Содержание

Переходный глагол — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перехо́дный глаго́л (лат. verbum transitivum) — глагол, вступающий в сочетание с существительным в винительном падеже без предлога в значении прямого объекта действия (пациенса). Грамматически противопоставлен непереходному глаголу.

Я выращиваю картошку — глагол «выращивать» является переходным, то есть требует присоединения пациенса (объекта действия). Без такового действие невозможно. Смысл переходности — агенс (субъект действия) и пациенс (объект действия) разделены, я выполняю действие с чем-то. С точки зрения взаимодействия с актантами, переходный глагол является глаголом валентности 2 и больше.

Глагол, имеющий несколько моделей управления, может быть одновременно переходным и непереходным (в фильме он играл Шерлока Холмса, который любил играть на скрипке). В таких случаях пря­мым до­пол­не­ни­ем в фор­ме винительного падежа без пред­ло­га обо­зна­ча­ет­ся тот уча­ст­ник си­туа­ции, ко­то­рый, по мне­нию го­во­ря­ще­го, в боль­шей ме­ре за­тро­нут дан­ным дей­ст­ви­ем (ср. об­мо­тать шею шар­фом и об­мо­тать шарф во­круг шеи).

Семантика переходных может отличаться от семантики непереходных глаголов, например, в английском языке:

I run — я бегу (глагол в непереходной форме, объект отсутствует).
I run a company — я управляю компанией (тот же глагол в переходной форме, объект наличествует).

Переходность интересна, во-первых, своей связью с семантикой глагола, во-вторых, редким планом выражения, в-третьих, родством с категориями залога и возвратности.

В семантическом плане переходными являются многие глаголы со значением прямого воздействия субъекта на объект (бить, ласкать), чувственного отношения (любить, ненавидеть) и т. д. Переходными практически никогда не являются глаголы со значением перемещения, так как они не могут иметь прямого объекта.

План выражения переходности интересен тем, что он выходит за рамки словоформы, раз её признаком является наличие управляемого существительного.

Переходными не являются глаголы в страдательном залоге и возвратные глаголы. Например, правильно: «Вася спас Доримедонта», неправильно: «Вася спасся Доримедонта», «Вася спасён Доримедонта». Это происходит потому, что сказуемое в страдательном залоге описывает состояние объекта, а не действия субъекта по отношению к нему.

Литература[

ru.wikipedia.org

Переходные и непереходные глаголы - Грамматика русского языка

Что такое переходность глаголов?

Переходность глагола – грамматическая категория глаголов, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия. Например: посетить выставку, есть конфеты ; расти на глазах, стоять возле двери.

В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.

Особенности переходных глаголов

Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект и переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже.

Если глагол находится в отрицательной форме,

то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта.

Примеры переходных глаголов: приглашать подруг, испытывать, не читать книг, не получить благодарности, выпить воды.

С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:

    Процесс создания, изменения или уничтожения объекта ; Чувственное восприятие ; Воздействие на объект, которое не изменяет его ; Отношение к объекту.

От переходных глаголов образуются страдательные причастия.

Особенности непереходных глаголов

Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект, и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются. Непереходные глаголы примеры: лежать на диване, жить с родителями, радоваться новому дню, учительствовать в школе, разместиться в машине.

С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:

    Психическое, физическое состояние, положение в пространстве ; Движение и существование ; Профессиональные либо непрофессиональные занятия ; Становление и выявление качеств.

Как определить переходность глагола?

Подводя итоги, можно выделить 3 основных правила как определить переходность глагола:

Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога ; Непереходные глаголы при сочетании с существительными в винительном падеже требуют использования предлога. Все возвратные глаголы являются непереходными.

home-task.com

Что такое переходный и непереходный глагол? Определение, признаки, различия

Показатель, который мы хотим представить в статье, является одним из самых сложных для понимания глагольных отличий в русском языке. Поэтому постараемся разобрать его разносторонне. Что такое переходный и непереходный глагол - это главная тема нашего материала. Начнем с определения основного понятия.

Что такое переходность?

В данном контексте переходность - это одна из грамматических особенностей глаголов, которая отражает способность последних присоединять прямые дополнения. Другими словами, именно она указывает на возможность управлять существительными без предлога. Теми, что обозначают действующий объект, - человека, животное, неодушевленный предмет и проч.

Отсюда вычленяется переходный и непереходный вид глагола. Подробно познакомимся с каждой группой.

Переходные глаголы

Начинаем определяться, что такое переходный и непереходный глагол. Разберем первую категорию.

Переходный глагол обозначает действие или отношение, которое направлено на конкретный объект, переходит на него. Главный признак - такие глаголы управляют беспредложным существительным, местоимением, находящимся в винительном падеже. Но это не абсолютное правило.

Если форма глагола отрицательна, то существительное, местоимение будет в родительном падеже. Такое положение дел также характерно и для случая, когда глагол управляет не всем объектом, а только его частью.

Переходные глаголы обычно образуются от прилагательных путем прибавления суффикса -и- и приставки: озеленить, забелить и проч.

Чтобы было понятнее, что такое непереходный и переходный глагол, давайте посмотрим на примеры последнего:

  • Приглашать родственников.
  • Испытывать радость.
  • Читать газету.
  • Получить оплату.
  • Выпить сока.

Особенности переходных глаголов

Говоря про переходные и непереходные глаголы, правила их определения, отметим, что именно от первых можно образовать страдательные причастия.

Посмотрим на лексические особенности. В этом плане переходные глаголы имеют следующие значения:

  • Создание, изменение, уничтожение чего-либо, материального и нематериального, перемещение (написать книгу, перекрасить стену, разорвать договор).
  • Чувственное восприятие (услышать шаги, увидеть мир, ощутить холод).
  • Воздействие на что-либо, не приводящее к изменению этого объекта (поблагодарить маму, пожурить ученика, приласкать щенка).
  • Высказывание своего эмоционального отношения, ощущения либо восприятия (ненавидеть предательство, любить Родину, предпочитать фрукты).

Непереходные глаголы

Продолжаем выяснять, что такое переходный и непереходный глагол. По логике, во вторую группу мы отнесем то, что не входит в первую.

Непереходный глагол обозначает какое-либо действие, которое не переходит на объект и вовсе не нуждается в последнем. Отсюда с существительными винительного падежа без предлога он не сочетается.

Приведем несколько примеров непереходных глаголов:

  • Сидеть на стуле.
  • Идти в магазин.
  • Жить с вами.
  • Радоваться новому дню.

Особенности непереходных глаголов

В лексическом плане у непереходных глаголов может быть такое значение:

  • Повествование о психическом, физическом состоянии, положении в пространстве (лечь на кушетку, грустить по дому, заболеть ангиной).
  • Существование, движение (идти по дороге, быть собой, являться в офис).
  • Описание какого-либо занятия, свойства человека, предмета (учительствовать в школе, бездельничать в саду).
  • Появление, изменение каких-либо качеств, становление определенного признака (краснеть до ушей, уменьшаться в весе).

Непереходные глаголы также выделяет следующее:

  • Многие имеют суффиксы -сь, -ся (встретиться, увлечься, загореться).
  • Характерны для них также суффиксы -ича-, -нича-, -е- (обессилеть, жадничать, капризничать).
  • Немалая их часть - возвратные (вернуться, забавляться, подниматься).

Как определить переходность?

Переходные и непереходные (и возвратные) глаголы легко отличить друг от друга, опираясь на несколько правил. Постарайтесь запомнить следующее:

  • Переходные глаголы управляют только существительными и местоимениями без предлога, стоящими в винительном и родительном падеже (водить автомобиль).
  • Если непереходный глагол сочетается с существительным винительного падежа, перед последним всегда стоит предлог (сесть в автомобиль).
  • Возвратный (оканчивающийся на "-ться") глагол всегда будет непереходным (влюбиться, решиться, появиться).

Стоит отметить, что признак переходности по своей природе только грамматический. По большому счету между переходными и непереходными глаголами нет четкой разницы, они легко взаимодействуют между собой. Сравните:

идти по дороге - перейти дорогу.

Таким образом, мы узнали как особенности переходных и непереходных глаголов, так и признаки, по которым их легко отличить. Самый простой и верный: проверить, сочетается ли слово с существительным, местоимением в винительном падеже именно без предлога. Если да, то это переходный глагол, нет - непереходный. Но такое различие важно, по сути, только с грамматической позиции.

fb.ru

Переходные и непереходные глаголы - Глагол - Морфология - Курс русского языка

Переходность/непереходность — глагольная категория, которая выражает отношения между субъектом (тем, кто совершает действие) и объектом (тем, на кого действие направлено).
Смысл переходности/непереходности состоит в том, что субъект совершает действие, а результат его «оказывается» или «не оказывается» на субъекте — переходит на него или не переходит.
Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на объект, и могут иметь при себе
прямое дополнение
, то есть
  • сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога:
    читать (кого? что?) книгу, есть (кого? что?) завтрак, стричь (кого? что?) клиента, купить (кого? что?) билет;

  • сочетаться с существительным или местоимением в родительном падеже:
    • если при глаголе имеется отрицание:
      написал (кого? что?) письмо — не написал (кого? чего?) письма,
      выучил урок — не выучил урока,
      читал роман — не читал романа,
      терять время — не терять времени;
    • если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть:
      выпил (что?) воду — выпил (чего?) воды,

      положил (что?) хлеб — положил (чего?) хлеба,

      купил (что?) молоко — купил (чего?) молока.


ВНИМАНИЕ!
Чтобы быть переходным, глагол должен иметь при себе существительное в винительном падеже (или в родительном при соблюдении условий) без предлога, которое обозначает объект. Если существительное при глаголе объектом не является, глагол непереходный:
простоять час
— глагол непереходный, так как час даже в винительном падеже не является объектом действия,
жить неделю — глагол непереходный, так как неделя не испытывает воздействие со стороны субъекта.

Непереходные глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, и не могут иметь при себе прямого дополнения:
ходить (на чём?) на лыжах, заниматься (чем?) спортом,
купаться (в чём?) в море, претворять (во что?) в жизнь,
разбираться (в чём?) в музыке, отказаться (от чего?) от помощи.


Переходность/непереходность глагола тесно связана с его лексическим значением: в одном значении глагол может быть переходным, в другом — непереходным:
говорю правду — глагол говорю («высказываю») переходный;
малыш уже говорит — глагол говорит («разговаривает») непереходный;
учить в школе — глагол учить («преподавать») непереходный,
учить детей — глагола учить («обучать») переходный.


Следует правильно употреблять глаголы.

С предлогами


агитировать против войны
отвыкнуть от старых привычек
готовиться к экзамену
обращаться к учителю
бороться за мир
верить в победу
возлагать надежды на молодёжь
встать на защиту Родины
выступить с сообщением
извиниться перед товарищем
платить за книги
отличиться в учёбе
нуждаться в отдыхе
против чего?
от чего?
к чему?
к кому?
за что?
во что?
на кого?
на что?
с чем?
перед кем?
за что?
в чём?
в чём?
р. п.

д. п.

в. п.

тв. п.

в. п.
п. п.

Без предлогов


добиваться успехов
ждать поезда
придерживаться своего мнения
верить другу
сочувствовать приятелю
служить Отечеству
владеть языком
дорожить временем
увлекаться спортом
оплатить проезд
чего?
чего?
чего?
кому?
кому?
чему?
чем?
чем?
чем?
что?
р. п.

д. п.

т. п.

в. п.



Глаголы с суффиксом (постфиксом) -СЯ (-СЬ) относятся к непереходным.

lik-bez.com

Глаголы переходные и непереходные

Традиционно глагол как часть речи изучают в конце 4 класса, а повторение и углубление темы продолжается в 5-6 классах.

Эта тема имеет практическое значение, так как помогает учащимся различать формы именительного и винительного падежей, не смешивать прямые дополнения с подлежащими, правильно образовывать причастия и деепричастия.

Попробуем доступно объяснить ученикам, что такое переходный или непереходный глагол. 

Обычно устанавливается: сочетается ли глагол с существительным в винительном падеже без предлога. Переходные глаголы требуют винительного падежа (кого? что?) для выражения прямого объекта в утвердительных предложениях: А мне что-то стало жалко и воробья, и муху. Мама сама укоротила брюки.

Но ученики, когда встречают один и тот же глагол в разных предложениях, часто спрашивают: «Какой это глагол – переходный или непереходный?»

Рассмотрим, к примеру, глагол ПИСАТЬ: Иван хорошо пишет. Иван пишет письмо. В первом предложении глагол «пишет» отнесён к субъекту, во втором предложении глагол актуализирует объект. В первом предложении имеется в виду сочетаемость потенциальная, а во втором предложении реальная. Вывод: глагол ПИСАТЬ в данных предложениях переходный. Не забываем, что глагольная категория переходности/непереходности является постоянным признаком и определяется при морфологическом разборе всегда.

Вернёмся к вопросу: можно ли считать переходным глагол, если при нём нет в предложении прямого дополнения без предлога? Конечно, здесь всё зависит от контекста. В контексте переходный глагол может приобретать такие оттенки значения, которые превращают его в непереходный: Я хорошо слышу (то есть имею хороший слух). Петя хорошо рисует, играет на гитаре (то есть умеет рисовать картины, воспроизводить музыку).

В подобных случаях глаголы имеют значение «уметь делать то, что выражено глаголом», то есть обозначают не конкретные действия, а свойства (характеристики, способности) объектов в отношении тех или иных действий. При таких глаголах нет и не может быть дополнения, иначе указанный оттенок исчезнет.

Если условия контекста позволяют не называть предмет, на который переходит действие, то возможна подстановка существительного в винительном падеже без изменения смысла: Я слушал (его, отца, рассказ) и не понимал ничего. Запоминаем, что в контексте переходный глагол может быть употреблён и без прямого дополнения.

Переходный глагол участвует в создании, преобразовании, перемещении или разрушении какого-то объекта (строить дом, жарить мясо, жечь солому). Это предполагает наличие «инструмента», обеспечивающего контакт и повышающего эффективность действия. В качестве инструмента может выступать тело, активная часть тела, изготовленное человеком орудие: рою землю лопатой, чищу зубы щёткой.  

Небольшая группа переходных глаголов имеет значения узнавания, чувствования, восприятия, наделения объекта признаком, открытия/закрытия, установления контактов, обладания, приобщения (узнать новости, любить музыку, слышать пение, одевать брата, распахнуть пальто, склеить листы, украсть деньги, сорвать яблоко).

Переходным будет глагол и в родительном падеже при указании на часть предмета или при отрицании самого действия: выпить сока, купить хлеба; не читал газет, не получал денег.

Обратимся теперь к непереходным глаголам. Они требуют дополнения только в косвенных падежах с предлогами или без них: идти в школу, помогать другу. Обычно непереходные глаголы обозначают движение и положение в пространстве, физическое или нравственное состояние: лететь, болеть, страдать. Отличительный признак непереходных глаголов суффиксы -СЯ, -Е-, -НИЧА-(-ИЧА-): убедиться, обессилеть, жадничать.

Будут ли глаголы ВЕСИТЬ, ЛЕЖАТЬ, ЖИТЬ переходными в примерах: весит тонну, полежал минуту, живёт неделю? Рассуждаем так: существительные находятся в Винительном падеже без предлога, но являются не прямыми дополнениями, а обстоятельствами меры и времени. Вывод: эти глаголы непереходные.

Некоторые приставки (пере-, про-, от-, обез-/обес-) способны превращать непереходные глаголы в переходные: работать в офисе — обработать деталь, вредить соседу — обезвредить соседа.

Чтобы проверить, как понята тема, попробуйте выполнить несколько заданий.

Задание 1.

Подберите к глаголам зависимые существительные и определите их падеж:

Разливать ______, узнавать ______, наслаждаться ______, разбавлять ______, раздаваться ______, умалять ______, увлекаться ______, содрогнуться ______, раздражаться ______, преподавать ______, подвергать ______, поглощать ______, объединить ______, благословлять ______, полететь ______, спрыгнуть ______, выглянуть ______.

Какие из этих глаголов сочетаются с существительным в Вин.п. без предлога?

Задание 2.

Определите переходные или непереходные глаголы. Над переходными глаголами ставьте букву П, над непереходными — букву Н.

Видеть волка — бояться волка; отрезать хлеба — есть без хлеба; узнать у товарища — встретить товарища; побаиваться соперника — победить соперника — выиграть у соперника; знать правила — не знать правил — придерживаться правил; хотеть воды — попить воды; насобирать грибов — не заметить гриба — любить грибы — прочитать про грибы; измерить глубину — остерегаться глубины — нырнуть в глубину.

Задание 3.

Превратите словосочетания непереходных глаголов с косвенными дополнениями в словосочетания переходных глаголов с прямыми дополнениями по образцу: подниматься на лифте — использовать лифт.

Заниматься физикой, увлекаться спортом, владеть языком, обзавестись голубями, рассказать о путешествии, беседовать о книге.

Каким образом вам удалось это сделать?

Задание 4.

Исправьте ошибки в употреблении существительных:

настоять о пересмотре дела, призывать о помощи, смириться перед неудачей, разъяснить о вреде курения, отдать все силы для работы, преклоняться его авторитету.

Задание 5.

Исправьте ошибки в употреблении глаголов:

Я одел пальто, шапку и пошёл гулять. Ученики познакомилися с новым учителем только во время занятий. Мама убралася в комнате, постиралась. Малыши игрались на детской площадке.

 

Литература

1. Ильченко О.С. Аспекты изучения темы "Глаголы переходные и непереходные" в VI классе / Русский язык в школе. - 2011. - №12.

2. Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. - М.: Русский язык, 1993.

ruslita.ru

Переходные и непереходные глаголы — Правила русского языка

Эта тема изучается в V классе и довольно трудна для пятиклассников. Умение определять переходность глаголов имеет большое практическое значение: от переходности, например, зависит образование причастий, а также правописание суффиксов е и и в ряде глаголов.

Остановимся на простейших случаях определения переходности. Чаще всего школьники испытывают затруднения потому, что неправильно находят слово, на которое направлено действие, обозначенное глаголом. Так, разбирая предложение:
На окне стояли цветы, учащиеся отвечают, что действие глагола стояли «переходит» на подлежащее цветы, и считают глагол переходным.

Для тренировки надо использовать предложения, в которых дополнение не всегда стоит непосредственно после глагола, а отделено от него другими словами.

1. Обозначить переходные глаголы, подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Наступила осень. Деревья в лесу пожелтели. Листья пестрым ковром покрывают голую землю. Многие птицы улетели. Оставшиеся хлопочут, готовятся к зиме. Ищут теплое жилье и звери, запасаются едой на долгую зиму: ежик сделал норку в сухих листьях, белка натаскала орехов, шишек, медведь готовит свою берлогу.

2. Из данного текста выписать в два столбика словосочетания с переходными и непереходными глаголами, определить падеж существительного.

1) Молодые листочки берез всегда радовали меня своей нежной зеленью. Ребята посадили эти березки, когда учились в школе.
2) В воздухе уже не чувствуется пронизывающей сырости.
3) В открытое окно врывался шум улицы.
4) Я вернул книгу, как только ее прочитал.
5) Он стоял у забора и держал на поводке собаку.

3. Обозначить переходность и непереходность глаголов в тексте.

1) Обезьяны очень боятся змей. Даже кобры страшат их, хотя кобры питаются ящерицами, мышами и не охотятся на обезьян. Вот маленькая обезьянка увидела удава. Она молниеносно взбирается на дерево, хватается за ветви и, окаменев от ужаса, не может оторвать глаз от хищника.

2) Отыщите на карте остров Сахалин, проведите к югу прямую линию, и при выходе из залива вы увидите крошечную точку, а над ней надпись «Остров тюленей». Это знаменитый остров. Туда каждую весну приплывает целое стадо морских котиков, ценных пушных зверьков.

После того как учащиеся усвоят, что от переходного глагола всегда можно поставить вопрос винительного падежа без предлога, т. е. что он употребляется с прямым дополнением, можно показать, что все возвратные глаголы всегда непереходные (мыться, встречаться). Невозвратные глаголы могут быть и переходными и непереходными. Есть глаголы, которые могут быть только переходными (обессмертить имя, обесценить вещь) или только непереходными (обезуметь от страха). Но есть глаголы, переходность и непереходность которых определяется только в контексте, например:

Она прекрасно поет (нет прямого дополнения — глагол непереходный).
Она поет грустную песню (глагол переходный).

Для закрепления предлагаем выполнить несколько заданий.

1. Выписать из предложений глагол с существительным, на которое переходит действие, указать падеж.

Дождь льет весь день.— Осторожно, ты льешь воду на пол.
Я вижу плохо.— Я вижу надвигающуюся тучу.
Мальчик строгает на верстаке.— Он строгает доску.
Девочка искусно вышивает.— Она вышивает полотенце.

2. Выписать глаголы в три колонки:

а) глаголы, которые могут быть переходными и непереходными;
б) глаголы, всегда переходные;
в) глаголы, всегда непереходные.

3. С одним из глаголов каждой группы составить предложение.

Готовить, строить, обесславить, колоться, зависеть, обесцветить, выздороветь, обезвредить, стрелять, приближаться, одобрить, обезболить, состариться, обесценить, пояснить, развесить, склеить, трясти, обеспечить, ограничить, опротиветь.

После того как учащиеся научились определять категорию переходности, можно перейти к правописанию глагольных суффиксов е и и.

В непереходных глаголах пишется суффикс е: посинеть от холода.
В переходных глаголах— суффикс и: посинить белье.

Сопоставим глаголы, где эти суффиксы находятся под ударением. Такое сопоставление показывает, что подобные глаголы, имея разные суффиксы, относятся к разным спряжениям:
непереходные, оканчивающиеся на -еть, относятся к 1 спряжению, переходные, оканчивающиеся на -ить,— ко 2 спряжению.
Это наблюдение полезно использовать при определении спряжения глаголов, где чередующиеся гласные находятся в безударном положении. Глаголы эти главным образом с приставками о-(об-), обез-(обес-).

Таблицу спряжения этих глаголов учащиеся могут сделать уже сами.

Для закрепления можно составить предложения с глаголами

чернеть — чернить, леденеть — леденить, осиротеть — осиротить, ослабеть — ослабить, выздороветь — оздоровить.

pack-me.ru

Переходные и непереходные глаголы в английском языке

Английские глаголы классифицируются по многим признакам. Тогда как о правильности и неправильности, модальности глаголов или их принадлежности к группе вспомогательных сказано немало, категория переходности зачастую остается в тени. И напрасно, ведь сведения о том, является ли глагол переходным или непереходным, помогут правильно употребить его в предложении и ответят на вопрос о совместимости глагола с некоторыми грамматическими конструкциями.

Разделение английских глаголов на переходные и непереходные

Итак, английские глаголы (как впрочем, и русские) подразделяются на переходные  (transitive verbs) и непереходные (intransitive verbs). Первые обязательно требуют после себя дополнения, иначе выражаемая ими мысль не будет законченной. Например:

He often uses his computer. Он часто использует свой компьютер.

Глагол to use является переходным, потому что нельзя сказать «он использует», не упомянув при этом, что именно. Что касается дополнения, оно существует в виде прямого дополнения (ему соответствует в русском языке винительный падеж без предлога) и/или косвенного. А некоторые переходные глаголы требуют после себя не одного, а нескольких дополнений. Например:

Mr. Smith offered him a job. Мистер Смит предложил ему работу.

В данном примере после переходного глагола to offer  употреблены косвенное дополнение him и прямое дополнение a job.

Непереходные глаголы не требуют после себя употребления дополнений. Предложение с таким глаголом будет законченным, даже если кроме подлежащего и сказуемого в нем больше нет членов предложения. Например:

Mrs. James is travelling. Миссис Джеймс путешествует.

Глагол to travel является непереходным, так как после него просто невозможно добавить дополнение. Однако чаще такие глаголы «обрастают» в предложении всевозможными обстоятельствами. Например:

Mrs. James is travelling through South America at the moment. Миссис Джеймс путешествует по Южной Америке в настоящее время.

Некоторые словари при помощи особых сокращений, указываемых перед значением, дают информацию о том, является ли глагол переходным (v.t. или v/t – verb transitive) или непереходным (v.i. или v/i – verb intransitive). Например:

to find – v.t. –

to sit – v.i. –

найти

сидеть

Не стоит при определении того, является ли глагол переходным, сильно опираться на русский перевод. Действительно, у многих глаголов совпадает этот признак в обоих языках и, попытавшись добавить к соответствующему русскому глаголу дополнение в винительном падеже без предлога, иногда можно определить, будет ли переходным соответствующий английский глагол, например:

спать + кого?что? = глагол непереходный, значит to sleep – тоже непереходный

видеть + кого? что? = глагол переходный, значит to see – тоже переходный глагол

Однако существует множество английских глаголов, переходность которых отличается от той же характеристики соответствующих русских глаголов, например:

ждать – переходный to wait for – непереходный
влиять на — непереходный to affect — переходный

Глаголы, сочетающие свойства переходности и непереходности

Существует большое количество глаголов, которые благодаря своей многозначности могут в разных значениях проявлять переходность или непереходность. Например:

Переходный глагол (v.t.) Непереходный глагол (v.i.)
I burnt my hand while cooking. – Я ожег руку во время приготовления пищи. The campfire burnt brightly. – Костер горел ярко.
Jerry walks the dog twice a day. – Джерри выгуливает собаку дважды в день. Tom walks home after school. – Том ходит домой пешком после школы.
Don’t drop litter in the park! – Не бросайте мусор в парке! Water dropped from the tap. – Вода капала из крана.
Open your textbooks on page 27, please! – Откройте свои учебники на странице 27, пожалуйста! Suddenly the door opened. – Неожиданно открылась дверь.

Таким образом, целый ряд непереходных глаголов английского языка (например: to run – бежать, управлять; to walk – идти пешком, выгуливать; to fly – летать, запускать (летательный аппарат) и др.) может употребляться и в переходном значении. Впрочем, обратное явление, когда переходные глаголы употребляются в непереходном значении, встречается также довольно часто (например: to ask – спрашивать, просить о; to stop – останавливать, останавливаться; to change изменить, измениться в какую-либо сторону и др.).

Зачем изучающему английский язык знать категорию переходности

Категория переходности напрямую связана со страдательным залогом (Passive Voice), в котором могут употребляться только переходные глаголы:

to write (v.t.) писать (переходный)
The letter was written by our secretary. Письмо было написано нашим секретарем.
to come (v.i.) приходить (непереходный)
употребление в страдательном залоге невозможно

С особой осторожностью здесь стоит обращаться с глаголами, переходность которых не совпадает с той же характеристикой соответствующего русского глагола:

to answer (v.t.) отвечать (непереходный)
The question was answered very quickly. На вопрос ответили быстро (перевод через активную конструкцию с неопределенно-личным местоимением).
to look for (v.i.) — употребление в страдательном залоге невозможно, даже несмотря на переходность русского аналога искать (переходный)

Что немаловажно, категория переходности также связана с таким важным для изучения языка понятием как «управление глаголов». Каждый глагол имеет определенное окружение в предложении, и то, чего он требует рядом с собой, и называется его «управлением». Приведем утрированный пример нарушенного управления глагола:

Решение зависит нашего жюри. в русском языке глагол «зависеть» требует предлога «от» и является непереходным.
The constructor faced with great difficulties. в английском языке глагол face (сталкиваться с…) является переходным и употребление после него предлога with является грубой ошибкой.

При запоминании глагола стоит сразу же заучивать его управление, то есть то, требует ли он прямого дополнения как переходный глагол, или некоего дополнения с предлогом.

Автор- Александра Певцова

1hello.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *