Содержание

Окончания в дательном падеже — Rus-learn.com

Особенности окончаний существительных в дательном падеже

Дательный падеж существительных представлен рядом падежных форм, отвечающих на вопросы – Кому? Чему? В дательном падеже окончания существительных единственного числа различаются в зависимости от того, к какому склонению принадлежит слово. Во множественном числе дательного падежа окончания у существительных всех склонений совпадают.

Окончания существительных в дательном падеже

Система окончаний в дательном падеже с примерами существительных разных склонений представлена в таблице.

СклонениеЕдинственное числоМножественное число
окончанияпримерыокончанияпримеры
1 склонение-е, -иПород
е
, капле, армии, разине, сынишке
-ам (-ям)Породам, каплям, армиям, разиням, сынишкам
2 склонение– у, -юДивану, февралю, колену, соленьюДиванам, февралям, коленам, соленьям
3 склонение– иРыси, трости, двериРысям, тростям, дверям
Разносклоняемые– иДитяти, пути, стремениДетям, путям
, стременам
Раздел: Падежи Метки: падежи

rus-learn.com

Написание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  1. Обобщение и систематизация знания учащихся об имени существительном, закрепление знаний детей о существенных признаках определения падежа имён существительных и правописании падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
  2. Развитие творческих способностей, внимания, орфографической зоркости, логического мышления на основе упражнений.
  3. Воспитание ценностного отношения к знаниям, воспитание привычки своевременного выполнения любой работы.

Ход урока

I. Орг. момент

Учитель: Сядут те дети, имя которых относится к существительным 1-го склонения, а теперь те, имя которых относится к существительным 2-го склонения.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. Дома вы готовились объяснить фразеологизмы со словом сердце и рисовали к ним рисунки.

Прочитайте фразеологизм, попробуйте объяснить одним словам и определите падеж существительного сердце.

Дети

объясняют следующие фразеологизмы:

  • Сердце кровью обливается – жалко.
  • Положа руку на сердце – откровенно, честно.
  • Кошки на сердце скребут – неспокойно, плохое настроение.
  • Уехать с тяжёлым сердцем – уехать расстроенным.
  • Как маслом по сердцу – приятно.
  • Поздравить от всего сердца – искренне.
  • Сердце обросло мохом – бездушный, чёрствый.
  • С лёгким сердцем – без тревоги, без опасений.
  • От доброго сердца – по-доброму без злого умысла.
  • Сердце упало – страшно.

Учитель. Ребята, как вы думаете, вам встречаются в жизни больше людей с добрым сердцем или с сердцем обросшим мхом?

Учитель. Молодцы! Я от всего сердца желаю вам сегодня хорошего настроения и надеюсь, что вы уйдёте сегодня с урока с лёгким сердцем и ваше сердце всегда будет добрым!

III. Минутка чистописания.

Итак, сначала повторим написание некоторых букв и их соединения.

– Прочитайте слова.

Сер…це, звез…ный, ур…жай, л…са, с…бака, н…зина.

– Сегодня мы на минутке чистописания будем писать буквы, которые помогут разделить данные слова на равные группы. Какие это буквы? К каким орфограммам они относятся?

– Итак, буквы д, о, и. Разделите на группы по орфограммам.

– Как проверить безударный гласный в корне слова? Повторите правило. Проверьте.

– Как проверить непроизносимый согласный? Повторите правило. Проверьте.

– Итак. Определите порядок написания букв в ряду:

дои ддооии…

– Напишите этот ряд до конца строки в указанной последовательности

IV. Словарная работа.

Назовите группу слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова.

– Как по-другому называются такие слова? Почему?

– Повторим правописание словарных слов.

– Прочитайте слова. Какие буквы пропущены?

Б…резка, в…рона, за…ц, з…мл…ника, м…дведь, пш…ница, р…стение, с…лома.

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, разберите по составу слово “березка”.

– Взаимопроверка. Как разобрали слово “ березка”? (2 ученика на доске)

– Устно придумайте слова с суффиксом –к.

– Слова какой части речи записали?

– Что вы знаете о существительном?

– Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

–Устно разделите слова на 2 группы. По какому признаку вы их разделите?

V. Постановка темы и цели урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы обобщим наши знания о родительном, дательном и предложном падежах всех трёх склонений.

VI. Игра “Поймай слово”.

Учитель. А сейчас поиграем в игру “Поймай слово”

– Я диктую слова всех трёх склонений. Первый ряд записывает слова 1-го склонения, второй ряд 2-го склонения, а третий ряд -3-го склонения.

Отец, дочь, мама, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага ,снег, снежинка, ночь, овёс, пшеница, рожь, конь, машина, степь, облако, туча, вещь.

Проверка: дети читают слова своего склонения и говорят, какие слова относятся к данному склонению и почему. Подводится итог игры.

VII. Закрепление пройденного материала.

1) Работа по таблице.

  1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
Р.п.  
Д.п.  
П.п.

Учитель. Назовите вопросы и предлоги родительного, дательного и предложного падежей.

– В каком склонении в родительном, дательном и предложном падежах не бывает окончания -е?

– В каком склонении не бывает окончания -и?

– В каком склонении встречается окончания -и и -е?

2) Работа с сигнальными карточками -е, -и.

Учитель. Определите склонение и падеж существительных, покажите карточкой безударное окончание.

Жил у тёти, подошли к сторожке, недалеко от лужайки, посадить на огороде, комната без мебели, проходил по площади, сидел на ступеньке, путь к победе.

VIII. Дифференцированная работа.

Дописать окончания, определить склонение и падеж сущ.

До речк…-
К берез…-
На ромашк…-

На лошад…-

“Всезнайки”
Употребите сущ. С предлогами в Р., Д., П. падежах.

Волк-
Заяц-
Сделайте вывод.

(3 человека индивидуально)

– Проверяем с помощью сигнальных карт.

– Какое слово лишнее? Почему?

– Какие окончания у существительных 3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа?

IX. Буквенный диктант. (Сигнальные карты).

На ветк…, у черемух…, о мыш…, по алле…, на окошк… .

Вывод.

X. Физминутка.

Учитель: Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

XI. Работа с учебником.

– Откройте с.120 №236.

– Прочитайте и расскажите, как поняли задание.

– Выполните по вариантам: 1 вариант – 1 предложение, 2 вариант – 2 предложение.

– Вспомните правила списывания и выполняйте.

– Фронтальная проверка с помощью сигнальных карт. Вывод.

– Откройте стр.118 №232.

– Прочитайте задание и расскажите. Это домашнее задание.

Откройте дневник и запишите.

XII. Работа в группах.

1-я группа: Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж.

  • Свернул к речк…
  • помог старушк…
  • скрипит на дерев…
  • махал флажк…
  • рисунок на ткан…

2-я группа: Найдите им. существительные с окончанием –е.

Написал в тетрад…, подбежал к пристан…, играл на площадк…, кружились в воздух…, шли от берёзк…, сидит в огород… на изгород…, найти на дорог…, добежать до речк…, пошёл по троп… .

3-я группа: Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п.

пустыня, грусть, стакан.

4-я группа: Составьте словосочетания по данным схемам.

  • В (1 скл. ж. р. П. п.), около (2скл. м. р. Р. п.)
  • У (1 скл. ж. р. Р. п.) на ( 2 скл. м. р. П. п.)
  • по ( 1 скл. м. р. Д. п.) в (3 скл. ж. р. П. п.)

(Проверка. Представитель каждой группы объясняет задание).

XIII. Тест. “Правописание падежных окончаний существительных”

Заполни таблицу.

Номер ответа                                                                  
Номер задания 1 2 3 4 5 6
  1. Какое существительное отличается от других склонением?
    1) лось
    2) лошадь
    3) конь
    4) медведь

  2. У какого существительного окончание не такое, как у других?
    1) к тетрадк.
    2) о сирен.
    3) в альбом.
    4) на страниц.

  3. Где должно быть окончание существительного 1-го склонения предложного падежа – е?
    1) держать на ладон.
    2) жители деревн.
    3) остановиться в город.
    4) гостить в деревн.

  4. В написании окончания какого существительного можно ошибиться?
    1) на столе
    2) на стене
    3) на слоне
    4) на дереве

  5. Где ошибка в распределении вопросов по падежам?
    1) Р.п.- кого? чего?
    2) П.п. – о ком? о чём?
    3) Д.п. – кем? чем?
    4) В.п. – кого? что?

  6. В предложном падеже окончание – е имеют имена существительные
    1) 1 и 2 склонения
    2) только 1 склонения
    3) только 2 склонения
    4) 1 и 3 склонения

Проверка: проверьте себя по таблице:

Номер ответа     2         2         4         4         3         1    
Номер задания 1 2 3 4 5 6

14. Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод:

В каком падеже пишется окончание -и?

В каких падежах пишется окончание -е, -и?

Молодцы! Вы хорошо работали и заслужили хорошие отметки.

Понравился ли вам урок? Покажите сердечки, характеризующие ваше настроение.

Дети показывают красные сердечки с нарисованными на них лицами, соответствующего настроения.

14.03.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

правила образования, использование, интересные факты и исключения :: SYL.ru

Дательный – один из шести по «школьной» классификации падежей русского языка, применяемый для выражения направленного на что-либо, осуществляемого в пользу кого-либо действия, в частности, передачу чего-либо (отсюда и его название). Очень часто он выступает в совокупности с винительным, предположим, «дам теще яблоко», «напишу брату сообщение» и в безличных оборотах вроде «мне скучно», «сердцу пусто».

Как образуется дательный падеж

Имена существительные в этом случае отвечают, в частности, на вопросы «кому? чему?», и для упрощения образования этой формы можно попробовать добавить к ней «дать» или еще лучше – «подойти к» («дать дочери», «подойти к вопросу»). Употребление его соотносится с предлогами к, по, согласно, благодаря, и возможно, некоторыми другими. Дательный падеж имени существительного образуется посредством прибавления к основе слова окончания в зависимости от числа и склонения. В единственном числе:

  • для первого склонения, т. е. слов женского и мужского рода, оканчивающихся на -а, -я, добавляется -е, -и: «маме», «истории»;
  • для второго склонения, т. е. всех остальных слов мужского и среднего рода, добавляется, как правило, -у, -ю: «столу», «коню»;
  • для третьего склонения, т. е. остальных слов женского рода (оканчивающихся на мягкий знак), добавляется (часто сопровождаясь чередованием в корне) : «лжи», «мощи».

Как применяется данный падеж в отношении имен существительных множественного числа и прилагательных

Дательный падеж для множественного числа имени существительного образуется посредством прибавления к основе окончаний -ам, -ям. Имена прилагательные склоняются в этом случае в зависимости от того, является основа твердой или мягкой, приобретая окончания -ой, -ей для женского и -ому, -ему для мужского рода, и действует схема:

  • широкой перспективе, красивому зонту;
  • ранней пташке, вечернему часу.

В дательном падеже множественного числа прилагательные приобретают окончания -им, -ым.

Прочие грамматические сведения

Примечательно, что дательный падеж в русском языке в силу исторических языковых процессов некоторым образом «прокрался» в родительный, где замаскировался в так называемом партитиве, или втором родительном, хотя это никакой и не дательный. Окончания -у, -ю, ему свойственные, в таких распространенных словосочетаниях, как, например, «чашка чаю» или «рюмка коньяку», а также «с перепугу» и т. п. в виде исключения являются окончаниями родительного падежа. В отдельных случаях такие – подчеркнем, очень распространенные – словоупотребления служат своего рода культурологическим маркером. Еще одна, связанная с дательным падежом, трудность касается склонения женских имен на -ия – Виктория, Лилия, Мария, Наталия и т. п. У всех у них в дательном падеже окончание : Виктории, Лилии, Марии, Наталии. Это, однако, не касается восточных имен, в которых в -ия ударение падает на последний гласный: Алия, Альфия, Зульфия и т. п. Такие имена в дательном падеже оканчиваются на : Алие, Альфие, Зульфие. Существуют также 11 исключений среднего рода, если с ними будет употреблен дательный падеж, окончания этих слов будут на : бремени, времени, вымени, знамени, имени, пламени, племени, семени, стремени, темени и дитяти (именно так нормативно выглядит в дательном падеже слово «дитя»).

www.syl.ru

Урок русского языка в 4-м классе «Правописание падежных окончаний имен существительных трех склонений в дательном падеже»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить знания учащихся об окончаниях имён существительных трёх склонений в дательном падеже.
  2. Развивать у учащихся умения осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных.
  3. Продолжить работу в малых группах.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

— Сегодня у нас в гостях дательный падеж имён существительных.

Дательный падеж

— Назовите вопросы дательного падежа.

— Какие предлоги употребляют со словами в дательном падеже?

3. Объяснение нового материала.

— Объяснить новый материал мне помогут мои помощники. (Учитель заранее готовить помощников-учителей. В этой роли выступают ученики класса.)

Подходил   к вод …

к речк …

к парт …

к дочк …

На доске висит таблица. По мере объяснения таблица заполняется.

Объяснение “маленького учителя”

— читает запись на таблице

Подходит к доске, к речке, к дочке

— это существительные 1 склонения

(“М.уч.”) подписывает над существительными 1 скл.

— подходил к чему? к кому?

(“М.уч.”) вписывает вопросы

— существительные стоят в дательном падеже

(“М.уч.”) подписывает Д.п.

— подходил к воде- окончание е, это окончание ударное (обозначает знак ударения)

Мы знаем правило, что существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

Значит, к речке – пишу е
К парте – пишу е
К дочке – пишу е

“М.уч.” подводит итог

— Какое окончание имеют существительные 1 склонения в дательном падеже?

Одновременно записывает в таблицу “Падежные окончания имен существительных”

Аналогично проводится работа над словами 2 и 3 склонения Объясняет новый материал “М.уч.”

Идёт   к стол …

к кон …

к петушк …

к мор …

 

Дивятся   печ …

совест…

пристан …

дочер …

— Как вы думаете в каких склонениях при написании окончаний могут возникнуть трудности?

1 скл. — Е   3 скл. — И

— Почему?

Сегодня мы потренируемся писать окончания дательного падежа у имён существительных в 1 и 3 склонениях, т.к. во 2 склонении написание окончаний не вызывает трудностей.

4. Закрепление нового материала.

Волновой опрос (работа на доске “четвёрками”)

Учитель диктует словосочетания, учащиеся записывают их в тетрадь, объясняя почему выбрал именно это окончание.

  1. Бежал по деревне, писал по тетради
  2. Подарил дочери, скачет по дорожке
  3. Дорога к нефти, гуляла по аллее
  4. Экскурсия по Сибири, плывёт по водице
  5. Пришила к шубе, подошёл к площади
  6. Письмо сестре, вернулся к сирени
  7. Бежал по тропке, учил стойкости

Итог — Чему учились?

5. Работа в малых группах.

Работа с карточкой

По знакомой лестниц…

Собирал по горст…

Окраина деревн…

Воротился к старух…

Помогать по хозяйств…

Подошёл к постел…

— Запишите в тетрадь словосочетания с именами существительными в 1 и 3 склонении в дательном падеже.

— Выделите окончания. Определи склонение и падеж.

Проверка. На доске открывается запись. Учащиеся проверяют свои записи с записью на доске.

На полях в тетради ставят отметки в баллах

Итог: Чему учились?

Вывод:

В 1 скл. у им. сущ. – окончание Е

В 3 скл. у им. сущ. — И

6. Самоконтроль (от лёгкого материала к более сложному)

Учащиеся должны увидеть свои ошибки сразу же после работы

1 задание – минимум по программе. Обязательно определяется время на работу.

2 задание – связь с другими темами

3 задание – необычное, самое трудное

Оценивается работа в баллах

1 задание

Спиши словосочетания, вставив пропущенные буквы, подпиши склонение и падеж, выдели окончание. Вам на выполнение этого задания 3 минуты.

Шёл к избушк…

Возил по пассажир…

Сообщил по связ…

Проверка. На доске открывается запись

Шёл к избушке- 1, Д.

Возил по пассажиру – 2, Д.

Сообщил по связи – 3, Д.

Кто выполнил так же? Вы можете поставить себе 5 балла.

(Если у учащихся есть ошибки они баллы себе не ставят)

2 задание

Составь и запиши словосочетания в дательном падеже, если надо используй подходящие по смыслу предлоги. Подпиши склонение и падеж. На выполнение этого задания 4 минуты.

Помогать (мама)

Подлетел (сирень)

Плыл (поверхность

Проверка. На доске открывается запись

Помогать маме – 1, Д.

Подлетел к сирени – 3, Д.

Плыл по поверхности – 3, Д.

Кто выполнил так же? Вы можете поставить себе 4 балла.

3 задание

Определи различие в значениях словосочетаний. Запиши вопрос, определи падеж, вставь окончание.

Подарок ( ) бабушк…

Подарок ( ) бабушк…

Письмо ( ) дедушк…

Письмо ( ) дедушк..

Проверка. На доске открывается запись

Подарок (кому?) бабушке Д.

Подарок (кого?) бабушки Р.

Письмо (кому?) дедушке Д.

Письмо (кого?) дедушки Р.

Кто выполнил так же? Вы можете поставить себе 5 баллов.

7. Итог урока

Чему учились?

Примерная контрольная работа на дательный падеж имён существительных

  1. Поставь вопрос к существительному.
  2. Определи склонение и падеж.
  3. Вставь окончания.

Бежал по деревн…, писал по линейк…, подарил дочер…., скачет по дорожк…, гуляла по алле…, подошёл к площад…, экскурсия по Сибир…, письмо сестр…, вернулся к сирен… .

Написать текст под диктовку.

В морозный зимний день подобрал я во дворе воробья. Он замерзал. Воробушек долго лежал на моей ладони, потом отогрелся и тихо пискнул. Я насыпал птичке крупы и налил водички.

Найди существительные в дательном падеже, определи склонение.

Придумай три предложения с именами существительными в дательном падеже, определи их склонение, выдели окончание. (Можно задать тему)

27.03.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка на тему «Дательный, предложный падеж имен существительных 1-го склонения». 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель урока: подвести детей к выводу об окончаниях имен существительных 1-го склонения в дательном, предложном падежах.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Этап актуализации знаний

Что мы изучали на предыдущих уроках? (Мы изучали на предыдущих уроках  склонение имен существительных,  изменение имен существительных по падежам. На прошлом уроке – падежные окончания имен существительных 1 – ого склонения в именительном, в винительном и родительном падеже).
– Составьте словосочетания, в которых будут имена существительные в именительном, винительном и родительном падежах. (Ответы детей).

3. Постановка проблемы

– Мы знаем окончание в именительном, винительном, родительном падежах. Как вы думаете, какие окончания имеют существительные 1-го склонения в дательном падеже, предложном падеже? (Ответы детей)

4. Цель урока

– Давайте сформулируем цель урока.

Цель урока: определить, какие окончания имеют существительные 1 – ого склонения в дательном падеже, предложном падеже. (Учащиеся под руководством учителя).

5. Критерии оценивания

– Как мы оценим свою работу в конце урока?
– Как мы поймем, что освоили новое знание?
– Давайте запишем на доске несколько критериев. (Предлагают учащиеся.)

1. Есть заполненная таблица.
2. Смогу сформулировать вывод (правило), который похож с тем, который есть в учебнике.
3. Моя работа в тетради по данной теме будет выполнена без ошибок или с 1-ой ошибкой.
4. Я смогу проверить работу товарища в группе, и он будет согласен с моей проверкой.

– В конце урока каждый из вас запишет ответы на специально отведенном листке.

Номер критерия

Да (1 балл)

Нет (0 баллов)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

Всего баллов:

 

 

Самооценка: 4 балла – отлично; 3 балла – хорошо; 2 балла – удовлетворительно; 1 – плохо.

6. Планирование

Ответы детей:

– нам нужно найти существительные 1-го склонения в дательном падеже, предложном падеже;
– наблюдать за падежными окончаниями данных имен существительных;
– заполнить таблицу;
– сделать вывод;
– сравнить свой вывод с выводом в учебнике.

7. Изучение нового материала

– Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Перепишите их, определите склонение, падеж, выделите окончание.

  • идти по дороге
  • подходить к подруге
  • играть в комнате
  • мечтаю о собаке
  • сад при школе.

(Ответы детей).

– Какие особенности имеют имена существительные 1-го склонения в дательном падеже, предложном падеже? Чем похожи? Чем отличаются? Давайте заполни таблицу.

1-е склонение

Падеж

вопрос

окончание

Дательный

Кому? Чему?

предложный

О ком? О чем?

– Сделайте вывод. Давайте сравним ваш вывод с правилом учебника.

8. Закрепление

Выполнение задания упражнения №331 по группам. Спишите предложения, вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных, укажите падеж, склонение данных имен существительных.

1-ый вариант учащихся записывает предложения 1-5.

1. По красот… наше метро лучшее в мире. 2. Спит Маша в постельк… и видит чудесный сон. 3. Катится колобок по тропинк… к лесу. 4. Лебедь по своей величин.., сил… и красот… назван царё всей водяной птицы. 5.

2-ой вариант – предложения 6-10.

6. По дорог… зимней, скучной тройка борзая бежит. 7. Сидит перепёлка на ладошк… и не улетает. 8. Вдоль по речк…, по водиц… плывёт лодок вереница. 9. На карт… нашей Родины появилось много новых крупных городов. 10. Каждый день я записывал свои наблюдения в природ… .
Выполняем задание.

9. Взаимопроверка

– Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища.

10. Итог урока

– Как вы думаете мы достигли цели урока? Давайте вспомним критерии, которые мы разработали в начале урока. Оцените свои достижения на специальном листке.

11. Задание на дом

7.04.2016

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Персональный сайт — 3 класс (Часть II)

 перейти к началу

§14. Изменение имён существительных по падежам.

¶Изменение имён существительных по падежам называется склонением.

ПадежиВопросы
1. Именительный (И.)кто? что?
2. Родительный (Р.)кого? чего?
3. Дательный (Д.)кому? чему?
4. Винительный (В.)кого? что?
5. Творительный (Т.)кем? чем?
6. Предложный (П.)о ком? о чём?

¶Форма существительного в именительном падеже в единственном числе — это начальная форма.
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.

¶Существительные в единственном и во множественном числе  отвечают на одни и те же падежные вопросы.

ПадежПредлогиВопросы
Именительныйкто? что?
Родительный
от, до, из, без,
у, для, около,
подле, возле
кого? чего? где?
куда? откуда?
Дательныйк, покому? чему?
где? куда?
Винительныйв, на, за, про,
через
кого? что? где?
куда?
Творительныйпод, над, за, с,
перед, между
кем? чем? где?
куда?
Предложныйв, на, о, об,
при
о ком? о чём?
где?

¶К имена существительным с предлогами по смыслу следует ставить вопросы где? куда? откуда?

§15. Три склонения имён существительных.

¶У существительных женского, мужского и среднего рода бывают разные падежные окончания.

По окончаниям существительные делятся на три склонения.

Чтобы определить склонение существительного, нужно:

  1. определите род существительного
  2. выделить окончание в начальной форме

¶К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже (зима, дедушка, стая).

¶Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и среднего рода с окончаниями , в именительном падеже (стол, дождь, воробей, поле, море).

¶К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце и с нулевым окончанием в именительном падеже (лошадь, ночь, ель).

¶Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже, нужно найти его начальную форму.

§16.Первое склонение имён существительных.

Именительный и винительный падежи

? Чем отличаются именительный и винительный падежи?

Именительный падеж не может употребляться с предлогами. Винительный падеж употребляется с предлогами в, на, за, под, сквозь, про, через.

Именительный падеж
Винительный падеж
 кто? сестра
 кого? сестру
 что? река
 что? реку

¶Существительные 1-го склонения в винительном падеже имеют окончания -у, -ю (сестру, землю).

Родительный падеж

¶Существительные 1-го склонения в родительном падеже имеют окончания -ы, -и (сестры, реки)

¶Ударные и безударные окончания существительных в одном и том же падеже пишутся одинаково (у реки, у опушки).

¶Предлоги у, до, от, из, без, около, для употребляются только с существительными в родительном падеже. По этим предлогам можно узнать родительный падеж.

Дательный и предложный падежи

¶Существительные 1-го склонения в дательном и предложном падежах имеют окончание (сестре, реке, о сестре,о реке).

¶С дательным падежом употребляются предлоги к, по (подошел к сестре, постучал по стене).

С предложным падежом употребляются предлоги о (об), при, в, на (говорил о сестре, живёт в Москве, написал на доске, сад при школе).

Творительный падеж

¶Существительные 1-го склонения в творительном падеже имеют окончания -ой(-ою), -ей(-ею) (сестрой, рекой, крышей).

¶С творительный падежом могу употребляться предлоги с (с сестрой), за (за школой), над (над пашней), под (под крышей), перед (перед грозой).

§17. Множественное число имён существительных 1-го склонения.

Чтобы определить падеж одушевлённого существительного 1-го склонения во множественном числе с нулевым окончанием, нужно ставить оба вопроса винительного падежа кого? что?: встретила кого ? девочек, косуль, — или родительного падежа  кого? чего?: нет кого? девочек, косуль.

¶Существительные 1-го склонения во множественном числе имеют  нулевое окончание: рек, сестёр.

§18. Второе склонение имён существительных

Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием

Твёрдое склонение
 И.кто?
слончто?стол
 Р.кого?слона
чего?стола
 Д.кому?слону
чему?столу
 В.кого?слона
что?стол
 Т.кем?слоном
чем?столом
 П.о ком?о слоне
о чём?о столе

 

Мягкое склонение
 И.кто?
конь
что?руль
 Р.кого?коня
чего?руля
 Д.кому?коню
чему?рулю
 В.кого?коня
что?руль
 Т.кем?конём
чем?рулём
 П.о ком?о коне
о чём?о руле

Именительный, родительный и винительный падежи существительных 2-го склонения

¶Существительное в именительном падеже является в предложении главным членом, в винительном — второстепенным членом. При определении падежа ставьте в существительному оба падежных вопроса.

Творительный и предложный падежи существительных 2-го склонения

¶Ударные и безударные окончания существительных пишутся одинаково (столом, дубом, конём, оленем; о столе, о дубе, о коне, об олене).

§19. Второе склонение имён существительных мужского рода на -й.

¶Одиночная буква й не входит в окончание.

И.
что?
чай
кто?
воробей
Р.чего?
чая
кого?
воробья
Д.
чему?
чаю
кому?
воробью
В.
что?
чай
кого?
воробья
Т.
чем?
чаем
кем?
воробьём
П.
о чём?
о чае
о ком?
о воробье

§20. Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц.

§Шипящие буквы — Ж,Ш, Ч, Щ.

¶В окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц, под ударением пишется о, без ударения — е (свечой — тучей, плащом — товарищем, овцой — птицей).

§21. Второстепенный член предложения — дополнение.

¶Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, называется дополнением. Дополнение выражается именем существительным: Густой туман окутал что? г о р о д. Луг покрылся чем? т р а в о й.
Дополнение выделяется пунктирной линией.

§22. Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе

И.
что?
столы
кто?
кони
Р.
чего?
столов
кого?
коней
Д.
чему?
столам
кому?
коням
В.
что?
столы
кого?
коней
Т.
чем?
столами
кем?
конями
П.
о чём?
о столах
о ком?
о конях

У неодушевлённых существительных мужского рода 1-го и 2-го склонения во множественном падеже одинаковые окончания и вопросы в именительном и винительном падеже.  

У одушевлённых существительных мужского рода 1-го и 2-го склонения во множественном падеже одинаковые окончания и вопросы в родительном и винительном падеже.  

¶В дательном, творительном и предложном падежах имена существительные 1-го и 2-го склонения во множественном падеже имеют одинаковые окончания: столам, коням; столами, конями; о столах, о журавлях.

Буквы а и я в безударных окончаниях существительных в дательном, творительном и предложном падеже — это орфограммы.

§23. Второе склонение имён существительных среднего рода

¶Имена существительные 2-го склонения в творительном падеже в единственном числе имеют окончания -ом, -ем (под деревом, под солнцем, за полем, перед жилищем).

Буквы о и е в безударных окончаниях существительных в творительном падеже — это орфограммы.

¶В предложном падеже существительные 2-го склонения, так же как и существительные 1-го склонения, имеют окончание (на отдыхе, в конце, о речке).

Буква е в безударных окончаниях существительных 1-го и 2-го склонения в предложном падеже — это орфограмма.

§24. Второстепенный член предложения — определение.

¶Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета, называется определением (в какой? прозрачной воде, на каком? синем небе,  гнёзда чьи? птичьи, в каком? высоком здании).

Определение выделяется волнистой линией ~~~~~~~~~ .

§25. Однородные члены предложения

¶Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения, называются однородными. Однородными могут быть и главные  второстепенные члены предложения: Школьники читают, пишут и слушают учителя. На лугу росли и колосились цветы.

§26. Однородные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения.

!важно!

Реки, озёра и ручьи.

Однородные члены предложения соединяются друг с другом союзами и, да (в значении союза и).  

¶Если союзов между однородными членами предложения нет, то он разделяются запятыми: Лед громыхал, трещал и ломался. В лесу были небольшие деревья да кустарники. Хороши белые, розовые, красные гвоздики!

§27. Третье склонение имён существительных

¶Имена существительные женского рода в именительном падеже с нулевым окончанием и с ь на конце относятся к 3-му склонению (степь, ткань, ночь, рожь).

¶Имена существительные 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончание   (сделали из ткани, подобрали к ткани, рисунок на ткани).

Буква и в безударных окончаниях существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

§29. Мягкий знак на конце существительных 3-го склонения

¶На конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие согласные, пишется ь (печь, рожь, помощь, глушь, тушь и др.). На конце существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие согласные, ь не пишется (луч, товарищ, сторож, камыш).

§30. Имя числительное

1,2,3,4,5…

Часть речи, которая обозначает количество предмет ов или  их порядок при счёте, называется именем числительным (пять книг,  четвёртый день).

¶Числительные, которые обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? , называются количественными числительными (один день, семь книг, восемь часов).

Числительные, которые обозначают порядок при счёте и отвечают на вопрос какой? , называются порядковыми (первый день, седьмая книга, восьмой час).

¶Порядковые числительные изменяются по числам, родам, падежам и согласуются с существительными, как прилагательные: Туристы собрались у пятого вагона. Туристы собрались у пассажирского вагона.

¶Следует говорить: если вы хотите узнать время, надо спрашивать: Который час?; если вы говорите о длительности времени, надо спросить: Сколько времени (ты занимался над проектом)?

¶Одиннадцать — с двумя н.

Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать пишутся с ь на конце (семь, десять, четырнадцать, семнадцать, двадцать, тридцать,  но пятьдесят).

В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать (15 >19) мягкий знак не пишется. 

§31. Текст

Реплика — ответ, замечание, вопрос, возражение на слова собеседника.

¶По стилю речь бывает разговорная, научно-деловая, художественная.

Повествование — это речь о событиях, действиях и их последовательности (сюжете).

Описание — это речь, характеризующая предметы, их признаки или место действия.

Рассуждение — это речь с объяснением, доказательством, высказыванием своего мнения.

school-russian.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *