Ответы@Mail.Ru: Нужна помощь!

НАДЕЮСЬ, ЭТОГО ХВАТИТ ДЛЯ ОТВЕТА НА ВОПРОСЫ: На главную страницу Яндекса Нашлось 9937 ответов images.yandex.ru›чартков 1 Сочинения по произведению "Портрет" « Сочинения « Сочинения Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. MySoch.ru›Гоголь Портрет 2 Материалы для изучения повести Н. В. Гоголя "Портрет". Вопросы для анализа повести. Часть 1. 1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукином дворе? 2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный? eelmaa.narod.ru›urlit/materials/g1.html 3 Портрет (повесть) — Википедия Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства. ru.wikipedia.org›Портрет 4 Гоголь Портрет краткое содержание Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. Досада Чарткова, уже пожалевшего о двугривенном и сидящего, по бедности, без свечи, умножается. nkratkoe.ru›gogol/portret 5 Урок литературы в 9-м классе по повести Н. В. Гоголя "Портрет.. . 7. Групповая работа. Группа 1 (карточка 1). Вопросы по судьбе Андрея Петровича Чарткова. Докажите, используя художественный текст, что "молодой Чартков был художник с талантом". festival.1september.ru›articles/534404/ 6 Портрет Как завороженный стоял Чартков перед грандиозным полотном. Он лишился дара речи, поняв, что перед ним настоящее творение высокого таланта, которым он, Чартков, увы, давно не обладает. alexandria-guide.ru›info/literature/… 7 Cлово "Чартков" Варианты слова: ЧАРТКОВЫХ, ЧАРТКОВУ, ЧАРТКОВА. 1. Портрет. Входимость: 27. gogol.lit-info.ru›words…вюпрйнб/gogol/chartkov.htm 8 Урок-лабораторная работа (7кл. ) Как определить художественную роль.. . Что нового привносится в образ Чарткова? - Как изменяет представление читателя о герое каждая из этих портретных характеристик? · Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. belocvet.ucoz.ru›publ/1-1-0-4 9 Краткое содержание – «Портрет» Гоголь В короткое время Чартков входит в моду: схватывая одно общее выражение, он пишет множество портретов, удовлетворяя самые разные притязания. Он богат, принят в аристократических домах, о.. . pokoroche.ru›краткое_содержание/Гоголь/Портрет 10 Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века. Однако Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. litra.ru›Сочинения по литературе›…/00082601184773069444

touch.otvet.mail.ru

напишите пожалуйста вопросы к произведению Гоголя "Портрет". очень нужно)

1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукином дворе? 2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный? 3. Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой? 4. Зачем так подробно описана комната Чарткова? 5. Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем? 6. Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства? 7. Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника? 8. Чем сон Чарткова с явлением старика и золота похож на видение Германна и в чем они отличны? 9. Какой рассказ Чехова напоминает вам разговор хозяина с Чартковым? 10. Какое искусство нарвится простому народу, судя по лавке на Щукином рынке и рассуждениям квартального и хозяина? Почему Гоголь иронизирует над любителями парадного искусства? 11. Прав ли Чартков, когда думает, что портрет имеет «тайную связь с его судьбой» ? 12. Какие возможности дает Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует? 13. Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы? 14. Почему мы узнаем имя и отчество Чарткова из газетной заметки? 15. Над чем смеется Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери? 16. Почему работа над портретом «завлекла» Чарткова Что и почему ложно в портрете аристократической девушки? 17. Почему Чартков вернулся к этюду Психеи? 18. Чем смешны претензии заказчиков? 19. Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию? 20. Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам? 21. Почему «Золото сделалось... страстью, идеалом, страхом, целью» Чарткова? 22. Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идет речь? 23. «Какая неизмеримая пропасть существует между созжанием и простой копией с природы» , между подлинным искусством и ремеслом? 24. Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в «зависть и бешенство» , почему он уничтожает талантливые произведения искусства? 25. Отчего Чартков впал в «безнадежное сумасшествие» и умер. Часть 2. 1. Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной профессией? 2. Почему ростовщики необходимы «осадку человечества» , поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие? 3. Чем странен ростовщик, с которого писался портрет? 4. Какие перемены происходят в людях, которые связываеют себя с ростовщиком? 5. Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать? 6. Какие несчастья принес художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны? 7. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? Вчем связь этих советов с Нагорной проповедью Христа? 8. В чем значение искусства и почему «талант ...чище всех всех должен быть душою» ? В чем отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: «Гений и злодейство - две вещи несовместные» ? 9. Почему художник завещает сыну истребить портрет ростовщика и отчего этого сделать не удается?

touch.otvet.mail.ru

Н.В.Гоголь. Повесть "Портрет" - Литература - 10 класс - Домашнее задание

1. Прочитайте повесть Н.В.Гоголя "Портрет"

2.Вопросы для анализа повести Н.В.Гоголя "Портрет".

1. История написания повести "Портрет"( сколько вариантов повести написал Н.Гоголь? почему он решил изменить свое произведение? кто повлиял на его решение?)*

Часть I.

  1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукинском дворе?
  2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?
  3. Зачем так подробно описана комната Чарткова?
  4. Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?
  5. Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?
  6. Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?

7. Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?

8. Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?

9. Почему первая работа над портретом "завлекла”Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?

10. Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?

11. Почему "Золото сделалось... страстью, идеалом, страхом, целью” Чарткова?

12. Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь?

13. Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в "зависть и бешенство”, почему он уничтожает талантливые произведения искусства?

14. Отчего Чартков впал в "безнадёжное сумасшествие” и умер?

Часть 2.

  1. Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?
  2. Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?
  3. Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?
  4. Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?
  5. Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?
  6. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?
  7. В чём значение искусства и почему "талант...чище всех должен быть душою”? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: "Гений и злодейство – две вещи несовместимые”?

 

ruslit1908.ru

Н.В.Гоголь. Повесть "Портрет" - Литература - 10-11 класс - архив 16/18 - Домашнее задание

1. Прочитайте повесть Н.В.Гоголя "Портрет"

2.Вопросы для анализа повести Н.В.Гоголя "Портрет".

1. История написания повести "Портрет"( сколько вариантов повести написал Н.Гоголь?     почему он решил изменить свое произведение? кто повлиял на его решение?)*

Часть I.

1.     Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукинском дворе?

2.     Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?

3.     Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?

4.     Зачем так подробно описана комната Чарткова?

5.     Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?

6.     Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?

7.     Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?

8.     Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет "тайную связь с его судьбой”?

9.     Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?

10.  Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?

11.  Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?

12.  Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?

13.  Почему работа над портретом "завлекла”Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?

14.  Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?

15.  Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?

16.  Почему "Золото сделалось... страстью, идеалом, страхом, целью” Чарткова?

17.  Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь?

18.  Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в "зависть и бешенство”, почему он уничтожает талантливые произведения искусства?

19.  Отчего Чартков впал в "безнадёжное сумасшествие” и умер?

Часть 2.

1.     Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?

2.     Почему ростовщики необходимы "осадку человечества”, поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?

3.     Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?

4.     Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

5.     Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?

6.     Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?

7.     Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?

8.     В чём значение искусства и почему "талант...чище всех должен быть душою”? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: "Гений и злодейство – две вещи несовместимые”?

ruslit1908.ru

Образ и характеристика Чарткова в повести Портрет Гоголя сочинение

В своей повести «Портрет» Гоголь смог очень ярко и достойно отобразить, что бывает с людьми, которые делают искусство ради денег, а не ради своего роста, как профессионального, так и духовного. Главный герой повести — Чертков Андрей Петрович, очень бедный дворянин, у которого есть только один крепостной Никита, его слуга.

Андрею Петровичу двадцать два года, он молод, но очень способный к искусству человек. Одевается он в потёртые вещи, не особо следит за своим гардеробом, его это мало волнует, потому что, во-первых, смысл его жизни — это писать картины, развивать свои навыки художника, а во-вторых, у него просто нет денег, чтобы поменять одежду на другую. Живёт наш герой на Васильевском острове в Петербурге, где снимает комнату и даже имеет по ней долги. Чертков настолько беден, что по вечерам у него не горит свеча, чтобы экономить.

Однажды художник побывал на аукционе, где на последние свои деньги выкупил картину, которая ему сильно понравилась. На ней был изображён какой-то загадочный старик. За рамкой этой картины Чертков находит мешочек с тысячей червоных, которые переворачивают его жизнь. Обрадовавшись внезапному богатству, он бросается менять свою жизнь: он бежит к портному, чтобы купить новые вещи, которыми долго любуется и восхищается, он снимает первую попавшуюся огромную квартиру на Невском проспекте, он покупает себе духи и другие средства туалета.

Но Чертков хочет славы и признания, поэтому заказывает рекламу в газете за те деньги, что он нашёл. С помощью этой рекламы все в городе узнают о нём, начинают заказывать у него свои портреты, вскоре к нему уже ходят самые важные и зажиточные люди Петербурга, Чертков купается в деньгах и самолюбии. Андрей Петрович становится частым гостем на светских вечеринках, ухаживает за дамами и считается в обществе важной персоной.

К сожалению, с приходом денег от Черткова уходит талант: ему больше не доставляет удовольствия писать портреты, его кисть хладеет, как пишет автор, а бывшие знакомые больше не узнают его картины, потому что его прошлые картины были окружены ореолом таланта, а эти — бездарностью.

В один момент Чертков видит картину своего приятеля, которая в разы лучше, чем его работы, потому он начинает яростно ненавидеть товарища и завидовать ему. С этого момента Андрей понимает, что его талант угас, что он сам всё испортил, сам себя погубил. Из зависти он начинает скупать лучшие картины в городе и портить их. Так доходит он и до белой горячки, от которой и умирает.

Сочинение Художник Чартков

Повесть Гоголя «Портрет» состоит из двух частей, в каждой из которых главными героями являются художники. У каждого из них своя судьба, свое мировоззрение, оба они талантливы, но они диаметрально противоположны друг другу.

В первой части повести, описывается жизнь и судьба молодого талантливого художника Чарткова. Чартков – подающий надежды в живописном искусстве молодой человек. Он снимает небольшую студию, в голоде и нищете создавая талантливые произведения. Но в нем изначально заложены человеческие пороки – он мечтает о роскошной жизни, славе и богатстве.

Однажды, когда ему нечем было заплатить за квартиру, не на что купить еды, он потратил последние деньги на покупку старого портрета, который коренным образом изменил всю его жизнь. В раме портрета, художник обнаружил сверток с деньгами. Сначала его посетили разумные мысли, он хотел потратить неожиданное богатство на новую студию, купить хорошие краски и кисти, и развивать свой выдающийся талант. Алчность и тщеславие перебороли это разумное желание, и Чартков пустился во все тяжкие. Он снял себе шикарную квартиру, накупил множество модных обновок, стал обедать в дорогих ресторанах, вести праздную, в удовольствиях жизнь. Заказал себе хвалебную статью, у него появилось много заказчиков. Скоро, забыв о своем таланте, он поставил свое умение создавать портреты, на конвейер, выпуская из-под своей кисти стандартные и однообразные портреты, похожие друг на друга, как две капли воды. Безжизненные и безликие «творения» стали пользоваться спросом, и приносить художнику стабильный доход.

Со временем, он заглушил все свои робкие попытки к сопротивлению выпускать халтуру, и, усыпив свою совесть, полностью окунулся в светскую жизнь, с ее многочисленными приемами в аристократических кругах, в праздности и лени. Постепенно он нажил себе немалое состояние, но потерял в себе искру божьего дара. Он добился славы и успеха, все с восторгом отзываются о его работах, в нем все больше проявляется тщеславие и высокомерие. Чартков с чувством собственного превосходства относится к молодым дарованиям. Он полностью превратился в обыкновенного ремесленника. И лишь однажды, увидев картину молодого неизвестного художника, он понял, что значит настоящий талант.

Он пробует начать все сначала, но кисть уже не слушается его, продолжая идти по легкому, проторенному пути. Это приводит в ярость художника, в нем просыпается огромная зависть и эгоизм. Чартков тратит все свое накопленное состояние на покупку шедевров великих художников, и ожесточенно уничтожает эти гениальные произведения искусств.

Непомерная зависть, алчность и тщеславие, погубили когда-то талантливого художника, и он умер, сойдя с ума.

Другие сочинения:

Образ и характеристика Чарткова в рассказе Портрет

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Картины жизни донских казаков в романе Тихий дон

    История донских Казаков уходит в глубину веков. Во времена Ивана Грозного, казаки дрались с крымским ханом, царица Екатерина любила, казаков, они пользовались большими привилегиями

  • Образ и характеристика Аркадия в рассказе Тупейный художник Лескова

    Аркадий был крепостным и им владел граф Каменский в городе Орле. Профессия Аркадия называлась тупейный художник, т. е. гример и парикмахер. Он занимался внешним видом крепостных актрис в театре графа.

  • Анализ романа Дым Тургенева

    Этот великий роман во всех смыслах. Он принадлежит к группе самых больших романов, и не только Тургенева, но всей русской литературы девятнадцатого века

  • Сочинение на тему День рождения друга

    Мой лучший друг очень хороший человек, мы с ним можем искать приключения, играть и придумывать разные игры. Недавно у него был День рождения. Мне очень понравилось.

  • Сочинение Моя любимая музыка

    Я настоящий поклонник современной музыки. Среди любимых жанров могу выделить поп, рок и реп. Казалось бы такое различие

sochinite.ru

ГОГОЛЬ «ПОРТРЕТ» | Учебник 2017

^— С/овесть Н. В. Гоголя «Портрет» впервые была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 году. Ободренный успехом «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Гоголь собрал статьи по искусству («Живопись, С1^льптура и музыка», «Несколько слов о Пушкине», «Оо архитектуре нынешнего времени»), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью «Портрет», надеясь в предисловии на великодушие читателя: «Признаюсь, некоторых пьес я бы, может быть, не допустил вовсе в это собрание, если бы издавал его годом прежде, когда я был более строг к своим старым трудам. Но, вместо того, чтобы строго судить прошедшее, гораздо лучше быть неумолимым к своим занятиям настоящим. Истреблять прежде написанные нами, кажется, так же несправедливо, как позабыть минувшие дни своей юности. Притом, если сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несоверщенство целого». В цовести «Портрет», написанной в 1834 году, Гоголь рассматривает жизнь современного художника на фоне истории и искусства. Эта рама «Портрета» очень важна для того, чтобы понять, как писатель разделяет суету и вечность, как ищет истинный смысл жизни и определяет назначение искусства.

После выхода «Арабесок» В. Г. Белинский неодобрительно отозвался именно об этой повести:

«Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с нее портрет, и которая бранит балы и восхищается природою — и вы не откажете в достоинстве и этой повести. Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».

Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора», Гоголь находит пристанище в Италии. Он живет в Риме, окруженный великими произведениями искусства разных времен и современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали пенсию для совершенствования своего искусства в Италии и потому звались пенсионерами. В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу», делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины и цвет, озаряющий их и природу.

Критика В. Г. Белинского и неустанная работа А. Иванова побудили Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее. К 1841 году эта работа Гоголем была закончена. Изменилась фамилия главного героя; раньше его звали Чертков, что подчеркивало связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести некоторые сцены мистических, необъяснимых появлений портрета и заказчиков. Прояснился слог повести, были развернуты реалис/ические характеристики второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам-заказчиц. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, как бы побежденный рассказом о художнике; вместо демонического портрета оставался безобидный пейзаж. Во второй редакции исчезает портрет, который опять пошел гулять по свету. Как меняют эти изменения смысл повести? Прочтите ее и подумайте над вопросами.

‘шат

1. Чем встревожила вас повесть Гоголя «Портрет»?

2. Как Гоголь относится к аристократам, купцам, простолюдинам?

3. Представьте себе Чарткова в момент, когда он дорисовывает Психею, и в эпизоде, когда он уничтожает полотна талантливых художников.

4. В чем смысл эпитета и сравнения: «В нем (свертке.— В. М.) были червонцы, все до одного новые, жаркие, как огонь»?

5. Как бы вы назвали первую и вторую части повести? Прав ли В. Г. Белинский, говоря, что вторая часть — «приделка, которая решительно ничего не стоит»?

6. Для чего Гоголю была необходима фантастика?

7. Что губит и что спасает талант художника?

А теперь обратимся к тексту повести, чтобы поразмышлять над ее ключевыми эпизодами.

И

Часть 1

1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукином дворе?

2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?

3. Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткот ва домой?

4. Зачем так подробно описана комната Чарткова?

5. Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем? ■

6. Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?

7. Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?

8. Чем сон Чарткова с явлением старика и золота похож на видение Германна из «Пиковой дамы» и в чем они различны?

9. Какой рассказ Чехова напоминает вам разговор хозяина с Чцртковым?

10. Прав ли Чартков, когда думает, что портрет имеет «тайную связь с его судьбой»?

11. Какие возможности дает Чарткову неожиданно раскрытый клад и как он его использует?

12. Почему богатство возбуждает в Чарткове желание славы?

13. Почему мы узнаем имя и отчество Чарткова только из газетной заметки?

14. Над чем смеется Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери? Почему писатель иронизирует над любителями парадного искусства?

15. Почему работа над портретом «завлекла» Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?

16. Почему Чартков вернулся к этюду Психеи?

17.Чем смешны претензии заказчиков?

18. Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?

19. Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильев-

Ском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?

20. Почему «золото сделалось… страстью, идеалом, страхом, целью» Чарткова?

21. Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идет речь?

22. «Какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы», между подлинным искусством и ремеслом?

23. Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в «зависть и бешенство», почему он уничтожает талантливые произведения искусства?

24. Отчего Чартков впал в «безнадежное сумасшествие» и умер? В чем закономерность его судьбы; можно ли обвинить в случившемся демонический портрет?

Часть 2

1. Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?

2. Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?

3. Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?

4. Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

5. Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?

6. Какие несчастья принес художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?

7. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чем связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?

8. В чем значение искусства и почему «талант… чище всех должен быть душою»? Что значат «белые одежды» художника? В чем отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта; «Гений и злодейство — две вещи несовместные»?

9. Почему художник завещает сыну истребить портрет ростовщика и отчего этого сделать не удается? Почему Гоголь оставил финал повести открытым?

Композиция и смысл повести

Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам

В. Горяев. Н. В. Гоголь. «Портрет»

И унизительным свойствам натуры? Или это портрет ис-* кусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?

Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и соци** альный, и нравственный, и эстетический, и философский смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов XIX века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью восхищается высотой гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные поделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет преч

Вращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая природа… кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чарт — ков, по признанию его учителя живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием — богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Своим успехом Чартков обязан тому, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта — рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. Но идеал был неживым и, только соединившись с впечатлениями реальной жизни, стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»,— говорит отец сыну во второй части повести. Эти слова почти дословно повторяют слова Моцарта в пушкинской трагедии: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Но для Пушкина добро в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности.

Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение. Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи», прямой отзыв о котором помещен как статья во второй части сборника “Арабески».

Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать

И резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

Что было причиной этих страшных превращений; слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? Гоголь двойственно отвечал на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в повести речевой рамой портрета.

Пушкин в «Пиковой даме», по существу, опровергает мистическое истолкование событий, Гоголь не отрицает его. Повесть, написанная Гоголем в год появления и всеобщего успеха «Пиковой дамы», является ответом и возражением Пушкину.

Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И «твердый характер, честный прямой человек», написав портрет зла, чувствует «тревогу непостижимую», отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников. Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые «глядели демонски-сокрушительно», уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма, «нет святости в лицах».

Почти все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни, гибнут, изменив лучшим свойствам своей натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика отнимает у людей радость жизни и пробуждает «тоску такую… точно как будто бы хотел зарезать кого-то». Характерно стилистически это сочетание: «точно как будто бы». Разумеется, «точно» употреблено в смысле «как», чтобы избежать тавтологии. Вместе с тем сочетания «точно» и «как будто бы» передают свойственную Гоголю манеру, соединяющую детализированное реалистическое описание и призрачность, фантастический смысл событий. Манера эта подсмотрена у Пушкина. Вспомним описание видения Германна в пятой главе «Пиковой дамы»; «Он проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти три. Сон у него прошел; он сел на кровати и думал о похоронах графини… Чрез минуту услышал он, что отпирали дверь в соседней комнате. Германн думал, что деншик его, пьяный по своему обыкновению, возвращался с ночной прогулки.

Но он услышал незнакомую походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями. Германн принял ее за свою старую кормилицу и удивился, что могло привести ее в такую пору. Но белая женшина, скользнув, очутилась вдруг перед ним,— и Германн узнал графиню». Отчетливость бытового сознания Германна как будто не исключает возможность видения, однако призрак появляется и говорит. Сам призрак дан стилистически в той же противоречивости: «скользнув» и «шаркая туфлями».

У Пушкина в видении Германна обнаружен отрыв души от реального существования человека. У Гоголя сцену тревожного и странного сна Чарткова озаряет, как у Пушкина, луна, «богиня тайн», как она названа на страницах «Евгения Онегина»: «Свет ли месяца, несущий с собой бред мечты и облекающий все в иные образы, противоположные положительному дню, или что другое было причиною тому, только ему сделалось вдруг, неизвестно отчего, страшно сидеть одному в комнате». Гоголь разъясняет читателю, что несет с собой свет луны. Вместо определенной ясности пушкинских фраз, синтаксически скупых и точных, появляется расплывчатость, созданная обилием причастных оборотов, вводных конструкций, безличных предложений. Конкретность описания действий, как у Пушкина, сохраняется, но она подчинена более откровенному раскрытию чувств героя: «По комнате раздался стук шагов, который, наконец, становился ближе и ближе к ширмам. Сердце стало сильнее колотиться у бедного художника. С занявшимся от страха дыханьем он ожидал, что вот-вот глянет к нему за ширмы старик».

Гоголь пишет сон, который похож на быль настолько, что Чарткову кажется, что он просыпается, но по:^ом оказывается, что он как бы проснулся, проснулся во сне. Бесконечность этого сна, преследующего художника, носит характер наваждения.

Пушкин в видении Германна показывает, как таинственно в душе героя проступает совесть, перебиваемая желанием выигрыша. Гоголь пишет сцену, открывающую читателю, как художником овладевает зло.

Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте духа и манере работать похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который рисовал картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов оцределил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Однако местоположение не опре^^ деляет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю. Справедлив ли он? Гоголь, действительно, в своих произведениях хочет взять на себя миссию библейского пророка. Вит5 дя корысть, ничтожность, «земность» людей, писатель негодует и поучает.

Художник, отец рассказчика второй части Б., искупая зло, которое совершил он, написав портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той духовной высоты, которая позволяет ему написать Рождество Иисуса. Но восхождение к добру, требуюшее от человека суровых жертв, осознается в повести не как про-* явление, а как преодоление натуры, ее темной стороны. Дьявол или Бог царствуют, по Гоголю, в душе человека, которая открыта и добру и злу. Недаром настоятель, пора-* женный «необыкновенной святостью фигур» в картине Рождества Иисуса, говорит художнику: «Нет, нельзя человеку с помошью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоем». Инверсии и архаизмы, характерные для церковной речи, свойственны не только настоятелю. Наставление, которое дает художник двадцатилетнему сыну, ободренному радостной надеждой на путешествие в Италию, выдержано в тонах Нагорной проповеди Христа и по стилю, и по смыслу^ «Твой путь чист, не совратись с него… Талант есть драгоценнейший дар Бога — не погуби его».

Гимн искусству у Гоголя окрашен религиозно: «Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего… Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышашей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства». Такова эстетическая программа Гоголя, связанная с идеей религиозного служения и утверждением художника как лица священного. Тяжеловесная торжественность стиля Гоголя в этом поучении отца сыну оказывается созвучной убеждению писателя в том, что человек по натуре грешен, что мучительно и тяжело восхождение его по лестнице духовного очищения.

Как мы помним, в первой редакции облик ростовщика таинственно испарялся с полотна. В окончательном тексте

Повести портрет ростовщика исчезает; зло опять пошло (фодить по свету. Гоголь, переделав финал повести, отни — Миет надежду на окончательное искоренение зла — дает понять, что оно не Е портрете ростовщика, а в душах людей.

I. Что связывает повести Пушкина «Пиковая дама» и Гоголя «Портрет»?

В чем несходство отношения Пушкина и Гоголя к человеку?

,’1. Опровергает или подтверждает вторая часть «Портрета» мысль о всевластии зла?

4. Чем объясняется стилистическая разность произведений Пушкина и Гоголя?

В. Рассмотрите репродукции картин К. Брюллова «Последний день Помпеи» и А. Иванова «Явление Христа народу». Что сближает и различает эти полотна?

Шихшму сгушненк^

apple-tour.ru

Вопросы для анализа повести | DocumentBase.net: обмен учебными документами


Вопросы для анализа повести.
Часть I.
Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукинском дворе?
Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?
Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?
Зачем так подробно описана комната Чарткова?
Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?
Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?
Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?
Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет “тайную связь с его судьбой”?
Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?
Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?
Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?
Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
Почему работа над портретом “завлекла”Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?
Почему “Золото сделалось... страстью, идеалом, страхом, целью” Чарткова?
Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в “зависть и бешенство”, почему он уничтожает талантливые произведения искусства?
Отчего Чартков впал в “безнадёжное сумасшествие” и умер?
Часть 2.
Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?
Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?
Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?
Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?
Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?
В чём значение искусства и почему “талант... чище всех должен быть душою”? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: “Гений и злодейство – две вещи несовместимые”?

Приложенные файлы

  • 10739697
    Размер файла: 14 kB Загрузок: 0

documentbase.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *