Итоги «нового курса» Рузвельта
В итоге «Новый курс», являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферу социально-экономических отношений и включавший значительные элементы регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса.
По мере выхода из кризиса корпорации главным образом через Верховный суд стали добиваться отмены законодательства «Нового курса». В целях смягчения будущих кризисных явлении стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые главным образом с помощью финансово-экономических средств. После окончания второй мировой войны произошел отход от завоёванных позиций в области трудового законодательства.
3. Трудовое и социальное законодательство в Англии, Франции, Германии.
Трудовое право как самостоятельная отрасль сложилось лишь в XX веке. Это объясняется нежеланием работодателей связывать себя нормами закона, регулирующими трудовые отношения. Но коллективная борьба вынудила власти пойти на издание новых законов о труде. Однако трудовое право XX в. отличается нестабильностью. Содержание его институтов часто меняется в сторону как расширения, так и сужения демократических прав трудящихся. В Англии, где профсоюзы и забастовки получили законодательное признание еще в XIX в., правительство консерваторов, напуганное всеобщей забастовкой 1926 г., провело через парламент
Правовые начала регулирования трудовых отношений во Франции определяли два трудовых кодекса, изданных в 1910 г. и 1973 г. Эти французские памятники трудового права содержали общенормативную и специальную части. В начале 80-х гг. в трудовой кодекс Франции были внесены существенные поправки, которые были посвящены организации деятельности государственных органов в сфере трудовых отношений, регламентации заработной платы и трудовых споров, разрешаемых специальными судами. 1959 г. ознаменовался во Франции появлением Кодекса социального страховани
В Германии в конце XIX – начале XX вв. широкое распространение получили так называемые «тарифные соглашения» между предпринимателями и наемными рабочими. Данная практика была юридически закреплена в ФРГ в законе о тарифных договорах (1949 г.). В рассматриваемое время в Германии сложилось высокоэффективное социальное законодательство, лицо которого определял Социальный кодекс 1911 г. Главное достоинство кодекса в том, что он уровнял в правах рабочих и служащих, ввел обязательное социальное страхование.
Таким образом, в конце XX в. ведущие страны Запада имеют исторически сложившееся высокоразвитое трудовое и социальное законодательство.
studfiles.net
Новый курс Рузвельта — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 ноября 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 ноября 2018; проверки требует 1 правка.«Но́вый курс
Экономические программы «Нового курса» были проведены через Конгресс во время первого президентского срока Рузвельта в 1933—1936 годах. Их целью было облегчение положения безработных, восстановление экономики и реформа финансовой системы с целью предотвращения повторения Великой депрессии. Поддерживавшая «Новый курс» Рузвельта Демократическая партия выражала интересы белых южан, этнических меньшинств и профсоюзов.
ru.wikipedia.org
32. Основные направления и итоги «Нового курса» ф. Рузвельта в сша. (30-е гг. Хх в.)
В США под руководством Франклина Делано Рузвельта, победившего на выборах 1932 г., была выработана политика «нового курса». ФДР (так его называли в Америке) был реалистом до мозга костей, последовательным прагматиком, опирался на советы лучших интеллектуалов («мозговой трест»). Он взял на себя миссию спасения капитализма. Он откровенно заявлял: «Я хочу избежать революции».ИСТОРИЯ в лицах
ФРАНКЛИН ДЕЛАНО РУЗВЕЛЬТ (1882-1945), американский президент с 1932 по
1945 г.
ФДР в 1913-1920 гг. был заместителем военно-морского министра. На выборах 1920 г., баллотируясь на пост вице-президента, потерпел поражение вместе с демократической партией. В 1921 г. в результате неосторожного купания в холодной воде перенес тяжелое заболевание, приведшее к параличу ног. В возрасте 40 лет ФДР стал инвалидом. В этой ситуации в полной мере проявились сильный характер и волевые качества этого человека. Уже в 1928 г. он добился избрания губернатором штата Нью-Йорк. В условиях мирового экономического кризиса на этом посту раскрылись организаторские и административные способности Франклина Делано Рузвельта. В штате Нью-Йорк была организована сносная помощь безработным, учреждена система общественных работ и т. д. Этот опыт впоследствии очень пригодился энергичному политику. Конкретный, деловой, четкий подход ФДР к решению возникавших проблем был близок большинству американцев, которые выбирали его своим президентом четырежды (1932, 1936, 1940, 1944). Стоит еще раз повторить, что Ф. Д. Рузвельт стал президентом в возрасте 50 лет и передвигался в инвалидной коляске после перенесенного полиомиелита и паралича ног. Для управления страной ему вполне хватало головы.
В борьбе за президентский пост в 1932 г. ФДР опирался на советы кружка, который состоял из профессоров Колумбийского университета и получил название «мозговой трест». ФДР понимал необходимость срочных и решительных мер для преодоления кризиса. Во время избирательной кампании он объяснял: «Представим себе цивилизацию в виде дерева, на котором в процессе роста отмирают сучья. Радикал требует их отрезать, консерватор кричит — не трогать! А либерал идет на компромисс, он говорит — давайте подстрижем их с тем, чтобы не повредить ни старый ствол, ни новые ветви. Эта кампания должна научить страну идти предначертанным ей курсом, путем изменений, дисциплинированно, избегнув как радикальной, так и консервативной революции». Впоследствии, объясняя свое кредо, которое многим казалось недостаточно определенным, президент говорил: «А я христианин и демократ. Вот и все». Все биографы сходятся на том, что это был прежде всего великий реалист и прагматик.
В марте 1933 г. чрезвычайная сессия конгресса США за 10 дней утвердила предложения президента, приняла десятки законов. Были сохранены только «здоровые банки». Свыше 2 тыс. мелких банков были ликвидированы. Золотая валюта изымалась из обращения. Была снижена зарплата федеральным служащим. Пособия ветеранам Первой мировой войны и другие социальные программы урезались. Безработные за бесплатное питание и небольшую плату (на пачку сигарет в день) работали на строительстве дорог, очистке лесов, мелиорации и т. д. Доллар был девальвирован, что облегчило фермерскую задолженность и повысило конкурентоспособность американских товаров за рубежом. Были утверждены «кодексы честной конкуренции», которые предусматривали установление 35-часовой рабочей недели, минимальную заработную плату, нормы по технике безопасности и охране труда. 90% предпринимателей согласились пойти на эти уступки рабочим и взамен получили поддержку от государства. Гарантировалось право рабочих на коллективный договор и объединение в профсоюзы. Был отменен «сухой закон», возобновлена продажа спиртного, что устранило почву для многих криминальных явлений.
Несмотря на противоречия, конфликты и застойные явления, характерные для развития США в 30-х гг. XX в., «новый курс» позволил американскому капитализму обрести «второе дыхание». Ядром «нового курса» стало прямое государственное вмешательство и жесткая, порой мелочная регламентация хозяйственной жизни ради гармонизации социальных отношений. В рамках «нового курса», провозглашенного президентом от Демократической партии, ускорилась интеграция рабочего движения в американский истеблишмент (установленный порядок). Американская буржуазия, выдвинув своего лидера, показала умение маневрировать, изыскивать резервы развития внутри капиталистической системы, которая буквально за несколько дней (причем в конституционных, демократических рамках) была спасена.
В ход пошли все кредитные финансовые и экономические ресурсы государства, чтобы предотвратить крах частных банков, промышленных концернов, железных дорог и др. В США появился так называемый «новый курс Рузвельта» — попытка путем воздействия государства на банки и концерны, на кредитную систему вывести страну из экономического кризиса.
33.Основные направления и итоги нового курса Рузвельта сша
Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт — кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс для забытого человека». В течение первых ста дней после вступления в должность президент представил конгрессу на утверждение множество законопроектов. Первыми мероприятиями администрации быливременное закрытие банков для упорядочивания их деятельности и восстановления доверия к банковской системе, а также организация общественных работ для безработных. Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведен конфискационный обмен золота на бумажные деньги, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную администрацию восстановления промышленности. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами — так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Не последней мерой президента Рузвельта стала отмена сухого закона, которой положила начало временная легализация изготовления и продажи алкогольных напитков в марте 1933 г. специальным актом, вслед за которым была принята двадцать первая поправка к Конституции США, отменившая ранее принятую восемнадцатую поправку. В результате бюджет получил доходы от новой отрасли законного бизнеса, а президент — дополнительную поддержку избирателей[6]. В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимались экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации («трудовые лагеря»), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. Особую роль играла организация работ для молодежи. Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта. Вначале общественные работы организовали только для мужчин, которых считали кормильцами их семей. Во многих штатах закон запрещал занимать административные должности одновременно мужу и жене, и это правило было распространено также на работы для безработных. Лишь к 1935 г. правительственные программы начали помогать и женщинам-одиночкам, самостоятельно ведущим свои хозяйства. Женщин в основном нанимали на швейные работы для нужд госпиталей и благотворительных организаций. ыли приняты меры для стимулирования жилищного строительства. Для этого были созданы два новых органа: Федеральная домовая администрация (Federal Housing Administration) и Корпорация домовладельцев-заемщиков (Home Owners’ Loan Corporation). Первая устанавливала единые государственные стандарты жилищного строительства, а последняя стимулировала ипотечное кредитование. В результате сроки выплаты займов по ипотеке выросли от 5-10 до 30 лет, а количество американцев, владевших собственным жильем — от 40 % до 66 % населения (через сорок лет, когда займы были выплачены)
studfiles.net
Общая характеристика нового курса Ф. Рузвельта
Предпосылки формирования «нового курса» Ф. Рузвельта
После кратковременного промышленного бума 1919 года, когда США значительно увеличили экспорт, американская экономика столкнулась с серьезными трудностями.
Летом 1920 года началось падение производства, которое достигло самой низкой точки весной 1921 года. Объем внешней торговли сократился вдвое. Реальная заработная плата рабочих снизилась на 25-50%, все увеличивалась безработица. Однако этот экономический кризис, являясь чисто американским, не был продолжительным. Уже в 1922 году в США начался промышленный подъем.
В 1922-29 годах происходил бурный рост промышленного производства. К концу этого периода США выпускали промышленной продукции больше, чем Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония, вместе взятые.
Однако в экономике начинали накапливаться проблемы, страна неуклонно сползала к глубочайшему экономическому кризису 1929-1933 годов.
Для некоторых категорий населения «процветание» между 1922 и 1929 годами так и осталось недостижимым фантомом. Это относится к рабочим некоторых отраслей промышленности (добыча угля, большинство отраслей легкой промышленности), мелким предпринимателям, вытесняемым крупным капиталом и к фермерам. Сельское население нищало под ударами затяжного аграрного кризиса.
«Ножницы» между ценами на промышленные товары и сельскохозяйственную продукцию все время раздвигались, что вело к разорению и обезземеливанию фермеров.
Оказавшееся в тисках кризиса перепроизводства, больше всего заинтересованное в правительственном вмешательстве, фермерство и в целом аграрный сектор экономики были прообразом очень недалекого будущего всей экономики.
Ущемление прав работников, гонения на их забастовочную и политическую деятельность, безудержная проповедь индивидуализма и расизма, презрение к неудачникам и обездоленным пустило глубокие корни, создавая условия, как выразился Рузвельт, возвращения эпохи «нового экономического феодализма» - абсолютного, ничем не ограниченного произвола олигархической верхушки общества. Стремительное падение курса акций на нью-йоркской бирже в октябре 1929 года возвестило начало экономического кризиса, который потряс весь капиталистический мир.
По своему характеру он представлял собой циклический кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной покупательной способности населения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки.
Наиболее разрушительное воздействие кризис оказал на экономику США, отбросив ее к уровню 1913 года. Промышленное производство упало до самой низкой точки в июле 1932 года. Число безработных составило 17 млн. человек – почти 14% населения.
Особенно значительное падение выпуска продукции произошло в тяжелой индустрии. Национальный доход сократился почти вдвое, а объем внешней торговли – втрое. Вывоз капитала был почти полностью прекращен. В США обанкротилось свыше 5 тысяч банков. Десятки тысяч мелких фирм разорились или были поглощены корпорациями[2].
Обострялась социально-политическая обстановка: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт- кандидат от демократической партии.
Еще накануне выборов 1932 г. Рузвельт сознавал глубже и острее, чем кто-либо другой в Демократической партии, необходимость назревших перемен. Рузвельт сумел убедить руководство демократической партии в том, что партии необходимо придать новые черты, символизирующие ее близость к массам, переориентировать партию в свете приближающихся выборов на задачу завоевания большинства избирателей после ее двенадцатилетнего пребывания в оппозиции.
Рузвельт призвал партию укрепить ее массовую базу за счет привлечения под знамена партии демократических слоев населения — рабочих, фермерства, средних городских слоев. Он заявил: «В стране нет места для двух реакционных партий»[3]. Население ждало альтернативы, нового курса. Предложенная Рузвельтом предвыборная программа, направленная на поиск новых путей выхода из кризиса, программа, обращенная к простому человеку, получила название «Новый курс».
Содержание «нового курса» Ф. Рузвельта
Основой политики Ф. Рузвельта, получившей название «Нового курса», стала идея активного государственного регулирования, направленного на изменения распределительного механизма американской экономики и обеспечения социальной защиты «забытого американца у подножья экономической пирамиды».
Большое влияние на проведение правительственной политики оказывал «мозговой трест», который состоял из нескольких близких президенту лиц, разрабатывавших проекты реформ. Исходя из прагматических соображений, Рузвельт и его окружение наметили и провели ряд важных реформ в структуре социально-политических институтов США.
Как правило, в осуществлении «нового курса» Рузвельта историей выделяется два самостоятельных этапа. На первом из них администрация Рузвельта осуществила ряд мероприятий, чтобы вывести экономику из кризиса. Второй этап, характеризовался проведением ряда социальных реформ, в частности, принятием законодательства о труде. Несмотря на то, что «новый курс» не был заранее обдуманной системой нововведений, он представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании.
Теоретической базой «нового курса» стало учение выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни[4].
Реализация развернутой программы Рузвельта по выходу из кризиса, началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений. Содержанием «нового курса» стало проведение финансовой, банковской, социальной, сельскохозяйственной, судебной, административной реформы. Была также принята ХХ поправка, в которой определялся порядок вступления вице-президента в должность в случае смерти президента до начала полномочий, не выборах президента до начала полномочий, или не вступления президента в должность, а так же определялось право Конгресса в решении вопроса, кто будет действовать в качестве президента или вице-президента, пока те не вступят в должность.
Провозглашенный «новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер. Часть их были рассчитаны только на выход из кризиса, часть — на перспективу. Но в целом они сформировали новую систему регулирования социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики.
Первым и самым внеочередным направлением стало установление государственного контроля за финансовой сферой. Толчком стал банковский кризис 2-3 марта 1933 г., когда вкладчики спешно и панически изъяли из банков более 500 млн. долл. вкладов, в результате чего многие банки оказались неплатежеспособными. Правительство установило жесткие ограничения банковской деятельности. Было проведено реформирование Федеральной Резервной системы, основного органа правительственного участия в банковской деятельности.
Были предприняты чрезвычайные меры по борьбе с безработицей. Устанавливалась федеральная система социального страхования. Вводились — впервые в США — пособия по безработице и пенсии по старости. Пенсии и пособия были федеральными, т. е. коснулись основной массы населения страны (пенсии – всех, начиная с 65 лет, пособия — кроме сельскохозяйственных рабочих, прислуги, государственных служащих). Они устанавливались за счет специальных налогов: пенсии — за счет налогов с предпринимателей и служащих (в размере 1%, с 1944 г. – 3%), пособия — с налогов на фонд заработной платы[5].
Государство устанавливало основные параметры трудового прав, предусматривалось право на объединение в профессиональные союзы, которые бы выступали посредниками в социально-трудовых отношениях. Произошла легализация профсоюзной деятельностии ряд других нововведений.
Нельзя не упомянуть и о судебной реформе, которую пытался провести Рузвельт. С самого начала «нового курса» в системе органов государственной власти на первое место выдвинулись исполнительная и законодательная ветви, оттеснив судебный корпус. В истории отношения Верховного суда к законодательству «нового курса» можно выделить три этапа: 1933 — 1934 гг. — выжидание, 1935 — 1936 гг. — лихорадочная активность по ликвидации ряда важнейших законов, с 1937 г.- вынужденное санкционирование основного социального законодательства.
5 февраля 1937 г. Ф. Рузвельт выступил с планом судебной реформы. Формально его предложение сводилось к тому, чтобы президент имел право расширить состав федерального судебного корпуса за счет назначения новых судей в тех случаях, когда судьи, достигшие 70-летнего возраста и проработавшие на своих постах не менее 10 лет, не желают уходить на пенсию. При этом Верховный суд ни при каких условиях не должен иметь в своем составе свыше 15 человек.
Но Рузвельт не сумел добиться принятия закона о судебной реформе. Немалое значение в этом имело и изменение линии поведения самого Верховного суда во время массовой кампании за судебную реформу. Борьба вокруг судебной реформы была одной из наиболее острых и шумных политических кампаний в годы «нового курса».
Успешное дальнейшее проведение в жизнь этого курса Ф. Рузвельт видел и в осуществлении его плана административной реформы, предусматривающего создание новых министерств, специального Исполнительного управления президента (ИУП) и двух новых министерств: Министерства общественных работ и Министерства социальных услуг, которые должны были упорядочить деятельность множества возникающих в это время регулирующих ведомств и агентств.
Административная реформа была воплощена в жизнь в 1939 г., когда было создано ИУП, в состав которого включались Аппарат Белого дома, Бюджетное бюро и Управление планирования национальных ресурсов. Отказав президенту в создании двух новых министерств, Конгресс предоставил ему неограниченное право осуществлять реорганизацию федеральных агентств, результатом чего и было создание двух новых структурных подразделений президентской власти: Федерального агентства общественных работ и Агентства ценных бумаг, которые на постоянной основе должны были, наряду с другими ведомствами, руководить осуществлением принятых программ. Тем самым было окончательно признано право президента на регулирование экономических и социальных отношений и на создание с этой целью постоянно действующего административного механизма.
Нужно отметить, что вокруг экономической политики «нового курса» развернулась ожесточенная борьба уже в 1934 г. Против нее выступали и правые силы, которые считали «новый курс» чрезмерно радикальным, и левые, считавшие его недостаточно решительным. Правая оппозиция «новому курсу» особенно сильна была среди представителей корпоративного капитала, тяготившихся государственным вмешательством в социальные отношения, особенно в части, касающейся условий труда рабочих и пр. Крайним проявлением этих оппозиционных настроений стало требование отказа от всяких реформ. Поддерживал оппозицию и Верховный суд США.
biofile.ru
Основные направления и итоги нового курса Рузвельта США
⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 36Следующая ⇒Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт — кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс для забытого человека». В течение первых ста дней после вступления в должность президент представил конгрессу на утверждение множество законопроектов. Первыми мероприятиями администрации быливременное закрытие банков для упорядочивания их деятельности и восстановления доверия к банковской системе, а также организация общественных работ для безработных. Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведен конфискационный обмен золота на бумажные деньги, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную администрацию восстановления промышленности. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами — так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Не последней мерой президента Рузвельта стала отмена сухого закона, которой положила начало временная легализация изготовления и продажи алкогольных напитков в марте 1933 г. специальным актом, вслед за которым была принята двадцать первая поправка к Конституции США, отменившая ранее принятую восемнадцатую поправку. В результате бюджет получил доходы от новой отрасли законного бизнеса, а президент — дополнительную поддержку избирателей[6]. В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимались экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации («трудовые лагеря»), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. Особую роль играла организация работ для молодежи. Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта. Вначале общественные работы организовали только для мужчин, которых считали кормильцами их семей. Во многих штатах закон запрещал занимать административные должности одновременно мужу и жене, и это правило было распространено также на работы для безработных. Лишь к 1935 г. правительственные программы начали помогать и женщинам-одиночкам, самостоятельно ведущим свои хозяйства. Женщин в основном нанимали на швейные работы для нужд госпиталей и благотворительных организаций. ыли приняты меры для стимулирования жилищного строительства. Для этого были созданы два новых органа: Федеральная домовая администрация (Federal Housing Administration) и Корпорация домовладельцев-заемщиков (Home Owners’ Loan Corporation). Первая устанавливала единые государственные стандарты жилищного строительства, а последняя стимулировала ипотечное кредитование. В результате сроки выплаты займов по ипотеке выросли от 5-10 до 30 лет, а количество американцев, владевших собственным жильем — от 40 % до 66 % населения (через сорок лет, когда займы были выплачены)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
arhivinfo.ru
Новый курс Рузвельта и его место в истории
Реформы Франклина Делано Рузвельта, как и породившая их Великая депрессия, навсегда вошли в историю мировой экономики. Чем же так знаменит «Новый курс» и смог ли он реально победить экономический кризис?
Предыстория
В 1920-е годы ничего не предвещало беды. Наоборот, в США после первой мировой войны начался подъем в экономике. Объемы производства увеличивались, а вместе с ними росла и уверенность в том, что Америка – это место, где не бывает кризисов. Но реальность казалась обманчивой.
Вместе с темпами промышленного производства увеличивалась и стоимость акций предприятий. Биржевые спекуляции стали повальным увлечением американцев. Каждый мечтал заработать на бирже хоть какую-то копейку, не боясь брать для этого кредит в банке. В результате стоимость акций все больше удалялась от реальных показателей. К концу 20-х годов в экономике наступил спад. Чтобы сгладить его последствия, Федеральная резервная система включила печатный станок и увеличила количество кредитов. Но основная часть денег пошла не в промышленность, а на биржу. Это способствовало тому, что фондовый рынок превратился в финансовую пирамиду, которая просто рухнула, похоронив под своими обломками всю экономику. В октябре 1929 г. на бирже Нью-Йорка произошел обвал: стоимость акций упала, и начались их массовые продажи. Ну а дальше – цепная реакция: вместе с держателями акций разорились и их предприятия. Тысячи людей в одно мгновение стали безработными.
Кризис быстро охватил всю экономику: промышленность, банки, сельское хозяйство. С 1929 по 1933 гг. количество безработных выросло с 3 до 25%, то есть каждый четвертый американец не имел работы. Особенно сильно кризис ударил по маленьким городкам, многие из которых просто вымерли.
Неудивительно, что после очередных выборов к власти пришла уже не Республиканская, а Демократическая партия. 4 марта 1933 г. ее кандидат Франклин Делано Рузвельт вступил на пост Президента США. В отличие от предшественников, он придерживался довольно левых взглядов и считал, что государство должно активно вмешиваться в экономические процессы и помогать своим гражданам справиться с кризисом, а не ждать, пока экономика «придет в себя». Эти убеждения нашли отражение в его реформах, известных как новый курс Рузвельта.
Промышленность
В середине 1933 г. был издан закон, в соответствии с которым на предприятиях вводились так называемые «кодексы честной конкуренции». Эти документы составляли сами предприниматели, а утверждал президент. В них указывались объемы продукции, цена на нее, порядок сбыта, а также условия найма рабочих (минимальная оплата труда, максимальная продолжительность рабочей недели). Так новый курс Рузвельта не давал возможности крупным бизнесменам искусственно занижать цены или снижать объемы производства. В то же время соблюдались и интересы рабочих. После принятия кодексов усилилась роль профсоюзов, которые признавались законными представителями работников предприятия.
В течение двух лет после принятия закона все отрасли промышленности оказались под жестким контролем государства. Специально созданная Национальная администрация восстановления промышленности получила право даже закрывать предприятия.
Занятость
Курс Рузвельта не ограничивался реформами в промышленности. Президент стремился снизить уровень безработицы, достигший внушительных размеров. С этой целью организовывались массовые общественные работы, на оплату которых выделялись средства из бюджета. Одним из наиболее крупных проектов того времени стало строительство гидроэлектростанций на реке Теннеси. Особое внимание уделялось занятости молодежи – для молодых безработных американцев были созданы лагеря, в которых они могли работать на протяжении полугода за 30 долларов в месяц. Конечно, эти меры не ликвидировали безработицы, но смогли хотя бы немного ее снизить.
Сельское хозяйство
Падение цен на сельхозпродукцию привело к массовому разорению фермеров, нищете и голоду, который в тогдашней Америке был не меньшим, чем в коллективизированных советских деревнях. Поэтому новый курс Рузвельта предусматривал меры по возрождению сельского хозяйства. Здесь также были созданы государственные органы, регулировавшие эту сферу экономики. Поначалу меры по спасению фермерства выглядели довольно варварски – продукты закупались и тут же уничтожались. Хозяйства стимулировали сокращать посевные площади и выплачивали за это премии. Эти меры были выгодны прежде всего крупным фермерам. Мелким хозяевам государство выдавало финансовую помощь для переселения на более качественные земли, покупку ферм. Также стимулировалось развитие кооперативов. Проблемы задолженности фермеров решались следующим образом: федеральные земельные банки выдавали им займы, за счет которых аграрии погашали долги перед частными банками.
Банки
Экономические реформы коснулись и их. Первым делом правительство провело массовую ревизию банков, переведя разорившиеся под управление государства. Были приняты новые правила работы на этом рынке. Отныне банки не могли работать с ценными бумагами. Кроме того, были четко установлены правила предоставления биржевых кредитов. Но самой главной мерой, которую новый курс Рузвельта ввел в банковской сфере, было страхование депозитов. Каждый банк отчислял часть своих доходов в специальный страховой фонд, и при банкротстве оттуда выплачивались деньги вкладчикам. Этот закон помог прекратить «бегство вкладчиков» и поднять доверие к банкам, которое всегда пошатывается в период кризиса.
Итоги
Итак, что же дал «Новый курс» американской экономике? К сожалению, принятые реформы не смогли предотвратить новый кризис, разразившийся в 1937 г. Но они смогли предотвратить социальный взрыв, который вполне мог произойти в 30-е годы: для этого в тогдашней Америке сложились все условия. Реформы Рузвельта имели более широкое значение: они показали, что государство может и должно заботиться о своих гражданах. Были заложены основы государственного регулирования экономики, которое осуществляется во всех современных капиталистических странах. Принятая система мер позволила сглаживать разрушительные последствия экономических кризисов.
fb.ru