Содержание

Имя прилагательное — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» и так далее. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Имеет тот же падеж, что и имя существительное, к которому оно относится.

Разряды имён прилагательных

Разряд — единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют три разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.

Качественные прилагательные

Обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени.

Как правило, имеют следующие признаки:

  • сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком» (очень большой, слишком красивый, чрезвычайно умный).
  • из качественных прилагательных возможно образовать
    • сложное прилагательное путём повтора (вкусный-вкусный, большой-большой).
    • однокоренное прилагательное с приставкой не- (неглупый, некрасивый).
  • имеют антоним (глупый — умный), а иногда и гипероним (большой — огромный)

Некоторые качественные прилагательные не удовлетворяют всем вышеприведённым признакам.

Большинство качественных прилагательных, и только они, имеют две формы: полную (умный, вкусный) и краткую (умён, вкусен). Полная форма изменяется по числам, родам и падежам. Краткая форма — только по родам и числам. В предложении краткая форма употребляется как сказуемое, а полная — обычно как определение. Некоторые качественные прилагательные не имеют краткой формы (дружеский, разлюбезный)[1]. Другие, наоборот, не имеют полной формы (рад, горазд, должен, надобен)[2]

Существуют три степени сравнения качественных прилагательных:

ru.wikipedia.org

Значение и грамматические признаки имени прилагательного

9

Имя прилагательное- часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? : Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые? И о чем звените вы в день веселый мая, средь некошеной травы головой качая? (А. К. Толстой.) С какой стороны мы подошли, где именно охотничья избушка (М. Пришвин.)

Под признаком в грамматике принято понимать свойства (хрупкий), принадлежность (вороний), количества (пятилетний)

и т. д., характеризующие предметы.

По значению и форме различают разряды прилагательных: качественные (красный флаг), относительные (гранитный монумент) и притяжательные (лисья нора).

Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т. е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся (белый снег, новые проблемы, темными ночами).

Начальная форма имен прилагательных — именительный падеж в единственном числе мужского рода.

Имена прилагательные бывают в полной: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. (С. Есенин.) и в краткой форме: Облетевший тополь серебрист и светел. (.Есенин.) (только качественные).

В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого, например:

В морские глубины пробьется, взойдет на Эльбрус и Казбек. И всюду победы добьется советский простой человек. (В. Лебедев-Кумач) — определения морские, советский, простой выражены именами прилагательными в полной форме.

Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые: Его походка 6ыла небрежна и ленива. (М. Лермонтов.) — именная часть составного сказуемого выражена краткой формой прилагательного: небрежна, ленива. Будучи сказуемым, прилагательное согласуется с подлежащим, выраженным существительным, в роде и числе: Люблю тот край, где зимы долги, но где весна так молода! (А. К. Толстой.)

Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень: Короче становился день…

(А. Пушкин.) (ср. короткий — короче — кратчайший).

Качественные прилагательные

Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени: А по земле идет светлая ночь, расстилает по косогорам белые простыни. (В. Шукшин.) Сегодня ночь светлее. Вчера была самая светлая ночь.

форме (прямой, угловатый, кривой, круглый)

размеру (узкий, низкий, огромный, крупный)

цвету (красный, лимонный, багровый)

Качественные при — свойству (прочный, вязкий, хрупкий)

лагательные обозначают вкусу (горький, соленый, кислый, вкусный)

признак предмета по: весу (тяжелый, увесистый, невесомый)

запаху (ароматный, пахучий, приторный)

температуре (теплый, прохладный, жаркий)

звуку (громкий, оглушительный, тихий)

общей оценке (важный, вредный, полезный)

И т. д.

Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы: веселый — весел; веселая — весела; веселое — весело; веселые — веселы.

Полная форма изменяется по падежам, числам и родам.

Прилагательные в краткой форме изменяются по числам и родам. Краткие прилагательные не склоняются; в предложении употребляются как сказуемые. При образовании кратких форм прилагательных мужского рода в их основах может появляться беглый гласный о или е (если основа полного прилагательного имеет на конце два согласных звука):

долгий — долог, крепкий — крепок, теплый — тепел, умный — умен и др.

Прилагательное достойный имеет краткую форму мужского рода достоин. От прилагательных, оканчивающихся на -нный, образуются краткие формы мужского рода на -ен и —енен, однако в современном русском языке формы на -енен активно вытесняются формами на -ен: существенный — существен (не «существенен»), болезненный — болезнен (не «болезненен»). Лишь в некоторых случаях правильной является форма на -енен: искренний — искренен, низменный — неизменен, откровенный — откровенен. Отдельные краткие прилагательные не имеет формы мужского рода, реже — женского рода, еще реже имеют только форму множественного числа:

Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: рад, горазд, должен, надобен: Ах, Чацкий, я вам очень рада. (А. Грибоедов.) А разве пригожий Лель горазд на песни? (А. Островский.) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (А. Пушкин.} Где силой взять нельзя, там надобна ухватка. (И. Крылов.)

Некоторые качественные прилагательные не имеют соответствующей краткой формы: прилагательные с суффиксами (товарищеский, дельный, передовой, умелый, вороной, сиреневый), обозначающие высокую степень признака (сильнейший, малюсенький), и прилагательные, входящие в состав терминологических наименований (глубокий тыл, скорый поезд). Иногда прилагательные полной и краткой формы имеют разные значения

Качественные прилагательные могут сочетаться с

наречием очень (очень смуглый, очень веселый), иметь антонимы (длинный — короткий). Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. По форме каждая степень может быть простой (состоит из одного слова) и составной(состоит из двух слов).

studfiles.net

Имя прилагательное(основные признаки) » Мир учителя

Тема: Имя прилагательное

1.      Ознакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи.

2.      Развить умение распознавать имена прилагательные в речи, использовать субъектный опыт учащихся.

3.      Развивать навыки сотрудничества при работе в группах. Пробудить интерес к урокам русского языка.

Ход урока.

1.      Орг момент.

— Давайте улыбнемся друг к другу, пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом.

2.      Чистописание.

— Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Оо. Какой звук обозначается буквой О? Дайте характеристику звуку о.

ОЗЁРА – ОЗЕРО

3.      Словарная работа.

— В следующей нашей работе необходимо быть очень внимательным и поставить букву о

М…рковь, чел…век, ябл…ко, к…ньки

— В каких словах потребовалась написание буквы о?

Сегодня мы проведем исследование. И узнаем еще одну часть речи.

 

4.      Подготовительный этап к введению понятия «имя прилагательное».

Посмотрите на доску. Я изобразила наши словарные слова с помощью рисунка. Это что?

Была просто морковь. Ничего особенного. Морковь как морковь. Пришел художник и раскрасил её. Какая теперь морковь?

— Это кто? Художник и его преобразил. Опишите человека, какой он?

— Это что? Какое оно? Какие(фигурные, спортивные)

— Ребята, посмотрите, как изменились наши предметы. Что появилось  у всех наших предметов? Как можно сказать, одним словом?

— По признакам, ребята, можно догадаться, о каком предмете идет речь.

Что такое признак?

У вас на столе лежат листочки. Давайте прочитаем. (ТЕРМИН ПРИЗНАК)

1.      Работа по рядам: Отгадки показываю. Дайте характеристики.

Отгадайте загадки.

1. Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Ответ (картинка -Медведь)

2. Кого раз в году наряжают?

Ответ (Елка-игрушка)

3. Время зелени, цветков,

долгожданных отпусков.

Ответ ( картинка-Лето)

К какой части речи относятся данные слова? Определите род.

Дайте характеристику данным словам. Какие вопросы вы будете задавать? Запишите.

Медведь какой? Бурый, мохнатый, косолапый.

Елка какая? Зеленая, новогодняя, красивая.

Лето какое? Веселое, знойное, жаркое.

Молодцы, ребята. Вы описали каждый предмет.

2.      Введение понятия «имя прилагательное».

— Ребята, слова, которые обозначают признак предмета, называются именами прилагательными. (ПОКАЗ НА ДОСКЕ) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ,

— А как вы думаете, почему эти слова назвали прилагательными?

— Прилагательное прилагается к существительному. Оно объясняет, какое это существительное, какой это предмет. Давайте вспомним, какие вопросы мы задавали,. (какая?) (какой?) (какое?)

На какие же вопросы отвечают имена прилагательные? С какой частью речи связано имя прилагательное? С именем существительным.

Физминутка

Давайте встанем и поиграем в игру,

Я буду описывать, так сказать рисовать вам образы животных, а вы если догадаетесь,

Будите их изображать.

Рыжая, пушистая, хитрая. (Лиса)

Беленький, летом серенький, трусливый. (Заяц)

Бурый, неповоротливый, тяжелый. (Медведь)

Болтливый, пёстрый, летающий. (Попугай)

 

Молчаливая, плавающая, серебристая. (Рыбка).

Чтение правило с 166

 Учащиеся под руководством учителя составляют кластер ( в тетради)

                                                         Имя прилагательное

 какой? Какая? Какое?       Признак предмета            имя существительное

волнистой линией

6.Самостоятельная работа

1 – Дополните текст именами прилагательными. Подчеркните их волнистой линией.

Самый первый снег … и … . Небо … , снежок … и … .(Списать, вставить, имена прилагательные)

Слова для справок: робкий, тихий, серое, белый, лёгкий.

2 – прочитать, подчеркнуть имена прилагательные волнистой линией.

Сильный и спокойный январский снег. Тяжёлым холодным покрывалом лежит он на всём.

Взаимопроверка.

Вывод. Для чего нам нужны имена прилагательные?

Дети. Имя прилагательное описывает предметы, делает нашу речь красивой или образной.

1.      Работа в группах (задание на листочках)

Задание по теме : «Имя прилагательное».

1. Найдите «лишнее» слово в каждой строке, объясните свой выбор.

Белый, холодный, снег, искристый.

Волнистый,  быстрый, спит, морозный.

Добрая, красивая, прекрасная, соленое.

2. Выберите из этих прилагательных те, которые относятся к торту.

Торт – сладкий, сдобный, кислый, синий, пышный, горький, красивый, резиновый, бисквитный, смешной, свежий, глупый, вкусный, ягодный, деревянный, большой, праздничный, зеркальный, круглый, кривой, пыльный.

 

3. Соедините имена прилагательные с именами существительными, к которым они относятся.

Золотая

Ель

Пушистая

яблоко

Усатые

Кошки

Солнечный

осень

вкусное

день

4. С 167 У 473 ( у доски, разбор по составу)

5. Послушайте, и скажите о чём идет речь?

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.

1.      Рефлексия

Вы хорошо поработали. Давайте скажем друг к другу комплименты:

 Ты самая хорошая.

Учитель: Вы любознательнее дружные добрые прилежные ученики ( МНОЖ. ЧИСЛО)

10.Итог урока

Учитель. Итак, ребята смогли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла? – Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?

(имена существительные)

— Так какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные?

 

Домашнее задание с 167 Упр 474

 

(Учебник изд-во « Атамұра», 2 кл)

скачать dle 12.1

worldofteacher.com

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО. РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

Documents войти Загрузить ×
  1. Искусство и гуманитарные
  2. Письмо
  3. Написание
advertisement advertisement
Related documents
Имя прилагательное
Открытый урок русского языка 2 класс.
Тест имя прилагательное 5 класс
Конспект урока русского языка в 5 классе
Фамилия, имя учащегося 2 класс ___
Склонение имен прилагательныхx
Абдрахманова Ф.Х.,учитель Iкв.категории, МБОУ «Средняя
Проверочная работа по русскому … по теме « Имя прилагательное» в 4 классе Автор: Тетерина Валентина Николаевна, учитель начальных …
Восприятие на слух эмоционально
Янгибаева Б.О, Учительница русского языка и летаратуры ОСШ
Скачать advertisement

studydoc.ru

«Общие признаки имени прилагательного». Цели

В.Н.Оганесян, учитель начальных классов МБОУ «Максатихинская СОШ №1», п.Максатиха Тверской области.


  • Что объединяет эти узоры? (окончания имен прилагательных)

  • Какой узор можно назвать лишним? (ые ие – окончания множественного числа имен прилагательных)

  1. Изучение нового материала.

1. Мотивация к обучению и познанию.

      • Мы продолжаем ближе знакомиться с именем прилагательным.

      — Что называется именем прилагательным? (ответы детей)

      — Чтобы узнать цели нашего урока, послушайте сказку.

      От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа, падежа.

      — А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, — мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады новым друзьям.

      ^


      1. Формирование новых понятий.

      а) (На доске предложение.)

      ^

      — Выпишите из этого предложения словосочетание: прилагательное + существительное. (Пишите с маленькой буквы, отступив от края немного места.)

      свежий батон

      — Замените слово батон словом булка.

      — Запишите под первым словосочетанием новое словосочетание.

      свежая булка

      — А теперь составьте словосочетание со словом пирожное. Запишите ниже.

      свежее пирожное

      — Выделите окончания прилагательных.

      — Почему они разные?

      — Определите род имен существительных и запишите слева.

      м.р. свежий батон

      ж.р. свежая булка

      ср.р. свежее пирожное

      — Отчего же зависят окончания имен прилагательных?

      (от рода им.существительных)

      Вывод (делают обучающиеся): Какого рода имя существительное, такого же рода и имя прилагательное.

      б) Работа с учебником.

      Упр.9 (дописать окончания в таблицу.)

      Вопрос

      (Имена прилагательные изменяются по родам. Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано.)

      — Изменяться по родам – это, пожалуй, и есть самая главная отличительная особенность прилагательных. Они меняют род, как хамелеоны меняют цвет своего тела, смотря по тому, какого цвета предмет, на котором они угнездились.

      ^ Хамелеон – пресмыкающееся отряда ящериц.

      в) Множественное число имен прилагательных.

      — Измените число существительных и запишите получившиеся словосочетания.

      свежие батоны свежие булки свежие пирожные

      — Выделите окончания.

      — Изменились ли окончания прилагательных во множественном числе? (нет)

      г) Упр.11 Вопрос. (Ответ: нет)

      — Прилагательные во множественном числе имеют окончания -ые, — ие.


      1. ^

      — Как живешь? Вот так!

      — Как идешь?

      — Как бежишь?

      — Как летишь?

      — Как плывешь?

      — Как шалишь?

      — Как сидишь?


      1. ^

      — Послушайте стихотворение.

      «Приключения зеленого листа».

      Как-то раз с большого клена

      ^

      И пустился вместе с ветром

      Путешествовать по свету.

      Закружилась голова

      У зеленого листа.

      Бросил только на мосту.

      В тот же миг веселый пес

      Шмыг – к зеленому листу.

      Лапой – хвать зеленый лист,

      Дескать, поиграем.

      «Не хочу», — парашютист

      Головой качает…

      Ветер вмиг с листом зеленым

      Над землей взметнулся снова,

      Но шалун листок упал…

      Я пишу в саду под кленом

      Стих о том листе зеленом.

      — Какое словосочетание повторяется?

      — Запишем это словосочетание, оставив слева немного места.

      ^

      Р. у зеленого листа

      Д. к зеленому листу

      В. зеленый лист

      Т. с зеленым листом

      П. о зеленом листе

      — Почему изменяется окончание в прилагательном зеленый?

      (Изменяется падеж существительного лист, с которым связано прилагательное).

      Вывод. Вспомните сказку, которую я вам рассказала в начале урока. Так какие же формы взяли напрокат имена Прилагательные у Существительных?

      (Ответ детей: формы числа, рода, падежа.)

      — Прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно связано.


      1. ^

      а) Определите род имен существительных по прилагательным.

      Я тюль воздушный, кружевной,

      Уютно в комнате со мною,

      ^

      Цветным бываю, белоснежным.

      (Дети определяют).

      Но род мужской имею я.

      Запомните, мои друзья!

      б) Работа в группах. (карточки)


      Сладкий, сахарная, сдобные, кислое, синяя, пышные, горький, красивая, резиновый, бисквитный, смешное, свежее, глупый, восхитительный, прекрасное, вкусная, пресный, противный, ягодный, мягкие, деревянный, большое, клетчатый, воздушные, черствый, праздничные, соленый, шоколадная, чернильный, зеркальные, круглые, полосатый, высокая, лиственный, пшеничный, кудрявый, кривая, пыльный, чудесное.

      1 группа – подчеркнуть прилагательные ж.р.

      2 группа – подчеркнуть прилагательные м.р.

      3 группа – подчеркнуть прилагательные ср.р.

      4 группа – подчеркнуть прилагательные мн.ч.

      (Выступления детей).

      в) Работа с синонимами.

      — Прочитайте словосочетания.

      золотая рожь — ___________________________________

      золотые руки — ___________________________________

      золотое сердце — ________________________________

      золотой лист — ___________________________________

      золотая пора — ___________________________________

      золотая монета — ___________________________________

      золотые волосы — ___________________________________

      золотая осень — __

      ________________________________

      — Определите род имен прилагательных.

      — У всех ли прилагательных смогли определить род? (нет)

      — Кто догадался, какое из этих словосочетаний лишнее? (^ – в прямом значении, а остальные – в переносном).

      — Подберите синонимы к прилагательным.

      Спелая, умелые, доброе, желтый, счастливая, рыжие, ранняя.


      1. Мотивация на этапе закрепления полученных знаний.

      Ребята! Совсем немного времени осталось до Нового года. Я уверена, что все вы с нетерпением ждете этот праздник. Чего не хватает у нас в классе для встречи Нового года? (Ёлки). Да, есть такая традиция: наряжать Новогоднюю елку. Вот сейчас мы этим и займемся.

      На столе лежат шарики. Но их надо повесить по признаку рода прилагательных. На первую елочку повесим шарики с прилагательными ж.р., на вторую – с прилагательными м.р., на третью – ср.р.

      — Узнайте предмет по признакам. (Зачитываю признаки.) ^

      — Да, это тигр. Как можно связать слова: ёлка, тигр, настроение, с Новым годом?

      Ёлка – символ Нового года. Тигр – символ 2010 года.

      Я поздравляю вас с наступающим Новым годом, годом тигра и желаю встретить его с хорошим настроением.

      — Есть еще одна традиция. В Новый год дарить подарки.

      — А где вы их находите? (Под елкой.)

      — Так в чем же дело? Ищите подарки под елкой (Шоколадки, с тигрятами на обертке)

      — Пусть эти тигрята будут вашими талисманчиками, а когда захотите их скушать, загадайте свое заветное желание.


      1. Рефлексия.

      Дарометр настроения – оценивание урока и собственной активности.

      Солнышко – было интересно, вы работали активно.

      Солнышко из-за тучек – работали на уроке не очень активно, были трудные для вас моменты.

      Тучки и дождик – было неинтересно.

      Поставьте крестики там, где считаете нужным.


      1. Итог урока .

      — Что нового узнали на уроке?

      — Как определить род, число и падеж имен прилагательных?

      — Изменяются ли по родам имена прилагательные во множественном числе?

      fs.nashaucheba.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *