Конспект урока по обществознанию в 7 классе «Права и обязанности граждан»
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе
Тема урока: «Права и обязанности граждан».
Цели:
1.Образовательные:
Познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан;
Формировать представления учащихся о группах прав.
2.Развивающие:
Продолжать формирование навыков анализа, сравнения, обобщения изучаемого материала;
Развивать навыки монологической речи, внимание, память.
3.Воспитательные:
Воспитывать интерес к общественным наукам;
Воспитывать гражданина РФ;
Воспитывать чувство ответственности за нарушение или невыполнение своих
обязанностей;
Развивать чувство товарищества и уважения к личности человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: работа в группах.
Новые понятия : право, обязанность, гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права.
Метапредметные связи: история, литература.
Оборудование урока: проектор, презентация, учебник, карточки с заданиями, Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Сообщение темы, целей урока.
Сегодня мы будем знакомиться с правами и обязанностями граждан, определим, что они означают и чем отличаются друг от друга. Класс делится на 4 группы и каждая группа будет получать в течение урока индивидуальные задания и представлять свои результаты.
Слайд 1
II.Изучение нового материала.
План.
1. Права человека.
2. Как и кем обеспечиваются права?
3. Права и обязанности.
1. В Конституции РФ записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Мы будем определять, какие права и свободы являются основными , неотчуждаемыми и почему?
Слайд 2-3.
В основе нашей жизни лежит удовлетворение тех или иных потребностей. Мы все разные, следовательно, и потребности у нас разные. Но есть нечто общее у самых разных людей:
мы все нуждаемся в пище, одежде, жилище, свежем воздухе, взаимопонимании, заботе. Поэтому должны быть созданы определённые обязательные условия сохранения человеческой жизни и человеческого достоинства. Такими условиями и являются права человека
Записываем в тетрадях определение права:
Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.
Работа в группах.
Каждая группа, пользуясь текстом Конституции РФ, выписывает в тетрадь свою группу прав и готовит выступление (с примерами).
I группа – гражданские права
II группа – политические права
III группа – экономические и социальные права
IV группа – культурные права
Выступления представителей групп. Обсуждение.
Вывод: все права существуют в гармоничном единстве, дополняют друг друга и создают условия для достойного существования человека.
Каждый человек, родившись, уже обладает правами, равными правам другого человека. Но очень долгим был путь человечества к пониманию этого и в истории есть трагические факты жестокого попрания прав.
Задание: Прочитать рубрику «Уроки прошлого» из §2. Какие выводы можно сделать из описанных событий (трагедия Хатыни и других деревень, судьба заключённых концлагерей, Нюрнбергский процесс, принятие Всеобщей Декларации прав человека)?
Слайды 4-5.
Выводы учащиеся записывают в тетради:
— права человека нужно защищать совместными усилиями всех стран;
-признан всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер прав человека.
2.Кто же и как защищает наши права ?
Учащиеся самостоятельно читают этот раздел учебника и записывают в тетрадях выводы:
Государство признаёт права и свободы человека и обязуется соблюдать их на своей территории и принимать законы, гарантирующие каждому его права.
Слайды 6-7.
3.Представим себе, что свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Можно ли с уверенностью говорить о соблюдении прав человека. Приведите примеры из нашей обычной жизни.
Вывод: Твоя свобода заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому, т. е. твоя свобода ограничена правами и свободами других людей. Записываем в тетрадь. Мы плавно подошли к новому понятию – обязанность. Определение записываем в тетрадь.
Какие обязанности вы знаете? Приведите примеры. Т.о., нет прав без обязанностей.
Слайд 8.
III.Закрепление.
Итак, мы разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает и попадает в неприятные истории. На конкретных примерах мы постараемся закрепить изученный материал. Каждая группа получит карточку со своим заданием.
Iгруппа: Мальчика Колю воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу, заставляя выполнять домашнюю работу во время уроков. Коля с ней во всём соглашается. Какое его право нарушено? (Право на образование и право не подвергаться насилию. Сам Коля нарушил право свободно выражать свои взгляды и обязанность получать образование).
II группа: На урок Маша пришла в неприличном виде – короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, колготки в сеточку, сапоги на высоком каблуке, чрезмерное использование косметики. Какие обязанности нарушила девочка? (Обязанность приходить в школу в форме, чистой и опрятной, со сменной обувью).IIIгруппа: Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, всё разбросали, поломали и ушли. Какие обязанности они нарушили? (Обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам).
IVгруппа: Аня завела дневник и записывала в него самые сокровенные мысли. Мальчики-одноклассники вытащили дневник, прочитали, и стали её дразнить. Почему были не правы мальчики? (Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну).
IV.Домашнее задание: §2, выполнить задание рубрики «Проверь себя».
Методическая разработка урока по обществознанию Права и обязанности граждан 7 класс
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе
Тема урока: «Права и обязанности граждан».
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 372
Худолей Людмила Леонидовна
Цели:
1.Образовательные:
Познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан;
Формировать представления учащихся о группах прав.
2.Развивающие:
Продолжать формирование навыков анализа, сравнения, обобщения изучаемого материала;
Развивать навыки монологической речи, внимание, память.
3.Воспитательные:
Воспитывать интерес к общественным наукам;
Воспитывать гражданина РФ;
Воспитывать чувство ответственности за нарушение или невыполнение своих
обязанностей;
Развивать чувство товарищества и уважения к личности человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: работа в группах.
Новые понятия : право, обязанность, гражданские, политические, экономические и социальные, культурные права.
Метапредметные связи: история, литература.
Оборудование урока: проектор, презентация, учебник, карточки с заданиями, Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Сообщение темы, целей урока.
Класс делится на 4 группы.
Сегодня мы будем знакомиться с правами и обязанностями граждан, определим, что они означают и чем отличаются друг от друга. Каждая группа будет получать в течение урока индивидуальные задания и представлять свои результаты.
Слайд 1
II.Изучение нового материала.
План.
1.Права человека.
2.Как и кем обеспечиваются права?
3.Права и обязанности.
1.В Конституции РФ записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Мы будем определять, какие права и свободы являются основными , неотчуждаемыми и почему?
Слайд 2-3.
В основе нашей жизни лежит удовлетворение тех или иных потребностей. Мы все разные, следовательно и потребности у нас разные. Но есть нечто общее у самых разных людей:
мы все нуждаемся в пище, одежде, жилище, свежем воздухе, взаимопонимании, заботе. Поэтому должны быть созданы определённые обязательные условия сохранения человеческой жизни и человеческого достоинства. Такими условиями и являются права человека
Записываем в тетрадях определение права:
Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.
Работа в группах.
Каждая группа, пользуясь текстом Конституции РФ, выписывает в тетрадь свою группу прав и готовит выступление (с примерами).
I группа – гражданские права
II группа – политические права
III группа – экономические и социальные права
IV группа – культурные права
Выступления представителей групп. Обсуждение.
Вывод: все права существуют в гармоничном единстве, дополняют друг друга и создают условия для достойного существования человека.
Каждый человек, родившись, уже обладает правами, равными правам другого человека. Но очень долгим был путь человечества к пониманию этого и в истории есть трагические факты жестокого попрания прав.
Задание: Прочитать рубрику «Уроки прошлого» из §2. Какие выводы можно сделать из описанных событий (трагедия Хатыни и других деревень, судьба заключённых концлагерей, Нюрнбергский процесс, принятие Всеобщей Декларации прав человека)?
Слайды 4-5.
Выводы учащиеся записывают в тетради:
— права человека нужно защищать совместными усилиями всех стран;
-признан всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер прав человека.
2.Кто же и как защищает наши права ?
Учащиеся самостоятельно читают этот раздел учебника и записывают в тетрадях выводы:
Государство признаёт права и свободы человека и обязуется соблюдать их на своей территории и принимать законы, гарантирующие каждому его права.
Слайды 6-7.
3.Представим себе, что свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Можно ли с уверенностью говорить о соблюдении прав человека. Приведите примеры из нашей обычной жизни.
Вывод: Твоя свобода заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому, т. е. твоя свобода ограничена правами и свободами других людей. Записываем в тетрадь. Мы плавно подошли к новому понятию – обязанность. Определение записываем в тетрадь.
Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определённые вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Какие обязанности вы знаете? Приведите примеры. Т.о., нет прав без обязанностей.
Слайд 8.
III.Закрепление.
Итак, мы разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает и попадает в неприятные истории. На конкретных примерах мы постараемся закрепить изученный материал. Каждая группа получит карточку со своим заданием.
Iгруппа: Мальчика Колю воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу, заставляя выполнять домашнюю работу во время уроков. Коля с ней во всём соглашается. Какое его право нарушено? (Право на образование и право не подвергаться насилию. Сам Коля нарушил право свободно выражать свои взгляды и обязанность получать образование).
II группа: На урок Маша пришла в неприличном виде – короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, колготки в сеточку, сапоги на высоком каблуке, чрезмерное использование косметики. Какие обязанности нарушила девочка? (Обязанность приходить в школу в форме, чистой и опрятной, со сменной обувью).
IIIгруппа: Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, всё разбросали, поломали и ушли. Какие обязанности они нарушили? (Обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам).
IVгруппа: Аня завела дневник и записывала в него самые сокровенные мысли. Мальчики-одноклассники вытащили дневник, прочитали и стали её дразнить. Почему были не правы мальчики? (Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну).
IV.Домашнее задание: §2, выполнить задание рубрики «Проверь себя».
Главная > Школьнику > 9 класс > Методическая разработка урока по обществознанию Права и обязанности граждан 7 класс
aret.ru
Методическая разработка урока по обществознанию: «Права и обязанности граждан». 7 класс
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе
Тема урока: «Права и обязанности граждан».
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 372
Худолей Людмила Леонидовна
Цели:
1.Образовательные:
Познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан;
Формировать представления учащихся о группах прав.
2.Развивающие:
Продолжать формирование навыков анализа, сравнения, обобщения изучаемого материала;
Развивать навыки монологической речи, внимание, память.
3.Воспитательные:
Воспитывать интерес к общественным наукам;
Воспитывать гражданина РФ;
Воспитывать чувство ответственности за нарушение или невыполнение своих
обязанностей;
Развивать чувство товарищества и уважения к личности человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: работа в группах.
Новые понятия : право, обязанность, гражданские, политические, экономические и социальные, культурные права.
Метапредметные связи: история, литература.
Оборудование урока: проектор, презентация, учебник, карточки с заданиями, Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Сообщение темы, целей урока.
Класс делится на 4 группы.
Сегодня мы будем знакомиться с правами и обязанностями граждан, определим, что они означают и чем отличаются друг от друга. Каждая группа будет получать в течение урока индивидуальные задания и представлять свои результаты.
Слайд 1
II.Изучение нового материала.
План.
1.Права человека.
2.Как и кем обеспечиваются права?
3.Права и обязанности.
1.В Конституции РФ записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Мы будем определять, какие права и свободы являются основными , неотчуждаемыми и почему?
Слайд 2-3.
В основе нашей жизни лежит удовлетворение тех или иных потребностей. Мы все разные, следовательно и потребности у нас разные. Но есть нечто общее у самых разных людей:
мы все нуждаемся в пище, одежде, жилище, свежем воздухе, взаимопонимании, заботе. Поэтому должны быть созданы определённые обязательные условия сохранения человеческой жизни и человеческого достоинства. Такими условиями и являются права человека
Записываем в тетрадях определение права:
Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.
Работа в группах.
Каждая группа, пользуясь текстом Конституции РФ, выписывает в тетрадь свою группу прав и готовит выступление (с примерами).
I группа – гражданские права
II группа – политические права
III группа – экономические и социальные права
IV группа – культурные права
Выступления представителей групп. Обсуждение.
Вывод: все права существуют в гармоничном единстве, дополняют друг друга и создают условия для достойного существования человека.
Каждый человек, родившись, уже обладает правами, равными правам другого человека. Но очень долгим был путь человечества к пониманию этого и в истории есть трагические факты жестокого попрания прав.
Задание: Прочитать рубрику «Уроки прошлого» из §2. Какие выводы можно сделать из описанных событий (трагедия Хатыни и других деревень, судьба заключённых концлагерей, Нюрнбергский процесс, принятие Всеобщей Декларации прав человека)?
Слайды 4-5.
Выводы учащиеся записывают в тетради:
— права человека нужно защищать совместными усилиями всех стран;
-признан всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер прав человека.
2.Кто же и как защищает наши права ?
Учащиеся самостоятельно читают этот раздел учебника и записывают в тетрадях выводы:
Государство признаёт права и свободы человека и обязуется соблюдать их на своей территории и принимать законы, гарантирующие каждому его права.
Слайды 6-7.
3.Представим себе, что свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Можно ли с уверенностью говорить о соблюдении прав человека. Приведите примеры из нашей обычной жизни.
Вывод: Твоя свобода заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому, т. е. твоя свобода ограничена правами и свободами других людей. Записываем в тетрадь. Мы плавно подошли к новому понятию – обязанность. Определение записываем в тетрадь.
Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определённые вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Какие обязанности вы знаете? Приведите примеры. Т.о., нет прав без обязанностей.
Слайд 8.
III.Закрепление.
Итак, мы разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает и попадает в неприятные истории. На конкретных примерах мы постараемся закрепить изученный материал. Каждая группа получит карточку со своим заданием.
Iгруппа: Мальчика Колю воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу, заставляя выполнять домашнюю работу во время уроков. Коля с ней во всём соглашается. Какое его право нарушено? (Право на образование и право не подвергаться насилию. Сам Коля нарушил право свободно выражать свои взгляды и обязанность получать образование).
II группа: На урок Маша пришла в неприличном виде – короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, колготки в сеточку, сапоги на высоком каблуке, чрезмерное использование косметики. Какие обязанности нарушила девочка? (Обязанность приходить в школу в форме, чистой и опрятной, со сменной обувью).
IIIгруппа: Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, всё разбросали, поломали и ушли. Какие обязанности они нарушили? (Обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам).
IVгруппа: Аня завела дневник и записывала в него самые сокровенные мысли. Мальчики-одноклассники вытащили дневник, прочитали и стали её дразнить. Почему были не правы мальчики? (Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну).
IV.Домашнее задание: §2, выполнить задание рубрики «Проверь себя».
Автор: людмила леонидовна худолей
pedportal.net
2 | Опрос учащихся по заданному на дом материалу — Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока. — Определение цели, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися). — Методы, способствующих решению поставленных целей и задач: -практическая работа: заполнение схемы, заполнение таблицы; -вопросы по пройденной ранее теме; -использование цветных карточек для оценивания ответа одноклассника; — поощрения. — описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; — определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей: В случае затруднения учащихся в заполнении схемы «Сферы общественной жизни» учитель заполняет одну из ячеек, например, «политическая». В случае затруднения выполнения второго задания учитель предлагает помочь одноклассникам или же задает наводящие вопросы, требующие знания определений по заданным терминам. В случае затруднения учащихся в заполнении схемы «Виды прав человека» учитель заполняет одну-две из ячеек, например, «неотъемлемые», «политические». В случае затруднения выполнения четвертого задания учитель предлагает помочь одноклассникам или же задает наводящие вопросы, требующие знания определений по заданным терминам и поясняющие виды прав. — методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: игровой прием – использование «чеков» при правильном ответе, влияющих на оценку за подготовку домашнего задания. | Цель повторения: привести в систему знания, полученные ранее о правах и обязанностях гражданина; работать над понятиями, схемами, таблицами, необходимыми для подготовки к ЕГЭ. | — В ходе повторения предыдущих тем нам предстоит заполнить схемы, определить соответствие понятий, чтобы закрепить знания по предыдущей теме «Права и обязанности граждан» и чтобы нам сегодня было легче изучить новую тему. Тем учащимся, которые будут правильно отвечать на вопросы, я буду выдавать чеки достоинством 1 балл. И те, кто наберет 5 и более чеков получат соответственно оценку «5» Итак, обратите внимание на слайд и подумайте, какими понятиями необходимо дополнить схему и почему? 1) Заполните пропуски в схеме: Слайд 3 Вывод: — Каждая сфера общественной жизни связана с правом, законодательством, нормами, моралью. Молодцы, с данным заданием вы справились хорошо и можете четко определять сферы общественной жизни. 2) Составьте логические пары из определений и раскройте их: Слайд 4
— Ребята, кто из вас сможет поправить ответ Рузиля и объяснить связь слов между собой. А тебе, Рузиль, я посоветую внимательно посмотреть и послушать, чтобы в будущем ты смог ответить на подобный вопрос. Пожалуйста, Регина, слово предоставляем тебе. А остальные тоже слушаем и в случае неправильного ответа или неточности надо будет поправить ответ Регина. Также каждый из вас должен будет, используя карточки зеленого и красного цветов, подтвердить или опровергнуть ответ Регины. -Поднимите зеленые карточки те, кто согласен с Региной и красные карточки – кто не согласен. — Молодцы! Это правильный ответ. (правильно ответившие дети получают «чеки») — Оцените ответ Регины при помощи карточек: зеленая – правильно, красная – неправильно. (правильно ответившие дети получают «чеки») — Оцените ответ Регины при помощи карточек: зеленая – правильно, красная – неправильно. (правильно ответившие дети получают «чеки») — Оцените ответ Регины при помощи карточек: зеленая – правильно, красная – неправильно. (правильно ответившие дети получают «чеки») Дополнительные вопросы по заданию:
3) Заполните пропуски в схеме: Слайд 5 -Теперь обратите внимание на слайд 6. Кто готов соотнести виды прав человека с их проявлениями 4) Соотнесите виды прав человека и их проявление: Слайд 6 Вывод: Тему «Права и обязанности граждан» усвоили в основном хорошо, но конкретные примеры надо продумывать четче. Это показывает на то, как вами понята тема.
За подготовку домашнего задания получают отметку пять те, кто получил 5 и более чеков – это , Регина, Дамир, Рузиля. У кого 4 «чека» — получают оценку «4» — Айдар, Гульназ, Амир. | Учащиеся заполняют схему. Ответ: политическая, экономическая, социальная, духовная. К доске поочередно приглашаются 2-3 ученика. Они пытаются определить пары, соединяя их между собой:
— Я думаю, что пары слов должны быть поставлены так, но почему не знаю.
— Социальные нормы связаны с моралью, потому что мораль, как и социальные нормы, содержит в себе определенные нормы, принципы и ценности, которые регулируют поведение людей в обществе. Учащиеся оценивают ответ при помощи карточек. -Каждый гражданин в обществе имеет и права, и обязанности. Учащиеся оценивают ответ при помощи карточек. — В конституции прописаны свободы граждан и говорится о том, что права и свободы являются высшей ценностью. Учащиеся оценивают ответ при помощи карточек. — Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы, какой- либо отрасли, а на основе декларации разрабатываются принципы последующих законодательных мероприятий. Учащиеся оценивают ответ при помощи карточек. Учащиеся заполняют пропуски в схеме: Неотъемлемые, политические, гражданские, экономические, социальные, культурные. Неотъемлемые – …имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 20, 22) Политические – …имеет право принимать участие в управлении своей страной (ст. 32) Гражданские – …имеет право на гражданство (ст. 15) Экономические – …имеет право владеть имуществом (ст. 17) Социальные – …имеет право на социальное обеспечение (ст. 39) Культурные –…имеет право…, свободно наслаждаться искусством (ст. 44) | 3 | Изучение нового учебного материала. — определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока — постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть, достигнут учащимися на данном этапе урока) — изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися — Методы изложения (представления) нового учебного материала:
— описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог — описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу — описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала. | Цель изучения нового материала: Познакомить с Конвенцией о правах человека; помочь учащимся определить права и свободы, которыми обладают дети; учить работать с документом, анализировать и делать выводы. | — На предыдущих уроках мы говорили с вами о правах, свободах, обязанностях человека, но мы говорили о взрослых людях, самостоятельных. Но как быть с теми, кто еще только растет, формируется как личность? Права и свободы детей охраняются и защищаются особо. Почему? Как вы думаете? Почему дети нуждаются в особой защите? Слайды 7-8
— Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока «Правовой статус несовершеннолетнего» Мы должны с вами сегодня:
— Изучение темы урока мы с вами начнем со знакомства с документом «Конвенция о правах ребенка». 1. История принятия Конвенции о правах ребенка. Слайд 9
Впервые задекларировать права ребенка на международном уровне решили в 1959 году. Связанно это было с осознанием того, что детство нуждается в особой защите и заботе, дети должны быть максимально защищены от посягательства взрослых. 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах ребенка. В ней утверждалось, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла огромную роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Но только призывом…. Вспомните, что такое декларация? — Декларация – это не документ и не закон. Гульназ права – это официальное или торжественное заявление делегации, правительства, международного органа, на основе которого затем разрабатываются принципы последующих законодательных мероприятий. Обычно не имеет прямой юридической силы. Потому было принято решение о разработке более жесткого документа. С 1979 – 1989 г.г. шла работа над текстом такого документа. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. А через год была ратифицирована и нашей страной. Так что же такое конвенция? В целом вы правы. Конвенция – это документ, носящий обязательный характер для государств ее подписавших. — Потому Конвенция является наиболее полным документом и приобретает силу норм международного права. 2. Изучение Конвенции о правах человека. — Конвенция о правах ребенка состоит из: Преамбулы (вступительная статья к документу) Часть I (собственно статьи) Часть II (специальные статьи для стран участниц Конвенции). Работа с текстом учебника, стр. 130-131. — Прочитайте на с.130 дополнительное чтение о правах ребенка и на с. 131 извлечения из Конвенции о правах ребенка, а затем вместе разберемся в некоторых вопросах. — Каково назначение и значение Конвенции о правах ребенка? Ребята, отвечайте, пожалуйста, полным ответом. — Конвенции о правах ребенка призвана защитить жизнь и права детей на планете, и закрепить права ребенка в гражданском, семейном и трудовом законодательстве. — Как их определяют авторы Конвенции? — Правильно, молодец, Регина. Ты была внимательной при чтении текста учебника. — Мы говорим с вами о правах ребенка. А кого собственно Конвенция называет ребенком? — Какие же виды прав содержит в себе Конвенция? Работа с текстом Конвенции в парах. Данные заносим в таблицу на карточке. Тем, кто выполнит задание без ошибок, будут выданы смайлики за каждый правильный ответ.
Слайды 10-16 После заполнения производится проверка под диктовку учителя и выдаются смайлики. 3. Международные организации по защите прав детей. Слайды 17-20
Но одного документа недостаточно для обеспечения полного перечня прав ребенка и абсолютной защиты этих прав, пусть это даже Конвенция о правах ребенка и ее положении отменить нельзя. Помимо норм Конвенции защитой детей занимаются множество Международных организаций:
И не случайно, что подобных организаций много, поскольку в современном мире, по словам П. Астахова «ценность детской жизни падает на глазах». | Ответы учащихся: — Дети еще маленькие и они слабые. — Дети не могут зарабатывать деньги. -У них нет жизненного опыта. — У детей нет знаний и т.д. Учащиеся слушают и смотрят на слайды презентации 7-8, где отражены тема и план урока по изучению новой темы. — Декларация – это документ. — Декларация – это официальное заявление правительства, на его основе разрабатываются принципы законодательных законодательств. — Декларация – это закон. И т.д. -Конвенция – это документ. — Конвенция – это закон. И т.д. Учащиеся читают текст учебника на указанных страницах -Защищать детей — Защитить жизнь и права детей на планете -Ребенок – полноценная личность. Он имеет свои права и обязанности. «Плохих детей не бывает!» Бывают дети с проблемами, бывают ребята, которые совершили ошибку. Но взрослые не должны быть жестокими по отношению к детям. Конвенция называет ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Учащиеся рассматривают иллюстрации на слайдах, обсуждают в парах увиденное и заполняют таблицы на карточках. Учащиеся слушают учителя и смотрят слайды по ходу рассказа. | 4 | Закрепление учебного материала — целей, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока — постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока) — описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог — описание критериев, позволяющих определить степень освоения учащимися нового учебного материала — описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Цель закрепления изученного материала: привести в систему знания, полученные на уроке, по новой теме; определить степень освоения учащимися нового учебного материала. | — В завершении еще раз поговорим с вами о значении этого документа, о правовом статусе несовершеннолетнего, чтобы вы сами могли определить, что еще вами не понято, и на что надо больше обратить внимания при подготовке домашнего задания. За правильные ответы вы будете получать смайлики. В конце урока мы их посчитаем, те, у кого будет больше четырех смайликов, получат оценку «5». -Почему Конвенции о правах ребенка придается большое значение? — Молодцы! Ваши ответы, в общем-то, правильные. В нашем мире часто происходят случаи, когда дети оказываются в сложных жизненных ситуациях. Ребенок имеет свои права и обязанности. Взрослые не должны быть жестокими по отношению к детям. Ведь главная мысль Конвенции оправах ребенка: ребенок – полноценная личность. — Могут ли права ребенка быть равными правам взрослых? Почему? — Конечно же, дети и взрослые не могут иметь равные права во всех отраслях права. Так, например, у ребенка пока нет политических прав, он не может голосовать до наступления совершеннолетия. Есть ограничения и в экономических правах: подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с 16 лет (в отдельных случаях – с 14 лет). — Кто из взрослых, по вашему мнению, в большей степени заинтересован в реализации положений Конвенции? -Молодцы! Каждый ваш ответ можно считать правильным. Но прежде всего, в реализации положений Конвенции заинтересованы родители. Ведь они не всегда могут находиться рядом со своими детьми и защитить их. Дети бывают предоставлены самим себе, могут быть подвергнуты опасностям на улице, в общественных местах. И, зная, что в нашей жизни действует такой законодательный документ как Конвенция о правах ребенка, их дети защищены законом. — Только ли о своих правах должны помнить дети? Приведите примеры из жизни. — Молодцы! Данную тему вы, ребята, поняли хорошо, так как смогли не только ответить на вопросы, но и аргументировали свои ответы, привели примеры. — В заключение хотела бы привести слова, которыми можно выразить основную мысль Конвенции о правах ребенка: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему!» Слайд 21 — Теперь, ребята, посчитайте, кто, сколько смайликов заработал, и подойдите с дневниками и смайликами ко мне те, у кого их больше 4 штук. Вы сегодня заработали пятерки. У кого 3-4 смайлика получают за работу на уроке по новой теме «4» (четверки). | — Конвенции придается большое значение, потому что дети слабые и некоторые взрослые их обижают. — Потому что дети не могут сами себя защитить. — Дети очень доверчивые и их легко обмануть. -Я думаю, могут, потому что ребенок – полноценная личность. -Нет, права ребенка, и права взрослых равными быть не могут. Ведь дети несовершеннолетние. — Я думаю, что это родители. — Я думаю, что это полиция, чтобы у них было меньше проблем с детьми и их родителями. -Дети должны помнить, что права есть не только у них, но и у его друзей, одноклассников. Например, у каждого может быть свое мнение о каком-нибудь кино или книге. Если у моего друга другое мнение о моем любимом фильме, то я не должен на него из-за этого обижаться. |
kopilkaurokov.ru
Урок обществознания «Права человека» (7 класс)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №21»
346504, г. Шахты, Ростовская обл., ул. Садовая, 17, тел. 8 (8636)22-56-25, e-mail:zsсhool – 21@yandex.ru
Открытый урок обществознания в 7 классе
Тема: «Права человека»
Бондарева Татьяна Алексеевна,
учитель истории, обществознания
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ
«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
Аннотация.
Данный урок является обобщающим по разделу. На уроке организована групповая работа
обучающихся (класс разделен на 4 группы). В игровой форме ученики определяли основные
группы прав человека, анализируя исторические источники. Итогом работы групп на уроке
стала защита плакатов «Имею право». Используемые формы и методы обучения позволили
обучающимся повторить сложный материал по разделу.
Ключевые слова: права человека, декларация, право, закон, уголовная ответственность.
Класс
7
Тема
«Права человека».
Тип урока
Урок — обобщение с применением ИКТ.
Цель урока
Формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления.
Обобщение знаний учащихся о правах человека.
Задачи урока
1. Повышение уровня правовой культуры учащихся;
2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, уметь их отстаивать, излагать «сквозные» вопросы темы урока;
3. Способствовать воспитанию у учащихся умения отстаивать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся узнают о правах и обязанностях человека и гражданина; узнают и раскроют понятия « права человека» и « обязанности человека и гражданина»; определят основные группы прав; научатся применять полученные знания о своих правах в социуме.
Метапредметные: научатся владеть способами деятельности в группе; высказать свое суждение; научатся управлять своей деятельностью, вести контроль и коррекцию; работать с историческими источниками; анализировать, обобщать и классифицировать полученные знания.
Личностные: учащиеся на основе анализа исторических документов научатся оценивать политико — правовое пространство, определять границы собственного знания и «незнания».
Формы и методы
обучения
Методы: частично-поисковые.
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Основные понятия и термины
Гражданские, политические, экономические, культурные права человека, декларация, закон, право, всеобщий, неотчуждаемый и неделимый, гарантия, граница дозволенного, долг, уголовная и имущественная ответственность несовершеннолетнего.
Основные источники информации
Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ, законы греческого реформатора Солона, отрывок из стихотворения Л.Л. Кочергиной, высказывания из статей Международного пакта о гражданских и политических правах, социальных, экономических и культурных правах.
Оборудование
ПК, мультимедийный проектор, карточки, рабочие листы, ватман, цветные карандаши.
Предварительная подготовка
Класс разделен на 4 группы, столы сгруппировать как для проведения круглого стола, на столах раздаточный материал для проведения игры.
Характеристика этапов урока
Организацион ный моментВзаимные приветствия учителя и обучающихся; организация внимания и внутренней готовности.
Добрый день. Присаживайтесь на свои места.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Регулятивные: умение организовать рабочее место.
Мотивация и формулирование целей урока
Учитель не сообщает ребятам тему урока и зачитывает стихотворение.
Я – человек, я — гражданин, я должен иметь права.
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею право на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею право на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею право, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею право, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Тема урока: «Права человека».
Эпиграф. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» ст. 2 Конституции РФ
Определяют цель урока.
Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи.
Актуализация знаний
Организует диалог с учащимися по вопросам:
-Что такое право? Права человека? Международное право?
-Какие документы легли в основу современного понимания прав человека?
Сообщения обучающихся: «Документы о правах человека»,
«Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка».
-Какие вы знаете группы прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры.
Уже сейчас вы имеете права. Новые возможности после исполнения 14 лет.
В то же время 14-летний подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) и имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
Обладая правами, каждый человек должен выполнять обязанности.
-Какие обязанности должен исполнять гражданин РФ?
Итак, » право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его«
Знание законов помогает людям в их повседневной жизни, уберегает их от многих неприятностей. Помните, что » незнание законов не освобождает от ответственности»
Правовая физкультминутку.
Игра «да-нет» (да — хлопаем, нет — поднимаем руки вверх).
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? Да!
– Можно ли человека обращать в рабство? Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко? Нет!
– Защищён ли человек законом? Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? Да!
– Может ли человек владеть имуществом? Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? Да!
Отвечают на вопросы, делают записи в рабочих листах.
Записывают, основные определения, даты в рабочие листы.
Перечисляют обязанности граждан РФ.
Познавательные:
формулирование ответов на вопросы учителя.
Познавательные:
определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные:
соблюдение нравственно-этических норм поведения при фронтальной работе, уважительное отношение к иному мнению.
Регулятивные:
контролируют правильность ответов одноклассников.
Обобщение знаний
Практическая часть — игра «Имею право»
1. Разминка.
— Необходимо установить соответствие между термином и определением
(команды выполняют работу на заранее приготовленных учителем листочках) — учитываются скорость и правильность ответов). Каждое правильное соответствие — 1 балл. Максимум – 6 баллов
2. Нормативные документы.
— Перечислите документы, защищающие права ребёнка — российские и международные (принцип — установите соответствие) — отвечают устно — оцениваются скорость и правильность ответов. За правильный ответ – 1 балл.
1.Международные 2. Российские
А) Всеобщая декларация прав человека
Б) Конституция РФ.
В) Декларация прав ребёнка
Г) Семейный кодекс
Д) Конвенция о правах ребёнка
Е) Гражданский кодекс
Ж) Уголовный кодекс
3. Заморочки. (Ответы устно — за каждый правильный ответ команда получает 2 балла)
1. Нецензурная брань учащихся в школе — это издержки культуры или противоправное деяние? (мелкое хулиганство)
2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (УКРФ ст. 20,163, ДА)
3. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве в школе учащимся, нежелающим писать контрольную работу? (УКРФ ст. 20, 207, преступление)
4. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей — отец или мать? (СКРФ ст. 61, равенство прав родителей)
5. С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства? (Конституция РФ ст. 17, с рождения)
6. В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной ответственности? (Нет. УК РФ ст. 20 — с 16лет, а по отдельным случаям — с 14лет)
7.Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (с разрешения родителей)
8. На ком, по закону, должен лежать основной груз выполнения обязанностей в отношении детей — на отце или на матери? (СК РФ ст. 61, равенство прав и обязанностей)
4. Сказка — ложь, да в ней намек:
Внимательно посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос. За каждый правильный ответ – 2 балла.
1.Буратино получил в подарок золотой ключик. Каким правом воспользовался Буратино? (на дарение имущества)
2. Какое право нарушено принцем по отношению к Спящей красавице? (личная неприкосновенность)
3. «Сказка о царе Салтане», где князь Гвидон превращается в комара.
— Каким правом воспользовался князь Гвидон? (Правом уехать из своей страны, а также вернуться на Родину.)
4. Чиполино вытаскивают из его домика. (Нарушено право на неприкосновенность жилища).
5. Нарисовать плакат «Имею право» 7 минут (схематично изобразить основные права человека).
Максимум – 5 баллов. (Критерии: основная мысль, воплощение, защита работы). Во время работы звучит песня «Школа».
Выставка и защита плакатов.
Отвечают на вопросы.
Ищут соответствия и аргументируют свой выбор.
Выполняют задания конкурса
Высказывают предположения
Познавательные:
выдвигают предположения ответов.
Умение группировать объекты на основе существенных признаков.
Регулятивные:
контролируют правильность ответов одноклассников.
Умение сличать свою работу с заданным эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, поиск и выделение необходимой информации.
Умение работать в группе.
Познавательные:
поиск необходимой информации
Определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи
Сотрудничество в совместном решении творческого задания.
Познавательные:
определять понятия.
Обобщать, делать выводы.
Выделять главное
Коммуникативные:
излагать своё мнение, аргументируя его.
Сотрудничество в совместном решении творческого задания.
Познавательные:
уметь извлекать необходимую информацию для выполнения задания.
Рефлексия учебной деятельности
Подведение итогов работы групп.
Выставление отметок — команда победителей и активно работавшие дети других команд получают отметку 5.
Итог. В 19 веке Ф.М. Достоевский сказал: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка». Так давайте научимся уважать себя и других. И помните, что с уважением говорят только о тех людях, которые знают законы и живут в соответствии с ними.
— Ребята, оцените свое участие в работе группы и уроке.
В таблице поставьте любой знак напротив записи «все понятно» или «остались вопросы».
Аудиозапись песни Д. Билана «Невозможное – возможно.»
Выполняют рефлексию
Делают свой выбор.
Регулятивные:
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Личностные: оценивание усвоенного материала.
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция.
Домашнее задание
1.(Обязательное): Параграф 11. 2.(По выбору): Написать эссе на одну из тем:
«Права, которые я имею и хочу сохранить»;
«Права, которых у меня нет, но хочу иметь»;
«Права, которые я не хотел бы иметь»
«Если бы я был родителем, то дал бы моим детям право на»;
«Если бы мои права были нарушены, я бы сделал».
Записывают домашнее задание
Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.
Регулятивные: осознание того, что усвоено и на основании этого оценка пробелов в знаниях и выбор домашнего задания.
infourok.ru
Презентация обществознание 7 класс боголюбов права и обязанности граждан — Balss.ru
Презентация к уроку по обществознанию (7 класс) по теме:
Права и обязанности граждан
презентация к уроку обществознания в 7 классе (Л.Н.Боголюбов)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Права и обязанности граждан
План : Что такое права. Права человека. (Характер). Конституция РФ. Кто и как обеспечивает твои права . Где проходит граница твоих прав. Нет прав без обязанностей. Права человека до 14 лет. Новые возможности после исполнения 14 лет. Домашнее задание.
Мы к будущему готовимся. И сердце стучит: пора! И взрослыми мы становимся Сегодня, завтра, вчера! Мы видим себя входящими В грядущие времена. Как клятву произносящими «Я твой гражданин, страна!» Ю.Яковлев
Что такое права Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Каждый человек появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.
Права человека Политиче-ские права Граждан-ские права Социально-экономиче-ские права Культур-ные права Право на: жизнь свободу личную неприкосновен-ность честь достоинство и др. Право на: в озможность участия граждан в политической жизни страны Право на: участие в культурной жизни страны доступ к культурным ценностям свободу творчества и др. Право на: благосостояние социальную защиту достойный уровень жизни б ыть собственником н аследовать имущество
Права человека всеобщий характер неделимый характер неотчуждаемый характер Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах. Они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Каждый человек обладает всей совокупностью прав.
Конституция Российской Федерации Конституция – [ от лат. consitutio установление, устройство ] – основной закон государства , определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Всероссийский документ о правах человека 12 декабря 1993 года всенародным референдумом принята Конституция РФ. 2 глава Конституции Российской Федерации закрепляет права человека и гражданина.
Документы о правах человека Всеобщая декларация прав человека, 1948 г ., Международные пакты о правах человека, 1966 г .
Словарь Декларация – документ, носящий рекомендательный характер.
Кто и как обеспечивает твои права соблюдать их на своей территории право прибегать к помощи уполномоченных по правам человека обеспечить в случае их нарушения возможность судебной защиты принимать законы, гарантирующие каждому его права Государство признает права человека, но и обязуется : право обращаться в соответствии с международными договорами в международные органы по защите прав и свобод человека
твои права = правам другого Нужно уважать права другого человека! Где проходит граница твоих прав умение внимательно выслушать сохранять человеческие достоинства
Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека!
Право — это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность — это то, что граждане гарантируют дать своему государству Обязанность государства – гарантировать права конкретного человека
Словарь Гарантия – условие, обеспечивающее что-либо.
защищать Отечество беречь памятники истории и культуры соблюдать конституцию и другие законы РФ бережно относиться к природным богатствам платить законно установленные налоги и сборы Граждане Российской Федерации обязаны
Международные документы о правах ребенка 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН принята Декларация прав ребенка 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка
Словарь Конвенция – соглашение, носящее обязательный характер для стран, присоединившихся к нему.
До 14 лет ты уже имеешь право: давать согласие на изменение своего имени и фамилии выражать свое мнение, с кем из родителей ( в случае расторжения их брака) ты хотел бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства
Новые возможности после исполнения 14 лет выбирать свое место жительство (с согласием родителей) совершать любые сделки и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими поступать на работу (на легкий труд не более четырех часов в день), с согласия одного из родителей обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге
Соотнесите: права обязанности Уплата налогов Служба в армии Охрана природы Получение образования Свобода мысли и слова Владение собственностью
Какие права наиболее важные? Представьте, что Вам предложили создать законы для нового государства. Назовите три права, которые должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране.
Домашнее задание Параграфы 6 и 7 Задание № 3 и 4 на с.76 (в разделе «В классе и дома») Вопросы после параграфа № 1-7 разобрать (с.85 раздел «Проверь себя» ) устно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная методическая разработка предназначена для 7 класса — изучение нового материала.
Конституция о правах и обязанностях граждан России. 10 класс.
Методическая разработка урока обществознания в 7 классеТема урока: «Права и обязанности граждан».
Права и обязанности граждан России.
Урок-презентация на тему «Права и обязанности граждан» по обществознанию для 6 класса.
Акутуализация проблем соотношения прав и обязанностей.
Права человека сегодня хорошо защищены законодательством.Но бывают случаи нарушения прав человека. Разъяснения действующего законодательства.
Презентация к уроку по обществознанию (7 класс) на тему:
Права и обязанности граждан
Права и обязанности граждан. Обществознание. 7 класс. Боголюбов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Права и обязанности граждан»
Виды прав: 1. Гражданские 2. Политические 3. Социальные 4. Экономические 5. Культурные
Работа с учебником: 1. Что можно считать гражданскими правами ? 2. Что входит в политические права ? 3. На что ориентируются экономические и социальные права? 4. В чем заключаются культурные права ?
Гражданские права: Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство (исходные права).
Обсудим вместе: « Человек рождается, имея право на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона в такой же мере, как всякий другой человек или любые другие в мире…» (Дж. Локк)
Политические права Обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны
Экономические и социальные права: Право на труд, право быть собственником и наследовать имущество. Социальная защита.
Культурные права: Право на участие в культурной жизни; доступ к культурным ценностям; свобода творчества.
Работа с учебником: Какими характеристиками обладают человеческие права?
Характеристика прав человека: Всеобщий характер – все люди рождаются свободными и каждый имеет одинаковые права Неотчуждаемый характер – неотделимы от самого человека (не нужно покупать, зарабатывать, наследовать) Неделимый характер – каждый человек обладает всей совокупностью прав
Где закрепляются основные права человека? Основные права человека закреплены в международных документах и в национальных конституциях .
В чем обязанность государства? Обязанность государства – гарантировать права конкретного человека
В чем заключается соотнесение прав человека и государства? Права – это понятие, которое характеризует меру свободы человека по отношения к государству.
Чем ограничивается свобода человека? Свобода человека ограничивается правами других людей.
Обсудим вместе: « Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях» (Э. Берк )
С какого возраста человек получает гражданские права? А. с 16 лет Б. С рождения В. с 18 лет Г. с 21 года
Какое основное гражданское право? А. Право на труд Б. Право на жизнь В. Право на образование
Чем регулируются права и свободы человека? А. Декларациями Б. Конференциями В. Устными договорами
Кто контролирует соблюдение прав и свобод человека? А. Государственная Дума Б. Мировое сообщество В. Президент
Какая крайняя мера пресечения несоблюдения прав и свобод человека существует в мировой практике? А. Экономические санкции Б. Военное вмешательство В. Международная блокада
Как называется основной Закон государства? А. Русская правда Б. Конституция В. Билль о правах
Какой характер этого документа? А. Ограниченный Б. Декларативный В. Устный
Неотделимыми от самого человека права называются А. Вечными Б. Пожизненными В. Неотчуждаемыми
Осознание возможностей человека оговаривает А. Силу и успех Б. Границы дозволенного В. Воспитания
Возможность участия граждан в политике обеспечивают А. Суд Б. Полиция В. Политические права
За духовное развитие личности отвечают А. Гражданские права Б. Этические права В. Культурные права
Обязанность государства А. Гарантировать права Б. Выдавать пособия В. Организовывать праздники
Домашнее задание: 1. Повторение пройденного материала (определения). 2. Параграф – читать . Вопросы в конце параграфа (устно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная методическая разработка предназначена для 7 класса — изучение нового материала.
Конституция о правах и обязанностях граждан России. 10 класс.
Методическая разработка урока обществознания в 7 классеТема урока: «Права и обязанности граждан».
Права и обязанности граждан России.
Урок-презентация на тему «Права и обязанности граждан» по обществознанию для 6 класса.
презентация к уроку обществознания в 7 классе (Л.Н.Боголюбов).
Акутуализация проблем соотношения прав и обязанностей.
Компьютерная презентация к уроку обществознания в 7 классе «Права и обязанности граждан».
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!
Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Описание презентации по отдельным слайдам:
Обществознание 7 класс Тема урока: «Права и обязанности граждан». Федорова Наталья Викторовна учитель истории и обществознания МБОУ»Черноземненская СШ»
Методическая разработка по теме: «Права и обязанности граждан» для учащихся 7 класса предназначена как урок изучения нового материала. Данная разработка включает в себя все этапы урока, на каждом из которых происходит определение целей и закрепление. В курсе обществознания 7 класса у обучающихся формируется первичное представление о правах и обязанностях человека, важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам. В последующие годы – 8, 9, 10, 11 классы – эти знания расширяются и углубляются.
Цели урока Давайте вместе подумаем: Что мы сегодня на уроке должны вспомнить? Что нового узнать? Чему научиться?
План урока 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний 3. Изучение новой темы 3.1.Что такое права. 3.2.Права человека. (Характеристики). 3.3.Конституция РФ. 3.4.Кто и как обеспечивает твои права. 3.5.Где проходит граница твоих прав. 3.6.Нет прав без обязанностей. 3.7.Права человека до 14 лет. 3.8.Новые возможности после исполнения 14 4. Закрепление изученного материала 5. Домашнее задание
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Вопросы к кроссворду 1. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами. 2.Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. 3. Последовательность действий. 4. Закон, или постановление, основание для действий в данных случаях, при известных обстоятельствах. 5. Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Вопросы к кроссворду 6. Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности. 7. Правила или образцы действий, одобряемые обществом. 8. Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм. 9. Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ОТВЕТЫ 1. Обряд 2. Манеры 3. Привычка 4. Правило 5. Ритуал 6. Право 7. Обычаи 8. Санкции 9. Этикет
Разминка. Игра — Что вам не понравилось в ходе игры? (нечестность) — Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно? Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными. — Как вы думаете, почему мы начали урок с игры?
ЭПИГРАФ К УРОКУ «Поэтом можешь ты не быть Но гражданином быть обязан, А что такое гражданин? Отечества достойный сын» Н. А. Некрасов
Из истории права Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой отразили все права и обязанности человека.
Что такое права? Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Родился — ты уже человек Статья 1 гласит: «Все люди рождены свободными и равными в своих правах». Это значит, что государство уважает и обеспечивает все права за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национальности. Статья 7 гласит: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и имеет право на имя и приобретение гражданства» Получается, что с самого рождения человек получает права, которые не могут быть никем нарушены
Родился — ты уже человек Вспомним сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане»: «Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь; Не мышонка, ни лягушку, А неведому зверюшку». Повариха и ткачиха, подменив грамоту, решили извести царицу и сына-наследника. «Царь велит своим боярам, Времени, не тратя даром, И царицу и приплод Тайно бросить в бездну вод» Правомерно ли они поступили? Почему?
Права и свободы человека и гражданина ПРАВА -на жизнь, -на свободу передвижения -на собственность -на свободу -на честь и достоинство -собственность и др. СВОБОДЫ -слова, печати, мирных собраний и др.
Права человека Политиче-ские права Граждан-ские права Социально-экономиче-ские права Культур-ные права Право на: жизнь свободу личную неприкосновен-ность честь достоинство и др. Право на: возможность участия граждан в политической жизни страны Право на: участие в культурной жизни страны доступ к культурным ценностям свободу творчества и др. Право на: благосостояние социальную защиту достойный уровень жизни быть собственником наследовать имущество
Права человека всеобщий характер неделимый характер неотчуждаемый характер Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах. Они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Каждый человек обладает всей совокупностью прав.
Конституция Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием – это красный день календаря.
Конституция народная мудрость: «Что написано пером, того не вырубишь топором».
Кто и как обеспечивает твои права соблюдать их на своей территории право прибегать к помощи уполномоченных по правам человека обеспечить в случае их нарушения возможность судебной защиты принимать законы, гарантирующие каждому его права Государство признает права человека, но и обязуется : право обращаться в соответствии с международными договорами в международные органы по защите прав и свобод человека
Какие права героев нарушены? герои сказки «Золотой ключик»
твои права = правам другого Нужно уважать права другого человека! Где проходит граница твоих прав умение внимательно выслушать сохранять человеческие достоинства
защищать Отечество беречь памятники истории и культуры соблюдать конституцию и другие законы РФ бережно относиться к природным богатствам платить законно установленные налоги и сборы Граждане Российской Федерации обязаны
До 14 лет ты уже имеешь право: давать согласие на изменение своего имени и фамилии выражать свое мнение, с кем из родителей ( в случае расторжения их брака) ты хотел бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства
Новые возможности после исполнения 14 лет выбирать свое место жительство (с согласием родителей) совершать любые сделки и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими поступать на работу (на легкий труд не более четырех часов в день), с согласия одного из родителей обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге
Соотнесите: права обязанности Уплата налогов Служба в армии Охрана природы Получение образования Свобода мысли и слова Владение собственностью
ИТОГ УРОКА Давайте попытаемся выступить в качестве законодателей. Обведите вашу ладошку и напишите те права, которых у вас нет, но вы хотели бы получить.
Какие права наиболее важные? Представьте, что Вам предложили создать законы для нового государства. Назовите три права, которые должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ Прочитать параграф, выучить термины, подготовиться к проверочной работе, написать сочинение-рассуждение на тему: «Не бывает лишних прав»
- Федорова Наталья Викторовна
- 6380
- 17.09.2015
Номер материала: ДA-050251
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Права и обязанности граждан. Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. — презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемДанила Сапрыкин
Похожие презентации
Презентация на тему: » Права и обязанности граждан. Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.» — Транскрипт:
1 Права и обязанности граждан
2 Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Каждый человек появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.
3 Политически е права Граждан- ские права Социально- экономичес- кие права Культурные права Право на : жизнь свободу личную неприкосновен- ность честь достоинство и др. Право на : возможность участия граждан в политической жизни страны Право на : участие в культурной жизни страны доступ к культурным ценностям свободу творчества и др. Право на : благосостояние социальную защиту достойный уровень жизни быть собственником наследовать имущество
4 всеобщий характер неделимый характер неотчуждаемый характер Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах. Они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Каждый человек обладает всей совокупностью прав.
5 Конституция – [ от лат. consitutio установление, устройство ] – основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
6 соблюдать их на своей территории право прибегать к помощи уполномоченных по правам человека обеспечить в случае их нарушения возможность судебной защиты принимать законы, гарантирующие каждому его права Государство признает права человека, но и обязуется : право обращаться в соответствии с международными договорами в международные органы по защите прав и свобод человека
7 твои права = правам другого Нужно уважать права другого человека ! умение внимательно выслушать сохранять человеческие достоинства
8 Граждане Российской Федерации обязаны защищать Отечество беречь памятники истории и культуры соблюдать конституцию и другие законы РФ бережно относиться к природным богатствам платить законно установленные налоги и сборы
9 давать согласие на изменение своего имени и фамилии выражать свое мнение, с кем из родителей ( в случае расторжения их брака) ты хотел бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства
10 выбирать свое место жительство ( с согласием родителей ) совершать любые сделки и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими поступать на работу (на легкий труд не более четырех часов в день), с согласия одного из родителей обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге
11 Обществознание. 7 класс : учеб. Для общеобразоват. учреждений – Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова и др. Словарь иностранных слов и выражений.
Презентация к уроку обществознания в 5 классе на тему «Гражданин. Права и обязанности граждан»
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!
Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока : «Гражданин России». §13 Автор: Рябыкина Эльвира Валериевна ГБОУ Школа №574 Невского района Санкт-Петербурга 2016 г.
Вспоминаем то, что знаем Вставь пропущенные в тексте слова. В законе о Государственном законе нашей страны написано: «Государственный … РФ представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический (от «геральдика» – наука о …) щит с золотым … орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединёнными лентой. В правой лапе орла —
Вспоминаем то, что знаем … (жезл – один из почётных знаков носителя верховной власти), в левой – держава (т.н. царское яблоко – одна из регалий – золотой шар с крестом наверху). На груди орла в красном щите – едущий влево на серебряном коне серебряный … в синем плаще, поражающий серебряным копьем чёрного опрокинутого навзничь …, также обращённого влево».
Тема урока: «Гражданин России». §13
План 1.Гражданин. 2.Права и обязанности граждан России.
Сформулируйте и запишите определение определения понятия гражданин, работая с текстом на с.107.
Гражданин Слово «гражданин» происходит от русских слов «горожанин», «городской житель». В XIX веке звание почётного горожанина присваивалось за особые заслуги купцам, военным и гражданским чиновникам. Это звание сохранилось и сегодня. Например, почётным гражданином Москвы в 1896 году стал П.М. Третьяков за дар Москве Художественной картинной галереи, а в 2008 году В.А. Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, за вклад в развитие российского образования.
В Древней Греции участие в решении государственных дел могли принимать только граждане. Гражданами могли быть только свободные люди, не рабы. Они могли голосовать на народных собраниях, занимать государственные должности, входить в состав суда. Гражданин – это достойный, заслуживающий похвалы, уважаемый, почтенный человек.
Что общего и в чем различия между понятиями подданный и гражданин?
Подумайте, кто из людей – гражданин или обыватель – мог совершить следующие поступки и почему. Принял участие в выборах; не помог пожилому человеку перейти улицу; сообщил о готовящемся преступлении; сломал ветку дерева; убежал, когда обижали слабого; прошел мимо, когда увидел, как подростки исписывали стены памятника архитектуры; принял участие в благотворительном марафоне, отправив собственные средства для оказания помощи больным детям.
Права и обязанности граждан России Все основные права и обязанности граждан записаны в главном законе – Конституции Российской Федерации. Все граждане России имеют равные права и равные обязанности. Гражданином России можно стать с рождения или приобрести гражданство позже. Полноправным гражданином можно стать только в 18 лет. В этом возрасте будут все права и все обязанности.
Граждане РФ имеют право ОСНОВНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Заполните схему, используя информацию на с. 108-109.
НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ НА СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОБРАЗОВАНИЕ НА ЖИЛИЩЕ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ НА ЖИЗНЬ Граждане РФ имеют право ОСНОВНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проверим правильность выполнения задания «Заполните схему. С. 108-109» УЧАСТВОВАТЬ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА НА ЗАЩИТУ СВОЕЙ ЧЕСТИ, ДОБРОГО ИМЕНИ И Т.Д. НА ТРУД И ОТДЫХ Право на пользование достижениями культуры
Обязанности гражданина по Конституции РФ: граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и другие законы РФ; трудоспособные дети должны заботиться о нетрудоспособных родителях; получить основное общее образование; беречь памятники истории и культуры; платить законно установленные налоги и сборы; Бережно относиться к природным богатствам; защищать Отечество.
При наборе текста в типографии выпали слова «патриот» и «гражданин». Вставь их в текст. Объясни, как связаны слова «гражданин» и «патриот». Достойный … — это … своей Родины.
1.Откройте рубрику «Путешествие…» на с.110-111. 2.Прочтайте текст. 3.Ответьте на вопросы.
Какие права и обязанности зашифрованы в этих картинках? повторим пройденное Право на образование Право на отдых Обязанность защищать отечество Право на охрану здоровья
Домашнее задание: 1) Читать параграф 13. 2) Составить синквейн со словами «гражданин» и «обыватель». Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к проблеме. 1 – сущ., определяющее содержание синквейна. 2 – два прилаг., характеризующих данное понятие. 3 – три глагола, показывающие действие понятия. 4 – предложение, где автор высказывает свое отношение. 5 – одно слово, выражающее чувства автора.
- Рябыкина Эльвира Валериевна
- 678
- 29.08.2017
Номер материала: ДБ-657248
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
balss.ru
Конспект урока по обществознанию права и обязанности граждан (7 класс)
Класс: 7 Дата________Урок №8
Тема урока: «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН»
Предмет: обществознание
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов и др. / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.- М.: Просвещение, 2014; Электронная презентация на тему «Права и обязанности граждан»
Цель урока Формирование первичного представления о правах и обязанностях человека и их классификации, важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам; побуждение детей к защите своих прав, уважению другого человека.
Задачи урока 1. Пополнить и расширить знания учащихся о правах и обязанностях граждан;
2. Развивать умения анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, уметь их отстаивать, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока
3. Способствовать воспитанию у учащихся высокого уровня правовой культуры
Основные понятия и термины Конституция РФ, право, обязанность, Закон, порядок, справедливость, свобода.
Планируемые результаты
Предметные:
определять, почему человеческому обществу нужен порядок;
каковы способы для установления порядка в обществе;
понимать разницу между правами и обязанностями;
понимать какими правами и обязанностями они обладают; как можно защитить свои права;
в чем смысл справедливости; почему свобода не может быть безграничной.
Регулятивные:
формулировать собственную точку зрения при рассмотрении различных обстоятельств;
осуществлять поиск нужной информации, выделять главное;
определять понятия;
вступать в речевое общение;
работать книгой, презентацией
1.3. Организационная структура урока
Этапы урока
Время
(мин.)
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия на уроке
Промежуточный контроль
1.Организационный момент
3
Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Проведение беседы по обсуждению темы, целей и плана урока
Запись темы и план урока в тетради
Фронтальная
Работа в тетради
2. Актуализация знаний
5
Работа с терминами (кроссворд, приложение 1)
Организация работы по разгадыванию кроссворда
Отвечает на вопросы кроссворда
Фронтальная
Устное задание
3. Изучение нового материала
20
1. разминка
2. Презентация
«Права и обязанности граждан»
1. проводит игру – разминку, подготавливает к изучению новой темы
2. Показ презентации, пояснение слайдов
1. принимают участие в игре
2.Просмотр презентации, запис
univerfiles.com