срочно нужно ставнить стихотворения Пушкин «туча» и Лермонтов «тучи». заранее спасибо :*

В стихотворениях Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи» описывается одно и то же явление природы — тучи. Но авторы вкладывают разные чувства и мысли в свои стихотворения.
Пушкин описывает тучу как воспоминание от какого-то мрачного события. Он в своей жизни был свидетелем двух политически важных для России событий — войны 1812 года и восстания декабристов. Пушкин был ближайшим другом декабристов, поэтому если бы он написал это стихотворение под впечатлением восстания, он не мог бы считать, что после «бури» наступит «ясная лазурь» неба. Войну 1812 года Пушкин пережил, когда ему было 13 лет. Он не мог сочувствовать кому-нибудь из французской армии. Он, наверное, пережил эту войну как бурю и именно ее описывал, когда писал про бурю во II строфе своего стихотворения:

«Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала,
И ты издавала таинственный гром,
И алчную землю поила дождем» .

Лермонтов сравнивает тучу с собой — «как я же, изгнанники» . Он пишет стихотворение под влиянием мыслей о своей жизни. Лермонтова сослали на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта» . Он понимает, что причиной ссылки была злоба, клевета и зависть, и спрашивает у туч, за что же их сослали. В первых двух строфах Лермонтов сравнивает себя с тучами по сходству в характере и судьбе, а в последней строфе он выделяет те качества туч, которых у него нет: тучи холодные, свободные, чужды им страдания, нет родины, нет изгнания.
У Пушкина рассказчик сначала относится к туче с укором, этой туче пора рассеяться, она «последняя туча рассеянной бури» . Она никому сейчас не нужна, эта туча — одна-единственная: «Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день» .
В следующей строфе рассказчик рассказывает, как проходила эта буря, и хотя в этой строфе очень мрачное, таинственное, страшное настроение: «И молния грозно тебя обвивала, И ты издавала таинственный гром» , — отношение рассказчика к туче меняется, становится как-то мягче: «И алчную землю поила дождем» , — это ведь полезное дело — поить землю дождем.
В третьей строфе рассказчик еще смягчает свое отношение к туче, как он мягко говорит ей: «Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась и буря промчалась» .
А потом рассказчик заключает: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес» .
Лермонтов сравнивает тучи с собой — изгнанником, сочувствует им, говорит о них, как о чем-то прекрасном: «Степью лазурною, цепью жемчужною» . Они даже мчатся туда же, куда гонят и его.
…Во второй строфе он размышляет о судьбе этих туч — почему они мчатся с милого автору севера на юг? Он говорит о них, как о людях, наделяет их человеческими качествами — завистью, злобой, представляет их могущими совершить преступление или быть подвергнутыми клевете друзей. Он наделяет их даже совестью — преступление может тяготить только людей, хоть с каким-нибудь количеством совести.
Лермонтов в последней строфе своего стихотворения дает ответ на вопросы, заданные в предыдущем четверостишии, резко меняя настроение и направленность стихотворения: «Нет, вам наскучили нивы бесплодные» , то есть тучи мчатся от скуки, и для них нет чувств, которыми наделял их автор в предыдущем четверостишии: «Чужды вам страсти и чужды страдания» . Они не могут переживать клевету или испытывать угрызения совести. Они холодны и свободны, для них не может быть плена, как не может быть изгнания за неимением родины. И недаром Лермонтов еще в первой строфе говорит не просто «как я же, изгнанники» , а «будто, как я же, изгнанники» , зная, что не сравнишь человека, у которого есть родина, с холодными и свободными тучами. Сравнивать можно начать даже с самих названий. У Пушкина стихотворение называется «Туча» , а у Лермонтова называется «Тучи» . Хотя это не очень существенное отличие, но все же название — это одна из частей стихотворения, а значит, и его смысла.

otvet.mail.ru

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ стихотворений А. С. Пушкина «Туча» и М.Ю. Лермонтова «Тучи».

  • Главная
  • Изложения
  • Форум
  • 460 сочинений для ЕГЭ
    • Выпускное 2018
      • Общие материалы
      • Человек и общество
      • Смелость и трусость
      • Верность и измена
      • Цели и средства
      • Равнодушие и отзывчивость
    • Выпускное 2017
      • Общие материалы
      • Дружба и вражда
      • Победа и поражение
      • Разум и чувства
      • Опыт и ошибки
      • Честь и бесчестье
    • Выпускное 2016
      • Время
      • Путь
      • Дом
      • Любовь
      • Год литературы в России
    • Выпускное 2015
      • «Недаром помнит вся Россия…»
      • Вопросы, заданные человечеству войной
      • Человек и природа в отечественной и мировой литературе
      • Спор поколений: вместе и врозь
      • Чем люди живы?
    • Нравственная проблематика
    • Отцы и дети. Проблемы молодежи
    • Любовь к Родине, женщине. Ревность
    • О культуре, искусстве, науке…
    • О природе, животных
    • О войне
  • Для учеников
    • ЕГЭ по русскому языку
      • ЕГЭ 2019
      • ЕГЭ 2019. Задание 25
      • Демоверсия
      • Тесты 2017
      • Консультации
      • Устное собеседование 2019
    • ЕГЭ по литературе
      • Демоверсия
      • Тесты
      • Консультации
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С (сочинения)
      • Традиционные сочинения
    • ОГЭ (для 9 классов)
      • Уроки ГИА
      • Демоверсия
      • Консультации
      • Сочинения, ГИА
      • Выполнение заданий части А
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С
        • Сочинения на морально-этическую тему
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2011г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2012г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2013г.)
        • Презентация: Советы по написанию сочинения
        • C2 — 2013. Презентации
      • 15.2 — сочинение 2018
      • 15.3 — сочинение 2018
      • 15.2 — сочинение 2017
      • 15.3 — сочинение 2017
      • Сочинения 2016 года
        • Сочинения 2016 года (15.2)
        • Сочинения 2016 года (15.3)
      • УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН (ОГЭ)
    • ОГЭ по литературе
    • ОГЭ 2020 года
  • 700 cочинений ОГЭ
    • Сочинение 2017 года
      • Сочинение 15.2 (2017)
      • Сочинение 15.3 (2017)
    • Сочинения 2016 года
      • сочинение 15.2 (2016)
      • Сочинение 15.3 (2016)
    • Сочинения 2015 года
      • задание 15.1
      • задание 15.2
        • По текстам банка заданий
        • Сочинения о войне (15.2)
      • задание 15.3

    www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

    Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи». Сравнение со стихотворением А.С. Пушкина «Туча» :: SYL.ru

    Михаил Юрьевич Лермонтов часто задумывался над вопросами о свободе, одиночестве, гармонии. И эти размышления находили отражение в его творчестве. В стихотворении «Тучи» Лермонтова, анализ которого представлен ниже, тема свободы, одиночества, любви к Родине являются центральными.

    История создания

    Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова стоит начать со знакомства с историей его написания. Оно было написано в 1840 году и относится к позднему периоду творчества Лермонтова. Мотив изгнания и тоски по Родине не случаен: Лермонтова высылали на Кавказ.

    Причиной этого стала дуэль поэта с сыном французского посла. По утверждениям очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в тот день, когда он должен был покинуть Петербург, находясь на квартире у Карамзиных. Поэта вдохновили проплывающие над Невой тучи. Это стихотворение стало завершающим в его сборнике, который был опубликован в 1940 году.

    Мотивы в произведении

    Следующий пункт анализа стихотворения «Тучи» Лермонтова – какие темы затрагиваются в произведении. Это характерная для творчества Михаила Юрьевича тема одиночества и свободы. Лирический герой завидует тучам, которые свободны от любых предрассудков и вольны плыть туда, куда им хочется.

    Тема изгнания связана с тем, что на долю поколения поэта не выпало никаких подвигов. Кавказская война была глупой затеей, за участие в которой солдатам нечем было гордиться. Лермонтов считал свое поколение людьми холодными, циничными, равнодушными. Неудивительно, что в его известном «Герое нашего времени» главное действующее лицо – это Печорин, надменный человек, которому все наскучило. Людей поэт сравнивает с тучами, которые такие же равнодушные, не имеющие ни к чему и ни к кому привязанности.

    В анализе стихотворения «Тучи» Лермонтова следует отметить, что тема одиночества перекликается с любовью и тоской по родным краям. Чем сильнее герой ощущает себя ненужным и одиноким, тем больше он тоскует по Родине. Сильно любить и страдать от изгнания можно только имея пылкое сердце.

    Образы в стихотворении

    Важным пунктом в анализе по плану стихотворения «Тучи» Лермонтова являются образы, созданные поэтом. Недаром тучи были выбраны описанием странников, которые вечно путешествуют. Они всегда находятся в движении, и нет в природе такой силы, которая бы смогла их остановить. Герой сравнивает себя с ними: он ощущает себя таким же, как они. Неудивительно, что Лермонтов выбрал такое сравнение. Это была уже вторая его ссылка на Кавказ.

    Герой задает вопросы о причинах его изгнания: политические мотивы или причина в людских пороках? Или же это его судьба – быть вечным странником? Он завидует тучам, потому что они покинули края из-за скуки, просто им так захотелось. Они свободны от предрассудков, пороков, они лишь сторонние наблюдатели. Тучи со своей высоты равнодушно взирают на людей, которыми управляют чувства. В то же время, герой понимает, что людям не стать молчаливыми созерцателями из-за своих пороков и страстей.

    Гармония между человеком и природой

    В кратком анализе стихотворения «Тучи» Лермонтова следует рассмотреть важный вопрос для героя – достижение гармонии. Он уверен, что человек не умеет жить в согласии с природой. Люди могут лишь наблюдать за ее волшебными изменениями и явлениями.

    Но стать таким же совершенными им мешают гнев, зависть, обиды и другие пороки. Лишь отказавшись от них, человек сможет обрести внутреннее равновесие и гармонию. Люди не могут подобно тучам подняться выше своих желаний, гордыни и стать таким же свободными, как они. Поэтому в человеческих отношениях редко встречаются взаимопонимание и любовь.

    Литературные тропы и средства выразительности

    В анализе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи» одним из пунктов являются литературные приемы, который использовал поэт. Произведение насыщено эпитетами, что придает большую экспрессию картине. А использование метафорических сравнений и приёмов одушевления помогает поэту показать тучи не как природное явление, а создать образ странников, равнодушных созерцателей.

    Метафоры, которые использовались для описания туч, так же раскрывают внутренний мир героя. В стихотворении имеется олицетворение – поэт называет тучи странниками. Лермонтов прибегает к анафоре, что усиливает важность вопросов для героя. Данные литературные тропы делают стихотворение выразительным, экспрессивным. Поэтому читая его, читатель может представить себе диалог между лирическим героем и тучами.

    Сравнение стихотворений

    Бывает так, что в творчестве двух поэтов встречаются произведения, которые кажутся на первый взгляд похожими. Но при более внимательном и детальном прочтении обнаруживаются некоторые различия. Ниже представлен сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова «Тучи».

    В творении Александра Сергеевича туча представляется герою как предвестие чего-то грозного. Поэтому он так рад тому, что грозовые тучи рассеялись, и небо вновь стало чистым и светлым. Вначале туча была хозяйкой на небе, потому что нужно было напоить землю дождем. Но потом время ее правления заканчивается, и уже свежий ветер прогоняет ее с небосклона.

    В представлении Пушкина, туча – нежеланная гостья, которая ассоциировалась у него с каким-то грозным или неприятным событием. Но он понимал, что все пройдет, и вновь будет сиять солнце. Для героя является привычным состояние спокойствия, счастья, равновесия.

    Другое отношение к тучам у Михаила Юрьевича. Для него они – близкие подруги, но в тоже время являются его противоположностями. Они ему кажутся близкими, потому что являются такими же странниками, как и он. Но, в отличие от него, тучи свободны от проявлений чувств, беспристрастны. И, возможно, в этом и состоит их преимущество.

    В зависимости от отношения к этому явлению природы, поэты подбирали соответствующие литературные приемы. Эпитеты, подобранные Пушкиным для описания туч, отличаются мрачными, унылыми оттенками. Им противопоставляются эпитеты описания ветра и светлого небосклона. Метафоры одушевления в стихотворении Пушкина, показывают тучи как какое-то разъяренное существо. И, опять же, им противопоставляется свежий ветер.

    Лермонтов же относится к ним как к вечным странникам, равнодушным наблюдателями. В эпитетах, имеющих отношение к тучам, часто употребляется слово вечно. Это подчеркивает их бессмертие, их космическую природу. Метафоры в стихотворении Лермонтова одновременно описывают и тучи, и внутренний мир лирического персонажа.

    Таким образом, эти два стихотворения являются разными по своему настроению, но в то же время тучи являются возможностью раскрыть внутренний мир героя. В стихотворении Лермонтова затрагиваются не только темы одиночества и свободы, но и философские размышления о достижении гармонии с природой.

    www.syl.ru

    Сравнение стихотворений: Пушкина туча и Лермонтова тучи

    В стихотворениях Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи» описывается одно и то же явление природы — тучи. Но авторы вкладывают разные чувства и мысли в свои стихотворения.
    Пушкин описывает тучу как воспоминание от какого-то мрачного события. Он в своей жизни был свидетелем двух политически важных для России событий — войны 1812 года и восстания декабристов. Пушкин был ближайшим другом декабристов, поэтому если бы он написал это стихотворение под впечатлением восстания, он не мог бы считать, что после «бури» наступит «ясная лазурь» неба. Войну 1812 года Пушкин пережил, когда ему было 13 лет. Он не мог сочувствовать кому-нибудь из французской армии. Он, наверное, пережил эту войну как бурю и именно ее описывал, когда писал про бурю во II строфе своего стихотворения:

    «Ты небо недавно кругом облегала,
    И молния грозно тебя обвивала,
    И ты издавала таинственный гром,
    И алчную землю поила дождем» .

    Лермонтов сравнивает тучу с собой — «как я же, изгнанники» . Он пишет стихотворение под влиянием мыслей о своей жизни. Лермонтова сослали на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта» . Он понимает, что причиной ссылки была злоба, клевета и зависть, и спрашивает у туч, за что же их сослали. В первых двух строфах Лермонтов сравнивает себя с тучами по сходству в характере и судьбе, а в последней строфе он выделяет те качества туч, которых у него нет: тучи холодные, свободные, чужды им страдания, нет родины, нет изгнания.
    У Пушкина рассказчик сначала относится к туче с укором, этой туче пора рассеяться, она «последняя туча рассеянной бури» . Она никому сейчас не нужна, эта туча — одна-единственная: «Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день» .

    В следующей строфе рассказчик рассказывает, как проходила эта буря, и хотя в этой строфе очень мрачное, таинственное, страшное настроение: «И молния грозно тебя обвивала, И ты издавала таинственный гром» , — отношение рассказчика к туче меняется, становится как-то мягче: «И алчную землю поила дождем» , — это ведь полезное дело — поить землю дождем.
    В третьей строфе рассказчик еще смягчает свое отношение к туче, как он мягко говорит ей: «Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась и буря промчалась» .
    А потом рассказчик заключает: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес» .
    Лермонтов сравнивает тучи с собой — изгнанником, сочувствует им, говорит о них, как о чем-то прекрасном: «Степью лазурною, цепью жемчужною» . Они даже мчатся туда же, куда гонят и его.
    …Во второй строфе он размышляет о судьбе этих туч — почему они мчатся с милого автору севера на юг? Он говорит о них, как о людях, наделяет их человеческими качествами — завистью, злобой, представляет их могущими совершить преступление или быть подвергнутыми клевете друзей. Он наделяет их даже совестью — преступление может тяготить только людей, хоть с каким-нибудь количеством совести.
    Лермонтов в последней строфе своего стихотворения дает ответ на вопросы, заданные в предыдущем четверостишии, резко меняя настроение и направленность стихотворения: «Нет, вам наскучили нивы бесплодные» , то есть тучи мчатся от скуки, и для них нет чувств, которыми наделял их автор в предыдущем четверостишии: «Чужды вам страсти и чужды страдания» . Они не могут переживать клевету или испытывать угрызения совести. Они холодны и свободны, для них не может быть плена, как не может быть изгнания за неимением родины. И недаром Лермонтов еще в первой строфе говорит не просто «как я же, изгнанники» , а «будто, как я же, изгнанники» , зная, что не сравнишь человека, у которого есть родина, с холодными и свободными тучами. Сравнивать можно начать даже с самих названий. У Пушкина стихотворение называется «Туча» , а у Лермонтова называется «Тучи» . Хотя это не очень существенное отличие, но все же название — это одна из частей стихотворения, а значит, и его смысла.

    dvoechka.com

    Пушкина туча и Лермонтова тучи

    В стихотворениях Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи» описывается одно и то же явление природы — тучи. Но авторы вкладывают разные чувства и мысли в свои стихотворения.
    Пушкин описывает тучу как воспоминание от какого-то мрачного события. Он в своей жизни был свидетелем двух политически важных для России событий — войны 1812 года и восстания декабристов. Пушкин был ближайшим другом декабристов, поэтому если бы он написал это стихотворение под впечатлением восстания, он не мог бы считать, что после «бури» наступит «ясная лазурь» неба. Войну 1812 года Пушкин пережил, когда ему было 13 лет. Он не мог сочувствовать кому-нибудь из французской армии. Он, наверное, пережил эту войну как бурю и именно ее описывал, когда писал про бурю во II строфе своего стихотворения:

    «Ты небо недавно кругом облегала,
    И молния грозно тебя обвивала,
    И ты издавала таинственный гром,
    И алчную землю поила дождем» .

    Лермонтов сравнивает тучу с собой — «как я же, изгнанники» . Он пишет стихотворение под влиянием мыслей о своей жизни. Лермонтова сослали на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта» . Он понимает, что причиной ссылки была злоба, клевета и зависть, и спрашивает у туч, за что же их сослали. В первых двух строфах Лермонтов сравнивает себя с тучами по сходству в характере и судьбе, а в последней строфе он выделяет те качества туч, которых у него нет: тучи холодные, свободные, чужды им страдания, нет родины, нет изгнания.
    У Пушкина рассказчик сначала относится к туче с укором, этой туче пора рассеяться, она «последняя туча рассеянной бури» . Она никому сейчас не нужна, эта туча — одна-единственная: «Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день» .

    В следующей строфе рассказчик рассказывает, как проходила эта буря, и хотя в этой строфе очень мрачное, таинственное, страшное настроение: «И молния грозно тебя обвивала, И ты издавала таинственный гром» , — отношение рассказчика к туче меняется, становится как-то мягче: «И алчную землю поила дождем» , — это ведь полезное дело — поить землю дождем.
    В третьей строфе рассказчик еще смягчает свое отношение к туче, как он мягко говорит ей: «Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась и буря промчалась» .
    А потом рассказчик заключает: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес» .
    Лермонтов сравнивает тучи с собой — изгнанником, сочувствует им, говорит о них, как о чем-то прекрасном: «Степью лазурною, цепью жемчужною» . Они даже мчатся туда же, куда гонят и его.
    …Во второй строфе он размышляет о судьбе этих туч — почему они мчатся с милого автору севера на юг? Он говорит о них, как о людях, наделяет их человеческими качествами — завистью, злобой, представляет их могущими совершить преступление или быть подвергнутыми клевете друзей. Он наделяет их даже совестью — преступление может тяготить только людей, хоть с каким-нибудь количеством совести.
    Лермонтов в последней строфе своего стихотворения дает ответ на вопросы, заданные в предыдущем четверостишии, резко меняя настроение и направленность стихотворения: «Нет, вам наскучили нивы бесплодные» , то есть тучи мчатся от скуки, и для них нет чувств, которыми наделял их автор в предыдущем четверостишии: «Чужды вам страсти и чужды страдания» . Они не могут переживать клевету или испытывать угрызения совести. Они холодны и свободны, для них не может быть плена, как не может быть изгнания за неимением родины. И недаром Лермонтов еще в первой строфе говорит не просто «как я же, изгнанники» , а «будто, как я же, изгнанники» , зная, что не сравнишь человека, у которого есть родина, с холодными и свободными тучами. Сравнивать можно начать даже с самих названий. У Пушкина стихотворение называется «Туча» , а у Лермонтова называется «Тучи» . Хотя это не очень существенное отличие, но все же название — это одна из частей стихотворения, а значит, и его смысла.

    Оцени ответ

    napyaterku.com

    Пушкина ‘туча’ и Лермонтова ‘туч… -reshimne.ru

    В стихотворениях Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи» описывается одно и то же явление природы — тучи. Но авторы вкладывают разные чувства и мысли в свои стихотворения.
    Пушкин описывает тучу как воспоминание от какого-то мрачного события. Он в своей жизни был свидетелем двух политически важных для России событий — войны 1812 года и восстания декабристов. Пушкин был ближайшим другом декабристов, поэтому если бы он написал это стихотворение под впечатлением восстания, он не мог бы считать, что после «бури» наступит «ясная лазурь» неба. Войну 1812 года Пушкин пережил, когда ему было 13 лет. Он не мог сочувствовать кому-нибудь из французской армии. Он, наверное, пережил эту войну как бурю и именно ее описывал, когда писал про бурю во II строфе своего стихотворения:

    «Ты небо недавно кругом облегала,
    И молния грозно тебя обвивала,
    И ты издавала таинственный гром,
    И алчную землю поила дождем» .

    Лермонтов сравнивает тучу с собой — «как я же, изгнанники» . Он пишет стихотворение под влиянием мыслей о своей жизни. Лермонтова сослали на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта» . Он понимает, что причиной ссылки была злоба, клевета и зависть, и спрашивает у туч, за что же их сослали. В первых двух строфах Лермонтов сравнивает себя с тучами по сходству в характере и судьбе, а в последней строфе он выделяет те качества туч, которых у него нет: тучи холодные, свободные, чужды им страдания, нет родины, нет изгнания.
    У Пушкина рассказчик сначала относится к туче с укором, этой туче пора рассеяться, она «последняя туча рассеянной бури» . Она никому сейчас не нужна, эта туча — одна-единственная: «Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день» .
    В следующей строфе рассказчик рассказывает, как проходила эта буря, и хотя в этой строфе очень мрачное, таинственное, страшное настроение: «И молния грозно тебя обвивала, И ты издавала таинственный гром» , — отношение рассказчика к туче меняется, становится как-то мягче: «И алчную землю поила дождем» , — это ведь полезное дело — поить землю дождем.
    В третьей строфе рассказчик еще смягчает свое отношение к туче, как он мягко говорит ей: «Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась и буря промчалась» .
    А потом рассказчик заключает: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес» .
    Лермонтов сравнивает тучи с собой — изгнанником, сочувствует им, говорит о них, как о чем-то прекрасном: «Степью лазурною, цепью жемчужною» . Они даже мчатся туда же, куда гонят и его.
    …Во второй строфе он размышляет о судьбе этих туч — почему они мчатся с милого автору севера на юг? Он говорит о них, как о людях, наделяет их человеческими качествами — завистью, злобой, представляет их могущими совершить преступление или быть подвергнутыми клевете друзей. Он наделяет их даже совестью — преступление может тяготить только людей, хоть с каким-нибудь количеством совести.
    Лермонтов в последней строфе своего стихотворения дает ответ на вопросы, заданные в предыдущем четверостишии, резко меняя настроение и направленность стихотворения: «Нет, вам наскучили нивы бесплодные» , то есть тучи мчатся от скуки, и для них нет чувств, которыми наделял их автор в предыдущем четверостишии: «Чужды вам страсти и чужды страдания» . Они не могут переживать клевету или испытывать угрызения совести. Они холодны и свободны, для них не может быть плена, как не может быть изгнания за неимением родины. И недаром Лермонтов еще в первой строфе говорит не просто «как я же, изгнанники» , а «будто, как я же, изгнанники» , зная, что не сравнишь человека, у которого есть родина, с холодными и свободными тучами. Сравнивать можно начать даже с самих названий. У Пушкина стихотворение называется «Туча» , а у Лермонтова называется «Тучи» . Хотя это не очень существенное отличие, но все же название — это одна из частей стихотворения, а значит, и его смысла.

    reshimne.ru

    Сравнение стихотворений: Пушкина ‘туча’ и Лермонтова ‘тучи’

    В стихотворениях Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи» описывается одно и то же явление природы — тучи. Но авторы вкладывают разные чувства и мысли в свои стихотворения.
    Пушкин описывает тучу как воспоминание от какого-то мрачного события. Он в своей жизни был свидетелем двух политически важных для России событий — войны 1812 года и восстания декабристов. Пушкин был ближайшим другом декабристов, поэтому если бы он написал это стихотворение под впечатлением восстания, он не мог бы считать, что после «бури» наступит «ясная лазурь» неба. Войну 1812 года Пушкин пережил, когда ему было 13 лет. Он не мог сочувствовать кому-нибудь из французской армии. Он, наверное, пережил эту войну как бурю и именно ее описывал, когда писал про бурю во II строфе своего стихотворения:

    «Ты небо недавно кругом облегала,
    И молния грозно тебя обвивала,
    И ты издавала таинственный гром,
    И алчную землю поила дождем» .

    Лермонтов сравнивает тучу с собой — «как я же, изгнанники» . Он пишет стихотворение под влиянием мыслей о своей жизни. Лермонтова сослали на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта» . Он понимает, что причиной ссылки была злоба, клевета и зависть, и спрашивает у туч, за что же их сослали. В первых двух строфах Лермонтов сравнивает себя с тучами по сходству в характере и судьбе, а в последней строфе он выделяет те качества туч, которых у него нет: тучи холодные, свободные, чужды им страдания, нет родины, нет изгнания.
    У Пушкина рассказчик сначала относится к туче с укором, этой туче пора рассеяться, она «последняя туча рассеянной бури» . Она никому сейчас не нужна, эта туча — одна-единственная: «Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день» .
    В следующей строфе рассказчик рассказывает, как проходила эта буря, и хотя в этой строфе очень мрачное, таинственное, страшное настроение: «И молния грозно тебя обвивала, И ты издавала таинственный гром» , — отношение рассказчика к туче меняется, становится как-то мягче: «И алчную землю поила дождем» , — это ведь полезное дело — поить землю дождем.
    В третьей строфе рассказчик еще смягчает свое отношение к туче, как он мягко говорит ей: «Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась и буря промчалась» .
    А потом рассказчик заключает: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес» .
    Лермонтов сравнивает тучи с собой — изгнанником, сочувствует им, говорит о них, как о чем-то прекрасном: «Степью лазурною, цепью жемчужною» . Они даже мчатся туда же, куда гонят и его.
    …Во второй строфе он размышляет о судьбе этих туч — почему они мчатся с милого автору севера на юг? Он говорит о них, как о людях, наделяет их человеческими качествами — завистью, злобой, представляет их могущими совершить преступление или быть подвергнутыми клевете друзей. Он наделяет их даже совестью — преступление может тяготить только людей, хоть с каким-нибудь количеством совести.
    Лермонтов в последней строфе своего стихотворения дает ответ на вопросы, заданные в предыдущем четверостишии, резко меняя настроение и направленность стихотворения: «Нет, вам наскучили нивы бесплодные» , то есть тучи мчатся от скуки, и для них нет чувств, которыми наделял их автор в предыдущем четверостишии: «Чужды вам страсти и чужды страдания» . Они не могут переживать клевету или испытывать угрызения совести. Они холодны и свободны, для них не может быть плена, как не может быть изгнания за неимением родины. И недаром Лермонтов еще в первой строфе говорит не просто «как я же, изгнанники» , а «будто, как я же, изгнанники» , зная, что не сравнишь человека, у которого есть родина, с холодными и свободными тучами. Сравнивать можно начать даже с самих названий. У Пушкина стихотворение называется «Туча» , а у Лермонтова называется «Тучи» . Хотя это не очень существенное отличие, но все же название — это одна из частей стихотворения, а значит, и его смысла.

    Оценить ответ

    pomogajka.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *