Перевернутый класс Селезневой Елены: ТЕЛА.ВЕЩЕСТВА.ЧАСТИЦЫ.
Давайте попробуем разобраться с понятием ТЕЛО. Вероятней всего вы уже слышали это слово. Как вы сами можете объяснить это понятие?
Наверное, вы сразу подумали о своем теле. Кому-то мама говорила, когда мыла вас в ванной, что тело человека нужно содержать в чистоте. Но на самом деле слово «ТЕЛО» имеет более широкое значение. Телом еще называют все материальные вещи, предметы, природные объекты. Все то, что можно увидеть, а иногда и потрогать. Любой предмет и любое живое существо можно назвать телом. Перечислить все тела невозможно, потому что их невероятно много. Есть тела даже на небе. Их так и называют — небесные тела (планеты, солнце, луна, астероиды…)
камень, дерево, заяц, бабочка, планета, цветок, луна, стрекоза, алмаз, гранит, соль, груша…
дом, игрушка, бант, телевизор, гитара, санки, машина, бутылка, ковер, самолёт, колечко…
Посмотри на схему и соотнеси группы тел с понятиями: тело естественное, тело искусственное.
Приведи свои личные примеры тел искусственных и естественных.
Мы разобрались, что такое тело. А как вы думаете, из чего состоят тела? Ну, например, сосулька, карандаш, ножницы, кусочки льда, линейка, ложка, мяч, пояс…
Хорошо, давайте поиграем, что из чего состоит. Вам нужно выбрать подходящие к веществу тела.
Из кожи — ______ , из древесины — ______ , из алюминия — _____ , из воды _______ , из пластмассы — _________, из резины — ________, из стекла — _________, из глины — _________, тетрадь — из _________…
Вы, наверное, поняли, что я называла вещество, а вы подбирали к нему подходящее тело, которое состоит из этого вещества. Запомни:
А если я вас спрошу, из чего состоит машина, сможете ли вы назвать одно вещество? Правильно, нет. Есть тела, которые состоят из одного вещества. А есть тела, которые состоят из целого комплекса веществ. Для каждой части такого составного тела нужно свое вещество.
Вещества бывают разные. Их можно разделить на три группы: твёрдые, жидкие и газообразные.
А давайте проведем небольшой опыт. Возьмите стакан воды, положите в него ложку сахара. Помещайте… Что случилось с сахаром? Он исчез или нет? А почему его не видно? И как доказать, что сахар все же остался в воде?
Конечно, надо попробовать воду, она стала сладкая. Это говорит о том, что вещество «сахар» никуда не исчезло, а растворилось в воде, распалось на более мелкие частицы.
Посмотрите на схему, и вы поймете, что и вещества тоже состоят из маленьких частиц — молекул, а молекулы состоят из атомов, которые выстраиваются определенным образом… Атомом называли неделимую частицу. Но сейчас ученые доказали, что и атом тоже состоит из более мелких частиц. Скорей всего и эти элементарные частицы (лептоны, адроны, мезоны, барионы, гипероны и нуклоны) тоже делятся на еще более мелкие частицы.
Мало того, зная, что вещества состоят из более мелких частиц, мы можем понять, почему одни вещества жидкие, другие твердые, а некоторые вообще газообразные. Посмотрите на схему, как располагаются молекулы разных веществ.
А есть такие вещества, которые могут переходить из одного состояния в другое. Ты тоже хорошо знаешь такое вещество. Это ВОДА.
Есть наука ХИМИЯ, которая изучает вещества и поведение веществ, когда они соединяются. Об этом ты можешь посмотреть фильм в разделе «Видео-уроки»
Тела. Вещества.
Три состояния вещества.
Как вода становится паром
Почемучка. Три состояния вещества
Тела и вещества. Инфоурок.
Опыт «Из чего состоят вещества»
Внутри атома
Три состояния веществ
Что такое химия
Мир химии
Кто такой Ломоносов (ЖЗЛ для детей)
На какие вопросы ты должен уметь ответить.
- Что такое тела. Какими они бывают.
- Из чего состоят тела.
- Что такое вещества. Приведи примеры.
- Должен уметь называть три состояния веществ.
- Из чего состоят вещества.
- Должен уметь приводить примеры тел и понимать, из каких веществ они состоят.
- Хорошо, если ты расскажешь, как вода меняет свое состояние, становясь то жидкой, то твердой, то газообразной.
- Какая наука изучает вещества.
Минипроекты (по желанию)*:
- Составление интеллект-карты урока.
- Сообщение о конкретном веществе.
- Проведение опыта.
- Интересные факты по теме.
- Кто такой М.В.Ломоносов (небольшое сообщение)
pereverklselezneva.blogspot.com
Тела, вещества, частицы. Эта удивительная природа
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
resheba.me
7 | 9 | ||||||||||
6 | 8 | ||||||||||
1 | 2 | ||||||||||
3 | 4 | 5 | |||||||||
doc4web.ru
Окружающий мир 3 класс «ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ»
Окружающий мир 3 класс
УМК «Школа России»
Тема: ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ
Знаете ли вы?
