ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ДОПОЛНЕНИЯ) В ТАБЛИЦЕ
Обособление определений
1.
Согласованные определения, стоящие после определяемого слова (существительного), если они выражены причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами:
Месяц на закате похож на раскаленный уголёк, подёрнутый голубоватым пеплом тучки. В. Катаев
Стояла глубокая мгла, полная сверчков и звёзд. В. Катаев
2.
Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, является обособленным, если имеет добавочное обстоятельственное значение причины или уступки.
Обессиленный навязчивой мыслью о парусе, дедушка впадал в забытьё. В. Катаев (Дедушка впадал в забытьё, т.к. был обессилен навязчивой мыслью о парусе)
3.
Два или более согласованных нераспространённых определения стоят
Лил дождь, косой, крупный, бьющий в лицо. К. Симонов – ср: Шел частый колючий дождь. К. Паустовский
4.
Несогласованные распространенные определения, стоящие после определяемого слова, и выраженные косвенным падежом сущ. с предлогом. Обособление зависит от желания автора подчеркнуть особое значение.
Дальше шел уже настоящий город, с высокими домами, лавками, складами, воротами. В. Катаев
Две девочки, на вид лет восьми и десяти, сидели рядом с ней.
К. Симонов
5.
Обособляется любое определение, стоящее после или перед определяемым словом, если оно относится к личному местоимению.
Тут кто-то позвонил дяде по телефону, и, чем-то взволнованный, он заторопил старика Якова. А. Гайдар
Мне, взрослому, было немного стыдно… К. Паустовский
Примечание: следует отличать определения от составных именных сказуемых, частью которых являются прилагательные и причастия, например:
Тропинка была глухая, заросшая травою и засыпанная мелкими камнями. А. Гайдар
Обособление приложений
Приложение — это согласованное определение, выраженное существительным, которое даёт другое название предмету или указывает на степень родства, местожительство, звание, профессию и т.д. Оно всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.
1.
Обособляются любые приложения, относящиеся к личному местоимению:
Ему ли, /карлику/, тягаться с исполином? (А. Пушкин)
Обособляются распространённые приложения, если стоят после определяемого существительного:
Орлы, /редкие жители тайги/, свили гнёзда в недоступной вышине.
3.
Обособляются приложения, относящиеся к имени собственному и стоящие после него:
Сергей Иванович, /наш учитель математики/, вышел на пенсию. – ср.: Наш учитель математики Сергей Иванович вышел на пенсию.
4.
Обособляются приложения, имеющие добавочное обстоятельственное значение:
/Как человек осторожный/, сосед никому не рассказывал о своём открытии.
/Упрямец во всём/, Илья Матвеевич оставался упрямцем в учении. (В. Кочетов)
Иногда приложение, стоящее в конце предложения может обособляться при помощи тире, а не запятой. Это происходит в том случае, если приложению придаётся большое значение в высказывании:
На платане, раскинув острые крылья, сидит коршун — /большая птица с горбатым клювом/. (В. Солоухин)
Обособление обстоятельств
Обстоятельства обособляются, если выражены…
1.
…одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами:
Месяц, /золотясь/, спускался к степи.
Старик улыбнулся, /хитро прищурив левый глаз/.
2.
…существительными с производными предлогами несмотря на, невзирая на:
Данные обстоятельства обособляются во все случаях.
/Несмотря на сильную усталость/, заснуть я не мог.
/Невзирая на сильный ливень/, мы продолжили путь.
Примечание.
С целью усиления могут обособляться обстоятельства, выраженные именами существительными с производными предлогами
Сравни:
Благодаря сильным дождям природа ожила — Природа, /благодаря сильным дождям/, ожила.
Впрочем, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекций. А. Чехов
Не обособляются:
фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия: сложа руки, затаив дыхание, не покладая рук и др.
одиночные деепричастия, близкие по значению к наречиям образа действия: До двух часов занятия должны были идти не прерываясь (= беспрерывно). (Л. Толстой)
одиночные обстоятельства, выраженные наречиями стоя, сидя, лёжа, молча, нехотя, шутя, не глядя и др.
Культура речи:
При использовании деепричастного оборота необходимо помнить, что он указывает на действие того же лица, действие которого обозначено сказуемым. Поэтому предложение «Открыв окно, в комнату влетел воробей» построено неправильно, т.к. в нём предполагается действие двух субъектов: того, кто открыл окно, и воробья.
Исправить можно следующим образом: Когда я открыл окно, в комнату влетел воробей, т.е. перестроить в сложноподчинённое предложение.
Обособление дополнений
1.
Обособляются дополнения со значением включения, исключения, замещения, выраженные существительными с предлогами
по сравнению с и др.
Все засмеялись (кроме кого?), /кроме Петра/.
Кроме картин, в комнате было много цветов. К. Паустовский
Толпа разошлась, исключая немногих любопытствующих и мальчишек. И. Тургенев
Примечание.
Дополнения, выраженные существительными с предлогом вместо, обычно не обособлятся.
Вместо чемодана лучше взять дорожную сумку.
infourok.ru
Обособленное обстоятельство | LAMPA — онлайн-учебник, который каждый может улучшить
3. Если обстоятельство выражено сравнительным оборотом (чаще всего оборот начинается со слов как, словно, будто, точно). Сравнительные обороты обособляются не во всех случаях. Знаки препинания при сравнительных оборотах — отдельная сложная тема, о которой пойдет речь в отдельной статье (в данный момент статья еще не опубликована).
Пример предложения со сравнительным оборотом:
<…> Нам предоставили комнату в обыкновенной жактовской квартире, но мы жили в ней на льготных правах, как в заводском общежитии, и ничего за нее не платили.
(В. Шефнер. «Сестра печали»)
Как в заводском общежитии — обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом.
Обстоятельства обособляются факультативно (то есть обособление остается на усмотрение автора) в следующих случаях:
1. Если обстоятельство выражено существительным с предлогом или без предлога; чаще всего обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, в зависимости от, вопреки, в связи с, вследствие, несмотря на, согласно, в соответствии с, ввиду, во избежание и др.
Но никто не догадался, что, благодаря именно этому обстоятельству, город был доведен до такого благосостояния, которому подобного не представляли летописи с самого его основания.
(М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»)
Благодаря именно этому обстоятельству — обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом. Это обстоятельство могло бы и не обособляться.
Примечание. Оборот с предлогом несмотря на обычно обособляется.
2. Если это уточняющее обстоятельство места, времени, образа действия.
Она ушла в глубь комнаты, к стеллажу, и, встав на одно колено, нагнулась над нижней полкой.
(В. Шефнер. «Сестра печали»)
К стеллажу — обособленное уточняющее обстоятельство.
Как найти в тексте обособленное обстоятельство?
Эти рекомендации могут пригодиться тем, кто сдает ОГЭ. Если вас просят указать предложение с обособленным обстоятельством, нужно искать предложение, в котором обстоятельство выделено запятыми. Обособленные обстоятельства выражаются одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами, сравнительными оборотами, существительными в косвенных падежах с предлогами. Обособленные уточняющие обстоятельства могут быть также выражены наречиями.
Если требуется найти обособленное обстоятельство, начинайте поиск с деепричастий и деепричастных оборотов. Затем ищите предложения со сравнительными оборотами. Затем — обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогом или наречиями и при этом выделенные запятыми.
Если вас просят найти распространенное обособленное обстоятельство, оно не может быть выражено одиночным деепричастием. По той же логике нераспространенное обособленное обстоятельство не может быть выражено деепричастным оборотом.
Если необходимо найти уточняющее обстоятельство, ищите обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогом или наречиями. Такие обстоятельства уточняют информацию, содержащуюся в другом обстоятельстве. К уточняющим обстоятельствам можно задать вопрос, добавив к нему слово именно: где именно? куда именно? когда именно? и т.д.
lampa.io
что такое обособленное определение,обособленное обстоятельство,об-ное допрлнение?
Обособленные члены предложения — это второстепенные члены предложения, выделенные по смыслу и интонационно, для того чтобы придать им им в предложении некоторую самостоятельность; на письме они выделяются запятыми. Обособленные члены предложения в сравнении с необособленными обладают большим синтаксическим весом, большей стилистической выразительностью и логической выделенностью. Разряды обособленных членов предложения: обособпенныа определения- могут быть согласованными и несогласованными, распространенными и одиночными; согласованные обособленные определения выражаются одиночными прилагательными и причастиями или прилагательными с зависимыми словами и причастными оборотами, стоящими после определяемого слова, несогласованные — существительными в косвенных падежах, прилагательными в сравнительной степени. (Книга, стоящая на верхней полке, очень интересная. Потом пришла весна, тихая, яркая. Какая-то женщина, с засученными рукавами, с поднятым фартуком, стояла среди двора. ) обособленные обстоятельства — выражаются деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными или наречиями (редко) . (Приехав на вокзал, он пошел в кассу покупать билет. Несмотря на поздний час, на улице было многолюдно. Музыка, по-прежнему, долетала до нас. ) обособленные дополнения — выражаются существительными в косвенных падежах с предлогами или без них или предложными сочетаниями вместо, кроив, помимо, за исключением, исключая, сверх и т. п. В некоторых случаях обособление обязательно (например, обособление распространенных определений, выраженных причастным оборотом, стоящим после определяемого слова) , в других — обособление необязательно и зависит от смысловой нагрузки, которой говорящий вкладывает в предложение.touch.otvet.mail.ru
«Обособленные определения, приложения и обстоятельства».
Обобщение изученного по теме
«Обособленные определения, приложения и обстоятельства».
(8 класс).
Цели урока.
Учебные.
Обобщить и систематизировать знания и навыки учащихся по теме «Обособленные определения, приложения и обстоятельства»; показать особенности стилистического использования изученных синтаксических конструкций в речи.
Развивающие.
Развитие творческих способностей.
Расширение словарного запаса.
Развивать лингвистическое мышление.
Воспитательные.
Воспитание любви и бережного отношения к окружающему нас миру.
Умение видеть прекрасное рядом с нами.
Оборудование и оснащение.
Классная доска.
Учебный материал: Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.
Компьютер.
Проектор.
Интерактивная доска.
Карточки для индивидуальной работы (3).
Карточки по вариантам для всего класса (I, II варианты).
Тексты для работы по группам (3 группы)
Карточки «Синтаксическое лото».
Опорные конспекты.
Розы в вазе.
Презентация к уроку.
Используемые технологии.
Информационно-коммуникационныетехнологии
Демонстрационный показ слайдов компьютерной презентации по теме, работа по ним обучающихся.
Здоровьесберегающие
технологии
учет индивидуальных особенностей обучающихся;
разнообразные виды работы;
новизна и нетрадиционность материала;
создание ситуации успеха;
мажорность урока;
использование приёмов, способствующтх появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
создание условий для самовыражения.
Технология групповой деятельности деятельности
Обеспечивает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.
Методы.
Общие: эвристический, исследовательский.
Частные: словесно-наглядно-практические.
Конкретные: рассказ, беседа, самостоятельная, творческая работа, программированное обучение, проблемное обучение.
Формы:
Ход урока.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы должны обобщить изученный материал по теме «Обособленные определения, приложения и обстоятельства». Слайд №1. Для этого нам необходимо выполнить следующие задачи (слайд № 2):
закрепить изученный теоретический материал по теме;
уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами и использовать данные синтаксические конструкции предложений в речи.
В ходе работы я решила предложить вам тексты, героями которых являются цветы. Они помогут нам справиться с поставленными задачами, а кроме того, как говорил великий сказочник Андерсен, «чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».
Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь. И мне очень хочется, чтобы вы, ребята, в течение 45 минут побывали в сказочной стране цветов, наших сегодняшних помощников на уроке.
Вопросы классу для повторения. Слайд № 3.
Какие члены предложения называются обособленными?
Какие члены предложения выступают в роли обособленных?
Работа с текстом по группам (тексты раздаются каждому ученику и с помощью компьютера и проектора выводится на интерактивную доску). Слайд № 4.
(Не)смотря на кратк…временность жизни, роза была и остается царицей цветов. Эти яркие цветы, свежие и душистые, украша…т наши будни и праз…ники. Проникнове(н,нн)ые строки посвятил розе – сестре зари – французский поэт Теофил Готье. В стихотворении… «Видение розы» он рассказывает о девушк…, вернувш…ся с первого в жизни бала. Утомле(н,нн)ая и взволнова(н,нн)ая, она бережно прижимает к груди алый розовый цветок, сопутству…щий ей целый вечер. Отдаваясь воспоминаниям, девушка засыпает. Во сне появля…т(?)ся призрак розы и, пройдя (полу)пустую комнату, приглаша…т ее танцевать. Однако их танец обрыва…т(?)ся с первыми утренними лучами. Призрак розы начинает таять, и девушка, просыпаясь, остается в печальном (недо)умени… .
В 1911 году Михаил Фокин, талантливый балетмейстер, поставил на музыку Вебера хореографическую миниатюру «Видение розы».
ЗАДАНИЕ. Слайд № 5.
Объясняется написание пропущенных орфограмм.
I ГРУППА. Выписать из текста предложения с обособленными определениями, расставить знаки препинания, объяснить их постановку и перечислить условия обособления определений.
II ГРУППА. Выписать из текста предложения с обособленными приложениями, расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Рассказать, в каких случаях обособляются приложения.
III ГРУППА. Выписать из текста предложения с обособленными обстоятельствами. Рассказать об обособлении обстоятельств.
Ход проверки:
Ученик одной группы читает, объясняет практическую часть, остальные следят по текстам. Затем второй ученик рассказывает теорию. Если ответы неполные, то ученики данной группы дополняют или исправляют допущенные ошибки.
Учитель:
С этим заданием вы, ребята, справились. Переходим к следующему виду работы. Слайд № 6.
Сочинение – миниатюра с заданием на тему «Розы».
Учитель: Слайд № 7.
Я хочу предложить вам написать сочинение-миниатюру с заданием.
Роза… Роскошь этих цветов рождает богатые описания:
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил осенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих,
Казалось мне, любовь дышала в них, —
так писал в середине XIX века русский поэт Иван Петрович Мятлев. Позднее эта элегия обрела вторую жизнь с появлением известного стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы».
А вот как пишет С.Я. Маршак, наш современник, в стихотворении «Абхазские розы». (Читает подготовленный ученик.). Слайд № 8.
О ней поют поэты всех веков.
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прекрасен, холоден и чист, —
Глубокий кубок, полный аромата,
Как дружен с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякающий поток
Душистого и свежего дыханья.
Я это чудо видел на окне
Одной абхазской деревенской школы,
И тридцать рук в дорогу дали мне
По красной розе, влажной и тяжелой.
Охапку роз на север я увез,
Цветы Кавказа – в Ленинград далекий.
И пусть опали тридцать алых роз, —
На память мне остались эти строки.
После этих прекрасных стихов представьте, что перед вами в вазе на столе стоят живые розы – райские цветы, и попробуйте написать сочинение-миниатюру «Розы» в прозе или в стихах, используя в своем тексте обособленные члены предложения. Пожалуйста, пишите.
Индивидуальные задания.
Пока класс работает над сочинением-миниатюрой, трое ребят выполняют задание по карточкам на доске. Слайды № 9, 10, 11.
Расставить знаки препинания и объяснить их постановку.
Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко а он отдал свое сер…це Любаве любимиц… полей и лесов. Волхова опечале(н,нн)ая этим стала плакать выйдя на берег.
Где падали сл…зинки царевны там выр…сли ландыши символ чистоты любви и грусти.
Расставить знаки препинания, объяснить их. Сделать синтаксический разбор предложения.
Пробудившись весной одуван(?)чик внимательно посмотрел вокруг и увид…л солнышко4 которое заметило одуван(?)чик и осв…тило его ж…лтым лучиком.
КАРТОЧКА № 3.
Из стихотворения «Абхазские розы» выписать и подчеркнуть обособленные второстепенные члены с определяемым словом. Указать, что обособляется.
Проверяем в такой последовательности:
2-3 ученика читают сочинение-миниатюру, объясняют постановку знаков препинания, класс коллективно редактирует.
Работающие с карточками № 3 и № 1 садятся, выполненное ими задание проверяют ученики-консультанты.
Розы – гости в скромной северной природе. А нашему сердцу милей и ближе незаметные лесные ландыши и одуванчики.
Предложение (К. №3) записываем, делаем синтаксический разбор и оцениваем ответ учащегося, работающего с карточкой № 2.
Синтаксическое лото. Слайд № 12.
Задание:
Читаю текст, учащиеся записывают номер схемы, которая соответствует прочитанному мной предложению. Слайд № 13.
Навстречу солнечным лучам протянул широкие листья ландыш – лучший цветок майского леса. Понежившись несколько мгновений, цветок начал петь гимн весне. Стебелек ландыша унизан маленькими белыми кувшинчиками, перевернутыми горлышками вниз. Кажется, что цветы, колеблемые ветерком, с кем-то перешептываются. Весна полюбила ландыш. Вечно поющая, она очень непоседлива. Вскоре весна ушла, мимоходом приласкав ландыш, и оставила весенний цветок жаркому лету.
Вследствие сложившихся обстоятельств, ландыши прикалывают к одежде в День 1 Мая во Франции, так они символизируют солидарность трудящихся.
Работа с текстом «Снежная капля» (раздается каждому ученику и с помощью компьютера и проектора выводится на интерактивную доску). Слайд № 14.
Расставить знаки препинания, подчеркнуть обособленные второстепенные члены предложения. Указать, что обособляется.
Читает учитель.
Подснежники, вестники весны, первыми вступают в единоборство с суровой зимой. Внезапно появившиеся среди снега, они представляют, зацветая, удивительное зрелище. Кажется, на землю наброшено белое кружевное одеяло, сотканное из пушинок снегопада и из бликов маленьких белых цветов. Очарованный ослепительной красотой подснежников, человек, увидевший эти цветы, не может оторвать от них взгляд.
Появятся проталины, и подснежник, раскачиваясь на тонком стебельке, начинает подпевать ручейкам. Цветы звенят, как колокольчики, чтобы разбудить природу, спящую крепким сном.
Слайд № 15.
Беседа по вопросам.
Слайд №16.
Как вы думаете, ребята, для каких стилей речи характерны обособленные члены предложения?
Назовите тип речи, в котором чаще всего используют обособленные члены предложения?
Давайте представим, что в тексте нет ни одного обособленного члена предложения. Прочитайте текст без обособленных членов предложения. Каким стал текст?
Какую роль выполняют обособленные члены предложения в нашей речи?
Подведение итогов урока.
Давайте вспомним, какие задачи мы поставили в начале урока?
Выполнили мы поставленные задачи?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Ребята, вам даны карточки с текстом «Легенды рассказывают…». Дома вы должны расставить и графически объяснить знаки препинания и пропущенные орфограммы. Указать, что обособляется. На карточках напишите свою фамилию. Завтра карточки сдадите. Я поставлю вам оценки. Задание дается по вариантам.
Читаю. Текст I варианта. Слайд № 17.
Древнегреческая легенда.Молодой Пан, бог лесов и лугов, однажды повстречал пр…красную реч(?)ную нимфу Сирингу – нежную вес…ницу утренней з…ри. Он залюбовался ее нежной грацией и красотой, забыв о своих забавах. Решил Пан заг…ворить с Сирингой, но та, и(с,з)пугавшись, убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа (не)ожиданно пр…вратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Пан (не)утешно плакал возле куста и с тех пор стал печальным, гуляя по лесным чащам в одиночестве, и всем старался делать добро. А имя Сиринги стало латинским названием с…рени.
Текст II варианта. Слайд №18.
Однажды пут…шественник попал в страну латофагов, пита…щ…ся лотосами. Отведав кушанья из листьев р…стений, он забыл о матери, о родине, прельстившись красотами чуж…й земли.Долго ждала его мать и, отчаявшись, попросила прохожего гусляра отнести сыну букет (не)забудок.
Придя в восточную страну, гусляр увид…л пут…шественника, утопающ… в роскоши и богатстве. Откашлявшись, гусляр попросил разрешения исполнить дорожную песню.
Он так запел, что юноша вспомнил землю, его породивш…. Со слезами на глазах упросил юноша гусляра указать дорогу на родину, а гусляр вместо ответа прот…нул ему букетик (не)забудок, луговой цветной узор.
По (не)забудкам и песням нашел юноша дорогу на родину, но застал мать ум…рающей.
Слайд № 19. Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания.
infourok.ru
Урок по теме «Обособленные обстоятельства»
Разделы: Русский язык
Цель: углубить понятия о синтаксической роли деепричастий и деепричастных оборотов, повторить морфологию глаголов и деепричастий, суффиксы деепричастий;
дальнейшее развитие навыка видеть в тексте предложения с обособленными определениями и приложениями, умение выделять их интонацией и знаками препинания;
повторение правописания не с причастием, —н— и —нн— в причастии, производных предлогов.
Ход урока.
1. Обособить: (запись на доске)
- выделить из общего, создав особое от других положение;
- в грамматике: интонационно выделить какой-нибудь смысловой отрезок внутри предложения.
С.И.Ожегов
Мы продолжаем эту тему, закрепляя изученное об обособленных приложениях и определениях и подробнее останавливаясь на обособленных обстоятельствах, понимая важность интонационного и смыслового выделения данных оборотов и еще большую необходимость правильной постановки знаков препинания в предложении.
2. На доске проверяются фрагменты д/з (используются тестовые задания по русскому языку. Автор А.Б.Малюшкин, Москва 2007, издательство «Сфера»).
1) Первый ученик вносит в таблицу правильные ответы к тестам.
№ 1 2 3 4 5 6
Ответы 3 1 2 4 1 1а) объясняется написание не с прилагательным и причастием,
б) делается разбор по составу слова связанными,
в) объясняется задание №3 и дается характеристика предложения №2(повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством).
2) Второй ученик дает ответы на задания № 4,5,6,
а) объясняет написание -н-, -нн- во втором задании,
б) делает разбор слова по составу сохранился и разбор данного слова как части речи.
3. В это время происходит работа с классом.
а) Вспоминается общий характер обособления второстепенных членов, которые, как правило, обозначают какое-либо добавочное действие, какой-нибудь дополнительный признак.
б) Обособленные второстепенные члены свойственны прежде всего книжной речи. Они очень широко применяются в художественной литературе.
в) Ученики приводят примеры из текста домашнего задания: (знаки препинания и пропущенные буквы) проставляют ученики:
Текст.
1. На ковре сц шившись и выбрасывая ноги молча катались Паниковский и Балаганов.
2. Они побр ли по улицам блед ые разочарова ые отупевшие от горя. 3. Бендер шел позади всех опустив голову и машинально мурлыча. В глубине под навесом желтела «Антилопа». На трактирном крыльце сидел Козлевич. Сладостно отдуваясь он вытягивал из блюдечка горячий чай. Он блаженствовал.
— Адам!- сказал великий комбинатор останавливаясь перед шофером. — У нас ничего не осталось. Мы нищие, Адам! Примите нас! Мы погибаем.
Козлевич встал. Командор униже ый и бедный стоял перед ним с непокрытой головой. Светлые польские глаза Адама Казимировича забл стели от слез. Он сошел со ступенек и поочередно обнял всех антилоповцев.
-Такси свободен!- сказал он глотая слезы жалости. — Прошу садиться.
Паниковский плакал закрыв лицо кулачками и шепча:
— Какое сердце! Честное, благородное сердце! Какое сердце!
Вопросы:
Указать все обособленные члены предложения, расставив знаки препинания.
Назвать произведение и его автора.
С какой целью И. Ильф и Е. Петров используют обособленные члены?
(Они помогают писателям в экономной форме подробно живописать предмет)
Объяснить правописание слов с пропущенными буквами.
4. Обратимся к текстам А.С Пушкина и М.Горького.
а)
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную…
б) М.Горький в повести «Детство» описывает бабушку:
«Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня…» Автор, используя обособленные члены предложения, подчеркивает главную мысль — бабушка для Алеши была самым чудесным человеком. Это она разбудила его, спрятанного в темноте, и вывела в свет.
Учащиеся на слух определяют обособленные члены предложения (кто больше успеет назвать их) и делают вывод о необходимости использования в текстах художественной литературы.
5. Возвращаемся к тексту И.Ильфа и Е.Петрова.
а) На доске делается схема к 3 предложению и дается его характеристика.
Определяется, что при одном сказуемом могут быть два деепричастных оборота, т.е. два обособленных обстоятельства.
Как в таком случае ставятся знаки препинания?
(В этом случае запятая между обособленными обстоятельствами, соединенными союзом и, не ставится).
б) Такие случаи следует отличать от предложений, в которых обособленные обстоятельства относятся к разным глаголам-сказуемым:
обращаем внимание на таблицу (она у каждого ученика на парте как раздаточный материал) пункт №3, читаем предложение.
Обособление обстоятельств
Обособляются |
Не обособляются |
1. До и после главного слова — глагола-сказуемого |
|
а) выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами б) выраженные существительными с предлогом в) выраженные существительные с предлогами ввиду, вследствие, во избежание, вопреки, согласно, благодаря и др. при значительном распространении и интонационном выделении |
а) представляющие собой устойчивые обороты 2. После глагола-сказуемого а) одиночные деепричастия, имеющие значения наречия б) тесно связанные со сказуемым в) выраженное деепричастным оборотом и входящее в группу однородных членов с наречием |
Различайте! |
|
однородные члены — обособленные обстоятельства |
однородные члены — сказуемое Он тихонько переоделся, сменив рабочий костюм, и сев к столу, раскрыл какую-то книгу. (Н.О.) |
Здесь у нас однородные члены-сказуемые. Следовательно, и знаки препинания будут стоять иначе. Обратим внимание на схему данного предложения в таблице.
- Почему перед союзом и стоит запятая?
- Почему ее нет во втором примере?
6. Продолжается работа с таблицей обособленных обстоятельств.
- Об обособлении каких обстоятельств мы еще не говорили?
(Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом. Левая колонка). - Какими предлогами? (производными).
- Что такое производный предлог? (Самостоятельная часть речи, утрачивая свое лексическое и морфологическое значение переходит в служебную).
- Примеры (Кто быстрее приведет?).
- В чем разница в написании: в течение — в течении; навстречу — на встречу;
насчет — на счет; в продолжение — в продолжении; вследствие — в следствии.
7. Работа по учебнику с. 145, прим. №2.
— Какие еще предлоги могут использоваться при таком обособлении?
Выполняется упр. №333, с. 147.
8. Составить предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными
существительным с предлогом, и использовать данные слова как самостоятельные
части речи:
- вариант — (в)следствии…
- вариант — благодаря.
9. Всегда обособляется обстоятельство уступки с предлогом несмотря на.
Несмотря на все мои страдания, я никак не мог уснуть.
10. Обособление остальных обстоятельств зависит от стилистических задач.
Авторы обычно обособляют их, если придают особое значение или рассматривают как попутное замечание.
Особенно часто обособляются обстоятельства причины (ввиду, благодаря, вследствие), условия (при наличии, при отсутствии), уступки (вопреки).
11. После этого продолжаем работать с таблицей в разделе «Необособленные обстоятельства»
— Каковы условия необособления данных обстоятельств?
а) Обстоятельство представляет собой устойчивый оборот, т.е. фразеологический оборот.
Находим примеры предложений и читаем их.
— Назвать известные вам фразеологические обороты (какой ряд выполнит быстрее это задание).
(Слушать развеся уши; броситься очертя голову; отвечать не мудрствуя лукаво; кричать не помня себя; слушать разинув рот;…)
— Составить по одному предложению, используя любой фразеологический оборот, и записать так, как показано в таблице.
б) Одиночные деепричастия наречного значения или, как раньше называли, наречия.
— Обратим внимание на их место в предложении.
(они стоят после сказуемого, отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении?).
в) Работаем с примечанием учебника на с. 145 (вверху).
Назвать такие наречия.
(Сидя, лежа, стоя, молча, шутя, нехотя и т.д.)Эти слова прочно перешли в наречия. При одиночном употреблении они не обособляются, их можно заменить наречиями-синонимами. Например, говорит не торопясь — медленно; отвечал нехотя — вяло.
Помощником здесь может быть интонация. Перед наречием и после него нет паузы, а после обособленного деепричастного оборота пауза соблюдается.
— Данное правило подтверждается на примере упражнения №326.
г) Отрабатывается третий случай из таблицы (б).
Это одиночные деепричастия, стоящие также после сказуемого в конце предложения и являющиеся обстоятельствами образа действия, к ним тоже можно подобрать синонимы. Смотрим примеры таблицы.
— Заменить наречие деепричастием и составить предложения:
- в. Молнии непрерывно сверкали (не переставая).
- в. Туча медленно надвигалась (не спеша).
12. Викторина.
Задание №1.
Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях:
а) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы. (Кат.) б) Швейцар решил идти не спеша. (Пауст.) в) Повертелась лиса к курятника и ушла несолоно хлебавши.
Ответы:
а) одиночное деепричастие ближе к наречию, как бы сливается со сказуемым;
б) не спеша — наречие;
в) является фразеологизмом.
Задание №2.
Перестройте предложения так, чтобы обособленные обстоятельства стали необособленными:
1.. Стиснув зубы, они продолжали работать. 2. Низко опустив голову, она вышла из комнаты. 3. Он продолжал сидеть, твердо намереваясь закончить работу.
Задание №3.
Составьте по предложению с фразеологизмами, указав, какие их них обособляются:
Сломя голову, спустя рукава, держа курс на что-либо, не долго думая, принимая во внимание. ( по рядам по одному примеру).
Задание №4.
Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов: 1.Выехав в открытую степь, их застал буран. 2. Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания.
13. Тестовые задания (прилагаются). Подводится итог усвоения нового материала на уроке. Ответы записываются учениками на доске. Для проверки происходит обмен тетрадями.
Тест.
1. Укажите неверные утверждения.
- Обособленные члены предложения выделяются по смыслу при помощи интонации в уст-
ной речи и при помощи знаков препинания в письменной речи. - Всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению.
- Всегда обособляются приложения с союзом как.
- Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире.
- Всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.
- Уточняющими могут быть только второстепенные члены предложения.
2. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).
- В небе ярко блестели небрежно насыпанные звезды.
- Ожил лес покрытый дымкой молодой зелени.
- Заросшая проселочная дорога жалась к реке.
- Весенней негой утомлен я впал в невольное забвенье.
- Утомленный штормом капитан спустился в свою каюту.
- Облачная и туманная мартовская ночь окутала землю.
3. В каком примере не нужно обособлять одиночное определение?
- Незримый ты мне был уж мил.
- За синими морями забытый он угасал один.
- Облетевший тополь серебрист и светел.
- Плачет бедная без устали она.
4. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.
- Остров затянулся туманом — серой неподвижной мглой.
- Из-за угла вышел Федька, наш молодой режиссер.
- Капитан артиллерии, Максимов кладет телефонную трубку.
- Юрию, как уроженцу юга, было трудно привыкнуть к климату Арктики.
5. Все знают Александра Блока, как гениального поэта.
- Найдите предложения, в которых неправильно обособлен деепричастный оборот.
- Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь.
- Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.
- В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч.
- Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.
6. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).
- Прощаясь молодые люди раскланивались.
- Отец не оборачиваясь кивнул головой.
- Дядя смотрел на бабушку прищурясь.
- Мальчик вздрогнув уронил ложку.
7. Найдите предложение, в котором не нужно обособлять выделенное обстоятельство.
- Там на шахте угольной паренька приметили.
- На той стороне за рекой запевал соловей.
- Мы жили тогда в Мещерских лесах в деревне.
- Поворачиваются за солнцем в течение долгого дня почти все цветы.
14. Словарная работа.
Отрабатывается задание №11 (тесты) слово маневр (франц. — manouere, лат. — manuopera от manus «рука» и opera «дела».)
Маневрировать — ловко и хитро действовать, обходя неприятности; передвижение войск с целью нанести удар противнику.
15. Мини-диктант (распределить по столбикам).
Расстеливши, расстилающаяся, рассчитавший, не рассчитав.
Какие правила орфографии являются общими для объяснения написания этих слов.
16. Перестроить предложения так, чтобы в них были все возможные случаи обособления.
1 ряд. 2 ряд. 3 ряд.
Небольшой лесок Цвели фруктовые Собака испугалась
пересекала, петляла деревья и наполняли и громко залаяла.
между деревьями воздух пьянящим
тропинка. ароматом.
17. Переделать предложение в сложное, заменив предлог несмотря на союзом несмотря на то что.
Несмотря на хорошую погоду, в тот день нам удалось пройти немного.
(В тот день, несмотря на то что погода была хорошая, нам удалось пройти немного).
18. Найти обособленные обстоятельства в стихотворении А. С. Пушкина.
К А.Б.***
Что можем наскоро стихами молвить ей?
Мне истина всего дороже.
Подумать не успев, скажу: ты всех милей.
Подумав, я скажу все то же.
19. Это интересно.
1. Вспомните строки из басни И.А Крылова «Рыбья пляска»: Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь…, отправился в дальнейший путь. Это редкий случай, когда подлежащее заняло совершенно необычное для себя место — разместилось внутри деепричастного оборота.
2. По воле автора деепричастный оборот может быть отнесен и не к глаголу. Вот отрывок из стихотворения Леонида Мартынова: Рукава, острова… Это — дельта речная! Вот она какова, вечереть начиная! Однако это не норма, а свойство индивидуального авторского стиля.
3. Вдумайся в предложение! Он морщил лоб, не в силах понять написанное.
Ни под один известный вам вид обособления оно не подходит. Оказывается, это «осколок» деепричастного оборота будучи не в силах, в котором деепричастие играло лишь вспомогательную роль и потому исчезло без ущербы смыслу.
20. Подводится итог урока.
- Что нового об обособлении обстоятельств вы узнали сегодня на уроке?
- Что вызвало затруднения?
На последующих уроках мы продолжим данную тему.
18.04.2009
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация «Обособленные и необособленные определения и обстоятельства»
Презентация на тему: Обособленные и необособленные определения и обстоятельстваСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:ОБОСОБЛЕННЫЕ И НЕОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.
№ слайда 2 Описание слайда:ВСПОМНИТЕ,НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТИЯ,КОГДА ОНИ ОБРАЗУЮТОБОРОТЫ. ПОМНИТЕ: ЕСЛИ ПРИЧАСТНЫЙ ИЛИ ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ СТОИТ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗАПЯТЫМИ ОН ВЫДЕЛЯЕТСЯ С ДВУХ СТОРОН, ТО ЕСТЬ ПРИСУТСТВУЮТ ПАРНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СЧИТАЕТСЯ И ПЕРВАЯ, «ОТКРЫВАЮЩАЯ» ОБОРОТ ЗАПЯТАЯ, И ВТОРАЯ, ЕГО «ЗАКРЫВАЮЩАЯ».
№ слайда 3 Описание слайда:НЕОБОСОБЛЕННЫМИ НАЗЫВАЮТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, НЕ ВЫДЕЛЯЮЩИЕСЯ ЗАПЯТЫМИ: ЭТО ПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ И НЕ ИМЕЮЩИЕ ДОБАВОЧНОГО ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ ПРИЧИНЫ, УСТУПКИ.Замерзшие в дороге, туристы решили сделать привал.Замерзшие в дороге туристы отогрелись у костра.ЕСЛИ НУЖНО НАЙТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕОБОСОБЛЕННЫМ РАСПРОСТРАНЕННЫМ СОГЛАСОВАННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ, НУЖНО НАЙТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕВЫДЕЛЕННЫМ ЗАПЯТЫМИ ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.Купленный мной телевизор отлично работает.ПОМНИТЕ:СОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОГЛАСУЕТСЯ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ телевизор (какой?, м.р, ед.ч., им.п) купленныйНЕСОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАЩЕ ВСЕГО ВЫРАЖАЕТСЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ С ПРЕДЛОГАМИ С, В. Старушка, с палочкой, в старых валенках, идет по улице.
№ слайда 4 Описание слайда:ОБОСОБЛЯЮТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛЮБЫЕ, ВЫРАЖЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЗИЦИИ, ЕСЛИ ОНИ ОТНОСЯТСЯ К ЛИЧНОМУ МЕСТОИМЕНИЮ.РАСПРОСТРАНЕННЫЕ, ВЫРАЖЕННЫЕ ПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, СТОЯЩИЕ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВАВЫРАЖЕННЫЕ ОДНОРОДНЫМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, СТОЯЩИМИ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВАРаспространенные и нераспространенные, выраженные прилагательными, причастиями и причастными оборотами, стоящие перед определяемым словом и имеющие дополнительное обстоятельственное значениеНЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СТОЯЩИЕ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА, ВЫРАЖЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ В КОСВЕННЫХ ПАДЕЖАХ С ПРЕДЛОГАМИ (ЧАЩЕ ВСЕГО С, В), СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНЬЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
№ слайда 5 Описание слайда:Назовите условия обособления определений: 1)Листочки, сухие и безжизненные, повисли на ветке.2)Кусты дикой малины, окруженные кипящим воздухом, дрожали на солнце.3)Сирень, вся пушистая, радует глаз.4)Изумленные, люди остановились как вкопанные.5)Погруженный в свои мысли, он никого не замечал.6)Меня, усталого, взмокшего, еле привели в себя.7)Дама, в зеленом платье, со шляпкой на голове, вошла в гостиную.8)Стояла белая зима, с жесткой тишиной безоблачных морозов.9)Бледный, он лежал на диване.10)Зелень, мокрая и сочная, испачкала нам одежду.
№ слайда 6 Описание слайда:ВЫПИШИТЕ ЦИФРУ(-Ы), ОБОЗНАЧАЮЩУЮ(-ЩИЕ) ЗАПЯТУЮ(-ЫЕ) ПРИ ОБОСОБЛЕННОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ. ВЫПИШИТЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НЕОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. 1)В ПОЛУТЬМЕ СЕВЕРНОЙ НОЧИ,(1) НАПОМИНАВШЕЙ УТРЕННИЙ РАССВЕТ,(2) ПОСЕЛОК КАЗАЛСЯ ОСОБЕННО УГРЮМЫМ,(3) И СТРАННО ВЫГЛЯДЕЛ ВСТРЕТИВШИЙСЯ НАМ У ДОМА СТАРИК,(4) С БЕЛЫМИ ВОЛОСАМИ,(5) В РЕЗИНОВЫХ САПОГАХ, (6)С ДУБИНКОЙ.2)ВСПЫХНУВШУЮ НА ВОСТОКЕ ЗАРЯ ЗАВОЛОКЛО ТУЧАМИ А ЗАТЕМ ХЛЫНУЛ ДОЖДЬ ЧАСТЫЙ ШУМНЫЙ.3)ВЗВОЛНОВАННЫЙ ЭТИМИ МЫСЛЯМИ,(1) Я ДОЛГО НЕ СПАЛ И,(2) ПОЛНЫЙ РАЗДУМЬЯ,(3) Я ШЕЛ ПО ДОРОГЕ,(4) НЕ ЗАМЕЧАЯ НИЧЕГО ВОКРУГ.4)КОНЬ ЗАРЖАЛ И,(1) ПРОДОЛЖАЯ ОГЛЫДЫВАТЬСЯ,(2) СТАЛ БИТЬ ТАК И НЕ ПОДКОВАННЫМ ВЧЕРА КОПЫТОМ О ЗЕМЛЮ,(3) СКОВАННУЮ МОРОЗОМ.5)МАЙОР,(1) ОДЕТЫЙ В КОЖАНУЮ КУРТКУ,(2) СТОЯЛ У ОКНА,(3) У СТОЛА С ДОКУМЕНТАМИ,(4) И НЕ ЗАМЕТИЛ,(5) КАК ВОШЕЛ ОПОЗДАВШИЙ НА СОВЕЩАНИЕ ЛЕЙТЕНАНТ.
№ слайда 7 Описание слайда:ВЫПИШИТЕ ЦИФРУ(-Ы), ОБОЗНАЧАЮЩУЮ(-ЩИЕ) ЗАПЯТУЮ(-ЫЕ) ПРИ ОБОСОБЛЕННОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ. ВЫПИШИТЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НЕОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. 6)В ПРОХЛАДЕ ЭТОГО УГОЛКА,(1) ПРИКРЫТЫЕ ЗЕМЛЕЮ,(2) САЖЕНЦЫ ПРОДОЛЖАЛИ КРЕПКО СПАТЬ,(3) НЕ ПОДОЗРЕВАЯ,(4) ЧТО НАСТАЛА ВЕСНА,(5) ЧТО РЯДОМ В ПИТОМНИКЕ ИХ ТОВАРИЩИ УЖЕ КУДРЯВЯТСЯ.7)С НЕБА ПАДАЛИ ГУСТЫЕ ТЕНИ НЕ ИСЧЕЗНУВШИХ ОТ ВЕТРА ОБЛАКОВ И ПОЛЗЛИ ПО НЕЙ,(1) ТОРОПИЛИСЬ,(2) СПЕША НА ПРАЗДНИК ОСЕНИ,(3) ОБЪЯВЛЕННЫЙ НАСТУПИВШИМ СЕНТЯБРЕМ.8)ТО ТАМ, (1)ТО ТУТ ОНИ НА МИГ ПОЯВЛЯЛИСЬ И ГАСЛИ,(2) СЛОВНО НЕСКОЛЬКО ЛЮДЕЙ,(3) РАССЫПАВШИХСЯ ПО ЛЕСУ,(4) ИСКАЛИ ПОД КУСТАМИ ЧТО-ТО,(5) ЗАЖИГАЯ СПИЧКИ,(6) КОТОРЫЕ ВЕТЕР ТОТЧАС ЖЕ ГАСИЛ.
№ слайда 8 Описание слайда:НЕОБОСОБЛЕННЫМИ НАЗЫВАЮТСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, НЕ ВЫДЕЛЕННЫЕ ЗАПЯТЫМИ. НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ОДИНОЧНЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ – ИСКЛЮЧЕНИЯМИ НЕ СПЕША, СТОЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА, СИДЯ, НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ.НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ, ВХОДЯЩИМИ В СОСТАВ ФРАЗЕОЛОГИЗМА:Я ТРУЖУСЬ НЕ ПОКЛАДАЯ РУК..
№ слайда 9 Описание слайда:ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ОБОСОБЛЯЮТСЯ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ МЕСТА ПО ОТНОШЕНИЮ К ОПРЕДЕЛЯЕМОМУ СЛОВУ. ЕСЛИ ОНИ ВЫРАЖЕНЫ ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМЕСЛИ ОНИ ВЫРАЖЕНЫ ОДИНОЧНЫМ ДЕЕПРИЧАСТИЕМЕСЛИ ОНИ ВЫРАЖЕНЫ ОДНОРОДНЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ ИЛИ ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ, А ТАКЖЕ ИХ КОМБИНАЦИЕЙБежит ручей, сверкая и громко журча.ЕСЛИ ОНО ВЫРАЖЕНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ С ПРЕДЛОГОМ НЕСМОТРЯ НАЕСЛИ ОНО ВЫРАЖЕНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ С ПРЕДЛОГАМИ БЛАГОДАРЯ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ВОПРЕКИ, ПО ПРИЧИНЕ, ЗА НЕИМЕНИЕМ И Т.Д.Придумайте по одному примеру на каждый случай обособления.
№ слайда 10 Описание слайда:ВЫПИШИТЕ ЦИФРУ(-Ы), ОБОЗНАЧАЮЩУЮ(-ЩИЕ) ЗАПЯТУЮ(-ЫЕ) ПРИ ОБОСОБЛЕННОМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕ. 1)НА СТАНЦИИ КОРОТКО,(1) ТОНКО И ЧИСТО СВИСТНУЛ ПАРОВОЗ,(2) И ЭТОТ ЗВУК,(3) НАРУШИВ ТИШИНУ, (4)РАЗРУШИЛ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ЭТОГО ПРЕКРАСНОГО,(5) РАДОСТНОГО УТРА.2)КАЖДЫЕ ДЕСЯТЬ СЕКУНД,(1) НАГНЕТАЯ ТРЕВОГУ,(2) ЗВУЧАЛИ ВЫСТРЕЛЫ ИЛИ ВЗРЫВАЛАСЬ ГРАНАТА,(3) ПОПАДАЯ В СТЕНЫ И ОСЫПАЯ ЩЕПКАМИ ТЕХ ЛЮДЕЙ,(4) КОТОРЫЕ ЗА НЕЙ ПРЯТАЛИСЬ.3)Я ТОТЧАС РЕШИЛСЯ ПЛЫТЬ,(1) НЕ ДУМАЯ О НАЧИНАЮЩЕЙСЯ БУРЕ,(2) ПОЛЬЗУЯСЬ ДОБРОТОЙ МЕСТНЫХ РЫБАКОВ, (3)ПОЗВОЛИВШИХ МНЕ ВЗЯТЬ МОТОРКУ.4)ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ, (1) ОТКРЫВ РОТ ДЕТИ СИДЕЛИ У КОСТРА,(2)ДОЖИДАЯСЬ ОКОНЧАНИЯ РАССКАЗА,(3)ЗАИНТРИГОВАВШЕГО ВЕСЬ ОТРЯД.5)СТОЯ У ВЕРАНДЫ И РАЗГОВАРИВАЯ,(1) МАЛЬЧИК, (2)ПОЕЖИВАЯСЬ ОТ ВЕЧЕРНЕЙ СЫРОСТИ, (3)ТО И ДЕЛО ОГЛЯДЫВАЛСЯ НА НАС.
№ слайда 11 Описание слайда:ВЫПИШИТЕ ЦИФРУ(-Ы), ОБОЗНАЧАЮЩУЮ(-ЩИЕ) ЗАПЯТУЮ(-ЫЕ) ПРИ ОБОСОБЛЕННОМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕ. 6)ОПУСТОШИВ БАНОЧКУ ШПРОТ, (1) ОН ОСТОРОЖНО ОТКРЫЛ ХОЛОДИЛЬНИК И,(2) ОТОДВИНУВ КОЛБАСУ,(3) ДОСТАЛ СМЕТАНУ.7)ВОЗВРАТИВШИСЬ ДОМОЙ,(1) ОН УВИДЕЛ,(2) ЧТО БРАТ И СЕСТРА СИДЯТ НА ПОЛУ И, (3) ТОЛКАЯ ДРУГ ДРУГА, (4) СПОРЯТ ИЗ-ЗА ПИРАМИДКИ.8)ВАЖНЫЕ ДЛЯ СЕБЯ ПОДРОБНОСТИ ОН ЗАПОМИНАЛ, (1) НЕ ЗАПИСЫВАЯ, (2) СТАРАЛСЯ НЕ УПУСТИТЬ НИ ОДНОЙ МЕЛОЧИ,(3) КАЖУЩЕЙСЯ ДРУГИМ ПУСТЯКОМ.9)ОТДАВ ПОЧТИ ВЕСЬ СВОЙ ЖАР ЛЕТОМ,(1) СОЛНЦЕ КАК БУДТО БЕРЕГЛО ОСТАТКИ ТЕПЛА,(2) ГРЕЛО МАЛО,(3) НО ЛАСКОВО.10)МГЛА,(1) РАССЕЯННАЯ СВЕТОМ ФАР,(2) КЛУБЯСЬ,(3) ВОЛНАМИ УДАРИЛА В СТЕКЛА,(4) ЗАПУТАЛАСЬ В ДВОРНИКАХ,(5) ОБТЕКАЯ МАШИНУ.
№ слайда 12 Описание слайда:ПОМНИТЕ: ПРИЧАСТНЫЕ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ МОГУТ БЫТЬ ОДНОРОДНЫМИ!!! ВЫПИШИТЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОДНОРОДНЫЕ ПРИЧАСТНЫЕ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ (знаки препинания не расставлены).1)ТРАВА СГИБАЕМАЯ УДАРАМИ ВЕТРА И КОЛЕБЛЕМАЯ ИМ ПОХОДИЛА НА ОКЕАН.2)НАД ДОМАМИ ПОКРЫТЫМИ ИНЕЕМ И ТРУБАМИ ДЫМЯЩИМИ ЧАДНО И ГУСТО СВЕТИТ МЕСЯЦ.3)ОН ПЛАВАЕТ НЫРЯЯ КАК МОРЖ И КУВЫРКАЕТСЯ ПОВОРАЧИВАЯСЬ С БОКУ НА БОК.4)ЗАПЕРЕВ КВАРТИРУ И ПОЛОЖИВ КЛЮЧ В УСЛОВЛЕННОЕ МЕСТО СТАРИК ВЫШЕЛ ИЗ ДОМА.5)НАД ДЕРЕВНЕЙ СНАРЯДЫ НЕСУТСЯ С ВОЕМ ЗАГЛУШАЯ ОСТАЛЬНЫЕ ЗВУКИ И ПАДАЯ ВЗМЕТАЮТ ГЛЫБЫ ЗЕМЛИ.6)ОН ЗАМЕТИЛ КАК ВСПЫХНУЛ НЕМЕЦКИЙ ТАНК ЧУТЬ ЗАМЕДЛИВШИЙ ПЕРЕД КАКИМ-ТО ПРЕПЯТСТВИЕМ И СРАЗУ ПОДБИТЫЙ СНАРЯДОМ.7)ОН ТОЛЬКО ЧТО ВЫБРАЛСЯ ИЗ ПОДВАЛА ЗАПОЛНЕННОГО УГАРНЫМ ГАЗОМ И ИЗМУЧЕННЫЙ УСТАЛОСТЬЮ ОН РЕШИЛ ПЕРЕДОХНУТЬ У ДОМА.
№ слайда 13 Описание слайда:УСПЕШНОЙ СДАЧИ ГИАВ 2012 ГОДУ! ДО ЭКЗАМЕНАПОСЛЕ ЭКЗАМЕНА
ppt4web.ru
обособленные обстоятельства — это… Что такое обособленные обстоятельства?
Выделенные интонационно и пунктуационно члены предложения, выступающие в функции различных обстоятельств.
Морфологически они выражаются; а) деепричастиями или деепричастными оборотами; б) предложно-падежными формами имен существительных: в) наречиями.
1) Обособленный член предложения, выраженный деепричастием (деепричастным оборотом), нередко выступает в роли второстепенного сказуемого. Недалеко заухал филин, и Ласка, вздрогнув, стала прислушиваться (Л. Толстой) (ср.: …Ласка вздрогнула и стала прислушиваться). В других случаях дополнительно выражаются различного рода обстоятельственные значения (см. деепричастие). Тогда Кузьма Кузьмин, достав из кармана свежий огарок, зажег его и сел рядом с Дашей (А. Н.Толстой) (значение времени, присоединенное к значению добавочного действия). Муромский, соблазнясь хорошею погодою, велел оседлать куцую свою кобылу (Пушкин) (значение причины). Чертопханов, не останавливаясь и не оглядываясь, шел большими шагами (Тургенев) (значение образа действия). Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? (Горький) (значение условия). Иван Кузьмин, уважая свою супругу, ни за что на свете не открыл бы ей тайны, вверенной ему по службе (Пушкин) (значение уступления). Наличие этих дополнительных оттенков значения между действием, выраженным глаголом-сказуемым, и действием, выраженным деепричастием, дает основание видеть в деепричастии, применительно к конкретным случаям, не только второстепенное сказуемое, но и различные обстоятельственные слова, тем самым — включать обособление деепричастий и деепричастных оборотов в категорию обособленных второстепенных членов предложения.2) Обособление обстоятельств, выраженных предложно-падежными формами имен существительных, имеет факультативный характер: оно зависит от смысловой нагрузки обособляемого члена (сочетания в нем нескольких обстоятельственных значений), ослабленной синтаксической связи с глаголом-сказуемым, стилистических задач и т. д. Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал (Л. Толстой) (к значению времени присоединяется значение причины: ушел и плакал не только после того, как получил отказ, но и потому, что его получил). С приближением неприятеля к Москве, взгляд москвичей на свое положение не только не сделался серьезнее, но, напротив, еще легкомысленнее (Л. Толстой) (к значению времени присоединяется значение уступления: указывается не только когда происходило отмечаемое явление, но и вопреки чему). В других случаях падежные формы имен существительных обычно обособляются, если в состав конструкции входят предлоги или предложные сочетания: ввиду, вследствие, благодаря, по причине, вопреки, несмотря на, при условии, в случае и т. п. Впрочем, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции (Чехов). В комнате Елены, благодаря плотным занавескам, было почти темно (Куприн). Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей (Тургенев). На берегу, несмотря на сумерки, можно было разглядеть красные рубахи (Короленко). Ехали днем, во избежание всяких дорожных случайностей (Пришвин).
3) Реже обособляются обстоятельства, выраженные наречиями и носящие характер попутного замечания. Музыка, по-прежнему, долетала до нас (Тургенев). Миша опустил книгу и, не сразу, тихо встал (Горький). У калитки, весною, всегда останавливается разносчик. Егорка с тирольскими пирожками (Куприн). На другой день к вечеру, рысцой, прибежал Алексей (Солоухин).
dic.academic.ru