Основные идеи Пифагора.
Количество просмотров публикации Основные идеи Пифагора. — 4024
1. Первоосновой мира является число. Оно управляет материальной и духовной сферами, нравственностью. “Бог — ϶ᴛᴏ число чисел”, – говорил философ. Он является создателем нумерологии. Он известен как выдающийся математик. Каждая цифра несет сакральный смысл. Единица — ϶ᴛᴏ символ единства бытия и мира. Двойка олицетворяет полярность (свет и тьма, жизнь и смерть и т. д.). Тройка – самое совершенное число – олицетворяет полноту, гармонию. Семерка – символ божественного, сила свершения, судьбы, которая правит миром.
2. Пифагор учил о переселении душ (метемпсихоз). Рассказывал ближайшим ученикам о своих воплощениях.
3. Учил не причинять зло. Был вегетарианцем.
4. Землю считал центром Космоса (геоцентризм).
5. Счастье – в приобщении к Божественному, ᴛ.ᴇ. в занятии числами.
6. Музыку считал путем к пониманию Божественного. Ввел термин “музыка сфер”.
Гераклит Эфесский (535 –475 гᴦ. до н. э.) — выходец из Малой Азии, отпрыск царского рода. За сложность изложения своих мыслей был назван “темным”. Иногда его называли плачущим философом, т. к. он считал, что все деяния людей достойны слез. Его раздражала примитивность и нежелание людей жить только текущими нуждами. Но эфесцы все же почитали его мудрецом. Однажды они пришли к нему с просьбой составить для них законы, по которым они согласятся жить. Гераклит обозвал их негодяями и продолжил игру в кости, говоря, что это лучше, чем управлять их государством. Разуверившись в людях, он удалился в горы, где и жил отшельником.
Основные идеи Гераклита изложены в труде “О природе”.
1. Огонь – первоначало, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ управляется Логосом (Логос – верховный разум, закон). В “Авесте”, влияние которой ощутимо в учении философа, огонь – сын Ахура – Мазда имеет 4 формы:
Первая форма – огонь из скал и других естественных источников. Вторая форма – огонь в телах людей, животных. Третья форма – огонь в земле, растениях (он есть причина произрастания). Четвертая форма – огонь в облаках, огонь, который мы употребляем в повседневной жизни. Гераклит первым использовал термин “космос” – “порядок”. Первоначально он использовался при государственных делах, а также обозначал убранство женщины (косметика). Гераклит использует данный термин в философском ключе.
2. Философ выдвигает диалектическую идею о мировых процессах как борьбе противоположностей. Борьба, по его мнению — ϶ᴛᴏ способ достижения гармонии, способ существования всего: “Война – отец всего”. Движение, изменение, борьба не прекращаются ни на мгновение: “В ту же реку дважды не войдешь”, “Все течет, все изменяется”. Сторонники гераклитовой диалектики получили название
3.Говоря о познании, Гераклит выделял 2 вида: чувственное и логическое.
4. Речь философа многозначительна. Он часто использует игру слов, каламбуры: “Присутствуя, отсутствует” (о тех, кто слушает, но не понимает). “Человеческие мысли – детские игры”. “Один по мне 1000, в случае если он наилучший”.
В 6 – 5 веках до н. э в Малой Азии прославился Анаксагор. Он организовал школу, где преподавал свое учение.
1. Выдвинул идею превращения одних вещей в другие.
2.Мельчайшие частицы гомеомерииприводятся в движение Нусом (Ум). Нус созидает из хаоса космос, дает начало познанию.
Выдающимся мыслителем древности является Демокрит (5 век до н. э.) – смеющийся философ.
1. Бытие состоит из мельчайших частиц атомов (“неделимый”) и из пустоты. Атомы находятся в постоянном движении, отчего и возникают все процессы и явления. Постичь атомы чувственно невозможно, но они осознаются разумом.
2. Души людей и богов состоят из атомов. Боги и люди смертны.
3. Существует множество различных миров.
4. Познание бывает 2 видов: чувственное(темное) и рассудочное (истинное).
5. Цель жизни – достижение счастья, а оно возможно при разумном удовлетворении потребностей.
Известно, что философ специально притупил свое зрение, т. к. считал, что оно мешает истинному видению.
referatwork.ru
Пифагор: основные идеи | Kratkoe.com
Краткая информация о Пифагоре
Пифагор Самосский появился на свет в 570 году до нашей эры на острове Самос в семье зажиточного ювелира. Согласно легенде, ему дали имя в честь прорицательницы Пифии, которая предрекла появление сына в семье. Первоначальное обучение прошел в храмах Греции, после отправился в Египет, где познавал науку в храмах Мемфиса. В 22 года достиг посвящения высшей степени и изучил математику. После окончания обучения он, по приказу завоевателя Камбиза, отправляется в Вавилон с египетскими жрецами. Здесь он провел целых 12 лет, изучая культы и религию. В Грецию Пифагор возвращается в 530 году, после переселившись в Италию. В новом государстве он основал пифагорейский союз и создал свою философию. В возрасте 60-ти лет философ женился на своей ученице Феано, которая родила ему дочь и двух сыновей.
Основные идеи Пифагора
- Он открыл отсутствие меры между диагоналями квадрата.
- Первоосновой мира, по мнению Пифагора, является число. Число управляет нравственностью, духовной и материальной сферами. Философ говорил, что «Бог – это число чисел». Его считают создателем нумерологии. Каждое число имеет свой сакральный смысл. Например, единица – символ единства мира и бытия; двойка – это олицетворение полярности, жизни и смерти, тьмы и света; тройка — олицетворяет полноту и гармонию; число семь – это сила свершения, символ божественного и судьбы.
- Верил в переселение душ – метемпсихоз. Мыслитель знал, кем он был в прошлой жизни.
- Был вегетарианцем. Учил своих учеников не причинять зло другим и природе.
- Центром Космоса считал Землю (теория геоцентризма).
- Счастье человека в приобщении к Божественному.
- Музыка – путь к пониманию Божественного. Пифагор ввел понятие «музыка сфер».
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали все об основных идеях Пифагора.
Пифагор мысли, взгляды, идеи, творчество
Древнегреческий мыслитель.
По преданию, сам Пифагор ничего не писал. Основные сочинения, посвященные Пифагору появились примерно через 200 лет после его смерти (кроме сочинений его ученика Филолая об устройстве Вселенной), поэтому, то, что нам известно о его деятельности является смесью фактов и легенд.
Так, известны «… сообщения о Пифагоре, что он — сын Аполлона или Гермеса, что он имел золотое бедро, помнил о своем прежнем существовании, слышал гармонию сфер, спускался в Аид, имел общение с божественными существами и др.»
Маковельский А.О., Досократики: доэлеатовский и элеатовский периоды, Минск, «Харвест», 1999 г., с. 136.
Его рождение будто бы предсказала Пифия в Дельфах, потому Пифагор и получил своё имя, которое значит «тот, о ком объявила Пифия».
По мнению ряда древнегреческих авторов, Пифагор в юности покинул остров Самос, где он родился и добрался до Египта, где более 20 лет изучал таинства и научные достижения древнеегипетских жрецов. Позже он переселился Кротон (греческая колония на юге Италии), где и основал свою школу.
Считается, что именно Пифагор, чтобы отличить себя от мудрецов-софистов, ввёл в оборот термин «философ» (любитель мудрости).
«Пифагора можно считать первым идеалистом Древней Греции, поскольку первоначалом бытия он считает идеальные сущности — числа (имеются в виду целые натуральные числа). Пропорции между числами создают мировую гармонию. Сохранилась легенда о том, как Пифагор пришёл к этой идее. Однажды он проходил мимо кузницы и заметил, что неодинаковые по весу молоты, ударяясь о наковальню, издают звуки разной высоты. Эта зависимость может быть выражена числами, следовательно, «число владеет вещами». Числа связаны с геометрическими фигурами (тройка — с треугольником, четвёрка — с четырёхугольником и т.п.). Пять стихий, из которых состоят все материальные тела, тоже связаны с числами. Так, Земля состоит из частиц кубической формы, Огонь — из тетраэдров (четырёхгранных пирамид), Воздух — из октаэдров (восьмигранников), Вода — икосаэдров (двадцатигранников). В философии Пифагора появляется представление о пятой стихии (которой не было в мифологии) — Эфире; частицы Эфира — додекаэдры (двенадцатигранники)».
Гриненко Г.В., История философии, М., «Юрайт-Издат», 2007 г., с. 73-74.
«Пифагорейцы изобрели, а платоники и неоплатоники развили и завершили теорию, согласно которой человечеству дано изначально некое «предзнание» всего, что было и может быть. В душе каждого якобы с рождением оживают воспоминания об «эталонах всего сущего». Отсюда и уверенность в том, что «всё повторяется» и «ничто не вечно под луной».
Горелов И.Н., Разговор с компьютером: психолингвистический аспект проблемы, М., «Наука», 1987 г., с. 64.
vikent.ru
Ответы@Mail.Ru: Философские идеи Пифагора
Философия Пифагора (пифагорейцы; учение о гармонии и числе) .Пифагор. (580-500 г до н. э. ) Отвергал матереализм милетцев. Основа мира не матер первоначало, а числа, которые образуют космический порядок- прообраз общ. порядка. Познать мир- значит познать управляющие им числа. Пер-вая попытка постановки вороса о роли количественной стороны явлений природы. Математика, геометрия, теории архитектуры, музыки, скульптуры (высота тона струны зав. от ее длины. ) Движ небесных тел подчиняется математическим соотношениям- гармония сфер.
Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) — это мать богов, все-общее первоначо и основа всех прир. явлений. Двойка- это принцип противоположности, отрицательности в природе (женское–делится на 2). Природа образует тело (тройка) , являясь триединством первоначала и его противор. сто-рон (мужское) . Четверка- образ четырех элементов природы и т. д. . Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ. соотнош., благодаря абсол чисел приводила П. к идеа-листическому утверждению, что именно число, а не мате-рия явл. первоосновой всего. (Начало всего: 1, 2, 3, 4. Им соответствуют по порядку точка, линия, прямая, объем. Сумма чисел 1+2+3+4=10–священная декада-основа мира) . Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела, которые имеют четыре основы: огонь, воду, землю и воздух; превращение последних приводит к миру живого и человека.
Квадрат Пифагора.
http://www.xyz.h26.ru/astrology_pifagor/astrology_pifagor.htm
Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-оккультный образ жизни, проповедуемый Пифагором. Доподлинно неизвестны заслуги Пифагора в первой части, так как ему позднее приписывали всё, созданное последователями в рамках школы пифагореизма. Вторая часть превалирует в учении Пифагора, и именно она осталась в сознании большинства античных авторов.
В сохранившихся работах Аристотель никогда прямо не обращается непосредственно к Пифагору, но лишь к «так называемым пифагорейцам» . В потерянных работах (известных по выдержкам) Аристотель рассматривает Пифагора как основателя полурелигиозного культа, который запрещал есть бобы и имел золотое бедро, но не принадлежал к последовательности мыслителей, предшественников Аристотеля.
Платон относился к Пифагору с глубочайшим почтением и уважением. Когда пифагореец Филолай впервые опубликовал 3 книги, излагающими основные положения пифагореизма, Платон по совету друзей немедленно их купил за большие деньги.
Деятельность Пифагора как религиозного новатора VI в. до н. э. заключалась в создании тайного общества, которое не только ставило перед собой политические цели (из-за чего пифагорейцев разгромили в Кротоне) , но, главным образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души) . По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса. В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Акусматы сформулированы лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержатся также постулаты общечеловеческой морали. Более сложная философия, в рамках которой развивалась математика и другие науки, предназначалась для «посвящённых» , то есть избранных людей, достойных владеть тайным знанием…
otvet.mail.ru
Философия Пифагора
Если кратко говорить о философии Пифагора, то главным его философским наследием была школа пифагорейцев:
Пифагорейцы (Пифагорейская школа, Пифагорейский союз) — религиозно-философская школа, которую основал Пифагор в 6-4 вв. до нашей эры, на территории Древней Греции.
Философия Пифагора.
Одним из первых мыслителей, назвавшим себя философом (с греческого «любителем мудрости»), по легенде был именно Пифагор. Также считается, что именно он назвал вселенную «прекрасным порядком»- космосом. Пифагорейская философия в целом, рассматривала мир, как упорядоченное целое, которое подчиняется законам чисел и гармонии.
Основой учения пифагорейской школы была категория двух противоположностей: предельное и беспредельное. В качестве единого начала для вещей, «беспредельное» выступать не может, в противном случае, любое «предельное» было бы немыслимо. Однако и наличие «предельного» предполагает наличие того, что определено им. Исходя из этого, Филолаем был сделан вывод о том, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём».
Учениками Пифагора была составлена таблица, включавшая в себя десять противоположностей.
предельное — беспредельное
• нечётность — чётность
• единица — множество
• правое — левое
• мужское начало — женское начало
• спокойствие — движение
• прямота — кривизна
• светлое — темное
• доброе — злое
• квадрат — вытянутый прямоугольник
Закон мироздания заключен в мировой гармонии. Мировая гармония- есть единое во множестве и множество в единстве. Каким образом можно осознать эту истину? Число — вот непосредственный ответ на этот вопрос. Именно оно-начало любой меры.
Число является принципом гармонии звука, что демонстрируют нам опыты над монохордом. Звуковая гармония, в вою очередь, определяется законами математики.
Философия Пифагора, кратко можно сказать, что это — не просто любовь к мудрости и рассуждениям, но также особый свод жизненных принципов.
Ученики Пифагора, взявшись за изучение математики, первыми способствовали её развитию. Ими было признано математическое начало всего существующего в мире. Числа, согласно их учению – первое из начал. Среди таких начал, естественно, первейшими являются числа. Ими усматривалось в числах множество аналогий с материальными предметами. Какое-то свойство чисел воспринималось ими как справедливость, другое- в качестве души или разума, третье- в качестве удобного случая.
Исходя из вышесказанного, числа Пифагора обладают не только количественным значением. Для последователей Пифагора, числа- это та сила, суммирующая частное в целое, и придающая ему определенные свойства. Число 1- есть объединение, число 2- разделение, 4 – является корнем и источником для всего числа.
studfiles.net
Пифагор и философия пифагорейцев
Считается, что Пифагор впервые назвал себя не просто мыслителем, а философом, создав термин, который с греческого можно перевести как «любитель мудрости». Его знают как философа, математика, мистика, политического деятеля и основателя религиозно-политического течения – пифагореизма. Имя мыслителя переводится как «убеждающий речью», и он в полной мере оправдал это, собрав множество преданных учеников и основав собственную школу. Философия Пифагора многогранна и представляет большой интерес.
Биография
Современной науке неизвестна точная дата, когда родился Пифагор. По мнению историков, наиболее вероятным можно считать 580 год до нашей эры. Местом рождения стала Греция, остров Самос. Известны имена его родителей: отца звали Мнесархом, и он занимался обработкой золота, а мать – Партенией, или Пифиадой. Есть мнение, что у философа было еще два младших брата, которых звали Тиррен и Эвност, чья биография не была задокументирована.
Существует легенда, которая гласит, что родители будущего мыслителя во время свадебного путешествия отправились в Дельфах, где им повстречался местный оракул. Тот сообщил им, что вскоре у пары родится сын, которому предречено стать мудрецом. Пророчество быстро сбылось, и сына нарекли Пифагором в честь Пифии – жрицы бога Аполлона. Чтобы способствовать осуществлению пророчества, отец мальчика окружил его заботой и помог получить лучшее образование, а также создал алтарь богу Солнца.
С раннего детства, Пифагор заинтересовался наукой и проявлял уникальные способности. Обучал его музыке, живописи, риторике, чтению и письму – Гермодамант. Когда мальчику исполнилось 18 лет, его следующим наставником был Ферекид Сиросский, от которого будущий философ получил знания по медицине, физике, космологии и другим наукам.
Прожив несколько лет на Лесбосе, Пифагор отбыл в город Милет, чтобы брать уроки у Фалеса, который был основателем первой греческой школы, где преподавали философию. Затем, Пифагор продолжил образование в Египте, приобщаясь к тайнам жрецов и сам становясь одним из них.
Начало Персидской войны остановила путь развития и образования философа, потому что он был пленен и провел время плена в Вавилоне. Там он познакомился с персидскими магами, приобщившими его к мистическим ритуалам, астрономии и арифметике. В этот же период он изучает взгляд восточных народов на медицину и врачевание. Персы считали, что перечисленные науки имеют магическое происхождение, и это мнение перенял и Пифагор, основав на нем философские и математические теории.
Узнав про ученого пленника, спустя 12 лет после начала войны, персидский хан освободил Пифагора. Тогда мудрец вернулся в родной город, чтобы учить современников наукам. Он давал уроки на открытом воздухе, и присутствовать на них мог каждый желающий. Но ученики получали испытательный срок, который продолжался до пяти лет. Во время этого срока им запрещалось задавать вопросы во время занятий. Многие видные политики, историки, астрономы и ученые того времени были воспитанниками Пифагора. Современные математики до сих пор пользуются открытиями философа: теоремой Пифагора и таблицей умножения, которая изначально именовалась таблицей Пифагора.
В это же время, на шестом десятке лет, он встречает будущую супругу – Феану. Позже она родила ему сына и дочь. По некоторым источникам, жена Пифагора была дочерью его друга, мыслителя Бронтина.
Во время демократического восстания в Кротоне, где находилась школа Пифагора, философ уехал в город Метапонт. Как он погиб, неизвестно. По одной из версий, его убил тот, кому он отказал в проведении оккультического обряда. По другой версии, его убили во время стычек с мятежниками. Считается, что смерть настигла его в возрасте около 90 лет.
Пифагорейский союз
Известность Пифагор получил, проживая в Кротоне. В этот город он попал, желая сбежать от тирании правителя Поликарпа. Здесь он основал Пифагорейский союз, который стал не только философской школой, но и политической и религиозной организацией, которая стремилась влиять на нравственные взгляды современников мыслителя.
Умея привлекать к себе внимание за счет харизмы и незаурядных личных качеств, Пифагор быстро набрал учеников. Он был талантливым политическим оратором и проповедовал высокие нравственные идеи и жизненные принципы.
Будучи мистиком, Пифагор придумал специальные таинства для посвящения новых членов в пифагорейское братство. Пройдя жесткий отбор, новые последователи получали право слушать Пифагора издалека, не задавая никаких вопросов и видя его только через занавес. Их развитие осуществлялось через прослушивание очищающей музыки и аскетическую жизнь. Новички принимали обет молчания, чтобы получить возможность больше думать.
Пифагорейцы придерживались следующих жизненных принципов, которые Пифагор провозглашал как основу нравственности:
- избегание хитростей;
- отсечение невежества от души и болезней – от тела;
- отказ от роскошества;
- пресечение любых ссор.
Добиваться в жизни следовало только трех вещей:
- прекрасного и славного;
- полезного;
- приносящего наслаждение, но наслаждение праведное, а не пошлое.
Пифагор требовал от последователей соблюдения общечеловеческих ценностей, поощряемых и в наши дни различными конфессиями. Был список дел, которые ученики философа должны были делать по утрам:
- чтение стихов;
- выполнение мнемонических упражнений;
- встреча восхода солнца у моря;
- купания и прогулки;
- воздаяние почестей божествам.
В Пифагорейском союзе можно было выучиться психологии и медицине. Там были выработаны методики для развития ума, наблюдательности и памяти. Пифагор считал важным способствовать не только физическому, но и духовному развитию людей. Он выработал понятие «калокагатии», которое означает идеал гармоничного человека, в котором сочетаются прекрасное, или эстетическое, и этическое начала.
Философия Пифагора
Школа пифагорейцев, основанная мыслителем в 6-4 веке до нашей эры, стала главным его наследием. В ней заключены основные постулаты философии Пифагора. Главная идея его философии – в том, что вселенная является «великолепным порядком», или космосом. Весь мир, по мнению пифагорейцев, представляет собой, подчиняющееся закону гармонии и законам чисел, целым. Это целое – упорядоченное.
Сложность в изучении философии Пифагора заключается в том, что мыслитель не вел записи и проводил лекции устно. Большинство данных дошло до наших дней благодаря его последователям.
Пифагорейская философия базируется на двух столпах:
- мистические учения и религия;
- научные знания.
Учение также выделяет категорию двух противоположностей:
- беспредельного;
- предельного.
Первое не может быть единым началом всех вещей, иначе второе не могло бы существовать вовсе. Был составлен список, в который вошли все существующие на планете и в космосе противоположности:
- беспредельное и предельное;
- правое и левое;
- спокойствие и движения;
- светлый цвет и темный;
- один и множество;
- четные и нечетные цифры;
- мужское и женское;
- прямое и кривое;
- квадратное – в форме вытянутого прямоугольника;
- добро и зло.
На стыке перечисленных противоположностей, рождается мировая гармония. Закон, которому подчиняется мироздание, гласит, что измерить и осознать цельность единого со множеством можно только посредством чисел. Числа являют начало всем мерам. В числах сосредоточена звуковая гармония, подчиняющаяся математическим законам.
В философии Пифагора содержатся не только рассуждения о мудрости, но и перечисление жизненных принципов, которые должно иметь каждому человеку. Развивая эту философию, последователи мыслителя занимались математической наукой. Они признали, что все, что в мире существует, имеет математическое начало, выраженное цифрой. Проводится аналогия между нею и материальными вещами. Причем некоторые числа характеризовали качества ума или души человека, другие определяли справедливость.
Пифагор также считал, что его последователи должны вести правильный образ жизни. Нельзя было употреблять продукты животного происхождения, особенно такие внутренности, как сердце – ведь в нем заключена жизнь живого существа. В список запрещенной пищи попали и бобы, потому что легенда гласила, что они созданы при помощи крови Диониса-Загрея. Алкогольные напитки, невежественное поведение и бранные слова тоже были исключены. Так пифагорейцы очищали душу и тело. Описанные принципы не распространялись на тех учеников, которые ставили перед собой целью только изучить точные науки. Принципам следовал лишь круг избранных, «просвещенных» учеников.
Пифагорейское учение о числах
Нумерология является важной частью философии Пифагора и его последователей. Познание природы и смысла чисел мудрец связывал с познанием сути явлений и предметов. Каждая категория бытия получила числовое свойство, в том числе такие явления, как смерть, болезнь, переживание страданий и прочие.
Пифагор первый разделил все числа на четные и нечетные. Он считал, что квадрат любого числа символизирует мирские равенство и справедливость. Смерти он «отдал» число восемь, а девять – постоянству. Женский пол приравнивался им к четным числам, а мужской – к нечетным. Цифра пять принималась за символ брачных уз. С помощью магии чисел он учил определять совместимость влюбленных друг с другом, заглядывать в их будущее.
Зная истинное значение чисел, люди могут влиять на все общество и окружающую действительность. При этом в основе всего – геометрические представления о числах. Так, число «один» является точкой, если к ней добавить еще одну, то между ними можно провести прямую, в то время как три точки могут стать плоскостью. Диагонали правильного пятиугольника образуют пифагорейскую звезду, которая стала символом школы Пифагора.
Такая звезда является символом жизни, потому что очень распространена в живой природе – например, форму звездчатого пятиугольника имеют цветы незабудок и яблонь. Но такой пятиугольник никогда не встречается в явлениях неживой природы. Он защищает живое от окаменения и кристаллизации.
Не только математические построения, но и всю действительность пифагорейцы сводили к числам. Математической окраской, по их мнению, обладали любые политические, социальные, физические и религиозные явления. Можно сказать, что Пифагор философию свел к математике, потому что на ней базируется введенная им система мировоззрения. Все, что можно познать в мире, познается через числа. Соединение с божественным началом возможно только через математические догмы.
Гармония в пифагорейской философии
Представления Пифагора о гармонии находятся в неразрывной связи с учением о числах. Гармонию он видит в делении всего сущего на четное и нечетное. Первое является неограниченным, а второе –ограниченным. Деление начинается с числа «два», а «три» символизирует примирение противоположностей.
Отдельные предметы несовершенны, совершенными они становятся только в единстве со своими противоположностями. Смысл гармонии – в примирении противоположностей, сглаживании несовершенств. Она проявляется в сочетании тонов, которые тоже представлены числами. В соответствии с этим утверждением, Пифагор вывел, что разница в тонах соответствует пропорциям, которые имеет длина струн музыкальных инструментов. Благодаря числам достигается гармония тонов и рождается прекрасная музыка.
Пифагорейское учение о вселенной
Пифагор стал первым, кто ввел слово «космос» в употребление, чтобы обозначить мироздание. Последнему, по мнению философа, были свойственны упорядоченность и симметрия, из которых проистекала красота. Он учил последователей тому, что познать красоту Вселенной дано лишь тем, кто держит в порядке свой собственный макрокосмос, являясь гармоничным человеком и ведя правильную жизнь.
Как и многие другие ионийские мудрецы, пифагорейцы ставили перед собой задачу объяснить, как произошло и устроено мироздание. Поскольку математика была наукой, тщательно ими изучавшейся, они подошли к разгадке этого вопроса ближе, чем их современники.
По мнению Пифагора и его учеников, центр вселенной представляет собой огонь, или монаду, которая равна единице. Этот огонь является первым и важнейшим небесным телом. Благодаря ему, родились другие небесные тела, порядок между которыми поддерживает эта центральная огненная сила. Планеты, находясь в беспредельном пространстве, притягиваются к монаде и таким образом обретают пределы.
Пифагорейцы считали, что вокруг этого огня движутся десять небесных тел в направлении от запада к востоку. Те тела, что находятся ближе к огню, именуются планетами, а расположенные в отдалении – неподвижными звездами. Луна, Земля и Солнце по этой системе отдалены от центра дальше всего.
Ученики школы Пифагора знали, что Земля ежедневно совершает круг. Они считали, что, когда Солнце и Земля оказывались по одну сторону центрального огня, в нашем мире наступал день. Когда же Солнце и Земля были противоположны друг другу, миром правила ночь. В зависимости от пути Солнца на Земле начинаются те или иные времена года.
Пифагор учил, что не только Земля окружена воздухом, но и другие небесные тела. А это означало, что на них также есть флора и фауна.
Гармония сфер
Особняком стоит теория Пифагора о гармонии сфер. Под ней философ подразумевал музыкальное звучание, присущее небесным телам, и музыкально-математические закономерности в космическом устройстве.
Пифагор говорил, что все небесные тела закреплены за невидимыми сферами и вращаются так же, как они. У каждого небесного тела есть своя сфера, первые семь сфер соответствуют семи планетам, а восьмая – неподвижным звездам. При вращении сферы производят прекрасную гармоничную музыку, которая и получила название «гармония сфер».
Пифагорейцы считали, что человеческое ухо невосприимчиво к этой музыке, потому что слышит ее с рождения и слишком привыкло к ней.
Через гармонию сфер объяснялась числовая природа мира. Пифагор утверждал, что душа человека, как и космос, гармонична, поэтому умение слышать музыку небесных сфер может стать лечебным для духа. Последователи мыслителя – например, Платон – усложнили это учение. Благодаря им, теория пережила античный мир и вошла в средневековые и западноевропейские учения об эстетике музыки.
Многие поэты и даже астрологи до нового времени верили в гармонию сфер и посвящали ей свои труды.
Пифагорейское учение о переселении душ
Философия Пифагора говорит, что душа заключена в телесную оболочку за совершенные грехи. Но, пока не разлучится с ним, душа любит тело и способна получать мирские впечатления лишь благодаря ему.
При смерти она освобождается из этой тюрьмы и открывает жизнь бестелесную, отправившись в лучший мир.
Лучший мир доступен только душам, которые установили при телесной жизни в себе достоинство и гармонию. Если человек прожил нечистую и негармоничную жизнь, его душа вернется обратно на землю и будет странствовать по телам зверей и людей, пока не достигнет гармонии.
Подобно восточным теориям, пифагорейская считает, что земная жизнь дана душе, чтобы та очистилась и подготовилась для другой жизни. Чтобы это произошло, человек при жизни должен соблюдать заповеди и принципы, заключающиеся в рекомендациях касательно правильного питания и нравственной жизни. Существовали также правила по захоронению умерших и те, которые регламентировали вид одежды для молитв.
Очищенная душа попадала в царство Аполлона, куда не было дороги негармоничному, нечистому и беспорядочному. Сокращению странствий души можно было способствовать путем проведения таинственных обрядов после смерти человека.
Сам Пифагор утверждал, что может узнать душу умершего в новом теле, если он знал его при жизни.
Философия Пифагора неоднозначна и полна мистики, но многие его открытия до сих пор остаются актуальными и признаются современными учеными верными.
mystroimmir.ru
Философия Пифагора кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Философия Пифагора кратко
Если кратко говорить о философии Пифагора, то главным его философским наследием была школа пифагорейцев:
Пифагорейцы (Пифагорейская школа, Пифагорейский союз) — религиозно-философская школа, которую основал Пифагор в 6-4 вв. до нашей эры, на территории Древней Греции.
Философия Пифагора.
Одним из первых мыслителей, назвавшим себя философом (с греческого «любителем мудрости»), по легенде был именно Пифагор. Также считается, что именно он назвал вселенную «прекрасным порядком»- космосом. Пифагорейская философия в целом, рассматривала мир, как упорядоченное целое, которое подчиняется законам чисел и гармонии.
Основой учения пифагорейской школы была категория двух противоположностей: предельное и беспредельное. В качестве единого начала для вещей, «беспредельное» выступать не может, в противном случае, любое «предельное» было бы немыслимо. Однако и наличие «предельного» предполагает наличие того, что определено им. Исходя из этого, Филолаем был сделан вывод о том, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём».
Учениками Пифагора была составлена таблица, включавшая в себя десять противоположностей.
предельное — беспредельное
• нечётность — чётность
• единица — множество
• правое — левое
• мужское начало — женское начало
• спокойствие — движение
• прямота — кривизна
• светлое — темное
• доброе — злое
• квадрат — вытянутый прямоугольник
Закон мироздания заключен в мировой гармонии. Мировая гармония- есть единое во множестве и множество в единстве. Каким образом можно осознать эту истину? Число — вот непосредственный ответ на этот вопрос. Именно оно-начало любой меры.
Число является принципом гармонии звука, что демонстрируют нам опыты над монохордом. Звуковая гармония, в вою очередь, определяется законами математики.
Философия Пифагора, кратко можно сказать, что это — не просто любовь к мудрости и рассуждениям, но также особый свод жизненных принципов.
Ученики Пифагора, взявшись за изучение математики, первыми способствовали её развитию. Ими было признано математическое начало всего существующего в мире. Числа, согласно их учению – первое из начал. Среди таких начал, естественно, первейшими являются числа. Ими усматривалось в числах множество аналогий с материальными предметами. Какое-то свойство чисел воспринималось ими как справедливость, другое- в качестве души или разума, третье- в качестве удобного случая.
Исходя из вышесказанного, числа Пифагора обладают не только количественным значением. Для последователей Пифагора, числа- это та сила, суммирующая частное в целое, и придающая ему определенные свойства. Число 1- есть объединение, число 2- разделение, 4 – является корнем и источником для всего числа.
antiquehistory.ru