красный  цвет-для сильных .

Вопросы:1. Что такое сказка? Ее виды и части.

2.Чем  отличаются пестушки  от  потешек?

3.Что  такое  прибаутка?

4. Определи: где пестушка , а где  прибаутка (дается текст)?

5. Объясни смысл  пословиц.

Вопросы:1. Быстро  проговори  скороговорку.

2. Какой прием  используют   в небылицах?

3. Расскажи  народные  песни.

4. Что такое загадка?

5.Для чего используют  в  литературе  приемы  сравнения  и  олицетворения ?

Жёлтый цвет-для  слабых  учащихся.

Вопросы:1. Загадай загадки  .

2. Расскажи пословицы  о труде .

3. Какая эта сказка по виду.

4.  Изобрази (дана потешка).

5. Расскажи считалку.

5 урок. Игра «Что? Где? Когда?». Викторина по сказкам.  Составление  кроссворда  по сказкам.

По горизонтали: 1. Какие  сказки  обычно  начинаются  с присказки?

2.Какому виду вы  отнесете сказку, имеющую  такое начало: Как-то раз  удалось лисичке – сестричке рыбы добыть.  Сидит она и ест  рыбу.  Приходит волк: «Здравствуй, кумушка , хлеб да соль».  7. Кто создает  фольклорные  произведения? 9. Как называется художественный прием,  когда в  сказке  одно  и то же  событие описывается   несколько   раз? 12. Как называется определение «добрый молодец»  или  «золотые волосы»?

По вертикали: 2. Как называется  прием, когда  под образами животных  и птиц  подразумеваются люди  и их дела? 4. Часть сказки, не связанная  с повествованием, но подготавливающая слушателей  к восприятию  сказки . 5. Какой частью  завершается  сказка? 6. Как одним словом  можно назвать  произведения устного  народного  творчества? 7. Человек, ведущий повествование в  сказке. 8. Первая часть  сказки, с которой начинается  развитие действия.

6 урок. Урок-театр. Каждая группа инсценирует понравившуюся им сказку.

7 урок. Аукцион знаний.

Это последняя, итоговая часть учебного  модуля. Проводится тестирование.

1.     Назовите произведение устного народного  творчества:

А) сказка; б) стихотворение; в) рассказ.

2.Какие стихи иcпользуются,  когда  у ребенка что-то болит?

А) пословицы; б) приговорки; в) загадки.

3. Для чего созданы  пестушки ?

А) играть; б) лечить; в) нянчить, успокаивать.

4.При чтении каких  стихов   можно прыгать, хлопать, играть пальцами, топать?

А) скороговорки; б) прибаутки; в) пословицы.

5.Какими словами нельзя назвать небылицы?

А) перевертыш; б) нелепость; в) быль.

6.  Найди загадку.

А) Тише едешь- дальше будешь;  б) Не король , а в короне , не гусар , а при шпорах , на часы не глядит, а время знает. В) Во поле березонька стояла. Люли — люли стояла.

7. Что определяет дальнейший ход  сказки и часто начинается  словами «жили-были»?

А) присказка; б) зачин; в) концовка.

8. Какому виду относится сказка « Сивка-бурка»?

А) волшебная; б) бытовая; в) о животных.

9.С какими  дикими животными встретились на своем пути  три друга из казахской народной сказкой?

А) баран , гусь, свинья, петух;  б) кошка, мышка;   в)  барс, лиса, медведь, волк.

 

 

 

 

 

 

 

 

infourok.ru

Урок-Литературное чтение, 2 класс «Устное народное творчество» — Учителя начальных классов — Методическая копилка

Урок литературного чтения.

2 класс.

Тема: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ОБОБЩЕНИЕ.

Цели: в игровой форме обобщить знания детей по разделу; учить их работать в группе, обогащать словарный запас; развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения

Планируемые результаты: обучающиеся должны  уметь различать жанры устного народного творчества, уметь  выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ.

Регулятивные: определять цель, оценивать результат, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее( анализ, сравнение, классификация)

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать,

Личностные: эмоционально «проживать»  текст, выражать свои эмоции

Оборудование: тема-плакат, цели -плакат,  планируемые результаты – плакат, слова-карточки, рисунок дерева, мультимедийный  проектор, ноутбук, презентация, конверты с заданиями

На уроке использую технологию  развития критического мышления. Положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):                                              

I фаза  ( 5 минут )

Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза ( 30 минут )

Осмысление содержания (получение новой информации)        

 III фаза ( 10 минут )

Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

 

ХОД УРОКА

I фаза. ВЫЗОВ.

 1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. Постановки целей урока.

«Театрализация».

— Сегодня на уроке мы снова отправимся в удивительную страну. А как называется эта страна, вы узнаете, побывав в необычном доме. Давайте послушаем, о чём  в  нём говорят.

  1. Ваня-Ваня простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

  1. Вова, Вова-карапуз

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Вова отпирается:

– Это, бабушка, не я!

Это кошечка твоя! (потешки)

  1. Ехала деревня

Мима мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Дубина выбегает

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Деревня закричала:

«Мужики горят!»

Сарафаны в бабах

На пожар спешат.(небылица)

4 — Фома, у тебя в избе тепло

    — Тепло. На печи в шубе можно согреться?

 Что- то в доме расшумелись. Как одним словом можно назвать все, что мы услышали?

-Как вы думаете, какова тема урока?

Тема урока:  УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

— Какие цели мы поставим на уроке?

  •  обобщить знания  по разделу;
  • учиться  работать в группе;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения

— Исходя из целей урока, давайте спланируем результаты. Каких результатов вы хотите достичь к концу урока?

Планируемые результаты:

  • различать жанры УНТ;
  • учиться выразительно читать,
  • расширять словарный запас,
  •  учиться анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения

— Устное народное творчество — это удивительная страна, но ей можно дать и другое название. Какое? (ФОЛЬКЛОР)

ТРКМ «Кластер». Информация систематизируется в  виде кластеров (листиков-жанров). На стволе дерева находится ключевое понятие (фольклор). Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 

Представьте, что ФОЛЬКЛОР – это живое дерево  со множеством листочков-жанров. Их в фольклоре очень много, от малых до больших жанров.

— Посмотрите на наше дерево.

— Как вы думаете, какое настроение у нашего дерева? (грустное, печальное…)

— Почему? (нет листиков на дереве)

— Давайте поможем дереву стать нарядным и красивым, подарим листочки – жанры.

— Вы готовы помочь дереву стать нарядным?

— Но прежде, чем мы отправимся в путешествие по удивительной стране, я хочу проверить на сколько вы хорошо готовы сегодня к уроку.

II фаза. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

3. Работа по теме урока.

— Сегодня мы работаем в группах. Каждая группа получит листок с заданием. Вы должны будите в группе проанализировать текст с точки зрения фольклора. И мы подарим нашему дереву  первые листочки.  

Капитанов прошу подойти за заданиями.

Конверт №1

  1. «Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно . всё бы хорошо, да одно горе-детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со старухой глядят на них да про своё горе думают» (СКАЗКА)
  2. «ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.»(БЫЛИНА)
  3. «Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька.» (ПОГОВОРКА)
  4. Что везёшь?

-Какое сено? Ведь это дрова!

-А коли видишь, так чего спрашиваешь? (ШУТКА)

           «А то ещё не чудо. Не диковинка,

            А были чудеса и почуднее того:

            По поднебесью медведь летит

Ушками, лапками он помахивает,

Серым хвостиком   поправливает..» (НЕБЫЛИЦА)

Проверка .

Дети зачитывают отрывок, учитель прикрепляет  листочки   на дереве: БЫЛИНА, СКАЗКА, ПОГОВОРКА, ШУТКА, НЕБЫЛИЦА

Ах, какие чудесные сказки  мы с вами читали! А вы внимательно их читали? Давайте проверим, кто внимательнее всех.

Приём «Верные, неверные высказывания».

 

Учащиеся записывают в тетрадь в левую колонку номера «верных» высказываний, а в правую – «неверных» высказываний.

1. Лиса из сказки «Лиса и журавль» угощала журавля кашей? (В)

2. Петушок подавился горошинкой? (не В, бобовым зернышком)

3. Солдат варил кашу из чугунка? (не В, из топора)

4. Родители дочке в сказке «Гуси-лебеди» обещали купить конфет? ( не В, платочек)

5. Сестре спасти брата из сказки «Гуси-лебеди» помогла мышка? (В)

6.Первый, к кому обратилась курочка за помощью была хозяюшка?(В)

Взаимопроверка:

                     

Нарисуйте в карточке достижений на начало урока :

«плюс и палочку», если без ошибок, вы великолепно справились с тестом;

 «Плюс», если одна ошибка, достаточно хороший уровень знаний;

«полплюса», если 2 ошибки,

«минус», если половина или больше половины ошибок, недостаточный уровень знаний, надо больше заниматься.

5.Работа над пословицами.

Ну вот, ребята, « Кончил дело — гуляй смело!»

— Ой, ребята, что это я сказала? ( Пословица) На дереве —ПОСЛОВИЦА.

— Посмотрим, знаете ли вы пословицы : соедините начало и окончание пословицы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

СЛАЙД 1

Терпенье и труд       а не ученье-тьма.

Ученье-свет,             там и счастье.

Не спеши языком,     всё перетрут.

Труд кормит,                            торопись делом.

Где труд,                   а лень портит.

Что скрывает каждая пословица? ( в каждом народном изречении скрывается поучительный смысл — народная мудрость)

—  Объясните смысл пословицы.

6.Загадка. Игра. Считалочка.

Конверт №2 (с коми-загадками)

1.Сначала хлоп-хлоп, а затем резкий крик (петух).

2.Впереди корабль дет, за собою всех ведет (утка с утятами)

3.Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами — стук,

Как зовут его … (Индюк)

4.Днем скамья, а ночью – круг или хомут. (собака)

5.Зубастая, мохнатая, как есть начнет — песенку поет (кошка)

— Чтобы подарить дереву еще один листок, надо выполнить задание 2-го конверта.

(У каждой группы там разные загадки о  курочке, уточке, индюшонке,  кисоньке, собачонке,  коровенке, поросенке)

Прочитайте задание. О ком идёт речь?

 Какой жанр УНТ перед вами? (ЗАГАДКА)

7. ФИЗМИНУТКА-игра.

Отдохнём, поиграем. Надо выбрать водящего. Как это сделать?(надо посчитаться)

— Какой жанр фольклора мы использовали для этого ?

(СЧИТАЛОЧКУ)

Покупки бабушки».
Ведущий говорит строчку, а дети ее хором повторяют:
– Купила бабушка себе курочку……….
курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.……….
(показывает руками как клюёт курочка)
– Купила бабушка себе уточку……….
Уточка тюрюх-тюх-тюх……….
(показывает руками как плавает уточка)
– Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах……….
уточка тюрюх-тюх-тюх……….
– Купила бабушка себе индюшонка………..
Индюшонок фалды-балды……….
(на слово фалды-рука вправо, балды-влево)
(повторить про курочку, уточку, индюшонка)
– Купила бабушка себе кисоньку……….
А кисуля мяу-мяу……….
(повторять с начала)
– Купила бабушка себе собачонку……….
Собачонка гав-гав……….
(повторять с начала)
– Купила бабушка себе коровёнку……….
Коровёнка муки-муки……….
(повторять с начала)
– Купила бабушка себе поросёнка……….
Поросёнок хрюки-хрюки……….
(повторять с начала)
– Купила бабушка себе телевизор……….
Телевизор время-факты……….
Дикторша ля-ля-ля……….

-Каким жанром фольклора мы начали игру? (ИГРОВЫМ ПРИГОВОРОМ)

8. Работа над потешкой.

 — Чтобы отгадать следующий жанр, надо из букв сложить слово.

Каждая команда из набора букв выкладывает слово – ПОТЕШКА.

 Вспомним одну из них.

ИНСЦЕНИРОВКА.

-Федул, чего губы надул?

-Кафтан прожёг.

-Зашить можно?

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.  Вывешиваем листок-жанр — ПОТЕШКА.

9.Народная песня.

Поиграем в игру «Ремонт». Отремонтируйте слово.

СЛАЙД 2    

ЧСТШК  (ОТВЕТ: частушка)

Впервые о частушках упоминалось в 60-ые годы 19 века. Это короткая песенка быстрого темпа, которую часто исполняли (частая песня). Называли её в давние времена «приговорка», «сбирушка», «перевирка», «набирушка», «коротушка» и по-другому. А термин «частушка» ввёл в литературу русский писатель Глеб Иванович Успенский.

-А к какому жанру мы отнесём частушку? (к ПЕСНЕ) Вывешиваем листок.

 — Послушаем частушки.

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару в ней поддать.

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

Эх, топни нога,

Топни, правенькая,

Всё равно пойду плясать,

Хоть и маленькая.

Если б не было воды,

Не было бы кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?!

10.Закличка.

 Слышим колокольный звон.

СЛАЙД 3

Как вы думаете, о чём может рассказать этот звон?

— Любой народ очень чтит свои традиции, обычаи, обряды. Одной из традиций на Руси  и в Коми крае была и есть – встреча Весны. Люди зазывали к себе Весну, т.е. кликали.

Для того, чтобы определить название следующего жанра  выберите из родственных слов имя существительное

СЛАЙД 4

КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.

Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке  как одушевленные существа.

— О чем ребенок может попросить солнце? (Ребенок солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете)

Давайте и мы попробуем  прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания.

Закличка про солнце

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!

Вывешиваем листок — ЗАКЛИЧКА.

В коми закличках солнце называли матушкой.

11.приговорка.

А сейчас вам надо поработать группой.

12. Рефлексия .

Молодцы, хорошо потрудились. Думаю, вы лучше стали разбираться в жанрах. Сейчас каждый оценит свои результаты.

В оценочном листе на конец урока нарисуйте лесенку 4 ступеньки.

Нарисуйте зеленый кружочек

 На верхней ступеньке, если вы все поняли великолепно, и можете  идти дальше.

На самой нижней  — не знаю (не умею). Нужна помощь!

На второй ступеньке – не полностью поняли тему урока.

На третьей  ступеньке, если знаете тему достаточно хорошо.

12. ТЕСТ

Проверим, насколько хорошо вы  разбираетесь в жанрах УНТ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Вернемся к оценочным листам. Зеленым цветом оценили вы сами себя. А сейчас вы будите в роли учителя. Возьмите красную пасту. Нарисуйте красной кружок

на самой верхней лесенке,  если вы не допустили ни одной ошибки.

 Если вы допустили 1-2 ошибки – на третьей ступеньке,

3-4 минуса – на второй ступеньке,

если больше половины минусов – на первой ступеньке.

КАРТОЧКА ДОСТИЖЕНИЙ.

Давайте сравним вашу оценку и учителя.

Если совпала ваша оценка и учителя – поднимите зеленую сигнальную карточку.

Если вы написали тест хуже, чем  сами оценили себя – красный цвет.

Если оценка учителя выше, чем ваша самооценка – желтую карточку.

Оцените свою работу в карточке достижений.

Рефлексию можно провести применением опоры:

Сегодня на уроке я узнал…

В группе работать мне было…., потому что…

Помогал мне…

Мешал мне…

 

us-school2.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *