Проблема и идея романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Переводная литература


Проблема и идея романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» заключены в самом его названии. Неизбежное и вечное противостояние старшего и младшего поколений, обусловленное изменяющимся духом времени, можно рассматривать как в трагическом ключе (как сделал это, например, Ф. М. Достоевский в романе «Бесы»), так и в сатирическом и даже юмористическом. Можно сказать, что юмора в романе больше, чем сатиры. Сатира только обличает (сатира может быть едкая, злая, острая), тогда как юмор не только смешит, но при этом еще вызывает сожаление и даже сочувствие (юмор — мягкий, добрый и т. п.).

В самом деле, встает вопрос, кого же обличает Тургенев — «отцов» или «детей»? По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания романа был «отцом». И он

не мог не видеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи стоит желание заменить веру знанием, а пассивную надежду — активными действиями, хотя сам Тургенев и не принимал максималистского подхода к жизни. Из неприятия и непонимания родился замысел романа «Отцы и дети». Но это не категорическое отрицание, а желание разобраться. В этом Тургеневу помогают юмор и сатира.

Такой подход Тургенев применяет к каждому своему персонажу, исключая, пожалуй, одну лишь Одинцову. Роман начинается со сцены приезда Аркадия и Базарова в Марьино, имение Кирсановых. Достаточно вспомнить, как Аркадий по поводу и без повода употребляет слово «отец» вместо «папа», разговаривает нарочито низким голосом, пытается вести себя развязно, явно подражая при этом Базарову. Но у него ничего не получается, все выглядит неестественно, потому что в душе Аркадий так и остался тем же мальчиком, каким уехал из родного гнезда.

Сама усадьба, построенная на открытом месте (результат беспочвенных мечтаний Николая Петровича), и ее хозяева, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, вызывают улыбку, но другого рода: грустную, ностальгическую. Это грусть по уходящей в прошлое эпохе старосветских помещиков и аристократов.

С точки зрения Базарова они — чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Гуманистически настроенный Николай Петрович дал крестьянам волю и этим оказал им медвежью услугу. Его игра на виолончели, как и начищенные до зеркального блеска полусапожки Павла Петровича не способны улучшить жизнь народа, и уж тем более не в состоянии повысить его культурный уровень. Все это так, как бы говорит Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, искусства, музыки. Братья, внешне такие разные, схожи своей душевной целостностью. Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что. не принимает поэтических идеалов.

Над Базаровым автор шутит редко. Красные руки, взлохмаченные волосы, неуклюжие, но уверенные движения придают внешности Базарова что-то звериное. У зверя есть воля к действию, есть физическая сила, есть инстинкт, но у него нет «полноты разума». Ведь называть человека разумным, если тот отрицает опыт прошлых поколений («мы не признаем авторитетов»), все-таки неверно.

Жизнь сыграла с Базаровым злую шутку. Он, не веривший в любовь, вдруг полюбил, но его любовь была отвергнута. Примечательно, что умер Базаров не в бою и не в дороге, как и подобало, казалось бы, яркому представителю молодого бунтующего поколения, а в родном доме, на руках у тех же «старосветских помещиков», каковыми являлись его родители.

Во всем романе, в целом грустном и добром, как и все, что написал Тургенев, есть только два персонажа, достойных острых сатирических уколов: Кукшина и Ситников. Первую Тургенев спрашивает: «Что ты пру-жишься?» Чего не хватает этому существу с маленьким, красненьким носиком, почему Кукшина для поддержания внимания и уважения к себе не делает ровным счетом ничего? Бессмысленно пылятся журналы, которые никогда никто не прочтет, бессмысленно само ее существование. Неслучайно рядом с ней Тургенев ставит такого пустейшего человека, как Ситников; он и места в романе занимает меньше всех. Сын трактирщика мечтает сделать народ счастливым, пользуясь при этом прибылью с заведений своего отца. Подобные персонажи могут рассматриваться только как пародийные. Ситников при Базарове, как Грушницкий при Печорине (то же самое можно сказать о Кукшиной и Одинцовой). Но если для Лермонтова образ Груш-ницкого служил средством раскрытия образа Печорина, то Тургенев использует отрицательное для придания большего веса положительному.

С помощью юмористических и сатирических приемов автор выражает свое отношение к персонажам. В сцене спора и дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова юмор переходит в фарс, потому что «дети» не должны убивать «отцов», а «отцы» заставлять «детей» думать так же, как думают они. Проблема «отцов и детей» вечна, и относиться к ней лучше с юмором, как это и делал Тургенев.

www.school-essays.info

Проблематика романа Тургенева «Отцы и дети»

автор: Ekaterina 07.10.2017

статьи

школьная программа

 

 

Замысел романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» возник у писателя в дореформенный 1860 год. Уже через год в России будет отменено крепостное право. И в произведении автор передает атмосферу времени перелома и смуты. О проблематике этого произведения мы и поговорим в этой статье.

Крепостные уже не столь охотно выполняют приказания своих помещиков. Появляется большое количество молодых людей с радикальными взглядами и идеями. Назревает идейный конфликт революционеров-разночинцев и либералов. В романе Базаров представляет революционера-разночинца, а Павел Петрович – либеральное дворянство.

В это время в России уже появляются люди нового поколения, нигилисты, взгляды которых разделяет и Базаров. Главный герой прекрасно понимает, что время таких людей еще не настало и прямо заявляет об этом: «…да наделай детей побольше. Умницы они будут, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой». Нигилизм – это отрицание всего того, что признано в обществе: любви, семьи и других ценностей.

На фоне убеждений Базарова у него возникает идейный конфликт с дядей его друга Павлом Кирсановым. Первый спор между ними происходит на тему науки и искусства. В нем главный герой роняет фразу, которая емко изобличает направленность его взглядов: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Этот спор породил первую волну непонимания между Базаровым и Павлом Кирсановым.

Спустя некоторое время их ссора возобновилась с новой силой и достигла своей кульминации. В этот раз предметом разногласий Павла и Евгения стали вопросы о народе, законах, общественном строе. Базаров видит необходимостью «расчистить место», что является программой-минимум, но при этом в его планах отсутствует программа-максимум. В вопросе о народе Базаров придерживается мнения, что народ должен быть образованным, а Павел Петрович, наоборот, склонен придерживаться противоположной точки зрения. При обсуждении законов Базаров утверждает, что они не выполняются, в то время как Павел Петрович уверен в обратном.

Базарову с его нигилистическими взглядами должно быть чуждо чувство любви, но внезапно он осознает свои чувства к Одинцовой. Это смущает и раздражает главного героя, но все-таки он решается высказать свои симпатии, открыться, однако в ответ получает отказ, ведь для Анны Сергеевны «спокойствие…лучше всего на свете».

В конце романа мы наблюдаем, как день за днем болезнь истощает силы Базарова. В это время он задумывается о многом в своей жизни. Когда в последние минуты к нему приезжает Одинцова, он рассуждает: «Я нужен России… Нет, видно не нужен». Возможно, Евгений понимает, что его убеждения еще только зарождаются в умах молодежи, впереди время новых, прогрессивных событий. Таких людей, как Базаров, общество пока не принимает и не рассматривает их мировоззрение всерьез. Но в какой-то степени можно утверждать, что нигилизм мешал Базарову жить полноценной жизнью, которая должна быть наполнена реальными чувствами и переживаниями.

О проблематике романа «Отцы и дети» рассказала Филиппова Анастасия

Советую почитать другие отзывы и статьи:

chitatelnica.ru

Идейное содержание романа Тургенева «Отцы и дети»

В критике и публицистике 50—60 годов XIX века понятие «старшее поколение» и «младшее поколение» («отцы» и «дети») имело определенный политический смысл. Под «молодым» поколением демократические публицисты разумели сторонников новых, передовых идей, то есть революционных демократов а под «старшим» поколением — либеральное дворянство, т. е. тех людей, которые некогда играли важную роль в жизни русского общества, а теперь утратили понимание современных общественных задач. Таким образом, заглавие «Отцы и дети» указывало, что речь в романе пойдет о борьбе единых направлений социально-политических групп.

Раскрывая в романе этот конфликт, Тургенев отразил общественно-политическую борьбу середины XIX века, развернувшуюся вокруг крестьянского вопроса — главного вопроса эпохи. В это время борьба между идеологами дворянства и революционными демократами, призывавшими Русь «к топору» , достигла наибольшей остроты. Времена, когда Онегины и Печорины, и даже Рудины считались передовыми людьми, остались позади. Дворянская идеология, пусть даже либеральная, уже стала несомненно реакционным явлением. «Вся моя повесть, — утверждает Тургенев, — направлена против дворянства как передового класса».

Показывая далеко не худших представителей дворянского сословия, Тургенев утверждает, что антагонизм крестьян и помещиков постепенно достигает предела. Мы узнаем, что у

Николая Петровича большие хлопоты с мужиками в нынешнем году, что они не платят оброка и подбивают к неповиновению наемных работников»

Тургенев рисует деревенский пейзаж, который говорит о крестьянском разорении яснее и ярче, чем длинные описания и рассуждения. При виде этой нищеты даже Аркадий понимает необходимость преобразований. «Но полноте, как приступить?» — думает он. Это был, действительно, главный вопрос эпохи. Он-то и породил те острейшие политические споры, которые вели два лагеря: либералы и революционные демократы. На примере семьи Кирсановых Тургенев показал обреченность дворян-либералов как сословия. Беспомощные, неумелые, бесхозяйственные, они для себя ничего не умеют делать. Где уж им решать кардинальный вопрос эпохи! Центральной фигурой романа стал главный деятель освободительного движения послереформенной эпохи — революционер-демократ Базаров. «Если он называется «нигилистом», — сказал Тургенев о своем Базарове, — то надо читать «революционером». Базаров говорит: «Мы драться хотим». Он отрицает весь общественно-политический строй своего времени и с презрением относится к тому официальному «обличительству», с которым   во   многом   соглашается   Кирсанов.   Для   Базарова характерны смелость воззрений, ясность и последовательность критики существующего строя. «Надо начинать с перестройки бытия, материальной основы общественных отношений», — утверждает он и в этом сходится с материалистическими воззрениями Чернышевского.

Слабостью художественного образа Базарова явилось политическое, идейное и психологическое одиночество героя в чуждой ему дворянской среде. Тургенев показывает готовность Базарова действовать в духе демократических убеждений и в тоже время не предоставляет своему герою такой возможности: Россия, с точки зрения Тургенева, в таких разрушительных действиях не нуждается. А может быть, Тургенев прав?

school-essay.ru

Смысл споров Павла Петровича и Базарова и основная идея романа Тургенева «Отцы и дети»

В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев блестяще сумел раскрыть одну из сторон русской действительности своего времени. Важнейшим историческим явлением этой поры была борьба двух направлений, стремящихся улучшить общество – либералов и демократов. Таким образом, писатель рассказывает о конфликте общественном, мировоззренческом, а не только о столкновении молодых людей и их отцов. Эти противоречия и послужили исторической основой романа.

В тот период в России наметились два возможных пути общественного развития. И Тургенев точно воспроизводит и ярко передает споры «отцов» и «детей» как представителей двух культур – старой, уходящей дворянской и новой, демократической.

Показательно, что действие романа ведет Базаров. Это отражает смену обстановки в русской общественной жизни 60-х годов, где центральной фигурой становится разночинец-демократ.

В конфликте и сюжетных ситуациях «Отцов и детей» отразилась и другая особенность времени – обострение классовой борьбы в стране, отмеченное решительным размежеванием либерализма и демократизма в русском общественном движении.

Основной причиной столкновений либералов и демократов в романе в лице Павла Петровича и Базарова была их противоположность во всем: в политических взглядах, жизненных представлениях, духовных идеалах. Внешне это подчеркивается даже в описании внешнего облика персонажей – одежде, прическе, манере поведения. Так, Базаров представляется читателю как «человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями» с «обнаженными красными руками». В противоположность ему Павел Петрович описывается как «изящный и породистый» барин, который «сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов». У него «красивые руки с длинными розовыми ногтями».

Однако за холеным внешним обликом Павла Петровича Кирсанова скрываются духовная пустота и эгоистическое равнодушие. У Базарова же в глазах светились ум и воля, что гораздо более привлекательная черта даже и во внешнем облике человека, чем простая красивость.

«Английский стиль» Павла Петровича несовместим с демократизмом обращения, грубоватой откровенностью Евгения Базарова. У них совершенно разные мировоззрение и подход к жизни. Это проявляется даже в речи персонажей.

Так, манера речи Базарова лишена каких-либо условностей. Поражает своей простотой, резкостью суждений, прямотой выражения. В ней нет никаких украшательств, подчеркнуто вежливых оборотов. Язык Павла Петровича, напротив, отражает стиль поведения аристократа, великолепно владеющего французским, любящего изысканные, нередко переходящие в манерность выражения и обороты. На фоне базаровского языка речь Павла Петровича кажется старомодной, архаичной. Все это порождало разногласия между героями.

Споры велись вокруг самых разных вопросов, волновавших мыслящих людей 60-х годов: об отношении к аристократии, к дворянскому культурному наследию, об искусстве и науке, о нравственных принципах и авторитетах, о воспитании, общественном долге… Они касались даже религии и Бога.

Базаров выступает против отживших авторитетов, против эгоистической «барской» культуры. Он – за разумные действия, разрушающие отжившие идеалы, за активное вмешательство в несовершенную жизнь. Кирсанов же отстраняется от действенной жизни и живет в мире своих «принсипов» и надуманных переживаний.

Таким образом, смысл жизни Павла Петровича и Базарова резко противоположны. Однако истина ускользает от обеих спорящих сторон – и тот, и другой герой впадают в крайности.

Павел Петрович – убежденный противник материализма, который, по его мнению, «всегда оказывался несостоятельным». Базаров же не признает ничего, не имеющего практического применения, называя это «романтизмом, чепухой, гнилью, художеством». Павел Петрович преклоняется перед принципами, принимая их на веру безо всяких сомнений; они для него – непреложная истина. Нигилист Базаров разрушает все принципы без исключения. В первом мы замечаем закоснелость и эгоизм, во втором – нетерпимость и заносчивость.

Таким образом, герои не находят истину, потому что не стремятся к ней, испытывая неприязнь друг к другу. Поэтому оба они не вполне справедливы в своих оценках. В их репликах чувствуется какая-то неискренность, фальшь.

В душе Базарова есть чувства, которые он скрывает от окружающих. Например, когда речь заходит об искусстве, герою изменяет хваленая уравновешенность, он прибегает к откровенной грубости: «Искусство наживать деньги или нет более геморроя». Начинает казаться, что искусство все же имеет власть над душой нигилиста, «Базаров завирается в своем отрицании» (Д.И. Писарев).

Смерть играет огромную роль в понимании его образа. С приближением конца герою уже незачем скрывать свои истинные чувства, однако главному Базаров не изменяет, «нигилист остается верен себе до последней капли» (Д.И. Писарев).

Неискренен с самим собой и противник Базарова, Павел Петрович. Разыгрывая перед всеми самоуверенного аристократа, внутри он остается слабым, одиноким и несчастным человеком, в чем боится признаться даже самому себе.

Однако, доказав, что и Базаров, и Кирсанов не правы, мы испытываем симпатию к нигилисту. Нам импонируют его критическая настроенность к дворянской интеллигенции, его ум и научное мышление, его стремление к практической деятельности, его честность и правдивость. Сама идея переделать мир, душу человека. вдохнуть в нее живую энергию дерзаний не может не волновать современного читателя.

Павел Петрович – человек прошлого, его образ раскрывает обреченность дворянской интеллигенции, воспитывавшейся в обстановке барской усадьбы и аристократических салонов 30–40-х годов. В неизменных идейных победах Базарова над Павлом Петровичем сам Тургенев видел, как он писал Герцену, «торжество демократизма над аристократизмом».

school-essay.ru

Анализ романа Отцы и дети Тургенева И.С.

 

Действие романа Отцы и дети происходит в 1859 году, накануне отмены в России крепостного права. Тургенев стремится показать изменения в обществе на примере образа главного героя — Евгения Васильевича Базарова.

Он — студент-медик, учится на хирурга. Режет лягушек, готовясь резать живых людей. Профессия врача автоматически ставит его выше других людей: он не витает в облаках, не предается философии, а занимается строго практическим делом. По сути, это еще один типичный герой своего времени — времени, когда происходят сдвиги в людском сознании. Базаров — нигилист (он не верит ни во что). Это вызвано тем, что старые ценности, которыми жило поколение их отцов, уже потеряли актуальность. А новые еще не успели появиться. Таким образом возникло поколение, которое способно было лишь разрушать прежние принципы, не создавая ничего взамен. Базаров отрицает эстетику, высокие проявления любви, поэзию…

Но Тургенев показывает, что идеи нигилистов могут разрушиться под влиянием сильных эмоций. Базаров влюбляется в Анну Одинцову, хотя сам презирает себя за это. В итоге Базаров умирает едва ли не из-за своей любви: думая об Одинцовой во время операции, он порезал руку и заразился. Но на самом деле, умирает он из-за своей ненадобности: он, как и прочие нигилисты, не нужен России. Следовательно, и жить незачем. Базаров —

еще один сверхчеловек, который в итоге становится лишним.

Одна из главных идей романа — примирение всех сословий и всех поколений. Тургенев считает, что Россия может стать счастливой лишь в этом случае, иначе начнутся бесконечный конфликты.

Проблема отцов и детей в романе

Такой пример в романе: споры Базарова с братьями Кирсановыми, конфликт героев 1830-х и 1850-х годов. Здесь мы можем видеть отсылку к Герою нашего времени: Павел Петрович Кирсанов — это своего рода выживший, постаревший Печорин, идеалы которого никому не интересны в новую эпоху. У них не может быть примирения с Базаровым, однако так и не понятно, кто победит в этом споре. Но Базаров становится романтическим героем, участвует в дуэли с Кирсановым. Выходит, где-то глубоко в нем все же живет романтическая культура прошлого поколения, которая дает о себе знать.

Другой герой романа — Аркадий Кирсанов, друг Базарова. Он считает себя его последователем и также нигилистом, однако в Аркадии нигилизм напускной. Выясняется, что им не по пути. Аркадий не готов умереть во имя отрицаний и идеалов, он человек либеральный. Ему хочется простого личного счастья, которое он получает в романе с Катенькой Локтевой.

Женщина-нигилистка Анна Одинцова — персона неординарная. Она похожа на Базарова — эгоистка, она тоже считает себя выше других. Но она не любит его, хоть и заинтересована интересным человеком. Цель ее жизни — сохранить собственное душевное спокойствие, а Базаров может ее потревожить. А Одинцова привыкла жить так, как нравится только ей. Ни один из них не готов идти на уступки, поэтому и речи быть не может о союзе.

Главная идея романа, как было сказано выше, состоит в том, что невозможно жить во всеобщей вражде. Необходимо вырабатывать новую, удобную для всех идеологию, иначе людей ждет лишь смерть.

Сюжет этого романа будет продолжен Чернышевским в Что делать?. По сути, вся дальнейшая литература второй половины XIX века — это последователи Тургенева.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Николай Гоголь «Нос»: анализ повести, основной смысл
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspАнализ рассказов Чехова: Студент, Дама с собачкой, Вишневый сад

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Павел Петрович Кирсанов — характеристика персонажа романа «Отцы и дети» — Персонажи и идеи в кино и литературе

Необходимое лицо для понимания идейного содержания романа И. С. Тургенева. Он потомственный дворянин, аристократ, сторонник либеральных идей, яростный противник демократических взглядов. Сталкивая Павла Петровича с Базаровым, Тургенев показывает суть разногласий между демократами – разночинцами, дворянским сословием.

Портрет

Его внешность, убеждения, контрастирует с обликом Базарова. Безупречный внешний вид: накрахмаленные воротнички, ухоженные руки, отполированные ногти — выглядят неуместно на фоне деревенской жизни. Изысканные аристократичные манеры, пафосная речь вызывают недоумение, насмешки простого народа. Жизнь Павел Петрович устроил на английский лад. Он одевается, как англичанин, читает английские книги, газеты, поизносит непонятные окружающим английские фразы.

Предыстория

Сейчас Павел Петрович живет в имении брата Марьино. Бездельничает, скучает, ведет уединенный образ жизни. Он замкнут, необщителен, загадочен.

Его жизнь сложилась трагически нелепо. Сын генерала, мечтавший продолжить традиции, добился больших успехов. Успешная карьера, светские развлечения, любовные романы — все внезапно рухнуло. Павел Петрович повстречал загадочную женщину, прелестную княгиню Р. Страстное чувство блестящего офицера осталось безответным, жизнь закончилась, так и не начавшись. Оставив службу, растеряв друзей, Павел Петрович доживает век в деревенской глуши. Аркадий жалеет дядюшку, Базаров осуждает изнеженного аристократа.

Внутренний облик

Автор наделил героя рядом достоинств. Кирсанов старший умен, хорошо образован. Он честен, благороден, щедр, смел. Эти качества проявляются в поступках персонажа. Павел безвозмездно помогает деньгами брату. Бросает вызов Базарову, защищая честь Фенечки. Смело отстаивает свою точку зрения.

Павел Кирсанов считает себя патриотом. На самом деле далек от российской действительности. Утверждает, что любит, понимает простой народ. Однако, общаясь с ним, презрительно нюхает надушенный платок.

Финал

Последние страницы романа повествуют о решении Павла Петровича посетить Дрезден, остаться жить за границей. Ему невыносимо больно видеть счастливую семейную жизнь брата и племянника, в которой ему нет места.

В образе героя собраны лучшие черты аристократического дворянского общества, стремительно уходящего в прошлое. Оно не находит себе применения, не понимая происходящих изменений общественной жизни страны. 

fandea.ru

Смысл споров Павла Петровича и Базарова и основная идея романа Тургенева Отцы и дети

В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев блестяще сумел раскрыть одну из сторон русской действительности своего времени. Важнейшим историческим явлением этой поры была борьба двух направлений, стремящихся улучшить общество – либералов и демократов. Таким образом, писатель рассказывает о конфликте общественном, мировоззренческом, а не только о столкновении молодых людей и их отцов. Эти противоречия и послужили исторической основой романа.

В тот период в России наметились два возможных пути общественного развития. И Тургенев точно воспроизводит и ярко передает споры «отцов» и «детей» как представителей двух культур – старой, уходящей дворянской и новой, демократической.

Показательно, что действие романа ведет Базаров. Это отражает смену обстановки в русской общественной жизни 60-х годов, где центральной фигурой становится разночинец-демократ.

В конфликте и сюжетных ситуациях «Отцов и детей» отразилась и другая особенность времени – обострение классовой борьбы в стране, отмеченное решительным размежеванием либерализма и демократизма в русском общественном движении.

Основной причиной столкновений либералов и демократов в романе в лице Павла Петровича и Базарова была их противоположность во всем: в политических взглядах, жизненных представлениях, духовных идеалах. Внешне это подчеркивается даже в описании внешнего облика персонажей – одежде, прическе, манере поведения. Так, Базаров представляется читателю как «человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями» с «обнаженными красными руками». В противоположность ему Павел Петрович описывается как «изящный и породистый» барин, который «сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов». У него «красивые руки с длинными розовыми ногтями».

Однако за холеным внешним обликом Павла Петровича Кирсанова скрываются духовная пустота и эгоистическое равнодушие. У Базарова же в глазах светились ум и воля, что гораздо более привлекательная черта даже и во внешнем облике человека, чем простая красивость.

«Английский стиль» Павла Петровича несовместим с демократизмом обращения, грубоватой откровенностью Евгения Базарова. У них совершенно разные мировоззрение и подход к жизни. Это проявляется даже в речи персонажей.

Так, манера речи Базарова лишена каких-либо условностей. Поражает своей простотой, резкостью суждений, прямотой выражения. В ней нет никаких украшательств, подчеркнуто вежливых оборотов. Язык Павла Петровича, напротив, отражает стиль поведения аристократа, великолепно владеющего французским, любящего изысканные, нередко переходящие в манерность выражения и обороты. На фоне базаровского языка речь Павла Петровича кажется старомодной, архаичной. Все это порождало разногласия между героями.

Споры велись вокруг самых разных вопросов, волновавших мыслящих людей 60-х годов: об отношении к аристократии, к дворянскому культурному наследию, об искусстве и науке, о нравственных принципах и авторитетах, о воспитании, общественном долге… Они касались даже религии и Бога.

Базаров выступает против отживших авторитетов, против эгоистической «барской» культуры. Он – за разумные действия, разрушающие отжившие идеалы, за активное вмешательство в несовершенную жизнь. Кирсанов же отстраняется от действенной жизни и живет в мире своих «принсипов» и надуманных переживаний.

Таким образом, смысл жизни Павла Петровича и Базарова резко противоположны. Однако истина ускользает от обеих спорящих сторон – и тот, и другой герой впадают в крайности.

Павел Петрович – убежденный противник материализма, который, по его мнению, «всегда оказывался несостоятельным». Базаров же не признает ничего, не имеющего практического применения, называя это «романтизмом, чепухой, гнилью, художеством». Павел Петрович преклоняется перед принципами, принимая их на веру безо всяких сомнений; они для него – непреложная истина. Нигилист Базаров разрушает все принципы без исключения. В первом мы замечаем закоснелость и эгоизм, во втором – нетерпимость и заносчивость.

Таким образом, герои не находят истину, потому что не стремятся к ней, испытывая неприязнь друг к другу. Поэтому оба они не вполне справедливы в своих оценках. В их репликах чувствуется какая-то неискренность, фальшь.

В душе Базарова есть чувства, которые он скрывает от окружающих. Например, когда речь заходит об искусстве, герою изменяет хваленая уравновешенность, он прибегает к откровенной грубости: «Искусство наживать деньги или нет более геморроя». Начинает казаться, что искусство все же имеет власть над душой нигилиста, «Базаров завирается в своем отрицании» (Д.И. Писарев).

Смерть играет огромную роль в понимании его образа. С приближением конца герою уже незачем скрывать свои истинные чувства, однако главному Базаров не изменяет, «нигилист остается верен себе до последней капли» (Д.И. Писарев).

Неискренен с самим собой и противник Базарова, Павел Петрович. Разыгрывая перед всеми самоуверенного аристократа, внутри он остается слабым, одиноким и несчастным человеком, в чем боится признаться даже самому себе.

Однако, доказав, что и Базаров, и Кирсанов не правы, мы испытываем симпатию к нигилисту. Нам импонируют его критическая настроенность к дворянской интеллигенции, его ум и научное мышление, его стремление к практической деятельности, его честность и правдивость. Сама идея переделать мир, душу человека. вдохнуть в нее живую энергию дерзаний не может не волновать современного читателя.

Павел Петрович – человек прошлого, его образ раскрывает обреченность дворянской интеллигенции, воспитывавшейся в обстановке барской усадьбы и аристократических салонов 30–40-х годов. В неизменных идейных победах Базарова над Павлом Петровичем сам Тургенев видел, как он писал Герцену, «торжество демократизма над аристократизмом».

coolreferat.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *