Конспект урока по истории на тему «Счет лет в истории» (5 класс)

Виды деятельности на уроке

Содержание урока

Вводное слово учителя

Задание классу

Постановка ключевых проблемных вопросов

Вопросы классу

Рассказ учителя с элементами беседы

Вопросы классу

Рассказ учителя

Работа учащихся с основными понятиями и терминами

I этап. Организационный момент.

Приветственное слово учителя, проверка посещаемости, готовности к уроку.

Записи на доске: тема урока, лента времени

II этап. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Учитель: Изучая историю, важно знать, когда было то или иное событие (война, основание города, извержение вулкана, землетрясение), какое из двух событий было раньше, а какое позже, на сколько позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи. И так тема нашего сегодняшнего урока «Счет лет в истории».

III этап. Изучение нового материала.

  1. Год, век, тысячелетие.

Учитель: Обращаясь к изучению прошлого, легко заметить, что нас всегда интересует, когда жил тот или иной исторический деятель, когда был основан город или когда началась и закончилась война. Без дат нет истории. Историки выстраивают прошлое, исторические события в определенной последовательности во времени. Эта последовательность образует хронологию. Само слово «хронология» в переводе с древнегреческого языка означает «наука о времени».

Хронология – наука, определяющая последовательность событий мировой истории.

Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам.

Представление о годе как промежутке времени возникло у древних земледельцев. Они поняли, то от одного лета до другого, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Первыми в истории человечества продолжительность года определили жители Древнего Египта.

Вопрос классу: Сколько дней в году? (365 дней)

Учитель: Древние египтяне подсчитали, что год равен 365 суткам: для того времени это было достаточно точно.

Вопрос классу: Век – это сколько лет? (100 лет, столетие)

Если век – это 100 лет, то сколько веков составляют тысячелетие? (10 веков)

Учитель: Давайте попробуем определить, к какому веку относится та или иная дата.

Решение хронологических задач.

1380 г. IV век. Чтобы определить какой это век, нужно

948 г. X век закрыть две последние цифры. Остается

2012 г. XXI век цифра – 13, значит прошло 13 полных

223 г. III век веков, а идет 14-й.

1833 г. XIX век

1700 г. XVII век

Учитель: Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими.

1 = I 160 = CLX (100 + 50 + 10)

2 = I+I = II 9 = IX (10 — 1)

5 = V 7 — ?

10 = X 12 — ?

50 = L 28 — ?

100 = C 4 — ?

500 = D 73 — ?

1000 = M

  1. Как считали время в древности?

Учитель: Последовательность событий, их удаленность от нашего времени удобно обозначать на линии времени.

Итак, годы, тысячелетия, века удобнее считать по порядку. Но для этого нужна точка отсчета, т.е. с какого года нужно начинать счет? Какой год считать первым?

Самостоятельная работа учащихся с учебником (стр. 36)

Учитель: В Древнем Египте счет лет производился следующим образом. Этой страной правили цари – фараоны. Каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй год – вторым и т.д. Когда фараон умирал и к власти приходил новый царь (допустим его сын), вновь наступал первый год, затем второй, третий. Вопрос классу: Как вы думаете, в чем неудобство данной системы летоисчисления?

Учитель: Иным был счет лет у древних римлян, первым годом они считали год основания Рима. У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину. Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».

  1. Современное летоисчисление.

Вопрос классу: От какого события мы ведем счет лет?

Учитель: Счет лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием основателя христианской религии – Иисуса Христа. Через несколько столетий христианская религия распространилась во многих странах. Вот тогда один из верующих предложил вести счет лет от рождения Иисуса Христа. Он сумел, как ему казалось, вычислить год рождения Иисуса Христа. Это был 753 год от основания Рима. В нашем летоисчислении Рождество Христово является точкой отсчета для всех исторических дат. Мы считаем время от рождения Иисуса Христа. Счет лет от рождения Иисуса Христа постепенно был принят в разных странах.

Сейчас в тетрадях мы нарисуем ленту времени и будем отмечать на ней исторические даты.

Условимся, что время движется слева направо. Отметим на линии текущий год (2012 г.) и еще одну-две даты: скажем год основания Москвы (1147 г.) и год рождения А.С. Пушкина (1799 г.).

Отметим также Рождество Христово – начало нашей эры (н.э.). В нашем летоисчислении этот год считается первым, мы ведем счет лет от Рождества Христова. Справа — наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим — первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты — до нашей эры — мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.

Решение хронологических задач.

1. Какой год был раньше и насколько был раньше: 33 г. до н.э. или 33 г. н.э.?

Действия:

Первый шаг — с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг — если события произошли в разные эры, то делим линию времени на 2 части и подписываем их — с левой стороны — до н. э., а с правой стороны — н.э.;

Третий шаг — на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг — записываем решение задачи;

Пятый шаг — записываем ответ.

2. Какой год был раньше и насколько раньше: 33 г. до н.э. или 14 г. до н.э.?

3. Какое событие было раньше и насколько: Куликовская битва (1380 г.) или основание Санкт-Петербурга (1703 г.)?

4. Сколько лет назад произошла Марафонская битва?

5. Карфаген был основан на 72 года раньше, чем Рим. В каком году был основан этот город? (825 год до н.э.)

6. Карфаген просуществовал 971 год. В каком году его разрушили римляне? (146 год н.э.)

7. Через 1900 лет после основания Рима был основан другой город. В каком году и что это за город? (в 1147 году, Москва)

8. Вашингтон моложе Москвы на 644 года. В каком году был основан этот город? (1791 год)

III этап. Закрепление изученного.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что изучает хронология?

Домашнее задание: § 6, карточки

infourok.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Конспект урока истории. 5 класс. Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.

Урок: история

Класс: 5а, 5б

Дата: 23.09.2015

Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.

Тип урока: урок изложения нового материала по истории в 5 классе.

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о хронологии как части исторических знаний.
  2. Систематизировать и расширить знания учащихся об измерении времени в истории.
  3. Способствовать формированию у учащихся умений оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории.

Основные понятия: хронология, единицы измерения времени, летосчисление, «линия времени».

Учебное оборудование: на доске – тема урока, компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, карточки с датами.

Этапы урока

1

Организационный момент (1-2 мин.)

— ребята, сегодня на уроке мы вспомним уже знакомый вам материал о счете лет в истории, а также узнаем много нового и интересного об измерении времени. Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие случилось раньше и какое позже, на сколько позже. Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно уметь определить, что происходило до них, а что после. Сегодня мы научимся оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории. Я уверена, что урок вам понравится, т. к. пройдёт он в необычной форме.

Записи в тетрадях: дата урока, тема урока.

Выполнение учащимися задания «Овладение огнем» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора) — расставить в правильной последовательности картинки, рассказывающие о том, как человек подчинил себе огонь.

Ответ: 1, 6, 2, 7, 5, 8, 4, 3.

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

Устное выполнение учащимися задания «Расставь события». Необходимо расставить события (карточки с датами) по порядку.

  1. Куликовская битва — 1380 год
  2. Введение нового летосчисления на Руси – 1700 год
  3. Первый полет человека в космос — 1961 год
  4. Первое упоминание о Москве — 1147 год
  5. Основание станицы Полтавской – 1794 год
  6.  Начало правления династии Романовых — 1613 год
  7. Крещение Руси — 988 год
  8. Основание Санкт-Петербурга – 1703 год

Ответ: 7, 4, 1, 6, 2, 8, 5, 3.

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

Беседа по окончанию выполнения обоих заданий:

— Что требовалось выполнить в первом задании?

— Что требовалось выполнить во втором задании?

— Можно ли провести аналогию, т.е. увидеть общее между этими заданиями?

— Можно ли увидеть связь между выполненными заданиями и темой урока?

— Вспомните, как называется наука, изучающая последовательность исторических событий?

3

Изучение новой темы (25 — 30 мин.)

— Хронология (от хроно… и логос — слово, учение) — последовательность исторических событий во времени, а также наука об измерении времени (изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников). В древней хронологии у разных народов применялись различные системы счета лет, приуроченные к какому-либо событию (реальному или мифическому) или началу династии правителей.

Записи в тетрадях: Хронология — последовательность исторических событий, наука об измерении времени.

Работа учащихся в тетрадях – выполнение задания «Измеряем время» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора). 

Задание — расположить по возрастанию единицы измерения времени – десятилетие, день, век, год, месяц, неделя, час, тысячелетие, сутки. 

Ответ: час, день, сутки, неделя, месяц, год, десятилетие, век, тысячелетие.

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

4

Беседа по вопросам:

— Какими единицами измерения времени пользуется ученые?

— Почему измерять время в истории удобнее годами, веками, тысячелетиями?

— Как в истории принято записывать года и века?

— Как правильно соотносить даты событий с веком?

Показ слайда с изображением арабских и римских цифр

Цифры арабские

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Цифры римские

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

5

Устное выполнение учащимися задания «Составь дату» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора). Для выполнения этого задания вам потребуются знания по математике и по литературе. 

Задание — составить дату (указать век) из всех цифр, пропущенных и упомянутых в пословицах.

1) ….. в поле не воин.

Семь раз отмерь, …. раз отрежь.

Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

1714 год (XVIII век)

2) Десять раз надо сказать,

на десятый только послушает.

1010 год (XI век)

3) Одна голова хорошо, а ….. лучше.

У ….. нянек дитя без глазу.

Пошел на все ….. стороны.

1274 год (XIII век)

4) …… с ложкой, один с сошкой

За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.

717 год (VIII век)

5) За ….. зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

У ….. нянек дитя без глазу.

217 год (III век)

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

6

Физминутка (варианты проведения см. в приложении)

Выйдите из-за парт, встаньте рядом со своими рабочими местами.

Я задаю вам вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». Вы отвечаете определенными движениями: «да» — хлопаем в ладошки, «нет» — шагаем на месте.

Вопросы

  1. первый месяц года – январь (да)
  2. первый месяц весны – апрель (нет)
  3. в году – 12 месяцев (да)
  4. в феврале – 30 дней (нет)
  5. новый год начинается 31 декабря (нет)
  6. четверть часа – это 15 минут (да)
  7. век – это срок в тысячу лет (нет)
  8. в сутках – 25 часов (нет)
  9. день больше, чем сутки (нет)
  10. часы — прибор для отсчета времени (да)

7

— Во многих христианских государствах отсчет времени долго вёлся от сотворения мира (по древней еврейской, а затем византийской традиции), в том числе и в России, где считать от Рождества Христова стали после реформ Петра I. Термины «до Рождества Христова», т.е. «до нашей эры» и «от Рождества Христова», т.е. «наша эра» в настоящее время приняты в большинстве государств мира.

Наша (новая) эра (эра — от лат. aera — отдельное число, исходная цифра) — современная система летоисчисления, за начальный момент отсчета которой взята дата рождения Иисуса Христа, основателя христианства – религии, которая широко распространилось во многих странах. Новое летосчисление распространялось постепенно.

Записи в тетрадях: Летосчисление — система счёта больших промежутков времени.

— Для того, чтобы удобнее было «увидеть» очередность произошедших в разное время событий, можно воспользоваться «линией времени» или «лентой времени». Время на этой линии «движется» вперед (слева направо). Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры. Многие исторические события произошли до нашей эры, и на нашей «ленте времени» они находятся слева от разделительной линии. Те события, которые относятся к нашей эре, располагают справа этой линии. Не перепутайте: счет лет до нашей эры ведется в обратном порядке, а время движется всегда по направлению к нашим дням. Также принято условно «делить» «линию времени» на части – периоды, по которым мы с вами и будем изучать историю.

«Линия времени»

до нашей эры

наша эра

753

74

1147

1799

1961

древний мир

средние века

новое время

новейшее время

Записи в тетрадях: «Линия времени» — это линия, на которой условно изображаются отдельные исторические события.

8

Устное выполнение учащимися задания «Счет лет». 

Задание — сосчитать:

Сколько веков и полных лет продолжается наша эра? (20 веков и 9 лет).

Какой год был раньше: 40-й год до нашей эры или 40-й год нашей эры? На сколько лет раньше? (40-й год до нашей эры был раньше, чем 40-й год нашей эры. На 80 лет).

Какой год был следующим за 40-м годом до нашей эры? (Следующим за 40-м годом до нашей эры был 39-й год).

Какой год предшествовал 40-му году до нашей эры? (40-му году до нашей эры предшествовал 41-й год).

Какой год был следующим за 40-м годом нашей эры? (Следующим за 40-м годом нашей эры был 41-й год).

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

Проведение игры «Лента времени» 

 Задание — расположить картинки на ленте времени:

— характерные для конкретной эпохи изображения одежды людей;

— характерные для конкретной эпохи изображения орудий труда, которыми пользовался человек в разные эпохи;

— характерные для конкретной эпохи изображения жилища человека (шалаш, бревенчатые избы, небоскребы и др.).

9

Закрепление изученного на уроке (2-3 мин.)

Беседа по основным вопросам урока:

— Что такое хронология?

— Что такое летосчисление?

— Для чего была придумана «линия времени»?

— Какие единицы измерения времени вы знаете?

— Какими единицами измерения времени пользуются при изучении истории?

— Как правильно определять последовательность важнейших событий истории?

10

Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал (2-3 мин.)

Заключительное слово учителя. 

— Ребята, сегодня мы еще раз убедились в том, что история – это наука, у которой есть свои правила и законы. Вы показали отличные знания, научились измерять время годами, веками, тысячелетиями и поняли главное — изучать историю без дат невозможно.

11

Домашнее задание (1 мин.)

Составить в рабочих тетрадях кроссворд с использованием терминов, обозначающих различные единицы измерения времени (учитель дает учащимся рекомендации по выполнению домашнего задания).

Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

1-й вариант

1. Первая общегреческая Олимпиада проходила в 776 г. до н.э.. Сколько лет тому назад это было?

2. Город Рим основан в 753 г. до н.э. Сколько лет тому назад это было?

3. Какой год был раньше 200 н. э. или 200 до н. э.? На сколько?

4. Москва была основана в 1147 г. Какой это век?

5. Куликовская битва произошла в 1380 году. В каком веке праздновалось 500-летие этой битвы?

6. Какой год был раньше? 12 г. до н. э. или 13 г. до н. э.? На сколько?

7. Какой год предшествовал 133 г. до н.э.?

8.Какой это век?

А) 1205 год; Б) 81 год; В) 185 год; Г) 2011 год.

    9. Запишите арабскими цифрами:

А)III век; Б)VII век; В)XII век; Г)L век.

Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

2-й вариант

1.Единое египетское государство возникло в 3000 г.до н.э. Сколько лет тому назад это было?

2.Какой год был раньше 525 н. э. или 525 до н. э. На сколько?

3.В 1500 г.до н.э. фараон Тутмос отправился в военный поход. Сколько лет тому назад это было?

4.Русь приняла православную веру в 988 году. Какой век это был?

5.Ледовое побоище произошло в 1242 году. В каком веке праздновалось 500-летие этой битвы?

6.Какой год был раньше? 110 г.до н.э. или 120 г. до н.э.? На сколько?

7.Какой год наступит после 2 г.до н.э.?

8.Какой это век?

А) 1405 год; Б) 281 год; В) 85 год; Г) 1011 год.

    9. Запишите арабскими цифрами:

А) VIII век; Б)II век; В) XXII век; Г)XVI век.

Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

3-й вариант

1. В 1770 г. до н. э. были написаны сказания о красавице-богине Иштар. Сколько лет тому назад это было?

2.  Какой год был раньше 1202 н. э. или 1202 до н. э.? На сколько?

3.  Петербург был основан в 1703 г. Какой это век?

4. Полтавская битва произошла в 1709 году. В каком веке праздновалось 200-летие этой битвы?

5. Какой год был раньше? 2 г. до н. э. или 13 г. до н. э.?

На сколько?

6. Какой год был перед 33 г. до н.э.?

7. В 1750 г. до н.э. в Египте произошло восстание рабов. Сколько лет тому назад это было?

8.  Какой это век?

А) 205 год; Б) 981 год; В) 1852 год; Г) 1011 год.

9. Запишите арабскими цифрами:

А)LX век; Б)XVII век; В)XIII век; Г)XV век.

Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

4-й вариант

1. Пирамида Хеопса была построена в 2600 г.до н.э. Сколько лет тому назад это было?

2. Какой год был раньше 525 н. э. или 525 до н. э. На сколько?

3. Первая Пуническая война началась в 264 г. до н.э. Сколько лет тому назад это было?

4. Иван Грозный стал царём в 1547 году. Какой век это был?

5. Бородинская битва произошла в 1812 году. В каком веке празднуется 200-летие этой битвы?

6. Какой год был раньше? 2110 г. до н.э. или 2120 г. до н.э.? На сколько?

7.  Какой год предшествовал 92 г. до н.э.?

8.  Какой это век?

А) 405 год; Б) 1281 год; В) 785 год; Г) 1811 год.

9. Запишите арабскими цифрами:

А) LXXX век; Б) IV век; В)XII век; Г)XХV век.

Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

5-й вариант

1. Греко-персидские войны начались в 499 г. до н.э. Сколько лет тому назад это было?

2. Марафонская битва произошла в 490 г. до н.э. Сколько лет тому назад это было?

3. Какой год был раньше 8 н. э. или 18 до н. э.? На сколько?

4. Сражение у мыса Гангут состоялось в 1714 г. Какой это век?

5. Нижний Новгород был основан в 1221 году. В каком веке праздновалось 500-летие этого города?

6. Какой год был раньше? 12 г. до н. э. или 13 г. до н. э.? На сколько?

7. Какой год наступит после 81 г. до н.э.?

8. Какой это век?

А) 105 год; Б) 1881 год; В) 1985 год; Г) 11 год.

9. Запишите арабскими цифрами:

А) XVIII век; Б)LXX век; В) XI век; Г)XIV век.

Задания по теме «Счет лет в истории»  (5 класс)

6-й вариант

1. Греко-персидские войны закончились в 449 г.до н.э. Сколько лет тому назад это было?

2. Какой год был раньше 5 н. э. или 5 до н. э. На сколько?

3. Саламинское сражение состоялось в 480 г. до н.э. Сколько лет тому назад это было?

4. Сражение на реке Неве было в 1240 году. Какой это век?

5. Восстание декабристов произошло в 1825 году. В каком веке отмечалось 150-летие этого событие?

6. Какой год был раньше? 110 г. до н.э. или 120 г. до н.э.? На сколько?

7. Какой год наступит после 100 г. до н.э.?

8. Какой это век?

А) 15 год; Б) 1281 год; В) 685 год; Г) 1101 год.

9. Запишите арабскими цифрами:

А) VI век; Б) XL  век; В) XXII век; Г)XVI век.

Куликовская битва –

1380 год

Введение нового летосчисления на Руси – 1700 год

Первый полет человека в космос — 1961 год

Первое упоминание о Москве — 1147 год

Основание станицы Полтавской –

1794 год

Начало правления династии Романовых –

1613 год

Крещение Руси — 988 год

Основание Санкт-Петербурга –

1703 год

nsportal.ru

Счёт лет в истории. Видеоурок. Всеобщая история 5 Класс

Мы говорим, не задумываясь: «Это произошло в таком-то году». При этом годы мы считаем от Рождества Христова. Но ведь до рождения Христа люди тоже как-то ориентировались во времени? Как же они это делали?

Тема: Жизнь первобытных людей

Урок: Счет лет в истории

Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие случилось раньше, какое позже. Какие системы летоисчисления использовались людьми? Кто создал первый календарь? Что было раньше — основание Рима или первые Олимпийские игры? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Вы знаете, что время считают по годам, сто лет составляют столетие, или век, а десять веков — тысячелетие.

В древности сложились достаточно точные представления о продолжительности года. Древние землевладельцы внимательно следили за луной, солнцем и звездами, вычисляя время посева и сбора урожая (рис. 1). Первыми продолжительность года (365 дней) посчитали египтяне.

Рис. 1. Лунный календарь (Источник)

Счет лет в древности был не так важен, как определение смены сезона. Поэтому в разных странах годы считали по-разному. В Древнем Египте счет вели от начала правления фараона, когда к власти приходил новый правитель, счет лет начинался заново (рис. 2).

Рис. 2. Египетский календарь (Источник)

В Древнем Риме годы считали от легендарной даты основания Рима в 753 году до н. э.   

Распространение христианской религии  привело к утверждению единой точки отсчета — Рождество Христово. События истории стали делиться на «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова». Позже утвердилось более нейтральное определение — «события нашей эры» (н. э.) и «события до нашей эры» (до н. э.). В нашей стране счет лет от Рождества Христова был введен Петром I более 300 лет назад.

Рассмотрим «ленту времени» на рисунке (рис. 3). Условимся, что время движется слева направо. Поперечной разделительной чертой отмечено начало нашей эры. Многие исторические события произошли до нашей эры. Например, основание Рима произошло, согласно легенде, в 753 году до н. э. Этот год мы поместим на «ленте времени» слева от разделительной черты. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. Это событие мы также разместим слева от разделительной черты. 776 больше 753, а значит, первые Олимпийские игры состоялись раньше основания Рима и займут положение левее по отношению к 753 г. до н. э. Счет лет до нашей эры идет в обратном направлении — 2 год до н. э. был раньше, чем 1 год до н. э., в то время как события нашей эры считаются в привычной для нас последовательности цифр — сначала был 1 год н. э., затем 2 год н. э. Нулевого года не существует, после окончания 1 года до н. э. наступает 1 год н. э. 

Если необходимо вычислить, сколько лет прошло от одного события до наших дней, обычно из современной даты вычитают дату события, если событие произошло до нашей эры, то даты складываются. Например, вопрос: сколько лет назад был основан Древний Рим? 753+2013=2766, 2766 лет назад был основан Рим. Известно, что первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. Сколько лет отметит Москва в этом году? 2014–1147=867, в этом году Москва отметит свое 867-летие.

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

Рис. 3. Лента времени (Поваляева Н.Е.)

 

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Культурология (Источник).
  2. Vsemirnaya-istoriya.ru (Источник).
  3. Всемирная история для школьников (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Какие даты у древних народов являлись началом летоисчисления?
  2. Кто в древности примерно рассчитал продолжительность года?
  3. Почему календарь имел важное значение в жизни древних народов?
  4. Какой год был раньше — 5 год до н. э. или 7 год до н. э.?

 

 

interneturok.ru

Конспект урока по теме: «Счет лет в истории»

15 мин.

5 мин.

14 мин.

I. Изучение нового материала.

  1. Единицы времени.

Обращаясь к изучению прошлого, легко заметить, что нас всегда интересует, когда жил тот или иной исторический деятель, когда был основан город или когда началась и закончилась война. Без дат нет истории. Историки выстраивают прошлое, исторические события в определенной последовательности во времени. Эта последовательность образует хронологию. Само слово «хронология» в переводе с древнегреческого языка означает «наука о времени».

Вы знаете, что есть разные отрезки времени. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы определите о каком отрезке времени идет речь.

К вечеру умирает,

Поутру оживает. (День)

Протянулся мост на семь верст,

А в конце моста золотая верста. (Неделя)

Двенадцать братьев друг за другом бродят,

Друг друга не обходят. (Месяцы)

А вы знаете, откуда пошли названия месяцев, которыми мы пользуемся? Они появились в Древнем Риме. Например, январь получил свое название в честь бога Януса, март – в честь бога войны Марса, июль – в честь римского императора Юлия Цезаря. Сентябрь в переводе с латинского языка означает семь, т.к. это первоначально он был седьмым месяцем, а сейчас это какой по чету месяц? (9)

У наших предков – древних славян – были свои названия месяцев.

Почему славяне дали этим месяцам именно такие названия? На партах у вас находятся карточки с заданием. Попробуйте соотнести современные названия месяцев с древнеславянскими.

Задание.

Январь

Листопад

Февраль

Грудень

Март

Студень

Апрель

Червень

Май

Вересень

Июнь

Березозоль

Июль

Лютый

Август

Сечень

Сентябрь

Липец

Октябрь

Травень

Ноябрь

Цветень

Декабрь

Серпень

Правильные ответы.

Названия древнеславянских месяцев были приурочены к явлениям природы и полевым работам.

Январь

Сечень — от слова сечь, рубить. Славяне рубили лес зимой, чтобы подготовить площадь для посевов.

Февраль

Лютый — лютый мороз, холод.

Март

Березозоль — срубленное зимой дерево, чаще это была береза, превращали золу.

Апрель

Цветень – время цветения цветов.

Май

Травень — время всходов трав.

Июнь

Червень – от слова червь. В этом месяце собирали в садах и огородах вредных гусениц.

Июль

Липец – от слова липа, время цветения лип.

Август

Серпень – от слова серп, главное орудие труда в этом месяце.

Сентябрь

Вересень – от слова вереск, время цветения кустарника вереска.

Октябрь

Листопад – время опадения листьев.

Ноябрь

Грудень – от слова груд – замерзшая почва.

Декабрь

Студень – стужа, холод.

Кроме месяца, недели, дня существуют и большие единицы времени. Назовите их. (Год, век, тысячелетие).

Год – 365 дней.

Век – 100 лет

Тысячелетие – 1000 лет (10 веков).

Первыми в истории определили длину года (365 дней) древние египтяне. Главное занятие египтян – земледелие, поэтому им нужно было знать, когда сеять и когда убирать урожай.

Давайте попробуем определить к какому веку относится та или иная дата.

Задание.

  1. 1380 год. Это какой век? Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры. Остается цифра – 13, значит прошло 13 полных веков, а идет 14-й, значит 1380 г. — это 14 век.

  1. Если сейчас 2012 год, то какой сейчас век? (21 век).

  2. 988 год. Это какой век? (10 век).

Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими.

I=1

X =10, его половина V=5

C = 100, его половина L=50

M =1000, его половина D=500

Например, 160 – римскими цифрами писалось бы, как CDL (100+50+10)

9 век, как IX (10-1)

1948 год – MCMXLVIII (1000+ (1000-100)+(50-10)+5+3). Эта запись очень громоздка и неудобна, поэтому ничего страшного, если вы не будете писать большие римские числа. Но небольшие числа, вы должны научить обозначать.

Задание. Напишите римскими цифрами 7, 12, 28, 73. (VII, XII,XXVIII, LXXIII).

Итог: мы узнали, что для измерения времени люди используют дни, недели, месяцы, года, века, тысячелетия, но перед нашими предками встал вопрос от какой точки начинать отсчет лет.

  1. Точка отсчета времени.

Точки отсчета лет в разных странах были разные. Например. В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый фараон, счет лет начинался заново. Первый год его правления считался первым, второй – вторым и так далее. Когда этот фараон умирал, к власти приходил новый, и вновь наступал первый год. Римляне первым считали год основания своего города. У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину. Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».

Итог: в разные периоды истории люди для удобства выбирали разные точки отсчета лет. Это было связано со значимыми историческими событиями.

  1. Счет лет, которым мы пользуемся. Лента времени.

Счет лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием основателя христианской религии – Иисуса Христа. Через несколько столетий христианская религия распространилась во многих странах. Вот тогда один из верующих предложил вести счет лет от рождения Иисуса Христа. Он сумел, как ему казалось, вычислить год рождения Иисуса Христа. Это был 753 год от основания Рима. В нашем летоисчислении Рождество Христово является точкой отсчета для всех исторических дат. Мы считаем время от рождения Иисуса Христа. Счет лет от рождения Иисуса Христа постепенно был принят в разных странах. В нашей стране он был введен Петром I. Его указом устанавливалось новое летоисчисление: вслед за 31 декабря 7208 года «от сотворения мира» наступало 1 января 1700 года от Рождества Христова. Этот календарь назывался «юлианским». По велению Петра в России стали 1 января праздновать Новый год по европейскому обычаю: наряжать елку, развешивать блестящие гирлянды, поздравлять друг друга. С 14 февраля 1918 года Россия перешла на григорианский календарь. С тех пор мы живем по «новому стилю». Разница между этими календарями в XX веке 13 суток, в XXI — 14.я.

Сейчас в тетрадях мы нарисуем ленту времени и будем отмечать на ней исторические даты.

Условимся, что время движется слева направо. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа — наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим — первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты — до нашей эры — мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.

«Лента времени».

Чтобы лучше разобраться в чете лет, давайте решим несколько задач.

Задание.

  1. Карфаген был основан на 72 года раньше, чем Рим. В каком году был основан этот город? (825 год до н.э.)

  2. Карфаген просуществовал 971 год. В каком году его разрушили римляне? (146 год н.э.)

  3. Через 1900 лет после основания Рима был основан другой город. В каком году и что это за город? (в 1147 году, Москва)

  4. Через сколько лет после падания Карфагена была основана Кострома. (Кострома основана в 1152 году, через 1006 лет после разрушения Карфагена)

  5. Лондон был основан в 43 году н.э. Сколько лет уже существовал Рим? (796 лет)

  6. Вашингтон моложе Москвы на 644 года. В каком году был основан этот город? (1791 год)

  7. Какой город отмеченный на ленте времени просуществовал дольше всех? (Рим, 2770 лет)

  8. В каком году жители Рима отметят свое 3000-летие? (в 2247 году)

Вывод по уроку: сегодня мы с вами познакомились со счетом лет в истории и убедились, что счет лет, который мы используем сейчас, наиболее удобный и принят многими странами мира.

Запись на доске и в тетрадях

Учащиеся отгадывают загадки

Учащиеся самостоя-тельно выполняют задание

Проверка выполнено-го задания вместе с учителем

Запись на доске и в тетрадях

Учащиеся выполняют задание вместе с учителем

Запись на доске и в тетрадях

Учащиеся самостоя-тельно выполняют задание

Учитель подводит итог

Рассказ и объясненияучителя

Учитель подводит итог

Рассказ и объясненияучителя

Рисунок в тетради

Учащиеся выполняют задания вместе с учителем

Учитель подводит итог

multiurok.ru

Технологическая карта урока истории 5 класс на тему «Счет лет в истории»

Технологическая карта урока истории «Счет лет в истории»

Автор: учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназии № 3»,

Вахитовского района, г. Казани

Данная технологическая карта урока разработана в соответствии ФГОС.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности: проявляют интерес к новому материалу.

Основные понятия: Хронология, месяц, год, эра, эпоха, век, тысячелетие, лента времени.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

УМК: Колпаков С.В., Селунская Н.А. Всеобщая история. История древнего мира 5 класс. Учебник -М. Дрофа,2015.

Список использованных источников и литературы: поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г. И. Годера, И.С.. Свенцицкой и Ф. А.Михайловского. Вако, 2013 г.; интернет ресурсы: http://arhschool1.ucoz.ru/ehksperiment/tekhnol_karta_uroka_fgos.docx; http://armou1.no-ip.org/teachers/21/files/1321703574/Измерение_времени.doc; http://www.sgi72.izmeri.edusite.ru/p23aa1.html

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

  1. Организационно – мотивационный этап

Определяет готовность к уроку. Сосредотачивает внимание учащихся

Включаются в деловой ритм урока

Личностные:

самоопределение

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

Положительная мотивация к изучению предметного материала

  1. Актуализация знаний обучающихся

Выявляет уровень знаний

Опрос: что такое история? для чего ее изучают? С помощью чего мы изучаем свое прошлое? Какая наука помогает истории в поисках исторического источника?

Задание 2. По карточкам. Что является лишним в рядах слов? (ответ письменный)

А) тарелка, платье, копье, рубило, миф.

Б) пергамент, миф, летопись, хроника, письмо.

В) пословица, былина, легенды, обрядовые песни, музыкальная открытка

Задание 3 Подчеркни в тексте вещественные исторические источники

Выполняют задания, обсуждая поставленные вопросы

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

Умение работать в группе ( слушают товарищей, делают свои предположения, выражают свои мысли)

Познавательные:

умение делать выводы

  1. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы

 Угадайте, о чем идет речь:

      Без крыльев, без рук оно.

      Быстро летит, не догонишь его. (время)

    Чтобы точно знатьь, когда произошло то или иное событие в прошлом, мы должны правильно ориентироваться во времени. Для этого существует специальное историческое время. У этого времени есть свои особенности: одно событие в истории может длиться несколько дней, другое годами, а некоторые даже веками. Поэтому перед нами, историками, встает вопрос: как научиться правильно определять в каком году произошло то или иное событие?   Когда ученые находят исторический источник, очень важно понять к какому периоду он относиться, ведь в каждую эпоху время определяли по-разному.

Например, на папирусном свитке древний договор и стоит дата — «Седьмой год правления сына Солнца» или найдена летопись, которая начинается словами «В 382 год от основания Рима…» Можно ли точно сказать, когда произошли эти события?

Формулирование проблемы урока

КАК ПРАВИЛЬНО ДАТИРОВАТЬ СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ?

Выслушать ответы учеников, записать на доске

Регулятивные:

Регулятивная саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

  1. Поиск решения проблемы.

Для того, чтобы определить точную дату существует специальная вспомогательная наука – ХРОНОЛОГИЯ, которая устанавливает точные даты исторических событий.

С хронологией тесно связаны понятия: эра, час, месяц секунда, год, век, неделя, день. Далее обращаем внимание на интерактивную доску, где представлена лента времени и учитель объясняет, что история это движение от прошлого к будущему. Вводятся понятия: век=100 лет, тысячелетие =1000 лет, эра — точка отсчета. Также необходимо объяснить, как правильно определять какой идет век. Напомнить, что год пишется арабскими цифрами, а век римскими.

Ученики пишут определение Хронология – наука о времени.

Далее ученикам нужно поставить понятия в порядке возрастания (работа в парах). Записывают определение Эра промежуток во времени К доске выходят два человека и преобразуют арабские цифры в римские:

5, 7, 10, 25, 41,311, а также соотнести год и век, например: 223 г. III век

Личностные: смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникативные:

умение работать в паре.

Регулятивные: целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  1. Открытие нового знания

Учитель дает задание прочитать первый пункт параграф 1 стр. 5. Вопрос: как начался современный отсчет времени?

Учитель объясняет ленту времени, понятие наша эра и до нашей эры

Ученики отвечают на вопрос. В тетради чертят ленту времени

Позновательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Личностные: нравственно-этическая ориентация — действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

  1. Физминутка

Учитель: Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» — поднимают руки вверх, «нет» — приседают, поставив руки на пояс (движения могут быть другими).

Вопросы

  1. первый месяц года – январь (да)

  2. первый месяц весны – апрель (нет)

  3. в году – 12 месяцев (да)

  4. в феврале – 30 дней (нет)

  5. новый год начинается 31 декабря (нет)

  6. четверть часа – это 15 минут (да)

  7. век – это срок в тысячу лет (нет)

  8. в сутках – 25 часов (нет)

  9. день больше, чем сутки (нет)

  10. часы — прибор для отсчета времени (да)

Ученики повторяют за учителем движения

  1. Счет лет до нашей эры

Работа с учебником стр. 6. На доске учитель объясняет как считать

Ученики читают учебник, отвечают на вопросы

Позновательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Личностные: нравственно-этическая ориентация — действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

  1. Закрепление

      1. Сосчитайте:

  • Сколько прошло лет с первого года нашей эры до сегодняш­него дня? Сколько это составляет полных веков? Какой сей­час идет век?

  • Когда было первое упоминание о Москве (в каком году, веке, тысячелетии)? (В 1147 году, XII веке, во II тысячелетии.)

  • Какой год был раньше и на сколько раньше — 65 г. до н. э. или 40 г. н. э. Объясните, как вы сосчитали. (65 г. до н. э. был раньше на 105 лет.)

  • В 1985 году были найдены останки двух захоронений, кото­рые пролежали в земле 784 года — первое и 920 лет — второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько раньше? (Второе захоронение было сделано раньше на 136 лет.)

Ученики выполняют задания, работая в паре и индивидуально

Регулятивные:

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 Личностные:

самоопределение

  1. Рефлексия

  • сегодня я узнал…

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

Ученики осуществляют оценку того, что было намечено, и чего удалось достичь.

Умение анализировать свою деятельность

  1. Домашнее задание

Уровень 1: параграф 1 отвечать на вопросы

Уровень 2: параграф 1 отвечать на вопросы, дома на ленте времени изобразить даты рождения членов семьи до н. э. и н. э.

Уровень 3: параграф 1, отвечать на вопросы, решение задач

Записывают домашнее задание в дневники

kopilkaurokov.ru

Урок по истории»Счет лет в истории» 5 класс

Муниципальное казенное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большеверейская средняя общеобразовательная школа

Рамонского муниципального район

Конспект урока по истории Древнего мира

в 5 классе на тему

« Счет лет в истории ».

подготовила

учитель истории

Лисичкина И.В.

Тема: «Счет лет в истории».

Цели урока:

1.Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.

2.Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории.

3.Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, сформировать представление у учащихся о ценности времени.

Тип урока: изучение нового материала

Новые термины: хронология, точка отсчета времени, «лента времени», эра, календарь.

Оборудование: учебник, «лента времени», карточки с заданиями.

План урока:

1.Историческая хронология.

2.Календарь.

3.Наша эра и лента времени.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

1). Историческая хронология.

В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи. И так тема нашего сегодняшнего урока «Счет лет в истории»

Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно определить, что происходило до них, а что – после.

Последовательность исторических событий во времени называется хронологией.

В исторической науке счет лет ведется в строгой последовательности по годам. Каждый год обозначается цифрами. Последовательность событий можно изобразить в виде ленты времени.

Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам по календарю.

Кроме месяца, недели, дня существуют и большие единицы времени. Назовите их. (Год, век, тысячелетие).

Год – 365 дней.

Век – 100 лет

Тысячелетие – 1000 лет (10 веков).

Первыми в истории определили длину года (365 дней) древние египтяне. Главное занятие египтян – земледелие, поэтому им нужно было знать, когда сеять и когда убирать урожай.

Давайте попробуем определить к какому веку относится та или иная дата.

Задание.

  1. 1240 год. Это какой век? Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры. Остается цифра – 12, значит прошло 12 полных веков, а идет 13-й, значит 1240 г. — это 13 век.

  2. Если сейчас 2013 год, то какой сейчас век? (21 век).

  3. 882год. Это какой век? (9век).

Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими.

I=1

X =10, его половина V=5

Например — 9 век, как IX (10-1)

2). Календарь.

Название «календарь» происходит от латинского слова «календариум», означающего «долговая книжка». Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были платить проценты по долгам в первый день месяца — календы. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах. Календарь — это система отсчета больших промежутков времени.

Первобытные люди не знали календаря. Они отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. С появлением первых государств связано и создание первых календарей. Сначала счет велся по лунным месяцам, так как изменения лунного диска легко было увидеть и соотнести с определенными промежутками времени. Первый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте. А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.

У каждой древней цивилизации существовал свой счет лет, все народы считали время по-разному. Ученым пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному нам календарю.

В основу современного календаря положен солнечный год. Солнечный год — это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 1 час.

3). Наша эра и лента времени.

Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Точки отсчета лет в разных странах были разные. Например. В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый фараон, счет лет начинался заново. Первый год его правления считался первым, второй – вторым и так далее. Когда этот фараон умирал, к власти приходил новый, и вновь наступал первый год. Римляне первым считали год основания своего города. У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину. Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».

Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.

Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь. Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.).

Рассмотрите на рисунке ленту времени. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа — наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим — первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты — до нашей эры — мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.

Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.

До нашей эры. Наша эра.

  1. Обобщение и закрепление нового материала.

Чтобы лучше разобраться в чете лет, давайте выполним некоторые задания и решим несколько задач.

Решите задачи:

1.Отметьте на линии времени 100 год н. э. и 100 год до н. э. Подсчитайте какой, год был раньше. Насколько раньше?

2. Первое упоминание в летописи о Москве относится к 1147 году. Отметьте на линии времени этот год. Подсчитайте, сколько лет исполнилось Москве в 2002м году.

3.Отметьте на линии времени год основания Рима – 753 год до н. э. Подсчитайте в каком году жители Рима смогут отметить трехтысячелетие своего города.

4.Древний римский писатель Тит Ливий родился в 59 году до н. э., а умер в 17 году н. э. В каком возрасте умер Тит Ливий?

4.Д/З: стр. 28-30 учебника.

В тетради письменно сделать следующие задания:

1. Составить 3 задачи на счет лет в истории.

2. Записать римскими цифрами:

6 — …9 — …11 — …13 — …8 — …16 — …17 — …4 — …19 — …22 — …3 — …

3. Записать арабскими цифрами:

V — …VIII — …XIX — …IV — …III — …XVI — …XIV — …IX — …VII — …XII — …XX — …XXII —

4.Определить век:

1132 год — …567 год — …48 год — …38 год до н.э. — …1700 год — …309 год — …2013 год — …

Список использованной литературы:

1.А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая История Древнего мира. М, Просвещение, 2012 г.

2.О. В. Арасланова, К. А. Соловьев Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. М., ВАКО, 2009 г.

3.А. Н. Майков Введение в историю. М., Вентана – Граф, 2007 г.

4.Г. И. Годер История Древнего мира. Рабочая тетрадь. Часть 1. М., Просвещение, 2014 г.

5.Г.И. Годер Задания и задачи по истории Древнего мира. М., Просвещение, 1996 г.

infourok.ru

Урок по истории «Счет лет в истории» (5 класс)

Никишина Тамара Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ СШ№

г. Вилючинска

Счет лет в истории

Проверка д/з
  • Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

  • Какие наука изучает прошлое человечества?

  • Люди какой профессии помогают историкам отыскивать памятники прошлого?

Д/з §2, составить 5 хронологических задач с ответами

1

      Угадайте, о чем идет речь:

      Без крыльев, без рук оно.

      Быстро летит, не догонишь его. (время)

Чтобы хорошо знать события прошлого, нам необходимо правильно ориентироваться во времени. Для этого существует историческое время. Оно разное: одно событие может длиться месяц, другое – год, а некоторые явления в жизни людей могут длиться тысячелетиями.

Запишите тему урока.

Назовите цель и задачи урока.

Какое же оно – историческое время? Как правильно определить, в каком году произошло то или иное событие? Для этого существует специальная вспомогательная наука – ХРОНОЛОГИЯ, которая устанавливает точные даты исторических событий. Ее верными друзьями являются следующие понятия: эпоха, год, век, тысячелетие.

  • давайте правильно их расставим: кто же из них главнее?

  • какое количество дней содержится в одном году

  • какое количество лет содержится в 1 веке? в 1 тысячелетии?

  • сколько веков в 1 тысячелетии?

Также наука ХРОНОЛОГИЯ при определении времени использует определенные цифры, причем двух видов. Это римские и арабские цифры.

  • Какие единицы измерения времени вы знаете?

  • Расположите единицы измерения времени в порядке возрастания:

Эра, час, день, неделя, секунда, век, год, месяц

Для обозначения веков на ленте времени принято использовать римские цифры.

  1. Определите, какой век обозначен римскими цифрами:

I , V, III , VI, IV, XIX, XX, XVI, XIV, XVIII,XXI

  1. К какому веку относят следующие года

1240, 1945, 1400, 988, 1480, 1861, 2000, 2016

  1. В каком году начался XXI век?

I-1, V-5, X-10, L-50, C-100, D-500, M-1000

Для записи 4 перед V ставят I (отнимают) = IV

Для записи 9 перед X ставят I (отнимают) = IX

5 год – прошло 5 лет, поэтому идет I век.

894 год – прошло 8 веков и 94 года — идет IX век.

1900 год – прошло 19 веков, первый год нового века еще не наступил, поэтому идет XIX век.

Хронология последовательность исторических событий во времени, а также наука об измерении времени

(изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников). Эпоха

  • 1 год = 365 дней

  • 1 век = 100 лет, 1 тысячелетие = 1000 лет

  • 1 тысячелетие = 10 веков

Секунда, час, день, неделя, месяц, год, век, эра

1240 год. Это какой век? Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры. Остается цифра – 12, значит прошло 12 полных веков, а идет 13-й, значит 1240 г. — это 13 век.

99 лет = I век

1200 лет = XII век

1751 год = XVIII век

2

Название «календарь» происходит от латинского слова «календариум», означающего «долговая книжка». Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были платить проценты по долгам в первый день месяца — календы. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах. Календарь — это система отсчета больших промежутков времени.

Стр.10-11

>>> В основу современного календаря положен солнечный год. Солнечный год — это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 1 час.

3

Итак, годы, тысячелетия, века удобнее считать по порядку. Но для этого нужна точка отсчета, т.е. с какого года нужно начинать счет? Какой год считать первым?

В Древнем Египте счет лет производился следующим образом. Этой страной правили цари – фараоны. Каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй год – вторым и т.д. Когда фараон умирал и к власти приходил новый царь (допустим его сын), вновь наступал первый год, затем второй, третий. 

Вопрос классу: Как вы думаете, в чем неудобство данной системы летоисчисления?

Учитель: Иным был счет лет у древних римлян, первым годом они считали год основания Рима.

У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину. Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».

Вопрос классу: От какого события мы ведем счет лет?

Стр.11 рамочка

Сейчас в тетрадях мы нарисуем ленту времени и будем отмечать на ней исторические даты.

Условимся, что время движется слева направо. Отметим на линии текущий год (2016 г.) и еще одну-две даты: скажем год основания Москвы (1147 г.) и год рождения А.С. Пушкина (1799 г.).

Отметим также Рождество Христово – начало нашей эры (н.э.).

 Справа — наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим — первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты — до нашей эры — мы смотрим назад, как бы в обратную сторону.

Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.

Решение хронологических задач.

1. Какой год был раньше и насколько был раньше: 33 г. до н.э. или 33 г. н.э.?

Действия:

Первый шаг — с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг — если события произошли в разные эры, то делим линию времени на 2 части и подписываем их — с левой стороны — до н. э., а с правой стороны — н.э.;

Третий шаг — на линии времени отмечаем нужные даты;

2. Какой год был раньше и насколько раньше: 33 г. до н.э. или 14 г. до н.э.?

3. Какой год был раньше и на сколько раньше: 65 г. до н.э. или 40 г. н.э. Объясните, как вы считали? (на 105 лет)

4. Какое событие было раньше и насколько: Куликовская битва (1380 г.) или основание Санкт-Петербурга (1703 г.)?

5. Рим был основан в 753 году. Через 1900 лет после его основания был основан другой город. В каком году и что это за город? (в 1147 году, Москва)

6. Вашингтон моложе Москвы на 644 года. В каком году был основан этот город? (1791 год)

7. в 1985 г. были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 784 года первое, и 920 лет второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько раньше (второе, на 136 лет)

Вот такого типа задачи в должны составить дома.

Мои исторические исследования. Стр.11

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что изучает хронология?

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *