Как определить спряжение глагола — ITLang

Зачем вообще изучают спряжения? Чтобы понять, какое окончание глагола ставить: «е» или «и». Есть два спряжения, первое и второе.
В первом на конце ставится «е» (если употреблять после «он»):  «он знает», «он играет». Во втором – «и». Например, «он пилит», «он говорит».

  I спряжение  II спряжение 
Он знаЕтОн говорИт

Пример приведен для «ОН», то есть третьего лица. С ним чаще всего и возникают проблемы. Как же догадаться, к какому спряжению относится глагол? Дело в том, что каждому спряжению глагола присущ свой набор окончаний для разных лиц. И если непонятно, какое окончание ставить в 3 лице (знаЕт или знаИт), можно посмотреть, какие окончания ставятся в других лицах и в инфинитиве, и сориентироваться.

Определяем спряжение глагола по личному окончанию

Вот личные окончания для глаголов «знать» и «говорить».

Спряжение глаголов Знать и Говорить

Как видим, в третьем лице множественного числа окончание у первого спряжения «ЮТ»  (знаЮТ), а у второго – ЯТ (говорЯТ).

В общем случае окончания таковы:

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Как видите, окончания у первого и второго спряжения разные.

Так что если вы не уверены, как писать «он знаЕТ» или он «знаИТ», то попробуйте подумать,  а как писать «они знаЮТ» или «они знаЯТ». Они знают звучит правильнее, так? Значит как видно из таблице, это глагол первого спряжения. И надо писать «он знаЕТ».  Если же со словом «они» тоже непонятно, как правильно, то попытайтесь определить спряжение с помощью инфинитива. Если честно, с инфинитива лучше бы и начинать, так как это проще.

Узнаем спряжение глагола по инфинитиву

Узнать спряжение по инфинитиву очень просто. Потому что в инфинитиве окончание очевидно, на нем обычно стоит ударение или такая буква, что не перепутать.

Если в инфинитиве окончание «ить», то это II спряжение, а иначе I спряжение.

 

Справа как определить спряжение по инфинитиву

Итак, чтобы узнать спряжение по инфинитиву:

  • Поставьте глагол в неопределенную форму, задав вопрос «что делать».
  • Посмотрите окончание и определите спряжение.
  • знАТЬ – АТЬ, I спряжение
  • игрАТЬ – АТЬ, I спряжение
  • говорИТЬ – ИТЬ, II спряжение
  • пилИТЬ – ИТЬ, II спряжение

Запоминаем исключения

У предыдущего правила с инфинитивом есть исключения. Вот они:

Гнать, держать,  смотреть и видеть,  дышать, слышать,  ненавидеть. И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. 

Несмотря на то, что эти глаголы, если судить по инфинитиву, относились бы к 1 спряжению, на самом деле они относятся к II спряжению.

Он смотрИТ, завиСИТ, видИТ и т.д.

Второй стих для запоминания глаголов:

гнать держать – исключения

Не забываем о разноспрягаемых глаголах

Некоторые глаголы обладают окончаниями первого и второго спряжения.

Например, глагол «хотеть»:

  • Ребята хотят съесть сливочное мороженое. 2 спр.
  • Ты хочешь гулять с собакой во дворе или останешься дома? 1 спр.
  • Вы хотите заказать билеты на прогулку на катере? 2 спр.

Или глагол «бежать»:

  • Я бегу наперегонки с ветром. 1 спр.
  • Дорога бежит через холмы, петляя, как заяц. 2 спр.
  • Мысли бегут вразброд. 1 спр.

К счастью, таких глаголов мало.

Разноспрягаемые глаголы хотеть и бежать

itlang.ru

Как определить спряжение глагола

Чтобы определить спряжение по безударному окончанию глагола, надо:

  1. Поставить его в неопределенную форму (что делать? Что сделать?).

Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II СПРЯЖЕНИЯ.

Если оканчивается на – еть, -ать, -оть, — уть, — ыть, то это глагол I СПРЯЖЕНИЯ.

  1. Поставить в 3 лицо, мн. число (они):

Окончание – ут (-ют) – I СПРЯЖЕНИЯ

Окончание –ат (-ят) — II СПРЯЖЕНИЯ

Исключения: ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ. И ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ, а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ. Все глаголы, что на –-ить, исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

Чтобы определить спряжение по безударному окончанию глагола, надо:

  1. Поставить его в неопределенную форму (что делать? Что сделать?).

Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II СПРЯЖЕНИЯ.

Если оканчивается на – еть, -ать, -оть, — уть, — ыть, то это глагол I СПРЯЖЕНИЯ.

  1. Поставить в 3 лицо, мн. число (они):

Окончание – ут (-ют) – I СПРЯЖЕНИЯ

Окончание –ат (-ят) — II СПРЯЖЕНИЯ

Исключения: ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ. И ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ, а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ. Все глаголы, что на –-ить, исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

Чтобы определить спряжение по безударному окончанию глагола, надо:

  1. Поставить его в неопределенную форму (что делать? Что сделать?).

Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II СПРЯЖЕНИЯ.

Если оканчивается на – еть, -ать, -оть, — уть, — ыть, то это глагол I СПРЯЖЕНИЯ.

  1. Поставить в 3 лицо, мн. число (они):

Окончание – ут (-ют) – I СПРЯЖЕНИЯ

Окончание –ат (-ят) — II СПРЯЖЕНИЯ

Исключения: ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ. И ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ, а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ. Все глаголы, что на –-ить, исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

Чтобы определить спряжение по безударному окончанию глагола, надо:

  1. Поставить его в неопределенную форму (что делать? Что сделать?).

Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II СПРЯЖЕНИЯ.

Если оканчивается на – еть, -ать, -оть, — уть, — ыть, то это глагол I СПРЯЖЕНИЯ.

  1. Поставить в 3 лицо, мн. число (они):

Окончание – ут (-ют) – I СПРЯЖЕНИЯ

Окончание –ат (-ят) — II СПРЯЖЕНИЯ

Исключения: ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ. И ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ, а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ. Все глаголы, что на –-ить, исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

Чтобы определить спряжение по безударному окончанию глагола, надо:

  1. Поставить его в неопределенную форму (что делать? Что сделать?).

Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II СПРЯЖЕНИЯ.

Если оканчивается на – еть, -ать, -оть, — уть, — ыть, то это глагол I СПРЯЖЕНИЯ.

  1. Поставить в 3 лицо, мн. число (они):

Окончание – ут (-ют) – I СПРЯЖЕНИЯ

Окончание –ат (-ят) — II СПРЯЖЕНИЯ

Исключения: ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ. И ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ, а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ. Все глаголы, что на –-ить, исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

Чтобы определить спряжение по безударному окончанию глагола, надо:

  1. Поставить его в неопределенную форму (что делать? Что сделать?).

Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II СПРЯЖЕНИЯ.

Если оканчивается на – еть, -ать, -оть, — уть, — ыть, то это глагол I СПРЯЖЕНИЯ.

  1. Поставить в 3 лицо, мн. число (они):

Окончание – ут (-ют) – I СПРЯЖЕНИЯ

Окончание –ат (-ят) — II СПРЯЖЕНИЯ

Исключения: ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ. И ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ, а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ. Все глаголы, что на –-ить, исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

infourok.ru

Как Определить Спряжение Глагола

Как определить спряжение глагола? Это один из самых проблемных вопросов в современном школьном курсе по русскому языку. Даже для отличников, обладающих «врождённой грамотностью», определение спряжения глаголов «хотеть» или «иметь» оказывается трудной задачей. Особенно осложняется ситуация, когда на распознавание отводится минимум времени (в контрольных работах).

Глагол играет огромную роль в функционировании языка. Спектр действий, которые он обозначает, поистине огромен. Можно назвать по крайней мере пять смысловых групп действия, охватываемых семантикой глагола.

  1. Трудовая деятельность: шить, вязать, копать, рубить и т. д.;
  2. Речевая и умственная деятельность; решать, говорить, воображать, наблюдать, думать и т. д.;
  3. Обозначение пространственных перемещений и положений: сидеть, лежать, стоять, лететь, идти т. д.;
  4. Обозначение различных состояний, в том числе — состояний человека: спать, болеть, ненавидеть, любить, грустить и т. д.;
  5. Обозначение состояний природы: вечереет, смеркается, дождит, светает и т. д.

Глагол чрезвычайно выразителен и способен передавать тонкие оттенки действия. Например, для обозначения речи может быть использован ряд синонимов, каждый из которых выражает свой, особый смысл: говорить – выражать мысли вслух; сообщать – говорить о чём-то определённом; высказывать – сообщать о своём мнении.

Неграмотное употребление глагола приводит к путанице, которая провоцирует потерю смысла в речи и языке. Например, ошибки в личных окончаниях при изменении глагола грозят непониманием прочитанного и услышанного.

Русский язык не был бы самим собой, если бы его правила не сопровождались многочисленными исключениями. Законы спряжения содержат в себе целый ряд таких исключений, без знания которых говорить о грамотности невозможно.

Как определить спряжение глагола по правилам без исключений и с ними?

Глагол изменяется по числам и лицам, то есть спрягается. Изменения не распространяются на глаголы повелительного и условного наклонений.

У русского глагола два спряжения. Если бы их признаки различались только по правилам без исключений, ответ на вопрос — как определить спряжение глагола, выглядел бы так.

Спряжения различают по гласным в личном окончании. Для этого глагол необходимо употребить в третьем лице. Его множественное число покажет искомые признаки:

  • первое спряжение: -ут (-ют)
  • второе спряжение: -ат (-ят)

Например:

  • «поют», «берегут», «зовут», «льют», «цветут» — первое спряжение;.
  • «висят», «спят», «сидят», «лежат», «горят» — второе спряжение.

Однако, данный способ распознавания подходит лишь для тех глаголов, при изменении которых личное окончание находится под ударением.

Как определить спряжение глагола, если ударение не падает на личное окончание? Здесь начинает действовать отдельная рекомендация.

Следует употребить глагол в инфинитиве. Тогда вступает в силу различение по суффиксу:

  • Все глаголы с суффиксом –и(ть) («мочить», «ходить», «солить», «ловить») — второго спряжения.
  • Исключение («стелить», «брить», «зиждиться» и «зыбиться») – первого спряжения.

Как определить спряжение, если в процессе изменения глагола его личное окончание остаётся безударным, а в инфинитиве наблюдаются –е(ть) и –а(ть)?

В этом случае можно с уверенностью утверждать, что речь идёт о первом спряжении.

Из этого правила существуют одиннадцать слов-исключений, которые, несмотря на наличие суффиксов –е(ть) и –а(ть), относятся ко второму спряжению. Для удобства заучивания, из этих слов составлено четверостишие, придающее правилу юмористический оттенок:

Гнать, дышать, держать, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть

И смотреть, и вертеть,

И зависеть, и терпеть!

Наконец, как определить спряжение глаголов «бежать», «хотеть», «чтить», представляющих самостоятельную группу в языке?

Для этого надо знать, что данные глаголы называются разноспрягаемыми и изменяются одновременно по первому и второму спряжениям.

Хотеть, хочу, хотим, хочешь, хотите, хочет, хотят;

Бежать, бегу, бежим, бежишь, бежите, бежит, бегут;

Чтить, чту, чтим, чтишь, чтите, чтит, чтут и чтят.

fb.ru

Как определить спряжение глагола?

В современной школе определение спряжения глагола является одной из самых запутанных тем при изучении морфологии современного русского языка. Порой даже отличники, которые очень грамотно пишут, не могут с первого раза определить, к какому спряжению относится глагол «иметь» или «хотеть». Помимо этого,  правильное определение спряжения глагола позволяет без ошибок писать личные окончания глаголов. К тому же, как известно, в каждом правиле встречаются свои исключения, и чем их больше, тем быстрее можно запутаться. Как определить спряжение глагола?

Русский глагол имеет два спряжения, которые условно называют «первое» и «второе». Самым простым способом определения спряжения глагола является разграничение глагольных форм по окончанию. Проще говоря, если глагол в третьем лице множественного числа имеет окончание:

  • -ут(-ют) — это глагол первого спряжения;
  • -ат(-ят) — это глагол второго спряжения.

Но если бы все правила в русском языке были настолько простыми! К счастью, существует ряд способов, помогающих точно определить спряжение глагола:

  1. Если при изменении глагола на его окончание падает ударение, то, чтобы определить спряжение глагола, нужно пользоваться единым правилом, описанным нами выше. То есть глаголы первого спряжения будут иметь на конце -ут(-ют) («зовут», «поют», «льют», «берегут», «цветут»), а глаголы второго спряжения -ат(-ят) («спят», «висят», «горят», «сидят», «лежат»).
  2. Если при изменении глагола на его окончание не падает ударение, то, чтобы определить спряжение глагола, надо найти форму инфинитива этого глагола: то есть, если глагол в безличной форме будет заканчиваться на -ить, то перед нами глагол второго спряжения (например, «ходить», «мочить», «ловить», «солить»). К исключениям относятся слова: брить, стелить, зыбиться и зиждиться (это глаголы первого спряжения).
  3. Если при изменении глагола на его окончание не падает ударение, а в форме инфинитива глагол заканчивается на –еть и на -ать, то перед нами глагол первого спряжения. К исключениям в данном правиле относятся следующие глаголы: смотреть, видеть, зависеть, терпеть, ненавидеть, вертет

elhow.ru

«Как определить спряжение глагола»

Презентация к уроку

Общие сведения об уроке

Тема урока: «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».

Время проведения: 2 академических часа.

Цели:

= обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию для верного написания безударных личных окончаний глаголов;

= развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач, развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;

= воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда, привитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация, оформление доски (на средней доске – стихотворение из 1 этапа урока, на закрытых половинах доски – задания самостоятельной работы), лист с темой урока – для доски, индивидуальные карточки, таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов», мини-тест.

План урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

Постановка проблемы.

Изучение нового материала.

Физкультминутка.

Закрепление изученного.

Контроль знаний.

Домашнее задание.

Рефлексия.

    Ход урока

    I. Организационный момент:

    Здравствуйте! Садитесь.

    (На доске):

    Интересная часть речи

    В русском языке жив..т.

    Кто что дела..т, расскаж..т,

    Черт..т, пиш..т иль по..т,

    Вышива..т, или паш..т,

    Или забива..т гол,

    Мо..т, чист..т, жар..т, вар..т –

    Все расскаж..т нам … (глагол.)

    — Сегодня на уроке, ребята, мы продолжаем говорить о глаголе, а если конкретнее – о спряжении глагола.

    II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания

    — И прежде чем перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

    — На парте перед вами лежат индивидуальные карточки. Я прошу каждого подписать их. Вам сегодня предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить ряд заданий. Также вы сможете побывать в роли эксперта. За правильные ответы вы будете получать баллы. В конце урока вам нужно индивидуальные листы сдать.

    1 задание: (Слайды 2, 3)

    Продолжите предложения:

    Имя прилагательное  изменяется по родам, падежам и числам.

    Имя существительное  изменяется по числам и падежам.

    Глагол изменяется по лицам и числам.

    При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1 балл – ставим напротив задания).

    — Вы вспомнили, что глагол изменяется по лицам и числам.

    — Как называется изменение глагола по лицам и числам? (Спряжением) (Слайд 4)

    — Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они различаются? (Окончанием)

    — Верно. Проверим то, что вы учили дома. Для этого – второе задание.

    2 задание: (Слайды 5, 6)

    Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:

    -им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете.

    I

    II

    -Ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете

    -Им, -ите, -ит, -ишь, -ат, -ят

    При взаимопроверке обмениваются листами (за две правильные колонки 2 балла – ставим напротив задания).

    3 задание: (Слайды 7, 8)

    Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов:

    Вед….шь, скольз….т, крич….т, зов….м, говор….шь.

    — Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Да, легко. Они стоят под ударением)

    При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл – ставим напротив задания).

    III. Постановка проблемы.

    А теперь поработайте с другой группой слов. Это у вас листочек с самостоятельной работой. Подписывать листы не надо. Проставьте в них окончания.

    Ты игра….шь

    человек тон….т

    лень вал….т

    кто расскаж….т

    мы не скуча….м

    — Проверим работу сначала на доске. Работают 2 ученика: впишут нужные буквы. (Дети работают на двух разных досках, не видят работу друг друга).

    — Ребята, задание у двух учеников было одинаковое? (Да)

    — А выполнено оно одинаково? (Нет, по-разному)

    — Как вы думаете, почему? (Не знаем…)

    — В какой части слова пропущены гласные? (В окончании)

    — И чем отличаются эти слова от слов третьего задания? (В них безударные окончания!)

    — Легко ли определить гласные в окончаниях таких глаголов? (Трудно, так как известное нам правило применить нельзя)

    — Как вы думаете, чем нам сегодня нужно заняться на уроке? Какова, по вашему мнению, будет тема нашего урока? Чему мы должны будем научиться? (Определять, как писать безударные окончания глаголов; определять в таком случае спряжение глагола; должны научиться делать это правильно)

    (На доске прикрепить лист с темой урока «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»).

    IV. Изучение нового материала.

    — Понаблюдаем за следующими словами (Слайд 9 — первый щелчок):

    Топит – топИть поможет — помОчь

    светит – светИть греет — грЕть

    любит – любИть забудет — забЫть

    подарит – подарИть напишет — написАть

    Просмотрите выделенные окончания глаголов в первых словах и выделенные суффиксы во вторых словах каждой пары. Обратите внимание на ударения в первых словах.

    — Они падают на окончания? (Нет)

    — Что вы можете сказать о форме каждого второго слова? (Это Н.ф.)

    — Сейчас посмотрите, как распределяются спряжения к этим парам. (Слайд 9 — второй щелчок)

    — Пользуясь этим слайдом, попробуйте сделать вывод о том, как суффикс неопределённой формы глагола влияет на написание безударного личного окончания глагола. (Если в суффиксе н.ф. глагола написано И, то это глагол II спряжения, а если О, Е, Ы, А, то это глагол I спряжения).

    — Составим алгоритм определения спряжения глагола:

    = итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)

    = если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию: 1- е спряжение – ешь, ет , ем, ете, ут, (ют), 2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат, (ят)).

    = а если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма:

    — Каждому из вас я приготовила памятку (на столе). (Слайд 10) Обратите внимание – в данной памятке указаны особые слова-исключения, которые нужно запомнить.

    Как определить спряжение глагола.

    1. Укажи ударение, выдели окончание.

    2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение;

    –ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение.

    3.Если окончание безударное, определи вид глагола.

    4.Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид!

    5.Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

    6.Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения(исключения):

    — 7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;

    — 4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать.

    7.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

    V. Физкультминутка.

    Мы немного утомились, пора подумать об отдыхе.

    Это легкая забава –
    Повороты влево-вправо.
    Нам известно всем давно –
    Там стена, а там окно.
    Приседаем быстро, ловко.
    Здесь видна уже сноровка.
    Чтобы мышцы развивать,
    Надо много приседать.
    А теперь ходьба на месте,
    Это тоже интересно.

    VI. Закрепление изученного.

    1. Мы отдохнули и готовы применять полученные знания. Для начала разберёмся-ка с работами ребят на доске (объясняем с места):

    ты играЕшь (играть – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕШЬ)

    человек тонЕт (тонуть – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕТ)

    лень валИт (валить – 2 спряжение, поэтому окончание –ИТ)

    кто расскажЕт (рассказать – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕТ)

    мы не скучаЕм (скучать – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕМ)

    2. А теперь давайте потренируемся в правильном определении спряжения глаголов – поработаем в парах.

    У вас на парте есть карточка с таблицей. (Слайды 11, 13) В первом столбике существительные, а во втором – глаголы. Вдвоём с соседом по парте соедините глаголы с существительными правильно линиями. Рядом на строке впишите глаголы в неопределённой форме и определите спряжение. Затем проставьте гласные в окончаниях глаголов. У вас должны получиться глаголы 3-го лица множественного числа. Воспользуйтесь памяткой-алгоритмом. (Слайд 12)

    Ножницами

    пилят (пилить — II спр.)

    Молотком

    ловят рыбу (ловить — II спр.)

    Пилой

    выдергивают гвозди (выдергивать -1 спр )

    Клещами

    режут (резать — I спр.)

    Зубной щёткой

    забивают гвозди (забивать -1 спр.)

    Удочкой

    чистят зубы (чистить — П спр.)

    — Проверьте себя! Поднимите руки те, у кого в таблице ни одной ошибки.

    3. Вернёмся к индивидуальным карточкам.

    4 задание: (Слайды 14, 15)

    Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и окончаниями 2-го спряжения. Для этого 1. поставьте глагол в Н.ф., 2. определите спряжение по алгоритму, 3. вставьте и выделите окончания в исходных глаголах (форма единственного числа мужского рода), 4. распределите словосочетания по колонкам спряжений.

    Наслажда…тся природой, верт….т колесо, пряч….тся в камышах, стро….т дом, держ….т крепко.

    При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл – ставим напротив задания).

    — Какие глаголы-исключения вам встретились? (Вертит, держит).

    — Вы запомните, друзья, их на -Е спрягать нельзя!

    — Подсчитайте количество набранных баллов в индивидуальных карточках и проставьте себе отметки (14-15 баллов – «5», 10-13 баллов – «4», остальные работы пока не оценивайте, мы доработаем этот материал завтра) и передайте карточки на первые парты.

    VII. Контроль знаний.

    — А сейчас будьте особенно внимательны. Вы многому сегодня научились и, конечно, мы должны узнать, что и как усвоено, чтобы знать, чем заняться в дальнейшем. У вас на парте есть листочек с мини-тестом. Подпишите его и выполните.

    Мини-тест.

    1. Изменение глаголов по лицам и числам называется…

    A) склонением В) спряжением C) чередованием

    2. Сколько в русском языке спряжений?

    А) 3 B) 1 C) 2

    3. Глаголы II спряжения имеют окончания…

    А) –ешь, -ем, -ете, -ут, -ют B) –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят C) –ете, -ем, -ешь, -ат, -ят.

    4. Укажите строку с глаголами I спряжения.

    А) читать, копать, звать B) кричать, лететь, строить C) брить, терпеть, дышать.

    5. Укажите строку с глаголами II спряжения.

    А) шить, сеять, стелить B) доверять, петь, грохотать C) дышать, вертеть, говорить.

    (Слайд 16) При взаимопроверке обмениваются листами (за правильный ответ 1балл – ставим напротив задания).

    — Проставьте в мини-тестах отметки соответственно набранным баллам и соберите их: Ирина – на «5», Андрей – на «4», Миша – на «3». Если у вас баллов меньше, пока тесты не сдавайте.

    VIII. Домашнее задание.

    — Вам даются для работы дома листы с текстом и пропущенными глаголами. Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение. Всё выполняется на выданном листе с текстом. Просмотрите лист.

    Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою. Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи. Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось.

    Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть.

    IX. Рефлексия.

    — Ребята наш урок подходит к концу. В заключение ответьте на вопросы:

    — Давайте же вставим верные окончания в стихотворение о глаголе, которое открыло наш урок (ответы детей с места по образцу: глагол из текста; ударное или безударное окончание: если ударное – сразу вставляем окончание, если безударное – н.ф.; на что оканчивается; по памятке определяем спряжение; по спряжению вставляем окончание в глаголе из текста).

    Интересная часть речи

    В русском языке живёт.

    Кто что делает расскажет,

    Чертит, пишет иль поёт.

    Вышивает или пашет,

    Или забивает гол.

    Моет, чистит, жарит, варит

    Все расскажет нам глагол.

    — Я посмотрю сданные вами карточки и тесты, и завтра вы узнаете, какие оценки будут проставлены в журнал. Завтра мы вернёмся к теме нашего сегодняшнего урока и наверстаем то, что было недопонято.

    — До свидания!

    Список использованной литературы.

    Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 класс /. М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский. – Просвещение, 2006.

    Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. – М., Дрофа, 2004.

    Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2010.

    Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 5 классе / Г.А.Богданова. – СПб, 2004.

    Беляева О.В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др.: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007.

    Костяева Т.А.. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т.А.Костяева. – М.: Просвещение, 2005.

    Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.

    Матюшкин А.М.. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. – М.: 1972.

    Махмутов М.И.. Проблемное обучение. – М.: 1975.

    Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л.А.Тростенцова, М.М.Стракевич. – М.: Просвещение, 2004.

    Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. – М.: ВЛАДОС, 1995.

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Как определить спряжение глагола?

      Знание, как определить спряжение глагола, стирается из памяти школяра почти мгновенно после выпускного бала. А ведь именно оно позволяет избежать ошибок в написании безударных окончаний глаголов (стоит признать, что у многих «солнце светет», «родители беспокоются», «легкие дышут»).

      Спряжение – изменение глаголов по лицам, числам, временам и родам. В русском языке глаголы бывают либо первого, либо второго спряжения. В начальной школе, когда проходят эту тему, усвоить урок детям помогает таблица.

      Однако и такая наглядность требует пояснений, а не элементарного зазубривания или навыков фотографической памяти.

      Если ударение падает на окончание, то никаких сложностей с определением спряжения не возникает: в третьем лице множественного числа окончание -ут (-ют) будет у глаголов первого спряжения, -ат (-ят) – у глаголов второго спряжения. Значит, надо поставить глагол в требуемую форму: к примеру, идти – идут (1), молчать – молчат (2) и определить на слух.

      Безударные окончания требуют куда больше внимания. Чтобы определить спряжение таких глаголов, надо вернуть их в начальную форму – инфинитив (то есть привести к ответу на вопрос «что делать (сделать)?») и обозначить суффикс. Правило гласит, что все глаголы с суффиксом -ить будут второго спряжения, кроме исключений брить, стелить, зиждиться, зыбиться – у этих спряжение первое. Все остальные глаголы будут первого спряжения, за исключением перечисленных в «запоминалке»: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, а еще терпеть, вертеть, и зависеть, и смотреть. Несложная рифмовка позволяет запомнить ряд исключений, имеющих второе спряжение.

      Существуют и разноспрягаемые глаголы – те, у которых некоторые формы образуются по первому спряжению, а некоторые – по второму. Это бежать (бегу, бежишь, бежим (1) – бегут (2)), чтить, сыпать и хотеть.

      На самом деле таблицы и «запоминалки» – не более чем подспорье для тех, кто не может понять, как правильно определять спряжение глаголов. Гораздо легче сразу ставить все их в форму третьего лица множественного числа, чем запоминать суффиксы инфинитивов и исключения из общего ряда.

      thedifference.ru

      Как определить спряжение глагола на Kak-Legko.ru

      Спряжением называется изменение глагола по лицам, временам, числам и наклонениям. Определить его не всегда просто – для этого надо усвоить не только само правило, но и запомнить исключения. Однако если вы поставили цель писать правильно, разобраться в данном механизме все же стоит, тем более что спряжений в русском языке всего два.

      Инструкция:

      • Перед тем, как определить спряжение глагола, необходимо обратить внимание на его окончание. Если оно ударное, то определять спряжение нужно по ударной гласной в нем. И тогда глаголы, заканчивающиеся на «ет», «ешь», «ете», «ем», «у/ю», «ут/ют», будут относиться к I-му спряжению. Например: плывешь, поешь, бегут.
      • Если же слово заканчивается на «ишь», «ите», «ат/ят», «им», «ит», то оно относится к
        II-му спряжению. Например: говорят, кричат, летишь.
      • Если личное окончание не является ударным, то определять спряжение глаголов в русском языке придется по его неопределенной форме (инфинитиву). При этом вид его (совершенный или несовершенный) должен обязательно сохраниться. Если безличная форма имеет окончание «ить», то он относится ко второму спряж., глаголы с другими окончаниями (не считая исключений) относятся к первому спряж.
      • Например, у нас глагол несовершенного вида «выполняешь» (что делаешь?) — ударение падает на третий слог. Ставим его в неопределенную форму, задавая вопрос «что делать?» — «выполнять». Окончание «ять» и значит первое спряж.
      • Или у нас, напротив, глагол совершенного вида «выступите» (что сделаете?) – окончание опять же неударное. Задаем вопрос «что сделать?» — «выступить». Окончание «ить» — второе спряж.
      • Однако спряжение глаголов в русском языке может иногда не соотноситься с окончанием – отсюда рождаются исключения. Многим из нас они хорошо знакомы еще со школьной скамьи: «вертеть», «видеть», «гнать», «держать», «дышать», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «слышать», «смотреть», «терпеть». Все данные глаголы также имеют второе спряжение.
      • Кроме этого, некоторые глаголы, заканчивающиеся на «ить» относятся к первому спряжению, например, «пить», «брить», «шить», «бить». Гласный звук «и» в таких словах является частью корня и меняется на «й» и «э». Например: «пьешь», «бью».
      • Глагол «стелить» существует в данной форме только как инфинитив, его личные формы образуются от «стлать», которое имеет отношение к первому спряжению. Глаголы «бежать» и «хотеть» в зависимости от числа могут относиться как к первому, так и ко второму спряжению, а потому их называют разноспрягаемыми. А глаголы «дать» и «есть», а также их производные имеют архаические окончания.
      • Некоторые из исключений учителя предлагали запоминать при помощи простых стишков. Например: «Гнать, дышать, держать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и зависеть, и смотреть, а ещё вертеть, терпеть».
      • Как видим, если один раз разобраться подробно во всех тонкостях правил и запомнить исключения, то дальше уже определить спряжение будет совсем несложно. В свою очередь спряжение глаголов в русском языке поможет нам правильно писать гласные в безударных окончаниях, грамотно выбирая между «е» и «и».
      • Освежить знания всегда можно при помощи школьных справочников и учебников по русскому языку, либо же интернет-страниц, например: http://www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/schule/texte.php?auswahl=konjugation.

      kak-legko.ru

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *