А. С. Пушкин «19 октября»: анализ стихотворения
Читать: Стихотворение А. С. Пушкина «19 октября»
День 19 октября 1811 года – несомненно, важная дата в истории русской литературы, В этот день был открыт Царскосельский лицей, и Александр Пушкин стал одним из его первых воспитанников. В 1817 году поэт окончил учебу и вместе с друзьями-лицеистами договорился встречаться каждый год 19 октября. В 1825 году Пушкин был в ссылке и не смог приехать на встречу, прислав лишь стихотворение, посвященное событию.
Главная тема стихотворения
Тема содружества и верности в дружбе – основная в произведении. Поэт обращается к друзьям, вспоминает дни, проведенные вместе и тех, кого уже нет с ними. Он жалеет о том, что не может быть вместе в этот день. Поэт соединяет в стихотворении два мотива: одиночества, грусти, скорби и неразделимости «вечного» союза, братства. Еще одной темой, которой дышит произведение – поиск своего пути в жизни. Призвание человека, напоминает поэт, часто можно увидеть уже с юных его лет. И куда бы не забросила судьба лицеиста, каких бы высот в карьере он не достиг, поэт призывает не забывать лицейский союз и годы учебы, проведенные вместе.
Стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа, подчеркивающего печальное настроение поэта. Как мы помним, в это время он был в ссылке, в Михайловском. Одиночество стало его спутником на два долгих года, что для поэта было тяжким испытанием. Поэтому с особой теплотой в стихотворении описаны моменты приезда, а иногда и случайных встреч в сельской глуши с тремя друзьями из лицейского братства: Дельвигом, Пущиным и Горчаковым. Грусть поэта разрастается от воспоминаний о товарищах, которых уже нет, и размышлениях о неискренности новых дружеских связей. Настроение меняется, когда поэт ободряется мечтой о том, что в следующем году он точно будет вместе с друзьями и призывает радоваться, «пока ещё мы тут».
Стихотворение заканчивается эмоциональным напутствием сохранения верности лицейскому братству. Полноту чувств и эмоций подчеркивают риторические восклицания и вопросы. Стихотворение наполнено многочисленными образами: огня жизни» и холода смерти, лицемерия многих нынешних «друзей» и настоящего братства царскосельского, образа лицея как «Отечества», которому он посвящает гимн.
Структурный анализ стихотворения
Пушкинские стихи богаты изобразительными средствами: метафорами, олицетворениями и, конечно же, эпитетами. С помощью их автор передает свои чувства: грусть, тревогу, гордость, признательность и братскую любовь. Читатель хочет сопереживать поэту и радоваться вместе с ним.
Размер стихотворения – пяти- и шестистопный ямб. Пушкин в стихотворении использует два типа рифм – опоясывающую и перекрестную. Стихотворение содержит девятнадцать строф. Каждая строфа состоит из восьми строк. Жанр стихотворения «19 октября» – дружеское послание. На это указывают и многочисленные обращения, встречающиеся в тексте. Как и во многих других произведениях Пушкина чувства и эмоции поэта тесно связаны, вплетены в описания природы.
Для поэта друзья играли огромную роль в жизни. Его открытая натура и горячее сердце требовали дружеского общения всечасно. И с годами Пушкин не потерял эту особенность своей личности. Вспомним: даже умирая, он хотел быть в кругу друзей.
xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Анализ стихотворения «19 октября» Пушкина
Во время пребывания в ссылках А. Пушкин написал произведения, которые выделяются на фоне его творчества. Условия оторванности от привычного мира диктовали поэту строки, наполненные страданиями и надеждой. К этому пласту творчества относится и «19 октября». В школе его изучают в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «19 октября» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением 19 октября.
История создания – произведение было написано в 1825 г., когда поэт отбывал ссылку в Михайловском, и не смог приехать на встречу лицеистов.
Тема стихотворения – воспоминания о друзьях и лицейской жизни.
Композиция – Стихотворение построено, как монолог-обращение к друзьям. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формально произведение делится на октавы.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.
Метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит» (о смерти),
Эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный».
Сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».
План
История создания
А. С. Пушкин был одним из первых выпускников Царскосельского Лицея, открывшего свои двери 19 октября 1811 года. На курсе с поэтом учились люди, которые стали выдающимися личностями, например издатель Дельвиг, полярный исследователь Матюшкин, поэт Кюхельбекер, министр иностранных дел Горчаков и другие. Лицеисты очень сдружились за время учебы,поэтому договорились встречаться каждый год 19 октября.
В 1825 г. Пушкин пребывал в ссылке в имении Михайловском и на ежегодную встречу попасть не смог, с чем и связана история создания анализируемого произведения. Оно было передано друзьям-лицеистам и торжественно зачитано в их кругу.
Тема
В стихотворении поэт развивает темы лицейской жизни и дружбы. В центре произведения лирический герой, который полностью сливается с автором, ведь в тексте ярко выражена автобиографическая основа. Начинается стихотворение с осеннего пейзажа, видимо, эта картина ассоциировалась у Пушкина с традиционными посиделками в кругу друзей.
Лирический герой стиха одинок. Он грустит из-за того, что не имеет возможности встретиться с друзьями, одно воображение воспроизводит близкие сердцу образы. Герой знает, что в то время как он пьет в одиночестве, друзья вспоминают о нем на Ниве. Сердце мужчины сжимается, но он беспокоится за товарищей: все ли пришли.
Далее лирический герой начинает вспоминать о самых близких товарищах. Сначала он говорит о тех, кто точно не смог попасть на встречу. Их имена заменяются красноречивыми метафорами: «кудрявый наш певец»
, который теперь в Италии «тихо спит»
«чужих небес любовник беспокойный»(о Матюшкине). Чтобы узнать, кто скрывается за метафорическими описаниями недостаточно разбора произведения, нужно знать биографию поэта и его товарищей.
Несколько восьмистиший стихотворения посвящены трем лицейским товарищам, которые рискнули проведать поэта в Михайловском: Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру и Горчакову. О каждом из них поэт пишет с любовью и уважением. Образы этих людей выписаны детально, особое внимание автор обращает на достижения друзей.
В последних строфах прославляется Лицей и царь. Царя Пушкин славит за то, что он «взял Париж и основал лицей»
. В эти дифирамбы поэт добавляет и несколько резких слов: «он раб молвы, сомнений и страстей»
. Напоследок автор с горечью представляет, как в далеком будущем из его курса на встречу придет лишь кто-то один. Он проводит параллель между собой и этим человеком, желает провести «сей день за чашей».
Главная мысль произведения – настоящая дружба не боится расстояний и преград, все тяготы судьбы нужно встречать с достоинством.
Композиция
Анализируемое произведение построено в традиционной для литературы форме. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формальная композиция – разделение на октавы.
Жанр
Жанр – послание, так в рассказе лирический герой обращается к друзьям. Также в стихотворении есть признаки оды и элегии Стихотворный размер – пятистопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воссоздания образов друзей Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит»
(о смерти),
эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный»;
сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».
Эмоциональной выразительности строкам предает интонация.
Тест по стихотворению
obrazovaka.ru
Помогите! Настроение лирического героя в стихотворении «19 октября»
Лирический герой не может быть в Петербурге натрадиционной встрече лицеистов первого выпуска.
Пушкин в Михайловском.
Стихотворение начинается печально, и день лицейской
годовщины изображен как грустный, несчастливый:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Горе пушкинского лирического героя рождено одиночеством,
разлукой с друзьями-это одиночество поэт не в состоянии
преодолеть даже силой воображения.
По аналогии с судьбой лирического героя, которому не дано
ни наяву, ни в мечтах прийти на лицейский праздник,
Пушкин упоминает о другом лицеисте, которого также нет
на торжестве друзей-лицеистов:
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого из вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Далее описываются три встречи лирического героя с тремя
бывшими соучениками: с Пущиным, Горчаковым, Дельвигом.
Каждой из встреч посвящена отдельная строфа.
В этих строфах изображено преодоление разлуки и одиночества поэта:
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я.
Обращение к друзьям — поэтам пробуждает творческий
дар и в душе лирического героя.
Об этом Пушкин не пишет, но такая перемена подразумевается.
Ведь сразу вслед за строфами, посвященными Дельвигу и
Кюхельбекеру, содержится описание встречи на
будущем праздничном пире — встречи, которая происходит
в ожившем, “проснувшемся” воображении поэта:
Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
В начале стихотворения утверждалось бессилие поэтической
способности перед лицом разлуки и безжалостного рока:
Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я
Поэтическим даром лирический герой преображает и мир вокруг,
и собственные чувства и мысли.
Воображение торжествует над разлукой и одиночеством и приводит
поэта в круг друзей. Но в стихотворении явно выражена не эта,
а противоположная мысль — о неспособности воображения
соединить поэта с лицейскими товарищами:
“… вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет”.
Однако сама структура, сам текст пушкинского произведения
есть победа воображения над действительностью.
Стихотворение, открывающееся мотивом “невстречи”,
продолжается описанием прихода лирического героя на
желанный пир.
Поэт как бы переживает и проживает милый ему сердцу день дважды:
сначала наяву — в одиночестве, в окружении печальной и
пасмурной осенней природы; затем —
в радостном мире вымысла, соединяющего “затворника…
опального” с товарищами-лицеистами.
otvet.mail.ru
Анализ стихотворения Пушкина «19 октября». Ну пожалуйста!!!
19 октября 1811 года впервые распахнул свои двери Царскосельский Лицей. Александр Пушкин был в числе первых его выпускников. Этот курс всего из 29 человек оказался богат на личности, оставившие след в истории России. Вместе с Пушкиным здесь учились поэт Кюхельбекер, издатель Дельвиг, министр иностранных дел и вице-канцлер Горчаков, адмирал и полярный исследователь Матюшкин, декабрист Пущин, композитор Яковлев. По окончании Лицея выпускники постановили: каждый год 19 октября собираться вместе.Эти ежегодные встречи стали доброй традицией. Осенью 1825 года Пушкин находился в ссылке в Михайловском и не смог приехать на очередную встречу лицеистов. Но написал стихотворение «19 октября», которое было торжественно зачитано в кругу собравшихся друзей.
Произведение представляет собой дружеское послание, но в нем встречаются фрагменты, которые можно сопоставить с одой и элегией. Композиционно «19 октября» состоит из двух частей: минорной и мажорной.
Во многих стихотворениях Пушкина человеческие чувства гармонично связаны с временами года. «19 октября» – не исключение. Оно начинается с грустного осеннего пейзажа, который подчеркивает печаль и одиночество автора. В холодный осенний день Пушкин с бокалом вина пытается силой воображения перенестись в веселый круг друзей.
Грусть поэта усиливается, поскольку он понимает, что не только сам не смог приехать на встречу. Пушкин вспоминает умершего в Италии Корсакова, а также Матюшкина, который в то время находился в кругосветной экспедиции. Вслед за этими размышлениями поэт воспевает дружбу, навсегда соединившую лицеистов в «священный союз», разрушить который никто не в состоянии.
Пушкин сообщает, что новые друзья оказались «ложными». Только лицейские однокашники рискнули посетить его в ссылке: Дельвиг, Пущин и Горчаков. Автор хотел бы увидеть еще Кюхельбекера, чтобы поговорить с ним на интересные темы.
Затем настроение Пушкина меняется. Он предсказывает, что через год обязательно приедет на встречу с друзьями и предлагает несколько тостов для будущей вечеринки. Поэт призывает радоваться, что «пока еще мы тут», и сожалеет о горькой участи последнего лицеиста, который будет праздновать этот день в одиночестве. Окончание стихотворения полностью противоположно его началу. Автор говорит, что провел этот день «без горя и забот».
«19 октября» написано пятистопным ямбом со смешанной рифмовкой. Поэт использовал довольно сложные предложения с многочисленными однородными членами. Этим обусловлено большое количество эпитетов и сравнений. «Он, как душа, неразделим и вечен – неколебим, свободен и беспечен», – такую красивую характеристику дает Пушкин союзу лицеистов. Александр Сергеевич, согласно жанру стихотворения, часто использует обращения: «друзья мои», «несчастный друг», «мой брат родной по музе, по судьбам», «мой запоздалый друг» и прочие.
Эмоциональность произведения подчеркивают многочисленные восклицания. В стихотворении также много вопросов, особенно в третьей строфе: «Кто не пришел? Кого меж вами нет?», «Еще кого не досчитались вы?» Такая структура произведения приближает его к разговорной речи.
«19 октября» стало гимном настоящей дружбе. В жизни Пушкина друзья играли большую роль. Даже умирал поэт не в окружении родственников, а на руках друзей. Зародилась и окрепла эта дружба именно в стенах Лицея. Годы учебы в нем были особенными. В Лицее проявился талант юноши, здесь были заложены основы вольнодумства, которому Пушкин оставался верен всю жизнь. Без преувеличения можно сказать, что в Лицее сформировалась личность поэта. Отсюда все выпускники вынесли чувство чести и достоинства, научились любить отечество. Поэтому наряду с «лицейским братством» в стихотворении возносится хвала и самому учебному заведению. Поэт с уважением вспоминает наставников, хранивших «юность нашу», и даже царя за то,
otvet.mail.ru
Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825 сочинения и текст
После окончания лицея, Пушкин и его товарищи решили, что ежегодно, 19 октября, они будут встречаться, вспоминая былую лицейскую жизнь. Ежегодно они придерживались этой традиции, но со временем многие перестали соблюдать этот обычай. В их числе был и А. С Пушкин, потому что его сослали в ссылку за непочтение к царю.
Александр Сергеевич не отчаялся, написал и послал стихотворение «19 октября» своим друзьям. Он отмечает, что многих уже нет на этом свете, а другие просто по своим обстоятельствам не могут приехать, а остальные «на берегах Невы».А. С. Пушкин пишет, что в тот вечер он один пьёт, делая уважение своим товарищам.
«Друзья мои, прекрасен наш союз!» — поэт уверен, что никакие трудности не посмеют их разлучить и разрушить дружбу, которая длится на протяжении долгого времени.
При всём своём уважении, Пушкин рад, и благодарит своих друзей за то, что они, несмотря на положение поэта, всё же навестили его, ничего не боясь.
«Троих из Вас, друзей моей души, я обнял здесь» — эти строки посвящены трем его товарищам: Пущину, Горчакову и Дельвигу.
Поэт пишет своим товарищам, что они встретятся ровно через год, он будет с ними за одним столом отмечать столь важную дату вновь и вновь. И действительно, Пушкин был прав, они встретились через год, но уже в более узком кругу. Через 2 месяца, после выхода в свет этого стихотворения происходит восстание Декабристов, после чего жизнь почти всех друзей Пушкина изменилась.
« нас и дни соединений, закрыв глаза дрожащею рукой» — эти стоки поэт посвящает тем, кому судьбой предначертано отправится в Сибирь.
И в заключение автор пишет, что «печальная отрада» разрешит мысленно быть рядом с теми, кто находится на каторге.
«19 октября» (1825, Пушкин): анализ стихотворения. Чему и кому оно посвящено?
В этой статье мы рассмотрим произведение «19 октября 1825» (Пушкин). Анализ стихотворения поможет вам понять его основные особенности.
Прежде всего, необходимо сказать несколько слов о значении даты в его названии. Что же это за дата — 19 октября 1825? Пушкин, анализ стихотворения которого мы проведем, в 1817 г. завершил обучение в Царскосельском лицее.
Его друзья-лицеисты на прощальном балу решили, что каждый год 19 октября они будут собираться вместе и вспоминать о годах юности в годовщину основания учебного заведения, выпускниками которого они стали. Таким образом, эта дата была очень важна для поэта. Ведь ровно 14 лет назад, 19 октября 1811 года, состоялось открытие Царскосельского лицея.
Где находился 19 октября 1825 Пушкин
Анализ стихотворения продолжим рассказом о том, где находился А.С. Пушкин в очередную годовщину основания лицея. Нужно отметить, что долгие годы традиция встреч соблюдалась неукоснительно, несмотря на то, что собираться вместе было непросто, ведь жизнь разбросала по всему миру бывших лицеистов. В 1825 г. Александр Сергеевич, сосланный в родовое поместье Михайловское за вольнодумство и неуважение к царю, не смог принять участие во встрече выпускников. Тем не менее он прислал стихотворное письмо своим товарищам. Это письмо торжественно зачитали всем присутствующим на встрече. Пушкин к этому времени уже был известен как один из наиболее дерзких и талантливых поэтов современности. Однако это не помешало Александру Сергеевичу относиться с глубоким уважением к своим друзьям, хоть и не ставшим выдающимися художниками слова, но, безусловно, обладавшими большими литературными способностями.
Воспоминания о товарищах из лицея
В стихотворении под названием «19 октября 1825» А. Пушкин вспомнил всех тех, с кем ему пришлось делить все горести и радости на протяжении 6-ти лет обучения в лицее. Поэт с сожалением отметил, что уже нет в живых многих его верных товарищей. Другие же не смогли присоединиться ко встрече по различным причинам, и их не оказалось в числе тех, кто пирует в этот день «на берегах Невы», как отметил в произведении «19 октября 1825» Пушкин. Анализ стихотворения показывает, что Александр Сергеевич находит им оправдание. Он отмечает, что судьба часто преподносит сюрпризы своим баловням. Эти сюрпризы необходимо воспринимать с пониманием, если не с благодарностью.
Душевная близость лицеистов
Александр Сергеевич отмечает, что он пьет один в этот день, отдавая своим друзьям дань уважения. Он по-прежнему помнит и любит их, и его товарищи платят взаимностью поэту. Автор восклицает: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Так он утверждает, что душевную близость, возникшую однажды между лицеистами и сохранившуюся до сих пор, не способны разрушить никакие повороты судьбы.
При этом Александр Сергеевич выражает благодарность своим друзьям за то, что они в ущерб своей репутации и вопреки здравому смыслу навестили поэта, пренебрегая общественным мнением. Находившийся в изгнании поэт пишет, что он «обнял здесь» трех своих товарищей. Именно эти встречи Александра Сергеевича с Дельвигом, Горчаковым и Пущиным заставили его относиться к ударам судьбы более философски. Их поддержка была очень важна для Пушкина, который не отказался от того, что считал своим призванием. Поэт продолжил творить.
Положительные стороны ссылки
Долгие беседы с лицейскими товарищами натолкнули Александра Сергеевича на мысль о том, что творчество «не терпит суеты». Именно поэтому Пушкин начал относиться к вынужденному заключению с некоторой долей благодарности и иронии. Ведь поэт получил прекрасную возможность посвятить все свободное время переосмыслению жизни и творчеству. Пушкин в Михайловском создал множество прекрасных произведений, которые вошли в золотой фонд русской литературы.
Предсказания Пушкина
Поэт, обращаясь к своим друзьям из лицея, предсказывает, что через год ему удастся поднять бокал с вином вместе с ними, чтобы отметить 19 октября. И действительно, это пророчество сбылось. А фразы о том, что через год за столом будет намного меньше выпускников, также стали вещими.
Через 2 месяца после создания стихотворения Пушкина «19 октября 1825» случилось восстание декабристов. Оно коренным образом изменило жизнь множества лицейских товарищей Александра Сергеевича. Как будто предчувствуя это, поэт обращается к тем из них, кому суждена ссылка и каторга. Он призывает их вспомнить «нас и дни соединений». Александр Сергеевич считает, что эта «печальная отрада», которую они найдут в воспоминаниях, позволит им мысленно поднять бокалы для того, чтобы провозгласить тост за мужскую дружбу. Так они смогут провести хоть один день в гармонии и ладу с жестоким миром, как и Пушкин провел его «без горя и забот».
Средства выразительности в стихотворении
Интересующее нас произведение написано ямбом. Главная особенность в его построении состоит в использовании автором сложных предложений. В тексте имеется множество восклицательных знаков. Это свидетельствует об эмоциональном состоянии Александра Сергеевича. Кроме того, в нем можно найти риторические вопросы, связанные с размышлениями автора о судьбе его товарищей. В этом стихотворении, как и во всем остальном творчестве Пушкина, присутствуют метафоры, эпитеты и олицетворения.
В заключение
Завершая анализ стихотворения «19 октября 1825» (Пушкин), отметим, что воспоминания о лицее навсегда остались в памяти Александра Сергеевича. Он считал его колыбелью свободомыслия, «лицейской республикой», которая сплотила в «святое братство» его товарищей. Стихотворение Пушкина согрето большой нежностью, искренней любовью к друзьям. Когда поэт говорит о своем одиночестве в ссылке, когда он вспоминает Корсакова, умершего в Италии, в его стихах звучит мужественная грусть. Все произведение представляет собой гимн дружбе.
Конечно, мы провели лишь краткий анализ стихотворения «19 октября 1825». Пушкин — великий поэт, выдающийся мастер слова. В каждом его произведении можно найти интересные художественные особенности. Предлагаем вам самостоятельно провести анализ стихотворения А.С. Пушкина «19 октября 1825». Наверняка вы сможете дополнить разбор этого произведения, представленный в нашей статье. Анализ стихотворения Пушкина «19 октября 1825 года» позволяет лучше понять жизненный путь и внутренний мир поэта.
Текст стиха 19 октября 1825 А.Пушкин
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.
Анализ стихотворения Пушкина «19 октября 1825″
В 1817 году Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей. Во время прощального бала друзья-лицеисты постановили, что каждый год 19 октября, в день открытия этого учебного заведения, они будут собираться вместе, чтобы вспомнить о своей беспечной юности.
Стоит отметить, что эта традиция на протяжении многих лет соблюдалась неукоснительно. Однако жизнь разбросала вчерашних лицеистов по всему миру. В 1825 году Пушкин, сосланный за неуважение к царю и вольнодумство в родовое поместье Михайловское, не смог присутствовать на встрече выпускников, однако прислал своим друзьям стихотворное письмо, которое было торжественно зачитано присутствующим. К этому моменту Александр Пушкин уже снискал славу одного из самых талантливых и дерзких поэтов современности. Тем не менее, это не помешало ему с глубоким уважением относится к друзьям, которые хоть и не стали выдающимися поэтами, но, несомненно, обладали блестящими литературными способностями. Вспоминая тех, с кем на протяжении шести лет пришлось делить все радости и горести, поэт в стихотворении «19 октября 1825» с сожалением отмечает, что многих верных товарищей уже нет в живых. Другие же по различным причинам не смогли присоединиться к тем, кто в этот день пирует «на берегах Невы». Но этому есть веские оправдания, так как судьба нередко преподносит своим баловням сюрпризы, которые нужно воспринимать если не с благодарностью, то хотя бы с пониманием.
Поэт отмечает, что в этот вечер он пьет один, отдавая дань уважения своим друзьям, которых по-прежнему любит и помнит, и которые платят ему взаимностью. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», — восклицает автор, утверждая, что никакие повороты судьбы не способны разрушить ту душевную близость, которая возникла когда-то между лицеистами и сохранилась на долгие годы. При этом Пушкин благодарить своих друзей, которые вопреки здравому смыслу и в ущерб собственной репутации все же пренебрегли общественным мнением и навестили поэта, находящегося в изгнании. «Троих из вас, друзей моей души, я обнял здесь», — пишет поэт. Именно эти встречи с Пущиным, Горчаковым и Дельвигом заставили поэта более философски воспринимать удары судьбы и не отказываться от своего призвания. И бесконечные беседы с друзьями натолкнули Пушкина на мысль о том, что «служенье муз не терпит суеты». Поэтому к своему вынужденному заточению поэт стал относиться с определенной долей иронии и благодарности, так как получил великолепную возможность посвятить все свое время творчеству и переосмыслению жизни. Именно в Михайловском Пушкиным было создано множество великолепных произведений, которые сегодня по праву считаются классикой русской литературы.
Обращаясь к друзьям-лицеистам, поэт предсказывает, что ровно через год он вновь поднимет вместе с ними бокал с вином, чтобы отметить столь памятную дату. Это пророчество действительно сбывается. Равно как фразы о том, что в следующий раз за одним столом соберется гораздо меньше выпускников, становятся вещими. Буквально через два месяца после написания стихотворения «19 октября 1825» произойдет восстание декабристов, которое круто изменить жизнь многих друзей поэта. Словно бы предчувствуя это, Пушкин обращается к тем, кому суждено отправиться в ссылку и на каторгу, с напутствием вспомнить «нас и дни соединений, закрыв глаза дрожащею рукой». По мнению поэта, эта «печальная отрада» позволит тем, кого не будет рядом, мысленно поднять бокалы и провозгласить традиционный тост за непоколебимую мужскую дружбу. И хотя бы один день провести в ладу и гармонии с этим жестоким миром «как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот».
«19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
19 октября 1811 года впервые распахнул свои двери Царскосельский Лицей. Александр Пушкин был в числе первых его выпускников. Этот курс всего из 29 человек оказался богат на личности, оставившие след в истории России. Вместе с Пушкиным здесь учились поэт Кюхельбекер, издатель Дельвиг, министр иностранных дел и вице-канцлер Горчаков, адмирал и полярный исследователь Матюшкин, декабрист Пущин, композитор Яковлев. По окончании Лицея выпускники постановили: каждый год 19 октября собираться вместе.
Эти ежегодные встречи стали доброй традицией. Осенью 1825 года Пушкин находился в ссылке в Михайловском и не смог приехать на очередную встречу лицеистов. Но написал стихотворение «19 октября». которое было торжественно зачитано в кругу собравшихся друзей.
Произведение представляет собой дружеское послание, но в нем встречаются фрагменты, которые можно сопоставить с одой и элегией. Композиционно «19 октября» состоит из двух частей: минорной и мажорной.
Во многих стихотворениях Пушкина человеческие чувства гармонично связаны с временами года. «19 октября» – не исключение. Оно начинается с грустного осеннего пейзажа, который подчеркивает печаль и одиночество автора. В холодный осенний день Пушкин с бокалом вина пытается силой воображения перенестись в веселый круг друзей.
Грусть поэта усиливается, поскольку он понимает, что не только сам не смог приехать на встречу. Пушкин вспоминает умершего в Италии Корсакова, а также Матюшкина, который в то время находился в кругосветной экспедиции. Вслед за этими размышлениями поэт воспевает дружбу, навсегда соединившую лицеистов в «священный союз». разрушить который никто не в состоянии.
Пушкин сообщает, что новые друзья оказались «ложными». Только лицейские однокашники рискнули посетить его в ссылке: Дельвиг, Пущин и Горчаков. Автор хотел бы увидеть еще Кюхельбекера, чтобы поговорить с ним на интересные темы.
Затем настроение Пушкина меняется. Он предсказывает, что через год обязательно приедет на встречу с друзьями и предлагает несколько тостов для будущей вечеринки. Поэт призывает радоваться, что «пока еще мы тут». и сожалеет о горькой участи последнего лицеиста, который будет праздновать этот день в одиночестве. Окончание стихотворения полностью противоположно его началу. Автор говорит, что провел этот день «без горя и забот» .
«19 октября» написано пятистопным ямбом со смешанной рифмовкой. Поэт использовал довольно сложные предложения с многочисленными однородными членами. Этим обусловлено большое количество эпитетов и сравнений. «Он, как душа, неразделим и вечен – неколебим, свободен и беспечен». – такую красивую характеристику дает Пушкин союзу лицеистов. Александр Сергеевич, согласно жанру стихотворения, часто использует обращения: «друзья мои». «несчастный друг». «мой брат родной по музе, по судьбам». «мой запоздалый друг» и прочие.
Эмоциональность произведения подчеркивают многочисленные восклицания. В стихотворении также много вопросов, особенно в третьей строфе: «Кто не пришел? Кого меж вами нет?». «Еще кого не досчитались вы?» Такая структура произведения приближает его к разговорной речи.
«19 октября» стало гимном настоящей дружбе. В жизни Пушкина друзья играли большую роль. Даже умирал поэт не в окружении родственников, а на руках друзей. Зародилась и окрепла эта дружба именно в стенах Лицея. Годы учебы в нем были особенными. В Лицее проявился талант юноши, здесь были заложены основы вольнодумства, которому Пушкин оставался верен всю жизнь. Без преувеличения можно сказать, что в Лицее сформировалась личность поэта. Отсюда все выпускники вынесли чувство чести и достоинства, научились любить отечество. Поэтому наряду с «лицейским братством» в стихотворении возносится хвала и самому учебному заведению. Поэт с уважением вспоминает наставников, хранивших «юность нашу». и даже царя за то, что тот основал Лицей.
Многие строки из этого замечательного стихотворения стали крылатыми: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». «Служенье муз не терпит суеты». «Пируйте же, пока еще мы тут!»
Богатство мыслей и чувств, музыкальность построения, особая теплота и одновременно философская глубина поставили «19 октября» в ряд настоящих шедевров русской литературы.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»)
19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей. Лицеисты первого выпуска, к которому принадлежал и Пушкин, через всю жизнь пронесли особый «лицейский дух» — дух уважения к личности, ее достоинству, дух чести и товарищества, дружбы и братства. Именно в Лицее поэт обрел настоящих друзей. Кроме того, Лицей стал для него настоящим домом, и там же произошло его посвящение в поэты. В связи со всем этим день открытия Лицея Пушкин неизменно отмечал стихотворениями, обращенными к друзьям юности (Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру). Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября. В те годы, когда Пушкин был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся свое приветствие. Одно из таких дружеских посланий и представляет собой «19 октября».
Жанр — дружеское послание.
Сюжет. Стихотворение открывается описанием осеннего пейзажа и сразу же возникает тема одиночества. Поэт с тоской вспоминает о своих товарищах, которые в этот день «пируют» «на брегах Невы», размышляет о том, «еще кого не досчитались» его лицейские друзья. В его воспоминаниях друзья, которых он обрел в Царскосельском лицее, предстают как единственно надежные и верные, а сам Лицей — как «отечество», родной дом:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Затем поэт вспоминает о тех, кто не оставил опального поэта и в ссылке. Так, он пишет о посещении его в Михайловском Пущиным:
Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил.
Оканчивается стихотворение печальными размышлениями о том, что с каждым днем круг друзей редеет. Но поэт выражает надежду на то, что в следующем году он будет отмечать этот день вместе со всеми:
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
Центральная тема стихотворения «19 октября» — тема дружбы. Здесь Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью. Не случайно в одной из строф поэт подчеркивает, что истинных друзей он обрел именно в Лицее, «иные» же «друзья» глубоко разочаровали его:
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой.
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
Все послание согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «19 октября 1825 года»
Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея.
В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.
Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным:
. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его, лицея превратил.
Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, «братья родные по музе». Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд «пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный», и внёс бодрость в душу изгнанника.
Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».
Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. Когда Пушкин говорит о своём одиночестве в Михайловском, вспоминает умершего в Италии Корсакова, мужественная грусть звучит в его стихах. К теме дружбы присоединяется тема любви к родине. Всё стихотворение — это гимн дружбе.
Такое большое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства дружбы.
Послушать стихотворение Пушкина 19 октября 1825
Темы соседних сочинений
Картинка к сочинению анализ стихотворения 19 октября 1825
ostihe.ru
Анализ стихотворения «19 октября» и «Чем чаще празднует лицей» А. С. Пушкин?
Стихотворение написано Пушкиным в Михайловском между 10 и 20 октября 1825 года.Внимательный читатель стихотворения «19 октября» (1825) — одного из самых известных пушкинских лирических произведений — должен обратить внимание на разительное несоответствие, на противоречие между первыми строками и концовкой.
Каков же “механизм” этого перехода, этой метаморфозы?..
<…>
…Горе пушкинского лирического героя рождено одиночеством, разлукой с друзьями — это одиночество поэт не в состоянии преодолеть даже силой воображения. По аналогии с судьбой лирического героя, которому не дано ни наяву, ни в мечтах прийти на лицейский праздник, Пушкин упоминает о другом лицеисте, которого также нет на торжестве друзей:
Но многие ль и там из вас пируют?
Ещё кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлёк холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришёл? Кого меж вами нет?
Он не пришёл, кудрявый наш певец,
С огнём в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашёл привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Пушкин начинает рассказ о судьбах друзей-лицеистов с упоминания о Николае Корсакове, умершем в Италии в сентябре 1820 года. Таким образом поэт усиливает мотив отчуждения от дружеского круга, сопоставляя свою горькую долю с участью товарища, которому уже никогда не суждено отпраздновать лицейскую годовщину.
Разлука самого поэта с однокашниками-лицеистами изображается столь же непреодолимой, как и уход Корсакова в обитель смерти. Сходство двух судеб усилено благодаря тому, что о Корсакове сначала говорится теми же словами, какими обычно говорится о живых: “Он не пришёл…”
<…>
…Знаменитый “гимн лицейской дружбе” составляет самостоятельную строфу:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Неизменность лицейской дружбы и освящение её поэзией — эти ключевые для всего стихотворения мотивы впервые появляются именно здесь. Именно с появлением этих лейтмотивов минорное настроение лирического героя постепенно сменяется радостью, связанной с воспоминанием о прежних встречах и с надеждой на встречу в будущем…
Продолжение
— там всё есть. Плюс совсем простенькое
, «в крации».
Стихотворение «Чем чаще празднует Лицей…» написано Пушкиным в 1831 году. Оно посвящено «круглой дате» – двадцатой лицейской годовщине.
При жизни Пушкина не печаталось.
«Шесть мест упраздненных стоят». — К этому времени умерло шесть лицеистов первого выпуска. Ржевский (ум. в 1817 г,), Корсаков (1820), Костенский (1830), Саврасов (1830), Есаков (1831) и Дельвиг (1831).
«И мнится, очередь за мной». — Если надо объяснять, то не надо объяснять.
«Старый круг друзей / В семью стесняется едину». — Стесняется = теснится, ну, жмутся друг к дружке оставшиеся.
Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим,
Почившим песнь окончил я,
Живых надеждою поздравим,
Надеждой некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
И новых жертв уж не страшиться. —
следующие годовщины праздновать вот этим оставшимся тесным кругом с надеждой, что все останутся целы и невредимы, им же
otvet.mail.ru
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»)
19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей. Лицеисты первого выпуска, к которому принадлежал и Пушкин, через всю жизнь пронесли особый «лицейский дух» — дух уважения к личности, ее достоинству, дух чести и товарищества, дружбы и братства. Именно в Лицее поэт обрел настоящих друзей. Кроме того, Лицей стал для него настоящим домом, и там же произошло его посвящение в поэты. В связи со всем этим день открытия Лицея Пушкин неизменно отмечал стихотворениями, обращенными к друзьям юности (Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру). Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября. В те годы, когда Пушкин был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся свое приветствие. Одно из таких дружеских посланий и представляет собой «19 октября».
Жанр — дружеское послание.
Сюжет. Стихотворение открывается описанием осеннего пейзажа и сразу же возникает тема одиночества. Поэт с тоской вспоминает о своих товарищах, которые в этот день «пируют» «на брегах Невы», размышляет о том, «еще кого не досчитались» его лицейские друзья. В его воспоминаниях друзья, которых он обрел в Царскосельском лицее, предстают как единственно надежные и верные, а сам Лицей — как «отечество», родной дом:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Затем поэт вспоминает о тех, кто не оставил опального поэта и в ссылке. Так, он пишет о посещении его в Михайловском Пущиным:
…Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил.
Оканчивается стихотворение печальными размышлениями о том, что с каждым днем круг друзей редеет. Но поэт выражает надежду на то, что в следующем году он будет отмечать этот день вместе со всеми:
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
Центральная тема стихотворения «19 октября» — тема дружбы. Здесь Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью. Не случайно в одной из строф поэт подчеркивает, что истинных друзей он обрел именно в Лицее, «иные» же «друзья» глубоко разочаровали его:
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
Все послание согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям.
5litra.ru