Конспект урока для 6 класса "Христианская церковь в раннее Средневековье"

  1. Система управления франкским королевством. (на доске)

  2. Что такое «Салическая правда» и каково ее значение.

  3. Какую веру принял Хлодвиг и какое это имело значение.

  4. Почему королевство франков оказалось самым прочным по сравнению с другими германскими королевствам?

— раздача земель (закрепление на земле, укрепление власти Хлодвига)

— система управления, основанная на сильной королевской власти (у остготов – римское право, сенат)

— создание письменного сборника законов

— принятие христианства по римскому образцу.

«Узнай по описанию»: 1. Защитник римской традиции, привлекший к себе на службу римлян и стремившийся прекратить распри между германцами и римлянами.

2. Хитрый завоеватель, в юном возрасте познавший силу власти и стремившийся к ней даже ценой жизни ближайших родственников.

Сегодня мы поговорим о христианской церкви, которая в Средние века приобретает огромное влияние. Тема урока: Христианская церковь в раннее Средневековье.

План:

  1. Как верить?

  2. Ереси.

  3. Устройство церкви.

  4. Монашество.

В конце урока мы должны будем ответить на главный вопрос: Какие перемены произошли в христианской церкви в ранее Средневековье?

Как вы помните, первые три века христианства были временем жестоких гонений на его последователей. Лишь в 313 году император Константин Великий разрешил свободно исповедовать христианство на всей территории империи. С конца 4 века христианство становится единственно разрешенной религией империи. Но позиции христианской церкви ослаблялись тем, что в этом учении было много неясного, слова апостолов истолковывались по-разному, возникали споры. Все это мешало сплочению общества вокруг церкви.

Огромное влияние на установление чистоты библейского вероучения оказали богословы. Самые выдающиеся из них, их еще называют отцы церкви, это Августин, Иероним и Иоанн Златоуст. Все они были причислены к лику святых. Святой Иероним известен еще своим переводом Библии с греческого на латынь, что сделало эту священную книгу доступной для всех жителей империи.

Для решения наиболее важных и спорных вопросов о христианском вероучении созывались соборы (т.е. собрание), в которых участвовали епископы и богословы. На соборах утверждались догматы – наиболее важные положения вероучения. Первые два собора – Никейский (325 год) и Константинопольский (381 год) свели наиболее важные догматы христианства в краткий Символ веры (схему записать), которым верующие пользуются до сих пор. Если вы ходите в церковь, то он вам несомненно знаком: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли…и т.д.»

Учение, которое соответствовало решениям соборов и Символу веры, получило название ортодоксальное, т.е. правоверное. Церковь же стала называть себя католической, т.е. всеобщей. Церковь становится тем стержнем, которого не хватало формирующемуся средневековому обществу. Позже, когда в христианской церкви произошел раскол, церковь Востока стала именоваться православной, а Запада – католической.

Но Никейский собор не установил единства в понимании христианами догматов веры. Все равно появлялись новые учения. Отвергнутые на соборах учения стали называть ересями, а тех, кто их придерживался – еретиками.

Ересь – вероучение, отклонившееся от догматов христианства и официально осужденное церковью. Самой распространенной ересью в то время было уже известное нам арианство. Расхождение с ортодоксальным христианством в том, что Иисус Христос признавался не равным Богу-отцу, а лишь подобным ему. Т.о. образом отрицался один из важных догматов – учение о Троице.

Одновременно с вероучением складывалась и церковная организация. Служители церкви назывались духовенство. Духовенство делилось на белое и черное. Сначала поговорим о белом. Все церковные звания белого духовенства составляли церковную иерархию (расположение званий и чинов в порядке от высшего к низшему). Давайте составим схему, учтем что церковная иерархия отличалась на Востоке и Западе. Нижняя ступень – дьяконы, они помогали священникам. У каждого священника был свой приход, состоящий из жителей деревень или городских кварталов. Священник проводил службы и исполнял церковные обряды. Несколько приходов составляли епископство. На Западе следующей ступенью был архиепископ, на Востоке – митрополит. Вершину иерархии на христианском Востоке возглавляли 4

патриарха. Центры патриархатов находились в Константинополе, Иерусалиме, Александрии и Антиохии. На Западе наибольшее влияние имел епископ Рима – папа Римский. Первым епископом Рима считался апостол Петр, а папы – его законные приемники. А Рим называли городом святого Петра. Церковная иерархия считалась земным отражением иерархии сил небесных, поэтому беспрекословное подчинение низших высшим считалось в церкви исполнением воли Божьей; послушание и дисциплина в церкви подчас превосходили воинскую.

Какие были доходы у церкви? Все прихожане платили налог на содержание церкви – церковную десятину, т.е. десятую часть урожая, а позже и других доходов. Таким образом, что было источником богатств церкви?

Второй частью духовенства было черное духовенство – монашество (от греч. Монахос – одинокий). Так называли людей, бежавших от повседневной мирской суеты, чтобы молиться и готовиться к вечной жизни. Как вы думаете, почему люди становились монахами? В Средние века жизнь потерять было гораздо легче, чем теперь; люди жили рядом со смертью и постоянно ощущали зыбкость земного существования. Христианство давало веру в жизнь вечную, однако приносило с собой не только надежду на вечное спасение в раю, но и страх вечных адских мук, спастись от которых смогут только живущие праведно. Посвятив себя Богу и добровольно отказавшись от радостей жизни, монахи приобретали особое положение в обществе; считалось, что их молитвы имеют такую силу, что позволяют замаливать как свои, так и чужие грехи.

Одни монахи селились в одиночестве, их называли отшельниками, другие – совместно, основывали свою обитель. Монашество возникло на Востоке – в Сирии, Палестине и Египте. Вскоре оно появилось и на Западе, и большую роль здесь сыграл святой Бенедикт, который основал монашеский орден, позже названный его именем. Бенедикт создал для него устав, т.е правила монашеской жизни.

В уставе говорилось о необходимости беспрекословного послушания и отказа от всякой собственности. Определялись часы для физического труда, молитв, чтения книг, отдыха и сна. Этот устав не требовал чрезмерного аскетизма и со временем распространился по всей Европе, где возникла целая сеть монастырей. Самые крупные назывались аббатствами, а их настоятели – аббатами. (Аскетизм — ограничение жизненных благ и удовольствий ради достижения нравственного совершенства и приближения к Богу).

Постепенно монастыри приобретали огромные богатства и влияние. Они становились центрами хранения, переработки и развития знаний. При них создавались школы, библиотеки, а также мастерские по переписке книг – скриптории.

Таким образом, церковь сыграла огромную роль в возникновении и развитии средневековой культуры.

Теперь вернемся к главному вопросу сегодняшнего урока: какие перемены произошли в христианской церкви в раннее Средневековье?

— стали созываться соборы для обсуждения вопросов веры

— был принят Символ веры, в котором были закреплены все важнейшие догматы христианства

— появилась церковная иерархия

— налог на содержание церкви

— монашество

Д.З. § 2.

globuss24.ru

Конспект урока для 6 класса "Христианская церковь в раннее Средневековье"

  1. Система управления франкским королевством. (на доске)

  2. Что такое «Салическая правда» и каково ее значение.

  3. Какую веру принял Хлодвиг и какое это имело значение.

  4. Почему королевство франков оказалось самым прочным по сравнению с другими германскими королевствам?

- раздача земель (закрепление на земле, укрепление власти Хлодвига)

- система управления, основанная на сильной королевской власти (у остготов – римское право, сенат)

- создание письменного сборника законов

- принятие христианства по римскому образцу.

«Узнай по описанию»: 1. Защитник римской традиции, привлекший к себе на службу римлян и стремившийся прекратить распри между германцами и римлянами.

2. Хитрый завоеватель, в юном возрасте познавший силу власти и стремившийся к ней даже ценой жизни ближайших родственников.

Сегодня мы поговорим о христианской церкви, которая в Средние века приобретает огромное влияние. Тема урока: Христианская церковь в раннее Средневековье.

План:

  1. Как верить?

  2. Ереси.

  3. Устройство церкви.

  4. Монашество.

В конце урока мы должны будем ответить на главный вопрос: Какие перемены произошли в христианской церкви в ранее Средневековье?

Как вы помните, первые три века христианства были временем жестоких гонений на его последователей. Лишь в 313 году император Константин Великий разрешил свободно исповедовать христианство на всей территории империи. С конца 4 века христианство становится единственно разрешенной религией империи. Но позиции христианской церкви ослаблялись тем, что в этом учении было много неясного, слова апостолов истолковывались по-разному, возникали споры. Все это мешало сплочению общества вокруг церкви.

Огромное влияние на установление чистоты библейского вероучения оказали богословы. Самые выдающиеся из них, их еще называют отцы церкви, это Августин, Иероним и Иоанн Златоуст. Все они были причислены к лику святых. Святой Иероним известен еще своим переводом Библии с греческого на латынь, что сделало эту священную книгу доступной для всех жителей империи.

Для решения наиболее важных и спорных вопросов о христианском вероучении созывались соборы (т.е. собрание), в которых участвовали епископы и богословы. На соборах утверждались догматы – наиболее важные положения вероучения. Первые два собора – Никейский (325 год) и Константинопольский (381 год) свели наиболее важные догматы христианства в краткий Символ веры (схему записать), которым верующие пользуются до сих пор. Если вы ходите в церковь, то он вам несомненно знаком: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли…и т.д.»

Учение, которое соответствовало решениям соборов и Символу веры, получило название ортодоксальное, т.е. правоверное. Церковь же стала называть себя католической, т.е. всеобщей. Церковь становится тем стержнем, которого не хватало формирующемуся средневековому обществу. Позже, когда в христианской церкви произошел раскол, церковь Востока стала именоваться православной, а Запада – католической.

Но Никейский собор не установил единства в понимании христианами догматов веры. Все равно появлялись новые учения. Отвергнутые на соборах учения стали называть ересями, а тех, кто их придерживался – еретиками.

Ересь – вероучение, отклонившееся от догматов христианства и официально осужденное церковью. Самой распространенной ересью в то время было уже известное нам арианство. Расхождение с ортодоксальным христианством в том, что Иисус Христос признавался не равным Богу-отцу, а лишь подобным ему. Т.о. образом отрицался один из важных догматов – учение о Троице.

Одновременно с вероучением складывалась и церковная организация. Служители церкви назывались духовенство. Духовенство делилось на белое и черное. Сначала поговорим о белом. Все церковные звания белого духовенства составляли церковную иерархию (расположение званий и чинов в порядке от высшего к низшему). Давайте составим схему, учтем что церковная иерархия отличалась на Востоке и Западе. Нижняя ступень – дьяконы, они помогали священникам. У каждого священника был свой приход, состоящий из жителей деревень или городских кварталов. Священник проводил службы и исполнял церковные обряды. Несколько приходов составляли епископство. На Западе следующей ступенью был архиепископ, на Востоке – митрополит. Вершину иерархии на христианском Востоке возглавляли 4

патриарха. Центры патриархатов находились в Константинополе, Иерусалиме, Александрии и Антиохии. На Западе наибольшее влияние имел епископ Рима – папа Римский. Первым епископом Рима считался апостол Петр, а папы – его законные приемники. А Рим называли городом святого Петра. Церковная иерархия считалась земным отражением иерархии сил небесных, поэтому беспрекословное подчинение низших высшим считалось в церкви исполнением воли Божьей; послушание и дисциплина в церкви подчас превосходили воинскую.

Какие были доходы у церкви? Все прихожане платили налог на содержание церкви – церковную десятину, т.е. десятую часть урожая, а позже и других доходов. Таким образом, что было источником богатств церкви?

Второй частью духовенства было черное духовенство – монашество (от греч. Монахос – одинокий). Так называли людей, бежавших от повседневной мирской суеты, чтобы молиться и готовиться к вечной жизни. Как вы думаете, почему люди становились монахами? В Средние века жизнь потерять было гораздо легче, чем теперь; люди жили рядом со смертью и постоянно ощущали зыбкость земного существования. Христианство давало веру в жизнь вечную, однако приносило с собой не только надежду на вечное спасение в раю, но и страх вечных адских мук, спастись от которых смогут только живущие праведно. Посвятив себя Богу и добровольно отказавшись от радостей жизни, монахи приобретали особое положение в обществе; считалось, что их молитвы имеют такую силу, что позволяют замаливать как свои, так и чужие грехи.

Одни монахи селились в одиночестве, их называли отшельниками, другие – совместно, основывали свою обитель. Монашество возникло на Востоке – в Сирии, Палестине и Египте. Вскоре оно появилось и на Западе, и большую роль здесь сыграл святой Бенедикт, который основал монашеский орден, позже названный его именем. Бенедикт создал для него устав, т.е правила монашеской жизни.

В уставе говорилось о необходимости беспрекословного послушания и отказа от всякой собственности. Определялись часы для физического труда, молитв, чтения книг, отдыха и сна. Этот устав не требовал чрезмерного аскетизма и со временем распространился по всей Европе, где возникла целая сеть монастырей. Самые крупные назывались аббатствами, а их настоятели – аббатами. (Аскетизм - ограничение жизненных благ и удовольствий ради достижения нравственного совершенства и приближения к Богу).

Постепенно монастыри приобретали огромные богатства и влияние. Они становились центрами хранения, переработки и развития знаний. При них создавались школы, библиотеки, а также мастерские по переписке книг – скриптории.

Таким образом, церковь сыграла огромную роль в возникновении и развитии средневековой культуры.

Теперь вернемся к главному вопросу сегодняшнего урока: какие перемены произошли в христианской церкви в раннее Средневековье?

- стали созываться соборы для обсуждения вопросов веры

- был принят Символ веры, в котором были закреплены все важнейшие догматы христианства

- появилась церковная иерархия

- налог на содержание церкви

- монашество

Д.З. § 2.

doc4web.ru

Презентация по истории 6 класс "Христианская церковь в раннее Средневековье"

Милагина Марина Васильевна

МОУ «Шестаковская ООШ»

Волоколамского района

Московской области

Положение христиан в Риме до императора Константина

Христиане, гонимые властями, молились скрытно в пещерах и катакомбах.

В 313 году Константин издал указ, разрешающий христианам открыто молиться и строить храмы.

Император Константин и его мать Елена

Православная икона

Хлодвиг и его дружина приняли христианство, а за ними – о все остальные франки.

Почему?

  • Христианская церковь быстро богатела.

2. Вера в единого Бога сплачивала людей.

  • Церковь укрепляла авторитет правителей.

стр. 21

Крещение Хлодвига в 498 году

С принятием христианства в Западной Европе распространился латинская письменность, на латинском языке велось богослужение.

Организация христианской церкви

Папа римский – преемник апостола Петра, которому, по преданию, были вручены ключи от рая. Папа – глава всей церкви.

Епископы управляли делами церкви.

Аббаты руководили монастырями.

Священники вели богослужения и читали проповеди (наставления верующим, как жить по законам Божьим).

Духовенство

Миряне

Население Западной Европы

Христианские обители

В обителях жили монахи (монах с греч. – одинокий).

Монахи – черное духовенство по цвету одежды.

Монастырь – община монахов.

Дворик

Стена

Монастырь

Мастерские амбары, сад, огород, конюшни, птичник, аптека, приют для странников, помещения для даров и раздачи милостыни, больницы.

Келья – жилая комната монаха.

Трапезная – столовая

Монастырское кладбище

Во Франкском государстве было основано 250 монастырей.

Постепенно они стали крупными землевладельцами.

Население деревень содержало монастырь и его обитателей.

Долгое время в Западной Европе грамотными были только служители церкви, и то не все. В монастырях создавались скриптории – мастерские по переписке рукописей.

Книги писали на пергамене – кожа молодых телят или ягнят.

На изготовление Библии требовались шкуры 300 телят.

Над рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей:

- писали текст каллиграфическим (красивым) почерком;

- украшали заглавные буквы – инициалы;

- вписывали живописные сцены – миниатюры;

- делали заставки и орнамент.

Книг было мало и стоили они очень дорого.

Средневековая книга

Обложка средневековой книги

Монастырская библиотека

В соборной школе

  • Не было деления на классы.
  • Обучение велось на латинском языке.
  • В школьное образование входили «семь свободных искусств»:

- тривиум: грамматика, риторика, диалектика;

- квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

4. Освоив эти науки можно было изучать «царицу наук» - богословие.

В XI веке монахам и священникам было запрещено вступать в брак, обзаводиться семьёй и иметь детей.

Как вы думаете, почему?

В средние века языком обучения был долгое время латинский язык: на нём обучали в школе, вели дела в суде, читали молитвы в церкви.

К чему это могло привести?

В конце XIII века в Европе были изобретены очки.

О чём говорит этот факт?

В средние века появилась поговорка: «Прочитал книгу от доски до доски».

С чем связано появление этой поговорки?

Домашнее задание:

Стр. 21, 24 – 26, 26 (пункт 5) пересказ

multiurok.ru

Конспект урока для 6 класса "Христианская церковь в раннее Средневековье" - VEKOR.RU

  1. Система управления франкским королевством. (на доске)

  2. Что такое «Салическая правда» и каково ее значение.

  3. Какую веру принял Хлодвиг и какое это имело значение.

  4. Почему королевство франков оказалось самым прочным по сравнению с другими германскими королевствам?

— раздача земель (закрепление на земле, укрепление власти Хлодвига)

— система управления, основанная на сильной королевской власти (у остготов – римское право, сенат)

— создание письменного сборника законов

— принятие христианства по римскому образцу.

«Узнай по описанию»: 1. Защитник римской традиции, привлекший к себе на службу римлян и стремившийся прекратить распри между германцами и римлянами.

2. Хитрый завоеватель, в юном возрасте познавший силу власти и стремившийся к ней даже ценой жизни ближайших родственников.

Сегодня мы поговорим о христианской церкви, которая в Средние века приобретает огромное влияние. Тема урока: Христианская церковь в раннее Средневековье.

План:

  1. Как верить?

  2. Ереси.

  3. Устройство церкви.

  4. Монашество.

В конце урока мы должны будем ответить на главный вопрос: Какие перемены произошли в христианской церкви в ранее Средневековье?

Как вы помните, первые три века христианства были временем жестоких гонений на его последователей. Лишь в 313 году император Константин Великий разрешил свободно исповедовать христианство на всей территории империи. С конца 4 века христианство становится единственно разрешенной религией империи. Но позиции христианской церкви ослаблялись тем, что в этом учении было много неясного, слова апостолов истолковывались по-разному, возникали споры. Все это мешало сплочению общества вокруг церкви.

Огромное влияние на установление чистоты библейского вероучения оказали богословы. Самые выдающиеся из них, их еще называют отцы церкви, это Августин, Иероним и Иоанн Златоуст. Все они были причислены к лику святых. Святой Иероним известен еще своим переводом Библии с греческого на латынь, что сделало эту священную книгу доступной для всех жителей империи.

Для решения наиболее важных и спорных вопросов о христианском вероучении созывались соборы (т.е. собрание), в которых участвовали епископы и богословы. На соборах утверждались догматы – наиболее важные положения вероучения. Первые два собора – Никейский (325 год) и Константинопольский (381 год) свели наиболее важные догматы христианства в краткий Символ веры (схему записать), которым верующие пользуются до сих пор. Если вы ходите в церковь, то он вам несомненно знаком: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли…и т.д.»

Учение, которое соответствовало решениям соборов и Символу веры, получило название ортодоксальное, т.е. правоверное. Церковь же стала называть себя католической, т.е. всеобщей. Церковь становится тем стержнем, которого не хватало формирующемуся средневековому обществу. Позже, когда в христианской церкви произошел раскол, церковь Востока стала именоваться православной, а Запада – католической.

Но Никейский собор не установил единства в понимании христианами догматов веры. Все равно появлялись новые учения. Отвергнутые на соборах учения стали называть ересями, а тех, кто их придерживался – еретиками. Ересь – вероучение, отклонившееся от догматов христианства и официально осужденное церковью. Самой распространенной ересью в то время было уже известное нам арианство. Расхождение с ортодоксальным христианством в том, что Иисус Христос признавался не равным Богу-отцу, а лишь подобным ему. Т.о. образом отрицался один из важных догматов – учение о Троице.

Одновременно с вероучением складывалась и церковная организация. Служители церкви назывались духовенство. Духовенство делилось на белое и черное. Сначала поговорим о белом. Все церковные звания белого духовенства составляли церковную иерархию (расположение званий и чинов в порядке от высшего к низшему). Давайте составим схему, учтем что церковная иерархия отличалась на Востоке и Западе. Нижняя ступень – дьяконы, они помогали священникам. У каждого священника был свой приход, состоящий из жителей деревень или городских кварталов. Священник проводил службы и исполнял церковные обряды. Несколько приходов составляли епископство. На Западе следующей ступенью был архиепископ, на Востоке – митрополит. Вершину иерархии на христианском Востоке возглавляли 4 патриарха. Центры патриархатов находились в Константинополе, Иерусалиме, Александрии и Антиохии. На Западе наибольшее влияние имел епископ Рима – папа Римский. Первым епископом Рима считался апостол Петр, а папы – его законные приемники. А Рим называли городом святого Петра. Церковная иерархия считалась земным отражением иерархии сил небесных, поэтому беспрекословное подчинение низших высшим считалось в церкви исполнением воли Божьей; послушание и дисциплина в церкви подчас превосходили воинскую.

Какие были доходы у церкви? Все прихожане платили налог на содержание церкви – церковную десятину, т.е. десятую часть урожая, а позже и других доходов. Таким образом, что было источником богатств церкви?

Второй частью духовенства было черное духовенство – монашество (от греч. Монахос – одинокий). Так называли людей, бежавших от повседневной мирской суеты, чтобы молиться и готовиться к вечной жизни. Как вы думаете, почему люди становились монахами? В Средние века жизнь потерять было гораздо легче, чем теперь; люди жили рядом со смертью и постоянно ощущали зыбкость земного существования. Христианство давало веру в жизнь вечную, однако приносило с собой не только надежду на вечное спасение в раю, но и страх вечных адских мук, спастись от которых смогут только живущие праведно. Посвятив себя Богу и добровольно отказавшись от радостей жизни, монахи приобретали особое положение в обществе; считалось, что их молитвы имеют такую силу, что позволяют замаливать как свои, так и чужие грехи.

Одни монахи селились в одиночестве, их называли отшельниками, другие – совместно, основывали свою обитель. Монашество возникло на Востоке – в Сирии, Палестине и Египте. Вскоре оно появилось и на Западе, и большую роль здесь сыграл святой Бенедикт, который основал монашеский орден, позже названный его именем. Бенедикт создал для него устав, т.е правила монашеской жизни.

В уставе говорилось о необходимости беспрекословного послушания и отказа от всякой собственности. Определялись часы для физического труда, молитв, чтения книг, отдыха и сна. Этот устав не требовал чрезмерного аскетизма и со временем распространился по всей Европе, где возникла целая сеть монастырей. Самые крупные назывались аббатствами, а их настоятели – аббатами. (Аскетизм — ограничение жизненных благ и удовольствий ради достижения нравственного совершенства и приближения к Богу).

Постепенно монастыри приобретали огромные богатства и влияние. Они становились центрами хранения, переработки и развития знаний. При них создавались школы, библиотеки, а также мастерские по переписке книг – скриптории.

Таким образом, церковь сыграла огромную роль в возникновении и развитии средневековой культуры.

Теперь вернемся к главному вопросу сегодняшнего урока: какие перемены произошли в христианской церкви в раннее Средневековье?

— стали созываться соборы для обсуждения вопросов веры

— был принят Символ веры, в котором были закреплены все важнейшие догматы христианства

— появилась церковная иерархия

— налог на содержание церкви

— монашество

Д.З. § 2.

vekor.ru

ПЛАН — КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ : ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ


6класс
ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Цель: показать процесс превращения церкви в могущест-венную политическую и экономическую организацию.
Основные понятия и термины: священник, проповедь,вера, архиепископ, папа, духовенство, миряне, монастырь, мо-нах, обет, аббат, трапезная, келья, грехи, Папская область.
Ход урокаI. Проверка домашнего задания.
П. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.  Значение принятия христианства Хлодвигом и франками.
2.  Духовенство и миряне.
3.  Организация монастырей.
4.  Возникновение Папской области.
1.  Значение принятия христианства Хлодвигом и фран-ками.
Учащимся необходимо вспомнить, почему Хлодвиг и франкиприняли христианство. Выслушав ответы, учитель подводит уча-щихся к следующим выводам:
•  Принятие христианства усиливало власть Хлодвига над за-воеванным христианским населением Галлии.
•  Следовательно, Хлодвиг покровительствовал церкви, охра-нял ее богатства, дарил ей земли. Церковь укрепляла власть Хло-двига. Руководители церкви были советниками короля.
• Постепенно сформировалась внутренняя организация церкви.
2.  Духовенство и миряне.
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Организацияхристианской церкви» .Все служители церкви составляли особый слой населения -духовенство.
Все, кто не входил в церковную организацию, то есть жили в«миру», относились к мирянам.
Христианская церковь - мощная организация. В каждом горо-де, деревне был построен храм, в котором велось богослужение, со-вершались таинства церкви, священники выступали с проповедями.
3. Организация монастырей.
Франкские короли поддерживали христианскую церковь, за-ботились о ее благосостоянии, покровительствовали монастырям.К концу VIII века было основано примерно 250 монастырей.
Учитель привлекает внимание учащихся к с. 25, где представленмакет монастыря IX века.
На территории монастыря помещались гостиница, школа длябудущих монахов, дом аббата, больница, церковь, амбар, бани,мастерские, трапезная и другие постройки. Монастырь отделен отвнешнего мира стеной.
Кто мог в раннее Средневековье стать монахом?
Монах (в переводе - «одинокий»). Первоначально глубоковерующие христиане уединялись с целью посвятить свою жизньслужению Богу. Они уходили далеко от мирской жизни - в пусты-ни, непроходимые леса. Намного позднее они стали объединяться вгруппы и жить в специальных поселениях - монастырях.
Первый монастырь в Западной Европе был основан СвятымБенедиктом в Монтекассино. Он разработал монастырский устав.Западная церковь требовала от монахов соблюдения обетов - бедности, послушания и целомудрия. Монастыри были на протяжениивеков центрами просвещения. Монастырские школы готовили свя-щеннослужителей .
Для христианской церкви одним из значимых был вопрос оботношении к мирской власти.
В 413 году Аврелий Августин начинает писать знаменитоепроизведение «О Граде Божьем».
Августин представил историю человечества как борьбу пра-ведников и грешников.
Праведники составляют Град Божий;
Грешники образуют Град Земной.
В земной жизни все перемешано, и только церковь близка квоплощению Града Божьего. Августин отводит церкви роль выс-шего арбитра в деле веры, управления государством. Земная властьтоже исходит от Бога, но находится ниже церкви и всегда стремит-ся к обогащению. Значит, светская власть обязана беспрекословноподчиняться духовному руководству церкви.
4. Организация мон

profhelp.net

Конспект урока для 6 класса "Христианская церковь в раннее Средневековье"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 6 класса "Христианская церковь в раннее Средневековье" для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

  1. Система управления франкским королевством. (на доске)

  2. Что такое «Салическая правда» и каково ее значение.

  3. Какую веру принял Хлодвиг и какое это имело значение.

  4. Почему королевство франков оказалось самым прочным по сравнению с другими германскими королевствам?

- раздача земель (закрепление на земле, укрепление власти Хлодвига)

- система управления, основанная на сильной королевской власти (у остготов – римское право, сенат)

- создание письменного сборника законов

- принятие христианства по римскому образцу.

«Узнай по описанию»: 1. Защитник римской традиции, привлекший к себе на службу римлян и стремившийся прекратить распри между германцами и римлянами.

2. Хитрый завоеватель, в юном возрасте познавший силу власти и стремившийся к ней даже ценой жизни ближайших родственников.

Сегодня мы поговорим о христианской церкви, которая в Средние века приобретает огромное влияние. Тема урока: Христианская церковь в раннее Средневековье.

План:

  1. Как верить?

  2. Ереси.

  3. Устройство церкви.

  4. Монашество.

В конце урока мы должны будем ответить на главный вопрос: Какие перемены произошли в христианской церкви в ранее Средневековье?

Как вы помните, первые три века христианства были временем жестоких гонений на его последователей. Лишь в 313 году император Константин Великий разрешил свободно исповедовать христианство на всей территории империи. С конца 4 века христианство становится единственно разрешенной религией империи. Но позиции христианской церкви ослаблялись тем, что в этом учении было много неясного, слова апостолов истолковывались по-разному, возникали споры. Все это мешало сплочению общества вокруг церкви.

Огромное влияние на установление чистоты библейского вероучения оказали богословы. Самые выдающиеся из них, их еще называют отцы церкви, это Августин, Иероним и Иоанн Златоуст. Все они были причислены к лику святых. Святой Иероним известен еще своим переводом Библии с греческого на латынь, что сделало эту священную книгу доступной для всех жителей империи.

Для решения наиболее важных и спорных вопросов о христианском вероучении созывались соборы (т.е. собрание), в которых участвовали епископы и богословы. На соборах утверждались догматы – наиболее важные положения вероучения. Первые два собора – Никейский (325 год) и Константинопольский (381 год) свели наиболее важные догматы христианства в краткий Символ веры (схему записать), которым верующие пользуются до сих пор. Если вы ходите в церковь, то он вам несомненно знаком: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли…и т.д.»

Учение, которое соответствовало решениям соборов и Символу веры, получило название ортодоксальное, т.е. правоверное. Церковь же стала называть себя католической, т.е. всеобщей. Церковь становится тем стержнем, которого не хватало формирующемуся средневековому обществу. Позже, когда в христианской церкви произошел раскол, церковь Востока стала именоваться православной, а Запада – католической.

Но Никейский собор не установил единства в понимании христианами догматов веры. Все равно появлялись новые учения. Отвергнутые на соборах учения стали называть ересями, а тех, кто их придерживался – еретиками. Ересь – вероучение, отклонившееся от догматов христианства и официально осужденное церковью. Самой распространенной ересью в то время было уже известное нам арианство. Расхождение с ортодоксальным христианством в том, что Иисус Христос признавался не равным Богу-отцу, а лишь подобным ему. Т.о. образом отрицался один из важных догматов – учение о Троице.

Одновременно с вероучением складывалась и церковная организация. Служители церкви назывались духовенство. Духовенство делилось на белое и черное. Сначала поговорим о белом. Все церковные звания белого духовенства составляли церковную иерархию (расположение званий и чинов в порядке от высшего к низшему). Давайте составим схему, учтем что церковная иерархия отличалась на Востоке и Западе. Нижняя ступень – дьяконы, они помогали священникам. У каждого священника был свой приход, состоящий из жителей деревень или городских кварталов. Священник проводил службы и исполнял церковные обряды. Несколько приходов составляли епископство. На Западе следующей ступенью был архиепископ, на Востоке – митрополит. Вершину иерархии на христианском Востоке возглавляли 4 патриарха. Центры патриархатов находились в Константинополе, Иерусалиме, Александрии и Антиохии. На Западе наибольшее влияние имел епископ Рима – папа Римский. Первым епископом Рима считался апостол Петр, а папы – его законные приемники. А Рим называли городом святого Петра. Церковная иерархия считалась земным отражением иерархии сил небесных, поэтому беспрекословное подчинение низших высшим считалось в церкви исполнением воли Божьей; послушание и дисциплина в церкви подчас превосходили воинскую.

Какие были доходы у церкви? Все прихожане платили налог на содержание церкви – церковную десятину, т.е. десятую часть урожая, а позже и других доходов. Таким образом, что было источником богатств церкви?

Второй частью духовенства было черное духовенство – монашество (от греч. Монахос – одинокий). Так называли людей, бежавших от повседневной мирской суеты, чтобы молиться и готовиться к вечной жизни. Как вы думаете, почему люди становились монахами? В Средние века жизнь потерять было гораздо легче, чем теперь; люди жили рядом со смертью и постоянно ощущали зыбкость земного существования. Христианство давало веру в жизнь вечную, однако приносило с собой не только надежду на вечное спасение в раю, но и страх вечных адских мук, спастись от которых смогут только живущие праведно. Посвятив себя Богу и добровольно отказавшись от радостей жизни, монахи приобретали особое положение в обществе; считалось, что их молитвы имеют такую силу, что позволяют замаливать как свои, так и чужие грехи.

Одни монахи селились в одиночестве, их называли отшельниками, другие – совместно, основывали свою обитель. Монашество возникло на Востоке – в Сирии, Палестине и Египте. Вскоре оно появилось и на Западе, и большую роль здесь сыграл святой Бенедикт, который основал монашеский орден, позже названный его именем. Бенедикт создал для него устав, т.е правила монашеской жизни.

В уставе говорилось о необходимости беспрекословного послушания и отказа от всякой собственности. Определялись часы для физического труда, молитв, чтения книг, отдыха и сна. Этот устав не требовал чрезмерного аскетизма и со временем распространился по всей Европе, где возникла целая сеть монастырей. Самые крупные назывались аббатствами, а их настоятели – аббатами. (Аскетизм - ограничение жизненных благ и удовольствий ради достижения нравственного совершенства и приближения к Богу).

Постепенно монастыри приобретали огромные богатства и влияние. Они становились центрами хранения, переработки и развития знаний. При них создавались школы, библиотеки, а также мастерские по переписке книг – скриптории.

Таким образом, церковь сыграла огромную роль в возникновении и развитии средневековой культуры.

Теперь вернемся к главному вопросу сегодняшнего урока: какие перемены произошли в христианской церкви в раннее Средневековье?

- стали созываться соборы для обсуждения вопросов веры

- был принят Символ веры, в котором были закреплены все важнейшие догматы христианства

- появилась церковная иерархия

- налог на содержание церкви

- монашество

Д.З. § 2.

docbase.org

Конспект урока для 6 класса «Христианская церковь в раннее Средневековье»

  1. Система управления франкским королевством. (на доске)

  2. Что такое «Салическая правда» и каково ее значение.

  3. Какую веру принял Хлодвиг и какое это имело значение.

  4. Почему королевство франков оказалось самым прочным по сравнению с другими германскими королевствам?

— раздача земель (закрепление на земле, укрепление власти Хлодвига)

— система управления, основанная на сильной королевской власти (у остготов – римское право, сенат)

— создание письменного сборника законов

— принятие христианства по римскому образцу.

«Узнай по описанию»: 1. Защитник римской традиции, привлекший к себе на службу римлян и стремившийся прекратить распри между германцами и римлянами.

2. Хитрый завоеватель, в юном возрасте познавший силу власти и стремившийся к ней даже ценой жизни ближайших родственников.

Сегодня мы поговорим о христианской церкви, которая в Средние века приобретает огромное влияние. Тема урока: Христианская церковь в раннее Средневековье.

План:

  1. Как верить?

  2. Ереси.

  3. Устройство церкви.

  4. Монашество.

В конце урока мы должны будем ответить на главный вопрос: Какие перемены произошли в христианской церкви в ранее Средневековье?

Как вы помните, первые три века христианства были временем жестоких гонений на его последователей. Лишь в 313 году император Константин Великий разрешил свободно исповедовать христианство на всей территории империи. С конца 4 века христианство становится единственно разрешенной религией империи. Но позиции христианской церкви ослаблялись тем, что в этом учении было много неясного, слова апостолов истолковывались по-разному, возникали споры. Все это мешало сплочению общества вокруг церкви.

Огромное влияние на установление чистоты библейского вероучения оказали богословы. Самые выдающиеся из них, их еще называют отцы церкви, это Августин, Иероним и Иоанн Златоуст. Все они были причислены к лику святых. Святой Иероним известен еще своим переводом Библии с греческого на латынь, что сделало эту священную книгу доступной для всех жителей империи.

Для решения наиболее важных и спорных вопросов о христианском вероучении созывались соборы (т.е. собрание), в которых участвовали епископы и богословы. На соборах утверждались догматы – наиболее важные положения вероучения. Первые два собора – Никейский (325 год) и Константинопольский (381 год) свели наиболее важные догматы христианства в краткий Символ веры (схему записать), которым верующие пользуются до сих пор. Если вы ходите в церковь, то он вам несомненно знаком: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли…и т.д.»

Учение, которое соответствовало решениям соборов и Символу веры, получило название ортодоксальное, т.е. правоверное. Церковь же стала называть себя католической, т.е. всеобщей. Церковь становится тем стержнем, которого не хватало формирующемуся средневековому обществу. Позже, когда в христианской церкви произошел раскол, церковь Востока стала именоваться православной, а Запада – католической.

Но Никейский собор не установил единства в понимании христианами догматов веры. Все равно появлялись новые учения. Отвергнутые на соборах учения стали называть ересями, а тех, кто их придерживался – еретиками. Ересь – вероучение, отклонившееся от догматов христианства и официально осужденное церковью. Самой распространенной ересью в то время было уже известное нам арианство. Расхождение с ортодоксальным христианством в том, что Иисус Христос признавался не равным Богу-отцу, а лишь подобным ему. Т.о. образом отрицался один из важных догматов – учение о Троице.

Одновременно с вероучением складывалась и церковная организация. Служители церкви назывались духовенство. Духовенство делилось на белое и черное. Сначала поговорим о белом. Все церковные звания белого духовенства составляли церковную иерархию (расположение званий и чинов в порядке от высшего к низшему). Давайте составим схему, учтем что церковная иерархия отличалась на Востоке и Западе. Нижняя ступень – дьяконы, они помогали священникам. У каждого священника был свой приход, состоящий из жителей деревень или городских кварталов. Священник проводил службы и исполнял церковные обряды. Несколько приходов составляли епископство. На Западе следующей ступенью был архиепископ, на Востоке – митрополит. Вершину иерархии на христианском Востоке возглавляли 4 патриарха. Центры патриархатов находились в Константинополе, Иерусалиме, Александрии и Антиохии. На Западе наибольшее влияние имел епископ Рима – папа Римский. Первым епископом Рима считался апостол Петр, а папы – его законные приемники. А Рим называли городом святого Петра. Церковная иерархия считалась земным отражением иерархии сил небесных, поэтому беспрекословное подчинение низших высшим считалось в церкви исполнением воли Божьей; послушание и дисциплина в церкви подчас превосходили воинскую.

Какие были доходы у церкви? Все прихожане платили налог на содержание церкви – церковную десятину, т.е. десятую часть урожая, а позже и других доходов. Таким образом, что было источником богатств церкви?

Второй частью духовенства было черное духовенство – монашество (от греч. Монахос – одинокий). Так называли людей, бежавших от повседневной мирской суеты, чтобы молиться и готовиться к вечной жизни. Как вы думаете, почему люди становились монахами? В Средние века жизнь потерять было гораздо легче, чем теперь; люди жили рядом со смертью и постоянно ощущали зыбкость земного существования. Христианство давало веру в жизнь вечную, однако приносило с собой не только надежду на вечное спасение в раю, но и страх вечных адских мук, спастись от которых смогут только живущие праведно. Посвятив себя Богу и добровольно отказавшись от радостей жизни, монахи приобретали особое положение в обществе; считалось, что их молитвы имеют такую силу, что позволяют замаливать как свои, так и чужие грехи.

Одни монахи селились в одиночестве, их называли отшельниками, другие – совместно, основывали свою обитель. Монашество возникло на Востоке – в Сирии, Палестине и Египте. Вскоре оно появилось и на Западе, и большую роль здесь сыграл святой Бенедикт, который основал монашеский орден, позже названный его именем. Бенедикт создал для него устав, т.е правила монашеской жизни.

В уставе говорилось о необходимости беспрекословного послушания и отказа от всякой собственности. Определялись часы для физического труда, молитв, чтения книг, отдыха и сна. Этот устав не требовал чрезмерного аскетизма и со временем распространился по всей Европе, где возникла целая сеть монастырей. Самые крупные назывались аббатствами, а их настоятели – аббатами. (Аскетизм — ограничение жизненных благ и удовольствий ради достижения нравственного совершенства и приближения к Богу).

Постепенно монастыри приобретали огромные богатства и влияние. Они становились центрами хранения, переработки и развития знаний. При них создавались школы, библиотеки, а также мастерские по переписке книг – скриптории.

Таким образом, церковь сыграла огромную роль в возникновении и развитии средневековой культуры.

Теперь вернемся к главному вопросу сегодняшнего урока: какие перемены произошли в христианской церкви в раннее Средневековье?

— стали созываться соборы для обсуждения вопросов веры

— был принят Символ веры, в котором были закреплены все важнейшие догматы христианства

— появилась церковная иерархия

— налог на содержание церкви

— монашество

Д.З. § 2.

www.alllessons.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *