Морская тема: Знаменитые мореплаватели.


    Христофор Колумб.

    Это было 500 лет назад. Европейские мореплаватели искали путь в страну сказочных богатств – Индию. Самые отважные из них отправлялись в опасные плавания по неизведанным морям и океанам.

    Летом 1492 года адмирал Колумб отдал команду поднять паруса, и каравеллы «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» отплыли из Испании. Началось знаменитое путешествие через Атлантический океан – «Море Мрака». На семидесятый день плавания с мачты каравеллы «Пинта» раздался крик матроса: «Земля! Вижу землю!» Так была открыта Америка.

    Христофор Колумб не знал, что открыл новую часть света. До конца своей жизни он верил, что доплыл до Индии.

    Фернан Магеллан.

    Первое кругосветное путешествие совершил мореход из Португалии – Фернан Магеллан. Осенью 1519 года испанская флотилия под командованием Магеллана двинулась в путь. Через Атлантический океан, через пролив в Южной Америке, корабли вышли на просторы Тихого океана. Четыре месяца, страдая от жажды и голода, плыли путешественники по безбрежным водам Великого океана и, наконец, достигли неизвестных островов.

    Много потерь понесла экспедиция. И среди этих потерь – смерть адмирала Магеллана. На единственном уцелевшем корабле «Виктория» путешественники продолжали плавание. 6 сентября 1522 года, истерзанный бурями, корабль вернулся в Испанию. На его борту было всего семнадцать человек. Так окончилось первое в истории мореплавания кругосветное путешествие.

    Виллем Баренц.

    Голландский мореплаватель Виллем Баренц был одним из первых исследователей Арктики. В 1596 году во время третьего плавания в северных морях, корабль Баренца затёрло льдами у острова Новая Земля. Морякам пришлось покинуть корабль и готовиться к зимовке. Из брёвен  и корабельных досок они построили дом. В этом жилище путешественники провели долгую полярную зиму. Терпели и голод, и холод … Наступило долгожданное лето. Корабль по-прежнему находился в ледовом плену. И мореплаватели решили добираться домой на шлюпках. Случайная встреча с русскими мореходами – поморами спасли голландцев от гибели. Но среди спасённых уже не было Виллема Баренца. Мореплаватель умер на пути к родине, в море, которое потом назовут Баренцевым.

    Витус Беринг.

    4 июня 1741 года два русских корабля под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова отправились в плавание по Тихому океану. Им было поручено найти морской путь из камчатки в Америку.

    Путешествие было тяжелым. Корабль Чирикова, после многих месяцев скитаний по морю, вернулся на Камчатку. Беринг продолжал плавание один. В июле 1741 года Беринг  достиг берегов Америки. На обратном пути он открыл много островов. Удача радовала капитана. Но на корабле кончилась пресная вода и продовольствие. Болели матросы. Тяжело заболел цингой и сам Беринг. У неизвестного острова в шторм корабль выбросило на берег. На этом острове матросы похоронили командора. Теперь остров носит имя Беринга. Именем знаменитого капитана названо море и пролив между Азией и Америкой,по которым он прошёл.

 

    Джеймс Кук.

    Джеймс Кук начал плавать на кораблях еще мальчишкой – юнгой. Прошло время, и Кук стал капитаном корабля. В 1768 году на корабле «Эндевер» капитан Кук вышел в своё первое кругосветное путешествие. На родину – в Англию он вернулся только через три года. Скоро Джеймс Кук отправился в новое плавание, чтобы найти загадочную «Южную землю». «Южную землю» он так и не нашел, но открыл множество островов в Тихом океане. Корабли Кука плавали под палящим солнцем экватора, и среди льдов полярных морей. Джеймс Кук был первым, кто трижды совершил путешествие вокруг Земли.

    Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

    Летом 1819 года из Кронштадта в дальнее плавание ушли два шлюпа – «Восток» и «Мирный». Кораблями командовали выдающиеся моряки русского флота Фаддей Беллинсгаузен  и Михаил Лазарев. Преодолев огромное расстояние, русские корабли вошли в холодные антарктические воды. Всё чаще встречались на их пути айсберги. Плавание становилось опасным. Столкнётся корабль с ледяной горой – не сдобровать. Но отважные капитаны вели корабли к цели. И вот мореплаватели увидели берег. Берег таинственной «Южной земли» - Антарктиды. Шестая часть света была открыта. Это совершили русские моряки. Теперь именами Беллинсгаузена и Лазарева названы моря. Две советские научные антарктические станции носят названия славных кораблей – «Востока» и «Мирного».

    Н.Н. Миклухо-Маклай.

    В 1871 году корвет «Витязь» доставил на остров Новая Гвинея путешественника Миклухо-Маклая. Здесь ему предстояло прожить долгое время, изучать жизнь обитателей острова – папуасов. Эти темнокожие люди жили, как во времена каменного века. И вот корабль отплыл, а русский путешественник остался на берегу. Враждебно встретили папуасы гостя. Но Миклухо-Маклай добротой и смелостью завоевал доверие гвинейцев и стал их верным другом. Учёный восхищался их трудолюбием и честностью. Учил папуасов пользоваться инструментами из железа, подарил им семена полезных растений. Миклухо-Маклай не раз приезжал на Новую Гвинею. Память о великом русском путешественнике до сих пор жива на далёком острове.

    Тур Хейердал.

    Бывает, и в наше время люди отправляются в путешествия на старинных судах. Такие путешествия совершил норвежский учёный Тур Хейердал.

    В Южной Америке высятся древние пирамиды. Они очень похожи на египетские пирамиды, которые стоят по другую сторону океана. Случайно ли это? Может быть, люди плавали с одного материка на другой ещё 5000 лет назад? Тур Хейердал решил проверить это. Он построил в Египте лодку из травянистого растения – папируса, как строили  в древности, и назвал её – «Ра». На этом кораблике Хейердал вместе с друзьями переплыл Атлантический океан. Первый раз он пересек половину Тихого океана на плоту «Кон-Тики». Недавно Хейердал совершил ещё одно удивительное путешествие на тростниковом судне «Тигрис». Во всех путешествиях Тура Хейердала принимали участие представители разных стран. Среди них был и русский учёный Юрий Сенкевич.

 

seatheme.blogspot.com

Самые древние мореходы и первооткрыватели мира

 

Многие ученые полагают, что наши предки около 60000 лет назад отправились в путешествие, в результате которого заселили всю планету. Жители древности располагались в Африке, Европе и Азии, но так и не смогли пересечь океан, чтобы покорить остальную часть мира. Однако, через несколько десятков тысяч лет группе моряков удалось достичь берегов Австралии. Эта экспедиция

первооткрывателей стала поворотным пунктом в истории человечества. Люди, совершившие это плавание, и были первыми мореходами в мире.

 

 их путешествие стало величайшим в истории человечества


Археолог Jim Bowler искал доказательства того, кем были первые жители Австралии.  Однажды в пустыне Мунго он обнаружил череп. Ученые откопали останки скелета ростом 175 см. Он получил название «человек из Мунго». Однако одному ученому сложно доказать, что это скелет современного человека, а не человекоподобного существа. В этом ему помогли другие ученые: Bert Roberts и археолог Sue O`Connor.


Возраст черепа определялся по анализу песка собранный вокруг скелета по новейшему методу, суть которого состоит в установлении последнего попадания солнечного света на поверхность крупиц. Находка дает возможность предположить, что «человеку из Мунго» 50000 лет. Но откуда пришли эти доисторические

первооткрыватели?

 

абориген


Ученые установили сходства ДНК местных аборигенов и Африканских. Данные исследования показывают африканское происхождение австралийцев. Археологи по другим находкам (рыболовный крючок, останки древних рыб) доказали, что люди прибывшие в Австралию умели делать рыболовные снасти. Они обладали достаточными навыками для преодоления водной преграды. Это было впечатляющим технологическим достижением, выходившие за пределы человеческих возможностей на данном этапе развития. Что же дало нашим предкам достичь цели?

 

целеустремленность двигала людьми

 

Австралия

 

Поиски новой жизни и пищи заставили древнего человека отправиться к берегам Австралии. Для доисторического человека желание и целеустремленность выйти в открытое море означало бросить вызов стихии и найти лучшую пищу.

 

плот

 

Это было в первый раз, когда люди взяли судьбу в свои руки и доверились технологии. Первые мореплаватели отправились в путешествие на плоту. Построен он был благодаря инструментам, каждый из которых был разработан для определенных целей. Кораблестроение в Индонезии получило развитие благодаря уникальному растению - бамбук. Стебли бамбука состоят из серии герметичных  воздушных камер, что не дает ему тонуть и делает его идеальным для постройки плота. Для связки использовали лесную лиану. Ее эластичные свойства очень пригодились для постройки плотов. Плот имел  размеры 13,5 метра в длину и 3 метра в ширину. Поперечные бамбуковые бревна, обеспечивали прочность «судна». Парус не использовался, т. к. здешние муссоны с легкостью двигали плот к Австралии.

 

бамбук

 

плот


С горы Тимора посмотрев на небо люди могли видеть облака дыма вызванные естественными пожарами на материке. Это манило их на поиски и исследования. Обостренные органы чувств подсказывали им, что их ожидало.

 

Sahul 60000 лет назад был одним континентом: Австралия и Новая Гвинея


Первооткрыватели ориентировались по звездам. Они хорошо знали созвездия и в качестве доисторического секстанта использовали рыбий хребет. Секстант измеряет угол расположения Солнца или определенной звезды по отношению к горизонту. Этот угол меняется в зависимости от изменения положения судна. Первые мореплаватели использовали эту информацию для вычисления нужного курса.

 

абориген


Колония состояла из пятнадцати пар. Это были люди, которые сами себя выбрали для морские путешествия и не собирались возвращаться. Они были способны спланировать плавание на срок больше недели. Мореплаватели были способны оценить необходимое для этого количество питья и продовольствия, а также построить «
судно
». Занимаясь вместе, как команда они смогли достичь поставленной цели.

 

древние мореплаватели отправились в неизвестность

 

Австралия


Это полное драматизма путешествие через океаны, последовавшее за ним освоение новых колоний на далекой земле, возможно, было самым впечатляющим для себя поиском судьбы в долгой истории человечества, оно ускорило процесс распространения современного человека по Земному шару. 

korabley.net

Первые мореплаватели

Первые плавания через океаны были наиболее впечатляющими ввиду огромных трудностей и тягот, с которыми сталкивались капитаны и экипажи их кораблей. Корабли были тесными, неудобными, грязными, хранить еду свежей было негде. Цинга, заболевание, вызванное недостатком витамина С, представляла серьезную проблему. В конце XV в. Васко да Гама потерял две трети экипажа во время плавания к Индии. Цингу можно предотвратить, питаясь свежими фруктами, и капитан Кук не потерял ни одного человека во время второго кругосветного плавания в 1772 г., обеспечив здоровую диету для своей команды. Еще одной проблемой были чрезвычайно ограниченные возможности навигационных приборов. Полинезийцы определяли близость суши по цвету моря, облакам, появлению птиц или просто по запаху. В Европе методы вычисления широты (расстояния от Северного полюса) были доступны еще в 1480-х гг., но определение долготы (расстояние к востоку или к западу) вызывало затруднения вплоть до XVIII в. С тех пор, как маршруты через океаны проложены, отважным мореплавателям приходится искать других приключений, повторяя маршруты древних путешественников, — например, совершив плавание на «Кон-Тики» или в одиночку на яхте.

Колумб

В 1492 г. Христофор Колумб отплыл из Испании, отчаявшись получить в Португалии средства, необходимые для своей экспедиции. На флагманском корабле «Сажа-Мария» и двух кораблях поменьше с экипажем в 120 человек Колумб пересек Атлантический океан, надеясь отыскать более короткий путь в Азию и дать испанцам преимущество перед португальцами, которые достигали Азии, огибая Африку. Суда Колумба побывали у берегов Багамских островов, а затем у берегов Кубы и Гаити. Во время последующих путешествий Колумб открыл множество других островов Карибского моря, а также берега Центральной и Южной Америки. После смерти Колумба другие исследователи продолжали изучать Новый Свет. В их числе был и Америго Веспуччи, именем которого названа Америка.

«Кон-Тики»

Чтобы проверить теорию о том, что жители Полинезии происходят из Южной Америки и пересекли Тихий океан на бальзовых плотах. Тур Хейердал попытался совершить такое же плавание на плоту «Кон-Тики». Несмотря на то что он успешно преодолел 4000 миль, антропологи и историки доказали позже, что полинезийцы происходят от народов Юго-Восточной Азии.

Навигация

Искусство навигации имеет огромное значение для плавания по океану (см. статью «О Жизни в океане«). Греки изобрели различные приборы, в том числе астролябию, помогающую ориентироваться по звездам. Использование магнитного компаса широко распространилось в XII в. Пользуясь картами, моряки могли определять направление в открытом море. Широту можно вычислить, измеряя угол подъема солнца или звезд над горизонтом с помощью секстанта. Изобретение в 1735 г. хронометра позволило знать точное время на борту корабля, чтобы измерять расстояние от Гринвичского меридиана (Англия) и таким образом определять долготу.

«Дух Сент-Луиса»

Для первых аэропланов океаны представляли такую же преграду, как и для других транспортных средств. Американец Чарльз Линдберг был первым человеком, в одиночку перелетевшим через Атлантический океан без промежуточных посадок. Моноплан с высоко расположенным крылом и одним двигателем был построен специально для полета всего за 60 дней. Линдберг сам помогал собирать первые узлы. Аэроплан получил название «Дух Сент-Луиса» — в честь города, который финансировал этот проект. Линдберг выбрал один двигатель, поскольку хотел свести до минимума число возможных механических поломок. Чтобы облегчить вес, он не взял с собой ни передатчика, ни парашюта — только сандвичи и термос с кофе. В 1927 г. он успешно совершил перелет из Нью-Йорка в Париж за 33 ч 30 мин и завоевал приз — 25 тыс. долларов. Сегодня трансатлантические рейсы занимают около семи часов, а сверхзвуковой «Конкорд» затрачивает на перелет всего три часа

Плавания капитана Кука

Англичанин Джеймс Кук предпринял три плавания вокруг земного шара в 1768-1779гг. Он пользовался новыми навигационными приборами, созданными XVII в., чтобы составить карты побережья Папуа-Новой Гвинеи, Новой Зеландии и Восточной Австралии. Он открыл много островов в северной и южной части Тихого океана, пересекал Северный и Южный полярные круги. Последнее плавание с целью поиска северо-западного прохода близ Ванкувера оказалось неудачным. На обратном пути Кук сделал стоянку у Гавайских островов, открытых ранее. К ужасу товарищей и экипажа, Кук был убит в неожиданно вспыхнувшей схватке с местными жителями.

Одинокий яхтсмен

Джошуа Слокум стал первым человеком, который в одиночку совершил кругосветное плавание на парусном судне. Он покинул Новую Шотландию на маленькой деревянной яхте «Спрей» в 1895 г и вернулся в тот же порт в 1898 г. Плавать в одиночку он продолжал до 1909 г, когда бесследно исчез вместе ссудном.

Чжэн Хэ

Китайский флотоводец XV в. Чжэн Хэ был одним из первых исследователей океана. Он возглавил плавание на джонке от берегов Китая на запад, к Красному морю, к Восточной Африке и на юг, к Индонезии. Океанские джонки его времени были больше любых судов, которые строились тогда в странах Запада.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Великие мореплаватели и их открытия

Временем первооткрывателей новых земель для европейцев стали конец пятнадцатого, шестнадцатый и семнадцатый века. Самые любознательные и непоседливые люди сгруппировались по трём странам: Португалии, Испании и России.

Важнейшие открытия двух столетий

В конце восьмидесятых годов пятнадцатого века великие мореплаватели из Португалии уже обшарили и западное, и южное побережье далёкой Африки, в 1492 году Христофор Колумб доплыл до Багамских, Малых Антильских островов и открыл Америку, и 1497 год тоже стал важным для географических открытий: Васко да Гама обнаружил морской путь в Индию, обогнув Африканский континент. А в 1498 году Колумб, Веспуччи и Омеха стали первооткрывателями Южной Америки, которую они в течение пяти лет изучали, а также Центральную Америку.

Русские великие мореплаватели исследовали в основном Северный Ледовитый океан. Они обошли всю огромную северную Азию, открыли полуостров Ямал и Таймыр, Чукотский полуостров, доказали, что Америка не является продолжением Азии, выйдя из Северного Ледовитого в Тихий океан через Берингов пролив. Эту экспедицию возглавлял великий русский мореплаватель С. Дежнёв, а также Ф. Попов. С 1735 года Харитон и Дмитрий Лаптевы путешествовали по сибирским морям, одно из которых впоследствии было названо их фамилией. Имена великих мореплавателей обычно присутствуют на карте, ими составленной.

Голландец В. Баренц обошёл Новую Землю и Шпицберген. Англичанин Г. Гудзон с соратниками открыл Гренландию, Баффинову Землю, полуостров Лабрадор, Гудзонов залив. Француз С. Шампилен открыл северные Аппалачи и все пять североамериканских Великих озёр. Испанец Л. Торрес побывал в Новой Гвинее. Голландцы В. Янсзон и А. Тасман нанесли на карту Австралию, Тасманию и острова Новой Зеландии.

Кое-что о Колумбе

Загадочным человеком остался для потомков Христофор Колумб. Фото, естественно, не изобрели ещё. Но остались портреты. На них мы видим человека с мудрым взглядом и, казалось бы, далёкого от всякого авантюризма. Вся личность и полная треволнений судьба Христофора Колумба неоднозначны, туманны, об этом можно написать роман-эпопею, и даже там не вместить все перипетии его жизненного пути.

По одной из множества версий, он родился на острове Корсика в 1451 году. На эту тему до сих пор длятся ожесточённые учёные споры: шесть городов Италии и Испании клянутся, что именно там родина Колумба.

Вся его жизнь - легенда. Ясно одно - жил он в Лиссабоне, а перед этим много ходил на кораблях по Средиземному морю. Оттуда, из Португалии, и начались самые главные путешествия Колумба, которых ещё не совершили самые великие мореплаватели мира.

Остров Куба и другие

В 1492 он ступил на остров Куба. Там Колумб нашёл один из самых культурных народов Латинской Америки, построивший огромные здания, ваявший красивые статуи, выращивавший уже знакомый Европе хлопок и совсем неизвестные картофель и табак, которые потом завоевали весь мир. До сих пор на этом острове день рождения Христофора Колумба - национальный праздник.

Первопроходец тропической полосы Атлантики, первым проникший в Карибское море, открывший Южную Америку и перешейки Центральной, нанёсший на карты Багамский архипелаг, Малые и Большие Антильские острова, острова Карибского моря, остров Тринидад, - это всё Христофор Колумб. Фото же обнаруживает красивого мужчину, спокойно взирающего с портрета, без малейшего следа треволнений на лице.

Пусть европейцы утверждают, что в Северную Америку до Колумба путь был проторён викингами из Исландии с одиннадцатого века. В Средневековье идти морем через океан и в десятый раз - невероятно трудно и опасно. И в любом случае, слишком много земель на двух американских континентах, которые до Колумба не открыл никто.

Из посыльных суда - в великие мореплаватели

Фернанд Магеллан был рождён в 1480 году в северной Португалии и в десятилетнем возрасте осиротел. В поисках куска хлеба устроился в королевский суд - рассыльным. А в море он вышел впервые в двадвать пять, хотя море обожал с детства. Магеллану не напрасно снились великие мореплаватели и их открытия. Ему удалось попасть в команду Ф. де Альмейдо, который впервые двинул корабли под флагом Испании на Восток.

Магеллан оказался очень способным учеником, быстро освоил морское дело во всех профессиях. Оставшись в Индии, пожив в Мозамбике, он, наконец, стал капитаном. Можно было возвращаться на родину.

Пять лет он убеждал португальского владыку во всех выгодах восточных экспедиций, но дело на лад не шло, и в 1517 году Магеллан поступил на службу к королю Карлу, пока что первому и испанскому, но в будущем - императору Римской империи.

Кругосветное путешествие

В 1493 году была выпущена Папой Римским булла о том, что открываемые новые земли к востоку - португальские, а к западу - испанские. Магеллан возглавил экспедицию на запад, чтобы привезти доказательства того, что острова, где растут специи, принадлежат Испании.

И это путешествие, имеющее настолько небольшую и меркантильную цель, обернулось первым в мире кругосветным путешествием. Далеко позади остались и великие мореплаватели, и их открытия, которые звали Магеллана в детских снах. Такого плавания не предпринял ещё никто, тем более то, что земля круглая, предполагали в то время далеко не все путешественники.

Магеллан не успел представить миру доказательства своих предположений, он погиб в этой экспедиции - на Филиппинах. Тем не менее, он умер уверенным в своей правоте. Остатки команды вернулись в Испанию только в 1522 году.

Казачий атаман

Семён Иванович Дежнёв - арктический мореход, казачий атаман, землепроходец и первооткрыватель многих географических объектов, родился в поморской семье, на Пинеге, в 1605 году. Казачью службу начал рядовым в Тобольске, затем его перевели в Енисейск, а ещё позднее - в Якутию. Всюду он осваивал новые земли, реки, даже пересёк Восточно-Сибирское море на самодельном коче от устья Индигирки до Алазеи. Оттуда уже с товарищами на двух самодельных судах выдвинулся на Восток.

В дельте Колымы поднялись вверх по реке и основали город Среднеколымск. Через несколько лет экспедиция на восток продолжилась - к Берингову проливу, который ещё около восьмидесяти лет не будет Беринговым: Дежнёв прошёл пролив первым. Самая восточная точка материка - мыс, названный в честь первооткрывателя Дежнёва. Кроме того, остров, бухта, полуостров и село носят его имя. В центре города Великого Устюга в Вологодской области ему установлен памятник. Надёжный был человек. Честный и трудолюбивый. Выносливый. Сильный. Воевал. Из тринадцати ранений - три тяжёлых. Но всегда и во всём стремился к миру.

Южный материк

К семнадцатому веку основные очертания планеты Земля европейцы увидели. Тем не менее, неисследованные области были огромны. Разведать эти территории стремились самые ушлые колонизаторы. Историки так и не разузнали, каким образом обыкновенный голландский селянин Абель Тасман стал моряком, но его путешествия принесли миру неоценимые открытия.

Аристотель ещё до нашей эры был уверен в существовании неведомой южной земли. "Терра австралис инкогнита" ("Неведомая Южная земля"), - обозначил он в своих записках. Вот эту землю и и отправился искать мореплаватель Тасман на парусном судне "Зехаан". В южных широтах природа неприветлива. Ледяной ветер и почти никогда нет солнца. Юг и юго-запад насылает чудовищные штормы. Таких волн не бывает вблизи материка, значит, Южная земля где-то не здесь. И Тасман, поразмыслив, сменил ранее проложенный курс. Впереди была полная неизвестность.

Правильный выбор

После смены курса природа смилостивилась над мореходами - остались в стороне тучи, и солнце быстро обогрело корабль. Вскоре показалась и земля. Так случилось, что Тасман высадился на острове, который будет назван его именем, это значительно южнее материка. Саму Австралию он попросту пропустил. Тасмания была обследована, нанесена на карту. Потом здесь встанет город. А на тот момент делать там больше было нечего - климат неприятный, скалы мрачные, природа дикая, местное население ничего предложить не может.

Тасман отправился дальше. Ему несказанно везло на открытие островов. Следующей была Новая Зеландия. Правда, местные маори встретили Тасмана, как и всех последующих путешественников, недружелюбно. Скорее, даже враждебно. При попытках обследования новой земли несколько членов экипажа были убиты. Поэтому Тасман оставил эту работу потомкам, и "Зехаан" сразу же убыл восвояси. Он не нашёл краткого пути в Чили. Но доказал, что Австралия существует.

fb.ru

Античные мореплаватели. Географические открытия

Не боясь ни Сциллы ни Харибды

Поскольку финикийцы были прославленными мореходами, народы, жившие на берегах Средиземного моря, старательно учились у них. Но финикийцы умели хранить тайны. Боясь конкуренции, они не спешили раскрыть все секреты и даже пугали иноземцев разными страшными историями. Так, например, мифические Сцилла и Харибда, по распространенной версии, – плод буйной фантазии именно финикийских моряков. Вот как описывает этих чудищ Гомер. Скала Сциллы вздымалась высоко, ее острая вершина достигала неба и была вечно покрыта темными облаками. Посреди нее, на высоте, куда не долетают стрелы, зияла жуткая пещера, обращенная на запад: в ней и обитала ужасная Сцилла, оглашая окрестности лаем и визгом.

У страшилища было двенадцать лап, а на косматых плечах подымалось шесть длинных гибких шей, увенчанных головами. Зубы Сциллы были очень острыми и располагались в три ряда. Сидя в своей пещере, чудовище выставляло все шесть голов наружу – так оно выслеживало добычу. Свесив лапы со скалы, Сцилла ловила дельфинов и других морских животных. А когда мимо ее обиталища проходил корабль, монстр разевал пасти и разом похищал с корабля по шесть человек. Харибда же обитала под второй скалой. Незримая водяная богиня три раза в день поглощала и извергала морскую воду, образуя опасный для путешественников водоворот. Сцилла и Харибда охраняли Мессинский пролив – пролив между Сицилией и Италией.

В представлении древних греков море и океан выглядели совсем иначе, чем на самом деле. В описании того же Гомера океан – это величайший в мире поток, в котором берут начало все реки, из него восходят солнце, луна и звезды. Согласно греческим мифам, у входа в океан стоял великий Атлант, который держал на плечах небесный свод – потому-то и называли они океан Атлантическим.

Греки были уверены, что берега океана населяют удивительные народы, а на его просторах затеряны чудесные острова, жизнь на которых напоминает сказку. Гесиод – знаменитый поэт и рапсод, то есть исполнитель эпических поэм, живший в VIII–VII веках до н. э., называл эти острова Блаженными. На них обитали легендарные герои – остатки «расы», которая предшествовала нынешним людям. Множество героев нашли смерть на полях великих сражений, таких как Троянская война, а тем, что остались, Зевс дал место на краю Земли – вдали от людей. Кипящий водоворотами океан окружает эти острова, и нелегко до них добраться. Ничто не нарушает спокойствия островитян – плодородная земля приносит им урожай плодов трижды в год, а плоды там медово-сладкие. Ни забот, ни печали не ведают герои.

Современному человеку трудно понять древних греков: о том, что подобных чудес на Земле нет и быть не может, знает даже ребенок, еще не знакомый со школьным курсом географии. Но в античности и средневековье о дивных островах – Островах Счастливых, Гесперидах и Елисейских полях – писали в научных трудах (и даже снаряжали туда экспедиции, о которых мы расскажем подробно в главе «На путях в Азию»). В отличие от современного человека, всегда скептически настроенного по отношению к тому, что он читает или слышит, люди античности и средневековья доверяли книге. Вообразите, какова была сила авторитета, если в университетах учили, что у мухи восемь лапок – так по ошибке написал Аристотель в трактате «О частях животных», и никто не смел эти лапки пересчитать. Правда, педантичные ученые мужи обычно ссылались на источник, из которого почерпнули сведения о тех или иных народах, но сослаться можно и абстрактно: «говорят, что…». Так, например, Геродот пишет: «К западу от реки Тритона в пограничной с авсеями области обитают ливийцы[9]-пахари, у которых есть уже постоянные жилища. Имя этих ливийцев – максии. Они отращивают волосы на правой стороне головы и стригут их на левой, а свое тело окрашивают суриком. Говорят, будто они – выходцы из Трои. В их земле, да и в остальной части Ливии к западу гораздо больше диких зверей и лесов, чем в области кочевников. Ведь восточная часть Ливии, населенная кочевниками, низменная и песчаная вплоть до реки Тритона. Напротив, часть к западу от этой реки, занимаемая пахарями, весьма гористая, лесистая, с множеством диких зверей. Там обитают огромные змеи, львы, слоны, медведи, ядовитые гадюки, рогатые ослы, люди-песьеглавцы и совсем безголовые, звери с глазами на груди (так, по крайней мере, рассказывают ливийцы), затем – дикие мужчины и женщины и еще много других уже не сказочных животных».

Не боясь чудовищ и неизведанных стран, греки постепенно стали искусными мореплавателями. Это было обусловлено практической необходимостью: ни один город Греции не был удален от моря более чем на 90 км, большинство селений располагалось еще ближе к берегу. А было еще и множество островов и островков, на которых можно было жить вполне комфортно, если, конечно, иметь хорошие суда – ведь надо постоянно подвозить туда товары. А когда Средиземноморье и Причерноморье стало ареной греческой колонизации, колонии – Тарент, Сиракузы, Массалия, Трапезунд, Херсонес Таврический и другие – тоже потребовали регулярного снабжения, ведь многие из них находились от метрополии довольно далеко. Кроме того, колонии надо было защищать. Поэтому греческие корабли способны были выдержать конкуренцию даже с финикийскими. Доказательством тому служит битва при Саламине в 480 году до н. э., когда суда греков – триеры, то есть парусно-гребные корабли с тремя рядами весел, – наголову разбили эскадру персидского царя Ксеркса, часть которой состояла из финикийских кораблей.

Известно также, что греки совершали далекие океанские плавания. Еще в VII веке до н. э. уроженец Самоса Колей, пройдя через Гибралтарский пролив, побывал на западном побережье Испании, в богатом городе Тартесе. А в VI веке до н. э. Эвтимен из Массалии исследовал атлантическое побережье Северной Африки. Но самое знаменитое путешествие совершил в IV веке до. н. э. массалиот Пифей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

МОРЕПЛАВАТЕЛИ ДРЕВНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАЙЯ. Тайны Майя

АТЛАНТИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ: МОРЕПЛАВАТЕЛИ ДРЕВНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАЙЯ

С тех пор как в 1691 году епископ Нуньес де ла Вега впервые открыл древний город Паленке, исследователи строили разные предположения о возможных основателях этого города. Сейчас археологи не сомневаются, что Паленке основали майя, жившие в этих краях в классическую эпоху (VII–IX века). Но есть и другие люди, которые считают, что строительство пирамид было принесено в Америку извне, и даже если их строили действительно аборигены, то проекты, а возможно, и технология, исходили от каких-то пришельцев. Отец Ордоньес, который первым писал о Паленке, полагал, что этот город основали в древности пришельцы из-за Атлантического океана, а их вождем был некий Вотан, чьей эмблемой была змея. В одной из древних книг майя (впоследствии сожженной епископом де ла Вегой) Ордоньес вычитал, будто Вотан и его народ прибыли из страны «Чивим». По пути они останавливались в «Жилище тринадцати» (вероятно, Канары) и на каком-то большом острове (возможно, на Кубе). Они доплыли вдоль побережья Мексики до реки Усумасинты и добрались до Паленке. Говорят, что Вотан и его люди носили длинные одежды и охотно делились своими знаниями с туземцами, которые, судя по всему, приняли чужаков дружелюбно и отдавали им дочерей в жены. Говорят, что Вотан написал книгу, найденную епископом, а также совершил 4 путешествия в родной «Чивим», который Ордоньес считает городом Триполи. Во время одного из этих путешествий Вотан будто бы посетил город, где строили храм, который должен был достать до неба. Епископ Нуньес считает, что имелся в виду Вавилон.

Конечно, профессиональные археологи все рассказы о Вотане считают чистым вымыслом. Правда, рассказы о том, что Вотан имел какое-то отношение к нефриту, вызвали некоторый интерес, когда была открыта усыпальница Пакаля, где нашли нефритовую маску. Кроме того, глядя на рельефные изображения Пакаля и его сына, с их восточными носами и толстыми губами, можно понять, почему Ордоньес считал, что эта династия произошла из Африки. Вдобавок, Пакаль был слишком высок по сравнению со средними индейцами майя, и то же самое можно сказать о человеке, чей скелет нашли в недавно открытой гробнице[111]. Все это заставляет задуматься, не было ли каких-то реальных оснований под легендой о Вотане и не мог ли сам Пакаль происходить от этого Вотана. Следует отметить, что среди археологов прочно утвердилось мнение, исключающее постороннее влияние на культуру индейцев Центральной Америки до Колумба; но это мнение оспаривается специалистами в других областях.

Идея о том, что аборигены Мексики обязаны строительством пирамид внешнему влиянию, поддерживают такие исследователи, как Карлос де Сигвенца и его друг, итальянский путешественник и писатель Джованни Карери. Сигвенца считал, что большинство индейцев — потомки племен, пришедших с северо-запада и, возможно, из Азии, и, по крайней мере, часть этих иммигрантов приплыла на кораблях из-за Атлантического океана. Они-то и привезли в Америку традицию строить пирамиды, вместе с другими обычаями. Карери вторил ему и подчеркивал: еще Аристотель знал, что карфагеняне совершали путешествия за пределы «Геркулесовых столбов» (Гибралтарского пролива).

О карфагенских влияниях с тех пор много писали, и это не случайно. Географическое положение Карфагена в Северной Африке было очень удобным и выгодным, а большое количество плодородной земли в этом районе обеспечивало опору на собственные источники продовольствия. Но, как и в случае со средневековой Венецией, процветание Карфагена во многом зависело от морской торговли, и карфагеняне, потомки финикийцев, были отличными мореплавателями. Геродот отмечал, что они плавали вокруг Африки за 2000 лет до того времени, как это сделал Васко да Гама. У них также были торговые колонии в разных странах, включая Мемфис, Иерусалим, Вавилон. Охраняя свою торговую монополию, карфагеняне держали в тайне торговые пути, выходившие за пределы Гибралтарского пролива. Они также контролировали торговлю в западном Средиземноморье, а иностранным судам без их разрешения нельзя было двигаться на запад дальше Сардинии. Чтобы поддержать такой статус, Карфагену был нужен могучий флот, которым эта страна и располагала. Но эта политика ограничений свободы торговли привела к конфликту между Карфагеном и Римом, его самым могущественным врагом.

Карфагенская империя была обширной и включала в себя часть Испании, северо-западной Африки, а за Гибралтарским проливом. у них были колонии на Мадейре и на Канарских островах. Плавали карфагеняне и в Британию, где в те времена добывали много олова, которое тогда использовали для получения бронзы, а из нее делали оружие. Это обстоятельство, очевидно, более всего и стало причиной конфликта Карфагена и Рима.

Сейчас многое, что касается Карфагена, уже забыто, но говорят, что население их столицы было огромным по тому времени — до миллиона человек. Во время римско-пунических (то есть карфагенских — пер.) войн особенно прославился карфагенский полководец Ганнибал, который, чтобы вторгнуться в Италию, перешел с войском (включавшим боевых слонов) через Альпы. Разгром его войска Сципионом в 202 году до н. э. был смертельным ударом для Карфагенской империи и одновременно — началом римской гегемонии в Средиземноморье. Но карфагеняне были не первыми, кто выходил на кораблях из Средиземного моря в океан. Задолго до них международную торговлю держали в руках их предки — финикийцы. Их главным портом был Ханаан на палестинском побережье. Этот семитский (как и их соседи-израильтяне) народ, видимо, поставил немало строительных материалов для создания Соломонова храма в Иерусалиме. Когда их страна стала испытывать на себе все больший натиск со стороны ассирийцев, вавилонян, позже — персов, затем — эллинов, они решили создать на Западе новый город, Карфаген.

Но и до возвышения Карфагена у финикийцев были колонии за пределами Средиземного моря. Важнейшая из них находилась в южной Испании и была известна под названием Тартесс (Таршиш). Здесь находился порт, из которого уходили в океан большие корабли, специально предназначенные для таких плаваний, на которых ходили в море очень искусные и опытные моряки, широко известные в древнем мире. Они, в частности, возили на кораблях серебро, добывавшееся в северо-западной Испании, а также слоновую кость и рабов из Западной Африки. Неудивительно, что корабли и моряки из Тартесса пользовались славой: ведь цель этого флота состояла в том, чтобы плавать по Атлантике, а не по Средиземному морю. Этот порт был идеальным для плавания за пределами Европы. Если древняя Троя считалась воротами, связывавшими Европу и Азию, то Тартесс (Таршиш) открывал дорогу на просторы Атлантического океана — именно это принесло порту и городу славу и богатство. Если учесть размах морской торговли и желание хозяев исследовать новые земли в поисках новых рынков, то было бы странно, если бы капитаны этих финикийских кораблей никогда не пересекали Атлантический океан, а для них это было не труднее, чем для Колумба (как и он, они умели пользоваться попутным ветром и морскими течениями). А если учесть, что люди и теперь частенько пересекают Атлантику на маленьких суденышках, вроде гребных лодок, то нелепо было бы отрицать, что и древние мореходы были способны на нечто подобное, если они располагали океанскими судами. А если учесть, что торговцы тогда нередко держали в секрете источники ценных товаров, то не исключено, что часть серебра в древнем мире была привезена из Мексики.

После поражения Ганнибала, по мирному договору 202 года до н. э. Карфаген потерял право на большой флот и все владения вне Африки. Для торговой империи это была катастрофа, и нет ничего невозможного в том, чтобы какая-то часть флотоводцев после этого увела корабли на запад для создания новой колонии (недавно, как увидим, появились данные, что, возможно, так и было). Так что история Вотана, вполне возможно, не была мифом — он мог быть эмигрантом из Карфагена.

Но даже если предполагаемый основатель Паленке действительно был карфагенянином, ливийцем или римлянином, то это все же не объясняет ни особенностей календаря майя, ни того, почему они начинали летосчисление с 3114 года до н. э. Все указанные империи древнего мира сложились лишь в первом тысячелетии до н. э. Но мореплаватели одной торговой державы, а именно Египта, плавали в Средиземном море и за его пределами задолго до расцвета Финикии. В надписях времен Хатшепсут (около 1400 года до н. э.) говорится о торговле с какой-то дальней страной. Обычно считается, что это область Сомали на Африканском роге, но это также могла быть Южная Аравия или даже Индия. Никто пока не предполагал, что это была Америка, но, по крайней мере, эти данные говорят о том, что египтяне не были таким замкнутым народом, как часто думают. Задолго до Хатшепсут, в 2700–2200 годы до н. э., как теперь известно, египтяне умели сооружать первоклассные корабли. Изображения их есть на многих настенных рисунках, и кроме того, археологи нашли почти такие же суда, которые были зарыты недалеко от пирамиды в Гизе. Один из них, очень хорошо сохранившийся, был реставрирован и хранится в специальном музее у южной стороны пирамиды. Правда, эти суда предназначались для плавания по рекам, анев открытом море, но все же это лишнее доказательство того, что в эпоху Пирамид в Египте были искусные мастера, способные строить большие корабли.

Но не только такие деревянные корабли умели строить в Древнем Египте. Судя по некоторым изображениям и надписям на стенах усыпальниц, относящихся, по крайней мере, к середине III тысячелетия до н. э., у египтян были суда из стеблей папируса. Дерева в Египте тогда не хватало, но папируса всегда было достаточно, и использовали его не только для письма. Стебли папируса не тонут в воде, а потому из него стали сначала делать плоты для плавания по Нилу, а к эпохе Пирамид научились строить суда, пригодные для плавания в открытом море. Подобные корабли, оснащенные всем необходимым для своего времени снаряжением, изображены на стенах усыпальниц вблизи пирамид.

Для древних египтян не было невозможным пересечь Атлантический океан и приплыть в Америку на папирусных судах. Возможность эта была даже проверена на практике. В 1970 году норвежец Тур Хейердал вместе с друзьями вышел в открытое море на папирусном судне, сделанном на основе древнеегипетских рисунков. Ранее он совершил путешествие, доказав, что можно доплыть на деревянном плоту от Южной Америки до острова Пасхи[112]. Тогда же путешественник узнал, что индейцы с озера Титикака плавали на папирусных лодках, и обратил внимание, что они очень похожи на те, которыми пользовались туземцы с озера Тана у истоков Голубого Нила. Решив, что такое сходство не было случайным, Хейердал поставил себе цель доказать, что таким образом люди в далеком прошлом могли пересекать Атлантический океан. Он полагал, что древние египтяне могли принести на берега озера Титикака не только технику постройки папирусных лодок, но и технические идеи, касающиеся строительства пирамид.

Только со второй попытки Хейердалу и его спутникам удалось без Посторонней помощи проплыть от Африки до острова Барбадос в Вест-Индии за 57 дней (всего около 6000 километров; при этом их лодка Pa-II осталась почти неповрежденной. Так было доказано, что древнеегипетские моряки эпохи Пирамид в принципе могли пересечь Атлантический океан.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Секреты древних мореплавателей. Века и воды

Секреты древних мореплавателей

Судно «АЛКОА — морской зонд» может брать на борт экспедицию в 50 человек. Длина судна 75 метров, ширина —17 метров, осадка — 4 метра. В самом центре корабля находится прямоугольный, размером 4 на 12 метров, «колодец» — проем, открывающийся в море, а над ним — подъемный кран, способный осилить груз до 400 тонн. С помощью крана в «колодец» и опускаются трубы, оснащенные головкой с гидролокаторами, теле- и фотокамерами. Так устроена эта первая в мире «плавучая лаборатория» археологов-подводников. Океанографы, как вы, вероятно, знаете, имеют в своем распоряжении суда, превращенные в настоящие «плавающие институты». Недалеко то время, когда и у археологов будет не одно судно, а флотилия. С ее помощью можно будет вести поиски в пучинах океана. И это позволит сделать множество новых открытий, стереть «белые пятна» в истории древнего судоходства.

Любая книга по истории античного мира не обходится без упоминания триремы (или триеры, если употреблять греческое, а не римское название этого судна). В течение четырехсот лет это был самый распространенный в Средиземном море тип военного корабля. Тем не менее до сих пор мы не знаем точно, как же выглядела эта трирема!

Вот другой пример. Суда античности, особенно военные, были гребными. Как располагались гребцы и весла на древних боевых судах? Об этом вот уже целый век ведут споры ученые… К согласию они по сей день так и не пришли. Спор будет решен лишь после того, как на дне удастся найти затонувший военный корабль (все античные корабли, обнаруженные до сих пор, как вы уже знаете, являются торговыми судами).

Однако и то немногое, что мы узнаем о древнем мореплавании и технике судостроения, изучая затонувшие корабли, вызывает порой удивление и восхищение. Оказывается, многие «открытия» строителей судов давным-давно были известны в древности!

Днище корабля, сделанного из дерева, обрастает моллюсками. Они постепенно разъедают дерево, и в конце концов судно погибает или идет на слом. В XVI веке, веке кругосветных путешествий, догадались обшивать днище листами свинца. Раскопки под водой показали, что древним грекам и римлянам этот «секрет» был известен. Еще до наступления нашей эры они применяли свинцовую обшивку. И даже брали на борт корабля плавильные котлы, чтобы произвести ремонт.

В 1851 году Британское адмиралтейство запатентовало модель якоря с так называемым подвижным штоком. Но вот со дна озера Неми поднимают античную яхту. И оказывается, что изобретение это надо было патентовать 1800 лет назад. Ибо яхты становились на якоря с подвижным штоком, очень похожим на тот, что изобрели англичане.

Древние якоря археологи изучают особенно внимательно, будь это простые глыбы камня с отверстием, просверленным в середине, или сложные якоря со штоком. Ведь затонувшие якоря — это своеобразные ориентиры морских дорог античности, возле них очень часто удается отыскать затонувшее судно и его груз.

Чем больше судно, его размеры и грузоподъемность, тем больше и надежнее должен быть его якорь. Размеры древних якорей достигают нескольких метров! А вес их доходит почти до тонны. Например, только свинцовые части якоря судна, затонувшего с грузом статуй и мраморных плит у Махдии, весят 700 килограммов. Чтобы поднять такие гигантские якоря, сил людских недостаточно, нужна лебедка. И действительно, среди обломков погибших кораблей археологи часто находят и остатки лебедок.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о