Что в настоящее время открыто более 200 элементарных частиц?
Что в пылинке содержится 1 млрд атомов?
Из чего состоит окружающий нас мир
Все, что нас окружает, состоит из атомов – крошечных частиц материи. Соединяясь друг с другом, они образуют молекулы – мельчайшие частицы вещества, которые еще сохраняют свойства атомов. Например, молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Молекулы твердого вещества прочно связанны друг с другом, у молекул жидкостей связь слабее, а молекулы газа почти свободны и движутся в любом направлении. Раньше считалось, что атом – это мельчайший «кирпичик материи. Но затем ученые обнаружили, что они состоят из еще более мелких частиц. Ядро атома составляют частицы двух типов: положительно заряженные протоны и не имеющие заряда нейтроны, каждый из которых несет отрицательный заряд.
Тест по теме «Тела, вещества, частицы»
Подчеркни названия веществ:
древесина, мяч, стакан, резина, пенал, железо, стекло, гвоздь, бумага, стул.
Соедини стрелками тела и вещества:
пластмасса
ТЕЛА камень
вода
ВЕЩЕСТВА снежинка
кислород
Соедини стрелками вещества и их состояния:
молоко
железо ТВЁРДОЕ
растительное масло ЖИДКОЕ
углекислый газ ГАЗООБРАЗНОЕ
резина
Подчеркни слова, которые не обозначают названия свойств веществ:
пластичность, цвет, вес, твердость, форма, размер, вкус, запах.
Что такое пластичность?
а) Способность вещества растворяться в воде;
б) способность вещества проводить тепло;
в) способность пропускать через себя свет;
г) способность вещества принимать разную форму при сгибании и сдавливании.
Подпиши, в каких состояниях находятся эти вещества:
твёрдое газообразное жидкое
Кроссворд по теме «Тела, вещества, частицы»
Разгадав кроссворд, вы узнаете, как называются вещества, которым можно придавать разную форму. (Пластичность)
Свойство веществ воспринимаемое обонянием. (Запах)
Мельчайшая частица вещества. (Молекула)
Одно из состояний веществ. (Газообразное)
Вещество, из которого сделана электрическая лампочка. (Стекло)
Предметы, которые нас окружают. (Тела)
Свойство веществ, благодаря которому их можно переливать. (Текучесть)
Как называют вещества способные растворятся в жидкости. (Растворимые)
Вкус, запах, твердость, прозрачность веществ – это их… (Свойства)
То, из чего состоят тела. (Вещества)
Использованная литература:
1.Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы /авторы-составители
Г. Н .Решетникова, Н. И. Стрельникова. Издательство «Учитель» 2008
globuss24.ru
Тела, вещества, частицы. 3 класс
Политова Светлана Викторовна, учитель химии ГБОУ СОШ № 1352 с углубленным изучением английского языка г. Москвы.
Конспект урока.
Предмет: Окружающий мир, автор А.А. Плешаков.
Тема: Тела, вещества, частицы.
Учитель: Политова Светлана Викторовна.
Тип урока: изучение нового материала.
Продолжительность урока: 45 минут.
Цели урока:
Сформировать понятие тело, вещество, частица, научить различать вещества по их признакам и свойствам.
Задачи:
Познакомить детей с понятиями тело, вещество, частица.
Научить различать вещества в разных агрегатных состояниях.
Познакомить с понятием смеси и чистые вещества.
Проверить знания учащихся по пройденной теме.
Развивать память, мышление.
Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.
Повысить психологическую комфортность урока, снятие мышечного напряжения (динамические паузы, смена деятельности).
Формировать дружеские отношения в коллективе.
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование:
1. Мультимедийная интерактивная презентация.
1. Рисунки (твёрдые, жидкие, газообразные вещества).
2. Металлическая линейка, резиновый мяч, деревянный кубик (у учителя).
3. Для эксперимента: стакан, чайная ложка, кусочек сахара; кипячёная вода (на столах у детей).
Ход урока
Организационный момент
Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, обращаясь к учащимся: «Сегодня вы все задания будете выполнять в группах. Давайте повторим правила работы в группе» (слайд № 2).
Прочитать памятку.
Обращение с товарищами – «вежливость»;
Мнение других – «учись слушать, доказывать свою точку зрения»;
Работа с источниками информации (со словарем, книгой) – выделяй главное.
Изучение нового материала
Постановка учебной цели: сегодня мы начинаем изучать тему «Эта удивительная природа» — совершим виртуальную экскурсию (слайд № 3). На слайде представлены картинки:
1
капля воды
2
сахарница
(контейнер для хранения)
3
молоток
4
волна (вода)
5
глина
6
металл
Учитель задает вопрос «Все ли слова позволили точно представить предмет?»
Те слова, которые точно помогают представить предмет, а именно, имеют очертания, форму называют телами. То, из чего сделаны эти предметы, называют веществами.
Работа с источником информации (словарь С.И. Ожегова):
1
Тело — отдельный предмет
в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…
2
Тело — организм человека или животного в его внешних, физических формах.
3
Тело — часть организма…
4
Тело — основная часть, корпус чего-нибудь.
Записать определение в тетради: «Те предметы, которые нас окружают, называются телами» (слайд № 4).
Слайд № 5. Учитель предлагает учащимся сравнить картинки, расположенные на слайде: резиновый мяч, конверт, деревянный кубик.
Задание 1: найди общее. Все тела имеют размер, форму и т. д.
Задание 2: определи основные признаки тел. Ответ на слайде № 6: управляющая кнопка «ответ 2».
Слайд № 6. Картинки – триггеры. Мяч – круглый, резиновый, яркий. Конверт – прямоугольный, бумажный, белый. Кубик – деревянный, большой, бежевый.
Вместе с ребятами делаем вывод «Каждое тело имеет размер, форму, цвет». Записываем в тетрадь.
Слайд № 7. Что такое природа? Из трех вариантов ответов выбрать правильный ответ:
1
Все, что сделано руками человека
2
Все, что нас окружает
3
Все, что нас окружает и существует независимо от человека
Слайд № 8 – работа с карточками. У учащихся на столах карточки с изображением тел (предметов). Предложим учащимся разделить картинки на две группы: стол, солнце, дерево, карандаш, облако, камень, книги, кресло. Осуществить запись в тетрадь. Просим учащихся прочитать названия тел, это будет 1 группа. По какому признаку они поместили слова в эту группу? Тоже самое делаем со второй группой.
Правильный ответ:
Искусственные
Естественные
стол
солнце
карандаш
дерево
книги
облако
кресло
камень
Делаем вывод. Как мы разделили слова (по какому принципу?): есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.
Оформляем блок в тетрадь.
Слайд № 9. Прием «Интерактивная лента». На слайде представлены тела естественные и искусственные. С помощью кнопки – прокрутки, которая одновременно является триггером, просматриваем тела естественные и искусственные (каждый раз нажатие на кнопку осуществляет смену сгруппированных картинок).
Закрепляем полученные знания с помощью игры «Светофор» (слайды 10-12). Игра заключается в поиске правильного ответа.
Слайд 10. Задание: найди естественные тела. Из предложенных тел на слайде необходимо выбрать только естественные тела. Картинка является триггером – при нажатии появляется сигнал светофора (красный или зеленый). Звуковые файлы помогают учащимся убедиться в выборе правильного ответа.
Цветы
Корзина
Птица
Туфли
Слайд 11. Задание: найди искусственные тела.
Дерево
Кровать
Шляпа
Сумка
Слайд № 12. Задание: найди искусственные тела.
Будильник
Лошадь
Машина
Дом
Учитель. Вспомним то, о чем мы говорили вначале. Мы затруднялись точно определить, являются ли металл, вода, глина телами и пришли к выводу, что они не имеют точных очертаний, формы, а значит, не являются телами. Данные слова мы называем веществами. Все тела состоят из веществ. Записываем в тетрадь определение.
Слайд 13. На данном слайде рассмотрим два примера.
Пример 1: ножницы – тело, то, из чего они сделаны – вещество (железо).
Пример 2: капли воды – тела, вещество, из которого состоят капли – вода.
Слайд № 14. Рассмотрим тела, которые состоят из нескольких веществ. Например, карандаш и лупа. На слайде отдельно смотрим вещества, из которых состоит карандаш. Для демонстрации нажимаем на управляющие кнопки: «графит», «каучук», «дерево». Для того чтобы убрать ненужную информацию нажимаем крестик .
Рассмотрим, из каких веществ состоит лупа. Нажимаем триггеры «стекло», «дерево», «металл».
Слайд № 15. Для закрепления рассмотрим еще два примера. Из чего состоит молоток? Молоток состоит из железа и дерева (рукоятка). Из чего состоят ножи? Ножи состоят из вещества железа и дерева.
Слайд № 16. Рассмотрим два предмета, которые состоят из нескольких веществ. Мясорубка: из железа и дерева. Санки: из железа и дерева.
Слайд 17. Делаем вывод: тела могут состоять из одного вещества, а могут из нескольких.
Слайды 18, 19, 20. Прием «Интерактивная лента». Демонстрируем учащимся. Одно вещество может входить в состав нескольких тел.
Слайд 18. Вещества полностью или частично состоят из стекла.
Слайд 19. Вещества полностью или частично состоят их металла.
Слайд 20. Вещества полностью или частично состоят из пластмассы.
Слайд 21. Учитель ставит вопрос «А все ли вещества одинаковы?»
На слайде нажимаем управляющую кнопку «Начать». Запись в тетради: все вещества состоят из мельчайших невидимых частиц. Вводим классификацию веществ по агрегатному состоянию: жидкие, твердые, газообразные. На слайде используются триггеры (стрелочки). При нажатии на стрелочку можно посмотреть картинку с частицами в данном агрегатном состоянии. Повторное нажатие на стрелочку – объекты исчезнут.
Слайд 22. Экспериментальная часть. Необходимо доказать, что частицы – мельчайшие, невидимые глазом, но сохраняющие свойства вещества.
Проделаем эксперимент. На столах у учащихся лотки с набором простейшего лабораторного оборудования:
химический стакан (можно заменить любым небольшой емкости стаканом),
ложечка для размешивания,
салфетка,
кусочек сахара.
Опустить кусочек сахара в стакан, перемешать до полного растворения. Что наблюдаем? Раствор стал однородным, мы больше не видим кусочка сахара в стакане воды. Доказать, что в стакане по-прежнему присутствует сахар. Каким образом? Попробовать на вкус. Сахар: вещество белого цвета, сладкое на вкус. Вывод: после растворения сахар не перестал быть сахаром, потому что остался сладким. Значит, сахар состоит из мельчайших частиц, не видимых глазу (молекул).
Слайд 23. Рассмотрим расположение частиц в веществах с твердым агрегатным состоянием. Демонстрируем расположение частиц и вещества (примеры) с помощью приема «интерактивная лента» — кнопка прокрутки позволяет показать картинки нужное число раз. Записываем вывод в тетради: в твердых веществах частицы располагаются близко к друг другу.
Слайд 24. Расположение частиц в жидких веществах. В жидких веществах частицы расположены на некотором расстоянии друг от друга.
Слайд № 25. Расположение частиц в газообразных веществах: частицы расположены далеко друг от друга, расстояние между ними значительно превышает сам размер частиц.
Слайд 31. Настало время подвести итоги. Вместе с учителем вспоминают то, что нового узнали на уроке. Учитель задает вопросы:
Все, что нас окружает, называется….телами
Тела бывают естественные и искусственные.
Записать в тетради схему. Учитель: рассмотрим схему. Тела бывают естественные и искусственные, вещества могут быть твердые, жидкие, газообразные. Вещества состоят из частиц. Частица сохраняет свойства вещества (вспомним, что сахар при растворении остался сладким). На слайде используются триггеры. Нажимаем на фигуру «Тела», появляются стрелочки, затем фигуры с надписью «Искусственные» и «Естественные». При нажатии на фигуру вещества появляются три стрелочки (жидкие, твердые, газообразные).
Слайд № 30. Заполните таблицу. Внимательно читайте инструкцию.
(Отметьте знаком «+» в соответствующей графе, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным).
Вещество
Твёрдое
Жидкое
Газообразное
Соль
Природный газ
Сахар
Вода
Алюминий
Спирт
Железо
Углекислый газ
Проверка выполнения работы (слайд 30). (По очереди дети называют вещество и объясняют, к какой группе его отнесли).
Физминутка.
При организации обучения в начальной школе необходимо учитывать многие факторы, но, прежде всего, необходимо стремиться к созданию учебной среды, способствующей сохранению здоровья. На уроке можно использовать физкультминутки, таким образом, удастся избежать длительного, непрерывного сидения за партой.
На данном уроке можно использовать две физминутки по выбору учителя (для этого, как только дети устали, необходимо перейти на слайд № 2 – выбрать одну из физминуток, по гиперссылке перейти на нужный слайд презентации). Первая физминутка (слайд 34, вторая – слайд № 35).
Слайд № 34. Физминутка.
Листики
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Слайд № 35. Физминутка.
Дождь
Приплыли тучи дождевые:
— Лей, дождь, лей!
(Ладони вниз, встряхивать кисти рук.)
Дождинки пляшут, как живые:
— Пей, рожь, пей!
(Ладони вверх, встряхивать кисти рук)
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
(Руки ладонями вниз, встряхивать кисти рук.)
Итог урока
1) Подведение итогов
— Вы дружно работали.
— Узнаем, какая команда была самой внимательной на уроке. Учитель задает вопрос: «Что называется тела, что характеризует тело, приведи пример». Учащиеся отвечают. Все, что нас окружает, называется телами. Какие бывают тела по агрегатному состоянию: жидкие, твердые, газообразные. Из чего состоят вещества? Приведите примеры, как частицы сохраняют свойства веществ. Например, если мы посолили суп, как узнать, что свойства вещества сохранились? Попробовать на вкус. Заполните схему.
Обсуждение, с чем согласны, с чем не согласны.
— Что нового узнали? Дети сообщают. (Телами называют все предметы, окружающие нас. Тела состоят из веществ. Вещества — из частиц).
Домашнее задание.
Учитель сообщает детям домашнее задание:
решить небольшой тест (вариант по выбору),
просмотреть презентацию «Интересные факты о воде» (смотри приложение). В презентации можно познакомиться с шести известными фактами о воде. Подумайте, ребята, а почему именно с этим веществом нужно познакомиться поближе? Ответ: самое распространенное вещество на Земле. А какое еще вещество вы хотели бы пригласить к себе (создание виртуальных экскурсий).
изучить электронный учебник (смотри приложение).
Примечание: учитель может использовать дополнительно слайды 3 32, 33, 36.
Слайд № 32. Задание: проверь себя. Найди изделия (интерактивный тест).
Слайд № 33. Задание: проверь себя. Найди тела живой и неживой природы (интерактивный тест).
Слайд № 36. Задание: раздели тела на тела живой и неживой природы (интерактивный тест).
Литература:
Грибов П.Д. как человек исследует, изучает, использует природу. 2-3 классы. Волгоград: Учитель, 2004.-64 с.
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. — М.: ВАКО, 2012.-336с. — (В помощь школьному учителю).
Решетникова Г.Н., Стрельников Н.И. Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы.- Волгоград: Учитель, 2008. – 264 с.: ил.
Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас. 2 класс». — М.: Издательство «Экзамен», 2011. — 22 с.
infourok.ru
3 класс. Окружающий мир. Тела, вещества, частицы — Тела, вещества, частицы
Комментарии преподавателя
Любой объект живой или неживой природы, будь то животное, растение, строение или автомобиль – все это называется телами.
Например, назовем несколько предметов: дом, телевизор, дерево, цветок, птица, солнце.
Рис. 1. Дом (Источник)
Рис. 2. Телевизор (Источник)
Рис. 3. Дерево (Источник)
Рис. 4. Цветок (Источник)
Рис. 5. Птица (Источник)
Рис. 6. Солнце (Источник)
Они делятся на 2 большие группы: природные тела, созданные природой, и искусственные, созданные руками человека. Из названных нами тел, к природным относим дерево, цветок, птицу и солнце, а к искусственным − дом и телевизор. Природные тела в свою очередь делятся еще на 2 группы: тела живой и неживой природы. К телам живой природы относятся живые организмы (люди, животные, растения, грибы и микроорганизмы).
Рис. 7. Люди (Источник)
Рис. 8. Животное. Тигр (Источник)
Рис. 9. Растение. Роза (Источник)
Рис. 10. Гриб. Подберезовик (Источник)
Рис. 11. Микроорганизм. Амеба протея (Источник)
К неживой природе относятся небесные, или космические, тела (солнце, звезды, планеты),
Рис. 12. Солнце (Источник)
Рис. 13. Звездное небо (Источник)
Рис. 14. Планеты Солнечной системы (Источник)
и земные тела (камень, льдинка, песчинка).
Рис. 15. Морские камешки (Источник)
Рис. 16. Льдинка (Источник)
Рис. 17. Песок (Источник)
Все, окружающее нас, состоит из веществ. Существует бесчисленное множество веществ. Одни их них встречаются в природе (золото, соль, вода, медь, железо, глина, древесина, воздух),
Рис. 18. Золото (Источник)
Рис. 19. Соль (Источник)
Рис. 20. Вода (Источник)
Рис. 21. Медь (Источник)
Рис. 22. Железо
Рис. 23. Глина (Источник)
Рис. 24. Древесина (Источник)
Рис. 25. Пузырьки воздуха (Источник)
другие придумали и создали люди (пластмасса, резина, фарфор, стекло).
Рис. 26. Пластмасса (Источник)
Рис. 27. Резина (Источник)
Рис. 28. Фарфор (Источник)
Рис. 29. Стекло (Источник)
Каждый год эти открытия продолжаются.
Вещества бывают в твердом (камень, древесина, золото), жидком (вода, ртуть) и газообразном состоянии (природный газ, кислород, азот).
Если соединить мыло, воду и воздух, мы сможем выдуть мыльный пузырь – тело, пленку которого образуют вещества (вода, мыло).
Рис. 30. Мыльный пузырь (Источник)
Такие природные тела как капля, льдинка и снежинка состоят из природного вещества, воды.
Рис. 31. Капля (Источник)
Рис. 32. Льдинка (Источник)
Рис. 33. Снежинка (Источник)
Рис. 34. Вода (Источник)
Из искусственного вещества, например пластмассы, можно изготовить искусственные тела (ведро, стакан, игрушка).
Рис. 35. Пластмассовое ведро (Источник)
Рис. 36. Пластмассовые стаканы (Источник)
Рис. 37. Пластмассовая игрушка (Источник)
Книга тоже является искусственным телом, потому что бумагу, из которой она изготовлена, сделал человек из твердого вещества, целлюлозы.
Рис. 38. Книги (Источник)
Рис. 39. Формула целлюлозы (Источник)
Нас окружает множество тел, состоящих из одного и того же вещества – древесины (мебель, постройки, игрушки, паркет, дверь и др.).
Рис. 40. Древесина (Источник)
Рис. 41. Деревянная мебель (Источник)
Рис. 42. Деревянная постройка (Источник)
Рис. 43. Деревянная игрушка (Источник)
Рис. 44. Паркет из дерева (Источник)
Рис. 45. Деревянные двери (Источник)
Все тела состоят из одного или нескольких веществ. Например, кусочек сахара состоит из одного вещества – сахара,
Рис. 46. Сахар (Источник)
а в состав растений входят вода, сахар, крахмал и другие вещества; воздух состоит из кислорода, водорода, углекислого газа, азота и других газов.
Рис. 47. Растение (Источник)
Тела состоят из веществ, а вещества состоят из невидимых глазу мельчайших частиц – молекул. Одна молекула меньше небольшого яблока во столько раз, во сколько яблоко меньше земного шара.
Молекулы состоят из ограниченного числа ещё более мелких частиц – атомов, которые соединяются друг с другом определенным образом. Как буквы алфавита соединяются в тысячи слов, так из одних и тех же атомов образуются молекулы и кристаллы самых разных веществ из которых состоит окружающий мир.
Молекулы принято изображать в виде шариков, связанных друг с другом. Шарики – это атомы, которые образуют разные молекулы.
Рис. 48. Молекула (Источник)
Так выглядит молекула воды.
Рис. 49. Молекула воды (Источник)
Это – молекула кислорода.
Рис. 50. Молекула кислорода (Источник)
Молекула целлюлозы похожа на соединенные между собой длинные нити.
Рис. 51. Молекула целлюлозы (Источник)
Число атомов в молекулах может быть различным – от одного атома до сотен тысяч.
М. В. Ломоносов, известный русский ученый, в своих трудах доказывал различие между молекулой и атомом.
Рис. 52. М. В. Ломоносов (Источник)
Михаила Васильевича Ломоносова называют гением (человеком выдающихся умственных способностей), ведь ещё в 18 веке, когда наука в России только начинала развиваться, он занимался географией, химией, физикой, астрономией, геологией, литературой, производством стекла, изучением погоды, написал Древнюю Российскую историю, заложил основы современного литературного русского языка. Но многие открытия Л
www.kursoteka.ru
Этапы урока | Цели и примечания | Время |
«Начало – больше половины целого» Аристотель Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Психологический настрой обучающихся, обеспечение рабочей обстановки на уроке. | 1 мин | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Что необходимо для того, чтобы урок достиг своих целей? Давайте пожелаем друг другу удачи. Кто готов к началу урока, садитесь. | Необходимо уважительно относиться друг к другу, быть внимательными, сначала думать, потом говорить, активно работать и т.д. | |
Цель: продолжить формирование умений применять полученные знания на практике, вести наблюдения за изменениями в природе, анализировать их, обозначать с помощью условных знаков, делать выводы, умозаключения. | 1-1,5 мин. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Как обычно, начнем с наблюдения за погодой. | Обучающиеся называют дату урока, говорят об облачности, осадках, силе ветра, температуре воздуха в тени и на солнце; сравнивают с погодой в предыдущие дни. | |
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | 2 мин. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел «Эта удивительная природа», откроем ещё одну её тайну. Для того, чтобы узнать тему нашего урока необходимо выполнить задание. Я назову слова, а вы попробуйте, применив воображение, увидеть то, что обозначают эти слова. Ножницы, вода, капля росы, сахар, металл, сахарница. Все ли слова позволяли точно представить предмет? Назовите слова, которые позволили точно представить предмет. (Демонстрация слайдов презентации, слайд №2 или табличка). Такие предметы, которые можно представить, потому что они имеют форму, какие-то очертания ученые назвали научным словом. | Пытаются представить то, что обозначают слова, названные учителем. Нет, были такие, которые предполагали много вариантов ответа. Ножницы, капля росы, сахарница. | |
изучение нового материала. | Цель: организация учащихся на получение знаний в процессе активной познавательной деятельности, с определением своего отношения к проблеме, научить аргументировать свою точку зрения, делать выводы на основе анализа. | 9 мин. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
В словаре С.И.Ожегова есть четыре значения этого слова: в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…
Что же это за слово? (Демонстрация слайдов презентации, слайд №3 или табличка). Действительно, все предметы, которые нас окружают, называют телами. (Демонстрация слайдов презентации, слайд №4 или табличка). Как вам кажется, какое значение интересует нас с вами? Мы определили первую часть темы нашего урока. (Демонстрация слайдов презентации, слайд №5 или табличка). Возьмите приготовленные раздаточные карточки (карточка №1). Разделите предложенные слова на две группы. Над каждым словом поставьте номер группы (1 или 2). Карточка №1: Карандаш, дерево, камень, книга, стол, облако, луна. (Демонстрация слайдов презентации слайд №6 или картинки) По какому принципу разделили слова? Все тела можно разделить на естественные и искусственные. (Демонстрация слайдов презентации слайд №6 или схема). Вспомните, пожалуйста, предложенные мной в начале урока слова, которые вы не могли точно представить. Являются ли они телами? (Демонстрация слайдов презентации слайд №7 или картинки). Попробуйте назвать тела, которые состоят из воды, сахара, металла. (Демонстрация слайдов презентации слайд №8 или картинки). Что же обозначают слова «вода, сахар, металл»? Вода, сахар, металл – вещества. Все тела состоят из веществ. Веществами называют то, из чего состоят все тела. Мы определили вторую часть темы урока. (Демонстрация слайдов презентации, слайд №9 или табличка). Все ли вещества одинаковы? А какие состояния вещества вы знаете? (Демонстрация слайдов презентации слайд №10 или схема). Вещества твёрдые жидкие газообразные Приведите по одному примеру веществ в разном состоянии. В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию, а сегодня мы проведём химический опыт, который поможет определить третью часть темы урока. Возьмём сосуд с водой, опустим в него кусочек сахара, хорошо размешаем. Как вы думаете, можно сказать, что в сосуде находится одно вещество? Отдельные вещества в природе встречаются редко, чаще всего мы говорим о смеси, когда тело состоит из двух или нескольких веществ. Попробуйте назвать смеси веществ, с которыми вы часто встречаетесь. (Демонстрация слайдов презентации, слайд №11 или табличка). | Хорошо читающий ученик озвучивает цитаты из словаря С. И. Ожегова. Тело. (Записывают в словарь). Тело — отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства… карандаш дерево книга камень стол облако луна Есть тела, которые создала природа, а есть те, которые сделал своими руками человек. Вода, сахар, металл. Они телами не являются. Капля воды или капля росы, кристалл или кусочек сахара, ножницы и т. д. Ответы обучающихся. Нет, вещества отличаются друг от друга. Вещества бывают твёрдыми, жидкими и газообразными. Ответы детей. Нельзя сказать, что в сосуде находится одно вещество, там вода и сахар. А это два вещества. Например, воздух – смесь разных газов, чай, кофе с молоком и т.д. – смесь разных веществ. | |
Цель: внутреннее принятие цели обучающимися, побуждение к деятельности. | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Давайте посмотрим на сосуд с водой и сахаром. Где же сахар? Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез, что произошло? Попробуйте воду на вкус. Почему же мы его не видим? Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? Вещество состоит из частиц (молекул и атомов). Мы определили третью часть темы урока. Какая же тема нашего урока? (Демонстрация слайдов презентации, слайд №12 или табличка). Итак, какие задачи нам предстоит решить на уроке? Как вы думаете, частицы (молекулы и атомы) одинаковы в разных состояниях вещества, или отличаются друг от друга. Частицы (молекулы и атомы) в разных состояниях вещества отличаются друг от друга по форме, размеру, промежутками между ними. Частицы (молекулы) постоянно движутся. В каком состоянии вещества, по вашему мнению, промежутки самые маленькие, а в каком – самые большие? В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу, в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды, самые большие промежутки в газах. Как вы думаете, почему твердые тела сохраняют форму? Если дети дают неверные или неточные ответы, учитель помогает им правильно сформулировать мысль. Молекулы (частицы) в твердых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. А почему жидкости текучи? У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться. Почему газы летучи и занимают весь предоставленный объем? У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. (Демонстрация слайдов презентации, слайд №13 или таблица). | Ответы детей. Пробуют одноразовыми ложечками воду. Вода сладкая, значит, сахар не исчез. Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие части. Вещество состоит из частиц. Тела, вещества, частицы. Наша задача познакомиться с понятием «тело» и узнать из чего оно состоит, научиться различать разные состояния веществ, познакомить с отличием смеси от чистого вещества. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. | |
Через 15 -20 мин. от начала урока, по мере утомляемости учащихся, после логического завершения этапа урока, определённого вида деятельности. Цель: сохранение здоровья, устранения перегрузок, снятие утомление, повышение умственной работоспособности учащихся, обеспечение активного отдыха, для поднятия настроения. | 5 мин. | |
Цель: проговаривание нового знания, обучение способам самостоятельного применения знаний. Количество и выбор заданий зависит от темпа работы и интеллектуального потенциала обучающихся конкретного класса. | 5 мин. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
А сейчас попробуем применить знания на практике. Пожалуйста, откройте рабочую тетрадь на странице 14. Выполним задание №1. Инструкция в тетради: Закрасить кружочек в том ряду, в котором изображены только естественные тела. (Обучающиеся выполняют задание в парах, затем проводится проверка. Один ученик даёт ответ, остальные обучающиеся демонстрируют свою точку зрения при помощи светофоров или жестов.) Напоминаю, что необходимо не только дать ответ, но и аргументировать его. Молодцы! Надеюсь, вы так же успешно справитесь с заданием №4 на стр. 15. Инструкция в тетради: Указать стрелками, что из перечисленного является телом, а что – веществом. Выполняем работу и комментируем её. Напоминаю, что необходимо не только дать ответ, но и аргументировать его. (Один ученик комментирует, остальные обучающиеся демонстрируют свою точку зрения при помощи светофоров или жестов.) | Необходимо закрасить кружок в третьем ряду, т.к. все объекты (божья коровка, кленовый лист, воробей и Луна) являются естественными телами. В первом ряду, кроме естественных тел (яблоко и солнце), есть и искусственные тела (ложка и будильник), а во втором ряду изображены только искусственные тела). Гвоздь, проволока, ложка – это тела, так как это предметы, которые можно представить, они имеют форму и состоят из различных металлов. Железо, медь, алюминий – это вещества, они не являются предметами, которые можно представить, они не имеют формы и из них состоят такие тела, как гвоздь, проволока, ложка и другие тела. | |
с самопроверкой по эталону. | Цель: каждый обучающийся для себя должен сделать вывод о том, что он уже знает, умеет. | 4-5 мин. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Выполните задание №2 на раздаточной карточке. (Дифференцированное задание). Задание №2. I вариант: подумайте, где изображен рисунок расположения частиц в твёрдых телах, где в жидкостях и в газах, подпишите их. II вариант: ответьте на следующие вопросы:
Пожалуйста, выберите понравившийся вариант. Кому сложно справиться с этими заданиями, поднимите руки, я вам дам карточку с третьим вариантом. III вариант: соедините рисунки с надписью: твёрдые тела жидкости газы Проверьте себя с помощью учебника, рисунок на странице 35 и слайда презентации (или таблицы). (Демонстрация слайдов презентации, слайд №14 или таблица).
| Формы ответов учащихся.
с готовой надписью. Самопроверка. Первая и вторая группа учащихся открывают учебники, смотрят слайд презентации, учащиеся второй группы получают карточки с правильными ответами, проверяют свою работу. Карточка-эталон: Твердые тела не распадаются на молекулы и атомы, потому что частицы в твердых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Жидкости текучи, потому, что промежутки между частицами в жидких веществах немного больше, чем в твёрдых, и молекулы могут перемещаться. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем, потому, что у газообразных веществ расстояние между частицами намного больше самих частиц, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. | |
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности. | 2-3 мин | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Ребята, вы хотите проверить свои знания, узнать, удалось ли решить поставленную задачу? Согласны ли вы с утверждениями? — Все тела созданы природой. — Предметы, имеющие форму, очертания, которые можно представить точно называются телами. — Вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными. — Вещества состоят из более мелких частиц (молекул и атомов). — Все тела состоят только из одного вещества. (Демонстрация слайдов презентации, слайд №15 или таблица). | Ответы учащихся. Самопроверка по слайду презентации или таблице с верными утверждениями: — Предметы, имеющие форму, очертания, которые можно представить точно называются телами. — Вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными. — Вещества состоят из более мелких частиц (молекул и атомов). | |
Цель: усвоение, включение нового знания в систему знаний, создание связующего звена между данным и следующим уроком. | 1-2 мин. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Изучив параграф, подготовить ответы на вопросы и выполнить задания на стр.37, поработать с толковым словарем, задание в тетради по данной теме выполните по желанию. Есть вопросы по домашнему заданию? | Обучающиеся задают вопросы, если они есть. | |
Цель: самооценка результатов деятельности своей и одноклассников. По сложившейся традиции обучающиеся, которые считают, что они активно работали, встают и по очереди называют отметку, комментируя её. Для экономии времени или по другой причине возможно выставление отметок по другому принципу. | 1-2 мин | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
А сейчас пришло время проанализировать работу в течение урока и оценить ответы. (Учитель высказывает свою точку зрения по поводу работы на уроке обучающихся и выставляет отметки). | Обучающиеся анализируют и оценивают свои ответы. | |
Работа в группах. Игра «Живая модель». | Цель: восполнить недостаток движений школьника в полном объеме, снять усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, восстановить силы обучающихся, снять статическое напряжение. | 5 мин |
Продумайте танец с изображением веществ в разном состоянии. Каждая группа получает задание в конверте, какое состояние вещества изобразить ( например, первая группа – твердое, вторая – жидкое и третья – газообразное). Учитель, если необходимо, оказывает помощь в выборе движений и расположения в пространстве. Одна группа демонстрирует, остальные отгадывают, частицы какого вещества изображали участники других групп. | Обучающиеся изображают частицы твердого вещества (ученики медленно, практически стоя на месте, двигаются очень близко друг к другу, выстраиваясь ровными рядами), жидкости (ученики двигаются быстрее, увеличивая промежутки между собой и нарушая ровные ряды, создавая ощущение движущейся толпы), газов (ученики двигаются гораздо быстрее, удаляются еще дальше друг от друга). Обучающиеся изображают. | 3 мин |
А теперь все вместе попробуем изобразить частицы того вещества, которое я назову. Железо, вода, сахар, кислород, лёд. У всех твердых веществ расстояние между частицами меньше, чем у жидкостей, а у льда – больше, чем у воды в жидком состоянии. Но об этом мы поговорим на следующем уроке при изучении темы «Разнообразие веществ». | 2 мин. |
multiurok.ru