Содержание

«Без Ольги Ильинской и без её драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем» (по роману И.А. Гончарова «Обломов») Обломов Гончаров И.А. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / «Без Ольги Ильинской и без её драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

    В русской литературе издавна особое место отводится женщине, её отношениям с главным героем. Еще в «Слове о полку Игореве» размер той трагедии, которой обернулось поражение князя, автор передал в плаче, стенаниях Ярославны, «полной печали», «как кукушка, кличущей на яру». В более поздних произведениях по описанию того, как любит главный герой, мы можем судить о нём, об отношении автора к нему. Мы не увидели бы Гринева без появления Маши и его любви к ней, не узнали бы ничего о господине Н.Н. без Аси. А Печорин в отношениях с Верой и княжной Мери показывает всю «красоту» своего характера. Традиция не нарушена и в романе «Обломов».

    Всю первую часть романа не происходит почти никакого действия — главный герой как лежал, так и лежит на своём диване. Мы узнаем о его быте, привычках, мечтах, образе жизни. Однако все эти знания несколько поверхностны, они говорят нам о внешних проявлениях характера Обломова, мало указывая на его сложный и богатый внутренний мир. Но в жизни Ильи Ильича появляется Ольга, их знакомит Штольц. Отношения с этой девушкой преображают Обломова. Самые различные черты характера главного героя проявляются в этом романе.
    С появлением Ольги просыпается в Илье Ильиче любовь к прекрасному, стремление к возвышенному, которые дремали в его душе. Именно чудесное пение Ольги, необыкновенное исполнение Casta diva привлекло, потрясло его так сильно, что Обломов «почувствовал любовь». Илья Ильич начинает интересоваться книгами, уже не спит днём, забросил халат… Мы видим совершенно другого человека. У него есть в жизни цель — каждый день гулять с Ольгой, слушать её речи, разговаривать обо всем. Девушка Обломова — самое главное в его жизни, он не может жить без её слов «люблю»…
    Илья Ильич нежен, как голубь, он окружает Ольгу вниманием, она уже не представляет себе жизни без него.
    Но только дело дальше слов не идет. Даже любовь Ольги не может сподвигнуть Илью Ильича на столь решительное действие, как наведение порядка в имении. Он говорит, что хочет жениться на Ольге, что хочет, чтоб она поскорее была названа его невестой. Но ни малейших усилий не прикладывает Илья Ильич к осуществлению своих мечтаний. А между тем Ольга борется за свою любовь, назначает свидание в Летнем саду и даже приезжает к Илье домой! Эта девушка не хочет сдаваться, она всё ещё верит во внутренние силы Обломова. Но главный герой малодушничает, ищет любые отговорки. Наконец, он пишет письмо, в котором жалеет, что Ольга любила его, такого «недостойного». Сам Илья Ильич в этот момент жалок, ведь он разрушает счастье двоих людей из-за того, что не может перебороть в себе врожденные «обломовские» черты. С момента расставания Обломов начинает скатываться в пропасть, из которой ему не подняться.
    А сама Ольга, как и писал Илья Ильич, находит своё счастье с более достойным человеком. Она, девушка нового времени, не только обладает чистотой сердца и преданностью пушкинской Татьяны, но и зоркостью, умом. Ольга любит того, в кого она верит. И если бы Обломов смог подкрепить её веру в него действиями, то счастливы были бы все.


Добавил: leana007

15701 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / «Без Ольги Ильинской и без её драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)


Смотрите также по произведению «Обломов»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Музыкальная тема на страницах романа И.А. Гончарова «Обломов»

Разделы: Литература


Оснащение урока:

  • Портрет И.А Гончарова.
  • Эпиграф урока записан на доске: «Мелодией одной звучат печаль и радость…» (А.Блок).
  • Музыкальные фрагменты: ария Нормы «Casta diva»(«Пречистая дева») из оперы Беллини «Норма»; женские романсы 19 века.
  • Справочные материалы/карточка/ для учащихся.
  • Слова В.Г.Белинского и Д.И.Писарева об образе О.Ильинской (записаны на доске).

Цели урока:

  • Воссоздать историю взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской;
  • Раскрыть характеры героев через музыкальное оформление романса;
  • Развивать у учащихся умение анализировать эпизоды, образы — персонажи, высказывать свое отношение к героям.

Ход урока

1). Приветствие учителя.

— Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений —
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу.

Итак, роман «Обломов» прочитан. Но это не то произведение, которое быстро забываешь. О нем думаешь, споришь, рассуждаешь.

Мы перелистаем сегодня полюбившиеся страницы романа, остановив внимание на двух героях — Илье Обломове и Ольге Ильинской, поговорим об их красивом и грустном романе и, главное, — выявим роль музыки в раскрытии характеров этих героев. (Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока).

2). Мне, как женщине, близки те писатели, которые, наряду с интересными, характерными мужскими образами рисует и яркие женские, Гончаров из их числа.

(Учитель привлекает внимание учащихся к словам Белинского и Писарева об Ольге Ильинской).

ДОСКА — В.Г.Белинский: «К особенностям таланта Гончарова принадлежит необыкновенное мастерство рисовать женские характеры».

Д.И.Писарев: «Естественность и присутствие сознания — вот что отличает Ольгу от обыкновенных женщин».

— А какой рисует Ольгу Гончаров?

/Работа со справочным материалом

1.»Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б её обратить в статую, она бы была статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи — с станом:»/.

— Какое слово является ключевым в портрете Ольги?

В ней все гармонично, она исключительная женщина. И вдруг влюбляется в заурядного Обломова? Заурядного ли? Ольга, как никто другой, сумела заглянуть в душу своего нового знакомого, оценить его благородство, нравственную чистоту, оригинальность взглядов.

У них «случилась» своя весна, овеянная любовью и музыкой. В первый день знакомства Ольга получила возможность оценить подкупающего непосредственностью Обломова. Ольга спросила о том, какая музыка ему нравится.

Что отвечает Обломов?

/Справочные материалы.

2. «Трудно ответить на этот вопрос! Всякая! Иногда я с удовольствием слушаю сиплую шарманку, какой-нибудь мотив, который заронился мне в память, в другой раз уйду на половине оперы; там Мейербер зашевелит меня; даже песня с барки: смотря по настроению! Иногда и от Моцарта уши зажмешь:»./

— Какой же вывод делает Ольга после этих слов? (« : значит, вы истинно любите музыку»).

3). Через весь роман Гончарова лейтмотивом проходит одна музыкальная тема? Какая? (звучит фонограмма арии Нормы «Casta diva»).

Это одно из любимых произведений не только Обломова, но и самого Гончарова. А герой наш говорит о нем на страницах романа задолго до знакомства с Ольгой.

/Справочные материалы

3. «В доме уж засветились огни; на кухне стучат в пять ножей; сковорода грибов, котлеты, ягоды: тут музыка. Casta diva: Casta diva! — запел Обломов. — Не могу равнодушно вспомнить Casta diva, — сказал он, пропев начало каватины, — как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!… И никто не знает ничего вокруг: она одна: Тайна тяготит её, она вверяет её луне»/.

— Какой прием использует Гончаров в этом отрывке? (Антитеза).

В этом коротком монологе писатель заставляет своего героя совместить несовместимое; котлеты и Беллини, сковороду грибов и плакучее сердце Нормы! Но из таких контрастов и складывается характер Обломова, в нем борются романтик и гурман. Под влиянием нахлынувшего чувства романтик одерживает временную победу.

4). Вся дальнейшая цепь взаимоотношений Ильинской и Обломова развивается под музыкальный аккомпонимент.

А). Вечер у Ильинских. Штольц знакомит Илью Ильича с Ольгой. Он заставляет Обломова просить, чтобы Ольга спела.

— Какова реакция Обломова на эту просьбу?

И вот Ольга запела (звучит фонограмма с одним из женских романсов 19 века).

/ Справочные материалы.

4. «Засветили лампу, которая, как луна, сквозила в трельяже с плющом. Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на нее как будто флеровое покрывало; лицо было в тени; слышался только мягкий, но сильный голос, с нервной дрожью чувства.

Она пела много арий и романсов, по указанию Штольца; в одних выражалось страдание с неясным предчувствием счастья, в других радость, но в звуках этих уже таился зародыш грусти.

От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаясь от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни:

Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг.

<:> Он не спал всё ночь: грустный, задумчивый, проходил он взад и вперед по комнате; на заре ушел из дома, ходил по Неве, по улицам, бог знает, что чувствуя, о чём думая:»/.

Б). Следующая, центральная кульминация романа — признание. И вновь Ольга за роялем. Судьбоносные перспективы слышатся Обломову в этой музыке.

/Справочные материалы

5. «Долго пела она, по временам оглядываясь к нему, детски спрашивая; «Довольно? Нет, вот еще это», — и пела опять.

Щеки и уши рдели у неё от волнения; иногда на свежем лице её вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо.

И в Обломове играла такая же жизнь; ему казалось, что он живет и чувствует все это — не час, не два, а целые годы:

(:) У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья; наполненный слезами взгляд устремлен был на нее.(:)

— Что с вами?- спросила она.- Какое у вас лицо! Отчего? Посмотрите в зеркало, глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!

— Нет, я чувствую: не музыку:а:любовь!- тихо сказал Обломов»./

В). Далее — борьба с чувством и за чувство. Отношения героев движутся к печальной развязке.

/Справочные материалы.

6. «Вы, кажется, не расположены сегодня петь? Я и просить боюсь,- спросил Обломов, ожидая, не кончится ли это принуждение, не возвратится ли к ней веселость, не мелькнет ли хоть в едином слове, в улыбке, наконец, в пении луч искренности, наивности и доверчивости.

— Жарко,- заметила тетка.

— Ничего, я попробую, — сказала Ольга и спела романс.

Он слушал и не верил ушам.

Это не она: где же прежний страстный звук?

Она пела так чисто, так правильно и вместе так: так:как поют все девицы, когда их просят спеть в обществе: без увлечения. Она вынула свою душу из пения, и в слушателе не шевельнулся ни один нерв»./

Г). Жизненная правда, однако, сопротивляется счастливому концу. Напрасны старания Ольги — слабые нити, связывавшие их с Обломовым, легко рвутся.

А уж когда Илья Ильич перебирается к Пшеницыной на Выборгскую сторону, там, конечно, и слыхом не слыхивали ни о каком Беллини.

В финале еще раз звучит упоминание Обломовым о Casta diva.

— Но в какой обстановке Обломов вспоминает о ней?

(Вывод: музыка ушла из жизни Обломова).

Д). И вроде бы осталась в жизни Ольги Ильинской. Но со штольцовской умеренностью и аккуратностью.

— Что значила музыка в жизни Штольца? (Компонент благополучного буржуазного интерьера).

/Справочные материалы.

7.» Обстановив Ольгу цветами, обложив книгами, нотами и альбомами, Штольц успокаивался, полагая, что надолго наполнил досуги своей приятельницы, и шел работать. (:) потом возвращался к ней утомленный, сесть около ее рояля и отдохнуть под звуки ее голоса:»./

Да, теперь музыка Ольги не пробуждает сердечных волнений, под нее можно лишь отдохнуть после доходных операций. Идиллия оборачивается грустью и в этой, на первый взгляд, благополучной развязке.

А у нас в душе еще звучит Casta diva, волнующая музыка тех кратких мгновений возвышенной гармонии, когда в унисон бились сердца (далее следует надпись на доске) Ольги Ильинской и Ильи Ильича Обломова.

Обратите внимание на подчеркнутые слова,- у великих писателей случайностей не бывает.

5).

Урока время истекло.
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: Письменно ответить на вопрос: Как вы думаете, имело ли для Гончарова принципиальное значение имя героя? (Опираться на русский фольклор и библейские предания).

1.01.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

почему именно музыка, пение ольги, и ветка сирени пробудили дремавшие силы обломова

Мировая литература весьма щедра на любовную тематику, а имена литературных влюбленных давно стали хрестоматийными.

Ромео и Джульетта, Данте и Беатриче, Тристан и Изольда — можно много перечислять примеров любовных историй, которые стали сюжетом опер и балетов, романтических поэм, драм и трагедий.

Не обошла стороной любовная тема и ту литературу, которая учила не только проливать слезы, но и мыслить.

Роман «Обломов» И. А. Гончарова не случайно был назван А. М. Горьким одним из лучших романов второй половины девятнадцатого века. Бесспорно, пренебречь любовной интригой И. А. Гончаров не мог, она является составной частью простого безыскусного сюжета. Илья Ильич и Ольга Сергеевна Ильинская, герои романа. Они, конечно, не похожи на тех романтических персонажей, которыми изобиловала сентиментальная западноевропейская литература, которую им, то есть Обломову и Ольге, приходилось читать. Без чувствительных романов представить образование молодых дворян просто невозможно. Лежащий на диване в своем бесподобном халате, Обломов даже отдаленно не похож на пылкого Ромео, да и светская барышня Ольга Ильинская, живая, энергичная, насмешливая, не может вызвать благоговейного трепета. Но в то же время этих людей связывает по-своему глубокое, сильное чувство, хоть и кратковременное.

Знакомство с Ольгой способствовало тому, что Обломов хоть на какое-то время сбрасывает с себя апатию, вялость, лень. Меняется его внешний облик, образ жизни. Забыт халат, и даже сапоги он начинает снимать сам, не прибегая к помощи Захара.

С трудом, зевая, он начинает читать серьезную литературу, потому, что хочет прослыть в глазах любимой женщины интеллектуалом. Его волнует музыка, посещение театра становится частью образа жизни.

Но все это продолжается до тех пор, пока не нужно принимать ответственность на себя за судьбу любимой женщины.

А женитьба предполагает в корне изменить всю жизнь: научиться управлять имением, построить новый дом, вплотную самому заняться хозяйством, начать серьезно трудиться над повышением материального благополучия семьи. Увы, на это Илья Ильич не способен. Можно десять раз на день подниматься и спускаться с пригорков, безропотно выполнять мелкие поручения невесты, но вот поехать в Обломовку и сесть в конторе вместе со старостой за счета, да еще проследить за полевыми работами — тут уже потребуется поистине гражданское мужество, которым его обделило изнеженное воспитание. Не случайно слетает се его губ это роковое слово — «обломовщина» , в нем корень всех бед, вся драма его жизни. Любовь здесь, увы, бессильна, хотя и озарила Илью Ильича небывалым счастьем.

Ну, а Ольга? Что лично ей дала любовь? Сердце влюбленной женщины наделено особой чуткостью и проницательностью, поэтому не удивительно, поэтому не удивительно, что она увлекается вялым, апатичным Обломовым. Сумела Ольга Сергеевна рассмотреть в нем тонкого, благородного человека. Но сама личность Обломова в своей сути ее совсем не устраивает. В любви Ольги есть некое миссионерское начало. Ей хочется перевоспитать любимого человека, она ведь лидер по натуре, поэтому и чудится ей роль путеводной звезды, чувствует она свое призвание учить, руководить, наставлять.
Наша милая барышня никак не хочет взять во внимание тот факт, что ее любимый человек — натура сформировавшаяся и нужно принимать его таким, каков он есть на самом деле, любить его самого, а не свое отражение в нем.

Значит, любовь обречена? Увы, да! Никто из влюбленных жертвовать собой не намерен, а истинная любовь все же требует жертв. В каком-то рассказе я прочитала, что счастье никогда не бывает долгим, но спасибо счастью за то, что оно есть. Обломов и Ольга тоже должны быть благодарны судьбе за то, что оно, счастье, не обошло их стороной.

otvet.mail.ru

Отношения и любовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской в романе «Обломов»: взаимоотношения, разрыв героев |LITERATURUS: Мир русской литературы

 — это одна из главных сюжетных линий в романе.

К сожалению, любовь Обломова и Ольги заканчивается разрывом, причиной которого становится непобедимая лень главного героя.



Отношения и любовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской в романе «Обломов»: взаимоотношения и разрыв героев 


Знакомство Обломова и Ольги


Знакомство Ильи Обломова и Ольги Ильинской происходит благодаря их общему другу, Андрею Штольцу. Однажды Штольц привозит Обломова в дом Ильинских, где герои и знакомятся:
«…Штольц познакомил Обломова с Ольгой и ее теткой. Когда Штольц привел Обломова в дом к Ольгиной тетке в первый раз, там были гости. Обломову было тяжело и, по обыкновению, неловко…»
Однажды Ольга исполняет арию «Casta Diva», любимую арию Обломова. Услышав чудесное пение Ольги, Илья Обломов приходит в восторг:
«…В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, – все это уничтожило Обломова: он изнемог…»
Переполненный чувствами Обломов почти признается Ольге в любви:
«…Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! – тихо сказал Обломов…» 
«…взгляд этот был неподвижный, почти безумный; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что он не властен в нем и что оно – истина…»

После этого признания Ольга и Обломов не видятся несколько дней и случайно встречаются в лесу. Здесь Ольга дает Обломову прочитать отрывок из книги. Этим она намекает Обломову о своих чувствах и дает ему надежду:

«….Она как будто нарочно открыла известную страницу книги и позволила прочесть заветное место.– Стало быть, я могу надеяться… – вдруг, радостно вспыхнув, сказал он…»
После этой встречи Обломов и Ольга видятся в парке постоянно. Их отношения развиваются.

Отношения Ольги и Обломова: встречи и свидания


Знакомство с Ольгой Ильинской совершает настоящий переворот в жизни Обломова. С появлением Ольги Обломов становится другим человеком, живым и активным. Он рано встает, красиво одевается и т.д.:
«…Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки […] Халата не видать на нем […] воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает…»
Все это время Обломов и Ольга скрывают свои отношения от окружающих. Они видятся в парке под видом дружеских прогулок. Никто вокруг не догадывается об их любви:
«…Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам… он, Обломов…»
Постепенно Ольга вытаскивает Обломова из его «сонной жизни» и пытается изменить его. Обломов действительно меняется: он меньше спит, больше двигается, начинает много читать и т.д. Все это Обломов делает для Ольги, а не для себя:
«…Он уж прочел несколько книг […] Он написал несколько писем в деревню, сменил старосту и вошел в сношения с одним из соседей через посредство Штольца […] Он не ужинал и вот уже две недели не знает, что значит прилечь днем…»
Отношения Обломов и Ольги развиваются. Герои становятся все ближе друг другу:
«…Между тем симпатия их росла, развивалась и проявлялась по своим непреложным законам. Ольга расцветала вместе с чувством…» 
«…Боже мой! Как он любит! Как он нежен, как нежен!..»
Иногда Обломов устает от той жизни, которую ему навязывает деятельная Ольга. Обломов старается из последних сил, чтобы угодить любимой. Постепенно любовь к Ольге кажется ему службой:
«…Какой еще жизни и деятельности хочет Андрей? – говорил Обломов, тараща глаза после обеда, чтоб не заснуть. – Разве это не жизнь? Разве любовь не служба?..»

Письмо Обломова к Ольге


Обломов счастлив с Ольгой, но иногда он сомневается, может ли Ольга действительно любить его:
«…Нет, этого быть не может! – вслух произнес он, встав с дивана и ходя по комнате. – Любить меня, смешного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками…Она все смеется надо мной…»
«…Он опять поглядел в зеркало. «Этаких не любят!» – сказал он…»
Под влиянием этих сомнений Обломов решает разорвать отношения с Ольгой. Он не верит, что Ольга любит его по-настоящему. Обломов пишет Ольге письмо, в котором объясняет ей, что на самом деле она его не любит и что их отношения — ошибка.              Смотрите: Письмо Обломова к Ольге

Увидев, как Ольга страдает от этого письма, Обломов просит у нее прощения. Влюбленные решают продолжить отношения. Вскоре их отношения становятся еще ближе — они переходят с «вы» на «ты»:

– Не бойся, Ольга, я с тобой. 
– Мне страшно и тебя! – говорила она шепотом…

Предложение Обломова


Некоторое время спустя Обломов делает Ольге предложение. Ольга со спокойной радостью принимает предложение. В этот же день Ольга впервые целует Обломова:
«…Ольга, – сказал он, став перед ней на колени, – будь моей женой!..»
Влюбленные решают не сообщать никому о своих планах пожениться. Ольга хочет, чтобы Обломов сначала разобрался со своими делами в Обломовке.

Разрыв Обломова и Ольги


Проходит время. Ольга по-прежнему подталкивает и шевелит ленивого Обломова в надежде, что тот изменится. В конце концов Ольга теряет надежду изменить любимого. Она понимает, что ленивый Обломов никогда не станет кем-то другим:
«…я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!..»
Ольге Ильинской не удается воскресить и оживить Обломова:
«…я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, – а ты уж давно умер. Я не предвидела этой ошибки, а все ждала, надеялась… и вот!..»
Ольга понимает, что не будет счастлива с ленивым Обломовым. С ним она зачахнет и умрет от скуки:
«…Ты засыпал бы с каждым днем все глубже – не правда ли? А я? Ты видишь, какая я? Я не состареюсь, не устану жить никогда. А с тобой мы стали бы жить изо дня в день, ждать Рождества, потом Масленицы […] вот наше будущее – да? Разве это жизнь? Я зачахну, умру…»
Ольга и Обломов расстаются и больше не встречаются никогда. Причиной разрыва отношений Ольги и Обломова становится ужасная лень и апатия, которую Обломову так и не удается победить.  

Ольга и Обломов после разрыва

Разрыв Обломова и Ольги становится потрясением для них обоих. После разрыва они оба долго приходят в себя. Для Обломова взаимоотношения с Ольгой навсегда остаются самым счастливым пятном в жизни:

«…Андрей, разве ее можно забыть? Это значит забыть, что я когда‑то жил, был в раю…»
После разрыва с Обломовым Ольга Ильинская со своей теткой уезжает за границу. Там Ольга сближается с Андреем Штольцем и некоторое время спустя выходит за него замуж. Став женой Штольца, Ольга не забывает Обломова. Она продолжает любить его, но уже другой любовью:
«…Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, что я люблю в нем, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…»
После разрыва с Ольгой Илья Обломов сближается с хозяйкой дома, Агафьей Пшеницыной. Добрая, глуповатая Агафья любит Обломова таким, какой он есть. Она не пытается изменить его. В конце концов Обломов женится на Агафье, у них рождается сын Андрюша. Несколько лет спустя Обломов умирает от удара (инсульта).

Это было описание отношений и любви Ильи Обломова и Ольги Ильинской в романе «Обломов»: взаимоотношения и разрыв героев.

Смотрите: Все материалы по роману «Обломов»

www.literaturus.ru

ОЛЬГА ИЛЬИНСКАЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНОМ ПРЕОБРАЖЕНИИ ОБЛОМОВА (по роману И.А. Гончарова «Обломов») — КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 10 класс — Сочинение по русской литературе — сочинение по зарубежной литературе — Лучшие сочинения

ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 — 11 КЛАСС

10 класс

Сочинения по русской литературе

ОЛЬГА ИЛЬИНСКАЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНОМ ПРЕОБРАЖЕНИИ ОБЛОМОВА (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни.

Н. А. Добролюбов

Изучая великие произведения русской литературы, мы не раз встречались с прекрасными женскими образами. И чаще всего они не только несли в себе идеал красоты и гармонии, но и играли какую-либо высшую роль, отведенную им автором. Именно таким стал образ одной из центральных героинь романа И. А. Гончарова «Обломов» — Ольги Ильинской. Этот персонаж действительно был взят писателем из жизни — многие современники указывают на реальные прототипы героини: Екатерину Майкову, которой долгое время был увлечен писатель, или Елизавету Васильевну Толстую. Наверное, отчасти поэтому ее образ сразу становится так близок и понятен каждому из нас.

Ольга — самая привлекательная героиня романа, в ней воплотились лучшие черты передовой русской женщины 50-х годов XIX века. Это девушка с живым интересом к жизни, тягой к активной деятельности, любовью к искусству. Гончаров не наделяет ее чертами красавицы, но говорит о том, что «если б ее обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии». Естественность и простота Ольги Ильинской, отсутствие жеманства, кокетства, лжи и притворства сразу привлекают к ней взгляды и сердца всех окружающих.

Внутренняя красота и невероятная музыкальность отличают Ильинскую от многих других персонажей. Она улыбается так, что улыбка освещает ее глаза и разливается по щекам. Ее смех искренний и заразительный, а в ее речи «блещет такая грация, такой кроткий милый ум, что всякий с радостью подставит лоб». Ольга остроумна, в ее словах иногда может сверкнуть «искра сарказма», но от нее мы никогда не услышим заумных рассуждений, подслушанных или вычитанных суждений о жизни, литературе, искусстве. Все, о чем говорит Ильинская, идет из глубины ее открытой души. И особенно ярко открывается эта чистая душа в пении Ольги: «Боже мой, что слышалось в этом пении! — говорит автор. — Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, прорывы счастья — все звучало не в песне, а в ее голосе». Каждая черта во внешности и характере героини Гончарова говорит о присущей ей чувственности, искренности, духовной одаренности, гармонии ума, воли и сердца, «свободе взглядов, слова, поступков», решительности, тревоге о жизни, стремлении к поиску нового и лучшего. «Кто ни встречал ее… на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно артистически созданным существом».

Ольга находится в постоянном стремлении к совершенству, в движении вперед. Ищет она и настоящей любви. Казалось бы, ей удалось найти «идеал мужского совершенства» в Штольце. Но союз с ним не может удовлетворить ее вечно ищущую натуру. «Я не состарюсь, не устану жить никогда», — говорит она. Ее душа просит чего- то другого, она «тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед». Штольца пугает этот вулканический огонь души Ольги, он «с удивлением и тревогой следил, как душа ее не умолкает, все просит опыта и жизни». Не случайно литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский говорил про Ильинскую, что в любом забытом уголке она сохранит заветы своей молодости, что, разочаровавшись в Штольце, она «выступит на иной путь, трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод».

Нелегкий путь проходит Ольга в отношениях с Обломовым, где наиболее ярко проявляется живой, деятельный характер героини, ее человеческое обаяние. Обладая нежной и одновременно горячей натурой, она отвечает на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича. Более того, искренне полюбив Обломова, открыв в нем все те лучшие качества, которые были скрыты от глаз других людей, Ольга хочет воскресить к жизни этого интересного для нее человека: «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил». И ее действия, ее страстное желание изменить любимого дают определенные результаты. Уже после первой встречи с Ильинской Обломов распоряжается протереть окна в доме и смахнуть паутину.

Вторая их встреча вызывает в герое невероятный прилив душевных сил. А когда Илья Ильич услышал пение девушки, то был настолько вдохновлен, что решил признаться ей в любви. Под влиянием Ольги у Обломова просыпается интерес к чтению книг, с ней он совершает длительные прогулки, что уже является большим достижением для привыкшего вечно лежать на диване Ильи Ильича. Ильинская заставляет своего избранника отказаться от послеобеденного сна и ужина, побуждает его вставать на заре, подниматься на гору. Общение с ней вызывает в Обломове незнакомое ему раньше желание радоваться жизни. Видя все эти перемены, Ольга еще больше вдохновляется в своем стремлении пробудить любимого.

В эти моменты в ней самой раскрываются ее лучшие качества — благородство, желание быть «путеводной звездой», решительность, душевная красота. Ее не останавливают сомнения, которые часто чувствуются в высказываниях Обломова. Получив его письмо и уловив в нем страх Ильи Ильича перед предстоящими заботами, стремление спрятаться в тихую гавань, она не прекращает своих попыток. Ольга заботливо ищет новые средства воздействия на любимого человека. Девушка искренне любит своего избранника, тянется к нему. Не случайно такой изумительной поэзией овеян сюжет взаимоотношений двух героев. Писатель раскрывает все нюансы сложного любовного чувства: робость, смущение, сомнение, тонкий намек необычайно много говорят любящим людям. Не пугает Ольгу на пути преображения Обломова даже общественное мнение. Лишь предприняв все возможные попытки и осознав, что ее усилия оказались бесполезными, она решается на разрыв с героем. Ильинская с горечью сознает, что полюбила не настоящего Илью Ильича, а свою мечту о нем: «Я думала, что оживлю тебя, что можешь еще жить для меня, а ты уже давно умер», — говорит она. Таким образом автор приводит нас к мысли, что, возможно, Ольга на самом деле и не любила Обломова, а принимала за настоящую любовь желание воскресить Илью, вдохнуть в него жизнь.

Гончаров отвел своей героине решающую роль в романе. На ее плечи он возложил попытки духовного возрождения героя, живущего в праздности и бесплодных мечтаниях. В образе этой прекрасной русской девушки перед Обломовым предстала последняя, возможность излечиться. Любовь к Ольге на время воскресила Илью Ильича, благодаря ей к нему вернулись «и жизнь, и слезы, и любовь».

Благодаря Ольге Ильинской открылось и «золотое сердце» героя, способное к сильному чувству, и его поэтичность, и чуткость, и благородство души. К сожалению, ей все же не удалось окончательно победить обломовщину. Страх Ильи Ильича перед жизнью, неспособность устроить свои дела, привычка жить по заведенным правилам и порядкам оказались сильнее. Разведенные мосты, избавившие Обломова от необходимости видеться с Ольгой, окончательно решили его судьбу, его возвращение к «идеалу нерушимого покоя жизни». Ольга же, не без сомнения, выходит замуж за Штольца. Союз с ним — это идеальная любящая семья: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой… как мечтал Обломов… Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и апатии проводили они дни…» Хотя, при всем внешнем благополучии, Ольгу тяготит спокойствие и безмятежность такой жизни, которая для нее сродни той же обломовщине.

В своем романе Гончаров создал прекрасный тип русской женщины того периода, когда в России под влиянием роста культуры стало пробуждаться самосознание народа, когда женщины почувствовали и стали отстаивать свое право на участие в общественной жизни. И этот образ остается актуальным и нужным по сегодняшний день.



scribble.su

Взаимоотношения Обломова и Ольги в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Роман «Обломов» является самым ярким произведением И. А. Гончарова. Автор работал над ним более 10 лет. Основная сюжетная линия произведения «Обломов» — это история любви Ильи Ильича к Ольге Ильинской. Про таких людей часто говорят, что они сделаны из разного теста. Тем не менее, часто случается, что жизнь сталкивает между собой полностью противоположных людей. Попробуем понять, каковы эти два персонажа, и проанализируем, почему именно так сложились взаимоотношения Обломова и Ольги.

Жизнь Обломова вернее всего будет назвать бездеятельной. Он мало чем интересуется, никуда не выходит, не читает книг. Любимое времяпрепровождение героя – лежание в халате на диване. Он просто не видит смысла в деятельности, Обломов любит мечтать.

Приехавший навестить его друг, Андрей Иванович Штольц, — противоположность главного героя. Он пытается внести перемены в его жизнь. Взаимоотношения Обломова и Ольги начались именно благодаря ему.

Знакомство с Ольгой

Итак, Штольц старается расшевелить Обломова. Они вместе ездят в гости, Штольц заставляет его читать, знакомит с интересной девушкой, которой и оказалась Ольга Ильинская.

Это знакомство пробуждает в главном герое сильные чувства. Он объясняется девушке в любви. Обломов и Ольга, взаимоотношения которых, казалось бы, не могли начаться вообще, тем не менее стали встречаться. Девушка считает любовь к Илье Ильичу своим долгом. Она желает изменить его, заставить жить по-другому.

Перемены в жизни Обломова

Жизнь главного героя действительно изменилась. Он начинает вести достаточно активную деятельность. Илья Ильич теперь поднимается в семь утра, читает. На лице появляются краски, совсем пропадает усталость.

Любовь к Ольге заставляет проявить Обломова лучшие качества. Как замечает Гончаров, Илья Ильич в какой-то мере «догнал жизнь».

Однако решение практических вопросов по-прежнему тяготит его. Ему неинтересно заниматься постройкой дома в Обломовке, проводить дорогу в село. Более того, взаимоотношения Обломова и Ольги порождают в нем неуверенность в своих силах, в себе. Потом он приходит к пониманию, что Ольга не любит его. Она требовательна, настойчива, строга, взыскательна. Праздник любви превратился в долг, даже в повинность.

Взаимоотношения Обломова и Ольги заканчиваются, он снова надевает халат и ведет прежний образ жизни.

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

В своем романе Гончаров пишет о двух женщинах, которые любили Обломова. Первая, Ольга Ильинская, активная, образованная. Она хорошо поет, интересуется искусством, литературой и наукой. Обладая высокими душевными качествами, она смогла понять благородство души Обломова. Однако Ольга видит недостатки в натуре Ильи Ильича. Ей не нравится его пассивность, малоподвижность, лень. Она любит, скорее, свою благородную миссию, благодаря которой должно случиться духовное возрождение главного героя. Девушка не лишена тщеславия. Ей приятна мысль, что она будет причиной его «пробуждения».

Именно из-за того, что в этой любви было много стремления переделать другого, расстались Обломов и Ольга. Взаимоотношения, основанные на требованиях и претензиях к другому человеку, обречены на провал.

Совершенной противоположностью Ольги была Агафья Матвеевна Пшеницына – вторая женщина, любившая Обломова. Она, конечно, не обладала образованностью Ильинской и не понимала его ум, не видела духовного богатства. Агафья Матвеевна вкусно кормила его и просто делала жизнь Ильи Ильича удобной.

Женский идеал Обломова

Несоответствие девушки идеалам Ильи Ильича — еще одна причина, по которой не смогли быть вместе Ольга Ильинская и Обломов. Взаимоотношения этих героев были основаны на преклонении перед красотой и честолюбивом желании переделать близкого человека.

Не секрет, что в любви мы часто ищем те идеалы, которые были усвоены нами еще в детстве. Требовательная Ольга побуждает Обломова действовать, размышлять, а он ищет гармонии и покоя, которые может обеспечить любимая женщина.

Ольга Ильинская и Обломов, взаимоотношения которых не продлились долго, знакомятся, как мы помним, через общего знакомого Андрея Штольца. Эта девушка врывается в его жизнь и на какое-то время вырывает из мира бездействия и грез.

Агафья Матвеевна — хозяйка квартиры, которую снял Обломов, появляется в его жизни как-то совсем обычно, почти незаметно. Главному герою нравится немного поговорить с ней, он отмечает ее хозяйственность, ровный нрав. Однако она не вызывает в его душе никакого волнения.

В отличие от Ольги, Агафья Матвеевна не пытается возвысить Обломова до своего идеала, она считает его человеком лучшей породы, чем она сама. Как известно, для мужчины важно, чтобы его любили таким, какой он есть, не пытаясь переделать. Агафья Матвеевна становится для Обломова олицетворением женской добродетели.

Взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской строились на ее представлениях о счастье. Агафья Матвеевна думала лишь о комфорте и удобстве Ильи Ильича. Ольга постоянно заставляла Обломова действовать, ради нее ему приходилось переступать через себя. Агафья Матвеевна, наоборот, старается избавить главного героя от лишних хлопот. Она даже закладывает свое имущество, чтобы Обломов не отказывался от любимых привычек.

Взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской не были возможны по причине несоответствия этих двух характеров. Гончаров подводит нас к пониманию того, что именно Агафья Матвеевна воплотила в себе идеал женщины главного героя. Он женился на этой доброй, трудолюбивой женщине. Жизнь с Ольгой не принесла бы счастья ни ему, ни ей, ведь их цели совершенно разные.

Жизнь с Агафьей Матвеевной стала для Обломова воплощением семейного счастья: спокойствие, сытость, уют. С ней Илья Ильич словно вернулся в счастливые дни своего детства, наполненные любовью и заботами маменьки.

fb.ru

««Без Ольги Ильинской и без её драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)»

В русской литературе издавна особое место отводится женщине, её отношениям с главным героем. Еще в «Слове о полку Игореве» размер той трагедии, которой обернулось поражение князя, автор передал в плаче, стенаниях Ярославны, «полной печали», «как кукушка, кличущей на яру». В более поздних произведениях по описанию того, как любит главный герой, мы можем судить о нём, об отношении автора к нему. Мы не увидели бы Гринева без появления Маши и его любви к ней, не узнали бы ничего о господине Н.Н. без Аси. А Печорин в отношениях с Верой и княжной Мери показывает всю «красоту» своего характера. Традиция не нарушена и в романе «Обломов».

Всю первую часть романа не происходит почти никакого действия — главный герой как лежал, так и лежит на своём диване. Мы узнаем о его быте, привычках, мечтах, образе жизни. Однако все эти знания несколько поверхностны, они говорят нам о внешних проявлениях характера Обломова, мало указывая на его сложный и богатый внутренний мир. Но в жизни Ильи Ильича появляется Ольга, их знакомит Штольц. Отношения с этой девушкой преображают Обломова. Самые различные черты характера главного героя проявляются в этом романе.

С появлением Ольги просыпается в Илье Ильиче любовь к прекрасному, стремление к возвышенному, которые дремали в его душе. Именно чудесное пение Ольги, необыкновенное исполнение Casta diva привлекло, потрясло его так сильно, что Обломов «почувствовал любовь». Илья Ильич начинает интересоваться книгами, уже не спит днём, забросил халат… Мы видим совершенно другого человека. У него есть в жизни цель — каждый день гулять с Ольгой, слушать её речи, разговаривать обо всем. Девушка Обломова — самое главное в его жизни, он не может жить без её слов «люблю»…

Илья Ильич нежен, как голубь, он окружает Ольгу вниманием, она уже не представляет себе жизни без него.

Но только дело дальше слов не идет. Даже любовь Ольги не может сподвигнуть Илью Ильича на столь решительное действие, как наведение порядка в имении. Он говорит, что хочет жениться на Ольге, что хочет, чтоб она поскорее была названа его невестой. Но ни малейших усилий не прикладывает Илья Ильич к осуществлению своих мечтаний. А между тем Ольга борется за свою любовь, назначает свидание в Летнем саду и даже приезжает к Илье домой! Эта девушка не хочет сдаваться, она всё ещё верит во внутренние силы Обломова. Но главный герой малодушничает, ищет любые отговорки. Наконец, он пишет письмо, в котором жалеет, что Ольга любила его, такого «недостойного». Сам Илья Ильич в этот момент жалок, ведь он разрушает счастье двоих людей из-за того, что не может перебороть в себе врожденные «обломовские» черты. С момента расставания Обломов начинает скатываться в пропасть, из которой ему не подняться.

А сама Ольга, как и писал Илья Ильич, находит своё счастье с более достойным человеком. Она, девушка нового времени, не только обладает чистотой сердца и преданностью пушкинской Татьяны, но и зоркостью, умом. Ольга любит того, в кого она верит. И если бы Обломов смог подкрепить её веру в него действиями, то счастливы были бы все.

www.allsoch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *