Содержание

основные понятия, примеры и способы различия.

Природа – это окружающий нас мир со всеми его обитателями и явлениями. Именно она всегда выступала главным объектом для исследований и научных экспериментов, за счет чего многие школьники сегодня изучают естественные науки.

Однако с малых лет каждому ребенку необходимо донести, что такое объекты неживой природы, чтобы он мог правильно воспринимать окружающую действительность. О методах, описаниях и примерах такой трактовки мы поговорим в этой статье.
 

Что такое неживая и живая природа?

Реклама

 
В привычном понимании человека природа – это цветы, солнце, животные, растения и ископаемые. В общем, это естественный мир, который был создан без участия человека или инновационных технологий. Однако в научном понимании этот термин объясняется гораздо шире: природой обозначают все явления и предметы, которые нас окружают. И для того, чтобы разграничить понятия, следует подробно разобрать каждое из них.

Компоненты природы – это атмосферный воздух, околоземное космическое пространство, земля, поверхностные воды, почва, растительный мир, недра, животный мир, подземные воды, озоновый слой атмосферы и прочие организмы, которые в совокупности создают благоприятные условия для обеспечения постоянной жизни на планете Земля.

При этом объекты живой природы – это вся флора и фауна: все животные на планете, растения всех классов и видов, бактерии, грибы. Также в это понятие включен человек. При этом природа без человека может существовать в первозданном виде, примерами чему выступают необитаемые острова со своей экосистемой, а также астрономические объекты (планеты, спутники и пр.).


 

Что такое неживая природа?

 
Неживой мир – это различные вещества, а также поля, обладающие энергией. Она представлена несколькими уровнями организации: от элементарных частиц, химических элементов и атомов до небесных тел и Вселенной. Под этим термином понимают все объекты, образовавшиеся без человеческого вмешательства и состоящие из материи или поля. Важным отличием является то, что объекты неживой природы устойчивы, статичны и слабо изменчивы. Камни, горы, вода, атмосфера – это все существует миллиарды лет и крайне медленно подвергается изменениям.


 

Как объяснить ребенку 2 класса различия?

 
Чтобы наглядно рассказать и показать школьнику примеры и объекты живой и неживой природы можно опираться на такие факты:

  1. Чтобы поддерживать процессы жизнедеятельности, представители живого мира нуждаются в получении энергии извне – например, растениям и животным нужен солнечный свет, чтобы правильно развиваться.
  2. Живые организмы сложно устроены, их биологическая система поддерживает жизнедеятельность благодаря важным процессам. Они могут развиваться, дышать, размножаться, стареть и умирать. Несмотря на то, что трудно заметить, как дышит растение, этот процесс все равно присутствует на молекулярном уровне.
  3. Объекты живого мира могут передвигаться, проявлять реакции на внешние раздражители. К примеру, если тронуть животное – оно убежит либо нападет, в отличие от каменных пород, которые не сдвинутся с места.
  4. В конце концов, многие представители живого мира могут мыслить и имеют рефлексы, помогающие им выжить.

Таким образом, мы рассмотрели, что представляет собой мир живой и неживой природы. Главное что стоит помнить, что обе сферы тесно взаимосвязаны. Материя, вещества, энергия – все это позволяет развиваться и жить всем организмам на Земле, создавая единую экосистему.

otvetkak.ru

Что относится к неживой природе, а что - к живой?

Недавно помогал сыну с домашним заданием именно на эту тему, а потому кое-как разбираюсь в этом вопросе 🙂 Несмотря на все разнообразие окружающего мира, разобраться в том, что же такое живое и неживое достаточно просто.

Что такое природа

Все, что вокруг, и не является результатом деятельности человечества, называется природой. Это достаточно объемное понятие, включающее в себя как живые, так и неживые объекты. Но как отнести объект к первой или второй группе? На этот вопрос наука дает определение, что живым может выступать объект, соответствующий следующим признакам:

  • питание;
  • рост;
  • дыхание;
  • воспроизведение.

Следовательно, к другой группе относятся объекты природы, пребывающие в статичном состоянии, другими словами — неизменном. К этой группе относятся, например:

  • облака;
  • камни;
  • ветер;
  • воздух и так далее.

Стоит отметить, что невзирая на, казалось бы простоту, неживая природа играет важную роль, более того — благодаря ей появилась жизнь. При этом все представители мира живого существуют благодаря объектам неживой природы, а по завершении жизненного цикла становятся ее объектами. Например, во время листопада листья уже не являются частью живого.

Неживая природа

Объекты, что входят в эту группу, достаточно разнообразны, и находятся в таком количестве, что их изучением и классификацией занимается не одна наука, а сразу несколько. Согласно общепринятой классификации, все множество неживых объектов разделяют на 3 группы:

  • газообразные вещества — например, атмосфера. По сути, крупнейший объект неживого происхождения;
  • твердые тела — горы, льды, камни и так далее;
  • жидкие тела — другими словами, текучие вещества. Лава вулканов, туманы и капли дождя.

Среди всего разнообразия ключевыми компонентами неживой природы, благодаря которым возможна жизнь, являются:

  • Солнце;
  • почва;
  • вода;
  • воздух.

Живая природа

Главным признаком, позволяющим отнести объект к живой природе, является совершение организмом жизненного цикла. Он включает в себя:

  • рождение и развитие;
  • воспроизведение;
  • питание;
  • движение;
  • дыхание;
  • умирание.

Объекты этих двух групп постоянно пребывают в тесном взаимодействии, при этом объекты влияют друг на друга. Например, все, что дышит — зависит от объекта неживой природы — воздуха, ключевую роль в синтезе которого играют живые объекты — растения.

travelask.ru

Живое и неживое | Дистанционные уроки

05-Июл-2013 | Нет комментариев | Лолита Окольнова

Помните, в детстве была такая игра: «Живоенеживое«?

 

 

Биология — это наука о живых организмах «науку о живых организмах», поэтому  прежде всего надо  определить такие понятия, как «живое» и «неживое».

 

Вообще, граница между живым и неживым достаточно условна..на эту тему есть много теорий и мнений…

 

Для начала определимся, что такое “организм”.

 

Это просто. Организм — это любой живой объект: животное, растение, даже бактерия!

 

А “неживой”? Это скалы, камни, вода…

 

 
А вирусы? Вирусы могут быть в активной — живой форме, а могут в виде кристаллов находиться под землей или в ледниках сотни лет…

 

Уже надо определить, что такое “жизнь”.

 

Отличие живого от неживого

 

Каковы признаки  живых организмов, каковы основные признаки живого? В каком случае мы четко можем определить, к какому типу отнести систему?

 

Одна моя знакомая писательница считает, что признак живого — душа. Красиво, конечно, но не научно, а биология — это наука.

 

Основные признаки живого

 

1. Клеточное строение.

 

Почти все организмы состоят из  клеток. Каждая клетка — “кирпичик” живого организма, и то как организм живет — скоординированные функции всех его клеток.

 

Организмы могут быть одноклеточные — некоторые водоросли или бактерии, или многоклеточные — человек, например.

 

А вот вирусы не считаются клеточной формой жизни. Они легко встраиваются в чужие клетки, а могут вообще кристаллизоваться и  веками в таком состоянии находиться.

 

2. Обмен веществ и энергии (метаболизм)

 

Во всех живых организмах происходит обмен веществ.

 

Метаболизм   — набор химических реакций, которые возникают в живом организме для поддержания жизни. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды

 

В животных и растениях — само собой; у вирусов, когда они в активной форме, обмен веществ тоже есть; а вот у воды и камней — нет. (Есть гипотеза, что у камней тоже есть обмен веществ, но оооочень медленный)

 
3. Способность к самостоятельному самовоспроизведению
 
Все живое размножатеся тем или иным способом ( половым или бесполым). Вмрусы не способны размножаться самостоятельно, т.е. вне клетки носителя.
 
4. Наследственность и изменчивость
 

Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству

Изменчивость

 — разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм

 

Это ключевые понятия генетики и эволюции. Наследственность бывает разных видов (хромосомная и внехромосомная), но она характерна даже для вирусов. Для живых организмов изменчивость определяет способность к адаптации.

 

Вирусы, кстати, способны к мутациям гораздо в бóльшей степени, чем другие организмы, которых биология относит к живым клеточным системам.

 
5. Раздражимость
 

Это способность живого организма реагировать на внешнее воздействие окружающей среды изменением своих физико-химических и физиологических свойств, фундаментальное свойство живых систем: её наличие — классический критерий, по которому отличают живое от неживого

 

Ни в коем случае не путать с рефлексом! Рефлекс характерен для многоклеточных — у них это ответ нервной системы.

 
6. Саморегуляция (гомеостаз)
 

Это свойство систем в результате реакций, компенсирующих влияние внешнего воздействия, сохранять внутреннюю стабильность на определённом, относительно постоянном уровне.

 

Считается, что это свой ство присуще клеточным структурам. Самый классический пример саморегуляции — поддержание постоянной температуры тела теплокровными животными.

 
6. Рост и развитие
 

У растений рост считается неограниченным, в отличие от животных и человека, развитие — онтогенез — это преобразования организма от момента рождения и до смерти, изменения организма, причем не только морфологические, но и физиологические, и биохимические.

 

7. Открытость

 

В экологии часто говорят об открытости экосистемы. Здесь то же самое, но на клеточном и организменном уровне. Все живое получает питательные вещества и энергию извне. В процессе обмена веществ, роста и развития организмы выделяют в окружающую среду продукты своего обмена веществ и тепло.

 
8. Общий химический состав
 

Все живое ( идаже системы, которые не относят к клеточным) имеет генетический материал ( нуклеиновые кислоты) и другие органические вещества: белки, липиды и углеводы.

 

9. Гомогенность (однородность)

 

Живые организмы не гомогенны, они состоят из различных частей, выполняющих различные функции; т.е. сложно организованны.

 

У неживых систем есть гомогенность — у воды, например, состав не меняется.

 

Давайте подведем итог:

 

Основные признаки клеточных живых организмов

 

  1. обмен веществ
  2. клеточное строение
  3. способность к самовоспроизведению
  4. раздражимость

 

 


 

 

 

Еще на эту тему:

Обсуждение: "Живое и неживое"

(Правила комментирования)

distant-lessons.ru

Чем живые организмы отличаются от неживых?

Некоторые родители только запутывают в этом детей. Мне мама постоянно твердила: «Не кидай мишку, ему же больно!».Закончилось это довольно забавно – я решила, что кровать тоже живая. И отказывалась ложиться туда спать – кроватке же будет тяжело. Тут-то родители спохватились, проведя мне небольшую лекцию о том, чем живые организмы отличаются от неживых.

Живое или неживое – как же разобраться

Итак, какие же признаки живых организмов я узнала от родителей:

  • Движение.
  • Реакции на внешнюю среду.
  • Дыхание.
  • Рост.
  • Размножение.
  • Питание и выделение.

Разберусь в этом немного подробнее – на конкретных примерах.

Движение

Начну с движения. Иной раз нам кажется, что некоторые организмы не движутся. Те же цветы – смотришь на него, а он разве что от ветра качается. Сразу приходит в голову мысль о том, что где-то закралась ошибка – то ли этот признак лишний, то ли растения не являются живыми организмами.

Но цветы все-таки движутся. Можно понаблюдать за одуванчиками – во время дождя они закрывают свои головки, открывая их, только если солнышко выглядывает обратно.

Да и другие растения старательно ловят солнечные лучи. Могут даже поворачиваться на солнечную сторону. Это также можно считать примером реакции на окружающую среду – ведь растения меняют свое поведение, когда внешние условия меняются. Работает это для всего живого.

Дыхание, питание и выделение

Живые организмы могут многое – но им нужна энергия. И, как ни странно, берется она из воздуха. Это не означает, что они генерируются из пустоты. В воздухе содержатся различные газы. При помощи дыхания они попадают в организм, активизируя работу его клеток.

Человеку и животным необходим кислород. А растения, наоборот, сами выделяют его, поглощая другой газ – углекислый.

Также важный источник энергии – пища. Из нее мы получаем все необходимое, а излишки выделяются при походе в туалет.

Размножение и рост

Живые существа изменчивы. Они растут, изменяются и со временем умирают. И, конечно же, хочется передать свои гены дальше. Для этого требуется оставлять потомство – размножаться. Способы есть самые разные, но результат один – новый организм.

travelask.ru

Отличия живого от неживого: в чем разница?

Казалось бы, отличия живого от неживого видны сразу. Однако все не совсем просто. Ученые утверждают, что такие основные навыки, как питание, дыхание и общение между собой, является признаком не только живых организмов. Как полагали люди, жившие во времена каменного века, живым можно назвать все без исключения. Это и камни, и трава, и деревья.

Словом, вся окружающая природа может быть названа живой. Тем не менее современные деятели науки выделяют более четкие отличительные признаки. При этом очень важным является фактор совпадения абсолютно всех черт организма, источающего жизнь. Это нужно для того, чтобы досконально определить отличия живого от неживого.

Сущность и основополагающие черты живого организма

Банальная интуиция позволяет каждому человеку приблизительно провести параллель между живым и неживым.

Тем не менее иногда у людей появляются затруднения с тем, чтобы грамотно выявить основные отличия живого от неживого. По словам одного из гениальных писателей, живое тело полностью состоит из живых организмов, а неживое - из неживых. Кроме таких тавтологий в науке имеются тезисы, более точно отражающие суть поставленного вопроса. Как ни прискорбно, но и эти самые гипотезы не в полной мере дают ответы на все существующие дилеммы.

Так или иначе, отличия живых организмов, тел неживой природы до сих пор изучаются и анализируются. Весьма широкое распространение, к примеру, имеет рассуждение Энгельса. Мнение его гласит, что жизнь буквальным образом не сможет продолжаться без процесса обмена веществ, свойственного белковым телам. Этот процесс, соответственно, не может происходить без процесса взаимодействия с объектами живой природы. Тут приводится аналогия горящей свечи и живой мыши или крысы. Различия в том, что мышь живет за счет процесса дыхания, то есть за счет обмена кислорода и углекислого газа, а в свече всего лишь осуществляется процесс горения, хотя эти объекты и находятся на одинаковых стадиях жизни. Из этого наглядного примера следует то, что взаимный обмен с природой возможен не только в случае с живыми объектами, но и в случае с неживыми. Исходя из изложенной выше информации, обмен веществ нельзя назвать основным фактором классификации живых объектов. Это показывает, что точно определить отличия живого от неживого организма является очень трудоемкой миссией.

До умов человечества эта информация дошла весьма давно. По словам философа-испытателя из Франции Д. Дидро, вполне реально понять то, что такое одна крохотная клетка, и весьма большой проблемой является то, чтобы вникнуть в суть целого организма. По мнению многих ученых, только сочетание конкретных биологических характеристик может дать понятие о том, что такое живой организм и в чем отличие живой природы от неживой.

Список свойств живого организма

К числу свойств живых организмов относятся:

  • Содержание необходимых биополимеров и веществ, несущих наследственные признаки.
  • Клеточное строение организмов (все, кроме вирусов).
  • Энергетический и вещественный обмен с окружающим пространством.
  • Способность к репродукции и размножению подобных себе организмов, которые несут наследственные признаки.

Резюмируя все описанные выше сведения, стоит сказать, что умеют питаться, дышать, размножаться только живые тела. Отличие неживых в том, что они могут лишь существовать.

Жизнь - это код

Можно сделать вывод о том, что основой всех процессов жизнедеятельности являются белки (протеины) и нуклеиновые кислоты. Системы с наличием таких компонентов являются сложно организованными. Самое короткое и, тем не менее, емкое определение было выдвинуто известным ученым-биологом из Америки по фамилии Типлер, ставшим создателем издания под названием «физика бессмертия». По его словам, живым существом можно признать только то, в составе которого есть нуклеиновая кислота. Также, по мнению ученого, жизнь является определенного рода кодом. Придерживаясь этого мнения, стоит предположить, что, лишь поменяв этот код, можно добиться вечной жизни и отсутствия нарушений здоровья человека. Нельзя сказать о том, что эта гипотеза нашла отклик у всех, но все же некоторые ее последователи появились. Это предположение создано с целью обособления способности живого организма накапливать и обрабатывать информацию.

Принимая во внимание то, что вопрос отличия живого от неживого по сей день остается предметом многочисленных дискуссий, к проведенному исследованию имеет смысл добавить подробное рассмотрение структуры элементов живого и неживого.

Наиболее важные свойства живых систем

Из самых важных свойств живых систем многие профессора биологических наук выделяют:

  • Компактность.
  • Способность делать порядок из существующей хаотичности.
  • Вещественный, энергетический и информационный обмен с окружающим пространством.

Большую роль играют так называемые «петли обратной связи», которые образуются внутри автокаталических взаимодействий.

Жизнь значительно превосходит иные разновидности существования материала в плане разнообразия химических составляющих и динамики процессов, которые протекают в живом олицетворении. Компактность структуры живых организмов является следствием того, что молекулы жестко упорядочены.

В составе неживых организмов клеточная структура проста, чего не скажешь о живых.
Последние имеют прошлое, что обосновано клеточной памятью. Это также существенное отличие живых организмов от неживых.

Жизненный процесс организма имеет непосредственную связь с такими факторами, как наследственность и изменчивость. Что касается первого случая, признаки передаются молодым особям от более старших, и мало подвержены влиянию окружающей среды. Во втором же случае все наоборот: каждая частичка организма изменяется благодаря взаимодействию с факторами окружающего пространства.

Начало земной жизни

Отличия живых объектов природы, неживых организмов и прочих элементов волнуют умы многих ученных. По их словам, о жизни на земле стало известно с того момента, как только появилось понятие того, что такое ДНК и зачем оно создано.

Что касается информации о переходе простых белковых соединений к более сложным, достоверных данных по этому поводу пока не получено. Существует теория о биохимической эволюции, но она представлена лишь в общих чертах. Эта теория гласит, что между коацерватами, являющимися по природе сгустками органических соединений, могут «вклиниваться» молекулы сложных углеводов, что приводило к образованию простейшей клеточной мембраны, которая давала коацерватам стабилизацию. Как только к коацервату присоединялась молекула белка, появлялась другая подобная клетка, имеющая способность к росту и дальнейшему делению.

Самым трудоемким этапом процесса доказательства этой гипотезы считается аргументация способности живых организмов к делению. Нет сомнений в том, что в модели появления жизни будут входить и другие знания, подкрепленные новым научным опытом. Однако чем более сильно новое превосходит старое, тем сложнее становится фактически объяснить то, каким именно образом появилось это самое «новое». Соответственно, тут речь всегда будет идти о приблизительных данных, а не о конкретике.

Процессы творения

Так или иначе, следующей важной стадией сотворения живого организма является воссоздание мембраны, защищающей клетку от пагубных факторов внешней среды. Именно мембраны являются начальным этапом в появлении клетки, служащей отличительным ее звеном. Каждый процесс, являющийся особенностью живого организма, протекает внутри клетки. Огромное количество действий, служащих основой жизнедеятельности клетки, то есть обеспечение необходимыми веществами, ферментами и прочим материалом, происходит внутри мембран. Очень важную роль имеют в данной ситуации ферменты, каждый из которых отвечает за определенную функцию. Принцип действия молекул ферментов - в том, что к ним тотчас же стремятся присоединиться другие активные вещества. Благодаря этому реакция в клетке происходит практически в мгновение ока.

Клеточное строение

Из начального школьного курса биологии ясно, что за синтез белков и других жизненно важных составляющих клетки ответственность несет преимущественно цитополазма. Практически любая клетка человека способна осуществлять синтиез более чем 1000 различных протеинов. По величине эти клетки могут быть как в 1 миллиметр, так и в 1 метр, примером таковых являются составляющие нервной системы человеческого тела. Способностью к регенерации обладает большинство видов клеток, однако есть и исключения, которыми являются уже упомянутые нервные клетки и мышечные волокна.

С того мгновения, как впервые зародилась жизнь, природа планеты Земля беспрестанно развивается и модернизируется. Эволюция тянется уже несколько сотен миллионов лет, тем не менее все тайны и интересные факты не раскрыты до сей поры. Формы жизни на планете подразделяются на ядерные и доядерные, одноклеточные и многоклеточные.

Одноклеточные организмы характеризуются тем, что все важные процессы происходят в одной-единственной клетке. Многоклеточные же, напротив, состоят из множества одинаковых клеток, способных к делению и автономному существованию, но, тем не менее, скомпонованных в единое целое. Многоклеточные организмы занимают огромное пространство на Земле. К этой группе относят и людей, и животных, и растения, и многое-многое другое. Каждый из данных классов делится на виды, подвиды, роды, семейства и прочее. Впервые знания об уровнях организации жизни на планете Земля были получены из опыта живой природы. Следующий этап имеет непосредственное отношение к взаимодействию с живой природой. Также стоит детально изучить все системы и подсистемы окружающего мира.

Организация живых организмов

  • Молекулярная.
  • Клеточная.
  • Тканевая.
  • Органная.
  • Онтогенетическая.
  • Популяционная.
  • Видовая.
  • Биогеоцентрическая.
  • Биосферная.

В процессе изучения простейшего молекулярно-генетического уровня достигнут наивысший критерий осведомленности. Хромосомная теория наследственности, анализ мутаций, подробное изучение клеток, вирусов и фагов послужили основанием для вскрытия основополагающих генетических систем.

Примерные знания о структурных уровнях молекул были получены посредством влияния открытия клеточной теории о строении живых организмов. В середине 19 века люди не знали о том, что организм состоит из множества элементов, и считали, что на клетке все замыкается. Тогда ее сравнивали с атомом. Знаменитый ученый того времени из Франции Луи Пастер предположил, что самое важное отличие живых организмов от неживых - молекулярное неравенство, свойственное только живой природе. Ученые назвали это свойство молекул хиральностью (термин переведен с греческого и означает «рука»). Такое название было дано ввиду того, что это свойство напоминает отличие правой руки от левой.

Одновременно с подробным изучением белка ученые продолжали раскрывать все тайны ДНК и принципа наследственности. Наиболее актуальным этот вопрос стал в тот момент, когда пришло время выявить отличие живых организмов от неживой природы. Если при определении границ живого и безжизненного руководствоваться научным методом, вполне можно столкнуться с рядом определенных затруднений.

Вирусы – кто они?

Есть мнение о существовании так называемых пограничных этапов между живым и неживым. В основном биологи спорили и спорят до сих пор на предмет происхождения вирусов. Отличие вирусов от обычных клеток состоит в том, что они могут размножаться только с целью навредить, но не с целью омолодить и продлить жизнь индивидуума. Также вирусы не имеют возможности обмениваться веществами, расти, реагировать на раздражающие факторы и так далее.

Вирусные клетки, находящиеся вне организма, обладают наследственным механизмом, тем не менее в их составе нет ферментов, являющихся своеобразным фундаментом полноценного существования. Потому такие клетки могут существовать только благодаря жизненной энергии и полезным веществам, забираемым у донора, которым является здоровая клетка.

Основные признаки отличия живого от неживого

Любой человек, не обладая специальными знаниями, может увидеть, что живой организм чем-то да отличается от неживого. Особенно это очевидно, если рассматривать клетки под лупой или линзой микроскопа. В строении вирусов найдется всего лишь одна клетка, наделенная одним набором органоидов. В составе обыкновенной же клетки, напротив, имеется много всего интересного. Отличие живых организмов от неживой природы заключается в том, что в живой клетке можно проследить строго упорядоченные молекулярные соединения. В перечень этих самых соединений входят белки, нуклеиновые кислоты. Даже вирус имеет оболочку из нуклеиновой кислоты, несмотря на то что не имеет остальных «звеньев цепи».

Отличие живой природы от неживой очевидно. Клетка живого организма обладает функциями питания и обмена веществ, а также способностью дышать (в случае с растениями - еще и обогащать пространство кислородом).

Еще одна отличительная способность живого организма заключается в самовоспроизведении с передачей всех неотъемлемых наследственных особенностей (к примеру, тот случай, когда ребенок рождается похожим на кого-то из родителей). Можно сказать, что это основное отличие живого. Неживого организма, обладающего такой способностью, не существует.

С этим фактом имеет неразрывную связь то, что живой организм способен не только к одиночному, но и к командному совершенствованию. Очень важным навыком любого живого элемента названа способность приспосабливаться к любым условиям и даже к тем, в которых не приходилось существовать ранее. Наглядным примером является способность зайца менять окраску, защищаясь от хищников, а медведя – впадать в спячку для того, чтобы пережить холодное время года. К этим же свойствам относится привычка животных к всеядности. В этом и состоит отличие тел живой природы. Неживой организм на такое не способен.

Неживые организмы тоже подвержены изменениям, только несколько иным, например, береза осенью меняет цвет листвы. Вдобавок ко всему, живые организмы имеют возможность вступать в контакт с окружающим миром, чего не могут представители неживой природы. Животные могут вступать в атаку, поднимать шум, вздыбливать шерсть в случае опасности, выпускать иголки, махать хвостом. Что касается высших групп живых организмов, там имеются собственные, не всегда подвластные современной науке механизмы коммуникации внутри сообщества.

Выводы

Прежде чем определять отличие живых организмов, неживых тел или рассуждать о факте принадлежности того или иного организма к категориям живой либо неживой природы, необходимо досконально изучить все признаки и того, и другого. Если только хотя бы один из признаков не соответствует классу живых организмов, то он уже не может называться живым. Одной из основных особенностей живой клетки является наличие в составе нуклеиновой кислоты и ряда белковых соединений. Это фундаментальное отличие живых объектов. Неживых тел с такой особенностью на Земле не существует.

Живые организмы, в отличие от неживых, имеют возможность размножаться и оставлять потомство, а также привыкать к любым условиям обитания.

Способностью коммуникации обладают только живые организмы, при этом их «язык» общения не подвластен изучению биологов любого уровня профессионализма.

Пользуясь этими материалами, каждый человек сможет отличить живое от неживого. Также отличительным признаком живой и неживой природы является то, что представители живого природного мира могут мыслить, а образцы неживого - нет.

fb.ru

Живые организмы

Все существующие на земле предметы могут быть разделены на два рода тел. К одному роду относятся живые тела или, как их называют иначе, организмы, например лошадь, курица, береза. К второму роду принадлежат не живые или неорганические тела, например железо, поваренная соль, камень и т.д. Так как к живым организмам относятся и растения, которые не могут ни двигаться, ни чувствовать, например видеть или слышать, то эти две способности, т.е. способность двигаться и чувствовать нельзя считать общим свойством всех живых организмов.

Не только растения, но и некоторые животные всю жизнь или часть жизни остаются на одном и том же месте, прикрепившись, например к камню. Другие животные, подобно растениям, лишены способности чувствовать; таковы, например, инфузории. Общим свойством всех живых организмов, будь ли то животные или растения, надо считать способность к так называемому обмену веществ, а обмен веществ заключается в следующем: вещество, из которого состоит тело живого организма, постоянно и медленно разрушается и постоянно возобновляется из того материала, который поступает в организм в виде пищи.

Разрушение вещества живых организмов происходит по следующей причине. В состав тела всех животных и растений входить вещество, называемое углеродом (в составе так называемых органических веществ). Этот углерод отличается стремлением соединяться с кислородом, а кислород находится в воздухе и в воде. Углерод, находящейся в теле живого организма и входящей в состав белка, углеводов, жира, соединяется с кислородом воздуха или с кислородом, растворенным в воде. В результате такого соединения, или, иначе, медленного окисления, получается газ, называемый углекислым газом; этот газ и выделяется из организма. Известно, что и горение какого-нибудь органического предмета, например, дерева, в сущности такое же соединение углерода горящего предмета с кислородом воздуха, при чем получается тот же углекислый газ, который уносится с дымом в воздух. Таким образом в теле живого организма происходит нечто подобное горению с той лишь разницей, что это горение происходит медленно и потому не сопровождается выделением столь большого количества тепла, как это бывает при настоящем горении. Вместо окисленных частиц, выдыхаемых или выделяемых в воздух в виде углекислого газа, в организм поступают новые частицы, который получаются из пищи. Стало быть, каждый организм, в том числе и каждый человек, в настоящее время состоит не из тех частиц, из которых он состоял несколько лет назад; точно так же и по прошествии нескольких лет организм будет состоять из других, новых частиц.

Доказать существование такого обмена веществ в организмах можно на примере любого животного. Если, к примеру, собаку не кормить, то она станет худеть и терять вес. Очевидно, ее тело теряет какое-то вещество и потому уменьшается вес. Тело собаки из нашего примера теряет углерод, который соединяется с кислородом воздуха, попадающего в организм через легкие, когда собака дышит. В результате соединения углерода с кислородом получается углекислый газ, который и выделяется в воздух теми же легкими. Если же собаку кормить, эти отделяющиеся от ее организма частицы углерода возобновляются из пищи, поэтому, несмотря на то, что медленное сгорание частиц организма собаки совершается постоянно, тело ее может и не уменьшаться в весе.

В таком обмене веществ заключается главное свойство всех живых организмов в отличие от предметов неживых. В неживых телах обмена веществ не существует. Каждый камень в настоящее время состоит из тех же частиц, из которых он состоял и во время своего появления на земле. Если количество веществ, поступающих в организм из пищи, равно тому количеству, какое выделяется из организма вследствие их медленного окисления, то вес и размер организма не изменяются и в организме устанавливается равновесие. Если же количество веществ, воспринимаемых организмом из пищи, больше того количества, которое выделяется, то организм увеличивается в весе и размере, или, как говорят, организм растет.

Способность расти это вторая особенность живых организмов в отличие от неживых тел. Камни и вообще все неживые тела не могут расти так, как растут живые организмы. Если ком снега катать по снегу, то ком будет увеличиваться, то есть тоже расти, но этот рост будет только внешним. На поверхность снежка будут прилипать новые частицы снега, частицы же первоначального кома останутся прежними, сколько бы мы ни катали этот ком по снегу. Между тем, когда растет организм, частицы его отделившихся частей вследствие обмена веществ обновляются, то-есть заменяются новыми. Поэтому рост организма происходить не оттого, что снаружи на его поверхности налепляются новые частицы, а оттого, что каждая часть его тела соответственным образом увеличивается в размерах. В течение роста ребенка растут и внутренняя части его тела, например, сердце, легкие, мозг и прочее. В отличие от возможного внешнего роста неживых тел, рост живых организмов мы можем назвать внутренним.

Способность размножаться составляет третью особенность живых организмов в отличие от неживых тел. Нет надобности пояснять, что неживые предметы, например, камни, размножаться не могут.

Таким образом организмы отличаются от неживых тел тем, что они могут питаться, расти и размножаться, при чем способность расти и размножаться является следствием способности к обмену веществ, потому что, если бы не было способности к обмену веществ, то не было бы и роста организмов, а если бы не было роста, то не было бы и размножения.

Клетки живого организма

Каждый организм, возьмем ли мы животное или растение, состоит из одного или гораздо чаще из большого числа мельчайших пузырьков или ячеек, наподобие пузырьков пены. Эти ячейки стали называть клетками. В организмах, тело которых состоит из большого числа этих ячеек, клетки соединяются друг с другом стенками, вследствие чего получается ячеистая масса, получившая название ткани. Ткань по устройству больше всего похожа на пену. Подобно тому, как в мыльной пене отдельные ячейки прилепляются друг к другу стенками и образуют массу пены, так и в тканях живых организмов отдельные клетки, скрепляясь друг с другом, образуют ткань, а из разных видов тканей составлено все тело живого организма. В отличие от ячеек пены, клетки организма, по большей части, бывают крошечной величины, так что увидеть их можно только при большом увеличении, если смотреть на них через микроскоп.

Внутри клеток находится полужидкое слизистое вещество, получившее название протоплазмы. Эта протоплазма имеет все те свойства, которые отличают живые тела от тел неживых. Именно она может питаться, расти и размножаться, и таким образом представляет из себя живую слизь. Некоторые организмы и состоят из одного единственного комочка протоплазмы микроскопической величины.

Протоплазма состоит из так называемых белков, образцом которых может служить белок куриного яйца. Кроме того, в протоплазме находятся вода и различный минеральные вещества, то есть вещества, относящиеся к неживой природе, например поваренная соль, соли различных металлов и т.д. Белки же, в свою очередь, состоят из следующих простых веществ, то есть таких веществ, которые разлагаться на составляющие части не могут: из кислорода, углерода, водорода, азота и серы.

Отсюда видно, что протоплазма так же, как и вообще тело любого живого организма, состоит из самых обыкновенных простых веществ, находящихся всюду в природе и встречающихся также и в телах неживых. Кислород находится в воздухе и воде, углерод в виде углекислого газа в воздухе и в различных камнях или минералах, водород в воде, азот в воздухе, сера в различных минералах. Стало быть, нет ни одного простого, то есть неразложимого на составляющие, вещества, которое встречалось бы только в живых организмах и не встречалось в телах неживых. Зная это, мы можем сделать предположение, нельзя ли живую протоплазму приготовить искусственно, или, по крайней мере, не могут ли тела неживые сами собой превращаться в живую протоплазму. Хотя в настоящее время и удалось синтезировать искусственно многие органические вещества, аналогичные находящимся в живых организмах, например, сахар, жир и другие продукты органической химии, но до сих пор не удалось сделать искусственно не только живую протоплазму, но и ее главную составную часть, то-есть белковые вещества. Еще недавно думали, что некоторые низшие животные могут рождаться сами собой из веществ неживых. Если, например, в стакан с водой положить измельченное сено или траву, то через несколько дней в этой воде появляется множество крошечных животных, называемых инфузориями. Одно время думали, что эти инфузории заводятся сами собой. Однако впоследствии было доказано, что они появляются в такой воде первоначально в виде зародышей, а зародыши инфузорий переносятся с пылью в воздухе, и попав в благоприятную среду с питательными веществами (сено в воде) начинают быстро расти и размножаться.

Отличия живой и неживой природы

Знаменитый французский физиолог, Клод Бернар первый определил совокупность признаков, резко отличающих жизненные явления от явлений, происходящих в мертвой природе. Основные свойства живых существ — следующие:

1) Организация. Тело живых существ, т. е. животных и растений, построено согласно определенному архитектурному плану, между. тем как в мертвой природе только у кристаллов есть строение, выражающееся в оптических и других свойствах кристаллических тел. Особую важность мы придаем не внешней, видимой организации живых существ, но тонкому, невидимому для нас строению протоплазмы, — основного живого вещества, которое носит в себе все жизненные свойства как и у больших, высоко организованных животных и растений, так и у мельчайших, простейших живых существ, состоящих из микроскопически малого, по виду однородного комочка слизи.

2) Воспроизведение. Всякое живое существо происходит от других живых существ, своих родителей, и в свою очередь способно давать происхождение новым живым существам, передавая им при этом по наследству свои отличительные признаки. Как священный огонь Весты, жизнь передается преемственно.

3) Развитие. Растения и животные начинают свою жизнь в виде крошечного зародыша и затем проходят определенные ступени развития, приводящего их к состоянию взрослого организма, причем, в большинстве случаев, объем тела организма увеличивается и строение усложняется.

4) Питание — представляет собой необходимое условие развития, как явления, связанного с увеличением объема и веса, а также с развитием новых органов и частей тела. Для построения этих органов необходим приток новых материалов. Действительно, каждый живой организм обладает способностью потреблять питательные вещества и путем разнообразных химических превращений перерабатывать их соответственно со своими потребностями. На основании этого, ученые нередко сравнивали организм с химической фабрикой. Как для поддержания работы фабрики необходимо сжигать определенное количество какого-либо топлива, так и для поддержания непрерывной деятельности организма необходимо сжигать часть питательных материалов; это физиологическое сжигание называется дыханием. Итак, вещества, которые усваиваются организмом при питании, частью перерабатываются для построения различных тканей и органов, частью же сжигаются для поддержания различных работ, совершаемых в организмах живых существ.

5) Ограниченность существования во времени. Из предшествующего видно, что живой организм во многом напоминает сложный механизм. Всякий механизм в конце концов изнашивается и перестает выполнять свои функции. В живом организме, с течением времени, также начинает обнаруживаться ухудшение работы отдельных частей и органов, происходит нарушение взаимосвязей органов и, вследствие этого, наступает ослабление жизнедеятельности, которое мы называем дряхлостью. В дальнейшем дряхлость все усиливается; наконец, расстройство внутренних связей достигает уже такой степени, при которой никакая жизненная деятельность невозможна. Наступает то, что мы называем естественной смертью организма.

Возникновение живых организмов

Как видно из только что сказанного, живые существа обладают такими своеобразными особенностями, что вполне естественна и понятна преемственность жизни, отмеченная в признаке «воспроизведение». Как ни удивительно для нас явление наследственности, было бы все-таки еще гораздо удивительнее, если бы все отличительные признаки живого организма могли сами собой устанавливаться при каждом новом рождении.

В связи с этими соображениями, во все эпохи культурного существования человечества умы мыслителей и естествоиспытателей постоянно интересовал вопрос: как же появилась жизнь на земле впервые? Ведь было такое время, когда наша планета носилась в мировом пространстве, лишенная любого проявления жизни. Это мы можем уверенно утверждать на следующем основании. Материалом для построения тела животных и растений служат так называемые органические вещества, обладающие свойством, при наступлении достаточно высокой температуры, гореть и при горении распадаться на простые минеральные вещества. Между тем, в начале своего существования земля находилась в огненно-жидком состоянии; на ее поверхности царила такая высокая температура, с которой не могут сравниться никакие современные плавильные печи. Очевидно, при таких условиях не было возможно не только существование живых организмов, но даже и материалов, из которых строится их тело. Жизнь на земле могла появиться только после ее охлаждения. Не было ли связано это появление жизни с созданием живого из мертвого? Некоторые ученые считали возможным не только признавать такое положение, но даже идти дальше и допускать, что зарождение жизни среди неодушевленной природы постоянно происходит и в настоящее время. Эта гипотеза носит название «гипотезы самозарождения».

В древние и средние века вера в самозарождение была весьма распространена. Предполагалось, что такие животные, как мыши и лягушки, поражающие своим быстрым размножением, могут происходить путем самозарождения. Относительно возможности подобного способа происхождения многих насекомых и особенно червей в разлагающемся мясе никто не сомневался.

Однако, уже в XVII столетии все эти предположения были опровергнуты. Изучение истории развития животных обнаружило, чем вызывается их размножение. Особенно убедительны были опыты Реди. Он показал, что мясо, плотно покрытое тканью, никогда не содержит в себе червей. Эти черви представляют собой не что иное, как личинки мух, и если преградить мухам доступ к мясу, то оно, правда, все-таки загнивает, но черви в нем не развиваются.

 

 

www.polnaja-jenciklopedija.ru

определение и примеры. Влияние факторов неживой природы на жизнь человека

Экология – одна из основных составляющих биологии, которая изучает взаимодействие окружающей среды с организмами. Среда включает в себя разные факторы живой и неживой природы. Они могут быть как физическими, так и химическими. В числе первых можно назвать температуру воздуха, солнечные лучи, воду, структуру почвы и толщину ее слоя. К факторам неживой природы относятся также составы почвы, воздуха и растворяющихся в воде веществ. Кроме того, существуют еще и биологические факторы - организмы, которые обитают в такой местности. Об экологии впервые стали говорить в 60-х годах прошлого века, возникла она из такой дисциплины, как естественная история, котоая занималась наблюдениями за организмами и их описанием. Далее в статье будут описаны различные явления, формирующие окружающую среду. Выясним также, что такое факторы неживой природы.

Общая информация

Для начала определим, почему организмы обитают именно в определенных местах. Этим вопросом задались натуралисты во время исследования земного шара, когда они составляли список всех живых существ. Тогда было выявлено две характерные черты, которые наблюдались по всей территории. Первая – в каждой новой области определяются новые виды, которые не обнаруживались ранее. Они пополняют список официально зарегистрированных. Второе – независимо от растущего числа видов, существует несколько основных типов организмов, которые сосредоточены в одном месте. Так, биомы – это крупные сообщества, которые обитают на суше. Каждая группа имеет свою структуру, в которой доминирует растительность. Но почему в разных частях земного шара, даже находящихся на огромном расстоянии друг от друга, можно встретить похожие группы организмов? Давайте разбираться.

Человек

В Европе и Америке бытует мнение, что человек создан, чтобы покорять природу. Но на сегодняшний день стало ясно, что люди - составляющая часть среды обитания, а не наоборот. Поэтому общество выживет только в том случае, если будет жива природа (растения, бактерии, грибы и животные). Главной задачей человечества является сохранение экосистемы Земли. Но для того, чтобы решить, как не следует поступать, нам необходимо изучить законы взаимодействия организмов. Факторы неживой природы имеют особое значение в жизни человека. Например, ни для кого не секрет, как важна солнечная энергия. Она обеспечивает стабильное протекание многих процессов в растениях, в том числе и культурных. Их выращивает человек, обеспечивая себя едой.

В областях, которые имеют неизменный климат, обитают биомы одного типа. Какие факторы неживой природы вообще существуют? Выясним это. Растительность определяется за счет климата, а облик сообщества – за счет растительности. Фактором неживой природы является солнце. Рядом с экватором лучи вертикально падают на землю. За счет этого тропические растения получают больше ультрафиолета. Интенсивность лучей, которые падают в высоких широтах Земли, слабее, нежели вблизи экватора.

Солнце

Необходимо заметить, что за счет наклона земной оси в разных областях температура воздуха меняется. Кроме тропиков. Солнце отвечает за температуру среды. Например, за счет вертикальных лучей, в тропических областях постоянно держится жара. В таких условиях рост растений ускоряется. На видовое разнообразие той или иной территории оказывают влияние температурные колебания.

Влажность

Факторы неживой природы взаимосвязаны друг с другом. Так, влажность зависит от количества полученного ультрафиолета и от температуры. Теплый воздух сохраняет водяные пары лучше, нежели холодный. Во время охлаждения воздуха, 40 % влаги конденсируется, опускаясь на землю в виде росы, снега либо дождя. В области экватора теплые воздушные потоки поднимаются, прореживаются, а затем охлаждаются. В результате этого на некоторых территориях, которые расположены вблизи экватора, осадки выпадают в огромном количестве. Примерами можно считать бассейн Амазонки, который находится в Южной Америке, и бассейн реки Конго в Африке. За счет большого количества осадков здесь существуют тропические леса. В областях, где воздушные массы рассасываются к северу и югу одновременно, и воздух, охлаждаясь, вновь опускается на землю, протянулись пустыни. Далее к северу и к югу, в широтах США, Азии и Европы, постоянно меняется погода - за счет сильных ветров (иногда со стороны тропиков, а иногда - с полярной, холодной стороны).

Почва

Третьим фактором неживой природы является почва. Она имеет сильное воздействие на распределение организмов. Она формируется на основе разрушенной коренной породы с добавлением органических веществ (мертвых растений). Если отсутствует необходимое количество минералов, растение будет плохо развиваться, в дальнейшем может вовсе умереть. Почва имеет особое значение в сельскохозяйственной деятельности человека. Как известно, люди выращивают различные культуры, которые затем употребляют в пищу. Если состав почвы будет неудовлетворительным, то, соответственно, растения не смогут получить все необходимые вещества из нее. А это, в свою очередь, приведет к потерям урожая.

Факторы живой природы

Любое растение развивается не отдельно, а взаимодействуя с иными представителями среды. Среди них грибы, животные, растения и даже бактерии. Связь между ними может быть самая разная. Начиная от приносящей пользы друг другу и заканчивая отрицательным влиянием на тот или иной организм. Симбиоз – это модель взаимодействия между разнообразными особями. В народе этот процесс называют "сожительством" разных организмов. Немаловажное значение в этих отношениях имеют факторы неживой природы.

Примеры

Взаимовыгодными и положительными связями можно считать отношения между корнями растений высшего уровня и грибницами подберезовика и березы, а также осины и подосиновика. Еще таким примером является азотфиксирующая клубеньковая бактерия и бобовое растение. Также необходимо выделить животных. Показательным примером такого сосуществования можно назвать воловью птицу и млекопитающих. Пернатая особь обитает в Африке. Там практически всю жизнь она проводит возле растительноядных млекопитающих, выклевывая из их шкуры паразитов. Таким образом, птица всегда сыта, а животных не мучают вредители. Факторы неживой природы: свет, вода, место обитания и питательные вещества - становятся причиной конкуренции в отношении ресурсов окружающей среды между особями некоторых видов. Что это значит? В этом случае возможность употреблять некоторые ресурсы есть только у определенных организмов. Примером конкуренции можно назвать сосновый лес. Здесь деревья разных возрастов "сражаются" за свет. Растения, которые разрастаются быстро, закрывают медленнорастущим насаждениям выход к солнечным лучам, что может спровоцировать их гибель.

Межвидовая конкуренция

В мире постоянно идет борьба между организмами одной группы с одинаковыми требованиями к условиям окружающей среды. Например, в смешанном лесу дуб может конкурировать с грабом. Разные организмы могут негативно влиять друг на друга за счет активных веществ, которые они выделяют в воду, воздух. Эти факторы неживой природы могут замедлить процесс роста других растений или спровоцировать гибель организма в общем. Повилика, заразиха, петров крест – это самые популярные виды паразитов среди растений. Паразитические бактерии могут стать причиной болезни представителей флоры. Для некоторых животных ткани живых растений являются пищей. Взять, к примеру, грызунов, клещей и различных насекомых. Все они считаются растительноядными. На пастбищах животные едят определенные растения: они избегают травы с горьким вкусом и безошибочно определяют, какой представитель флоры является ядовитым. Или вот еще пример: плющ, обвивая ствол своей "жертвы", тянет из него все соки. А вот орхидея, располагаясь на ветках деревьев, никакого вреда не приносит, используя растение в качестве места обитания. В природе все взаимосвязано. И ее нужно беречь, ибо она напрямую влияет на деятельность человека.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о